Храм святых сорока мучеников Севастийских. Сороки, или 40 святых: почему 22 марта нужно печь жаворонков, но нельзя обижать птиц. В этот день молятся сорока Севастийским мученикам, чтобы их родные или близкие благополучно окончили военную службу. это 39 святых воинов-христиан и их страж Аглаий, жившие в начале 4 века в городе Севастии (нынешняя территория Турции). Память святых 40 мучеников во всех древнейших месяцесловах относилась к кругу наиболее чтимых праздников и памятей святых.
Страдание святых 40 мучеников Севастийских
Воинов привели на берег озера, покрытого льдом, и загнали в воду. На берегу стояла затопленная баня — мученикам достаточно было сделать несколько шагов, чтобы согреться. Воины мужественно выносили пытку. Лишь под утро один не выдержал и побежал в сторону тепла. Только он открыл дверь бани, как упал мертвым. В ту пору не спал один стражник по имени Аглаий. Он взглянул на озеро и увидел над головой каждого мученика светлый венец. Аглаий разбудил охрану, сбросил с себя одежду и вошел в воды озера. Но его соправитель Ликиний был убежденным язычником и в своей части империи решил искоренить христианство, которое значительно распространилось там. Ликиний готовился к войне против Константина и, боясь измены, решил очистить от христиан свое войско.
В то время в армянском городе Севастии одним из военачальников был Агриколай, ревностный сторонник язычества. Под его началом была дружина из сорока каппадокийцев, храбрых воинов, которые вышли победителями из многих сражений. Все они были христианами. Когда воины отказались принести жертву языческим богам, Агриколай заключил их в темницу. Воины предались усердной молитве и однажды ночью услышали глас: «Претерпевший до конца, тот спасен будет». На следующее утро воинов вновь привели к Агриколаю. На этот раз язычник пустил в ход лесть. Он стал восхвалять их мужество, молодость и силу и снова предложил им отречься от Христа и тем снискать себе честь и расположение самого императора.
Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные». Язычники решили пытать пленников более жестоким способом. Их раздели и выгнали на заледеневшее озеро на всю ночь, а рядом растопили баню, чтобы сломить их дух. Мучители сказали, что любой может согреться в ней, если отречется от Христа. Всю ночь воины мужественно переносили холод, ободряя друг друга и помня заветы Господа. Они пели псалмы, несмотря на боль и холод. Однако один из узников оказался слабее духом. Не выдержав мук, он сдался и побежал греться в баню. Однако как только воин переступил порог, он сразу же упал замертво. Разве не следует из этого, что мучеников всего 39? В эту ночь Господь сжалился над мучениками и послал им спасение: внезапно стало светло как днем, лед в озере растаял, а вода стала горячей. Стражники на берегу спали, среди них бодрствовал лишь один, — его звали Аглаий. Увидев, что над головой каждого мученика проступил нимб, он сбросил с себя одежду и прокричал: «И я христианин».
Остальные молились и пели псалмы, превозмогая ужасные муки. Когда наступила ночь, один из стражников, охранявших мучеников в озере, долго не мог уснуть, размышляя, почему так сильна их вера, и как получается им выживать в таких невыносимых условиях. И тут он увидел над озером яркое сияние, и лед начал таять, а над головами 39 пленников появились светящиеся венцы. Тогда он бросился к страдальцам, попросив принять его в ряды верующих. Вернувшийся начальник, увидев, что все пленники все еще живы, приказал их убить. Мучеников забили молотами, тела сожгли, а останки утопили в озере, чтобы ни похоронить их, ни поклоняться им никто не мог. Но через три дня все 40 погибших за веру явились во сне епископу Севастии Петру и велели ему поднять их кости из реки. Так он и сделал со священниками тайно под покровом темноты, ведь найти кости было легко — они светились в озере. Что принято делать на день сорока мучеников и причем здесь жаворонки В церкви возносят молитвы сорока Севастийским мученикам. Молятся им чаще за воинов, чтобы те скорее вернулись со службы. К тому же 22 марта — это еще и встреча весенних птиц. Считается, что в этот день из теплых стран возвращается 40 видов перелетных птиц.
Испросите у всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да в покаянии и нелицемерной любви друг ко другу поживше, со дерзновением предстанем страшному судищу Христову, и вашим предстательством одесную праведнаго Судии предстанем. Ей, угодницы Божии, будите нам защитницы от всех враг видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последняго дне жизни нашея, и тако прославим великое и достопокланяемое имя вседетельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Молитва вторая О страстотерпцы Христовы, во граде севастийстем мужественно пострадавшии, к вам, яко молитвенникам нашим усердно прибегаем и просим: испросите у Всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да в покаянии и нелицемерной любви друг ко другу поживше, со дерзновением предстанем страшному судищу Христову и вашим предстательством одесную Праведнаго Судии предстанем. Ей, угодницы Божии, будите нам, рабам Божиим имена , защитницы от всех враг видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последнего дне жизни нашея, и тако прославим великое и достопоклоняемое имя Вседетельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Икона 40 мучеников на фото статьи была написана по благословению старца оптинского архимандрита Илия и в нее по краям вставлены были части мощей-костей сорока мучеников. В центре иконы мы видим самих воинов. Они стоят на ледяном озере — нагие. Одни поддерживают других, некоторые пробуют хоть как-то спастись от мороза — их фигуры изображены в динамике. Над ними 39 сияющих златых венцов и один отдельно. Также на иконе мы видим фигуру сорокового воина, который отступил от веры в Спасителя и бросился к бане, которую охранники, приставленные к мученикам, специально растопили для соблазна. Лицо отступника на иконе не пишется — это символ его предательства. В нижнем углу иконы иконописцы изображают стражника Аглаийя. Именно он стал сороковым мучеником взамен отступника, когда увидел сияющие нимбы над головами воинов. Он восполнил число святых. Также на иконе пишется образ Спасителя, которые благословляющим жестом осеняет святых воинов. Народные традиции празднования дня памяти 40 Севастийских мучеников На Руси церковный праздник — день памяти сорока мучеников Севастийских — называли Жаворонки или Сороки с ударением на первый слог. Самый яркий обычай этого дня — печь постные булочки в виде птиц — «жаворонков». Как печь жаворонков — рецепт жаворонков Вам потребуется: Для теста: 2 кг муки, 50 г дрожжей или сухие дрожжи в количестве, указанном на их упаковке для 2 кг муки , 250 г растительного масла, 1 стакан сахара, 0,5 л воды, щепотка соли. Для обмазывания жаворонков: сладкий крепкий чай. Приготовление теста: Жаворонки делаются из крепкого, упругого теста.
Сорок мучеников Севастийских, в Севастийском озере мучившихся
Единственный храм Сорока Мучеников Севастийских был построен и в Москве, его история привлекает и восхищает многих православных. 22 марта – день памяти сорока Севастийских мучеников. Тогда-то я вспомнил о сорока мучениках Севастийских и стал им молиться, просить прощения за то, что не оказывал им должного почитания, не понимал их мученического подвига. Житие 40 мучеников Севастийских. В 313 году святой Константин Великий издал указ, согласно которому христианам разрешалась свобода вероисповедания и они уравнивались в правах с язычниками. Поэтому с такой любовью святые отмечают, что именно 40 мучеников в Севастийском озере заморожено было. В этот день молятся сорока Севастийским мученикам, чтобы их родные или близкие благополучно окончили военную службу.
Память сорока мучеников Севастийских
День памяти сорока мучеников, в Севастийском озере мучившихся: какого числа, история жизни | Сороки, или 40 святых: почему 22 марта нужно печь жаворонков, но нельзя обижать птиц. |
Сорок мучеников Севастийских, в Севастийском озере мучившихся | Сорок Севастийских мучеников, по одной из версий, – воины-каппадокийцы. |
Сорок молодых и сильных парней сутки простояли в ледяной воде | 40 Севастийских мучеников – это не просто история, это символ огромной веры в Господа, которая может преодолеть даже смерть, подарив истинно уверовавшему вечную жизнь и благодать. |
40 Севастийских мучеников
Там они увидели необыкновенное зрелище: кости святых мучеников сияли как звезды. Тогда епископ и священники собрали останки мучеников и похоронили их. О подвиге святых мучеников писал святитель Василий Великий и Григорий Нисский, в более позднее время — преподобный Ефрем Сирин, Феодор Студит и другие святые. Храмы в честь сорока Севастийских мучеников В честь мучеников Севастийских строили храмы. В Константинополе было около восьми храмов в честь Севастийских мучеников, построенных царицей Пульхерией 399 — 453 г и императором Анастасием. Известно также о существовании церкви Сорока мучеников у Золотых ворот. Свою победу царь посчитал помощью и заступничеством святых воинов — мучеников. Православными людьми святые мученики Севастийские всегда почитались как небесные покровители русского воинства. Сорок мучеников Севастийских.
Санта-Мария Антиква. Также изображения святых мучеников Севастийских мы видим в миниатюрах Псалтирей. Известны миниатюры Хлудовской Псалтири IX в. К X веку складывается два основных типа иконографии Сорока мучеников Севастийских: изображение мучений в ледяном озере Воины стоят вместе, нагие, поддерживают друг друга. Медальоны с изображениями святых Мучеников. Храм Святой Софии, Киев. В соборе Святой Софии в Киеве мозаичные изображения святых мучеников Севастийских находятся на арках поддерживающих главный купол. На некоторых мозаиках изображены совсем юные воины, на других же — старцы.
Гораздо чаще встречается изображение страданий святых мучеников Севастийских, стоящих в ледяном озере. В полной редакции изображаются воины в воде и куполообразная баня, куда скрывается воин, который не выдержал испытания.
Тогда-то их и поставили в полузамерзшее по случаю зимнего времени озеро — чтобы они или «вразумились» для таких на берегу растопили баню , или умерли от холода. Из сорока лишь один — Мелетий, тот самый, чье имя стоит первым в письме святых — не выдержав холода, выбежал из озера. И — вбежав в баню, от резкого перепада температуры тут же умер. Но к утру, когда прибыла смена стражи, их все равно было 40: место ушедшего занял один из стражников, Аглаий. Он-то и рассказал о гибели Мелетия, а еще о том, как видел венцы, сходившие с неба на главы святых — и решил восполнить их число, став христианином. Разъяренные язычники убили всех: перебили голени. По преданию, самый юный, Мелитон, скончался последним.
Его мать, все это время ободрявшая сына, молившаяся за него, сама положила его тело на колесницу. Мелитон Севастийский Почитание Дабы христиане не устроили «культа» мучеников, тела их сожгли, кости — бросили в реку. Тогда случилось еще одно чудо: верующие, по явленному епископу видению, смогли найти сожженные мощи и собрать их. Святость угодников Божиих была несомненна, чудеса — явны всем, так что их почитание началось сразу по кончине: в Константинополе было по крайней мере 8 храмов святых; а на Руси уже в первые десятилетия по Крещении появились первые храмовые фрески их изображающие — причем в Софийском соборе «стольного града», Киева. Сорок мучеников севастийских. Собор святой Софии, Киев, Украина Фреска крещальни. Возможно, именно он постарался, чтобы мучеников знали и чтили русичи. О чем молятся мученикам Севастийским Святые считаются покровителями: воинов; всех, кто гоним за веру. Ну а русские крестьяне, так как память святых приходилась на весну, еще всегда молились им, чтобы поскорее пришло тепло, благоприятным было лето и хорошим — будущий урожай.
Узнайте также: Кто такой преподобный Иоанн Лествичник и кому нужна его лестница в Небеса сегодня Икона Чаще всего святых пишут всех вместе. На многих образах представлено их мучение в озере, растопленная баня и бегущий к ней Мелетий, сходящие с небес венцы и уверовавший во Христа стражник. Но встречаются и изображения отдельных мучеников — ведь многие мужчины тезоимениты кому-то из их дружины, и желают иметь икону своего святого. Церковь известна с XII в. Сейчас она — усыпальница Патриархов Иерусалимских. Другие храмы Всего в мире около 20 церквей, посвященных святым. Например, когда о них говорят русские писатели, делается чаще всего в связи с народными традициями печь «жаворонков» об этом рассказывает, например, И. Шмелев в очерке « Пасха » из книги «Лето Господне». А вот А.
Чехов, скорее атеистически настроенный, подсмотрел в крестьянской среде и вульгаризованное почитание святых народом: в одном из его рассказов, «Страх», «Сорока мучениками» называют… первого на деревне пьяницу.
Когда воины отказались принести жертву языческим богам, Агриколай заключил их в темницу. Воины предались усердной молитве и однажды ночью услышали глас: «Претерпевший до конца, тот спасен будет». На следующее утро воинов вновь привели к Агриколаю. На этот раз язычник пустил в ход лесть. Он стал восхвалять их мужество, молодость и силу и снова предложил им отречься от Христа и тем снискать себе честь и расположение самого императора. Снова услышав отказ, Агриколай велел заковать воинов. Однако, старший из них, Кирион, сказал: «Император не давал тебе права налагать на нас оковы».
Агриколай смутился и приказал отвести воинов в темницу без оков. Через семь дней в Севастию прибыл знатный сановник Лисий и устроил суд над воинами. Святые твердо отвечали: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога». Тогда Лисий велел побить святых мучеников камнями.
И тут случилось первое чудо.
Сколько бы мучители не пытались попасть в воинов, которые смиренно стояли на одном месте, ни один камень так и не причинил им вреда. Зрителям казалось, что какая-то невидимая сила покрыла святых мужей непробиваемым покровом. Более того, когда Лисий сам решил привести приговор в исполнение видимо, подумав, что стражники специально кидают камни мимо , брошенный им камень попал прямо в лицо Агриколаю. Мучители так и не осознали, что то была Сила Божия. Они приписали это колдовству и повелели вновь заключить святых в темницу.
Здесь Господь вновь постарался укрепить страдальцев. Ибо ночью опять мужи услышали голос: «Верующий в Меня, если и умрет, то оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо воспримете венцы нетленные». На следующий день святых вновь повели на допрос к Лисию. Воины все также отказывались принести жертву богам.
Поняв, что дальше с ними разговаривать нет смысла и, опасаясь, как бы кто из горожан не впечатлился их мужеством ибо многие в те времена хотя и тайно, но сочувствовали христианам , мучители придумали для страдальцев страшную пытку. В то время на улице стоял сильный мороз. Водоемы сковало льдом. Мучители повелели вывести мужчин к расположенному недалеко от города озеру. Здесь их поставили на лед.
Чтобы никому не удалось сбежать, рядом с озером установили постоянные караулы, состоящие из рьяных язычников. Но на этом мучители не остановились. Чтобы попытаться прельстить святых страдальцев, они повелели растопить на берегу жаркую баню, прямо намекая, что тот, кто решит отказаться от Христа, будет не только помилован, но и сразу же согреется. Ночь в тот день выдалась особенно морозной. Казалось бы, что никаких шансов остаться в живых у мучеников нет.
И вот, в первом часу ночи один из страдальцев не выдержал пытки. Он побежал в баню. Но стоило ему переступить порог парной, как он сразу же упал замертво. Еще два часа страдали святые от лютого холода. Казалось бы, что уже нет никакой надежды.
