«Зангезурский коридор» остается важной стратегической целью Турции. В бакинской прессе заметно увеличилось количество посвящённых «Зангезурскому коридору» публикаций, в том числе – с отсылками в советские времена.
Комментарии →
- Азербайджанский «пазл» Зангезурского коридора уже сложился
- Еще одна война. Готов ли Азербайджан прорубать Зангезурский коридор
- Зангезурский коридор - конец суверенной Армении
- СМИ Турции: Армения перебрасывает войска из Карабаха к Зангезурскому коридору
- Зангезурский коридор
- Клуб «Валдай»
Зангезурский коридор: Азербайджан намерен взять в кольцо всю Армению
Мгдесян считает, что Зангезурский коридор не в интересах и Ирана, так как Азербайджан связан с Нахичеванью через иранскую территорию и в Тегеране, по словам Мгдесян, не хотят лишится транзитного статуса[2]. Потеря интереса Баку к «Зангезурскому коридору», а также начало работ по созданию новых транспортных коммуникаций через территорию Ирана грозят оставить Армению в состоянии полублокады. «Зангезурский коридор» стал «Араксским коридором»: Иран перехватил идею перекрестка.
"ЗАНГЕЗУРСКИЙ КОРИДОР" – ЭТО СМЕРТЬ АРМЕНИИ"
Баку, Азербайджан. По мнению азербайджанской стороны, этот проект увеличит объем перевозимых грузов, что будет выгодно не только для Баку и Еревана, но и для многих стран. Однако, согласно выступлению министра иностранных дел Армении, Арарата Мирзояна, на 78-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, поведение властей Азербайджана, включая недавнее применение силы, говорит, что этот коридор может стать экстерриториальным, находясь внутри территории Армении. Проходя через армянскую территорию, он не будет находиться под контролем Армении, что считается неприемлемым.
Ереван боится, что такие действия могут угрожать стране потерей суверенитета.
Инвестиции, вложенные в эту сферу во всех трех странах, способствовали созданию передовой, современной инфраструктуры", - сказал далее глава азербайджанского государства. Он также обратил внимание на тот факт, что Азербайджан, являясь активным участником транспортных коридоров Восток-Запад и Север-Юг и реализовав на своей территории все крупные проекты, связанные с железнодорожным, автомобильным и воздушным транспортом, превратился в важную транзитную страну.
Все работы будут завершены в 2024 году, в результате чего появится новый транспортный коридор», - сказал он. По словам главы азербайджанского государства, правительство Азербайджана собирается выделить средства на увеличение пропускной способности Бакинского международного морского торгового порта с 15 млн до 25 млн тонн в год. Ильхам Алиев также пригласил турецкие и туркменистанские компании воспользоваться возможностями Алятской свободной экономической зоны.
Он отметил, что в проект железной дороги Баку-Тбилиси-Карс будет инвестировано более 100 млн долларов, что позволит увеличить ее пропускную способность с 1 миллиона до 5 миллионов тонн.
Азербайджан до сих пор не соглашался принимать карту от 1975 года как основу этого процесса», — отмечает армянский политолог Григорян. Чтобы, если сейчас подпишем какой-то документ, то у него не будет такая же судьба, как у документа от 9 ноября 2020 года заявление о прекращении боевых действий, которое было подписано Ильхамом Алиевым, Николом Пашиняном и Владимиром Путиным — Би-би-си , который, мы видим, уже практически не существует», — добавляет он. Мы хотим такого решения так же сильно, как и продвижения по другим направлениям двусторонних переговоров. Я считаю, что чем скорее граница между нами будет согласована, тем лучше. Тем меньше будет вероятность того, что могут возобновиться какие-либо военные действия», — говорит Амирбеков. Но не все разделяют оптимистичный взгляд официального Баку. Азербайджанский историк Алтай Геюшев считает, что новая эскалация вполне возможна: «Как человек авторитарный, Алиев постоянно нуждается в националистической пропаганде. Вот это состояние перманентной войны очень нужно для него, для его базы, для того, чтобы люди сплачивались вокруг него.
Если карабахская проблема решена, то нужно найти нового врага. Кто им будет? Может быть, Иран? Но это не Армения, там будет очень тяжело. Иран — это большая страна и совсем другая история. Очень сложно сейчас просчитать, что будет дальше. Но очевидно одно: у Алиева сейчас есть ощущение всесилия. Он уже добился очень важных целей без каких-либо серьезных проблем для себя. Почему бы не продолжить?
Ощущение всесилия легко может сыграть злые шутки даже с опытными людьми. В истории мы это наблюдали уже не раз». Запрос на эскалацию может появиться и с армянской стороны, полагают эксперты. Но, скорее всего, не в ближайшие годы. Страна тяжело пережила поражение в войне 2020 года, так что завершение очередного кризиса с потерей Карабаха даже не вылилось в сколько-нибудь значимые протесты в Ереване. В стране понимают, что сейчас армянская армия объективно уступает азербайджанской как в численности, так и в качестве вооружений, так что для армянских властей на первый план сейчас выходит поиск новых международных партнеров, которые могли бы стать гарантами территориальной целостности Армении. Зангезурский коридор Помимо полного контроля над Карабахом, у Баку есть еще одна цель, которой он пока не смог добиться. Это — так называемый Зангезурский коридор, который, по задумке Ильхама Алиева, должен связать Азербайджан с его эксклавом — Нахичеванью — через Сюникскую область Армении. Алиев уже не раз повторял, что Зангезурский коридор уже вот-вот «станет реальностью».
В Армении многих тревожит, что открытие коридора может стать «ползучей» потерей суверенитета над пограничной с Ираном армянской территорией, которую в Баку нередко называют исторической частью Азербайджана. Создание транспортного пути было прописано в совместном заявлении, остановившем Карабахскую войну 2020 года. Но никаких деталей в документе не было указано.
Республика Армения гарантирует безопасность транспортного сообщения между западными районами Азербайджанской Республики и Нахичеванской Автономной Республикой с целью организации беспрепятственного движения граждан, транспортных средств и грузов в обоих направлениях. По согласованию сторон, будет обеспечено строительство новых транспортных коммуникаций, связывающих Нахичеванскую Автономную Республику с западными районами Азербайджана»[2]. Опасения Армении Казалось бы, в Армении, которая 30 лет находилась в транспортной блокаде, восстановление путей сообщения с другими странами должно вызывать только положительные эмоции. Однако вариант, который Турция и Азербайджан предлагают для восстановления транспортного сообщения, наоборот, вызвал всплеск недовольства в Армении. Дело в том, что появилась информация, что пути сообщения пройдут через территорию Сюникской области в районе г. Турция и Азербайджан намерены проложить 48-километровый транспортный коридор по берегу Аракса на юге Армении старая железная дорога на этом участке пришла в полную негодность, и ее придется прокладывать заново , затем соединить Азербайджан с Нахичеванью и далее с Турцией. Коридор следует проложить, согласно планам, по всей границе Армении с Ираном. Турецкие и азербайджанские представители настаивают именно на коридоре, называя его Зангезурским в армянском инфополе его именуют Мегринским или Сюникским , при этом предполагая его экстерриториальность. Армянские эксперты опасаются, что открытие Зангезурского коридора станет «прямым нарушением территориальной целостности Армении». Открытие Мегринского коридора, по их мнению, ничего не даст Армении, кроме потери территории и в дальнейшем полного контроля над всей республикой со стороны Турции. Как считают в Ереване, в случае претворения в жизнь проект не позволит Армении напрямую торговать с иранцами, поскольку коридор будут контролировать другие страны: сперва российские пограничники, а затем и турецко-азербайджанская сторона - как главные инвесторы. В дальнейшем, предсказывает Пол Гобл известный американский автор планов по размену территориями между Азербайджаном и Арменией , может статься, «Армения будет искать замену России, а состав миротворцев может измениться»[3]. В свою очередь, руководители Армении неоднократно заверяли, что ни азербайджанская, ни турецкая сторона не получат «отдельный» коридор через Мегри, который находился бы вне юрисдикции Армении. Так, пресс-секретарь армянского премьера Мане Геворкян высказала официальную позицию, что способы разблокирования региональных коммуникаций должны подчеркивать взаимосвязь региона, а в интерпретации Баку Зангезурский коридор «приобретает логику сохранения региональной изоляции,…и направлен на придание этой изоляции признака необратимости», что противоречит логике установления мира и стабильности в регионе. Однако, по мнению армянской оппозиции, основанному на словах президента Турции Р. Эрдогана, армянский премьер Н. Пашинян ведет двойную игру. Так, турецкий президент рассказал, что Н. Пашинян ищет с ним встречи через премьер-министра Грузии И. Однако Р. Эрдоган огласил условия: «для такой встречи мы ждем от них шагов, которые могли бы продемонстрировать добрую волю». Примером такого шага, по словам турецкого президента, могло бы быть как раз открытие коридора в Нахичевань, которое в Ереване считают нежелательным без разблокировки остальных транспортных маршрутов в регионе. Например, директор грузоперевозочной компании «Апавен» Г. Агаджанян в беседе с журналистами пояснил[4], что транспортные коммуникации целесообразно разблокировать, причем с минимальными затратами и явной выгодой для России, альтернативными путями.
