На вечере у губернатора Чичиков знакомится с помещиками Маниловым и Собакевичем, причем оба зовут его нанести визит к ним в поместья. это, можно сказать, первая стадия омертвления человеческой души. На вечеринке Чичиков познакомился с помещиками Маниловым и Собакевичем, которые оба звали его в гости. Выезжая из города с целью нанесения визита помещикам, Чичиков не мог даже предполагать, что ему придется посетить Плюшкина и Коробочку.
Мертвые души краткое содержание
Манилов предпочитал мечтать, а не заниматься практической деятельностью. В хозяйственные дела он не вникал, предоставляя крепостным полную свободу воровать и бездельничать. С самого порога между хозяином и гостем начинается «соревнование» в любезности. Ни тот, ни другой не хотят первым пройти в дверь. Наконец, они протискиваются одновременно. Манилов представляет Чичикову свою супругу. Затем они начинают обсуждать городских чиновников, отзываясь о каждом с большим уважением. Хозяин говорит, что большую часть времени проводит в имении и лишь иногда выбирается в город для общения с образованными людьми.
Вновь начинается обмен любезностями, но его прерывает слуга, который приглашает господ к столу. За обедом Манилов представляет Чичикову своих сыновей: Фемистоклюса и Алкида. После обеда Павел Иванович просит Манилова поговорить наедине. Хозяин проводит его в свой кабинет. Чичиков интересуется количеством крестьян, которые умерли у Манилова, но еще не были занесены в документы «ревизские сказки». Манилов зовет приказчика. Гость просит его подготовить список таких «мертвых душ».
Когда приказчик уходит, Чичиков смущенно признается, что хочет купить умерших крестьян. Манилов некоторое время не может поверить тому, что услышал. Он несколько раз переспрашивает Чичикова, думая, что гость пошутил или выразился непонятно «для красоты слога». Павел Иванович подтверждает, что хотел бы купить именно «мертвые души», которые в ревизии еще значатся в качестве живых. Ему не терпится составить купчую. Не без колебаний Манилов все же соглашается, чем доставляет Чичикову огромное удовольствие. Приятели договариваются, что через два дня Манилов приедет в город для оформления купчей.
Чичиков торопится с отъездом. Хозяин сердечно провожает гостя и лично объясняет Селифану, как добраться до Собакевича. Глава третья В дороге Чичиков погружается в приятные размышления. Селифан, хлебнувший у Манилова водки, вступает в беседу с лошадями. Оба не обращают никакого внимания на дорогу. В конце концов кучер совершенно забывает, где нужно было повернуть к имению Собакевича. Начинается затяжной дождь.
Постепенно дорога превращается в непроходимую грязь. Дело близится к ночи; быстро сгущается темнота. Пьяный Селифан совершенно теряет дорогу и едет по полю. Пытаясь выбраться, он резко поворачивает лошадей и опрокидывает бричку. Павел Иванович падает в грязь. Он начинает ругать кучера и обещает высечь его. К счастью, издалека доносится собачий лай.
Чичиков забирается в бричку и приказывает Селифану ехать на эти звуки. Промокшие путешественники добираются до деревни. На стук выходит старуха, у которой Чичиков просится обсушиться и переночевать. Бричка въезжает на двор. Павла Ивановича проводят в дом, где он знакомится с хозяйкой — пожилой помещицей. Она приказывает приготовить для гостя постель. На вопросы Чичикова хозяйка отвечает, что до города около шестидесяти верст; о Манилове и Собакевиче она ничего не знает; по соседству живут лишь мелкие помещики.
Павел Иванович понимает, что пьяный Селифан завез его черт знает куда. Чичиков отдает мокрую одежду крепостной служанке, ложится на кровать и мгновенно засыпает. Просыпается он довольно-таки поздно. Рядом с постелью лежит уже вычищенный и просушенный костюм. Павел Иванович одевается и через окно осматривает владения помещицы. Он отмечает обширность хозяйства и зажиточность крестьян. Чичиков проходит в другую комнату, где хозяйка приглашает его на чай.
Она представляется Настасьей Петровной Коробочкой. Старуха считает, что ее гость разъезжает по деревням и скупает разные товары. Павел Иванович заявляет, что действительно хочет кое-что купить. Он предлагает Коробочке продать ему «мертвые души». Глуповатая старуха видит, что сделка будет для нее выгодна, но боится какого-нибудь обмана. Чичиков очень долго ее уговаривает, приводит разные доводы и совершенно выходит из себя от злости. Наконец, Павел Иванович догадывается, как «уломать» Коробочку.
Он как бы невзначай упоминает, что хотел бы в будущем приобрести у нее и другие товары. Узнав об этом, старуха сразу же соглашается продать «мертвые души» за пятнадцать рублей. Коробочка по памяти диктует Чичикову список умерших мужиков. После завтрака гость приказывает закладывать бричку. Он обещает непременно приехать еще раз и купить сало, пеньку, перья и т. Хозяйка приказывает крепостной девочке показать кучеру дорогу. С ее помощью Селифан выезжает к трактиру.
Глава четвертая Чичиков решает остановиться в трактире, чтобы дать отдых лошадям и пообедать. Он заказывает поросенка и, ожидая обеда, подробно расспрашивает хозяйку об окрестных помещиках. Когда Павел Иванович уже заканчивает обедать, в трактир заходят два человека. В одном из них он узнает помещика Ноздрева. Ноздрев представляет Чичикову своего зятя — Мижуева. Он восторженно рассказывает, что возвращается с ярмарки, где отчаянно погулял и проиграл в карты все деньги. Ноздрев не дает Чичикову вымолвить ни слова и зовет его заехать в гости.
Павел Иванович поначалу вежливо отказывается, заявив, что едет по делу к Собакевичу. Услышав эту фамилию, Ноздрев весело хохочет. Он отговаривает Чичикова ехать к этому «жидомору». Ноздрев говорит не умолкая. Он рассказывает про свои пьянки, карточную игру, ухаживания за женщинами. Ноздрев приказывает принести из коляски щенка, чтобы его мог оценить Чичиков. Павел Иванович не может противостоять такому энергичному напору и соглашается заехать к Ноздреву в гости.
К тому же имение Собакевича находится от него неподалеку. Зять тоже уступает Ноздреву и едет к нему, хотя сперва хотел возвратиться домой. В свои тридцать пять лет Ноздрев оставался отчаянным кутилой. Он постоянно разъезжал по ярмаркам, балам и разным вечеринкам. Ноздрев много пил, играл в карты, бился об заклад и отчаянно врал. За нечестную игру его часто били. Нередко Ноздрев проигрывался в пух и прах.
Приехав домой, Ноздрев тут же ведет гостей осматривать свое хозяйство: конюшню, псарню, пруд, водяную мельницу. Все это порядком надоедает уставшему Чичикову. После «экскурсии» все садятся за стол. Блюда приготовлены очень плохо. Ноздрев не устает подливать гостям разного вина крайне сомнительного качества. Опьяневший Мижуев отпрашивается у хозяина и отправляется домой. Когда он уезжает, Чичиков обращается к Ноздреву с просьбой продать «мертвые души».
Павел Иванович слишком поздно понимает, что совершил ошибку. Ноздрев не согласен на простую продажу. Он предлагает Чичикову купить у него лошадей, собак, шарманку; совершить какой-то глупый обмен; разыграть «мертвые души» в карты. Павел Иванович отказывается от сомнительных сделок и ложится спать. На следующее утро Чичиков соглашается сыграть с Ноздревым в шашки.
Беседка с надписью «Храм уединенного размышления», книга с закладкой на 14 странице, два года лежащая в кабинете, у изб деревни Манилова ни одного деревца. Имена детей Манилова — Фемистоклюс и Алкид — высмеивают его претензии и полуобразованность греческое имя Фемистокл получает латинское окончание «юс» Значение образа «Маниловщина»— склонность к созданию химер, псевдофилософствованию — общечеловеческое явление. Интересы сосредоточены на хозяйстве Детали обстановки Мелочность, ограниченность интересов Коробочки подчеркивается птичье-животными образами: соседи — Бобров, Свиньин; у Чичикова, выпавшего из брички, спина и бок в грязи, «как у борова»; чучело в чепце хозяйки — пародийный двойник Коробочки. Вещи в доме отражают ее наивное представление о красоте и круг ее развлечений штопанье, гадание, стряпня Значение образа В образе Коробочки Гоголь изображает общечеловеческое явление — «дубинноголовость», упрямство, закостенелость в своей ограниченности.
Как зарубил что себе в голову, то уж ничем его не пересилишь». Но здоровые и полные щеки его так хорошо были сотворены и вмещали в себе столько растительной силы, что бакенбарды скоро вырастали вновь, еще даже лучше прежних» Детали обстановки Вещи Ноздрева отражают характер их владельца: хаотичность, беспорядочность, страсть к преувеличениям. Конюшня, где большинство стойл пустует, пруд, где раньше водилась рыба небывалой величины, поле, где Ноздрев ловил зайца-русака за задние лапы. Кабинет Ноздрева: сабли, ружья, турецкие кинжалы, на одном из которых вырезана надпись «мастер Савелий Сибиряков» алогизм, подчеркивающий абсурдность вранья. Дудка в шарманке, никак не хотевшая смолкать, отражает его натуру. Даже блохи в доме Ноздрева особенно агрессивные Значение образа Подобно Ноздреву, поступает человек и «с благородной наружностью, со звездой на груди». Ноздрев первым выдает тайну Чичикова о «мертвых душах», подтверждает, что Чичиков шпион и что он сам помогал Чичикову организовать похищение губернаторской дочки Собакевич В имени Собакевича последовательно продолжается зоологическое уподобление Характеристика Помещик-кулак, отличается грубостью и прямолинейностью, за глаза плохо отзывается обо всех, дает злые характеристики городским чиновникам. Неприветливый, неуклюжий Портрет Походит «на средней величины медведя».
Время загрузки данной страницы 0.
Ноздрёв настаивает, Чичиков соглашается на шашки. Но во время игры шашки как будто двигались самостоятельно. Спор почти перешел в драку. Гость побледнел как полотно, увидев замахнувшегося Ноздрёва. Неизвестно, чем бы закончилось посещение имения, если в дом не зашел незнакомец. Это был капитан-исправник, который сообщил Ноздрёву о суде. Он нанес помещику телесные повреждения розгами.
Чичиков уже не дождался завершения беседы, он выскользнул из помещения, прыгнул в бричку и велел Селифану мчаться во весь дух подальше от этого дома. Мертвых душ купить не удалось. Глава 5 Герой очень испугался, бросился в бричку и мчался быстро из деревни Ноздрёва. Сердце билось так, что ничто его не успокаивало. Чичиков боялся представить, что могло бы произойти, если бы не появился исправник. Селифан возмущался, что конь остался некормленым. Мысли всех были прекращены столкновением с шестеркой коней.
Чужой кучер бранился, Селифан пытался защититься. Произошла сумятица. Кони то раздвигались, то сбивались в кучу. Пока все это происходило, Чичиков рассматривал незнакомую блондинку. Хорошенькая молодая девушка привлекла его внимание. Он даже не заметил, как брички расцепились и разъехались в разные стороны. Красавица растаяла как видение.
Павел стал мечтать о девушке, особенно если у него большое приданое. Впереди показалась деревня. Герой с интересом рассматривает селение. Дома крепкие, но порядок их построения был неуклюжим. Хозяин — Собакевич. Внешне похож на медведя. Одежда делал сходство еще более точным: коричневый фрак, длинные рукава, неуклюжая походка.
Барин постоянно наступал на ноги. Хозяин пригласил гостя в дом. Оформление было интересным: картины с полководцами Греции во весь рост, греческая героиня с крепкими толстыми ногами. Хозяйка была высокой женщиной, напоминающей пальму. Все убранство комнаты, мебель говорили о хозяине, о сходстве с ним. Разговор сначала не задался. Все, кого пытался похвалить Чичиков, вызвали критику у Собакевича.
Гость попытался похвалить стол у городских чиновников, но и здесь хозяин его прервал. Вся еда была плохой. Собакевич ел с аппетитом, о котором можно только мечтать. Он сказал, что есть помещик Плюшкин , у которого люди мрут, как мухи. Ели очень долго, Чичиков почувствовал, что прибавил целый пуд в весе после обеда. Чичиков начал говорить о своем деле. Мертвые души он назвал несуществующими.
Собакевич же на удивление гостя спокойно назвал вещи своими именами. Он предложил их продать еще до того, как об этом произнес Чичиков. Затем началась торговля. Причем Собакевич поднимал цену за то, что его мужики были крепкими здоровыми крестьянами, не как у других. Он описывал каждого умершего. Чичиков изумился, просил вернуться к теме сделки. Но Собакевич стоял на своем: его мертвые дорогие.
Торговались долго, сошлись на цене Чичикова. Собакевич приготовил записку с перечнем проданных крестьян. В ней подробно указывалось ремесло, возраст, семейное положение, на полях дополнительные отметки о поведении и отношении к пьянству. За бумагу хозяин просил задаток. Строчки передачи денег взамен на опись крестьян вызывает улыбку. Обмен прошел с недоверием. Чичиков попросил оставить сделку между ними, не разглашать сведений о ней.
Чичиков выезжает из имения. Он хочет направиться к Плюшкину, у которого мужики умирают как мухи, но не хочет, чтобы об этом знал Собакевич. А тот стоит в дверях дома, чтобы увидеть, куда повернет гость. Глава 6 Чичиков, размышляя о прозвищах, которые дали мужики Плюшкину, подъезжает к его деревне. Большое село встретило гостя бревенчатой мостовой. Бревна поднимались как клавиши фортепиано. Редкий ездок мог проехать без шишки ли синяка.
Все строения были ветхими и старыми. Чичиков рассматривает село с признаками нищеты: прохудившиеся дома, застарелые скирды хлеба, ребра крыш, заткнутые тряпьем окна. Дом хозяина выглядел еще более странным: длинный замок напоминал инвалида. Окна кроме двух были закрыты или заставлены. Открытые окна не выглядели привычно. Исправлял странный вид сад, расположившийся позади господского замка. Чичиков подъехал к дому и заметил фигуру, у которой было сложно определить пол.
Павел Иванович решил, что это ключница. Он поинтересовался, дома ли барин. Ответ был отрицательный. Ключница предложила зайти в дом. В доме было также жутко, как и снаружи. Это была свалка мебели, куч бумажек, ломаные предметы, тряпки. Чичиков увидел зубочистку, которая пожелтела так, как будто пролежала здесь не один век.
На стенах висели картины, с потолка свисала люстра в мешке. Было похоже на большой кокон из пыли с червяком внутри. В углу комнаты лежала куча, понять, что было в ней собрано, вряд ли бы удалось. Чичиков понял, что ошибался в определении пола человека. Вернее это был ключник. У мужчины была странная борода, как скребница из железной проволоки. Гость, долго прождав в молчании, решил спросить, где барин.
Ключник ответил, что это он. Чичиков опешил. Внешность Плюшкина его поразила, одежда изумила. Он был похож на нищего, стоявшего у дверей церкви. С помещиком не было ничего общего. Плюшкин имел больше тысячи душ, полные кладовые и амбары зерна, муки. В доме множество изделий из дерева, посуды.
Всего, что было накоплено Плюшкиным, хватило бы не на одну деревню. Но помещик выходил на улицу и тащил в дом все, что находил: старую подошву, тряпку, гвоздь, битый кусок посуды. Найденные предметы складывал в кучу, которая располагалась в комнате. Он прибирал к рукам то, что оставляли бабы. Правда, если его в этом уличили, не спорил, возвращал. Он был просто бережливым, а стал скупым. Характер менялся, сначала проклял дочь, сбежавшую с военным, затем сына, проигравшегося в картах.
Доход пополнялся, но расходы Плюшкин все время сокращал, лишая даже себя мелких радостей. Помещика проведывала дочь, но он подержал внуков на коленях, а денег дал. На Руси таких помещиков немного. Большинство больше желают жить красиво и широко, а съеживаться, как Плюшкин, могут единицы. Чичиков долго не мог начать разговор, в голове не находились слова, объясняющие его визит. В конце концов, Чичиков заговорил об экономии, которую он хотел посмотреть лично. Плюшкин не угощает Павла Ивановича, объясняя, что у него прескверная кухня.
Начинается разговор о душах. У Плюшкина больше сотни мертвых душ. Люди умирают с голоду, от болезней, некоторые просто сбегают подальше. К удивлению скупого хозяина Чичиков предлагает сделку. Плюшкин неописуемо рад, он считает гостя глупым волочилой за актрисами. Сделку оформили быстро.
Несколько предположений о том, почему Чичиков посещает помещиков в такой последовательности
На этой странице находится ответ для кроссворда или сканворда с заданием «Первый помещик, которого навестил Чичиков в "Мертвых душах"». В имении Собакевича Чичиков долго уговаривает помещика продать ему мёртвые души, и тот соглашается. Если Манилов — первый помещик, которого посещает Чичиков, при всей никчемности заботится о том, чтобы выглядеть культурным и образованным, то кругозор Коробочки сведен к мелким практическим интересам. Чичиков встречался с помещиками в определённом порядке. Первым, кого он посетил, был Манилов.
Мертвые души краткое содержание
ответ: МАНИЛОВ. Глава III Чичиков направился к Собакевичу, однако их бричка сбилась с пути по причине непогоды. Последовательность посещения Чичиковым помещиков – визит к Манилову. В первой главе повествуется о том, как в гостиницу некоего города NN на своей бричке въехал Павел Иванович Чичиков. На нашем сайте можно прочесть и полный текст этой в Гоголь «Мертвые души», глава 2 – кратко Через несколько дней Чичиков перенёс свои визиты за город и первым делом наведался в поместье Манилова.
Мертвые души краткое содержание
Но затем окончательно утвердился в мысли, что «Мертвые души» — это поэма. В ней прослеживается сильное авторское начало, которое раскрывается в многочисленных лирических отступлениях. Авторское «я» — яркий признак лирического произведения. С мнением Гоголя согласились и известные литературные критики. Поэма Н. Гоголя» назвал творение «поэмой не в стихах». Титульная страница первого издания «Мертвых душ» Н. Гоголя: Wikipedia Тема и идея произведения Тема — жизнь и нравы помещиков России в 1830-х годах. Идея заложена в символическом названии поэмы — показать порочность той жизни, вытащить на поверхность проблемы общества.
Мертвые души — это не только умершие крестьяне, которых скупал Чичиков. Автор считал всех своих персонажей духовно мертвыми. Зачем Чичиков скупал мертвые души? Чтобы обогатиться. Перепись крестьян проводилась раз в несколько лет. Чичиков решил провернуть аферу и заложить умерших крестьян в Опекунский совет как имущество. Он рассчитывал получить за каждого 200 рублей. Поместья у него не было, а крестьян невозможно было передавать без земли.
Чтобы обойти этот закон, Чичиков придумал небылицу о переселении мертвых душ в Херсонскую губернию — ее государство отдавало под бесплатное заселение. В произведении Гоголь создал галерею человеческих пороков. К кому бы из помещиков не обратился Чичиков с предложением о покупке мертвых душ, почти все откликнулись и даже торговались, боясь продешевить. Главные герои Всех героев Гоголь щедро наделил отрицательными чертами. Это образ мертвых душ России того времени: Павел Иванович Чичиков — галантный, общительный и воспитанный человек среднего возраста, коллежский советник в отставке. Зарабатывает на жизнь аферами, пользуясь умением нравиться другим, входить в доверие, подхалимствовать и обманывать. Ноздрев — красавец 35 лет. Лгун, сплетник, кутила, безалаберный по отношению к своим детям, поместью, окружающим.
Не умеет строить нормальные отношения, распускает руки. Манилов — отставной офицер, бесхарактерный, добрый и приятный до приторности человек. Он живет в своем придуманном мире и не думает о будущем. Его наивность и безделье привели поместье к разрухе.
Глава IV В трактире Чичиков пообедал, лошади отдохнули. Собрались ехать дальше в поисках имения Собакевича. Кстати окрестные помещики шепнули ему, что старуха прекрасно знает и Манилова, и Собакевича. Тут к трактиру подкатили двое. В одном из них Чичиков узнал Ноздрева, разбитного помещика, с которым еще недавно познакомился. Тот сразу бросился его обнимать, познакомил со своим зятем и пригласил к себе.
Оказалось, что он ехал с ярмарки, где не только проигрался в пух и прах, а еще и выпил немереное количество шампанского. Но тут встретился зять. Он то его и забрал оттуда. Ноздрев был из той категории людей, которые наводят вокруг себя суету. Он легко знакомился с людьми, переходил на «ты», тут же садился пить с ними и играть в карты. В карты он играл нечестно, потому его часто тузили. Жена Ноздрева умерла, оставив двоих детишек, до которых кутиле и дела не было. Там, где бывал Ноздрев, не обходилось без приключений. То его забирали прилюдно жандармы, то небезосновательно выталкивали свои же друзья. И был он из породы тех, кто мог нагадить ближнему безо всякой на то причины.
Зять по велению Ноздрева тоже поехал с ними. Два часа осматривали деревню помещика, а затем направились в имение. За обедом хозяин все норовил споить гостя, но Чичикову удавалось выливать выпивку в чан с супом. Потом он настаивал на игре в карты, но и от этого гость отказался. Чичиков заговорил с ним о своем «деле», то есть выкупе душ умерших крестьян, из-за чего Ноздрев назвал его самым настоящим мошенником и приказал не кормить его лошадей. Чичиков уже жалел о своем приезде, но ничего не оставалось делать, как заночевать здесь. Поутру хозяин опять предлагал сыграть в карты, на сей раз на «души». Чичиков отказался, но согласился сыграть в шашки. Ноздрев, как всегда, плутовал, так что пришлось прервать игру. За то, что гость отказался доводить партию до конца, Ноздрев позвал своих парней и приказал бить его.
Но Чичикову повезло и на этот раз. К имению прикатила карета, из нее вышел некто в полувоенном сюртуке. Это был капитан-исправник, приехавший оповестить хозяина, что тот находится под судом за нанесение побоев помещику Максимову. Чичиков не стал дослушивать, а сел в свою бричку и приказал Селифану гнать отсюда. Глава V Чичиков всю дорогу оглядывался на деревню Ноздрева и побаивался. По пути они встретили коляску с двумя дамами: одна — пожилая, а другая — молодая и необычайно красивая. От глаз Чичикова это не скрылось, и всю дорогу он думал о молоденькой незнакомке. Однако эти мысли покинули его, как только он заприметил деревню Собакевича. Деревня была довольно большой, но немного несуразной, как и сам хозяин. Посередине возвышался огромный дом с мезонином в стиле военных поселений.
Собакевич его принял, как полагается, провел в гостиную, украшенную портретами полководцев. Когда Чичиков попробовал по обыкновению польстить и завести приятный разговор, оказалось, что Собакевич терпеть не может всех этих председателей, полицмейстеров, губернаторов и прочих мошенников. Он их считает дураками и христопродавцами. Из всех ему нравился больше всего прокурор, да и тот по его словам был свиньей. Жена Собакевича пригласила к столу. Стол был накрыт изобильно. Как оказалось, хозяин любил поесть от души, что его отличало от соседского помещика Плюшкина. Когда Чичиков поинтересовался, кто такой этот Плюшкин и где живет, Собакевич рекомендовал не знаться с ним. Ведь он имеет восемьсот душ, а ест похуже пастуха. Да и люди у него мрут, как мухи.
Чичиков заговорил с хозяином о «мертвых душах». Долго торговались, но к консенсусу пришли. Решили завтра же в городе решить дела с купчей, но оставить сделку в секрете. К Плюшкину Чичиков отправился обходными путями, чтобы Собакевич не видел. Глава VI Покачиваясь в своей бричке, он добрался до бревенчатой мостовой, за которой тянулись ветхие и полуразрушенные дома. Наконец, показался хозяйский дом, длинный и дряхлый замок, выглядящий словно инвалид. Видно было, что дом перенес не одну непогоду, штукатурка местами посыпалась, из всех окон открыто было только два, а остальные заколочены ставнями. И только старый сад позади дома, хоть как-то освежал эту картину. Вскоре кто-то показался. По очертаниям Чичиков подумал, что это ключница, так как на силуэте был женский капот и колпак, а также ключи за поясом.
В итоге оказалось, что это сам Плюшкин. Чичиков не мог понять, как помещик такой большой деревни в такое превратился. Он был ужасно стар, одет во все грязное и дряхлое. Если бы Чичиков встретил этого человека где-то на улице, то подумал бы, что он нищий. На самом деле Плюшкин был невероятно богат, и с возрастом превратился в жуткого скрягу. Когда они вошли домой, гость обомлел от окружающей его обстановки. Одним словом обстановка была ужасающая. У Плюшкина было в распоряжении чуть ли не тысяча душ, а он ходил по деревне, подбирал всякую дребедень и тащил домой. А ведь когда-то он был просто экономным хозяином. Супруга помещика умерла.
Старшая дочь выскочила замуж за кавалериста и уехала. С тех пор Плюшкин ее проклял. Он сам стал заниматься хозяйством. Сын ушел в армию, а младшая дочь умерла.
Здесь использован целый ряд фразеологизмов, как бы нанизанных друг на друга, которые все вместе позволяют нам сделать вывод о том, насколько в действительности пуст внутренний мир Манилова, лишенного, как говорит автор, какого-то внутреннего «задора».
Гоголь — великолепный мастер слова, для него важен каждый смысловой оттенок, подбираемый для создания образа. Так, слово «задор», характеризующее Манилова, появилось не сразу. В черновых рукописях есть другие варианты: «страсть», «конек» и т. Но именно слово «задор» оказалось наиболее точным, поскольку в данном ряду оно выражает не возвышенное стремление, а просто «задирающий предмет». Очень важна для понимания образа помещика также и портретная характеристика.
Вспомним: «Глаза, как небо, голубые, улыбка, локоны льняные…» Это портрет пушкинской Ольги из «Евгения Онегина», девушки милой, но совершенно заурядной, человека-пустышки. Именно таковым и является Манилов. Манилов поначалу кажется приятнейшим человеком: любезным, гостеприимным и в меру бескорыстным. Но автор не зря замечает, что в «приятность» Манилова «чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства». Такая слащавость проскальзывает и в его семейных отношениях.
После восьми лет супружества они с женой все еще приносили друг другу «кусочек яблочка, или конфетку, или орешек» и говорили: «Разинь, душенька, свой ротик, я тебе положу этот кусочек». Вообще еда в гоголевской характеристике помещиков — одно из важнейших средств, недаром Чичикова угощают у каждого из них. Стол Манилова не блещет разнообразием и изобилием блюд, но подается угощенье как что-то особенное: «Щи, но от чистого сердца». Точно так же «подаются» и собственные дети: их у Манилова двое и оба они вполне заурядны. Но их отец постоянно восхищается их довольно скудными талантами, а имена «отчасти греческие» — Фемистоклюс и Алкид — явно выдают претензию отца и его постоянное стремление «работать на зрителя».
Это же проявляется и во всем остальном. Фактически, приятное обхождение Манилова с людьми — единственное занятие этого помещика, как в «материальном», так и в «духовном» смысле, вот почему впечатление, которое он производит на читателя, постепенно меняется. Он очень обходителен и вежлив, но оказывается, что это качество, которое должно облегчать и делать приятным общение людей, у Манилова перерастает в свою противоположность. Чего только стоит сцена, когда Чичиков несколько минут вынужден стоять перед дверями в гостиную, поскольку хозяин стремится перещеголять его в вежливом обхождении, пропуская вперед, а в результате они оба «вошли в дверь боком и несколько притиснули друг друга». Так в частном случае реализуется авторское замечание о том, что в первую минуту о Манилове можно только сказать: «Какой приятный и добрый человек!
У этих героев как бы нет прошлого, которое хоть чем-нибудь отличалось бы от их настоящего и что-то в нём объясняло. Характер Плюшкина намного сложнее характеров других помещиков, представленных в Мёртвых душах. Черты маниакальной скупости сочетаются в Плюшкине с болезненной подозрительностью и недоверием к людям.
Сберегающий старую подошву, глиняный черепок, […] Визит Чичикова к помещице Коробочке В поэме Гоголя «Мертвые души» очень верно подмечены и описаны образ жизни и нравы помещиков крепостников. Рисуя образы помещиков: Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина, автор воссоздал обобщенную картину жизни крепостной России, где царил произвол, хозяйство находилось в упадке, а личность претерпевала нравственную деградацию. XIX столетия, когда в России после подавления восстания декабристов царила реакция, все инакомыслящие преследовались, лучшие люди подвергались гонениям.
Описывая современную ему действительность, Н. Гоголь создает гениальную по глубине отражения жизни поэму «Мертвые души». Основа «Мертвых душ» в том, что книга является отражением не отдельных черт действительности и характеров, а действительности России в целом.
Сам […] Образ Чичикова в поэме «Мертвые души» Что такое образ литературного героя? Чичиков — герой великого, классического произведения, созданного гением, герой, воплотивший результат авторских наблюдений и размышлений над жизнью, людьми, их поступками. Образ, вобравший типические черты, и потому давно уже вышедший за рамки самого произведения.
Имя его стало нарицательным для людей — пронырливых карьеристов, подхалимов, стяжателей, внешне «преприятных», «порядочных и достойных». Более того, у иных читателей оценка Чичикова не столь однозначна. Сам царь с недоумением признавался, что не он, самодержец всероссийский, управляет своей империей, но им же поставленный столоначальник.
Губернский город […] Образ города в поэме «Мертвые души» сочинение Композиционно поэма «Мертвые души» состоит из трех внешне замкнутых, но внутренне взаимосвязанных кругов. Но среднее звено — жизнь города — само состоит как бы из сужающихся кругов, тяготеющих к центру; это графическое изображение губернской иерархии. Интересно, что в этой иерархической пирамиде губернатор, вышивающий по тюлю, выглядит как бы фигурой марионеточной.
Последовательность посещения Чичиковым помещиков
Ноздрев игрок, мот, гуляка, хвастун, пустой и легкомысленный человек. Если Манилов стремится всем угодить, то Ноздрев постоянно пакостит. Не со зла, правда, такова его натура. Настасья Петровна Коробочка — тип хозяйственной, но недалекой и консервативной помещицы, достаточно прижимистой. Круг ее интересов: кладовая, амбары и птичник.
Даже в ближайший город Коробочка выбиралась два раза в жизни. Во всем, что выходит за пределы ее каждодневных забот, помещица непроходимо тупа. Автор называет ее «дубинноголовой». Михаила Семеновича Собакевича писатель отождествляет с медведем: он неповоротливый и неуклюжий, но крепкий и сильный.
Помещика в первую очередь интересуют практичность и долговечность вещей, а не их красота. Собакевич, несмотря на грубую внешность, обладает острым умом и хитростью. Это злобный и опасный хищник, единственный из помещиков способный принять новый капиталистический уклад. Гоголь замечает, что приходит время таких жестоких деловых людей.
Образ Плюшкина не вписывается ни в какие рамки. Старик недоедает сам, морит голодом крестьян, а в его кладовых гниет множество продуктов, сундуки Плюшкина забиты дорогими вещами, которые приходят в негодность. Невероятная скупость лишает этого человека семьи. Чиновничество в «Мертвых душах» — насквозь продажная компания воров и жуликов.
В системе городской бюрократии писатель крупными мазками рисует образ «кувшинного рыла», готового мать родную продать за взятку. Не лучше недалекий полицмейстер и паникер-прокурор, который умер от страха из-за аферы Чичикова. Главный герой — проходимец, в котором угадываются некоторые черты других персонажей. Он любезен и склонен к позерству Манилов , мелочен Коробочка , жаден Плюшкин , предприимчив Собакевич , самовлюблен Ноздрев.
В среде чиновников Павел Иванович чувствует себя уверенно, поскольку прошел все университеты мошенничества и взяточничества. Но Чичиков умнее и образованнее тех, с кем имеет дело. Он — прекрасный психолог: приводит в восторг губернское общество, мастерски ведет торг с каждым помещиком. В название поэмы писатель вкладывал особый смысл.
Это не только умершие крестьяне, которых скупает Чичиков. Под «мертвыми душами» Гоголь понимает опустошенность и бездуховность своих персонажей. Нет ничего святого для стяжателя Чичикова. Обратите внимание Утратил всякое человеческое подобие Плюшкин.
Коробочка ради наживы не против и гробы выкапывать. У Ноздрева хорошо живется только собакам, собственные дети заброшены. Беспробудным сном спит душа Манилова. Нет ни капли порядочности и благородства у Собакевича.
Иначе выглядят помещики во втором томе. Тентетников — разочаровавшийся во всем философ. Он погружен в размышления и не занимается хозяйством, но умен и талантлив. Костанжогло и вовсе образцовый помещик.
Миллионер Муразов тоже вызывает симпатию. Он прощает Чичикова и заступается за него, помогает Хлобуеву. Но перерождения главного героя мы так и не увидели. Человек, пустивший в свою душу «золотого тельца», взяточник, казнокрад и мошенник вряд ли сможет стать другим.
Писатель не нашел в течение жизни ответ на главный вопрос: куда несется, как быстрая тройка, Русь? Но «Мертвые души» остаются отражением России 30-х годов XIX века и удивительной галереей сатирических образов, многие из которых стали нарицательными. Поэма открыла в ней целое направление, которое Белинский назвал «критическим реализмом». Анализ эпизода из первой главы поэмы Н.
Скачать сочинение В городе NN было два рода мужчин: толстые и тоненькие. Они занимали самые важные посты. С первых же страниц произведения Н. Гоголя мы ощущаем увлекательность сюжета, так как нельзя не предположить, что после встречи Чичикова с Маниловым будут встречи с Собакевичем и Ноздревым.
Читатель не может догадаться и о конце поэмы, потому что все ее персонажи выведены по принципу градации: один хуже другого. Однако в центр внимания Гоголь поставил образ Коробочки, так как она является своеобразным единым началом всех персонажей. В этом произведении мы можем увидеть два типа лирических отступлений: эпические, которые служат для раскрытия характеров и образов, и непосредственно лирические, отображающие переживания автора о судьбе России. Такое же приглашение Павел Иванович получает от Собакевича.
Он изображает социальную болезнь общества. Гоголь пользуется приемами социальной типизации. В изображении галереи помещиков он умело сочетает общее и индивидуальное.
Вершиной творчества писателя является поэма «Мертвые души» — одно из выдающихся произведений мировой литературы, по определению Белинского, «творение, выхваченное из тайника народной жизни». В поэме... Это мошенник большой руки. Он предчувствует нарождение нового строя — капитализма и уже готов к его условиям.
Образ Чичикова в поэме «Мертвые души» Среди героев гоголевской поэмы «Мертвые души» особое место занимает Чичиков. С точки зрения сюжета и композиции эта фигура в поэме центральная и до последней главы первого тома является для всех загадкой. Прошлое его неизвестно, неизвестны цели его пребывания в городе... Сочинение на тему: «Мертвые души. Сюжет, герои, проблематика» Н. Гоголь написал величайшее произведение — «Мертвые души». В нем он попытался показать все, что есть на Руси: нравы, быт обычаи.
Гоголь показал нам насколько может быть скупой и бедной человеческая душа. В первой главе автор показывает нам провинциальный... Сочинение на тему: «Образ П. Чичикова в поэме Н. Гоголя «Мертвые души» Николай Васильевич Гоголь — замечательный русский писатель. Его произведения отличаются от произведений других авторов. В гоголевских творениях можно увидеть особую манеру написания.
Многогранность и образность, загадочность и таинственность, зоркость и наблюдательность — все это мы видим в произведениях великого писателя... Характер и быт одного из помещиков По поэме Н. Гоголя «Мертвые души» В поэме Гоголя «Мертвые души» крупным планом нарисованы образы помещиков. Защитники крепостничества и самодержавия доказывали, что дворяне являются людьми высокого умственного склада, исключительного благородства, носителями высокой культуры, чести и гражданского долга — словом, опорой государства, «столпами общества». Гоголь беспощадно развенчивает... Манилов и Собакевич в поэме Н. Гоголя «Мертвые души» В городе NN было два рода мужчин: толстые и тоненькие.
Тоненькие больше вились около дам и занимали не очень важные места, по особенным поручениям, а толстые — «были почетные чиновники в городе». Они занимали самые важные посты. В лирических отступлениях... Как предыстория Чичикова помогает понять его характер? Гоголя «Мертвые души» Как предыстория Чичикова помогает понять его характер? Гоголя «Мертвые души» План I. Образ Чичикова.
Чичиков — герой «новой формации». Ключ к пониманию характера Чичикова — его прошлое. Сатирические образы представителей господствующих классов «помещичьей» России... Сатирическое изображение помещиков в поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» В поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» перед нами проходит целая галерея образов помещиков, на которых автор смотрит глазами крестьян. Поэт создает этих персонажей без всякой идеализации и вместе с тем с некоторой долей сочувствия.
Сатирически-гневно рассказывает... Сатирическое изображение помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Вершиной творчества Н.
Ни для Манилова, ни для современного читателя это объяснение ничего не дает. Пойдем по порядку и начнем с ревизии. Ревизия — это перепись крестьян, подлежащих налогообложению.
С 1724 г. До этой реформы налог взимался с одного двора — отдельного крестьянского хозяйства вне зависимости от численности семьи. Теперь же он уплачивался с каждой «души мужского пола». Для определения количества этих душ в конце 1718 г. Реестры крестьян сказки были присланы, но вскоре были вскрыты многочисленные случаи утайки людей от переписи: народ чуял, что не к добру ее проводят.
С 1722 г. В результате число ревизских душ увеличилось с 3,8 млн. И вот тут мы подходим к самому интересному и значимому для нашего расследования обстоятельству: ревизская душа могла быть вычеркнута из ревизской сказки только при следующей ревизии. В период между ревизиями она облагалась налогом вне зависимости от того, что произошло с самим человеком.
Этот помещик представляет собой последнюю, крайнюю стадию духовного падения человека. Впервые увидев Плюшкина, Павел Иванович Чичиков даже не сразу смог определить пол этого человека. Даже не жизнь, существование Плюшкина не имеет смысла. Некогда бережливый хозяин, семьянин превращается в «прореху на человечестве». Таким образов, порядок знакомства Чичикова с помещиками не случаен.
Образы и характеристики помещиков — героев поэмы Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души»
Манилов, являющийся первым помещиком, к которому наведывается Павел Иванович Чичиков, — это, можно сказать, первая стадия омертвления человеческой души. Первым Чичиков посещает помещика Манилова. В этой главе Чичиков совершает первый визит помещику «с сахарными глазами» — Манилову. Посещает Чичиков и бал у губернатора. м, последняя - в).
Чичиков у Плюшкина (анализ эпизода визита)
Гоголь «Мертвые души», | | Чичиков, посещая помещиков, впервые в Собакевиче встречает «кулака» под стать себе, поэтому Павлу Ивановичу так тяжело вести дело с Михаилом Семеновичем. |
В какой последовательности Чичиков посетил помещиков города NN? | Чичиков посещает помещиков по мере их деградации. Первым помещиком, у которого побывал главный герой поэмы Чичиков, был Манилов. |
Чичиков в гостях у Собакевича - пример анализа эпизода и сочинение | Но почему Чичиков посещает помещиков в такой последовательности, а не в какой-либо другой? |
Мертвые души. Краткое содержание по главам
Авторский замысел Известно, что произведение было задумано как трехтомник, композиционно напоминающий «Божественную комедию» Данте. В поэме великого итальянца герой путешествует по трем мирам: ад, чистилище и рай. В основе сюжета «Мертвых душ» тоже лежит путешествие. Чичиков ездит по помещичьим усадьбам с целью скупки умерших крестьян, которые до очередной переписи числятся живыми. В дальнейшем Гоголь хотел представить читателю положительные характеры, какие есть в России, и изобразить духовное возрождение Чичикова. Но в истории осталась лишь первая, широко известная, часть, которую мы могли бы, пожалуй, соотнести с Дантевским «адом». Преисподняя жизни Ни уездные чиновники, ни помещики, которых посетил Чичиков, ни сам Павел Иванович не радуют нас даже намеком на достоинство и нравственную чистоту. Гоголь со свойственной ему иронией и глубокой душевной болью о духовном увечье человека создал великое «полотно», на котором каждый мог бы увидеть воочию, как бывают искажены глупостью, алчностью, лживостью даже самые утонченные и благородные задатки. Писатель страстно верил в волшебную силу литературы, в ее способность привести к нравственному катарсису. Этой задаче подчинена композиция, вот почему Чичиков посещает помещиков в такой последовательности. Галерея мертвых душ Открывает ее Манилов, посвятивший свою жизнь пустым прожектам, утопичным мечтаниям и лени.
Следом за ним перед нашими взорами предстает «дубиноголовая» Коробочка, целиком поглощенная суетливыми хлопотами. Затем мы видим бесцеремонного Ноздрева, кутилу, вруна и пьяницу, героя скандалов.
Что же такое хотел провернуть Чичиков? Герои романа строили разные предположения.
Но на деле это был обход закона с целью обогатиться. Кого покупал Чичиков и зачем? Манилову Чичиков объяснил так: «Я полагаю приобресть мертвых, которые, впрочем, значились бы по ревизии как живые». Ни для Манилова, ни для современного читателя это объяснение ничего не дает.
Пойдем по порядку и начнем с ревизии. Ревизия — это перепись крестьян, подлежащих налогообложению. С 1724 г. До этой реформы налог взимался с одного двора — отдельного крестьянского хозяйства вне зависимости от численности семьи.
Теперь же он уплачивался с каждой «души мужского пола». Для определения количества этих душ в конце 1718 г.
Нет ни капли порядочности и благородства у Собакевича. Иначе выглядят помещики во втором томе. Тентетников — разочаровавшийся во всем философ. Он погружен в размышления и не занимается хозяйством, но умен и талантлив. Костанжогло и вовсе образцовый помещик. Миллионер Муразов тоже вызывает симпатию.
Он прощает Чичикова и заступается за него, помогает Хлобуеву. Но перерождения главного героя мы так и не увидели. Человек, пустивший в свою душу «золотого тельца», взяточник, казнокрад и мошенник вряд ли сможет стать другим. Писатель не нашел в течение жизни ответ на главный вопрос: куда несется, как быстрая тройка, Русь? Но «Мертвые души» остаются отражением России 30-х годов XIX века и удивительной галереей сатирических образов, многие из которых стали нарицательными. Поэма открыла в ней целое направление, которое Белинский назвал «критическим реализмом». Анализ эпизода из первой главы поэмы Н. Скачать сочинение В городе NN было два рода мужчин: толстые и тоненькие.
Они занимали самые важные посты. С первых же страниц произведения Н. Гоголя мы ощущаем увлекательность сюжета, так как нельзя не предположить, что после встречи Чичикова с Маниловым будут встречи с Собакевичем и Ноздревым. Читатель не может догадаться и о конце поэмы, потому что все ее персонажи выведены по принципу градации: один хуже другого. Однако в центр внимания Гоголь поставил образ Коробочки, так как она является своеобразным единым началом всех персонажей. В этом произведении мы можем увидеть два типа лирических отступлений: эпические, которые служат для раскрытия характеров и образов, и непосредственно лирические, отображающие переживания автора о судьбе России. Такое же приглашение Павел Иванович получает от Собакевича. Он изображает социальную болезнь общества.
Гоголь пользуется приемами социальной типизации. В изображении галереи помещиков он умело сочетает общее и индивидуальное. Практически все его персонажи статичны, они не развиваются кроме Плюшкина и Чичикова , запечатлены автором как результат. Этот прием подчеркивает еще раз, что все эти Маниловы, Коробочки, Собакевичи, Плюшкины и есть мертвые души. Для характеристики своих персонажей Гоголь использует и излюбленный прием — характеристику персонажа через деталь. Главная тема поэмы — это судьба России: ее прошлое, настоящее и будущее. В первом томе Гоголь раскрыл тему прошлого родины. Задуманные им второй и третий тома должны были повествовать о настоящем и будущем России.
Поэтому поездка Чичикова так и, осталась поездкой в неизвестность. Дай ответ! Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. Уникальное сочинение в единственном экземпляре. Гоголь мечтает о большом эпическом произведении, посвященном России, и поэтому радостно воспринимает «подсказку» Пушкина — сюжет о «мертвых душах». В октябре 1841 года Гоголь приезжает из заграницы в Россию с первым томом великой поэмы. По первому впечатлению «Мертвые души» — скорее роман. Система характеров, обрисованных достаточно подробно, — таков первый признак романа.
Что это? Ни роман, ни повесть. Нечто совершенно оригинальное». Это не роман в традиционной форме, не большая эпопея в гомеровском стиле нет крупных исторических событий , но все-таки эпопея, в смысле исключительной широты изображения нравов и типов: «хотя с одного боку», но «вся Русь». Главный сюжетный мотив поэмы звучит анекдотично: покупка мертвых душ. Но невероятное прочно соединено с реальным: читателю чаще всего и не приходит в голову мысль, что покупка мертвых душ невозможна. Проект Чичикова не так уж фантастичен сточки зрения помещичьей психологии. Совет Гоголь постоянно открывает в галерее помещиков черты, объединяющие их с главным персонажем.
Казалось бы, что общего между деловым Чичиковым и пародийно-праздным Маниловым? Однако автор находит психологический «мост» между внутренними мирами Чичикова и Манилова. Страсть к прожектерству — вот что роднит их. Манилов — равнодушный помещик. И ничего не известно Манилову о бедных крестьянах, и сколько их умерло — тоже «совсем неизвестно». Ноздрев — бесшабашная натура, игрок, кутила. Не удивительно, что Чичиков менее всего сомневается в успехе деловых переговоров именно с Ноздревым. Единство воссоздания мира характеров не разрушается и образом Плюшкина.
Величайший художественный тип, Плюшкин — олицетворение скряжничества и духовного распада. Только одно заботит «заплатанного» барина: как бы при совершении купчей крепости не понести убытки.
Ведь жизнь в его восприятии — полная, совершенная гармония. Манилов живет в иллюзорном мире, и сам процесс фантазирования доставляет ему истинное удовольствие. Отсюда и его любовь к красивой фразе и вообще к любому роду позирования. Он является сентиментальным фантазером, совершенно не способным при этом к действию. Недаром его фамилия стала нарицательным словом, выражающим соответствующее понятие — «маниловщина». Праздность и безделье вошли в плоть и кровь этого героя и стали неотъемлемой частью его натуры. Он лишен живой мысли, живого стремления, а та культура, которой он так гордится, — лишь фарс, за которым открывается пустота и бессодержательность.
Поэтому Манилов, как и все остальные помещики, может быть отнесен по гоголевской системе к «мертвым душам». Хотя сентиментально-идиллические представления о мире, мечты, в которые он погружен большую часть своего времени, с одной стороны, делают Манилова несколько привлекательнее других помещиков, которым вообще не свойственна мечтательность, с другой — приводят к тому, что хозяйство его идет «как-то само собой», без особого с его стороны участия, и постепенно разваливается. Кроме того, мечтательность и сентиментальность Манилова определяют его склонность к отвлеченным беседам и абсолютную неспособность говорить о практических вещах, с чем также связано его полное неумение и нежелание вести хозяйство. Подтверждением тому служит разговор с Чичиковым о мертвых душах: «Манилов совершенно растерялся. Он чувствовал, что ему нужно что-то сделать, предложить вопрос, а какой вопрос — черт его знает». В конце концов, он остается «в своем репертуаре»: «Не будет ли эта негоция не соответствующею гражданским постановлениям и дальнейшим видам России? Впрочем, надо сказать, что он вообще единственный из помещиков, который в разговоре с Чичиковым о «мертвых душах» вспоминает о законе и интересах страны. Правда, в его устах эти рассуждения принимают нелепый характер, тем более, что, услышав ответ Чичикова: «О! Но одно сравнение в этой явно комической сцене вызывает отнюдь не веселые размышления.
Гоголь сравнивает Манилов со слишком умным министром. И здесь авторская ирония вторгается в запретную сферу — высшие эшелоны власти. Это могло означать лишь то, что иной министр — олицетворение высшей государственной власти — не так уж и отличается от Манилова и что «маниловщина» — типичное свойство этого мира.