АСАНЬЯ Мануэль — АСАНЬЯ Мануэль (1880-1940) — президент Испанской республики в 1936-39, один из лидеров правого крыла Народного фронта. Биография Мануэля Асаньи Мануэль Асанья, испанский политический деятель и писатель, родился в состоятельной семье и рано столкнулся с потерей родителей. Новости Испании» Новости» Политика» Санчес попросил прощения у испанцев, которые вынуждены были эмигрировать из-за Гражданской войны. 1 сентября 1936 года в Испании произошёл государственный переворот, который закончился свержением Республиканского правительства и президента Мануэля Асаньи.
Мануэль Асанья - Manuel Azaña
Правительство Асанья объявило немедленную амнистию для всех заключенных восстания, что усилило обеспокоенность консерваторов. Социалисты и коммунисты были назначены на важные должности в штурмовой гвардии и гражданской гвардии. Кроме того, с победой Народного фронта 25 марта радикализованные крестьяне во главе с социалистами начали захватывать землю. Азанья предпочел узаконить эти действия, чем бросить им вызов.
Радикальные социалисты соперничали с коммунистами в призывах к насильственной революции и насильственному подавлению правых. Политические убийства коммунистов, социалистов и анархо-синдикалистов были частыми, равно как и ответные меры со стороны все более радикальных консерваторов. Асанья настаивал на том, что опасность для республики исходит справа, и 11 марта правительство подавило фалангу.
Асанья был человеком очень сильных убеждений. Стэнли Г. Пейн предварительно назвал его «последней великой фигурой традиционного кастильского высокомерия в истории Испании ».
Как «республиканец из среднего класса», он был непримиримо враждебен монархии и церкви. CEDA, который был прокатолическим, поэтому он считал нелегитимным, а также всех без исключения монархистов, даже тех, кто поддерживал парламентскую демократию. По мнению Пола Престона , ничто не указывает более прямо на ценность услуг, оказываемых Азанья республике, чем ненависть, которую испытывают к нему идеологи и пропагандисты франкистского дела.
Когда кортесы встретились в апреле, они отстранили президента Алькала-Самора от должности. К этому времени Асанья был глубоко подавлен нарастающим беспорядком, но не видел способа противостоять ему. Асанья неоднократно предупреждал своих товарищей-республиканцев, что отсутствие единства в правительстве является серьезной угрозой стабильности республики.
Продолжалось политическое насилие: с февраля по начало июля было совершено более 200 убийств. К июлю военный заговор с целью свержения республики был в разгаре, но ничего определенного не было запланировано. Затем 13 июля Хосе Кальво Сотело , лидер небольшой монархической группировки в Кортесах, был арестован и убит смешанной группой боевиков-социалистов и штурмовой гвардии.
Асанья и Кирога не действовали эффективно против убийц. Однако восстание в Мадриде провалилось. Азанья заменил Кирогу на посту премьер-министра своим союзником Диего Мартинесом Баррио , и правительство попыталось найти компромисс с повстанцами, который был отвергнут генералом Мола.
Негрин отправил его в Советский Союз, который потребовал его в качестве оплаты за оружие, поставленное в республику. В 1938 году Асанья переехал в Барселону с остальной частью республиканского правительства и был отрезан там, когда монархические силы двинулись к морю между Барселоной и Валенсией. Когда 26 января 1939 года Барселона пала перед мятежниками, Асанья бежал во Францию.
Он прошел через Пиренеи пешком 5 февраля 1939 года. Комментаторы-националисты и республиканцы осудили это решение как «дезертирство».
Левые не теряли времени. Они создали леводемократический блок, который в 1936 году получил название «Народный фронт». В него вошли: леволиберальные партии, каталонские и баскские националисты, социалисты, коммунисты и другие представители различных политических сил. На очередных выборах «Народный фронт» одержал победу.
Власть вновь оказалась в руках Мануэля Асаньи. Первым делом правительство «Народного фронта» объявило политическую амнистию. В общей сложности на свободе оказались более 15 тыс. Затем Асанья добился восстановления Женералитата Каталонии. Спустя несколько месяцев Асанья стал президентом Испании, заменив на этом посту Алкалу Самору, который вынужденно ушёл в отставку. Во главе правительства встал Сантьяго Касарес Кирога — галисийский либерал.
Социалисты в состав правительства не вошли — они добровольно отказались от этого, несмотря на крупнейшую фракцию в Кортесах. Кортесы — региональные сословно-представительные собрания, которые превратились в парламент. Асанья и Кирога прекрасно понимали шаткость своего положения, поэтому пытались укрепить власть вдохнув жизнь в аграрную реформу. Всего за несколько месяцев было распределено свыше 750 тыс. Начали создаваться кооперативы. Однако «задобрить» крестьян малой кровью не получилось.
Люди были недовольны очередью на землю, которая растянулась на несколько лет, а также неэффективностью кооперативов — банально не хватало техники для всех нуждающихся. Дошло до того, что отчаявшиеся крестьяне начали захватывать поместья, пытаясь прокормить семьи. Нарушение закона, соответственно, привело к конфликтам с национальной гвардией. После того, как в Испании начались проблемы с продовольствием, терпение людей лопнуло. По всей стране прокатилась волна стачек, то и дело происходили конфликты между левыми и правы экстремистами. Государство захлебнулось в массовых демонстрациях.
Политические партии, как правящие, так и оппозиционные, вместо того, чтобы объединиться для решения многочисленных проблем, наоборот, сознательно разжигали конфликты. Одни боялись потерять власть, другие — мечтали её вернуть. В итоге Испания оказалась в социальном кризисе такого масштаба, что умеренная политика правительства оказалась неспособной остановить надвигающуюся катастрофу. Началась Гражданская война. Сейчас необходимо сделать небольшое отступление, чтобы в полной мере оценить размах катастрофы, которая накрыла Испанию. К Гражданской войне государство шло уверенным шагами с самого начала 20-го столетия.
В новый век некогда великая колониальная держава вступила с целым списком проблем. И, соответственно, государство находилось в состоянии жесточайшего кризиса и общего упадка, который, как раковая опухоль, поразил все сферы жизнедеятельности Испании. Проблем у Испании было так много, что действующая власть не понимала, что именно решать в первую очередь. В итоге государство представляло из себя взрывоопасную смесь: застойный полуфеодальный строй, отсталая экономика, межнациональная и межклассовая вражда. Всё это толстым слоем накрыли идеологическая ненависть и тотальная нищета. Особенно сильно страдали крестьяне и рабочие: первые из-за гнёта землевладельцев и скудных участков, неспособных прокормить, вторые — от непонятных и никак не отрегулированных трудовых отношений.
Масло в огонь подливали и национальные меньшинства каталонцы, баски, галисийцы , которые требовали автономий и негативно относились к централизованной власти Мадрида. А поскольку их численность составляла более четверти всего населения страны, то власть буквально сидела на пороховой бочке. Испания в начале Гражданской войны. Испания в то время считалась отсталым государством, её мнение не интересовало ведущие державы. Испания потеряла все колонии в Центральной и Южной Америке. Под контролем испанской короны находились лишь несколько стран в Африке и Канарские острова.
Но эти колонии в финансовом плане никак не могли помочь Испании справится со всеми неурядицами. Особую роль играла армия, которая в тот момент являлась неким самостоятельным «государством» в составе Испании. Большое количество прав и свобод на деле лишь откатили военную структуру в развитии. Командный состав ставил себя выше законов и ощущал себя особой кастой. Это сформировало политические амбиции. При этом сама армия не отличалась боеспособностью.
Солдаты обучались по неактуальным «методичкам» и воевали устаревшим оружием. Король Альфонс XIII и его правительство действовали по принципу «на наш век» хватит и никаких шагов по спасению государства не предпринималось. А если в той или иной части страны вспыхивали восстания, то их жёстко гасили при помощи гражданской гвардии или же войск. Первый тревожный звоночек для короля прозвучал в 1923 году. Первым делом он распустил правительство, парламент, а также все политические партии. Затем ввёл цензуру, после чего установил полноценный режим военной диктатуры.
Генерал, который вдохновлялся итальянскими фашистами, попытался применить их сценарий в Испании, поэтому ставку он сделал на предпринимателей, которые должны были спасти экономику. И это сработало. Ситуация начала постепенно выравниваться. Однако грянул мировой экономический кризис, который в одночасье нивелировал все успехи. Король и правительство списали военный переворот генерала на случайность. Но уже в 1931 году монархия рухнула после свободных муниципальных выборов.
Мятеж Франко Вернёмся к событиям 1936 года. Мятеж подняли представители Испанского военного союза ИВС , полулегальной организации, состоящей из консервативно настроенных офицеров. Испанский военный союз был основан в 1935 году генералом Хосе Санхурхо. За три года до образования организации он попытался организовать путч, но безрезультатно. После чего генерал покинул Испанию. ИВС являлся организацией, негативно настроенной по отношению к республике.
В первую очередь из-за политики власти, которая ущемляла права военных. Санхурхо считал, что только они способны «спасти Испанию», захватив власть путём военного переворота. Лидерами Испанского военного союза были генералы Франсиско Франко и Мануэль Годет, а фактическим руководителем организации являлся генерал Эмилио Мола, которого прозвали «Директором». Касарес Кирога и его правительство настороженно относились к ИВС, понимая, что военные могут принести много проблем, поэтому попытались нейтрализовать опасность. Поскольку ни арестовать, ни ликвидировать противников власть не могла, она их разъединила. Годета отправили служить на Балеарские острова, Молу сослали в Наварру, а Франко «выделили» Канарские острова.
Вторым шагом стало заигрывание с Республиканским антифашистским военным союзом РАВС , который распространял своё влияние на армию и был лоялен Народному фронту. Однако эта политика встретила жёсткий отпор в лице правых радикалов, в основном, фалангистов. Фаланга — политическая партия в Испании с ультраправыми взглядами. Несмотря на это, ИВС готовились к антиправительственному мятежу. Они переманивали на свою сторону опытных солдат, высокопоставленных офицеров. Единственное — мятежники не вели переговоров с представителями военно-воздушных сил, поскольку те являлись приверженцами либеральных и социалистических идей.
Мола решил не тратить на переговоры время — его он потратил с пользой, достигнув ряд важных соглашений с монархистами и ультраправой Фалангой. Кроме этого, лояльно к заговорщикам относилась и Гражданская гвардия, желавшая вернуть часть своих прав, которые забрал «Народный фронт». Однако полной уверенности в успехе у Молы не было. Дело в том, что несмотря на количество союзников, всё равно многие офицеры штурмовой гвардии остались верны республике. Лидеры путча. Интересно то, что сам Франко не был уверен в успехе.
Более того, в конце июня он даже отправил Касаресу Кироге послание, в котором попросил вернуть его на материк, а также недвусмысленно намекнул на мятеж. Но глава правительства реагировать на предупреждение генерала не стал. И только после этого Франко, окончательно разочаровавшийся в действующей власти, дал согласие на участие в путче. Официально путч начался 17 июля в Марокко. На деле он стартовал на день раньше. Бунт подняли марокканские части, в общей сложности 14 тыс.
Их поддержало исламское духовенство. Следом мятеж поднял испанский Иностранный легион, в котором служили 11 тыс. К путчистам присоединились ещё 20 тыс. В Мадриде на мятеж практически никак не отреагировали. Касарес Кирога сделал запрос, чтобы выяснить обстановку в Марокко. Генерал Гомес Прадо ничего конкретного сообщить не смог, вскоре его и вовсе арестовали мятежники.
К вечеру 17-го числа путчисты контролировали не только столицу Марокко, но и все крупные города. Те офицеры, которые пытались защитить республику, были расстреляны. Успешным мятеж оказался и на Канарских островах, где командовал Франко. По легенде, путчисты получили кодовую фразу «над всей Испанией безоблачное небо», что являлось сигналом для начала военных действий в метрополии. Однако сейчас существование этого условного сигнала ставится историками под сомнение. Был сигнал или нет, но мятеж перекинулся на Испанию.
Главным плацдармом путчистов на континенте стала Андалусия. При этом население провинции было на стороне «Народного фронта», а столица Севилья и вовсе являлась пристанищем коммунистов и анархистов. Но Мола решил рискнуть, и удача улыбнулась путчистам. Генерал Гонсало Кейпо де Льяно сумел захватить Севилью и переманить на свою сторону гарнизон. А 20 июля в город прибыли Африканские части. Несмотря на сопротивление коммунистов и анархистов, отбить столицу Андалусии им всё-таки не удалось.
Параллельно путчисты захватили и другие города провинции.
Саламанка сам создал первую трамвайную линию в Мадриде, которая обслуживала этот район, и первая трамвайная остановка в городе была расположена на этой угловой улице Мальдонадо, первая из которых отправилась 31 мая 1871 года в сторону площади Пуэрта-дель-Соль. На улице Генерала Ораа находился «сад Кановаса». Во время гражданской войны в Испании здесь располагалась штаб-квартира Коммунистической партии. Гонсало Рико Авелло жил под номером 16. Поэт и политик Рубен Дарио жил под номером 27 нынешний номер 31 с 6 июня 1908 года по 24 февраля 1909 года6, во время своего пребывания на посту посла Никарагуа. Мариано Мигель де Валь жил под номером 31.
