Новости произведения островского

В этом году отмечается не только 200 лет со дня рождения драматурга А. Н. Островского, юбилярами являются и несколько его произведений. Что же в драматургии Островского делает ее столь современной и актуальной?

Краткое содержание «Гроза»

Первой любовью писателя стала Агафья Ивановна, с которой он познакомился в 1846 году. Она жила неподалеку от дома Александра Николаевича, и он ходил к ней в гости. Агафья не умела ни читать, ни писать, поэтому в свое свободное время драматург обучал ее грамоте. Но, несмотря на отсутствие грамотности у девушки, Островский всегда читал ей свои творения, прислушивался к ее мнению и всегда вносил правки, которые она советовала. Вопреки воле отца и без венчания в церкви, драматург женился на мещанке Агафье Ивановне и прожил с ней около 20 лет Когда отец узнал про «дружбу» сына с этой девушкой, он пригрозил лишить его наследства, если отношения зайдут далеко. И хоть Александр Николаевич не хотел жениться на девушке, но вскоре они начали жить вместе, так как Агафья оказалась беременной. Пара не венчалась, так как драматург рассчитывал найти женщину своего круга. Через год у них родился сын Алексей, а со временем еще трое детей. Но все, кроме старшего, умерли в раннем детстве. Во время репетиций в театре драматург всерьез увлекся актрисой Любовью Никулиной-Косицкой Во время работы над постановкой «Не в свои сани не садись» драматург всерьез увлекся театральной актрисой Любовью Никулиной-Косицкой.

И хотя она не ответила Островскому взаимностью, их связала крепкая дружба, которая длилась до самой кончины артистки. Любовь Павловна играла в 9 постановках Островского. К слову, именно с нее драматург писал образ Катерины из драмы «Гроза». Агафья знала об увлечении Островского актрисой, но достойно справилась с этим. Впрочем, драматург сохранил нежное отношение к супруге до конца ее дней. Агафья и Любовь ушли из жизни с разницей в год. С Марией Васильевой Бахметьевой Александр Островский обвенчался спустя 2 года после кончины первой супруги После смерти супруги писатель вновь сочетался узами брака, на этот раз уже обвенчавшись в церкви. Его избранницей стала еще одна актриса Малого Театра — Мария Васильева Бахметьева , с которой Александр Николаевич познакомился в 1862 году. Они часто пересекались в театре, а летом уезжали в поместье Щелыково, где принимали гостей и устраивали для них творческие вечера.

Говорят, что Агафья знала и об этом увлечении мужа. В браке Марии и Александра родилось 6 детей. А в продолжении темы предлагаем узнать, какие 10 культовых пьес нужно знать, чтобы выглядеть культурным человеком и бывалым театралом. Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:.

Сегодня мы с вами откроем одну из самых известных драм Островского «Без вины виноватые». Её принято называть комедией. Но по жанру это мелодрама. Причём, мелодрама классическая. Нет ни одного штампа, который бы не использовал Островский в этой пьесе.

Есть всё: бедная благородная девушка, хоть и соблазнённая негодяем, но сохранившая чувство собственного достоинства, несчастная мать, разлучённая с сыном. Есть даже золотой медальончик, благодаря которому потерявшиеся вновь обретут друг друга невозможно перечислить то количество произведений мировой литературы, в которых присутствует сей атрибут , есть записной негодяй, есть интрига и клевета, есть счастливый финал, когда все козни разрушены, зло наказано, и мать и сын со слезами умиленья находят друг друга, а подлец-отец, бросивший своего ребёнка, заклеймён позором. Ну, да, читали и видели это в разных интерпретациях много раз. Островский не первый и не последний, кто эксплуатировал эту тему. В чем же секрет плохой мелодрамы, ставшей гениальным спектаклем, который до сих пор является визитной карточкой многих театров? Актриса, сыгравшая Кручинину, как и актёр, сыгравший Гамлета, с полным правом может сказать, что все мечты сбылись и жизнь на сцене прожита не зря! А проходная, эпизодическая роль провинциального трагика Шмаги стала бенефисной для самых блистательных актёров русской сцены А. Грибов, М. Его фраза: «Мы артисты, наше место в буфете» — до сих пор звучит, как манифест. Что такое русский провинциальный театр 19 века?

