Новости блокада ленинграда глазами детей

Ребята выполнили тематические задания, посмотрели видеоролик «Блокада Ленинграда глазами детей», после чего состоялось обсуждение просмотренного фильма. Вера Сомина ребёнком пережила блокаду Ленинграда, сохранила фото и неповторимые воспоминания. Рассказываем истории пяти детей, переживших блокаду Ленинграда и замученных в концлагерях.

Чтобы помнили: блокада глазами ребенка

В преддверии Дня памяти и скорби вспоминаем самые страшные страницы Великой Отечественной войны — исписанные детским почерком. Установить точное число погибших в годы блокады сегодня не представляется возможным, поскольку официальные данные учитывают только тех, кто был зарегистрирован и имел постоянную ленинградскую прописку. Но даже примерные цифры и простая логика дают нам ужасающую картину. По разным данным, всего в период с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года, когда блокада была полностью снята, в Ленинграде погибло от 600 тысяч до 1,5 миллиона человек. Как утверждает в своем исследовании архивных статистических данных кандидат исторических наук, старший преподаватель СПбГУ Людмила Газиева, на момент начала войны в Ленинграде проживало 848 067 детей от младенческого возраста до 16 с половиной лет. Общее число детей, подлежащих спасению за время блокады, составило, по оценкам Газиевой, 903 230 человек. От 127 568 до 159 095 — столько ребят погибло при одной только эвакуации, пишет историк. Сложно представить, сколько еще маленьких, хрупких жизней унесли бомбежки, голод и мороз. Учитывая то, что дети составляли примерно пятую часть населения взятого в кольцо города, число погибших может доходить до 200 тысяч и даже превышать его… Судить о том, какие мытарства выпали на долю ленинградских малышей и подростков в то страшное, голодное время, мы можем по рассказам выживших, которых с каждым годом становится все меньше, по книгам и, конечно, дневникам. Так мало их сохранилось — этих мятых страничек, исписанных нетвердой детской рукой!

Каждая — на вес золота. И в каждой своя великая, неизбывная, совсем не детская боль. Процитировать все блокадные записи мы, разумеется, не сможем, но постараемся вспомнить хотя бы некоторые из тех, что дошли до наших дней. Таня Савичева, 11 лет Фото: ТАСС Дневник ленинградской школьницы Тани Савичевой — это, пожалуй, самая известная детская летопись войны, которая уместилась всего на девяти страницах. Когда фашистская Германия напала на Советский Союз, Тане было 11 лет. Она родилась в селе Дворищи под Гдовом, но, как и ее братья и сестры, выросла в Ленинграде. Семья Тани была многодетной: она была пятым и самым младшим ребенком в семье. Отец семейства, Николай Родионович Савичев, был состоятельным человеком: в Ленинграде ему принадлежали пекарня, булочная-кондитерская и даже кинотеатр. Однако в 1935 году Савичева как нэпмана лишили всего имущества и выселили за 101-й километр.

Спустя год Николай Родионович умер от рака. Его семье, несмотря на потерю кормильца, удалось вернуться в Ленинград. Утром девочка вручила ей подарок, а уже вскоре по радио объявили о начале войны. Савичевы стали активно помогать Красной армии, и даже маленькая Таня не оставалась в стороне — собирала бутылки для зажигательных смесей. Но потом в город пришла блокада, а за ней — голод и смерть. Как-то раз Таня обнаружила дома записную книжку Нины, которую ей подарил Леня. Часть книжки была занята записями о различных задвижках, вентилях, клапанах и прочей арматуре для котлов Нина, как и Женя, работала на Невском машиностроительном заводе имени Ленина , а другая половина с алфавитом для записи телефонных номеров и адресов оставалась свободной. В этой книжке Таня впоследствии и вела свой блокадный дневник. Вскоре там появилась первая запись под буквой «Ж»: «Женя умерла 28 дек в 12.

Старшая дочь Савичевых, несмотря на голод и сильное истощение, до последнего дня продолжала трудиться на заводе и сдавать кровь для раненых. Вскоре после нее с работы не вернулась Нина, но в этот раз Таня не стала ничего записывать в дневнике — она верила, что сестра жива. Нина действительно выжила: ее с другими работниками завода в спешке эвакуировали из города прямо с работы. Но Таня этого уже не узнала. Страшные записи продолжали появляться одна за другой«Б»: Бабушка умерла 25 янв. Дядя Леша 10 мая в 4 ч дня 1942 г. Судя по всему, после смерти мамы Таня потеряла надежду на то, что Нина и ее брат Михаил, пропавший без вести, когда-нибудь вернутся живыми. Последние записи в ее дневнике располагались под буквами «С», «У» и «О». Таня написала: «Савичевы умерли».

Через пару лет не осталось и самой Тани. Измученная дистрофией, цингой и туберкулезом, 1 июля 1944 года девочка тихо умерла в доме инвалидов в Горьковской области, уже будучи в эвакуации. Дневник Тани Савичевой после ее смерти нашла вернувшаяся в Ленинград Нина. Сегодня девять листочков, исписанных карандашом, хранятся в Государственном музее истории Санкт-Петербурга, а их содержимое известно во многих странах и продолжает напоминать нам об ужасах войны. Там ее мать умерла, и опекунство над Леной взяла ее тетя — балерина Ленинградского малого оперного театра Елена Бернацкая, которую впоследствии девочка стала называть матерью.

Тогда, до войны, много чего было на столе.

Мама суп варила, каши, кисель. Обычным перекусом было молоко с сушками, бутерброды с маслом. Кедровые орехи ели. Разное продовольствие было, но за ним всегда была очередь. На заднем дворе дома была прачечная, поэтому мама Евгении Афанасьевны по списку занимала очередь, чтобы постирать белье. Перед самой войной Евгения Афанасьевна окончила первый класс.

