Новости аэропорт приштина 1999 год операция

Ровно 20 лет, в ночь с 11 на 12 июня российские десантники, неожиданно для своих НАТОвских партнеров совершили знаменитый бросок из Боснии на аэродром Слатина около города Приштина в Косово.

Инцидент в аэропорту Приштины

В мае 1999 года подразделение спецназа ГРУ под командованием нынешнего главы республики Ингушетия майора Юнус-бек Евкуров получает приказ из своего месторасположения в Боснии и Герцеговине направиться к аэропорту «Слатине» и установить над ним контроль. –Я вообще уверен, что в мировой военной истории Приштинская операция навсегда останется примером высокого профессионализма, умелой организации взаимодействия сил и средств, мужества и стойкости российских десантников перед лицом грозного противника. Принято считать, что батальон ВДВ первый занял аэропорт в Слатине (Приштина,Югославия) 12.06.1999. Марш-бросок на Приштину — военная операция вооружённых сил Российской Федерации на территории Союзной Республики Югославия по захвату единственного в Косове аэропорта. 12 июня 1999 года российские десантники заняли аэропорт «Слатина» в Приштине (Сербия) раньше войск НАТО.

Марш-бросок батальона ВДВ РФ изменил историю Югославской войны

Двадцать лет назад, 12 июня 1999 года, российские миротворцы силами одного батальона совершили стремительный марш-бросок на 600 км по территории Боснии и – Самые лучшие и интересные антифишки по теме: Приштина, Югославия, аэродромом Слатина на. Фотокорреспондент и военный обозреватель «АиФ» вспоминает о том, как осуществлялась операция в Косове в июне 1999 года. 24 марта 1999 года на территории Югославии разорвались первые бомбы и ракеты, сброшенные с самолётов НАТО. И когда маршалу Сергееву доложили, что батальон прибыл в Приштину и занял стратегический аэропорт Слатина, господин Тэлботт был очень сильно разочарован и стал звонить Клинтону.

Из Википедии — свободной энциклопедии

  • Как наш десант щелкнул по носу США
  • СОДЕРЖАНИЕ
  • ПУЛЬС СЕРБИИ
  • СОДЕРЖАНИЕ
  • Путин не считает дерзкой операцию военных РФ в аэропорту Приштины в 1999 году

Последнее интервью генерала Бармянцева, участвовавшего в уникальной войсковой операции

  • Марш-бросок на Слатину. История фотографий из косовского аэропорта
  • Инцидент в аэропорту Приштины
  • Из Википедии — свободной энциклопедии
  • Путин назвал причины взятия аэропорта "Слатина" в Косово в 1999 году

Бросок десантников на Приштину

Опасаясь, что российские самолеты направляются в аэропорт, Кларк планировал приказать вертолетам блокировать взлетно-посадочную полосу и запросил вертолетную поддержку у адмирала Эллиса. Штаб Джексона связывался с бригадой США и им сказали, что американцы использовали свое право отказаться от операции. Через два часа позвонили и сказали, что операция возобновлена. Однако в то время плохие погодные условия сделали это невозможным. На следующее утро, в воскресенье, 13 июня, Кларк прибыл в штаб Джексона в Скопье. Кларку было указано, что русские изолированы и не могут быть усилены с воздуха, и что поддержка России была жизненно важной частью заключения мирного соглашения; противодействие им будет только контрпродуктивным.

Кларк отказался принять это и продолжил отдавать приказ о блокировке взлетно-посадочной полосы, утверждая, что его поддерживает Генеральный секретарь НАТО. Джексон отказался выполнять приказы Кларка, как сообщается, сказав ему: «Я не собираюсь начинать Третью мировую войну за вас». Когда снова получил прямой приказ заблокировать взлетно-посадочную полосу, Джексон предположил, что британские танки и бронемашины будут более подходящими, зная, что это почти наверняка будет наложено вето британским правительством. Кларк согласился. Джексон был готов уйти в отставку, а не следовать приказу Кларка.

Говорят, что кто-то потом пытался остановить колонну и даже развернуть ее обратно? Когда батальон наших миротворцев вошел в Приштину, и CNN показало на весь мир бронетранспортеры с российскими флагами, вскоре из Москвы поступила команда… остановить колонну. Я опешил!.. Совершить многочасовой марш, преодолеть 600 с лишним километров, и когда до цели оставалось всего ничего, остановиться?! Чтобы аэродром раньше нас захватили войска НАТО? Я ответил, что это невозможно. Батальон уже вошёл в горный массив автономного края Косово, и слышимости с батальоном никакой. А до этого был приказ идти только вперёд.

И я доложил командованию, что у меня нет связи с колонной — она появится минут через сорок, когда десантники пройдут горную гряду. И только тогда я смогу доложить, где находится батальон. Хотя связь, конечно, была. Но этого времени как раз хватало, чтобы наши успели захватить аэродром. И тогда никто бы уже не рискнул развернуть батальон обратно. Но с точки зрения военного искусства, я поступил правильно. Я не мог сорвать движение колонны, которая потом превратилась бы в дезорганизованную массу, и мы не выполнили бы главную задачу. Как удалось усыпить бдительность соседей, чтобы они не предприняли попыток помешать?