Двумя днями позже Вторая испанская республика был провозглашен, и король отправлен в изгнание. В правительстве Никето Алькала-Самора , премьер-министр временного правительства республики по имени Асанья Военный министр 14 апреля. Алькала-Самора подал в отставку в октябре, и Асанья сменил его на посту премьер-министра. Когда 9 декабря была принята новая конституция, Асанья продолжал занимать пост премьер-министра, возглавляя коалицию левых партий, в том числе свою собственную. Асанья провел некоторые из основных реформ, предусмотренных республиканской программой. Он ввел страхование от несчастных случаев на производстве, [3] уменьшил размер Испанская армия , и удалил некоторых монархических офицеров. Он также предпринял шаги, чтобы уменьшить власть и влияние Римско-католической церкви, отменив церковные школы и благотворительные организации и значительно расширив государственные светские школы. Испанский законодательный орган, Кортес , также приняла программу аграрной реформы, в соответствии с которой крупные частные землевладения латифундия подлежали конфискации и распределению среди сельской бедноты. Однако Асанья был «республиканцем из среднего класса», а не социалистом. Он и его последователи не были в восторге от этой программы. В аграрный закон не входили государственные колхозы, как того хотели социалисты, и он не был принят до конца 1932 года. Он также был написан неуклюже и угрожал многим относительно небольшим землевладельцам больше, чем латифундистам. Правительство Асанья также очень мало сделало для этого: только 12 000 семей получили землю в первые два года. Кроме того, правительство продолжало поддерживать владельцев промышленных предприятий против диких забастовок или попыток захватов со стороны боевиков, особенно рабочих. Между тем крайняя антиклерикальная программа Азанья оттолкнула многих умеренных. На местных выборах, состоявшихся в начале 1933 года, большинство мест досталось консервативным и центристским партиям. Выборы в «Трибунал конституционных гарантий» «Верховный суд республики» прошли по этой схеме. Таким образом, Асанья вступил в конфликт как с правыми, так и с крайне левыми. Он позвонил вотум доверия , но две трети кортесов воздержались, и 8 сентября 1933 г. Алькала-Замора приказал Асанье уйти в отставку. Восстание имело временный успех в Астурия и Барселона , но закончилось через две недели. Он был арестован и обвинен в соучастии в восстании. Он был освобожден из тюрьмы в январе 1935 года.
Мануэль Асанья - Manuel Azaña
Президент Испании Мануэль Асанья утвердил премьер-министром Хуана Негрина — ученого-физиолога, занимавшего до этого пост министра финансов. Родившийся в богатой семье, Мануэль Асанья Диас осиротел в очень раннем возрасте. Защитник «Атлетико» Мануэль Санчес перешел в «Осасуну» на правах аренды. Король посетил открытие выставке, посвященной жизни и деятельности Мануэля Асаньи.
История Гражданской войны в Испании
В этом городе похоронен писатель, журналист и политический деятель Мануэль Асанья, который занимал пост президента Испании с 1936 по 1939 год и дважды возглавлял Совет. Эта либерально-социалистическая коалиция и сформировала правительство, во главе которого встал Мануэль Асанья. 19 февраля президент Самора назначил нашего старого знакомого Мануэля Асанью (кандидата от Народного фронта) премьер-министром. Асанья (далее А) (Azana) Мануэль (10.1.1880. Алькала-де-Энарес, — 4.11.1940, Монтобан, испанский политический деятель и литератор. В настоящее время существует Ассоциация Мануэля Асаньи — ей принадлежит книжный магазин и она организует культурные мероприятия.
Внезапное помилование. Зачем Мадрид решился на хитрый план с амнистией каталонцев?
Испанский политический деятель, президент Испании 1936—1939 , писатель Дата рождения: 10. Он получил образование в колледже ордена августинцев и университетах Сарагосы и Мадрида. В начале своей карьеры он работал помощником адвоката и затем занимался организацией электрической фабрики, но потеряв состояние, пришлось устроиться на работу в ведомстве регистрации и нотариата. В 1911 году Мануэль Асанья продолжил свое образование в Париже и в 1913 году стал секретарем Атенеума, либерального литературного и научного общества в Мадриде. Он также публиковал свои произведения в изданиях El Imparcial и El Sol. Асанья был членом Реформистской партии и лидером Испанского демократического союза. Он также работал корреспондентом во Франции во время Первой мировой войны, и его материалы имели профранцузскую направленность.
Однако для националистов он, как и ранее, оставался неприемлемой фигурой, с которой были связаны основные республиканские реформы.
В феврале 1939, после потери республиканцами контроля над Каталонией, Асанья пешком перешёл Пиренеи и бежал во Францию, где 27 февраля заявил о своей отставке — этот шаг способствовал падению легитимности властей республики, где всего неделю спустя сторонники компромисса с франкистами во главе с С. Касадо осуществили переворот. Эмигрант[ ] Жил в эмиграции во Франции. В 1940, после оккупации немцами севера Франции и создания на её юге вишистского правительства, представители режима Франко настаивали на задержании Асаньи, находившегося в то время в Руссильоне , и его выдачи в Испанию. Гестапо хотело его арестовать. Однако посол Мексики во Франции Луис Родригес спас Асанью, перевезя его в машине скорой помощи в Монтобан, где в нескольких комнатах временно располагалась мексиканская миссия. Там Асанья с женой прожили несколько месяцев.
Епископ Монтобана причастил его перед смертью — таким образом, Асанья вернулся в лоно католической церкви. Фашистские власти запретили хоронить Асанью с президентскими почестями; они лишь согласились на то, чтобы гроб был покрыт испанским флагом, но только двухцветным принятым при монархии и Франко , а не республиканским трёхцветным. Тогда посол Мексики распорядился покрыть гроб мексиканским флагом, заявив французскому префекту: «Для нас это будет честью, для республиканцев — надеждой, для вас — болезненным уроком». В настоящее время существует Ассоциация Мануэля Асаньи — ей принадлежит книжный магазин и она организует культурные мероприятия. Ежегодно в ноябре проводятся «Дни Мануэля Асаньи». Посмертно были опубликованы его воспоминания — важный документ по испанской истории 1930-х годов. Библиография[ ] Томас Х.
Гражданская война в Испании. Ссылки[ ].
Энциклопедический словарь является некоммерческим проектом, который постоянно развивается. Важную роль в развитии проекта играют наши уважаемые пользователи, которые помогают выявлять ошибки, а также делятся своими замечаниями и предложениями. Вы также можете поддержать проект, оставив комментарий или разместив у себя на сайте или блоге ссылку на энциклопедический словарь.
В 1926, вместе с Хосе Хиралем, основал партию Республиканское действие. В 1930 он возглавил «Атенеум», что демонстрировало его степень влияния среди испанских либеральных интеллектуалов. В 1930 участвовал в заключении Пакта Сан-Себастьяна, символизировавшего единство всех республиканских политических сил. После свержения монархии в апреле 1931 Асанья стал военным министром во временном правительстве республики. В октябре 1931 — сентябре 1933, одновременно, являлся премьер-министром сменил на этом посту Алькала Самору, который ушёл в отставку из-за разногласий с большинством членов правительства по вопросу отношения к католической церкви. Во время своей правительственной деятельности Асанья проводил ярко выраженную антиклерикальную политику. После того, как 11 мая 1931 по всей стране начались погромы церквей и монастырей, Асанья отказал принимать меры против их участников, демонстративно заявив, что все церкви Испании не стоят и одного республиканца. Из страны был выслан примас католической церкви Испании кардинал Сегура, выступивший с критикой республики. Асанья был одним из инициаторов принятия республиканской Конституции, согласно которой церковь отделялась от государства, священники лишались государственной зарплаты, запрещались монашеские ордена, члены которых давали дополнительные обеты, кроме трёх обычных таким образом, из Испании изгонялись иезуиты, которые давали четвёртый обет — верности Папе Римскому. Правительство Асаньи пользовалось поддержкой масонских организаций, которые в Испании были центрами либерального общества; в 1932 и сам премьер-министр стал масоном. Правительство Асаньи провело аграрную и образовательную реформы в рамках последней были закрыты церковные школы и открыто большое количество светских , провело через парламент устав каталонской автономии. Кроме того, в качестве военного министра он стал инициатором проведения преобразований в армии, опираясь на поддержку либерально настроенных артиллеристов и военных инженеров, недовольных своим медленным продвижением по службе по сравнению с офицерами, отличившимися во время войны в Марокко. Асанья инициировал создание специальной комиссии, которая занялась пересмотром обоснованности внеочередного присвоения чинов офицерам, воевавшим в Африке, что вызвало резкое недовольство с их стороны. В 1936 целый ряд этих офицеров включая Франсиско Франко приняли участие в выступлении военных против республики. Франко был недоволен деятельностью Асаньи ещё и из-за закрытия военным министром в целях экономии Военной академии в Сарагосе, которой тогда он руководил.
Асанья, Мануэль
В 1936 году Ларго Кабальеро был освобождён и после начала гражданской войны, 4 сентября стал премьер—министром и военным министром Испании. На выборах 16 февраля 1936 года Народный фронт с преимуществом в 150. Многочисленные нарушения при голосовании и подсчёте голосов о которых сообщалось и то, что официальные результаты выборов так и не были опубликованы, позволили сомневаться в победе и законности его правления. Неиствующие толпы отметили победу Народного фронта взламывая ворота тюрем, освобождая заключённых, поджигая монастыри и церкви, захватывая имения и убивая десятки тысяч невинных людей: судей, священников, чиновников, обитателей монастырей, офицеров, мелких торговцев и имеющих землю крестьян. Премьер—министр, следуя совету Франко, добился решения кабинета о введении военного положения, однако президент Алькала Самора это решение отменил. После того как Портела Вальядарес ушел в отставку, президент Алькала Самора вновь назначил премьер—министром Асанью, который сразу же начал репрессии против военных. Он приказал снять Франко с занимаемой им должности и перевести на Канарские острова, которые находились далеко от Испании. Главнокомандующий североафриканскими армейскими соединениями генерал Мола был понижен до командира бригады. Потомственный офицер Эмилио Мола Видаль Emilio Mola Vidal , также как и Франко, прошел путь от лейтенанта до генерала и был известным молодым «африканским» генералом того времени. При короле генерал Мола был директором безопасности. После свержения монархии он был заключён в тюрьму, а спустя год уволен в отставку.
В 1933 году генерал Мола был амнистирован и возвращён в армию. Он служил в Генеральном штабе под руководством генерала Франко. В 1935 году генерал Мола был назначен командующим войсками в Мелилье, а затем главнокомандующим испанскими вооружёнными силами в Марокко. Репрессии коснулись и других генералов. Генералы не намеревались с этим мириться, так возник заговор. Подготовку широкомасштабного военного заговора поручили Мола, ему же доверили собрать все имеющиеся силы. Мола разработал и разослал участвовавшим в заговоре высшим офицерам предписания, что, кому и когда предпринимать. Довольно редко обращают внимание на связь событий в Испании с событиями в Германии, однако, судя по датам, они несомненно были взаимосвязаны и имели общее руководство. Гитлеру, для поднятия международного престижа было необходимо проведение летних Олимпийских игр 1936 года в Германии. Организация мероприятия такого размаха требовала громадных затрат, в Германии были проведены и зимние Олимпийские игры.
Без вмешательства Черчилля и создания финансирования извне, Германия подготовку к Олимпиаде не сумела бы осилить. На право проведения летних Олимпийских игр в 1936 году претендовало много городов разных стран. Однако к моменту решающего выбора осталось два: столица Германии Берлин и второй по величине город Испании, столица Каталонии Барселона. Международный олимпийский комитет возглавляемый бельгийским аристократом графом Анри де Байе-Латуром отдал предпочтение Берлину в котором должны были состояться и не состоялись VI Олимпийские игры в 1916 году. Приход к власти в Германии нацистов стал поводом к изменению этого решения. Состоявшаяся в Париже в июне 1936 года Международная конференция в защиту олимпийских идей заявила о несовместимости олимпийских принципов с проведением Игр в тоталитарном расистском государстве. Участники конференции призвали к бойкоту Олимпиады в Берлине. Чтобы Берлин остался столицей Олимпиады необходимо было срочно вывести Барселону из игры. Целью полёта было забрать генерала Франко из Канарских островов, где он, будучи назначенный их губернатором, находился в своеобразной «ссылке» и доставить в Испанское Марокко, где он должен был возглавить восстание испанских войск в Африке. Испанские самолеты отвезти Франко не могли, так как их контролировали верные правительству офицеры.
Этот и другие факты указывают на то, что восстание и Гражданская война в Испании были организованы также как и гражданские войны в России и Германии — Англией. Возглавлял их подготовку один и тот же человек — Уинстон Черчилль. Чарльз Бебб в знак признания заслуг был награжден Франко в 1939 году Большим крестом Императорского Ордена Красной стрелы и в 1970 году орденом за заслуги и Белым крестом. Самолет сыгравший важную роль в восстании и вызвавший Гражданскую войну в Испании, после окончания Второй мировой войны был подарен Франко и занял почётное место в музее авиации Museo del Aire недалеко от Мадрида. Олимпиада 1936 года несомненно стала одной из причин испанского восстания. Гитлеровская Германия полностью оправдала вложенные в неё спонсорами средства и выиграла в общей сложности 101 медалей, из них 41 золотую и набрав 223 очка. Под прикрытием Олимпиады состоялось много тайных встречь агентов спецслужб, банкиров, промышленников и политиков. Однако Олимпиада не была главной причиной испанских событий. Испания являлась крупнейшим мировым экспортером ртути, железной руды, пирита, вольфрама, свинца, цинка, калийных солей и другого стратегического сырья необходимого для военной промышленности. Германия не сумела бы без испанского сырья создать мощную военную промышленность.
С 1935 года германская «Металл АГ» вместе с итальянскими концернами пыталась взять в свои руки добычу железной руды.
Мануэль Асанья и Диас: биография 10 января 1880 - 04 ноября 1940 испанский политический деятель, президент Испании 1936—1939 , писатель. Семья и образование Родился в состоятельной семье, рано осиротел. Окончил колледж ордена августинцев в Эскориале в это время Асанья расстался с религиозными взглядами. Лиценциат права университета Сарагосы 1897 , доктор права Центрального университета Мадрида 1900. Журналист, писатель, политик В молодости работал помощником адвоката Луиса Диаса Кобеньи другим помощником в это же время был будущий предшественник Асаньи на посту президента Испании Нисето Алькала Самора. Затем ввязался в неудачное предприятие с организацией электрической фабрики, но, потеряв состояние, с 1910 работал в ведомстве регистрации и нотариата. С 1911 продолжал образование в Париже.
В 1913—1920 — секретарь Атенеума, либерального литературного, научного и художественного общества в Мадриде.
В 1923 году он выступил против генерала Мигеля Примо де Риверы, совершившего госпереворот и фактически установившего военную диктатуру при короле Альфонсо XIII. В середине 1930-х Унамуно сначала поддержал мятеж националистов, поскольку надеялся, что смена власти поможет преодолеть хаос и разобщенность испанского общества, однако изменил свое мнение, осознав, что ради достижения абсолютного контроля франкисты не остановятся ни перед чем. Философ выступил против государственного террора и милитаристской идеологии. Верность принципам стоила Унамуно должности и, возможно, жизни, а его противостояние с генералом Астраем, приспешником Франко, обросло таким количеством подробностей, что некоторые современные историки склонны видеть в нем скорее величественную легенду, чем реальные факты. В этой запутанной истории попытался разобраться Василий Легейдо.
Поделиться Репостнуть Твитнуть К середине осени 1936 года националисты контролировали Саламанку, город на северо-западе Испании, уже четыре месяца. Чтобы символически закрепить свою власть в столице одноименной провинции, фалангисты решили провести торжественное мероприятие в местном университете — одном из четырех старейших высших учебных заведений в Европе. Назначили праздник на 12 октября — годовщину открытия Америки Христофором Колумбом. Роль почетного гостя и оратора отвели недавно восстановленному в должности ректора 72-летнему Мигелю де Унамуно — одному из самых известных сторонников франкистского мятежа среди тех, кто поддерживал его не ради продвижения по службе, достижения власти и удовлетворения личных амбиций. Известный философ, писатель и академик баскского происхождения, годом раньше претендовавший на Нобелевскую премию по литературе, идеально подходил для того, чтобы показать: против республиканского правительства выступают не только воинственные радикалы, но и мечтающие о преодолении разногласий представители интеллектуальной элиты. В университетской аудитории собрались видные представители националистического движения, включая жену Франко Кармен Поло, придерживавшегося монархистских взглядов журналиста и писателя Хосе Марию Пемана и видного путчиста генерала Хосе Мильяна Астрая.
Последний прославился среди сослуживцев самоотверженными действиями при подавлении восстаний на Филиппинах и в Марокко, где лишился руки и глаза. Выступивший в поддержку новой власти епископ Саламанки поднялся на кафедру и зачитал пастырское послание. Профессор Франсиско Мальдонадо выступил с яростной критикой «каталонского и баскского национализма», который назвал «раком нации» и призвал как можно скорее удалить скальпелем фашизма. Мильян Астрай с воодушевлением поддержал раздавшиеся из толпы выкрики: «Да здравствует смерть! От Унамуно тоже ждали публичного монолога в поддержку лидера националистов. Единственное сохранившееся документальное свидетельство, которое позволяет судить о произошедшем в тот день, — около 30 слов и словосочетаний, которые философ набросал карандашом на задней стороне конверта, пока готовился к выступлению: «Международная война, западная христианская цивилизация, независимость, преодоление и убеждение, ненависть и сострадание, вогнутый и выпуклый, борьба, единство, каталонцы и баски, языковой империализм, ненависть к критическому интеллекту, исследование и разграничение, расследовательское любопытство и отказ от любознательности».
По отрывочным тезисам Унамуно можно составить лишь крайне приблизительное представление о содержании выступления. Долгое время основным и самым достоверным источником сведений о той речи считался пересказ друга и коллеги ректора, члена республиканского правительства Луиса Портильо. Тот покинул Испанию в 1939 году, после победы франкистов, и обосновался в Англии, где в 1941-м при поддержке Джорджа Оруэлла опубликовал статью «Последняя лекция Унамуно». Чтобы убеждать, нужно то, чего у вас нет: разум и справедливость. Полагаю, бесполезно призывать вас подумать об Испании». Еще один факт остается несомненным, независимо от того, действительно ли философ произнес те слова, которые приписал ему другой противник Франко.
Обстоятельства его смерти оказались не менее загадочными, чем тайна вокруг выступления, которое послужило мотивом для репрессий против интеллектуала. Как сформировались взгляды Унамуно Одно из самых ранних воспоминаний Мигеля де Унамуно — оглушительный грохот от падения снаряда на крышу соседского дома в начале 1870-х. Родной город будущего философа Бильбао, как и всю Испанию, сотрясала Вторая в западной историографии — Третья карлистская война между консервативными сторонниками претендовавшего на престол правнука Карла IV дона Карлоса Младшего и более либеральными силами: сначала королем Амадеем I, затем правительством Первой Испанской Республики и, наконец, новым монархом Альфонсо XII. Последний и одержал окончательную победу над карлистами, вынудив оставшиеся части неприятельской армии бежать на территорию Франции. На маленького Мигеля ожесточенный конфликт произвел неизгладимое впечатление: ужас от окружавшего его тогда насилия уже во взрослом возрасте подтолкнул мыслителя к принципиальному неприятию внутренних конфликтов между этническими и политическими группами внутри страны. Обостренное чувство справедливости у мальчика сформировалось под влиянием принятого королем Альфонсо закона, по которому Страна Басков лишалась особого автономного статуса и полностью переходила под контроль испанского правительства.
Подобной мерой власти ответили на широкую поддержку карлистов на территориях, которые раньше практически никак не зависели от Мадрида. Возмущенный притеснением басков Унамуно составил гневное письмо монарху, в котором высказался против лишения его региона самостоятельности. Альфонсо, естественно, никак не отреагировал на письмо ребенка, но сам жест Мигеля важен для понимания его личности: уже тогда он не признавал авторитетов и не боялся высказывать недовольство самым влиятельным людям государства. Когда мальчику было 11 лет, он настолько вдохновился рассказами обучавшего его иезуитского священника, что захотел добиться причисления к лику святых. С годами мечта приняла более рациональную форму, и Мигель всерьез рассматривал карьеру священника, но позже отказался и от этой идеи. В 16 лет он поступил на факультет философии и гуманитарных наук Мадридского университета и перебрался из родного города в столицу.
Уже тогда начал назревать главный внутренний конфликт Унамуно, определивший всё его творчество: противоречие между религиозной благочестивостью и всепоглощающей страстью к знанию. В Мадриде Мигель перестал посещать церковные службы, погрузился в трактаты по физиологической психологии, сочинения философов-позитивистов, произведения итальянских и британских поэтов. Он самостоятельно выучил немецкий, чтобы ознакомиться с идеями Гегеля, и английский, чтобы читать Спенсера и Карлайла, которых позже сам перевел на испанский. Два десятилетия спустя Унамуно со свойственной ему методичностью овладел датским для погружение в творчество датского мыслителя Сёрена Кьеркегора. Как бы Мигель ни отдалялся от религии, его интеллектуальный путь всё равно пролегал не в русле сциентистских или позитивистских концепций, как у многих современников. Рефлексия над конечностью человека, начавшаяся еще в подростковом возрасте после смерти бабушки, и осознание того, что далеко не все аспекты существования поддаются рациональному осмыслению, отличали Унамуно от большинства философов, признававших непоколебимый авторитет научного знания.
Вскоре она разрушится. Однажды ночью в 1897-м Унамуно пробудился от очередного кошмара — на этот раз он не стоял над трупом ребенка, а падал в бесконечную бездну. Преследовавшие его раньше видения как будто воплощались в реальности: их с Кармен годовалый сын Раймундо заболел менингитом, который привел к гидроцефалии. После продолжительных и безуспешных попыток облегчить состояние мальчика, в 1902 году тот скончался. На протяжении всего этого времени Унамуно винил себя за недуг сына, поскольку отвернулся от религии и предал веру в попытках познать человека и мир через науку. Вместо этого он, наоборот, принял этого Ангела точно так же, как его жена приняла его в его скорби.
Из своего кошмара Мигель де Унамуно развил хаотичную и страстную философию трагедии. Философию самого себя». До конца 1890-х Унамуно увлекался идеями социализма, но после смерти сына радикально переосмыслил прежние взгляды и сформулировал новое мировоззрение. Все его рассуждения с начала XX века касаются идеи конечности, которая, по мнению мыслителя, определяет существование человека и его отношения с реальностью. Желание жить вечно и экзистенциальная катастрофа от осознания невозможности бессмертия становятся основными категориями философии Унамуно. Бытие человека он определяет как «агонию» — процесс непрерывного метания между стремлением избежать смерти и пониманием того, что она неизбежна, конфликт между чувствами и разумом, духовным и интеллектуальным началами.
Бог, согласно Унамуно, выступает гарантом вечной жизни, доказательством того, что человеческий путь не обрывается с разрушением физической оболочки. Ключевым понятием его философии становится «трагическое чувство жизни» — именно опубликованный в 1913 году трактат «О трагическом чувстве жизни» принято считать его программным произведением. Под этим словосочетанием Унамуно понимал «особое переживание конечности человеческого бытия, жажду бессмертия и голод по бытию». Единственным возможным форматом подлинного человеческого существования в интерпретации философа становится непрерывный конфликт между чувствами и мыслями, который разворачивается внутри индивидуального «я» и одновременно формирует его. Какое отношение экзистенциализм Унамуно имел к его политическим взглядам? Как концепция внутреннего конфликта соотносилась с этическими и гражданскими установками мыслителя, который одинаково страстно обличал узколобость и левых, и правых?
Чтобы ответить на эти вопросы, важно понять, что философия Унамуно — это прежде всего философия личности, гимн индивидуализму. Похожим образом интерпретирует концепцию Унамуно исследовательница из Университета Помпеу Фабра в Барселоне Екатерина Еремина: «В центре его философского мировоззрения стоит личность, поэтому его теорию о трагическом чувстве жизни иногда называют персонализмом. Унамуно неоднократно подчеркивал, что речь идет не о человеке как о виде, а о конкретном человеке из плоти и крови.
В апреле 1934 года он возглавил Левореспубликанскую партию, вошедшую в 1936 году в Народный фронт. На парламентских выборах 16 февраля 1936 года Народный фронт одержал победу, Асанья сформировал правительство Испании, а затем с мая 1936 года по 1 марта 1939 года занимал пост президента республики, фактически являлся лидером правого, умеренного крыла Народного фронта. После победы франкистов он эмигрировал во Францию.
Мануэль Асанья - онлайн-энциклопедия Британника
умер 4 ноября 1940 г., Монтобан, Франция). Мануэль Асанья, испанский юрист и политик, 7-й президент Испании (ум. 1940), подробная информация о личности Мануэль Асанья: возраст, день рождения, биография. АСАНЬЯ Мануэль — АСАНЬЯ Мануэль (1880-1940) — президент Испанской республики в 1936-39, один из лидеров правого крыла Народного фронта. Асанья (Azana) Мануэль (10.1.1880. Алькала-де-Энарес, — 4.11.1940, Монтобан, Франция), испанский политический деятель и литератор. Став премьер-министром, Асанья отказался от примирения с президентом й и сместил его 10 мая 1936.
Улица Серрано (Мадрид)
Асанья инициировал создание специальной комиссии, которая занялась пересмотром обоснованности внеочередного присвоения чинов офицерам, воевавшим в Африке , что вызвало резкое недовольство с их стороны. В 1936 г. Франко был недоволен деятельностью Асаньи ещё и из-за закрытия военным министром в целях экономии Военной академии в Сарагосе, которой тогда он руководил. В то же время преобразования Асаньи не носили революционного характера — так, несмотря на его громкое заявление о намерении «растереть в порошок» военную касту, офицеры, не присягнувшие республике, получили возможность выйти в отставку с полной пенсией. В армии было существенно сокращено количество генералов, которое было приведено в соответствие с численностью армии. В 1932 правительство Асаньи смогло подавить военное восстание под руководством генерала Хосе Санхурхо так называемую «санхурхаду» , что укрепило его позиции.
В то же время расстрел анархистов, выступивших против правительства в деревне Касас-Вьехас в январе 1933, разочаровал многих республиканцев, ранее поддерживавших Асанью. На муниципальных выборах 1933 правительственные партии потерпели неудачу, что способствовало отставке правительства в сентябре того же года и проведению досрочных выборов. Во время работы в правительстве Асанья продолжал заниматься литературной деятельностью, написав драму «Корона». По словам историка Хью Томаса, в силу застенчивости Асанья многое держал при себе, в своём творчестве в даже речах он то и дело сбивался на самоанализ и до такой степени избегал общества особенно женского , что подвергался насмешкам со стороны друзей-интеллектуалов. И всё же Асанья сумел стать военным министром, сохраняя при этом одинокую надменность, не изменявшую ему ни при победах, ни при поражениях… Поклонник Кромвеля и Вашингтона , Асанья культивировал сверхчеловеческую отрешённость от всего лишнего и интеллектуальную чистоту мышления, которые позволили ему увидеть интереснейшие детали жизни Испании.
Поскольку он был совершенно бескорыстен, врагам оставалось лишь осыпать его личными оскорблениями. Правые газеты именовали его не иначе как «Чудовище» из-за некрасивой внешности. В то же время тысячи и тысячи людей считали Асанью «сильным человеком республики». На удивление красноречивый, прекрасный знаток любой темы, о которой шла речь, нерешительный в критические минуты и ироничный перед лицом неприятностей, он мог проявлять и диктаторскую бескомпромиссность, и оптимизм, когда приходилось бороться с трудностями. В оппозиции После победы правоцентристских сил на парламентских выборах в ноябре 1933, Асанья ненадолго отошёл от политики, написав книгу «Во власти и в оппозиции».
В 1934 он стал лидером вновь созданной Лево-республиканской партии, объединившей Республиканское действие, радикал-социалистов лидер — министр образования в правительстве Асаньи Марселино Доминго и Республиканскую Галисийскую автономную организацию лидер — Сантьяго Касарес Кирога.
Мануэль Асанья получил известность как литератор и публицист. В 1930 году он участвовал в в подготовке и подписании Сан-Себастьянского пакта, в том же году основал партию Республиканское действие 1930-1934. После установления республики 1931 Асанья занял пост военного министра, в 1931-1933 годах возглавлял правительство Испании.
Именно в это время были приняты республиканская конституция, Статут об автономии Каталонии и закон о конфессиях и правах религиозных общин, женщинам предоставили право голосовать, проведена образовательная реформа, в рамках которой были закрыты церковные школы и открыто большое количество светских, начаты военная и аграрная реформы. Реформистская политика премьера Асаньи вызвала недовольство как со стороны ультралевых, требовавших более радикальных и глубоких реформ, так и со стороны правых. В январе 1933 года удар по молодой республике был нанесён слева, анархисты подняли мятеж в деревне Касас-Вьехас в провинции Кадис, жестоко подавленный «асальто», специальными полицейскими силами, сформированными для защиты республики из офицеров и рядовых, особо верных новому режиму. Всё это, а также растущая парламентская оппозиция привели в конце концов к отставке Асаньи. Противостояние левых и правых в парламенте достигло апогея.
Новому премьеру, лидеру центристской Радикальной республиканской партии Алехандро Леррусу не удалось сформировать стабильное правительство. В результате, премьером на время выборов стал радикал Диего Мартинес Баррио. Парламентские выборы 19 ноября 1933 года оказались для левых республиканцев провальными. Правые и монархисты завоевали в общей сложности 197 мест, ещё 138 мест получили центристы и правые республиканцы, в то время как левые республиканцы без учёта марксистов смогли выиграть лишь 13 мандатов, из них 5 досталось Республиканскому действию. В следующем 1934 году Республиканское действие, Автономная галисийская республиканская организация и независимые радикал-социалисты Марсело Доминго объединились, сформировав новую партию, названную Республиканская левая исп.
Izquierda Republicana. Участие в правительстве В период с 1931 по 1933 год три члена Республиканского действия занимали посты в правительстве: Мануэль Асанья Диас, военный министр 14 апреля 1931 — 12 сентября 1933 и премьер-министр 14 октября 1931 — 12 сентября 1933.
Обе позиции представлялись Унамуно слишком ограниченными, поскольку занять одну сторону невозможно, хотя бы частично не приняв другую. Отказываясь воспринимать аргументы оппонентов, по мнению философа, и «просветители», и «реакционеры» больше беспокоились о том, как доказать свою правоту, а не о том, как сформулировать лучший путь развития для Испании. Сам Унамуно считал, что нельзя ни отгораживаться от остального мира, ни отрекаться от своих корней.
Чтобы достичь процветания и выбраться из череды политических кризисов конца XIX и начала XX века, следовало совместить обе позиции. В политике Унамуно последовательно критиковал марксизм, анархизм, либерализм и национализм, но идеальной моделью государства при этом считал ту, в которой сторонники разных идеологий и представители разных этнических групп смогут продуктивно и уважительно взаимодействовать друг с другом. Испанию его мечты можно было бы определить словосочетанием «динамическое единство противоположностей». Но, пожалуй, самой главной характеристикой мировоззрения Унамуно во всем, что касалось и политики, и индивидуального существования, можно считать его человечность. Он сосредотачивался не на масштабных идеях, ради которых живет и умирает «маленький человек», а на том самом «маленьком человеке из мяса и костей, который рождается, страдает и умирает».
Унамуно оказался уникальной фигурой для интеллектуального ландшафта Испании на стыке эпох. Он выстроил концепцию вокруг фигуры реального индивида, отказавшись от претензий других философов на масштаб и универсальность, и одновременно активно участвовал в политических дискуссиях, тревожился о судьбе родины и о проблемах, выходивших далеко за рамки темы «маленького человека». Как же получилось, что мыслитель, на протяжении всей жизни неизменно выступавший против междоусобных конфликтов, насилия и притеснений, к середине 1930-х превратился в ожесточенного противника республиканского строя и поначалу поддержал восстание националистов, консерваторов и военных? Из противника Республики — в борцы против мятежников Практически вся жизнь Унамуно пришлась на период масштабных геополитических потрясений. За карлистскими войнами в конце XIX века последовала Испано-американская война, закончившаяся для европейской колониальной державы потерей Кубы, Пуэрто-Рико и Филиппин, и монархический кризис 1920-х с военной диктатурой Примо де Риверы с последующим установлением Второй Испанской Республики.
Личные переживания Унамуно накладывались на постоянное беспокойство о том, что ждет его страну. Прежний режим существования колониальной империи старого типа казался невозможен, а в новом мире Испания еще не обрела своего места. Философ чувствовал себя потерянным и как гражданин в государстве, которое раздирали на части противоборствующие политические силы, и как человек, мечущийся между религией и наукой, бессмертием и конечностью, скорбью и экстазом. Волнения о туманном будущем Испании, экстаз от пребывания в мире и скорбь от осознания того, что это пребывание не вечно, — противоречивые переживания одновременно вдохновляли Унамуно и погружали в глубокое уныние. Если бы не было моей жены и моих детей, моего мира, который мне дал Бог… Осужденный представлять белое черным, а черное белым и не понимаемый ни теми, ни другими, я с огорчением наблюдаю за затянувшимся спектаклем вульгарности».
К моменту написания этого письма Унамуно уже восемь лет занимал должность ректора Саламанкского университета. По всей стране его знали и уважали как выдающегося специалиста по литературе и философии. Он выпускал сборники стихов и художественных произведений, в которых не менее глубоко, чем в академических трактатах, исследовал испанскую культурную идентичность, рефлексировал над связью между прошлым, настоящим и будущим, переосмыслял классические сюжеты — от приключений Дон Кихота до убийства Авеля Каином. Его карьера складывалась триумфально, а личная жизнь, несмотря на смерть первенца, обретала новые смыслы благодаря теплым отношениям с женой и рождению детей. Тем не менее существование Унамуно даже в самые стабильные моменты оставалось агонией, нескончаемой попыткой обрести себя.
В 1910-х политические симпатии философа склонились в сторону либерализма. Унамуно считал, что, лишь преодолев узость мысли карлистов-традиционалистов и бросив все силы на укрепление демократических ценностей, у испанцев получится избежать давно назревшего противостояния между соотечественниками. Одним из явных примеров непримиримого конфликта в испанском обществе философ называл разделение на сторонников и противников Германии в Первую мировую. Сам Унамуно поддерживал Антанту и считал нейтралитет в войне не следствием пацифизма, а свидетельством разлада как среди граждан, так и во власти. Испании придется заплатить высокую цену за свой нейтралитет».
Резкая критика властей в начале 1920-х воспринималась практически как измена: недоброжелатели считали, что если философ поддерживал «крестовый поход» других государств против Германской империи, то косвенно одобрял подобные меры против любого монархического строя. Несмотря на высокий статус и академический авторитет, Унамуно никогда не был ни дипломатом, ни бюрократом. Он откровенно обличал провальную политику не сумевшего примирить левых и правых короля Альфонсо XIII, чем нажил себе немало влиятельных оппонентов. Переворот в сентябре 1923 года, когда генерал Мигель Примо де Ривера при попустительстве монарха распустил легитимное правительство, отменил Конституцию, ввел цензуру и учредил «военную директорию» с собой во главе, предопределил судьбу Унамуно. Сторонники диктатора отнеслись к нему как к антимонархисту, хотя баск всю сознательную жизнь держался в стороне от радикализма и тем более не поддерживал насилие как способ решения разногласий.
Тем не менее в 1924 году его сняли с должности ректора и выслали на Канарские острова. Оттуда Унамуно выбрался во Францию и поселился в приграничном городке Андае, чтобы оставаться как можно ближе к Испании, но избежать дальнейших преследований. Вернуться на родину у философа получилось лишь в феврале 1930-го, когда Примо де Ривера лишился поддержки консервативной элиты, короля и армии из-за кумовства, неспособности решить назревшие социальные проблемы и обеспечить экономическую стабильность. Осознав шаткость своего положения, 60-летний диктатор подал в отставку и переехал в Париж, где скончался в марте того же года. Авторитет короля достиг минимума — десятки тысяч жителей в разных регионах мечтали о республике.
Их желание исполнилось в первой половине 1931 года: лояльные монарху политики опасались перехода граждан к открытому насилию и отказывались возглавить правительство. Альфонсо в такой ситуации не захотел бороться за власть и предпочел вместе с семьей покинуть страну, хотя официально и не отрекся. Так началась история Второй Испанской Республики. Унамуно не только восстановили на посту ректора, но и назначили президентом Совета народного образования. В июне 1931 года философа выбрали депутатом Учредительных Кортесов от Саламанки, что позволило ему участвовать в разработке новой Конституции.
Несмотря на смену власти и падение консервативной элиты, которую Унамуно резко критиковал перед изгнанием, будущее страны по-прежнему вызывало у него мало оптимизма. Без воодушевления или радости по этому поводу опытный академик сухо говорил, что война, вероятно, осталась единственным способом разрешения противоречий внутри Испании. Он оказался прав: значительная часть населения примкнула к лагерям непримиримых идеологических противников, а республиканское правительство, как и его предшественники, не смогло успокоить все стороны гражданского конфликта. Когда к 1933 году стало очевидно, что аграрные реформы новой власти не приносят результатов, а антиклерикальные меры лишь усугубляют внутренний раскол, ректор Саламанкского университета повел себя так же, как и при монархии: откровенно и резко высказал несогласие с официальной политикой. Унамуно мечтал об унитарной Испании, где господствовала бы идея сотрудничества, а не классовой борьбы, и где граждане характеризовались бы свободой, дисциплиной и ответственностью.
Очевидно, что ни одному из этих критериев Вторая Республика не соответствовала: какие бы решения ни принимали законодатели, они только усиливали разногласия между коммунистами, анархистами, либералами, монархистами и националистами. При диктатуре Примо де Риверы Унамуно провозглашали едва ли не революционером, а после падения монархии, наоборот, критиковали и подвергали санкциям за симпатии к правым. Последнее обвинение нельзя считать полностью беспочвенным, но «консервативный откат» на позднем этапе жизни философа случился не из-за ненависти к пролетариату и не из-за ностальгии по прежнему укладу. Больше всего он переживал не за триумф конкретной партии, а за благополучие Испании. Если Унамуно казалось, что монархисты проваливали свою миссию, он говорил об этом так же откровенно, как когда со своими обязанностями не справлялись республиканцы.
Показательным примером политической амбивалентности философа, который был готов и хвалить, и ругать оба лагеря, можно считать его реакцию на события Астурийского восстания 1934 года. Беспорядки среди социалистов в нескольких регионах тогда начались из-за вхождения представителей Испанской конфедерации автономных правых в правительство. Унамуно осудил обе стороны: левых — за то, что слишком радикально отреагировали на успех оппонентов, правых — за то, что прикрывали офицеров Иностранного легиона, совершивших преступления при подавлении восстания. С каждым подобным столкновением мыслитель всё сильнее укреплялся в убеждении, что локальные успехи сторонников для каждого из политических движений значат больше, чем улучшение обстановки в государстве. Я познал преследование и ссылку.
Но не прекращал бороться, шел до конца. С энтузиазмом приветствовал приход Испанской Республики, рассвет новой эры. Испания ожила, но затем снова оказалась на грани гибели. Очень скоро марксизм разделил граждан.
Глава 3. Вторая республика
Защитник «Атлетико» Мануэль Санчес перешел в «Осасуну» на правах аренды. Родившийся в богатой семье, Мануэль Асанья Диас осиротел в очень раннем возрасте. АСАНЬЯ Мануэль (1880-1940), президент Испанской республики в 1936-39, один из лидеров правого крыла Народного фронта. Мануэль Асанья Диас родился в богатой семье и в очень раннем возрасте осиротел.