В тот день она возвращалась домой вместе с подругой — Зинкой Федотовой. Родители на работе, а сестра Люся еще оставалась в школе, потому что в 7 классе, где она училась, уже начинали сдавать экзамены. К слову, это было первое лето, когда мама не отправила девочек к бабушке с дедушкой в Смоленскую область, ждала, пока старшая дочь сдаст экзамены. Девочки зашли за керосином для примуса. Вышли, а навстречу бегут люди и кричат: «Война, война! Мы с Люсей подслушали разговор родителей.

Папа говорит: «Шура, это серьезная война. С такой болезнью «Солитер» — ленточные черви в организме,— прим. Пойду я лучше сам добровольцем. Если что — хоть вы без хлеба не останетесь». И папа ушел в военкомат добровольцем. Его тут же оформили и забрали.

Сводки идут, небо все в аэростатах, похожих на дирижабли, чтобы ловить немецкие самолеты, — рассказывает Евгения Афанасьевна. Матери дают команду эвакуироваться, 3 дня на сборы. Завод сворачивается. Музеи выво-зят. Дома мама сказала девочкам собрать все необходимое и села связывать пожитки в узелки. И тут возвращается отец… Оказалось, его ранило в районе щеки и шеи.

Так как в госпитале мест не было, его отправили лечиться домой в Ленинград. Естественно, узелки в сторону — все внимание ранам отца. Как только он поправился, снова вернулся на фронт. А завод трамвайный уже уехал. И семья осталась в блокаде… Лишившись работы, мать девочек пошла в ЖАКТ аналог жилищно-коммунального хозяйства, — прим. И каждый день одно и то же: воздушная тревога, вой сирен, днем обстрелы, а ночью самолеты и бомбы летят.

Буду валяться на полу, а если она и тут откажет... Тогда мне уж не будет с чего волочить ноги. Я очерствел, я... Кем я стал! Разве я похож на того, каким был 3 месяца назад?.. Кем я стал? Таня Вассоевич, 13 лет: «Как, оказывается, все просто» Осталась в кольце блокады с мамой и старшим братом, 15-летним Володей. Отец, когда началась война, был в геологической экспедиции. И брат, и мама Тани умерли от истощения.

Похороны девочка организовала сама. В своем дневнике она нарисовала план Лютеранского кладбища, где их похоронила. Страницы с картой склеены, а информация о датах смерти и похорон записана шифром. Таня с братом и родителями. По радио выступал т. Молотов с речью. Мама плакала. Я улыбалась. Похоронили 29 января.

Похоронили 24 февраля. Толя плакал, это растрогало меня больше всего. Вова и мама похоронены в настоящих гробах, которые я покупала на Среднем проспекте у 2-ой линии за хлеб. Яркое солнце. Я иду в детскую больницу на 3-й линии. Взять свидетельство о смерти. Я в Вовиной шубе. Люди спрашивают, где заказали такие хорошие. Первый раз в жизни я на кладбище.

Как, оказывается, все просто. Я так его любила и люблю. Это ужасно. Умер родной брат Вова и двоюродный Сережа. Больше никого нет. Прежде радостной записи о Победе в дневнике Тани появилась карта кладбища с могилами брата и мамы. А ждала ли я его? Да, я повторяла за всеми: «Скорей бы кончилась война! Конечно, я хотела, чтобы она кончилась, но было что-то другое.

Может, я немного боялась этого дня; я считала, что встретить его я должна как-то серьезно, что к этому времени должно что-нибудь произойти. Я танцевала и пела, но мне, пожалуй, больше хотелось сказать людям что-нибудь такое, чтобы они стали бы сразу смелыми, честными, добросовестными и трудолюбивыми. История Тани Савичевой Дневник Тани Савичевой — символ блокады и, по легенде, один из обвинительных документов на Нюрнбергском процессе — написан синим карандашом в телефонной книжке. В дневнике девять записей. Шесть из них — даты смерти членов Таниной семьи. Постепенно слово «умер» исчезает: остаются одни имена и даты подробности В финском «котле у Порлампи»: Дневник бойца Свистунова Книга счетоводная. Под нею приписано «Дневник». Две отцовские тетради петербурженка Елена Пожарская хранит всю свою жизнь. В них — как отец, Валерий Павлович Свистунов, отступал с войсками из-под Выборга, как оказался в блокадном Ленинграде и как гнал немцев до самого Берлина.

Затаив дыхание, школьники слушали рассказ о войне, о блокаде, о мужестве и самоотверженности жителей города на Неве. Ребята узнали о том, как маленькие ленинградцы в блокадном городе сражались с голодом, холодом, смертью, как с первых дней войны старались помочь взрослым: вставали за станки вместо ушедших на фронт родителей, строили оборонительные укрепления, ухаживали за ранеными. Рассказ сопровождался электронной презентацией, кадрами из документальных фильмов, аудиозаписями воспоминаний очевидцев, переживших блокаду. К этому событию оформлена выставка-память «900 дней и ночей», на которой представлены документальная, художественная литература, поэзия, дневниковые записи, статьи из журналов и газет, рассказывающие о блокаде Ленинграда.

Аркадакские школьники посмотрели документальный фильм «Блокада Ленинграда глазами детей»

В Ярославской области, куда эвакуировали детей, колхозники были готовы отдать им все что угодно — так больно было смотреть на костлявых, изможденных ребят. Только вот дать особо было нечего. Ели все что могли, — рассказывает Ирина Константиновна. Тогда же маленькая Ира узнала, что из-за бомбежек и стресса потеряла слух. Подбежала к нему и понимаю — играть не могу. Пришла учительница. Она говорит: "Ты чего, девочка? Она мне: "Да ты ничего не понимаешь! Как не понимаю, я все знаю, у меня абсолютный музыкальный слух… Ирина Константиновна Взрослых не хватало, присматривать за детьми было сложно, и Ирину, как прилежную и умную девочку, сделали воспитательницей. Она вывозила ребят в поля — зарабатывать трудодни.

Лен-кудряш расстилать было проще, а вот после льна-долгунца все руки гноились, — вспоминает Ирина Константиновна. Так — в работе, голоде, но безопасности — она прожила три с лишним года. Но у нее не было документов, а при медосмотре врачи записали, что ей 11 — настолько неразвитой внешне выглядела девочка. Так уже в родном городе она чуть вновь не попала в детский дом. Но ей удалось найти сестру, которая к тому времени училась в техникуме. А есть что-то надо? Пошла в столовую мыть посуду, чистить картошку. Потом сделали мне документы, по архивам ходили. В течение года устроились Ирина Константиновна Потом было восемь лет работы на кондитерской фабрике.

В послевоенном городе это давало возможность иногда отъедаться бракованными, поломанными конфетами. Ирина Константиновна сбежала оттуда, когда ее решили продвигать по партийной линии. Я говорю: "Помогите мне смыться". Я считала, что до партии я должна созреть". За плечами у нее больше полувека счастливого брака. Только вот играть на рояле ей больше никогда не довелось.

Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня.

Сообщить родным о том, что ее увезли, девушка не успела. Телефон в квартире Савичевых давно не работал, письма в блокадный город едва доходили. Михаила Савичева «похоронили», узнав, что он оказался в захваченном немцами Пскове, хотя молодой человек попал в партизанский отряд. За годы войны Михаил дослужился до командира, был ранен, вернулся в 1944 году в уже свободный Ленинград на лечение серьезной травмы ноги. Таню Савичеву летом 1942-го отправили в эвакуацию в Нижегородскую область, но здоровье ее было подорвано голодом, нервным истощением и туберкулезом. В 1944 году девочка в возрасте 14 с половиной лет умерла. Незадолго до смерти она узнала, что брат Миша выжил. Ее дневниковые записи позволили многое узнать о том, как шла учеба в годы блокады Ленинграда — о том, как в холода обессиленные дети иногда приходили в школу, только чтобы получить домашнее задание и поесть в столовой, о том, как на уроках русского языка примеры правил подбирали не из учебника, а из новых стихов ленинградских поэтов, как учителя всеми силами старались увлечь детей. Заставить хоть ненадолго забыть о страхе, боли и голоде.

Продолжаем учиться. Мне особенно нравятся уроки географии, русского языка, которые ведет Мария Васильевна Тихомирова. Но как-то меньше ребят приходит в школу. Жизнь в городе становится все труднее. Взрослые говорят: «Продовольствия в Ленинграде до 25 ноября…» А дальше? В школе уже не дают задач про съестное. Страшная блокадная зима, когда нельзя поддаваться смертельной усталости, а номера в очередях за продуктами переваливают за тысячу. И первые ленинградские огороды — летом под овощи перекопали все клочки городской земли. Сегодня было необыкновенное событие, просто чудо!

На Невском, около «Баррикады», в окне столовой лежала настоящая кошка и притом с котятами!

В Жилинской средней школе волонтеры школьного отряда во главе с руководителем отряда Павленко И. Школьники узнали о многих интересных фактах того периода.

Для них была проведена игра, в которой каждая группа выполняла сложное задание, показывая знания по данной теме. Каждому участнику была вручена листовка и волонтерский значок.

Во время блокады им было 7-14 лет. Нам трудно даже представить, через что прошли эти дети!

После фильма ребята обсудили увиденное, поделились своими чувствами, эмоциями, мыслями.

Блокада глазами детей

  • «Блокадный Ленинград глазами современных детей»
  • «Как же я буду жить без мамы...»: страшные дневники детей блокады
  • Троицкие школьники приняли участие в конкурсе «Блокадный Ленинград глазами детей»
  • «Блокада Ленинграда глазами детей»
  • Нина Мельникова: воспоминания о блокадном детстве - Гатчинская правда

Война и булка хлеба. Как жили и совершали подвиги дети блокадного Ленинграда

Блокада Ленинграда глазами детей – Учительская газета Глядя на фотографии детей блокадного Ленинграда, каждому из нас становится не по себе.
Воспоминания детей о жизни в блокадном Ленинграде | История с Андреем Журавлевым | Дзен К этой важной памятной дате 26 января в Воробьевской библиотеке-клубе прошло мероприятие «Блокада Ленинграда глазами детей».
Блокада Ленинграда глазами детей – Учительская газета У детей блокадного Ленинграда было свое особенное детство, непохожее на других.
Блокада глазами девчонки Истории детей блокадного ленинграда. 22 ноября 1941 года в ходе блокады Ленинграда начала действовать Дорога жизни — ледовая трасса через Ладожское озеро.

Кинолекторий «Блокада Ленинграда глазами детей»

Переживал блокаду с мамой и младшей сестрой, восьмилетней Ирой. Но сколько бы лет ни прошло, никогда не померкнет подвиг доблестных воинов и героических жителей блокадного Ленинграда. Главная 78 — летие Великой Победы Блокада Ленинграда глазами детей. Спасибо СК РФ за такой интересный материал ссылка на полную версию оригинала: ?v=N2DX1d8_AsE&t=16s Видео обрезано, для использов. Спасибо СК РФ за такой интересный материал ссылка на полную версию оригинала: ?v=N2DX1d8_AsE&t=16s Видео обрезано, для использов. С 18 по 26 января 2023 года воспитанники Центра культуры принимали участие в конкурсе рисунков, посвящённом 80-летию прорыва блокадного кольца Ленинграда «Блокада Ленинграда глазами детей».

«Мама кормила нас землей с места сгоревшего склада». Они пережили блокаду Ленинграда детьми

Конкурс проводился в рамках цикла мероприятий Международной исторической программы «Память сердца: блокадный Ленинград», организованной АНО Дополнительного профессионального образования Центр музейной педагогики «СВЕТОЧ» (г. Санкт-Петербург). Перед просмотром короткометражного фильма "Блокада Ленинграда глазами детей" и фильма "Крик тишины" перед обучающимися выступил директор школы Ульянов С.В., который рассказал о ключевых моментах периода ленинградской блокады, о мужестве и силе духа ленинградцев. В память об этом дне, 27 января в социально-реабилитационном отделении прошёл просмотр кинофильма «Блокада Ленинграда глазами детей». К этому знаменательному дню в Степановской сельской библиотеке прошло мероприятие под названием «Блокада Ленинграда глазами детей». 24 января 2024 года в ОГКОУ «Кохомская коррекционная школа» советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями Машкова Н.А. провела для обучающихся 5-8 классов кинолекторий «Блокада Ленинграда глазами детей».

УКРАДЕННОЕ ДЕТСТВО

Блокада Ленинграда глазами детей росгвардейцев – Новости Росгвардии Перед просмотром короткометражного фильма «Блокада Ленинграда глазами детей» преподаватели рассказали о ключевых моментах этого периода, о мужестве и силе духа ленинградцев.
Блокада глазами детей Шестилетняя девочка чудом пережила страшную блокаду БЛОКАДА Ленинграда длилась 872 дня — с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944-го.
Please wait while your request is being verified... С 18 по 26 января 2023 года воспитанники Центра культуры принимали участие в конкурсе рисунков, посвящённом 80-летию прорыва блокадного кольца Ленинграда «Блокада Ленинграда глазами детей».
Блокада Ленинграда — дети войны — сироты Дети во время блокады Ленинграда.

«Никогда себе не прощу ту краюшку хлеба». История блокады Ленинграда глазами ребенка

24 января 2024 года в ОГКОУ «Кохомская коррекционная школа» советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями Машкова Н.А. провела для обучающихся 5-8 классов кинолекторий «Блокада Ленинграда глазами детей». Блокада Ленинграда продолжалась 872 дня – город был взят в окружение 8 сентября 1941 года, а полностью освободить его удалось 27 января 1944 года. Дети блокады – это особая категория жителей этого города, которых обстоятельства лишили детства, заставили повзрослеть намного раньше и бороться за выживание на уровне взрослых и умудренных опытом людей. Детям показали короткометражный фильм «Блокада Ленинграда глаза детей», в котором можно было увидеть своими глазами хроники тех событий. С 27 января по 26 февраля проходил VIII Смотр-конкурс творческих работ учащихся образовательных учреждений «Блокадный Ленинград глазами современных детей», посвященный 77-летию полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады. Блокада Ленинграда Блокада глазами детей января года исполняется лет со дня снятия блокады Ленинграда закончился один из самых трагических эпизодов Великой Отечественной войны Была полностью снята блокада Ленинграда которая продолжалась дня Ленинград.

Блокада Ленинграда глазами детей

Мы бегали в бомбоубежище на другой стороне улицы. Дров уже не было, двор был пустой. Улицы перегородили баррикады, и мы, дети, лазали по ним после обстрелов, собирая разноцветные осколки немецких снарядов. Мы их забирали домой и играли с ними, как с конфетами и фантиками от конфет. Мы же голодные были, есть было нечего. Мы воображали, будто едим настоящие конфеты... Взрослые все работали, и я обычно сидела дома одна. На улицу не выпускали.

Я играла в магазин: нарезала газеты на «карточки» и подавала их «продавцу» сквозь «окошко» спинку стула со словами: «Дайте мне много-много хлеба! Нам выдавали на день кусочек хлеба, который приходилось делить на три раза — на завтрак, обед и ужин. Мама выдавала один из кусочков, а остальное прятала. Взрослые ходили к сгоревшим Бадаевским складам, собирали там землю, пропитанную сахаром, растворяли ее в воде, отстаивали и поили сладкой «бадаевской» водичкой детей. Очень скоро в доме отключили свет, тепло, водопровод, канализацию. Стало темно и холодно. Ночью закрывали окна черными шторами для светомаскировки.

Свечей уже не было — к тому времени их съели. Для освещения использовали коптилку — крохотный фитилек в баночке с какой-то горючей жидкостью. В углу комнаты была большая красивая печка, но топить ее было уже нечем, дров не было. Всем в жилконторе выдали печки-«буржуйки». Топили «буржуйку», чем попало, выставляя трубу в форточку. Все тепло вылетало наружу. В комнате все равно было холодно, только рядом с печкой было чуть теплее.

Она остывала быстро. Готовить на ней все равно было нечего, можно было только чайник с водой подогреть. Первая блокадная зима была лютая. За водой мама куда-то ходила с саночками или топила снег. Транспорт весь встал, вмерзнув в лед. Мама с папой ходили на работу пешком и очень уставали. Я сидела дома с тетей, болела и мерзла под одеялом.

Секунды блокадного времени - В нашей комнате висела черная тарелка - радио. Оно не выключалось ни днем, ни ночью. Радио очень поддерживало ленинградцев. Работающее радио означало, что город жив, что есть надежда. Когда не было трансляций, из тарелки постоянно раздавались мерные звуки метронома. Если ритм метронома убыстрялся, это означало приближение воздушной тревоги. На всю жизнь мне запомнился этот стук...

Как только по радио раздавался сигнал тревоги, мы бежали в соседний дом, в бомбоубежище. Если не успевали добежать до начала обстрела, укрывались в подворотне дома.

Неужели все занятия были? Более того, если какой-нибудь учитель не приходил, пытались найти замену.

Мешали учиться обстрелы, и, конечно, голод и холод. Потом мы помогали городу, чем могли. Лишь к пятому уроку дети и учителя поднялись в классы. Немного осталось учеников.

Кто работал, кто ослаб от голода. Не было и подруги Ирины — сидела дома. Их семья жила только на пайку, и девушка уже с трудом ходила. Другая ее подруга — Маргарита — оптимистка, не унывала ни при каких условиях.

Опять воздушная тревога. Свист, удар, еще удар, и еще. Три бомбы… Пол закачался под ногами. От страха Лида и Маргарита прижались друг к другу.

Как оказалось, бомбы разрушили несколько домов совсем близко от школы. Девушки выбежали на улицу. Мимо несли раненых. Развалины были уже оцеплены.

Через пять минут — новый сигнал тревоги. И так каждый день: обстрел начинался в 12-13 часов, а кончался в 17-18. Теперь воду надо было набирать самим. Сначала ее брали из люка с помощью консервной банки, прикрепленной к шесту.

Но потом все замерзло. Воду брали из Обводного канала. Она была желтая и мутная. Иногда растапливали лед и снег.

Но его с каждым днем все труднее было найти. Канализация не работала, и люди выбрасывали нечистоты прямо на улицу. В ее руках — кастрюлька, наполненная снегом. Подняться ребенок не мог.

С мольбой смотрела она на худую, шатающуюся от слабости женщину, что спускалась вниз. Глаза их встретились. Лидия поняла: «Надо помочь во что бы то ни стало». Она забрала у девочки кастрюльку, но та все равно не могла идти.

Тогда Лида взяла ребенка на руки. Боже, какое невесомое тельце — казалось, под одеждой нет ничего. Но как тяжело даже с такой ношей подниматься наверх. Позже Лидия узнала: в этой квартире умерли все, в том числе и эта девочка.

Весной стало легче? Один раз в нашем магазине каждый дом был прикреплен к определенному магазину выдали крупу по 400 г на человека и масло. Потом снова начались перебои. В самом конце зимы нас всех, кто мог двигаться, мобилизовали на уборку города.

Надо было очистить его от нечистот, пока все это было в замерзшем состоянии, иначе по весне могли начаться эпидемии. У каждого был лист, где отмечалось, какую работу он сделал. Тогда, ранней весной, я тяжело заболела и была на грани жизни и смерти. С усилием Лидия вспомнила все произошедшее.

Снег почти сошел, ласково пригревало весеннее солнце. Она шла на Волково кладбище за капустными кореньями. Капусты не нашла, зато собрала корни лопуха, что тоже было неплохо. Но, вероятно, среди них оказалось и ядовитое растение.

Высокая температура, бред, боль. Но она выжила. Президент РФ В. Путин возлагает венок на Пискаревском мемориальном кладбище Однажды соседка по дому Антонина пришла к ним отдать долг — 50 г хлеба.

Лидия открыла дверь, но от слабости стоять не могла, тихо сползла вниз по стене. Антонина пожалела девушку и помогла ей устроиться работать медсестрой. Лида снова была при деле, и каждый член семьи имел в день на 25 г хлеба больше. Она ходила по квартирам, регистрируя, кто из детей, находящихся на учете в поликлинике, жив, кто умер, кто пропал без вести.

Давала несложные консультации по уходу за детьми. Боже, как много пустых, открытых квартир, как страшно заходить в них! Но она была рада этой работе. Во время Гражданской войны ее брат воевал на стороне Белой армии, был ранен и, в конце концов, оказался в Париже.

Семью вынудили отречься от него, это была обычная практика тех лет, но в органах периодически «вспоминали», что Анна Ивановна — сестра белоэмигранта. Вот и теперь надо «выехать в трехдневный срок», несмотря на то, что ее мать Синклитикия была плоха, не могла передвигаться, ноги сильно распухли. С тяжелым сердцем Лидия и Анна Ивановна оставляли город. Они выехали вместе с детским домом, как воспитатели.

Быть может, именно эти больные, измученные дети помогали отвлечься от мрачных мыслей.

Ровно 78 лет назад произошло событие, к которому наши войска и жители осажденного города стремились почти 900 дней и ночей. Рогачева» 27 января в школьном музее прошли экскурсии под названием "Дети блокадного Ленинграда". Во время экскурсии ребята узнали, что даже во время блокады Ленинградские дети продолжали учиться. Невзирая на бомбежки и постоянные обстрелы Ленинградский Городской Совет депутатов решил не приостанавливать работу школ. В октябре 1941-го учащиеся 1-4 классов сели за парты и продолжали учебу в бомбоубежищах. Старшие же школьники, которые уже получили основные азы науки, продолжали наравне со взрослыми работать.

В условиях военного времени детей учили не только грамоте, но и тому, как пережить голод, ежедневные лишения и страх.

Женщина рассказывает, как им пришлось съесть домашнего кролика: его все равно нечем было кормить, зато это спасло их семью. Другой мужчина говорит о том, что, несмотря на ужасающий голод, люди сохранили отзывчивость и человечность. Когда его дядя потерял карточки — а это означало конец, смерть, через несколько часов пришел милиционер, сам полуголодный, и вернул карточки, которые удалось отобрать у воришки.

Педагог напомнила бердчанам, что блокада Ленинграда — самая продолжительная и самая страшная осада города за всю историю человечества. И когда нашу Победу пытаются замолчать, забыть, стереть из памяти целых поколений и народов, нелишне напомнить, что во Второй мировой войне Германия захватила: Бельгию за 18 дней, Югославию — за 11 дней, Голландию — за 5 дней, Люксембург — за 1 день, Данию — за 6 часов. А непокоренный Ленинград сражался почти 900 дней. Учитель предложила присутствующим увидеть блокаду глазами детей.

Как они росли в этих ужасающих условиях голода и холода, играли под свист и разрывы снарядов и бомб? Что приходилось им есть, чтобы не погибнуть от истощения? И снова мороз по коже от рассказов людей, испытавших рацион блокадников на себе: «По словам учительницы, сама сытым, самым лучшим был тот день, когда мама поймала мышь и поджарила ее на касторовом масле», «По воскресеньям бабушка ставила на стол маленькое блюдечко подсолнечного масла с солью и отрезала кусочек бородинского хлеба в четверть ладони, корочку которого она натирала чесноком. Есть полагалось неторопливо, чувствуя каждую крошку во рту», «Чаем можно считать ведро кипятка, подкрашенного морковкой.

А еще можно пить кипяток с кусочками нарезанного туда яблока с сахаром «вприглядку». Это когда от куска обычного размера щипчиками откалывался крохотный кусочек, после чего кипяток с настоянным в нем яблоком мы пили, любуясь на белеющую перед нами крошку».

В Нижегородском художественном музее открывается выставка «Я говорю с тобой из Ленинграда»

Троицкие школьники приняли участие в конкурсе «Блокадный Ленинград глазами детей» 26 января 2023, 14:32 На оценку жюри было представлено более 60 макетов. Сцены быта, сюжеты героических подвигов, «дорога жизни», ежедневный труд и выживание жителей за долгие 872 дня. Мероприятие призвано очередной раз напомнить подрастающему поколению о событиях, происходящих в блокадном Ленинграде. На встречу со школьниками в рамках «Урока мужества» была приглашена дочь защитника Ленинграда Александра Васильевича Есютина — Елена Александровна.

Нас направляли на самые опасные участки — там, где было очень тяжело, нас бросали туда, потому что нужно было либо остановить, либо прорвать. Поэтому во время войны было очень, так сказать, ярко". По словам ветерана, чувства страха у него не было — он его "исключил". Но что я себе сказал: "Я вижу, что война будет длинной и тяжелой. Очень многие погибнут. Погибну и я, может быть. Но если я останусь жив, то тогда мне не должно быть стыдно за то, что я остался в живых". Вот это был мой принцип, который я сформулировал в самом начале войны и которому я твердо следовал на протяжении всей войны", — делился Аркадий Давидович.

Но Евгений погиб за 33 дня до конца войны. Немецкий истребитель его… Таких друзей у меня больше не было", — рассказал герой войны. Аркадий Давидович признался в интервью, что подумал тогда — если бы у него была возможность поменяться с другом местами, он бы ни одной минуты не сомневался. Николай Григорьев: спасся от обстрела благодаря пчеле Николаю Фомичу Григорьеву в апреле 2023 года исполнилось 100 лет. Его призвали ряды Красной армии в 1942-м. Стрелок Григорьев воевал на Юго-Восточном фронте, под Белгородом, оборонял Ленинград и служил в разведке на Карельском перешейке, был трижды тяжело ранен. После одного из ранений его родители получили похоронку на сына, а сам Николай в это время был в госпитале в Армении. Оттуда ему удалось передать весточку родным — письмо о том, что он жив, боец написал сам, левой рукой.

Так, был случай, когда он лежал в окопе, а рядом стояла избушка. И вдруг над Николаем Фомичом начала кружить пчела. Он понял, что, видимо, в избушке есть улей, а значит и мед, которым можно накормить солдат. И как раз тогда, когда Николай Фомич добрался до избушки, в окоп попал немецкий снаряд — двое товарищей погибли. Самого Николая Николаевича, получается, спасли избушка и пчела. После второго ранения при обороне Ленинграда и лечения он был признан годным к нестроевой службе и направлен на службу в НКВД Ленинграда. Демобилизовался только в 1946 году. Николай Фомич был награжден множеством наград, среди которых орден Отечественной войны II степени, медаль "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.

Инна Балашова: "Страшнее голода ничего на свете нет" Инна Тимофеевна — участница гражданской обороны Ленинграда. Ее отец ушел на фронт в первые дни войны, мама работала швеей на Васильевском острове, дедушка умер в мае 1942 года, а старший брат в том же месяце погиб в эвакуации. Это врезается в память на всю жизнь", — делилась она. С мая по сентябрь 1943 года Инна Тимофеевна, как и другие школьники, принимала участие в сельхозработах, организованных в пригородах Ленинграда. Весной сажали, сеяли, пахали и пололи, а осенью помогали собирать урожай. За эти работы всех учащихся наградили медалью "За оборону Ленинграда". Потому что от голода люди сходят с ума. Лица блокадников я помню до сих пор: их нигде нет, ни в какой хронике.

Их запрещалось снимать. Страшные лица! После окончания войны она много болела и только в 1952 году окончила школу и поступила в техникум легкой промышленности. Можно ничего не иметь и быть довольным очень немногим. Вот этому война меня научила — ценить очень немногое", — говорила Инна Тимофеевна. На фронте он был с самых первых дней войны: уже в августе 1941-го юного стрелка отправили сдерживать противника под Гатчиной. Огонь вели из дзотов — дерево-земельных укреплений. Однажды прямо над ними развернулся бой летчиков и немецкий "Юнкерс", который возвращался после бомбежки Ленинграда, удалось сбить.

Валентина Ефремова: "Я встретила любовь всей жизни во время этой страшной войны" Валентина Васильевна — ветеран из Якутска. В 1941 году она добровольно пошла на фронт. Была младшим сержантом медицинской службы 2-го Белорусского фронта. За участие в операции "Багратион" в Белоруссии получила медаль "За боевые заслуги", награждена и другими наградами. Дошла до Восточной Пруссии. Закончила войну в Кенигсберге Калининград.

Среди посетителей выставки в Чудове — Людмила Степанова. Ужасы блокадного Ленинграда ей не пришлось испытать. Она родилась в лагере для угнанных в Германию советских граждан, но детские рисунки сегодня и ей напомнили о том тяжелом времени.

Мама рассказывала. Объявляли, что закончилась война, и я пошла. Несколько раз хотели расстрелять маму, потому что я все время плакала. В лагере все ночью спали, а я все время орала. Хотела кушать, — говорит малолетний узник, жительница Чудово Людмила Степанова. Дед Ольги Лагун, директора учреждения культуры «Светоч», где проходит выставка, Иван Лукич, по «Дороге жизни» возил мешки с хлебом в блокадный город.

Раньше в петербургской гимназии ежегодно проводились встречи с ветеранами, но в период пандемии от этой традиции пришлось отказаться. И пока ветеран говорит а он может рассказывать очень долго, ему хочется многое рассказать , внимание со стороны детей колоссальное. Даже как учитель я могу отметить, что ученики не всегда внимательны. Но как только речь заходит о Великой Отечественной войне, внимание и интерес увеличивается. Значит, у них есть та самая память сердца. Мы воспитываем в детях память и уважение к прошлому. И иногда эти уроки могут дать свои плоды только спустя годы. Поэтому мы формируем не только детский, но и будущий, взрослый характер», — считает директор. Он также отмечает, что, рассказывая ребятам о Великой Отечественной войне, он включает в рассказ свои истории, ведь его родители прошли через войну и блокаду. И детям это очень интересно, ведь он говорит не только о войне, но и о себе. Но если обращаться к школьной программе по истории, то времени на разговор о блокаде почти не остается. На Великую Отечественную войну выделяется около 15 уроков. А сама блокада лишь упоминается двумя-тремя строчками в учебнике. Игорь Карачевцев, преподавая в Санкт-Петербурге, безусловно, выделяет хотя бы урок на то, чтобы рассказать о блокадном Ленинграде. Но даже 45 минут урока будет недостаточно, чтобы понять, что происходило в блокадном городе. Сегодня не только школы заинтересованы в том, чтобы сохранить эту память сердца. Министерство просвещения России, Российское историческое общество, Российское движение школьников, университеты, музеи и многие другие организации помогают пробуждать интерес к подвигам нашей страны. И мы из года в год повторяем: «Ленинград, мы помним! И они могут вести диалог как с ветеранами, так и с уже ушедшими свидетелями блокады через стихи, через кадры хроники, через песни.

Еще по теме

  • Please wait while your request is being verified...
  • Блокада глазами детей
  • Блокада Ленинграда глазами детей росгвардейцев
  • Лента новостей
  • Дети блокадного Ленинграда: как выживали, помогали взрослым и совершали подвиги | 360°

«Люди умирали на каждом шагу». Блокада Ленинграда глазами «ребенка войны»

Глядя на фотографии детей блокадного Ленинграда, каждому из нас становится не по себе. 18 января 1943 года – день прорыва блокады Ленинграда – ее бабушка встретила в больнице. К этой важной памятной дате 26 января в Воробьевской библиотеке-клубе прошло мероприятие «Блокада Ленинграда глазами детей».

Просмотр новости

Что делать, у всех положение одинаковое. Отцу удалось достать немного касторового масла. На нем можно жарить хлеб. А в квартире холодно и нет электричества.

Но надо было жить и помогать другим. Дети во время блокады Ленинграда День 3 декабря выдался необычным. Вечером пришла тетя Лиза, живущая неподалеку, и сразу с порога: «Поздравляю с именинницей».

Лидия схватилась за голову: «У мамы же сегодня день рождения и именины. Как это я забыла? Немедленно был накрыт стол, белая скатерть напомнила о далеких мирных днях.

Каждый получил по крошечному кусочку хлеба с вареньем. В декабре на людей стало страшно смотреть: серые худые или опухшие лица, отрешенные глаза. Каждый день Лидия видела, как мимо их дома эти истощенные голодом люди везут гробы, ящики, просто саночки с телами умерших родных, по направлению к Волковскому кладбищу.

Ей казалась, что эта вереница с каждым днем делалась все длиннее. Это было мучительно. Еще мучительнее было видеть глаза людей, бесцельно простоявших в очередях с 4-5 утра до самого вечера.

На улице темно, метет снег, а люди, покачиваясь, плетутся домой, где их ждут голодные рты. Когда же это закончится? Она сидела за столом и писала: «Это, наверное, как кризис в болезни.

Хуже не будет. Это надо пережить, потом все наладится. Скорей бы.

А то сил становится с каждым днем меньше. Мне стыдно писать это, здоровой 16-летней девушке». Она провела ладонью по лицу.

Оно опять опухло. А папа весь сгорбленный, он выглядит совершенным стариком, на работу ходит с палочкой, а ему ведь 46! Мама совсем больна, сердце… Транспорта нет, и ей приходится каждый день ходить пешком на работу в капеллу, а это так далеко.

Зачем из-за школы я бросила завод, зачем? Она прислушалась… Мертвая тишина. Мертвый город.

Ни звона трамвая, ни сигнала автомобиля, ни гудка паровоза, ни звука человеческого голоса. Дома тоже тишина, радио молчит. Лидия с надеждой посмотрела на него: «Сказали бы хоть что-нибудь ободряющее».

И вдруг словно исполняя ее желание, радио ожило, голос диктора громко проговорил: «Послушайте статью: «Зверские издевательства фашистских палачей над…». Слова резали ее сердце, как нож: «Господи! Нет, пусть уж лучше тишина!

Ночью ее разбудили гулкие раскаты. Разрывы снарядов где-то совсем близко. Лидия машинально отсчитывает секунды.

Взрывы следовали один за другим секунд через 20. Она лежала и думала: «Боже, где-то рядом умирают люди. Когда-нибудь придет и наша очередь.

Как не хочется умирать! Убежать бы куда-нибудь в лес, в поле, к природе. Сейчас, именно сейчас слышать шум деревьев, обнимать их стволы и протягивать руки к теплому солнцу — какое это счастье!

Неужели никогда, никогда не будет? Неужели все занятия были? Более того, если какой-нибудь учитель не приходил, пытались найти замену.

Мешали учиться обстрелы, и, конечно, голод и холод. Потом мы помогали городу, чем могли. Лишь к пятому уроку дети и учителя поднялись в классы.

Немного осталось учеников. Кто работал, кто ослаб от голода. Не было и подруги Ирины — сидела дома.

Их семья жила только на пайку, и девушка уже с трудом ходила. Другая ее подруга — Маргарита — оптимистка, не унывала ни при каких условиях. Опять воздушная тревога.

Свист, удар, еще удар, и еще. Три бомбы… Пол закачался под ногами. От страха Лида и Маргарита прижались друг к другу.

Как оказалось, бомбы разрушили несколько домов совсем близко от школы. Девушки выбежали на улицу. Мимо несли раненых.

Развалины были уже оцеплены. Через пять минут — новый сигнал тревоги. И так каждый день: обстрел начинался в 12-13 часов, а кончался в 17-18.

Глядя на фотографии детей блокадного Ленинграда, каждому из нас становится не по себе. Начинаешь невольно задумываться: а было ли у них детство? Думаю, что нет. Их детство закончилось с приходом войны на родную землю. Война закалила характер маленьких ленинградцев, воспитала в них новые качества, присущие взрослому человеку. На момент начала полномасштабной блокады, в Ленинграде оставалось огромное количество детей: от малышей до подростков. Думая о них сейчас, невозможно даже представить себе: как дети, которые ещё вчера наслаждались беззаботной жизнью, в один момент повзрослели и помогали взрослым везде, где не хватало рабочих рук. Всего один изменил их детство и «перевернул» жизнь. Голод — самое страшное, что было в то время.

Была лишь одна дорога — Дорога Жизни. Она пролегала через Ладожское озеро и была шансом на спасение для целого города. Под налетами авиации и артиллерийскими ударами, борясь со страхом провалиться под лёд, в город привозили продукты питания и лекарства. Обратно вывозили раненых и тяжело больных, эвакуировали стариков и детей. Люди пухли от голода — рабочим давали всего 250 граммов хлеба, служащим и детям — 125. В те дни Ленинград, как никогда, нуждался в помощи.

Мы с мамой каждый день ходили туда за дровами. Она отбивала топором все, что могла, а я таскал через дорогу домой. Везде в сгоревшем доме - на лестницах и в квартирах находились его бывшие жители.

В виде оставшихся от них угольков. Сначала мне было страшно, потом привык". Это было еще в ноябре 1941 года. Жертв тогда было очень много, погибла и наша мама. Так мы остались с Таточкой только со стареньким дедушкой и бабушкой-инвалидом. Папа ненадолго приехал с фронта и мы похоронили маму. Затем собрались дома и дедушка сказал папе: "Ну что, Аркадий, выбирай Лев или Таточка, двоих мы с лежачей бабушкой не сможем прокормить. И Таточку отправили в детский дом, где она умерла через месяц от голода. Затем был январь 1942 года.

Было очень плохо - нет света, воды, еды и очень холодно... Тогда мы были еще слишком малы, слишком долго шла война и длилась блокада. Мы просто и не знали другой жизни. Нам казалось, что это и есть нормальная обычная жизнь - холод, голод, сирены, бомбежки и крысы. Однако, я с ужасом представляю, что должны были чувствовать наши мама и папа, видя, как их дети медленно движутся к голодной смерти.

Гитлер принял решение стереть Ленинград с лица земли. Для этого обстреливать его из артиллерии и беспрерывно бомбить, задушить голодом. На немецких картах для бомбежки были отмечены такие объекты как школы, больницы, дворцы пионеров, музеи. Только осенью 1941 г на Ленинград было совершено около 100 налетов и сброшено 65 тысяч зажигательных и 3055 фугасных бомб. На снимке игрушки ленинградских детей, которых эвакуировали из Ленинграда на большую землю на барже.

Транспорт с детьми подвергся вражеской бомбардировке и был затоплен. Через десятки лет эти игрушки были найдены на дне Ладожского озера. Никого из маленьких хозяев этих куколок, мишек, погремушек не осталось в живых. Во время воздушной тревоги, когда жители города скрывались в бомбоубежищах, на крышах домов и школ дежурили бойцы отрядов противовоздушной обороны. Им помогали дети. Нельзя упускать ни секунды, поэтому надо было быстро двигаться по покатой и скользкой крыше. Шустрым ребятам это хорошо удавалось. Пожаров могло бы быть в сотни раз больше, если бы ребятишки не смазывали деревянные чердачные перекрытия специальной смесью против возгорания, которую разработали ленинградские ученые. Блокада Но гибель мирных жителей во время артобстрелов была только началом бедствий, выпавших на город. Перестали работать электростанции, и город погрузился во тьму.

Началось самое тяжелое время: зима 1941-1942 годов. Ленинград занесло снегом, ударили 40 градусные морозы. Закончилось топливо, и внутренние стены квартир покрылись изморозью. Ленинградцы стали устанавливать в комнатах железные печки-времянки. В них сжигали столы, стулья, шкафы, диваны.

УКРАДЕННОЕ ДЕТСТВО

«Люди умирали на каждом шагу». Блокада Ленинграда глазами «ребенка войны» | АиФ Черноземье Дети осажденного Ленинграда вспоминают, как это было.
Настройка шрифта: В этом году 27 января исполняется 70 лет как была снята блокада Ленинграда.
Настройка шрифта: Лента новостей ДНР. Официально. 12 октября в МБУ "Анадольский СДК" оформлена выставка детских рисунков "Блокадный Ленинград глазами ребёнка" посвящённая 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

Написать комментарий

  • Блокада глазами ребенка
  • Волонтеры рассказали школьникам о блокадном Ленинграде
  • Блокада Ленинграда глазами детей росгвардейцев – Новости Росгвардии
  • Тюменские школьники увидели историю глазами переживших блокаду Ленинграда детей |
  • Самое интересное в виде мозаики
  • Новости по теме

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий