День памяти сорока Севастийских мучеников считается праздником всех православных мужчин.
22 марта — Сороки. История праздника, традиции, приметы
В этот праздничный день всегда дается послабление — разрешается растительное масло. А в храмах совершается Литургия Преждеосвященных Даров. Особенностью этого праздника — это так называемые «жаворонки» - фигурные булочки из пресного теста. В домах их раньше пекли ровно сорок штук. А этот день получил название Сороки ударение на первое «о». Обычно 20 марта наступает день весеннего равноденствия.
Именно тогда мучители поняли, что какая-то невидимая сила оберегает бесстрашных воинов. Непрерывно молясь в темнице, мученики опять услышали голос Господа, который утешал их и говорил: «Верующий в Меня, если умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, и получите венцы нетленные».
Допросы каждый день повторялись снова и снова, и всегда слуги Христовой веры были непреклонны. На улице стоял лютый мороз, и тогда мучеников подготовили к новым пыткам. Их сначала раздели, а потом загнали в ледяное озеро на целую ночь, а рядом на берегу растопили баню, чтобы таким образом сломить волю мучеников.
После полуночи один из воинов все же сдался и побежал греться в баню, но, переступив порог ее, он сразу упал мертвым. Сороковой воин К трем часам ночи Господь послал мученикам тепло, кругом посветлело, лед растаял, и вода стала теплой. В это время все стражники крепко спали, кроме одного - Аглаия.
Увидев, что над головой каждого мученика появился светлый венец и насчитав их 39, он решил, что без венца остался сбежавший воин, и тогда он решил присоединиться к святым мученикам. Разбудив стражников, он объявил им, что он христианин. Но пытки на этом не закончились.
После этого стойким воинам перебили колени. Когда все они погибли, тела их погрузили на телеги и повезли на сожжение.
Кем являются защитники Отечества, которые сражаются с врагом с именем Божиим на устах? Является ли герои мучениками, а мученики — героями?
Ответы на эти и многие другие непростые вопросы будут искать герои программы, любознательные Вера и Фома.
После ночи мольбы мучеников снова ждало испытание. Их лишили одеяний и устром поставили в озеро, покрытое льдом. Для тех, кто отказался бы от своей веры в Христа, на берегу истопили жаркую баню. Один из сорока мучеников не выдержал и вышел из озера, поскорее зайдя в теплую баню.
Однако, по неизвестным причинам, почти сразу он и скончался внутри помещения. Однако, мучников все равно осталось 40. Это случилось благодаря одному из тюремных стражей по имени Аглай. Охраняя мучеников, он увидел, как ангелы несли с небес 39 прекрасных венков. Он так проникся этим зрением, что уверовал в Бога и Иисуса Христа, снял свои одежды и вместе с оставшимися мучениками вошел в ледяное озеро.
Никакой холод не пробивал измученных людей. Более того, стоя в озере, они каким-то чудом смогли отогреться.
Какие праздники отмечают 27 апреля
- 40 святых – праздник православных христиан
- Новости по теме
- Лента новостей
- 22 марта День 40 святых или Сороки - что можно и нельзя » Женский Мир
- В чём суть Дня сорока мучеников и почему в этот праздник нужно выпекать жаворонков
- В чем помогают святые сорок мучеников, в Севастийском озере мучившихся
День 40 мучеников Севастийских — престольный праздник нашего собора
Для православных христиан эта дата – Воскрешение праведного Лазаря, день памяти святого Мартина исповедника, папы Римского, мучеников Антония, Иоанна и Евстафия Литовских, мученика Ардалиона, мучеников 1000 Персидских и Азата скопца. На Руси церковный праздник — день памяти сорока мучеников Севастийских — называли Жаворонки или Сороки (с ударением на первый слог). Издавна был обычай в день памяти Севастийских мучеников лепить из теста и печь «жаворонков» — булочки в виде птиц.
СОРОК МУЧЕНИКОВ СЕВАСТИЙСКИХ / СВЯТОЙ ДНЯ
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская Виленская 27 апреля 2024 г. Сегодня, 27 апреля, — Лазарева суббота, вспоминается воскрешение праведного Лазаря. Остробрамская Виленская икона Божией Матери является главной святыней Вильны. Сохранилось несколько преданий, повествующих об истории происхождения образа. Согласно одному из них, икона была принесена из Корсуни великим князем Ольгердом и подарена первой супруге Марии.
Вторая супруга великого князя, Иулиания, передала икону в Троицкую церковь, откуда образ попал в часовню у Острых ворот. Другое предание говорит о том, что икона была прислана Ольгерду греческим императором Иоанном Палеологом, когда тот узнал о принятии Ольгердом христианства.
Особенности повечерия Накануне понедельника совершается малое повечерие, в другие дни — великое повечерие. По Трисвятом: тропарь мучеников, «Слава, и ныне»: «Гавриилу вещавшу…». По Трисвятом: кондак святым, «Господи, помилуй» 40 раз , «Иже на всякое время... По «Боже, ущедри ны... Отпуст малый. На малом повечерии в неделю вечером особенности такие же, как и в 3-й части великого повечерия в другие дни см. Напомним, что вечером в Неделю 1-ю Великого поста на малом повечерии читается канон пророков из Триоди. Утреня Утреня совершается с полиелеем, но славословие в конце утрени читается и окончание бывает по чину утрени вседневной.
Кафисмы 3 по Уставу. По 1-й и по 2-й кафисме — нет малой ектении и читаются седальны Триоди. По 3-й кафисме диакон произносит малую ектению возглас — «Яко Твоя держава…» и читаются седальны Минеи: 1-й седален мучеников, «Слава»: 2-й седален мучеников, «И ныне»: Богородичен Минеи. Полиелей схема этой части утрени от полиелея до канона — такая же, как на обычной полиелейной утрене. Канон: а в тех песнях, где нет трипеснца: 2 канона мучеников со ирмосом на 8. Катавасия — «Отверзу уста моя…». Катавасия — Триоди. Во вторник 2-я песнь поется только по Триоди ирмос — 1-го трипеснца, тропари с припевом «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», катавасия — 2-го трипесца. Библейские песни поются по праздничному варианту «Поем Господеви…». Однако в приходской практике праздничный вариант не употребляется и потому здесь стихи песней заменяются припевами.
К тропарям трипеснца обычно используют припев «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». По 3-й песни: седален мучеников дважды ; «Слава, и ныне»: Богородичен Минеи. По 6-й песни: кондак и икос святого. По 9-й песни: 1-й светилен мучеников, «Слава»: 2-й светилен, «И ныне»: Богородичен Минеи. Стихиры на «Хвалите…»: стихиры мучеников на 4; «Слава»: стихира святым; «И ныне»: Богородичен Минеи на ряду. Чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет» и читает славословие. Тропари: тропарь святым, «Слава, и ныне»: «Гавриилу вещавшу…». Возглас «Яко Милостив…». Чтец: «Аминь» и последование 1-го часа. Отпуст произносится после 1-го часа полный праздничный с поминанием святого храма и святых мучеников.
Часы и изобразительны Обычно утром в сам день праздника совершаются 3-й, 6-й, 9-й часы, изобразительны и литургия Преждеосвященных Даров.
В Севастии гарнизоном командовал язычник, велевший всем своим воинам принести жертвоприношение идолам. Из всех подчиненных 40 воинов отказались, заявив, что поклоняются только Богу истинному.
Военный начальник долго пытался упрашивать солдат отречься от христианской веры, то обещая повышение, то грозя тюрьмой и пытками. Когда он не добился успеха, все 40 непокорных были брошены в застенки. Там они молились и услышали голос с небес: «Претерпевший до конца спасется».
Через неделю непокорных христиан стали избивать палками и закидывать камнями, да только все булыжники от них отлетали прямо в палачей. Когда наступила новая ночь в тюрьме, глас Божий пообещал за веру и смерть во имя ее «венцы нетленные» и жизнь вечную. На праздник пекли «жаворонков» и колобки.
На берегу затопили баню и пообещали тому, кто отречется от Христа, дать в ней согреться. Только один не выдержал пытки морозом и ринулся к теплу, но на пороге бани свалился замертво. Остальные молились и пели псалмы, превозмогая ужасные муки.
Когда наступила ночь, один из стражников, охранявших мучеников в озере, долго не мог уснуть, размышляя, почему так сильна их вера, и как получается им выживать в таких невыносимых условиях.
Выпечные фигурки птичек давали на забаву детям. Целый день ребятишки играли со своими «куликами» и «жаворонками»: забирались с ними на крыши сараев, заборы, пригорки и деревья, подбрасывали вверх, бегали по деревне, привязав печенье веревкой к длинному шесту, изображая прилет настоящих птиц. Игра сопровождалась пением веснянок, имевших некогда явно заклинательный характер: Летел кулик из-за моря.
СОРОК МУЧЕНИКОВ СЕВАСТИЙСКИХ
Что можно и нельзя делать в день Жаворонка 22 марта, который называют Сорок Сороков | День памяти сорока Севастийских мучеников считается праздником всех православных мужчин. |
Праздник 40 святых Севастийских мучеников | Традиционно День памяти 40 севастийских мучеников празднуют 22 марта, однако в 2024 годупраздник перенесен на 23 марта, так как совпадает с пятницей первой недели Великого поста, когда все церемонии посвящены памяти Феодора Тирона. |
Какой сегодня праздник: 27 апреля 2024 года
СОРОК МУЧЕНИКОВ СЕВАСТИЙСКИХ - Телеканал «СПАС» | На Руси же этот день прозвали «Сороки» и «Сорок сороков», связывая его с числом погибших на озере мучеников. |
Народные приметы 22 марта | Храм в честь сорока мучеников Севастийских. |
40 Севастийских мучеников и весенние жаворонки
Приближается день памяти святых Сорока мучеников Севастийских, который в 2023 году, из-за уставных особенностей этой недели, переносится на 21 марта, на вторник 4-й седмицы Великого поста. В праздник 40 мучеников в Иверском монастыре г. Самара была совершена литургия Преждеосвященных даров. Сорок мучеников – это праздник, посвященный памяти сорока мучеников Севастийских, которые были римскими солдатами и отказались отречься от своей веры во Христа.
Праздник 40 святых Севастийских мучеников
По-другому его именуют Сорок сороков или Сорок святых, а также День сорока мучеников и День жаворонка. Приближается день памяти святых Сорока мучеников Севастийских, который в 2023 году, из-за уставных особенностей этой недели, переносится на 21 марта, на вторник 4-й седмицы Великого поста. Праздник в честь Сорока Севастийских мучеников, пострадавших при императоре Лицинии, впервые засвидетельствован благодаря проповедям святителей Василия Великого и Григория Нисского. На Руси же этот день прозвали «Сороки» и «Сорок сороков», связывая его с числом погибших на озере мучеников. Праздник 40 мучеников – один из 8 древнейших полиелейных служб нашего календаря. Через три дня святые мученики явились Севастийскому епископу Петру и велели ему похоронить их останки.
Народные приметы: 22 марта. Остерегайтесь этого знака в Сорок сороков, чтобы не накликать беду
День сорока Севаситйских мучеников | Праздник 22 марта 2023 года носит название 40 мучеников Севастийских, а в народе он больше известен как праздник сороки. |
Какого числа день памяти сорока мучеников, в Севастийском озере мучившихся в 2024 году | Праздник Сорока Мучеников Севастийских,который из года в год вот более полутора тысяч лет празднуют христиане 22 марта (по новому стилю), установлен в честь появления новых сорока святых, сознательно. |
Народный праздник Сороки, или Сорок сороков отмечается 22 марта | В Празднике 40 Севастийских мучеников присутствует Евангельская символика. |
Память сорока мучеников Севастийских | 22.03.2024 | Московский Данилов монастырь | И булочки в виде жаворонков стали символ сорока Севастийских мучеников, а праздник получил второй народное название — Сороки (с ударением на первый слог). |
Праздник 40 святых севастийских мучеников в 2024 году | На Руси же этот день прозвали «Сороки» и «Сорок сороков», связывая его с числом погибших на озере мучеников. |
Церковный праздник 22 марта 2023: что нельзя делать, приметы, что можно делать
Ласточки прилетели — к урожайному году. Значение снов с 21 на 22 марта 2023 года Сны с 21 на 22 марта не исполнятся. Сновидения, увиденные днем 22 марта, сбудутся только через 5 лет, но будут уже не нужны. Что можно и чего нельзя делать 22 марта 2023 Что можно делать Все православные верующие в День 40 святых обязательно должны посетить церковь и помолиться. В этот праздник можно гадать и призывать весну. Молодые девушки при помощи печенья гадали на суженого.
Еще один способ узнать свою судьбу: «жаворонков» клали на пороге и звали собаку — чьего «жаворонка» она первого съест, та первая выйдет замуж; Парням в этот день следует качаться на качелях. На Руси считали, что это принесет счастье и урожайный год; 22 марта было принято строить планы на будущее и мечтать. Чего нельзя делать Основная примета, напоминающая, что нельзя делать в день Жаворонка, — это обижать птиц, и особенно — сорок, именины которых отмечают именно в эту дату. Нельзя 22 марта разрушать гнезда сорок, прогонять их со двора или же вовсе кидать в них камнями, поскольку эти пернатые считаются защитниками дома от нечисти и зла. Не рекомендуется на день Жаворонка планировать генеральную уборку — она добра не принесет, так как мокрые полы сегодня символизируют слезы, которые будут проливать члены семьи.
Запрещен тяжелый физический труд, рукоделие и ремесла. Зато никакими приметами не возбраняется приготовить сегодня что-то необычное для своих родных и близких.
И мои денежки согрей, чтобы выросли они скорей.
Их под дубом посажу, водой чистой полью. Будут созревать, мне богатства прибавлять». Мешочек закапывали под молодым дубком и поливали колодезной водой.
Толкование снов 22 марта Если во сне на вас была надета ночная рубашка, то наяву вам не удастся получить денежное вознаграждение за выполненную работу; современный нарядный костюм — вы получите новое предложение, которое повергнет вас в шок; лохмотья — к серьезной ссоре с коллегами или штрафу. Увидели в сновидении красные розы — вскоре вы встретите интересного человека, в которого влюбитесь буквально с первого взгляда. В ночных грезах приобретали вилки и ножи — будьте готовы к большому конфликту с сослуживцами.
Талисманы Тому, кто хочет, чтобы ему всегда сопутствовали удача и счастье, необходимо приобрести амулет в виде солнца из золота. Праздник Сороки в 2024 году Сороки или Жаворонки — праздник в народном календаре у славян. Отмечается 22 марта.
В 2024 году выпадает на пятницу. У данного праздника также есть другие названия, среди которых: Сорок сороков, Сороки святые, Именины жаворонка, Кулики, Тетёрочный день от названия обрядового пряничного изделия. Необходимо также пояснить и причину названий, которых существует несколько.
По одной версии, праздник назван Жаворонками по той причине, что в этот день перелётные птицы, в том числе и жаворонки, возвращаются с юга. По другой версии, в этот день выпекали мучные изделия в виде птичек-жаворонков птички с распростёртыми крыльями и хохолками на голове, или птички на гнёздышках , которые были призваны привлечь перелётных птиц, а также приход тепла, наступление весны. Есть и такие версии: булочки в виде птиц символизируют летящие к Богу души; пение этих птиц напоминает молитву сорока Севастийских мучеников.
Православная церковь почитает 40 Севастийских мучеников. Потому другое название праздника — Сороки. Относится и к христианской традиции, и к народной.
Испросите у Всещедрого Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да в покаянии и нелицемерной любви друг ко другу поживше, со дерзновением предстанем Страшному Судищу Христову и вашим предстательством одесную Праведнаго Судии предстанем. Ей, угодницы Божии, будите нам защитницы от всех враг, видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последняго дне жизни нашея и тако прославим Великое и Достопоклоняемое Имя Вседетельныя Троицы, Отца, Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Ей, угодницы Божии, будите нам, рабам Божиим имена , защитницы от всех враг видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последнего дне жизни нашея, и тако прославим великое и достопоклоняемое имя Вседетельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.
Также по теме.
К тому же 22 марта — это еще и встреча весенних птиц. Считается, что в этот день из теплых стран возвращается 40 видов перелетных птиц. Одна из них — жаворонок — особо почитаема верующими. По траектории полета поющего жаворонка, то взмывающего в небо, то камнем падающего вниз, люди сложили легенду о нем, как о птице, почитающей Бога. Взлетая ввысь в царство небесное, он, пораженный величием Господа, в глубоком благоговении падает вниз. Так жаворонок стал символом души. В народе в этот день пекли ржаные и овсяные булочки в виде птиц, покрытых медом, и угощали ими детей. Малыши просили жаворонка поторопить лето и тепло.
По сорокам определяли погоду. А также нельзя заниматься генеральной уборкой в доме. Ни в коем случае нельзя обижать птиц, иначе жди беды. Конечно, исключены все ссоры и обиды, зато приветствуются молитвы и пребывание в гармонии с миром.
После ночи мольбы мучеников снова ждало испытание. Их лишили одеяний и устром поставили в озеро, покрытое льдом. Для тех, кто отказался бы от своей веры в Христа, на берегу истопили жаркую баню. Один из сорока мучеников не выдержал и вышел из озера, поскорее зайдя в теплую баню. Однако, по неизвестным причинам, почти сразу он и скончался внутри помещения.
Однако, мучников все равно осталось 40. Это случилось благодаря одному из тюремных стражей по имени Аглай. Охраняя мучеников, он увидел, как ангелы несли с небес 39 прекрасных венков. Он так проникся этим зрением, что уверовал в Бога и Иисуса Христа, снял свои одежды и вместе с оставшимися мучениками вошел в ледяное озеро. Никакой холод не пробивал измученных людей. Более того, стоя в озере, они каким-то чудом смогли отогреться.
Праздник «Сороки» в детском саду «Ивушка» города Уварово
В этот день есть свои традиции и запрещенные дела. Например, хозяйки в этот день были увлечены готовкой. При этом, готовили они обрядовое печенье, да не простое. Делали его в форме жаворонка.
Выпекали их ровно 40 штук, по числу Севастийских мучеников. При этом, печенье отдавали деткам. Примечательно, что и это было сделано не просто так.
Считалось, что именно дели должны были некими присказками и прибаутками заклинать весну. Не пропадали даже крошки, их отдавали в этот день птицам. Запреты дня Расскажем подробнее о том, какие запреты в этот день нарушать не следует, а также объясним, к чему ведет нарушение запрета в этот день.
Например, нельзя в этот день два вида птиц считать, а именно галок или же ворон.
Для упорствовавших предоставлялся тот же выбор: отрекись или... Многие из гонителей, когда-то обучавшиеся в приходских школах, гимназиях, а кто-то и в семинариях, конечно же, знали историю Сорока мучеников, хотя относились к таким «преданьям старины глубокой» уже сугубо скептически. Нашлись и те, кому палаческий, придуманный Лисием и Агриколаем метод показался в практическом плане ценным: а ведь и впрямь, попробуй-ка выдержи истязание смертельной стужей! В некоторых тюрьмах и лагерях начальники пытались повторить примерно то же самое. Вот как происходило это, например, в случае, который описал почитаемый в России старец Николай Гурьянов расправу устроили не весной, а поздней осенью, когда сильно похолодало, но реки еще не покрылись льдом : «Загнали всех верующих — и батюшек, и епископов, и мирских в холодную студеную воду... На Севере это было.
Раздетые все... И так оставили на трескучем морозе, и стражу приставили с собаками. Стража менялась, а мы стояли и тихо молились. Господь помогал, я умственно совершал Иисусову молитву. Только ее и Обрадование Богородице держал непрестанно, и мне внезапно стало даже огненно горячо. Все старались поближе держаться друг к другу, но где там!.. Понимали, знали, что скоро отойдем ко Господу...
Со временем стали коченеть и тонуть в ледяной воде. Головки, как цветочки, от мороза никнут, никнут... Потом всхлипнут только, последние судороги пробегут по всему телу — и души отлетали прямо ко Престолу Божию — мученики все... Никто от Господа не отрекся!.. А мне Царица Небесная показалась и сказала: «Не оставляй молитву, она тебя сохранит и исцелит. Я просила Господа задержать тебя на земле, это нужно для крепости Божией Церкви. Благодать Моя и Сына Моего пребудет с тобой вовеки», — Матерь Божия окутала меня таким Светом и огненным теплом, что я стоял под Ее Покровом невредимый и остался в живых...
Когда меня вытащили, привели к начальству в барак, тот уже не смеется: «Ну что, помог тебе твой Бог? В последние десятилетия, когда над нами перестал довлеть «научный» атеизм, в российском обществе время от времени возникают принципиальные споры о том, можно ли уподоблять пострадавшим за веру во Христа мученикам тех героев, которые отдали свои жизни за Родину в советский период. Ответ на этот очень непростой для верующих вопрос может дать только Церковь, хотя, с точки зрения обыкновенного русского человека, подвиг Дмитрия Карбышева в германском плену едва ли достоин почитания меньшего, нежели акты самопожертвования христианских праведников. И когда идет речь о Сорока Севастийских мучениках, всплывает в памяти образ бесстрашного, стойкого, принявшего смерть от рук неоязычников советского генерала. Ведь он погиб за Россию, которая есть Третий Рим. А четвертому, как всем известно, не бывать. Материал опубликован в февральском номере журнала Никиты Михалкова «Свой».
Вместе с воспитателями ребята рассмотрели икону, познакомились с историей праздника, прослушали тропарь, а также сделали "жаворонков" из теста и пластелина и вспомнили веселые народные заклички в подвижных играх.
После отказа все 40 воинов оказались в темнице. Они усердно обращались к Господу в молитвах, пока в одну из ночей не услышали заветные слова: «... После этого события состоялся суд над воинами, однако даже там они не отказались от своих убеждений. За это Ликиний приказал забить воинов камнями, однако все они летели мимо цели. Господь обратился к мученикам со следующими словами: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные». После ночи мольбы мучеников снова ждало испытание.
Их лишили одеяний и устром поставили в озеро, покрытое льдом. Для тех, кто отказался бы от своей веры в Христа, на берегу истопили жаркую баню. Один из сорока мучеников не выдержал и вышел из озера, поскорее зайдя в теплую баню. Однако, по неизвестным причинам, почти сразу он и скончался внутри помещения.
Сорок мучеников
День памяти сорока Севастийских мучеников считается праздником воинов и всех православных мужчин. Верующие отметят праздник в честь сорока Севастийских мучеников 22 марта 2024 года. День «Сорок Сороков» — праздник, который связан с памятью сорока Севастийских мучеников, принявших тяжелую смерть за свою веру. В народе день памяти сорока Севастийских мучеников получил название Сороки или Жаворонки. День памяти 40 севастийских мучеников – 2024: история. История 40 севастийских мучеников восходит к III веку и связана с периодом гонений на христиан в Римской империи.
Сорок мучеников Севастийских. Почему же так любят этот праздник?
- В чем заключается суть Дня 40 мучеников
- Запреты и традиции праздника
- Церковный праздник 22 марта 2023: что нельзя делать, приметы, что можно делать
- Церковный праздник 22 марта 2023: что нельзя делать, приметы, что можно делать
- Навигация по записям
- День памяти 40 севастийских мучеников – 2024: история
Жаворонки – постные булочки к памяти Сорока мучеников Севастийских.
На малом повечерии в неделю вечером особенности такие же, как и в 3-й части великого повечерия в другие дни см. Напомним, что вечером в Неделю 1-ю Великого поста на малом повечерии читается канон пророков из Триоди. Утреня Утреня совершается с полиелеем, но славословие в конце утрени читается и окончание бывает по чину утрени вседневной. Кафисмы 3 по Уставу. По 1-й и по 2-й кафисме — нет малой ектении и читаются седальны Триоди. По 3-й кафисме диакон произносит малую ектению возглас — «Яко Твоя держава…» и читаются седальны Минеи: 1-й седален мучеников, «Слава»: 2-й седален мучеников, «И ныне»: Богородичен Минеи. Полиелей схема этой части утрени от полиелея до канона — такая же, как на обычной полиелейной утрене. Канон: а в тех песнях, где нет трипеснца: 2 канона мучеников со ирмосом на 8. Катавасия — «Отверзу уста моя…». Катавасия — Триоди. Во вторник 2-я песнь поется только по Триоди ирмос — 1-го трипеснца, тропари с припевом «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», катавасия — 2-го трипесца.
Библейские песни поются по праздничному варианту «Поем Господеви…». Однако в приходской практике праздничный вариант не употребляется и потому здесь стихи песней заменяются припевами. К тропарям трипеснца обычно используют припев «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». По 3-й песни: седален мучеников дважды ; «Слава, и ныне»: Богородичен Минеи. По 6-й песни: кондак и икос святого. По 9-й песни: 1-й светилен мучеников, «Слава»: 2-й светилен, «И ныне»: Богородичен Минеи. Стихиры на «Хвалите…»: стихиры мучеников на 4; «Слава»: стихира святым; «И ныне»: Богородичен Минеи на ряду. Чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет» и читает славословие. Тропари: тропарь святым, «Слава, и ныне»: «Гавриилу вещавшу…». Возглас «Яко Милостив…».
Чтец: «Аминь» и последование 1-го часа. Отпуст произносится после 1-го часа полный праздничный с поминанием святого храма и святых мучеников. Часы и изобразительны Обычно утром в сам день праздника совершаются 3-й, 6-й, 9-й часы, изобразительны и литургия Преждеосвященных Даров. На часах кафисмы читаются без пения то есть «Славы» между кафисмами не поются, а читаются. Тропарь и кондак святого читаются на каждом часе постные тропари и кондаки часов опускаются. Молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя поклонами на 1-м часе «конечное Трисвятое» и «Господи, помилуй» 12 раз опускаются, сразу после поклонов читается молитва «Христе, Свете истинный…». Паремия на 6-м часе с прокименами совершается как обычно. На изобразительных «Блаженны» читаются без пения, «Слава, и ныне»: «Помяни нас, Господи...
Обязательно шли в храмы, где в этот день служится Литургия Преждеосвященных Даров.
Постные ограничения при этом немного смягчаются: разрешены постное масло и вино в умеренном количестве. До 1917-го устраивались по случаю торжества скромные, без каких бы то ни было излишеств, застолья, когда мужчинам предоставлялась дополнительная возможность вместе посидеть, пообщаться, обговорить дела... В XX веке многое изменилось. Советская власть вводила новые праздники — обязательные, шумные, гремящие бравурной музыкой демонстраций, взвинчивающие искусственную радость водкой. А на христианство опять обрушились гонения, причем куда более массовые и последовательные, чем в языческом Риме. Теперь уже Третий Рим стремились порушить, переделать в «рай земной» по проектам воинствующих богоборцев. В первой антицерковной кампании 1922—1923 годов громили и грабили храмы. Во второй — в 1927-м — начале 1930-х — православие стремились добить окончательно. Закрывали, рушили, взрывали соборы и монастыри, народ отвращали от Господа соблазнами, страхом, полувоенной дисциплиной.
Для упорствовавших предоставлялся тот же выбор: отрекись или... Многие из гонителей, когда-то обучавшиеся в приходских школах, гимназиях, а кто-то и в семинариях, конечно же, знали историю Сорока мучеников, хотя относились к таким «преданьям старины глубокой» уже сугубо скептически. Нашлись и те, кому палаческий, придуманный Лисием и Агриколаем метод показался в практическом плане ценным: а ведь и впрямь, попробуй-ка выдержи истязание смертельной стужей! В некоторых тюрьмах и лагерях начальники пытались повторить примерно то же самое. Вот как происходило это, например, в случае, который описал почитаемый в России старец Николай Гурьянов расправу устроили не весной, а поздней осенью, когда сильно похолодало, но реки еще не покрылись льдом : «Загнали всех верующих — и батюшек, и епископов, и мирских в холодную студеную воду... На Севере это было. Раздетые все... И так оставили на трескучем морозе, и стражу приставили с собаками. Стража менялась, а мы стояли и тихо молились.
Господь помогал, я умственно совершал Иисусову молитву. Только ее и Обрадование Богородице держал непрестанно, и мне внезапно стало даже огненно горячо. Все старались поближе держаться друг к другу, но где там!.. Понимали, знали, что скоро отойдем ко Господу... Со временем стали коченеть и тонуть в ледяной воде. Головки, как цветочки, от мороза никнут, никнут... Потом всхлипнут только, последние судороги пробегут по всему телу — и души отлетали прямо ко Престолу Божию — мученики все... Никто от Господа не отрекся!.. А мне Царица Небесная показалась и сказала: «Не оставляй молитву, она тебя сохранит и исцелит.
И малого не хотим потерпеть ради Господа! В этом году на праздник 40 мучеников Севастийских выпала морозно-грозная погода,чтобы мы хоть каплю прочувствовали из того,что пришлось перенести этим отважным воинам Христовым! Во время Великого Поста особенно тяжело, но и одновременно торжественно и радостно нести звание воина Христова всем православным христианам. Помоги нам, Господи, нести это звание достойно,не отступая от правая стезя.
Слава тебе Господи.
Решимость нужна! Благодать она одна и та же. Чтобы она могла действовать в нас, нужна решимость. Чуть-чуть только человек решится и тут же — буря искушений, и человек падает, по крайней мере, спотыкается. Когда мы сомневаемся в благости Божией, будем обращаться за укреплением веры к житиям святых. Господь принял души 40 севастийских мучеников, но Бог же мог их и сохранить. Господь все может. Нужно — сохранит, а души 40 севастийских мучеников Господь принял в Царствие Небесное в назидание нам.
Нужно только решиться, — и Господь все устроит. Великое для великих. Это сильным Господь попускает великие муки, нам и малые скорби зачтет. Тот же отец Иоанн Крестьянкин замечательно говорит: «Чтобы научиться свободе, нужно преодолеть страдания». Но опять же страдания — это для страдальцев. А мы по большей части не страдальцы. Мы только чувствуем себя страдальцами. Но страданий у нас особых нет. Хотя бы малый дискомфорт, малые неудобства нам претерпеть и уже почувствуем себя немножко свободными.
Для этого и дается нам пост. Цель поста — освободить нас. Сухарики есть, водичка — слава Богу! Жить, оказывается, так просто. Жизнь становится проще и свободнее. С Божией помощью: там помолчал, там потерпел — и на душе мир. Пусть и не венец получить, но хотя бы, как кто-то сказал, где-то у порога обители райской-то Господь сподобил бы места. Но преддверие-то райской обители — храм Господень на земле. В храме стояще Славы Твоея, на небеси стояти мним..
Как сказал Давид: «Яко лучше день един во дворех Твоих паче тысящ; изволих приметатися в дому Бога моего паче, неже жити ми в селениях грешничих» Пс.