Примерный список произведений для подготовки к ЕГЭ по литературе.
Пушкина и Гоголя не будет в ЕГЭ-2024? Комментирует преподаватель литературы Михаил Павловец
Николаева, Б. Окуджава, Д. Пригов, Р. Рождественский, Д.
Самойлов, О. Седакова, В. Соколов, А.
Тарковский, О. Чухонцев и др. Литература народов России Г.
Айга, Р. Гамзатов, М. Джалиль, М.
Карим, Д. Кугультинов, К. Кулиев, Ю.
Рытхэу, Г. Тукай, К. Хетагуров, Ю.
Шесталов и др. Романы, повести, рассказы: Ч. Диккенс, Э.
Золя, Г. Флобер; Г. Бёлль, Р.
Брэдбери, У. Голдинг, Ф. Кафка, Х.
Ли, Г. Маркес, У. Моэм, Дж.
Оруэлл, Э. Ремарк, У. Старк, Дж.
Сэлинджер, Г. Уэллс, О. Хаксли, Э.
Хемингуэй, А. Франк, У. Эко и др.
Пьесы: Г. Гауптман, Г. Ибсен; Б.
Брехт, Ф. Дюрренмат, Э. Ионеско, М.
Метерлинк, Д.
Нет, дело не в намеренном желании усложнить экзамен. Думается, причина в другом. Составители списков почему-то решили, что раз Пушкин, Лермонтов и все прочие входят в ОГЭ по литературе за 9-й класс, то на экзамене за среднюю школу они не нужны. Чиновники не учли самого главного — те, кто сдает ЕГЭ по литературе после 11-го, совершенно необязательно сдавали ОГЭ по литературе после 9-го. Как и наоборот. В принципе, это нормально. В 15 лет подросток может не думать, куда он будет поступать в 18, но сейчас получается, что у них огромные пробелы в знаниях, они не читали ничего из необходимого, а теперь и не собираются читать даже Пушкина — зачем, раз его в списках больше нет? Получается, выпускник-2024, направляясь, скаже, на журфак или филологию, может вообще ничего не слышать о золотом веке русской поэзии — этого от него никто и не потребует.
Тогда зачем открывать эти книги? С того же «Слова о полку Игореве».
Смитт «Дерево растет в Бруклине» П. Несс «Голос монстра» Ч. Диккенс «Большие надежды», «Рождественская история» 1. Свобода человека и ее ограничения Л.
Толстой «Война и мир» А. Островский «Гроза» М. Булгаков «Мастер и Маргарита» Е. Замятин «Мы» А. Голдинг "Повелитель мух" О. Уайльд «Портрет Дориана Грея» Дж.
Бойн «Мальчик в полосатой пижаме» Д. Митчелл «Облачный атлас» О. Хаксли «О дивный новый мир» И. Гёте «Фауст» Список книг к разделу "Семья, общество, Отечество в жизни человека" 2. Семья, род; семейные ценности и традиции А. Пушкин «Капитанская дочка» «Станционный смотритель» И.
Тургенев «Отцы и дети», «Ася», «Дворянское гнездо» Л. Н Толстой «Детство. Юность», «Война и мир» Ф. Достоевский «Братья Карамазовы» М.
Лирическое отступление. Автор и читатель. Тема, тематика, мотив, вечные темы в литературе. Проблема, проблематика. Идея, интерпретация, подтекст. Виды комического: юмор, ирония, сатира, сарказм, гротеск. Эзопов язык. Жанры литературы: очерк, повесть, притча, рассказ, роман, роман-эпопея, сказ; драма, комедия, трагедя; баллада, басня, поэма; лирическое стихотворение, ода, отрывок, песня, послание, сонет, элегия, эпиграмма. Художественный образ. Вечные образы в литературе. Система образов, обаз автора. Говорящая фамилия.
Список обязательных произведений для ЕГЭ-2024 по литературе
ни Пушкина, ни Лермонтова. В данной статье мы подобрали максимально подходящую литературу для подготовки к итоговому сочинению в 11 классе в 2023/2024. / Список литературы к ЕГЭ-2024. В списке указаны произведения школьной программы, знание которых необходимо для успешной сдачи ЕГЭ.
ЕГЭ по литературе — 2024: всё, что нужно знать об экзамене
Список произведений для ЕГЭ по литературе 2024 года был недавно утвержден и содержит следующие произведения. Примерный список произведений для подготовки к ЕГЭ по литературе. Как только ФИПИ озвучит новый список, мы подробно расскажем об этом на страницах нашего информационного портала. Чтобы не пропустить важную новость и в числе первых узнать, какой список литературы необходим для ОГЭ и ЕГЭ по литературе для выпускников 2024 года. ни Пушкина, ни Лермонтова.
Кодификатор ЕГЭ по литературе 2024
В основной школе учтены все этапы российского историко-литературного процесса - от фольклора до новейшей современной литературы, а основной акцент сделан на изучении классической литературы, написанной до середины XIX века, где изучаются произведения А. Гоголя и других выдающихся писателей. В старшей школе углубленно изучаются произведения, представляющие в соответствии с традициями отечественной методики историко-литературный процесс второй половины ХIХ - начала ХХI века А. Островский, И. Тургенев, Л. Толстой, М. Е Салтыков-Щедрин и др. В соответствии с отечественной традицией преподавания литературы произведения А.
Пафос героический, трагический, комический. Трагическое и комическое. Стих и проза.
Системы стихосложения тоническая, силлабичекая, силлабо-тоническая. Стихотворная строка. Стихотворный метр.
Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Акцентный стих. Белый стих.
Содержание и форма. Сюжет и фабула. Композиция кольцевая, рамочная.
Смоделируйте экзамен Поставьте таймер, откройте в банке заданий любой вариант и представьте, что сейчас вы находитесь на экзамене, вокруг много камер, наблюдателей и именно сегодня вы должны показать свой лучший результат. У актеров такой прием называется «предлагаемые обстоятельства». Это позволит вам понять, укладываетесь ли вы во временные рамки и справляетесь с волнением. Как правило, многие школьники теряют баллы из-за нехватки времени и чрезмерных переживаний. Какова ваша цель?
Чего я хочу добиться? Я хочу стать журналистом? Что я еще могу сделать для лучшего результата? Ваша главная цель — поступить в желаемый вуз, получить хорошую специальность, высокооплачиваемую работу и жить в большом городе, где открывается море перспектив для карьерного роста, развития, жизни. Представьте, что вы уже набрали 80 или 90 баллов.
Это тоже помогает справиться с волнением и сосредоточиться на своей цели. Из заданий: какие ошибки делают чаще всего и как их избежать В сочинении недостаточно лишь описать хронологию событий, важно придать рассказу эмоциональную окраску. Пересказывать произведение, а не анализировать его Чтобы не получился банальный пересказ, задайте вопрос: почему герой поступил именно так, а не иначе? Другие наименования эксперты засчитают как ошибку. Не писать в сочинении вступление и заключение Это касается только последнего сочинения.
Представьте, что вы читаете только основную часть. Есть ощущение, что ее откуда-то «вырвали», верно? Вот то же самое видят эксперты, читая сочинения без введения и заключения, и без замедления снимают баллы за логику. Так что, не поленитесь написать несколько предложений в начале и в конце, чтобы получилась композиция. Заменять слова в цитатах Это очень грубая ошибка, ведь цитата — дословная выдержка авторского текста, ее следует внести в текст в том виде, в котором она предложена в произведении.
Эксперты ждут от вас конкретики. Если вы не уверены, что напишете прямую цитату правильно, то превратите ее в косвенную. Путать фамилии и инициалы героев или писателей Это грубая фактическая ошибка и, пожалуй, самая обидная. В панике многие школьники называли Марину Цветаеву Мариной и лишались заветных баллов.
А если даже не сдавали ОГЭ по литературе, то в школе точно проходили и поэтому знают, что Обломов не единственный лишний человек, есть еще Онегин и Печорин; что вопрос отцов и детей затрагивал не только Тургенев, но и Грибоедов, а первый маленький человек появился не у Достоевского и Чехова, а у Пушкина и Гоголя, поэтому "при выполнении сопоставительных заданий, написании сочинений по литературе изученные в основной школе произведения Пушкина, Лермонтова и других авторов могут привлекаться". Как мы видим, не только чиновники далеки от народа, но и деятели ФИПИ далеки от реалий школьного образования. У меня в этом году уже набралось 8 учеников, из которых только двое 2, Карл!
Все остальные только сейчас познакомились со структурой ЕГЭ, и большая часть из них вообще ничего нужного не читала. Да и вообще, откровенно говоря, такой подход очень странный: опираясь на эту логику, вузы на ГОСах должны спрашивать не весь материал за все годы обучения, а только за последний семестр — ну а что, все остальные темы были же пройдены и отвечены на предыдущих экзаменах. При этом сами вопросы в проектном КИМе составлены таким образом, что ответить на них без знания "золотого" века будет не так просто. Например, формулировка задания 5 на сопоставление в демо-версии звучит так: "Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы с указанием автора , в котором представлен образ купца. В чём схожи или чем различаются персонаж выбранного Вами произведении и Савёл Прокофьевич Дикой? Можно, конечно, вспомнить Лопахина из "Вишнёвого сада" и, например, купца Феропонтова из "Войны и мира", но тот крохотный эпизодик с ним мало кто помнит. Я уж молчу о том, что чтение "Войны и мира" и "Тихого Дона" становится практически обязательным условием, потому что теперь вероятность того, что фрагмент в первой части попадется именно из этих эпопей, сильно возросла, да и вариативность большого сочинения тоже резко сократилась.
То же самое видно в задании 10 на сопоставление лирики. Формулировка следующая: "Назовите произведение отечественной поэзии первой половины XIX в. В чём схожи или различны выбранное произведение и приведённое стихотворение Н. По всей видимости, подобным образом обращение к первой половине XIX века будет постоянно педалироваться: образ маленького и лишнего человека, проблема отцов и детей, историчность и т. Отсюда возникает вопрос: а почему, собственно, в кодификаторе есть Тютчев, Фет, Ахматова, Цветаева и т. Что мешало указать эти фамилии, но не выделять их, оставляя изучение как бы факультативным? Вопрос без ответа.
Останутся ли вообще такие ограничения в утвержденном проекте, пока непонятно, но если останутся, то хоть как-то тогда можно будет оправдать все изменения, потому что сейчас цензурных слов для объяснения своей позиции по поводу этого всего, поверьте, ни у одного преподавателя и репетитора, готовящих к ЕГЭ, нет.
Список литературы для егэ по литературе 2024
Мы хотим, чтобы Ваша работа в Интернет по возможности была максимально приятной и полезной, и Вы совершенно спокойно использовали широчайший спектр информации, инструментов и возможностей, которые предлагает Интернет. Персональные данные, собранные при регистрации или в любое другое время преимущественно используется для подготовки Продуктов или Услуг в соответствии с Вашими потребностями. Ваша информация не будет передана или продана третьим сторонам. Однако мы можем частично раскрывать личную информацию в особых случаях, описанных в данной Политике конфиденциальности. Рамки Политики конфиденциальности Настоящая Политика конфиденциальности далее — «Политика» применяется к информации, полученной через данный сайт, иные сайты, виджеты и другие используемые интерактивные средства, на которых есть ссылка на данную Политику далее — «Сайт» от пользователей Сайта далее — «Пользователи».
Нижеследующие правила описывают, как Университет «Синергия» обращается с любой информацией, относящейся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу субъекту персональных данных далее — «Персональные данные» , для целей оказания услуг с использованием Сайта. Пользователи включают в себя всех физических лиц, которые подключаются к Сайту и используют Сайт. Пользователи прямо соглашаются на обработку своих Персональных данных, как это описано в настоящей Политике. Обработка означает любое действие операцию или совокупность действий операций , совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с Персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение обновление, изменение , извлечение, использование, передачу распространение, предоставление, доступ , блокирование, удаление, уничтожение Персональных данных.
Белый, Ф. Сологуб, М. Волошин, Н. Гумилёв, Н. Клюев, В.
Хлебников, В. Ходасевич Из литературы первой половины XX века И.
