Доля России в космических запусках возросла до исторического минимума. По словам президента РФ, космос помогает усиливать обороноспособность, изобретать новые материалы, лекарства, обеспечивать логистику. Военно-морской флот России наносит удар по Украине, тревога ревет по всей стране. Известно, что в составе космического ракетного комплекса «Амур» первого этапа на Восточном планируется применять трехступенчатые ракеты-носители тяжелого класса «Ангара-А5» и «Ангара-А5М». ракеты: Россия обрела второе дыхание: что значит успешный запуск «Ангары-А5»?, Проект ПОС «Мир 2» – синтез величайших достижений русского космоса. Космоновости 54, Роскосмос провёл первые испытания жидкостного ракетного двигателя РД-191М, Удары.
Три российские ракеты наводят ужас на мир
Странные ракеты странно меняют направление», — писали украинские мониторинговые ресурсы. Одновременно появлялась информация о том, что в сторону Украины были запущены ракеты «Калибр» из акватории Черного моря, а также гиперзвуковые ракеты «Кинжал». Носителями этого типа неуязвимых для средств противовоздушной обороны ПВО ракет являются высотные истребители-перехватчики МиГ-31К.
В науке появляется все больше работ об эффективности и простоте коктейля «кислород — метан» в качестве заправки для ракет. На практике в очередной модификации «Ангары» — «Ангара А5В», запуск которой запланирован на 2027 год, — предусмотрен частичный переход на «кислород — водород», что позволит увеличить грузоподъемность носителя сразу до 37,5 тонны. Немного истории Сейчас очевидно, что «Ангара» станет основной российской ракетой легкого и тяжелого классов на ближайшие десятилетия. По словам Юрия Борисова, «с ней предстоит много работать, чтобы обеспечить ее надежность, а в 2028 году с ее помощью в космос будет запущен пилотируемый корабль». Однако этому проекту далеко не всегда доверяли и оказывали поддержку.
Семейство ракет «Ангара» — один из наших многочисленных космических долгостроев, «гадкий утенок» и enfant terrible отрасли, которому неоднократно меняли концепты и замораживали финансирование. Впервые о необходимости его создания заговорили в 1992 году, когда стало понятно, что отношения с бывшими советскими республиками, на которые были завязаны российские полеты в космос, могут не пройти проверку на прочность. На вчера еще советском космодроме Байконур, который отошел независимому Казахстану, бунтовали солдаты; на Украине, где располагались десятки предприятий ракетно-космической отрасли СССР, начались первые конфликты вокруг Черноморского флота РФ и массированное навязывание националистической повестки. Пуски «Протонов» и «Союзов» становились все более уязвимыми перед внешними факторами. Гарантировать продолжение космических программ, в том числе по линии Минобороны РФ, могла только отечественная ракета, взлетающая с российских космодромов.
Хруничева, разгонный блок «Орион» — Ракетно-космической корпорацией «Энергия» имени С. Королева входят в Госкорпорацию «Роскосмос». Этим пуском начались летно-конструкторские испытания космического ракетного комплекса «Амур» с ракетами-носителями тяжелого класса «Ангара» на космодроме Восточный.
Надежность многоразовой ракеты-носителя "Амур" будет доведена до 0,99. Для большинства существующих в мире ракет космического назначения показатель надежности не превышает 0,98 отражает процент нештатных ситуаций от общего числа стартов носителя. По подсчетам отраслевых институтов, деталей в ракете "Амур" будет минимум в два раза меньше, чем в серии ракет сходного класса "Союз-2" - 2 тыс. Как подчеркивают эксперты, это важно с точки зрения надежности. Планировалось, что первый пуск "Амура" будет сразу со спутником. У России многоразовых ракет-носителей пока нет.
Космоновости 46. Перспективные РН Союз 5 и Амур СП
• В космический ракетный комплекс «Амур СПГ» войдут: стартовая площадка и посадочные площадки на космодроме «Восточный» (3-я очередь строительства) и на побережье Охотского моря, РН «Амур СПГ». новое поколение российских ракет-носителей на основе универсального ракетного модуля с экологически безопасными кислородно-керосиновыми двигателями. • Создание космического ракетного комплекса (КРК) «Ангара» на космодроме Плесецк и "Амур" на космодроме Восточный является задачей особой государственной важности. • Ввод ракет-носителей «Ангара» в эксплуатацию позволит России запускать космические аппараты. Россия испытала межконтинентальную баллистическую ракету, начала тесты новейшего ракетного двигателя РД-191М, возобновляет запуски спутников с помощью ракет военного назначения и готовит другие сюрпризы.
На Украине пришли в ужас от российских ракет, меняющих курс
Холдинг «Российские космические системы» (РКС, входит в Госкорпорацию «Роскосмос») разработал целевые приборы и бортовые комплексы для нового гидрометеорологического аппарата дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) «Метеор-М» №2-4. Сказано в эфире, ATACMS, Оружие, баллистические ракеты, Украина, США, Херсонская область, Алексей Леонков, Митч Макконнелл, Министерство обороны США, Вооруженные силы Украины, СВО – Радио Sputnik, Вооруженные силы РФ, Политика – Радио Sputnik, Вооружение, Россия. «СП»: Россию, тем не менее, упрекают, что мы делаем именно ударные космические истребители, которые могут подойти к другому спутнику и уничтожить его. Кроме того, целями американских ракет могут стать и военно-морские базы России, объекты космических войск, логистические центры. Впрочем, как отмечает Дмитрий Корнев, в России прекрасно понимают эту проблему и усиливают ПВО Крыма. По проекту 30-метровая ракета диаметром до 10 м в самой широкой части будет иметь стартовую массу около 300 т и сможет нести до 7 т полезной нагрузки.
Ракеты ATACMS уже на Украине. Выстоит ли Крымский мост? Эксперт предупредил о реальной угрозе
Её учебные боевые блоки прибыли в заданный район полигона Кура на полуострове Камчатка. Ей предстоит заменить ракету комплекса «Воевода», разработанного в Советском Союзе в 1980-х годах. В августе Государственный ракетный центр имени академика В. Оба аппарата были созданы предприятиями Роскосмоса — и, как позже отметил глава Госкорпорации Юрий Борисов, Россия продолжит создавать и запускать спутники для дружественных стран. Королева на разработку эскизного проекта новой российской орбитальной станции.
Эскизное проектирование проводится в два этапа. Уже завершён первый этап, предусматривающий анализ по различным критериям и выбор сценария развёртывания и наклонения целевой орбиты станции. Второй этап включает разработку эскизного проекта станции с учётом выбранного сценария развёртывания, включая разработку технических заданий на её составные части, а также проведение технико-экономического обоснования стоимости станции.
Ракета H3 не смогла оторваться от земли. Японское агентство аэрокосмических исследований JAXA заявило, что расследует причину сбоя. Ракета-носитель была нагружена спутником наземного наблюдения ALOS-3 корпорации Mitsubishi Electric, который оснащен оборудованием, способным, в частности, обнаруживать северокорейские баллистические ракеты.
Номинальная тяга данных двигателей предполагается на уровне 100 тонн. Надежность носителя за счет существенного снижения числа деталей ракеты, а также при наличии горячего резервирования, отмечают специалисты Роскосмоса, должна достичь 0,99. Для сравнения: для большинства существующих в мире ракет с большой статистикой стартов этот показатель не превышает 0,98. Зажечь 300 раз и не сжечь На первом этапе летных испытаний планируется обеспечить не менее десяти полетов многоразовой первой ступени "Амура". Однако в перспективе предполагается запускать одну ступень до 100 раз. При этом центральный двигатель первой ступени, который будет отвечать за ракетно-динамическую посадку, должен включиться в общей сложности 300 раз. В каждом полете он будет работать три раза: сначала он будет зажигаться при старте ракеты, второй раз двигатель будет срабатывать при торможении возвращаемой ступени в плотных слоях атмосферы, третий раз он будет запускаться уже у самой земли при мягкой посадке на "ноги". Если мы хотим запускать в будущем многоразовую ступень 100 раз, то центральный двигатель должен быть рассчитан, соответственно, на 300 запусков", — отметил Пшеничников. Главный эксперт уточнил, что для создания такого двигателя Роскосмос не будет проводить 300-кратные испытания на Земле, а воспользуется цифровыми методами моделирования. Соответственно, будем по-другому подходить к оценке качества и надежности двигателей, в том числе с помощью методов математического моделирования", — сообщил Пшеничников. Вторая ступень "Амура" получит тот же двигатель, но с четырьмя камерами сгорания с маркировкой РД-0169В. Его тяга повысится примерно до 110 тонн. На второй ступени будет размещаться один такой двигатель. Как отметил Блошенко, создавать возвращаемую версию второй ступени не планируется, так как навесное оборудование для ее возвращения, например крыло, а также необходимость оставить топливо для третьего и второго запуска двигателя резко снизят так называемое конструктивное, или, по-другому, массовое, совершенство ступени отношение веса заливаемого в ступень топлива к весу ее конструкции, чем выше полученный коэффициент, тем лучше — прим. Снижение массового совершенства второй ступени, в свою очередь, приведет к резкому снижению выводимого в космос груза и нивелирует всю потенциальную экономию от спасения второй ступени.
Работы впереди очень много. Чтобы запустить «Амур-СПГ», придется реализовать много новых технологических решений. Например, необходимо создать современные композиционные материалы, которые будут использоваться при создании ракеты. Также планируется облегчить наземный сегмент — постараться где это возможно и безопасно уменьшить количество заглубленных сооружений, которые делаются в соответствии с нынешними требованиями. Тем самым сделать все, чтобы экономическая эффективность проекта обеспечивалась не только на этапе реализации проекта, но и его создания. России впервые надо будет создать возвращаемую первую ступень. Естественно, что даже вариантов реализации было множество. Все точки зрения будут выслушаны. Но как мы считаем, посадка на собственные двигатели является наиболее выгодной, хоть и представляет собой множество технологических трудностей и вопросов, которые предстоит решить.
На «Тополь-М» в космос! Новости российской ракетной техники
В России ведется разработка метановой ракеты-носителя с многоразовой первой ступенью «Амур-СПГ», разработчиком которой выступает Ракетно-космический центр «Прогресс» входит в «Роскосмос». Сообщалось, что завершение технического проектирования комплекса «Амур-СПГ» планируется на конец 2024 года. Также разработку многоразовой ракеты-носителя ведет Государственный ракетный центр им. Макеева ГРЦ им.
Особенности ракеты «Амур» Главное отличие российской ракеты от американской — тип используемого топлива. Как говорят представители «Роскосмоса», метан дешёвое топливо, что тоже немало влияет на стоимость запуска, а также позволяет использовать уже готовые инфраструктурные решения. Так, для хранения метана около стартовых площадок «Амура» будут использоваться уже проверенные хранилища «Газпрома». Деталей в ракете «Амур» будет минимум в два раза меньше, чем в серии ракет сходного класса «Союз-2» — 2 000 деталей против 4 500 деталей. Топливный бак при этом будет один для двух разных компонентов топлива, его разделят перегородкой. Это связано с тем, что температура сжижения метана и кислорода примерно одинакова. Все это позволит удешевить производство ракеты и сделать пуск более доступным. На первой ступени ракеты планируется разместить пять метаново-кислородных двигателей РД-0169А, которые будут разработаны в воронежском Конструкторском бюро химавтоматики. Концепт ракеты «Амур» Что лучше — метан или керосин? Метан действительно является одним из лучших видов топлива для ракеты. При сгорании, в отличие от керосина, этот сжиженный газ дает крайне мало сажи. И в дальнейшем элементы двигателя не придется очищать от несгоревших остатков топлива. А за счет своих охлаждающих возможностей метан позволит снизить нагрев двигателя. Поэтому Илон Маск, например, тоже хочет запускать Starship, первый межпланетный корабль SpaceX , с помощью двигателя Raptor на метане.
Соответствующее решение вступило в силу 1 марта 2016 года. Впервые рабочие места на космодроме получили 92 казахстанских специалиста. Тогда мы провели жёсткий отбор, нам требовались 46 инженеров и 46 квалифицированных рабочих. Дело в том, что ракета была военная, поэтому технические данные, особенности пусков россияне старались сохранить в тайне", — сообщил руководитель проектного офиса СП "Байтерек" в 2013-2017 годы Олег Балицкий. После обучения специалистов включили в состав пусковых расчётов "Протонов". Таким образом, в течение двух лет с участием казахстанцев состоялось три пуска носителя. Затем количество пусков "Протон-М" у России заметно сократилось. Часть обученного персонала ЦЭНКИ Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры оставили себе, убедившись, что они хорошие специалисты. А остальных мы перевели на КРК "Зенит". И они, уже знакомые с космической техникой, участвовали в приёме "зенитовского" комплекса, выводе его из аренды у РФ. Они и сейчас продолжают работать там, сохраняя "Зенит" и ожидая модернизации его под "Байтерек", — добавил эксперт. Сколько "Протонов-М" на балансе По данным из открытых источников, в 2023 году с "Байконура" уже состоялось два запланированных пуска "Протона-М". На будущий год пока планируется три пуска с осторожной формулировкой конкретной даты — "подлежит определению". Остаётся открытым вопрос: как долго РФ намерена ещё пускать ракеты и сколько носителей у федерации имеется. Ещё семь ракет можно доукомплектовать, потратив на это определённые средства и усилия. Есть мнение, что выпуск "Протонов-М" был прекращён ещё и потому, что он лимитирован отсутствием двигателей РД-276, которые производило предприятие "Пермские моторы". По данным из некоторых источников, предприятие готово при серьёзных затратах и политической воле восстановить производство. Будет ли эта политическая воля и серьёзные затраты — это вопрос следующий", — прокомментировал эксперт в сфере космоса, главный редактор журнала "Космические исследования и технологии" Нурлан Аселкан. Он добавил, что сотрудничество СП "Байтерек" и "Казкосмоса" с российскими предприятиями на "Байконуре" при подготовке ракет к пуску и в пусковой деятельности было самым верным стратегическим решением, поскольку СП не разработчик ракет, а в лучшем случае их оператор. При этом Аселкан указал на слабые стороны совместного российско-казахстанского проекта: "Байтерек" практически втягивали, да и он сам втягивался в разные НИОКР по созданию очень перспективной и якобы очень хорошей ракеты. Сначала была "Ангара", теперь — "Союз-5".
В мае 2023 года после завершения лётных испытаний он начал использоваться по целевому назначению, благодаря чему Россия впервые в истории развернула на геостационарной орбите полную группировку из трёх гидрометеорологических космических аппаратов. В мае 2023 года с космодрома Восточный ракетой-носителем «Союз-2. Космический аппарат находится на завершающей стадии лётных испытаний. В июне 2023 года с космодрома Восточный ракетой-носителем «Союз-2. В декабре 2023 года с космодрома Байконур ракетой-носителем «Союз-2. Космический аппарат находится на стадии лётных испытаний. Кроме того, в рамках программы «УниверСат» было запущено девять космических аппаратов размерности CubeSat, информация с которых по заключению Росгидромета и Минтранса может использоваться для ведомственных задач. Они излучаются совместно с традиционными сигналами с частотным разделением в диапазонах L1 и L2. С запуском «Глонасса-К2» внедрена беззапросная квантово-оптическая система на базе отечественных квантово-оптических систем, позволяющая измерять псевдодальность в оптическом диапазоне. Обработка измерений позволяет осуществлять сравнение шкал времени бортовых и наземных стандартов на ранее недостижимом пикосекундном уровне точности. Достигнутый уровень точности является достаточным для калибровки беззапросных измерительных трактов в интересах перспективных космических аппаратов системы ГЛОНАСС, включая тракты запросных систем, межспутниковых линий, а также ионосферно-свободных линейных комбинаций измерений беззапросных измерительных средств по сигналам с частотным и кодовым разделением. В 2024 году продолжится обновление орбитальной группировки запусками спутников «Глонасс-К» и ещё одного космического аппарата «Глонасс-К2». Международное сотрудничество по спутниковой навигации В марте 2023 года в рамках российско-китайской комиссии по подготовке регулярных встреч глав Правительств учреждена подкомиссия по сотрудничеству в области спутниковой навигации, возглавляемая от российской стороны генеральным директором Роскосмоса. В октябре 2023 года состоялось первое заседание подкомиссии, на котором обсуждены вопросы реализации российско-китайских проектов по спутниковой навигации, в частности, по размещению и обеспечению стабильной работы измерительных станций на территории России и Китая, созданию совместной лаборатории времени для обеспечения взаимодополняемости системных шкал времени, разработке платформы тестирования российской и китайской системы функциональных дополнений космического базирования, проведению измерений и оценке характеристик систем ГЛОНАСС и Beidou на территории России и Китая, обеспечению стабильного функционирования совместного центра информационной поддержки пользователей двух навигационных систем, применению систем ГЛОНАСС и Beidou в различных областях экономики стран. В октябре 2023 года делегация Роскосмоса приняла участие в 17-м заседании международного комитета по глобальным навигационным спутниковым системам, на котором обсуждены и приняты рекомендации по обеспечению совместимости и взаимодополняемости систем. Результаты данного заседания представлены в Генеральную ассамблею ООН. Космические программы Союзного государства В 2023 году успешно завершена реализация научно-технической программы Союзного государства «Разработка, модернизация и гармонизация нормативного, организационно-методического и аппаратно-программного обеспечения целевого применения космических систем дистанционного зондирования Земли России и Беларуси» «Интеграция-СГ» , выполнявшаяся кооперацией российских и белорусских организаций с 2020 года. В августе 2023 года организациями Роскосмоса начата реализация российской части новой программы Союзного государства «Разработка базовых элементов орбитальных и наземных средств в интересах создания многоспутниковых группировок малоразмерных космических аппаратов наблюдения земной поверхности и околоземного космического пространства» «Комплекс-СГ». С 2013 года на постоянной основе действует совместная российско-белорусская рабочая группа, созданная Роскосмосом и Национальной академией наук Беларуси. В задачи рабочей группы входят организация детальной и качественной проработки предложений о рекомендуемых к реализации перспективных программах Союзного государства по космической тематике, поддержка и содействие дальнейшему развитию сотрудничества между организациями и предприятиями Госкорпорации и НАН Беларуси. В 2023 году в ходе заседаний рабочей группы, проводившихся в Минске на площадке НАН Беларуси, были рассмотрены актуальные вопросы рабочего взаимодействия как на уровне Роскосмоса и НАН Беларуси, так и на уровне ключевых российских и белорусских организаций, участвующих в сложившейся за многие годы сотрудничества эффективной «космической» кооперации. Основное внимание уделялось анализу и предварительному отбору поступающих материалов по формированию совместных российско-белорусских предложений о разработке новых перспективных программ и проектов Союзного государства по космической тематике. Продолжение строительства космодрома Восточный В 2023 году реализовывался комплекс мероприятий, направленных на завершение строительства объектов первой очереди космодрома Восточный, а также строительство объектов второй очереди.
Россия готовится запустить ракету «Ангара-А5»: почему это важно
К концу 2023 года серия безаварийных пусков российских ракет космического назначения выросла до 117 пусков подряд. Испытания модернизированной ракеты-носителя "Рокот" начнутся в декабре 2024 года, сообщил министр обороны Российской Федерации генерал армии Сергей Шойгу во время инспекции хода строительства и модернизации объектов инфраструктуры первого Государственного. Российская спутниковая система навигации, предназначенная для оперативного навигационно-временного обеспечения неограниченного числа пользователей наземного, морского, воздушного и космического базирования. Новый зенитный ракетный комплекс С-500 сможет сбивать спутники и другое оружие США, которое можно вывести в космос, рассказал военный эксперт Игорь Коротченко. В послании к Федеральному собранию РФ 29 февраля 2024 года президент России анонсировал демонстрацию новейших межконтинентальных баллистических ракет комплекса «Сармат».
Испытание Восточным
Список космических запусков России в 2024 году Материал из Википедии — свободной энциклопедии Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии , проверенной 11 апреля 2024 года; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии , проверенной 11 апреля 2024 года; проверки требуют 2 правки.
В том числе на геостационарные орбиты высотой порядка 36 тыс. Такие орбиты позволяют спутникам оставаться над одной и той же точкой над поверхностью Земли, что важно для систем космической связи и телевещания. После успешного старта по программе летных испытаний осталось выполнить еще три запуска «Ангары-А5». По графику опытно-конструкторские работы по этой теме завершатся в 2025 году. Испытания станут важным этапом развития космической отрасли России — Какую полезную нагрузку вывела ракета-носитель? После отделения нижних трех ступеней ракеты-носителя он осуществил дальнейший полет с макетом полезного груза для отработки схемы выведения спутников на геостационарную орбиту. Кроме того, в качестве попутной нагрузки в космос был выведен малый космический аппарат сверхлегкого класса «Гагаринец». В данном случае Ангара — это один из символов России, это мощная река, по которой проходят большие транспортные потоки.
Эти ассоциации определили выбор названия для ракеты-носителя тяжелого класса, который будет эксплуатироваться в течение длительного срока.
Если вы внимательно приглядитесь, то сможете увидеть, что коммерческих заказов почти нет. Всё это значит, что пока иностранные компании и частные лица предпочитают дистанцироваться от российской космонавтики. Кого-то пугают санкции, тогда как другие предпочитают не рисковать своей репутацией. Есть мнение, что в следующем году напряжённость спадёт, а число стартов увеличится, но пока предпосылок к этому нет. Если сравнивать количественные показатели, то Илон Макс опережает Роскосмос в 3 раза.
Важно учитывать, что в настоящее время большая часть подобных стартов связана именно с наращиванием спутниковой группировки, тогда как расширения научного потенциала стоит у SpaceX на втором месте. Что до России, то здесь не всё так гладко, как преподносится в прессе. Например, во время старта от 29 апреля в качестве полезной нагрузки значился военный спутник Космос-2555, который представлял собой новое поколение продвинутых космических тел, способных следить за военными и гражданскими объектами потенциального противника в режиме реального времени. Сразу же после запуска связь с дорогостоящим спутником была потеряна, а в итоге большая его часть сгорела в атмосфере, а остальные детали упали на Землю.
Ради этого начиная с 2025 года планируется запускать на низкую орбиту Земли по 10-12 ракет-носителей с низкоорбитальными российскими спутниками в год. Учитывая, что на борту одной ракеты в грузовом отсеке помещается около 15 спутников, к 2035 году планируется создать спутниковую группировку из более 900 спутников российского производства. Эти спутники позволят обеспечить быстрым интернетом жителей всей страны — даже в тех областях, где проводного интернета не может быть в принципе. Впрочем, лишь на покрытии России скоростным интернетом специалисты останавливаться не планируют.
На «Тополь-М» в космос! Новости российской ракетной техники
Обе стороны доказывали не голословно, а с материалами в руках». Выводы были сделаны, и в 1985 году, 12 апреля, РН стояла на стартовом столе и готовилась к полету. Была запущена 90-минутная циклограмма пуска. Но, к сожалению, отказала система расхода топлива.
Пуск был перенесен на июнь, старт состоялся, но «в результате отклонений в работе рулевых двигателей второй ступени произошел взрыв в конце активного участка». Только в октябре был запущен первый спутник - "Космос-1697". Помимо этого, с 13 апреля 1985 года по 29 июня 2007 года было выполнено 37 пусков ракеты-носителя "Зенит-2", на орбиты выведены 33 космических аппарата.
Можно летать. Но 15,16 и 17-й пуски 1990 — 1991 г. Ракета упала на пусковую установку и взорвалась.
Стартовая пусковая установка была серьезно повреждена. Наиболее вероятной причиной возгорания явилось попадание во внутреннюю полость узла качания инициатора возгорания в виде вещества органического происхождения с концентрированным выделением тепла при сгорании более 30 килоджоулей. Попадание могло произойти в процессе работ с двигателем после огневых контрольно-технологических испытаний на стенде».
Пуск состоялся. Первая ступень отработала свое запрограммированное полетное время. Однако на этапе запуска двигателя второй ступени РД-0120 произошел взрыв.
Авария привела к потерям спутника военно-технического назначения. Вновь месячная работа специалистов в комиссии, которая пришла к практически тому же выводу о чистоте трактов окислителя, но уже другого двигателя». Вот такие результаты «перестройки» и «конверсии», и распада великой страны.
Двигатель РД 170 171 по-прежнему является самым мощным в мире ракетным двигателем. С 28 марта 1999 года по 27 мая 2014 года было выполнено 36 пусков ракеты-носителя "Зенит-2S" по программе "Морской старт", на орбиты выведены 32 космических аппарата. А со стартового комплекса «Наземный старт» с 28 апреля 2008 года по 26 декабря 2017 года было выполнено 11 пусков ракет-носителей «Зенит-2SБ», на орбиты выведены 12 космических аппаратов.
А через два года, руководство S7 Space проинформировало украинское производственное объединение «Южмаш» о приостановке и планируемом в дальнейшем расторжении контракта». Интересно: РН «Зенит» разрабатывалась и для вывода пилотируемых космических аппаратов. Я хочу подчеркнуть: многоразовый космический корабль, многоразовая первая ступень РН «Зенит».
Но это — совсем другая история. Была бы РН, а уж стартовый стол для нее найдется! Лучший в мире двигатель РД-171, автоматизированный стартовый комплекс, проверенные многократно бортовые системы и установки.
Неужели все это великолепие должно пропасть из-за политики? РН "Союз 5" проект Пропало, но не совсем. Предполагается использование стартовых площадок «Зенит 2».
Владелец, компания S7, сразу после прибытия космодрома в порт, попытался продать комплекс «Росатому», но те сочли покупку нецелесообразной. В январе 2022 года глава Роскосмоса Дмитрий сообщил, что госкорпорация планирует на первом этапе найти для разделения рисков и финансового бремени зарубежного партнера, чтобы возобновить эксплуатацию «Морского старта» и обновить его систему управления для пусков ракет «Союз-5». Но политика изменила эти планы.
А что с "Наземным стартом"? На космодроме Байконур, напомню, целых 2 стартовых стола на площадке 45, один, правда, разрушен со времен аварии 1990 г. Пока не закончились ракеты-носители.
Он указал, что с начала проекта его цена выросла с 223 миллионов долларов до 1,64 миллиарда более чем в 7 раз. Также он выразил беспокойство, что Россией рассматривается возможность пусков РН «Ангара» с космодрома «Восточный», и подытожил: «Если российская сторона не будет принимать участия в финансировании и создании комплекса Байтерек на базе ракеты-носителя Ангара и не будет рассматривать вопрос о предоставлении гарантий о снижении рисков, то дальнейшая реализация проекта создания Байтерека не целесообразна». В конце 2012 г. Правда, наша сторона это не подтверждала. В конце июня 2014 г. Обидно всем. Нам — особенно, так как это НАШ уникальный стартовый комплекс. А если и получишь, взлетишь в небо вместе со всем стартовым комплексом, и остатки гептила от РН «Протон» покажутся детским лепетом. И строительство начнется в 2021 г. И, наконец, «2 июня 2017 года глава Роскосмоса Игорь Комаров сообщил СМИ, что госкорпорация намерена ускорить создание комплекса «Байтерек» путем модернизации стартового стола для ракеты-носителя «Зенит» на космодроме Байконур для проведения первого старта в 2022 год».
Деньги на модернизацию выделяет казахская сторона. В 2018 г. За Россией — сама модернизация, создание РН «Союз 5». Но уже в августе 2022 г. Не прошло и 20 лет! Поскольку с обеими стартовыми площадками появилась некоторая ясность, мы можем позволить себе рассмотреть «Союз 5» повнимательнее. Но зато «Амур СПГ» - многоразовая ракета. С сайта «Роскосмос»: «Перспективная ракета-носитель «Союз-5 разрабатывается с целью обеспечения запусков автоматических космических аппаратов на солнечно-синхронные, высокоэллиптические, геопереходные и геостационарные орбиты, в том числе с использованием разгонного блока, а также запусков пилотируемых транспортных кораблей». Модернизируются и двигатели. Как обстоят дела с разработкой и испытаниями, и созданием этой РН на сегодня?
Почему потребовалось больше 7 лет с непрерывным перенесением сроков для начала летных испытаний «Союз 5»? И даже не начала, а просто конкретного срока из уст нового руководителя «Роскосмоса»? Почему мы так долго заказывали РН в «Южмаше», несмотря на откровенно недружественный настрой соседей, ставший очевидным любому сразу после развала СССР? Ответы известны, не так ли? Русский космос первоначально вообще лишился финансирования, и около 15 лет мы работали «на дядю Сэма» и китайцев. Во время катастройки преступная политика дорвавшихся до власти сторонников рыночной экономики привела к гибели многих предприятий ВПК, общего машиностроения. На принципе «бери больше, неси дальше» далеко не улетишь. Построить новый «Южмаш» в пределах Российской Федерации, с уникальным оборудование для повторения «Зенит 2» оказалось архисложным делом, невозможным в те годы. Постепенно ситуация начала улучшаться. РН «Союз 5».
Это — три вычислительные машины, контролирующие работу двигателей. Самый мощный жидкостный ракетный двигатель в мире его тяга составляет 800 тонн проработал суммарно 1461 секунду за девять огневых испытаний без снятия с испытательного стенда». Диаметр баков РН — 4,1 м. У «Зенита 2» был 3,9 м. Больше нельзя, этот размер ограничен шириной полотна железной дороги, по которой будут перевозить ракету на космодром. Первая ступень вообще длиннее любого жд вагона. Но в сцепке «транспортирование РН «Союз 5» можно будет осуществить одним эшелоном».
То есть запуск «Амура» будет дешевле больше чем в два раза. Экономия, как утверждается, достигается за счет нескольких факторов: использование метана, что позволяет удешевить запуск и подготовку к нему за счет уже имеющихся решений; полная автоматизация запуска, что позволит сэкономить на трудозатратах; максимально облегченный стартовый комплекс, без подземного города с хранилищами на случай военных угроз, его конструкция будет упрощена, в том числе с точки зрения требований стартового стола к потенциальным нагрузкам. Когда полетит ракета «Амур»? На бумаге все это выглядит очень здорово, и если «Роскосмос» сможет удешевить запуск хотя бы до 30 миллионов долларов, это уже будет серьезный прогресс. Наземные испытания двигателей «Амура» планируется завершить к 2024 году, а первый пуск ракеты с полезной нагрузкой — сделать в 2026 году. К тому времени Илон Маск планирует запустить Starship на Марс — посмотрим, кто сдержит обещания. Вместе с новой ракетой «Роскосмос» также разрабатывает многоразовый космический корабль. Он получил название «Арго» и будет запускаться на орбиту Земли на ракете-носителе. Космический корабль сможет доставлять на МКС полезный груз массой до 2 тонн, а возвращать на Землю он сможет 1 тонну груза. Что об этом думает Илон Маск, глава SpaceX? Он положительно отреагировал на планы «Роскосмоса», заявив, что это правильная цель, и главное — сделать минимальной цену запуска ракеты. Larger rocket would also make sense for literal economies of scale. Goal should be to minimize cost per useful ton to orbit or it will at best serve a niche market. Так что свое «благословение» создатель первой многоразовой ракеты уже дал, дело за российскими инженерами.
Об идеологии нового носителя, о том, куда будет садиться и как будет обслуживаться его возвращаемая ступень, будут ли ее транспортировать роботы, об уникальности стартового стола "Амура", а также о стоимости программы, ее сроках, горячем резервировании и бессмертных двигателях рассказали в беседе с ТАСС исполнительный директор Роскосмоса по перспективным программам и науке Александр Блошенко и главный эксперт департамента перспективных программ и проекта "Сфера" госкорпорации, ответственный за реализацию проекта "Амур-СПГ" Игорь Пшеничников. Почему метан? На сегодняшний день для первых ступеней перспективных ракет-носителей разрабатываются двигатели на паре метан — кислород, планы использовать сжиженный природный газ как ракетное топливо — мировой тренд. Применять на ряде своих ракет версию двигателя "Раптор" на сжиженном газе собирается компания SpaceX. Именно метановые двигатели, считают в американской компании, должны отправить первых землян на Марс. Метан — это в первую очередь дешевое топливо, его переработка и использование широко освоено другими отраслями промышленности, что позволяет использовать уже готовые инфраструктурные решения. Например, не нужно разрабатывать какие-то особые хранилища для метана на наземном комплексе "Амура" — будут взяты стандартные конструкции ПАО "Газпром". Более того, всего в 50 километрах от Восточного в рамках контракта с Китаем строится газоперерабатывающий комплекс "Газпрома" Амурский ГПЗ , от которого на старт "Амура" достаточно протянуть ветку газопровода. Заправка ракеты топливом станет еще дешевле. Кроме хорошей "экономики", сжиженный газ имеет целый ряд технических преимуществ. Метан — самое удобное топливо для многоразовых ракет. При сгорании, в отличие от керосина, сжиженный газ дает крайне мало сажи. С метаном элементы двигателя не придется очищать от несгоревших остатков топлива. Высокая охлаждающая способность метана позволит убрать лишний нагрев двигателя во время работы. Плюс метан обеспечит больший удельный импульс.