Историю Санкт-Петербургского государственного университета сегодня пишем все мы. Санкт-Петербургский государственный университет основан по распоряжению Петра Великого указом сената в феврале 1724 года вместе с Академией наук. Согласно статье 1 Устава СПбГУ 2010 г., ведёт свою историю от Академического университета и Академической гимназии, основанных императором Петром I в 1724 г. одновременно с Академией наук. 8 февраля Санкт-Петербургский государственный университет отметил 290-летний юбилей. Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) – ведущий классический университет России, один из двух вузов страны, имеющих право на разработку и внедрение собственных образовательных стандартов.
8 февраля - 300 лет РАН и СПбГУ
Санкт-Петербургский государственный университет основан указом императора Петра Великого в 1724 году. В наступившем году будет отмечать своё 300-летие старейший и один из самых известных вузов России – Санкт-Петербургский университет. Для СМИ Санкт-Петербургский государственный университет — старейший и один из крупнейших и ведущих классических университетов Российской Федерации, основанный в 1724 году. Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов поздравил жителей города с 300-летием Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ). Санкт-Петербургский государственный университет основан по указу Петра I от 22 января 1724 года, введенным в действие указом Правительствующего Сената от 28 января (8 февраля) 1724 года. Дата основания Университета — одна из самых дискуссионных тем в исторической науке.
Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)
- СПбГУ скорее мертв, чем жив и без переезда
- О дате основания Петербургского университета
- СПбГУ отмечает трёхсотлетие со дня основания
- Когда был основан спбгу
- 8 февраля - 300 лет РАН и СПбГУ
- Читать также
СПбГУ скорее мертв, чем жив и без переезда
Он был основан по распоряжению императора Петра I указом Сената от 8 февраля 1724 года вместе с Академией наук. К 300-летию университета приурочат полуденный выстрел из пушки Петропавловской крепости. Его произведут глава коллегии почётных профессоров и комиссии по этике СПбГУ Геннадий Богомазов и двое студентов, которые решили добровольно отправиться в зону специальной военной операции. Студентов и преподавателей пригласят на спортивные состязания по разным видам спорта. Среди них будет и киберспорт.
Хочу заверить, что все запланированные нами мероприятия будут проведены в установленном порядке и в полном объёме. В 2024 году пройдет более 30 юбилейных мероприятий. Как отметили выступающие, на сегодняшний день проведена масштабная подготовительная работа, ряд проектов полностью реализован, остальные находятся в работе в соответствии с дорожными картами. К примеру, в честь Санкт-Петербургского государственного университета названа малая планета , в работе проекты по созданию дизайна самолета авиакомпании «Россия». Причем дизайн выбирали сотрудники и студенты вуза с помощью разработанной в СПбГУ системы электронного голосования «Криптовече». Ректор СПбГУ Николай Кропачев рассказал о работе по увековечиванию памяти выдающихся студентов, выпускников и преподавателей университета.
Сейчас идет написание портретов для галереи ректоров и создание памятных знаков с изображениями универсантов — нобелевских лауреатов. Новую страницу в своей, теперь уже трехвековой истории, Университет откроет, сохранив все лучшие академические традиции, одновременно став еще более современным и новаторским центром передовой научной мысли.
Начались же торжественные празднования юбилея в 12. И сила Санкт-Петербургского государственного Университета в нашем единении», - подытожил ректор.
Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. Царствование императора Александра I. Первое время Университет жил по Уставу Главного педагогического института, пока 4 16 января 1824 года в нём не был введён в действие изменённый по обстоятельствам Устав Московского университета. Там же. После этого на протяжении своей истории университет сменил множество названий Названия Санкт-Петербургского университета.
С 1821 по 1914 год он назывался Императорский Санкт-Петербургский университет; 1914 год — февраль 1917 года — Императорский Петроградский университет; февраль 1917 года — июнь 1918 года — Петроградский университет; июнь 1918 года — октябрь 1919 года — Первый Петроградский университет; октябрь 1919 года — январь 1921 года — Петроградский университет; январь 1921 года — январь 1924 года — Петроградский государственный университет; январь 1924 года — апрель 1933 года — Ленинградский государственный университет; апрель 1933 года — октябрь 1937 года — Ленинградский государственный университет имени А. Бубнова; октябрь 1937 года — февраль 1944 года — Ленинградский государственный университет; февраль 1944 года — октябрь 1948 года — Ленинградский ордена Ленина государственный университет; октябрь 1948 года — 1969 года — Ленинградский ордена Ленина государственный университет имени А. Жданова; 1969 года — январь 1989 года — Ленинградский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственный университет имени А. Жданова; январь 1989 года — 1991 года — Ленинградский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственный университет; с 1991 года по настоящее время — Санкт-Петербургский государственный университет.
СПбГУ – первый университет страны
Санкт-Петербургский государственный университет — один из крупнейших университетов в России. Для СМИ Санкт-Петербургский государственный университет — старейший и один из крупнейших и ведущих классических университетов Российской Федерации, основанный в 1724 году. Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) был основан в 1724 году по инициативе Петра I. В то время он назывался Санкт-Петербургская академия. событие государственного масштаба». Приняли решение объявить в Петербурге 2024 год Годом Санкт‑Петербургского государственного университета», — объявил Александр Беглов.
