Луноход имеет восемь мотор–колес, каждое из которых является ведущим. Луноход-1 — первый лунный самоходный аппарат – Самые лучшие и интересные новости по теме: СССР, интересно, космос на развлекательном портале
«Луна-17»: «Наш любимый лунный трактор…»
В ознаменование этого выдающегося события на поверхность Луны доставлены вымпелы с изображением герба Советского Союза и надписью «Союз Советских Социалистических Республик. Сентябрь, 1959 год». Это два шара состоящие из пятиугольных стальных сегментов. Шар большего диаметра 150 мм был установлен на третью ступень, шар меньшего диаметра 90 мм — на контейнер с аппаратурой. На каждый шар приходилось по 72 пятиугольника двух видов — правильной 12 шт. Внутри полых шаров размещалась взрывчатка. Имелся ударный взрыватель, который срабатывал при ударе о поверхность Луны.
При взрыве вымпелы разлетались во все стороны, как осколки. Энергия взрыва должна была погасить хотя бы у некоторых из них скорость падения, и они должны остаться лежать на поверхности. Начиная с этих первых пятиугольников, все космические вымпелы чеканились на Ленинградском монетном дворе ЛМД. На следующий день после того, как вымпелы оказались на Луне, Н. Хрущев улетал с визитом в США. И во время своего визита в Белом доме вручил президенту Д.
Эйзенхауэру памятный дар — копию советского вымпела, доставленного в ракете на Луну, изготовленный в честь этого выдающегося события. В послании, врученном Президенту вместе с даром, было сказано: «…Подлинник вымпела находится на Луне. Прошу рассматривать этот подарок как символ стремления нашего народа к развитию мирных и дружественных отношений с вашим народом, с вашей великой страной — Соединенными Штатами Америки».
Сначала аппарат шел на юго-восток.
В конце третьего дня направление его маршрута изменилось на северо-западное. Перед экипажами стояла задача: с использованием только навигационных средств а не по старой колее вывести луноход к посадочной ступени КТ. Это удалось. После этого аппарат пошел на север, продолжая научную программу.
Однако, так как ресурс лунохода превысил проектный, группа управления вместе с учеными начала разработку дополнительной программы работ на следующий лунный день, затем еще на следующий, и еще...
Самый первый из них цели не достиг, поскольку при запуске 19 февраля 1969 года произошла авария ракеты-носителя, завершившаяся на 53 секунде полета взрывом. Потерянный при аварии аппарат получил условное наименование «Луноход-0».
Сойдя с посадочной платформы станции, начал свою работу на Луне первый советский луноход. Масса машины составляла 756 кг, габариты — 4,42 м в длину с открытой солнечной панелью , 2,15 м в ширину и 1,92 м в высоту. При движении она оставляла колею шириной 1,60 м.
Перемещение по поверхности спутника осуществлялось в течение 11 лунных дней. С наступлением лунной ночи крышка корпуса закрывалась, и аппарат ожидал наступления дня в стационарном состоянии. Несколько слов о том, что обнаружил на Луне первый советский луноход и каких достиг результатов.
Он проработал втрое дольше запланированного срока — до 14 сентября 1971 года, обследовал территорию площадью 80 тыс. На Землю было передано более 20 тысяч телевизионных снимков и свыше 200 панорам Луны. Физико-механические тесты грунта производились более 500 раз, а химический состав его исследовался в 25 пунктах.
Лазерная локация с использованием уголкового отражателя, выполненная советскими и французскими учеными, позволила определить расстояние до спутника Земли с точностью до 3 метров. Аппарат благополучно совершил посадку в Море Ясности 16 января. Принципиальных отличий от предыдущего зонда «Луноход-2» не имел, но некоторые усовершенствования в его конструкцию были внесены с учетом пожеланий операторов-водителей.
В частности, на нем была установлена третья навигационная камера на высоте человеческого роста, что существенно облегчило управление машиной. Некоторые изменения коснулись и приборного состава, а масса аппарата составила уже 836 кг. Снимки с советского лунохода номер два были получены уже в количестве более 80 тысяч.
Кроме того, он передал 86 телевизионных панорам. В условиях довольно сложного рельефа самоходный зонд функционировал 5 лунных дней 4 месяца , преодолел 39,1 км, подробно исследовал грунт и выходы скальных пород Луны. Расстояние до нашего естественного спутника на этот раз было определено уже с точностью до 40 см.
В общем, были готовы. Пожалуй, если бы не смерть Сергея Павловича Королева в январе 1966 г. Тем не менее из-за ряда проблем, в первую очередь технических, советским космонавтам на Луне побывать суждено не было. А ракета Н-1 всего четырежды стартовала с космодрома «Байконур», ни разу не выйдя даже на орбиту Земли. Четвёртый пуск комплекса Н1-Л3 был проведён 23 ноября 1972 г. Первая ступень работала практически без замечаний до 106,93 с, когда произошло разрушение насоса окислителя двигателя N4, приведшее к накоплению смеси.
К пятому пуску комплекса Н1-Л3 были разработаны и прошли все виды наземных испытаний многоресурсные двигатели, однако пуск не состоялся, так как в декабре 1972 г. США завершили свою лунную программу полётом корабля «Аполлон-17» и политический интерес к лунной программе пропал. К тому времени в ходе шести посадочных миссий на поверхности Луны побывали 12 американских астронавтов, на Землю было доставлено свыше 300 кг лунных образцов. При этом несомненным успехом были эксперименты по доставке на лунную поверхность двух советских луноходов, второй из которых, запущенный в январе 1973 года, прошел рекордные 39 километров и передал на Землю 89 тыс. Уже после высадки первых американских астронавтов на Луну, СССР в ходе трех миссий «Луна-16», «Луна-20» и «Луна-24» доставил на Землю свыше 300 граммов лунного вещества. Шесть американских экспедиций на Луну плюс наши автоматы привезли столько данных с Луны, что они до сих пор не обработаны.
До сих пор появляются новые статьи, исследуется тот грунт, который привезли. И когда какая-то группа ученых говорит — а давайте слетаем на Луну, им говорят обратитесь к американцам, они вам все бесплатно сделают, дадут грунт, дадут свои данные, все это в открытом доступе существует», — считает эксперт. По его мнению, нынешний интерес к лунным экспедициям больше связан с отработкой технических вопросов, нежели решением научных задач.
Первый луноход: советский космический корабль "Луноход-1"
Холдинг «Российские космические системы» опубликовал рассекреченный отчет о лунной миссии СССР и полете автоматической станции «Луна-21» и аппарата «Луноход-2» в 1973 году. Рассекречены данные о миссии СССР на Луну ynews, СССР, луна, луноход, новости, рассекреченное. В 1966 году советским конструкторам удалось изобрести шасси будущего Лунохода. читайте, смотрите фотографии и видео о прошедших событиях в России и за рубежом! Вымпелы с барельефом В.И. Ленина, государственным флага СССР, герба СССР с надписью "50 лет СССР", "Лунохода-2" и станции "Луна-21", подготовленные для отправки на Луну. «Лунохо́д-1» — луноход, первый в мире планетоход, успешно работавший на поверхности другого небесного тела — Луны с 17 ноября 1970 по 14 сентября 1971 года.
Андрей Геращенко: 45 лет назад советский «Луноход-2» начал свою рекордную луннную одиссею
«Луноход-1» продолжает трудиться и сейчас: с 2010 года расположенный на его борту уголковый светоотражатель начал использоваться для точных измерений лунной орбиты. серия советских роботизированных луноходов, предназначенных для посадки на Луну в период с 1969 по 1977 год. «Луноход-1» продолжает трудиться и сейчас: с 2010 года расположенный на его борту уголковый светоотражатель начал использоваться для точных измерений лунной орбиты. Установка «Лунохода-1» на посадочную ступень станции «Луна-17». В 1970 году СССР запустил «Луноход-1», который проработал 10 месяцев и прошел 10 километров. Успешный запуск «Лунохода-1» позволил СССР сделать рывок в космической гонке с США во второй половине XX века.
Транспорт для спутника: как в СССР создавали и испытывали луноходы
К началу 70-х имя Ленина уже не вызывало у молодежи священного трепета и большинством воспринималось лишь как часть советской истории. Поэтому и относились к нему соответственно: с уважением, но не более того. Наоборот, именно в этот период становятся популярными анекдоты про Ленина, что еще лет 10 назад было трудно представить. А лет 20 назад и более за подобные шутки можно было поплатиться свободой. Но в 1970-м комсомольцы вовсю хохмили по поводу юбилея вождя пролетариата, не опасаясь политического преследования. Так, в это время родились расхожие хохмы про то, что к столетию Ленина советская промышленность, помимо юбилейных монет, выпустила ряд специальных товаров: одеколон «Дух Ильича», банное мыло «По ленинским местам», широкую кровать «Ленин с нами», коньяк «Ленин в разливе» и презервативы «Надень-ка». Впрочем, так случается всегда, если любая идея или идеология доводится до абсурда. В данном случае ведение ленинской тетради, как и сам ленинский зачет, было делом формальным, ничего не решающим, а потому бесполезным. Личное отступление Будучи школьницей, я еще застала эту формальность: после вступления в комсомол нас обязали завести ленинские тетради. Помню, я еще приклеила на обложку вырезанный из открытки рисунок с букетом гвоздик, и комсорг школы похвалил меня за серьезное отношение к комсомольским обязанностям. На самом деле букетик я приклеила для красоты.
Что я туда писала и писала ли вообще — убей, не помню. Однако на первом же комсомольском собрании школы мне сообщили, что я успешно прошла ленинскую аттестацию, после чего мне был вручен вот такой значок. С ним я и проходила до самого выпуска.
Конечно, они дошло до какого-то предела, когда надо было менять качество: то, что можно было делать этими краткосрочными посещениями, было уже сделано. Дальше встал вопрос расходов, капиталовложений, решили отложить до времени, когда технологии вырастут.
Есть и другие интересные вещи, это мне рассказывал руководитель лунной группы в Хьюстоне, хороший знакомый, с которым мы много лет дружили. Он сказал такую вещь: «Мы много раз писали в правительство, что лунные полеты имеют прикладное значение, потому что мы можем оттуда доставить много полезного. И в правительстве это возвращали и говорили: "А вы знаете, что есть международный договор, согласно которому все космические объекты, включая Луну, это общечеловеческие ценности? Ну хорошо, вот мы потратим еще 25 миллиардов долларов и привезем какие-то ценные ресурсы, сложив их кучкой. И тут придут какие-то другие страны и скажут: вот договор, дайте нам нашу долю.
Ну и какой смысл нам это делать?
Вместо самоходного устройства на ней планировалось установить бур для взятия образцов, а доставку грунта на Землю обеспечить ракетой «Луна — Земля». Масса станции должна была составлять приблизительно пять тонн. С началом полётов по этой программе очень спешили. Очень хотелось получить образцы лунного грунта ещё до того, как это сделают американцы. Но тем не менее первую станцию смогли подготовить к старту только летом 1969 года, когда до старта «Аполлона-11» оставалось совсем немного времени. Как это часто бывает, первый блин вышел комом. Первая попытка запустить станцию типа Е-8-5 была предпринята 14 июня 1969 года.
Из-за ошибки в системе управления не произошёл запуск двигательной установки блока «Д». Станция не вышла даже на околоземную орбиту. Вторая попытка была сделана 13 июля 1969 года, за три дня до старта «Аполлона-11». На этот раз первый этап полёта прошёл нормально, станция вышла сначала на околоземную орбиту, потом успешно стартовала в сторону Луны, а затем была выведена на селеноцентрическую орбиту. Она получила название «Луна-15». Всё шло хорошо до того момента, пока не пришла пора садиться на Луну. Рельеф предполагаемого места посадки был неизвестен, там оказалась гора, в которую и врезалась станция. В 1969 году были предприняты ещё две попытки запуска станций типа Е-8-5.
Но обе оказались неудачными — подвёл разгонный блок «Д», который не обеспечил перевод станций на траекторию полёта к Луне. И следующий год начался с неудачи — 6 февраля 1970 года во время запуска погиб очередной «космический геолог». И лишь станции «Луна-16» удалось выполнить то, к чему стремились конструкторы. Она была запущена 12 сентября 1970 года, спустя восемь дней совершила мягкую посадку на поверхность Луны в районе Моря Изобилия, а ещё через сутки с образцами лунного грунта отправилась в обратный путь. На Землю были доставлены 101 грамм лунного грунта. С большими предосторожностями грунт извлекли из капсулы и отправили в лабораторию Академии наук СССР, где он подвергся тщательному исследованию. В последующие годы ещё несколько раз предпринимались попытки доставить лунный грунт на Землю. Точнее, таких попыток было пять.
Три из них были неудачными — один раз произошла авария носителя на участке выведения, в другой раз авария случилась при попытке посадки на Луну, а третьем случае, хотя станция и опустилась на лунную поверхность, было повреждено грунтозаборное устройство. А вот два полёта оказались успешными, и советские учёные получили образцы ещё из двух районов лунной поверхности. А теперь вновь о луноходах. К работе над ними возвратились в середине 1970 года. А в космос отправили только после того, как на Землю всё-таки удалось доставить «кусочек Луны». Станция «Луна-16» Старт автоматической станции «Луна-17» с «Луноходом» состоялся 10 ноября 1970 года. Ровно через семь дней, 17 ноября, станция совершила мягкую посадку на Луне, в Море Дождей. В тот же день с посадочной платформы на лунную поверхность съехал «Луноход».
Аппарат был рассчитан на два месяца работы на лунной поверхности, а проработал 11 месяцев до 14 сентября 1971 года и наездил более 10 километров. На Землю было передано 211 лунных панорам и 25 тысяч фотографий. Максимальная скорость движения составила 2 километра в час. В течение первых трёх месяцев запланированной работы помимо изучения поверхности аппарат выполнял ещё и прикладную программу, в ходе которой отрабатывал поиск района посадки лунной кабины. Делалось это на тот случай, если бы было решение всё-таки отправить советских космонавтов на Луну. Но лунную программу этот полёт спасти не мог, и второй луноход был запущен только для того, чтобы «добро не пропадало». Он прилунился 15 января 1973 года на восточной окраине Моря Ясности. За четыре месяца работы на Луне «Луноход-2» преодолел расстояние в 42 километра и передал на Землю 86 панорам и около 80 тысяч кадров телесъёмки.
Заканчивая рассказ об автоматических лунных станциях, упомяну также полёты по программе Е-8ЛС. Станции этого типа создавались для детальной фотосъёмки лунной поверхности в надежде на осуществление пилотируемых полётов. Предполагался запуск не менее пяти аппаратов, но состоялось только два полёта — в 1971 и в 1974 годах.
Вроде бы «Луноход-2» должен был передать на Землю изображение оставленной астронавтами техники. И подтвердить, что они там действительно были. Следы "Лунохода-2". Путь, пройденный "Луноходом-2" за 5 лунных дней.
Ныне известно и место расположения «Лунохода-1», который долгое время считался пропавшим без вести. О его судьбе ничего не было известно почти 40 лет. И найдя, положили конец разным мистическим домыслам. Мол, «Луноход-1» похитили инопланетяне, у которых на Луне база. Кстати, мало кто знает, но «Луноход-2» теперь не наш. В декабре 1993 года НПО им. Лавочкина продало находящиеся на Луне станцию «Луна-21» и прилагающийся к ней «Луноход-2» на аукционе Сотбис в Нью-Йорке за 68500 долларов.
Как СССР создавал первый в мире планетоход-разведчик
Но ответа не было, и они решили что вездеход попал в кратер или заехал под скалу, которая препятствует получению сигнала с Земли. Но ситуация изменилась в минувшие выходные, когда ученые вооруженные фотографиями с высоким разрешением, полученными с лунного разведывательного орбитального модуля NASA, отметку координат Лунохода-1. Используя 3,5 метровый телескоп в обсерватории Апач Пойнт, Нью-Мексико, Мерфи и его команда отправила лазерные импульсы в координаты вновь найденного Лунохода-1 и обнаружили ретрорефлектор в отличном состоянии. Расстояние между отражателем Лунохода-1 и Землей было рассчитано с точностью до 1 см 0,4 дюйма. Второе измерение, 30 минут позже, позволило ученым триангулировать положение отражателя на Луне с точностью до 10 метров 32,8 фута.
Правда, помехи от мотор-колес сильно осложнили интерпретацию результатов, и все же данные получились интересные. Уголковые отражатели, установленные на «Луноходах», позволили с помощью направленных с Земли лазеров точно измерить расстояние до Луны в разное время и уточнить ее орбиту. Коллиматорным рентгеновским телескопом, установленным на «Луноходе-1», измеряли радиационный фон на поверхности Луны. Советский «Луноход-2» миссия «Луна-21». Январь 1973 года Источник: Getty Images Судьба «Луноходов» — от нулевого до третьего «Луноход-0» погиб 19 февраля 1969 года из-за разрушения носового обтекателя ракеты-носителя, еще при старте с Земли. Он прошел в общей сложности 9,9 км. Завершилась его миссия 14 сентября 1971 года, когда термоизотопный генератор выработал ресурс. Системы аппарата просто замерзли лунной ночью.
Через неделю, 15 января, автоматическая станция «Луна-21» доставила его в кратер Лемонье в Море Ясности. Его пробег составил 39,1 км. Завершилась работа этого аппарата преждевременно, 10 мая 1973 года. Как рассказывал один из его операторов, Александр Василевский, 20 апреля 1973 года «Луноход-2» вышел на маршрут с незакрытой панелью солнечной батареи. Экипаж предлагал ее закрыть, но группа управления предложение отклонила. В итоге «Луноход-2» зацепил крышкой склон кратера и на поверхность солнечной панели попал грунт. Зарядка сразу ухудшилась, но критическую роль сыграло другое.
Тогда было решено набрать инженеров-испытателей ракетно-космической техники. В 1967 году в СССР был создан отряд водителей лунохода. Было отобрано 14 офицеров командно-измерительного комплекса КИК — в настоящее время Главный испытательный центр испытаний и управления космическими средствами им. Командование КИК приняло решение о создании трех групп. Одна — Ю. Васильев, А. Кожевников, Н. Козлитин, Л. Мосензов и И. Федоров — была направлена в ОКБ им. Лавочкина, где полным ходом шли испытания бортовых систем лунохода, другая — В. Довгань, Н. Еременко, Н. Иванов, А. Калиниченко, Г. Латыпов, В. Сапранов и В. Кемурджианом, специалистами которого уже было создано шасси лунохода. А третья — будущие штурманы экипажа K. Давидовский и В.
Последний, 34-й запуск с «Луноходом-3» на борту, был отменен. Решение было принято по ряду причин, включая финансовые и технические сложности. Тем не менее серия «Луна» оставила свой след в истории космических исследований. В ее честь в 2023 году Международным астрономическим союзом была названа линия на поверхности Плутона — Luna Linea. Главные успехи советской лунной программы В 1959 году автоматическая станция «Луна-3» облетела спутник и отправила на Землю первое в истории фото обратной стороны Луны В 1966 году станции «Луна-10» удалось стать первым искусственным спутником Луны. Это были растения, бактерии, мухи-дрозофилы и две черепахи. В 1970 году станция «Луна-17» доставила на спутник «Луноход-1» — первую автоматическую самоходную лабораторию, которой управляли с Земли. В 1976 году АМС «Луна-24» забрала и доставила на Землю образцы грунта, в которых впервые были найдены следы воды. На долгие годы человечество потеряло интерес к исследованию нашего ближайшего космического соседа. Только в 1990 году Япония вернула внимание к полетам на Луну, запустив космический зонд Hiten. В России о возобновлении лунной программы и продолжении запусков АМС серии «Луна» объявили в 2023 году. В планах разработчиков из Роскосмоса — старты с космодромов «Байконур» и «Восточный». Первый запуск АМС «Луна-25» состоялся 11 августа 2023 года и был неудачным — аппарат потеряли, а затем признали потерпевшим крушение в результате столкновения со спутником.
Советские луноходы: обзор, история и интересные факты
Управлять им было совсем не просто, особенно с расстояния 380 тысяч километров. О миссии «Луноход-1» — #заминуту. Подготовленный более 60 лет назад советскими инженерами документ содержит подробную информацию о работе бортовых передатчиков, антенных систем, систем телеметрии. Как Советский Союз совершил посадку на Луне. "В отношении "Лунохода-2" государством регистрации в международном реестре космических объектов числится Россия (по данным на 1973 год — СССР). 50 лет назад, 17 ноября 1970 года в 9 часов 28 минут Советский самоходный аппарат Луноход-1 оставил первый след на Лунной поверхности.
Содержание
- Лунная программа СССР: о чем рассказали рассекреченные документы
- Невозможное сделали молодые. Полвека назад начал работу Луноход-1
- «Луна-17»: «Наш любимый лунный трактор…» / Offсянка
- Транспорт для спутника: как в СССР создавали и испытывали луноходы
- Облет Луны
- Космическая станция "Луна-21" и "Луноход-2" | РИА Новости Медиабанк
Первый луноход
В каждом таком экипаже был водитель, штурман, бортинженер, оператор, который отвечал за правильное наведение антенны, и командир, контролирующий работу экипажа. У каждого колеса «Лунохода» всего их было восемь был собственный привод, за счет чего аппарат мог преодолевать любой рельеф. Солнечные батареи позволяли ему заряжаться днем, а ночью аппаратура питалась с помощью радиоизотопного источника энергии. За это время он преодолел дистанцию в 10,5 тысяч метров и исследовал 80 тысяч квадратных метров поверхности Луны. Аппарат перестал выходить на связь 30 сентября 1971 года, к тому времени исчерпался ресурс изотопного источника тепла.
На ночь космический вездеход замирал, а с наступлением дня вновь начинал двигаться. В декабре 1970 года на Солнце случилась большая вспышка. Если бы в это время на Луне находились астронавты, они бы неизбежно погибли. Но «Луноход-1» выдержал вспышку и продолжал работать, продемонстрировав преимущество автоматики в данных условиях. В целом «Луноход-1» прошёл по западной окраине Моря Дождей 10,5 км, сделал множество снимков лунной поверхности и возвратился в точку, откуда начал своё путешествие. На «Луноходе-1» также работал и рентгеновский телескоп, который позволил получить важнейшие сведения о Вселенной.
Репутация советской космонавтики, пошатнувшаяся после успехов американцев при высадке астронавтов на Луну, была полностью восстановлена. Но этот эффект мог быть ещё более сильным. Дело в том, что «Луноход-1» не был первым. Как впоследствии выяснилось, первый «Луноход» стартовал при помощи РН «Протон» ещё 19 февраля 1969 года и должен был высадиться на Луне раньше астронавтов на «Аполлоне-11». Но, к сожалению, ракета взорвалась на 52 секунде полёта. Всего было изготовлено целых четыре лунохода. Они могли работать как в автоматическом режиме, так и с ручным управлением. Именно таким образом, сидя верхом на луноходе, словно на лошади, его испытывал космонавт В. Быковский на испытательном полигоне в Крыму. Американцы были впечатлены советским луноходом и усиленно вели работы в том же направлении, чтобы в кратчайшие сроки изготовить и продемонстрировать миру собственную лунную машину.
Космический корабль и лунный модуль, а также СОЖ были значительно усовершенствованы. Но главным «гвоздём» экспедиции был американский «лунный скиталец» - маленький лунный вездеход, рассчитанный на двух человек. У вездехода были четыре алюминиевые колеса диаметром 81. Общая масса — 210 кг, полная длина — 3,1 м, высотка — 1,14 м. Вездеход был оборудован приборами связи, фото-, видео- и телекамерами. К сожалению, отказала система поворота передних колёс, и пришлось управлять только задними. При взятии пробы лунного грунта бур застрял и его с трудом вытащили. Астронавты едва не погибли при возращении на Землю — один из трёх парашютов не раскрылся, перегрузки достигли 16-ти, но всё же все выжили.
Мог разогнаться до 340 метров в час. Предшественник - «Луноход-1» двигался со скоростью 140 метров в час. На них видны и станция «Луна-21» и сам луноход и следы, которые он оставил. И по одной из легенд, поехал к площадке, на которой в 1972 году орудовали американцы и ездили на своем самоходном экипаже. Вроде бы «Луноход-2» должен был передать на Землю изображение оставленной астронавтами техники. И подтвердить, что они там действительно были. Следы "Лунохода-2". Путь, пройденный "Луноходом-2" за 5 лунных дней. Ныне известно и место расположения «Лунохода-1», который долгое время считался пропавшим без вести. О его судьбе ничего не было известно почти 40 лет. И найдя, положили конец разным мистическим домыслам.
Находился центр управления под Симферополем, а длительность контакта с «Луноходом» составляла 9 часов в сутки. Зачем трудились «Луноходы»? С одной стороны, «Луноходы» не могли собрать принципиально новой информации о Луне. Ну да, изучали мелкие кратеры, делали фото. Конечно, роль их во многом была политической. И экспериментальной. Планировали, что следующее поколение «Луноходов» будет возить уже советских космонавтов. Снимок лунной поверхности, сделанный советским дистанционно управляемым самоходным аппаратом «Луноход-2». Январь 1973 года Источник: Getty Images Тем не менее научная работа «лунных тракторов» не ограничивалась фотосъемкой поверхности. Они собрали массу полезной информации. Упомянутый выше блок приборов «Рифма» был рентгенофлуоресцентным спектрометром и измерял химический состав лунного грунта. С помощью прибора оценки проходимости изучали физико-механические свойства лунного грунта. На «Луноходе-2» был установлен магнитометр, непрерывно проводивший измерения. Правда, помехи от мотор-колес сильно осложнили интерпретацию результатов, и все же данные получились интересные. Уголковые отражатели, установленные на «Луноходах», позволили с помощью направленных с Земли лазеров точно измерить расстояние до Луны в разное время и уточнить ее орбиту.