Чтобы получить высокие баллы, придётся постараться: необходимо не только хорошо знать содержание художественных произведений, но и уметь их анализировать, а также разбираться в литературных направлениях, знать биографии писателей и исторический контекст их творчества.
Ну и куда же без теоретико-литературных понятий! Однако надо с чего-то начинать. Подготовили список произведений, которые необходимо прочитать, чтобы отлично сдать литературу в 2024 году.
А если даже не сдавали ОГЭ по литературе, то в школе точно проходили и поэтому знают, что Обломов не единственный лишний человек, есть еще Онегин и Печорин; что вопрос отцов и детей затрагивал не только Тургенев, но и Грибоедов, а первый маленький человек появился не у Достоевского и Чехова, а у Пушкина и Гоголя, поэтому "при выполнении сопоставительных заданий, написании сочинений по литературе изученные в основной школе произведения Пушкина, Лермонтова и других авторов могут привлекаться". Как мы видим, не только чиновники далеки от народа, но и деятели ФИПИ далеки от реалий школьного образования. У меня в этом году уже набралось 8 учеников, из которых только двое 2, Карл! Все остальные только сейчас познакомились со структурой ЕГЭ, и большая часть из них вообще ничего нужного не читала. Да и вообще, откровенно говоря, такой подход очень странный: опираясь на эту логику, вузы на ГОСах должны спрашивать не весь материал за все годы обучения, а только за последний семестр — ну а что, все остальные темы были же пройдены и отвечены на предыдущих экзаменах. При этом сами вопросы в проектном КИМе составлены таким образом, что ответить на них без знания "золотого" века будет не так просто. Например, формулировка задания 5 на сопоставление в демо-версии звучит так: "Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы с указанием автора , в котором представлен образ купца.
В чём схожи или чем различаются персонаж выбранного Вами произведении и Савёл Прокофьевич Дикой? Можно, конечно, вспомнить Лопахина из "Вишнёвого сада" и, например, купца Феропонтова из "Войны и мира", но тот крохотный эпизодик с ним мало кто помнит. Я уж молчу о том, что чтение "Войны и мира" и "Тихого Дона" становится практически обязательным условием, потому что теперь вероятность того, что фрагмент в первой части попадется именно из этих эпопей, сильно возросла, да и вариативность большого сочинения тоже резко сократилась. То же самое видно в задании 10 на сопоставление лирики. Формулировка следующая: "Назовите произведение отечественной поэзии первой половины XIX в. В чём схожи или различны выбранное произведение и приведённое стихотворение Н. По всей видимости, подобным образом обращение к первой половине XIX века будет постоянно педалироваться: образ маленького и лишнего человека, проблема отцов и детей, историчность и т.
Отсюда возникает вопрос: а почему, собственно, в кодификаторе есть Тютчев, Фет, Ахматова, Цветаева и т. Что мешало указать эти фамилии, но не выделять их, оставляя изучение как бы факультативным? Вопрос без ответа. Останутся ли вообще такие ограничения в утвержденном проекте, пока непонятно, но если останутся, то хоть как-то тогда можно будет оправдать все изменения, потому что сейчас цензурных слов для объяснения своей позиции по поводу этого всего, поверьте, ни у одного преподавателя и репетитора, готовящих к ЕГЭ, нет.
Sorry, your request has been denied.
Итак, какими могут быть вероятные изменения в ЕГЭ-2024 по литературе. Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей (участник должен выполнить 11 заданий). / Список литературы к ЕГЭ-2024. В списке указаны произведения школьной программы, знание которых необходимо для успешной сдачи ЕГЭ. Кодификатор ЕГЭ по литературе 2024 скрывает в себе несколько не самых очевидных моментов, я помогу вам с ними. Образование - 31 августа 2023 - Новости Нижнего Новгорода -
Sorry, your request has been denied.
Голдинг "Повелитель мух" О. Уайльд «Портрет Дориана Грея» Дж. Бойн «Мальчик в полосатой пижаме» Д. Митчелл «Облачный атлас» О. Хаксли «О дивный новый мир» И. Гёте «Фауст» Список книг к разделу "Семья, общество, Отечество в жизни человека" 2. Семья, род; семейные ценности и традиции А. Пушкин «Капитанская дочка» «Станционный смотритель» И. Тургенев «Отцы и дети», «Ася», «Дворянское гнездо» Л. Н Толстой «Детство.
Юность», «Война и мир» Ф. Достоевский «Братья Карамазовы» М. Лермонтов «Песня про… купца Калашникова» А. Чехов «Вишневый сад» И. Гончаров «Обломов», «Обыкновенная история» М. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы» М. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека» Ч. Айтматов «И дольше века длится день» В. Каверин «Два капитана» В.
Короленко «Дети подземелья» В.
И я так делал, и мои коллеги тоже. Так же «сдвигают» «Мёртвые души» учителя 9 класса, если они знают, что большинство детей потом будут учиться у них в десятом. Видите, какой сдвиг происходит? А теперь представьте, что, помимо всего этого, еще надо повторить ключевые произведения, пройденные с 5 по 9 класс, а это тоже не маленькие тексты. Что школьник помнит о «Капитанской дочке», что он помнит о «Ревизоре», о «Тарасе Бульбе», «Песне о купце Калашникове»? Если ребенок не интересуется классической литературой, это никак не актуализируется в его дальнейшей жизни, не обсуждается в его кругу, он не смотрит кино, не ходит на спектакли. В его повседневной культуре образы из «Капитанской дочки» тоже никак не фигурируют, они не актуализируются так, как актуализируются образы, скажем, из «Гарри Поттера». И поэтому, конечно, все забывается.
Вы сами помните имя и фамилию «капитанской дочки»? Какой ребенок за лето прочтет «Тихий Дон»? И дальше возникает один тяжелый вопрос. У учителя огромная программа, которую он должен пройти. Более того, в эту программу еще догружают произведения. В 11 классе нужно целиком пройти «Тихий Дон». А это произведение даже больше, чем «Война и мир», там 699 персонажей, около 2000 страниц. Скажите, пожалуйста, какой ребенок в 11 классе, готовясь к ЕГЭ по другим дисциплинам и поступлению в вуз, будет это читать? И когда — летом?
Конечно, он не будет это летом читать, как и вы не будете в свой отпуск выходить на работу. Тем более что у нас прописаны санитарные требования «санпины» , согласно которым ребенок не может больше определенного количества часов учиться, не только в школе, но и выполнять домашние задания, в так называемые часы на самостоятельную работу. Если посчитать, сколько ребенок тратит времени на прочтение этих книг, выясняется, что литература съедает все часы на самостоятельную работу и домашнюю работу по всем предметам.
Для эффективной подготовки учителя предлагают вести читательский дневник по каждому пункту списка. Этот дневник может быть в форме физической записной книжки или цифрового документа, где вы можете записывать важные идеи и детали, подобно тому, как вы взаимодействовали бы с книгой. На этапе чтения подготовка заключается в сохранении на будущее таких важных моментов, как: название произведения; автор можно также выписать важные моменты биографии ; история создания произведения; содержание краткий пересказ с сохранением самого основного ; характеристики главных героев; цитаты, которые могут пригодиться при написании сочинения; ваше отношение к позиции автора и личное мнение относительно актуальности проблемы. Что не надо делать Кроме того, помимо необходимой подготовки к экзамену, выпускники часто тратят значительное количество времени на ненужные действия, которые в конечном итоге не улучшают их успеваемость, а вместо этого истощают их драгоценное время. Заучивание текстов произведений читательский дневник значительно эффективнее. Трата времени на работу со сложными текстами раздела С и вообще позициями из дополнительного раздела , если вы не идеально владеете материалом из основной колонки.
У актеров такой прием называется «предлагаемые обстоятельства». Это позволит вам понять, укладываетесь ли вы во временные рамки и справляетесь с волнением. Как правило, многие школьники теряют баллы из-за нехватки времени и чрезмерных переживаний. Какова ваша цель? Чего я хочу добиться? Я хочу стать журналистом? Что я еще могу сделать для лучшего результата? Ваша главная цель — поступить в желаемый вуз, получить хорошую специальность, высокооплачиваемую работу и жить в большом городе, где открывается море перспектив для карьерного роста, развития, жизни. Представьте, что вы уже набрали 80 или 90 баллов. Это тоже помогает справиться с волнением и сосредоточиться на своей цели. Из заданий: какие ошибки делают чаще всего и как их избежать В сочинении недостаточно лишь описать хронологию событий, важно придать рассказу эмоциональную окраску. Пересказывать произведение, а не анализировать его Чтобы не получился банальный пересказ, задайте вопрос: почему герой поступил именно так, а не иначе? Другие наименования эксперты засчитают как ошибку. Не писать в сочинении вступление и заключение Это касается только последнего сочинения. Представьте, что вы читаете только основную часть. Есть ощущение, что ее откуда-то «вырвали», верно? Вот то же самое видят эксперты, читая сочинения без введения и заключения, и без замедления снимают баллы за логику. Так что, не поленитесь написать несколько предложений в начале и в конце, чтобы получилась композиция. Заменять слова в цитатах Это очень грубая ошибка, ведь цитата — дословная выдержка авторского текста, ее следует внести в текст в том виде, в котором она предложена в произведении. Эксперты ждут от вас конкретики. Если вы не уверены, что напишете прямую цитату правильно, то превратите ее в косвенную. Путать фамилии и инициалы героев или писателей Это грубая фактическая ошибка и, пожалуй, самая обидная. В панике многие школьники называли Марину Цветаеву Мариной и лишались заветных баллов. Поэтому, будьте внимательны и проверяйте имена, фамилии героев и авторов.
Как изменится ЕГЭ по литературе в 2024 году и что об этом думают учителя
Ответ прост: никак, естественно, но делись они в кодификатор ОГЭ по литературе. Имеется в виду, что те, кто сдают ЕГЭ по литературе в 11 классе, в 9 классе, соответственно, сдавали ОГЭ по этому же предмету, а значит, хорошо знакомы с Пушкиным и Ко. А если даже не сдавали ОГЭ по литературе, то в школе точно проходили и поэтому знают, что Обломов не единственный лишний человек, есть еще Онегин и Печорин; что вопрос отцов и детей затрагивал не только Тургенев, но и Грибоедов, а первый маленький человек появился не у Достоевского и Чехова, а у Пушкина и Гоголя, поэтому "при выполнении сопоставительных заданий, написании сочинений по литературе изученные в основной школе произведения Пушкина, Лермонтова и других авторов могут привлекаться". Как мы видим, не только чиновники далеки от народа, но и деятели ФИПИ далеки от реалий школьного образования. У меня в этом году уже набралось 8 учеников, из которых только двое 2, Карл!
Все остальные только сейчас познакомились со структурой ЕГЭ, и большая часть из них вообще ничего нужного не читала. Да и вообще, откровенно говоря, такой подход очень странный: опираясь на эту логику, вузы на ГОСах должны спрашивать не весь материал за все годы обучения, а только за последний семестр — ну а что, все остальные темы были же пройдены и отвечены на предыдущих экзаменах. При этом сами вопросы в проектном КИМе составлены таким образом, что ответить на них без знания "золотого" века будет не так просто. Например, формулировка задания 5 на сопоставление в демо-версии звучит так: "Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы с указанием автора , в котором представлен образ купца.
В чём схожи или чем различаются персонаж выбранного Вами произведении и Савёл Прокофьевич Дикой? Можно, конечно, вспомнить Лопахина из "Вишнёвого сада" и, например, купца Феропонтова из "Войны и мира", но тот крохотный эпизодик с ним мало кто помнит. Я уж молчу о том, что чтение "Войны и мира" и "Тихого Дона" становится практически обязательным условием, потому что теперь вероятность того, что фрагмент в первой части попадется именно из этих эпопей, сильно возросла, да и вариативность большого сочинения тоже резко сократилась. То же самое видно в задании 10 на сопоставление лирики.
Формулировка следующая: "Назовите произведение отечественной поэзии первой половины XIX в. В чём схожи или различны выбранное произведение и приведённое стихотворение Н. По всей видимости, подобным образом обращение к первой половине XIX века будет постоянно педалироваться: образ маленького и лишнего человека, проблема отцов и детей, историчность и т. Отсюда возникает вопрос: а почему, собственно, в кодификаторе есть Тютчев, Фет, Ахматова, Цветаева и т.
Что мешало указать эти фамилии, но не выделять их, оставляя изучение как бы факультативным?
Лермонтов «Герой нашего времени» А. Грибоедов « Горе от ума» И. Тургенев «Отцы и дети» А. Чехов «Ионыч», «Невеста» 1. Отношение человека к другому человеку окружению , нравственные идеалы и выбор между добром и злом Здесь важно отразить, как устроен человек и какие он принимает решения в отношении с другими людьми. Какими нравственными идеалами руководствуются герои, делая свой выбор. Как, на ваш взгляд, люди должны относится друг к другу.
Пушкин А.
Сологуб, В. Хлебников и др. Поэма "Двенадцать" А. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» из цикла «На поле Куликовом» , «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы... Поэма "Облако в штанах" В. Стихотворения: «А вы могли бы?
Поэма "Чёрный человек" С. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!.. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи... Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» «Имя твое — птица в руке…» , «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов — как семь колоколов!.. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…» и др.
Поэма "Реквием" А. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова... Роман "Мы" Н. Роман "Как закалялась сталь" избранные главы М. Роман-эпопея "Тихий дон" М. Романы "Белая гвардия" или "Мастер и Маргарита" М. Рассказы, повести, пьесы: "Собачье сердце", "Дни Турбиных" и др.
Рассказы, повести, романы: "Защита Лужина", "Камера Обскура" и др. Рассказы и повести: "Юшка", "Котлован", "Песчаная учительница" и др. Стихотворения: "Я убит подо Ржевом", "По праву памяти", "Я знаю, никакой моей вины", "Июль — макушка лета" и др. Из литературы о Великой Отечественной войне Романы, повести, рассказы: В. Астафьев, Ю. Бондарев, В. Быков, Б. Васильев, К.
Воробьёв, В. Кондратьев, В. Некрасов, Е. Носов, С. Смирнов, В. Богомолов и др. Пьесы: В. Розов, К.
Симонов и др. Поэзия: Ю. Друнина, М. Исаковский, Ю. Левитанский, С. Орлов, Д. Самойлов, К. Симонов, Б.
Если вы повторно проверяете знания с 5 по 9 класс, учителя, помимо основного курса, который они должны за два года «поднять», должны еще так или иначе повторить целых пять лет с 5 по 9 класс. А это очень большой материал! Надо напомнить, что и Пушкина, и Лермонтова, и Гоголя изучают практически девять лет подряд. Каждый год в каждом классе обязательно есть что-то из Пушкина, из Лермонтова.
Кроме того, в «обновленный» Стандарт полного среднего образования внесли обязательный список произведений, изучаемых в этот период, и этот список жестко определил, что дОлжно изучать а значит — и проверять в выпускных классах. При этом программа 10—11 классов дико перегружена. Причем Чехов — и рассказы, и драматургия. Плюс еще бы хорошо добавить зарубежную литературу.
Потом 11 класс, по программе это XX век. XX век ближе к нам, но на него совсем не остается времени. Бедные преподаватели не успевают дать целиком программу 10 класса. Если они знают, что будут два года работать со своим классом,Чехова часто переносят на 11 класс, хотя бы «Вишневый сад».
И я так делал, и мои коллеги тоже. Так же «сдвигают» «Мёртвые души» учителя 9 класса, если они знают, что большинство детей потом будут учиться у них в десятом. Видите, какой сдвиг происходит? А теперь представьте, что, помимо всего этого, еще надо повторить ключевые произведения, пройденные с 5 по 9 класс, а это тоже не маленькие тексты.
Что школьник помнит о «Капитанской дочке», что он помнит о «Ревизоре», о «Тарасе Бульбе», «Песне о купце Калашникове»? Если ребенок не интересуется классической литературой, это никак не актуализируется в его дальнейшей жизни, не обсуждается в его кругу, он не смотрит кино, не ходит на спектакли. В его повседневной культуре образы из «Капитанской дочки» тоже никак не фигурируют, они не актуализируются так, как актуализируются образы, скажем, из «Гарри Поттера». И поэтому, конечно, все забывается.