Урал стал во время войны «опорным краем державы», основным арсеналом Красной Армии. Накануне празднования 73-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне мы хотим отметить вклад тружеников тыла, которые вместе с воинами ковали эту Победу в невероятно трудных условиях. За годы Великой Отечественной войны в восточных районах СССР было построено и введено в строй 2250 крупных предприятий. Особое внимание хочется уделить фильму «Трудовые подвиги земляков в годы Великой Отечественной Войны», созданный обучающимися группы 911: Пиндюриной Аленой, Пинясовой Инной, Тухбиевой Лиане, Костик Викторией, Хачиковой Стеллой под руководством.
«Мы воевали»: как женщины спасали тыл
Они сражались за Родину. Самые невероятные подвиги героев Великой Отечественной | Благодаря трудовому подвигу советского народа удалось грамотно провести эвакуацию и перевести экономику на военные рельсы. |
Герои Великой Победы: 10 историй о подвигах простых советских граждан | Шесть удивительных подвигов во время Великой Отечественной войны. |
«Все для фронта, все для победы!» - как новосибирцы приближали великий день | Тюмень, маленький городок в зауральской глубинке, в годы Великой Отечественной войны совершил трудовой подвиг, казалось, сверх собственных сил. |
Шесть удивительных подвигов во время Великой Отечественной войны | В годы Великой Отечественной войны Ижевск был единственным городом в стране, где производили абсолютно все виды советского стрелкового оружия. |
Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны, подвиги их бесценны
Южноуральцы участвовали в сборе теплых вещей, подарков и даже лыж для бойцов Красной армии. За годы войны на фронт было отправлено 613 вагонов с подарками. Жители области вносили в фонд обороны СССР, на вооружение Красной Армии денежные средства, драгоценности, билеты государственного займа. Только на танковую колонну «Челябинские колхозники» было собрано свыше 180 млн. Всего южноуральские колхозники пожертвовали на нужды фронта 1 млрд. Рабочие и служащие Челябинского абразивного завода в январе 1943 года внесли 282 тыс. И так по каждому предприятию, учреждению, колхозу.
Не отставали от взрослых и дети. Жители области приобретали билеты денежно-вещевых лотерей, помогали семьям фронтовиков и инвалидам войны. Всего, через различные формы помощи фронту было внесено свыше 3 млрд. В 1944 году вновь обострилась проблема с кадрами. Многие эвакуированные в Челябинскую область квалифицированные рабочие возвращались в свои освобожденные от врага города, а фронт требовал техники и вооружения. Положение спасали различные формы соцсоревнования, еще шире стало движение многостаночников.
Во время войны и после нее, область, как в целом Урал, стала базой для восстановления экономики и других сторон жизни в районах, пострадавших от оккупации. Южноуральцы активно включились во всенародную помощь освобожденным районам. Помощь шла по линии государственных предприятий и учреждений, кооперации, общественных организаций и отдельных граждан. Южноуральцы шефствовали над Курской областью и к середине 1944 года направили туда около 800 вагонов с промышленным оборудованием, железнодорожной и сельскохозяйственной техникой, стройматериалами, скотом. Область помогала восстанавливать Сталинград и Донбасс, отправляла эшелоны с помощью на Кубань и Украину, в Белоруссию и Прибалтику. Уральцы из личных запасов посылали домашнюю утварь, обувь, одежду, продовольствие, делясь тем малым, что у них осталось.
За помощью к челябинцам обращались учреждения культуры и образования, вернувшиеся в свои, разоренные войной города. Ленинградский государственный ордена Ленина академический театр оперы и балета имени Кирова просил руководство нашей области помочь в восстановлении здания театра. Необходимо было все — от гвоздей и оконного стекла до трансформаторов и электродвигателей. В годы войны жители Челябинской области проявили трудовой героизм; многие из них были удостоены государственных наград. За боевые заслуги ордена и медали получили тысячи южноуральцев; звания Героя Советского Союза были удостоены 90 уроженцев нашей области и 215 человек в разное время проживавших в Челябинской области; полными кавалерами ордена Славы стали 57 человек. Долгих 1 418 дней южноуральцы на пределе человеческих возможностей трудились, воевали, мужественно переносили лишения и утраты «…не ради славы, ради жизни на земле…», ради желанной и долгожданной Победы.
Примечания: 2. ОГАЧО, ф. Р-220, ф. Р-274, ф. Р-792, ф. Р-804, ф.
П-288, ф. Челябинская область: Энциклопедия.
Скончался Максим Алексеевич 13 марта 2007 года в возрасте 94 лет. По воспоминаниям родных, прадедушка любил играть на гармони и петь песню «На сопках Маньчжурии». Это был очень добрый, открытый, душевный человек.
Военные испытания закалили его характер. Любовь Алексеевна Газеева. Такой же сильной женщиной была и его сестра — Любовь Алексеевна Газеева, 1923 года рождения. В годы Великой Отечественной войны она трудилась не покладая рук в колхозе. Она вспоминала о том, что в те годы хлеба родились богатые, сена было много.
Все нужно было прибирать вовремя. Поэтому жители поселка трудились даже ночью, спали по несколько часов в сутки. Любовь Алексеевна до войны выучилась на бухгалтера-учетчика. В 1942 году она получила броню, так как у нее был грудной ребенок. Ее назначили руководителем полеводческой бригады, она к концу дня учитывала объем выполненных полевых работ.
