Обзоры включают в себя последние новости мировой угольной промышленности и международного рынка угля, содержат аналитический и справочный материал по состоянию дел в угольной промышленности отдельных стран. В 2022 году, по данным Минэнерго, добыча угля в России составила 443,6 млн тонн против 438 млн тонн годом ранее.
Китай поставил рекорд по добыче угля
В Германии демонтируют восемь ветрогенераторов, чтобы добыть немного угля | Заниматься подземной добычей угля в Европе невыгодно – слишком дорогой получается энергия. |
Добыча угля в мире скоро достигнет рекордных уровней | Добыча угля в Китае в октябре упала на 1,1% по сравнению с шестимесячным максимумом сентября, показали официальные данные в среду, поскольку инспекции по безопасности на шахтах ограничили производство. |
Тренды в мировом спросе на уголь: поясняет трейдер Станислав Кондрашов из Telf AG
Отчет: Резкое падение добычи угля в Вайоминге в США в 2020 году. Утвержденная квота подразумевает максимально возможную добычу, если все добывающие уголь компании будут работать на полную мощность, но большинство угольщиков обычно выполняют 80% квоты. восточный полигон добыча угля налоги экспорт угля. Угольные компании, как, впрочем, и другие игроки добывающей промышленности, в 2023 году развивались в новых условиях.
Добыча угля в Казахстане снижается, а цены растут
Напротив, в США, бывших когда-то ведущим мировым производителем угля, наблюдается значительное снижение добычи с момента ее пика в 2008 году. За прошедшие годы объем добычи сократился более чем в два раза, что отражает изменение динамики мирового рынка угля и отказ страны от него в пользу других источников энергии. Несмотря на растущее внедрение возобновляемых источников энергии в некоторых азиатских странах, уголь остается важнейшим компонентом их энергетического баланса в связи с быстрым экономическим ростом и промышленным развитием. Какой будет динамика цен на уголь к концу 2023 года, прогноз Станислава Кондрашова из Telf AG После экстремальной волатильности и резкого роста цен в предыдущем году в первой половине 2023 года цены на уголь значительно снизились и достигли уровня, сопоставимого с тем, который наблюдался летом 2021 года. Эта тенденция была обусловлена несколькими факторами, в том числе избытком предложения и снижением цен на природный газ. В этот период также произошел сдвиг в ценовой динамике: цены на энергетический уголь вновь стали ниже цен на коксующийся уголь. Кроме того, заметная премия, которую обычно получал австралийский уголь на мировом рынке, сократилась в связи с ослаблением разрушительных погодных условий Ла-Нинья, которые ранее сдерживали добычу в этом регионе. К тому же, российскому углю, столкнувшемуся с ограничениями в Европе, удалось найти новые рынки для экспорта, хотя зачастую и со значительными скидками. Особенно важным аспектом станет объем морской торговли углем, который приблизится или даже превзойдет рекордный уровень, зарегистрированный в 2019 году и составивший 1,3 миллиарда тонн. Этот рост объема торговли свидетельствует о том, что мировой рынок угля остается активным и динамичным, влияя на экономики различных стран и регионов.
Из-за них РФ не смогла «извлечь выгоду из высокого мирового спроса и цен на уголь». В августе 2022 года в ЕС вступил запрет на импорт российского угля. Вице-премьер Александр Новак ранее заявлял о рекордных поставках угля в Китай в 2023 году — более 100 млн тонн. А Минэнерго прогнозирует сохранение показателей добычи и экспорта угля в России на уровне 2022 года. В конце ноября стало известно, что Индия планирует увеличить импорт коксующегося угля из РФ.
Кроме того, итоги года подвели такие регионы, как Республика Бурятия 9,5 млн т и Амурская область 4,5 млн т. Как прогнозирует Минэнерго, в 2024 году добыча и экспорт угля останутся на прошлогоднем уровне. Повышение налога на угледобычу В 2024 году угольная промышленность, по всей вероятности, снова столкнётся с ростом налоговой нагрузки. Повышение налога должно компенсировать выпавшие доходы бюджета по оценкам, до 150 млрд рублей в год от отмены курсовой экспортной пошлины на твёрдое топливо. Послабления получили экспортёры энергетического угля, антрацитов и коксующихся углей, а для компаний, отправляющих за границу бурый уголь, выплату сохранили до конца 2024 года. В прошлом году регионы высказывали недовольство введением пошлины. В итоге Минпромторг пошёл навстречу экспортёрам топлива. Эксперты отнеслись к известию о росте НДПИ для угольщиков по-разному. К примеру, замдекана факультета экономики и бизнеса Финансового университета Иван Петров заявил изданию «Независимая газета» о том, что повышение налога существенно ударит по производителям с высокой себестоимостью угледобычи. По его мнению, тем придётся сократить экспорт топлива из-за нерентабельности, что негативно скажется и на объёмах добычи. Эксперт считает, что давление на угольную отрасль, для которой ранее отменили курсовую экспортную пошлину, будет приемлемым, а экспорт сырья вырастет, чтобы предприятия могли компенсировать дополнительную финансовую нагрузку. В любом случае Минфин пока не принял окончательного решения о том, каким именно будет механизм повышения НДПИ. Кроме того, рост экспорта будет зависеть в большей мере от вопроса логистики, нежели налогов. Экспорт будет прирастать Востоком? В 2023 году поставки угля окончательно переориентировались на Восток. Правда, планы производителей насчёт наращивания объёмов транспортировки не осуществились, да и растущего спроса на российский уголь для решения той же задачи не хватило.
Экспорт угля уже достиг нового рекорда, а его объемы только увеличиваются реклама В 2023 году Россия увеличила поставки угля в Китай на 1,5 раза и в Индию — в 5 раз. В настоящее время экспорт в Китай оценивается в 100-102 миллиона тонн, что является рекордным показателем. Индия стала основным партнером России в сфере угольной промышленности, с объемом экспорта угля, увеличившимся в 5 раз, до 20 миллионов тонн в прошлом году. Россия и Китай готовят межправительственное соглашение о фиксированных поставках угля на уровне 100 миллионов тонн. Это объясняется отличным качеством российского угля по сравнению с другими странами-производителями, такими как Индонезия. Дефицит угля внутри Индонезии был причиной снижения ее экспорта, в то время как российская угольная промышленность продолжает расти. Поставки угля в Китай и Индию являются практически золотой жилой для России.
новости угольной промышленности
МЭА также прогнозирует, что рост мировой добычи угля достигнет пика в 2023 году, лишь немного превысив уровень 2022 года. Напротив, в США, бывших когда-то ведущим мировым производителем угля, наблюдается значительное снижение добычи с момента ее пика в 2008 году. новости угольной промышленности. Делегация Кузбасса посетила ДНР и ЛНР в рамках работы НОЦ «Кузбасс-Донбасс». Ниже приведены объемы добычи угля основными добывающими странами с визуализацией на карте.
Четыре проблемы мешают Донбассу «дать стране угля»
Уголь — есть ли перспективы? | Analysis and key findings. A report by the International Energy Agency. |
Добыча каменного угля и лигнита | Прошлогодний рост потребления угля в Европе постепенно сходит на нет, но мировую экономику в ближайшее время ожидает новый "угольный ренессанс" из-за рекордного РИА Новости, 12.04.2023. |
Актуальные материалы об угле и состоянии рынка угля
Главный центр добычи угля в Китае, Шаньси, также призвал к усилению проверок безопасности в четвертом квартале. Обычно шахтам приходится останавливать производство во время проверок, но многие шахты возобновили работу после предыдущих проверок безопасности. Саймон Ву ожидает, что производство может восстановиться примерно до уровня шестимесячного максимума сентября за последние два месяца года. Но маловероятно, что он достигнет новых максимумов, поскольку зимняя погода обычно препятствует работе открытых рудников на севере Китая.
Китай продолжает полагаться на уголь и угольную генерацию электроэнергии для удовлетворения растущего спроса на электроэнергию, пишет ZeroHedge. Несмотря на то, что страна является крупнейшим в мире инвестором в солнечную и ветровую энергетику, власти также планируют построить много новых угольных электростанций. В декабре Международное энергетическое агентство МЭА спрогнозировало рост мирового спроса на уголь на 1,4 процента и достижение нового максимума в 8,5 млрд тонн. Эксперты полагают, что после достижения рекордного уровня мировой спрос на энергоноситель будет снижаться до 2026 года.
Проблемы шахт и карьеров Исследование американских ученых показало , что разработка угольных месторождений вредит планете гораздо сильнее, чем считалось ранее. Оказалось, что выбросы метана производят не только действующие шахты, но и заброшенные. Отработанные пласты продолжают «коптить» парниковые газы. Шахты с каждым годом становятся все глубже, что еще больше увеличивает концентрацию метана. Продолжительность жизни людей в регионах добычи угля значительно ниже, а уровень профессиональной заболеваемости среди шахтеров превышает средний показатель по стране в 20 раз. Практически у каждого работника несколько хронических заболеваний. Чаще всего это происходит из-за ненормированного графика, использования устаревших технологий, тяжелейших условий труда, запыленности, облучения, неблагоприятного микроклимата. Население шахтерских городов также страдает от превышающей нормы концентрации вредных веществ воздухе, воде, почве и высокого уровня шума. Опасны даже заброшенные шахты: из-за подтопления территорий в реки поступают грязные производственные воды, а в атмосферу выделяются токсичные газы. Кроме того, на предприятиях угольной промышленности в пустотах среди пород скапливается метан. Это опасно не только с точки зрения влияния на климат метан — парниковый газ, в 25 раз активнее углекислого , но и приводит к масштабным авариям из-за регулярных нарушений техники безопасности. Так, в конце прошлого года взрыв на шахте «Листвяжная» унес жизни 51 человека, 92 — пострадали. В 2014 году в Турции в результате взрыва на шахте в Соме погиб 301 человек. Такие аварии случаются регулярно. Смертность от угольной промышленности в 2,5 раза больше , чем от нефтяной, в 25 раз, чем от газовой и в тысячу раз от ядерной энергетики: даже после включения в анализ катастроф в Чернобыле и Фукусиме. В среднем в результате аварий на предприятиях угольной отрасли ежегодно гибнет не менее 50 человек. Последствия транспортировки Перевозят уголь с помощью железнодорожных и автоперевозок, углепроводов и морским транспортом. Железные дороги — основной способ транспортировки угля. Во время загрузки железнодорожных полувагонов несколько десятков тонн угля выпускается из бункера и ударяется о дно, а вытесняемый воздушный поток высвобождает огромное количество пыли. Площадь загрязнения увеличивают грузовики, курсирующие между районами добычи и железнодорожными терминалами перевалки угля: в результате угольная пыль распространяется на значительные расстояния вокруг карьера и вдоль дорог. В портах, где производится перевалка, дробление и сортировка угля чаще всего продолжают использоваться устаревшие технологии. В результате пыль распространяется как в акватории портов, так и в окрестные населенные пункты. Например, жители Приморского края рассказывают , как угольная промышленность отравляет их жизнь: сажа оседает на окнах и мебели, залетает в двигатели машин и тракторов, выводя их из строя, выпадает черный снег, увеличивается количество респираторных и легочных заболеваний. По сути это мелкие минеральные частицы, образующиеся при добыче, переработке и транспортировке сырья. В ней могут находиться некоторые твердые токсические вещества, например, свинец, фосфор, мышьяк, сурьма, бор, а также их соединения. Загрязнение угольной пылью опасно для здоровья человека, потому что вызывает различные респираторные заболевания, например, пневмокониоз. Ее высокая концентрация также приводит к взрывам и пожарам.
Похоже, вы используете устаревший браузер, для корректной работы скачайте свежую версию 16 декабря 2022, 08:05 Добыча угля в мире по итогам 2022 года может достигнуть рекордных 8,3 млрд тонн Согласно отчету, ситуация на Украине и резкий рост цен на энергоресурсы привели к увеличению спроса на уголь ПАРИЖ, 16 декабря. Добыча угля может достигнуть по итогам этого года 8,3 млрд тонн, что станет самым высоким показателем за всю историю ведения статистики. Об этом в пятницу сообщило Международное энергетическое агентство МЭА. Согласно отчету, ситуация на Украине и резкий рост цен на энергоресурсы привели к увеличению спроса на уголь. Наблюдается устойчивый рост угольной энергетики в Евросоюзе, в Индии и Китае.
