совместная постановка театра им. гова и Национального театра Греции. прикосновение к античности, попытка приоткрыть дверь в мир столь далёкий и пленительный со своими законами, эстетикой, сюжетами — это риск. Убийство царя Лая ждет отмщения, и Эдип начинает расследование, уверенный в собственной непогрешимости.
Режиссер Римас Туминас представил в театре Вахтангова "Царя Эдипа"
совместная постановка театра им. гова и Национального театра Греции. Театр им. Евгения Вахтангова привез во Владикавказ семь спектаклей. Одна из постановок масштабной программы – «Царь Эдип», в которой заняты настоящие звезды. 12 ноября 2016 года, на которой мне и «посчастливилось побывать». Римас Туминас ни разу не подвёл, всё на высшем уровне, и исполнитель главной роли. Забронируйте столик в буфете перед началом спектакля или на антракт по ссылке Спектакль Царь Эдип в театре Вахтангова Прикосновение к античности всегда риск.
Эдип без комплексов: к 95-летию Театр Вахтангова поставил трагедию Софокла
Эдип (Виктор Добронравов) делает все, чтобы избежать подобной участи, ни в коей мере не покориться судьбе и честно расследовать, кто же убил его предшественника, царя Лая. Московская премьера трагедии Софокла «Царь Эдип» в постановке художественного руководителя Римаса Туминаса состоялась в день рождения театра 13 ноября. совместная постановка театра им. гова и Национального театра Греции.
Режиссер Римас Туминас представил в театре Вахтангова "Царя Эдипа"
Сегодня мы понимаем, что возраст становится все более относительным понятием, особенно для любви. Не исключено, что будет изобретен рецепт вечной молодости, и тогда все будут молодыми, красивыми и желанными. Пожалуй, «Эдип» — самый современный и, возможно, преждевременный спектакль Туминаса. Он о том, что еще пока остается тайной, но, судя по ходу истории, очень скоро люди узнают, есть ли душа, другие жизни, перевоплощения или все это фантазии? Человечество подходит к разгадке главной тайны — есть ли жизнь после смерти, встретимся ли мы еще со своими родными на небесах? Возможно, эта разгадка дорого обойдется миру, но истину утаить невозможно, — и об тоже этом спектакль «Царь Эдип». Не все хотят, чтобы правда открылась. И далеко не всем нужны истины. Многие предпочитают жить в неведении, лжи. И если бы в царстве Эдипа — в Фивах, не наступил мор, то людям и не нужны были бы истины. Эдип продолжал бы царствовать, любить Иокасту, своих детей и, разумеется, народ…И его власть — законная как по рождению, так и по завоеванию.
Только морального права у него нет ни царствовать, ни любить, ни спасать. Эдип — вне закона, вне совести, вне норм морали. Он — игрушка рока, страшное орудие судьбы.
Приходят другие. Принято считать, что они лучше нас. Наверное, так.
Но они — другие. Поэтому ушедшим мы говорим «Прощай! Зрители увидят декорации заслуженного художника РФ Валентина Шихарева, танцы в постановке главного балетмейстера Театра Сатиры Сергея Землянского, живой оркестр Театра Сатиры и 40 человек артистов на сцене.
Над постановкой он работал вместе со своими постоянными соавторами: сценографом Адомасом Яцовскисом, композитором Фаустасом Латенасом, балетмейстером Анжеликой Холиной. Художником по костюмам стал Максим Обрезков. Совместный проект Изначально было решено, что в спектакле будут заняты вахтанговцы и их греческие коллеги. Причем играть они будут на своих языках: русские - на русском, греки - на греческом. В качестве традиционного для древнегреческой драмы хора выступают 11 артистов Национального театра Греции. Мировая премьера "Царя Эдипа" с огромным успехом прошла 29 и 30 июля в древнейшем действующем амфитеатре Греции - Эпидавре. Когда спектакль завершился, финальная овация продолжалась более десяти минут". Подобная картина наблюдалась и в Афинах, где показ "Царя Эдипа" состоялся 22 сентября в амфитеатре Одеон Герода Аттика, расположенном на южном склоне Акрополя. Зрители смотрели спектакль, затаив дыхание.
Но я не играю, как вы говорите, женщину-убийцу. Это что-то из вампирского сегодняшнего лексикона. Софокл — это же не Спилберг, правда? Но я его оправдываю. Я как артист должен это делать — находить оправдания любым поступкам своих персонажей. И, знаете, найти оправдание легко даже самым подлым и низким действиям: "Да, я сделал плохое, но я сделал это, потому что…" Эдип попытался перехитрить богов. Но он не плохой человек. В итоге он взял на себя ответственность. В этом весь смысл». Евгений Князев: «Тиресий — исторический персонаж, согласно мифам, действительно предсказатель. По одной из легенд, этот дар ему дала Гера, по другой — Зевс. Если вы спрашиваете, что это за характер — его в древнегреческой трагедии нет. Тиресий мудр. Он здесь и сейчас вспоминает о том, что он когда-то предсказал Лаю. Рок движет миром, от него никуда не скроешься. Найдется ли на Кифероне место, которое не огласишь ты воплем, свой брак постигнув? Почти пустое пространство, гулкое эхо. По сцене катается гигантская ржавая труба как страшный символ все сметающей на своем пути судьбы, рока. Над сценой на длинных палках проносят чучела черных воронов. Вызывающая оторопь, ошеломляющая картина конца времен. Адомас Яцовскис: «Если бы я знал, как придумалась эта труба, я был бы счастливым человеком. Первая мысль, когда услышал, что ставим, была "О Боже, не придумаю! Но я каждый раз так думаю. Эта труба как отдушина. Когда спектакль переедет в Москву, я думаю, он многое обретет. Эта декорация будет лучше смотреться на сцене. Но что-то он и потеряет точно, конечно». Завершающий блок — в Эпидавре. Из-за изнуряющей жары работа начиналась только поздно вечером, заканчивали глубокой ночью. Людмила Максакова: «Самое сложное — найти какое-то понимание, все объединить. В двух словах об этом не расскажешь. Это то же самое, как если вам сейчас студент Бауманского института будет рассказывать, что такое сопромат. Репетиционный процесс не менее сложная работа, чем работа физика, химика, научного исследователя. Просто людям кажется, что они разбираются в двух вещах абсолютно безукоризненно: в медицине и в искусстве. Им все кажется легким. Но это совсем не легко. Неожиданное пространство, совместная работа с греческими актерами. Много нового, как вы говорите, вызов. А к вызовам актерской судьбы нужно всегда относиться со знаком плюс. Иначе зачем этой профессией заниматься, если ты считаешь, что вызов — это минус? Хотя все имеют право на провал. Так говорил Петр Наумович Фоменко». Евгений Князев: «Репетировать с Римасом легко. Он не диктатор. И все наши недостатки превращает в наши достоинства. На первых репетициях он присматривается к актерам, даже к тем, кого хорошо знает. Что-то предлагает: а сделай вот так, а попробуй вот эдак. Если говорить о "Царе Эдипе", то здесь главная сложность — новое для нас пространство. Очень волнительно. Потому как дома, в нашей коробке театральной, все было понятно и хорошо. Там я видел эмоции наших артистов, их воодушевление. И видел трагедию, которая написана Софоклом». Виктор Добронравов: «В чем самая главная сложность? До того как мы приехали в Эпидавр, мы не знали, как это будет — играть спектакль в амфитеатре. Вот вы плаваете в бассейне, вам говорят: "Все хорошо. Но потом вы будете плавать в открытом океане".
Царский подарок
Ожидание ужаса, который ты можешь увидеть, и тем не менее, продолжение раскрывания его, - это и есть основное эмоциональное повествование всего спектакля. Разговор про открытия в своем прошлом, которые может сделать любой человек. Про изменение оценки прошлых поступков в связи с новыми знаниями. Кажется забавным то, что все наблюдатели за поисками Эдипа, не удивляются его открытиям, как будто они уже сделали свои открытия о себе, а ему это только предстоит, как будто он взрослеет на их глазах.
Главных героев этой оды искусству — «величайшую актрису» Джулию Ламберт и «самого красивого мужчину в Англии» Майкла Госселина — сыграют Лидия Вележева и Евгений Князев.
Повторный показ драмы назначен на 2 октября. Билеты на спектакль 12 сентября и 15 октября зрителям будет представлен ещё один спектакль Римаса Туминаса — драма «Улыбнись нам, Господи» по одноимённому философскому роману Григория Кановича.
Было время, когда я не до конца понимала и не принимала постановки Римаса Туминаса. Не принимала его видение Чехова, Грибоедова... Видимо, груз классического театра был велик и довлел надо мной.
Но время шло. Я все больше вглядывалась, вслушивалась, вчитывалась, анализировала рисунок, почерк, структуру постановок этого Мастодонта. Побывав на репетициях "Царя Эдипа", меня как будто током ударило — смотрела на сцену и не могла оторваться. Метафоричность, тонкость, изысканность режиссерского языка, но при этом огромная сила, мощь воздействия. Режиссер убрал кулисы, дабы раздвинуть пространство сцены и "стены" театра — актеры должны почувствовать "воздух", должны играть свободно.
Как трудно, наверное, после открытого пространства Эпидавра, с небом над головой, перенести спектакль в пространство театра под крышей с четырьмя стенами! Туминас будто "расширял горизонты" актерской игры и существования. Ему привычно разговаривать музыкальной терминологией, ведь спектакль для него "песня". В основном режиссеры, ставившие трагедию Софокла, дают главную роль актерам после 45 лет. Римас Владимирович отдал роль молодому актеру.
В исполнении Виктора Добронравова, Эдип — сильный и амбициозный. Гордый и тщеславный в начале, и полный страдания — в конце спектакля. Потому что, именно зная сюжет, правильно понимаешь разницу в возрасте Эдипа и Иокасты В. Добронравова и восхитительной Людмилы Максаковой — тонкой, изящной, грациозной и мудрой женщины — жены и матери Эдипа. В восторг приходишь и от греческого хора, который вживую a capella исполняет строфы и антистрофы в трагедии.
Когда смотришь спектакль целиком, испытываешь на себе потрясающее воздействие "трехголового кита" — ювелирной, завораживающей режиссуры Туминаса, пронзительной музыки Фаустаса Латенаса и мощного сценографического решения Адомаса Яцовскиса. Это единое целое. Спектакль Туминаса о сильном человеке, лидере, который смог наказать себя сам. Царь Эдип настойчиво и непреклонно ищет правду о самом себе, невзирая на то, что за истину ему придется заплатить. Римас Туминас: Все системы демократии, свободы...
Нам кажется, что это идеал, то к чему мы должны стремиться. Но я в этом сомневаюсь. Это все равно система. Как бы мы свободу не искали, все равно мы утыкаемся в тупик. Эдип — герой.
А герой тот, кто сознает свою вину, свои преступления. Необходимо признание своей вины.
Во время спектакля около здания театра на Старом Арбате артисты давали представление для публики.
Концерт на свежем воздухе, по словам Римаса Туминаса, «альтернатива той уличной культуре, которая заполонила Арбат». На спектакли Туминаса зрители покупают билеты за несколько месяцев вперед, и на финальном «Эдипе» свободных мест не было. Эта постановка отличается от всех работ Римаса Туминаса и от всех спектаклей по античной трагедии.
Знаменитый театральный фотохудожник Михаил Гуттерман сказал: «Эдип» — мое самое большое удивление этого театрального сезона. Никогда не видел такую античную трагедию». Михаил Гуттерман прекрасно знаком с творчеством режиссера: он даже делает портреты гордого, скульптурного облика Римаса Туминаса, которые экспонируются не только в Москве, но и за границей.
Не так давно была выставка в Канаде. Правда, об этом невезении он узнает в роковой час расплаты и озарения, но невезение не избавляет его от наказания за свои поступки. Главная тема спектакля — рок, судьба, фатум, — у разных народов свои термины.
В России, конечно, судьба-судьбинушка. У греков более лаконичное и беспощадное — рок. Спектакль «Царь Эдип» создавался на родине Софокла, в самом древнем амфитеатре мира «Эпидавре» , и, разумеется, в нем сильный греческий след, который тянется с мифических времен зарождения мира.
Римас Туминас пригласил греческий хор, который выполняет в спектакле две миссии — роль народа, роль комментатора событий, а также создает атмосферу, многоголосье древнегреческой античности.
Российско-греческий спектакль "Царь Эдип" в постановке Римаса Туминаса покорил Афины
«Царь Эдип» — итог сотрудничества вахтанговского театра и Национального театра Греции, один из проектов перекрестного года России и Греции. Царь Эдип настойчиво и непреклонно ищет правду о самом себе, невзирая на то, что за истину ему придется заплатить. Главная • Театры • Театр имени Евгения Вахтангова • Царь Эдип. Сегодня к трагедии «Эдип-Царь» обращается Р. Туминас. По свидетельству Аристотеля Софокл изображает людей такими, какими они должны быть.
Театр Вахтангова представил премьеру трагедии "Царь Эдип"
Не менее бурный прием ожидал «Царя Эдипа» и в греческой столице, где его показали в конце сентября. Царь Эдип настойчиво и непреклонно ищет правду о самом себе, невзирая на то, что за истину ему придется заплатить. Купить официальные билеты на спектакль Царь Эдип в театр имени Евгения Вахтангова. К своему 95-летию Театр имени Вахтангова подготовил для зрителей подарок — премьеру греческой трагедии Софокла «Царь Эдип» в постановке Римаса Туминаса.
Царский подарок
Такой, что его сюжету могут позавидовать современные авторы. Целеустремленный, требовательный и беспощадный, наделённый безграничной властью следователь распутывает нити интриг и оказывается главным преступником. Конфликт зреет в душе Эдипа. Совершив убийство в запальчивости, по незнанию, он находит силы для суда над самим собой.
Режиссер спектакля Римас Туминас не приближает своих героев к соблазнительным краям фарса, во всем блюдя европейскую эстетическую меру. И эта мера, кажется, единственное, что осталось у европейского Туминаса. Итак, теряющий покой от несчастий Фивы и сытый успехами, самоуверенный царь, у которого все есть. Он объявляет кары, награды, полагаясь на логику своих и чужих поступков и судьбы. Для актера Виктора Добронравова, которого Интернет позиционирует как исполнителя "не главных и скромных ролей в театре Вахтангова", настал звездный театральный час.
Он работает послушно Мастеру. Ибо только выучка у Мастера могла перевести его из состояния изысканного "успешника", этакого олигарха древнегреческого времени, в состояние страха слышащего свое ужасное будущее человека. А потом в готовность ослепнуть, чтобы прозреть. Туминас прямо в театральной программке, не прячась, признается, его "Эдип" - о поколении отца и матери, об их утраченном человеческом величии. У Туминаса почти все последние спектакли, если это не безупречное поэтическое театральное ожерелье из Пушкина или Лермонтова, посвящены "отцам". Ставя "Ветер шумит в тополях", он также прямо говорил о том, что видит в героях французской пьесы своего отца и его друзей, воевавших, жертвовавших, а в потом оказавшихся ненужными и одинокими. Не идеологично, не манифестационно, не пошло, не навязчиво, не подчеркнуто его "Эдип" рассказывает нам про наш двадцатый век. И про нашу невольную, как у Эдипа, вину в нем.
Но по Туминасу, главный герой греческой трагедии — все же не Эдип, а Иокаста Людмила Максакова , живой символ мудрости, любви и необыкновенной силы личности. Потому что сила — не в мести, а в прощении. При всей сложности определения, человеческое достоинство — однозначно и безусловно, оно либо есть, либо его нет, поэтому сценография спектакля почти полностью построена на контрасте белого и черного. А блики золотого шлема царя Эдипа и освещают, и ослепляют одновременно. Крылатая дева — Екатерина Симонова Хор фиванских старейшин в исполнении греческих артистов — своего рода нить между прошлым и настоящим. Элегантные мужчины в серых костюмах и черных шляпах — наши современники, они говорят языком, далеким от того, на котором писал Софокл, но при этом они — его потомки и наследники, носители генетической и исторической памяти цивилизации. Минимализм и условность декораций и костюмов, с единичными отсылками к древнегреческой эстетике в виде стилизованного хитона и лаврового венка Креонта Эльдар Трамов , подчеркивают связь «Царя Эдипа» с современностью: глубинная сущность человека постоянна. Меняются лишь обстоятельства и форма, в которую облекаются понятия достоинства и прощения, преступления и наказания — от христианства до Канта с его «звездным небом над нами и нравственным законом внутри нас».
Двадцать лет спустя Эдип волей судьбы встречается с неведомым ему отцом и убивает его в дорожной ссоре. Затем освобождает Фивы от полуженщины-полульвицы Сфинкса и берет в жены овдовевшую царицу Иокасту. Основное же действие происходит еще через двадцать лет после описанных событий. Эдипа чтят как мудрого правителя, радеющего о своих подданных. Он озабочен, что моровая язва уничтожает его народ. Смерть отступит, если будет изобличен виновник гибели Лая. С каждым шагом в своем расследовании Эдип становится все ближе к пониманию, что кровь родителя пролил он сам. Фотогалерея 1 из 50 Туминасу было важно показать не только мощь фатума, но и христианскую идею принятия божественной воли, хотя именно первый аспект получил в спектакле оригинальное визуальное воплощение: главным элементом сценографии Адомас Яцовских сделал гигантскую трубу с амбразурами — фрагмент обрушившейся башни. В ее массивной форме и движении авторы обнаружили простую, но вместе с тем ясную и выразительную метафоричность — она и пьедестал для возвеличенного в сердцах фивского народа Эдипа, она же уносит его, Иокасту и их дочерей в никуда.