Синдром отличника — это стремление человека достигнуть высоких результатов, чтобы получить высокую оценку, похвалу, одобрение со стороны. это желание делать все идеально, преуспевать во всех сферах жизни и обязательно получать высокую оценку окружающих. Синдром отличника — это стремление человека достигнуть высоких результатов, чтобы получить высокую оценку, похвалу, одобрение со стороны. «Синдромом отличника» называется неестественная зависимость от мнения окружающих, маниакальное стремление добиваться успеха и одобрения во всем, что делаешь.
Как помочь ребенку, оказавшемуся во власти синдрома отличника
- Что такое синдром отличника и чем он опасен
- Как избавиться от синдрома отличника взрослому человеку: простые советы
- «Синдром отличника», или Почему «одни пятерки» — это не всегда хорошо
- Комплекс отличника
Чем опасен синдром отличника: 5 способов его побороть
О синдроме отличника можно говорить, если человек постоянно ожидает одобрения со стороны и болезненно нуждается в похвале. Опасность синдрома отличника как у взрослых, так и у детей проявляется в эмоциональном и психическом истощении. Синдром отличника сказывается при возникновении цикла невыполнимых планов и негативных последствий от кажущегося провала.
Пятерку не получишь. Что собой представляет синдром отличника у взрослых?
Пятерку не получишь. Что собой представляет синдром отличника у взрослых? | Синдром отличника – стремление к перфекционизму и убеждение, что несовершенный результат работы не имеет права на существование. |
Что такое синдром отличника и нужно ли требовать от ребенка отличной учебы | Однозначно, синдром отличника – это патология, которая вредит как самому человеку, так и его окружению. |
«Синдром отличника» - как он мучает нас и наших детей | Синдром отличника иногда бывает полезным — помогает продвигаться по карьерной лестнице, например. |
Как избавиться от синдрома отличника взрослому человеку: простые советы | «Синдром отличника» представляет собой набор качеств, особенностей характера личности, при которых человек стремится достичь целей и сложных задач ради получения похвалы и оценки со стороны окружающих. |
Синдром отличника у взрослых и как от него избавиться
Под синдромом отличника обычно понимают комплекс психологических проблем, из-за которых человек стремится всегда достигать идеального результата во всем и получать одобрение окружающих. Синдром отличника рассматривают как одну из форм проявления перфекционизма. Справедливо будет отметить, что синдром отличника и перфекционизм — особенности, дающие их обладателю и ряд преимуществ.
Портрет ребёнка с синдромом отличника
- Синдром отличника: чем опасно стремление сделать все идеально?
- Чем опасен синдром отличника: 5 способов его побороть
- «Вопросы психологу»: что такое синдром отличника и как с ним справиться
- Синдром отличника: почему привычка учиться на «5» может привести к провалу на ЕГЭ
Право на ошибку. Чем опасен синдром отличника для взрослых и детей
ЧТО ТАКОЕ СИНДРОМ ОТЛИЧНИКА, И ЧЕМ ОН ОПАСЕН? | Что такое комплекс отличника, по каким особенностям можно выявить этот синдром, какие типы отличников встречаются и как помочь ребенку-отличнику. |
Синдром отличника - как избавиться, причины - объясняет психолог | острая потребность доказывать всем: "Я лучше". |
«Почему четыре, а не пять?». Что такое «синдром отличника», чем он опасен и при чём тут родители | Чем синдром отличника отличается от перфекционизма, откуда он берётся и почему с ним можно и нужно бороться. |
Синдром отличника: чем опасно стремление сделать все идеально? | Пресловутым синдромом отличника страдают не только отличники и хорошисты. |
Как бороться с синдромом отличника: 5 советов
какую его форму (синдром отличника или синдром отличницы) респонденты считают более распространенной и какова ситуация на самом деле. – «Синдромом отличника», до того как поменять профессию и столкнуться с психотерапией, долго и неосознанно страдала я сама. Результат один — ребенок вынужден оправдывать их ожидания постоянно, что очень тяжело для детской психики и у ребенка может появиться синдром отличника.
Синдром отличника
Педагоги объясняют этот парадокс тем, что страх получить плохую оценку в школе или услышать о себе негативный отзыв заставляют детей активнее включаться в «гонку» школьных достижений. Как формируется «синдром отличника»? Стремление ребенка «всегда быть на высоте» и демонстрировать окружающим свою успешность зачастую является проявлением его глубокой неуверенности в себе. Причины этой неуверенности могут быть самыми разными.
Обычно это комплексы по поводу своей внешности, отсутствия друзей, недостаточно высокого, по мнению ребенка, статуса семьи. Ребенок также может полагать, что родители недостаточно его любят. В этом случае стремление получать хорошие оценки может стать способом привлечь к себе внимание взрослых и доказать им свою значимость.
Нередко дети становятся продолжением амбиций своих родителей. Многие из них считают, для того чтобы сын или дочь чего-то достигли в жизни, нужно полностью посвятить себя ребенку. Детские психологи давно доказали факт, что поведенческие и психологические проблемы детей являются отражением внутренних установок их родителей и тех моделей поведения, которые приняты в семье.
Папы и мамы, предъявляющие повышенные требования к себе, неосознанно переносят собственные качества и проблемы на детей, формируя у них так называемый «синдром отличника». При этом родители могут не предъявлять к ребенку конкретных требований. Дети тонко чувствуют настроение окружающих, интуитивно настраиваясь на их «волну».
Ребенок-перфекционист, как правило, очень остро переживает даже незначительные неудачи.
Они живут в отрыве от себя, и единственная их цель — быть лучшими. При этом прессинг в каждом новом поколении усиливается, и эта идея превращается в невроз. Конечно, на Западе пятилеток не было, а вот синдром есть. И были жуткие примеры поклонения вождям — своим «великим отцам». Либо бывает по-другому: родители учились хорошо, а ребёнок по каким-то причинам не справляется. И они начинают ему говорить: «Смотри на нас!
Сценарий с «синдромом отличника» можно впитать буквально с молоком матери: иногда бывает, что ребёнок ещё в школу не пошёл, в садике его еще не начали толком ничего учить, но синдром уже есть. Как опознать «синдром отличника» Фото с сайта yourcareeverywhere. Он часто испытывает неуверенность: его состояние похоже на качели, где мысль «я лучший» быстро сменяется мыслью «я неудачник и ничтожество». Если нужно начать новое дело, человек с «синдромом отличника» впадает в ступор — ведь он не знает заранее, справится ли на отлично. Ещё важный признак «синдрома отличника» — ревность к успехам других: «Как же так вот этот человек сделал лучше, а я за ним не успеваю? Мы завидуем, когда видим: кто-то сделал то, что мы могли бы сделать, но не сделали. Или мы хотели бы сделать лучше, но у нас не получилось, или мы хотели сделать идеально, и кто-то сумел.
Зависть — неизбежное следствие «синдрома отличника». Еще признак — когда ребёнок начинает очень зависеть от похвалы. Например, у него начинаются истерики, когда кто-то не оценил, как он выполняет домашние обязанности. Хотя обязанности у него небольшие — вынести мусор или покормить кота. Еще возникает страх перед неудачами — например, ребёнок честно готовится к экзамену, а получает двойку. Потому что он начал писать, сделал помарку и понимает: пятёрки за эту работу он уже не получит. А другая оценка ему не нужна.
Чтобы заметить у себя «синдром отличника», полезно развивать осознанность. Очень полезно периодически спрашивать себя: «Когда я в последний раз радовалась? Отличники на доске почёта — Современная школа культивирует «синдром отличника»? Иногда родители даже бояться ходить на родительские собрания. Родители приходят и сидят все в поту, переживая, что сейчас назовут фамилию их ребенка и будут его прилюдно ругать. А потом сбрасывают свои стыд и злость на ребенка. К счастью, сейчас некоторые учителя отказываются от практики обсуждать детей при всех.
У всех детей разные способности и возможности, но при этом равные права. И, по большому счёту, прилюдный разбор ребёнка на собрании — это такая учительская манипуляция, попытка надавить на родителей, чтобы они надавили на детей, и дети получили мотивацию к учебе. У учителя тоже может быть синдром отличника, и тогда внутренний голос кричит ей: «Ты должна стать хорошим учителем, лучшим учителем года, у тебя должны быть лучшие ученики! Но их давление выдерживают далеко не все ученики. К сожалению, в этом случае через учеников учитель реализует свой «синдром отличника». При работе с персоналом есть такое понятие — «нематериальная мотивация».
Простыми словами стремление делать абсолютно всё идеально. Например, учиться только на «пятёрки» по всем предметам или вести идеальную ленту в соцсетях. Перфекционизм часто называют синдромом отличника. Но это немного разные вещи. Перфекционист сам по себе нацелен на идеальный результат. А человеку с синдромом отличника нужна положительная оценка его работы от других. Например, школьник-перфекционист хочет аттестат с отличием, потому что для него это идеальный результат школьного обучения. Если он достигнет цели — ему будет не так важно, оценят ли его усилия окружающие. Для школьника с синдромом отличника одни пятёрки в аттестате — лишь способ получить похвалу от близких, друзей или учителей. Чем опасны перфекционизм и синдром отличника В обоих случаях постоянное стремление к совершенству плохо сказывается на эмоциональном состоянии. Таким людям тяжело справляться даже с небольшими неудачами. Из-за этого они постоянно находятся в стрессе и боятся ошибиться.
Но при этом дети отвыкли от общения со сверстниками, соскучились по друзьям. Так что, думаю, проблем с дисциплиной не избежать. И учителям понадобится помощь пап, мам, бабушек и дедушек. Но — разумная. К сожалению, родители часто включаются в гонку за хорошие оценки, совершенно забыв, что цель образования не в том, чтобы ученик все делал на отлично, а чтобы он научился приобретать те или иные навыки, знания и получал бы от этого удовольствие. Из-под палки успешным не станешь. То, что четверка вообще не оценка, — самое опасное убеждение, при котором у ребенка может сформироваться «синдром отличника». По словам эксперта, ученики, мотивированные на высшую оценку, а не на результат, к старшим классам обрастают целым комплексом психологических проблем. Они болезненно воспринимают критику, боятся ошибиться, а потому — проявить инициативу, найти нестандартное решение. Стремление заслужить высший балл, а вместе с ним и похвалу, заставляет буквально «высиживать» оценки, зубрить часами, не оставляя времени на отдых, развлечения и общение с друзьями. О болезненной симптоматике «синдрома» говорят и врачи. Так, педиатр Татьяна Савина предупреждает об осложнениях, которые могут развиться на базе эмоциональной напряженности, постоянного стресса и физической истощенности ребенка, не дающего себе право на ошибку. Понятно, что ребенок с комплексом отличника удобен взрослым: он изо всех сил старается соответствовать их ожиданиям, послушен, не шалит, не просиживает в соцсетях — ему некогда отвлекаться на ерунду, он нацелен быть лучшим, чтобы заслужить похвалу. Но во взрослом возрасте излишняя старательность может серьезно осложнить жизнь и негативно сказаться на состоянии здоровья. На днях в интернете на одном из порталов прочла советы для родителей первоклашек, в которых говорится: «Независимо от того, чем вы занимаетесь с будущим первоклашкой, следует всегда ставить перед собой цель формирования у ребенка поведения, направленного на то, чтобы он стал лучшим». По мнению педагога с тридцатилетним стажем Марины Соколовой, неточность формулировок в подобных рекомендациях может оказать медвежью услугу — и детям, и родителям. А научить ребенка ценить недостатки, дающие опыт преодолевать трудности, не менее важно, чем обеспечить его багажом знаний. Важно понимать и то, что оценка — вещь субъективная. Тройка или четверка — это стимул для развития, а не приговор. Вот это должны понимать и дети, и их родители. Ребенок, не готовый получить оценку, ниже той, на которую рассчитывал, может опустить руки и вообще перестать учиться. На портале правительства Москвы опубликованы советы столичных педагогов о том, как настроить детей на учебу, минимизировать стрессы и правильно поддерживать ребенка в стремлении к знаниям. И в них, в частности, тоже говорится о правильной, здоровой мотивации ребенка к получению знаний. По мнению эксперта, это их только напугает, поэтому действовать нужно аккуратно и, конечно, не зацикливаться на оценках. Позиция учителей столичных школ сформулирована очень четко: «Школьников особенно младшеклассников важно поддерживать в учебе и стремлении к знаниям.
Синдром отличника: что это? Как проявляется? Лечение
Человек не уверен, сомневается в правильности своих действий. И постоянно нужна поддержка окружающих, и, прежде всего, одобрение со стороны его руководителей. Человеку с «синдромом отличника» свойственны организованность, неуверенность в собственных действиях, страх перед возможными ошибками, высокие требования к личным стандартам с обязательным соответствием им [4]. У человека с «синдромом отличника» ярко выраженное стремление добиваться высоких результатов в различных сферах деятельности, а не только в рамках основной своей профессии. Он не может дать реальную оценку своей работы. Для него значительно более важно получить одобрение, поддержку, советы, рекомендации окружающих и, особенно, начальства. Любую критику в свой адрес он принимает тяжело, но никогда не вступает в дискуссию с руководством, не пытается привести контраргументы в свою защиту. Такая ситуация часто приводит к депрессии. Желание быть идеалом во всех своих действиях имеет очень негативные последствия как в профессиональной карьере, так и в личной жизни.
Наш блогер, учитель и мама Анна Беляева, рассказывает, что такое «синдром отличника» и чем он опасен. Наверняка у каждого из вас в классе был человек, образ которого возникает в голове при слове «отличник». Он всегда сидит на первой парте и тянет руку. Его тетради и учебники выглядят безупречно, почерк у него — как из прописей. Домашка всегда выполнена, к контрольным этот ребенок всегда готов. Тогда, в детстве, у нас такой ученик и его поведение могли вызывать странные чувства, но мы не задумывались о том, что за этим всем стоит. Чаще дети думают, что такому человеку просто повезло, мол, «он а умный ая от рождения». Но за академическими успехами, чаще всего, стоят авторитарные и требовательные родители. Бесконечные сравнения со старшими детьми или детьми друзей, обесценивание, крики и ссоры, порванные тетради, слезы и огромный страх принести домой 4, а не 5. А иногда к этому причастны и учителя, которые видят в ребенке «потенциал». Все это в конечном итоге приводит к тому, что дети всю жизнь несут на себе крест — «синдром отличника». Синдромом отличника обычно называют навязчивое желание доводить все до идеала. Такие люди убеждены, что нет предела совершенству.
Однако Алена даже не сомневается в другом ответе родителей — здесь видно их прямое влияние на нее. Страх ошибки , провала, а более масштабно — страх услышать критику родителей, наставников, педагогов. Девушка, несмотря на желание провести время с подругой, не может себе этого позволить из-за боязни «опозориться» перед аудиторией. Несмотря на то, что она «знает наизусть», ей все равно необходимо учить и учить, чтобы показать лучший результат хотя это далеко не правильная стратегия при публичном выступлении. Итак, девушка находится под давящим авторитетом родителей, которым важнее всего успешное выступление ребенка, заработок дополнительных баллов при поступлении в вуз. Почему нам вообще приходится говорить о том, что синдром отличника — это негативное и нежелательное явление? Ведь в данном случае, толкая человека на действия, мы приводим его к отличному результату, фактически, он добивается успеха. Тем не менее возникает резонный вопрос: «Чьего успеха? Сама ли Алена хочет лучше всех выступить на конференции? Ответ очевиден — это желание их родителей. Привыкая к такому образу действий, то есть выполняя запросы и реализуя амбиции чужих людей, мы становимся от них сильно зависимы, а любая зависимость приводит к страху. Поэтому синдром отличника носит отрицательный характер и несет в себе деструктивные настроения. Выше мы отмечали схожесть перфекционизма и синдрома отличника. Можно ли действительно об этом утверждать? Что ж, во многом это правда, так как достаточно просто взглянуть на симптоматику синдрома и перфекционизма, и становится понятно, что это практически одно и то же. Но есть одно существенное отличие: перфекционисты заостряют свое внимание на качестве работы, им важно скрупулезно соблюсти все условности, формальности, детали, в то время как «отличники» гораздо сильнее переживают за мнение окружающих о результатах, одобрение и избегание критики. Если вы страдаете перфекционизмом, надеемся, что вам удается успешно бороться с этой проблемой. А как понять, страдаете ли вы синдромом отличника? В рамках психологической науки существует несколько тестов, способных отразить имеющиеся проблемы, но не напрямую, а в составе комплексной оценки качеств личности. Среди таких тестов и опросников приведем: патохарактерологический диагностический опросник им. Личко составление полноценного портрета подростка, указание его акцентуаций ; стандартизированный многофакторный метод исследования личности Л. Собчик показывает тип личности, а также степень социально-психологической адаптированности личности, стиль общения и т. Пройти указанные тесты вы можете на данной платформе с модифицированными слегка упрощенными версиями опросников. Надеемся, что у вас нет проблем с синдромом отличника. Если все же вы чувствуете за собой какие-то симптомы и по результатам теста это подтверждается, то рекомендуем переходить к следующему разделу. Как избавиться от синдрома отличника? Синдром отличника у взрослых — довольно частая проблема. Конечно, корни кроются в детстве, когда родители с завышенными требованиями и нереализованными мечтами возлагали надежды на своих «лентяев» и «бездельников», которые «недостаточно хороши», но вместе со всем этим пакетом разочарования они не осознавали, как сильно это может на них повлиять. Жить чужими ожиданиями, оценками не так легко, гнаться за похвалой и результатами — далеко не путь полноценной счастливой жизни. Как выбраться из этого? Осознайте На первых порах необходимо признаться себе, что проблема есть. Даже если вы взрослый и состоявшийся человек, допускается, что синдром отличника может быть вашим уязвимым местом. Решение любой проблемы начинается с ее осознания и принятия. Если вы замечаете, что какие-то ваши чувства, мысли, реакции, действия продиктованы не самой ситуацией, а желанием удовлетворить ожидания других людей, то вы метите в категорию «отличников». Если вам невероятно приятно слушать похвалу, а критика приносит лишь только разрушительную силу, то есть поводы серьезно задуматься. Если вы болезненно реагируете на чей-то успех вместо своего, способны различить зависть в палитре своих эмоций, то можете не сомневаться — вы страдаете синдромом отличника». Если вы пришли к осознанности, самое время приступать к действиям. Откройте глаза шире И попытайтесь разобраться, кто же вас окружает.
Любую критику в свой адрес он принимает тяжело, но никогда не вступает в дискуссию с руководством, не пытается привести контраргументы в свою защиту. Такая ситуация часто приводит к депрессии. Желание быть идеалом во всех своих действиях имеет очень негативные последствия как в профессиональной карьере, так и в личной жизни. Ведь для «отличника» важнейшим компонентом всей его жизнедеятельности становится восхищение окружающих его успехами, достижениями, имиджем. А сам «отличник» в это время находится в тяжёлом положении. Его терзают страхи за возможную ошибку, он абсолютно не уверен в своих возможностях, он занимается самоистязанием, он находится в состоянии постоянной депрессии и у него уже нет никакого желания и сил повышать свой профессиональный уровень. Он всегда готов качественно и в срок выполнить задание, полученные от руководителя. Этот синдром не даёт человеку творческого развития, не позволяет приобрести организаторские навыки управления персоналом и распределить между ними обязанности, проявлять инициативу. Выполняя работу, никогда не выйдет за указанные рамки.
Синдром отличника. Что делать? Советы родителям
В остальном синдром отличника очень похож на перфекционизм: это тревожность из-за невозможности достигнуть идеала. Сегодня мы обсудили синдром отличника: разобрались, хорошо это или плохо, почему возникает такой комплекс и как с ним бороться. Врач-психотерапевт, ведущий специалист «СМ-Клиника», к.м.н. Татьяна Потапова рассказала Здоровью , как появляется синдром отличника, и к чему приводит стремление к идеальности во взрослой жизни. В статье рассказывается о причинах возникновения и симптомах синдрома отличника, методах диагностики и том, как помочь в подобной ситуации ребенку. Неудивительно, что синдром отличника может перерасти в серьёзную психологическую проблему у детей, когда ребёнок тревожно спит, у него случаются истерики из-за школьных неудач, появляются нервные тики.
Что такое перфекционизм и синдром отличника
- Чем вреден этот синдром?
- Что такое синдром отличника?
- Как диагностировать у себя синдром отличника
- Как формируется «синдром отличника»?
- Синдром отличника: это хорошо или плохо, причины в психологии, как избавиться
Все или ничего: чем опасен синдром отличника для ребенка
Как бороться с синдромом отличника: 5 советов - Psy-institute | Опасность синдрома отличника как у взрослых, так и у детей проявляется в эмоциональном и психическом истощении. |
Чем опасен синдром отличника и как взять его под контроль – Главбух № 3, Февраль 2022 | Что такое синдром отличника и как его распознать, причины появления, возможные последствия, как справиться с синдромом отличника, советы для родителей, как не допустить развития синдрома отличника у ребенка. |
Синдром отличника: почему возникает и как от него избавиться | Именно для этих типов личности особенно характерен синдром отличника, последствия которого могут оказаться весьма печальными. |