По его мнению, в уголовном праве России должно появиться понятие «злодеяние», объединяющее ряд тяжких преступлений, за совершение которых террористы, наркоторговцы и убийцы детей отправлялись бы прямиком на бессрочные каторжные работы.
Содержание
- 1. Ад начинался уже в пути
- История каторги в России: понятие, места принудительного содержания и последствия
- Что такое каторга? История русской каторги ::
- В России вернут каторгу?
- Русская тюрьма. Каторга. Непростая жизнь каторжан
Каторжник в Российской империи
В большей степени к каторжным работам, на мой взгляд, можно отнести такой вид наказания как «пожизненные исправительные работы» в Северной Корее, которые предусмотрены статьей 97 Уголовного кодекса КНДР. Особенностью каторжной системы было то, что за преступления с разным характером наказания, от побоев до смертной казни, можно было заменить на каторжную работу. Каторжные работы появились в России в конце XVII столетия. Этот вид наказания предполагал, что преступники будут не просто отбывать срок в тюрьме, а тяжело трудиться на благо государства. галера) - вид уголовного наказания, состоящий в использовании осужденных на тяжелых принудительных работах в местах заключения или ссылки в сочетании с особо жестким режимом содержания. Каторга, каторжные работы.
Каторга: что делали на ней
В ней вы застаете семью каторжного, с нею солдатскую семью, двух-трех каторжных жильцов или гостей; тут же подростки; две-три колыбели по углам; тут же куры, собаки, а на улице у избы — мусор и лужи от помоев. Вечером с работы возвращается муж каторжный. Он хочет есть и спать, а жена начинает плакать и причитывать: «Погубил ты нас, проклятый! Пропала моя головушка, пропали дети!
Но вот все заснули, дети переплакали и тоже угомонились давно. А баба все не спит, думает и слушает, как ревет море. Теперь уж ее мучит тоска, жалко мужа, обидно на себя, что не удержалась и попрекнула.
А на другой день опять та же история…» На Сахалин немало идет женщин добровольно за мужьями. Одни идут из любви и жалости, другие — от стыда, от попреков. Самые тяжкие преступники на Сахалине содержатся в острожных карцерах, отдельно от прочих арестантов.
По рассказу одного посетителя Дуйской тюрьмы, «на вид это самые обыкновенные люди и преступления большей части из них не умнее и не хитрее их лиц. Обыкновенно присылают за убийство в драке на 5 или на 10 лет, потом бегут; их ловят — они опять бегут — и так пока не попадут в бессрочные и неисправимые. Только один старик лет 60-65 произвел на меня впечатление настоящего злодея.
По рассказам арестантов, он убил на своем веку 60 человек. У него будто бы такая манера: он высматривает арестантов-новичков, которые побогаче и сманивает их бежать; потом в тайге убивает и грабит, а чтобы скрыть следы, режет трупы на части бросает их в реку». По материалам: «Рассказы о Восточной Сибири…», Ф.
Девель, 1896 г.
Мужчины и женщины сидели в одних и тех же исправительных учреждениях, только в разных корпусах. Несовершеннолетние преступники а уголовная ответственность наступала с 10 лет обычно помещались в те же «взрослые» заведения, но подростков старались держать отдельно от взрослых. В тюрьму помещали подозреваемых до суда, и в случае обвинительного приговора они возвращались туда же отбывать назначенный срок или дожидаться отправки к месту будущей ссылки.
Одной из характерных особенностей дореволюционных мест лишения свободы было то, что значительная часть денег на содержание заключенных поступала в виде пожертвований, которых было особенно много во время религиозных праздников. Жертвовали и небогатые сердобольные люди, и состоятельные, особенно купцы, ведь «от сумы и от тюрьмы не зарекайся». Щедростью отличались староверы. Пожертвования перечисляли в тюрьмы в виде денег, продуктов питания, одежды. Более того, еще в допетровские времена было официально разрешено выпускать преступников для сбора подаяний.
В 1711 году Петр I запретил подобную практику, но полностью искоренить ее не удавалось. Попрошайничество то разрешали, то снова запрещали, но на протяжении всего 18 века одетые в рубища и скованные одной цепью арестанты не редко ходили по улицам под надзором караульных и распевали жалостливые песни. Изменилась ситуация только в 1819 году после учреждения попечительного общества, которое сумело наладить работу с благотворителями и более грамотное распределение поступающих средств. При тюрьмах были столярные, переплетные, швейные, сапожные и другие мастерские. Формально заключенный не имел права иметь при себе больше 3 копеек в день.
Остальное должно было переводиться на его счет, с которого он мог оплачивать необходимые ему вещи или забрать деньги после освобождения. Однако на практике это часто не соблюдалось. Приговоренных к каторге отправляли партиями, к которым по дороге присоединялись «коллеги» из других городов. На европейской части империи группы были до 50 человек, в Сибири их могло быть пару сотен. Начиналось печальное путешествие со сбора подаяний, которые могли быть довольно щедрыми.