295 лет Санкт-Петербургскому государственному университету
В этой лаборатории синтезируют полупроводниковые наноматериалы. Технологии, которые позволят, например, подзаряжать кардиостимуляторы от сокращений самого сердца или восстанавливать барабанные перепонки. Создание одиночных фотонов — следующий шаг в кибербезопасности — они передают информацию так, что ее невозможно перехватить. Это совсем шикарно.
Это новый кампус в Петергофе. То, что это общежитие, выдает разве что студенческое чувство юмора. Так, в душ «советуют ходить с арбузом», отдыхать, видимо сами томичи, — в Томске.
По факту — это загородный отель, если забыть про учебу. Сейчас как раз каникулы.
В 1748 году при рассмотрении устава и штата Петербургского университета Ломоносов своими указаниями показал, как он смотрел на это просветительское учреждение и на постановку преподавания в нем. Он полагал, что университет должен состоять из трех факультетов. Спустя некоторое время Ломоносов в новом письме еще раз подчеркнул необходимость специализации студентов университета.
Теперь он уже понимал, что на введение факультетов рассчитывать не приходится. Поэтому он предложил разделить студентов на три класса: «Первого класса студенты ходят на все лекции, для того чтобы иметь понятие о всех науках и чтобы всяк мог видеть, к какой кто науке больше способен и охоту имеет; второго класса студенты должны ходить на лекции только того класса, в котором их наука; третьего класса студенты те, которые определены уже к одному профессору и упражняются в одной науке». Ломоносов ратовал за отмену сословных ограничений при приеме в Академический университет, ссылаясь на примеры других европейских университетов, где «ни единому человеку не запрещено в университетах учиться, кто бы он ни был, и в университете тот студент почетнее, кто больше научится, а чей он сын, в том нет нужды». В 1747г. В документе, подписанном президентом Академии наук, предписывалось набрать тридцать «молодых и годных людей в студенты».
Кроме того, разрешался прием «вольных студентов», число которых не устанавливалось. Тредиаковский 1703-1769 поехал в Москву и Новгород, чтобы отобрать в Славяно-греко-латинской академии и Новгородской семинарии способных учеников. Из московской академии он набрал 10 лучших учеников. Ломоносов с этой целью провел экзамены в петербургской семинарии.
Отметим, что во время празднования Дня города в мае 2024 года университет примет участие в качестве отдельной площадки. Многие его выпускники на протяжении трёх веков определяли политическое, экономическое, культурное и научное развитие России. Они отличились и во многих других сферах. Мы гордимся тем, что самый известный его выпускник — наш Президент Владимир Владимирович Путин. Именно по его предложению с 2022 года научные премии Правительства Санкт-Петербурга пополнились новой наградой - премией за выдающиеся результаты в области науки и техники, кибернетики и искусственного интеллекта.
Ежегодно он выпускает тысячи высококлассных востребованных специалистов. Коллектив вуза бережно хранит и приумножает замечательные традиции своей богатейшей истории и мы, в свою очередь, приложим необходимые усилия для того, чтобы чествование и популяризация достижений СПбГУ прошли на достойном уровне». В рамках празднования пройдет семь крупных региональных мероприятий, участие в которых смогут принять все горожане. Хочу заверить, что все запланированные нами мероприятия будут проведены в установленном порядке и в полном объёме. В 2024 году пройдет более 30 юбилейных мероприятий. Как отметили выступающие, на сегодняшний день проведена масштабная подготовительная работа, ряд проектов полностью реализован, остальные находятся в работе в соответствии с дорожными картами. К примеру, в честь Санкт-Петербургского государственного университета названа малая планета , в работе проекты по созданию дизайна самолета авиакомпании «Россия». Причем дизайн выбирали сотрудники и студенты вуза с помощью разработанной в СПбГУ системы электронного голосования «Криптовече».
В 2024 году Санкт-Петербургский государственный университет отметит 300-летие
Первый проректор СПбГУ Елена Чернова рассказала, как проходит работа над созданием альбома и чем может быть интересно издание широкому кругу читателей. Основание Академического университета в Санкт-Петербурге и первое поколение русских ученых — пост пикабушника Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет»[2] — ведущий и старейший классический университет; один из крупнейших университетов в России и ведущих центров. Санкт-Петербургский государственный университет, первый университет России, был основан 28 января (8 февраля) 1724 года. Санкт-Петербургский государственный университет — один из старейших университетов России, один из крупнейших и ведущих классических университетов. Выпускниками Петербургского государственного университета были семь глав правительства и семь лауреатов нобелевских премий, а также известные на весь мир писатели, поэты и ученые.
Учёные СПбГУ выяснили, что было на месте Петербурга до постройки города
Posted 28 ноября 2023,, 13:18 Published 28 ноября 2023,, 13:18 Modified 1 февраля, 20:45 2024-й год объявили в Северной столице Годом СПбГУ: событие государственного масштаба 28 ноября 2023, 13:18 Фото: Пресс-служба СПбГУ Власти Северной столицы приняли решение объявить 2024 год Годом Санкт-Петербургского государственного университета. Об этом сообщили «Росбалту» в пресс-службе Смольного. В рамках предусмотренной городским бюджетом поддержки научно-образовательной сферы в Петербурге в ближайшие три года вдвое увеличат размеры городских субсидий, премий и стипендий для студентов, аспирантов и ученых. Губернатор города на Неве Александр Беглов на торжественном открытии Петербургского международного научно-образовательного салона и конгресса «Профессиональное образование, наука и инновации в ХХI веке» назвал Петербург колыбелью отечественной науки и высшего образования.
В 1886-1897 гг.
Лесгафта, который читал курс анатомии. Его лекции воспринимались как прокладывающие новые пути в науке о жизни человека и были популярны не только среди естественников, но и среди студентов других факультетов. После ухода Сеченова из университета заведующим физиологической лабораторией стал его ученик Н. Введенский, который продолжил разработку и развитие проблемы нервного торможения рефлексов.
Наибольший ущерб устав 1884 г. Было отменено деление историко-филологического факультета на три отделения: историческое, славяно-русское и классическое. Министерство, ссылаясь на недостаток учителей древних языков для гимназий, усиленно насаждало классицизм в историко-филологическом образовании. Древние языки, древняя история и мифология объявлялись основными предметами на протяжении всех 4 лет обучения.
Примечательно, что даже сами антиковеды выступали против преувеличения роли древних языков в преподавании. Декан историко-филологического факультета И. Перестройка историко-филологического факультета имела следствием отлив студентов, так если в 1884 г. Угроза дезорганизации учебной работы историко-филологического факультета, уменьшение числа студентов, явное недовольство профессоров, принудили министерство в 1889 г.
В том же году были восстановлены обязательные полу курсовые экзамены на всех факультетах. Но даже в этих условиях на историко-филологическом факультете продолжали работать значительные научные силы и появлялись талантливые молодые преподаватели. С 1888 г. Платонова в области изучения русской истории.
Его работы по истории Московского государства конца XVI — начала XVII века по-новому трактовали ряд ключевых проблем этого периода опричнина, экономический кризис, социальный характер восстания Болотникова, нижегородское ополчение и др. Немалым успехом пользовались и доходчивые и впечатляющие лекции Платонова, выдержавшие 10 переизданий. С 1890-ых гг. В области истории древнего мира и классической филологии работали В.
Ернштедт, И. Помяловский, В. Латышев, П. Никитин, Ф.
Кафедру истории искусства занимал с 1887 по 1897 гг. Кондаков, имевший много учеников. В самом конце XIX века началась педагогическая деятельность представителей нового поколения отечественных антиковедов — М. Ростовцева и С.
Важным элементом в подготовке молодых преподавателей продолжали оставаться заграничные командировки. Например, Ростовцев на средства министерства народного просвещения в 1895-98 гг. В области преподавания филологических дисциплин А. Веселовскому удалось добиться открытия романо-германского отделения, вместо кафедры всеобщей истории литературы, представлявшей из себя на деле подсобную для русской литературы дисциплину.
Отделение, преподавателями которого стали Ф. Батюшков, Р. Ланге, Ф. Браун, сделало изучение западноевропейских языков и литератур самостоятельной специальностью.
По инициативе же Веселовского в 1885 г. На кафедре русской литературы работали известные исследователи творчества Пушкина и других русских писателей — П. Морозов, И. Жданов, С.
На кафедре сравнительного языкознания с 1891 г. Булич, а в 1901 г. Бодуэн де Куртенэ, создавший научную школу исследователей-лингвистов, из которой вышло немало известных ученых. Кафедру философии занимал известный философ-неокантианец и логик, прекрасный лектор А.
Введенский, здесь же начинали преподавание крупные в будущем философы И. Лапшин и Н. На юридическом факультете, наряду с маститыми профессорами появились молодые ученые. С 1895 г.
Туган-Барановский, один из видных представителей, так называемого легального марксизма. Лекции по курсу уголовного права читали И. Фойницкий и А. Жижиленко, а в 1897-98 гг.
Кафедру энциклопедии и философии права занимал Л. Петражицкий, стремившийся внести в правоведение психологический анализ. На кафедре статистики началась деятельность И. Кауфмана, крупнейшего специалиста по вопросам денежного обращения России и иностранных государств, знатока финансов и банковского дела.
Юридический факультет был самым большим по количеству студентов. Поэтому неудивительно, что среди его выпускников и студентов того времени можно найти немало известных деятелей отечественной культуры. Здесь учились художники и искусствоведы А. Бенуа, Н.
Рерих, В. Поленов, И. Билибин, М. Врубель, И.
Грабарь, М. Добужинский, С. Дягилев; композиторы А. Глазунов, И.
Стравинский, и многие другие. Весной и осенью 1891 г. Сергеевича, сдавал государственные экзамены В. Ульянов Ленин.
На этом же факультете в 1899-1904 гг. Университетские дипломы юриста открыли для них возможность адвокатской практики, ставшей началом политической карьеры обоих крупнейших политических деятелей России начала XX века. Факультет восточных языков в последние десятилетие XIX века становится крупнейшим центром ориенталистики в России. Несмотря на то, что министерство отдавало предпочтение чисто практическим задачам — подготовке чиновников, владеющих языками, профессора факультета сумели расширять и углублять, именно, научную деятельность.
Идея гармоничного сочетания научных и практических целей была сформулирована еще в 1884 г. В эти годы здесь преподавали иранист и тюрколог И. Березин, знаток монгольских языков К. Голстунский, специалист по истории Средней Азии и археолог Н.
Веселовский, буддологи С. Ольденбург и Ф. Щербатской, знаток персидской словесности В. К концу столетия выкристаллизовалась новая самостоятельная дисциплина — восточное языкознание, первым представителем которого был П.
Большая заслуга в развитии факультета принадлежала В. Розену, бывшему деканом с 1893 по 1902 г. Научные общества, существовавшие при университете являлись центром притяжения лучших творческих сил страны. На заседаниях Русского физико-химического общества выступали с докладами как университетские ученые, так и известные изобретатели Яблочков и Ладыгин.
Попов продемонстрировал действие первого в мире радиоприемника, осуществившего прием сигнала без проводов. Эта дата стала отмечаться в нашей стране как День радио. Общество естествоиспытателей, в 1893 г. За эти годы оно провело серию экспедиций на Север России, где создало Соловецкую биологическую станцию; в бассейн Аральского и Каспийского моря, на Алтай, создало Крымский Комитет и Комиссию по исследованию Санкт-Петербурга и его окрестностей.
В 1901 г. В этот период возникли и новые научные общества. В начале 1888 г. Председателем общества стал профессор геологии А.
Иностранцев, получивший известность и как исследователь первобытного человека. В 1889 г. Юридическое общество имело в своем составе более 400 членов. Несмотря на недостаток, отпускаемых средств продолжали пополняться существующие кабинеты и музеи и были организованы новые.
При кафедре географии и этнографии возник соответствующий кабинет, в 1892 г. Главной своей задачи — прекращение студенческих волнений в университете, устав 1884 г. Все эти меры толкали определенную часть студенчества на путь нелегальной, революционной борьбы с правительством. Весной 1886 г.
Добролюбова, в которой несмотря на запрет приняло участие более 1,5 тысяч студентов. Ульянов и еще 10 студентов Петербургского университета были арестованы за подготовку покушения на Александра III. Это вызвало новые репрессии по отношению к университетам в целом, и к Петербургскому университету в частности. Было постановлено принимать в Петербургский университет, за исключением факультета восточных языков, только выпускников гимназий Петербургского учебного округа, плата за обучение повышена до 100 рублей в год.
Студенческое научно-литературное общество, секретарем которого был А. Ульянов, по приказу министра было закрыто. Наибольшую печальную известность получил циркуляр от 18 июня 1887 г. Следует заметить, что это касалось только лиц, исповедующих иудаизм, так как в дореволюционной России понятие национальности заменялось вероисповеданием.
Крупные выступления студентов Петербургского университета прошли в декабре 1887 г. Ветровой, покончившей собой, не вынеся издевательств тюремщиков. События 8 февраля 1899 г. На сходках и в прокламациях студенты требовали свободы слова, собраний, неприкосновенности личности, наказания полицейских чинов за избиения студентов.
Царское правительство усиливало репрессии, началось широкое наступление на передовых преподавателей, сочувственно относившихся к студенческим требованиям. Еще в 1890 г. Менделеев, передавший министру студенческую петицию. Летом 1899 г.
Книпович, С. Кареев, И. Гревс и др. В знак протеста подал заявление об отставке всемирно известный математик, академик А.
Впервые рабочие поддержали студенческое движение. При разгоне демонстрации полицией и конными казаками несколько человек было убито, более 100 ранено, избито, изувечено, 1050 арестовано. Недальновидная и непоследовательная политика правительства в университетском вопросе вела к тому что, студенческое движение, начавшись в 1899 г. В это время происходило политическое размежевание студентов, университет становился ареной политической агитации различных партий.
Были среди студентов и лица, разделявшие крайне правые, даже черносотенные взгляды, в их среде возникла осенью 1903 г. Среди преподавателей значительно популярна была партия конституционалистов-демократов, многие профессора Петербургского университета М. Ростовцев, Н. Кареев были ее активными членами.
После событий 9 января 1905 г. Петербургский университет, как и другие высшие учебные заведения, был закрыт. Только 7 февраля студенты получили разрешение на общеуниверситетскую сходку. В актовый зал собралось около 5 тысяч человек, среди которых были и представители профессуры, курсистки, студенты других учебных заведений.
Они отменяли некоторые, наиболее одиозные статьи устава 1884 г. При выборах большинство получили опять-таки радикально настроенные студенты. В дни всеобщей октябрьской политической забастовки в университете проходили многочисленные митинги и собрания, в которых участвовали уже не только студенты. Тем не менее 18 октября после издания известного манифеста от 17 октября 1905 г.
Таким образом, в 1905 г. События 1905 г. Но в реальных условиях России того времени, когда значительные слои общества принимали в ней участие, а студенчество, начиная со второй половины XIX века было одной из наиболее активных общественных сил, иначе быть не могло. И именно их выступления, так же, как и куда менее радикальные протесты профессоров, позволили вырвать у правительства эфемерную автономию.
Соединяющим универсанта того времени и универсанта XXI века остается, пожалуй, только блистательный пейзаж, обрамляющий этот участок василеостровской суши: величественная Нева с дворцами по обоим берегам, монументальное здание Коллегий с университетским двором. Только во дворе, огражденном деревянным забором, вместо нынешних зданий теснились конюшни, поленницы дров, деревянные домики служителей. До реконструкции здания Коллегий в 1834—1838 гг. Педагогический институт и университет занимали лишь часть его: четыре коллегии со стороны Невы и еще несколько помещений.
В остальной части здания размещался архив Сената, квартиры сенатских чиновников, архивы Адмиралтейств-коллегии и Синод. Университетские ворота со стороны Невы запирались на ночь для ограждения спящих студентов от «лихих людей», а мостовую перед воротами скупо освещал единственный фонарь, за который Правление университета аккуратно выплачивало деньги Городской думе. Внутренние помещения и галерея второго этажа тогда еще открытая освещались свечами. Один из служителей — отставной солдат — должен был, по инструкции, постоянно дежурить, обходя здание, для «бережения от огня».
Слава богу, серьезных пожаров в университете не было. Каким же был облик петербургского студента и его образ жизни 150—200 лет назад? Статус студента первой половины XIX века был переходным. Право скорее воображаемое или отложенное до окончания университета на «благородство» подкреплялось фактом соотнесения университетских ученых степеней — студента, кандидата, магистра — с классными чинами.
Между прочим, «студент» «действительный студент» по законодательству первой половины XIX века — первая ученая степень, она присваивалась оканчивающим курс, но назывались так и все учащиеся. Окончивший университет кандидатом с написанием научной работы и ее публичной защитой мог рассчитывать вступить в службу с чином XII и даже X класса, дающим личное дворянство. Образ «благородства» поддерживался вежливым обращением со студентами, большинство из которых были выходцами из духовного звания, неупотреблением телесных наказаний зато по указу 1811 г. И все-таки мыслимые блага ожидали студента не в настоящем, а в будущем, зато исключение из университета делало его маргиналом в российском обществе: ни вернуться в духовное звание, ни дотянуться до «благородного сословия» он не мог.
Сказанное относится к большинству студентов Петербургского университета 1800-1830-х гг. Перелом в соотношении: казеннокоштные — своекоштные наступил лишь в следующее десятилетие. В это же время в аудиториях появляются студенты из дворян. Много ли было в университете студентов?
В Педагогический институт было проведено четыре набора казеннокоштных студентов, примерно по 100 человек каждый, но первый 1804 и второй 1806 г. Последний набор студентов Педагогического института 1816 г. Что касается своекоштных студентов, то в 1819 г. С 1819 по 1837 г.
Численность студентов стремительно возрастает в 1830-е гг. В 1835 г. Этот рост продолжался до 1848 г. За первые три года реформ Александра II численность студентов снова приблизилась к 600.
Уникальность положения Петербургского университета состояла в том, что в течение длительного времени он был самым многонациональным по составу студентов. Доля юношей с русскими фамилиями, вероятно, не составляла и половины студентов. Много было немцев: как «коренных», петербургских, так и выходцев из остзейских губерний. Благодаря учреждению специальных стипендий, здесь учились небольшие группы «иностранцев»: сербов и уроженцев Дунайских княжеств, состоявших под протекторатом Империи.
Только в Петербургском университете существовала кафедра молдаво-валахского языка. С 1810-х гг. Однако самым многочисленным из национальных сообществ в университете было польское. Не боясь ошибиться, можно утверждать, что каждый третий студент 1830-60-х гг.
Причина состояла в том, что после восстания 1830-1831 гг. Виленский и Варшавский университеты были закрыты, а проводимая Николаем I политика русификации в том и заключалась, чтобы «оторвать» польское юношество от национальных корней. При этом диплом европейского университета не давал права поляку вступить в российскую службу, ему приходилось выбирать между российскими университетами. Университет и военно-учебные заведения играли, и довольно успешно, роль механизма русификации.
Прагматическая цель отправления поляков на учебу в Петербург состояла в том, что здесь были открыты две кафедры польского законоведения, ориентированные на подготовку юристов-практиков. В конце 1850-х гг. За польскими стипендиатами устанавливался более строгий надзор: выезжая домой на каникулы, они обязаны были получать специальное разрешение, а возвращаясь — привозить свидетельство о поведении от местных властей. В случае прекращения стипендии и отсутствия других материальных источников, польским студентам трудно было рассчитывать удержаться в университете.
Судьба таких студентов часто заканчивалась трагически. Это произошло, например, с Осипом Петрицей, который лишился стипендии и был исключен за неуплату. Следствие выяснило, что этот студент, проучившись год на стипендию Виленского учебного округа, был исключен из числа стипендиатов из-за недостатка вакансий. Оставшись без средств, он обратился за помощью к дяде, но не встретил поддержки.
По заключению следствия, «находясь в совершенной нужде, Петрица лишил себя жизни». При Николае I министерство просвещения вырабатывает детализированную систему норм и запретов для студентов. В создании подробного свода предписаний не было ничего удивительного, так как в то время студент, будь ему 16 лет, как самому юному воспитаннику Петербургского университета по ведомости студентов за 1849 г. В инструкции инспектору студентов говорилось, что молодые люди, учащиеся в университете, находятся в тех летах, когда «воображение, страсти и физические силы достигают высшего периода развития», отчего происходят необдуманные поступки».
Правила поведения, составленные на латинском языке, выдавались всем студентам в момент торжественной церемонии зачисления в университет. Принимая их, молодые люди обещали строго им следовать, в знак чего вместо присяги подавали ректору правую руку. Однако, как с иронией замечали сами студенты, эти правила не многим были понятны из-за слабого знания латыни. Правительство упорно отстаивало воспитательный характер университета, желая видеть в нем учебное заведение, в котором преподавание находилось бы под бдительным надзором начальства, а молодежь воспитывалась бы в духе религиозного смирения и преданности престолу.
Повседневные отношения студента с преподавателями и администрацией, определенные уставом 1835 г. Если учившиеся за собственный счет могли по желанию покинуть стены университета, казенные стипендиаты не могли и этого, ибо в случае оставления университета казеннокоштному студенту полагалось возвратить сумму, потраченную на обучение. Основанием для исключения могла быть болезнь или неспособность к учению. Однако и неспособность нуждалась в подтверждении, поэтому обычной практикой было оставление неуспевающих на том же курсе на второй год.
По окончании 3-х или 4-х-летнего курса обучения зависимость выпускников устанавливалась еще на 6 лет, в течение которых они должны были служить учителями гимназий, уездных или начальных училищ, смотря по способностям. Неотъемлемой стороной студенческого быта дореформенного университета был каждодневный и весьма изощренный надзор инспекции. Надзор этот состоял из части «нравственной, учебной, полицейской», а в отношении казеннокоштных студентов еще и хозяйственной. Для наблюдения за нравственностью студентов, инспектор, согласно инструкции, обязан был знать характер и способности каждого из них, особенно пристально наблюдая за теми, кто уже замечен с дурной стороны.
Особым предметом забот инспектора было получение сведений о своекоштных студентах: о том, где и с кем они живут, какие имеют «способы к существованию», чем занимаются вне лекций. Как правило, на студентов, живущих у родителей и ближайших родственников, инспекция обращала меньше внимания, чем на студентов, вынужденных снимать жилье. Для наблюдения за ними, инспектор и его помощники имели право посещать квартиры своекоштных студентов, что и делалось «в разные часы и всегда неожиданно». Например, только за декабрь 1849 г.
Распространенным поводом для конфликтов с инспекцией была форменная одежда, «непорядок» в которой мог грозить нарушителю выговором или даже карцером. В «Правилах для студентов С. Сверх того, во всех публичных собраниях, на гуляниях и на улице полагалось ходить при шпаге и быть застегнутыми на все пуговицы и крючки воротника. Пестрые брюки и галстуки при форменной одежде носить запрещалось.
Студенты были обязаны при встречах отдавать честь членам царской фамилии и генералам «особым образом»: становясь во фронт и сбросив с плеч шинель, как это требовалось от офицеров. Этот ритуал комично выглядел со стороны, поскольку руки у студента, в отличие от офицера, были часто заняты. Оже де Ранкур рассказывает в своих мемуарах, как его товарищ, возвращаясь с лекций со стопкой книг и тетрадей под мышкой, встретил генерала и, согласно предписанию начальства, поспешил сбросить шинель. При этом «книги рассыпались, а с ними вместе и шинель упала на тротуар, рассмеялся генерал, рассмеялся и студент».
А вот студентам Маркову и Сологорскому было не до смеха, когда попечитель округа вызвал их к себе для выяснения, «не кроется ли в молодых людях дух вольнодумства, дерзости или непокорности к властям». Поводом для допроса была встреча Маркова и Сологорского на улице с Николаем I, при которой студенты от растерянности не отдали государю чести. Иерархия наказаний, практиковавшихся в российских университетах, восходит к традициям университетов Средневековья. Почему-то эта часть особенно детализировалась в уставах Дерптского и Виленского университетов 1803 г.
Среди видов наказаний практиковались как мягкие: выговор ректора, ограничение свободы передвижения это важно было для казенных студентов, живших на территории университета , так и суровые: карцер и исключение из университета. Самым серьезным наказанием было не просто исключение исключенный обычным порядком имел шанс вновь поступить в тот же или другой университет , а исключение без права поступать в какой бы то ни было российский или заграничный университет. Министерство народного просвещения уведомляло о таких «негодяях» европейские университеты, воплощая принцип «единого университетского пространства». Исключенному не разрешалось оставаться в университетском городе, кроме тех случаев, когда он проживал в нем вместе с родителями.
Но родителям с этого момента предписывалось иметь за своими сыновьями «неотступное наблюдение». В уставах средневековых университетов эта форма наказания называлась consilium abeundi, или «совет удалиться». Правда, известны лишь единичные случаи применения этой нормы в столичном университете за всю первую половину века. До начала 1830-х гг.
Позже главным мотивом исключения становится «политическая неблагонадежность». Архивные документы свидетельствуют о том, что случаи «политической неблагонадежности» студентов доводились до сведения Николая I, многие из подобных дел хранят его резолюции. В ведомостях о студентах Петербургского университета 1840-1850-х гг. Они мало менялись с годами: несоблюдение формы, неисполнение приказаний, ссоры между студентами, «нескромные поступки», такие как посещение немецкого клуба на Васильевском острове, куда вход студентам был запрещен, пьянство.
Кроме того, наказывались неявка на лекции без уважительной причины, грубые ответы профессорам во время лекций, несоблюдение приличия в кабинетах для занятий. В качестве особо тяжкого проступка в ведомости отмечены «дерзкие объяснения» студента историко-филологического факультета П.
В 2013 и 2014 годах в Университете прошли конкурсы мегагрантов СПбГУ, по итогам которых были созданы 9 научно-исследовательских лабораторий под руководством ведущих российских и зарубежных учёных.