И ушли на маршрут из-под носа американского контингента, чьи наблюдатели до самого прибытия десантников в Косово не знали, куда делась эта группа. Они думали, что колонна двинулась на железнодорожную станцию, где обычно происходит ротация войск — одни прибывают, другие убывают. А уже на подходе колонны к Сербии я принял этот батальон, чтобы провести его через две государственные границы. Что, сами понимаете, непросто. Я двигался на своей машине впереди колонны, привел ее в Белград, вывел из Белграда и уже на прямой в Косово передал командование батальоном генералу Заварзину — нашему спецпредставителю в штаб-квартире НАТО, который инкогнито вылетел из Брюсселя в столицу Сербии. Он пересел в мою машину и благополучно довел батальон до Приштины. А я вернулся в посольство и руководил операцией оттуда, получая указания из Центра. И когда маршалу Сергееву доложили, что батальон прибыл в Приштину и занял стратегический аэропорт Слатина, господин Тэлботт был очень сильно разочарован и стал звонить Клинтону.

Ну, дальше я уже не знаю. Может, Клинтон и угрожал Ельцину , я такой информацией не обладаю. Вокруг него вооруженные шайки ходили албанцев… — Да, опасность была, но мы по периметру авиабазы правильно расставили свои силы, чтобы с натовскими войсками не соприкасаться. Правда, один хитрый англичанин попытался разбить палатку рядом с нами и поднять над ней британский флаг. Чтобы сфотографироваться и доложить своему начальству, что находится в Приштине, на аэродроме Слатина. Но ему вежливо объяснили, что это наша территория и британский флаг тут не уместен, и он расстроенный, сразу удалился. Операция был скоординирована не только с праздником независимости России, но и с планами группировки НАТО по вводу в Косово своих войск. Мы знали достоверно, что они планировали утром 13-го июня войти в Косово.

Вот из этого и исходили. Как он отреагировал? На вас пытались американцы выходить, англичане? Вы знаете, на меня никто не давил. Я был на тот период в военно-дипломатическом корпусе в Белграде самым высшим по званию: генерал-лейтенант. Кто на меня мог там давить? Какой-то военный атташе США, полковник или подполковник?

С другой стороны к аэродрому приближались английские танки. Обе колонны остановились перед российскими блокпостами. В небе появились десантные вертолёты. Пилоты британских вертолётов предприняли несколько попыток приземлиться на аэродром, однако эти попытки были пресечены экипажами российских БТРов. Как только вертолёт заходил на посадку, к нему сразу же устремлялся БТР, препятствуя таким образом его манёвру. Потерпев неудачу, британские пилоты улетели. Генерал Майкл Джексон — командующий группировкой силами НАТО на Балканах, вышел впереди танковой колонны и, повернувшись спиной к российским солдатам, начал жестами зазывать танки вперёд, двигаясь спиной к блокпосту. Один из офицеров, находившийся на блокпосту, потребовал генерала Джексона так не делать, под угрозой применения оружия [6]. При этом российские солдаты взяли в прицел ручных гранатометов британские танки. Таким образом была показана серьёзность намерений российских солдат. Британские танки остались на своих позициях, прекратив попытки прорыва на территорию аэропорта «Слатина». Хотя командующий силами НАТО в Европе американский генерал Уэсли Кларк приказал британскому генералу Майклу Джексону захватить аэродром раньше русских [7] , британец ответил, что не собирается начинать Третью мировую войну [7]. Впоследствии известный британский певец Джеймс Блант , служивший в 1999 году в НАТОвской группировке, свидетельствовал о приказе генерала Кларка отбить аэродром у российских десантников [8]. Блант заявил, что не стал бы стрелять в русских даже под угрозой трибунала [9]. Кроме того, Блант рассказывал: «Около 200 русских расположились на аэродроме…. Кларк использовал необычные для нас выражения. Для захвата аэродрома были политические причины. Но практическим следствием стало бы нападение на русских».

В июле Москва тоже нарастила свои силы, перебросив военных по воздуху и морю. С 15 октября Россия разрешила использование аэропорта для осуществления пассажирских рейсов. Главным политическим итогом броска стало пребывание миротворцев из РФ в Косово вплоть до 2003 года; при этом НАТО так и не выделила России отдельного сектора на захваченных землях. Популярное за неделю.

Лёха-гранатометчик против НАТО. История броска на Приштину

На телеэкранах жители России и Западной Европы видели две разных войны. Картинки разительно отличались. Однако в параллельных мирах жили не только обычные люди, но и военные. Впоследствии выяснилось, что эффективность бомбардировок преувеличивали.

Косово — не пустыня, где танки стоят, словно мишени в тире. В горнолесной местности технику легче спрятать. Натовцы зачастую наносили удары по макетам.

Однако и противодействовать атакам авиации с больших высот сербы не могли. По американским официальным оценкам, армия Югославии в результате авианалётов потеряла 120 танков, 220 прочих бронемашин и 450 артиллерийских орудий. Однако после войны, в 2000 году, комиссия антисербской коалиции, направленная для изучения вопроса на место Allied Force Munitions Assessment Team , обнаружила в Косове лишь 14 уничтоженных танков, 18 бронетранспортёров и 20 артиллерийских орудий и миномётов — то есть на порядок меньше.

Что в целом соответствует югославским данным. С другой стороны, югославские заявки на многочисленные сбитые ими самолёты коалиции так и не получили подтверждения. Серьёзные потери понесли и ВВС Югославии.

Порой авиация НАТО досадно мазала. Например, 14 апреля 1999 года она по ошибке разбомбила колонну албанских беженцев на трассе Джяковича-Дечани, приняв её за югославских военных. В результате погибли 73 албанца, ещё 36 человек получили ранения.

Наземную операцию союзники проводить не хотели. Бомбы и ракеты разрушали заводы и выносили инфраструктуру. Югославию вбамбливали в «каменный век».

США напомнили, что в этом мире действует правило «The might is right» — «Сила есть право». В июне было подписано соглашение, по которому югославские войска покидали край. Бросок на Приштину Тогда Россия, которая не смогла остановить агрессию, сделала ход конём.

Военнослужащих российского миротворческого контингента, находившегося в Боснии, спешно перебросили в Косово. Группа из 206 десантников на 15 БТР и 35 автомобилях совершила 620-километровый марш и утром 12 июня заняла Слатину — военный аэродром в 15 км от Приштины, столицы края Косово и Метохия. Боевой дух у десантуры был на высоте — бойцы готовы были «вломить албанцам».

Колонна прибыла в Слатину в пять утра и, простояв два часа, к 7:00 заняла позиции. Дальше было самое интересное. Русских не ждали — военную базу хотели занять британские войска.

В дальнейшем базу собирались использовать для приёма транспортных самолётов, потому ВПП практически не пострадала от бомбёжек. В отличие от самой базы.

Евкуров стал непосредственным участником спецоперации, которая вошла в историю как «бросок на Приштину». Аэропорт Слатина в охваченном гражданским конфликтом Косове был объектом, который технически подходил для переброски в край крупных группировок сухопутных сил НАТО, и контроль над ним позволял России участвовать в справедливом урегулировании ситуации.

Все их перемещения мы "вели" и фиксировали, поэтому, когда набралось достаточно подтверждающей информации, батальон двинулся в точку назначения Евгений Андрушин Бывший офицер Главного оперативного управления МО РФ Последние километры через столицу Косова — Приштину — российский десант верхом на броне летел в режиме "педаль в пол" — БТР от такой езды постоянно "кипели", но на остановку не было даже минуты лишнего времени.

Притормозить пришлось лишь на центральных улицах города — местные жители, вышедшие встречать российских десантников, запускали фейерверки, несли цветы и вино и всячески мешали соблюдать график. Ровно в два часа ночи 12 июня российские военные заняли территорию аэродрома Слатина без единого выстрела и установили контроль по периметру. Через 45 минут после того, как пулемётчики и снайперы заняли свои сектора, вдали показались огни военных автомобилей и силуэты бронемашин, совсем не похожих на российские. Особенно отличился тогдашний замгоссекретаря Строуб Толботт. Традиционно спокойный дипломат на встрече в МИД яростно кричал и требовал "немедленно вывести войска" и несколько раз заявил, что "Россия пожалеет".

Ему в духе времени и в лучших традициях хорошего тона пообещали уладить вопрос. Сбив спесь с американских ястребов, делегацию проводили с глаз долой. К тому моменту, когда Толботт со своими советниками приземлился в Брюсселе, военные уже сделали дело — аэродром Слатина был под контролем, а силы KFOR были заблокированы. Атака века: как советские морские волки затопили корабль с четырьмя тысячами нацистов Первым батальоном НАТО, прибывшим на место, оказался механизированный корпус британских военных. Уже потом станет ясно: британцы готовились к штурму аэродрома — кроме лёгких бронемашин они привезли с собой и танки "Чифтен".

Узкий подход к аэродрому войскам НАТО блокировали два российских блокпоста.

Своими воспоминаниями поделятся участники события -- бывшие российские военные и военнослужащие сил НАТО. Зрители смогут узнать, как сложилась судьба наших десантников, многие из которых увидят друг друга впервые за прошедшие после тех событий годы. А военные награды, по разным причинам не вручённые им пятнадцать лет назад, возможно, найдут, наконец, своих героев.

Английский генерал Майкл Джексон

  • Похожие статьи
  • Путин рассказал, как принималось решение о взятии аэропорта Слатина в Косово
  • Путин раскрыл нюансы захвата российской армией аэропорта в Косово в 1999 году
  • Приштинский бросок: украденная победа России — Десантура.ру
  • Путин рассказал, как принималось решение о взятии аэропорта Слатина в Косово - Российская газета
  • Марш-бросок на Приштину — Википедия Переиздание // WIKI 2

Путин заявил, что не считает дерзким поведением операцию в аэропорту Приштины в 1999 году

Опасаясь, что российские самолеты направляются в аэропорт, Кларк планировал приказать вертолетам блокировать взлетно-посадочную полосу и запросил вертолетную поддержку у адмирала Эллиса. Штаб Джексона связывался с бригадой США и им сказали, что американцы использовали свое право отказаться от операции. Через два часа позвонили и сказали, что операция возобновлена. Однако в то время плохие погодные условия сделали это невозможным. На следующее утро, в воскресенье, 13 июня, Кларк прибыл в штаб Джексона в Скопье. Кларку было указано, что русские изолированы и не могут быть усилены с воздуха, и что поддержка России была жизненно важной частью заключения мирного соглашения; противодействие им будет только контрпродуктивным. Кларк отказался принять это и продолжил отдавать приказ о блокировке взлетно-посадочной полосы, утверждая, что его поддерживает Генеральный секретарь НАТО. Джексон отказался выполнять приказы Кларка, как сообщается, сказав ему: «Я не собираюсь начинать Третью мировую войну за вас». Когда снова получил прямой приказ заблокировать взлетно-посадочную полосу, Джексон предположил, что британские танки и бронемашины будут более подходящими, зная, что это почти наверняка будет наложено вето британским правительством. Кларк согласился. Джексон был готов уйти в отставку, а не следовать приказу Кларка.

Оттуда ведущим разведывательным отрядом в гонке на Приштину командовал британский капитан Джеймс Блант. Солдаты ФСК первыми вошли в контакт с российскими войсками в аэропорту и доложили о происходящем генералу Джексону. Вечером Джексон вылетел на вертолете в Приштину для проведения пресс-конференции, а затем отправился на встречу с генералом Виктором Заварзиным , который командовал небольшим российским отрядом.

Согласно другим источникам, был еще один русский человек по имени «полковник Баранов», который на самом деле был командиром подразделения спецназа , контролировавшего авиабазу и всю миссию. Этот человек постоянно носивший маску , также известный под кодовым именем Волкодав рус. Офицер неоднократно наблюдался во время первоочередных российских миссий по всему миру, хотя его настоящая личность остается неизвестной.

Укрывшись от проливного дождя в разрушенном терминале аэропорта, Джексон поделился с Заварзиным фляжкой виски, что привело к потеплению отношений, хотя «полковник Баранов» категорически отказался участвовать в разговоре. В тот вечер генерал Кларк все еще казался одержимым возможностью переброски дополнительных российских войск, хотя НАТО контролировало воздушное пространство. Россия поставила в дежурный режим несколько авиабаз и подготовила десантные батальоны к отправлению в Приштину на военно-транспортном самолете Ил-76.

Опасаясь, что российские самолеты направляются в аэропорт, Кларк планировал приказать вертолетам блокировать взлетно-посадочную полосу и запросил вертолетную поддержку у адмирала Эллиса. Штаб Джексона связывался с бригадой США и им сказали, что американцы использовали свое право отказаться от операции.

Для захвата аэродрома были политические причины.

Но практическим следствием стало бы нападение на русских». В конце концов командующий британской группировкой на Балканах Майкл Джексон заявил, что «не позволит своим солдатам развязать Третью мировую войну». Он дал команду «вместо атаки окружить аэродром» [10].

Совершив марш-бросок, российский батальон остался без снабжения, рассчитывая получить его по воздуху самолетами. В первые дни, когда у российских солдат возникли проблемы с водой, минералкой выручили натовцы. Может, мы поделим аэродром?

Переброска десантников из Пскова, Рязани и Иванова Морской маршрут. Переброска десантников и техники из Тулы По плану операции после захвата аэропорта «Слатина» на него в скором времени должны были совершить посадку военно-транспортные самолеты ВВС России , которыми должно было быть переброшено не менее двух полков ВДВ и тяжелая военная техника. Все это время российские и британские войска в районе аэропорта «Слатина» не уступали друг другу ни в чём, хотя на территорию аэропорта была допущена малочисленная делегация во главе с генералом Майклом Джексоном.

В ходе сложных переговоров стороны договорились разместить российский военный миротворческий контингент в Косово в пределах районов, которые подконтрольны Германии , Франции и США. России не было отведено специального сектора из опасения со стороны НАТО , что это приведёт к фактическому разделению края. При этом аэропорт «Слатина» находился под контролем российского контингента, но должен был использоваться также силами НАТО для переброски их вооруженных сил и других нужд.

В течение июня-июля 1999 года в Косово с аэродромов в Иваново , Пскове и Рязани прибыли несколько военно-транспортных самолётов Ил-76 с российским миротворческим контингентом ВДВ , военной техникой и оборудованием. Начиная с 15 октября 1999 года аэропорт «Слатина» стал принимать и отправлять международные пассажирские рейсы, вновь получив статус международного аэропорта. Путин в сопровождении российских десантников на площадке аэропорта «Слатина», июнь 2001 года Итоги Российская Федерация, распоряжаясь единственным аэропортом в регионе, смогла диктовать НАТО свою позицию, что в итоге привело к тому, что НАТО выделило российским миротворческим силам зоны ответственности, в том числе под контролем России оставался сам аэропорт «Слатина».

После захвата плацдарма шесть транспортных самолетов ВВС России должны были доставить в регион серьезное подкрепление небольшому контингенту, удерживающему аэропорт Приштины. И если бы воздушное пространство для них не было оперативно перекрыто, то «назревающий кризис мог вылиться в нечто, чего не знала холодная война, — прямое столкновение натовских войск с российскими».