Уныло звеня кандалами и распевая жалостливые песни, можно было заработать несколько десятков и даже сотен рублей, не считая разных гостинцев от сердобольных жителей. Некоторые приговоренные, чтобы подзаработать, незаметно продавали по дороге одежду, в том числе казенную. За это их наказывали, но потом все же выдавали новую. Женщины и мужчины значительную часть пути шли вместе, разделяли их в Тобольской тюрьме, крупнейшем перевалочном пункте. В дороге заработанные деньги быстро таяли из-за постоянных поборов конвоиров.
Купить продукты, чтобы хоть как-то разнообразить скудный паек, заплатить за право добраться до очередного места ночевки раньше других, чтобы успеть занять более удобное и теплое место на нарах, хоть часть пути проехать на подводе, а иногда из-за обычного вымогательства. В 1822 году вес ножных кандалов ограничили пятью фунтами 2кг , носили их мужчины, а женщины только оковы на руках. Но еще долгое время приговоренные шли группами, скованными одной цепью.
Каторга в правление Петра I Подневольная работа осужденных преступников при Петре I быстро развивается и находит себе многообразное применение. Этот подневольный труд и получил название каторга, в первоначальной своей форме, заимствованной с Запада. Каторга на весельных судах галерах появилась в России при Петре, и впервые применён указ от 24 ноября 1699 г.
Слово «каторга» было тождественно со словом «галера» или «галея». В журнале Петра I слово «каторга» отождествляется с кораблем [3] , но еще до Петра слово было в употреблении. Воспользоваться рабочей силой преступников для гребного труда предложено было в 1688 г. Андреем Виниусом в записке, поданной им в посольский приказ [4]. Мысль Виниуса лишь впоследствии нашла практическое применение. Подневольный, каторжный труд, однако, недолго сосредоточен был на гребных судах.
Уже в 1703 г. Смотря по потребности в рабочих руках, на работы осуждалось большее или меньшее число преступников. Так, Петр I письмом на имя князя Ромодановского от 23 сентября 1703 г. Очевидно, что при исполнении такого заказа тяжесть вины не могла быть принимаема к точному руководству. Кудрявцев в брошюре « Александровский централ. История сибирской каторги» писал об Указе, изданном 5 февраля 1705 г.
Этот указ предписывал «вместо смертной казни чинить жестокое наказание, бить кнутом и пятнать новым пятном, вырезывать у носа ноздри и ссылать на каторгу в вечную работу» из копии Указа, сохранившейся в фонде Илимской воеводской канцелярии. Пятнать новым пятном означало клеймить раскаленным железом в лоб. И далее: «Натирать же пятна порохом многажды накрепко, чтоб они тех пятен ничем не вытравливали и чтоб те пятна были посмерть». Указ 1705 г. Кроме вечной каторги взамен смертной казни, указ предусматривал каторгу «на урочные годы», то есть на определенные сроки. Каторга в послепетровский период Каторжный труд широко применялся во всех сооружениях и постройках первой половины XVIII века.
Со времени передачи в 1760 г. В системе наказаний каторжные работы долго занимали неопределённое положение, применяясь иногда как дополнительная кара или как следствие другого наказания. Только в указах Елизаветы Петровны об отмене смертной казни 1753 и 1754 вечная ссылка на вечную, непрерывную работу заменяет собой смертную казнь и, таким образом, ставится во главе карательной системы. Срочные каторжные работы отбывались в этот период или в крепостях, или в рабочих домах для женщин -каторжанок — прядильные дома. Некоторую определённость и постепенность в отношении отбывания каторжных работ как наказания вводит лишь указ Павла I от 13 сентября 1797 г. Каторга в правление Екатерины II Наряду с ссылкой в каторжные работы при Екатерине II вновь стала применяться ссылка на поселение без работ; но точного соотношения между этими видами ссылки установлено не было.
Барак каторжан Многие каторжане после побега или окончания срока становились разбойниками, что сказывалось на нравах в правопорядке там, где они проживали. Унылые колонные бредущих на смерть под конвоем, наполнили дороги Урала и Сибири, иногда их жалели и подкармливали жители окрестных деревень, но в Сибири обычно их ждали глухие заборы и равнодушие местных жителей, часто самих прошедших этап. Луковица, ан копейка. Сто душ — сто луковиц, вот те и рубль!.. Анекдот из Нерчинской тюрьмы о каторжанах Развитие каторги, как основного инструмента колонизации страны Каторжанин в кандалах Елизавета Петровна совершила гуманный поступок, отменив смертную казнь. Что привело к резкому увеличению приговоренных к каторге! Преступники ссылались на уральские рудники, в Иркутск или в многочисленные приграничные крепости страны. Каторга стала срочной, до 20 лет пребывания и бессрочной, а по отбытию срока, каторжанин становился поселенцем. К началу 19 века, каторжане стали просто каналом дармовой рабочей силы для различных ведомств.
Они работали на рудниках, в забоях, плавили металл, добывали пушнину, были горнопроходчиками, работали на фабриках всех выпускаемых товаров. А часто, когда ведомства несогласованно допускали простои и осужденные получали слабую охрану , каторжане разбегались по дорогами Урала и Сибири, огромными бандами! Труд каторжан обычно оказывался неэффективным. Первыми от них отказались военные, затем их перестали ссылать в крепости, так как прекратилось их возведение, затем, массовая гибель заключенных от болезней в рудниках, заставила власти принять меры по лучшему обращению с ними, что уменьшало экономический эффект. Ведь теперь на них приходилось тратиться. Основной контингент каторжных составляли уголовники. Булавина, Е. Пугачева , крестьянских, городских, казачьих, солдатских восстаний и бунтов, число восстаний доходило до 200 в год и число участников было весьма внушительным. В XIX в.
Как жили каторжане? Клейменный каторжанин Условия каторги были тяжелыми. Бараки не отапливались, люди жили в страшной тесноте, отчего регулярно возникали эпидемии и конфликты. Недоедание, тяжелый труд и побои постоянно сопутствовали каторжанам.
Вы точно человек?
которое означало большое гребное судно с тройным рядом весел. Ка́торга, или каторжные работы — подневольный труд, отбываемый в пользу государства самыми тяжкими, с точки зрения государства, преступниками. В современном уголовном законодательстве Российской Федерации такой вид наказания, как каторга либо каторжные работы, отсутствует. Каторжные работы Каторга как вид наказания была впервые введена. История российской каторги Определение 1 Каторга – это часть пенитенциарной. КАТОРГА (каторжные работы), наказание за тяжкие преступления, включавшее тяжёлые принудит. работы и, как правило, строгий режим лишения свободы.
Похожие слова
- религия, быт, промыслы, фольклор…
- Каторга: что это такое и история ее использования в России
- религия, быт, промыслы, фольклор…
- Что такое каторжная работа?
- Заключенные на галерах. Как жили каторжники в XVIII веке | АиФ Санкт-Петербург
- В российское законодательство вернут каторгу
Каторга | Что такое и как это было?
Каторга в царской России. Как появилась? | Кузница фактов | Дзен | Многие декабристы после провала восстания также были осуждены на каторжные работы. |
Сибирская каторга. Остров Сахалин. Часть 1 | Тем более, что каторга появляется в конце 17 в., соответственно в более ранний период говорить об “экономическом эффекте” вообще не приходится. |
История каторги в России: понятие, места принудительного содержания и последствия | Каторга в России появилась при Петре I: царь учредил её артикулом 1715 года и повелел ссылать на галеры или каторжные работы за различные провинности — супружескую измену, побеги рекрутов и неуплату налогов. |
Жизнь ссыльных и политкаторжан на рубеже XIX-XX веков | Некоторые категории особо тяжких преступлений (терроризм, наркоторговля, убийство детей) юристы считают правильным квалифицировать как «злодеяние» и наказывать бессрочными каторжными работами. |
Каторжный труд
Вообще-то каторжные работы назначались за тяжкие преступления. Осужденные на каторжные работы выполняли самую тяжелую работу, часто при условиях экстремального холода, а также были подвержены строгому надзору и жесткому режиму. Каторжный труд, или принудительные работы, был одной из самых жестоких форм наказания, применявшейся в различных исторических контекстах. Система каторжных работ была создана в России в XVIII веке, когда Петр I ввел казенные работы для осужденных. Каторжные работы – это особый вид наказания, который используется в системе уголовного правосудия для принудительного труда осужденных лиц. Эта работа Достоевского стала первой в истории русской литературы книгой об "отверженных" — обитателях каторги.
Что такое каторга? История русской каторги
Предполагавшаяся постепенность тяжести работ на практике, однако, не осуществлялась. Самые работы не всегда существовали, и осужденные к данному роду кат. По замечанию проф. Таганцева лекции, стр. Деление работ на категории постепенно оставляемо было законодательством. В 1864 г. Применявшие труд каторжных фабрики и заводы постепенно прекращали работу еще в 1830 г. Петровский железоделательный завод, в котором работали декабристы, перестал принимать каторжных.
Работы в рудниках также уменьшались, особенно с закрытием нерчинских работ возобновленных лишь в 80-х годах и крайне неудачного опыта с работами на Карийских россыпях, где от большого скопления каторжных и жестокого обращения с ними начальства появились повальные болезни, унесшие в один год до 1000 чел. Максимов, "Сибирь и К. Ядринцев, "Русская община в тюрьме и ссылке". Закон 18 апреля 1869 г. По этому закону на К. Осужденные на каторжные работы вместо отсылки в Сибирь помещаются в каторжных тюрьмах — Новоборисоглебской, Новобелгородской, Илецкой, Виленской, Пермской, Симбирской и Псковской, двух тобольских и Александровской близ Иркутска. Устройство этих тюрем в сущности почти не отличалось от обыкновенных тюрем.
Отбывшие в них срок заключения, равный сроку работ, отсылались по закону 23 мая 1875 г. Этим же законом положено было начало сахалинской ссылке. Сахалин 800 чел. Предпринятая законом 11 декабря 1879 г. Разделение К. Осуждение к кат. Работы отбываются на заводах Кабинета Его Величества, где центральным их местом является зерентуйская каторжная тюрьма, на казенных солеваренных заводах — Иркутском, Усть-Кутском и др.
На острове Сахалине работы заключаются в проложении дорог, труде на каменноугольных копях, устройстве портов, сооружении домов, мостов и пр.
Сослать на каторгу. Невыносимо тяжелый труд, мучительная жизнь разг. Домашняя к. Каторжные работы. Работает как каторжный сущ.
Но посмотреть, как русская каторга выглядела в реальности, сегодня очень трудно. Эти особые памятники прошлого находятся в плачевном состоянии, и через них не проходят туристические маршруты. О том, почему так важно их сохранить и чем тема каторги может быть интересна сегодня, рассказывает Александр Петров, помощник начальника Управления Минюста России по Забайкальскому краю. Когда появилась каторга и что от нее сохранилось до наших дней? Именно тогда началось активное освоение рудников, где добывали различные полезные ископаемые. Повсюду стали открываться заводы, на которых перерабатывались металлы.
Понадобилась рабочая сила. Тогда Петр решил отправлять на эти заводы провинившихся перед законом. Параллельно каторжан стали использовать и для строительства Санкт-Петербурга. Работы каторжных в мастерских Система поначалу была очень жестокой — многие преступники на этих рудниках и заводах погибали. Но постепенно условия содержания стали улучшать. Здесь, на Нерчинских рудниках, добывали серебро.
Сюда стали отправлять каторжан, обустраивать их, постепенно создавать условия для жизни и труда, строить им деревянные бараки. Организацией процесса занимался Корпус горных инженеров. Это было военизированное формирование — все горные инженеры носили офицерские звания. Каторжане жили при этих горных заводах и работали. Лазарет для каторжных в Нижне-Карийском промысле С 1879 года вместе с образованием Главного тюремного управления в Забайкальском крае начали строить уже добротные каменные тюрьмы, более комфортные для проживания.
Чита, 1998; Фархутдинов И. Сахалин, музея: ежегодник Сахалин, обл. Зуев, А. Константинов, З. Мошкина Сопротивление и побеги Даже власти признавали, что положение политкаторжан изменилось к худшему.
Так, генерал-губернатор Восточной Сибири Дмитрий Анучин в марте 1882 года в письме царю называл их жизнь «невыносимой», в том числе — из-за содержания в тюрьме с запретом работы на приисках, что ведет к помешательству. В знак протеста против ужесточения режима переведенные в тюрьму заключенные решили готовить побег. Внутри тюрьмы режим пока еще оставался относительно вольным, каторжане ходили из камеры в камеру свободно. В мае 1882 года с Карийской каторги бежали восемь заключенных, среди которых был Ипполит Мышкин, фигурант «процесса 193», ранее пытавшийся освободить из ссылки революционного идеолога Николая Чернышевского. Мышкин и его товарищ смогли добраться до Владивостока, но в итоге все восемь беглецов были пойманы и подвергнуты телесным наказаниям. После побега режим на Каре был резко ужесточен, политкаторжан расселили по камерам разных тюрем, общение между собой им запретили, а сами камеры разделили на небольшие боксы перегородками. Политических лишили книг, теплой одежды, личного белья и права покупать продукты за свой счет. Репрессии коснулись и женского отделения, хотя никто из каторжанок не имел отношения к побегу. В ответ на угрозу применения телесных наказаний политкаторжане объявили голодовку, в которой участвовали более 50 закованных в ручные и ножные кандалы человек. Администрация каторги оказалась не готова к таким действиям и под угрозой массовой гибели заключенных пошла на уступки: на 13-й день комендант согласился вернуть осужденным белье, часть книг и теплую одежду.
До этого он получил из Петербурга распоряжение каждый день докладывать о состоянии здоровья голодающих. Вторым и неожиданным ответом политзаключенных на репрессии стало покушение народницы Марии Кутитонской на губернатора Забайкальской области Луку Ильяшевича, которого считали виновным в ограничении прав каторжников. Незадолго до этого Кутитонскую по состоянию здоровья перевели с каторги на поселение, которое она тут же самовольно покинула. Вооруженная револьвером, революционерка пришла на прием к губернатору и выстрелила в него. Ильяшевич был тяжело ранен, но выжил и ходатайствовал о смягчении приговора стрелявшей в него женщине: Кутитонская была беременна. Впрочем, ребенок родился мертвым, а сама каторжанка, избежав виселицы, вскоре умерла от туберкулеза. Но так или иначе, ситуация на Каре после голодовки постепенно стабилизировалась. В 1884 году были разобраны перегородки внутри камер, на следующий год — восстановлена вольная команда. Коменданты каторги сменяли один другого, надолго на Каре начальство теперь не задерживалось. По воспоминаниям революционера Льва Дейча, поступившего на Карийскую каторгу в декабре 1885 года, вольности тюремной общины к моменту прибытия на Кару была уже полностью восстановлена, камеры по-прежнему не запирались, заключенные увлеченно занимались науками, чтением, пением, разбивали огороды и цветники, развлекались игрой в шахматы и городки, а зимой — катанием с гор.
Летом они устраивали чаепитие в тюремном дворе за общим столом, пишет историк Гарнет. Столь же щадящий режим установился и в женском отделении каторги, где отбывали наказание около десяти революционерок. Карийская трагедия Поводом к резкому обострению отношений каторжан с администрацией стал инцидент с осужденной Елизаветой Ковалевской. В своих воспоминаниях она писала, что в феврале 1888 года заболела сначала цингой, а после и туберкулезом. Боясь заразить своих товарищей, революционерка требовала, чтобы ее перевели в отдельную камеру, но навстречу ей не пошли. Тогда Ковалевская, имевшая за плечами побег и многолетний опыт подпольной борьбы, заявила, что отказывается повиноваться любым представителям власти. В августе 1888 года в женскую тюрьму на Каре приехал генерал-губернатор Приамурья Андрей Корф, бравировавший своими либеральными взглядами. Ковалевская отказалась вставать в его присутствии: «Я сослана сюда за то, что не признаю ваше правительства и перед его представителями не встаю». Как вспоминала революционерка, Корф побагровел и крикнул сопровождавшим его сотрудникам: «Поднимите ее на штыки! В ответ Ковалевская процитировала фразу из речи самого генерал-губернатора: «Сила не в силе, а сила в любви».
Корф в ярости удалился. Спустя три дня по его приказу Ковалевскую перевели в другую тюрьму. Сделано это было в крайне грубой форме. Ее посадили в телегу, переодели насильно при мужчинах в арестантские одежды и вывезли из Кары. Операцией руководил комендант каторги Масюков. Сначала женщины, а потом и мужчины-политкаторжане выступили с требованием отставки Масюкова. Противостояние продолжалось почти год, но несмотря на заверения представителей администрации, приезжавших на каторгу, конфликт так и не нашел разрешения — пока в августе 1889 года Сигида не дала коменданту пощечину, а Корф не распорядился ее высечь, что и стало поводом к массовому самоубийству. О случившемся тогда на Каре узнали не только в России, но и во всем мире. Царское правительство решило, что в сложившейся ситуации выгоднее будет объявить о ликвидации Карийской каторги. Акатуйская каторжная тюрьма пережила Революцию 1905 года, здесь продолжали содержать политических заключенных, в том числе бывших депутатов Госдумы.
В 1911 году Акатуйская тюрьма была преобразована в женскую; среди ее заключенных была анархистка Фанни Каплан, позже прославившаяся покушением на Ленина. Окончательно каторги в России ликвидируют в 1917 году, как казалось — навсегда. В 1943 году каторжные работы вернулись — в качестве наказания по статье «Измена Родине». Как жили каторжане?
Нерчинская каторга: как была устроена система дореволюционных тюрем?
Человека заставляют работать сверх его сил, у него это вызывает протест и моральное разложение — ничего больше. Не потому, чтобы наказать и семью. Если каторжанин приезжал на Сахалин с домочадцами, ему давали возможность не жить в общем бараке, а строить дом. Почитайте «Сахалин» Чехова — это о каторге. Если человек приезжал отбывать наказание с семьей, ему снижали разряд каторги.
Конечно, для семьи это было страшным испытанием: дети иногда гибли, с женщинами были большие трудности. Но факт остается фактом: к каторжанину относились по-человечески. ГУЛАГ все это уничтожил — и в этом огромная разница с каторгой. В советском ГУЛАГе человек был ничем не связан, его полностью отчуждали от социальных возможностей, делали из него абсолютного раба.
Может, у нас тоже обнаружились задачи, где нужна даровая рабсила? Ну, скажем, обустройство острова Русский для саммита АТЭС, или прокладка Трансполярной железнодорожной магистрали, которую забросили после смерти Сталина? Каторга, как таковая, сформировалась в XIX веке. Ее устройство подробно изложено в Уставе о ссыльных.
К концу XIX осуждение к каторжным работам соединялось с лишением всех прав состояния и поселением по окончании срока работ. Работы отбывались в Зерентуйской каторжной тюрьме, на казённых солеваренных заводах — Иркутском, Усть-Кутском и др. На острове Сахалин работы заключались в строительстве дорог, добыче угля, устройстве портов, мостов и пр. Каторга делались на шесть разрядов по срокам: 4 года, 8 лет, 12 лет, 16 лет и 20 лет.
Больше двадцати лет каторги не было. Это был исполнительный кодекс, который действовал вплоть до прихода к власти большевиков. С помощью каторжников пытались колонизировать Восточную Сибирь, Сахалин, но это плохо удавалось. Чехов три года прожил на Сахалине, и детально описал тогдашнюю каторгу — она была абсолютно непродуктивна.
Это было полным моральным разложением людей, которые не имели перспектив — ни социальных, ни личных. Да, мы можем силами заключенных построить даже египетскую пирамиду, бросить человека на это, как материал. Но наши дети будут жить после этого в рабстве, и считать, что тюрьма — нормальный способ существования! Социальное развитие предполагает отношение к человеку, как к значимой единице, носителю жизни.
