Новости пустой стул техника в психологии

Техника пустого стула направлена на то, чтобы стать инструментом, с помощью которого человек может выполнить серию ролей для проецирования и достижения катарсического эффекта. Используя технику двух стульев, люди могут достичь осознания своих отдельных сторон с помощью диалога, исполняя различные роли и меняя стулья с каждой сменой роли. Существует множество техник, которые помогают мысленно вернуться в травмирующую ситуацию и заново ее прожить. Самые популярные — так называемые «пустой стул» и «письмо в прошлое». Техника «пустого стула» позволяет выразить накопившиеся чувства, когда невозможно поговорить с человеком напрямую. техника "Пустой стул" поможет решить эти вопросы.

Транзактный анализ как метод психотерапии. Техники, содержание сессии, плюсы и минусы

И так этот ком может катиться годами и увеличиваться. Каждая удовлетворенная потребность — это мощная энергия для человека. Она правильно расходуется, если удовлетворяется. В противном случае эта энергия накапливается, не расходуется продуктивно, человек ощущает напряжение. И из-за этого имеем людей со страхами, агрессией, чувством вины, а также больных соматически: кожные сыпи, псориаз и другие болезни. По этой логике все гештальты нужно закрывать. Но вот вам парадокс: некоторые закрытые гештальты не дают человеку дальше развиваться! Например, человек заикается и это мешает ему полноценно общаться, он чувствует себя неуверенно и боится выступать на публике. Он начинает разбираться в себе, вспоминает, что в детстве его напугала собака, он был один и старался быстрее убежать от нее. Если человек на этом этапе остановится, то гештальт может и будет закрыт, но самопознание завершится, подсознательный страх наверняка останется. Мы приходим к тому, что все-таки не все гештальты нужно стремиться закрывать.

Но тут ремарочка: если уж не завершать целостную картинку в сознании, так делать это под присмотром психотерапевта или психолога. Ведь иначе можно до болезни себя довести. Примеры незакрытых гештальтов Закрыть гештальт иногда не так-то просто. Например, хотела я стать врачом кардиохирургом, но не сложилось и могу всю жизнь навязывать это желание своему ребенку, не спрашивая о его желании. Ребенок мне за это спасибо не скажет, особенно если он до ужаса боится крови. Или девочку не принимают в семье, хвалят только за какие-то выдающиеся успехи. Что будем иметь на выходе? Когда она вырастет, костьми ляжет, только чтобы ее хвалили и принимали. Будет ли она счастлива, когда придется всем и каждому угождать? Парня погнали с работы, так как невыгодно было поднимать ему зарплату.

Он может подсознательно стремиться устроиться туда, где мало платят, чтобы не потерять хотя бы это место. И таких примеров на самом деле очень много в нашей жизни и жизни окружающих людей. Да и в быту незакрытые гештальты иногда осложняют нашу жизнь: недочитанный сюжет в книге может нам даже сниться. Недосказанные фразы осложняют общение между друзьями. На основе открытых гештальтов люди всю жизнь могут что-то кому-то доказывать, так и не разобравшись в себе. Нервная система от этого устает, и появляется прокрастинация в поведении. Особенно запоминается незакрытый гештальт в подростковом возрасте, когда все воспринимается через призму дисбаланса гормонов и перепадов настроения, а также увеличенного чувства справедливости. Например, девочка-подросток не хочет мыть посуду — родители в качестве наказания забрали у нее телефон на 3 дня. У нее закрепится обида на них, так как будет считать наказание несправедливым и ко всем взрослым может теперь относиться настороженно, как будто они посягают на ее свободу. И здесь просто необходимо закрыть гештальт в отношениях, чтобы она поговорила с родителями по душам.

Как закрыть гештальт — техники Простым языком закрыть гештальт — значит создать целостную картину чего-то, будь то какое-то дело, ситуация или отношения. Но это не так легко сделать, как звучит. Иногда требуется целое гештальт-обучение человека на терапии, чтобы что-то закрыть или дополнить. Закрытие гештальта Итак, с этим разобрались. Но мы не сможем закрыть гештальт, не зная основных его законов. Ведь каждый гештальт-терапевт в своей работе на них основывается.

Улучшение коммуникативных навыков и способности выражать свои мысли и чувства. Снятие внутренних конфликтов и принятие более здоровых психологических позиций.

Мы можем найти эксперименты самых разных типов, от фрустрирующих до обучающих, от исследовательских по отношению к бессознательным реакциям до массовых тренинговых заданий, которые предлагают решение этических конфликтов. Есть мнение, что сама идея использования эксперимента в психотерапии заимствована гештальт-терапевтами из психодрамы "разговор с пустым стулом", расстановки в форме скульптуры, диалог полярностей или из тренинга по телесной работе и практикуму по внимательности те эксперименты, которые вошли в знаменитый "Практикум по гештальт-терапии", разработаны в тренинге по "телесному осознаванию" Шарлотты Силвер. Виды экспериментов по функции и месту в сессии: 1. Провокативный эксперимент фрустрация и провокация. Исследовательский эксперимент в области неизведанного. Амплификация усиление. Фокусирующий эксперимент сбор и уточнение информации. Творческое создание нового опыта творческое приспособление.

Виды экспериментов по форме работы: 1. Эксперимент с ролевым моделированием отношений с человеком или в группе. Театрализованная экспозиция, отражающая внутриличностные процессы символические эксперименты. Эксперименты по построению вербальной коммуникации. Индивидуальные эксперименты с амплификацией телесного опыта. Эксперименты по телесному представлению ситуации групповая скульптура. Эксперименты с метафорами и сновидениями. Эксперименты с полярностями.

Виды эксперимента по форме проведения: 1. Эксперимент для свободного исследования чувств и получения нового опыта. Структурированный эксперимент для получения опыта определенного типа. Терапевт предлагает несколько операций и заданий, при последовательном выполнении которых человек сталкивается с фокусированным переживанием опыта, что помогает более глубокому осознаванию. Какие эксперименты уместны на разных фазах цикла контакта? На разных этапах цикла контакта терапевтом применяются разные эксперименты, имеющие различные цели. На фазе преконтакта — это фокусирующий и возбуждающий энергию эксперимент. На фазе контактирования эксперимент скорее носит исследовательский характер.

На фазе финального контакта — это эксперимент, создающий прецедент нового типа отношений или новый контакт. Классификация экспериментов в отношении их размещения по циклу контакта несколько условна, но терапевт может ориентироваться на нее, обдумывая детали постановки эксперимента. Заметим, что в основе этой классификации лежит цикл контакта, развивающийся в личном поле клиента. Если же рассматривать цикл контакта отношений между клиентом и терапевтом, то эксперимент стоит предлагать только в том случае, если клиентом и терапевтом созданы партнерские отношения, и клиент в состоянии поддерживать свою ЭГО функцию на момент начала эксперимента. Эксперимент создается в зоне эмоциональных напряжений. Терапевт выбирает место для эксперимента в том случае, если напряжение коммуникации в сессии необходимо изменить. Это может быть задача усиления или задача снижения напряжения. Напряженность энергии в коммуникации легко регистрируется терапевтом, когда он внимательно слушает клиента на разных этапах сессии.

Терапевт выделяет несколько компонентов и фигур из числа названных клиентом, и привлекает к ним внимание, создавая композицию эксперимента. Элементы композиции и связи между элементами композиции в эксперименте становятся в буквальном смысле пространственным отражением элементов напряжения психического поля. Иными словами — отражением пропущенных или неуместных в вербальной коммуникации элементов эмоционального напряжения. Для примера напомним о ставших популярными в последнее время системных расстановках по Берту Хеллингеру. Популярны драматизации в группе. Или эксперименты в группе по мотивам техник, взятых из психодрамы. Гештальт-подход заимствовал из психодрамы метод создания композиции расстановок для работы со сновидениями и с метафорами. Аналогичный тип эксперимента представляют собой и системные расстановки по Берту Хеллингеру, позволяющие сделать композиции достаточно абстрактных эпизодов душевной жизни и сложных экзистенциальных проблем.

Наиболее популярны эксперименты, в которых используется метод размещения в физическом пространстве используются игрушки, специальные подушки, или даже фигуры участников в рамках группового занятия. Такой эксперимент помогает сделать заметным движение к контактной границе, заметить, что переживание человека не "изолировано", а является частью движения к другому человеку или объекту. Композиция в пространстве имеет несколько характеристик, каждая из которых вносит свой вклад в построение структуры контакта и отражает структуру внутреннего душевного пространства человека. Это векторные характеристики пространства, границы объектов, их взаимное расположение, соседство. Векторность определяет направление и расстояние в трехмерном пространстве выше, ниже, дальше, ближе ; взаимное расположение отражает возможные связи и группировки между объектами. Из правила проекции видно, что такое взаимное расположение объектов буквально отражает в трехмерном пространстве ситуацию межличностных связей, которая определена эмоциями и отношением, то есть создает трехмерную динамическую модель имеющихся эмоций и отношений. Делая эксперимент как действие в реальной ситуации настоящего, в реальном пространстве и реальном времени, вспомним Курта Левина. Когда человек делает субъективное описание своего психического мира, он использует пространственные и временные характеристики, которые почти тождественны описательным характеристикам мира предметного.

Иными словами, пространство внутренней интрапсихической реальности, которое можно назвать внутренним полем психики, в плане субъективного восприятия устроено по аналогии с полем физического трехмерного материального мира. Это мир, где действуют законы Ньютоновской механики. Напомним, что в "материальном, реальном" физическом пространстве мы можем иметь дело с трехмерным физическим пространством и с характеристиками времени. И пользуемся векторными формулами для описания взаимодействий. При развитии темы современная математика предлагает более сложные конструкции. В современном подходе используется понятие сетей в том числе в области межличностных отношений это социальные сети , и математический аппарат, который соответствует этой системе описания, — это теория графов. Но эту систему мы будем рассматривать отдельно. В привычной форме пространственного эксперимента в рамках индивидуальной или групповой гештальт-сессии мы используем характеристики времени понятные как очередность событий и характеристики пространства размещение персонажей и предметов в физическом пространстве, ближе или дальше, выше или ниже.

Характеристику времени можно использовать и в популярных экспериментах, в которых использована "линия времени". В этом случае человека просят расставить "по линии времени" события, которые произошли с ним в течение жизни. В этих поучительных экспериментах время имеет пространственную проекцию: если мы сравниваем два объекта с точки зрения их как событий во времени, то в пространстве эксперимента мы разместим два таких объекта на разном расстоянии от наблюдателя. То, что было более отдалено предшествовало по времени, располагается дальше по расстоянию. Мы не будем тут обсуждать таинственную природу такой параллельности. Некоторые мыслители считают, что человек создал картину пространственного мира как копию в плане знаковой системы мира интрапсихического. Другие авторитетные авторы поддерживают гипотезу об обратных связях, считая, что психическая картина мира есть результат практической активности в пространстве мира физического. Эти предварительные соображения позволяют нам перейти к обсуждению четырех неспецифических ресурсов, благодаря которым возможен эксперимент.

Таблица 1. Четыре ресурса эксперимента 1. Пространственная метафора следствие феноменов, замеченных в теории поля К. Эффект проецирования переживания в физическое пространство. В житейской логике соответствует идее "посмотреть на ситуацию со стороны". Целостность движения. Распространенная идея о правде тела и правде выразительного целостного движения. Когда тело человека вовлечено в движение, его биомеханика сама настраивает комбинацию работы мышц.

Эта комбинация подсказывает композицию и форму движения. Начало движения увеличивает активность всего телесного комплекса. Тело в движении может поддерживать без внутреннего противоречия только одну "тему", поэтому целостное движение побуждает человека сосредоточиться на одной мысли, отодвинуть остальные в фон. Культурный опыт морфологии и синтаксиса. Речь как дополнительный мир. Соответствует житейской теме типа "пока расскажешь — сам поймешь". Форма высказывания подсказывает продолжение, по образцу и примеру.

Ты ставишь два стула. Садишься на один из них. А на второй «сажаешь» воображаемого собеседника, например, внутреннего критика, или родителя. И начинается диалог. Ты говоришь как за себя, так и за собеседника, при этом пересаживаясь на его стул. Каждый из вас должен сказать все, что он хочет и выслушать своего собеседника. Идею этой техники он подчерпнул из психодрамы Морено. Но в подходе Перлза обе роли выполняет сам клиент, а не другой человек. Суть техники в том, что в человеке есть несколько субличностей. Если они начинают противоречить друг другу, если их интересы не совпадают, появляется внутренний конфликт. Усиливаясь, он начинает влиять на жизнь человека в целом, на его чувство психологического комфорта, на его отношения с другими людьми и отношение к себе. Может появиться тревожность, снижение самооценки, неуверенность в себе, агрессивность, депрессия, чувство неудовлетворенности собой и своей жизнью. Чтобы это изменить, нужно разобраться в конфликте субличностей. Они находятся в постоянном диалоге друг с другом, но пока этот спор внутри, его трудно разрешить. Он непоследователен, нелогичен, и сводится к взаимным упрекам, требованиям и обвинениям. Это красочно иллюстрируют известные «собаки» Перлза: «topdog», то есть собака-сверху, которая все время требует, но уже заранее знает, что ты ничего не сможешь: «ты должна хорошо учиться», «ты должна быть послушной», «ты должна много работать», «ты должна рано вставать», «ты должна заниматься спортом»; «underdog», то есть собака-снизу, которая жалуется и находит оправдания: «нет, я не могу», «нет, я слишком устала», «нет, у меня не получится». Она не хочет что-либо делать и испытывает при этом чувство вины. Чтобы примирить субличностей, необходимо «вытащить» конфликт во вне, посмотреть на него со стороны. Именно ради этого и используется техника «Пустой стул». Ведь сам по себе диалог можно вести и в своей голове, что большинство людей и делает. Но внутри найти примирение практически невозможно. Поэтому надо «рассадить» субличности в пространстве. Кого можно посадить на пустой стул Что же это за субличности, с которыми можно вести диалог с помощью техники «Пустого стула»? У этой техники нет жестких рамок, терапевт всегда следует за своим клиентом, а тот находится в состоянии потока. Поэтому никогда нельзя точно сказать, кто окажется на другом стуле и к чему приведет ваш диалог. Чтобы понимать, как это работает, можно привести несколько примеров. Допустим, ты испытываешь чувство обиды на своего бывшего. На пустом стуле может оказаться либо он, либо обида, либо твой внутренний ребенок, то есть обиженная сторона. Бывший, обида и внутренний ребенок — это разные субличности. Тут важно пояснить, что в этом контексте бывший тоже является субличностью, поскольку он не реальный человек, а твое внутреннее отражение этого человека. С ним диалог будет происходить для того, чтобы вы оба высказали свою точку зрения и услышали ее. Благодаря тому, что ты скажешь ему все, что не успела или не смогла сказать, у тебя исчезнет внутреннее напряжение.

Способ забыть человека со стулом

Техника «Пустой стул» Ф. Перлза: принципы и особенности работы фокусированного внимания на пустом стуле для изучения своих эмоций и сознания. Напротив сидящего на "горячем стуле" человека ставится пустой стул. Техника пустого стула, или «горячего», по выражению Фрица Перлза, основателя психотерапии Гештальт — это одна из интервенционных техник, которую можно использовать в отношениях между психотерапевто. Техника пустого стула, также называемая «техникой двух стульев» или просто «работой на стуле», представляет собой терапевтический метод, используемый в разговорной терапии. техника "Пустой стул" поможет решить эти вопросы.

Теория и практика гештальт терапии. Техника пустого стула.

Как закрыть гештальт и почему это важно, какие существуют техники гештальттерапии, последствия незавершенных гештальтов в отношениях — в материале Forbes Life. Техника «пустого стула»Одной из самых популярных в психологии, а именно в гештальт-терапии, является техника "Пустой стул".Это упражнение поможет справиться с трудностями, завершить какую-либо ситуацию, закрыть гештальт или просто разобраться в себе. Техника пустого стула – это известный и эффективный метод, используемый в психологической практике для работы с клиентом. В целом, техника пустого стула является ценным инструментом для клиентов, которые хотят работать с нерешенными эмоциями или проблемами. метод гештальт-терапии, при котором человек ведет воображаемый диалог с собеседником на пустом стуле. Чаще, однако, пустой стул вводится, чтобы представлять человека, с которым протагонист эмоционально связан.

Теория и практика гештальт терапии. Техника пустого стула.

Наши эмоции и переживания очень часто выражаются через язык тела. Того же эффекта мож-но достичь, попросив клиента повторить привычную ему фразу с особой интонацией. Пример техники усиления Работая с семейной парой, терапевт заметил, что жена, Наташа, произнося фразу «Я ничего об этом не знаю», приподнимает голову и слегка выпячивает нижнюю челюсть. Тогда терапевт попросил клиентку до предела усилить мимику и интонацию. По мере работы в голосе Наташи по-явились триумфальные нотки. Клиентка осознала, насколько сильной она ощущает себя, когда «ничего об этом не знает». В конце она добавила: «…И ты не заставишь меня узнать!

Его голос становился громче и громче, до тех пор, пока он не понял, что чувствует. Может оказаться, что клиент использует описанные выше техники как способ уклонения от контакта. И спешка в процессе терапии, и использование крепких словечек помогают клиенту казаться очень открытым, хотя на самом деле он не в контакте со своими мыслями и чувствами. Одна из наших клиенток, например, заявила: «Я не знаю, что делать. У меня кружится голова. Это невыносимо.

Кажется, я сейчас взорвусь». Мы предложили ей дыхательное упражнение, с тем, чтобы отследить очаги напряжения в теле. Как только ей удалось прийти в себя, она начала плакать. Гештальт-техника «Пустой стул» Вверх Техника 2. Его назначение — помочь клиенту осознать то, что находится за гранью осознания, а также поработать с полярностями, проекциями и интроектами. Поскольку эта техника не только широко известна, но и активно используется, расскажем о ней подробнее.

Название говорит само за себя: для упражнения действительно нужен пустой стул — который не используется ни клиентом, ни терапевтом. Самый простой эксперимент с пустым стулом — предложить клиенту представить, что на этом стуле сидит кто-то из знакомых ему людей. Затем клиент начинает разговаривать с тем, кто сидит на стуле — максимально искренне, не фильтруя поток слов. Эта простая техника позволяет клиенту увидеть все аспекты проблемы и осознать их. Более того, чувства клиента становятся более яркими и непосредственными. Пример техники "Пустой стул" Хикаро рассказывает, как сорвался заранее запланированный ужин с девушкой.

По голосу кажется, что мужчина очень расстроен. Терапевт спрашивает о его чувствах. Терапевт предлагает Хикаро пересесть на другой стул и дать волю этому чувству. Хикаро понимает, что это злость. Потом Хикаро начинает испытывать вину за свою злость и вновь испытывает сочувствие. Вскоре он понимает, что это — привычный для него образ действий, застывший паттерн, из-за которого он так часто чувствует себя расстроенным.

Кроме того, «Пустой стул» традиционно используется для проработки вечного конфликта «собаки сверху» интроекта и «собаки снизу» сопротивления интроекту. На один стул сажают «собаку сверху», на другой — «собаку снизу». Опираясь на поддержку терапевта, робкая «собака снизу» учится подавать голос и сопротивляться агрессивной «собаке сверху». Помните, в начале терапии, и если клиент никогда не сталкивался с терапевтическим экспериментом, важно подробно объяснить, что к чему, и заинтересовать клиента. С каким бы клиентом вы не имели дело, прежде чем приступать, например, к ролевой игре, где клиенту предстоит разговаривать с другим человеком, постарайтесь заставить клиента обратиться к своей фантазии. Пример Терапевт: «Представьте, что в комнате ваш муж.

Где он стоит или сидит? Как далеко от вас? Лучше посадить его в дальний угол комнаты — с газетой, за которой он прячется. Тогда клиент, который его боится, может чувствовать себя спокойнее. Это может пролить свет на отношение клиента к этому человеку. Что вы чувствуете?

Что приходит в голову? Что он говорит вам, и что вы хотите сказать ему? Например, клиент может сказать: «Он меня ругает» или «Я не могу на него смотреть». На этой стадии вам, возможно, необходимо будет запросить у клиента обратную связь и уменьшить риск: «Вам бы хотелось найти безопасный способ общения с мужем? Вы готовы рискнуть и попросить его замолчать? Например, в ситуации с клиентом-новичком терапевт может действовать так: Терапевт.

Гештальт — это органическая функция. Гештальт — это целостная единица восприятия. Фредерик Перлз Это еще одна гештальт-техника, которая на первый взгляд может показаться очень простой. Но это очень ценная терапия помогает нам заявить о внутренних реалиях и мобилизовать свои ресурсы. Как мы можем сделать это?

Это просто. У всех нас был один из тех дней, когда мы говорили себе: «Почему я так себя чувствую? Почему я чувствую себя таким безнадежным и бессильным? Посмотрим на несколько примеров: Почему мне так плохо сегодня? Сегодня плохо себя чувствую.

Я сделаю возможным изменить это чувство и сделать завтра лучше. Почему мне кажется, что мой парень отстраняется? Мой парень отстранен. Я спрошу его, есть ли проблемы. Выразите свою обиду — выложите прямо в лицо ему или ей.

В то же время попытайтесь понять, что вы не отваживаетесь на самом деле выразить свой гнев, и в тоже время вы не настолько щедры, чтобы отпустить, простить. Фредерик Перлз В заключение скажу, что гештальт-техники столь же оригинальны, как и функциональны, когда дело касается помощи нам в удовлетворении наших потребностей. Они помогают нам взять на себя ответственность за происходящее с нами в жизни.

Книга рассчитана на психологов, психотерапевтов, профессиональных консультантов, а также на широкий круг читателей, интересующихся современными направлениями психологии. Из этого очерка ясно, что в профессиональном смысле Перлза прошел необычный путь клинической и творческой трансформации.

Мы тренировались по классическому первому способу. Так как запроса особо не было, я тыкнула пальцем в небо и это не дало результата. По-простому, работать без запроса нет смысла. Второй раз мне порекомендовал, в моей ситуации, тренер по гештальту. Я пришла домой и по второму способу поговорила со стулом. На душе мне стало намного легче. Изначально мне даже было смешно и сложно, но потом я вошла во вкус. Третий раз был продолжением второго спустя пару месяцев. Ситуация таже, но по четвертому способу. Ощущения были смешанными. Тут больше играл момент работы с тренером терапевтом.

Теория и практика гештальт терапии. Техника пустого стула.

Психолог предлагает клиенту сесть на стул, а напротив себя на пустом стуле представить человека, с которым связан неприятный опыт. Например, представить родителя, вспомнить травмирующую ситуацию из детства и сказать родителю то, что человек хотел, но не смог сказать тогда. В психологическом консультировании регрессивные техники транзактного анализа используются реже, чаще психолог предлагает работу с ситуацией здесь и сейчас. Например, помогает клиенту научиться видеть психологические игры, выходить из них и не затевать их. Также через консультирование можно найти выход из повторяющихся неприятных жизненных ситуаций.

Обычно дело в транзакциях и эго-состояниях. Когда человек научится управлять своим общением, поведением и реакциями, то сможет защитить себя от манипуляций и выйти из круга неприятностей. На самом деле человек сам выбирает таких партнеров, притягивает их своим поведением, а затем отыгрывает в отношениях с ними свой сценарий, подтверждает свои представления о себе, других людях и мире. Техника «Театр» С помощью одно из самых популярных техник транзактного анализа можно определить жизненный сценарий.

Вы можете выполнить ее прямо сейчас. Представьте, что сидите в театре и ожидаете начало спектакля. Он о вашей жизни. Подумайте, как называется этот спектакль и каким он будет: Трагичным или комичным?

А может быть, каким-то другим? Как бы вы описали главного героя? Какой он? Сколько еще зрителей пришло на спектакль?

Зал полный или пустой? Как вы думаете, что почувствует публика? Например, будет грустить или веселится при просмотре спектакля? Досмотрит ли его до конца?

Спектакль начинается. Вы видите себя в младенчестве. Кто и что вас окружает?

Речь и практика Я-высказываний В любых техниках формата гештальт важными элементами являются осознанность пациента. Его внимание к себе любимому и своим эмоциям, а также адекватное понимание ответственности то есть способность не пытаться контролировать неконтролируемое, но при этом не отказываться от ответственности за свои собственные выборы и действия.

Эти аспекты часто проявляются через речь. Гештальт-терапевт может обратить внимание, что клиент не использует выражения от первого лица. Но, когда он говорит именно как требуется — это звучит гораздо более сильно и осознанно. Для развития воображения Техники терапии, ориентированные на выражение и развитие воображения, часто включают в себя творческие задачи и упражнения. В процессе терапии специалист может предложить клиенту нарисовать свои опасения, выразить гнев или воплотить какой-то аспект своей личности к примеру «часть меня, которая боится осуждения».

Несмотря на то, что эти методики могут показаться изначально необычными, они приносят положительные результаты. А все потому, что в процессе рисования или создания рассказа клиент уделяет много времени своим эмоциям, более глубоко исследует их и обращает внимание на детали, которые могли быть скрыты ранее. А во-вторых, это помогает интегрировать разные аспекты его личности, включая визуальные, телесные, эмоциональные и когнитивные. В-третьих, при работе с метафорами и символами пациент может обнаружить неожиданные идеи и понимания. Такие, как, к примеру: те потребности, что испытывает этот «персонаж», чего он желает и чего ему не хватает.

Привычка увлекаться прошлым или беспокоиться о будущем может лишить нас возможности присутствовать в нашей реальной жизни здесь и сейчас. Данные техники то есть способствующие осознанности могут включать в себя такие методы, как сканирование тела, при котором мы постепенно осознаем, что мы ощущаем. Как наша спина опирается на стул, какие чувства у нас при этом возникают, как распределяется боль и напряжение, а также обращаем внимание на наше дыхание, отмечаем его характер — тяжелое или расслабленное. Мы следуем этому пути по всему телу. Этот процесс помогает снизить нервозность и вернуть нас в момент проживания настоящего.

Такие конфликты часто порождаются внутренним диалогом долга, требований общества, совести, с одной стороны, и желаний, эмоций, спонтанности, с другой. Разворачивание этого диалога вовне оказывает терапевтическое воздействие. Ради справедливости стоит отметить, что «пустой стул» был перенят из психодрамы Морено, а не возник в рамках гештальт-терапевтического подхода.

Взяв за основу эту теорию, в начале 20 века немецкие психологи Макс Вертгеймер, Вольфганг Келлер и Курт Коффка создали отдельное направление — гештальтпсихологию. Они изучали, как психика человека объединяет хаотичные сигналы от органов чувств: например, мы слышим мелодию, а не набор отдельных звуков, или понимаем, что изображено на рисунке, даже если он не закончен. Один из ранних экспериментов, доказавших, что наш мозг работает именно так, был проведен с использованием двух источников света.

Если они находились достаточно близко друг от друга и загорались последовательно с небольшим интервалом, человек воспринимал их как один движущийся светящийся объект. По мнению основателей гештальтпсихологии, гештальтом считается любой целостный образ, составленный из разных частей. И мы «закрываем» его каждый раз, когда, например, узнаем того, кого давно знаем, даже не видя его лица. Или понимаем, что несколько стоящих друг за другом людей образуют очередь. Впоследствии гештальтпсихология развития не получила, хотя ее идеи до сих пор используются в других направлениях психологии, а принципы применяются в дизайне и искусстве.

Гештальт-терапия: описание, методы, техники

«Пустой стул» предлагает взглянуть на проблему со стороны, но далеко не каждый на это способен. Descubre en TikTok videos relacionados con пустой стул техника. Техника пустого стула, также называемая «техникой двух стульев» или просто «работой на стуле», представляет собой терапевтический метод, используемый в разговорной терапии. 4. Сядь на противоположный стул и отзлись, на свой страх за то, что он делает. «Пустой стул». Ставятся два стула друг напротив друга — для себя и воображаемого собеседника.

Как закрыть гештальт?

  • Что такое гештальттерапия?
  • Сидеть в пустом кресле
  • Теория гештальттерапии
  • Техника "пустой стул" в психологии: суть, использование на практике
  • Гештальттерапия

Техники в гештальт подходе. Эксперимент

Например: вы любите работать с людьми, чувствовать себя полезным, но в то же время вы по натуре интроверт человек, который предпочитает общению, находиться с самим собой наедине и вас "раздражает" эта работа. Представьте ту часть своей личности, которая любит работать с людьми, скажите, что именно вам нравится в работе? Можете со стороны задавать этой части личности вопросы и отвечать на них. А потом пересядьте на пустой стул и скажите, почему вам не нравится работа с людьми.

Это может выглядеть примерно так: Например, преподаватель вуза, сообщила о том, что испытывает двойственные чувства в связи со своей работой: с одной стороны, ей нравится общаться со студентами, читать лекции, с другой — работа вызывает у нее напряжение и неудовлетворенность. Пересаживаясь с одного стула на другой и идентифицируясь с разными частями своей личности, женщина вела диалог от их имени. Преподаватель на левом стуле, уверенно, с блестящими глазами.

Я люблю свою работу. Я чувствую себя умной, эрудированной.

Есть главное и второстепенное — то, что в центре нашего внимания, то есть фигура, все остальное — фон.

Это интересно тем, что без нашего желания что-то становится главным, а что-то — второстепенным. Как только мы фокусируемся на чем-то, то учимся выделять фигуру из фона. Это дает нам возможность самостоятельно закрывать свои гештальты, когда они становятся фигурой.

Фигура зависит от качеств и желаний — то, что центральное в нашем сознании, основывается на наших привычках, эмоциях, стимулах внешнего мира. Человек может выбирать — восприятие организует процесс сознания. Человек может выбирать, что он хочет чувствовать, воспринимать, видеть.

И это связано с привычками, интересами, желаниями человека. Мы можем выбрать свой гештальт, что в него вносим, что в нем видим. Чтобы что-то поменять, выбирать, нужно это осознать.

Я постаралась описать законы не академическим языком, а простым человеческим. На основе этих законов работает гештальт-подход. Есть несколько техник в арсенале гештальтиста, которые помогают ему направлять человека к решению проблем.

Техника пустого стула Применяется, когда у человека есть нерешенная проблема, но по какой-то причине он не может ее довести до логического завершения. Например, не может поговорить с мамой из-за того, что она умерла, или друг не хочет с ним видеться, уехал, заболел психически и т. Работает это так: напротив клиента ставится пустой стул, и он представляет, что на нем сидит человек, с которым есть нерешенная проблема.

Эту технику нередко используют в группе, тогда каждый участник может задавать наводящие вопросы, делиться чувствами. Здесь и сейчас Закрыть гештальт самостоятельно можно, если использовать эту технику. Когда человек ощущает себя в настоящем, тогда подсознательно настраивается на решение проблемы.

Важно вытягивать себя из прошлого или будущего. Часто человеку свойственно застревать в прошлом, а как было бы, если бы… Признаюсь, я тоже иногда так рассуждаю, но постоянно вытягиваю себя в настоящее. Так вот, важно именно вытягивать — сосредотачиваться на том, что вы делаете сейчас: на столовых приборах во время завтрака, на процессе пережевывания пищи, на каком-то действии.

Субъективизация в высказывании В процессе сессии, когда человек осознал себя здесь и сейчас, когда он может идентифицировать свои ощущения, он сможет различать разные зажимы и дискомфорт в теле. Горячий стул Клиент садится на стул, напротив него ставится еще один. И он выстраивает диалог с разными частями себя: агрессивной и спокойной, активной и пассивной и т.

В таком разговоре происходят инсайты , которые потом выводят клиента к завершению гештальта. Есть еще специфические техники для закрытия гештальта в сознании, но они уже применяются профессиональными психотерапевтами на сессиях по решению проблем клиентов. Что такое гештальт-терапия и когда нужно обращаться к психологу Гештальт-терапия — это направление в психотерапии, которое позволяет человеку восстановить контакт с самим собой, понять себя, свои эмоции и найти цели в жизни, когда ничего не хочется.

Кстати, в последней проблеме хорошо помогают практические инструменты, которые вы найдете в лучших курсах по целеполаганию от топовых авторов. Для каждой проблемы свой срок решения. Как понять, когда вам потребуется психолог?

Посмотрите перечень проблем, и если вы найдете хотя бы одну или две из них, которые мешают жить, то пора обратиться к гештальт-терапевту или психологу. Вы часто сталкиваетесь со стрессовыми ситуациями. Вам сложно адаптироваться к новому окружению.

У вас есть трудности в общении с родителями и другими родственниками. У вас длительное депрессивное состояние. У вас иногда возникает чувство грусти или пустоты.

В таком случае это выглядит так, словно отвечает другая часть собственной личности — это снимает внутренние конфликты, например, вечное противостояние того, что «нужно» и того, что «хочется». Если разобраться в этих двух аспектах, строить цели и нащупывать дорогу дальше станет проще. Цель этого упражнения — помочь человеку исследовать свои мысли, эмоции и отношения через визуализацию и диалог. Важно, чтобы не было сплошного потока обвинения: катарсис не наступит, если просто накричать на воображаемого друга. После бурного проявления эмоций всегда нужно задумываться, откуда они взялись. Присутствующий рядом терапевт как раз нужен для того, чтобы подтолкнуть в сторону этого размышления и поиска источника внутреннего конфликта, связанного с проецируемым человеком или ситуацией.

Сложности в использовании техники Возникают сильные эмоции — и это нормально. Но для непривычных к такой встряске людей сложно перестроиться и открыться самому себе. При активном процессе взаимодействия с источником обиды могут возникать гнев, боль, грусть и другие сильные эмоции. Высокий уровень эмоционального дискомфорта под силу преодолеть не всем, особенно в одиночку. Смотрите курс-саммари « Гештальт-психология », чтобы узнать о действенных техниках работы с психологическими проблемами. А по промокоду BLOG15 вы сможете получить бесплатный доступ ко всем курсам на 15 дней — он действует до 25 июля при регистрации нового пользователя в приложении и на сайте.

Происходит столкновение с сопротивлением и защитными механизмами.

Так появилась техника пустой стул. Основатель гештальт-терапии Фриц Перлз активно использовал пустой стул в гештальт терапии на своих сеансах. Он считал, что это отличный способ вывести клиента из зоны комфорта, разбудить скрытые эмоциональные пласты. Беседа с воображаемым собеседником запускает мощные внутренние процессы, которые могут стать прорывом на пути личностного роста. Фриц Перлз широко применял и другие нестандартные для того времени методы: крик, медитацию, даже использование психоделиков.

Но среди них техника "пустого стула" выделялась особо. С ее помощью удавалось раскрывать глубинные внутренние конфликты, которые мешали клиенту полноценно жить. Яркий пример - история пожилой женщины, которая в детстве подверглась насилию от отчима, но загнала эти воспоминания на подсознательный уровень. Беседа с "пустым стулом", изображающим этого человека, позволила вытащить травму наружу. Женщина смогла выплеснуть гнев и отчаяние, после чего почувствовала глубокое облегчение и освобождение от прошлого. Как проходит работа с техникой Сеанс с использованием "пустого стула" может проходить как индивидуально, так и в группе.

Участникам предлагают сесть в круг, один стул остается свободным. Ведущий задает вопрос, например: "Есть ли у вас незавершенные отношения, о которых вы сожалеете? Тот, кто готов поделиться, садится напротив пустого стула и начинает воображаемый диалог с выбранным им человеком. По ходу разговора участник может менять позиции - пересаживаться со своего стула на пустой и от лица собеседника отвечать себе. Это позволяет глубже понять его точку зрения. Остальные наблюдают молча, не вмешиваясь.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий