От названия нарт-орстхойцев неотделимо название этнографической группы вайнахов-карабулакцев — «орстхойцы», которые еще в прошлом веке сохраняли определенную этническую индивидуальность [Гаглойти 1989а: 19]. Главное отличие нарт от лыж заключается в том, что нарты имеют основание из деревянной рамы, на которую крепятся пряди жестких волокон. НАРТЫ, нарт и НАРТА, -ы, ж. Длинные узкие сани, употр. на Севере для езды на собаках, оленях. Что такое нарты и как они используются. Нарты – это специальные лыжи, предназначенные для передвижения по снежным покрытиям.
Значение слова нарта. Что такое нарта?
Они широко применяются в туристических походах, спортивных состязаниях и военных операциях в условиях снежных и ледяных покровов. Нарты также являются популярным средством активного отдыха зимой и обеспечивают возможность наслаждаться красотой зимней природы. Вам также может понравиться.
Характер передачи сказаний и обрисовка действующих героев, их обычаи, жизнь нартов от колыбели до смерти, с их радостями и горем, комизмом и трагедией — все это чисто осетинское. Фантазия осетина их родила, с ними жила и им же дала соответствующий конец.
По внутреннему содержанию сказания о нартах философски глубокомысленны, по внешности они монотонно таинственны, напоминая широкий разлив морей и бесконечную ширь степей. Каждый стих, начавшись широко и гладко, заканчивается как бы глухим ударом, словно ветер широких степей, разгулявшись, ударился и разбился о груды скал. Не такова ли история осетинского народа, начавшего жизнь в широких степях на берегу Дона и Азовского моря, а может быть, Днепра и Днестра, развившего некогда свою самобытную культуру и загнанного затем в трущобы гор, разбитого и раздробленного вконец среди скал. Сказания о нартах есть у всех горских народов и особенно у кабардинцев, но ни один из них не знает ни начала, ни конца нартов, не говорит о том, где и как родились нарты, кто жил до них и кто после них, тогда как у осетин излагается все от начала до конца.
Это первое. Все имена нартов у осетин находят себе полное объяснение в осетинском языке, чего нет у соседних племен. Все обычаи нартов суть древне-осетинские обычаи, остатки коих наблюдаем и сейчас в жизни осетинского народа. Четвертое то, что все древне-осетинские орнаменты и памятники зодчества, а также археологии весьма родственны памятникам старины скандинавских народов по моему личному убеждению , потому утверждение проф.
Миллера, что осетины представляют из себя осколок большого народа индо-германского племени, жившего некогда в теперешней Херсонской губернии, Донской области и дальше к северу и расколовшегося на две части, из которых одна ушла на север возможно, эсты, финны, латыши , а другая — на юг Осетия , находит себе подтверждение в этом случае. А потому нет ничего удивительного, что основной мотив нартовских сказаний есть мелодия народа, отпечатавшего в них и шум степных ветров, и прибой морских волн. Перейдем к подробностям доказательства, что нарты — это отошедшие в глубь веков древние осетины. Что такое слово «нарт»?
До нартов на свете жили одмеры. Они жили в пещерах и в горах; у них не было домов.
Ответа на этот вопрос нет. Следовательно, данный пример также служит доказательством невозводимости термина нарт к монгольскому нар -солнце, с одной стороны, и лишний раз подтверждает, что термин нарт и производные от него нартон и нарты нартон не являются фамильными образованиями. Таким образом, ни закон перехода -р в л в осетинском, ни формы употребления имени нартов в эпосе, ни семантико-морфологическая характеристика термина нарт не могут служить доказательством монгольского происхождения основы имени нартов. Из этого делается концептуальный вывод о якобы доказательстве монгольской гипотезы происхождения нартских сказаний осетин и их космогонических мифов. Основываясь на указанном сообщении Г. Чурсина, Т. В этой связи необходимо отметить, что автор никак не может прийти к однозначному заключению о делимости или неделимости термина нарт морфологически, поскольку почти тут же рядом, как отмечалось выше, он говорит о морфологической неразложимости термина нарт лишь возможностью теоретического выделения в нем форманта т. При этом в обоих случаях семантико-морфологический анализ термина нарт направлен на доказательство одной и той же цели, а именно -монгольского происхождения основы этого термина, что уже само по себе ставит под сомнение правомерность этого вывода.
Не может служить подтверждением этого вывода и ссылка Г. Чурсина на космогонические представления осетин. Дело даже не в том, что и в данном случае Г. Чурсин не называет своего информатора, поскольку лишь в одном случае он называет в качестве такового Макси Содтиева в рассказе об охотничьих обычаях осетин. Но можно ли на основании этого соображения или указания Г. Чурсина всерьез утверждать, что космогонические воззрения осетин и содержащиеся в эпосе указания якобы подтверждают, что нарты считались детьми Неба? Ведь очевидно, что для того, чтобы это предположение получило хотя бы малую толику вероятности, оно должно было получить подтверждение хотя бы в двух-трех случаях, почерпнутых именно из текстов сказаний. Между тем ни в одном из известных вариантов опубликованных сказаний такого указания нет. В то же время осетинские нартские сказания содержат несколько различных вариантов родословной нартов, отнюдь не сводящих эту родословную к одному корню. Так, например, согласно большинству вариантов, бог, сотворив землю, решил создать людей.
Среди первых упоминаются гумиры или гамеры, сопоставляемые с историческими киммерийцами, уадмеры, камбадата, уаиги и другие, которые оказались неприспособленными к жизни на сотворенной им земле. Имеется и вариант, отразившийся и в пословицах, согласно которому нарты произошли от огня и клялись им Нарт зынгай райгуырдыстыт ама зынгай ард хордтой. Вряд ли на основании этих данных можно сделать однозначный вывод о том, что нартские сказания осетин сохранили конкретное указание на происхождение нартов или на то, чьими детьми они считались. Чурсина, следы которого даже не прослеживаются ни в нартских сказаниях, ни в космогонических мифах осетин, во всяком случае — опубликованных. Это, конечно, не означает, что нартский эпос вообще не сохранил более убедительных данных о родословной нартов, равно как и о происхождении и значении самого имени нартов. В этом отношении бесспорный интерес представляет факт употребления имени нартов в сказаниях в узком и широком значении этого имени. Следует отметить, что несмотря на семантическое многообразие имени нартов, служившего, в частности, обозначением целого народа племени , местом жительства нартов страна, село , отдельных групп нартов, одного из нартских родов фамилий , территориальных подразделений нартов и т. Прежде всего термин нарт служит обозначением нартов в целом, отражением которого являются такие номинации, как Арта Нарты, три нартских рода фамилии ; Агас Нарт а — вся Нарта или все Нарты, и само имя нартов в форме нарт или нарта, обозначавшие в совокупности всех представителей нартского общества. Такое обозначение особенно четко проявляется при описании взаимоотношений нартов с внешними силами и при характеристике нартского общества в целом. Однако при описании событий, происходивших внутри нартского общества, внутри Арта Нарты, нартами, как правило, называются исключительно представители рода Ахсартаггата, то есть ведущего нартского рода, олицетворявшего собой военную аристократию нартского общества.
Обозначение именем нартов внутри триединого нартского общества исключительно представителей рода Ахсартаггата наглядно проявляется при описании взаимоотношений между Ахсартаггата и Бората, в частности, в одном из популярнейших сюжетов осетинского нартского эпоса о борьбе между этими фамилиями. Кульминацией сказания является попытка умерщвления на пиру Урызмага пригласившими его Бората и спасение главы нартов Батразом. Котел достался Батразу, который рассказом о своих подвигах заставляет вскипать воду в котле, а затем приступает к расправе над Бората. Аналогичное противопоставление Ахсартаггата и Бората наблюдается и в других вариантах сказания с теми или иными, впрочем, вариантами. В записанном В. Во всех этих случаях нарты — синоним Ахсартаггата. Обозначение именем нартов внутри нартского общества исключительно лишь рода Ахсартаггата, то есть рода, который играл ведущую роль внутри Арта Нарты и к которому принадлежали наиболее выдающиеся герои эпоса, конечно, не случайно. В литературе уже неоднократно отмечалось, что деление нартов на три рода или фамилии, каждая из которых несла определенную социальную функцию — военную, ритуальную и хозяйственную, восходит к социальной структуре древних скифов и продолжает эту эпическую традицию, являясь тем самым одной из ярких скифо-осетинских параллелей. Обозначение нартами внутри триединого нартского общества только представителей Ахсартаггата, выполнявших именно военную функцию, четко укладывается в концепцию трехфункционального деления нартского древнеосетинского общества. Следовательно, нартами именовались, в первую очередь, воины Ахсартаггата, что явно свидетельствует об идентичности семантики термина нарт понятию война, рыцаря, героя, защитника и т.
Это значение термина нарт, вытекающее из данных эпоса, подтверждает основанную на фонетических данных этимологию имени нартов, связывающие это имя с древнеиранским корнем нар с теми же значениями. Совпадение, в данном случае, фольклорных и лингвистических данных более чем показательно. Одним из аргументов противников осетинского происхождения имени нартов до последнего времени оставалась также ссылка на невозможность морфологического членения термина нарт на корень нар независимо от семантики этого слова и осетинский показатель множественности — т. Наиболее последовательно эта точка зрения проводится известным адыгским исследователем М. Кумаховым в его работах, посвященных ономастической лексике нартского эпоса. Правда, при этом М. Кумахов, цитируя мнение исследователей, в частности, Э. Бенвениста и Х. Бэйли, opnrhb монгольской гипотезы происхождения имени нартов, почему-то не приводит аргументацию Х. Бэйли в пользу его иранского происхождения, поддержанную и Э.
Тем не менее, интерпретация конечного -т а в термине нарт и его отношения к осетинскому показателю множественности, при очевидной неразложимости самого термина, с одной стороны, и столь же очевидного характера его собирательного значения и множественности, с другой, до последнего времени не находила удовлетворительного разъяснения. Окончательную ясность в этот вопрос вносит, думается, предложенная известным иранистом М. Боголюбовым интерпретация этого факта. Автор исходит из того, что в осетинских словах, происходящих от основ, в которых содержится историческая группа -тр-, согласный -т на исходе слова удерживается. О том, что формант -тра- закономерно дает в осетинском -рт писал и В. В то же время, в личном имени Ахсар, основу которого, как и в имени его брата Ахсартага, составляет корень хшарт из д. На этом основании М. Подтверждение этого положения автор видит в коллективном наименовании героя эпоса: нарта, нарт — нарты. В отличие от имен собственных определенных предметов, единственному числу в осетинских апеллятивах присущи категории единичности и собирательности подч. Этим самым проблема конечного -т в термине нарт получает логичное объяснение.
Добавим к этому, что положение М. Боголюбова о том, что утрата конечного — т в имени Ахсар является вторичной и обусловлена формой этого имени, находит прекрасное подтверждение на материале осетинских нартских сказаний, в которых наряду с традиционным Ахсар встречается и форма Хсарт, зафиксированная В. Абаевым в Южной Осетии. Форма Ахснарт встречается, в частности, в публикациях А. Кайтмазова и В. Этим самым снимается и второй, наряду с законом переход р в л в осетинском, аргумент неосетинского происхождения термина нарт. Традиционную форму имени нартов нарт — нарты, как единственно возможную номинацию этого термина, попытался поставить под сомнение в последнее время М. Исходя из этой презумпции, автор ставит под сомнение существование только одного варианта имени нартов, представленного в языках всех носителей нартского эпоса. В качестве доказательства бытования этой формы в шапсугском М.
Миллера, что осетины представляют из себя осколок большого народа индо-германского племени, жившего некогда в теперешней Херсонской губернии, Донской области и дальше к северу и расколовшегося на две части, из которых одна ушла на север возможно, эсты, финны, латыши , а другая - на юг Осетия , находит себе подтверждение в этом случае. А потому нет ничего удивительного, что основной мотив нартовских сказаний есть мелодия народа, отпечатавшего в них и шум степных ветров, и прибой морских волн. Перейдем к подробностям доказательства, что нарты - это отошедшие в глубь веков древние осетины. До нартов на свете жили одмеры. Они жили в пещерах и в горах; у них не было домов. Они были гораздо сильнее и могущественнее нартов, но умом короче. Когда появились нарты, то стали сражаться против одмеров и великанов. Нарты были настолько горды, что не хотели устраивать в своих домах дверей и косяков, чтобы бог не подумал, что они ему молятся. Ясное представление о предшественнике и о самих нартах может быть лишь в уме такого народа, который сам непосредственно является автором нартовских сказаний. Народ делит нартов на три племени: Бората, Алагата и Ахсартагката. Плач Дзерассы Разве это иностранные имена? Есть фамилии, которые испокон веков заняты разведением скота и ничего больше. Есть такие, которые веками заняты кузнечным или другим мастерством, наконец, есть вековечные наездники, передающие от отца к сыну джигитство и наездничество. В народных песнях подчас изображаются целые фамилии с их отличительными качествами и недостатками. Разве не свидетельствуют все интересовавшиеся Осетией, что осетины, не умевшие создать порядка у себя дома в мирной жизни и проводившие жизнь в вечных "кувдах" и "хистах", были выдающейся храбрости на войне? Обычай пировать целую неделю во время свадьбы остался, как говорят осетины, от нартов.
Весть о Нартах
Также они позволяют перемещаться по незаурядным местам, где другие средства передвижения не могут пройти, таким образом открывая новые возможности для исследований и охоты. Сегодня нарты также популярны в зимних виде спортах и туризме. Они используются для катания по трассам и бездорожью, а также для участия в спортивных соревнованиях. Существует несколько видов нарт, включая классические нарты, скандинавские нарты и передовые технологии, которые позволяют улучшить управляемость и скорость передвижения. История нарт История нарт насчитывает несколько веков. Изначально нарты были разработаны как средство передвижения в снежных и горных условиях. Их использовали в основном охотники и пастухи для перемещения по территории. Первые упоминания о нартах можно найти в древних летописях различных культур. Например, нарты использовались скандинавскими народами еще в викингскую эпоху. Для заснеженных земель нарты были неотъемлемой частью жизни и культуры.
В них охотились и воевали, пасли оленей и ездили в гости. В теплое летнее время нарты не используют по прямому назначению. На них коми-зыряне, ненцы и ханты, ведущие кочевой образ жизни, складывают теплую одежду, покрывают ее сверху шкурами и так хранят ее до первого снега.
Нарты чукчей и коряков запрягались парой оленей и были обыкновенно предназначены для одного ездока. Нарты также применялись на охоте, когда нужно было догнать быстрого зверя: оленя, барана, росомаху. С этой функцией связано и использование нарт в военном деле, а также на войне. Так, в 1731 году чукчи дважды неожиданно нападали на нартах на походную колонну капитана Д. Цель этого нападения, вероятно, состояла в том, чтобы сначала обстрелять врага с нарт на ходу, а затем уже спешиться для боя. При этом обычно сани оставляли у себя в тылу, чтобы при необходимости тут же можно было на них ретироваться.
Согласно преданию села Марково о гибели того же Павлуцкого, русские собрались на Майорской сопке, а чукчи, подъезжая на нартах, обстреливали противника издали и всех перебили по информации артиста В.
Нарты также являются популярным средством активного отдыха зимой и обеспечивают возможность наслаждаться красотой зимней природы. Вам также может понравиться.
Сообщить об опечатке
- Конструкция саней
- Нарты что такое
- Словарь Ефремовой
- Что такое нарты — простое объяснение для школьников
- Список тайников
- Что такое нарты?
Значение слова «Нарта»
Ручная нарта этого типа распространена у вогулов, остяков, селькупов, кетов, тунгусов, шорцев, использовалась зырянскими и русскими охотниками севера. Ручные нарты использовались коми охотниками в качестве грузовых, их тащил за собой с помощью ременной упряжи сам охотник, иногда помогала собака. Отправляясь на промысел, охотник нагружал сани продуктами питания, а возвращаясь с промысла, - мехом и дичью. Нарт норт.
Ездовые и грузовые Кроме того, нарты можно разделить на ездовые и грузовые. Ездовые упряжки перевозят людей, а на грузовых — более длинных нартах — обычно тащат дрова, шкуры и длинные шесты для чумов. Любопытно, что существуют нарты с ящиками вместо сидений, и летом оленеводы хранят в них одежду, обувь и другие предметы быта. Получается отличный шкафчик на лыжах! Условия Севера диктуют свои правила, и люди научились с ними жить. Особенности кочевого образа жизни северных народов подразумевает длительное нахождение вдали от цивилизации — на месте пастбищ оленей, и как следствие, появилось несколько видов необычных видов спорта, связанных с непростым укладом их жизни. И нарты здесь занимают не последнее место. Northland в «России вне зоны доступа». Выпуск 6: Северный рубеж Спорт на Севере Коренные народы Севера каждый год устраивают состязания в одном популярном виде спорта, называемом северным многоборьем. Салехард, Надым, Нерюнгри, Нарьян-Мар — это лишь малый список городов, в которых проводят такие соревнования.
Северное многоборье включает в себя пять дисциплин, состав которых может меняться в зависимости от района Севера. Прыжки через нарты Прыжки через нарты — давняя забава оленеводов. Родилась эта дисциплина как раз на дальних пастбищах, предположительно в летнее время. Стоят себе саночки, чтоб через них не попрыгать? На деле же задача совсем не из легких. От спортсменов здесь требуется выносливость и хорошая физическая форма. Для современных состязаний используют стилизованные нарты — макеты из деревянных брусков. На площадке расставляют в ряд десять нарт, высота которых 50 см, длина — 120 см, а ширина как и в жизни колеблется от 50 см сверху до 70 см у основания. То есть в ширину нарты представляют собой трапецию, что осложняет выполнение пряжка. Деревянные макеты нарт располагают в полуметре друг от друга.
Прыжки через нарты нужно выполнять с места двумя ногами, без разбега. Спортсмены перепрыгивают через преграды в одну и в другую сторону неограниченное количество раз. Высшим мастерством является разворот в воздухе. Прыгают через нарты до первой ошибки, при этом у спортсменов есть три попытки.
Цитата дня "Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл.
В образе жизни Нартов отражены общественные отношения создателей и носителей эпоса — от родового строя до зачатков феодализма. В абхазской версии, как и в преданиях кельтов Ирландии, которые считают себя потомками богини Даны , ярче всего обнаруживаются следы матриархата. Большую семью Нартов из ста братьев и сестры Гун-ды — возглавляет их мать безмужняя Сатаней-Гуаша Се Таны-Даны кровь , обладающая неограниченным авторитетом упоминаемый в отдельных вариантах эпоса муж Сатаней-Гуаши ни в каких событиях участия не принимает. В осетинской и адыгской версиях мать Нартов Сатана Се Дана адыг. Сатаней , также играет важную роль, Нарты пользуются её мудрыми советами, но она ими не верховодит; решения по важным делам принимаются на мужском совете нихас у осетин, хаса у адыгов без её участия. В осетинской версии у Нартов, живущих родами Алаг-ата ата -отец ; Бор-ата— Бор у них праотец, соответствует германскому Бору, греческому Борею; Ахсартагк-ата , проявляются черты военной демократии Нарты входят в единую боевую дружину. В образах Нартов обнаруживаются черты мифологических персонажей. Нарты, воспринимаемые носителями эпоса как предки их народа, сопоставимы но не идентичны с племенем первых людей у семитских народов Адамом, Евой, Каином, и т. Век их существования, «героический век», — это мифическое время; так, в период создания неба и земли Сослан был мужчиной в зрелых летах, в период образования гор и рек — стариком, но ещё полным сил. НАРТЫ выступают как в роли прародителей людей, так и в роли культурных героев. Сос-лан, Сасрыква отнимает у чудовищ огонь; Пхар-мат похищает его у бога Селы Сивы у русских ; Сослан возвращает что равносильно добыванию семена проса, захваченные хтоническими существами, одаривает Нартов напитком сано; Сатана изобретает пиво, Сырдон Гвидон изготавливает для Нарт арфу; Кету-ан абх. С Сатаной связано появление первого коня и первой собаки. НАРТЫ борются с хтоническими чудовищами — драконами, великанами. Из книги «Сослан богатырь» 1959 год : «Нет у нартов ариев огня, Сослан увидел Свет во тьме, долго шёл туда, увидел дом семерых великанов. Они обрадовались нартам, сказали; что просящих огня не гонят с порога во тьму, заманили постепенно в дом всех нартов и приклеили их к скамьям волшебным клеем. Огромный «котёл» великанов кипит, и пышет паром, Великаны точат на алмазном точиле ножи. Ведь нарты, слышат страшный лязг стали, от страха замирают сердца у нартов. Только Сырдон не зашёл к великанам не сел к столу, «не приклеился». Затем перехитрил он великанов, перессорил их, они перебили друг друга. Сатана Сатаней-Гуаша способна изменять погоду; по просьбе Сатаней останавливается солнце; Сатана благодаря чудесному небесному зеркалу видит всё, что происходит на земле; Сасрыква сбивает с неба звезду, чтоб обогреть братьев; Сосруко насылает стужу, чтоб одолеть иныжа иных жителей, пришельцев великанов из темных миров , туман — чтоб победить Тот-реша; Сеска Солса ударом плети по тазовой кости великана оживляет его, он же способен превратить Терек в полноводную реку; Ацамаз игрой на чудесной свирели, полученной его отцом от небожителя Афсати, пробуждает природу; Ашамез с помощью свирели может не только возродить всё живое на земле, но и вызвать его гибель; Бидох адыг. Божественное Дыхание исцеляет своим дыханием; проклятие матери Хважарпыса абх. Многие НАРТЫ обладают даром перевоплощения, например, Сырдон оборачивается стариком, старухой, молодой девушкой, шапкой, Дзерасса осет. Джи-расса принимает облик голубя. НАРТЫ понимают язык птиц, животных. Помощники у этих героев — чудесные кони осет. Арфан, адыг. Например сказ «Как Сослан, спас Сатану»: «Полетел, Сослан в дальний поход на восток, чуть ниже облаков летит его конь равный буре в своей силе. А в тот год была в земле нартов засуха. И нарт Сырдон убедил мужчин, что это Сатана наслала засуху. И они сказали Сатане что если за неделю не будет дождя, то бросят её в озеро. Пошла Сатана к Камню, из которого родился Сослан.. И стала просить птиц, чтобы они полетели на восток и рассказали Сослану о том, что нарты хотят бросить Сатану в озеро и только ласточка пожелала помочь Сатане за спасённых птенцов, и рассказать Сослану, что его, мать хотят в пятницу бросить в озеро. Семь дней летел на своём буре-коне Сослан, и за одну ночь догнала его ласточка к восходу утренней звезды. Она всё рассказала буйному воителю Сослану и полетел он обратно. На пути его встречают разные ситуации, где он не мог, не вступится за Людей. И когда он вернулся, понял, что не успел, Сатана была уже в подземном мире. Тогда он пошёл к Борастыру повелителю этого мира и стал просить отпустить мать и вернул Борастыр Боры сын, Бора — бог скандинавских скифов её. За то, что он помогал людям, спеша на помощь матери. Вернулся сын с матерью в поселение нартов, и стали жить хорошо». На этом дело не закончилось и следующий сюжет «Как Сослан и Сырдон стали врагами» напоминает нам уже скандинавские предания: « Поставил Сырдон сына мишенью, для стрел нартов и если они не попадут в него до ночи, все участники должны были дать ему по барану. Нарты позвали тогда возвратившегося с охоты Сослана. Сослан вспомнил о том, как из-за Сырдона чуть не потерял мать, и решает стрелять. Хотя Сатана «просила, не разжигать огня вражды». Сослан выстрелил из круга нартов, чтобы его было не видно. Одну только стрелу пустил Сослан, и «юноша» упал «мёртвым». Не видел Сырдон, кто стреляет, но по звону летящей стрелы, узнал он, что это стрелял Сослан. Так как когда Сослан своими стрелами попадал в землю, то она тряслась и звенела даже посуда в доме.
Что такое нарты. Определение, особенности и история
По представлению народа, адыги произошли от нартов. Основное место в мифах принадлежит нарту Саусырыко: периоды создания неба, земли, гор, рек соотнесены с его детством, юностью, зрелостью. Он же выступает в роли главного героя: отнимает у чудовища огонь, возвращает украденные семена проса, одаривает нартов божественным хмельным напитком сано. Нарты борются с враждебными людям существами, олицетворяющими природные катаклизмы и социальные противоречия: бляго дракон , иныжи великаны , Емынэж злое чудовище , чинты воинственное мифическое племя. Для достижения целей нарты пользуются не только своей незаурядной богатырской силой, но и магией: они способны менять погоду насылать стужу и туман , останавливать солнце. Нарт Ащэмэз обладает чудесной свирелью, один конец которой способен возродить все живое на земле, другой - вызвать гибель. Надежным помощником нартского героя является боевой конь, который понимает язык птиц и зверей, с легкостью преодолевает большие расстояния иногда с помощью крыльев , помогает герою мудрыми советами. Нарты тесно общаются с ангелами, которые присутствуют на Хасэ советах и ежегодно, устраивая санопитие пир , приглашают одного из нартов и вручают ему кубок с напитком.
Такой огонь разжёг кузнец Курдалагон на Небе у славян Небесный- кузнец Бог Сварог , что чудесный Камень сначала почернел от жара, а потом покраснел, пожелтел и треснул. И из пышущей жаром глубины его, вывалился раскалённый добела младенец... Он упал на Землю и на локоть ушел в землю. Загорелась, задымилась Земля... Солнце улыбается новорождённому. Сослан богатырь 1959 года Ю. Другой сюжет о женитьбе Сослана тоже идентичен славянским сказам «О Ване и заколдованной царевне». Остановилась в небе башня, и говорит что, кто попадёт в меня стрелой буду того женой. Многие братья стреляли, но только Сослан попадает два раза в летающую башню. Летающая Башня волшебницы садится на землю и т. Они занимаются и мирным трудом, земледелием. Существенно отличаются образы Нартов только в чечено-ингушском эпосе сохранившемся кстати фрагментарно. Исследователь Ч. Ахриев считал, что они подразделяются на две группы: высоконравственные нарты нярты и злые, коварные орхустойцы Асы и Ваны. Далгат его точки зрения придерживаются многие исследователи полагал, что наименования «нярты» и «орстхойцы» «орхустойцы» служат для обозначения одной и той же категории героев. Однако в ингушских вариантах эпоса нарт-орстхойцы вместе с ними охраняют ингушские земли от врагов, наступающих с равнин; роднятся с местными героями. В образе жизни Нартов отражены общественные отношения создателей и носителей эпоса — от родового строя до зачатков феодализма. В абхазской версии, как и в преданиях кельтов Ирландии, которые считают себя потомками богини Даны , ярче всего обнаруживаются следы матриархата. Большую семью Нартов из ста братьев и сестры Гун-ды — возглавляет их мать безмужняя Сатаней-Гуаша Се Таны-Даны кровь , обладающая неограниченным авторитетом упоминаемый в отдельных вариантах эпоса муж Сатаней-Гуаши ни в каких событиях участия не принимает. В осетинской и адыгской версиях мать Нартов Сатана Се Дана адыг. Сатаней , также играет важную роль, Нарты пользуются её мудрыми советами, но она ими не верховодит; решения по важным делам принимаются на мужском совете нихас у осетин, хаса у адыгов без её участия. В осетинской версии у Нартов, живущих родами Алаг-ата ата -отец ; Бор-ата— Бор у них праотец, соответствует германскому Бору, греческому Борею; Ахсартагк-ата , проявляются черты военной демократии Нарты входят в единую боевую дружину. В образах Нартов обнаруживаются черты мифологических персонажей. Нарты, воспринимаемые носителями эпоса как предки их народа, сопоставимы но не идентичны с племенем первых людей у семитских народов Адамом, Евой, Каином, и т. Век их существования, «героический век», — это мифическое время; так, в период создания неба и земли Сослан был мужчиной в зрелых летах, в период образования гор и рек — стариком, но ещё полным сил. НАРТЫ выступают как в роли прародителей людей, так и в роли культурных героев. Сос-лан, Сасрыква отнимает у чудовищ огонь; Пхар-мат похищает его у бога Селы Сивы у русских ; Сослан возвращает что равносильно добыванию семена проса, захваченные хтоническими существами, одаривает Нартов напитком сано; Сатана изобретает пиво, Сырдон Гвидон изготавливает для Нарт арфу; Кету-ан абх. С Сатаной связано появление первого коня и первой собаки. НАРТЫ борются с хтоническими чудовищами — драконами, великанами. Из книги «Сослан богатырь» 1959 год : «Нет у нартов ариев огня, Сослан увидел Свет во тьме, долго шёл туда, увидел дом семерых великанов. Они обрадовались нартам, сказали; что просящих огня не гонят с порога во тьму, заманили постепенно в дом всех нартов и приклеили их к скамьям волшебным клеем. Огромный «котёл» великанов кипит, и пышет паром, Великаны точат на алмазном точиле ножи. Ведь нарты, слышат страшный лязг стали, от страха замирают сердца у нартов. Только Сырдон не зашёл к великанам не сел к столу, «не приклеился». Затем перехитрил он великанов, перессорил их, они перебили друг друга. Сатана Сатаней-Гуаша способна изменять погоду; по просьбе Сатаней останавливается солнце; Сатана благодаря чудесному небесному зеркалу видит всё, что происходит на земле; Сасрыква сбивает с неба звезду, чтоб обогреть братьев; Сосруко насылает стужу, чтоб одолеть иныжа иных жителей, пришельцев великанов из темных миров , туман — чтоб победить Тот-реша; Сеска Солса ударом плети по тазовой кости великана оживляет его, он же способен превратить Терек в полноводную реку; Ацамаз игрой на чудесной свирели, полученной его отцом от небожителя Афсати, пробуждает природу; Ашамез с помощью свирели может не только возродить всё живое на земле, но и вызвать его гибель; Бидох адыг. Божественное Дыхание исцеляет своим дыханием; проклятие матери Хважарпыса абх. Многие НАРТЫ обладают даром перевоплощения, например, Сырдон оборачивается стариком, старухой, молодой девушкой, шапкой, Дзерасса осет. Джи-расса принимает облик голубя. НАРТЫ понимают язык птиц, животных. Помощники у этих героев — чудесные кони осет. Арфан, адыг. Например сказ «Как Сослан, спас Сатану»: «Полетел, Сослан в дальний поход на восток, чуть ниже облаков летит его конь равный буре в своей силе. А в тот год была в земле нартов засуха. И нарт Сырдон убедил мужчин, что это Сатана наслала засуху. И они сказали Сатане что если за неделю не будет дождя, то бросят её в озеро. Пошла Сатана к Камню, из которого родился Сослан..
Использование нарт позволяет преодолевать большие расстояния на снегу и льду со значительно меньшими усилиями, чем при ходьбе привычным способом. Они широко применяются в туристических походах, спортивных состязаниях и военных операциях в условиях снежных и ледяных покровов. Нарты также являются популярным средством активного отдыха зимой и обеспечивают возможность наслаждаться красотой зимней природы.
Нартенная упряжка. О словаре Словарь С. Ожегова — лингвистический толковый словарь русского языка, который является самым первым из появившихся в России тогда — в Советском Союзе после Октябрьской революции. Составление словаря началось в тридцатых годах прошлого века и было доведено до финала в 1949 году, однако впоследствии словарь несколько раз дополнялся и перерабатывался самим его создателем. В словаре представлено около 80 тысяч слов и фразеологизмов, большое количество общелитературной и просторечной лексике, дана информация по правильному написанию и произношению слова, приведены примеры употребления. Словарь Ефремовой.
Что такое нарты кратко
А Нарты это мифический народ Севеного Кавказа. Основной пласт таких пророчеств мы находим в сказании "Нарт Сослан в Стране мертвых". Длинные и узкие сани, используемые для езды на собаках и оленях на Севере. Ручные нарты использовались коми охотниками в качестве грузовых, их тащил за собой с помощью ременной упряжи сам охотник, иногда помогала собака. Нарты: Длинные узкие сани, употр. на Севере для езды на собаках, оленях. Игра на нартах имеет богатую историю и культурное значение в русской культуре.
Энциклопедический словарь
- Кто такие нарты (Михаил Протопопов) / Проза.ру
- Что такое нарты фото
- Что такое нарты
- Кто такие нарты
- Кто такие нарты? - Ирыстон
- Эпические нарты. Далекие и близкие » Газета «Республика»
Что значит нарты
Появились нарты неспроста – их создали боги, чтобы навести на земле порядок и избавить людей от злых духов. Нарты: Длинные узкие сани, употр. на Севере для езды на собаках, оленях. НАРТЫ, нарт и НАРТА, ы, ж. Длинные узкие сани, употр. на Севере для езды на собаках, оленях. Нарты для собак, как и для оленей, широко применялись в повседневной жизни чукчей, эскимосов, эвенков.
Нарты - это... Нарты ездовые. Гонки на собачьих упряжках
Проект охватывает территории двух населенных пунктов Таймырского муниципального района и включает в себя научную экспедицию в село Хатангу, издание сборника и одноименного фильма "Священная нарта", благоустройство этностойбища "Таймырская Ойкумена", создание трех видов мини-нарт и трех реплик в натуральную величину. Также для всех жителей региона организуются мастер-классы, проводятся интерактивные занятия. Так, в игровой форме не только познается культура коренных аборигенов Таймыра, но налаживаются межэтнические отношения. В нем приняли участие представители 50 волонтерских и социальных организаций.
Ручная нарта этого типа распространена у вогулов, остяков, селькупов, кетов, тунгусов, шорцев, использовалась зырянскими и русскими охотниками севера. Ручные нарты использовались коми охотниками в качестве грузовых, их тащил за собой с помощью ременной упряжи сам охотник, иногда помогала собака. Отправляясь на промысел, охотник нагружал сани продуктами питания, а возвращаясь с промысла, - мехом и дичью. Нарт норт.
Вопрос—ответ Оленьи упряжки и нарты снимок 1890—1900 годов На Полярном Урале нарты служат не только для передвижения по зимней тундре, но и для хранения одежды. Нарты — сани, в которых коренные народы Севера запрягают оленьи и собачьи упряжки, — используются уже много тысячелетий и выполняют разные функции. В них охотились и воевали, пасли оленей и ездили в гости.
Сoврeмeнныe искусствоведы и широкая читательская аудитория знают его как основоположника осетинской школы живописи. Он стал «отцом — основателем» Цхинвальского художественного училища, которое носит его имя. Однако чуть меньше сегодня известно о публицистической и этнографической деятельности Махарбека Туганова. Мы предлагаем читателям ознакомиться с выдержками из его статьи, которая была опубликована в 1925 году, но заставляет нас задуматься и сегодня. В этом видимо еще одна тайна десницы мастера. Подобно старым башням, в которых гнездятся лишь совы да галки и которые рушатся день за днем, осыпаясь камнями и зарастая мхом и крапивой, забываются день за днем великие творения когда-то славного, культурного народа, уходя в могилу с каждым умирающим народным певцом или сказителем преданий, порастая мхом и крапивой новизны нахлынувшей борьбы за существование. Меж тем стыдно за интеллигенцию Осетии, которая привыкая мыслить и говорить на русском языке и обучая детей былинам об Илье Муромце, Добрыне Никитиче и др. Как больно бывает слышать от интеллигентного осетина: «Да вопрос еще: осетинского ли происхождения нартовские сказания, и не принадлежат ли они в сущности кабардинцам или, может быть, грекам и т. Конечно, в области сомнений нет границ, но надо немного уважать не только самого себя, но и свой народ, его историю, прошлое. Только уважая свой народ, можно избегнуть пустого лабиринта сомнений и неуверенности. В области народной поэзии можно говорить лишь о влиянии какого-либо народа, и потому сомневаться в том, что сказания о нартах чисто осетинского происхождения, безусловно, не приходится. Характер передачи сказаний и обрисовка действующих героев, их обычаи, жизнь нартов от колыбели до смерти, с их радостями и горем, комизмом и трагедией — все это чисто осетинское. Фантазия осетина их родила, с ними жила и им же дала соответствующий конец. По внутреннему содержанию сказания о нартах философски глубокомысленны, по внешности они монотонно таинственны, напоминая широкий разлив морей и бесконечную ширь степей. Каждый стих, начавшись широко и гладко, заканчивается как бы глухим ударом, словно ветер широких степей, разгулявшись, ударился и разбился о груды скал. Не такова ли история осетинского народа, начавшего жизнь в широких степях на берегу Дона и Азовского моря, а может быть, Днепра и Днестра, развившего некогда свою самобытную культуру и загнанного затем в трущобы гор, разбитого и раздробленного вконец среди скал.
Значение слова Нарты
Такое редкое явление природы воспринималось как знаковое у всего человечества, и возможно именно этим и объясняется изначальная благожелательность к нартам, как к «посланникам небес». Нарты Ездовая нарта (чаще нарты) — узкие длинные сани, предназначенные для езды на упряжках из собак, северных оленей или (реже) передвижения муск. Несмотря на появление снегоходов и другой техники традиционные нарты были и остаются самым важным элементом в хозяйстве народов Севера. Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое НАРТЫ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках. НАРТЫ, нарт и НАРТА, ы, ж. Длинные узкие сани, употр. на Севере для езды на собаках, оленях. Что такое нарты? Стихи? Игра? Обувь? Сани? Узнай правильный ответ на
Словарь Ефремовой
- Нартиада: короткий путеводитель по главным героям осетинского эпоса
- Метание топора на дальность
- Из чего делают нарты и что такое нарточка?
- Нарты. Новое время древнего искусства | Министерство культуры Республики Северная Осетия-Алания
- Что такое нарты: определение, история, виды нарт
- НАРТЫ • Большая российская энциклопедия - электронная версия