Как уже писал наш сайт, 31 октября в духовном центре РПСЦ, что на Рогожском кладбище г. Москва, состоялось открытие музея старообрядческой иконы. В Музее имени Андрея Рублёва 28 апреля 2023 г. открывается выставка «Модерн в русской иконе», посвящённая стилю модерн в памятниках религиозного искусства.
28 апреля – 16 июля 2023 года
- Режим работы
- Музей ИЗО РТ шедеврами старопоморской иконописи расскажет о «Хранителях древней иконы»
- Жизнь и чудо. Иконы XIV–XIX веков из частного собрания - Третьяковская галерея
- Музей старообрядческой иконы
- Михаил Миндлин. Модерн в русской иконе
- Музей старообрядческой иконы — Русская вера
В Костромской музей-заповедник вернулись иконы и картины, отреставрированные в Академии Глазунова
Для его создания было использовано 1,5 т серебра. Эрмитаж хранит раку Александра Невского в течение 100 лет и четырежды спасал ее от гибели: в 1922 г. В 1941—1945 гг. Теперь ситуация изменилась. При этом министерство пообещало следить «за неукоснительным соблюдением мер сохранности выдающегося шедевра русского искусства XVIII века». Общество И если этот объект передается «во временное пользование РПЦ» на 49 лет, то «Троица» перешла в окончательное владение церкви.
Во всяком случае, пресс-служба патриарха МП сообщила, что «в ответ на многочисленные просьбы православных верующих президентом России Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ чудотворной иконы». Уточняется, что по благословению Кирилла «образ будет выставлен для общенародного поклонения в кафедральном соборном храме Христа Спасителя» в течение года, а затем «займет историческое место в Троицком соборе». Она считается главным произведением Андрея Рублева, которое он создал для Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря.
Георгий Михайлович признался, что испытал радость от участия «в таком большом деле — деле собирания и сохранения нашего национального достояния»: — Меня всегда поражало с каким вдохновением занимался поисками отец, и вот теперь я могу понять почему эта деятельность его так завораживала Торжественную церемонию передачи иконы предварил документальный фильм, познакомивший гостей праздника с историей строительства храма Ильи Пророка, храмоздателями богатейшими купцами XVII века братьями Скрипиными, уникальными фресковыми росписями храма, а также трагической историей утраты иконы и счастливой историей её возвращения на родину.
Первым к собравшимся с приветственным словом обратился сенатор Государственной думы Сергей Рябухин. По поручению председателя Императорского Православного Палестинского Общества Сергея Степашина, он поздравил собравшихся с событием государственной важности: «... Более двадцати иконописных шедевров были возвращены в Россию и переданы в государственные музеи, благодаря усилиям и личным вложениям мецената Михаила Абрамова. В 2017 году Михаил Абрамов передал Ярославскому музею-заповеднику выкупленную им икону XVII века «Воскресение-Сошествие во ад», которую ему удалось обнаружить в одном из частных собраний Европы.
По ее словам, активный процесс по раскрытию икон начался в России только в начале XX века. Так, например, в экспозиции представлена икона второй части XVII века Великомученик Артемий, процесс раскрытия которой не закончен. Иконописцы обновляли ее неколько раз. Здесь видим, что святой и одет по-другому, и нарисован по-другому, и образ совершенно другой создается", - отметила Соколова. Отличие иконы в том, что Богородица изображена на престоле.
Фото «ЭКА—Азов» В длинные выходные часто возникает вопрос, чем занять себя и детей полезным и увлекательным, кроме отдыха на природе и застолий. Чтобы не ломать над этим голову, редакция «Ёрш. Азов» подготовила афишу с самыми интересными мероприятиями Первомая. Будем вместе вовлекать детей в раздельный сбор, и приучать к экономии ресурсов», — предложил организатор мероприятия, экологическая организация «ЭКА—Азов». Новые и постоянные участники экологической акции могут приносить с собой макулатуру, разобранный картон, изделия из пластика, битое стекло, разрезанный на куски тетрапак и ртутные энергосберегающие лампы кроме длинных люминесцентных. Не стоит забывать книжечки для зелёных баллов для получения призов от спонсоров. На ней представлено более 160 экспонатов, знакомящих посетителей с сюжетами двунадесятых и великих праздников, образами Спаса, Пресвятой Богородицы и наиболее почитаемых русских святых. Гости музея не только увидят образцы темперной и масляной иконописи XIX века, но и услышат о формировании музейной коллекции культовых предметов, а также познакомятся с технологией создания окладов и тематических композиций.
В коллекции музея впервые появилась объемная икона – дар Дома Невьянской иконы
Святой написан в полный рост. В левой руке он держит раскрытый свиток, правая рука приподнята вверх. Икона была расположена справа от центральной иконы, взгляд святого обращен к Господу. Неффалим — шестой сын Иакова, родоначальник колена Неффалимова. После завоевания Земли обетованной потомки Неффалима заняли самую северную ее часть.
На экспозиции будут представлены более 300 икон в ювелирных окладах, выполненные в мастерских известных ювелиров Москвы и Санкт-Петербурга: Карла Фаберже, Павла Овчинникова, Антипа Кузьмичёва, Фёдора Рюкерта и других. Среди них немало экспонатов, связанных с императорской семьей. Богатейшая подборка произведений, их высочайшее качество и историческая значимость делают данную выставку уникальной.
Фото: пресс-служба администрации Санкт-Петербурга В четверг, 26 января, в Петербурге открылась выставка с иконами советского времени. На открытии присутствовал губернатор Александр Беглов. Фото: пресс-служба администрации Санкт-Петербурга Фото: пресс-служба администрации Санкт-Петербурга Фото: пресс-служба администрации Санкт-Петербурга Экспозиция открылась в музее истории религии. Посетители смогут увидеть более 80 икон, собранных во время экспедиций Центром визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ.
Икона «Чудо Георгия о змие» в мастерскую древнерусской живописи попала не до конца раскрытой. Была на реставрации в 70-х годах прошлого века. Теперь художникам нужно освободить закрытую поздними слоями шестую часть образа, написанного в XVI веке и располагавшегося в Никольской церкви Согиницкого погоста XVII века. Под линзой стереомикроскопа скальпелем реставратор снимает по доле миллиметра краску, прячущую от глаза авторский слой. Так Игнату Ратникову открылся змий — таким, каким писал его автор.
Новости и пресс-релизы
В Устюженском музее работает выставка одной иконы из собора Рождества Богородицы | Просто назовись музеем и активно пропиарь его, как сделало частное учреждение культуры (ЧУК) Музей русской иконы. |
Икону XVI века покажут летом 2023 года в Сахалинском художественном музее | В Государственном музее палехского искусства хранится несколько икон, датируемых второй половиной XVII века. |
Икона «Богоматерь Казанская» вернулась в Музей истории религии после реставрации
Экспозиция иконописи в Новосибирском государственном художественном музее начинается с произведений XVI столетия и заканчивается иконами начала ХХ века. В старейшем учебном заведении России – Академии художеств – завершили пятилетнюю реставрацию уникальной иконы «Богоматерь Казанская» рубежа XVII-XVIII веков. В Переславле-Залесском открывается выставка уникальных народных икон советского времени С 28 апреля по 30 июня 2024 года в Переславле-Залесском пройдет выставка «Христианская. Это уже третья выставка древнерусской живописи в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике за последние годы, в которой принимают участие иконы из фондов «Малых Корел». Музей русской иконы. В 1941–1945 гг. музей эвакуировал ее из блокадного Ленинграда, а с 2011 г. проводит лазерную реставрацию, которая длится до сих пор.
Бесплатный и интересный музей Русской иконы в Москве.
В 2024 году празднуется большое событие - юбилей со дня перенесения мощей преподобного Александра Невского. Сотрудники Сергиево-Посадского музея-заповедника предоставят для экспонирования в музее «Исаакиевский собор» редкий покров на раку великого князя, что станет значимым событием для музея и жителей всего Петербурга». Почётными гостями музея в праздничный день стали Юлия Ушакова, зав. Благодарим партнера выставки телеканал «Тонус» за помощь в организации проекта и информационной поддержке. Выставка будет интересна как профессионалам, так и широкому кругу посетителей. На проекте, работа которого продлится до 18 августа, запланированы интерактивные программы, экскурсии, мастер-классы для детской и взрослой аудиторий.
Причиной такого решения стало то, что подлинник иконы в данный момент находится на реставрации в связи с «неудовлетворительным состоянием». По словам Миндлина, у «Троицы» есть отслоение грунта и красочного слоя.
Особенно пострадали участки у досок с лицевой стороны. Директор музея отметил, что подлинник должен находиться в специальной антивандальной витрине в состоянии покоя.
Щепные иконы писали как подокладницы и как полностью прописанные сюжеты. Подокладницы закрывались фольговыми окладами и помещались в киоты, а как бытовали прописанные полностью иконы, пока неизвестно.
Более вероятно, что они тоже вкладывались в киоты, об этом свидетельствует сохранность дошедших работ. Очень часто оклад прикреплялся к иконе многочисленными гвоздиками, кроме этого прямо на доску наклеивали бумагу или наносили толстый слой клея по периметру полей и закрепляли оклад наглухо к иконе. Затем икону вставляли в киот и зазоры между фольгой и его стенками замазывали гипсовой алебастровой замазкой. Сами киоты чаще всего тоже были "глухие", без дверцы.
Стекло вставлялось в пазы с лицевой стороны и фиксировалось либо тонкой дощечкой на гвоздиках, либо просто забивалось гвоздями, иногда закреплялось той же замазкой. Таким образом, создавался для иконы определенный микроклимат, что позволяло живописи сохраняться в первозданном виде довольно долгое время. Благодаря этому иконы смогли дожить до наших дней. Кого же на них изображали?
Чаще всего на щепной иконе можно увидеть Спаса, Николу и Богоматерь с младенцем. Если посмотреть соотношение этих сюжетов с другими, то их получается абсолютное большинство. Однако это интереснейшее явление в истории иконописания на рубеже веков включало очень широкий перечень сюжетов: от простых подокладниц до многочастных "Праздников" и "Избранных святых". Известно, что одна семья могла сделать в неделю до шестисот таких икон.
Для скорейшего сбыта её старались производить как можно дешевле. Бойкие офени с расхожим товаром доходили до самых недоступных старообрядческих скитов Сибири и до самых дальних стойбищ новокрещеных "инородцев". До сих пор во многих отдаленных уголках России на провинциальных ярмарках можно встретить щепные иконки, украшенные цветами из фольги.
Как говорят реставраторы, в результате поновления сместилось и изображение коня. Проступивший первоначальный контур оказался ближе к нижнему краю иконы и изысканнее. Это «Чудо Георгия о змие» некоторые специалисты относят к Макарьевской иконописной школе. Но масштабно она никогда не выставлялась. Сотрудники отдела древнерусского искусства не исключают, что икона Русского севера, может быть, не скоро, но станет частью большого экспозиционного проекта.
Икона «Богоматерь Казанская» вернулась в Музей истории религии после реставрации
Новости радищевского музея. Экспозиция иконописи в Новосибирском государственном художественном музее начинается с произведений XVI столетия и заканчивается иконами начала ХХ века. Выставка «Город золотой», посвященная иконостасу XVIII века «на семи стенах» и воссозданию утраченных потолочных икон, открылась в прошлую пятницу в Преображенской церкви на. В здании разместят музей икон святой Екатерины.
Музей старообрядческой иконы
Экспозиция во Дворце царя Алексея Михайловича объединяет уникальные иконы «небес» заонежских часовен из фондов музея-заповедника «Кижи» и экспонаты из собрания. Выставка русских икон в драгоценных окладах в Санкт-Петербурге в Музее Фаберже. Музей русской иконы. В экспозицию войдут иконы, хоругви, покровцы и плащаницы, предметы богослужебного облачения духовенства, пелены, а также иконы из бисера.
Бесплатный и интересный музей Русской иконы в Москве.
А вот состав небольших икон будет почти полностью меняться дважды, в том числе в апреле выставку дополнят коллекции книг из старопоморской общины и из отдела редких рукописей и книг библиотеки КФУ. К проведению выставки «Хранители древней иконы», как удалось узнать «Татар-информу», специалисты музея и представители старопоморской общины старообрядцев вели подготовку несколько лет — некоторые иконы нуждались в частичной реставрации или консервации. Реставраторам пришлось потрудиться над большей частью экспонатов, предварительно подготовив к выставке более полусотни икон как из фондов Музея ИЗО РТ, так и из собрания самих старопоморцев. Так, например, полный цикл восстановительных работ прошла центральная икона Спас Вседержитель из второго зала выставки. А это длительный и кропотливый процесс», — подчеркнули в музее.
Наряду с иконописными экспонатами на выставке можно будет увидеть музейную коллекцию поморского литья, которую собирал в течение нескольких десятилетий заведующий отделом древнерусского искусства Музея ИЗО РТ Яков Вайсфельд.
Апрель 2023 года. Во время экскурсии в музее. Расположенный по адресу улица Гончарная дом 3 стр. В первую очередь, это современный музей с великолепной коллекцией икон и других культовых предметов.
В фойе музея.
Любое изображение святого, любое изображение христианских православных символов, одобренных Православной Церковью, пригодно для использования в религиозном культе. Богоматерь Казанская. Икона: Мастерская В. Коллекция семьи Карисаловых Богоматерь Казанская. Оклад: мастер-монограммист «МНТ». Собрание И.
Вилькина Богоматерь Казанская. Вилькина А. Достаточно ли информации о ее проведении? Как и культура важна в любых условиях, в самом широком смысле. А эта выставка особенно важна сегодня, потому что, к сожалению, не только в среде коллекционеров, любителей русского религиозного искусства, но, и отчасти, в среде профессионалов, понятие модерн в религиозном искусстве не до конца артикулировано и однозначно понимается. Очень часто произведение религиозного искусства обозначается как произведение, выполненное в стиле модерн, имея лишь некоторый налёт, некоторый флёр модерна, не имея прямого отношения к стилю модерн, а порой вообще не имея никакого отношения к стилю модерн. К сожалению, зачастую произведения определяются, атрибутируются как созданные в стиле модерн исключительно на основании времени их создания, то есть рубежа XIX—XX веков и начала XX века.
Мы попытались создать такой выставочный проект, который бы более внятно представил и артикулировал понятие модерна в русском религиозном искусстве. На мой взгляд, всем категориям зрителей необходимо знакомиться с характерными образцами художественных стилей и направлений, важна «насмотренность». Предметы, которые представляются на выставках, нужно рассматривать и вникать в них, чтобы понимать увиденное, чтобы разбираться в прошлом нашей художественной культуры. Не зная, не понимая прошлого, трудно или почти невозможно адекватно оценивать настоящее. Но о них мы будем рассказывать в вашем журнале. Складень трёхстворчатый. Фабрика золотых и серебряных изделий И.
Алексеева, Торгово-промышленное товарищество «П. Оловянишникова сыновья» по рисунку С. Направление модерн аппроприировало элементы некоторых исторических направлений мирового искусства — древнегреческого, древнеегипетского, искусства Дальнего Востока. Русское религиозное искусство характеризуется переходом от историзма и неорусского стиля к эстетике нового направления модерн. Для русского модерна характерно частое использование элементов национальной художественной культуры. Тенденции модерна проявились в эстетике традиционной иконописи и религиозного декоративно-прикладного искусства. Элементы модерна не обошли стороной самые и консервативные художественные центры.
Икона в окладе и киоте. Торгово-промышленное товарищество «П.
Но несколько лет назад одну из них — икону "Святцы на июль" — нашли в Германии в частном собрании. Чтобы вернуть древнюю икону на родину, были привлечены специалисты из Общества содействия сохранению и популяризации русской культуры имени Михаила Абрамова. Сын погибшего мецената Георгий Абрамов сумел приобрести и вернуть икону, а затем передал ее Ярославскому музею-заповеднику. Икона находится в хорошем состоянии и не требует реставрации. Отметим, что иконами-минеями называют те иконы, которые содержат изображения святых и праздников, отмечаемых в определенный месяц.
В Киржаче открылся первый в России музей иконописи и реставрации «МИР»
Помимо основных православных святых — таких как Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Серафим Саровский — на ней можно увидеть образы малоизвестных «местных» святых. Так, на выставке в Рязани среди экспонатов — образ Василия Рязанского. Не говоря уж о том, что древнерусское искусство — это культурный генофонд нации, основы отечественной культуры», — сказал Михаил Миндлин. На выставке образы преподобных Александра Свирского, Макария Калязинского, Кирилла Белозерского, Зосимы и Савватия Соловецких, Авраамия Галичского, игуменов Сянжемского Вознесенского монастыря Ефимия и Харитона, изображения которых на большой храмовой иконе — большая редкость.
В отличие от памятников XV века, ее размеры составляют 50,5 на 45 сантиметров. В музей она поступила в 1929 году из Кирилло-Белозерского монастыря. Тогда вместе с ней на хранение было передано еще десять памятников, составивших серию икон-миней». Руководитель федерального музея отметил, что при поступлении икона находилась под слоем потемневшей олифы. Наблюдались многочисленные утраты левкаса и красочного слоя, кракелюры и трещины.
Когда смотришь на эту икону, особенно на нижний регистр, где изображен город, погибающий вместе с грешниками, а головы этих грешников — между рушащимися зданиями, в очередной раз понимаешь, откуда взял свои открытия русский авангард. Эта же мысль приходит в голову, когда смотришь и наиболее позднюю икону в другом зале — «Огненное восхождение пророка Илии» сер. XIX в. Автор — Иван Максимов.
Художнику заказали написать святых, соименных заказчикам, молящихся перед важными для семьи иконами, связанных с событиями их жизни, где в центре — Праздник Праздников, изображение Воскресения Христова. К этому образу обращены все персонажи. Такие семейные иконы — пример особого благочестия. В верхней части написаны иконы в барочных картушах, перевитые красной лентой, с бантами и кистями. Они создают образ «иконы в иконе». Работа выполнена в традициях времени — тонко, живописно. Одно из открытий выставки — «Богоматерь с Младенцем» 1780-е гг. Мы его знаем не только как автора прекрасных светских работ, таких, например, как «Портрет Марии Ивановны Лопухиной» 1797 , но и как художника, работающего для Церкви. Но здесь вспоминаются работы более позднего времени, чем представленная на выставке икона.
Интересное решение традиционной иконографии дает мастер Дмитрий Гоголицын, написавший «Покров Богоматери» 1804 г. Известно, что Покров Пресвятой Богородицы как великий праздник чтится именно на Руси. И здесь его иконография осмысляется в национальном контексте новым художественным языком достаточно посмотреть на одеяния молящихся во Влахернском храме. Мы видим четкое разделение земли и Неба в пространстве иконы и Андрея Юродивого, показывающего на чудо явления Божией Матери своему ученику Епифанию, не как обычно — в передней части композиции иконы. Здесь мастер изобразил его вне храмового пространства, где-то совсем в стороне — он же юродивый, вне рамок, говоря современным языком, социального общества. И именно ему открывается явление Богородицы. Интересно, что автор иконы — ранее неизвестный, это имя впервые вводится в научный оборот, так что у исследователей появляется еще один повод для изучения. На выставке представлены даже иконы первых лет советской власти, созданные старообрядческими бегунами-странниками Обо всем, что можно увидеть на выставке, в одной статье не расскажешь, ведь здесь представлены иконы вплоть до десятых годов XX века, когда в иконописи наблюдается в том числе и влияние модерна например, икона Божией Матери «Неопалимая купина», 1910-е гг. В иконах отображаются исторические события тех лет — «Явление Богоматери на войне» Богоматерь Августовская; 1910-е гг.
Здесь представлены даже иконы первых лет советской власти, созданные старообрядческими бегунами-странниками. В самом конце выставки особенным подарком лично для меня стали иконы, связанные с царской семьей: образ святителя Николая Чудотворца начало XX в. Икона принадлежала императору Николаю II. Емельянов выполнил много заказов для царской семьи. Фрагмент Другая икона-триптих — икона Божией Матери «Знамение» Серафимо-Понетаевская с избранными святыми и праздниками.
По его словам, коллекционирование для многих россиян стало возможным, благодаря многочисленным аукционам, которые оказались доступны для всех желающих. В поисках шедевров увлеченные люди ездили за границу, а равно искали их и на родине, в России. Его целью, как и стремлением многих его коллег-коллекционеров, было желание вернуть в свою страну многое, что исчезло в годы советской власти. Затем иконы обрабатывали реставраторы, после чего появлялись на свет шедевры музейного значения.
В коллекции, по его словам, «вся полнота русского исторического иконописания», в том числе образы, имеющие отношение к истории страны. Собрание очень представительно и дает широкую хронологическую, географическую и даже социальную панораму русской иконы. Это панорама истории России вплоть до революционных событий 1917 года, хотя в коллекции есть и несколько икон, датированных уже после революции.