Для того чтобы проследить за ходом выполнения посевной, она ездила по полям на коне по кличке Моторчик. Также Любови Алексеевне приходилось самой скирды метать, сено косить, на сеялке стоять, потому что рабочих рук не хватало. Было очень тяжело выполнять всю мужскую работу, но женщины не жаловались. Он понимали, что этот труд необходим для Победы. Любовь Алексеевна была награждена медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».
На средства, собранные две детские здравницы на 500 детей. Дети войны — труженики тыла А теперь давайте вместе о вкладе детей в Победу в Великой Отечественной.
Ижевский металлургический завод в годы войны Фото: архив редакции Для охлаждения ковша подвели шланги со сжатым воздухом и водой, пустили водяную струю. Раскаленный кирпич печи начал темнеть, все окутали клубы пара. Надев валенки, суконную спецовку, войлочную шляпу, рукавицы и защитные очки, Александр Борисов по лестнице спустился в горячий ковш. Пока остальные рабочие струей сжатого воздуха сбивали жару внутри ковша, Борисов ударами лома очищал выпускное отверстие. За один заход сделать все не удалось. Передохнув, он облился с головы до ног холодной водой и снова залез в ковш. За полчаса до начала плавки ковш был полностью готов. Когда Александр вылез наружу, с его спины валил густой пар, а с обуглившихся краев спецовки летели искры. Антонина Шевелькова: фрезерный станок вместо бумажной работы Тоня была дочерью тульского рабочего, и в начале войны работала табельщицей пока не оказалась в эвакуации в Ижевске. Здесь ей хотели поручить ту же бумажную работу, однако Антонина попросилась работать у фрезерного станка на Мотозаводе. Уже в апреле она стала наладчицей, а в мае Тоня вместе с десятью другими девушками, работавшими на производстве пулеметов Максим , призвала молодежь Ижевска начать стахановскую вахту. Бригада Антонины Шевельковой Фото: архив редакции Девушки выучились на многостаночниц, основали собственную бригаду, которая очень быстро добилась звания фронтовой. Тоня и ее подруги придумали, как давать больше продукции меньшим числом людей. Четырех работниц перевели на другие участки, а производительность бригады при этом выросла вдвое благодаря уплотнению рабочего дня, установке на станках самоходов и более тщательной заточке инструментов. За годы войны Антонина Шевелькова обучила секретам мастерства больше 60 фрезеровщиц. В 1944 году о ней писала Комсомольская правда. Тогда же Тоня участвовала в работе Всесоюзного совещания бригадиров комсомольско-молодежных бригад. Прибегаю на завод, а в нашем цехе маршал Ворошлов Следующая история история обычной девушки, работавшей не во фронтовой бригаде, но, тем не менее, трудившейся не покладая рук. Это ветеран войны Анфиса Александровна Лошманова. Я пришла на машзавод 20 июня 1941 года, а через два дня началась война, вспоминала Анфиса Александровна. Я была разметчицей на производстве противотанковых ружей: по чертежу отмечала на металлических болванках, где и какие отверстия сверлить. С началом войны на заводе отменили выходные и отпуска. Домой можно было ходить раз в месяц помыться в бане. Все остальное время мы проводили на заводе, спали урывками где придется. Однажды я прибегаю из дома обратно на завод, а в нашем цехе сам маршал Советского Союза Ворошилов.
Трудовые подвиги во время вов проект - 86 фото
Они сражались за Родину. Самые невероятные подвиги героев Великой Отечественной | В годы Великой Отечественной войны был накоплен огромный опыт выполнения оборонительных работ в экстремальных условиях, выросли кадры руководителей, способные решать военно-инженерные задачи любой сложности. |
Город трудовой доблести. Подвиг женщин в тылу | За годы Великой Отечественной войны из округа было призвано и отправлено на фронт 8 982 человека, 2 282 из них не вернулись. |
Невероятные подвиги во время Великой Отечественной войны - Экспресс газета | Великая Отечественная война, потребовавшая перестройки всей жизни страны на военный лад, обусловила ряд существенных изменений в структуре, полномочиях и формах деятельности органов Советской власти. |
Трудовой подвиг Советского человека (Великая Отечественная: образ героя): invirostov — LiveJournal | Великая Отечественная Война. |
Приближаясь к Победе. Трудовые подвиги хантымансийцев | Накануне празднования 73-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне мы хотим отметить вклад тружеников тыла, которые вместе с воинами ковали эту Победу в невероятно трудных условиях. |
Люди, которые в годы Великой Отечественной войны работали на победу в тылу
Возглавил ГКО И. Его заместителем стал В. Молотов, членами ГКО — К. Ворошилов, Г. Маленков и Л. За время своей работы ГКО принял 9971 постановление [3]. Это было вызвано необходимостью быстро решать оперативные вопросы, связанные с выполнением возложенных на народные комиссариаты задач, и, в первую очередь, с выполнением планов выпуска военной продукции. В своем выступлении он ответил на все главные вопросы, которые задавал себе каждый гражданин Советского Союза: Как так получилось, что мы заключили с Германией мирный договор, а она на нас напала?
Почему Красная армия отступает? Что делать? Когда мы сможем изгнать врага? План содержал мероприятия по развитию всех отраслей военной экономики, а также эвакуации на Восток промышленных предприятий из прифронтовых районов и восстановления их на новом месте в кратчайший срок. Надо отдать должное разработчикам документа — им удалось разработать такой план, который стал основой деятельности в условиях военного времени в начальный период войны. Причем сделано это было в условиях полной информационной неопределенности: не было ясности, какими силами наступает противник, какие потери понесла Красная армия, какие предприятия разрушены, что фронту нужно в первую очередь. На земле было уничтожено около 800 и в воздухе более 400 самолетов [4].
Как видим, уже в первые дни и месяцы войны были приняты документы, охватывающие все сферы жизнедеятельности страны и ставшие фундаментом, на котором ковалась Победа. Эвакуация Надо отдать должное умению советского руководства в сжатые сроки мобилизовать все ресурсы страны для сопротивления агрессору. Основная трудность в перестройке экономики на военный лад состояла в том, что все мобилизационные мероприятия пришлось проводить в условиях уже начавшейся войны, вынужденного отступления Красной армии и потери огромной территории, насыщенной крупными промышленными предприятиями. Эвакуации подлежали важнейшие промышленные и оборонные предприятия с территории Европейской части СССР. Конечно, они переводились не в чистое поле. Для предприятий в восточных регионах страны заранее были подготовлены площадки, создавались резервы мощности, обеспечивалось резервирование по потреблению электроэнергии и готовились помещения, как для размещения заводского оборудования, так и для эвакуированных работников и членов их семей. При этом учитывался опыт Первой мировой войны, в ходе которой пришлось эвакуировать предприятия Варшавского и Прибалтийского промышленных узлов.
В течение июля — ноября 1941 года на Восток было эвакуировано 1523 промышленных предприятий. Вместе с эвакуированными заводами и фабриками на Восток прибыло более 10 млн. Большинство эвакуированных предприятий были размещены в Омске, Новосибирске, Кирове, Нижнем Тагиле, Кемерово, Чебоксарах, Челябинске, Красноярске, Казане и другие промышленные центры страны. Огромная нагрузка легла на железнодорожный транспорт, который с началом войны был переведен на военный график работы. О значении, которое руководство страны придавало железнодорожному транспорту, свидетельствует и тот факт, что народным комиссаром путей сообщения стал заместитель наркома обороны СССР А. Всего же по железным дорогам за вторую половину 1941 года прошло около 1,5 млн. Для эвакуации одного только сталеплавильного завода «Запорожсталь» потребовалось 8 тысяч вагонов [7].
Как же железнодорожникам удалось перевезти такое количество груза и людей с учетом того, что паровозов в стране было всего около 26 тысяч, часть из которых попала под вражеские бомбежки или находилась в ремонте? Во многом это стало возможным благодаря новым методам организации работы: были внедрены скоростное формирование и скоростное продвижение маршрутов, вождение большегрузных составов весом 600-800 тыс. Причем сделано это было в условиях, когда немцы захватили Донбасс, и страна потеряла основного поставщика угля. Интенсивность движения была такова, что бывали дни, когда поезда шли на расстояние 800-1000 м друг о друга. Железнодорожники своим героическим трудом обеспечивали нужды фронта и тыла, несмотря на регулярные налеты немецкой авиации на важнейшие железнодорожные узлы, станции, мосты, воинские эшелоны и поезда. Только с 22 июня по декабрь 1941 года фашистская авиация совершила 5939 налетов на прифронтовые дороги и сбросила на железнодорожные объекты свыше 46 тыс. Сроки, в которые удалось эвакуировать основной промышленный потенциал, разместить предприятия на новом месте и организовать выпуск продукции просто поражают.
Так, распоряжение вывезти трубопрокатный завод из Днепропетровска было отдано 7 августа, первый эшелон с заводским оборудованием отправился в путь 9 августа, а 24 декабря завод уже начал давать продукцию! Последняя группа работников Харьковского танкового завода покинула город 19 октября, а уже 8 декабря харьковские танкостроители собрали первые 25 танков Т-34 и отправили их на фронт [8]. К концу 1941 года в новых местах дислокации было размещено 1910 крупных предприятий, в том числе 122 авиационных завода, 43 завода танковой промышленности, 71 — наркомата вооружений, 96 — наркомата боеприпасов, 199 — наркомата черной металлургии, 80 — наркомата минометной промышленности, 91 — наркомата химической промышленности, 65 — наркомата среднего машиностроения, 57 — наркомата тяжелого машиностроения [9]. Во многом благодаря хорошо организованной и проведенной масштабной эвакуации промышленности и трудовых ресурсов на Восток, к концу декабря 1941 года падение промышленного производства было приостановлено, а с марта 1942 года его объем стал возрастать. Именно это позволило к началу 1943 года иметь такую военную экономику, которая обеспечила проведение крупнейших стратегических операций: Курская битва и Киевская наступательная операция. Верт, побывавший на многих фронтах и долгие годы живший в СССР, в своей книге «Россия в войне: 1941-1945 гг. Наркоматы: путь на Восток!
В сентябре 1941 года был образован Наркомат танковой промышленности, а в ноябре — Наркомат минометного вооружения. Еще до войны были учреждены наркоматы авиационной промышленности, вооружения и боеприпасов. Намечалось строительство новых заводов в восточных районах страны.
Часто даже не уходила домой из цеха — ночевала прямо на заводе: в кочегарках, в туалете на ящиках. Помню, ботинки у меня были брезентовые, на деревянной подошве.
За хорошую работу получила нормальную обувь и материал на платье. Вот радости было…» — вспоминала Александра Беляева, в мирное время ставшая депутатом пермского горсовета. По воспоминаниям другой работницы завода, Анны Титовой, особенно тяжело работать было зимой: «Работали мы по 12—16 часов в день. В цехах было очень холодно, потому ходили все время в телогрейках». Чтобы поддержать боевой дух ребят, руководитель завода, генерал Анатолий Солдатов за переработку нормы поощрял юных передовиков подарками: парой валенок и — вот настоящая ценность!
Токарь 3-го разряда пятнадцатилетняя Вера Тихова слева у станка в блокадном Ленинграде. Воскова в блокадном Ленинграде После награждения юным токарям, электрикам, слесарям и контролерам полагался обед: суп, каша, чай вместо обычной баланды. Сегодня собирательным образом работающих подростков военного времени стала так называемая «блокадная Джоконда» — фотография токаря Петроградского завода Веры Тиховой. В свои 15 лет девочка выполняла полторы взрослые нормы и даже стала токарем 3-го разряда. За баранкой Мария Яковлева.
Автомобиль ГАЗ-АА «полуторка» , который она водила «Песенка фронтового шофера» стала гимном тех, кто во время войны не расставался с «баранкой». В основном шоферами во время войны были женщины. Находились в прифронтовой полосе. Идет наступление — и мы рядом. Отступление — и мы назад тарахтим котелками.
Днем были занятия, вечером до 11 часов — строевая подготовка», — вспоминала фронтовой шофер Екатерина Васильченко. Другая участница войны, Мария Яковлева, вспоминает, что прорывалась на фронт буквально с боем — девушку неполных 17 лет не хотели брать, пока она не показала свежее водительское удостоверение — «Водители нам нужны! На морозе очень долго приходилось крутить ручку, чтобы завести мотор. Летом он заводился быстрее, поэтому мозоль с руки исчезал. Холод донимал.
У нас ведь полушубков не было. Обмундирование — фуфайка, ватные штаны, кирзовые сапоги, шапка-ушанка. А вот для машин, чтобы они всегда были в боевой готовности, в специальной бочке постоянно грели воду и машинное масло.
Таблица 2. Производство основных видов животноводческой продукции на Урале в годы Великой Отечественной войны [4, с. Производство мяса основных видов во вссх категориях хозяйств, тыс. Следовало увеличить добычу нефти больше, чем в два раза, и постановлением ГОКО устанавливается определенный уровень добычи нефтепродуктов, в итоге на который удается выйти [6, с.
Таким образом, ученые Северного Кавказа своим участием в восстановлении нефтяной промышленностивнесли большой вклад в победу СССР в Великой Отечественной войне. История предвоенного и военного периода1941-1945 гг. СССР четко показывает, что экономика страны сопровождалась в основном рутинной деятельностью, но выбор определенной стратегии в экстремальных и непредвиденных ситуациях, а именно в тяжелый период военных действий, показывала маневренность и эластичность, что значительно укрепляло позиции СССР перед соперником. Статья выполнена под научным руководством д. Библиографический список: 1. Военно-мобилизационная система экономики в СССР в 1941-45 гг. Тимошенко А.
Этапы формирования сибирского тыла российского государства в ХХ столетии.
После подписания пакта Молотова — Рибентропа, до января 1941 года, коммунистическая верхушка СССР, вместе со странами «Оси», разрабатывали «Пакт четырёх держав». Германии очень импонировало наличие мощнейшей промышленной базы СССР, на европейской территории.
Этот факт, сыграл больше значение, в разработке блицкрига — плана молниеносной войны. Исходя из всех мыслимых допущений, Гитлер был уверен, что разрушение или захват хотя бы половины европейской территории СССР, неминуемо вынудит население отказаться от сопротивления. Вот только в расчётах нацистов не была учтена великая духовная сила, которая в то время ещё руководила русскими людьми!
Герои тыла Великой Отечественной войны, в течение нескольких месяцев сумели переместить огромные заводы вглубь страны, где возводили цеха на голой земле, и приступали к выпуску необходимого фронту оружия. Эвакуация промышленности в годы ВОВ Среди самых первых приказов правительства СССР после вероломного нападения Германии, было распоряжение о создании комитета по эвакуации промышленности на восток в годы ВОВ, от 24 июня. До осени 1942 года, было эвакуировано 25 млн человек гражданского населения.
Многие градообразующие предприятия Урала и Сибири, были эвакуированы во второй половине 1941 года с западной части СССР. Но с ноября 41 до весны 42 г, он выпускал танки, работая под открытым небом в г. Оренбург; В общей сложности, в г.
Оренбург было эвакуировано ещё 6 заводов с Украины и Белоруссии, среди них «Металлист», «Завод Сверл», «Радиатор» и др. Киев, был перемещён в г. Свердловск завод «Большевик».
