Новости по теме. Музей Памяти Елабужского государственного музея-заповедника. С 29 июня по 2 июля 2023 года наши коллеги – Елабужский государственный музей-заповедник при поддержке Раиса Республики Татарстан Рустама Минниханова и. В Елабужский государственный музей-заповедник передали реликвию из Ивановской области. Ее нашли во время реставрационных работ у Никольской церкви в селе Ново-Талицы.
Елабужский муниципальный район
Цветаевой с бронзовым бюстом поэта, Литературный музей М. Цветаевой, Дом памяти М. Цветаевой, где она провела последние дни своей жизни, Библиотека Серебряного века, Музей «Портомойня» и могила поэта на Петропавловском кладбище; Музей уездной медицины им. Бехтерева; Краеведческий комплекс, в который входят Музей истории города, Интерактивные мастерские и Музей-театр «Трактир»; Выставочный зал; Музей-мастерская декоративно-прикладного искусства; Художественный салон; а также памятник средневековой булгарской культуры историко-археологический комплекс «Елабужское городище». Елабужский государственный музей-заповедник включен в единый федеральный реестр туроператоров. Музей-заповедник реализует такие ежегодные проекты, как Всероссийская Спасская ярмарка и Фестиваль колокольного звона, Международный симпозиум по современной живописи, Республиканский конкурс детского рисунка «Я рисую как Шишкин». Раз в два года проводятся Международные Цветаевские чтения, во время которых вручается Литературная премия имени Марины Цветаевой.
Кроме того, Наджип Наккаш развивает один из старинных видов книжной графики — тугру с древнетюркского — «знак, метка» , получившую свое новое рождение в конце XX столетия. Присылайте резюме на new-kama bk.
Музей-заповедник в Елабуге - место градообразующее.
Как так выходит? За разгадкой - к ней, к Руденко. Так что "РГ" здесь не случайно. Гульзада Ракиповна, за вами не угонишься. Выезжая из Москвы, читаю: в Елабуге 16 музеев. Приезжаю - выясняется: уже 17. Вроде бы город небольшой - а вы печете музеи, как пирожки. Зачем вам столько? Гульзада Руденко: Как - зачем? Мы ведь не гонимся за счетом.
Здесь просто уникальная земля - сходятся времена, свидетельства эпох. Можно начать с того, что Иван Васильевич Шишкин, отец великого художника, неспроста пригласил сюда археологов: возле села Ананьино обнаружили доисторические могильники - следы ананьинской культуры связали огромные территории Прикамья и Поволжья, это восьмой-девятый век до нашей эры. Дело не в мистике - все земля хранит. Если поближе подкрутить машину времени - здесь можно найти напоминания о русско-шведских, о русско-турецких войнах, о Первой мировой и Великой Отечественной. Сюда во все времена привозили пленных… Да, город небольшой - но за ним история большая. Заглянул в Музей истории города - а там сотрудники в каких-то сказочных нарядах. Играют для детей сказку Отфрида Пройслера, бывшего солдата армии Паулюса, как раз из тех военнопленных. Вернувшись из Елабуги домой, он стал писать добрые детские книжки про гнома Хёрбе и лешего Цвоттеля, маленького Водяного и Бабу-Ягу. Сказку в музее совмещают с экскурсией. Мне рассказали, что сотрудники собирали и записывали воспоминания очевидцев тех лет, переписывались с родственниками бывших пленных, того же Пройслера.
Елабужский государственный музей-заповедник издавал даже книги об истории пленных - "Лагерь на Каме", например… Гульзада Руденко: Не только. Мы приложили все усилия для создания Музея веры в Казанско-богородицком женском монастыре, где когда-то и размещали пленных. Этот музей в подвале церкви, которую монастырь построил на месте утраченного храма под руководством нынешней настоятельницы матушки Веры… Сегодня музей-заповедник совместно с РПЦ и организациями по уходу за воинскими захоронениями патронирует, содержит несколько кладбищ - и то, где похоронены военнопленные, и Троицкое кладбище, где покоится Надежда Андреевна Дурова, Иван Васильевич Шишкин. Последнее привели в порядок, огородили территорию - столько жалоб поначалу было: негде сушить белье, играть детям. А где играть - на костях, на могилах? Убрали горы мусора, раскопали, обозначили руинированные остатки церкви Троицкого кладбища - посмотрите, какой был храм… На балансе у нас 31 собственное здание и сооружение на площади 10 гектаров. Пять кладбищ и захоронений известных личностей, территория Городища, усадьбы, свой "Трактир"… Вот была у нас машина ГАЗ-51 - когда "ушла на отдых", поставили, организовали две экспозиции гаражные, чтобы рассказать и об этой труженице, и о почтовом, о пожарном деле - получилось незатейливо, но школьникам интересно. Так что везде, где можно, мы открываем экспозиции, музеи. Придерживаемся классического, где-то консервативного стиля - того, что никогда не устареет. Оттого и экспозиции у нас - теплые, и мне это все очень дорого.
То есть и 17 музеев - для вас не предел? Гульзада Руденко: Вот нет еще музея современной истории Елабуги - надеюсь, придем к этому. У нас же особая экономическая зона, прекрасные предприятия, учебные заведения, перерабатывающая промышленность, прекрасные люди, спортсмены, есть о чем и о ком говорить… Мечтаю с нашим другом Вадимом Евгеньевичем, одним из учредителей бренда Махеев, создать музей охоты - это была его идея… Или вот - наш замечательный земляк, которого не так хорошо знают, Пинегин Николай Васильевич. Легендарная личность - участвовал в северной экспедиции Седова, делал зарисовки, снимал, был одним из инициаторов и создателей петербургского музея Арктики и Антарктики. Можно музей создать о нем - думали даже обратиться за поддержкой в Русское географическое общество… Елабугу поневоле связали с именем Марины Цветаевой десять трагических дней ее жизни. В Доме памяти Цветаевой можно прочитать ее жутковатые предсмертные записки. В Елабуге ее похоронили, могила затерялась, место потом условно обозначила сестра Анастасия, появился крест, потом гранитное надгробие. Потом эту могилу даже освятила Церковь. Но, как ни странно, нет в Елабуге мрачного ощущения города, в котором трагически оборвалась жизнь одной из главных поэтесс столетия. Есть ощущение - "Не нам судить, не нам винить...
Шлейф остается не мрачный - светлый. Как это удается? Гульзада Руденко: Память вообще не должна придавливать нас камнем - она нужна, чтобы стать чище и светлее. Поначалу мы при поддержке руководства города создали Литературный музей, рассказывающий о творчестве Марины Ивановны Цветаевой. В то время дом, в котором она прожила здесь неполные две недели, принадлежал частным лицам. Память вообще не должна придавливать камнем - она нужна, чтобы стать чище и светлее... Оттого и экспозиции у нас - теплые, и мне это дорого Кстати, когда я училась здесь в Елабуге в институте, мои подружки жили как раз в этом доме. Это 1973-1978 годы. И я к ним ходила в гости, знакома была с хозяйкой, тетей Аней Болтановой при Цветаевой дом принадлежал семье Анастасии Бродельщиковой. Лет через 25, когда я оказалась в Елабуге уже в качестве директора музея-заповедника, первое, что сделала, - пошла к ней, сказала: теть Ань, может, отдадите нам дом?
Сделаем там музей. Она ответила, что отписала дом сыну.
Оттого и экспозиции у нас - теплые, и мне это дорого Кстати, когда я училась здесь в Елабуге в институте, мои подружки жили как раз в этом доме. Это 1973-1978 годы. И я к ним ходила в гости, знакома была с хозяйкой, тетей Аней Болтановой при Цветаевой дом принадлежал семье Анастасии Бродельщиковой. Лет через 25, когда я оказалась в Елабуге уже в качестве директора музея-заповедника, первое, что сделала, - пошла к ней, сказала: теть Ань, может, отдадите нам дом? Сделаем там музей. Она ответила, что отписала дом сыну.
Но через два года - такая мистика - сын ее погиб, и она предложила нам дом в обмен на квартиру. То есть цветаевских музеев стало несколько? Гульзада Руденко: Да, так у нас появились два цветаевских музея, Дом ее памяти и Литмузей, из которого мы убрали елабужский период ее жизни. А рядом - еще Библиотека Серебряного века. Раньше во дворе там стоял щитовой дом, в нем размещался банк. Потом банк съехал, дом оказался аварийным, и его отдали музею-заповеднику. Мы его разобрали, на фундаменте сделали красивую беседку с местом для костра - и ежегодно здесь стали собираться почитатели Цветаевой, а Елабуга стала одним из тех городов мира, где в день ее рождения зажигается известный всем поклонникам Цветаевский костер. Это уже больше десяти лет.
Каждый четный год вручаем Литературную премию имени М. Цветаевой - в этом, юбилейном году, лауреаты будут объявлены на Международном музыкальном фестивале Бориса Березовского "Летние вечера в Елабуге" в июле. А что за Портомойня примыкает к цветаевским музеям? Мы ее тоже связываем с именем Марины Ивановны - она уж точно туда приходила. В мои студенческие годы, помню, там еще вода бежала. А через много лет увидела: все превратилось в мусорную свалку. Как раз я съездила в турецкий город Сафранболу - это наш побратим с Елабугой - и там нас отвезли в деревню, где музеефицировано такое же пространство, где жители занимались стиркой. Почему бы, подумала я, нам такое не сделать?
И сделали - и правда интересно, таких музеев нет больше. Там все с позапрошлого века, и каменный пол, и деревянные трубы, и чугунная печь… Деньги нам выделили по федеральной программе "Культура России". Из Турции привезли идею Портомойни, откуда-то из Китая - "Устав старого города". Зачем он вам - чтобы елабужане жили строго по уставу? Гульзада Руденко: Нет, речь не об этом. Мы разработали и раздали "Устав старого города" всем владельцам домов - объектов культурного наследия на территории музея-заповедника - в нем разъясняются требования, которые возлагает на них наше законодательство. По большому счету, это - формирование нашей исторической культуры, вклад в наше будущее, в котором прошлое останется в неприкосновенности. А что за история с таксистом из Колумбии?
На фоне модной сейчас на Западе "культуры отмены" всего российского мне показалось, что история - прямо на злобу дня… Гульзада Руденко: Знаете, я вообще себя считаю человеком мира. Потом в конце 90-х - в Колумбии. И там однажды разговорились с таксистом - ему показалось, что меня можно принять за местную, но по-испански говорю с акцентом. Узнал, что из России: как! Впервые слышит про татар. После того я поняла, как важно объяснять: Россия - уникальная цивилизация, в которой множество национальностей умеют не вычеркивать, а дополнять друг друга, жить в дружбе и согласии… Время сейчас такое - философское. Вы не поверите, но в декабре мы открыли выставку "Колесо дружбы" в германском Бад-Зульце - и она востребована по сей день, интерес у простых людей сохраняется. И я все-таки верю, что 25 августа мы ее откроем в Веймаре - и ее там действительно ждут.
Это выставка картин 42 художников разных национальностей. В нашем Выставочном зале проходят арт-симпозиумы по современному этноискусству - летом со всей России и многих стран приезжают именитые, признанные художники, 10 дней пишут полотна на заданные темы, потом дарят картины музею. В фондах уже больше двух тысяч, неплохая коллекция. Так вот подруга загорелась: хочу показать ее в Веймаре и других городах. И все получится. Вы рассказывали, как когда-то, возглавляя культуру в Набережных Челнах, сами скептически смотрели на музейных работников. Что изменилось за 20 лет вашей работы здесь, в музее-заповеднике? Гульзада Руденко: Наверное, это было оттого, что я когда-то не видела особой разницы - музей истории города, краеведения, все одинаково, заезжено, по рельсам: обязательный бивень мамонта, гимнастерка красноармейца, везде так было.
И мне не хотелось, чтобы на нас так же смотрели: ну, классика жанра. Хотя и бивень у нас есть. Мне повезло: когда я возглавила музей-заповедник, руководителем минкультуры Татарстана оказалась Зиля Рахимьяновна Валеева - человек, который любит все новое. И тогдашний глава города, Ильшат Рафкатович Гафуров, говорил: не считайте меня циником, но мне бы хотелось, чтобы и Надежда Дурова, и Марина Цветаева, и Иван Шишкин работали на город, на его имидж, чтобы сюда приезжали. Я более 6 лет преподавала в филиале Московского университета культуры основы менеджмента в социокультурной сфере. Студенты на вопрос, с чем у них ассоциируется слово "музей", вспоминали скучающих бабушек. Я сажала их в автобус, везла в Елабугу, целый день они общались с руководителями музеев.
Святой ключ Пантелеймона целителя
Структура музея-заповедника Елабужский государственный музей-заповедник расположен на площади 491,5 га охранной зоны, объединяющей 195 объектов культурного наследия, из них 6 объектов федерального значения, 106 — республиканского и 83 объекта местного значения. Новости по теме. Музей Памяти Елабужского государственного музея-заповедника. Добавим, выставка «Земля легенд» в выставочном зале Елабужского государственного музея-заповедника будет открыта до 21 марта. 18 апреля сотрудники Елабужского государственного музея-заповедника и прихожане храма на Троицком кладбище приняли участие в акции «Всероссийский день заботы о памятниках истории и культуры», приуроченной к Международному дню памятников и исторических мест.
В Елабужском музее-заповеднике открылись уникальные выставки
Скрябина к 150-летию С. Благодаря этому выставочному проекту жители и гости Елабуги смогли познакомиться с наследием А. Рахманинова через уникальные экспонаты, узнать о творческом пути этих великих русских композиторов. Бакирова наш музей организовал мастер-класс для юных пианистов, который провел давний друг музея, заслуженный артист Российской Федерации, Народный артист Республики Татарстан, профессора Казанской консерватории Евгений Михайлов. Участникам фестиваля была предоставлена возможность посетить уникальные места Елабуги, в том числе — Музей Марины Цветаевой, Мемориальный дом-музей И.
В городе располагается единственный в мире мемориальный дом Шишкина. В этом году гостей Елабуги ждет масштабная Спасская ярмарка, фестиваль колокольного звона. Также будет фестиваль Бориса Березовского.
На сегодняшний день на этой территории расположены 184 памятника истории и объекта культурного наследия, из них 6 — федерального значения, 106 — республиканского значения, 72 — местного значения. В состав музея-заповедника входят 14 музейно-выставочных объектов, 12 из которых были созданы в период с 2003 по 2009 годы. Шишкина; Музей-усадьба Н. Дуровой; Мемориальный комплекс М. Цветаевой, в который входят площадь М. Цветаевой с бронзовым бюстом поэта, Литературный музей М. Цветаевой, Дом памяти М.
В малом зале экспонируется выставка «Здесь жили вдохновенья». Представлено 58 графических иллюстраций к произведениям М. Часть из них — как дореволюционного, так и послереволюционного периодов — никогда не публиковалась и станет открытием для ценителей творчества поэта. Работа выставок продлится до 12 января 2021 года. Экскурсию по выставке «Мне жизнь все как-то коротка…» ведет сотрудник музея «Тарханы» Погодина Е.
В Елабужском музее-заповеднике открылись уникальные выставки
Нехватка автобусов в высокий сезон - одна из серьезных сложностей для музея. Фото предоставлено музеем Кроме того, во время масштабных событийных мероприятий в Елабуге, и это как правило проходит в высокий туристический сезон, есть острая нехватка объектов питания, размещения и отсутствие квалифицированного обслуживающего персонала в этих объектах. Поэтому мы сейчас совместно с руководством города Елабуги работаем с предпринимателями на предмет приобретения пустующих объектов культурного наследия за символическую цену, реставрации зданий и создания там гостиниц, кафе и других объектов туристического кластера. В течение трех лет реализуется замечательный проект «Пушкинская карта», который позволил старшеклассникам и студентам без финансовой нагрузки посещать различные учреждения культуры. Но, к сожалению, появились недобросовестные пользователи пушкинской карты, приобретающие по несколько билетов, предназначенных не для себя. В связи с этим, мы вынуждены были ввести жесткий контроль на кассах наших музеев. Как меняется отношение туристов к музеям, и меняется ли? И одной экскурсии по музею посетителю бывает уже мало, поэтому поступают запросы на различные музейные проекты. Для этого в каждом музейно-выставочном объекте Елабужского государственного музея-заповедника были созданы и сейчас успешно реализуются разнообразные костюмированные экскурсии, квизы, квесты, театрализованные представления, интерактивные проекты. Какие находите перспективными, какие новинки внедряете?
В первую очередь, чтобы идти в ногу со временем и дать возможность нашему посетителю вновь и вновь возвращаться к нам. Для внедрения таких технологий специалисты Елабужского государственного музея-заповедника регулярно проходят обучение и посещают выставки и форумы инновационных технологий. Однако, по нашему глубокому убеждению главным в музее является и должен оставаться сам музейный предмет. Ведь именно благодаря наличию музейных экспонатов наши посетители могут «прикоснуться» к истории, понимая тем самым значимость сохранения историко-культурного наследия Елабуги. Ввиду того, что в состав Елабужского государственного музея-заповедника входят мемориальные музеи, а я являюсь в большей степени приверженцем создания классической музейной экспозиции, в которой чувствуется душа и атмосфера старинной эпохи, все инновационные технологии в наших музеях мы стараемся внедрять в умеренном уместном формате. Хватает ли гидов? Если есть сложности, как они преодолеваются? Так и в музее дефицит кадров существует. В Елабуге высокая конкурентная среда, и наличие особой экономической зоны «Алабуга» позволяет человеку выбирать сегодня в первую очередь более высокую зарплату, которую могут предложить заводы.
Не хватает специалистов с профессиональным музейным образованием. Но благодаря Национальному проекту «Культура», руководителем которого является Министр культуры РФ Ольга Любимова, у наших сотрудников есть замечательная возможность учиться и повышать квалификацию в музейной сфере. Также в штатном расписании музеев имеются штатные единицы с самой низкой заработной платой в размере МРОТ. Это такие узкие специалисты, как юрист, программист, дизайнер, специалист по типографской верстке, администратор сайта.
Церковный атрибут с нанесенной на него молитвой передала в музей доктор наук Ирина Исаева. Она лично знала и дружила с Анастасией Цветаевой, сестрой поэта.
Вел программу журналист и музыкальный обозреватель, автор и ведущий программ радио «Орфей» Йосси Тавор. В этом году участником этого масштабного музыкального события стал и наш музей. В рамках программы фестиваля руководители московского Мемориального музея А. Скрябина к 150-летию С. Благодаря этому выставочному проекту жители и гости Елабуги смогли познакомиться с наследием А.
В городе располагается единственный в мире мемориальный дом Шишкина. В этом году гостей Елабуги ждет масштабная Спасская ярмарка, фестиваль колокольного звона. Также будет фестиваль Бориса Березовского.
В Елабужском музее-заповеднике открылись уникальные выставки
Елабужский государственный музей-заповедник расположен в 200 км от столицы Татарстана, города Казани. Выставочный зал Елабужского государственного музея-заповедника. г. Елабуга, ул. Казанская, 24. елабужский государственный музей-заповедник. «Изюминкой» Спасской ярмарки в Елабуге станет рыцарский турнир. Фото афиши Елабужский государственный Музей-Заповедник. Музейный комплекс в городе Елабуга, объединяющий 16 музейно-выставочных объектов туристического показа, среди которых Дом-музей И. И. Шишкина, Музей-усадьба Н. А. Дуровой, Музей уездной медицины им. Где поесть в Елабуге. место градообразующее.
Сарапульский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Фото афиши Елабужский государственный Музей-Заповедник. Музейный комплекс в городе Елабуга, объединяющий 16 музейно-выставочных объектов туристического показа, среди которых Дом-музей И. И. Шишкина, Музей-усадьба Н. А. Дуровой, Музей уездной медицины им. Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (ЕГМЗ) — музейный комплекс в городе Елабуга, объединяющий 16. Главная › Новости О музее › 29 мая сотрудники Национального музея в рамках методического выезда посетили Елабужский государственный музей-заповедник. Сейчас под охраной Елабужского государственного музея-заповедника находятся три кладбища военнопленных — австро-венгерское, немецкое и японское. 9:00-21:00 – работа объектов Елабужского государственного музея-заповедника. 12:00-12:30 – на Шишкинских прудах – торжественное открытие Спасской ярмарки и Фестиваля колокольного звона.
«Магия Востока» в Елабужском музее-заповеднике. Фоторепортаж с открытия и видеообзор выставки
Подробнее о выставке и дружбе музеев Елабуги и Екатеринбурга мы уже рассказывали в этом анонсе. Прогуляйтесь по выставке виртуально: Выставка «Магия Востока» принимает гостей и жителей Елабуги до 6 августа. Статья подготовлена по материалам сайта Елабужского музея-заповедника. Благодарим коллег за предоставленные фотографии и видеоматериалы!
Формулировка универсальная - а что за ней? На 74 тысячи жителей в Елабуге - сразу 17 музеев. И этот беспокойный муравейник - лабиринт елабужских музеев - ведет к Руденко. Покой ей только снится. Музей-заповедник в Елабуге - место градообразующее. Как так выходит?
За разгадкой - к ней, к Руденко. Так что "РГ" здесь не случайно. Гульзада Ракиповна, за вами не угонишься. Выезжая из Москвы, читаю: в Елабуге 16 музеев. Приезжаю - выясняется: уже 17. Вроде бы город небольшой - а вы печете музеи, как пирожки. Зачем вам столько? Гульзада Руденко: Как - зачем? Мы ведь не гонимся за счетом.
Здесь просто уникальная земля - сходятся времена, свидетельства эпох. Можно начать с того, что Иван Васильевич Шишкин, отец великого художника, неспроста пригласил сюда археологов: возле села Ананьино обнаружили доисторические могильники - следы ананьинской культуры связали огромные территории Прикамья и Поволжья, это восьмой-девятый век до нашей эры. Дело не в мистике - все земля хранит. Если поближе подкрутить машину времени - здесь можно найти напоминания о русско-шведских, о русско-турецких войнах, о Первой мировой и Великой Отечественной. Сюда во все времена привозили пленных… Да, город небольшой - но за ним история большая. Заглянул в Музей истории города - а там сотрудники в каких-то сказочных нарядах. Играют для детей сказку Отфрида Пройслера, бывшего солдата армии Паулюса, как раз из тех военнопленных. Вернувшись из Елабуги домой, он стал писать добрые детские книжки про гнома Хёрбе и лешего Цвоттеля, маленького Водяного и Бабу-Ягу. Сказку в музее совмещают с экскурсией.
Мне рассказали, что сотрудники собирали и записывали воспоминания очевидцев тех лет, переписывались с родственниками бывших пленных, того же Пройслера. Елабужский государственный музей-заповедник издавал даже книги об истории пленных - "Лагерь на Каме", например… Гульзада Руденко: Не только. Мы приложили все усилия для создания Музея веры в Казанско-богородицком женском монастыре, где когда-то и размещали пленных. Этот музей в подвале церкви, которую монастырь построил на месте утраченного храма под руководством нынешней настоятельницы матушки Веры… Сегодня музей-заповедник совместно с РПЦ и организациями по уходу за воинскими захоронениями патронирует, содержит несколько кладбищ - и то, где похоронены военнопленные, и Троицкое кладбище, где покоится Надежда Андреевна Дурова, Иван Васильевич Шишкин. Последнее привели в порядок, огородили территорию - столько жалоб поначалу было: негде сушить белье, играть детям. А где играть - на костях, на могилах? Убрали горы мусора, раскопали, обозначили руинированные остатки церкви Троицкого кладбища - посмотрите, какой был храм… На балансе у нас 31 собственное здание и сооружение на площади 10 гектаров. Пять кладбищ и захоронений известных личностей, территория Городища, усадьбы, свой "Трактир"… Вот была у нас машина ГАЗ-51 - когда "ушла на отдых", поставили, организовали две экспозиции гаражные, чтобы рассказать и об этой труженице, и о почтовом, о пожарном деле - получилось незатейливо, но школьникам интересно. Так что везде, где можно, мы открываем экспозиции, музеи.
Придерживаемся классического, где-то консервативного стиля - того, что никогда не устареет. Оттого и экспозиции у нас - теплые, и мне это все очень дорого. То есть и 17 музеев - для вас не предел? Гульзада Руденко: Вот нет еще музея современной истории Елабуги - надеюсь, придем к этому. У нас же особая экономическая зона, прекрасные предприятия, учебные заведения, перерабатывающая промышленность, прекрасные люди, спортсмены, есть о чем и о ком говорить… Мечтаю с нашим другом Вадимом Евгеньевичем, одним из учредителей бренда Махеев, создать музей охоты - это была его идея… Или вот - наш замечательный земляк, которого не так хорошо знают, Пинегин Николай Васильевич. Легендарная личность - участвовал в северной экспедиции Седова, делал зарисовки, снимал, был одним из инициаторов и создателей петербургского музея Арктики и Антарктики. Можно музей создать о нем - думали даже обратиться за поддержкой в Русское географическое общество… Елабугу поневоле связали с именем Марины Цветаевой десять трагических дней ее жизни. В Доме памяти Цветаевой можно прочитать ее жутковатые предсмертные записки. В Елабуге ее похоронили, могила затерялась, место потом условно обозначила сестра Анастасия, появился крест, потом гранитное надгробие.
Потом эту могилу даже освятила Церковь. Но, как ни странно, нет в Елабуге мрачного ощущения города, в котором трагически оборвалась жизнь одной из главных поэтесс столетия. Есть ощущение - "Не нам судить, не нам винить... Шлейф остается не мрачный - светлый. Как это удается? Гульзада Руденко: Память вообще не должна придавливать нас камнем - она нужна, чтобы стать чище и светлее. Поначалу мы при поддержке руководства города создали Литературный музей, рассказывающий о творчестве Марины Ивановны Цветаевой. В то время дом, в котором она прожила здесь неполные две недели, принадлежал частным лицам. Память вообще не должна придавливать камнем - она нужна, чтобы стать чище и светлее...
Оттого и экспозиции у нас - теплые, и мне это дорого Кстати, когда я училась здесь в Елабуге в институте, мои подружки жили как раз в этом доме. Это 1973-1978 годы.
Штиглица, Камского института искусств и дизайна, Удмуртского государственного университета, Сибирского государственного института искусств им. Хворостовского, Набережночелнинского государственного педагогического университета. Впервые участниками проекта станут представители Стамбульского университета Гелисим, Университета им.
Хворостовского, Набережночелнинского государственного педагогического университета.
Впервые участниками проекта станут представители Стамбульского университета Гелисим, Университета им. Итогом лаборатории станет выставка работ ее участников, открытие которой состоится 9 августа в Музее современного этноискусства.