Вторая часть праздника состояла из праздничных состязаний – скачек, бега, борьбы на кушаках. Во время праздников башкиры исполняют народные танцы Запреты в традициях башкир Богатая многовековая башкирская культура сложилась на основе древних верований и ислама, что в наши дни является господствующей религией.
Сегодня у башкир - зимний Нардуган
В Башкирии стартовал посвященный национальным зимним блюдам флешмоб Флешмоб «День национальных зимних блюд» стартовал в Башкортостане Фото: Wikipedia В Башкортостане стартовал флешмоб «День национальных зимних блюд». Как уточняет «Интерфакс» со ссылкой на организаторов, посвященное праздничным блюдам национальной кухни мероприятие призвано популяризировать «поварское дело».
В переводе с башкирского слово «Йыйын» означает «встреча», народное собрание, народный праздник. Именно такой важной и уникальной площадкой — местом встречи и культурного общения участников из четырех исконного башкирских сел и деревень района стал и наш праздник «Йыйын». Неотъемлемая часть праздника «Йыйын»- это конечно же, выступления лучших самодеятельных артистов. В концертной части праздника порадовали зрителей своим мастерством и талантом фольклорный ансамбль «Йнйылар» Качкиновского сельского клуба руководитель Вильданова С. Яркие и душевные музыкальные номера подарили сольные исполнители — Амина Галимова с.
Кочевые башкиры с этого времени начинают перебираться на кочевку». Несмотря на факт фиксации праздника «сабантуй» у башкир уже в 17-18 вв. Современные формы праздника возникли на основе более древней традиции народных собраний буквально с башк. Исследователями фиксировались схожие праздники у башкир и родственных им тюркоязычных народов с развитой кочевой культурой, которые проводились в день откочевки на летние пастбища.
Есть все основания полагать, что башкирский сабантуй сформировался на основе древних представлений и верований башкир, а не был привнесен из других культур и не появился с массовым земледелием. Последние исследования ученых четко доказали, что древние башкиры и существовавшие до них народы и культуры саки и скифы занимались земледелием, что выразилось в наличии культа плуга, поклонении ему. Виды и формы состязаний также не случайны, а служат сакральным целям; обязательное наличие высокого шеста в центре площадки для сабантуя, например, символизирует мировое дерево, древний архетип народного сознания. Борьба на кушаках куреш символизирует борьбу двух начал, светлого и темного, добра и зла, зимы и весны.
Например, еще в XX веке у якутов борьба открывалась схваткой специально одетых людей, и победить должен был именно представитель светлых сил. У башкир до принятия ислама было так же. Большинство праздников у башкир приходится на весенне-летнее время. В прошлом самым большим праздником у башкир был Йыйын перевод с баш.
На общебашкирских йыйынах решались важные геополитические вопросы.
Для участия в них в Барду съехались любители конного спорта с многих уголков России. Для победителей учреждены специальные призы. Главный приз лучшему наезднику Пермского края учредил глава региона Максим Решетников. Кульминация праздника - борьба на поясах куреш. Абсолютному победителю — «батыру» вручается главный приз праздника — баран. Горького начал проводить «гендер-пати» В Перми парк им. Горького запустил новую услугу - проведение «гендер-пати». Это торжественное мероприятие, на котором будущие родители и их гости узнают о поле ребенка. Обычно для этого предлагается масса вариантов для определения пола ребенка, начиная с шариков розового или голубого цветов, конфетти, начинок торта и т.
Идея таких вечеринок принадлежит блогеру Дженне Карвунидис — она первая устроила гендер-пати в 2008 году.
НАРДУГАН, праздник
Главная Наша деятельность Новости В Бурзянском районе прошел национальный праздник «Сабантуй-2023». Почти все праздники эстонского народного календаря связаны с прогнозами погоды, земледелием и скотоводством — основными занятиями древних Пяртеля — не исключение. Точно следуя Указу Президента нашей страны, мы приглашаем вас в соседний город Советский на встречу с представителями башкирского народа – членами клуба башкирской культуры «Заман», дабы познакомить с новогодними традициями этого народа. В Башкирии 19 марта традиционно отметили республиканский праздник весеннего равноденствия «Навруз», сообщили «Башинформу» в минкультуры региона. Башкирские народные праздники. Праздник по-башкирски называется байрам. 22 июля в п. Южный Большеглушицкого района прошел ежегодный областной башкирский национальный праздник «Йыйын».
Кто приходит в Новый год к народам Башкортостана?
Потому башкиры не закапывали умерших зимой в землю. Этот древний праздник посвящён прилёту грачей и отмечается башкирами и татарами. Башкирские национальные праздники 1. Наиболее древний башкирский праздник йыйын народное собрание. Для гостей, участвующих в празднике «Терра Зима» проводятся народные гуляния и забавы, сообщает газета «Республика Башкортостан».
Башкирский народный праздник – Сабантуй
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии , проверенной 21 сентября 2016 года; проверки требуют 16 правок. Перейти к навигации Перейти к поиску Праздники Башкортостана башк.
Глава республики Радий Хабиров в сопровождении многочисленных гостей площадки республики ознакомился с народными промыслами и угощениями, приготовленными на открытом огне. Он загадал желание возле новогодней елки сам, а также снял с нее конверт с желанием одной из девочек, которая захотела напольные шахматы, чтобы играть в них с одноклассниками.
А затем более 100 снегурочек закружили в новогоднем хороводе гостей Дня Республики Башкортостан.
У башкир, которые долгое время существовали как бесписьменная культура, сохранился очень богатый и сложных эпос, который рассказывает о появлении народа и его героях. Башкирские традиции и праздники вобрали в свою структуру и идеологию не только мусульманские обычаи, но и древние языческие, тотемные представления. Башкиры - очень гостеприимные и миролюбивые люди, это стало следствием долгого сосуществования народа с самыми разными соседями, татарами, русскими, булгарами, монголами, казахами и со всеми нужно было наладить отношения. Поэтому башкиры до сих пор считают, что нужно уметь поддерживать мир со всеми и уметь договариваться с ними.
При этом народ сохранил свою идентичность и гордость, не уступая никаким давлениям извне. Праздничные и бытовые обряды У башкир существует четкое разграничение праздников и повседневности. Если каждый день они ведут очень простую жизнь, довольствуясь самой простой пищей и вещами, то праздники отмечаются широко, с разнообразными традициями. У башкир сохранились подробные сюжетные обряды на все важные случаи жизни: рождение детей, свадьба, похороны, начало и окончание сельскохозяйственного года. Существуют своеобразные сценарии праздников на башкирском языке, сохранившие описание четкой последовательности действий на все случаи жизни.
Сюжетность свойственна танцам и песням, сопровождающим обряды. Даже костюмы башкир наполнены глубокой символичностью и семантикой. Долгий советский период привел к тому, что традиции стали уходить из обихода. Но сегодня происходит возрождение исконных традиций, и в республике шумно и по всем правилам отмечают все знаковые праздники, а их немало. Ураза-байрам Как и многие башкирские народные праздники, Ураза-байрам пришел вместе с мусульманством.
Это один из важнейших праздников года, в этот день происходит разговение после долгого поста. В Башкирии этот праздник отмечается очень широко. С утра все люди отправляются в мечеть, затем в домах накрываются богатые столы, часть еды обязательно раздается нуждающимся, также бедным нужно дать денег, чтобы им было на что славить Аллаха. Праздник связан с помощью старшим и нуждающимся, с благими делами. Башкиры в этот день обязательно готовят блюда из говядины и конины, надевают праздничные костюмы, много танцуют.
В этот день нет места унынию. Курбан-байрам Этот мусульманский и башкирский праздник в сентябре отмечается, и связан он с жертвоприношениями и паломничеством в Мекку. Он означает высшую точку пути к святым местам. С утра во всех мечетях Башкортостана проходят праздничные богослужения и особый обряд жертвоприношения. Потом в каждом доме накрываются столы, в этот день обязательно нужно одарить кого-то из нуждающихся.
Archive Team believes that by duplicated condemned data, the conversation and debate can continue, as well as the richness and insight gained by keeping the materials. Our projects have ranged in size from a single volunteer downloading the data to a small-but-critical site, to over 100 volunteers stepping forward to acquire terabytes of user-created data to save for future generations. The main site for Archive Team is at archiveteam.
This collection contains the output of many Archive Team projects, both ongoing and completed.
В Березниках отметили народный праздник татар и башкир – Сабантуй
Глава республики Радий Хабиров в сопровождении многочисленных гостей площадки республики ознакомился с народными промыслами и угощениями, приготовленными на открытом огне. Он загадал желание возле новогодней елки сам, а также снял с нее конверт с желанием одной из девочек, которая захотела напольные шахматы, чтобы играть в них с одноклассниками. А затем более 100 снегурочек закружили в новогоднем хороводе гостей Дня Республики Башкортостан.
В столице Башкирии гость посещает воспитанников детских домов и принимает участие в открытии главной новогодней елки, после чего отправляется отмечать Новый год в свою юрту.
На территории комплекса всем желающим можно пообщаться с Дедом Морозом, ознакомиться с обычаями и традициями народов республики, покататься на санях, отведать блюда национальной кухни. В этом году она разместится в самом центре города — на Горсовете, на площади Ленина, в сквере перед гостиницей «Азимут». Вход также будет свободный.
Празднование проходит в кругу семьи, и только потом башкиры идут в гости.
Нацпроекты В Башкирии прошел региональный праздник "Йыйын демских башкир рода кыркуйли-минцы" Вопросы развития башкирской культуры и ее продвижения в глобальное культурное пространство, расширение доступности для человека культурных благ и возможности участвовать в создании культурных ценностей соответствует одной из целей реализации национального проекта «Культура». Новояппарово Давлекановского района прошёл региональный праздник «Йыйын демских башкир рода кыркуйли-минцы».
Йыйын — древний башкирский праздник, одно из значимых событий в культуре народа, он знаменовал все крупные события в жизни башкирского общества. В переводе с башкирского слово «йыйын» означает «встреча», «народное собрание», «народный праздник».
Не менее популярным является блюдо катлама — это рулет из теста и мяса, который отваривается или готовится на пару. Для приготовления катламы сначала надо замесить тесто.
Для этого смешиваем яйцо, 150 мл воды, 3-3,5 небольшие чашки муки и половину чайной ложи соли. Должно получиться тесто, напоминающее пельменное — ему нужно дать отлежаться, чтобы оно стало пластичным. Катлама, как и бешбармак, может стать главным блюдом новогоднего башкирского стола. Фото: gastronom.
Для этого сначала перекрутим на фарш полкило жирной баранины и большую репчатую луковицу, посолим и поперчим. Затем тесто нужно раскатать, разложить на нем фарш немного отступая от краев. Сверху посыпать фарш натертым вареным яйцом и мелко нарезанным зеленым луком, после чего свернуть в рулет и хорошенько защипнуть края, чтобы начинка не высыпалась и смазать растительным маслом. После готовить рулет на пару в течение 30-35 минут, а подавать на стол с соусом из сметаны с зеленью и чесноком.
По сути, это пирожок с мясом и картошкой, но вкус — просто потрясающий. Займемся тестом. Сначала в глубокую миску тщательно просеиваем около 300-350 граммов муки, добавим примерно 130 граммов порубленного сливочного масла, после чего растираем в мелкую крошку. Затем разведем в 250-граммовой чашке кефира половину чайной ложки соды, вливаем в мучную смесь, вымешиваем тесто и отправляем его «отдыхать» на полчаса.
Вак-бэлиш лучше есть с пылу-жару.
В Башкирии прошел региональный праздник "Йыйын демских башкир рода кыркуйли-минцы"
В рамках республиканского конкурса “Трезвое село” сегодня на территории озера Кандрыкуль прошли традиционные зимние игры северо-западных башкир «БӘЙГЕ». По замыслу организаторов данного проекта, башкирский Дед Мороз живет, как ему и полагается, на Севере, а в республику приезжает погостить в дни зимних каникул, поэтому юрта и носит название гостевой. Нардуган — древний языческий (тюрский, от ред.)праздник зимнего солнцестояния у татар и некоторых других народов Поволжья. Нардуган — древний языческий (тюрский, от ред.)праздник зимнего солнцестояния у татар и некоторых других народов Поволжья. Зимние национальные праздники башкир Нардуган.
Башкирия волнения народа
Это все равно, что ранить ее живую плоть. Потому башкиры не закапывали умерших зимой в землю. Тело заворачивали в войлок и подвешивали на ветку дерева или водружали на возвышенное место. С наступлением первых весенних дней покойника спускали и укладывали на холм. Грачи и вороны расклевывали мягкие ткани тела, слетаясь стаями. Громкие кликания птиц воспринимались как сигналы наступления нового времени, что и праздновалось как Карга туй. Оставшиеся кости закапывали в землю, которая к этому времени оттаяла. И до сих пор в башкирском языке сохранен фразеологизм — «кости держат землю», а тех, кто хоронил покойника в могилу, называли «спускающиеся к костям». Нардуган и пир головой — Зимнее солнцестояние играло какую-то роль в жизни башкир?
Нар в переводе с башкирского — солнце, дуган — родилось. Еще одна версия: на древнетюркском слово «дуган» означало «граница». Зимний нардуган приходится на период с 21 до 25-26 декабря. Башкиры воспринимали это так: солнце повернулось в сторону лета, то есть отмечается граница между зимним и летним временем года. О наличии священного почитаемого духа года у башкир писал еще в IX веке арабский миссионер, путешественник. Периодом черного солнца, то есть холодного времени считались октябрь, ноябрь и декабрь — до зимнего солнцестояния. В период зимнего солнцестояния совершались обряды, связанные с увеличением сил природы, человека. Обязательно ходили по соседям и произносили благопожелания: «Нар-нар-нардуган!
Иди на нардуган, братец мой! Пусть в дом придет благо! Пусть у вас корова отелится! Пусть в ульях много пчел перезимует! Пусть дети будут здоровы! После этого разводили костры и сжигали нечисть. В огонь бросали старое тряпье, ненужные вещи, связанные с болезнью, тревогами, так сжигали «несчастья». Могли устроить прыжки через костер.
Такой же обряд проводили на Летний нардуган, который приходился с 21 по 23-24 июня. К праздничному столу обязательно пекли круглые лепешки, смазывали их желтым маслом. Они символизировали круглое солнце. Лепешки ели, разламывая руками, нельзя ни в коем случае резать их ножом, ведь это означало ранить солнце, рушить целостность мироздания. Молодые люди традиционно устраивали хождение по домам для получения у почитаемых старейшин, долгожителей благословения. Устраивали знакомства для молодых, организуя веселые вечера с играми — Аулак. Еще одна важная традиция связана с зимой. В это время старики рассказывали вечерами молодым и детям сказки, предания, эпические сказания, загадывали загадки.
Главное условие: голову животного оставляли до весны, потом варили ее и приглашали самых почетных гостей на баш ите — головное мясо. Люди верили, что в голове сосредоточены сила, биогенетическая энергия, жизненные начала, мудрость. Она от зимы до весны соединяла жизненные нити, охраняла род. Как только ее съедали с молитвами в дни весеннего равноденствия, живые получали благословение на новый виток времени, соединялись с новой фазой года. Еще пример — пока не родившей детей невестке запрещалось делать прорубь. Считали, что она еще ничего не подарила этому роду и была бесправной на «хозяйские» отношения с благами земли, с дарами природы. Обязательно зимой устраивали гадания. Например, когда забивали скотину во время жертвоприношения, брали правую лопатку для мужчины и левую для женщины и по ней определяли судьбу.
Какой был Дед Мороз — Был ли у древних башкир Кыш-бабай? Или это уже современный персонаж? Он не любит криков или когда о нем отзываются плохо, жалуются на него. Не нравится ему, когда человек самонадеянно на ночь глядя, собирается в дорогу. Подул сильный ветер — распустил свою бороду Селле-бабай, значит, собери скотину ближе ко двору. Трескаются дрова в печи -— Селле-бабай гуляет по деревне.
Как известно из данных сайта правительства, новый год для башкир выльется 10-дневными каникулами с 1 по 10 января , трехдневными — на день Защитника Отечества 21-23 февраля , Праздника весны и труда 1-3 мая , Дня Победы 7-9 мая и Дня России 11-13 июня. Международный женский день будет продолжаться с 5 по 8 марта, ну и 4 ноября — праздничный выходной в честь Дня народного единства. Башкирские праздники У каждого национального народа есть свои обычаи и традиции, уходящие корнями в древность и имеющий в себе глубокий культурный смысл, который служит им для укрепления и усовершенствования духовно-морального общинного строя. Башкиры в этом плане не являются исключением. На данное время башкирская культура не особо популярно среди национальной молодежи. Но наша культура и праздники не утрачены, не забыты и не запрещены. Сабантуй в древности праздновали непосредственно в день перекочевки с зимнего пастбища на летнее. Главное значение на празднике придавалось военно-спортивным играм, выявлению молодых батыров, защитников рода, племени, народа. Празднество вели аксакалы, занимавшие на праздничном майдане самые почётные места. Батыры прежних сабантуев приносили на праздник лоскутки тканей, которые они получили за победу на состязаниях на прежних сабантуях. В случае новой победы лоскутки, нашитые на ленту, показывали зрителям. Так вёлся счет победам. Старики в день праздника ходили молиться в мечеть, прося у Бога богатого урожая. На сабантуе не было строгих правил, старики обыкновенно садились пить кумыс, а остальные веселились - каждый по своему возрасту. Совместно с инструктором по ФИЗО мы провели праздник «Сабантуй», где участвовали все возрастные группы. На празднике дети принимали участие в башкирских национальных играх национальная борьба, скачки, бег в мешках и т. В заключение праздника все дети пили чай с чак-чаком и блинами. Первый весенний праздник справлялся ранней весной, за день-два до откочёвки на летние пастбища. Назывался он Вороний праздник или воронья каша. Этот праздник посвящался пробуждению природы, наступлению нового года. В нём участвовали только женщины и дети мальчики до 12 лет. Праздник способствовал формированию в подрастающем поколении экологической культуры, развивал потребность общения с природой, познания реального мира, определял в какой-то степени положительное поведение людей в природе. Женщины в этот день кормили птиц, обвешивали ещё голые ветки деревьев различными предметами, как бы предсказывая природе благополучие, пышное цветение. Большое значение имела и художественная часть праздника: многолюдные хороводы, игры, соревнования, песни, танцы. Примечательно, что песни и танцы на празднике сочинялись из поколения в поколение самими женщинами. Праздник «Воронья каша» была проведена в старших группах на улице. На празднике дети пели песни на башкирском языке и рассказывали стихи. Готовили на свежем воздухе, на костре в казанке кашу пшенную, пили чай с вак - бэлешем и чак - чаком. Играли в башкирские национальные игры носили воду коромыслом, бег в мешках, национальная борьба, бег с ложкой и яйцом. Кар хыу за талой водой - отмечается в апреле. Накануне определяют место, где можно брать воду или снег, красной ленточкой. Принимали участие в этом все, джигиты притаптывают тропинку, девушки с коромыслами идут за талой водой. Бабушки рассказывают, что эта вода очень полезна, ее растирались до пояса, лицо, они верили что вода снимает нездоровье, колдовские чары. В этот день танцевали, пили чай и ели блины. Праздник «Кар хыу» проводили совместно с музыкальным руководителем в старшей группе. На празднике были задействованы не только дети, но и родители. Родители пекли и готовили башкирские национальные блюда, сшили детям национальные костюмы, участвовали в конкурсах вмести с детьми. Какук сайе кукушкин чай , башкирский обряд весенне-летнего цикла. Распространен в Южном Башкортостане и в Зауралье. На востоке Башкортостана Учалинский р-н известен под названием "йома сэйе" "чай, в пятницу" , в северных районах республики Башкортостана и в Пермской области - "сэйесмэ" "чаепитие". Кукушкин чай представляет собой своеобразную встречу весны и приходится на так называемый месяц кукушки. Традиционно кукушкин чай - это коллективное чаепитие, сопровождающееся играми, песнями, плясками, гаданиями. Жители деревни собирались на чаепитие в определенном месте на берегу реки, на склоне горы , или каждая хозяйка устраивала угощение на лужайке перед домом. Считалось, что чем больше радушия окажет хозяйка, тем благополучней сложится год для ее семьи. Кукушкин чай так же, как и карга - туй, восходит к архаичным верованиям и обрядам, связанным с почитанием птиц и предков. Этот праздник мы проводили вместе с родителями. Мы выезжали за город. Проводили эстафеты, где родители соревновались с детьми, играли в башкирские национальные игры, пили чай с травами, ели выпечку, которую приготовили родители сами. Праздник щавеля. Этот праздник проводится весной. Как природа подарила первую пищу. Этот обычай весны на первые плоды природы - щавеля. У человека тоже есть такое время, когда впервые появляется первый зуб, первое слово, первый шаг, впервые садится верхом на лошадь и т. Поэтому дикий лук, щавель, дикую редьку, борщовку когда весной впервые пробуешь, выражаешь благодарность природе. Башкиры благодарили Весну, Осень, Лето за те продукты питания растения , которые получали от природы. Так же "суп из дикого лука" и "дикой редьки" посвящены благодарению природы за первые растения для пищи. Если поешь первую зелень весны, то не болеешь. Шесть майских трав спасают от шестидесяти болезней; - говорили предки. Народ ценил пользу лекарственных трав, ягод, плодов деревьев которые дает матушка-земля, природа. Крапива от сердечной боли, девясил от желудка, кора березы - от боли суставов. От голода, засухи и бедствий людей спасала природа, а в праздники природа радовалась вместе с народом. От завоевателей, войны - дети, старики, женщины спасались в лесах, степях и пещерах. Мать природа - Жива, ведь она растет, цветет, стареет, плачет, смеется, умирает, а потом опять растет. Этот праздник мы планируем провести в этом году совместно с родителями. Российская Федеративная республика является многонациональным государством, здесь живут, работают и чтут свои традиции представители многих народов, одним из которых являются башкиры, проживающие в Республике Башкортостан столица Уфа на территории Приволжского Федерального округа. Надо сказать, что башкиры проживают не только на данной территории, их можно встретить повсеместно во всех уголках РФ, а также в Украине, Венгрии, Казахстане, Узбекистане, Туркмении и Киргизии. Башкиры или как они сами себя называют башкорты - коренное тюркское население Башкирии, по статистическим данным на территории автономной республики проживает около 1,6 миллиона человек данной национальности, значительное количество башкир проживает на территории Челябинска 166 тысяч , Оренбурга 52,8 тысячи , около 100 тысяч представителей данной народности размещаются в Пермском крае, Тюмени, Свердловской и Курганских областях. Их религия - исламский суннизм. Башкирские традиции, их быт и обычаи очень интересны и отличаются от других традиций народов тюркской национальности. Культура и быт башкирского народа До конца 19 века башкиры вели полукочевой образ жизни, однако постепенно стали оседлыми и освоили земледелие, восточные башкиры еще некоторое время практиковали выезды на летнее кочевье и летом предпочитали жить в юртах, со временем, и они стали жить в деревянных срубах или глинобитных хижинах, а потом и в более современных сооружениях. Семейный быт и празднование народных праздников Башкиров практически до конца 19 столетия был подвержен строгим патриархальным устоям, в которых еще в дополнении присутствовали обычаи мусульманского шариата. В системе родства прослеживалась влияние арабских традиций, которые подразумевали четко деление линии родства на материнскую и отцовскую часть, это было необходимо впоследствии для определения статуса каждого члена семьи в наследственных вопросах. Действовало право минората преимущество прав младшего сына , когда дом и все имущество в нем после смерти отца переходило к младшему сыну, старшие братья должны были получить свою долю наследства еще при жизни отца, когда они женились, а дочери когда выходили замуж. Раньше башкиры довольно рано выдавали своих дочерей замуж, оптимальным возрастом для этого считалось 13-14 лет невеста , 15-16 лет жених. Картина Ф. Рубо "Охота башкир с соколами в присутствии императора Александра II" 1880-е г Богатые башкорты практиковали многоженство, ведь ислам разрешает иметь до 4-х жен одновременно, причем существовал обычай сговаривать детей еще в колыбелях, родители выпивали бата кумыс или разведенный мед из одной пиалы и таким образом заключали свадебный союз. При вступлении в брак за невесту было принято давать калым, который зависел от материального состояния родителей новобрачных.
Еще один герой обучал людей, это Прометей. Согласно Гесиоду, Прометей вылепил людей из земли, а Афина наделила их дыханием. Из горна своего друга Гефеста похитил Прометей огонь для людей. Он дал людям знания, научил их искусствам, счету, чтению и письму. Он познакомил людей с металлами, научил, как в недрах земли добывать их и обрабатывать. Мудрый титан построил первый корабль, оснастил его и распустил на нем льняной парус, чтобы корабль быстро нес человека по безбрежному морю. Для смертных Прометей смирил дикого быка и надел на него ярмо, чтобы люди могли пользоваться силой быков, обрабатывая свои поля. Прометей в колесницу впряг коня и сделал его послушным человеку. Также он открыл людям силу лекарств, и они научились лечить болезни. Желающие могут найти более подробную информацию о Прометее. Мы ограничимся сходством с Нардуганом. Главная заслуга это календарь. Благодаря календарю человек научился предвидеть приход зимы, заранее запасаясь дровами, пищей, либо уходя в более теплые края, словно птицы. Отсюда и братья двенадцать месяцев, свет поделили на части. Вначале месяцев было тринадцать, по двадцать восемь дней на брата. Но тринадцатый был изгнан. Напоследок оставили значение слова нард, первой части имени Нардуган. Если уган это бледный, блеклый, то нард должен быть связан с этим. Нар с монгольского языка солнце, огонь, свет. Вполне подходит по времени декабрь- январь. Далее "д", но возможно "т", Нартаван. Кстати, аван буквально село, поселок, эль. И вариант нард - народ вполне устроил бы. Народ села, сельчане и праздник крестьян, время отдыха наступило. Народ теряет загар, блекнет. Загар и румянец на щеках в башкирском языке нур, в китайском это слово означает дева, девушка. Тогда получим совсем иную этимологию. Нур - дева, создатель людей, и это уже девушка. Если через боз муз - лед вышли на мужика, то через нур огонь на женщину. Очень похоже на создание Имир из германо-скандинавских мифов. Льды надвигались на пламень, образовали Имир, инеистый великан, под левой рукой которого выросли мужчина и женщина. Между Имр и Тиамат есть некое сходство, точнее в судьбе. Имир был поделен на части асами, Тиамат Мардуком. Последнего мы сравнивали с Нардуганом. Здесь же сравним с Одином, имя которого часто пишут как Вотан. В переводе с башкирского языка Отчизна, основа. День недели Одина среда. Опять же в башкирском языке шаршамбе шэрэшембе. Мы пришли снова к ели - шыршы. Символ нового года. Ах да, надо же сказать, деда Мороза башкиры называют Селле Буай бабай. Но многие предпочитают вариант Кыш Бабай, кыш -зима. Все же нард йыл, ел - год, и нард уган - конец года. В это время приступали к забою скота, а так как в основном это были жеребцы, то соответственно и назывались елкы. Символикой Нардугана является свастика, четыре косы, соединенные в центре. Коса непременный атрибут смерти, передвигается на санях и собирает души.
Кроме того, на празднике выступали чтецы, певцы и танцоры. А вечером проводились игрища для молодежи: юноши и девушки пели песни, водили хороводы и танцевали. По старинной примете, первая встреча на Сабантуе сулила паре долгую и счастливую семейную жизнь. Как правило, в этот праздник готовят: татарский плов на баранине с добавлением томатной пасты или любых овощей; перемяч — пирожки с мясом, особенностью которых является отверстие сверху булочки; баранину, фаршированную яйцами, сливочным маслом и специями; бэлиш с уткой и рисом в мясном бульоне; чак-чак — десерт из обжаренных кусочков теста, залитых жидким медом. Сабантуй: современные тенденции и популярность До XX века Сабантуй в разных районах отмечали по-разному, но в начале столетия он постепенно стал национальным праздником с едиными традициями. В наши дни его отмечают с тем же размахом, что и в старину, но некоторые обряды претерпели изменения. Современный Сабантуй — это праздник, сочетающий в себе и традиции народа, и различные нововведения. В некоторых населенных пунктах праздник начинается с молитвы, читаемой муллой. При этом Сабантуй не является религиозным праздником. Кроме того, на праздник начали награждать передовиков труда и победителей в конкурсах профессий. Также появились новые виды состязаний: шахматы, велоспорт, армреслинг, волейбол, соревнование на ходулях и другие. В Татарстане современный Сабантуй проводится в три этапа. Сначала праздник проходит в селах и деревнях республики, затем — в крупных городах, и заканчивается в Казани, где проходит главный Сабантуй, на который приглашаются почетные гости. Самым популярным состязанием остается борьба куреш. На майдане также соревнуются в подъеме тяжестей, беге, прыжках, устраивают конные скачки и состязания певцов и танцоров, достают ртом монеты из катыка кефир и ловят руками живую рыбу. С 2001 года в российских городах проходит ежегодный Федеральный Сабантуй, при этом место проведения праздника меняется из года в год.
Нардуган праздник - 58 фото
Вторая часть праздника состояла из праздничных состязаний – скачек, бега, борьбы на кушаках. Башкирские народные праздники. Праздник по-башкирски называется байрам. Национальные праздники башкир. Поиск. Смотреть позже. В Башкирии стартовал флешмоб «День национальных зимних блюд». «Это заранее спланированная массовая акция, в которой шеф-повара республики готовят свои любимые праздничные блюда башкирской кухни», — отмечается в положении о проведении. По замыслу организаторов данного проекта, башкирский Дед Мороз живет, как ему и полагается, на Севере, а в республику приезжает погостить в дни зимних каникул, поэтому юрта и носит название гостевой. Зимний Нардуган совпадал с первыми днями зимних холодов с 25 декабря по 5 февраля.