Островский, чьи пьесы ставились в двух столицах, это хорошо знал. В труппах провинциальных театров были настоящие звёзды, чья слава гремела по всей России. По разным причинам они не стремились на сцены Москвы и Петербурга, предпочитали гастрольные туры. Такова героиня Островского Кручинина. Из пьесы мы узнаём, что она играет в основном «на юге». Что ж, на юге Российской империи были знаменитые театральные столицы: Одесса, Ростов, Киев. Блеснуть там можно было ярче, чем в Москве и Петербурге, да и заработать больше: бенефисы, ярмарки, богатые меценаты, а уж слава и успех летели впереди них. Сегодня, чтоб попасть в гильдию актёров, достаточно окончить один из многочисленных театральных вузов или прийти из другой профессии в какой-либо медийный проект. Профессия актёра весьма соблазнительна и привлекательна для многих, это вполне уважаемое и достойное занятие. А как становились актёрами и актрисами в России 150-200 лет назад?

Опустим время крепостных театров и заглянем сразу во вторую половину 19 века. Самый «бескровный» — путь из актёрской династии, это когда мать и отец — артисты императорского театра, и у их чада нет выбора: его с пелёнок обучают сценическому ремеслу, «греют» ему место, подбирают репертуар, постепенно вводят в спектакли.

Пьеса Островского воспринималась как новаторская, ведь её действие разрывалось на 17 лет. Зрителей ждала увлекательная интрига. Стечение обстоятельств и обман, разоблачение злодейства, рухнувший заговор, который неожиданно послужил добру, обретению матерью сына. Если образно говорить о чеховском ружье, которое должно непременно выстрелить в финале, то в этой пьесе Островского ружьё стреляет в каждом акте.

Название «Без вины виноватые» тоже звучало интригующе. Кто из героев незаслуженно страдает, без вины? Кажется, всё ясно. Кручинина и её сын Незнамов. Почему же тогда «виноватые»? Неужели ни у кого из зрителей и читателей пьесы не возникал вопрос, почему Кручинина решила приехать в родной город и увидеть могилу сына только спустя семнадцать лет?

Ведь возможности и средства были, её взяла под покровительство богатая бабушка, а потом оставила ей наследство. Островский пытается это объяснить. Он знал, что беспроигрышно ударит по чувствам зрителей. Меценату Дудукину Кручинина признаётся, что поскольку она не видела своего ребёнка в гробу, ей приятно вызывать у себя иллюзию, что он жив и она увидит его: «Мне приятно вызывать образ моего сына, приятно разговаривать с ним, приятно думать, что он жив. Я иногда с каким-то испугом, с какой-то дрожью жду, что вот-вот он войдет ко мне». Да, действительно, если бы Люба Отрадина, получив фальшивое письмо, сразу после выздоровления отправилась к няньке своего ребёнка, она бы узнала, что он жив, нашла бы его, и не было бы мелодрамы, следующих трёх действий пьесы.

Не было бы актрисы Кручининой. Конечно, в пьесе Островского, как и в других его комедиях, присутствует сатирический аспект. Он, не скрывая иронии, показывает закулисье провинциального театра, «блеск и нищету» служителей уездной Мельпомены: приму Коринкину, окружённую «амишками» и покровителями, озабоченную тем, чтоб удержать всех любовников около себя, чтоб из каждого извлечь максимальную выгоду. Артисты второго, плана, по словам самого Островского, — «трактирные типы», их место в буфете. Сам уездный театр — место всеобщего притяжения и эпицентр городских скандалов и сплетен — существует только благодаря капризу богатого мецената, взявшего на содержание ведущую актрису. Приезд на гастроли в этот театр звезды такой величины, как Кручинина, конечно, событие.

Но её талант, благородство, уважение к коллегам по сцене вызывают лишь недоверие и зависть. Тем не менее, успех пьесы обеспечил именно мелодраматический сюжет. Сильная женщина, пережившая горе и отчаяние, сумевшая найти свой путь в жизни и, в финале, в награду за своё терпение и благотворительность получившая покой и счастье, вызывала восхищение публики и слёзы умиления. Пьеса показала, что Александр Николаевич Островский писать может по-разному, а уж штампы и повторы… Что с того, если публике это приятно? Почему пьеса почти сто пятьдесят лет не сходит со сцены, об этом стоит подумать, но для этого пьесу нужно прочитать.

Анна Пермина 15. И действительно, он так талантливо описал нравы купечества и мещанства, что его пьесы до сих пор не сходят со сцен столичных и региональных театров. Прирожденный москвич А.

Островский родился весной 1823 года в Москве. Отец будущего драматурга работал чиновником в суде и благодаря адвокатской практике сумел сделать настолько успешную карьеру, что даже получил дворянство. Семья ни в чем не нуждалась, и маленький Саша Островский мог учиться в престижной мужской гимназии и проводить время в обширной отцовской библиотеке за чтением русской классики. Огромное влияние на Островского оказала и сама жизнь в Замоскворечье — одном из самых колоритных районов старой Москвы. Здесь издавна селилось купечество, и замоскворецкая атмосфера заметно отличалась от духа остальных районов столицы. Александр Николаевич с пристрастием изучал жизнь любимого района, отмечая не только удалой размах купеческого быта, но и некую роковую «замоскворецкую силу», которая часто заставляла человека поступать по расчету, а не по совести. Можно сказать, Островский с юности проявлял исследовательский интерес к тому, что мы сегодня называем массовым сознанием. Тем более что недостатка в объектах наблюдения у него не было: у отца в кабинете то и дело заседали купцы с разговорами о банкротствах, сделках и прибыли.

Сюжеты для будущих пьес и образная речь персонажей Островского выросли именно из этих замоскворецких будней. Из юристов — в писатели Интерес к литературным занятиям Островский проявлял еще в гимназии, но отец вынудил сына поступить на юридический факультет Московского университета. Однако молодой человек учился неважно, вместо лекций ходил на спектакли и в итоге был отчислен с формулировкой «за непонятие наук». На самом деле, никакого «непонятия» студент Островский не проявлял — ему просто было скучно. Отец устроил непутевого сына в канцелярию Совестного суда, где рассматривались семейные и имущественные споры, позже молодой стряпчий получил должность секретаря в Коммерческом суде. Ни отец будущего драматурга, ни сослуживцы не подозревали, что Островский тайком переписывает протоколы заседаний в тетрадь, заодно отмечая разговорную манеру и примечательные черты внешности истцов и ответчиков — так Александр Николаевич собирал материал для своих произведений. В 1847 году в ежедневной московской газете вышла первая пьеса Островского «Картина семейного счастья», позже названная «Семейная картина». Но настоящую известность драматургу принесла пьеса «Свои люди — сочтемся» первоначальное название — «Банкрот» , опубликованная три года спустя.

Она имела успех не только у простых читателей, но и у авторитетных коллег по литературному цеху.

«Не могу купить даже конфектов». Почему пьесы Островского запрещали цензоры

При жизни Островского в Петер-бурге пьеса прошла 21 раз, в Малом театре – 18 раз. «Гроза» — пьеса Александра Николаевича Островского в пяти действиях, написанная в 1859 году. Работая в суде или наблюдая в доме отца за клиентами, Островский заимствовал сюжеты для своих произведений.

В субботу самарцы смогут увидеть последнюю пьесу Александра Островского

Фестиваль «Островский в доме Островского» показывает, что традиционный аутентичный подход к его произведениям нисколько не устарел. Нравственные проблемы в пьесе Островского «Гроза» — это обретение истинного счастья человеком в семье и любви. Работая в суде или наблюдая в доме отца за клиентами, Островский заимствовал сюжеты для своих произведений.

Завершился региональный театральный фестиваль «Дни А.Н. Островского в Омске»

Он не знает своих настоящих родителей. В детстве его взяли на воспитание в купеческую семью и постоянно попрекали незаконным рождением. Он получил кое-какое образование, достаточное, чтоб стать актёром. После того, как умер его приёмный отец, а приёмная мать вторично вышла замуж, пятнадцатилетнего Григория выгнали из дома. Он бродяжничал, озлобился, «кусался как зверь», прибился к театральной труппе, но поскольку у него не было паспорта, его по этапу отправили в Сибирь на постоянное место жительства. Григорий об этом не забыл: «Я уж ходил по этапу чуть не ребенком, и без всякой вины с моей стороны».

У него по-прежнему нет документов, и его в любой момент могут снова забрать в полицию. Театр — его убежище. Григорий в этой пьесе один из «без вины виноватых». Становились актрисами и барышни из благородных семейств. Но этому их выбору часто способствовала не просто душевная драма, а настоящая катастрофа.

Об этом писали и М. Салтыков-Щедрин , и Ф. Достоевский , и А. Островский по-своему рассказывает эту историю. Благородная барышня Люба Отрадина осталась без родителей и без денег.

Она зарабатывает на жизнь своим трудом: даёт уроки и шьёт. Люба, сообразуясь с моралью общества, вынуждена скрывать внебрачного ребёнка, которого очень любит. Несмотря на жизненный опыт и житейскую мудрость, она очень наивна. Оправдывает свою подругу, которая разбогатела сомнительным образом, став содержанкой состоятельного старика. Люба уверена, что её возлюбленный Григорий Львович Муров женится на ней.

Ведь их связь длится уже три года. Она ведёт себя с Муровым, как жена. Беспокоится о нём, даёт ему денег в дорогу, рассказывает об их общем сынишке. Отговорки Мурова, что мать никогда не позволит ему жениться на бесприданнице, не принимает всерьёз. Иллюзии рушатся в один миг.

Осознание лицемерия и измены Мурова по времени совпадают с известием о тяжёлой болезни и смерти её ребёнка.

Это «Гроза», «Бесприданница», «Горячее сердце», «Таланты и поклонники». Размещение сведений на сайте производится автоматически и не является одобрением или рекомендацией анонсируемых мероприятий Министерством культуры Российской Федерации».

Во-вторых, им рассказали о некоторых фактах, заслуживающих внимания, о его творчестве. Например, за какую пьесу писателя уволили со службы и отдали под надзор полиции, какое произведение Островского произвело особое впечатление на Николая Гоголя. Ребята узнали о пьесе, которая первой попала на театральные подмостки, хотя до неё писателем было написано достаточно много, и наоборот, которую из пьес разрешили поставить в театре лишь десять лет спустя после её написания. При этом учащимся не только рассказывали об этом, но и показывали фрагменты пьес, которые были подготовлены библиотекарями и участниками клуба «В гостях у муз». В общем, скучать ребятам не пришлось.

По его словам, оригиналы оцифровывали на профессиональном российском оборудовании — планетарных сканерах. Перевод рукописей в цифру произведи в рамках проекта по оцифровке книжных памятников Театральной библиотеки. Для этого отобрано более 900 экземпляров. В этом году планируется перевести в цифру еще 200 произведений.

В мире произведений Александра Островского

Островскому приписывают дар провидца. История словно написана о наших современниках. Бедность не порок Создана в 1853 году. Тема все та же, что и во многих других произведениях Островского — влияние богатства на судьбы людей. В центре сюжета влюбленные. Люба — дочь купца, ее отец планирует выгодно выдать дочку замуж. Она же давно любит приказчика Митю. Сможет ли девушка противостоять воле отца?

Для него высокое материальное положение ничего не значит. Деньги не сделают человека лучше. Гораздо важнее чистая душа и совесть. Женитьба Бальзаминова Пьеса написана в 1861 году. Главный герой Михайло Бальзаминов — бедный чиновник. Добрый, наивный, мечтательный — ему не просто живется в мире, где главным достоинством человека считается богатство. Впрочем, он нашел выход.

Бальзаминов собирается выгодно жениться. Правда, он не знает как это сделать. На помощь чиновнику приходит сваха… В пьесе «Женитьба Бальзаминова» Островский создал образ человека, оторванного от реальности и живущего своими мечтами. Пассивное созерцание, покорность, бегство в иллюзорный мир — в этом весь Михайло. Такие люди есть и сейчас. Они не готовы взять ответственность за свою судьбу, противостоять трудностям. Они просто плывут по течению.

Свои люди — сочтемся «Свои люди — сочтемся» 1849 г. Ее тепло встретили в литературных кругах, но вскоре произведение было запрещено цензурой.

We use cookies. Торжество собрало известнейших деятелей современной русской науки и литературы. В течение двух дней Обществом любителей российской словесности устраивались заседания и произносились речи в честь родоначальника русской национальной поэзии. Значение высшей творческой натуры Островский видел в возвышении душ, в улучшении помыслов, в утончении чувств. Это значит — Пушкин превратил литературу в общественное дело, вложил в нее значительное жизненное содержание.

Эти цели заставили Пушкина думать и писать совершенно независимо от иноземных образцов, создать собственное направление, освободить литературу от риторических условностей и школьных формул, взглянуть на действительность свободно, непосредственно и столь же просто и свободно воспроизводить ее. Ведь это только легко сказать! Это значит, что он — Пушкин — раскрыл русскую душу. Конечно, для последователей путь его труден, но если литература наша проигрывает количеством, то выигрывает качеством. Не много наших произведений идет на оценку Европы, но в этом немногом оригинальность наблюдательности, самобытный склад мысли замечены и оценены по достоинству. Теперь остается пожелать России более таких талантов, пожелать русскому уму поболее развития, простора, а путь, по которому идти талантам, указан нашим великим поэтом. Предлагаю тост за русскую литературу, которая пошла и идет по пути, указанному Пушкиным.

Выпьем весело за вечное искусство, за литературную семью Пушкина, за русских литераторов! Выпьем очень весело этот тост. Нынче на нашей улице праздник! Оно подсказывалось всем его писательским опытом, основными достоинствами его таланта, отвечало его давним и задушевным желаниям. Император Александр III немедленно по вступлении на престол отменил монополию казенных театров в столицах.

Блестящая экранизация лишний раз подтверждает, насколько современна драма, написанная в позапрошлом веке. Главные герои пьесы «Лес» — актёры Несчастливцев и Счастливцев, трагик и комик. Они лицедеи, «комедианты». Но именно им, а точнее Геннадию Несчастливцеву, свойственны высокие душевные порывы, сострадание, чувство справедливости. В пьесе, казалось бы, резко нарушается единство времени. Но первое действие пьесы имеет подзаголовок — «Вместо пролога». История о том, как Кручинина нашла своего сына, рассказанная в трёх последних актах, охватывает менее двух дней. В драматургии Островского вместилась вся Россия: её быт, её нравы, её история, её сказки, её поэзия. Источник: Островский Александр Николаевич. К 200-летию со дня рождения Александра Островского Национальная детская библиотека Республики Коми им.

Федотова, М. Щепкин, мировые звезды Федор Шаляпин, Антонина Нежданова. О театре Ельца с похвалой отзывался В. Немирович-Данченко: «Театр в Ельце… увлекателен в художественных воплощениях вековечной правды жизни». По приглашению М. Москвин, В. Было несколько театров. Их репертуар отличался разнообразием. Игрались спектакли по пьесам Д. Фонвизина, А. Грибоедова, А. Пушкина, Н. Гоголя, Шекспира, Мольера, Гольдони, А. Островского, А. Чехова, М. Шло время. Судьба елецких театров менялась, и в 1948 году последний драматический театр прекратил свое существование. Впервые о возрождении профессионального театра в Ельце заговорили в 1990 году, в период подготовки к 850-летию города. В течение трех лет из разных городов России и Средней Азии творческие коллективы представляли Ельцу свои проекты, спектакли.

Классика русского театра: Александр Островский и его пьесы

Пьесы должны ставиться только избранные, истинно художественные, потому что только такие произведения “производят на публику желанное цивилизующее действие”. столкновение Катерины, главной героини, с «темным царством» жестокого деспотизма и слепого невежества. С этого момента новые произведения Островского ставились в московском Малом театре и петербургском Александринском театре каждый сезон на протяжении более 30 лет. Говорить о произведениях Островского можно сколь угодно долго. Произведения Островского привлекают не только театральных и кинорежиссеров, но и художников-иллюстраторов, стремящихся воплотить сюжеты Островского на страницах книг.

Краткое содержание «Гроза»

Катерина, главная героиня пьесы, - натура сильная и свободная, чистая и светлая, любящая и искренняя, но в мире, где ей приходиться жить, эти качества не только не присущи большинству людей, им просто не доступно их понимание. Ее трагедия состоит в том, что девушку заставляют жить в неволе, заставляют изменить своим нравственным убеждениям. Катерина попадает в семью Кабановых, ее выдали замуж за человека, которого она не знала и любить не могла. Но старается быть верной и любящей женой. Она готова на все для любимого человека, преступая даже те понятия о грехе и добродетели, которые были ей священными. Внутренняя чистота и правдивость не позволяют ей лгать в любви, обманывать, притворяться. Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве». Самоубийство ее как бы на миг осветило беспробудный мрак «темного царства».

ОО, 1, 2, 4, 6, 7, 8, 13, 14, 15, 16 Пьеса «Лес» - еще одно блестящее комедийное произведение Островского, созданное в начале 70-х годов XIX столетия, и рассказывающее о жизни российских помещиков того времени, особенностях их взглядов на личное и социальное бытие. Автор рассказывает о том, как изменилась Россия после проведенных реформ, появились и начали идти вперед первые представители буржуазии. Не забывает он и о том, что происходит в области личных и семейных отношений.

Пьеса написана в 1870 году. Впервые напечатана в 1871 году в журнале «Отечественные записки». Премьера пьесы состоялась в ноябре 1871 года на сцене петербургского Александринского театра.

Молодая и богатая вдова с хорошим имением и большим лесом мечтает о любви и семейном счастье. А её противоположность, местная помещица, хочет завладеть имуществом этой романтической особы, в т. Пьеса была весьма популярна и во времена императорской России, и в Советском Союзе.

Но более всего она востребована в современном российском театре. Островский ; предисловие и примечания А. Книга содержит самые известные пьесы: «Свои люди — сочтёмся!

ОО, 4, 19 Пьеса «На всякого мудреца довольно простоты», написана в конце 60-х позапрошлого века.

Женщины не имели прав, были забитыми, полностью подчиненными своим мужьям. Мало кому везло выйти замуж по любви. Большинство девушек вынуждены были связывать свою жизнь с мужчиной, выбранным родителями. Писатель первый вник в чувства, эмоции женщин. Он выразил проблему неравноправия в своих пьесах.

Суть судьбы русской женщины заключалась в трагедии, несчастьях, подавлении.

И даже о том, что перу Островского принадлежат более 50 пьес он создавал примерно две пьесы в год, и это очень много , известно было немногим. Даже если пьеса в стихах, как, например, историческая драма «Василиса Мелентьева», её легко запомнить, — рассказывает Полина Давыдова. Знают только самые крупные его произведения — «Бесприданницу», которую экранизировал Эльдар Рязанов, «Грозу». А про остальные пьесы почти никто не слышал. И это огромная ошибка, потому что произведения Островского очень точно и разносторонне отображают нашу жизнь.

Сцена из спектакля «Наш Островский». В качестве примера Давыдова привела сюжет «Василисы Мелентьевой» её Островский написал в соавторстве со Степаном Гедеоновым, первым директором Императорского Эрмитажа , в котором героиня — Василиса — добивается власти, предавая и уничтожая союзников и соперников, но счастья ей это не приносит. Не в силах справиться со своими эмоциями, Василиса в бреду признаётся в содеянном. И для античного, и для современного. Популяризация — сложное слово, но именно для этого авторы проекта и задумали марафон. Они хотели сделать так, чтобы Островский стал интересен людям, и взрослым, и юным; чтобы в поисках себя школьники и студенты знали, где искать помощь в самопознании и идентификации, в том числе, национальной, а взрослые понимали, где искать опоры в сегодняшней стремительной жизни.

Выставка в библиотечно-культурном комплексе им.

Анализ произведения «Гроза» Островского и критические статьи о пьесе

Нравственные проблемы в пьесе Островского «Гроза» — это обретение истинного счастья человеком в семье и любви. Читайте последние новости на тему пьесы островского в ленте новостей на сайте Аргументы недели. С пьес Островского начался новый этап развития русского театра, утверждавшего принципы реалистической национально-самобытной драматургии.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий