Согласно Евангелию, в этот день празднуется крещение Иисуса Христа в реке Иордан. В 2024 году Крещение Господне отмечается 19 января. один из самых древних праздников христианской Церкви. Православные верующие будут отмечать 19 января 2024 года один из важнейших церковных праздников — Богоявление, или Крещение Господне. Крещение Господне начали праздновать, еще когда были живы апостолы — упоминание об этом дне мы находим в Постановлениях и Правилах апостольских.
Крещение Господне: и происходит чудо обновления…
В день навечерия Церковь в богослужении «представляет из Писания Ветхого и Нового Завета все, что относится к веществу, прообразованию, пророчествам, событию и плодам Крещения. Канун праздника Крещения называется сочельником. Если навечерие случается в понедельник, вторник, среду, четверг или пятницу, то в этот день уставом предписывается строгий пост. Утром в этот день будут совершаться Царские часы.
Затем совершается вечерня с Литургией св. Василия Великого. После литургии бывает Великое освящение воды.
Богослужение в самый день праздника начинается великим повечерием, на котором, «как и в день Рождества Христова, Церковь славословит единение Божества с человечеством словами пророка Исаии: «Яко с нами Бог. Разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог». Всенощное бдение на праздник Крещения Господня, в какой бы день седмицы он ни случился, начинается, как и на праздник Рождества Христова, великим повечерием.
Великое повечерие оканчивается литией, переходящие в утреню. Литургию в день праздника положено совершать «порану». Антифоны поются праздничные, состоящие из стихов 113, 114 и 117 псалмов, пророчески изобразившие Крещение Господа.
Далее Церковь возглашает: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся», — и тем издревле напоминает принявшим Таинство Крещения о долге христианина. Апостольское чтение Тит. Евангелие Мф.
Великое Водоосвящение. В воспоминание крещения Господня Церковь установила совершать в навечерие и в самый день праздника Великое освящение воды. Вода, освященная в эти дни, называется Великой Агиасмой греч.
Великое освящение воды символизирует собой примирение творения с Творцом, обновление природы, искаженной грехом. Святая вода, тем самым, является одним из средств благодатного вовлечения человека и окружающего мира в общение с Богом. С течением времени образовалась традиция двукратного освящения на праздник Богоявления.
В навечерие освящение воды совершается в воспоминание Господа, освятившего естество воды, поэтому в древности в навечерие Господне совершалось крещение оглашенных. А в день праздника освящение воды совершается в воспоминание самого события Крещения Спасителя. Каноническое основание Великому освящению воды положено в древнем христианском памятнике «Апостольские постановления», где заложено начало не только самому священнодействию, но и прослеживается наличие молитв освящения.
Кроме «Апостольских постановлений», свидетельства о совершении водоосвящения в праздник Крещения Господня можно найти св. Василия Великого, св. Епифания Кипрского, Феодора Чтеца.
В древности, до IV — V вв. Затем уже и вся полнота Православной Церкви восприняла эту традицию и теперь почти в каждом храме совершается крестный ход «на Иордань», где совершается освящение воды. Освящение воды в день навечерия совершается в храме.
Но и сейчас мы можем наблюдать отголоски единства Рождества и Крещения — в богослужении. Например, у обоих праздников есть Навечерие — Сочельник, со строгим постом и особыми традициями. В первые века христианства на Богоявление крестили новообращенных их называли оглашенными , поэтому этот день часто называли «днем Просвещения», «праздником Светов», или «святыми Светами» — в знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает Светом Христовым.
Уже тогда была традиция освящать в этот день воды в водоёмах.
А вдруг все это правда? И, между прочим, мир, в котором жил Иоанн Креститель, был очень похож в этих вопросах на наш современный мир, когда есть разные мнения, верования, представления. Условно говоря, Иоанну рано было находиться в кризисе среднего возраста, но вопросы были. Казалось бы, как просто сказать: «Да, Я, успокойся. Все нормально, ты все правильно сделал». А Он говорит: «Пойдите скажите Иоанну, что вы видели». То есть Иоанн в темнице, и Господь дает ему это видение через свидетелей.
Хромые ходят, слепые прозревают, нищие благовествуют. И блажен, кто не соблазнится обо Мне». Вот такая удивительная, укрепляющая фраза. Но представь, что ты приходишь к другу и говоришь: «Мне тяжело, я сомневаюсь, у меня колебания, сомнения». Вы мучаетесь каким-то сомнением в семейной жизни: не изменила ли жена, еще что-нибудь… Нет прямых свидетельств, но есть четкие подозрения. Что может сказать друг? Вот как бы Вы в этой ситуации сказали другу, который к Вам пришел с такими сомнениями? Скорее всего, обняли бы; возможно, внимательно выслушали, а потом сказали бы: «Держись, брат! Или, наоборот, может, обсудили бы какие-то элементы и подробности, все «за» и «против».
Но это не была бы поддержка. Это был бы какой-то разговор внешний. А надо обнять. На самом деле вот это делает Иисус по отношению к сомневающемуся Иоанну. В жизни практически любого верующего человека есть чудеса. У меня их много. С самого прихода в Церковь, за тридцать с лишним лет, этих чудес у меня в жизни много. Значит ли это, что я не сомневаюсь в этих чудесах? Ведь любое чудо всегда можно перетолковать по-другому.
Оно потому и не несет объективной доказательной силы. Вот ты рассказываешь кому-нибудь про чудо, случившееся с тобой, а сомневающийся скептик объяснит это все по-другому. Скажет: да нет, смотри, это вот так можно объяснить… Так же и там: «Ну, мало ли… голубя ты видел, еще чего-то... В древнем мире тридцатилетие было возрастом совершеннолетия мужчины. До тридцатилетнего возраста мужчина не мог становиться учителем, или равви. Сейчас так же. Хотя иногда это правило нарушается в современном мире. Но на самом деле это канон, которого следовало бы держаться. И вообще древние, не только христиане и не только иудеи, в том числе и язычники, этого правила старались придерживаться.
Потому что действительно тридцатилетие — это возраст мужского совершеннолетия. Это не значит, что до этого возраста человек какой-то ущербный, но он еще не совсем совершенный в возрасте, чтобы, например, выходить на проповедь. И Господь нам сегодня говорит, что Он соблюдал законы и правила. Это важно было для Него, и это важно для нас. Мы знаем отрывок про двенадцатилетнего отрока Иисуса в храме, где Он разговаривал с учителями, и они дивились Его разуму. Вряд ли Ему нужно было ждать тридцатилетнего возраста, чтобы поумнеть, например, или узнать что-то. Но канонически Он все соблюл и в 30 лет вышел на проповедь. Для чего нужно освящение воды? То есть через прикосновение к Великой агиасме — святой воде — мы получаем освящение и благословение.
Мне кажется, это исчерпывающие слова. И чем она отличается от обычной святой воды, которую во время всего года можно получить в храме? Обычная святая вода тоже может быть названа агиасмой. По большому счету все освященное, что у нас есть, может быть этим словом названо. И святой воде Крещения, Богоявления усвоено название Великая агиасма. То есть великая святыня — это то, что мы с благоговением храним весь год, храним в своих домах. Вкушаем, кроме самого дня сочельника и дня Крещения, исключительно натощак. Для освящения и благословения. А вода малого освящения освящается, как правило, по-разному, и по-разному ко всему этому относятся.
Допустим, освящается жилище. Если совсем канонически к этому подходить, приходит священник и совершает чин малого освящения воды. Сейчас на практике батюшка с водой придет, а вообще-то в доме совершается чин малого освящения воды и этой водой кропится дом. Это вода, что называется, по поводу. Собрались мы огород свой кропить и совершаем чин малого освящения воды с соответствующими молитвословиями, молебным пением об освящении огорода…. В современной практике все совершается немного по-другому. Сейчас вода где-то раз в неделю например, по воскресеньям, субботам на молебнах освящается. По потребности люди эту воду берут и, соответственно, могут ее по необходимости использовать. Зачем дважды?
Это освящение той воды, которую принесли в храм. А в сам день Крещения полагается исхождение на воды там, где они есть; где-то это есть, где-то нет. Иногда во многих храмах, особенно городских, ничего такого не происходит, никуда никто не идет. Возможно, в сельской практике священник из храма идет на воды, где заранее та самая иордань приготовлена, вырезана прорубь. В идеале, если есть у людей бензопила, время и силы, вырезается прорубь в виде креста. Делается ледяной крест. Нет бензопилы — делается обычной пилой. Это уже усердие прихожан, какая будет купель. И на купели совершается тот самый чин Великого водоосвящения.
Как заглянуть в глубину своей души и честно спросить свои желания? Как это сделать? Есть простой ответ и более сложный. Простой ответ апостол Павел четко дал: «Каждый служи тем даром, в котором призван». То есть ничего особо думать не надо. Ты трудишься на своем месте; если это достойное, нормальное место, то трудись. Подметаешь — подметай. Строитель — строй. Учитель — учи.
Понятно, что речь идет о взрослых людях, и апостол Павел пишет к тем людям, которые стали христианами уже во взрослом возрасте. Откроется тебе другой дар, например исцелений или проповеди, еще какой-то — служи им. Более того, у апостола есть удивительные слова, когда он рассуждает, например, о рабстве. Он говорит: «Если ты призван быть свободным, не становись рабом. А если ты призван быть рабом, то избери лучшее».
Если навечерие случается в понедельник, вторник, среду, четверг или пятницу, то в этот день уставом предписывается строгий пост.
Утром в этот день будут совершаться Царские часы. Затем совершается вечерня с Литургией св. Василия Великого. После литургии бывает Великое освящение воды. Богослужение в самый день праздника начинается великим повечерием, на котором, «как и в день Рождества Христова, Церковь славословит единение Божества с человечеством словами пророка Исаии: «Яко с нами Бог. Разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог».
Всенощное бдение на праздник Крещения Господня, в какой бы день седмицы он ни случился, начинается, как и на праздник Рождества Христова, великим повечерием. Великое повечерие оканчивается литией, переходящие в утреню. Литургию в день праздника положено совершать «порану». Антифоны поются праздничные, состоящие из стихов 113, 114 и 117 псалмов, пророчески изобразившие Крещение Господа. Далее Церковь возглашает: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся», — и тем издревле напоминает принявшим Таинство Крещения о долге христианина. Апостольское чтение Тит.
Евангелие Мф. Великое Водоосвящение. В воспоминание крещения Господня Церковь установила совершать в навечерие и в самый день праздника Великое освящение воды. Вода, освященная в эти дни, называется Великой Агиасмой греч. Великое освящение воды символизирует собой примирение творения с Творцом, обновление природы, искаженной грехом. Святая вода, тем самым, является одним из средств благодатного вовлечения человека и окружающего мира в общение с Богом.
С течением времени образовалась традиция двукратного освящения на праздник Богоявления. В навечерие освящение воды совершается в воспоминание Господа, освятившего естество воды, поэтому в древности в навечерие Господне совершалось крещение оглашенных. А в день праздника освящение воды совершается в воспоминание самого события Крещения Спасителя. Каноническое основание Великому освящению воды положено в древнем христианском памятнике «Апостольские постановления», где заложено начало не только самому священнодействию, но и прослеживается наличие молитв освящения. Кроме «Апостольских постановлений», свидетельства о совершении водоосвящения в праздник Крещения Господня можно найти св. Василия Великого, св.
Епифания Кипрского, Феодора Чтеца. В древности, до IV — V вв. Затем уже и вся полнота Православной Церкви восприняла эту традицию и теперь почти в каждом храме совершается крестный ход «на Иордань», где совершается освящение воды. Освящение воды в день навечерия совершается в храме. А в день самого праздника Крещения Господня, по окончании литургии бывает крестный ход «на Иордань» с пением церковных песнопений. При освящении воды, после паремий, Апостола, Евангелия, относящихся к празднику Крещения, читается молитва на освящение воды и совершается троекратное погружение креста в воду при пении тропаря праздника.
Крещение Господне 19 января 2023 года: как правильно праздновать
По окончании Божественной Литургии в сам день праздника Крещения Господня Владыка Назарий совершил чин Великого освящения воды. 19 января Православная Церковь празднует день Крещения Господня. Праздничные дни, подходящие для крещения В 2024 году в истории Троицы Живоначальной и православной церкви есть несколько праздников, которые будут идеальными для крещения ребенка: 19 января — Крещение Господне. К списку новостей. Отцов день Крещения Господня или Богоявления именуется также «Просвещением».
Сегодня отмечается праздник Крещения Господня
В день Крещения Господня вспоминаются события, произошедшие в жизни Иисуса Христа по достижении Его 30-летнего возраста, который в иудейском обществе считался возрастом полноправного человека, позволяющий ему становиться учителем. 19 января, в день Крещения Господня, в храме Святого Николая Чудотворца в Чугуевке в восемь утра началась Божественная литургия. Крещение Господне, празднование крещения Иисуса Христа в реке Иордан, является одним из наиболее значимых событий в православной христианской традиции. один из самых древних праздников христианской Церкви. В народном и православном календаре 19 января 2024 года отмечается одна из самых значимых христианских дат – Крещение Господне, церковь празднует вхождение Иисуса Христа на путь служения людям после обряда крещения в водах реки Иордан. Крещение Господне.
Крещение Господне: что нельзя делать 19 января, традиции праздника, народные приметы
В день Крещения Господня в городе Белая Калитва прошел Крестный ход | Что разрешено делать в день Крещения Господня. |
Народные приметы на 19 января 2024 года: что нельзя делать в Крещение | Новости дня от , интервью, репортажи, фото и видео, новости Москвы и регионов России, новости экономики, погода. |
Народные приметы 19 января
В день Крещения Господня в Ильинском прошли праздничные мероприятия | Но в день Крещения Господня завершается этот подготовительный путь: теперь, созревший уже в Своем человечестве Господь, достигший полной меры Своей зрелости Человек Иисус Христос, соединившийся совершенной любовью и совершенным послушанием с волей Отца. |
Проповедь епископа Арсения в праздник Крещения Господня | 19 января, в праздник Крещения Господня, Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию и чин великого освящения воды в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. |
Крещение 2024: как отметить, что нельзя делать, как загадать желание | Ямал-Медиа | Данная экскурсия была проведена в день празднования Крещения Господня. |
Праздник Крещения Господня | В день Крещения Господня Крещение — один из 12 главных христианских праздников. |
Крещение Господне 2023: история, традиции и правила купания в проруби
19 января, в праздник Крещения Господня, Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию и чин великого освящения воды в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. В день Крещения Господня хочется еще раз напомнить всем, кто крестился во имя Христа, что мы являемся носителями этого святого и божественного имени, что по нам судят о плодах дара Божия, данного нам во Святом Крещении. В январе православные верующие отметят Крещение Господне, или Богоявление. Как правильно провести этот день, в чем суть праздника и какого числа он будет в 2023 РИА Новости, 11.01.2023.
Крещение Господне 19 января 2024 года: традиции Великого праздника
Крещение: история праздника, приметы. Нужно ли окунаться в прорубь? | В день Крещения христиане вспоминают события, описанные всеми четырьмя евангелистами, — крещение Господа Иисуса Христа в реке Иордан. |
Крещение Господне — Википедия | 19 января Православная Церковь празднует день Крещения Господня. |
Народные приметы на 19 января 2024 года: что нельзя делать в Крещение | Богоявление или Крещение Господне 2024 – один из важнейших двунадесятых праздников Православия. |
Православный день Крещения господня!
В древности на праздник Богоявления Господня совершалось крещение оглашенных, долгое время готовившихся к принятию Таинства. Служба празднику Крещения совершается особенно торжественно, в древности она продолжалась всю ночь. Всенощное бдение начинается Великой павечерницей, на которой поется песнь пророка Исаии «С нами Бог! Молящиеся становятся свидетелями Крещения Господня. Вот Иоанн Предотеча, зная, Кого ему предстоит крестить, не смеет подойти к Нему: «Как может сено прикоснуться огню? Иоанн Креститель исполняет повеление Божие и крестит Того, чьим вестником, предшественником, Предотечей является. Перевод: Светильник, родившийся от неплодной матери, увидев Солнце, родившееся от Девы, Господа, просящего крещения во Иордане, с ужасом и радостью говорит ему: «Ты мя освяти, Владыко, явлением Своим».
Тексты канонов довольно сложны для восприятия, они объясняют духовный смысл праздника. В Апостоле Тит. II, 11-14; III, 4-7 говорится, что с пришествием Спасителя на землю принесена была благодать спасения. В Евангелии Мф. Одно совершается в навечерие праздника в воспоминание Крещения Господня, а другое — в сам праздник. Обычно освящение воды совершается в центре храма, но в некоторых приходах, преимущественно сельских, сохранился обычай ходить на ближайший водоем, где заранее подготовлена прорубь — «иордань».
Обычай освящения воды в день Крещения известен был уже в III веке. Водоосвящение в навечерие праздника Крещения совершается следующим образом: из алтаря выходят священнослужители, предстоятель держит на голове святой Крест в преднесении светильников. В это время певчие поют: «Глас Господень на водах вопиет, глаголя» и другие тропари. Затем читаются три паремии, Апостол и Евангелие, повествующие о крещении Исуса Христа. После Евангелия диакон произносит ектению; затем священник читает водосвятную молитву, в которой просит Господа даровать всем причащающимся и мажущимся святой водой освящение, здравие, очищение и благословение. После молитвы священник троекратно погружает Крест в воду при пении тропаря: «Во Иордане крещающутися, Господи».
Затем священник освященною водой кропит храм, всех присутствующих. В сам праздник водоосвящению предшествует пение канона-молебна празднику, по 6-ой песни которого водоосвящение совершается по тому же чину. Тропарь празднику. Русский текст: Господи, когда Ты крестился во Иордане, явилось поклонение Святой Троице: ибо голос Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, в виде голубя, подтверждал истинность слов Отца : Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе. Кондак празднику. Русский текст: Ныне Ты, Господи, явился вселенной, и свет открылся нам, разумно воспевающим Тебе: «Свет неприступный, Ты пришел и явился нам».
Конечно, освящение воды может совершаться и чаще, по мере надобности, на требах. Богоявленская же святая вода считается «годовой». Воду освящает Митрополит Алимпий Гусев Вода, освященная накануне Богоявления, называется Великой, ею можно кропить во всех, даже нечистых местах дома и хозяйства. Ее разрешается пить даже после вкушения пищи. Но Устав повелевает использовать ее в течение ограниченного времени — три часа после освящения или, за дальностью пути — один час после приезда. После этого времени Великую воду употреблять для каких-либо нужд строго воспрещается.
Более того, если она случайно прольется, это место следует выжечь или вырубить, чтобы не попирать его ногами как и в том случае, если пролилось Причастие. Великой водой издавна причащают тех, кто отлучен от причастия Тела и Крови Христовых по причине каких-либо грехов. Подробнее об этом можно прочитать в статье Глеба Чистякова « Великая вода ». Вода, освященная в день праздника Богоявления, благоговейно хранится христианами. Ее пьют только натощак, после совершения утренних молитв. Существует ошибочное мнение, что в праздник Богоявления Господня вся вода в реках, озерах и даже в водопроводных кранах становится святой.
Это не так! Святой вода становится только после совершения церковного чина, определенных Уставом действий и молитв священника. Празднование Крещения Господня. Народные традиции и обычаи Праздничное богослужение и водосвятие в канун Богоявления на Руси совершались особенно торжественно. Это был всенародный праздник. Все шли крестным ходом на «иордани», устроенные на реках и озерах.
Особенно торжественно совершалось богослужение в Успенском соборе Московского Кремля, где молились царь и Патриарх. Водосвятие в сочельник совершалось в соборе, а на сам праздник Крещения совершался крестный ход с пением праздничного канона на Москву-реку, где была подготовлена прорубь в форме креста. Водосвятие совершалось очень торжественно, при большом стечении народа. Эта церемония имела не только церковное, но и государственное значение. Крещенское водосвятие Весь день накануне Богоявления крестьяне проводили в строжайшем посте даже дети и подростки старались не есть «до звезды» , а во время вечерни маленькие деревенские храмы обыкновенно не могли вместить всей массы молящихся. Особенно велика бывала давка во время водосвятия, так как крестьяне сохраняли убеждение, что чем раньше почерпнуть освященной воды, тем она святее.
По возвращении с водосвятия каждый домохозяин со всей своей семьей с благоговением отпивал несколько глотков из принесенной посудины, а затем брал из-за иконы священную вербу и кропил святой водой весь дом, пристройки и все имущество, в полной уверенности, что это предохраняет не только от беды и напасти, но и от дурного глаза. В некоторых губерниях считалось за правило вливать святую воду в колодцы, чтобы нечистые духи не забрались туда и не опоганили воду. При этом строго наблюдали, чтобы никто не брал воды из колодца до утра 6-го января, т. По совершении всех этих обрядов святая вода обыкновенно ставилась к образам, так как крестьяне не только веровали в целебную силу этой воды, но точно так же твердо были убеждены, что она не может испортиться, и что если заморозить богоявленскую воду в каком угодно сосуде, то на льду получится явственное изображение креста. Приблизительно такое же священное значение приписывалось крестьянами не только воде, освященной в церкви, но и просто речной воде, которая в канун Крещения получает особую силу. По народному представлению, в ночь с 5 на 6 января в реке купается сам Исус Христос, поэтому во всех речках и озерах вода «колышется», и, чтобы заметить это чудесное явление, необходимо только прийти в самую полночь на реку и ждать у проруби, пока «пройдет волна» признак, что Христос погрузился в воду.
Это общераспространенное верование создало в крестьянской среде обычай, в силу которого считалось большим грехом ранее истечения недели мыть белье в той реке, на которой происходило крещенское водоосвящение.
Перед Крещением и в день Богоявления нельзя ничего выносить из дома. Наши предки связывали это с удачей и здоровьем семьи. Также категорически запрещается ругаться. Любую «искру» в отношениях надо немедленно гасить, чтобы весь следующий год не провести в ссорах и слезах. Крещение Господне: народные приметы Фото: Светлана Лобова. RU Праздник Крещения ассоциируется с крещенскими морозами, которые уже накануне сковывали землю. Но после крещения погода меняла характер. Приметы, связанные с Богоявлением, наши предки считали самыми точными.
Впрочем, мороз в Крещение был желанным гостем. С ним связывали будущий урожай зерновых. О хорошем урожае говорил туман и снег, который хлопьями падал с небес. С небом была связана еще одна крещенская примета. Если в полдень по небу плыли синие облака, это тоже означало, что будет много пшеницы. Считается, что в ночь на Крещение снятся вещие сны. Но рассказывать о них не нужно, иначе они не сбудутся. Людей, родившихся в этот день, ждет успех, которого они заслуживают. Это очень целеустремленные личности.
Они знают, что хотят от жизни и умеют оценить свои силы. Ранее сетевое издание «Учительская газета» рассказало, о том, как наши предки отмечали старый Новый год. Специальная рубрика UG.
Он, конечно, не греховен сам по себе достаточно посмотреть, как в полынью ныряют и священники и даже полезен. Но при соблюдении необходимых правил праздник ничто не омрачит, даже если на Крещение нет ни полагающихся морозов, ни льда на реках. Прихожане храма Покрова Пресвятой Богородицы и местные власти устроили праздничные гуляния.
Но впоследствии тех, кто хотел принять Христову веру, стало так много, что одного дня для этого оказалось явно недостаточно. Крещение стали совершать и по другим датам. Обычай же святить воду в Навечерие — даже если никого из новообращенных нет в храме — сохранился. Сначала ее святили только один раз, в полночь. Еще в IV веке святитель Иоанн Златоуст писал о водосвятии так: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника». Лишь с X века водосвятие перенесли с полуночи на Навечерие. Традиция святить воду во второй раз имеет другие корни. Изначально она касалась только Иерусалимской церкви. Там второе освящение воды начали совершать в IV — V веках, поскольку существовал обычай выходить на реку Иордан для водосвятия в память о Крещении самого Спасителя. Оттуда обычай второго освящения воды постепенно распространился по всему Православному миру. С незапамятных времен существует обыкновение пить крещенскую воду во здравие и кропить ею все углы в доме — для «отгнания нечистой силы». Епископ Иларион Алфеев так объясняет этот обычай: «На Иордан к Иоанну пришел Сам Господь Иисус Христос, чтобы погрузиться в воды Иордана — не для очищения от греха, но для того, чтобы освятить их, преобразить, наполнить жизнью… И в воды Иорданские Он сошел, чтобы взять на Себя тяжесть греха и смерти и водную стихию вновь сделать стихией жизни. С тех пор ежегодно мы освящаем воду, и вода эта становится великой святыней. Эта вода, в которой присутствует Сам Бог, освящает все, что ею окропляют, она исцеляет людей от болезней».