Если БРИКС создаст для стран альянса единую цифровую валюту, это будет иметь далеко идущие последствия для мировой экономики. Новость тогда сообщила президент международного форума БРИКС Пурнима Ананд. — Запад беспокоит то, что такая альтернатива, как БРИКС, создает для большинства развивающихся стран возможность дополнительного торга.
Метаморфоза БРИКСа: из фикции — в мирового игрока?
Что такое БРИКС, почему была создана эта организация и чем она занимается, как будет выглядеть список стран БРИКС в 2022 году и чем эти страны отличаются от других. После 2010 года экономический потенциал БРИКС начал неожиданно ухудшаться. Более того, на прошедшем в минувшем августе 15-м саммите БРИКС также затронули вопрос создания международной резервной валюты — ее планируют применять в мировой торговле.
БРИКС. Главное, что нужно знать об объединении
Одной из причин забуксовавшего вопроса о создании валюты БРИКС может быть желание Китая превратить юань в конкурента доллара США. Хотя дедолларизация не является как таковой целью БРИКС, он активно наращивает взаиморасчёты в национальных валютах, что не может бесследно пройти для США. На прошедшем саммите лидеров стран БРИКС президент России Владимир Путин выступил с поистине революционным предложением – создать новую международную резервную валюту на основе корзин стран-членов организации.
Что такое БРИКС и какие цели у этого объединения
Для единой валюты необходима система, связанная с национальными платежными системами стран. Ее создание требует многомиллиардных инвестиций и объединения усилий стран союза. При этом сам проект создания новой валюты является достаточно сложным. Потребуется интегрировать платежную инфраструктуру стран-участниц блока, разработать алгоритм оценки обменного курса и, кроме того, повысить устойчивость национальных валют к внешним воздействиям. Плеханова 3.
Расширение союза. Дополнительным фактором для решения отложить столь масштабный проект, стала перспектива существенного расширения состава участников БРИКС. Более 20 стран подали заявки на вступление и еще столько же заявили о своих намерениях. При этом уровень экономического развития потенциальных участников блока неоднороден и потребуется переходный период для встраивания национальных платежных систем в единую систему расчетов.
Кроме того, организация стремится увеличить представленность стран с формирующимся рынком и развивающихся стран и выступает за усиление их права голоса. В заявлении Си Цзиньпина говорится, что «участники объединения стали конструктивной силой, оптимизировавшей глобальное управление и способствующей демократизации международных отношений». Премьер-министр Индии Нарендра Моди считает, что саммит предоставит платформу для обсуждения проблем Глобального Юга.
Бразилия же намерена поднять вопрос об отказе от доллара в межгосударственных расчетах — об этом Луис Инасиу Лула да Силва заявил в ходе парижского саммита по новому глобальному финансовому пакту, который проходил с 22 по 23 июня.
Ежегодно одной из стран БРИКС передается председательство в структуре: страна председатель отвечает за проведение саммитов и иных мероприятий структуры. Также каждый год меняется девиз организации, в котором отражены основные направления работы и обсуждения наиболее актуальных вопросов.
Уже довольно скоро группа может пополниться новыми партнерами: в 2022 году о желании вступить в содружество заявили Саудовская Аравия, Турция, Египет, Иран и Аргентина. Процессу уже дан старт, а завершиться он может уже в 2023 году.
На саммите в Форталезе в 2014 году был создан Новый банк развития и учреждено Соглашение об условных резервах. Банк БРИКС действует как механизм финансовой стабильности для стран, пострадавших от кризиса платежного баланса. Сотрудничество между членами объединения достигается посредством официального дипломатического взаимодействия между правительствами стран, установления связей через аффилированные с правительством институты и благодаря мероприятиям на уровне гражданского общества. Экономическое сотрудничество Между странами-участницами быстро растут торговые и инвестиционные потоки, а также деятельность по экономическому сотрудничеству в ряде секторов. Заключены соглашения в сферах торгово-экономического сотрудничества, инновационного сотрудничества, таможенного сотрудничества, стратегического сотрудничества между Деловым советом БРИКС, Пулом условных резервов и Новым банком развития. Эти договоренности способствуют реализации общих целей углубления экономического сотрудничества и развития интегрированных торговых и инвестиционных рынков. Обмен между людьми Члены БРИКС признали необходимость укрепления обмена между людьми и развития более тесного сотрудничества в сферах культуры, спорта, образования, кино.
Обмены направлены на создание новых дружеских отношений, углубление существующих связей и взаимопонимания между народами БРИКС в духе открытости, инклюзивности, разнообразия и взаимного обучения. Политическое сотрудничество и сотрудничество в области безопасности Политическое сотрудничество и сотрудничество в области безопасности членов БРИКС направлено на достижение мира, безопасности, развития и сотрудничества для более равноправного и справедливого мира.
Метаморфоза БРИКСа: из фикции — в мирового игрока?
Предложение о создании единой валюты БРИКС не отложено в долгий ящик, но введение такой валюты связано с серьезными вопросами, заявил замглавы МИД Сергей Рябков. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Колташов отметил, что включение Египта в БРИКС – хорошая новость, поскольку у экономики этой страны большой потенциал. Единая валюта БРИКС: какой будет курс, последние новости на 2023 год. неформальное межгосударственное объединение Федеративной Республики Бразилии, Российской Федерации, Республики Индии, Китайской Народной Республики и Южно-Африканской Республики. Тот же самый формат «БРИКС плюс» создает определенный уклон в сторону политического измерения, который может обострить отношение не терпящего конкуренции западного мира к странам БРИКС.
Что такое БРИКС: расшифровка, цели и принципы организации
Однако идее Примакова о военно-политическом союзе России, Индии и Китая сбыться было не суждено, а нынешнее расширение БРИКС не оставляет шансов для кулуарной выработки решений. Критики сценария развития организации «не вглубь, а вширь», без артикуляции четких целей и задач, указывают, что БРИКС рискует превратиться в некий аналог Генассамблеи ООН для развивающихся стран: это удовлетворит их амбиции с точки зрения «веса» в мировой политике, но по факту никак не окажет влияния на ее развитие. Возможно, в перспективе мы увидим создание некоторого аналога Совбеза ООН из наиболее сильных в военно-политическом и экономическом плане стран, который сможет проводить в жизнь отдельные решения сообщества, минуя долгие обсуждения и согласования. Более того, пятерка основателей БРИКС, сохранивших статус и название организации, вероятно может претендовать на такую роль. Но вряд ли остальные участники готовы признать за ней право выносить коллективные суждения. Особенно если речь пойдет о вопросах принципиальных — военных операциях, конфронтации, революционных финансово-экономических мерах. В то же время пущенное на самотек развитие БРИКС при дальнейшем расширении может привести к формированию в организации групп и кланов например, «нефтяных» или «региональных». В таком случае сообществу грозит либо дезорганизация, либо усиление Китая. Китай, впрочем, всячески отнекивается от перспективы лидерства в БРИКС, а председатель КНР Си Цзиньпин даже заявил, что «китайская нация не имеет в своих генах гегемонистских черт» и «тяги к великодержавным играм». Китайская идея именно этим и нравится развивающимся странам, поскольку осуществляется без жесткого давления.
Как китаист, могу сказать, что для КНР идея столкновений, конфронтации — чуждая, в их политической культуре принято учитывать все нюансы и спорные моменты». Как бы то ни было, приняв через семнадцать лет после своего основания решение преобразоваться из неформального клуба пяти стран в большую международную и межконтинентальную организацию, БРИКС будет вынужден найти ответы на принципиальные вопросы о смысле своего существования. При этом одни страны первым делом хотят изменить политическую реальность, другие — торговые и экономические правила игры, и все заинтересованы в гарантиях собственной безопасности. Естественно, весь этот противоречивый букет желаний адресуется либо существующему мировому гегемону — США, либо коллективному Западу, в том числе его политическим военным и финансовым институтам. При этом страны БРИКС совершенно не собираются вести с Западом войну на уничтожение в прямом и переносном смысле слова. Требуя от США уважения к своим национальным интересам, Россия, Китай и партнеры лишь хотят диалога с американцами на равных. В экономике требования стран БРИКС, как правило, сводятся к устранению возводимых Западом барьеров в виде односторонних санкций и торговых ограничений. Таким образом, «антизападная идеология» БРИКС всего лишь отражает пожелания нормализации отношений с западным миром, и ее можно считать конструктивной платформой. Проблема в том, что как раз равного диалога в Вашингтоне и не приемлют, а в целом западные политики, несмотря на мантры об инклюзивности и равноправии, продолжают в отношении развивающихся стран политику неоколониализма.
Например, Госдеп США, даже пытаясь втянуть Индию в антикитайский блок и суля инвестиции в авиастроение и кораблестроение, позволяет себе порицать религиозную и национальную политику Нью-Дели, а также указывать на «репрессии против журналистов и диссидентов». При равноправных отношениях Индия могла бы поднять вопрос о репрессиях в США, развернутых против преподавателей школ и университетов, которые не желают повторять ересь о существовании нескольких десятков гендеров или праве пятилетних детей менять свой пол. Требование России к НАТО остановить продвижение на восток, требования Китая к США отменить торговые ограничения и перестать вооружать Тайвань и пока молчаливое желание Индии видеть уважительное отношение к своей национальной идентичности, по сути, имеют общее основание — требование справедливости. Но очевидно также и то, что у этого объективного процесса — процесса создания нового миропорядка — все-таки есть непримиримые противники, стремящиеся этот процесс затормозить, сдержать становление новых, самостоятельных центров развития и влияния в мире», — заявил президент России Владимир Путин, обращаясь по видеосвязи к участникам саммита. Куда идти дальше? Продолжить путь сотрудничества и интеграции или повернуться к расколу и конфронтации? Продолжить путь мира или скатиться в пучину новой холодной войны? Продолжить путь открытости во имя процветания или погрузиться в болото рецессии из-за гегемонии и буллинга? Укрепить взаимодоверие в ходе контактов или допустить растление души гордыней и предубеждением?
Разница в том, чем та или иная страна готова пожертвовать ради достижения своих представлений о справедливости. И насколько достижение этих ценностей может компенсировать отток западных кредитов, инвестиций, инноваций в случае конфликта с «мировым полицейским». При этом политические или экономические цели членов БРИКС могут противоречить интересам других стран-участниц. А часть государств может попытаться вступить в организацию лишь ради того, чтобы поднять свою значимость в глазах США и в надежде получить щедрое вознаграждение за возвращение в лоно Запада. Ярким примером тому служат Китай и Индия, имеющие разногласия относительно принадлежности региона Аксайчин на Тибетском плато. К счастью, перманентные пограничные конфликты не перерастают в войну между двумя ядерными державам, возможно во многом благодаря общим целям, которые страны пытаются реализовать, участвуя в БРИКС. Когда на одной чаше весов находится вопрос об установлении контроля над несколькими квадратными километрами каменистой почвы, а на другой — стремление вывести страны в мировые лидеры, весомее оказывается второе. Бразилия и вступающая в БРИКС Аргентина тоже имеют определенные противоречия, поскольку каждая из стран стремится стать региональным лидером. Вступающие в БРИКС Иран, Саудовская Аравия и потенциальная Турция также имеют претензии не только на региональное лидерство, но и стремятся встать во главе части мусульманского мира.
Если усилия этих стран не будут направлены друг против друга, их совместному доминированию на Ближнем Востоке никто не сможет бросить вызов.
Естественно, весь этот противоречивый букет желаний адресуется либо существующему мировому гегемону — США, либо коллективному Западу, в том числе его политическим военным и финансовым институтам. При этом страны БРИКС совершенно не собираются вести с Западом войну на уничтожение в прямом и переносном смысле слова. Требуя от США уважения к своим национальным интересам, Россия, Китай и партнеры лишь хотят диалога с американцами на равных. В экономике требования стран БРИКС, как правило, сводятся к устранению возводимых Западом барьеров в виде односторонних санкций и торговых ограничений. Таким образом, «антизападная идеология» БРИКС всего лишь отражает пожелания нормализации отношений с западным миром, и ее можно считать конструктивной платформой. Проблема в том, что как раз равного диалога в Вашингтоне и не приемлют, а в целом западные политики, несмотря на мантры об инклюзивности и равноправии, продолжают в отношении развивающихся стран политику неоколониализма.
Например, Госдеп США, даже пытаясь втянуть Индию в антикитайский блок и суля инвестиции в авиастроение и кораблестроение, позволяет себе порицать религиозную и национальную политику Нью-Дели, а также указывать на «репрессии против журналистов и диссидентов». При равноправных отношениях Индия могла бы поднять вопрос о репрессиях в США, развернутых против преподавателей школ и университетов, которые не желают повторять ересь о существовании нескольких десятков гендеров или праве пятилетних детей менять свой пол. Требование России к НАТО остановить продвижение на восток, требования Китая к США отменить торговые ограничения и перестать вооружать Тайвань и пока молчаливое желание Индии видеть уважительное отношение к своей национальной идентичности, по сути, имеют общее основание — требование справедливости. Но очевидно также и то, что у этого объективного процесса — процесса создания нового миропорядка — все-таки есть непримиримые противники, стремящиеся этот процесс затормозить, сдержать становление новых, самостоятельных центров развития и влияния в мире», — заявил президент России Владимир Путин, обращаясь по видеосвязи к участникам саммита. Куда идти дальше? Продолжить путь сотрудничества и интеграции или повернуться к расколу и конфронтации? Продолжить путь мира или скатиться в пучину новой холодной войны?
Продолжить путь открытости во имя процветания или погрузиться в болото рецессии из-за гегемонии и буллинга? Укрепить взаимодоверие в ходе контактов или допустить растление души гордыней и предубеждением? Разница в том, чем та или иная страна готова пожертвовать ради достижения своих представлений о справедливости. И насколько достижение этих ценностей может компенсировать отток западных кредитов, инвестиций, инноваций в случае конфликта с «мировым полицейским». При этом политические или экономические цели членов БРИКС могут противоречить интересам других стран-участниц. А часть государств может попытаться вступить в организацию лишь ради того, чтобы поднять свою значимость в глазах США и в надежде получить щедрое вознаграждение за возвращение в лоно Запада. Ярким примером тому служат Китай и Индия, имеющие разногласия относительно принадлежности региона Аксайчин на Тибетском плато.
К счастью, перманентные пограничные конфликты не перерастают в войну между двумя ядерными державам, возможно во многом благодаря общим целям, которые страны пытаются реализовать, участвуя в БРИКС. Когда на одной чаше весов находится вопрос об установлении контроля над несколькими квадратными километрами каменистой почвы, а на другой — стремление вывести страны в мировые лидеры, весомее оказывается второе. Бразилия и вступающая в БРИКС Аргентина тоже имеют определенные противоречия, поскольку каждая из стран стремится стать региональным лидером. Вступающие в БРИКС Иран, Саудовская Аравия и потенциальная Турция также имеют претензии не только на региональное лидерство, но и стремятся встать во главе части мусульманского мира. Если усилия этих стран не будут направлены друг против друга, их совместному доминированию на Ближнем Востоке никто не сможет бросить вызов. Однако что касается большого геополитического пространства, БРИКС пока вряд ли готов играть заметную роль в мире и тем более замахиваться на сопротивление коллективному Западу. Во время острого политического конфликта России с западной коалицией страны БРИКС заняли, по сути, нейтральную позицию что, впрочем, уже неплохо.
При этом Пекин резко критикует американские рестрикции, введенные против китайской экономики, называя их незаконными. Таким образом, КНР рискует получить зеркальную ситуацию при возможном резком обострении отношений с США, когда остальные страны БРИКС решат выгодным для себя придерживаться новых антикитайских санкций. Понимание необходимости коллективной защиты еще не созрело. Бразилия и Индия стараются и вовсе воздерживаться от политических заявлений, предпочитая делать акцент на экономическом сотрудничестве. Хотя эти заявления и вызвали гнев в Киеве и Вашингтоне, они далеки от союзнических в отношении России, которая хотела бы услышать аргумент в пользу признания всех новых российских территорий. Еще одним малоприятным инцидентом стала дискуссия, развернувшаяся накануне саммита в ЮАР, по вопросу обеспечения неприкосновенности Владимира Путина и признания вердикта Международного уголовного суда об аресте президента России. Трудно себе представить, чтобы одна из стран G7 вела подобные дебаты относительно визита президента США или премьера Великобритании.
На саммите обсуждался украинский конфликт, но в самых общих чертах. Таким образом, участие в БРИКС может способствовать нормализации отношений между его участниками, но не гарантирует политической поддержки его членов при конфликте с Западом. В этом случае пока не приходится говорить о влиянии БРИКС на мировую политику, поскольку организация старается избегать внешнеполитических позиций, которые резко противоречили бы западной платформе. И тем более предполагать, что организация в ближайшей перспективе предложит некий новый миропорядок.
В социальной и культурной сферах: содействие межличностным отношениям и взаимному уважению культур друг друга, а также активизация социальных и культурных обменов между странами-членами. В области технологий и инновации: укрепление международного научного, технологического сотрудничества для содействия обмену знаниями, наращиванию потенциала и технологическому прогрессу между странами-членами. В вопросах устойчивого развития: продвижение экологически чистых и устойчивых методов развития при совместной работе для достижения целей устойчивого развития. В вопросах мира и безопасности: содействие миру, стабильности и безопасности на местном и международном уровнях при одновременном решении общих проблем безопасности и рисков, таких как терроризм. В области сотрудничества Юг — Юг: расширение контактов и укрепление сотрудничества между развивающимися странами, обмен передовым опытом и поддержка инициатив, которые способствуют общему развитию Глобального Юга. Экономические центры На страны БРИКС приходится значительная доля мирового населения, территории и валового внутреннего продукта. Это крупные растущие экономики с огромным потенциалом экономического роста. Сотрудничество и диалог Группа БРИКС представляет собой форум для постоянного общения и сотрудничества между ее членами. Он предлагает лицам, принимающим решения, платформу для бесед, обмена идеями и совместной работы над проектами. Экономическое сотрудничество Инициатива БРИКС направлена на расширение торгово-экономического сотрудничества между странами-членами. Такие инициативы, как Деловой совет БРИКС, используются для привлечения инвестиций, снижения торговых барьеров и развития экономических связей. Эти организации финансируют инфраструктурные проекты и международное развитие, поддерживают финансовые системы своих стран-членов. Страны—члены альянса работают вместе над глобальными проблемами, продвигают реформы в институтах глобального управления и работают над тем, чтобы обеспечить более широкое представительство развивающихся экономик.
Страна обладает необходимыми ресурсами. Обрабатывающий сектор Ирана достаточно развит и будет прогрессировать. К тому же Иран не является культурно отсталым государством, торговый оборот стран-партнеров с ним будет только расти", — считает эксперт. Ее основу составляет экспорт нефти. Несмотря на внушительные доходы от продажи черного золота, по уровню жизни страна отстает от многих развитых государств. Несмотря на то, что страна когда-то переживала нестабильные времена, она все-таки добавляет организации довольно серьезный вес. У американцев свое видение ситуации", — отметил он. Ее экономика процветает благодаря большому запасу полезных ископаемых и экспорту сельскохозяйственной продукции. Экономист Колташов отметил, что у Аргентины сложная экономическая история. В ХХ веке страна не раз вырывалась в группу лидеров среди молодых экономик. А сейчас находится на пути поиска собственной устойчивой стратегии развития. В стране неоднократно менялась политическая линия. В начале нулевых там произошла катастрофа для американцев. Там буквально вышвырнули руководство, полностью закабалившее страну, которое контролировали США. Дальше были новые периоды, власть менялась.