Лаборатории, выигравшие гранты Правительства Лаборатория геоморфологических и палеогеографических исследований полярных регионов и Мирового океана имени В. Чебышёва, руководитель Станислав Константинович Смирнов , лауреат Филдсовской премии , профессор Женевского университета Швейцария Центр геномной биоинформатики имени Ф. Уральцева, руководитель Алексей Витальевич Кавокин, заведующий кафедрой нанофизики и фотоники Саутгемптонского университета Великобритания Лаборатории механики перспективных массивных наноматериалов для инновационных инженерных приложений, руководитель Руслан Зуфарович Валиев , директор Института физики перспективных материалов Уфимского государственного авиационного технического университета Россия Лаборатория «Фотоактивные нанокомпозитные материалы», руководитель Детлеф Банеманн, профессор Университета Вильгельма Лейбница Германия Лаборатория междисциплинарных исследований развития, руководитель Елена Леонидовна Григоренко, профессор университета Хьюстона США.
Заблудовича крупнейшей больницы Израиля — медицинского центра Шева при Университете Тель-Авива, президент Международного конгресса по аутоиммунитету Израиль Лаборатория поведенческой нейродинамики, руководитель Юрий Юрьевич Штыров, доктор философии, старший научный сотрудник в кембриджском Институте исследований познания и мозга, руководитель лабораторий магнито- и электроэнцефалографии в Орхусском университете Россия, Великобритания, Дания Диссертационные советы С 1 сентября 2016 года Санкт-Петербургскому университету возвращено историческое право проводить защиты диссертаций на соискание ученых степеней по собственным правилам [48].
Указ об утверждении подписал Петр I в 1724 году Российская академия наук и Санкт-Петербургский государственный университет отмечают 300-летие. Они были основаны 28 января 8 февраля 1724 года. В этот день Пётр I издал указ об их учреждении. Академия наук РФ — крупнейший в стране центр фундаментальных исследований. Здесь проводятся научные исследования, направленные на получение новых знаний о законах развития природы, общества, человека.
Учёные СПбГУ выяснили, что было на месте Петербурга до постройки города
Санкт-Петербургский университет гордится своими выпускниками, среди которых пятеро являются лауреатами Нобелевской премии и шестеро стали руководителями России, причем Д. Медведев и В. Путин не только учились, но и работали в СПбГУ. СПбГУ первым из российских университетов вошёл в престижную Коимбрскую группу европейских университетов и в настоящее время является её единственным членом от России, входит в престижные международные рейтинги. В Университете преподают более 300 иностранных преподавателей из 37 стран. Более 350 вузов-партнеров.
Университет обладает серьезной материальной базой для проведения научных исследований, куда в частности входят обсерватория, ботанический сад, шесть музеев, научная библиотека им. Горького, издательство, а также полевые базы практик. Историческим главным зданием университета является здание Двенадцати коллегий, в Старом Петергофе расположен Петродворцовый учебно-научный комплекс, на базе дворцово-паркового ансамбля «Михайловская дача» —- Загородный кампус Высшей школы менеджмента. Вниманию наших посетителей мы предлагаем прогулку по сердцу Санкт-Петербургского университета — комплексу зданий расположенных на Васильевском острове. Здание Двенадцати коллегий Университетская наб.
Оно и состоит из вплотную приставленных друг к другу двенадцати одинаковых корпусов.
Тираж марок ограничен, но большая его часть останется в коллекции Санкт-Петербургского госуниверситета. Елена Чернова, первый проректор СПбГУ: «Уникален университет, уникальны люди, которые здесь работают практически живут свою жизнь , уникальны студенты. Они лучшие, мы это уже проверяли и тестировали. Поэтому уникальность марки для нас очевидна.
Правопреемником палатки является Центр стандартизации и метрологии «Тест-Санкт-Петербург».
При создании музея этого предприятия, в котором хранятся экспонаты, связанные с деятельностью Д. Менделеева, мы брали пример с лучшего, по нашему мнению, музея в мире, посвященного Д. Менделееву, который действует в Университете. Собранный материал позволил мне глубже погрузиться в события эпохи становления российского образования и науки, увидеть необычайные переплетения судеб ученых, поэтов и даже самодержцев. Результатом исследований стало появление книг о Д. В издании «Менделеев.
Блок» была описана судьба дочери Д. Менделеева и замечательного российского поэта, выпускника Университета Александра Блока Окрепилов, 2006. Дело в том, что Д. Менделеев был дружен с ректором Университета Андреем Николаевичем Бекетовым, их имения в Подмосковье находились по соседству, что предопределило знакомство с ранних лет внука А. Бекетова Александра Блока и Любы Менделеевой и привело к их браку, воспетому поэтом в его знаменитых произведениях. Союз науки и искусства при поддержке власти дал миру ярчайших представителей российского общества, способствовал развитию российской науки и высшего образования.
Заключение Дата создания Санкт-Петербургского государственного университета — 28 января 8 февраля 1724 г. Эта традиция сохраняется и продолжается и сегодня. Достаточно сказать, что в числе выпускников СПбГУ два президента Российской Федерации, шесть председателей правительства страны и девять лауреатов Нобелевской премии. Сегодня Санкт-Петербургский университет, являясь одним из ведущих вузов России, имеет в соответствии с принятым в 2009 г. Федеральным законом особый статус5. Он наделен правом проводить защиты диссертаций по собственным правилам и присуждать ученые степени кандидатов и докторов наук, признаваемые государством.
Университет постоянно укрепляет свои позиции в международных рейтингах. В 2015 г. СПбГУ впервые вошел в мировой репутационный рейтинг университетов Times Higher Education и сразу попал в группу вузов, занимающих 71-80-е места, в числе 100 наиболее авторитетных и престижных университетов мира с лучшей академической репутацией. СПбГУ занимает третье место в рейтинге вузов развивающихся стран Европы и Центральной Азии, составленном британской компанией Quacqua-relli Symonds по итогам 2020 г. В декабре 2020 г. Университет вошел в первую сотню 91-е место лучших вузов мира по версии международного предметного рейтинга Round University Ranking в области гуманитарных наук.
В этом рейтинге оценивается эффективность вузов мира по шести укрупненным предметным областям: гуманитарные науки, науки о жизни, медицинские науки, естественные науки, технические науки и социальные науки. Знаменательно, что по сравнению с предыдущим годом СПбГУ поднялся в рейтинге сразу на 87 пунктов. Университет постоянно улучшает свои позиции во многих престижных рейтингах по конкретным направлениям наук. Нынешние успехи Университета во многом связаны с многолетней деятельностью на посту ректора и президента вуза Людмилы Алексеевны Вербицкой. Мне довелось сотрудничать с Людмилой Алексеевной в составе президиума Совета ректоров Санкт-Петербурга, участвовать вместе с ней в подготовке многих городских мероприятий в качестве почетных граждан Санкт-Петербурга. Она была человеком высокой культуры, большого обаяния и твердой административной силы.
А всего сегодня в Санкт-Петербургском университете работают или сотрудничают с ним на постоянной основе 21 действительный член Российской академии наук и 29 членов-корреспондентов РАН. В 2019 г. В этом же году он был удостоен премии Правительства Санкт-Петербурга за выдающиеся научные результаты в области общественных наук имени В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете». Я уверен, что юбилею Университета будет также уделено огромное внимание. Попробуйте сервис подбора литературы.
Хочется пожелать Санкт-Петербургскому государственному университету встретить свое 300-летие новыми значительными достижениями в научной сфере и в подготовке лучших специалистов для нашего города, для всей России и мира. Литература Вернадский, В. Публицистические статьи. Костина, Т. II: История. История Русской Православной Церкви, 1 68 , с.
Ломоносов, М. Львович-Кострица, А. Его жизнь и деятельность. Окрепилов, В. Осипов, Ю. Смагина, Г.
Чернова, М. Статья поступила в редакцию: 04. It is quite natural, therefore, that there is an interest in the origins of the origin of science and education in Russia. The article examines on a factual basis the history of the creation of the St Petersburg Academy of Sciences and Arts, established on the initiative of Peter I. Thus, the simultaneous beginning of the activities of the current Russian Academy of Sciences and St Petersburg State University was laid, having one common date of foundation — January 28 February 8 , 1724. The article examines the first years of the Academy and the University through the special contribution to their development of a number of outstanding scientists, first of all, M.
The main economic ideas of M. Lomonosov, who anticipated the modern policy of state protectionism in his proposals. The data on the beginning of the systematic teaching of economic disciplines after the restoration of the activities of St Petersburg University in 1819 are given. Shown are examples of close cooperation between the Russian Academy of Sciences and St Petersburg State University in the modern period, when preparations began for the 300th anniversary of the Russian Academy of Sciences and St Petersburg State University. Keywords: science, education, development, economics, university, metrology. References Chernova, M.
In Russian Kostina, T.
Получив диплом, вернулся на родину в Тобольск и не создал больше ничего существенного. Иван Тургенев 1818—1883 — в 1836 году окончил Петербургский университет с низшей по тогдашней классификации степенью "действительного студента". К тому времени по новому университетскому уставу курс, который он окончил, назывался — 1-е отделение философского факультета. Николай Некрасов 1821—1877 — учился в Петербургском университете вольнослушателем с июля 1839 по июль 1841 года. Николай Чернышевский 1828—1889 — в 1846 году поступил в Петербургский университет на историко-филологическое отделение философского факультета.
В 1850 году окончил курс кандидатом и получил назначение в Саратовскую гимназию: преподавать словесность. Дмитрий Писарев 1840—1868 — окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета в 1861 году. Дмитрий Мамин-Сибиряк 1852—1912 — в 1876 году перешёл на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Проучившись год, вынужденно оставил университет из-за материальных трудностей и резкого ухудшения здоровья. Иннокентий Анненский 1855—1909 — в 1875 году экстерном сдаёт экзамены на аттестат зрелости и поступает на историко-филологический факультет Петербургского университета, который оканчивает в 1879 году кандидатом. Дмитрий Мережковский 1865—1941 — в 1884 году поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета.
В 1888 году, защитив дипломное сочинение о Монтене, решил посвятить себя исключительно литературному труду. Леонид Андреев 1871—1919 — поступил на юридический факультет Петербургского университета. Был отчислен за неуплату. Александр Блок 1880—1921 — в 1898 году поступил на юридический факультет С. Через три года перевёлся на славяно-русское отделение историко-филологического факультета, которое окончил в 1906 году.
История санкт петербургского университета
Полуденный залп из пушки Петропавловской крепости ознаменовал начало празднования юбилея основания СПбГУ. Санкт-Петербургский государственный университет (рус.). Санкт-Петербургский государственный университет основан по распоряжению Петра Великого указом сената в феврале 1724 года вместе с Академией наук. Новости Совета Федерации. Санкт-Петербургский государственный университет основан по указу Петра I от 22 января 1724 года, введенным в действие указом Правительствующего Сената от 28 января (8 февраля) 1724 года.