Тут они были размещены рядом с Челябинским тракторным заводом в результате сформировался «Танкоград». Условия, в которых проходил сам вывоз заводов, сейчас кажутся фантастическими. Требовалось эвакуировать металлургический завод «Запорожсталь».
Половина рабочих отправились оборонять город, а другая половина разбирала оборудование, загружала его в вагоны и отправляла на восток. Герои труженики тыла в Великой Отечественной войне, во время этой эвакуации отправили за 45 дней, более 18 тысяч вагонов! В некоторые дни уходили по 750 — 800 гружёных железнодорожных платформ.
И отправляли не только оборудование!
«Подвиг трудовой был равен нашей славе боевой»
Услышав по радио радостные вести о том, что передовые части Красной армии уже вплотную подошли к Берлину, коллектив стройучастка решил удвоить-утроить темпы работы, досрочно завершить производственную программу второго квартала. Мальцев, начальник Самаровского стройучастка. В день Первого Мая будет организован утренник. После доклада о международном празднике трудящихся выступит кружок художественной самодеятельности. В тот же день учащиеся выступят с художественной самодеятельностью на вечере у своих шефов — работников горпромкомбината. Ханты-Мансийский Дом народов Севера готовится к культурному обслуживанию трудящихся. В фойе организована фотовыставка, посвященная Великой Отечественной войне. Кружки самодеятельности проводят последние репетиции.
Для детей 2 мая будет утренник. Передовые люди горпромкомбината Подведены итоги Предмайского соревнования в горпромкомбинате.
Место для танковой засады было выбрано крайне удачно. По обеим сторонам дороги была заболоченная местность.
После уничтожения первого и последнего танков в колонне все остальные лишились пространства для манёвра, а при попытке съехать с дороги их гусеницы увязали в болоте, тем самым лишая машины подвижности. Рота под командованием Колобанова в тот день подбила 43 вражеских танка. Колобанов был представлен к награждению звездой Героя Советского Союза, однако прямо на наградном представлении звезда была кем-то вычеркнута, после чего красным карандашом вписано: "к ордену Красного Знамени". Умер в 1994 году.
Один против 15 танков Помощник командира взвода противотанковых ружей Иван Лысенко служил в 27-й армии Воронежского фронта, которая принимала участие в Белгородско-Харьковской наступательной операции. В ходе наступления в Сумской области советским частям удалось отбить село Кириковка, однако немцы предприняли контратаку с участием танков. Лысенко, вооружённый только противотанковым ружьём, противостоял сразу 15 танкам противника. Он быстро менял позиции после каждого выстрела и к тому же хорошо знал самые уязвимые места немецких танков.
Ему удалось подбить семь машин и уцелеть в этом неравном бою, хотя он и получил ранение в руку. Остальные танки прекратили атаку и отошли на свои позиции. За этот бой он был награждён звездой Героя Советского Союза. Лысенко пережил войну и умер в 1984 году.
С топором против 50 немцев Из-за ранения, полученного в первые дни войны, Дмитрий Овчаренко служил ездовым на складе боеприпасов. Однако стоявший рядом с повозкой красноармеец неожиданно для немцев выхватил из неё топор, зарубил офицера и бросил несколько гранат в остальных.
Ленина, находившегося в Тюмени с 10 июля 1941 по 24 марта 1945 года. На I Тюменской областной партийной конференции о роли интеллигенции в Великой Отечественной войне 18 февраля 1945 года профессор Б.
Збарский отметил: «…Я видел работу учителей, врачей… С большой самоотверженностью учителя в тяжелых условиях, в плохо отопленных зданиях, почти без освещения, при недостаточном количестве учебников прекрасно работали; врачи при недостатке лекарств работали самоотверженно. Школы работали бесперебойно, учащиеся были обеспечены вниманием учителей. Наши врачи достигли того, что в городе, куда прибыло много эвакуированного населения, когда было большое движение с запада на восток и обратно, не было эпидемий. Словом, тюменская интеллигенция показала, несомненно, образцы исключительного патриотизма …».
В городе было организовано донорское движение. Годы войны ознаменовались движением по оказанию материальной помощи фронту. Только с начала войны и по февраль 1943 года, горожанами было собрано 14 млн. Кроме того, тюменцы собрали для фронтовиков 821 полушубок, 707 меховых жилетов, 2 423 пары валенок, 2 646 пар носков и чулок, 5 123 пары перчаток и варежек.
На фронт было послано 55 933 кг различных подарков. Школьники перечисляли заработанные деньги на постройку самолета «Юный патриот г. Тюмени» и танка «Малютка». В январе 1942 года всего за 25 дней в тюменском депо был построен банно-прачечный дезинфекционный поезд из 10 вагонов 38-й БПДП , на строительство которого тюменцами было собрано 163 тысячи 275 рублей.
Всего за годы войны через парилку и помывочные вагоны прошло около миллиона военнослужащих переднего края обороны, и даже военнопленные. Спецсостав побывал на четырех фронтах, дошел до Берлина. В книге отзывов легендарного 38-го БПДП остались благодарности солдат и офицеров, а также маршалов Рокоссовского и Жукова. Сталина за сбор средств в Фонд Обороны.
Работа промышленных предприятий и транспорта Город Тюмень не был крупным индустриальным центром, но, начиная с первых дней войны, все предприятия, включая небольшие артели , были переориентированы на выпуск продукции для нужд фронта. В ней сказано: «Рабочие и стахановцы, отвечая на наглый выпад гитлеровцев, показали образцы прекрасной работы: токарь завода «Механик» т. Тюменская промышленность была представлена такими предприятиями, как судостроительная верфь, станкостроительный завод «Механик» , деревообрабатывающий комбинат «Красный Октябрь» ДОК , лесозавод «Республиканец», овчинно-шубный завод им. Кирова , фанерный комбинат , сапоговаляльная фабрика им.
Челюскинцев , кирпичный завод «Труд», хлебокомбинат, рыбный, мельничный, водочный , пивоваренный завод и другие. За годы войны в Тюмень было эвакуировано из прифронтовых районов СССР 30 промышленных предприятий и производств. Практически все эвакуированные предприятия прибыли в Тюмень в течение 1941 года. В условиях такого массового перемещения в город техники, оборудования, служащих и рабочих эвакуированных предприятий, их семей, самой сложной и важной работой тюменского руководства явилось размещение и обеспечение людей и «быстрейшая организация восстановления этих заводов, переоборудование помещений, налаживание технологического процесса применительно к новым условиям и быстрейший выпуск продукции.
Для размещения эвакуированных заводов потребовалось приспособить, переоборудовать и построить вновь более 70 000 кв. Пуск эвакуированных и перепрофилирование местных предприятий на выпуск оборонной продукции происходили в тяжелых климатических условиях тюменского региона осени-зимы 1941-1942 годов. Задачам введения прибывших предприятий в эксплуатацию и переориентированию местных на выпуск военной продукции препятствовали общие трудности — острый недостаток транспорта, электроэнергии. Несмотря на это, уже в 1942 году все они, как самостоятельные единицы или в составе объединенных с тюменскими предприятиями, были введены в эксплуатацию и приступили к выполнению государственных заданий и планов.
К январю 1945 года выпуск тюменскими предприятиями промышленной продукции увеличился, по сравнению с 1942 годом, на 102 млн. Тюменский судостроительный завод судоверфь, с 31. На объединенное предприятие возлагалось строительство малого боевого флота торпедные катера. Кроме того, он выпускал минометы, реактивные снаряды М-13 и полупонтоны с верхним металлическим покрытием.
С сентября 1942 по сентябрь 1945 года Тюменский судостроительный завод построил и передал фронту 83 торпедных катера: Г-5 и Г-7 и ТК-123 бис «Комсомолец». Проект катера 123-бис «Комсомолец» был разработан в Тюмени. Всего тюменскими судостроителями построено 165 боевых кораблей. В своем выступлении на XII Тюменской городской партийной конференции секретарь парторганизации судоверфи отметил: «Коллектив завода гордится тем, что созданная им боевая продукция по новой конструкции принята на вооружение Военно-Морского Флота и по техническим и боевым качествам новый объект является лучшим по сравнению с объектами, выпускаемыми в Англии и Америке».
В 1944 году началась постройка именных торпедных катеров на добровольные взносы трудящихся. Со стапелей завода сошли катера «Молодой патриот трудовых резервов», «Московский ремесленник», «Алтайский школьник», «Алтаец», «Барнаульский колхозник», «Тамбовский комсомолец», «Ленский речник», «Герой Советского Союза Федя Фомин», «Трудовые резервы Татарии» и звено торпедных катеров Г-5 «Тюменский рабочий». Тюменские торпедные катера участвовали в боях за освобождение Севастополя, Румынии, Югославии, входили в состав I-й Краснознаменной ордена Нахимова I степени бригады торпедных катеров Балтийского флота. Тюменскими корабелами было построено 4 головных катера типа 123-бис «Комсомолец», которые были направлены для выполнения боевой задачи в Кронштадт.
На кораблях, построенных в Тюмени, воевали 12 Героев Советского Союза. Тюменские катера потопили на Черном море 13 вражеских катеров и барж, на Балтике — 13 тральщиков, 7 сторожевых катеров, транспортов и 2 эскадренных миноносца. На 1 января 1942 года на заводе работало 1 193 человека. Ущев писал: «…От имени ветеранов-моряков торпедных катеров Дважды Краснознаменного Балтийского флота да и других флотов хочется сказать тюменцам: низкий поклон вам и большое спасибо, дорогие товарищи, за ваш трудовой подвиг, теплоту и доброту сердец, отданных Победе и людям, временно оказавшимся в эвакуации в вашем городе…».
Антонова Тушинского завода авиационной промышленности. Уникальный планер «Крылья танка — 60» КТ-60 , сконструированный и построенный в Тюмени, прошел успешные испытания, но серийного производства не получил из-за прекращения выпуска легких танков типа Т-60. Труженики завода были отмечены государственными наградами, а главный конструктор Олег Константинович Антонов за создание планеров А-7, строившихся в Тюмени, был награжден орденом Отечественной войны I степени, медалями «Партизану Отечественной войны I степени» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Фронт требовал увеличения поставок дельта-древесины для производства новой техники.
Заводоуковский — ныне г. Заводоуковск Тюменской области , в отдел аэродромного строительства ВВС Приволжского военного округа.
Только с 22 июня по декабрь 1941 года фашистская авиация совершила 5939 налетов на прифронтовые дороги и сбросила на железнодорожные объекты свыше 46 тыс. Сроки, в которые удалось эвакуировать основной промышленный потенциал, разместить предприятия на новом месте и организовать выпуск продукции просто поражают. Так, распоряжение вывезти трубопрокатный завод из Днепропетровска было отдано 7 августа, первый эшелон с заводским оборудованием отправился в путь 9 августа, а 24 декабря завод уже начал давать продукцию! Последняя группа работников Харьковского танкового завода покинула город 19 октября, а уже 8 декабря харьковские танкостроители собрали первые 25 танков Т-34 и отправили их на фронт [8].
К концу 1941 года в новых местах дислокации было размещено 1910 крупных предприятий, в том числе 122 авиационных завода, 43 завода танковой промышленности, 71 — наркомата вооружений, 96 — наркомата боеприпасов, 199 — наркомата черной металлургии, 80 — наркомата минометной промышленности, 91 — наркомата химической промышленности, 65 — наркомата среднего машиностроения, 57 — наркомата тяжелого машиностроения [9]. Во многом благодаря хорошо организованной и проведенной масштабной эвакуации промышленности и трудовых ресурсов на Восток, к концу декабря 1941 года падение промышленного производства было приостановлено, а с марта 1942 года его объем стал возрастать. Именно это позволило к началу 1943 года иметь такую военную экономику, которая обеспечила проведение крупнейших стратегических операций: Курская битва и Киевская наступательная операция. Верт, побывавший на многих фронтах и долгие годы живший в СССР, в своей книге «Россия в войне: 1941-1945 гг. Наркоматы: путь на Восток! В сентябре 1941 года был образован Наркомат танковой промышленности, а в ноябре — Наркомат минометного вооружения.
Еще до войны были учреждены наркоматы авиационной промышленности, вооружения и боеприпасов. Намечалось строительство новых заводов в восточных районах страны. Так, для увеличения добычи угля планировалось ввести в действие 59 каменноугольных шахт и заложить еще 23 угольные шахты и 3 разреза. Броневую сталь для танков выпускал Мариупольский завод имени Ильича, чей самый мощный в СССР бронепрокатный стан «1250» был эвакуирован в Магнитогорск еще в июле. К производству танков были также подключены Челябинский и Сталинградский тракторные заводы, Сормовский судостроительный завод. Ряд предприятий привлекались к выпуску танковых двигателей, бронекорпусов, башен.
Московские предприятия на военный график работы были переведены уже 23 июня, но только 14 октября ГКО принял решение об эвакуации всех оборонных предприятий. Одним из первых в Новосибирск по особому распоряжению Л. Берии был эвакуирован Московский завод цветных металлов. К концу ноября было вывезено 498 предприятий и около 210 тыс. Для их перевозки потребовалось около 71 тыс. Ленинградские предприятия раньше других столкнулись с необходимостью эвакуации, поскольку немцы уже 12 июля вышли к Лужскому укрепрайону.
Но успели эвакуировать только некоторые цеха Кировского завода, с 1939 года выпускавшего тяжелые танки КВ, и Ижорского завода, производившего для танков бронекорпуса, а также 92 предприятия, специализировавшихся на военном производстве. Перемещение производительных сил в восточные районы страны без преувеличения приняла гигантские размеры. Некоторые промышленные наркоматы были вынуждены эвакуировать почти все свои заводы. Например, Наркомат тяжелого машиностроения эвакуировал свои заводы: им. Кирова и Невский им. Ленина, Харьковский трубный, Новокраматорский и Старокраматорский машиностроительные, Луганский, «Красный котельщик», Людиновский и другие.
И опять приходиться удивляться тому, как в сжатые сроки, под бомбежками, в условиях, когда с фронта приходили известия о захвате фашистами все новых городов и сел, проходила эвакуация промышленных предприятий. Например, Новокраматорский завод, имевший уникальное оборудование, эвакуировался с 12 сентября по 21 октября 1941 года. Меньше чем за полтора месяца было вывезено 1276 металлорежущих и деревообрабатывающих станков и 1752 мотора и электромотора! Однако эвакуация не всегда проходила успешно. Иногда часть готовой продукции оставалась не вывезенной и доставалась врагу, как и некоторые предприятия. Так, в результате неожиданного захвата немцами Мариуполя 8 октября 1941 года заводы «Азовсталь», Мариупольский им.
Ильича и им. Куйбышева достались им практически неповрежденными. Много оборудования по разным причинам было просто потеряно во время эвакуации. С началом фашистской агрессии перед народным хозяйством и, особенно, перед наркоматами, поставляющими вооружение и военную технику воюющей Красной армии, встали исключительно сложные задачи. Временная потеря важных экономических районов заметно сузила производственные мощности. Для исправления положения для производства авиапродукции подключались машиностроительные предприятия из других отраслей.
Авиационные заводы переключались на выпуск самолетов новых типов. Именно в этот период были созданы и приняты на вооружение высотный скоростной истребитель МиГ-3, истребители Як-1 и ЛаГГ-3, бронированный штурмовик Пе-2. Кадры решают все! Перед промышленностью, которая переориентировалась на выпуск военной продукции, остро встала проблема подготовки квалифицированных рабочих кадров. Например, по Наркомату боеприпасов не хватало 35 тыс. В целом же численность рабочих и служащих в народном хозяйстве страны уменьшилось с 31,2 млн.
Шесть удивительных подвигов во время Великой Отечественной войны
Вклад жителей Удмуртии в победу в Великой Отечественной войне огромен. Честный и прямой, заслуженный ветеран Великой Отечественной войны, он и на трудовом посту проявил себя дисциплинированным, трудолюбивым и доб-росовестным работником. Во время Великой Отечественной войны трудовой подвиг совершали женщины и дети, работающие на заводах и в поле. Во время Великой Отечественной войны, когда здоровые молодые люди массово уходили на фронт, их рабочие места и должности занимали женщины.
Всё для фронта, всё для победы
- Трудовой подвиг женщин в тылу во время ВОВ |
- «Огнеупорный» сталевар
- Работа с сайтом «Подвиг народа»
- 2. Трудовой подвиг советского народа
- Эвакуированные: история ленинградской девочки Оли Спиваковой
«Мы воевали»: как женщины спасали тыл
Трудовой подвиг татарстанцев во время Великой Отечественной войны навсегда останется в памяти народа. Сохранение памяти о трудовом подвиге саратовцев в годы Великой Отечественной войны. В годы Великой Отечественной войны она трудилась не покладая рук в колхозе. трудовые подвиги человека во время великой отечественной войны (1 человека).
Боевой и трудовой подвиг военных строителей во время Великой Отечественной Войне
Это дало возможность потомкам самостоятельно восстанавливать боевой путь своих близких — участников Великой Отечественной войны. В 2015 году в ЦА МО РФ было оцифровано 19 млн записей из протоколов о вручении и корешков временных удостоверений к наградам. Благодаря этим данным были выявлены 500 тысяч наград, не врученных их владельцам в период Великой Отечественной войны. Так постепенно восстанавливается историческая правда и справедливость. В настоящее время цель проекта — предоставить в открытом доступе полную информацию о боевых наградах за подвиги во время Великой Отечественной войны, имеющуюся в российских архивах. В связи с этим еще предстоит наполнить ОБД «Подвиг народа» приказами о награждении военного времени, хранящимися среди документов фондов соединений и частей; недостающими документами о награждении медалями за оборону, освобождение и взятие городов и территорий, за победу над Германией и Японией, приказами о награждении за военные подвиги, выпущенными в послевоенное время. Куратором проекта выступает Управление Министерства обороны Российской Федерации по увековечению памяти погибших при защите Отечества. Техническая поддержка осуществляется корпорацией ЭЛАР.
Подвиг кировских колхозников в годы Великой Отечественной войны С самого начала войны фронт забирал самых крепких и трудоспособных мужчин.
Вятские деревни осиротели, обезмужичили. Из 18 тысяч механизаторов в области остались 4 тысячи, половину которых составляли женщины. Помимо этого ежегодно свыше 200 тысяч человек в порядке мобилизации привлекались к бесплатной работе на лесоповале, на заготовке торфа. На одну треть сократилось количество рабочих лошадей в колхозах.
Предприятия были вывезены во внутренние районы и там налажена их работа. Это были не только заводы, но и киностудии, и университеты. Перевод промышленности на военные рельсы в краткие сроки. Мужчины были в основном на фронте, поэтому женщины, подростки и лица старше 45 лет вынуждены были работать очень тяжело. О подвиге советских граждан в тылу напоминают города, получившие после 2020 года статус населённых пунктов трудовой доблести.
В Тюмени в годы войны находилось в эвакуации 30 предприятий. Кроме военных и продовольственных товаров, труженики тыла выпускали следующие виды продукции: Торпедные катера.
Вятские деревни осиротели, обезмужичили. Из 18 тысяч механизаторов в области остались 4 тысячи, половину которых составляли женщины. Помимо этого ежегодно свыше 200 тысяч человек в порядке мобилизации привлекались к бесплатной работе на лесоповале, на заготовке торфа. На одну треть сократилось количество рабочих лошадей в колхозах. Несмотря на это, колхозникам предстояло снабжать армию сырьём долгие четыре года.
Промышленность и трудовой подвиг военного Саратова
Главная → Дополнительные страницы → Великая Отечественная война 1941-1945 годов → Шесть удивительных подвигов во время Великой Отечественной войны. Главная страница Статьи Трудовой фронт Великой Отечественной. Это был великий трудовой подвиг строителей, в том числе и женщин, стоивший им жизни. В годы Великой Отечественной войны Фаине Шаруновой было доверено производства особого сплава – ферромарганца, необходимого для производства броневой стали. Издание увековечит подвиг костромичей, своим трудом приближавших Победу в годы Великой Отечественной войны.
Работа с сайтом «Подвиг народа»
- «Этот день мы приближали как могли»: заводские подвиги кировчан
- Работа с сайтом «Подвиг народа»
- Невероятные подвиги во время Великой Отечественной войны - Экспресс газета
- О проекте «Подвиг Народа»