Впоследствии Чеку тупо пошел на прорыв, но был захвачен россиянами. Взятие в плен на блокпосту настолько высокопоставленного албанского командира вызвало реакцию, близкую к Армагеддону. Чеку был допрошен россиянами и отпущен под английские гарантии.

Впоследствии отношение к Чеку несколько раз подвергалось сомнениям, поскольку англичане и американцы до сих пор не очень понимают, что именно генерал Чеку мог наговорить россиянам за то время, что пребывал в плену. В том числе и о вопросе координации операции против российского контингента в Слатине с англичанами. Почему не получилось? Закрепившись в Слатине, отряд оказался в полной изоляции. Над зданием аэропорта подняли два флага: России и ВДВ, но даже крыша аэропорта была разрушена, не было воды, еды и электричества.

Находиться там длительное время без поддержки не было никакой возможности. Вокруг лагерем расположились англичане, а Агим Чеку группировал новые силы под Дреницей, обстреливая российские позиции. У этого плана было множество противников. Еще утром 11 июня Квашнин позвонил генералу Заварзину и приказал ему развернуть колонну обратно в Брчко. Заварзин отказался, объяснив это тем, что приказ о занятии Слатины ему отдал непосредственно Верховный главнокомандующий Борис Ельцин, а Анатолий Иванович Квашнин может идти с его распоряжениями куда угодно.

Конфликт начальника Генштаба с подчиненными к тому времени уже перешел все разумные пределы, генерал Квашнин в армии превратился в «нерукопожатную» фигуру. Его поведение вызывало крайне неприязненное отношение. Причем причина этого крылась в странном поведении именно на международной арене. Квашнин отрыто утверждал, что Россия не должна идти на конфронтацию с НАТО, у нее, по его словам, физически не таких возможностей, а потому и не следует устраивать такие демонстративные акции, как захват Слатины. С точки зрения начальника Генштаба это была бессмысленная операция с тяжелыми политическими последствиями.

По сути дела, позиция Квашнина — начальника Генерального штаба — вошла в резонанс с позицией офицеров ниже по званию. Квашнину припомнили все: и его происхождение из «пиджаков», то есть гражданских, получивших воинские звание на военных кафедрах, и его действия во время первой чеченской кампании. Неприязнь к генералу Квашнину в армии совпала с политической позицией руководства страны, которое впервые вспомнило о статусе супердержавы. Вся операция по занятию аэропорта Слатины проводилась втайне от начальника Генерального штаба и вопреки его политической позиции.

Путин назвал причины взятия аэропорта "Слатина" в Косово в 1999 году

В конце марта 1999 года страны НАТО принимают решение подвергнуть территорию Югославии бомбардировкам. 24 марта 1999 года наш самолёт российский с Примаковым развернулся над океаном. Путин заявил, что не считает дерзким поведением операцию в аэропорту Приштины в 1999 году. В ночь с 11 на 12 июня 1999 года 200 российских десантников в ходе секретной операции взяли под контроль аэродром «Слатина» на территории Косово, за 7,5 часов совершив марш-бросок, преодолев на бронетранспортёрах расстояние почти в 600 километров.

Инцидент в аэропорту Приштины

Счёт шёл на часы. О предпосылках югославского кризиса, о его развитии сказано уже немало. Сегодня речь о «приштинском броске» — захвате аэропорта Слатина и последовавшем за этим полномасштабном вводе в этот район российского миротворческого контингента. Как позже вспоминал бывший начальник Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны России генерал-полковник Леонид Ивашов, данное решение шло вразрез с военными планами НАТО, что могло привести к началу полномасштабной войны. В связи с этим операцию было предложено провести молниеносно, скрытно и неожиданно для НАТО. По его мнению, такой план развития событий был изначально обречен на успех, так как руководство НАТО не было в полной мере готово к полномасштабной наземной операции. Интересно, что подробные обстоятельства данной операции до сих пор засекречены.

За месяц до броска майор Юнус-бек Евкуров, находившийся в тот момент в составе международного миротворческого контингента в Боснии и Герцеговине, получил задание в составе группы военнослужащих подразделения российского спецназа скрытно взять аэропорт Слатина под наблюдение и подготовиться к прибытию основных сил. Задача была выполнена безукоризненно. К слову, натовским контингентом также планировалось установление контроля над этим объектом, причем дата выдвижения сил альянса они хотели выступить из Македонии планировалась на то же число — 12 июня. Русский характер За одну ночь российская колонна стремительно пролетела по балканским дорогам шесть сотен километров. Борта нашей техники были отмечены триколором, и в Сербии, в Косово, местное население, несмотря на позднее время, с радостью и воодушевлением встречало россиян.

Российскую группу возглавлял майор Юнус-Бек Евкуров. Задание о взятии под контроль аэропорта он получил еще в мае. Всего в его команду вошли 18 бойцов спецназа ГРУ. На территорию Косова они проникли тайно, после занятия аэропорта они удерживали его до прибытия основных сил российского контингента. Подробности операции по захвату Слатины остаются секретными.

До сих пор на эти вопросы можно было только строить предположения. Спустя 20 лет, наконец, стало известно его имя. В декабре 1996 года был назначен атташе по вопросам обороны при посольстве России в Белграде. В феврале 2000 года закрытым указом президента получил звание Героя России с формулировкой «за мужество и героизм, проявленные при выполнении специальных заданий в условиях, сопряжённых с риском для жизни». Одним из таких заданий был вооруженный захват аэродрома Слатина в автономном краю Косово, чтобы не дать войти туда войскам НАТО. Под предлогом гуманитарной катастрофы в Косово они стали бомбить Белград, «предотвращать» гуманитарную катастрофу негуманитарными методами. Из-за того, что в Косово сербы якобы вырезают албанцев… На самом деле ведь именно албанцы творили безобразия — их там проживало подавляющее большинство по сравнению с сербами. Оставалось только одно белое пятно — Югославия. И натовцам было очень важно уничтожить режим Слободана Милошевича, занять территорию этих стран и подчинить их своему влиянию. Косово — самый промышленно развитый район Сербии, ее исконная территория. Поэтому они посчитали, что начать надо эту операцию где-то с юга и потом постепенно переходить дальше и дальше, овладеть Косово, чтобы потом распространить своё влияние как на Белград, так и на Черногорию. Вот основная цель была этой операции. В последующем, когда они начали бомбардировки, то поразились удивительной стойкости сербов и почувствовали бесперспективность воздушных ударов, понимая, что такими методами вряд ли добьются успеха. Надо было проводить наземную операцию. В то же время они боялись её проводить, потому что знали: вся территория Косово занята югославскими войсками, которые по своему боевому составу превосходили контингент так называемых «миротворческих» сил НАТО. Естественно, им не хотелось в столкновении с сербами терять своих людей. И тогда они предприняли активный натиск на президента Слободана Милошевича, чтобы тот вывел свои войска из Косово и разрешил туда ввести войска НАТО. Видя, что идёт такой планомерный нажим на режим Милошевича, наше руководство приняло решение направить меня из Белграда и предупредить представителя НАТО о том, что нельзя вводить войска без соответствующего решения Совбеза ООН. Командующий натовской группировкой британский генерал Джексон мне ответил: «Да, я понимаю, это неправильно. Я не хочу стать инициатором Третьей мировой войны. Поэтому прекращаю это совещание. И сейчас буду согласовывать свои действия с непосредственным командованием». Этими усилиями нам удалось снять давление со стороны натовцев на Милошевича и перевести переговоры в нормальное дипломатическое русло. Американцы, понимая, что ничего не добились, попросили наше руководство помочь им убедить югославского президента вывести свои войска и дать разрешение на ввод натовских сил в Косово. В Белград вылетел представитель президента России Виктор Черномырдин, которому удалось сделать то, что не сделали американцы: убедить Милошевича прекратить сопротивление и ради сохранения жизней мирных людей согласиться с планом по выводу югославских войск из Косово и разрешить натовскому контингенту войти на территорию края. Милошевич, скрепя сердце, принял это тяжелое для него решение. Но наше руководство надеялось, что после таких действий России, которые практически сняли напряжение в отношениях Запада и режима Милошевича, США и руководство НАТО выделят России какой-то сектор безопасности в этом Косово. Но этого не случилось. Более того, была сделана попытка, чтобы вообще отстранить Россию от участия в решении глобальных вопросов безопасности в Европе. Естественно, это нас не устраивало, и в Москве было принято решение провести такую спецоперацию как политического, так и военного характера. Что мы и сделали, обведя вокруг носа аналитиков Пентагона. Они даже предположить не могли, что стратегический аэродром в Косово будет без единого выстрела взят русскими десантниками. Читайте также Военные тайны: Кто из окружения Путина «слил» США ядерные технологии Вашингтон уверен, что Москва проводит атомные испытания очень низкого уровня «СП»: - Вы были непосредственным руководителем этой операции по овладению аэродромом Слатина, или одним из участников? Всей операцией руководил Генеральный штаб Вооруженных сил Российской Федерации, а на месте данной операцией руководил я. Много было вопросов, которые принимались мною лично.

Полицейские патрули и пограничники обеспечили «зеленый коридор». Нас вели, разведка сработала на пять баллов. Я предполагал, что что-то будет. Час-два-три прошло, и кто-то мог очухаться, натовцы могли высадить десант посадочным способом. Что им стоит? Ведь нам противостояла огромная махина НАТО. Конечно, мы готовились к неожиданностям, вплоть до боестолкновений. У нас был полный боекомплект. Но расчет был на внезапность — двинулись в воскресенье прямо по автобану, хотя знаю, что рассматривался вариант движения по горам. Мы «летели» по дороге. Потом я узнал, что американским командованием было принято решение высадить рейнджеров, организовать засаду и задержать нас любым способом. Якобы, у них на борту самолета ВТА с группой захвата оторвался какой-то баллон, , поранил кого-то, и эта затея сорвалась. Может, у них хватило ума не доводить дело до боестолкновений. Но нам-то было не очень весело. А ведь это большая проблема. Всех интересует только одно — кто отдал приказ на марш? А какое мое дело, кто отдал? Мне отдал приказ мой непосредственный начальник, и я не в праве задавать вопросы, кто в верхних эшелонах принимал решение. Это не мое дело, ведь мы получили приказ, и пошли его выполнять. Я знаю, что наградили не всех. Была учреждена медаль «Участнику марш-броска Босния-Косово». Кого-то отметили, но точно знаю, что два моих заместителя ее не получили. Почему, не знаю. Пять лет назад я встречался в Иваново с моим заместителем по воспитательной части Евгением Морозовым и начштаба батальона Вадимом Полояном, оставшимися без медалей. Смех, да и только. Мне говорят: «Командир, как же так? А что я могу сделать? Был готов свою медаль отдать, но надо было две… Но я точно знаю, что эти награды получили и те, кто в этом марше не участвовал. Вся наша наградная структура, те, кто сидят в штабах, должны были из кожи вон вылезти, чтобы найти и наградить всех участников марша. Через два года после марш-броска ко мне приехал солдат из деревни в Рязанской области и говорит, что в деревне все его подкалывают, мол, вешаешь лапшу, что участник марша в Косово, а медали нет. Пришлось снова звонить в кадровые органы и требовать… Лично для меня награды не важны, я говорю это без рисовки. Лучшая награда — это то, что я сохранил бойцов, за которых отвечал… Вытащить людей из такой переделки было очень сложно… Опыт показывает, что потери — возвратные и безвозвратные — далеко не все боевые. Огромный процент потерь по разгильдяйству, в силу беспечности, небрежного обращения с оружием, непредусмотрительности. Мы же в тех условиях избежали этого, у нас не было ни одной травмы. Получилось, что меня невольно как бы вычеркнули из истории. Тут же сработал российский менталитет — ко мне перестали приезжать и задавать вопросы. Появилась масса оценок, новых версий, догадок, но я к этому спокойно отношусь… - Когда вошли в Косово, с чем и кем столкнулись? Они нас немного задержали. Когда были за городом, прозвучал грозный звонок из Москвы. Колонну остановили. Генерал Рыбкин с кем-то долго разговаривал по телефону, потом мы убедили его, что надо еще пройти шесть километров и завершить выполнение задачи. Мы должны были занять аэродром к 5. К этому времени его должны были оставить подразделения сербских ВС и подойти английская бригада. Мы опередили ее на полтора часа. Мы успели занять позиции и были готовы к бою. Захватили взлетную полосу, блокировали ее бронетранспортерами, разминировали основные пути подхода, перекрыли шоссе на Македонию, оборудовали позиции по периметру. Окопы и капониры для бронетехники рыли в скальном грунте трое суток. Через полтора часа как расположились, с одного из постов доложили, что подошла английская разведка. Англичане остановились в пределах видимости и просто «обалдели», увидев наших десантников. Подъехал английский генерал, поговорили на «эсперанто» - ломаном английском. Что вы тут делаете? Здесь должны быть мы», - услышал примерно такие слова. Пришлось отвечать, что они опоздали, что здесь — позиции русского десанта. Генерала проводили в штаб к нашему генералу. Столкновений не было… Сербские девушки целуют комбата Сергея Павлова спустя 14 лет после легендарного броска на Приштину. Не мне давать политическую оценку, прав Милошевич, когда ввел туда войска, или нет, и кто кого начал резать. Политики и историки разберутся. Но Запад действовал здесь, демонстративно игнорируя Россию. Черномырдин сутками заседал с Олбрайт, но в итоге Косово стали делить на зоны ответственности без России. Тогда и было принято решение зайти в Косово самостоятельно. Наш батальон был передовым отрядом — воинским формированием, которое захватывает рубеж, участок местности, район и обеспечивает подход главных сил. Мы должны были обеспечивать высадку наших главных сил на аэродром. Правда, по ряду причин десант не высадился, и российский миротворческий контингент прибыл другим путем. Главное, что нам удалось — Россия приняла участие в судьбе косовских сербов. Первоначально этого было достаточно, чтобы не допустить геноцида, который там творили албанцы. В этом и заключалась наша миссия. Что произошло потом, хорошо известно, но не нам судить. Я, во всяком случае, не хочу давать политических оценок.

Путин не считает дерзкой операцию военных РФ в аэропорту Приштины в 1999 году

Он решил не согласовывать это с высшими должностными лицами, в том числе со своим начальством, но в конечном итоге это было сделано. На вопрос "Зачем? Сам Путин ответил, что не возражает против захвата объекта, если военные считают это целесообразным. В ночь с 11 на 12 июня операция была успешно проведена.

Конфликты возникали и между косовскими албанцами и сербами. В начале 1990-х годов СФРЮ распалась, на территории бывшей федерации вспыхнуло несколько войн. Вскоре радикалы подняли голову и в Косове, где при поддержке западных спецслужб была создана так называемая Армия освобождения АОК. С 1998 года её боевики взяли курс на отделение Косова от Союзной Республики Югославия военным путём. Осенью того же года официальный Белград под давлением поддерживавшего АОК блока НАТО объявил в Косове перемирие, но уже в январе 1999-го из-за нападений албанских боевиков на мирное население боевые действия возобновились.

Бомбардировки Югославии Ссылаясь на факт обнаружения в районе села Рачак тел албанцев в гражданской одежде, западные страны обвинили сербских силовиков в проведении этнических чисток. Выводы финских, белорусских и сербских экспертов, свидетельствовавшие о том, что убитые — переодетые боевики со следами пороха на руках, на Западе были проигнорированы. Под натовскими бомбами и ракетами разрушались гражданские объекты и гибло мирное население», — рассказал в интервью RT академик Академии военных наук полковник запаса Андрей Кошкин. Бомбардировки Югославии продолжались около трёх месяцев. По информации МИД России, жертвами натовских ударов стали около 2 тыс. Более 10 тыс. Были уничтожены 14 крупных промышленных предприятий и десятки мостов. За то, что американцы якобы взяли на себя продвижение интересов партнёров на Балканах, США заставили европейцев согласиться на дальнейшее расширение НАТО на восток и реорганизацию, позволившую нарастить влияние Вашингтона в альянсе», — рассказал эксперт.

Формальным поводом для авиаударов стали обвинения в... Кроме того, по словам Андрея Кошкина, Соединённые Штаты получали возможность разместить в Косове военную базу.

Я был тогда секретарем Совета безопасности. Ко мне пришел начальник Генерального штаба, тогда генерал Анатолий Квашнин, и он мне сказал о том, что вот есть такая идея — захватить этот аэропорт. На вопрос «Зачем? Путин уточнил, что Квашнин не рискнул согласовывать операцию с высшим военно-политическим руководством страны, в том числе с Минобороны, однако марш-бросок на Приштину совершил и аэропорт занял. Генерал пришел к главе Совбеза и интересовался его мнением, а после одобрения отдал приказ.

На руку она была и НАТО — альянс отпраздновал 50-летие и вроде как продемонстрировал свою нужность и значимость. Нашей стране похвастать было нечем. Нужна была своя «маленькая и победоносная» — пусть и в рамках чужой войны. Готовиться к ней начали еще в мае 1999 года. К концу мая аэропорт полностью контролировался отрядом российских разведчиков. Подробности той операции под руководством Юнус-Бека Евкурова до сих пор остаются зашифрованными. Передовой отряд российского десанта, базировавшийся в Боснии и Герцеговине, в составе 206 человек, 15 БТР и 35 автомашин сопровождения выдвинулся в сторону югославской границы утром 11 июня. Им предстояло преодолеть свыше 650 километров в самые кратчайшие сроки, чтобы успеть занять аэродром «Слатина» до подхода натовских сил, базировавшихся в соседней Македонии. Как ни странно, десантникам, двигавшимся под российскими флагами по дорогам разбомбленной Югославии никто не препятствовал. Кроме своих же… Узнав о выдвижении колонны, начальник Генштаба Анатолий Квашнин приказал Виктору Зварзину, возглавившему марш-бросок, срочно повернуть назад. Зная, что решение принято лично Президентом РФ, а приказ отдан Министром Обороны, Зварзин отключил телефон и не реагировал на вызовы по командно-штабной связи. Утром 12 июня батальон вошел в Приштину и вскоре занял аэродром, организовав круговую оборону. Четырьмя часами позже перед российскими блокпостами появились две британские колонны техники. Несостоявшаяся Третья мировая Догадин Алексей Иванович — тот самый Леха-пулеметчик, вспоминал, что в момент занятия аэродрома страха как такового не было.

С прибытием в Косово российского миротворческого контингента из края уходит бригада десантников

Бросок на Приштину — удачная операция российской армии в Европе в конце 90-х и потому предмет отчаянного фапа поцреотов на протяжении всех 00-х. бомбардировки) НАТО в Югославии. Терминал аэропорта Приштины в 2013 12 июня 1999 оложениеПриштина Международный аэропорт, Косово, Югославия РезультатЗахват и установление российскими войсками контроля над единственным аэропор. 10 июня 1999 года НАТО завершило военную операцию в Югославии, после чего приступило к подготовке к вводу 12 июня войск в Косово и Метохию. И когда маршалу Сергееву доложили, что батальон прибыл в Приштину и занял стратегический аэропорт Слатина, господин Тэлботт был очень сильно разочарован и стал звонить Клинтону. Российский президент Владимир Путин считает, что операция военных РФ по захвату аэропорта Приштины во время событий в Югославии в 1999 году не была дерзкой, и ей не придает такого большого значения, как отдельные наблюдатели.

Югославия под ударом: «Союзная сила» «милосердного ангела»

В марте-июне 1999 года натовские войска вели бомбардировки военных и гражданских объектов, рассчитывая помочь косовским сепаратистам выйти из-под контроля Белграда. 10 июня 1999 года завершилась военная операция НАТО, в ходе которой по Союзной Республике Югославии наносились массированные ракетно-бомбовые удары. Принято считать, что батальон ВДВ первый занял аэропорт в Слатине (Приштина,Югославия) 12.06.1999. Колонна продолжила следование и в 2 часа ночи 12 июня 1999 года прибыла в Приштину. Это было начало натовской операции против Югославии, имевшей официальное название «Союзная сила» (Allied Force).

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий