«Фарисей, – продолжает Христос, – встал и молился про себя так: "Благодарю Тебя, Боже, что я не таков, как остальные люди – корыстолюбцы, беззаконники, развратники или вот как этот мытарь. 25 февраля 2024 года, Неделя о мытаре и фарисее, именуемой «Иверская» иконы Божией Матери, в храме святого праведного воина Феодора Ушакова в Южном Бутове прошло праздничное Богослужение. Накануне было совершено Всенощное бдение. Первая предуготовительная седмица посвящена евангельской притче о мытаре и фарисее, ставших на века примерами различного выражения религиозного чувства, отношения к молитве, соотнесения человеком самого себя к другой личности. Слово митрополита Антония Сурожского в Неделю о мытаре и фарисее.
Богослужения в Неделю о мытаре и фарисее
Смирение сделало мытаря достойным благодати Божией. Мытарь встал вдали в храме и не смел даже поднять очей своих на небо. Он не шел вперед, хотя был человек должностной, собиратель пошлин и, вероятно, с хорошим состоянием. В церкви нет различия. Все имеют равные права. Самое невидное место вполне достаточно для того, чтобы возноситься в молитве к Творцу. Мытарь ударял себя в грудь. Истинная, пламенная молитва не может быть без внешнего выражения. Внутренние движения сердца невольно проявляются вовне.
Мытарь молил Бога о помиловании. Боже, милостив буди мне, грешному. Его единственное желание — получить прощение грехов. Словом, в своей молитве мытарь выказывался таким, каким он был на деле и как жил. Он молился со смирением. А «смиряяй … себе вознесется» Лк. Пред нами в жизни две дороги: мы или пойдем стопами фарисея к собственному покою, внешнему почету, ко всему, чем питается тщеславие и услаждается гордость, или же выступим вслед мытаря, с его сокрушенным сердцем, смиренным духом, заставляющим его в смущении перед живою совестью опускать глаза долу, в сокрушении бить себя в перси. Первый путь земного благополучия — путь к погибели в вечной жизни; второй, стезя горькая и темная здесь, приведет нас к источнику света и правды.
Помолиться на архиерейском богослужении собрались многочисленные прихожане. Храм был полон молящихся. С этого воскресенья в Церкви начинается подготовительное время к Великому посту. За Литургией была прочитана Евангельская притча о мытаре и фарисее, которые пришли в Иерусалимский храм и обратились с молитвой к Богу. Фарисей благодарил Господа, что он «не таков, как прочие люди — грабители, обидчики, прелюбодеи», он исполняет Закон Моисеев. Мытарь же не мог даже глаза поднять, а только плакал и бил себя в грудь, говоря: «Боже, будь милостив ко мне грешному!
А гордость, мнение о своей праведности с уничижением ближних, препятствует нашему покаянию и нашему спасению. Поэтому именно с этой притчи и начинается подготовка к Великому посту. В этот день Церковь призывает христиан к размышлениям о покаянии истинном и показном, когда осуждающий себя мытарь будет оправдан Богом, а возвышающий себя фарисей — осужден. В Первую седмицу поста нет, поэтому она называется «сплошной».
Да и сам он себя ненавидит и презирает. Он никому не нужен. Он словно испорченная деталь. Ненужный элемент. Ему нет места в этой жизни. И вся его стабильность держится лишь на милости работодателей-оккупантов, для которых он просто прихвостень и холуй и которые больше уважают тех, кто с ними сражается, чем такое ничтожества, как он. Все идеи, как что-то изменить в своей жизни, как выйти из этой круговой поруки, давно закончились. А потому и бормочет он: «Боже! Нечем похвастаться. Нет ни заслуг, ни добродетелей. Состояние полного фиаско. Мытарь всем своим существом перестает ощущать в себе опору. Он словно висит в пустоте над бездной. Только одна теперь надежда — Бог. Только на Его милость осталось уповать. И он молится с такой силой, будто только эта молитва и держит его над пропастью. Из глубины всего своего существа. А Богу, оказывается, только этого и нужно. Молитва фарисея тоже была услышана. И он тоже ушел оправданным. Но не так, как мытарь. Ведь фарисею еще было на что надеяться. Порядочность, уважение, почет. Была глубокая внутренняя уверенность в своей правоте. Ни капли сомнения в своей чистоте перед законом, людьми и Богом.
ТОЛКОВАНИЕ НА ВОСКРЕСНОЕ ЕВАНГЕЛИЕ. Неделя о мытаре и фарисее.
Самое страшное, конечно, в том, что фарисейство признается добродетелью. Нас так долго, так упорно глушили славой, достижениями, взлетами и полетами, нас так долго держали в атмосфере этого призрачного псевдовеличия, что все это в действительности нам стало казаться хорошим и благим, что в душе целых поколений возник образ мира, в котором только сила, только гордость, только бесстыдное самовосхваление оказываются нормой. Пора ужаснуться этому, вспомнить слова Евангелия: «всякий, возвышающий себя, унижен будет». Сейчас тех немногих, кто исподволь, шепотом говорят об этом, напоминают об этом, — влекут в суды или заключают в психиатрические лечебницы. И на них науськивают других: смотрите на этих изменников и предателей! Они против величия и силы своей родины! Против ее достижений! Они сомневаются в том, что самая лучшая, самая сильная, самая свободная, самая счастливая страна… и так дальше. И благодарите, что вы не такие, как эти несчастные отщепенцы. Но поймем, что этот бой, этот спор, ведомый сейчас ничтожным меньшинством, это бой и спор о самих духовных источниках жизни.
Ибо фарисейская гордыня — это не только слова. Она рано или поздно оборачивается ненавистью к тем, кто не согласен признать моего величия, моего совершенства. Она оборачивается преследованьем и террором. Она ведет к смерти. Притча Христа ножом врезается в самую страшную опухоль современного мира, в опухоль фарисейской гордыни.
Смирению учат нас сегодня Богородица и мытарь из притчи. Мытарь считает себя недостойным, стоя вдали, не смея даже поднять глаз на небо, ударяя себя в грудь, просит со слезами: «Боже!
Не ради подвигов, не ради дел, зная, что ничего доброго он не совершил, только одно - печаль о том, что он не может войти в храм Божий. Стоит у дверей, от своего недостоинства просит Бога о милости. А другой человек, праведник, красавец, соблюдает все, что только можно соблюдать. В среду и пятницу постится, добавил еще понедельник, чтобы сровняться с монашествующими, не пропускает молитвы утренние и вечерние, акафисты, каноны читает на коленях. В храме, конечно, стоит впереди, на самом видном месте, чтобы все могли видеть, как он правильно накладывает на себя крестное знамение, как правильно он перед иконами ставит свечи. Весь такой правильный перед амвоном произносит: «Боже! Мы знаем, как Господь судил этого человека.
Надеюсь, что вы еще помните проповедь, прочитанную сегодня иеродиаконом Сергием: Проповедь святителя Николая Сербского Мудрый человек, ученый святой. И удивительный у него подход к проповеди. Толкуя Евангельский текст, он находит притчи, для лучшего понимания. Начинается его проповедь так: «Человек некий пришел в лес, чтобы выбрать дерево на доски. И увидел он два дерева, стоящие рядом. Одно было гладким и стройным, но с гнилою древесиной внутри. Другое снаружи было шероховатым и невзрачным, но со здоровою сердцевиной.
Вздохнул человек и сказал самому себе: «На что мне это гладкое и высокое дерево, раз оно гнилое и на доски не годится? То, другое, хоть и шершавое, и невзрачное, но, по крайней мере, внутри здоровое; и если я чуть больше потружусь над ним, оно вполне может сгодиться на доски для моего дома». И, не долго думая, он выбрал второе дерево…». Конечно, ему придется дополнительно работать, но, зато, у него будут хорошие доски. Святитель сравнивает нас с деревьями. Лесник — это Господь, приходит в нашу жизнь и видит, кто подходит для Его дома. Не тот, который внешне выглядит праведным, но тот, у кого сердце исполнено здравой правды Божией.
Только обычный человек может ошибиться, посмотрит на прямое красивое с виду дерево, выберет его для своих работ, а потом окажется, что вся сердцевина в нем гнилая, и ничего нельзя сделать из такого дерева, даже на дрова оно вряд ли пойдет. Мы все с этим сталкивались. Иногда бывает, человек выбирает дерево с виду неказистое, кривое, но с крепкой прекрасной сердцевиной.
Вся жизнь человеческая есть борьба за смирение.
Святые отцы говорят, что первый признак близости к Богу, когда речи человека и его мысли начинают замолкать. Язык будущего века — молчание. Когда тварное существо предстанет перед своим Создателем в истинном своем виде, оно будет безответно и безгласно. Все тайное о нас откроется определенным образом, каким мы можем только догадываться.
В этот подготавливающий нас к Великому посту воскресный день мы должны научиться, что, если нам захочется осудить кого-то в его неправильных поступках или научить другого, как правильно делать, то за этой мелочностью человек может потерять мирный дух.
Мытарь же, стоя вдали, не смея даже поднять глаз на небо, но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже, будь милостив ко мне грешнику. Не то — мытарь. Придя в храм Божий, он сознает перед Богом лишь свое великое недостоинство. Он и не старается припоминать какие-либо добрые дела, он ясно сознает, что перед Богом всегда человек окажется недостойным, и потому смиренно просит в молитве милости для своей грешной души.
Такое-то смирение и привлекает Божию благодать, такое смирение смягчает душу грешника, располагает ее к исправлению, к усовершенствованию, а потому и пошел мытарь в дом свой оправданным. Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а уничижающий себя возвысится. Смирись же, гордый человек, под руку Божию! И нечем нам хвалиться перед Богом, никто не чист от греховной скверны.
ikona-mytar-farisei
Неделя о мытаре и фарисее святитель Алексий Московский Иверская икона Божией Матери Борисково митрополит Кирилл служение митрополита Кирилла иеромонах Алексий (Яцейко). На Богослужении читался фрагмент Евангелия от Луки (Лк.18:10-14), в котором Христос приводит модель поведения фарисея и мытаря. 25 февраля 2024 года, в Неделю о мытаре и фарисее, в день празднования иконы Божией Матери «Иверская», в Свято-Троицком мужском монастыре совершалось славление Пресвятой Богородицы в честь Ее чудотворного образа, находящегося в обители. Статья автора «Липецкая епархия» в Дзене: 24 февраля 2024 года, в канун Недели о мытаре и фарисее, праздника Иверской иконы Пресвятой Богородицы и памяти свт. Икона недели о мытаре и фарисее.
Неделя о мытаре и фарисее. Иверская икона Божий Матери.
В этой притче рассказывается о том, насколько важно для нас искреннее, а не показное покаяние. Два человека вошли в храм помолиться. Это были два совершенно разных человека и по духовному уровню и по социальному статусу, в храм они пришли молиться Богу. И вели они себя по-разному. Этот исполнитель закона соблюдал все предписания и религиозные правила, был образованным человеком, часть своего богатства он давал на нужды Храма. Вероятно, в жизни он был даже неплохим человеком, и возможно к нему люди относились уважительно. В своей молитве он абсолютно забыл о том, что эти его добродетели теряют всю свою ценность и смысл перед судом Божиим, а его ошибкой было то, что он считал свою Цель жизни уже достигнутой. Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди Эти слова нельзя считать молитвой, но утверждением своего «я», своей гордости.
Заметь здесь премудрость Христа: Он не сказал фарисеям сначала: «мытари и грешники лучше всех вас», нет, Он сперва уловил их. Они сами признали, что из двух сыновей более покорный тот, который на деле исполнил волю отца. Когда же они признали это, Господь прибавил: пришел Иоанн путем праведности, то есть жил безупречно; вы не можете сказать, что его жизнь в чем-нибудь была предосудительна. Однако же в то время как блудницы послушали его, вы —нет; потому они и предваряют вас, то есть вперед входят в Царство Божие. Постарайтесь же и вы, уверовав, войти хотя бы после них. Если же не уверуете, то и вовсе не войдете. И ныне многие дают обет Богу и Отцу стать иноками или священниками, но после обета не хранят усердия, а другие не давали обета об иноческой или иерейской жизни, но проводят жизнь, как иноки или иереи; так что послушными чадами оказываются они, так как исполняют волю Отца, хотя и ничего не обещали» [ 7 ]. Мозаика из Равенны, часовня архиепископа. Около 480 года Настоящая притча, без сомнения, относится непосредственно и ко всем нам.
Антоний Великий пишет, что к каждому человеку, приступающему к доброму начинанию и стремящемуся к подвигу, обязательно подходит и лукавый дух тщеславия, чтобы погубить труды его и сделать их неугодными перед Господом. Ведь в притче фарисей порицается не за соблюдение внешних правил добродетели, как таковых читаем и в каноне: «фарисея добродетелем, потщимся уподобитися» , но за гордость и отсутствие любви к другим людям, которые отлучают душу от Бога и делают бесполезными упражнения в подвигах телесных. Многократно называют фарисея и «безумным» не потому, что он постился или отдавал десятину от своего прибытка на нужды священнослужителей, но потому, что всю свою мнимую праведность приписывал только самому себе, а не Божественному дарованию. Особенно же тяжко здесь осуждение к ближнему: «не таков, как этот мытарь», когда, говоря подобным образом, человек осмеливается предвосхищать и Суд Божий, и последнее определение. Так же и мытарь имеет похвалу не за тот образ жизни, который он проводил: ведь и на самом деле он был предосудителен, но за слезы, смирение и покаяние, потому что в этом обретается залог для духовного возрождения. Ибо Господь пришел, чтобы «грешников спасти», но грешников кающихся, и необходимо уметь сочетать как и внешнее, так и внутренне исправление. При том никогда не забывать, что если не будем иметь в сердце своем самого главного — любви и смирения, то в конечном итоге можем оказаться подобными книжникам и фарисеям, т. И пaки речE: смири1хсz и3 спасе мz. Литература: [1].
Пояснение к «Толкованию» Бл. Феофилакта на Евангелие от Матфея. Феофилакт Болгарский, Толкование на Евангелие от Матфея.
Он хоть Божие благоволение хотел стяжать, причем большим трудом, подвигом, а мы без всякого подвига, без всякого особенного труда хотим, чтобы нас похвалили люди, не заботясь о том, что Бог об этом думает, не заботясь о том, что совесть об этом говорит, довольные собой. Какой позор, как стыдно!
И на самом деле бывает стыдно, когда мы уйдем, вернемся к себе, если представим себе, какие мы были смешные, как мы подлизывались к нашим друзьям, чтобы только получить подачку, чтобы они сказали или сделали вид, что — да, мы замечательны. Как это низко и недостойно нас! Это хуже фарисея: тот, повторяю, хоть был добродетельным на самом деле, а мы — нет. И вот, в противовес этой кажущейся добродетели, этой лжедобродетели — мытарь. Он на самом деле плох, — и в этом отношении мы все могли бы думать о себе одинаково: мы все плохи, и во многом. Если подумать о том, что мы называем себя христианами, и представить себе разницу между Евангелием и нами — кто посмеет войти и встать перед Богом?
А всё-таки входим, потому что знаем, какой у нас изумительный Бог, сколько в Нем тепла, любви, ласки и терпения, и сколько Он готов положить труда на то, чтобы мы стали людьми, а потом, даст Бог, и христианами. Мы такие же, как мытарь, лишенные добра и добродетели, но мы в одном с ним разнимся.
Многие не совсем согласны с посылом притчи. В народе ходила такая пословица: «Если бы только два человека попали на небо, то один из них был бы фарисей. Икона Греческая икона «Притча о мытаре и фарисее» Иконе молятся в знак благодарности Христу. Необходимо попросить прощения и покаяться. В чем помогает икона: дарует помощь в указании верного пути; избавляет от глупых и грешных мыслей, тревог; укрепляет физические и духовные силы. Молитва Фарисея и Мытаря Боже, милостив буди мне грешному Расширенный утроенный вариант: Боже, милостив, буди мне грешному 1-й поклон Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя 2-й поклон Создавый мя, Господи, прости мя!
Проповедь дня Смиренные будут возвышены, а возвышающие себя будут унижены. К некоторым людям, которые уверены были о себе, что они праведны, а других унижали, Иисус Христос сказал следующую притчу. Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, встав, молился сам в себе так: Боже! Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть от всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже очей возвести на небо, но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже, милостив будь ко мне грешному! И далее прибавляет Иисус Христос, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот, ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится см. Итак, вот что значит хвалиться собой, а про других худое говорить, других унижать!
Посмотрите на этого фарисея, молящегося в храме Божием. Он ни у кого ничего не отнимал, никого ничем не обижал, вел жизнь целомудренную, два раза в неделю постился, десятую часть из имения отдавал в церковь и на бедных. Кто не скажет, что фарисей этот — человек праведный? Однако же не он пошел оправданным в дом свой, а мытарь. Да, этот фарисей добродетельный потерял все свои добродетели тем, что собой похвалился, а про мытаря сказал, что он худой человек. Но посмотрите на этого мытаря, молящегося в храме Божием. Посмотрите, как он поодаль от всех стоит, как он бьет себя в грудь, как он потупил долу свой взор; по всему видно, что он великий грешник. Однако же этот великий грешник пошел оправданным в дом свой.
Неделя о мытаре и фарисее. Иверская икона Божий Матери.
Притча о мытаре и фарисее задает тон на весь Великий пост, призывая к покаянию и упованию на Бога. Также в этот день церковь празднует День обретения Иверской иконы Божьей Матери. про блудного сына) Дионисий. 18 февраля, в Неделю о мытаре и фарисее, день памяти Иверской иконы Божией Матери, святителя Алексия, митрополита Московского, в Свято-Троицком кафедральном соборе были совершены две Божественные литургии. 28 января в воскресенье в Неделю о мытаре и фарисее в Александро-Невском храме Софринской бригады войск национальной гвардии России в посёлке Ашукино с 8:00 утра будут прочитаны часы, с 8:30 утра пройдёт Божественная Литургия. Неделя о мытаре и фарисее, сплошная седьмица перед Великим постом, притча о мытаре и фарисее. Притчами приводя всех к исправлению жизни, Христос мытаря возвышает за смирение, показав и фарисея, возношением смиряемого.
ТОЛКОВАНИЕ НА ВОСКРЕСНОЕ ЕВАНГЕЛИЕ. Неделя о мытаре и фарисее.
В Неделю о мытаре и фарисее в храмах совершается Божественная Литургия, которая имеет следующую особенность: на утрени после Евангелия поются особые покаянные великопостные тропари («Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче»). В воскресение 13 февраля, на Божественной литургии читался отрывок из Евангелия от Луки (18, 10-14) –притча о мытаре и фарисее. Гордый и самопревозносящийся фарисей, относивший все свои добродетели к своим собственным заслугам, ушел из храма менее оправданным, чем мытарь. 28 января в воскресенье в Неделю о мытаре и фарисее в Александро-Невском храме Софринской бригады войск национальной гвардии России в посёлке Ашукино с 8:00 утра будут прочитаны часы, с 8:30 утра пройдёт Божественная Литургия. И, с другой стороны, прийти — не просто по сознанию нашей греховности, а глубже, по изумлению перед величием и красотой Бога — прийти в тот строй покаяния, сокрушения, который и есть евангельский строй мытаря. Иконы Божией Матери.