Добыча угля в мире скоро достигнет рекордных уровней
МЭА также прогнозирует, что рост мировой добычи угля достигнет пика в 2023 году, лишь немного превысив уровень 2022 года. Новости по теме: добыча угля. Читайте последние новости дня по теме уголь: В 2023 году добыча угля в Казахстане снизилась, Казахстан может снизить тариф на транзит зерна из РФ в обмен на снижение других тарифов.
Рискованная ставка на уголь. Перспективы рынка
В 2022 году мировая добыча угля увеличилась на 8,2%, поскольку цены на уголь оставались на высоком уровне вследствие перебоев в поставках из-за войны на Украине. Остальные угольные активы Мечела добывают около 11–12 млн тонн угля в год. По итогам I квартала 2024 года добыча угля в Республике Саха (Якутия) составила 11,4 млн тонн, что на 33% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – 8,6 млн тонн.
Добыча каменного угля и лигнита
Потребление домохозяйств в Китае будет расти до 2035 г. Отметим, что в 2022 г. Частично это падение будет компенсировано повышением подушевого потребления домохозяйств: к 2032—2033 гг. По нашим оценкам, пик потребления энергетического угля в Китае придется на 2025 год, что существенно раньше прогнозируемого пика энергопотребления в 2035 г. При этом китайское правительство ставит амбициозные цели по трансформации энергетического комплекса, в том числе планирует к 2025 г.
По нашей оценке, эти цели будут достигнуты. К 2050 г. Ограниченный ввод новых угольных мощностей в КНР направлен на замещение низкоэффективных и «грязных» угольных электростанций, подлежащих выводу из эксплуатации. Уже сейчас установленные угольные мощности приближаются к «экватору» по сроку использования: средний возраст всех угольных электростанций составляет 13 лет при среднем сроке жизни порядка 30 лет для сравнения: мировой показатель — 40 лет.
В результате вклад угля в первичное энергопотребление достигнет пиковых значений в 2025 г. Доля угля в энергобалансе к 2050 г. Потребление коксующегося угля в металлургической промышленности Китая будет находиться под давлением со стороны падающего спроса на сталь. Он станет снижаться после 2025 г.
Остальные отрасли — потребители стали машиностроение, автомобилестроение и пр. Другим важным фактором, влияющим на потребление угля в металлургии КНР, будет уменьшение доли применения кислородно-конвертерного процесса BOF и увеличение доли использования электродуговых печей EAF в производстве. Доля BOF к 2050 г. Стоит заметить, что, по нашему прогнозу, переход к «зеленой» стали в Китае будет не таким быстрым, как утверждается в исследованиях большинства международных агентств.
Ограничивать рост доли технологии EAF будут такие факторы, как отсутствие в Китае планов по внедрению углеродного налога без него себестоимость производства на основе BOF превысит себестоимость производства с использованием EAF ближе к 2050 г. Таким образом, общий спрос на уголь энергетический и коксующийся в Китае к 2050 г. Несмотря на падение, это существенно выше, чем существующие прогнозы IEA и других международных аналитических агентств. Индия Конечное энергопотребление в Индии, по нашим оценкам, будет расти на протяжении всего рассматриваемого периода.
В 2030 г. Тренд на сокращение промышленного потребления угля при этом обозначится на рубеже 2030—2040-х гг. Энергопотребление транспортного сектора будет расти на протяжении всего рассматриваемого периода, вплоть до 2050 г. При этом доля электромобилей в автопарке Индии к 2050 г.
Потребление домохозяйств также продолжит расти. Помимо численности населения, положительную динамику обусловит повышение уровня жизни. Конечное энергопотребление в Индии вырастет более чем в 2 раза 2050 г.
США надеются использовать войну на Украине, чтобы приватизировать АрктикуНовая арктическая стратегия США направлена на то, чтобы, используя российско-украинский конфликт как предлог, милитаризировать арктический регион с помощью своих союзников в Арктическом совете, а затем под видом интернационализации приватизировать его Напряжённость возникла в тот момент, когда администрация Байдена сталкивается с внутренним давлением, требующим конкурировать с Китаем в области глубоководной добычи, в преддверии доклада Пентагона о поиске металлов на морском дне, отмечает издание. Попытка ратифицировать Unclos предпринимается более десяти лет после предыдущей попытки заставить Сенат США принять решение об этом. Для ратификации требуется поддержка двух третей из 100 сенаторов. США также обеспокоены попытками Китая занять более высокие позиции в международных организациях и воспользоваться ситуациями, когда у США меньше полномочий, как в случае с Unclos. Негропонте, который занимал и пост директора Национальной разведки США, сказал FT, что усилия Китая по выдвижению "экспансивных и незаконных претензий" в Южно-Китайском море в последние годы придали дополнительный импульс необходимости ратификации конвенции. По его словам, Китай уже зарегистрировал в ISA пять богатых полезными ископаемыми участков океана, к которым США не смогут присоединиться, пока не ратифицируют Unclos. Китай, в свою очередь, утверждает, что его претензии на Южно-Китайское море обоснованы "долгим ходом истории". Пекин отказался признать решение арбитража от 2016 года, вынесенное в пользу территориальных притязаний Филиппин на морские территории в рамках Unclos. Неспособность получить лицензии на глубоководные минералы может оставить США на "милость" Китая, стремящегося доминировать в поставках аккумуляторных металлов по всему миру, заявил FT заместитель председателя комитета по вооруженным силам Палаты представителей Роб Виттман. Дело в том, что компании, желающие вести разведку полезных ископаемых в международных водах, должны обращаться в ISA при поддержке государства-члена Конвенции ООН по морскому праву. Отсутствие ратификации Unclos означает, что США не могут спонсировать выдачу лицензий — в отличие от Китая и России, отметило британское издание.
В рамках его выполнения планируется увеличить мощность вырабатываемого электричества на солнечных электростанциях в 2 раза, ветряных — в 3,75 раз за счёт постройки новых установок и максимизировать генерацию с помощью уже существующих. Для обеспечения возможности запаса такого количества энергии власти города к 2030 должны завершить строительства хранилищ, рассчитанных на 3000 Мвт. Большая часть неопределенности рынка в 2019 году связана с вопросом о контроле импорта в Китае. Аналитики предполагают, что в этом году импорт угля в Китай останется на уровне 2018 года, и составит 180-190 млн. В последние два года Китай заменил 700 миллионов тонн в год нелегальной и мелкомасштабной добычи новыми и более эффективными мощностями, объем производства угля вырос до 3,88 миллиарда тонн к концу 2018 года.
Заинтересованное в получении высоких прибылей от экспорта угля государство никак не контролирует данный сегмент — качество продаваемых углей, как правило, отслеживают собственные углехимические лаборатории, которые выдают соответствующие сертификаты. В результате бюджет остается без необходимых поступлений, тогда как теневой рынок экспорта угля, напротив, процветает. На фоне периодически вбрасываемых в публичное поле опасений, связанных с сокращением мирового спроса на уголь к 2030 году и заменой его трудозатратной добычи экологически чистыми альтернативными источниками энергии, игроки рынка таким образом пытаются успеть заработать на теневом экспорте. Сегодня внимание вопросам развития топливно-энергетического комплекса и одному из важнейших направлений — угольной отрасли — уделяет Торгово-промышленная палата ТПП России, возглавляемая Сергеем Катыриным. По мнению ответственного секретаря комитета по энергетической стратегии и развитию ТЭК, главного эксперта департамента проектной и инвестиционной деятельности ТПП РФ Дмитрия Полохина, государство должно полностью контролировать эту зону экономики, но это не так просто. Решить вопрос с подменой серыми трейдерами и перевозкой дорогого коксующегося угля под видом более дешевого энергетического можно и нужно, но введение механизма контроля потребует дополнительных затрат и времени. Здесь еще важно, чтобы от введения нового механизма контроля не пострадали добросовестные поставщики и трейдеры, — сказал он «ФедералПресс». Потребуется время на разработку данного механизма и его обсуждение с производителями, перевозчиком и трейдерами, у всех участников возможны разные мнения, потребуется закрыть лазейки в Единой тарифно-статистической номенклатуре грузов ЕТСНГ ». Эксперт в сфере промышленности, индустрии, ТЭК, кандидат экономических наук Леонид Хазанов в комментарии «ФедералПресс» тоже не исключил возможность существования «серых» схем по продаже угля за пределы России, самой простой из которых может быть вывоз его дорогих марок под видом дешевых. Он предложил закрепить на законодательном уровне сертификацию угля для ликвидации ниши теневого экспорта. Для РЖД тоже различия в марках угля значения не имеют, они все проходят по одному и тому же классу тарифов на перевозки грузов. Правда, они могут предоставлять скидки к тарифам в зависимости от вида груза или станции его отправления, и вот тут сертификат как документ доказательства на правомерность получения скидки может понадобиться. Соответственно, существует лакуна в законодательстве, которая может быть устранена за счет введения обязательной сертификации угля как при поставках на внутренний рынок для нужд бытовых и промышленных потребителей, теплоэлектростанций , так и на экспорт», — отметил он. Как отметила в беседе с «ФедералПресс» директор Центра экономики транспорта Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Татьяна Кулакова, «основная идея противодействия любым негативным явлениям заключается в том, чтобы издержки на борьбу оказались не выше, чем выгоды, которые получит страна в результате решения проблемы». В КНР весь ввозимый уголь из других стран проходит обязательную экспертизу. Понятно, что покупателю не все равно, какой уголь он приобретает с технологической и экологической точки зрения. Возможно, стоит наладить обмен информацией для отслеживания потоков угля.
Рейтинг стран по добыче угля. Какая страна добывает половину всего мирового угля?
Напротив, в США, бывших когда-то ведущим мировым производителем угля, наблюдается значительное снижение добычи с момента ее пика в 2008 году. При этом добыча угля в Кузбассе по итогам 2023 года упала почти на 9,5 млн тонн. В 2023 году добыча угля в мире выросла до рекордных 8,7 млрд тонн, по данным Международного энергетического агентства (МЭА), увеличившись за год на 400 млн тонн. Импорт угля в Китае в 2023 г. снизился на 12,6%, до 5,83 эксаджоулей, тогда как инвестиции в добычу выросли на 24%, до 96 млрд, согласно данным Международного энергетического агентства.
Уголь — есть ли перспективы?
Инфраструктурный оптимизм для экспорта российского угля - Морские вести России | Добыча угля в мире по итогам 2017 г. превысила 7,7 млрд тонн. |
Промышленность и экономика под угрозой: зачем Польша рекордно сократила добычу угля | Власти Великобритании в разгар энергетического кризиса решили вернуться к добыче угля. |
Новости угольной промышленности | Угольные компании добиваются скидок от терминала в Тамани. Рынок угля. |
Уголь: тематические новости металлургии. | Предприятия угольной промышленности в ускоренном темпе переориентировались на восточный рынок после введения Евросоюзом санкций на импорт российского угля. |
Объем добычи угля в Якутии вырос на треть с начала 2024 года
По данным Argus, арендная ставка в апреле этого года составила 2,795 тыс. Каждый из участников перевозочного процесса тянет одеяло на себя, предлагая "соседу" подвинуться в цене. В итоге крайними оказываются угольные компании, которые терпят убытки. И хотя чиновники говорят не паниковать, компании продолжают бить тревогу. Риск откатить угольную отрасль на пару десятилетий в прошлое есть всегда.
Надежды чиновников могут так и не оправдаться. Reuters со ссылкой на данные Главного таможенного управления КНР сообщало, что поставки российского угля в Китай в октябре упали до минимума с февраля. Основной причиной снижения поставок стало повышение цен, связанное с курсовыми пошлинами, введенными в октябре, что привело к росту стоимости партии сырья. По данным издания, при новых условиях поставки из России проигрывают конкуренцию Австралии.
При этом потребности в угле в Китае также падают из-за больших накопленных запасов на электростанциях, сообщало агентство. Финансовое положение угольных компаний уже сложно назвать беспроблемным. За этот период угольные компании получили общую прибыль 346,9 млрд руб. На мировом рынке угля сформируется профицит, а его стоимость начнет снижаться, так же как и доходы российского бюджета от экспорта данного вида энергоресурсов», — рассуждает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. Плеханова Ирина Фатьянова.
И причина все та же — недостаточно дешевой энергии.
Благодаря всем "зеленым" инициативам, которые продвигали польские политики, добыча угля в стране серьезно снизилась. А так как у своего ближайшего соседа, обладающего энергоресурсами, Польша закупать уголь и газ не хочет, дела в производстве действительно плохи. Как Варшава будет выкручиваться из этой ситуации? Проявит стойкость перед "зеленой" повесткой Брюсселя и вновь начнет наращивать добычу угля? Или же поступит как ФРГ и будет наблюдать, как медленно умирает промышленность, а с ней и надежды на стабильную экономику? За шахтеров некому вступиться На территории Польши расположен крупнейший угольный бассейн Европы, и вполне логично, что энергетика этой страны почти полностью построена на этом ресурсе.
Вокруг угольных шахт крутится достаточно много сфер: занятость — на юге страны, где расположены крупные шахты, добычей угля занимаются от 75 до 100 тыс. Проблема в том, что Польша является частью Евросоюза, а здесь есть как свои плюсы, так и очевидные минусы. И главный из них — необходимость следовать общей повестке, в том числе в области "зеленой" энергетики. Еще в феврале 2021 года правительство Польши приняло постановление "Программа для энергетики PEP 2040". Оно предполагало постепенное снижение угля в экономике страны. К 2049 году Польша должна полностью отказаться от этого энергоносителя.
Конечно, польские власти эту сумму не выплачивают, но она продолжает висеть над ними дамокловым мечом, что тоже не особо приятно. После начала СВО Варшава решила, что "зеленой" сделки недостаточно, нужно еще сильнее усложнить себе жизнь, после чего отказалась от поставок российского газа и угля. Разумеется, сразу же начался дефицит, и всего через полгода цена на уголь поднялась в два раза. Но при этом восточноевропейская страна не отказалась и от своей цели полностью уйти от "самого грязного источника энергии". И стоит признать, у Польши это получается.
Это прямая альтернатива морскому пути, соединяющему Европу, страны Персидского залива и Индийского океана через Суэцкий канал. Он предполагает форсированное развитие портов Азово-Черноморского АЧБ и Каспийского бассейна, железнодорожных подходов к ним и прочей торгово-производственной инфраструктуры. По азово-черноморскому направлению — почти на 70 процентов, до 300 миллионов тонн, по восточному — на 25 процентов, до 350 миллионов тонн», — говорил в прошлом году премьер-министр Михаил Мишустин. Первый вице-премьер Андрей Белоусов в прошлом году поручил Минэнерго подготовить и направить предложения по расширению маршрутов экспорта угля.
Сейчас перевалку угля в АЧБ в основном осуществляет порт Тамань, небольшие объемы есть у порта Новороссийск и еще меньше — у порта Туапсе 0,3 млн тонн в год. Впрочем, теоретически все основные южные порты АЧБ имеют возможности построить и новые терминалы, но пока в этом нет смысла, поскольку, как и на Дальнем Востоке, здесь не хватает действующих железнодорожных подходов. РЖД в прошлом году уже построила несколько дополнительных железнодорожных путей на подходе к портам АЧБ. Но их мощность пока доведена только до 125 млн тонн в год с планами увеличения до 152 млн к 2030 году. Чтобы значимо нарастить экспорт угля в Индию, где пока еще есть возможность занять стабильную рыночную нишу, нужно в первую очередь решить проблему узких мест железнодорожной сети на южном направлении — и тем самым обеспечить стабильную перевалку угля через южные порты, отмечает Сергей Воробьев. По его словам, устранение инфраструктурных ограничений на южном полигоне — одно из условий для развития российского угольного экспорта в страны Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона.