Икона Божией Матери «Иверская»: иконография, значение в православии, история происхождения, о чем просить, как правильно молиться и где расположить в доме. Иверская икона Божией Матери: история. Иверская икона Божией Матери почитается православными верующими как чудотворная. Оригинал иконы, на которой изображена Дева Мария с младенцем, находится в греческом мужском монастыре Иверон на Святой горе Афон. История Иверской иконы Богородицы. Иверская икона Богородицы одна из самых прославленных в мире икон.
Сегодня верующие отмечают праздник Иверской иконы Божьей Матери
Несколько раз икона «путешествовала» с места на место. Пречистая снова во сне явилась к отшельнику Гавриилу и велела, чтобы тот опять пошел в монастырь и сообщил всем, что эта икона была послана не для того, чтобы монахи охраняли ее, а наоборот — теперь сама Богородица, через свою икону, будет хранить Иверон и весь Ее второй удел — Афон. С тех времен эта икона получила название Портаитисса, что в переводе с греческого языка означает — Вратарница. Иверская обитель считается домом, где хранится эта икона. На территории монастыря возведен храм во имя Портаитиссы — покровительницы Афона. Икона освещается неугасимой лампадой, которая называется «Лампада Вратарницы». Иногда в часы богослужений, без всякого внешнего воздействия, лампада раскачивается, подобно маятнику, таким образом, предупреждая о близости таких больших бедствий, как землетрясения, эпидемии, нападение врагов. Жители Афона рассказывали, что перед наступлением на Кипр турок, лампада раскачивалась так сильно, что даже масло выливалось через край, но Защитница, через Свою икону, не допустила захвата Афона. В современное время, такие непонятные раскачивания лампады, начинались перед приходом американцев в Ирак, перед землетрясением в Спитаке, и перед другими явлениями.
Так Иверской иконе случалось информировать людей о грядущих событиях планетарного масштаба. Хранительница и Защитница Иверона, Иверская икона Божией Матери всегда являла братии свою помощь, когда случился голод, Она отправила в амбар настоятеля монастыря, где он нашел большое количество муки. Враги не нападали на Афон, возникавшие пожары гасли сами, а в закромах всегда были съестные запасы. В 422 году, по преданиям, дочь царя Феодосия хотела посетить монастырь, чтобы увидеть святыни, но по голосу Богоматери ей было запрещено это делать.
Это один из самых известных образов Богородицы. Внешне он схож со Смоленской, Тихвинской, Казанской и другими иконами, которые, по преданию, берут свое начало от сделанного евангелистом Лукой изображения Пречистой с Младенцем. Этот тип иконографии называется Одигидрия, что с греческого языка переводится как "Путеводительница".
Иверская, как и другие почитаемые иконы Богоматери, имеет свои историю и особенности. История Иверской иконы Божией Матери История иконы Иверская икона Божией Матери — одна из самых любимых в народе, но при этом одна из самых труднодоступных. Ее списки разошлись по всему миру, но сама древняя икона, чудесным образом оказавшись в афонской обители тысячу лет назад, никогда больше не покидала монашеский полуостров. Согласно преданию, в IX веке икона находилась у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никея. При императоре Феофиле иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, пришли в дом этой христианки. Когда один из воинов копьем ударил по образу Богородицы, из пораженного места потекла кровь, которая до сих пор видна на иконе — щеке Пресвятой Девы. Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам деньги и просила их до утра не трогать икону.
Когда они ушли, женщина вместе с сыном впоследствии афонским иноком для сохранения святой иконы опустила ее в море. Они пришли к берегу и нашли святой образ, который стоял на воде. После молебна о даровании монастырю святыни преподобный Гавриил Святогорец по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде, принял святую икону и поставил в храме. Однако на следующий день икона была обретена не в храме, а над воротами обители. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла во сне святому Гавриилу свою волю: она не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей. После этого образ был поставлен над монастырскими воротами. Поэтому святая икона называется еще Портаитиссой, то есть Вратарницей.
Первоначально икона находилась снаружи, в киоте непосредственно над входом, позднее был построен специальный небольшой храм внутри монастыря, слева от ворот, в котором она и пребывает сегодня. Правда, сейчас образ не поставлен над вратами, как было раньше, — для него построили специальный храм недалеко от ворот. Вот только поклониться Иверской иконе могут далеко не все: известно, что сюда не всегда пускают даже паломников. Списки Иверской иконы Божией Матери Так как увидеть и помолиться святому образу может не каждый, были сделаны специальные списки, которые также следует почитать.
При восходе солнца, когда первый луч скользнул вверх, в небеса, а оттуда уже спустился к иконе Богородицы, Варвар ещё раз узрел кровавое пятно на ланите Богородицы — и первый раз в жизни заплакал, уткнувшись лбом, веками и носом во влажный песок. Солёные слёзы мгновенно впитались в солёный морской песок. Когда он поднял голову, то увидел, как вдова с сыном входят в воду. Вот уже волны бьют их в пояс. Бурные, они делают их подводную походку нетвёрдой, мать с сыном покачиваются из стороны в сторону, оступаясь, словно боясь уронить образ в воду. Может быть, ноги им режут острые камни. Но тогда для чего они вошли в солёные зеленоватые водные холмы, которые один за другим набегают на две хрупкие фигуры, упруго толкают их в живот, пытаясь заставить сделать шаг назад. Иногда это удаётся, но вслед за тем люди опять медленно продвигаются на несколько осторожных шагов вперёд. Женщина перекрестилась и тихим уверенным голосом, глядя прямо в очи Богородице, произнесла: — Пресвятая Мати Дево, избави образ Твой святый от потопления воднаго! Лёгкий порыв ветра донёс до Варвара эти слова, и он невольно перекрестился вслед за женщиной. Мать и сын, такие одинокие на фоне огромного моря и необъятного неба, ещё раз возложив на себя крестное знамение, положили икону плашмя на очередную волну, слегка подтолкнули доску в сторону открытого моря и опустили бессильные тонкие руки — женские и юношеские. И тут не только Варвар, но и вдова с сыном попятились. Икона вдруг встала во весь свой рост, а море утихло. Такой водной глади они не видели больше никогда в жизни. Опустился сверху покой и безмолвие седьмого дня, когда Господь, сотворив Вселенную и человека, почил от трудов своих. Залив превратился в огромное живое овальное зеркало, в которое смотрелись лишь безоблачное небо и чудесный Лик богородичного образа. Икона, как парус невидимого подводного корабля, стремительно понеслась в Мраморное море. Смирило себя и непокорное Эгейское море, «белый шквал» утих, растворился в воде и воздухе, и кто-то невидимый поддерживал скользящую в неведомое для нас, но открытое для святого чудотворного образа будущее. Вдова благословила сына пойти на Афон и принять монашеский постриг. Сама же Анастасия вернулась в родную Никею и приняла мученическую кончину за сокрытие чудотворной иконы. Икона вдруг встала во весь рост, а море утихло. Такой водной глади они не видели больше никогда в жизни А Варвар? Он последовал за сыном вдовы и стал как бы его названым братом. И самозваным сыном Анастасии. Копьё с пятнышком крови он метнул в волны. Варвар долго смотрел на место падения привычного оружия, словно надеялся, что оно не утонет, а поплывёт в неведомые края вслед за иконой, которую оно ранило. Но тяжёлое копьё почти без брызг кануло на дно, и солёная вода растворила в себе святую кровь на его острие. Надо ли уточнять, что это была прославленная чудотворная Иверская икона Божией Матери, которая позже с раной на щеке приплыла на Афон и осталась там, получив имя Портаитиссы, Вратарницы знаменитого монастыря?.. Сподвижники и сопостники сына вдовы не раз, затаив дыхание, слушали его рассказ о том, как икона поднялась над морской гладью и унеслась в дальнюю даль, в сторону захода солнца. Много таинственных событий связано с чудотворными иконами. Вот и история Иверского образа Богородицы покрыта тайной. Унеслась святая икона и исчезла. Два века ничего не слыхал о ней православный народ. Где она скрывалась? У кого? Но вот однажды насельники Иверской обители на Афоне увидели в море напротив монастыря огненный столп, достигавший неба. Такой столп, наверное, видел избранный народ в своих скитаниях по пустыне. Чудесное явление повторялось несколько дней и ночей. И боялись приблизиться к удивительному столпу. Сошлись к тому месту монахи из соседних монастырей и калив, стояли на берегу, поражённые чудом, крестились с благоговением, не решаясь сесть в лодку и приблизиться к огненному чуду. Однажды ослабел свет, исходящий от столпа, и все увидели, что огненный столп уходит в небо от иконы Божией Матери. Тогда решились они взять лодку. Однако чем ближе подплывали они к сияющему образу, тем дальше в море отодвигалась икона и столп над ней. Вернулись монахи в монастырь, вошли в храм и вместе с настоятелем со слезами стали молиться Богу и Божией Матери, чтобы удостоиться им принять на руки удивительную святыню, чтобы поставить её в обители для почитания и молитвы. Однажды насельники Иверской обители на Афоне увидели в море огненный столп, достигавший неба Глубокой ночью старцу-грузину Гавриилу явилась во сне Пресвятая Богородица, осиянная небесным светом, и промолвила: «Скажи настоятелю и братии, что Я хочу даровать им Свою икону, Свой покров и помощь; потом войди в море, ступай с верой по волнам, и тогда все узнают Мою любовь и благоволение к вашей обители». Старец Гавриил был истым монахом: строгой жизни и вместе с тем по-детски кроткого, простого нрава. Вершины неприступных скал были его прибежищем летом, а зимой он сходил в обитель. Из одежды на нём оставалась только власяница, питался он лишь овощами и водой. В соответствии с церковными песнопениями братия называла его земным ангелом и небесным человеком. Старец поведал о своём сне настоятелю. И вот утром монахи с кадилами и свечами вышли на берег и совершили молебен. Гавриил с молитвой пошёл по воде, «яко по суху». Все мы помним, как засомневался апостол Пётр и начал тонуть. Страшна цена сомнения. Старец Гавриил призвал на помощь Бога и Матерь Божию и с верой, которая горами двигает, направился к святой иконе и принял её в руки. На берегу послышался дружный и радостный вздох облегчения: соизволила Владычица посетить монастырь. Так же, ступая по воде, вернулся Гавриил на берег. На берегу послышался дружный вздох облегчения: соизволила Владычица посетить монастырь Тут же на том месте поставили часовню и три дня и три ночи служили благодарственные молебны. Где хранить такую святыню? Конечно же, в алтаре, в святая святых соборного храма. Так и сделали. Ранним утром перед заутреней один из монахов по послушанию начал зажигать лампады в алтаре и обнаружил, что икона исчезла. Скоро её нашли над вратами обители. Не вразумились насельники и снова внесли икону в алтарь. Однако ещё дважды повторялся самовольный и чудесный переход образа Богородицы из храма на монастырские врата. И опять благодаря старцу Гавриилу, разрешилось недоумение. Явилась ему Богородица в светлом сиянии и повелела: «Объяви братии: не хочу быть охраняемой вами, но желаю Сама стать вашей Хранительницей. Доколе вы будете видеть Мою икону на вратах, до тех пор благодать Сына Моего к вам не оскудеет». В благодарность насельники грузинской обители воздвигли надвратный храм и поставили в нём икону. Как известно, она пребывает там и ныне.
Предание сообщает, что так повторилось несколько раз, поэтому икону оставили у ворот и назвали Вратарницей, или Привратницей, а от имени обители — Иверский монастырь — она получила наименование Иверская [3]. Первоначально икона находилась снаружи, в киоте непосредственно над входом, однако позднее была помещена в часовню, находящуюся у ворот монастыря, в которой она пребывает и сегодня [4]. В XVI веке икона была украшена чеканным серебряным окладом работы грузинских мастеров [5]. Оклад оставляет открытым только лики Богородицы и Богомладенца.
«Хочу Сама быть Хранительницей вашей». История Иверской иконы Божией Матери
После этого он поведал игумену и братии историю образа и свои злоключения, но ему не поверили, решив, что он хочет похитить драгоценную икону «Ты ходишь в нищетне образе, а сказываешь ся такова отца сын, да и икону сказываешь свою - неси ты добр человек. Мы того человека слыхали, а иныя от братья нашея и знали. Он бе от великих вельмож - того деля сказываешь себе отцем, нечто хочешь у нас икону сию украсть» , и выгнали его из мон-ря, «не поив, не кормив». Юноша в печали обратился с плачем к Богоматери, упрекая Ее в том, что Она не заступилась за него.
От усталости он заснул прямо на солнцепеке. Тогда чудотворная икона покинула храм и встала над ним на воздухе, защищая от солнечных лучей. Игумен и братия, пришедшие в собор на вечерню, обнаружили пропажу и решили, что икону похитил подозрительный паломник.
Выйдя за стены мон-ря, они увидели чудо, раскаялись в своих подозрениях и приняли юношу в обитель. Со временем он стал игуменом, а мон-рь, бывший до этого беднейшим на Св. Горе, разбогател Шмидт.
Происхождение И. В ряде списков, в т. Старший известный список сохранился в составе Сборника, переписанного в 1536 г.
Язык Сказания лишен выразительных южнославянизмов, текст производит впечатление рус. Боброва, что появление текста на Руси может быть связано с Герасимом Поповкой , а письменная фиксация - с Пахомием Логофетом Бобров. Сказание включено наряду с Повестью о Ватопедском мон-ре и «Воспоминанием отчасти Святыя горы Афонския...
Максима Грека перечень списков см. Максим Грек в России. Переводы и послания Максима Грека: Неизд.
Литературное наследие Максима Грека: Характеристика, атрибуции, библиография. Пересказ 1-й версии Сказания об И. Вероятно, не позднее сер.
Лукьянова; список сделан в 1769 в Угличе служителем ц. Эта версия, ограниченно распространенная даже в рус. Афон: История Афона.
Третья версия Сказания об И. Ее слав. В этом варианте, озаглавленном «О священней обители Иверской и честней иконе Портаитской», Сказанию предшествует история основания Иверского мон-ря.
Во всех вариантах этой версии Сказания происхождение И. Сюжет о ранении иконы и чудесном истечении крови Kretzenbacher. По словам Павла Алеппского , архидиакона Антиохийского патриарха Макария III , оставившего сочинение о путешествии иерарха в Россию, «Ея ланита поранена и кровь течет из нея, ибо, как рассказывают, магребиты, завладев Святой Горой, ударили по иконе ножом, и тотчас потекла из нея кровь» Павел Алеппский.
Кутаисский Тимофей Габашвили , посетивший Иверский мон-рь в 1755 г. Григорович-Барский в 1744 г. Это Сказание об И.
Богородицы сб. В 1685-1686 гг. Самуилом Бакачичем.
Перевод известен не менее чем в 39 южнослав. Начиная с 1808 г. Хотя сборник Агапия был переведен в кон.
Известна книга и в румын. Румынские легенды о Богородице. В 1658-1659 гг.
Валдайское издание «Рая мысленного» получило широкое распространение не только в России и среди православного населения Речи Посполитой, но и у юж. В 1665 г. Богородицей Афона, истории И.
Иоанникием Галятовским в качестве отдельной главы «Чуда Пресвятой Богородицы Иверской», разделенной на 17 «чудес», в книгу сказаний о чудесах Богоматери «Небо Новое с новыми звездами», изданную во Львове 2-е изд. Подробный пересказ версий «Рая мысленного» и «Спасения грешников» с добавлением ряда чудес от И. Дополнительно здесь помещены чудо о монахе-сребролюбце, избавленном от мук заступничеством Богоматери, и 2 случая, записанные отшельником иеродиак.
Лукой Никейским: о видении демона неким иверским иноком в 1701 г. В преданиях о чудотворном образе нашло отражение изменение состояния красочного слоя и олифы образование комков на иконе в области шеи Богоматери , отмечавшееся паломниками и путешественниками. В рассказе из «Солнца Пресветлого» при упоминании ранения образа сообщается характерная деталь: «В лице рана от иконоборцев, запеклась кровь грудой» ГИМ.
Григорович-Барский пишет: «Имат же еще святая она икона знамение или шрам язвы на вые» Григорович-Барский. По наблюдению архим. Антонина Капустина , сделанному в 1859 г.
Заметки поклонника Святой Горы. Это в свою очередь повлияло и на иконографию позднейших списков И. XIX в.
Небо Новое. Львов, 1665. Странствования Василия Григоровича-Барского по св.
Афонской горы, им самим описанное; То же: М. Сказания об афонских мон-рях в новгородской рукописи XVI в. Das verletzte Kultbild.
Очерки рус. Београд, 1997. Вршац, 2000; Бобров А.
Београд, 2005. Турилов Афонские списки И. Комплекс сведений привлекал внимание исследователей в прошлом Сергий Спасский.
XVI - нач. XVIII вв. В истории привоза 1-го списка И.
Московского Патриархата, с другой - возложением христ. Востоком на Россию надежд на освобождение от тур. Иверский мон-рь разд.
С процветающей Россией святогорские обители связывали и надежды на получение материальной помощи.
После этого болеющая сразу ощутила облегчение и смогла поднять переставшие болеть руки. Счастливые родители Светы очистили икону от пыли и повесили в красном углу дома. Но во сне девочке снова явилась Богородица и попросила, чтобы образ отнесли в ближайший храм.
Просьба была сразу же исполнена, так в церкви селения Мочище появилась чудотворная икона, до сих пор известная своей исцеляющей силой. Исцеление малолетних сыновей В сборнике "Явления и чудеса Пресвятой Богородицы" записана история о внезапной болезни двух малолетних мальчиков.
Почитание Иверской иконы быстро распространилось по всей Руси. В 1656 году стараниями Патриарха Никона с Афона был доставлен второй список Вратарницы — для Валдайского Иверского монастыря. В 1669 году в Москве у Воскресенских ворот Китай-города появилась Иверская часовня, куда по царскому повелению был помещен третий список Вратарницы, сделанный уже в Москве с афонского образа из Новодевичьего монастыря, но большего размера. Ныне он находится в Воскресенской церкви в Сокольниках. Первый список Иверской иконы, принесенный в Россию в 1648 году, пребывал в стенах Московского Новодевичьего монастыря на протяжении трех с половиной столетий. Лишь однажды, в 1913 году, по случаю празднования 300-летия Дома Романовых образ выносили для всеобщего поклонения в Митрополичьи палаты Чудова монастыря в Московском Кремле. После закрытия Новодевичьей обители Вратарница вместе с другими реликвиями и ценностями монастырской ризницы хранилась в фондах филиала Государственного Исторического музея.
В 2008-2010 годах икона несколько раз передавалась в храм для поклонения, но затем покинула обитель в связи с выводом филиала Исторического музея из монастыря. Икона будет находиться в Успенском соборе обители в связи с тем, что историческое место пребывания святыни — Смоленский собор — является летним храмом, богослужения в котором совершаются лишь несколько раз в году. В 1647 году архимандрит афонского Иверского монастыря Пахомий приехал в Москву собирать пожертвования и познакомился с наместником столичного Новоспасского монастыря Никоном, будущим патриархом, на которого произвел настолько большое впечатление рассказ о монастыре и о чудотворной иконе, что он попросил изготовить для него список Иверской иконы «мера в меру». На иконе сохранились греческие автографы: «Писал со тщанием Ямвлих Романов, в кельях Иверских живущий. Лета 7156 1648 », «Старанием и иждивением Пахомия, архимандрита Иверского». Иконописец старался создать изображение Матери Божией, полностью идентичное тому, что на Иверской иконе, однако дополнил свой список живописными изображениями ангелов и двенадцати апостолов на полях образа. С вечера до утра иноки творили вместе великое молебное пение, святили воду со святыми мощами и обливали ею Иверскую икону; затем, собрав воду в чашу, облили ею новую доску из кипариса. Снова собрав воду в чашу, служили Божественную Литургию, а потом отдали эту воду лучшему иконописцу. Он смешал святую воду с красками и, выдерживая строгий пост, начал писать икону.
В помощь ему, перед началом работы и до ее завершения 365 человек братии Иверона «дважды в неделю пели великий молебен от вечера до утра и ежедневно служили святую Литургию». Так появился новый Иверский образ, который ничем не отличался от подлинника. Перед началом работы и до ее завершения 365 человек братии Иверона «дважды в неделю пели великий молебен от вечера до утра и ежедневно служили святую Литургию». Икона отправлена была в Москву с иepoмонахом екклесиархом и великим подвижником Корнилием подвизавшимся в пустыне на той же горе, где подвизался и Гавриил, принявший Иверскую чудотворную икону с моря ; с Корнилием были посланы еще келарь инок Игнатий путешествовавший в Москву с Пахомием и в 1647 году и инок диакон Дамаскин. С этою иконою послано было описание чудес от нея.
Фото Horia Varlan Однако на следующий день икона была обретена не в храме, а над воротами обители. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла во сне святому Гавриилу Свою волю: Она не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей. После этого образ был поставлен над монастырскими воротами. Зарисовка грузинского путешественника и писателя Тимоти Габашвили Поэтому святая икона называется Портаитиссою, то есть Вратарницей. А от имени обители — Иверский монастырь — она получила наименование Иверская. Монастырь Ивирон на Афонском полустрове.
История Иверской иконы Пресвятой Богородицы
ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ | 25 февраля верующие чтят память одной из главных своих святынь – Иверской иконы Божией Матери с пронзенным ликом. |
ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ - Древо | После молебна о даровании монастырю явившейся святыни благочестивый инок Иверского монастыря, преподобный Гавриил Святогорец, по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде, принял святую икону и поставил в храме. |
Икона Иверской Божьей Матери | Так и у иконы Божией Матери Иверской в Москве сколько людей даже неверующих или поколебавшихся спасалось от гибельных решений, изменяло пути своей жизни, одними путями входило, другими исходило! |
Что за день Иверской иконы Божией Матери и чего категорически нельзя делать 6 мая
Как Божия Матерь действует в нашей жизни сегодня? Истории икон и истории людей в документальном проекте «Лики Богородицы». Смотрите новый выпуск проекта «Лики Богородицы».
Радуйся, благоутробие Сына Своего к нам преклонившая; радуйся, благодать Его неоскудно пребывати с нами возвещающая. Радуйся, святую икону залогом милости давшая; радуйся, дар чудодействия ей даровавшая.
Радуйся, прилог всякаго зла от обители отражающая; радуйся, всему благому вход отверзающая. Кондак 7 Хотящу иногда злочестивому Амире обитель Иверскую разорити и стадо иноков, тамо собранное разсеяти, скоро позна крепкое обители заступление от Богоматере, увидев корабли своя в пучине моря погрязшия и ратники изгибшия. И пришед со смирением, сребро и злато в обитель даяше, молитвы прося. Иноцы же, видевше сия, возопиша к Богу: Аллилуиа.
Икос 7 Новыя и безчисленныя чудеса показа Богомати, в обители оскудение вина, муки и елеа восполняющи, бесныя исцеляющи, хромым хождение дарующи, слепым прозрение и всяк недуг врачующи, да, видяще чудеса сия, воспевают Тебе: Радуйся, взбранная Воеводо, враги побеждающая; радуйся, скорая на помощь призывающим Тя. Радуйся, не презирающая моления нашего; радуйся, обещания Своего не отступающая. Радуйся, скорбь обители в радость претворяющая; радуйся, оскудение обители восполняющая. Радуйся, слепых прозрение; радуйся, хромых хождение.
Радуйся, всех немощных целительнице; радуйся, всех скорбных утешительнице. Радуйся, яко не престаеши промысляющи и спасающи нас; радуйся, яко от толиких бед избавляеши нас. Кондак 8 Странно покрываемую от иконы Богоматере обитель Иверскую слышав Патриарх Никон, вожделе и Российстей стране благодати Ея стяжати причастие; сего ради, создав обитель в честь славнаго образа, со тщанием испроси изображение чудотворнаго образа Богоматере, да, покровом Ея защищаеми, вопиют Богу: Аллилуиа. Икос 8 Вся сущи в Вышних, но и нижних не отступающи, благоизволила еси, Богомати, якоже древле преподобному Антонию даровася благословение Горы Афонския на утверждение обители Печерския, даровати и новой обители в стране Российстей благодать Свою, еюже благословила еси Афон, в подобии честнаго образа Твоего.
Темже взываем Ти: Радуйся, страны Российския покрове, ширший облака; радуйся, православныя веры в ней ограждение и утверждение. Радуйся, Православныя Церкве непоколебимый столпе; радуйся, ересей и расколов обличение. Радуйся, светлыми лучами чудотворных икон всю страну озаряющая; радуйся, дары исцелений и милостей от них источающая. Радуйся, врагов устрашение; радуйся, святителей веселие.
Радуйся, иереев похвало; радуйся, иноков наставнице. Радуйся, всего рода нашего спасение; радуйся, верных утверждение. Кондак 9 Всяко тщание имуще о написании честнаго образа милостивыя Вратарницы, сонм постников иверских молебная пения совершает, водою от чудныя иконы омывает дску, на нейже имать изобразитися честный образ, и преподобнаго Иамвлиха освящает, иже, подвизався в посте, молитве и бдении со всею братиею, списа вапы, святою водою и мощами освященными, честное изображение Богоматере, выну моляся и вопия Богу: Аллилуиа. Икос 9 Вития многовещанныя, яко рыбы безгласныя, видим о Тебе, Богородице: недоумеют бо, како по достоинству похвалити вся чудеса Твоя, явленная роду нашему от святыя Твоея иконы, еще бо на пути в Российскую страну сия чудодействоваше, благочестивому Мануилу повелевая выкуп дати неверным, возбраняющим шествие святыя иконы в страну Русскую, и сугубо ему послежде отдавши.
Мы же, дивящеся, верно вопием Ти: Радуйся, источниче чудес неисчерпаемый; радуйся, всякия милости подательнице. Радуйся, всегда теплая о нас ходатаице к Богу; радуйся, промышления Его о нас сокровище. Радуйся, сущим в бедах прибежище; радуйся, скорбящих утешение. Радуйся, больных исцеление; радуйся, немощных укрепление.
Радуйся, вдов заступление; радуйся, сиротствующих милосердая Мати. Радуйся, заблуждающих на путь истины обращение; радуйся, грешников к покаянию воззвание. Кондак 10 Спасти хотящи многия люди от бед и скорбей, источаеши, Богомати, неоскудный источник милости от Своея иконы роду нашему: се бо и в стольном граде Москве благая Вратарница являешися всем поклоняющимся Тебе, скорое вспоможение подавающи, и в новой обители Иверстей благодати струи от иконы Твоея испущаеши, и во иных градех, обителех и весех чтущим Тя полезное прошение исполняющи. Темже, прославляя Бога, давшаго нам благодать таковую, вопием Ему: Аллилуиа.
Икос 10 Стена еси иноческому чину, Богородице, и всем, к Тебе прибегающим, ибо Небесе и земли Творец, вселься в девственней утробе Твоей, научи всех чистоты и целомудрия ревнителей возглашати Тебе: Радуйся, девства сосуде избранный; радуйся, чистейший образе целомудрия. Радуйся, чертоже безсеменнаго уневещения; радуйся, Невесто неневестная. Радуйся, Сеятеля чистоты рождшая; радуйся, верных Господеви сочетавшая. Радуйся, в буре искушений скорая помощнице; радуйся, прилоги врага отражающая.
Радуйся, мглу душевредных страстей отгоняющая; радуйся, помыслы очищающая. Радуйся, земныя сласти презирати научающая; радуйся, к горнему умы и сердца направляющая. Кондак 11 Пение всякое побеждается, спростретися тщащееся ко множеству многих щедрот Твоих; равночисленныя бо песка песни аще приносим Ти, Владычице наша Богородице, ничтоже совершаем достойно, яже подаваеши нам, о Тебе вопиющим: Аллилуиа. Икос 11 Светоприемную свещу, сущим во тьме бед явльшуюся, зрим святую икону Богоматере; невещественный бо огнь благодати приемлющи, лучами чудес всех озаряет, научающи сице взывати Благословенней: Радуйся, во всяких нуждах скорое вспоможение; радуйся, в печалех быстрое услышание.
Радуйся, от огня, меча и нашествия иноплеменных нас избавляющая; радуйся, от глада и напрасныя смерти нас свобождающая. Радуйся, от язвы и всегубительства смертнаго нас соблюдающая; радуйся, бедствующим в пути, на суше и на водах внезапное вспоможение. Радуйся, язв душевных и телесных врачевание; радуйся, оставленных врачми в Свои руце приемлющая. Радуйся, милосердая утешительнице всех скорбящих и обремененных; радуйся, не отвергающая всех презренных и отверженных.
Стараются не ругаться и не сквернословить. На стол ставят молочные и животные продукты. А вот алкоголь запрещен. В церковном календаре дню Иверской иконы Божией Матери посвящено три памятные даты.
Говорят, что Иверская икона помогает исцелить болезни, решить вопросы, связанные с финансовыми трудностями, защищает от пожаров. История Иверской иконы Божией Матери Начиная с XI столетия икона, автором которой стал врач, иконописец евангелист Лука, помощник апостола Павла, хранится на Святой горе Афон, в монастыре, названном в ее честь. Считается, что святого Луку благословила на создание образа сама Богородица. История иконы имеет глубокие корни, ее судьба складывалась непросто. Согласно писаниям, в IX веке она хранилась у благочестивой христианки.
Однажды в дом вдовы, проживающей недалеко от Никеи, пришли язычники, уничтожавшие все святыни. Один из них бросил копье в икону. Из нее потекла кровь. Фото: pravoslavyy. А потом отнесла Иверскую икону к морю, перекрестилась и опустила ее в воду. Монахи, проживавшие на горе Афон, вскоре услышали об иконе, которая находится в море, начали ее искать и попытались достать из воды. Но волны не позволили сделать это. Ночью Иверская икона явилась во сне старцу Гавриилу. Богородица велела ему утром войти в море и достать икону из воды. Так Иверская икона Божией Матери оказалась в монастыре.
На том месте, где ее установили для молитв, вскоре появился источник с чистейшей водой. Иверскую икону несколько раз пытались перенести в другое место.
ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
На следующий день икона Богородицы была обретена над воротами обители, а не в храме. Так повторялось несколько раз, пока Божия Матерь не открыла Святому Гавриилу Свою волю во сне, сказав, что хочет быть Хранительницей иноков, а не хранимой ими. Празднование в честь иконы Божией Матери совершается 25 февраля по новому стилю в Иверском монастыре — братия в этот день с крестным ходом идет на берег моря, где старец Гавриил икону принял. Богомладенца Божия Матерь держит на левой руке — правая рука протянута в молении к Спасителю, одновременно на Него указывая. Лик Спасителя, голова которого приподнята, немного повернут к Божией Матери, которая слегка склонила голову к Нему. Лики написаны в своеобразной манере — крупные, массивные черты, миндалевидные, широко раскрытые глаза. Выражение ликов сосредоточенное, а взгляд устремлен вперед. Иверскую икону нельзя спутать ни с какой другой — ее главным отличием является кровоточащая рана на правой ланите Божией Матери, нанесенная, согласно преданию, иконоборцами. В начале XVI века грузинские мастера икону украсили чеканным окладом из серебра с позолотой. Оклад оставляет открытыми только лики Божией Матери и Богомладенца. Оклад, по-видимому, довольно точно воспроизводит иконографию древней иконы, но на полях дополнен чеканными изображениями полуфигур 12 апостолов.
Высота иконы составляет 137 сантиметров, а ширина — 87 сантиметров. Значение Иверского образа Иверская икона — один из самых удивительных образов по чудотворным проявлениям, выражающих самые разные действия Богородицы в земных пределах — Целительницы, Хранительницы и Защитницы от всех напастей, исходящих как от человеческих пороков, так и природных катаклизмов.
Там же иноки увидели столб огня, спустились к морю и увидели икону. Ее забрали в храм, но Святая Дева во сне пришла к иноку Гавриилу Грузину и сказала, что не желает быть хранимой, а хочет быть их Хранительницей. После этого икону поставили над монастырскими воротами, где она находится и сейчас. В этот день верующие проводят время за чтением духовной литературы. Стараются не ругаться и не сквернословить.
Преосвященный Гаий поспешил соорудить часовню на указанном месте, впоследствии прихожане построили деревянную церковь во имя Успения Божией Матери. Икона имеет 1 аршин и 12 вершков вышины, 1 аршин и 7 вершков ширины. Икона, как видно, была написана по золотому фону. Иные утверждают, что она покрылась копотью во время вышеуказанных пожаров в ущелии Карталинском. Черты лика Божией Матери на иконе — строгие, характер письма грузинский. Иконописец Тамары, по преданию, приуготовлялся к написанию иконы сорокодневным постом и сорокодневными молитвами.
Икона славна в горах. На поклонение ей стекается множество горцев-мусульман. Армяне григорианского исповедания чествуют икону наравне с православными. Икона совершает множество исцелений, над нею на шнуре висят многочисленные серебряные изображения членов человеческого тела, привешенных получившими исцеления. Многие мусульмане, поражаемые чудесами, совершающимися при иконе, принимают христианство, весьма многие магометане, по той же причине питая доверенность к иконе, питают доверенность и к христианству. Чудотворная икона Божией Матери совершает в здешнем крае служение апостола, споспешествуя и свидетельствуя христианству — знамениями».
Иверская икона прославилась очень многими чудесами. Слава о ней и почитание ее распространилось по всей Русской земле. Много списков было сделано с нее. В 1907 году в Харбине, в Манчжурии, была построена церковь в честь Иверской иконы. Русское сердце не могло смириться с утратой Иверской часовни в Москве в 1929 году, и тогда в Харбине, в ограде св. Николая Чудотворца, воздвигли часовню — точную копия разрушенной московской часовни.
Позже в нее перенесли знаменитый чудотворный образ св. Николая с Харбинского вокзала. В 1966 году собор и часовня были уничтожены в ходе «культурной революции» в Китае. На другом конце земли, в Сербии, изгнанные русские беженцы, не имея средств к существованию, тем не менее озаботились возведением в Сербии часовни для Иверской иконы, совершено подобной той, что была разрушена в Москве. В 1931 году с помощью всего сербского народа часовня была воздвигнута в Белграде. Икону для нее вновь написали афонские иноки и прислали ее в дар.
Этот список был изготовлен монахами бедного греческого скита на Афоне, занимающимися иконописью. В отличие от других, этот образ они не продавали, так как он был первым изготовлен ими. Но один из паломников — Хозе Иосиф Муньос - уговорил, убедил игумена отдать ему икону, и тот, в конце концов, согласился. Иосиф был из интеллигентной католической семьи, но увлекся православием. Увидев икону в скиту, он очень захотел иметь ее и горячо о том молился. Получив ее, он читал перед нею акафист — и икона замироточила!
Затем мироточили фотографические снимки с нее. Иосиф путешествовал с нею по городам, став ее хранителем. Для перевозки иконы он шил специальные сумки, которые носил на шее. За время поездки они полностью пропитывались миром. Сейчас Иосифа нет в живых. Всю свою жизнь он отдал служению иконе.
Военный транспортный самолет доставил ее в аэропорт Шереметьево -1 в сопровождении греческих монахов. Когда открылся люк самолета и в проеме появился лик Богородицы, встречающие москвичи, прихожане храмов, расположенных на севере столицы, попадали на колени с возгласами и мольбой. Они пережили ощущение встречи не иконы, а Самой Царицы Небесной. Русские батюшки приняли образ и понесли его к выходу с летного поля вдоль падающих волной молящихся людей, находящихся в трепете от близости Той, Кто превыше всех Небесных Сил, к Которой мы привыкли обращаться как к Матушке-Заступнице. Оттуда икона прибыла в Елоховский собор во время всенощного бдения. Храм был переполнен.
Многие не уходили домой после литургии. С волнением ждали прибытия иконы. Вот и вечерня уже отошла. И вдруг как волна прокатилась по храму. Ни слова не говоря, все поняли: приближается. Неужели сейчас мы встретим Ее?
Иные пытались упасть на колени — их поднимали — нужно место для прохода посреди храма. И вот Она появилась. Ее несли на руках священники с видимым усилием и волнением. И сразу мысль: как же Гавриил почти тысячу лет назад один принял икону и донес до берега по воде, не касаясь воды? Медленно, величаво проплывала икона посреди молящихся, всей душой взывающих, всем сердцем надеющихся. Обычно в храмах больше женщин, чем мужчин.
Но в этот раз явно преобладали мужчины. У многих из-под распахнутых от жары пальто были видны наперсные кресты. Когда начали подходить прикладываться к иконе, вдруг весь народ сильно подался вперед и резко потеснил стоящих впереди. Раздались крики: «Двери! Откройте двери! Тут же появился омон, толпа быстро была разделена на части, все вздохнули свободно, и стало понятно: что не только южные двери имелись ввиду, а те Двери Небесные, которые открывает Вратарница: «Двери райские верным Отверзающая» - поется в молитве к Ней.
Именно о тех Дверях мы умоляем Царицу Небесную, прося Ее снисхождения к нашим слабостям и заблуждениям.
Предстательство же и прилежное смотрение храма сего и благоговейное служение иконе сей имеет один иepoмонax от всех прочих братий избран, аки благоговейнейший и добродетельнейший, иже послушания ради онаго именуется приснопребывающий, понеже инно что не творить, точию тамо внутрь пребывает множайшее время нощеденствия, украшая храм и имея тщание всегдашнее о предреченных четыренадесяти, иже пред иконою, кандилах, да ниединоже от них когда угаснет, имущи к тому и свещу на серебряном свещнице неусыпно горящую и поющи тамо правило и параклисию молебен Божьей Матери по вся дни и нощи". Строгий вид Божественной Матери наводит невольный трепет на паломников; самый размер и очертание Ея божественнаго лика величественны, и Матерь щедро и утех в этом храме является как будто Матерью правосудия и грознаго Судии. Черты лица Ея чрезвычайно выразительны". На древних списках этой св. На других Афонская Иверская икона производит впечатление величия, но не страха; а греческая надпись на списках этой иконы Богоматери в России говорит, что она Портаитисса Иверская милостивая.
Судя по знамениям и чудесам от Иверской иконы Пресвятая Владычица является, как и надлежит веровать, милостивой к просящим Её помощи и заступления и кающимся грешникам, но грозною и наказующею в отношении к врагам св. В Иверском Афонском монастыре торжественное празднование Божией Матери совершается во вторник Светлой седмицы - в день явления иконы Богоматери. В это время бывает крестный ход со святою иконою на берег моря, где она принята была отшельником Гавриилом, и там совершается литургия. Кроме этого в обители совершаются еще особенно светло два праздника - Успения Богоматери и Богоявления. Во все три праздника собирается много богомольцев, которые угощаются от обители в продолжение суток. Точный список с Иверской иконы Божией Матери в России Впервые точный список с Иверской иконы Божией Матери, именуемой также «Благая вратарница» по месту пребывания у надвратного храма Иверского монастыря, был привезен в Москву 13 октября 1648 года по просьбе архимандрита Новоспасского монастыря Никона, впоследствии Патриарха Всероссийского.
Святую икону торжественно встречали царь Алексей Михайлович, Патриарх Иосиф с архипастырями, духовенством и великим множеством народа. С иконы был сделан список, который был помещен на Воскресенских воротах Китай-города, затем в 1669 году ее перенесли в деревянную часовню, а с 1791 года она пребывает в каменной часовне у Воскресенских ворот. Икона прославилась множеством чудес и исцелений, которые записывались в особую книгу. Нескончаемым потоком верующие люди приходили к Иверской святыне, чтобы помолиться и получить благословение на свои труды. Цари и царицы, въезжая в Москву, прежде Кремля шли в Иверскую часовню. Там же находился еще один чтимый список с Иверской иконы Божией Матери, с которым ходили по домам и приходским храмам.
В 1929 году Иверскую часовню закрыли, а в 1934 году ее снесли вместе с Воскресенскими воротами. Нахождение чудотворного образа Иверской часовни по сей день неизвестно. Второй, чтимый и намоленный список с Иверской иконы был перенесен в храм Воскресения Христова в Сокольниках, где он пребывает и ныне. В 1994 году правительство Москвы приступило к работам по воссозданию Иверской часовни и Воскресенских ворот на их прежнем месте. В сентябре 1995 года Святейший Патриарх Алексий II направил Послание настоятелю Иверского монастыря на Афоне архимандриту Василию с просьбой о написании для всероссийской паствы нового списка со святой иконы «общей нашей Заступницы Богоматери Вратарницы». По благословению настоятелю Иверской обители архимандрита Василия и при усердных молитвах иверских иноков в кратчайший срок икона была написана талантливым и благочестивым иеромонахом Ксенофонтова монастыря иконописцем Лукой.
Иверский образ Богоматери сопровождали двенадцать иноков Святой Афонской Горы во главе с архимандритом Василием, официальные представители Греции.
Иверская икона Божьей Матери — история обретения, почитания и чудес
Икона Богородицы Иверская – одна из важнейших православных святынь. Иверская икона Божьей Матери, также известная как Вратарница или Привратница, является православной иконой, изображающей Деву Марию с Младенцем Христом. Иверская икона Божьей Матери или Вратарница, находящаяся на Афоне, прославилась многими чудесами 25.10.2018, Sputnik Грузия. 26 октября в православных храмах пройдут службы, посвященные обретению Иверской иконы Божией Матери.
Иверская икона: описание
- Иверская икона Божией Матери: чтимые списки
- Иверская икона Божией Матери: значение, история, в чем помогает
- Празднование
- «Хочу Сама быть Хранительницей вашей». История Иверской иконы Божией Матери – Святые Online
Иверская икона Божьей Матери — история обретения, почитания и чудес
26 октября 2023 года православные празднуют Иверскую икону Богородицы, образ с богатой историей. Отличительная черта иконы Иверской Божьей Матери – след от раны, которую нанес лику солдат еще в IX веке. Историю о таком необычном спасении образа Божией Матери, икона Которой чудесным образом ушла в море, он рассказал иверским монахам. История Иверской иконы Божией Матери» в православном онлайн журнале нового поколения Святые Online. Почему Иверскую икону ещё называют Вратарницей? Впервые список Иверской иконы Божией Матери появился в России в 1668 году.
ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ. ЛИКИ БОГОРОДИЦЫ
О том, чем известен образ и кому он помогает, рассказывают «Известия». Праздник Иверской иконы Божией Матери в 2024 году — как появился образ Согласно преданию, икона Иверской Божией Матери была написана евангелистом Лукой еще при жизни Богородицы. С начала XI века образ пребывает в Иверском монастыре на горе Афон Греция , в честь которого и получил свое название. Икону нашли в жилище у некой вдовы в городе Никея ныне территория Турции во времена правления императора Феофила. Тогда в стране шли гонения на христиан, а иконы безжалостно уничтожались. Женщина долго скрывала икону от посторонних глаз и сумела сохранить ее. Однажды по доносу в дом ворвались вооруженные люди и поразили святой лик стрелой. Из раны потекла кровь.
Это сильно смутило иконоборцев, и они оставили святыню до утра, рассчитывая на обещанное вдовой вознаграждение. Желая спасти лик Божией Матери от поругания, женщина отнесла святыню к морю и опустила в воду. К ее изумлению, икона не упала, а, встав вертикально, двинулась по морю.
Заслуги вашего покойного мужа вам сейчас не помогут. Кроме того, в столице говорят, что вы распространяете слухи о её чудотворной силе? Мы бы хотели увидеть образ. В руках он держал копьё, тогда как у остальных поблёскивали мечи, наполовину вынутые из ножен.
Все неуверенно и натужно расхохотались. Вдова провела солдат в молельню. Там стояло несколько небольших икон, но внимание привлекала одна — огромная, внушительная. Богородица взирала на иконоборцев по-человечески внимательно, словно заглядывая в их души. Вдова встала перед тёмной иконой, загораживая Её своей фигурой. Величественно поднятая голова с горящими глазами пришлась напротив святого Лика Богородицы, и нимб, окружавший главу Пресвятой, стал невольно нимбом благочестивой вдовы. Вдруг он вспыхнул ослепительным светом, который болезненно, до рези полоснул по глазам иконоборцев — и опять стал простым красочным золотистым сиянием на изображении.
Солдаты от неожиданности попятились и, протирая глаза, подняли оружие, как бы для защиты, словно опасаясь нападения. Вдова не видела света и потому подумала, что они отступили на шаг, чтобы броситься на неё и на святой образ. Сколько вы хотите. Оставьте этот образ у меня всего лишь на одну ночь. Дайте мне возможность помолиться перед ним в последний раз. А завтра утром я своими руками отдам вам его. Только скажите цену.
В подтверждение своих слов она протянула комиту отряда горсть монет: золотой солид и несколько серебряных милиарисиев. Копьё скользнуло, и на щеке Приснодевы осталась рана, из которой истекла человеческая святая кровь Солдаты шёпотом посовещались. Нельзя было сказать, что разорив дом вдовы, они обогатились бы. А вот назначить цену в деньгах, золоте, драгоценностях и получить их наутро без хлопот казалось соблазнительным. Долг и жажда наживы боролись недолго. Только солдат с копьём стремился любой ценой тут же, на месте, уничтожить известную на всю Империю икону. Но страсть к наживе, как это бывает чаще всего там, где нет веры, победила.
Недовольный Варвар выходил последним. В раздражении от несостоявшегося погрома в очередной православной молельне, прежде чем ступить за порог, он ударил своим страшным оружием прямо в пресвятой Лик. Икона должна была бы расколоться на части, но копьё скользнуло, и на щеке Приснодевы осталась выщербленная рана, из которой тут же истекла человеческая святая кровь. Другие солдаты этого уже не видели, они оставили дом вдовы за спиной и обсуждали простой вопрос: не продешевили ли они, потребовав у вдовы первую пришедшую в голову сумму. Сказывали потом, что солдат с копьём всю ночь простоял на коленях в нескольких шагах от дома вдовы. Он старательно пытался стереть кровь с острия копья, но она вновь и вновь выступала из наконечника. Ранним рассветным утром следующего дня, в бледном свете ещё не взошедшего из-за зубчатого скалистого горизонта солнца, Варвар увидел, как вдова с большим свёртком на спине, нести который помогал юноша, скорее, подросток, отправилась в неизвестный путь.
Они оглянулись на город. Сейчас двенадцатиметровые стены казались особенно высокими и стройными, несмотря на невидимую снизу толщину, которая во время осады позволяла разъехаться трём телегам, подвозившим боеприпасы и оружие. Правда, снизу толщина стен была не видна. Крепость всем своим тысячетонным весом, стенами и многочисленными башнями, а их было около сотни, уверенно попирала мягкую землю на озёрном берегу. И земля не чувствовала тяжести. Она покорно несла на своём теле немало таких каменных, казавшихся неприступными, крепостей. Цитадель, крепость, вот с чем можно было бы сравнить веру иконопочитателей, мелькнула мысль у вдовы.
Они шли всю ночь южным берегом озера, чтобы выйти к заливу, а копьеносец, крадучись, то по песку, то по росистой траве, то по острым камням бесшумно следовал за ними. Несколько раз они делали короткие остановки для отдыха, и вдова читала речитативом молитвы, отдельные слова которых доносились до солдата, не выпускавшего из рук своё оружие с подсохшей кровью на острие. Под утро они достигли скалистого берега. Утренние волны словно были не рады людям. Они набегали на узкую полоску песка между скалами, недовольно, но сдержанно роптали на что-то, почти не нарушая ранней свежей тишины, которая, казалось, разлилась по всему белому свету. Варвар размышлял. Братом подросток быть никак не мог.
Значит, это сын, которого накануне она, вероятно, спрятала у соседей или родни. В полусвете утра, на бледном фоне небес солдат видел мать и подростка в профиль. Они были поразительно похожи друг на друга. Казалось, если их, как монеты, наложить друг на друга, абрисы ликов совпадут до мельчайших подробностей. Конечно, подросток станет мужчиной, лицо его приобретёт более строгие черты, и сходство уменьшится, но пока… Вдова развернула большой свёрток, в котором оказалась та самая икона. Впрочем, Варвар давно догадался об этом. Икона стояла на влажном песке, поддерживаемая с одной стороны вдовой, а с другой — её сыном.
Женщина встала на колени и долго прикладывалась к образу губами и лбом, нежно и почтительно гладила одеяния Пресвятой подушечками пальцев, как будто собирая, впитывая благодать и испрашивая прощение. За ней то же самое проделал и её юный сын. Варвар продолжал наблюдать, опасаясь спугнуть почитателей чудесного образа. При восходе солнца, когда первый луч скользнул вверх, в небеса, а оттуда уже спустился к иконе Богородицы, Варвар ещё раз узрел кровавое пятно на ланите Богородицы — и первый раз в жизни заплакал, уткнувшись лбом, веками и носом во влажный песок. Солёные слёзы мгновенно впитались в солёный морской песок. Когда он поднял голову, то увидел, как вдова с сыном входят в воду. Вот уже волны бьют их в пояс.
Бурные, они делают их подводную походку нетвёрдой, мать с сыном покачиваются из стороны в сторону, оступаясь, словно боясь уронить образ в воду. Может быть, ноги им режут острые камни. Но тогда для чего они вошли в солёные зеленоватые водные холмы, которые один за другим набегают на две хрупкие фигуры, упруго толкают их в живот, пытаясь заставить сделать шаг назад. Иногда это удаётся, но вслед за тем люди опять медленно продвигаются на несколько осторожных шагов вперёд. Женщина перекрестилась и тихим уверенным голосом, глядя прямо в очи Богородице, произнесла: — Пресвятая Мати Дево, избави образ Твой святый от потопления воднаго! Лёгкий порыв ветра донёс до Варвара эти слова, и он невольно перекрестился вслед за женщиной. Мать и сын, такие одинокие на фоне огромного моря и необъятного неба, ещё раз возложив на себя крестное знамение, положили икону плашмя на очередную волну, слегка подтолкнули доску в сторону открытого моря и опустили бессильные тонкие руки — женские и юношеские.
И тут не только Варвар, но и вдова с сыном попятились. Икона вдруг встала во весь свой рост, а море утихло. Такой водной глади они не видели больше никогда в жизни.
Так продолжалось несколько дней. Матерь Божия явилась во сне старцу и сказала: Я не желаю быть охраняема вами, а хочу быть вашею Хранительницею... Доколе будете видеть образ Мой в обители сей, дотоле благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеют». Поэтому Иверская икона и называется иначе «Портаитиссой» «Вратарницей». В 1647 году архимандрит афонского Иверского монастыря Пахомий приехал в Москву собирать пожертвования и познакомился с наместником столичного Новоспасского монастыря Никоном, будущим патриархом, на которого произвел настолько большое впечатление рассказ о монастыре и о чудотворной иконе, что он попросил изготовить для него список Иверской иконы «мера в меру». Итак, осенью 1648 года икону торжественно встречали в Москве, у Воскресенских ворот. Именно этому событию посвящено русское празднование в честь Иверской иконы 13 26 сентября.
Афонскую Иверскую икону ударил копьем воин иконоборец. Из поврежденного места потекла кровь. Поэтому на многих списках лик Божией Матери изображается с кровоточащей раной В мае 2012 году древнейший список Иверской иконы был передан Церкви и возвращен в Новодевичий монастырь. Фото: пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси. Иверская часовня у Воскресенских ворот, фото начала XX века. В часовне хранилась икона написанная царскими иконописцами в XVII в. Московская Иверская. Архиепископ Арсений Жадановский вспоминал: «Часовню целые сутки окружали москвичи. В девять часов вечера она запиралась, но и это не отвлекало внимания богомольцев, продолжавших стоять в ожидании ночного бдения». Образ из часовни часто выносили для поклонения и обхода домов, особенно во время эпидемий.
На время ее отсутствия в часовне выставлялись для поклонения замещающие ее иконы. Александр Вертинский в своих мемуарах «Дорогой длинною... В маленькой часовне у Красной площади стояла ее икона, озаряемая сотнями свечей, которые ставили верующие. Икона сверкала бриллиантами, изумрудами и рубинами, которые жертвовали исцеленные от тех или иных недугов и горестей, невзгод и страданий. С нее начиналось все. Ни один приезжий купец не начинал дела, не поклонившись Иверской... Мы тоже иногда несли свои скромные дары иконе. Я помню, как перед большими событиями, экзаменами например, я и мои друзья шли к Иверской и ставили свечи или покупали белые розы на длинных стеблях и вставляли их в подсвечники». Николая в Толмачах. В последнее время все больше историков и искусствоведов склоняются к тому, что эта икона и есть Московская Иверская.
Оба нуждались в дорогостоящей срочной операции. Тогда ранее не уделяющий вопросам веры отец по имени Виктор вспомнил о Боге. Его дети росли некрещенными. Но мужчина упал в храме на колени перед чудотворной иконой Иверской Божьей Матери, провел много времени в слезах и молитвах. А дома его ждало чудо.
Икона Иверской Божьей Матери
У иконы Иверской Божьей матери целых три даты празднования: две постоянные и одна переходящая. История Иверской иконы Божией Матери» в православном онлайн журнале нового поколения Святые Online. Почему Иверскую икону ещё называют Вратарницей? Согласно преданию, икона Иверской Божией Матери была написана евангелистом Лукой еще при жизни Богородицы. Иверская икона Божией Матери в часовне у Воскресенских ворот с XVII века была и остается самой чтимой московской святыней. Иверская-Монреальская икона Божией Матери была написана на Афоне в 1981 году.
Сказание об Иверской чудотворной иконе Божией Матери
- Икона Божьей Матери Иверская: история, значение, молитвы и храмы с иконой
- ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ - Древо
- Иверская икона в России
- Икона Божьей Матери Иверская: история, значение, молитвы и храмы с иконой
- Афонская Вратарница: Иверская икона Божией Матери