Представим влияние двух подгрупп методов на формирование. Выбор метода коррекционного воздействия должен учитывать все особенности задачи, чтобы достичь наиболее эффективного результата.
Влияние природы и характера личности на выбор метода коррекционного воздействия
- Что влияет на выбор коррекционного воздействия
- Что влияет на выбор метода коррекционного воздействия в подходе к выбору метода ответа
- Факторы влияющие на выбор метода коррекционного воздействия
- Эффективность психокоррекции
- Что влияет на выбор метода коррекционного воздействия ответ
Что влияет на выбор метода коррекционного воздействия — подход к выбору метода ответа
При выборе метода коррекционного воздействия необходимо учитывать ряд важных факторов, которые могут оказать существенное влияние на результаты и эффективность психологической коррекции. Отсюда следует возможный способ влияния на поведение через воздействие на его результаты. Выбор метода коррекционного воздействия в большой степени определяется возможностями ребенка и целями воспитательного процесса. Обоснование выбора коррекционных мероприятий. Выбор метода зависит от состояния пациента, необходимого результата.
Психологическая коррекция: методы, виды, задачи
Если отношения конфликтные, накаленные, то сначала их надо наладить, прежде чем переходить к коррекции. Здесь помогут методы активного слушания, эмпатии, переговоров. Во-вторых, это специфика условий, в которых проводится коррекционная работа: индивидуальные или групповые занятия, стационар или амбулатория, класс или игровая комната. Например, для застенчивых в группе детей больше подходит индивидуальная форма работы. Методологические подходы в коррекционной педагогике Что влияет выбор метода коррекционного воздействия - так это и общая методология, которой придерживается педагог-коррекционщик. Существует несколько основных подходов.
Метод аутотренинга. Здесь пациент сам влияет на состояние собственной нервной системы через эффекты самовнушения. Появлению этого метода психической разгрузки человечество обязано не только его автору — психотерапевту И. Коллективный патент можно выдать лучшей половине человечества — женщинам. Пациентки И.
Шульца, заучив его приемы, обладая повышенной природной самовнушаемостью, стали успешно заниматься самогипнозом. Это и натолкнуло его на мысль о разработке специальной системы тренировок. Действительно, если доказано, что возможна внушенная болезнь, то почему невозможно внушенное выздоровление?! Сила самовнушения огромна. Вот рассказ известного психолога В. Преступнику, приговоренному к смертной казни через электрический стул, объявили, что он будет казнен менее болезненным способом — путем вскрытия вен. Продемонстрировали видеофильм, поясняющий, как это происходит. Преступнику завязали глаза и провели тупой стороной скальпеля по руке в области вены, а на обнаженную руку стали лить тонкой струйкой теплую воду. Смерть наступила практически через такое же время, как и при естественном вскрытии вены. В качестве инструментов влияния на собственную психику используются факторы: тонус мышц, дыхание, чувственные образы и слово.
Известно, что все эти факторы самым тесным образом связаны с работой мозга. Сознательным волевым изменением тонуса скелетных мышц в сторону расслабления оказывают влияние на уровень психической активности и текущее состояние нервной системы. Расслабление мышц осуществляется синхронно с изменением ритма дыхания. Формирование чувственного образа позитивного характера через слуховые, зрительные или другие виды представлений способствует появлению и доминированию позитивных психических состояний, мобилизации внутренней энергии. Аналогичное влияние оказывает мысленно произнесенное или озвученное слово в виде команд и утверждений, относящихся к самому себе. Метод учит управлять своими мыслями, состоянием, настроением, видеть в окружающей среде больше хорошего, строить добрые отношения с коллегами и многое другое. Метод группового тренинга — это большое разнообразие приемов воздействия на индивида, но все они используют принцип обучающего воздействия группового фактора. Метод опирается на социальную составляющую личности, подчиненную сфере общественных интересов, ценностей, правил и норм поведения. Чем больше индивид включен в общественную жизнь, тем большее влияние на него оказывают эти факторы. Особенностью метода является то, что поиск решений в ситуациях группового выбора возлагается на самих участников без какого-либо давления или подсказок со стороны психолога.
Метод реализуется в таких формах, как групповые дискуссии, ролевые игры, групповые упражнения, решения конкретных ситуаций и др. При этом практикуется видеозапись процесса решения групповых задач. Участники тренинга приобретают коммуникативные навыки, способность глубоко понимать других людей, повышают эффективность работы своих регулятивных механизмов поведения и т. Метод нейролингвистического программирования НЛП. Прежде всего, о самом названии. Слово «ней-ро» говорит о том, что в технике метода задействованы нейрологические процессы восприятия через слух, зрение, обоняние и др. Слово «лингвистика» указывает на то, что метод основан на использовании важнейшего элемента психики — языка. Слово «программирование» свидетельствует об особом способе организации работы обоих полушарий головного мозга, об упорядочивании мыслительных и чувственных процессов. Коль речь идет о методах психологии, то нелишне подчеркнуть, что один из авторов метода Р.
Индивидуальные особенности клиента: Каждый клиент имеет свои индивидуальные особенности, которые могут потребовать различных методов коррекции.
Например, для клиентов с высокой степенью тревожности может быть эффективным использование сниженного уровня экспозиции, а для клиентов с высоким уровнем мотивации — использование задач с повышенной сложностью. Доступность и ресурсы: При выборе метода коррекции необходимо учитывать доступность средств и ресурсов, которые могут понадобиться для его реализации. Например, некоторые методы могут требовать специализированного оборудования, материалов или персонала. Предпочтения и мотивация клиента: Важно также учитывать предпочтения и мотивацию клиента, так как это может влиять на его участие и сотрудничество в процессе коррекционного воздействия. Например, если клиенту не нравится определенный метод или он не видит в нем смысла, то его мотивация может быть низкой, что может сказаться на результате работы. Учитывая все эти факторы, психолог может выбрать наиболее подходящий метод коррекции, который будет эффективным и соответствовать потребностям и особенностям клиента. Влияние личных особенностей на выбор метода При выборе метода коррекционного воздействия на человека играют важную роль его личные особенности. Каждый человек уникален, и его индивидуальные характеристики могут существенно влиять на выбор метода коррекции. Одной из основных личных особенностей, влияющих на выбор метода коррекционного воздействия, является тип личности. По психологической классификации, существует несколько типов личностей: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.
Каждый тип личности имеет свои особенности, и для каждого из них может быть предпочтительным определенный метод коррекции.
Например, для детей младшего возраста может быть эффективным использование игровых методик, а для подростков — более активных и интерактивных форм работы. Тип нарушения: В зависимости от типа нарушения, будут применяться различные методы коррекции. Например, для коррекции речевых нарушений могут использоваться упражнения на развитие артикуляции, а для коррекции умственной отсталости — специальные образовательные программы. Индивидуальные особенности клиента: Каждый клиент имеет свои индивидуальные особенности, которые могут потребовать различных методов коррекции. Например, для клиентов с высокой степенью тревожности может быть эффективным использование сниженного уровня экспозиции, а для клиентов с высоким уровнем мотивации — использование задач с повышенной сложностью. Доступность и ресурсы: При выборе метода коррекции необходимо учитывать доступность средств и ресурсов, которые могут понадобиться для его реализации. Например, некоторые методы могут требовать специализированного оборудования, материалов или персонала. Предпочтения и мотивация клиента: Важно также учитывать предпочтения и мотивацию клиента, так как это может влиять на его участие и сотрудничество в процессе коррекционного воздействия. Например, если клиенту не нравится определенный метод или он не видит в нем смысла, то его мотивация может быть низкой, что может сказаться на результате работы.
Учитывая все эти факторы, психолог может выбрать наиболее подходящий метод коррекции, который будет эффективным и соответствовать потребностям и особенностям клиента. Влияние личных особенностей на выбор метода При выборе метода коррекционного воздействия на человека играют важную роль его личные особенности. Каждый человек уникален, и его индивидуальные характеристики могут существенно влиять на выбор метода коррекции.
Похожие главы из других работ:
- Факторы влияющие на выбор метода коррекционного воздействия
- Проект "Современные способы психологической коррекции и профилактики в образовательной организации"
- Когнитивно-поведенческая психотерапия (КПТ)
- Библиотека
6.1.2. Принципы построения коррекционно-развивающих программ
При выборе метода коррекционного воздействия необходимо учитывать влияние окружающей среды и создавать условия, которые будут способствовать благоприятному воздействию на индивида или группу. Методы психокоррекции очень различны, а выбор метода зависит от психотерапевтического направления, к которому принадлежит специалист. Данный принцип определяет сам предмет приложения коррекционных усилий, выбор средств и способов достижения цели, определяет тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей.
Оценка эффективности психокоррекционных мероприятий
Что влияет на выбор метода коррекционного воздействия: правильный подход к выбору метода ответа | По формату коррекционного воздействия различают прямое и косвенное влияние. |
Методы и задачи психологической коррекции - Блог Викиум | Технологии коррекционного воздействия, или интервенции: Коррекционное воздействие является частным случаем психологического воздействия. |
Что влияет на выбор метода коррекционного воздействия? Правильный подход к выбору метода ответ!
Эффективность коррекционного воздействия может быть оценена. Деятельностный принцип определяет предмет приложения коррекционных усилий и задает способ коррекционной работы через организацию соответствующих видов деятельности ребенка путем формирования обобщенных способов ориентировки. Методы коррекционного воздействия могут быть разными.
Что влияет на выбор метода коррекционного воздействия — правильный подход к выбору метода ответа
Выбор метода коррекционного воздействия должен учитывать все особенности задачи, чтобы достичь наиболее эффективного результата. Эффективные приемы коррекционного воздействия. Выбор методов и техник коррекционной работы, определение критериев оценки ее успешности в конечном счете будут определяться ее целями. Данный принцип задает способы коррекционных мероприятий путем организации соответствующих видов деятельности. Влияние личных особенностей на выбор метода При выборе метода коррекционного воздействия на человека играют важную роль его личные особенности.
На выбор методов обучения оказывает влияние
Для того чтобы можно было говорить о сопоставимости результатов коррекционного воздействия, необходимо помнить следующее: - оценка эффективности коррекционного воздействия требует четкого определения методов. Какой бы содержательный критерий эффективности ни анализировался, в любом случае речь идет о следующих группах переменных, характеризующих психокоррекционное воздействие: - субъективно-переживаемые клиентом изменения во внутреннем мире; - объективно-регистрируемые экспертом, наблюдателем параметры, характеризующие изменения в различных модальностях мира человека; - устойчивость изменений в последующей после воздействия жизни человека. При оценке эффективности воздействия могут использоваться объективные психофизиологические методы, регистрирующие вегетативно-соматические, физиологические и психические функции. Поиск критериев эффективности психокоррекционного воздействия всегда будет требовать учета своеобразия механизмов нарушений, используемых методов воздействия и тех целей, которые стремятся реализовать с их помощью.
Правила и принципы организации коррекционной работы Для того, чтобы реализуемый коррекционный воспитательно-образовательный процесс был успешным и принес ожидаемые результаты, необходимо опираться на ряд общих правил и принципов коррекционной работы: Индивидуальный подход к каждому учащемуся — подразумевает учет возрастных, психологических и физических возможностей и потребностей учащегося, на основании которого педагог выстраивает с ним необходимые взаимоотношения и организует образовательный подход. Предотвращение утомляемости у учащихся — использование совокупности разных методов и средств, которые обеспечивают чередование видов деятельности и предотвращают утомляемость, например, чередование практической и умственной деятельности, представление детям учебного материала небольшими «порциями», использование во время уроков красочного и интересного дидактического материала и наглядностей. Использование приемов, направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся, развитие письменной и устной речи, формирование необходимых учебных навыков.
Проявление в работе с детьми педагогического такта — подразумевает постоянное поощрение детей за проявленные успехи в учебе и развитии, оказание своевременной и тактической помощи учащимся, развитие в них веры в собственных возможностях и силах. Успешность коррекционной работы и повышение качества коррекционного обучения, достигается посредством опоры на следующие принципы: Принцип динамичного развития Принцип продуктивной обработки учебного материала и информации.
Кроме того, сопутствующие заболевания могут влиять на выбор дозировки и продолжительности проведения коррекционных процедур. Например, при наличии хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта может быть необходимо корректировать питание пациента во время проведения лечебных процедур. Таким образом, для эффективного и безопасного выбора метода коррекционного воздействия необходимо учитывать наличие сопутствующих заболеваний пациента и применять индивидуальный подход к каждому случаю. Эффективность метода коррекции При выборе метода коррекции необходимо учитывать его доказанную эффективность в аналогичных случаях. Исследования, научные доказательства и практический опыт помогают оценить, насколько успешно данный метод будет работать в конкретной ситуации. Оценка эффективности метода коррекции необходима для принятия обоснованного решения и выбора наиболее подходящего варианта. Также важно учитывать индивидуальные особенности и потребности человека, которым будет применяться коррекционное воздействие.
Кроме того, эффективность метода коррекции может быть связана с прогнозируемыми результатами и степенью стойкости полученных изменений. Важно учитывать, насколько долгосрочными будут эффекты от применения выбранного метода.
Особая атмосфера личностной безопасности и доверия, царящая на занятиях, снимает страхи и тревожность детей перед возможными неудачами и санкциями и стимулирует их к исследованию новых способов поведения и общения как со взрослым, так и со сверстниками; сублимация как перевод и отклонение энергии примитивных сексуальных влечений от их прямой цели получения сексуального удовольствия к социально одобряемым целям, не связанным с сексуальностью. Сублимация как форма переключения сексуальной энергии на социально одобряемые цели рассматривается в психоанализе как высшая форма разрешения трудностей развития личности в детском возрасте.
Помимо игры широкие возможности сублимации ребенок может найти в творческих видах деятельности: рисовании, изобразительной деятельности, литературном творчестве, музыке. Особенность сублимации в творческих видах деятельности составляет создание продукта, опредмечивающего аффект, переживаемый ребенком, а тем самым и признание автора, создателя этого продукта; повышает ценность продуктивных, несексуальных целей и приводит к укреплению механизма сублимации. Иначе говоря, механизм сублимации самоподкрепляет себя. Выходя за рамки психоаналитического подхода, следует отметить весьма расширительное толкование термина сублимации как перевода энергии от социально неприемлемых к социально приемлемым целям.
В настоящее время психоаналитическая практика претерпевает определенные трансформации, смыкаясь в своих лучших образцах с гуманистическим подходом. Фрейдистское психоаналитическое содержание игротерапии, сводящее игру к актуализации первичных сексуальных влечений, все более и более подвергается вымыванию и эрозии. Популярность и эффективность игротерапии для преодоления трудностей психического развития объяснена Д. Элькониным: «Гениальность учения Фрейда заключается в том, что если сбросить с нее сексуальную оболочку, то за ней раскрывается тончайшая сетка социальных отношений самых разных — от интимных до широких.
За всеми травмами... Гуманистически ориентированный подход Гуманистически ориентированный подход, теоретические основы которого были заложены в работах А. Маслоу, К. Роджерса, А.
Адлера, в психологической практике представлен клиент-центрированной терапией, применительно к детям — терапией, центрированной на ребенке, или терапией отношений. Практика игротерапии в рамках клиент-центрированного подхода отражает главные этапы исторического развития теоретических оснований ее использования. Можно обозначить три основных этапа развития клиент-центрированной терапии — от «недирективной» до терапии, центрированной на чувствах и переживаниях. Первый этап— недирективной психотерапии 1940— 1950 — этап формулирования К.
Роджерсом основных принципов терапевтической работы. Главными принципами стали установление между терапевтом и клиентом отношений недирективного типа и предоставление клиенту возможности свободно и самостоятельно исследовать проблемную ситуацию, изменяя свои взгляды и поведение. Терапевтические отношения недирективного типа строились как отношения, укрепляющие чувство безопасности и надежности, отношения, в которых терапевт, взаимодействуя с клиентом в недирективной безоценочной манере, то есть не навязывая своих оценок, советов, мнений выслушивает клиента, демонстрирует его принятие и тем самым создает благоприятные условия для его самостоятельного волевого решения. Второй этап — этап «терапии, вербализующей чувства 1950—1967 — отражает стремление К.
Роджерса найти психологические средства, позволяющие оптимизировать процесс поиска клиентом решения проблемной ситуации. Такими средствами стали реализация терапевтом принципа эмпатического принятия клиента и поведения рефлексивно-вербализующего типа. Принцип эмпатического принятия клиента включает три базисных компонента: безусловное принятие клиента и эмоциональная теплота по отношению к нему; эмпатия как понимание чувств и переживаний клиента и сопереживание им; подлинность и конгруэнтность терапевта в процессе коммуникации с клиентом. Принцип эмпатического принятия обеспечивает наиболее благоприятные условия для самоисследования и самопознания клиента.
Фокусом исследования выступают чувства, переживания и эмоциональные состояния клиента. Главная задача терапевта состоит в том, чтобы помочь клиенту осознать эти чувства, увидеть их взаимосвязь с трудностями поведения и общения и выработать конструктивные способы преодоления конфликтных и проблемных ситуаций. Могущественным средством психологической помощи клиенту становится вербализация терапевтом чувств и переживаний клиента по типу эмпатического или «активного» слушания. Третий этап развития клиент-центрированной терапии характеризуется дальнейшим поиском средств и условий оптимизации терапевтических отношений для повышения эффективности терапии.
Итогом этого поиска стала дальнейшая разработка техник конгруэнтной коммуникации, включающих помимо эмпатического слушания конфронтацию, метод разрешения конфликтных ситуаций. Применительно к практике работы с детьми усиленно разрабатывается игровая терапия [95; 212] и семейная терапия, где в центре внимания оказываются детско-родительские отношения и способы коммуникации. В теории и практике игровой терапии, основанной на идеях клиент-центрированной терапии, мы находим реализацию всех указанных выше принципов и требований. В основе игровой терапии, центрированной на ребенке, лежит представление о спонтанности психического развития ребенка, обладающего внутренними источниками саморазвития и потенциальными возможностями самостоятельного разрешения проблем личностного роста.
Вместе с тем процесс личностной самореализации и саморазвития может быть нарушен или ограничен вследствие неблагоприятных средовых условий либо нарушений взаимодействия и общения со значимыми другими и, в первую очередь, с родителями и близкими взрослыми. Отношение и связь с другим человеком составляет необходимое условие личностного развития. Основная задача коррекции состоит в создании или восстановлении значимых отношений между ребенком и взрослым с целью оптимизации процесса личностного роста и развития. Игра как деятельность, свободная от принуждения, подчинения, страха и зависимости ребенка от мира взрослых, представляет для него, по мнению сторонников недирективной терапии, единственную возможность свободного беспрепятственного самовыражения, исследования и изучения собственных чувств и переживаний.
Игра позволяет ребенку освободиться от эмоциональной напряженности и фрустрации, изначально предопределенной антагонизмом реальных жизненных отношений между ребенком и взрослым. Таким образом, игра является эффективным средством для решения не только коррекционных, но и профилактических задач, что позволяет рекомендовать игротерапию к использованию во всех детских учреждениях и коллективах. В то время как представители психоаналитического подхода связывают коррекционные возможности игры с ее символическим характером, сторонники недирективной, центрированной на ребенке терапии главное значение придают практике реальных взаимоотношений ребенка и взрослого в процессе игры. Взрослый в игротерапии реализует как бы «двойную функцию»: выступая в качестве «идеального родителя», терапевт посредством эмпатического принятия обеспечивает ребенку переживание чувства самоценности и облегчает самопринятие; выступая в качестве партнера по игре, терапевт открывает возможности приобретения нового позитивного опыта равноправного сотрудничества и кооперации, где каждый участник взаимодействия имеет свободу выбора поступка и право принятия на себя ответственности.
Принципиально новый характер и содержание отношений между ребенком и взрослым уничтожают традиционную для нашей системы воспитания дистанцию между ними и в значительной степени приводят к возрастанию социальной компетентности ребенка. Как указывает Д. Эльконин, трудности поведения, которые подвергаются коррекции этого вида терапией, в большинстве своем вызываются конфликтными отношениями между взрослыми и детьми, — именно поэтому практика отношений нового типа со взрослыми может быть выделена из практической деятельности по установлению и построению этих межличностных отношений. Оптимальной формой для моделирования, исследования этих отношений и ориентировки в них является ролевая игра, позволяющая объективировать их в материализованной форме в виде игровых действий и выполнения ролей, в форме, наиболее благоприятствующей разрешению проблемной ситуации, стоящей перед ребенком.
Одной из центральных линий развития дошкольного возраста является «децентрация» Ж. Пиаже как преодоление жестко фиксированной познавательной позиции по отношению к предметному миру и миру социальных отношений и переход к учету и соотнесению многообразия позиций, мнений и точек зрения по отношению к объекту или событию. Эгоцентрическая, т. Игра, по мнению Д.
Эльконина, — это «деятельность, преодолевающая эгоцентризм». Ее основное противоречие — "вся во власти желаний", следовательно, максимально эгоцентрическая, но вместе с тем и преодолевающая эти желания. Подстановка вместо одних желаний других — не своих» [183, с. Главным механизмом, обеспечивающим преодоление эгоцентризма в игре, является принятие ребенком роли и выполнение ее.
Основная функция ролевой игры состоит в преодолении «центрации» за счет предоставления ребенку широкой практики изменения позиции в игре. Развитие у ребенка способности к более эффективному разрешению проблемных ситуаций за счет децентрации, то есть умению увидеть и проанализировать ситуацию с различных точек зрения, выделить новые свойства и значения условий разрешения проблемной ситуации, повышает степень его социальной и когнитивной компетентности. Ролевая игра предоставляет существенные возможности для организации условий эмоционально-личностной и интеллектуальной децентрации ребенка. Объяснительным принципом генезиса и развития психологических новообразований в отечественной психологии выступает закон интериоризации, выступающий в виде закона развития высших психических функций у Л.
Выготского и закона планомерно-поэтапного формирования действия у П. Психологическое содержание интериоризации составляет переход от внешних форм действия к внутренним через ряд последовательных преобразований. Ролевая игра имеет существенное значение для формирования внутреннего плана действия. По мнению Л.
Выготского, процесс формирования внутреннего плана действия представляет собой переход ребенка в игре от внешних действий с предметами к действиям в смысловом поле, к действиям со значениями предметов. С другой стороны, внутренний план действий возникает только там и тогда, где возникает необходимость ориентировки на действие другого человека, результат этого действия в условиях совместной деятельности при наличии общей цели [183]. Ролевая игра в ее индивидуальном, а тем более — групповом варианте, исполняет желание, пропускает через переживание основные категории действительности [183, с. Отражение и вербализация психологом чувств ребенка в соответствии с принципом «конгруэнтной коммуникации» объективирует эти чувства для ребенка, позволяя осознать их и посредством этого выделить социальные значения и личностный смысл проблемных ситуаций и событий, то есть сориентироваться в ситуации и осуществить адекватный выбор способа ее разрешения.
Отражение эмоций, переживаемых ребенком в процессе игры в ходе выполнения принимаемых на себя ролей, моделирование реальных, значимых для него межличностных отношений дает ему возможность прочувствовать последствия своих поступков, выявить новые смыслы и значения своей деятельности, обеспечить формирование новых социальных мотивов деятельности. При организации коррекционной работы предпочтение, как правило, отдается групповым формам игровой коррекции. Более того, подавляющее большинство теоретиков и практиков игровой терапии настаивают на проведении групповых занятий. Психологический смысл этого обстоятельства связан с той ролью, которую имеют игровые и реальные отношения детей в игре.
Как указывал Д. Эльконин, в игре есть два центра: 1 взрослый и «идеальная форма» развития; в первую очередь здесь имеется в виду роль взрослого и 2 общение детей друг с другом, их реальная связь. Если значение отношений «ребенок — общественный взрослый», то есть значение собственно игровых отношений, достаточно полно проанализировано в психологической литературе, то значение реальных отношений еще только предстоит выявить. Вместе с тем в исследовании С.
Карповой и Л. Лысюк [69] представлена модель соотношения реальных и игровых отношений детей в игре и их роли для психического развития ребенка. Авторы полагают, что функция игровых отношений состоит в ориентировке в системе социальных смыслов, мотивов, норм и правил. Отсюда становится понятной необходимость существования двух центров в детской коррекционной игре.
Роль взрослого состоит в организации ориентировки детей в проблемных и конфликтных ситуациях, а функция отношений между сверстниками определяется необходимостью организации усвоения новых способов деятельности и поведения в психологически благоприятной атмосфере игровых коррекционных занятий. Игровая комната.
Факторы, определяющие эффективность психокоррекции
Выбор психотерапевтического воздействия и взаимодействия зависит от индивидуальных особенностей личности девиантного подростка. Необходимо отметить, что выбор коррекционных методов зависит, прежде всего, от возраста и степени нарушения, выявленных в ходе диагностического обследования ребёнка. Выбор метода коррекционного воздействия является ответственным и сложным процессом, который зависит от множества факторов.