Зангезурский коридор актуален далеко за пределами Кавказского региона
Глава государства подчеркнул, что 40-километровый Зангезурский коридор, отделяющий нас от Нахчывана, будет открыт. Трудности с созданием «Зангезурского коридора» не связаны с Ереваном. Азербайджан неоднократно заявлял о желании создать Зангезурский коридор, который прошел бы по территории Сюникской области Армении и соединил бы Нахичевань с основной частью страны. Зангеланский район на карте — расположен между Арменией и Ираном.
Трудности с Зангезурским коридором связаны не с Арменией, а Ираном - Эрдоган
Вот «тогдашний» ответ Мамедова на вопрос Эрдогана, готовы ли в Баку пойти дальше: «Да, оттуда перейдем на ту сторону. Теперь, по мнению Турции, Зангезурский проход пора увидеть именно в ракурсе международного транспортного коридора ТМК. Об этом президенты стран «одного народа» договорились в Нахичевани вчера, 25 сентября. Задача альянса Турция-Азербайджан — исключить из китайского МТК шиитский Иран, и возможность контроля за ним со стороны российского миротворческого контингента. Стоит вспомнить, что в послевоенные договоренности 2021 года прохождение Зангезурского коридора через Армению связывалось с признанием Арцаха частью этой страны. Именно на этом настаивал тогда президент Путин. Однако теперь расклад полностью поменялся.
Основная часть этого маршрута будет проходить через Азербайджан, и только небольшой участок протяженностью 40 километров будет построен либо в Армении, либо в Иране.
В настоящее время Россия вынуждена перевозить свои грузы через Грузию по неудобным горным дорогам. Вместе с Россией эту возможность получат все страны, которые отправляют грузы из Азии в Европу, используя каспийские порты Азербайджана, в том числе, прежде всего, Китай. Варианты развития событий Глава Евразийского аналитического клуба Никита Мендкович говорит о существовании только двух вариантов с Зангезурским коридором. Либо конфликт вспыхнет с новой силой между странами, либо они договорятся и придут к соглашению.
Готовится соглашение и по газовому коридору через Армению, которое сделает по сути, российский «Турецкий поток» бесперспективным, не говоря уже про «Турецкий поток — 2». Не потому ли турки весьма несговорчивы в переговорах по газовому хабу с Россией? Конечно, доставка нефти и газа через южный коридор будет сложнее, учитывая горную местность, и дороже, чем через трубопровод, проложенный по дну Чёрного моря.
Однако захлёбывающийся в своей антироссийской истерии Запад вполне может на это пойти. Армения с этого ничего не получит, Азербайджан — деньги за транзит. Разрыв коммуникаций с Ираном По словам Колташова, ситуация в Закавказье угрожает разорвать отношения с союзниками. В первую очередь речь идёт об Иране. Между нами пролезло НАТО. Что оно будет делать? Конечно же, действовать — усиливать влияние на Среднюю Азию.
Возникает серьёзная проблема для коммуникации России и Ирана через Каспий. Любой транзит будет в заложниках у Азербайджана. Возникла ситуация, при которой Запад может в какой-то момент перерубить эту линию коммуникации.
Там планируется построить автомобильную и железную дороги. Помимо прочего, это позволит связать Турцию с Нахичеванью, Азербайджаном и странами Центральной Азии через Каспийское море. При этом в Ереване настаивают, что трехстороннее заявление от 9 ноября, которое положило конец боевым действиям в зоне конфликта вокруг Нагорного Карабаха осенью 2020 года, не подразумевает открытие такого коридора, и отказываются обсуждать подобный проект.
Перспективы Зангезурского коридора: в Армении обеспокоены судьбой Сюникской области
В частности, в ближайшее время планируется реконструировать автомагистраль на Нахичевань. В нынешнем году начнется также возведение железной дороги, тендерные процедуры уже проведены. То есть думаю, что в 2028 году мы полностью завершим все работы», — сказал турецкий министр. По словам чиновника, раньше в Ереване оценивали проект негативно, в последнее время, однако, премьер-министр Никол Пашинян стал посылать «позитивные сигналы».
Турецкий министр также напомнил, что в прошлом году широко обсуждалось создание дорог через территорию Ирана, а не Армении. По словам Уралоглу, Анкара приветствует оба маршрута. Украинский контрнаступ, Карабах, ядерное оружие и многое другое После выступления министра турецкое информагентство «Анадолу» подробнее рассказало о строительстве дорог.
Что известно о проекте Зангезурский коридор — дорога, которую собираются проложить по территории Сюникской области Армении, чтобы связать основную часть Азербайджана с Нахичеванским эксклавом. Тот граничит с Турцией, поэтому в случае возведения транспортных коммуникаций Баку получит прямую сухопутную связь с союзником. Со своей стороны, для Анкары в случае строительства коридора упростится сообщение не только с Азербайджаном, но и с тюркоязычными странами Центральной Азии.
О возведении коридора заговорили после второй Карабахской войны в 2020 году.
Тегеран назвал его «Араксским коридором», или «Иранским путём», который предусматривает строительство новой магистрали, проходящей от Азербайджана до Джульфы через Иран. Обоснование этого проекта представил председатель Стратегического совета по международным отношениям ИРИ, бывший министр иностранных дел Ирана Камаль Харази: «Исламская Республика Иран, принимая во внимание историческую принадлежность своих северных соседей Ирану и признавая исторический факт распада Советского Союза, как заботливый отец внимательно следила за событиями в этом регионе и проявляла чувствительность, особенно к географическим изменениям. Учитывая данное обстоятельство, Иран считает неприемлемой аннексию Азербайджаном территории Армении, подчеркивая важность нерушимости нынешних границ между странами. Осознавая важное значение стремления Азербайджана получить транспортную связь с Нахичеванью, Иран намерен предоставить Азербайджану такую возможность через свою территорию. С этой целью Тегеран и Баку договорились построить сухопутную и железнодорожную дорогу от посёлка Агбенд в Зангеланском районе Азербайджана до Ордубада в Нахичевани, который проходит по территории Ирана — ред.
В этой связи иранские власти всегда крайне скептически, а порой и негативно выступали в отношении данного проекта, пока не произошли события 2023 года. Сентябрьская карабахская операция Баку, а также официальное прекращение существования армянской Нагорно-Карабахской Республики привели к тому, что у Ирана не осталось иного варианта, как изменить свою позицию, чтобы не оказаться за пределами происходящих в Закавказье перемен. Поэтому Тегеран начал активно сотрудничать с Баку, предлагая ему свои собственные проекты по развитию транспортно-логического потенциала региона. В частности, Тегеран направил в Баку своего министра дорог и градостроительства Мехрдада Базрпаша, и уже 6 октября в селе Агбенд Зангеланского района состоялась церемония закладки фундамента дорожного моста через реку Аракс из Азербайджана в Иран. По сути, это стало практическим началом формирования альтернативы «Зангезурскому коридору», реализацию которого по-прежнему тормозил Ереван. Церемония закладки фундамента автомобильного моста между Азербайджаном и Ираном Предполагается, что за счет прокладки автомобильного и железнодорожного маршрутов через территорию Ирана будет соединен Восточный Зангезурский район в Азербайджане с НАР. Этот проект, который в Иране называют «Араксским коридором» или «Иранским путем», лишь немногим длиннее, чем «Зангезурский коридор», и он поддержан и Турцией. В конце сентября в НАР побывал турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган, который заявил , что если Армения откажется от проекта «Зангезурского коридора», то транспортные коммуникации будут проложены через Иран. Более того, аналогичной позиции сегодня стали придерживаться и в Баку. Как отметил помощник президента Азербайджана по вопросам внешней политики Хикмет Гаджиев, проект создания «Зангезурского коридора» потерял привлекательность после того, как появилась возможности проложить маршрут через Иран. Таким образом, стало понятно, что Тегеран, Баку и Анкара нашли определенные точки соприкосновения и сегодня ведут серьезную политическую игру вокруг распределения ролей в формирующейся новой системе отношений в регионе. Для всех сторон важно не допустить нарастания здесь напряженности с учетом собственных политических и экономических интересов, которые практически не учитывают интересы Армении.
На острие ножа Политологи сходятся во мнении, что на фоне растущего влияния Азербайджана исход конфликта с Нагорным Карабахом был предопределён. Во многом на этот фактор повлияла политика Армении по снижению военного потенциала, но прежде всего — неоднократные заявления Никола Пашиняна о необходимости признать Нагорный Карабах частью Азербайджана , если Баку найдёт диалог со Степанакертом для соблюдения прав и безопасности проживающих там армян. И хотя в последнее время Армения пытается найти гарантии безопасности на Западе, Ереван понимает — Россия единственная страна на Южном Кавказе, которая может за счёт обязательств по ОДКБ, ЕАЭС и развёрнутой сети военных баз выполнять роль медиатора в регионе и обеспечить, чтобы национальные интересы отдельных стран не мешали гармоничному экономическому и технологическому развитию их соседей и всего региона, уверена доцент кафедры журналистики и медиакоммуникаций РАНХиГС Санкт-Петербург, кандидат политических наук Ольга Дегтярёва. Камнем преткновения для создания зоны свободной экономической торговли в евразийском регионе остаётся проект продвигаемого Азербайджаном и Турцией Зангезурский коридор через Сюникскую область Армении, против которого выступают Ереван и Тегеран. Плюс Армения отказалась от активной поддержки Украины и имеет большое количество договорённостей с российской стороной, а это не может не затруднить диалог Еревана с Западными странами". Удержать равновесие Несмотря на большое количество противоречий и взаимных упрёков, все участники процесса хотят как можно скорее закрыть вопрос нагорного Карабаха, поскольку выстраивание логистической инфраструктуры в рамках нового полицентричного мира и реализация крупных проектов вроде транслогистического мегапроекта под эгидой ШОС и ЕАЭС, невозможны при обострении разного рода конфликтов, как и выход на новые рынки сбыта. Ольга Дегтярёва отмечает, что в свете специальной военной операции, Тегеран является для Москвы стратегическим партнёром, действуя противовесом для Израиля и Турции, а учитывая, что основные силы РФ сейчас оттянуты на Украину, в случае очередной эскалации именно Иран с наибольшей долей вероятности встанет на сторону Армении. Однако поскольку Москва заинтересована оставаться в т. Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности ФНЭБ , эксперт Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович полагает, что заняв относительно нейтральную позицию и косвенно поддержав Азербайджан, Россия поставила в приоритет собственные интересы, связанные в том числе с проектом газового хаба в Турции. Да и во время последней эскалации её военные находились не в Карабахе, а на учениях с США.
В Турции сообщили о планах завершить прокладку Зангезурского коридора в 2028 году
В сухом остатке имеем следующее, Зангезурский коридор будет и оберегать его будет Россия. Сегодня мы писали, что, по словам экс-главы СНБ Армении Артура Ванецяна, Турция и Азербайджан хотели бы прорубить сухопутный маршрут через армянские земли, который получил название "Зангезурский коридор". Мгдесян считает, что Зангезурский коридор не в интересах и Ирана, так как Азербайджан связан с Нахичеванью через иранскую территорию и в Тегеране, по словам Мгдесян, не хотят лишится транзитного статуса[2]. Летом 2023 года президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что «Зангезурский коридор обязательно будет открыт, хочет того Армения или нет».
Зангезурский коридор. Несказка от 26.09.23
Конечно, «Зангезурский коридор» с экономической точки зрения более выгоден Москве, так как он позволил бы создать прямой наземный путь в Армению через Азербайджан и далее в Иран с последующим выходом на Ближний Восток. «Было установлено, что некоторые армянские формирования были переброшены в Зангезурский коридор для новых провокаций. сказал Эрдоган в среду в интервью по возвращении из Азербайджана, сообщает телеканал "Хабертюрк".
Зангезурский коридор – прорыв или ловушка для России?
Но стал опаснее! Дорога близ Татева проходит через ущелье Воротан. Его ещё называют Большим каньоном Армении. Здесь трасса сначала ныряет вниз на 100 метров, а потом частым серпантином поднимается с другой его стороны. Петли асфальтовой змейки очень узкие. Для юрких легковушек ещё ничего. Но фура на каждом повороте создаёт пробку. Аварий не избежать. На следующий день он везёт меня по дороге, связывающей в советское время Нахичевань и Карабах через территорию Армении. Трасса местами проходит вплотную к пограничному забору. За ним — река Аракс, а дальше, на другом берегу — уже Ирана.