Предполагавшаяся постепенность тяжести работ на практике, однако, не осуществлялась; не всегда рудниковые работы в действительности оказывались более тяжкими, чем даже заводские; в самом Уложении ст. Самые работы не всегда существовали, и осуждённые к данному роду каторжных работ часто за отсутствием его отбывали наказание в сибирских каторжных тюрьмах, разбегаясь целыми массами и наводя ужас на местное население. По замечанию профессора Таганцева, «государство, осуждая на К. Деление работ на категории постепенно исключено из законодательства. В 1864 г.
Применявшие труд каторжных фабрики и заводы постепенно прекращали работу ещё в 1830 г. Петровский железоделательный завод, в котором работали декабристы , перестал принимать каторжных. Работы в рудниках также уменьшались, особенно с закрытием нерчинских работ возобновлённых лишь в 1880-х годах и крайне неудачного опыта с работами на Карийских россыпях, где от большого скопления каторжных и жестокого обращения с ними начальства появились повальные болезни, унёсшие в один год до 1000 чел. По этому закону на каторгу в Сибирь направляются только каторжные из Сибири и за уральских частей Пермской и Оренбургской губ. Осуждённые на каторжные работы вместо отсылки в Сибирь помещаются в каторжных тюрьмах так называемых « централах » — Новоборисоглебской, Новобелгородской, Илецкой, Виленской, Пермской, Симбирской и Псковской, двух тобольских и Александровской близ Иркутска.
Устройство этих тюрем в сущности почти не отличалось от обыкновенных тюрем; режим был более строгий, но тяжких и вообще каких бы то ни было работ здесь не производилось. Отбывшие в них срок заключения, равный сроку работ, отсылались по закону 23 мая 1875 г. Этим же законом положено было начало сахалинской ссылке; генерал-губернатору Восточной Сибири предоставлено было выслать на о. Сахалин 800 чел. Реформа наказаний 1879 года[ править править код ] Предпринятая законом 11 декабря 1879 г.
К разряду каторжных тюрем можно было отнести ещё Шлиссельбургскую крепость , где содержались осужденные к каторге государственные преступники; крепость управлялась по особому положению от 19 июня 1887 г. Классификация каторжников и условия отбытия наказания после реформы 1879 года[ править править код ] Заключённые перед Зерентуйской тюрьмой. Все осуждённые к каторжным работам делятся на 3 разряда, осуждённые без срока или на время свыше 12 лет именуются каторжными первого разряда; осуждённые к работам на время свыше 8 и до 12 лет именуются каторжными второго разряда, а на время от 4 до 8 лет — каторжными третьего разряда. Бессрочные каторжные должны содержаться отдельно от других. На подземные работы при добывании руд могут быть отправлены лишь каторжные первого разряда; при обращении же на такие работы каторжных второго и третьего разрядов каждый год работ засчитывается им за 1,5 года каторжных работ, определённых судебным приговором.
По поступлении в работы каторжные зачисляются в разряд испытуемых и содержатся в острогах, бессрочные — в ножных и ручных кандалах, срочные — в ножных. Мужчины подлежат бритью половины головы.
Устройство этих тюрем в сущности почти не отличалось от обыкновенных тюрем; режим был более строгий, но тяжких и вообще каких бы то ни было работ здесь не производилось. Отбывшие в них срок заключения, равный сроку работ, отсылались по закону 23 мая 1875 г.
Этим же законом положено было начало сахалинской ссылке; генер. Сахалин 800 чел. Предпринятая законом 11 декабря 1879 г. Разделение К.
Осуждение к кат. Работы отбываются на заводах Кабинета Его Величества, где центральным их местом является зерентуйская каторжная тюрьма, на казенных солеваренных заводах — Иркутском, Усть-Кутском и др. На острове Сахалине работы заключаются в проложении дорог, труде на каменноугольных копях, устройстве портов, сооружении домов, мостов и пр. В последнее время правительство стремится сосредоточить К.
Сибири см. К разряду каторжных тюрем следует отнести еще Шлиссельбургскую крепость, где содержатся осужденные к К. Все осужденные к каторжным работам делятся на 3 разряда, осужденные без срока или на время свыше 12 лет именуются каторжными первого разряда; осужденные к работам на время свыше 8 и до 12 лет именуются каторжными второго разряда, а на время от 4 до 8 лет — каторжными третьего разряда. По поступлении в работы каторжные зачисляются в разряд испытуемых и содержатся в острогах, бессрочные — в ножных и ручных кандалах, срочные — в ножных.
Мужчины подлежат бритью половины головы. При удовлетворительном поведении испытуемый переводится затем в отряд исправляющихся, которые содержатся без оков и употребляются для более легких работ отдельно от испытуемых. По истечении установленных сроков исправляющиеся пользуются правом жить не в остроге, могут себе выстроить дом, для чего им отпускается лес; им возвращаются отобранные при ссылке деньги и разрешается вступить в брак. Срок К.
Работа каторжных оплачивается закон 6 января 1886 г. Осужденные на бессрочную К. Каторжные, не способные ни к какой работе, размещаются по сибирским тюрьмам и через известные сроки обращаются на поселение. О пересылке каторжных см.
Ссылка, Этап; о преступлениях, совершаемых каторжными — см.
На 174 млн чел. При этом в данную статистику входят не только умышленные убийства, но и, как говорят сегодня, случаи «причинения смерти по неосторожности». Кроме того мы учитываем наибольшие показатели убийств. Так что никакого значения ни для демографии при естественном приросте численности в том же 1913 г. Конечно, каторга имела экономический смысл, но опять же 30-35 тыс. Тем более, что каторга появляется в конце 17 в. Поэтому приведённые коллегами аргументы, к сожалению, не являются убедительными, но мы благодарны за них, ибо дискуссию считаем благотворной.
Каторжный труд
Анализ каторги в СССР и царской России показывает, что положение осужденных к каторжным работам значительно ухудшилось. Эта работа Достоевского стала первой в истории русской литературы книгой об "отверженных" — обитателях каторги. Каторга, каторжные работы (от греч. — катергон, большое гребное судно с тройным рядом весел; позднее такое судно стали называть галерой) — подневольный труд, отбываемый в пользу государства самыми тяжкими с точки зрения государства преступниками. Каторжные работы — Каторга, каторжные работы (от греч. κατεργων катергон, большое гребное судно с тройным рядом вёсел; позднее такое судно стали называть галерой) подневольный труд, отбываемый в пользу государства самыми тяжкими с точки зрения. По его мнению, в уголовном праве России должно появиться понятие «злодеяние», объединяющее ряд тяжких преступлений, за совершение которых террористы, наркоторговцы и убийцы детей отправлялись бы прямиком на бессрочные каторжные работы. Отправка на каторжные работы была крайне строгим наказанием, которое подразумевало тяжелый физический труд, малое питание, пытки и низкую продолжительность жизни.
Каторжная работа: история и определение
- Пожизненное заключение в России
- Каторга: что это такое, история, особенности, примеры
- Наказания в историческом прошлом и современном мире | Нейросеть Бегемот
- История каторжных работ в России: pchelkka — LiveJournal
История каторги в России
История каторжных работ в России[ править править код ] История русской каторги начинается с конца XVII столетия и тесно связана с историей ссылки как карательной меры. Ещё до издания уложения царя Алексея Михайловича заметно стремление утилизировать личность преступника в пользу государства. Прежняя форма изгнания, или «выбития из земли вон», практиковавшаяся ещё в XVI столетии, заменяется в XVII веке, особенно со времени освоения Сибири , ссылкой с государственной, колонизационной целью, которой по Уложению 1649 года подвергаются многие категории преступников. В XVII веке выработались для ссыльных — за исключением тех немногих, которые на местах ссылки содержались в заключении, — три вида хозяйственного устройства: служба, приписка к посадским тяглым людям и ссылка на пашню.
Иностранные писатели [2] , знакомившие Западную Европу с Русью Россией XVII века, указывают ещё на ссылку для добычи соболей в царскую казну ; но правильность этого указания оспаривается русскими исследователями [3]. Правительство старалось сделать ссылку производительной и устанавливало меры надзора за тем, чтобы всякий ссыльный «у того дела был и в том месте жил, где кому и у какого дела быть велено и бежать бы на сторону не мыслил» грамота верхотурскому воеводе 1697 года. При всем том работа ссыльного остается свободным, личным трудом на себя.
Только к самому концу XVII века появляется ссылка с обязательным подневольным трудом каторжан на пользу государства. Кудрявцев называет 1691 год датой возникновения в России каторги как особого вида наказания. Каторга в правление Петра I[ править править код ] Подневольная работа осужденных преступников при Петре I быстро развивается и находит себе многообразное применение.
Этот подневольный труд и получил название каторга, в первоначальной своей форме, заимствованной с Запада. Каторга на весельных судах галерах появилась в России при Петре, и впервые применён указ от 24 ноября 1699 года П. Слово «каторга» было тождественно со словом «галера» или «галея».
В журнале Петра I слово «каторга» отождествляется с кораблем [4] , но ещё до Петра слово было в употреблении. Воспользоваться рабочей силой преступников для гребного труда предложено было в 1688 году Андреем Виниусом в записке, поданной им в посольский приказ [5]. Мысль Виниуса лишь впоследствии нашла практическое применение.
Подневольный, каторжный труд, однако, недолго сосредоточен был на гребных судах. Уже в 1703 г. Смотря по потребности в рабочих руках, на работы осуждалось большее или меньшее число преступников.
Так, Петр I письмом на имя князя Ромодановского от 23 сентября 1703 г. Очевидно, что при исполнении такого заказа тяжесть вины не могла быть принимаема к точному руководству. В только что основанном Санкт-Петербурге в 1706 году на месте современной площади Труда появился Каторжный двор.
От заключенного требовали только выхода на работу. Потом его загоняли в барак, и что там происходило, было делом самих каторжников. Они сами обустраивали жизнь: выделяли авторитетную сторону, купцов, даже палач был из числа каторжан. Это был коллектив, который жил по своим законам — страшным, конечно, но часто полезным, поскольку они были основаны на каких-то ценностях. В церковные праздники прихожане приносили арестантам еду. Тюрьма была посещаемым местом для общества. Люди понимали, что каждый может стать каторжником, и называли арестантов «страдальцами» и «несчастненькими». Очень часто тюрьма и каторга кормилась подношениями.
Арестантам приносили даже деньги. Все это добро делилось внутри сообщества заключенных. Сейчас действуют другие нормы и понятия. Тюрьма пытается воспитывать людей, но идеологически это воспитание обеднено. Нет христианства, коммунистическая идеология тоже покинула тюремные бараки. В обществе строится капитализм, а в местах заключения все еще пытаются жить по принципам, потерявшим жизненную силу. Старинное деление заключенных на «масти» сохраняется? А кастовость является основой для устройства однополого мужского коллектива, это вещь антропологическая.
В тюрьме человек отпущен на дно, на фундамент культуры, он находится практически в первобытном состоянии, и подобные антропологические вещи сами собой возникают. От каст в тюрьме невозможно уйти. Вопрос только в том, насколько деление жесткое. Это зависит от зоны — «красная» она зоной управляет тюремная администрация или «черная» воровская, где верховодят авторитеты. На «черной» касты более махровые. Его борьба, кстати, привела к тому, что все вышло с точностью до наоборот — в тюрьмах отменили так называемые секции дисциплины и порядка активисты-заключенные, вставшие на сторону администрации, и исполняющие карательную функцию, — «СП». Члены секций, по сути, являются предателями среди арестантов, и потому были очень жестокими в обращении с ними. Сейчас, на мой взгляд, тюремная система в России пытается перейти на европейскую модель.
Правило этой системы — один человек, одна камера, а кроме того — индивидуальное программирование — с каждым при поступлении составляется личная программа, его путь к досрочному освобождению и ослаблению режима.
Этого хочет весь российский народ», — подчеркнул Фадеев. Правозащитник добавил, что в законе необходимо предусмотреть эксплуатации труда каторжников в течение как минимум половины срока. Пока неясно, как отреагировала на предложение Госдума.
Тяжелые условия труда, суровый климат и плохие бытовые условия сильно подрывали здоровье заключенных. Частыми были эпидемии, широко распространен туберкулёз, от которого в дальнейшем страдали многие революционеры. Низким был уровень медицинского обслуживания, причинами чего были как переполненность тюрем, так и плохое обеспечение денежными средствами. В свободное время заключенным разрешалось читать книги, переписываться с родными письма досматривались администрацией тюрьмы , а вставшим на путь исправления дозволялось жениться. Заключенные чаще всего политические , имевшие образование, обучали грамоте своих малограмотных товарищей, что часто поощрялось руководством тюрем.
Со времен декабристов формировались библиотеки, способствовавшие самообразованию каторжан, для многих Сибирь стала своеобразным университетом. Так, в Тобольск был сослан лидер старообрядцев протопоп Аввакум. Кроме изоляции в отдаленных местностях власть видела еще одну перспективу данного вида наказания — заселение Сибири. Так, к концу XIX века количество ссыльных находилось на уровне 300 тысяч человек. Поколения ссыльных сменяли друг друга. Вслед за декабристами пришли петрашевцы, землевольцы, народовольцы, затем эсеры и социал-демократы. Шел постоянный обмен мнениями, новостями, взглядами. Чаще всего ссыльные размещались в отдаленных селах. Так, Ленин отбывал ссылку в селе Шушенское, использовав свободное время для написания книг и статей.
Сталин со слов Хрущева свою ссылку вместе со Свердловым вспоминал так: «Мы готовили себе обед сами. Собственно, там и делать-то было нечего, потому что мы не работали, а жили на средства, которые выдавала нам казна: три рубля в месяц. Ещё партия нам помогала». Ссыльные, за счет своей образованности, пользовались популярностью при приеме на работу. К примеру, Троцкий какое-то время работал конторщиком у местного купца, о котором отзывался так: «Подписать фамилию он не умел и ставил крест». После увольнения и переезда в Усть-Кут Лев Давидович устроился в газету «Восточное обозрение»: «То был легальный провинциальный орган, созданный старыми ссыльными-народниками, но захватывавшийся эпизодически марксистами. Я начал с деревенских корреспонденций, ждал в волнении появления первой из них, был поддержан редакцией, перешел к литературной критике и публицистике». Отдаленность от цивилизации и невозможность участвовать в политической деятельности приводили к депрессиям, конфликтам, пьянству. Троцкий так описывал темную сторону жизни в ссылке: «Идейные разногласия, как всегда в местах принудительного скопления людей, осложнялись дрязгами.
Личные, особенно романические конфликты принимали нередко характер драмы. Некоторые ссыльные растворялись в окружающей среде, особенно в городах. Другие спивались.