Но «Верующий в Меня да не погибнет». Внезапно прямо над озером засиял яркий свет. Стало вдруг тепло, как в самый знойный летний день. Лед на озере быстро растаял, а вода сделалась комфортной и приятной. Но только стражники не видели этого чуда.
Ведь они, надеясь, что в таком состоянии мученики просто не смогут двигаться, легли спать. Все, кроме одного. Вот он и увидел, что после того, как лед растаял, над головой каждого мученика стал появляться светлый венец. Это настолько поразило мужчину, что он разбудил своих товарищей и кинулся в воду, со словами: «И я христианин! Он не умел молиться ибо всю жизнь поклонялся ложным богам.
Но и не многословия просит от нас Господь. Ведь одним своим поступком мужчина уже «связал себе венец нетленный».
В чем заключается суть Дня 40 мучеников
Сорок Севастийских мучеников, по одной из версий, – воины-каппадокийцы. Память «Святых 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся» относится к кругу наиболее чтимых праздников. Спустя три дня мученики явились во сне блаженному Петру, епископу Севастийскому, и повелели ему предать погребению их останки. Видимо постепенно в народной памяти это событие и стало отожествляться с подвигом Сорока Севастийских мучеников. История подвига сорока мучеников севастийских. Триста лет после распятия Господа Иисуса христиане подвергались гонению со стороны язычников.
40 Севастийских мучеников (история в картинках)
Святые сорок мучеников, в Севастийском озере мучившихся. Икона сорок Севастийских мучеников изображает полуобнаженных воинов разного возраста, стоящих в ледяной воде и обхвативших себя руками от холода. Через три дня 40 святых мучеников явились севастийскому епископу и попросили похоронить их останки. после многих истязаний их погнали в замерзающее озеро, которое наполовину замерзло.
Чем известны 40 Севастийских мучеников и в чем помогает икона, молитвы
В темнице воины провели ночь в молитве и снова услышали утешающий их голос Господа: «Верующий в Меня , если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные». На следующий день суд и допрос перед мучителем повторился, воины же остались непреклонны. Стояла зима, был сильный мороз. Святых воинов раздели, повели к озеру, находившемуся недалеко от города, и поставили под стражей на льду на всю ночь. Чтобы сломить волю мучеников, неподалеку на берегу растопили баню. В первом часу ночи, когда холод стал нестерпимым, один из воинов не выдержал и бросился бегом к бане, но едва он переступил порог, как упал замертво. В третьем часу ночи Господь послал отраду мученикам: неожиданно стало светло, лед растаял, и вода в озере стала теплой. Все стражники спали, бодрствовал только один по имени Аглаий.
Взглянув на озеро он увидел, что над головой каждого мученика появился светлый венец. Аглаий насчитал тридцать девять венцов и понял, что бежавший воин лишился своего венца. Тогда Аглаий разбудил остальных стражников, сбросил с себя одежду и сказал им: «И я — христианин! Стоя в воде он молился: «Господи Боже, я верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами». Наутро истязатели с удивлением увидели, что мученики живы, а их стражник Аглаий вместе с ними прославляет Христа. Тогда воинов вывели из воды и перебили им голени. Во время этой мучительной казни мать самого юного из воинов, Мелитона, убеждала сына не страшиться и претерпеть все до конца.
Тела мучеников положили на колесницы и повезли на сожжение. Юный Мелитон еще дышал, и его оставили лежать на земле. Тогда мать подняла сына и на своих плечах понесла его вслед за колесницей. Когда Мелитон испустил последний вздох, мать положила его на колесницу рядом с телами его святых сподвижников. Тела святых были сожжены на костре, а обуглившиеся кости брошены в воду, чтобы христиане не собрали их. Спустя три дня мученики явились во сне блаженному Петру, епископу Севастийскому, и повелели ему предать погребению их останки. Епископ с несколькими клириками ночью собрал останки славных мучеников и с честью похоронил их. С ними же молитеся Христу о иже верою хвалящих вас: слава Давшему вам крепость, слава Венчавшему вас, слава Подавающему вами всем исцеления.
С ними молитесь Христу о тех, кто воспевает вас: слава Давшему вам твердость, слава Увенчавшему вас, слава Тому, кто подает всем исцеления по вашим молитвам». О святых Севастийских мучениках Любителю мучеников наскучит ли когда творить память мучеников? Честь, воздаваемая добрым из наших сослужебников, есть доказательство нашего благорасположения к общему Владыке. Ибо несомненно, что восхваляющий мужей доблестных не преминет и сам подражать им в подобных обстоятельствах. Искренно ублажай претерпевшего мучение, чтоб и тебе соделаться мучеником в произволении, и без гонения, без огня, без бичей оказаться удостоенным одинаковых с ним наград. А нам открывается случай подвизаться не одному мученику, и не двум только мученикам, даже не десятью ограничивается число ублажаемых: но сорок мужей, у которых в раздельных телах была как бы одна душа, в согласии и единомыслии веры показали одинаковое терпение в мучениях, одинаковую стойкость за истину. Все подобны один другому, все равны духом, равны подвигом; посему и удостоены равночеснтых венцов славы. Что же делал преобладавший тогда?
Он был искусен и обилен в средствах, то обольщать ласками, то совращать угрозами. И их сперва хотел очаровать ласками, пытаясь ослабить в них силу благочестия.
Воины вместе молились и однажды ночью услышали: «Претерпевший до конца, тот спасен будет». На следующее утро воинов вновь привели к Агриколаю. На этот раз командир пустил в ход лесть.
Он стал восхвалять их мужество, молодость и силу и снова предложил им отречься от Христа и так заслужить расположение самого императора. Снова услышав отказ, Агриколай велел заковать воинов. Однако старший из них, Кирион, сказал: «Император не давал тебе права налагать на нас оковы». Агриколай смутился и приказал отвести воинов в темницу без оков. Храм святых сорока мучеников Севастийских.
Город Переславль-Залесский. Построен в 1755 году на средства московских купцов Максима и Ивана Щелягиных. Но соправитель императора Константина, Ликиний, был убежденным язычником и в своей части империи решил искоренить христианство: Ликиний готовился к войне против Константина и, боясь измены, решил очистить от христиан свое войско. Через семь дней в Севастию прибыл сановник Лисий и устроил суд над воинами. Святые твердо отвечали: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога».
Тогда Лисий велел побить святых мучеников камнями.
Стихиры на стиховне из Триоди. Трисвятое по «Отче наш…». Тропари: тропарь мучеников, «Слава, и ныне» Богородичен воскресный «Гавриилу вещавшу…». Сугубая ектения. Возглас «Яко милостив…».
Священник произносит молитву «Господи и Владыко живота моего…» с тремя поклонами. Чтец: «Аминь». Хор: «Буди имя Господне…» трижды. Чтец: «Слава, и ныне» и 33-й псалом. Священник: «Премудрость». Хор: «Достойно есть…» до половины и далее переход на отпуст по чину.
Отпуст полный праздничный с поминанием святого храма и мучеников мученики на всех отпустах поминаются общей фразой «четыредесяте мучеников, в Севастийском езере мучившихся» без поименного перечисления. Особенности вечерни таковы: Поется «Блажен муж…». На «Господи, воззвах…». Стихиры на 10: Триоди — 4 1-я повторяется , мучеников — 6; «Слава»: стихира мучеников, «И ныне»: «Прейде сень законная…». Прокимен великий «Не отврати Лица Твоего…» или «Дал еси достояние…». Паремии мучеников — 3.
Переоблачения в черные одежды не бывает по причине праздника. Тропари: тропарь мучеников, «Слава, и ныне» Богородичен воскресный по гласу тропаря. Священник: «Слава Тебе, Христе Боже... Хор: «Слава, и ныне». Священник: «Христос истинный Бог наш... Хор: «Великаго господина...
В этом случае особенности касаются только пения стихир на «Господи, воззвах…» и чтения паремий. Кафисма 18-я на 5-й седмице — рядовая На «Господи, воззвах…» стихиры на 10: Триоди — 6 самогласен дважды, мученичен и 3 стихиры «подобны» , Минеи — 4; «Слава»: стихира мучеников, «И ныне»: «Прейде сень законная…». Прокимены Триоди. Далее последование литургии по чину. Отпуст полный праздничный с поминанием святителя Григория Двоеслова, святого храма и мучеников. Особенности повечерия Накануне понедельника совершается малое повечерие, в другие дни — великое повечерие.
А на христианство опять обрушились гонения, причем куда более массовые и последовательные, чем в языческом Риме. Теперь уже Третий Рим стремились порушить, переделать в «рай земной» по проектам воинствующих богоборцев. В первой антицерковной кампании 1922—1923 годов громили и грабили храмы. Во второй — в 1927-м — начале 1930-х — православие стремились добить окончательно. Закрывали, рушили, взрывали соборы и монастыри, народ отвращали от Господа соблазнами, страхом, полувоенной дисциплиной. Для упорствовавших предоставлялся тот же выбор: отрекись или... Многие из гонителей, когда-то обучавшиеся в приходских школах, гимназиях, а кто-то и в семинариях, конечно же, знали историю Сорока мучеников, хотя относились к таким «преданьям старины глубокой» уже сугубо скептически. Нашлись и те, кому палаческий, придуманный Лисием и Агриколаем метод показался в практическом плане ценным: а ведь и впрямь, попробуй-ка выдержи истязание смертельной стужей! В некоторых тюрьмах и лагерях начальники пытались повторить примерно то же самое. Вот как происходило это, например, в случае, который описал почитаемый в России старец Николай Гурьянов расправу устроили не весной, а поздней осенью, когда сильно похолодало, но реки еще не покрылись льдом : «Загнали всех верующих — и батюшек, и епископов, и мирских в холодную студеную воду...
На Севере это было. Раздетые все... И так оставили на трескучем морозе, и стражу приставили с собаками. Стража менялась, а мы стояли и тихо молились. Господь помогал, я умственно совершал Иисусову молитву. Только ее и Обрадование Богородице держал непрестанно, и мне внезапно стало даже огненно горячо. Все старались поближе держаться друг к другу, но где там!.. Понимали, знали, что скоро отойдем ко Господу... Со временем стали коченеть и тонуть в ледяной воде. Головки, как цветочки, от мороза никнут, никнут...
Потом всхлипнут только, последние судороги пробегут по всему телу — и души отлетали прямо ко Престолу Божию — мученики все... Никто от Господа не отрекся!.. А мне Царица Небесная показалась и сказала: «Не оставляй молитву, она тебя сохранит и исцелит. Я просила Господа задержать тебя на земле, это нужно для крепости Божией Церкви. Благодать Моя и Сына Моего пребудет с тобой вовеки», — Матерь Божия окутала меня таким Светом и огненным теплом, что я стоял под Ее Покровом невредимый и остался в живых... Когда меня вытащили, привели к начальству в барак, тот уже не смеется: «Ну что, помог тебе твой Бог? В последние десятилетия, когда над нами перестал довлеть «научный» атеизм, в российском обществе время от времени возникают принципиальные споры о том, можно ли уподоблять пострадавшим за веру во Христа мученикам тех героев, которые отдали свои жизни за Родину в советский период. Ответ на этот очень непростой для верующих вопрос может дать только Церковь, хотя, с точки зрения обыкновенного русского человека, подвиг Дмитрия Карбышева в германском плену едва ли достоин почитания меньшего, нежели акты самопожертвования христианских праведников.