Останавливаться здесь нельзя, объясняет мне Эмиль. Спрашиваю его о желании Баку соединить Нахичевань с остальным Азербайджаном. Он едва не бросает руль! Я армянин. Я еду — и мне навстречу азербайджанец. Как ты представляешь, что будет? А сейчас, после стольких войн, в которых мы все воевали, рядом со мной проедет или пройдёт азербайджанец — да я его готов зубами на куски разорвать, а он меня. Они напали на Армению. После этого хотят прийти сюда — хотят эту дорогу. Мы ещё не забыли ничего.
Может, пройдут годы, десять лет, тогда может быть. Читайте также 42 км по дну Каспия: «Газпром» под ударом, или как США взяли под колпак Алиева и туркменский газ Бывший посол США исполнит транскаспийскую мечту Туркменбаши по поставкам голубого топлива в ЕС, несмотря на русское «нельзя» — Как же тогда построить дорогу, чтобы не было столкновений? Или он должен под землёй ехать или по эстакаде, большой и высокой. Или пусть ездят через Иран, как и все последние годы. Автомобильная дорога — лишь один вариант Зангезурского коридора. Другой — дорога железная. Когда-то на армянском участке пути из Нахичевани в Баку было четыре станции. Мегри считалась самой крупной из них. Сегодня она — единственная, чей вокзал сохранился до наших дней. Небольшую экскурсию по зданию мне проводит Армен Давтян.
Украинский контрнаступ, Карабах, ядерное оружие и многое другое После выступления министра турецкое информагентство «Анадолу» подробнее рассказало о строительстве дорог. Что известно о проекте Зангезурский коридор — дорога, которую собираются проложить по территории Сюникской области Армении, чтобы связать основную часть Азербайджана с Нахичеванским эксклавом. Тот граничит с Турцией, поэтому в случае возведения транспортных коммуникаций Баку получит прямую сухопутную связь с союзником.
Со своей стороны, для Анкары в случае строительства коридора упростится сообщение не только с Азербайджаном, но и с тюркоязычными странами Центральной Азии. О возведении коридора заговорили после второй Карабахской войны в 2020 году. Тогда в ходе боевых действий Азербайджан отвоевал районы, которые непосредственно прилегают к Сюникской области.
Кроме того, Баку смог зафиксировать свои интересы на дипломатическом уровне. В трехстороннем заявлении, подписанном по итогам боевых действий, говорилось, что в регионе разблокируются все транспортные коммуникации, Ереван обязался гарантировать безопасность сообщения между Азербайджаном и Нахичеванью. В Баку при этом подчеркивали, что Зангезурский коридор должен иметь особый статус.
Так, помощник президента Азербайджана Хикмет Гаджиев говорил, что рассчитывает на «облегченный проход» и внедрение «калининградской модели» транзита. По его словам, это значит, что не должно быть таможенных пошлин и пограничных проверок.
Таким образом, Иран, превратив иранский участок Мегри-Нурдуз своей государственной границы с Арменией в перекрёсток, способствующий межрегиональному сотрудничеству, решает ряд важных вопросов, которые, в основном, исходят из интересов национальной безопасности как Ирана, так и Армении. Как писало EADaily , 26 октября, выступая в Тбилиси, премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что правительство республики разработало и представляет проект «Перекресток мира» как важную часть повестки мира. Ключевой смысл этого проекта — развитие коммуникаций между Арменией, Турцией, Азербайджаном и Исламской Республикой Иран путем ремонта, строительства и эксплуатации автомобильных, железнодорожных путей, трубопроводов, кабелей, линий электропередачи. Постоянный адрес новости: eadaily.
Напомним, что в соответствии с трехсторонними заявлениями России, Армении и Азербайджана от 9 ноября 2020 года и 11 января 2021 года в регионе должны быть разблокированы все транспортные коммуникации. Фото: Prezident.
МИД Азербайджана заявил о наличии "плана Б" по созданию Зангезурского коридора без Армении
«Создание Зангезурского коридора полностью отвечает нашим национальным, историческим и будущим интересам. Карта Нагорного Карабаха до начала Карабахского конфликта. Судьбу так называемого «зангезурского коридора» описал посол Азербайджана в России Полад Бюльбюльоглу 28 июля в интервью РИА Новости. Зангезурский транспортный коридор – новейший международный маршрут, призванный соединить Россию с Арме. Зангезурский коридор не только поможет расширить транспортную интеграцию на Южном Кавказе, но и обеспечит кратчайший наземный путь из Азии в Европу. Конечно, «Зангезурский коридор» с экономической точки зрения более выгоден Москве, так как он позволил бы создать прямой наземный путь в Армению через Азербайджан и далее в Иран с последующим выходом на Ближний Восток.
Узлы региональных противоречий затягиваются всё туже
- Клуб «Валдай»
- Узлы региональных противоречий затягиваются всё туже
- Зангезурский коридор: новая точка напряжения в регионе - YouTube
- Еще одна война. Готов ли Азербайджан прорубать Зангезурский коридор
- МИД Азербайджана заявил о наличии "плана Б" по созданию Зангезурского коридора без Армении
Зангезурский коридор на карте фото
Если здесь будет дорога из Азербайджана — она прямиком уйдёт в Турцию. И сразу же турки построят большую военную базу в Азербайджане. Мы должны не дать им это сделать! Россия должна не дать им это сделать! Разве России нужна турецкая база в Азербайджане? Они говорят — для связи Нахичевани и остального Азербайджана. Как будто они не связаны! Последние 30 лет они прекрасно ездили туда-сюда через Иран.
Поэтому я им не верю: ни азербайджанцам, ни туркам. У нас даже поговорка есть: «Если азербайджанец или турок станет золотом, и ты положишь его в карман, он всё равно убежит — такой вредный! Но говорят они не о вредности Баку, а скорее о холодном расчёте. Ещё полвека назад дорога из Еревана в Мегри, самый южный город Армении, шла через Нахичевань. В народе трассу Мегри — Горис назвали «дорогой жизни». И таковой она действительно стала, когда с развалом Союза дружбе Еревана и Баку пришёл конец. В годы самых жарких противостояний по «дороге жизни» в Армению из Ирана доставляли буквально всё: еду, товары первой необходимости и топливо.
А неофициальным символом дороги стал видавший виды бензовоз с номерами на иранской вязи. На фото: иранская фура на подъезде к Мегри Фото: автора Ситуация резко изменилась после второй карабахской войны. Граница пересекается в общей сложности раз 20. Азербайджан, получивший в 2020 году контроль над южными районами Карабаха, в некоторых местах поставил таможенные посты, начал всячески препятствовать движению грузов. А порой и задерживать иранских водителей — дескать, те возят грузы в Степанакерт, чем нарушают суверенитет Азербайджана. Над долиной Мегри повисла угроза транспортной изоляции. А у Баку появился свой козырь в разговоре с Ереваном о разблокировке транспортных коридоров в регионе.
Мол, вы нам связь с Нахичеванью Зангезурский коридор, — ред. Впрочем, и здесь руководство советской Армении им ещё в прошлом веке подстелило щебёнки. У северного участка трассы Горис — Мегри существовал альтернативный путь: через монастырь Татев в центр Сюникской области город Капан. За дорогой, правда, толком не следили, и по ней редко ездили. Но летом 2021 года здесь в спешном порядке восстановили наиболее пострадавшие участки и полностью заасфальтировали больше 100 километров. Движение открылось в минувшем ноябре. Путь из Мегри в Горис не стал короче — те же четыре часа в лучшем случае.
Но стал опаснее! Дорога близ Татева проходит через ущелье Воротан.
Так, автор одной из них, бывший замминистра автомобильных дорог Азербайджанской ССР Маир Алекперов обвиняет армянскую сторону в препятствовании строительству «Тюркской автодороги» между основной территорией республики и Нахичеванской АССР параллельно железной дороге вдоль линии Аракса. Очевидно, получив преимущественное для себя решение карабахского вопроса и как никогда удобную «власть» в Ереване, в Баку спешат воспользоваться моментом. Также складывается впечатление, что притязания на Зангезур обусловлены стремлением устранить имеющийся с конца 1980-х гг. Речь идет о южно-армянском каскаде гидроэлектростанций район Воротана , обеспечивавшем со времени своего создания вторая половина 1970-х гг. Застопорившийся проект строительства Мегринской ГЭС на Араксе также может оказаться для Баку вполне «привлекательным», разумеется — на собственных условиях.
Не следует забывать о предприятиях цветной металлургии на базе местного высококачественного сырья медь, кобальт, висмут, молибден в Кафан-Каджаранском районе, соседствующих с двумя гидроэлектростанциями и примыкающими к определяемой по GPS границе Азербайджана. Параллельно этому маршруту протяженностью примерно в 350 км группа советских экономистов под руководством академика Т. Хачатурова в 1988-89 гг. Сопутствующее комплексное освоение примыкающих природных ресурсов, ввод в строй новых гидроэнергетических мощностей, как считал Хачатуров, позволило бы укрепить социально-экономическое взаимодействие соседних республик и тем самым снизить градус их взаимной конфронтации. Однако в Баку, опираясь на Москву, проект отвергли, соглашаясь на него лишь при условии перехода «транзитного» Зангезура под контроль Азербайджана в обмен на передачу Армении ряда горных почти незаселённых территорий в Азербайджанской ССР северо-восточнее озера Севан. Сегодня же Еревану при поддержке Турции выдвигается фактический подкрепляемый «экономической географией» 3 ультиматум: отдать Азербайджану Зангезур, чтобы не было препятствий для прямой связи Нахичевани с остальной территорией Азербайджана. Вполне логично, что делается это на фоне предвыборной неопределённости в Армении, управленческого хаоса и отсутствия адекватной власти.
Очевидно, расчёт делается на неспособность разваливаемых «пашиняновцами» силовых структур отстоять границу с Азербайджаном — по крайней мере, на южном её участке. Заведующий кафедрой иранистики Ереванского государственного университета Вардан Восканян убеждён, что «против азербайджанских планов по созданию «коридора» выступают союзники Армении — Россия и Иран, причем Иран даже в большей степени. Москва и Тегеран навряд ли заинтересованы в реализации давней мечты Турции и Азербайджана». Упомянутые заявления и символические шаги И. Алиева также можно рассматривать как политический ход, нацеленный на укрепление своих позиций. Резонно предположить, что практические шаги в сторону его реализации провоцируют новый военно-политический конфликт между Ереваном и Баку с «очередным» вмешательством Турции.
Тему продолжит моя коллега Эльнара Алиева. В новостях CBC действует единая система отбора информации с учетом специфики языка вещания. Наша задача - быстрое и качественное предоставление каждому зрителю материала, на основании которого он сможет составить свое собственное мнение.
Ереван формально выступает против данного проекта — но не выступая против установления отношений с Анкарой. С начала января 2023 г. Интересно заметить, что за открытие «коридора» от имени Анкары выступил глава Минобороны. Сразу после сдачи Нагорного Карабаха состоялся визит президента Турции Эрдогана в Нахиджеван, где им и Алиевым был заложен газопровод и открыт военно-производственный комплекс. Это необходимо для будущего проекта «Зангезурский коридор». Президент Эрдоган выступил с вполне открытым заявлением относительно коридора: «Мир и процветание армянского народа зависят от дружбы с соседями, а не от конфликтов. Надеюсь, что «Зангезурский коридор» воплотится в жизнь, и сухопутная и железнодорожная связь с братским Азербайджаном через Нахиджеван будет функционировать без перебоев. Вместе с нашим соседом Ираном мы хотим превратить этот регион в регион мира посредством совместных проектов». Стоит заметить, что некоторые официальные лица Еревана, формально не высказываясь на установление коридора, не против транзитного статуса Армении. По словам, замминистра территориального управления Акопа Варданяна «Армения готова импортировать газ из Азербайджана в случае решения политических вопросов». Таким образом, Армения избегает как-бы прямого установления данного формата присутствия Турции в регионе. Это не стоит трактовать как пример, прагматизма и патриотизма Еревана. Вероятнее всего речь идет о попытке или продать себя по дороже или найти более выгодных хозяев. Однако пока Ереван уповает на переговоры и компромиссы Турция и Азербайджан, работают в другом направлении. По данным Минобороны Азербайджана, в учениях будет задействовано порядка 3 000 солдат и 130 единиц бронетехники. Цель учений — повышение боевой слаженности и профессионализма личного состава. По данным некоторых экспертов «Мустафа Кемаль Ататюрк — 2023» возможная прелюдия к военной агрессии против Армении. Со стороны Азербайджана есть определенная проработка темы «коридора» и притязаний на территории Армении. В сентябре прошли слушания в парламенте Азербайджана на тему «Возвращение в Западный Азербайджан: правовые аспекты». В ходе слушаний представители «Общины Западного Азербайджана» огласили новые требования. Азербайджанцы должны вернуться в 300 населенных пунктов на территории Армении. После захвата Нагорного Карабаха Азербайджан будет требовать от Армении финансовых компенсаций, предоставление жилья 120. Также была предпринята попытка создания «правительства Западного Азербайджана в изгнании». Также предпринималась попытка создания такого правительства в мае в Турции.