120 лет Валерию Чкалову — биография. Валерий Чкалов родился 2 февраля 1904 года в семье мастера-котельщика в селе Васильево Нижегородской области (ныне — город Чкаловск). Летчик-испытатель В 1933-1936 гг. Валерий Чкалов был летчиком-испытателем Московского авиазавода им. Менжинского (№39) и Опытно-конструкторского бюро Николая Поликарпова. Чкалов Валерий Павлович. Валерий Чкалов прожил короткую, но очень насыщенную и яркую жизнь. О биографии Валерия Чкалова, его юности, зрелости, судьбе, семье пойдет речь в этой статье.
Где «Баян» и где самолеты?
- Чкалов Валерий Павлович
- Первые неприятности
- Заводила-кочегар
- Валерий Чкалов - летчик и Герой Советского Союза
- Чкалов Валерий Павлович — Биография
Чкалов, Валерий Павлович
Валерий Павлович Чкалов. В кино и книгах Валерия Чкалова часто показывают таким воздушным хулиганом, – делится своими впечатлениями Валентина Павловна. Знаменитейший летчик Валерий Чкалов, биография которого в авиации началась с ученика слесаря, уверенно шёл по намеченному пути. И Валерий Чкалов посадил самолет на этот маленький спасительный островок, пролетев под аркой железнодорожного моста. Во всех официальных биографиях Валерия Павловича написано, что его отец был простым котельщиком в казенных мастерских. Чкалов разработал и внедрил новые фигуры высшего пилотажа: восходящий штопор и замедленную «бочку». Совместно с овым и вым совершил перелёты: Москва — (ныне ), 20-22 июля 1936; Москва — Северный полюс — Ванкувер.
Подготовка к полетам
В 1931 возглавляемый им экипаж впервые в мире совершил полет на самолете-авианосце тяжелом бомбардировщике с пятью истребителями, подвешенными на крыльях и фюзеляже. Одновременно с 1933 работал на авиационном заводе в Москве, где вместе с конструкторами участвовал в создании и совершенствовании новых систем самолетов. Как испытатель, неоднократно попадал в трудные ситуации, требовавшие немедленного выпрыгивания с парашютом из падающего самолета, но зная стоимость каждой новой модели машины, проявлял выдержку, высокое мастерство пилотажа и выходил из критических ситуаций. Байдукова и А. Белякова впервые в мире за 56 час. Путь назад был короче — 7676 км, его экипаж преодолел за 48 час. После этого триумфального перелета В. Чкалову и другим членам экипажа было присвоено звание Героя Советского Союза. Вашингтон протяженностью свыше 12 000 км за 63 часа 25 мин. При этом был установлен мировой рекорд дальности беспосадочного дальнего перелета, в результате чего Чкалов сразу стал народным героем.
По воспоминаниям сына, И. Чкалова, Сталин предлагал отцу пост наркома внутренних дел, но тот остался верен летному делу. Принятый в 1936 в партию, он в ноябре 1936 участвовал в ХV Международной авиационной выставке в Париже, после которой попросил Советское правительство разрешить ему отправиться добровольцем в Испанию, но получил отказ. Был награжден двумя орденами Ленина и Орденом Красного Знамени, премирован одной из первых легковых машин, выпущенных Горьковским автозаводом. В декабре 1938 Чкалов был вызван из отпуска через несколько дней для испытания нового самолета-истребителя И-180 конструкции Н. Несмотря на то, что перед вылетом в машине было выявлено около ста дефектов во время предъявления ее летчику для испытания , а также на отсутствие согласия на вылет самого конструктора Поликарпова, приказ лететь был отдан.
До 1924 года он учится в различных авиашколах, в том числе Московской и Серпуховской. Следует отметить, что уже тогда Чкалов осваивает различные типы самолетов — от Юнкерса до Мартинсайда. Он получает квалификацию летчика-истребителя. Возможно, именно такая подготовка дала ему возможность стать одним из ведущих испытателей авиатехники, ему очень легко давалось освоение любого самолета. Наконец, окончив все возможные курсы подготовки и училища, он получает желанное направление — в Ленинградскую краснознаменную эскадрилью имени первого прославленного русского летчика П. Лётчик-истребитель, лётчик-испытатель Рекордные перелеты и всенародная память На волне подобного успеха Чкалов добился разрешения на перелет в США. И 18 июня 1937 года стартовал новый рекордный перелет. В 1938 году Валерия Чкалова срочно отозвали из заслуженного отпуска и привлекли к испытаниям новейшего истребителя И-180. Самолеты нового типа срочно требовались армии, международная обстановка накалялась. Во время испытаний было выявлено множество дефектов. Конструктор Н. Поликарпов в отчаянии писал докладные с требованиями отложить летные испытания, но 15 декабря 1938 года отважный испытатель Валерий Чкалов решился и увел новейший И-180 в воздух. В полете у машины отказал двигатель, но даже с такой неисправностью Чкалов смог отвести самолет от жилых домов и попытался спасти машину, посадив в поле недалеко от аэродрома. К сожалению, планируя, он зацепил линии электропередачи и при жесткой посадке ударился головой. Через два часа он умер, не приходя в сознание, в Боткинской больнице… Читайте нас в Биография Валерия Павловича Чкалова Родился 2 февраля 1904 г в с. Василево сейчас Чкаловск Нижегородской области. Его отец был котельщиком казённых мастерских, мать он потерял рано, в 6 лет. Окончив сельскую школу, Валерий поступил в ремесленное училище, по окончании которого, работал кочегаром и молотобойцем. Летная биография началась в 1919 году, когда он, работая кочегаром на пароходах плавающих по Волге первый раз в жизни увидел самолёт. Это побудило его вступить в Красную армию, где он был назначен на должность слесаря по сборке и ремонту самолетов. В 1921 г. Чкалову выдали путевку в Егорьевскую авиационную военно-теоретическую школу. Он успешно ее окончил и для продолжения учебы был переведен в Борисоглебскую авиашколу. Именно здесь биография Валерия Чкалова пополнилась первым самостоятельным полетом. В дальнейшем он успешно продолжал осваивать приемы управления самолетом, научился чувствовать его, начал понимать многие тонкости работы сложной техники. Став одним из лучших курсантов, Чкалов, в соответствии со сложившейся в те года 1923—24 практикой подготовки военных летчиков, был направлен на обучение в Московскую военно-авиационную школу высшего пилотажа и далее в Серпуховскую высшую авиашколу для получения навыков ведения воздушного боя. В 20 лет Валерий Чкалов уже был подготовленным летчиком — истребителем и направлен в Ленинградскую Краснознаменную авиаэскадрилью для прохождения службы. Там он проявил себя как отважный и дерзкий летчик, готовый к новым рекордам и подвигам. Он нередко совершал полеты, связанные с риском для жизни, за что его неоднократно от них отстраняли с соответствующим дисциплинарным взысканием. Примечательным фактом в его биографии было то, что в 1927 году, он был отправлен в Москву, как один из лучших летчиков своей воинской части, для участия в воздушном авиа-параде, посвященного десятилетию Октябрьской революции. Проявив высокое летное мастерство во время проведения парада, Валерий Чкалов был удостоен благодарности от Народного комиссара обороны Климента Ворошилова. В 1928 г. В том же году, случилось досадное происшествие, при перегонке самолетов из Гомеля в Брянск, Валерий Чкалов врезался в телеграфные провода. Его осудили на один год лишения свободы, но уже через 16 суток он был освобожден постановлением ЦИК СССР, с последующим увольнением из Красной армии в запас. Но его летная биография на этом не закончилась. В 1929 г. В 1930 г. За 2 последующих года своей биографии, на его счету было более, чем 800 сложных испытательных полетов. Он в совершенстве освоил технику пилотирования тридцати типов самолетов. Также Валерий Чкалов участвовал в испытании уникального авиазвена, состоящего из тяжелого бомбардировщика с пятью самолетами-истребителями на своих крыльях. Подвиг совершенный Валерием Чкаловым Первый подвиг в его биографии, прогремевший на всю страну, произошел 20—22 июля 1936 г, когда возглавляя экипаж самолета АНТ-25 Валерий Павлович совершил первый беспосадочный перелет из Москвы в район острова Сахалина. Протяженность маршрута составляла 8 504 км, а длительность полета — 63 ч 16 минут. Героический экипаж радостно встречали жители многих американских городов, также их принял у себя дома генерал Джордж Маршалл. За успешное осуществление этого задания весь экипаж был награжден орденами Красного знамени. Причиной его гибели стала неустранимая поломка мотора, которая привела к крушению. Совершая, по сути, еще один подвиг, Чкалов старался отвести падение от жилых построек, в результате чего врезался в высоковольтную опору. От полученных ран он скончался два часа спустя в Боткинской больнице. Существует множество версий того, что его гибель была неслучайна, поскольку на тот момент был разгар политических репрессий и острый на язык и несдержанный Чкалов мог быть неугодным для многих. Это в многочисленных интервью утверждали его сын и дочь. Как бы то ни было, известно, что при жизни Чкалов на хорошем счету у советского руководства. Сталин лично встречал экипаж Чкалова на Щелковском аэродроме в августе 1936 года по его возвращению из беспересадочного полета на Дальний Восток. Также, Чкалов неоднократно бывал приглашен Сталиным в Кремль на светский прием, а в личном общении советский вождь позволял фамильярное его отношение к себе.
Мать умерла рано, когда Валерию было 6 лет. В семь лет Валерий пошёл учиться в василёвскую начальную школу, затем — в училище. В 1916 году по окончании школы отец направляет его на учёбу в Череповецкое техническое училище. В 1918 году училище было закрыто, и Валерию пришлось вернуться домой. Он стал работать подручным у отца, молотобойцем в кузнице , а с началом навигации поступил на работу кочегаром на землечерпалку. Начало службы в авиации В 1919 году Валерий Чкалов работал кочегаром на пароходе «Баян» на Волге и тогда впервые увидел самолёт. После этого он, уволившись с парохода, в том же году ушёл служить в Красную Армию. Его направили слесарем-сборщиком самолётов в 4-й Канавинский авиационный парк в Нижнем Новгороде. В 1921 году Чкалов добился направления на учёбу в Егорьевскую военно-теоретическую школу ВВС, после её окончания в 1922 году направлен на дальнейшую учёбу в Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, окончил её в 1923 году. В 1923 — 1924 годах в соответствии со сложившейся в то время практикой подготовки военных лётчиков он также проходил обучение и в Московской военно-авиационной школе высшего пилотажа, а затем в Серпуховской высшей авиационной школе стрельбы, бомбометания и воздушного боя. В июне 1924 года военный лётчик-истребитель Чкалов был направлен для прохождения службы в Ленинградскую Краснознамённую истребительную авиаэскадрилью имени П. За время службы в эскадрилье он проявил себя как дерзкий и отважный лётчик. Совершал рискованные полёты, за что получал взыскания и неоднократно отстранялся от полётов. По легенде, один раз Чкалов даже пролетел под мостом Равенства Троицким в Ленинграде [1] [2] [3]. Для фильма «Валерий Чкалов» этот полёт повторил лётчик Евгений Борисенко [2]. В то же время имел серьёзные проблемы с дисциплиной, которые окончились крупными неприятностями — 16 ноября 1925 года был осуждён военным трибуналом к одному году лишения свободы за драку в пьяном виде, затем срок был снижен до 6 месяцев. В марте 1928 года переведён на службу в 15-ю Брянскую авиационную эскадрилью, жена с сыном Игорем остались в Ленинграде. В Брянске Чкалов совершил аварию, был обвинён в воздушном лихачестве и многочисленных нарушениях дисциплины.
То он начал делать очень резкие фигуры на стареньком самолете, что могло привести к разрушению машины, то вышел на дежурство в состоянии опьянения. Он загремел на 20 суток на гауптвахту, а в день освобождения снова напился и был осужден на год. Но через несколько месяцев его освободили досрочно и направили в ту же часть. Позже, за самовольное пике в свободном полете, была еще одна гауптвахта, потом — еще одно заключение. Перегоняя самолеты из Гомеля в Брянск, Чкалов вел группу бреющим полетом, врезался в телеграфные провода и сломал машину. Это было квалифицировано как воздушное хулиганство. В тюремном дневнике отца есть такие слова: «Я, если не подхожу по своим взглядам, то меня просто нужно убрать, и все, а не переделывать того, что уже глубоко в крови. Я своих убеждений и взглядов менять не буду». Этим принципом он оставался верен до конца жизни и умел убедить в своей правоте других. Например, в военную коллегию в своей кассационной жалобе отец писал: «Летчик-истребитель должен быть смелым, с безусловным отсутствием боязни и осторожности в полетах»... Из заключения его освободили через 16 дней. Жена имела на него влияние? Валерия: — Она разделяла взгляды мужа на людей. Но если бы в числе его товарищей оказался человек недостойный, мама смогла бы его убедить. Одно время отец увлекся посещением ипподрома, где проигрывал приличные суммы. Она решила вмешаться в это дело и пошла на ипподром вместе с ним. Общими усилиями они проиграли все деньги и вернулись домой ни с чем. Насколько я знаю, больше на ипподром отец не ходил. Ольга Эразмовна больше не выходила замуж? Ольга: — Мама была очень красивой. К ней кто-то сватался, но услышал в ответ: «Я вам нужна, а вот мои дети? Никаких мужчин в нашем доме не было. Она потом говорила, что не встретила подобных отцу. Валерия: — Однажды мама была приглашена на торжественный прием в Кремль. Там же оказалась и актриса Валентина Серова — ее муж Анатолий Серов, тоже летчик, погиб во время войны. Сталин взял обеих вдов под руки. Повернул голову к маме и сказал: «Молодец, помнишь мужа». Потом посмотрел на Серову: «А вы начинаете забывать». Вождь знал все, даже если это касалось таких интимных вещей, как супружеская верность. Ольга: — Помню, в 50-х годах к какой-то дате из Министерства авиации маме прислали передачу. А так... Правда, постановлением правительства за нами закрепили машину с шофером и дачу в Серебряном Бору. Маме была назначена пожизненная пенсия — 120 рублей, дети тоже до окончания учебы получали какие-то деньги за отца. Откровенно говоря, жилось нелегко, но маме как-то удавалось сводить концы с концами, вести хозяйство. У нее была помощница тетя Маруся, которая прожила с нами почти полвека. А после его гибели у Ольги Эразмовны не было чувства, что вашу семью забыли? Ольга: — Друзья отца остались с нами на всю жизнь. Они собирались у нас в дни его рождения и смерти. Очень часто у нас бывали певец Иван Семенович Козловский, артист Белокуров, исполнивший главную роль в фильме «Чкалов», скульптор Менделевич он автор памятников отцу в Нижнем Новгороде и в Оренбурге , летчики Беляков и Байдуков — мы, когда повзрослели, и сами поддерживали отношения с их детьми. Валерия: — К кремлевской стене не так-то просто подойти. Да и постоять, пообщаться, как на обычной могиле, не получается — там ведь охрана. А в 75-м американцы открыли монумент в память о первом трансполярном перелете. Валерия: — Конечно, это приятно сознавать. Они решили установить его еще тогда, в 37-м, но помешала Вторая мировая война. Они очень чтят свою историю и тех, кто ее делает. На открытие памятника был приглашен экипаж: Байдуков, Беляков и Чкалов. Только вместо отца полетел наш брат — Игорь Валерьевич Чкалов. Как и в 37-м, Америка встретила летчиков с восторгом. Кто-то из местных жителей даже вернул им сувениры, полученные почти 40 лет назад: галеты, мешок из-под продуктов, даже папиросы «Элита» московской фабрики «Дукат». На открытии монумента раздавали буклеты. Игорь Валерьевич прочел в нем: «Валерий Чкалов. Советский летчик-испытатель. Убит в 1938-м». Валерий Павлович мечтал иметь шестерых детей. Но родились трое. В январе 28-го - Игорь, Валерия - в мае 35-го, Ольга - через семь месяцев после гибели отца. Ольга Эразмовна, жена летчика, умерла в 1997 году на 96-м году жизни. В честь Чкалова названы планета, остров, мыс, две горы в Антарктиде, город, улицы, рестораны, кинотеатры, летные школы, минерал чкаловит, установлены памятники выдающемуся летчику-испытателю, созданы мемориалы... Но главные хранители памяти о Чкалове - его потомки: дети, внуки, правнуки. А полгода назад родилась праправнучка летчика Ксюша. Рядом с нами за столом делает математику девятилетний внук Валерия Чкалова Саша. Сын Игоря Валерьевича. Мальчишка - вылитый дед. Когда вырастешь, в летчики пойдешь? Я еще не решил, кем стану. А вот Игорь в этом же возрасте мечтал о небе... Лучшие дня И. Я хорошо запомнил тот день: мы летели на открытие канала Москва-Волга, взлетели из Химок, конечно, у меня горели глаза от восторга, от восхищения. Отец мне сказал: "Ты, конечно же, хочешь стать летчиком. Но я категорически против. Ты будешь стремиться быть таким, как я. У тебя это может не получиться. Но ты ведь не сломаешься, не свернешь с пути. Этот путь очень опасный. Ты можешь разбиться, а мне ты нужен живым. Лучше будь авиационным инженером". Завещание отца было исполнено. Игорь стал авиационным инженером. Меня дважды исключали из партии, одиннадцать раз представляли к званию генерала, но я так и остался полковником. Хотя почти 15 лет проработал на генеральской должности. В 58 лет я ушел на пенсию. Дело все в том, что у меня характер чкаловский. И я всегда говорил правду людям в глаза невзирая на чины и звания. Поэтому его живого я не запомнила. После папиной гибели мама повесила портреты папы на стены его кабинета. Поэтому дух отца постоянно присутствовал в нашей семье. А кроме того, все то, что они с отцом закладывали в воспитание своих детей, мама продолжила развивать в нас. Затем еще и в Москве учился. В 1924 году отца - ему было всего двадцать лет - направили в 1-ю Краснознаменную эскадрилью, в Ленинград. Над летчиками шефствовали студентки пединститута. На новогоднем балу Чкалов и познакомился с моей будущей мамой - Ольгой Эразмовной Ореховой. Она в тот вечер пела на сцене, а отец, когда она закончила выступление, собрался с духом и подошел к ней. В тот вечер он предложил проводить ее до дома, и она согласилась. Они встречались почти два года, прежде чем поженились. А в 1927 году по просьбе своего отца Павла Григорьевича, церковного старосты в слободе Василёво, Валерий Павлович договорился с батюшкой одной ленинградской церкви и ночью привел Ольгу Эразмовну сюда венчаться. Для офицера Красной армии это был довольно смелый поступок. Маму и отца связывало очень крепкое, настоящее чувство любви. Ольга Эразмовна прожила 96 лет и после гибели Валерия Павловича, оставшись вдовой в 37 лет, так и не вышла больше замуж. Несколько лет назад я перебирала фотографии отца и нашла одну, где он в военной форме стоит. На обратной стороне была свежая надпись, сделанная маминой рукой: "Милый! Как мне тебя не хватает! Отца заменить было невозможно, второго такого не было. Он относился к женщинам с повышенным уважением. Например, он говорил маме: "Никогда не ходи сзади меня, как будто мы наскучившие друг другу муж с женой". В последние годы, когда Валерий Павлович уже имел машину с персональным водителем, он всегда останавливался у трамвайной остановки, если, конечно, никуда не спешил, и подвозил женщин с детьми туда, куда им нужно было. Самый известный его трюк - пролет под мостом Невы. Кстати, сохранилась статья Чкалова "Как я летал под мостами". Значит, не один раз все-таки. Отец, конечно, был отважным и рискованным человеком, но это был расчетливый риск, - "защищает" отца Валерия Валерьевна. И этим сохранил жизнь себе и экипажу. Тогда о нем уже заговорили как о новаторе. За короткую жизнь он разработал и выполнил 15 фигур высшего пилотажа, многие из которых спасли немало жизней летчиков в годы войны. А о том самом "хулиганском" пролете под мостом авианачальники позже отзывались так: "Чкалов доказал необходимость пилотирования на критически малых высотах". Он так низко летал на бреющем полете, что коровы переставали доиться, оглушенные ревом моторов. Второго мая 1935 года на Ходынском поле проходил показ авиационной техники и полетов. Чкалов, в то время ведущий летчик-испытатель КБ имени Поликарпова, отпилотировал на И-16, вылез из самолета и увидел, что к нему направляется Сталин со свитой. Ворошилов представил: "Это тот самый воздушный хулиган Валерий Чкалов". Сталин сказал: "Мы разберемся, кто такой Чкалов! Чкалов ответил: "Я испытываю опытные, единственные образцы техники. И моя задача - их посадить, чтобы разобраться со всеми недостатками. И, кроме того, новая техника очень дорога". Тогда-то и прозвучала фраза Сталина, перевернувшая жизнь Чкалова: "Запомните, ваша жизнь нам дороже любой машины! Ушел и с ним не попрощался. В школе я был какой-то рассеянный, что-то меня тревожило, а что - понять не мог. Вернулся домой и каждый раз, когда хлопала дверь лифта, выбегал на лестницу смотреть - не отец ли вернулся? Потом к нам пришел сын Василия Ивановича Чапаева Аркадий, тоже летчик. Он жил в нашем доме. Я его у лифта встретил. Спрашивает: "Мама дома? Мама ответила: "Знаешь, дорогой Аркаша, я жена летчика-испытателя и всегда ко всему готова. Говори правду, разбился? Был только на Красной площади после кремации, когда его хоронили. Я стоял рядом со Сталиным. Он прижал меня к себе, я поднял голову и увидел на его лице слезы... При заходе на посадку у самолета отказал двигатель. На пути падающего самолета стоял барак. Чкалов стал убирать шасси, чтобы перелететь его, но, как потом выяснилось, они были законтрены. Он отвернул в сторону и врезался в железную опору. Его выбросило на землю, и головой Чкалов ударился о железную балку. Тогда еще защитных гермошлемов не было... Ударом перебило мозжечок. Валерий Павлович был жив еще два часа. И узнали, когда со многих документов сняли гриф "секретно". Мы узнали, что "добро" на полет дал директор авиазавода Усачев, назначенный на эту должность за год до трагедии и не имевший к авиации никакого отношения. Комиссия по расследованию катастрофы насчитала 48! Более того, многие части, в том числе крылья, были макетами, не приспособленными для испытания в воздухе. После гибели Чкалова многие писали и говорили, что все происшедшее - случайное совпадение обстоятельств. Но я не верю в случайности... Прежде всего бросается в глаза факт очень активного участия НКВД в испытании этого самолета. Их представители присутствовали на всех этапах доработки и испытаний. При этом некоторые документы из архивов исчезли. В частности, в сопроводительном письме комиссии по расследованию катастрофы говорится, что они отправляют вместе с актом 33 фотографии с места катастрофы. Их нигде нет. Ни в одном из архивов. Как нет и показаний одного из свидетелей. А если документы изъяты, значит, кто-то очень не хотел, чтобы их увидели. На следующий день после катастрофы неизвестные сбросили с электрички ведущего инженера по проекту И-180 Лазарева. Начальник главка авиапромышленности Беляйкин отсидел пять лет, а когда вышел на свободу, был убит через сутки... В 1962 году я был в Боткинской больнице, куда в свое время привезли отца, навещал там приятеля. И так получилось - познакомился с главврачом. Тогда, в 38-м, он, работая дежурным врачом, принимал отца. Подарки из Америки - После легендарного перелета в июне 1937-го на американский континент Валерий Чкалов стал известен всему миру. Встречающая толпа растащила весь самолет по винтику, а самого летчика оставила в трусах - всю одежду разорвали на сувениры. В итоге они приземлились на небольшом военном аэродроме Ванкувера. Начальником этого гарнизона был генерал Дж. Маршалл, ставший впоследствии госсекретарем Соединенных Штатов. Так вот, впервые его имя стало известно Америке и миру благодаря посадке нашего экипажа в его "владениях". Сам генерал позже в этом признавался. Сейчас в Ванкувере стоит бюст Чкалова, и к нему, кстати, приезжают американские молодожены, как у нас к Вечному огню. Отец рассказывал, что, когда наших летчиков пригласили в Белый дом, Рузвельт встречал их в своем кабинете, стоя рядом со своим инвалидным креслом. Такого внимания президент, говорят, не оказывал больше никому. Но привез не барахло, а набор пластинок: Шаляпина, Чайковского, Бородина, Штрауса...
Валерий Павлович Чкалов
Существует легенда, правда, не подтвержденная документально, что Валерий Чкалов на спор пролетал под Троицким мостом в Ленинграде. Но главными достижениями летчика были испытания новинок авиационной промышленности. Например, пилот был за штурвалом первого отечественного воздушного авианосца и пронес на крыльях и фюзеляже пять самолётов-истребителей. За свою службу он наравне с авиаконструкторами представлялся к получению высших государственных наград, в том числе был награжден орденом и Красной Звезды. Но глава государства запретил этот проект, заменив маршрут на «Москва - Петропавловск-Камчатский». Этот рекордный на тот момент перелет был осуществлен вышеупомянутой командой без каких-либо проблем. Протяженность так называемого «Сталинского маршрута» составила более 9 тысяч километров. За этот подвиг летчики были удостоены звания Героев Советского Союза, а Чкалов, как командир воздушного корабля, стал любимцем граждан страны. Ему от правительства даже был презентован личный самолет марки У-2.
Сталин, Ворошилов, Каганович, Чкалов и Беляков. Встреча после перелёта на Дальний Восток На волне популярности Валерий Павлович рискнул вновь обратиться к Сталину с изначальным предложением и на этот раз получил добро. И 18 июня 1937 года Чкалов с товарищами вылетели из Москвы, и, несмотря на плохие условия видимости, сумел вовремя достичь американского города Ванкувер, штат Вашингтон. Перелет сквозь Северный полюс превратил Чкалова в народного героя, живую легенду. Личная жизнь В возрасте 23 лет, неся службу в Ленинграде, Валерий Чкалов женился на Ольге Ореховой, которая по профессии была школьной учительницей. В этой семье родился сын Игорь, который пошел по стопам отца, стал военным летчиком и дослужился до звания полковника. Кстати, и супруга, и сын написали много статей и несколько книг о своем великом родственнике. Также у Чкалова было две дочери — Валерия и Ольга.
Причем младшая Оля отца никогда не видела, так как родилась через несколько месяцев после его трагической гибели. Валерий Павлович был автором нескольких книг, в которых он описывал свои впечатления о перелетах. Наиболее ценными с историко-познавательной точки зрения являются «Высоко над землёй. Смерть В конце осени 1938 года Валерий Чкалов находился в заслуженном отпуске, из которого его неожиданно отозвали. Были назначены внеплановые и весьма срочные испытания истребителя-новинки «И-180». Тестовый полет готовился в большой спешке, с нарушением практически всех мер безопасности. Буквально накануне рокового испытания в самолете было выявлено около 190 серьезных дефектов. Разработчик агрегата писал накладные с протестом спешного запуска летательной машины.
Но испытания были назначены на 15 декабря 1938 года, и их не отменили даже несмотря на очень низкую температуру воздуха. Вылет прошел неплохо, но при заходе самолета на посадку двигатель неожиданно остановился. Легендарный ас всё равно сумел посадить машину на свободном от жилых домов месте. Но в последний момент самолет зацепился за электрические провода, а летчик ударился головой о металлическую арматуру. Валерий Чкалов от полученной травмы скончался через два часа в Боткинской больнице. После его гибели были арестованы и осуждены несколько руководителей авиационного завода, которых обвинили в косвенной причастности к смерти пилота. Тем не менее, многими людьми, в том числе супругой и старшими детьми, неоднократно выдвигались альтернативные версии гибели их близкого человека. Резкий вызов Валерия Павловича из отпуска, спешка с вылетом, давление правительства — всё это вызвало у родных подозрение в причастности к смерти Чкалова людей из НКВД, а возможно и лично Иосифа Сталина и.
Члены правительства могли опасаться, и не без оснований, что для советских граждан великий летчик станет более важной фигурой, чем они сами. В память о Валерии Чкалове установлено множество монументов и памятников, его именем называют города и улицы. И, конечно, о легенде отечественной авиации снимают кинофильмы. Большинство из них пользуются популярностью у зрителей, но не все были одобрены семьей. Например, последний телесериал «Чкалов», где главную роль сыграл актер , был жестко раскритикован дочерьми Героя Советского Союза, которые обвинили создателей картины в значительной подмене биографических фактов. Родственники до сих пор не верят, что его гибель была случайной 79 лет назад, 15 декабря 1938 года, при испытаниях нового истребителя «И-108» погиб Герой Советского Союза, легендарный летчик, совершивший первый перелет через Северный полюс из Москвы в Ванкувер, Валерий Чкалов. Смерть комбрига была настолько загадочной, что после смерти Сталина Хрущев назначил повторную комиссию по расследованию причин катастрофы. Многие уверены, что Валерию Павловичу «помогли» уйти из жизни.
Сталинский сокол О летчике-новаторе Советский Союз узнал 20 июля 1936 года. Тогда командир экипажа Валерий Чкалов , второй пилот Георгий Байдуков и штурман Александр Беляков совершили 56-часовой перелет из Москвы в Петропавловск-Камчатский с посадкой на острове Удд сейчас остров Чкалова в Охотском море. Десятого августа трех героев на подмосковном аэродроме рядом с городом Щелково сейчас это военный аэродром Чкаловский трех героев приехал встречать лично Иосиф Сталин. Через год этот же экипаж совершил беспосадочный полет из Москвы через Северный полюс в Ванкувер. На этот раз длительность полета составила 63 часа 16 минут. После этого Чкалов стал известен на весь мир. Существует такая легенда, что русские летчики возвращались из Америки домой на теплоходе, на котором присутствовала и кинодива Марлен Дитрих. Пассажиры, высадившись во французском порту, пересели на поезд и отправились в Париж.
Там, на перроне, столпилось огромное количество народа с цветами. Дитрих полагала, что это поклонники встречают ее, но, когда букет вручили Чкалову, она растерялась. После этого случая и поползли слухи о романе русского летчика с немецкой актрисой. Однако родственники Валерия Павловича уверены, что об этом не могло быть и речи. К 1937 году популярность Чкалова была невообразимой. Сразу от нескольких областей его кандидатуру выдвинули в депутаты. Говорят, что, став депутатом, он каждую неделю встречался со Сталиным. Они были друг с другом на «ты», и вождь безмерно доверял комбригу, что не нравилось окружению генсека.
Занимавшиеся расследованием гибели Чкалова приводят еще два факта его биографии, которые могли «подписать» ему смертельный приговор. На брудершафт с вождем В 1937 году начались массовые репрессии, которые коснулись и близких знакомых Чкалова. И за всех Чкалов ходил просить, доказывал их невиновность. Говорят, что после одного из таких разговоров летчик вышел из кабинета Сталина и так хлопнул дверью, что у сидящего в приемной посетителя с коленей слетела папка с документами. Такого своеволия вождь не любил. Другая история связана с одним из кремлевских приемов, на котором Чкалов подошел к Сталину и, подав ему рюмку водки, предложил выпить на брудершафт. Иосиф Виссарионович лишь пригубил напиток. Он не любил таких душевных порывов, тем более при подчиненных.
Существует еще одна версия по которой было решено «устранить» Чкалова. Ее выдвинул в своем романе «Отчаяние» Юлиан Семенов. Ходили слухи, что Сталин якобы симпатизировал супруге наркома внутренних дел Николая Ежова Евгении. Но она предпочла общаться с Валерием Чкаловым. И когда Сталин узнал об этом, то летчик чуть ли ни через неделю разбился. Но на тот момент катастрофа случилась 15 декабря 1938 года Евгении Ежовой уже не было в живых. Женщина покончила с собой 21 ноября. К тому же Чкалов безумно любил свою супругу Ольгу.
Из всех командировок он отправлял жене нежные письма. К тому же они были не просто женаты: Валерий и Ольга обвенчались в 1927 году. Ольга Эразмовна прожила до 97 лет. Она не захотела больше выходить замуж и не заводила романов. Своим детям она говорила, что так и не встретила человека, достойного их отца. Погиб тов. Он был привезен в Боткинскую больницу уже мертвым. Самолет разбит.
При падении он упал в мусор дровяного склада Мосжилгорстроя». До глубокой ночи работала комиссия, допрашивая всех причастных к этому полету, начиная с главного конструктора Николая Поликарпова и директора самолетостроительного завода 156 Усачева и заканчивая уборщиками и бухгалтерами. Были арестованы 60 человек, большинство из которых больше никогда не вернулись домой. Но на допросах не присутствовали два очень важных свидетеля: ведущий инженер по испытаниям Лазарев и бортмеханик Куракин. Именно эти двое могли бы объяснить комиссии: почему к испытаниям был допущен самолет, который больше походил на макет. Однако у Лазарева странным образом в тот день поднялась высокая температура, и его якобы отвезли в больницу. А на следующий день стало известно, что инженера выбросили из электрички. Мужчина разбился насмерть.
Бортмеханик вообще бесследно исчез, и его судьба осталась неизвестной. Почему именно эти двое являлись ключевыми свидетелями? Дело в том, что они могли бы объяснить почему на испытуемом истребителе стояли нелетные крылья. Доказательства этого нашла в архивах дочь летчика Валерия Валерьевна Чкалова. В своей книге она привела документ: «…Изготовленные крылья на заказе «318» могут быть допущены в полет с ограничением перегрузок… Для замены их надлежит изготовлять крылья 318Д, как летные…». Под заказом «318» проходил истребитель «И-180». Поликарпов требовал, чтобы во время первого полета не убирали шасси и не превышали скорость. Убрав шасси, истребитель увеличил бы лобовое сопротивление самолета и дотянул бы до аэродрома, а не рухнул на мусорную гору.
Но шасси было закреплено. К тому же вылет самолета запретил представитель запорожского авиамоторного завода, который собирал мотор для «И-180». Авиаинженер Евгений Гинзбург обнаружил, что с их мотора была снята левая бензиновая помпа, хотя по инструкции их было две! Гинзбург интересовался насчет этого у Лазарева, того самого инженера, которого выбросили из электропоезда. Тайные страхи Как рассказывал в своих воспоминаниях Гинзбург, Лазарев лишь произнес, что это была вынужденная мера. Вообще ситуация с самолетом складывалась очень странная. Пробную проверку истребителя задумали 12 декабря. Но Берия сообщил партийному руководству о том, что машина не доделана было обнаружено около 48 изъянов и что испытания могут привести к гибели летчика.
Полет отменили. Но только 12 декабря. Необъяснимо и поведение руководителя авиазавода Усачева, который, несмотря на все рекомендации НКВД и письма Берии, на свой страх и риск допустил истребитель к испытаниям. И это в 1938 году, когда вольно мыслить боялись даже на собственной кухне. Тогда комиссия пришла к выводу, что катастрофа произошла из-за «... На самолете не были установлены жалюзи, которые регулируют охлаждение мотора. Существует версия, что жалюзи были срезаны. Об этом мог бы рассказать бортмеханик Куракин, но он очень кстати бесследно исчез.
Валерий Чкалов с женой Ольгой и сыном Игорем на отдыхе, 1936 год. И не случись она, Валерий Павлович все равно бы погиб. Например, это могло бы произойти на охоте. Как рассказывали родственники летчика, в ноябре 38-го Чкалов взял отпуск, чтобы отправится к себе на родину под Нижний Новгород тогда Горький и поохотиться. И там ему подарили пачку патронов. Но Чкалова вызвали из отпуска на испытания «И-180», и подарком он воспользоваться не успел. А патроны потом отдали кому-то из родственников. И позднее выяснилось, что они были с самовзрывателем.
Брат мужа сестры Чкалова пошел на охоту, увидел лису. Выстрелил — осечка, второй — снова осечка. В недоумении мужчина опустил ружье, и вдруг прозвучали выстрелы. От гибели его спасло то, что он не стал переламывать ружье. Иначе получил бы выстрел прямо в лицо. Супруга Чкалова Ольга Эразмовна рассказывала детям, что в последние месяцы своей жизни Валерий Павлович спал с пистолетом под подушкой. Но чего боялся летчик-герой, так и останется загадкой. Это была роковая ошибка...
Позже выяснилось, что в самолете было 48 различных дефектов Имя Валерия Чкалова в советские времена носили станции метро и пионерские дружины, пароходы и военные эскадрильи. Даже остров в Охотском море и планета Солнечной системы под номером 2692 были названы в его честь. В числе дорогих реликвий его фотография отправилась на борт Международной космической станции. Бронзовый бюст летчика установлен перед входом в офис фирмы «Боинг» в Сиэтле. Трудно поверить, что этот человек прожил всего 34 года... Так много он успел. Чкалов окончил несколько летных школ, дважды был приговорен к тюремному заключению, трижды уволен из рядов РККА. Он совершил беспосадочный трансполярный перелет по маршруту Москва — Северный полюс — Ванкувер, был чествован Рузвельтом в Белом доме, удостоен звания Героя Советского Союза, избран депутатом Верховного Совета.
По нему, мужественному красавцу, который виртуозно управлял самолетом, вздыхали все женщины СССР. О нем шептались в кулуарах: Чкалов — любовник жены Ежова, у него роман с Марлен Дитрих... Летчик, успешно совершавший длительные беспосадочные перелеты, погиб при рядовых испытаниях самолета, в котором оказалось 48 различных дефектов. Но перед последним полетом его заверили, что самолет исправен и к испытаниям готов. До сих пор идут споры о причинах его гибели. О своей версии рассказывают его дочери Валерия и Ольга. Наверняка спрашивали у мамы: где папа, почему его нет? Это заслуга мамы — Ольги Эразмовны.
Она была очень умной и мужественной. Она никогда не говорила нам: «Вы должны быть хорошими, потому что ваш отец — Валерий Чкалов». Просто поддерживала в доме атмосферу его присутствия. Рабочий кабинет отца в нашей квартире на Земляном валу был всегда открыт для всех желающих. Мама вообще вела большую просветительскую работу. К 70-летию ее даже наградили за это орденом Трудового Красного Знамени. Валерия: — Нет, мне было лишь три с половиной года, когда он погиб. Нашему брату Игорю — 10 лет.
Вот кому повезло! В отличие от других детей Игорь не ходил, а летал с отцом на прогулки. У папы был личный самолет «По-2» — подарок от правительства. Ему как депутату приходилось часто встречаться с избирателями в Приволжском округе, а дороги там были плохие. Ныне эта машина стоит в Музее Чкалова на родине отца. Через год состоялся беспосадочный перелет через Северный полюс в США, длившийся уже 63 часа. Даже сегодня, когда летать на самолете так же привычно, как ездить трамваем, понимаешь, насколько это было опасно. Ваша мама, наверное, очень переживала?
Валерия: — Точной даты перелета через Северный полюс она не знала. Женам вообще запретили появляться близ аэродрома. Правда, мама не смогла справиться с волнением и вечером 17 июля 37-го года отправилась в Щелково. Там она узнала, что на рассвете отец улетает, но с ним не виделась — почти до рассвета просидела неподалеку от аэродрома... По ее словам, жены летчиков не спали до тех пор, пока не узнали, что 20 июня самолет приземлился в Ванкувере. В том полете случалось всякое — около люка навигационного прицела обнаружили масло, которое стекало внутрь фюзеляжа, самолет не раз попадал в зону циклонов, что привело к значительному перерасходу горючего. Но все обошлось: путь длиной 8582 километра экипаж успешно преодолел. Начальник Ванкуверского военного округа генерал Маршалл любезно предоставил летчикам свой трехэтажный особняк.
Дом его напоминал филиал универмага — повсюду лежали пакеты с костюмами, рубашками, носками, ботинками. Все это было привезено летчикам в подарок из Портленда. Взамен американцы просили на несколько дней их летные костюмы, чтобы поместить в витринах своих магазинов, — это была для них лучшая реклама.
В это время в Липецке обучались иностранные в основном немецкие лётчики-истребители. В показательных полётах Чкалов занял 1-е место. В честь 10-й годовщины Октябрьской революции в Москве был организован военный парад. Чкалов был среди участников этого праздника и ему было разрешено делать фигуры высшего пилотажа на малой высоте. Сын Игорь родился 1 января 1928 года. Чкалову — 23.
В Брянске Чкалов совершил аварию. На перелёте из Гомеля в Брянск в составе звена он был левым ведомым. Ведущий звена, старший лётчик И. Козырев, вёл звено на предельно малой высоте, меняя её в зависимости от высоты местных предметов и доводя до 3-5 метров. При подлёте к железной дороге Унеча — Орша Чкалов врезался в железнодорожные провода и потерпел аварию. В приказе начальника ВВС Белорусского военного округа были определены виновники аварии: ведущий Козырев и ведомый Чкалов, но командование авиабригады решило строго наказать только Чкалова. Он был обвинён в воздушном лихачестве и многочисленных нарушениях дисциплины. Приговором военного трибунала Белорусского военного округа от 30 октября 1928 года Чкалов был осуждён по статье 17 пункт «а» Положения о воинских преступлениях и по статье 193-17 УК РСФСР на 1 год лишения свободы, а также был уволен из Красной армии [13]. Из письма Чкалова к жене Ольге: «Вчера был мне суд.
Судили без свидетелей и защиты в закрытом заседании. Присудили к одному году лишения свободы … Сегодня беседовал с военкомом бригады, он очень удивлен приговором и завтра едет в Смоленск для выяснения и ходатайства о снятии с меня приговора … Военком бригады говорит, что мы вас во что бы то ни стало сохраним для воздушного флота … Вины никакой за собой не чувствую и объясняю это так, как сказал один командир здесь. Будь это не Чкалов на моем месте после аварии, то не было бы ничего. Значит, я им бельмо на глазу, от которого хотят избавиться в том отношении, чтобы Чкалов никогда не лез со своими указаниями на их неправильные действия …» Отбывал наказание Чкалов не год, а 16 дней, с 3 по 19 января 1928 года. По ходатайству Я. Алксниса и К. Ворошилова наказание было заменено на условное. Будучи в запасе, в начале 1929 года Чкалов вернулся в Ленинград и до ноября 1930 года работал в Ленинградском Осоавиахиме , где руководил школой планеристов и был лётчиком-инструктором.
Полет Чкалова при перебазировании превратился в первый воздушный парад с пролетом над Красной площадью. Колонну из 46 крылатых машин, выстроившихся по три в ряду, возглавил самолет ТБ-3 с бортовым номером 311, управляемый экипажем Валерия Чкалова. В 1933 году Чкалов снова попал в запас и был переведен на работу летчиком-испытателем Московского авиационного завода им. Фигуры высшего пилотажа Чкалова Валерий Павлович стал автором двух новых фигур высшего пилотажа: восходящий штопор замедленная бочка В 1935 году авиаконструктор Николай Поликарпов и летчик-испытатель Валерий Чкалов были награждены высшей правительственной наградой — орденом Ленина за создание лучших самолетов-истребителей. Чкалов со Сталиным фото Герой Чкалов Перелет на Дальний Восток 20—22 июля 1936 экипаж Валерия Чкалова со вторым пилотом Георгием Филипповичем Байдуковым и штурманом Александром Васильевичем Беляковым совершил беспосадочный перелет через Северный Ледовитый океан из Москвы в Петропавловск-Камчатский и далее на дальневосточный остров Удд ныне остров Чкалов , преодолев расстояние 9374 км за 56 ч 20 минут. Уже на острове Удд на борт самолета была нанесена надпись «Сталинский маршрут», сохраненная и при следующем перелете — через Северный полюс в Америку. Кроме того, Чкалову был подарен личный самолет У-2. Сейчас этот самолет находится в музее в Чкаловске. Перелет через Северный полюс 18—20 июня 1937 с тем же экипажем Чкалов совершил перелет из Москвы до Ванкувера США через Северный полюс 8504 км за 63 часа 16 минут. Экипаж был награжден орденами Красного Знамени. В 1938 году получил звание комбрига. Сталин лично предложил Чкалову занять должность руководителя НКВД, но тот отказался, предпочитая заниматься летной испытательной работой. Причина смерти Валерия Чкалова Чкалов погиб очень молодым, в возрасте 34 лет, при испытаниях нового истребителя «И-180» конструкции Поликарпова, 15 декабря 1938. При заходе на посадку у самолета отказал мотор. Уходя от столкновения с жилыми домами, летчик врезался в высоковольтную опору, получил травмы и через 2 часа скончался в Боткинской больнице. Документация о расследовании катастрофы получила гриф «Совершенно секретно». Гибель Чкалова до сих пор окутана завесой тайны.
Завод, выпустивший опытный образец И-180, существует и сейчас. Это завод имени Хруничева в Филёвской пойме. ВПП закрытого и охраняемого заводского аэродрома располагалась там, где сейчас проходит улица Филёвский бульвар расположение заводских корпусов и бульвара весьма характерны и до сих пор не утратили следов планировки бывшего авиапромышленного объекта. Эти сомнения — плод незнания истории авиации: в 1938 году аэродром на Ходынском поле был Центральным аэродромом им. Кроме полётов пассажирских самолётов, он являлся и заводским аэродромом для трёх заводов и нескольких ОКБ. В том числе — и ОКБ Поликарпова. Ныне — это завод имени П. Согласно версии, изложенной дочерью Чкалова, Валерией Валерьевной в фильме телепроекта «Искатели» «Охота на Чкалова», в гибели лётчика виновны НКВД, а также Иосиф Сталин и Лаврентий Берия, сознательно подводившие Чкалова к смерти во время испытательного полёта например, разрешение на вылет неисправного самолёта, срез жалюзи у мотора. Семья Жена — Ольга Эразмовна Чкалова, урождённая Орехова 1901—1997 , в браке с 1927 года, ленинградская учительница, автор ряда книг и воспоминаний о Чкалове, статей по педагогической тематике. Дочь — Валерия 1935—2013. Дочь — Ольга р. Инженер ВВС. Почётный гражданин Чкаловского района Нижегородской области Постановление Земского собрания Чкаловского района от 26. Внёс большой вклад по пополнению фонда музея В. Чкалова в г. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Автор ряда статей и интервью, посвящённых своему отцу. Полагал, что причиной гибели его отца было преднамеренное убийство «Отца убрали потому, что он имел большое влияние на Сталина». Память Мемориальный музей В. Чкаловске Нижегородской области. Имя Чкалова ранее носила московская улица Земляной Вал часть Садового кольца , где стоит дом, в котором жил Чкалов. На этом доме есть мемориальная доска со словами «В этом доме жил великий лётчик нашего времени, Герой Советского Союза Валерий Павлович Чкалов». Названы в честь Чкалова С 1938 по 1957 год имя Чкаловской носила Оренбургская область. Населённые пункты: город Чкаловск в Нижегородской области, город Чкаловск в Согдийской области Таджикистана, село Чкалово в Северо-Казахстанской области Казахстана, посёлок городского типа Чкаловское в Харьковской области, посёлок Чкаловский Московская область , посёлок Чкалова в Запорожье, Украина, с 1938 по 1957 годах город Оренбург назывался Чкаловым, село Чкаловское Приморский край. Район города — Чкаловский административный район в Екатеринбурге. Микрорайоны городов: посёлок имени Чкалова в городе Каменске-Уральском Свердловской области; посёлок Чкаловск в составе Калининграда; Чкаловский микрорайон в Екатеринбурге;.
Чкалов Валерий Павлович
Командовал экипажем самолета Валерий Павлович Чкалов. Валерий Чкалов, Авиация, Биография, Длиннопост. ЧКАЛОВ, ВАЛЕРИЙ ПАВЛОВИЧ (1904–1938) – выдающийся советский летчик-испытатель, Герой Советского Союза с 24 июля 1936, комбриг с я 12 февраля 1904, ёво-Слобода Нижегородской губ.
Семья Валерия Чкалова
Последствия Народ был в горе. До сих пор люди строят предположения об истинных причинах и виновниках гибели народной легенды — великого советского лётчика. А тогда немедленно арестовали и осудили нескольких руководителей завода, где был сконструирован и изготовлен самолёт. Их обвинили в причастности к смерти Валерия Чкалова. Жена и старшие дети Чкалова после смерти Сталина стали утверждать, что это вождь и его ближайшие соратники испугались всё возраставшей популярности пилота и решили его устранить. Версия, конечно, альтернативная. Легенду отечественной авиации, конечно же, чтили и тогда, и знают сейчас, и будут помнить в веках. Однако такого стечения обстоятельств — места посадки самолёта, натянутых проводов, торчащей арматуры и многого ещё никто предвидеть не мог. Почти всё в те времена делалось ударными темпами, война уже шла, и близилась и другая — Великая.
Нужно было торопиться, конечно. Но очень обидно, когда в этой спешке гибнут лучшие. Тяга к небу Валерий Павлович Чкалов родился 20 января 2 февраля по н. Его отец работал в мастерских, возможно, поэтому с раннего детства Валерий проявлял интерес к технике. Мать умерла, когда ему было 6 лет, и с детства мальчишка был предоставлен сам себе. Сохранились воспоминания о его детстве, в которых рассказывается о том, что Валерий мог переплыть Волгу, лихо нырял и проплывал под баржами и пароходами. Характер будущего бесстрашного летчика формировался с ранних лет. Успешно окончив школу до 1918 года , он учится в Череповецком техническом училище.
Но учебное заведение было вскоре закрыто из-за недостатка средств. Валерий возвращается домой, на Волгу, и работает в речном пароходстве. Именно тогда он впервые увидел в небе самолет, и это диковинное по тем временам зрелище, навсегда изменило жизнь юноши. Теперь он не хочет слышать ни о чем, кроме авиации, его целью стало оказаться в кабине самолета и вести его в небо. Он уезжает в Нижний Новгород, где находит своего односельчанина Владимира Фролищева. Фролищев как раз работал на сборке аэропланов в 4-м Канавинском авиапарке. Земляк с удовольствием забирает Валерия к себе. В 15 лет Чкалов поступил добровольцем в ряды Красной Армии и начал работать учеником слесаря по сборке аэропланов.
В 1921-1922 годах Чкалов оканчивает военно-теоретическую школу ВВС, а за ней — Борисоглебскую авиашколу, где совершает первый в своей жизни самостоятельный вылет на британском биплане Avro 504. С этого момента он начинает всё больше времени проводить в воздухе. До 1924 года он учится в различных авиашколах, в том числе Московской и Серпуховской. Следует отметить, что уже тогда Чкалов осваивает различные типы самолетов — от Юнкерса до Мартинсайда. Он получает квалификацию летчика-истребителя. Возможно, именно такая подготовка дала ему возможность стать одним из ведущих испытателей авиатехники, ему очень легко давалось освоение любого самолета. Наконец, окончив все возможные курсы подготовки и училища, он получает желанное направление — в Ленинградскую краснознаменную эскадрилью имени первого прославленного русского летчика П. Биография: семья Учительницу Ольгу Орехову и любовь всей своей короткой жизни встретил всенародный любимец в двадцатитрёхлетнем возрасте.
Вот он — Валерий Чкалов: фото с женой, оставшейся верной ему до самой своей смерти, вы можете увидеть выше. Она так и не вышла замуж после его трагической гибели. Да и нашёлся бы человек во всём мире, хотя бы приблизительно равный её мужу по своим мужским качествам?
В течение трех лет Валерий трудился в авиационном парке, расположенном в Нижнем Новгороде. Целеустремленный парнишка мечтал о небе и, в конце концов, получил направление на учебу в школу ВВС. Через год Валерий поступил в школу военных летчиков, прошел обучение в школе высшего пилотажа и освоил тактику воздушного боя.
Талантливый дебошир В 1924 году молодой летчик попал в эскадрилью им. Ленина , где проявил себя, как дерзкий, отважный и не знающий усталости летчик. За самоуверенные «выкрутасы» в небе его частенько отстраняли от полетов. В 21 год недисциплинированный Валерий попал под военный суд. Из приговора Военного трибунала: «…и будучи обязанным явиться на аэродром для совершения учебного группового полета к 3 часам дня, явился к указанному времени в совершенно пьяном состоянии…» Однако, отчаянного паренька пожалели и сократили срок вдвое. Но уже через три года он был снова приговорен на год тюрьмы.
Тогда же его исключили из рядов Красной Армии. Однако по личному указанию Калинина наказание заменили на условное Освобожденный из-под стражи летчик стал руководителем школы планеристов. За это время летчик-испытатель совершил более восьмисот испытательных полетов, изучив и освоив технику управления тридцати типов самолетов. Личная жизнь В 1927 году Валерий женился на своей старой знакомой — Ольге Ореховой. Ольга Эразмовна преподавала в школе и до самой смерти любила своего супруга. Через год после свадьбы.
Молодая супруга родила сына. Спустя семь лет, родилась Валерия. Когда Ольга была беременна третьим ребенком, Валерий погиб.
Юность Пятнадцатилетний мальчик увидел чудо — самолет.
Его захватила мечта о небе, он бредил летательными машинами. По совету земляка досрочно стал бойцом Красной Армии. Так оказался на авиационном заводе. Через два года юноша — ученик слесаря пробился на учебу в Егорьевскую школу ВВС.
В Борисоглебской авиационной школе впервые самостоятельно поднялся в небо. Учеба продолжалась: по программе подготовки авиационных кадров был курсантом военно-авиационной школы высшего пилотажа, в Серпухове окончил высшую авиационную школу стрельбы, бомбометания и воздушного боя. Летать пришлось на аппаратах разного вида, в том числе боевых. Его отмечали как пилота, летающего «очень хорошо, спокойного, дисциплинированного».
Так мечта превратилась в реальность — стал квалифицированным летчиком-истребителем и начал свою профессиональную деятельность. Было ему 20 лет. Начало летной службы Молодой пилот попал в Ленинградскую краснознамённую истребительную авиаэскадрилью имени П. Нестерова, которую летчики называли Комендантский аэродром.
Дорога вела через Северный полюс, общая протяженность пути составила 8 с половиной тысяч километров. Это был настоящий рекорд. В Соединенных Штатах пилотов встретили радушно. Подвиг Валерия Чкалова и экипажа отметили орденами Красного Знамени.
Вскоре опытный пилот стал депутатом Совета Национальностей. В декабре 1937, еще при жизни летчика, люди из Василева просили переименовать село в честь выдающегося земляка. Власти на это охотно пошли. Перелёт, ставший легендой.
Валерий Чкалов Трагическая гибель пилота Опасности подстерегали Чкалова практически с самого начала службы. Такова была профессия летчика-испытателя. Он несколько раз попадал в аварии. Серьезная катастрофа произошла в начале октября 1937.
По заданию руководства НИИ Чкалов должен был протестировать модификацию самолета И-16 на максимальной скорости. Однако в ходе пилотирования выяснилось, что мотор машины неисправен. Валерию Павловичу пришлось срочно приземляться. Посадка была очень жесткой.
Самолет потерпел катастрофу, сам же летчик получил травмы, но к счастью остался в живых. Толстой, летчик В. Чкалов и актер И. В самом начале декабря 1938 Чкалова вызвали для пилотирования нового самолета И-180.
Это событие стало в жизни летчика роковым. Изначально с машиной было много проблем и сложностей. Дату завершения работ над ней несколько раз переносили. Заканчивали создание в огромной спешке.
Истребитель И-180 Конструкторы планировали сдать самолет к новому году. В начале декабря машину осталось только протестировать. Однако как показали испытания на земле, а также инженерные изыскания, в конструкции было почти две сотни изъянов. Поликарпов протестовал против такого риска.
Однако его не стали слушать и отстранили от работы. План экспериментального пилотирования И-180 подразумевал целый ряд этапов. Чкалов отвечал за самую первую: сделать несколько кругов на местности над Центральным Аэродромом при выдвинутом шасси. Несмотря на сложные погодные условия, полет шел отлично.
Однако в последний момент самолет задел электрические провода, повредился крылом о столб и потерпел аварию. Чкалова выкинуло из кабины. Летчик сильно ударился головой о металлическую арматуру. Прибывшие на место рабочие погрузили пилота в машину и отвезли в больницу.
Самолет, на котором разбился Валерий Чкалов Валерий Чкалов погиб в клинике им. Боткина 15 декабря 1938 года от тяжелой травмы головы. Руководители авиационного завода, которые были причастны к испытаниям, получили большие тюремные сроки за то, что сознательно допустили полет машины с огромным числом неисправностей. Впрочем, это не единственная версия смерти Чкалова.
Как рассказывала его дочь, катастрофа была хорошо спланированным мероприятием за которым стояли Л. Берия и сам Сталин.
Валерий Чкалов - летчик и Герой Советского Союза
Валерий Павлович Чкалов — человек легендарный. Валерий Павлович Чкалов. Валерий Павлович Чкалов был летчиком, ставившим рекорды, легендой своего времени.
Валерий Чкалов
Приведенные версии гибели Валерия Чкалова нельзя назвать взаимоисключающими друг друга. Образ Валерия Павловича Чкалова, его замечательный жизненный путь нашли отражение в кинофильмах, книгах, ему посвящены художественные картины, воздвигнуты памятники, монументы, обелиски и др. Памятник В.П. Чкалову в г. Оренбурге на набережной реки Урал. Валерий Павлович первый из лётчиков вёл меткую стрельбу по воздушным целям при любом положении самолёта и, в частности, в перевёрнутом полёте. Приведенные версии гибели Валерия Чкалова нельзя назвать взаимоисключающими друг друга.
Валерий Чкалов. Краткая биография летчика-испытателя. Личная жизнь. Причина смерти
Во время учебы открылся его талант пилота. Молодой летчик «чувствовал» машину и ощущал себя в небе как хозяин. Бюст Чкалова в Санкт-Петербурге. Там он осваивал истребители и технику воздушного боя. К 20 годам Чкалов был полностью подготовленным военным летчиком-истребителем. Окружающие отзывались о нем как о спокойном и уравновешенном человеке, а инструкторы не выявляли нарушений дисциплины. Дерзкие полеты Валерия Чкалова Проблемы с дисциплиной начались позже, когда Чкалов завершил обучение и «вышел в открытый полет». Летом 1924 года его для прохождения службы определили в эскадрилью истребителей в Ленинграде. Так начались без преувеличения увлекательные будни младшего военного летчика. Валерий Чкалов наслаждался возможностью летать, но строгие военные правила мешали его творческому подходу к делу. Ведя самолет над городом, он мог вдруг уйти на фигуру высшего пилотажа или облететь вокруг Исаакиевского собора.
Однажды на спор сделал более ста мертвых петель подряд. Ходит легенда, что он из интереса пролетел под Троицким мостом над Невой. Когда снимали фильм «Валерий Чкалов» в 1940 году, такой же трюк на камеру совершил летчик Евгений Борисенко. Женитьба на ленинградской учительнице и рождение детей никак не повлияли на дерзкий характер Чкалова. Интересная деталь: заключая брак, он настоял на венчании в церкви. Дело в том, что его отец был церковным старостой, и отчаянный пилот предпочел быть послушным сыном, невзирая на риск вылететь со скандалом из советской военной системы. На 10-ю годовщину Октябрьской революции Валерия Чкалова пригласили в Москву на военный парад. Летчики демонстрировали свое мастерство на центральном аэродроме, особенно же отличился Чкалов, которому разрешили выполнять самые невообразимые трюки, в том числе на малой высоте. Его друг и бессменный второй пилот Георгий Байдуков охарактеризовал выступление Валерия так: «По резвой веселости и чистоте этот полет Чкалова напоминал полеты стрижей в летнюю пору». Встреча Чкалова со Сталиным в 1936 году.
Здесь ему пришлось погрузиться в технические тонкости, досконально изучив строение самолета, а также аэродинамику, гироскопию и другие науки. Только после этого он смог приступить к испытаниям новых машин.
В другой раз, увидев два дерева, расстояние между которыми было меньше размаха крыльев, он поставил машину на ребро и проскочил между ними. Старенькая техника не выдерживала яростного молодого напора, и зачастую после чудесного приземления самолеты буквально разваливались на куски. Чкалова наказывали за разбитые машины и пренебрежение воинской дисциплиной. За год он просидел на гауптвахте едва ли не больше времени, чем провел на службе. Но все равно каждый раз, оказываясь за штурвалом, не мог удержаться от лихачества.
Не все было гладко и на земле. Вот какую характеристику дал в то время Чкалову его непосредственный командир, инструктор Николай Шелухин: «Чкалов — хороший летчик, но исключительно недисциплинированный человек, не хочет выполнять распоряжений, требований и приказов… Он злостно нарушает приказы, увлекается выпивкой и морально-отрицательно влияет на окружающих товарищей». В конце концов после очередного загула, когда пьяного летчика пришлось вытаскивать из самолета силой, Чкалов был отдан под трибунал и приговорен к году заключения. Однако за решеткой он провел лишь три месяца и был досрочно освобожден. За него ходатайствовало руководство части, которое не было готово терять талантливого пилота и надеялось, что этот урок пойдет ему впрок. Но этого не случилось: Чкалову вновь не было равных в мастерстве управления самолетом, но не было равных и в недисциплинированности. Оказавшись в воздухе, он забывал обо всем, что порой приводило к большим неприятностям.
Так, во время одного из учебных боев Чкалов настолько увлекся, что уронил самолет своего товарища. Любимец Сталина О Чкалове вождь народов Иосиф Сталин, скорее всего, услышал во время воздушного парада в честь десятой годовщины Октябрьской революции, на котором присутствовало высшее руководство страны. Показав несколько сложных фигур высшего пилотажа, Чкалов вызвал восхищение зрителей, а нарком Ворошилов распорядился выписать ему за мастерство денежную премию. Сталин запомнил храброго летчика, и с этого момента за Чкаловым стали приглядывать «высшие силы». В следующем году во время тренировочных полетов Чкалов угробил два новеньких самолета, купленных за границей. В одном случае он, зацепившись за телеграфные провода, разбил самолет, но сам почти не пострадал. И хотя отчасти в этом был виноват командир звена, разбиравшая причины аварий комиссия сочла, что авария стала следствием грубого нарушения устава, невнимательности и хулиганства Чкалова.
Сказалась его дурная репутация и тянувшийся за ним шлейф нарушений дисциплины и наказаний. Чкалова вновь отдали под трибунал, который приговорил его к году тюрьмы. Из рядов ВВС он был изгнан с убийственной характеристикой: Недисциплинирован как в воздухе, так и на земле. Не признает никакого начальства: особенно это выделяется по отношению к непосредственным его командирам… Никакие воспитательные меры на него не действуют Из характеристики Валерия Чкалова Однако в заключении Чкалов пробыл недолго. Через несколько недель его освободили по ходатайству самого Ворошилова, но в армию до поры не вернули. В качестве наказания летчика отправили работать в Осоавиахим инструктором. Там он мог летать на новейших самолетах, испытывая их возможности всеми доступными ему способами.
Новая работа отлично подходила независимому и любящему риск Чкалову, его навыкам, темпераменту и жажде приключений. Однажды во время испытания нового самолета с убирающимся шасси застряла его левая «нога» — трос, который подтягивал шасси, ослаб и свернулся в петлю. Чтобы его распутать, Чкалов 40 минут швырял машину из стороны в сторону, делал резкие развороты, переворачивал ее колесами вверх, но это не помогало. Тогда летчик швырнул самолет с большой высоты вниз и у самой земли резко выровнял. От сильнейших перегрузок Чкалов на мгновение потерял сознание, а когда пришел в себя, застрявшая «нога» наконец была выпущена. Очевидно, Ворошилов рассказывал Сталину о воздушных приключениях летчика-испытателя Валерия Чкалова. При посещении опытного военного аэродрома Сталин спросил: «Почему вы не пользуетесь парашютом, а обычно стараетесь спасти машину?
И все мысли у него о том, чтобы благополучно довести их до посадки. Летчик запустил мотор и свечой взвился в воздух. В ушах все еще звучали слова Сталина. Я думал о нем. Я знал, что он следит за мной… Много дней я обдумывал все сказанное Сталиным и сделал для себя ряд практических выводов: стал летать много дисциплинированнее, стал в воздухе спокойнее. Меня поразила ясная сила сталинских слов: жизнь летчика дороже машины… Сталина летчики любят крепко, по-особенному, всей душой. И Сталин любит летчиков.
Сталин лелеет, бережет их… Разве можно представить лучшего друга, учителя, отца…» Валерий Чкалов Сейчас сложно понять, насколько искренним был Чкалов, признаваясь в любви к Сталину. Но то, что о своем восхищении вождем мирового пролетариата летчик говорил и писал многократно, — это факт. Сталин симпатизировал и доверял Чкалову, насколько он вообще был способен кому-то доверять. Есть свидетельства о том, что в ноябре 1938 года, за месяц до гибели Чкалова, Сталин предложил ему должность наркома внутренних дел.
За 2 года работы в НИИ он совершил более 800 испытательных полётов, освоив технику пилотирования 30 типов самолётов. Перебазирование из обыденного события превратилось в первый в СССР воздушный парад с пролётом над Красной площадью.
Совместно со своим старшим товарищем Александром Анисимовым он испытывал новейшие самолёты-истребители 1930-х годов И-15 биплан и И-16 моноплан конструкции Поликарпова. Автор новых фигур высшего пилотажа — восходящего штопора и замедленной бочки. Смерть Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении 1-го испытательного полёта на новом истребителе И-180 на Центральном аэродроме. Полёт готовился в большой спешке, чтобы успеть до конца года. Выпуск самолёта на аэродром назначался на 7 ноября, 15 ноября, 25 ноября. Поликарпов протестовал против ненужной гонки при подготовке И-180 к первому вылету, ввиду чего был отстранён от этих работ.
Чкалов произвёл рулёжку самолёта по земле, при которой мотор часто глох; 12 декабря при повторной рулёжке сломалась тяга управления газом мотора. Впоследствии, после тщательного осмотра всей машины, планировалось осуществить испытательный полёт и 1—2 полёта по 30—60 минут; наконец полёт с убранным шасси до высоты 7 000 метров. Валерий Чкалов должен был совершить только 1-й, самый дорогой по оплате полёт, после чего машина переходила в руки другого лётчика — С. По воспоминаниям Д. Несмотря на очень низкую температуру, вылет прошёл неплохо, машина набрала высоту 100—120 метров и с виражом пошла на 1-й круг над аэродромом. Далее полёт продолжался на высоте 500—600 метров.
По свидетельству В. Коккиннаки, который в это время летал в районе аэродрома на высоте 2000 метров, Чкалов подлетел к нему, показал большой палец, мол, всё отлично, после чего пошёл на посадку. По свидетельству наблюдателей, находившихся на аэродроме, «не доходя до аэродрома один-полтора километра, на высоте около 100 метров самолёт сделал вираж влево и скрылся за постройками». При заходе на посадку двигатель М-88 неожиданно остановился.
Проявил себя как талантливый летчик, обладающий исключительным мужеством, настойчивостью и выдержкой. Гибель Чкалова Валерий Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при испытании нового истребителя «И-180». В этот день, 15 декабря. Как всегда, при первом вылете опытного самолета, все вылеты с аэродрома и все аэродромные работы были прекращены. Самолет Поликарпова конструктора испытываемого самолета — В. Должны были поставить и жалюзи. Валерий Чкалов поинтересовался, сколько времени потребуется на установку жалюзи. Ответ был неопределенным: часа два-три, может, больше. Валерий Павлович понял, что в этом случае назначенный полет может не состояться: была зима, темнело рано. И он решил не подводить конструктора и рабочих и лететь без жалюзи. Поднявшись в воздух, Чкалов совершил полет «по коробочке» по кругу , затем пошел на второй круг на большой высоте — 2000 — 2500 метров вместо положенных 600 — и на большом удалении от аэродрома. Выполнив круг, стал снижаться, сбавив газ.
Чкалов, Валерий Павлович
Образ Валерия Павловича Чкалова, его замечательный жизненный путь нашли отражение в кинофильмах, книгах, ему посвящены художественные картины, воздвигнуты памятники, монументы, обелиски и др. Памятник В.П. Чкалову в г. Оренбурге на набережной реки Урал. Со своей женой знаменитый летчик-испытатель Валерий Павлович Чкалов познакомился в Ленинграде. Она училась в Педагогическом институте имени Герцена на отделении языка и литературы общественно-экономического факультета. ↑ 1 2 Биография Валерия Чкалова (неопр.). Валерий Павлович Чкалов — Герой Советского Союза, выдающийся российский летчик-испытатель. Биография Валерия Павловича Чкалова. Детство. Валерий Павлович Чкалов родился 2 февраля 1904 года в селе Василево (ныне город Чкаловск).