Ораторское искусство предполагает, что оратор и его аудитория должны быть полностью совместимы друг с другом. Сегодня ораторское искусство изучать не только модно, но и во многих областях просто необходимо. Советы по ораторскому искусству. Разбираем такие важные моменты публичного выступления как целеполагание, структуру успешного выступления, работу с аудиторией и полезную литературу. Ораторское искусство перешло на новую ступень развития, улучшились технологии, а публика стала более капризной.
Секреты ораторского мастерства
Значит, человек образованный. Прочтите несколько цитат. Выберите из них самую, на ваш взгляд, удачную. Наш ум ленивее, чем тело. Франсуа де Ларошфуко 1613—1680 , французский писатель Иначе расставленные слова обретают другой смысл, иначе расставленные мысли производят другое впечатление. Красноречие — это живописное изображение мысли; если, выразив мысль, оратор добавляет к ней ещё какие-то чёрточки, он создаёт не портрет, а картину. Мы браним Цицерона за напыщенный слог, меж тем у него есть почитатели, и в немалом числе. Иные люди отлично говорят, но пишут из рук вон плохо: обстановка и доброжелательные слушатели разжигают их ум и заставляют его работать живее, чем он работает без этого топлива. Порою, подготовив речь, мы замечаем, что в ней повторяются одни и те же слова, пытаемся их заменить и только портим — настолько они были уместны; это знак, что всё надо оставить как есть: пусть себе зависть злорадствует, она слепа и не понимает, что порой повторение — не порок, ибо единого правила тут не существует.
Блез Паскаль 1623—1662 , французский мыслитель, учёный и писатель Подумайте: зачем даны годы жизни тех, кого я предлагаю цитировать? Не для того ли, чтобы вы могли сказать: «Ещё четыреста лет назад известный французский мыслитель философ, писатель, учёный говорил…» — и дальше пойдёт выученная цитата. Ещё лучше, если вы не преминете заметить: «Как вы знаете, четыреста лет назад известный вам Блез Паскаль сказал…» Пусть 90 процентов слушателей впервые слышат это имя — поверьте, они промолчат, ибо каждому хочется считать себя образованным и умным человеком, и многим неловко спросить: а кто такой Блез Паскаль и чем он знаменит? Проведите психологический опыт. Спросите своих знакомых: нет ли в их библиотеке учебника по ораторскому искусству известного оратора Индии Нянаждихаша? Запишите их ответы. Сколько человек зададут вам вопрос: а кто это, собственно, такой — Нянаждихаш? Сколько — коротко ответят вам: увы, к сожалению, нет?
Только, пожалуйста, фамилию запомните как следует и произносите её громко, чётко, с уверенностью в голосе. Обычно мы фамилии, имена, отчества произносим скороговоркой, так, что и понять сложно. А зря! Выступая на собрании, коллегии, совете директоров, на праздничном вечере, обязательно произносите фамилии, имена и отчества как можно чётче! Это действительно известный вам человек. Прочтите мою фамилию не слева направо, а справа налево. Всё поняли? А может быть, рассердились?
Составьте список вопросов: Что вам известно о Нянаждихаше? Нет ли у вас книг Нянаждихаша? Как вы относитесь к новой системе преподавания ораторского искусства Нянаждихаша, о котором однажды была большая телепередача? Можно взять любую другую фамилию свою, приятеля, начальника, подчинённого, любимого писателя. Главное, чтобы она звучала непривычно. Продолжите список вопросов, которые зададите знакомым, а может быть, и незнакомым людям. Запишите эти вопросы. А после того как зададите их другим в ходе выполнения задания, проанализируйте ответы и составьте юмористический отчёт по этому поводу.
Кто и как отвечал? Как при этом смотрел на вас? Долго ли думал? Чесал ли при этом репу? Смущался, удивлялся, а может быть, возмущался? Учитесь наблюдать за другими людьми и потом рассказывать о том, что увидели, отмечая любопытные детали, запоминая забавные словечки, и все свои впечатления записывайте, не ленитесь. Выполнили этюд — и записали. Так вы приучитесь анализировать, размышлять, подводить итоги.
А может быть, вам удастся выступить перед небольшой аудиторией пусть это будут всего лишь три-пять человек с призывом заниматься в заочной школе «Учимся говорить публично». Какой окажется ваша первая фраза? Мы ещё много раз будем возвращаться к этой теме: как правильно начать выступление? Удачное начало — залог успеха. Но пожалуйста, запомните, с каких предложений начинать не следует: — Я хочу начать своё выступление. Вы уже начали, вот и говорите сразу по существу. Зачем спрашиваете, если всё равно начнёте, не дожидаясь ответа слушателей? Хочется, так говорите, тем более что уже начали говорить.
В редких случаях, если вы уверены, что слушатели к вам относятся хорошо, такое начало допустимо. Из уважения к вам, не исключаю, в зале станет тише.
Советы для тех, кто решил овладеть ис... Обновлена 24 января 2024 37406 Советы для тех, кто решил овладеть искусством оратора Страх выступать на публике, неумение увлекательно излагать информацию или аргументированно доказывать свое мнение может стать камнем преткновения в самом перспективном начинании. К счастью, существуют простые методы развития ораторского мастерства. Евгений Звягин Автор статьи Ораторское искусство — один из ценнейших навыков, овладение которым необходимо для достижения успеха во многих областях. Без него невозможно добиться продвижения в бизнесе. Предпринимателю очень важно уметь четко излагать мысли и убеждать оппонентов в своей правоте. Кто-то рождается с талантом оратора, но таких людей крайне мало.
Большинство же упорно трудится над навыками общения. Самые знаменитые ораторы достигли небывалых высот именно благодаря постоянным тренировкам и упорному совершенствованию этого искусства. Предлагаем вашему вниманию несколько советов. Следуя им и упражняясь, вы сможете развить навыки общения и научитесь успешно выступать перед большими аудиториями. С чего начать? Как часто вы замечали, что не можете выразить свои мысли из-за недостаточного запаса слов? Причина не обязательно скрывается в необразованности и скудном словарном запасе, хотя именно эти факторы критически важны в умении убеждать собеседников и склонять их на свою сторону. Но чаще всего дело в отсутствии элементарного разговорного навыка. Большого багажа знаний и разумных мыслей недостаточно, если вы не умеете быстро подбирать нужные слова и импровизировать в зависимости от возражений оппонента.
К счастью, все можно исправить при помощи простых, но регулярных тренировок. Оставшись наедине, обратите внимание на любой предмет в интерьере — стол, комнатное растение, чайник, карандаш. Засеките время и постарайтесь хотя бы 3 минуты говорить об этом предмете. Опишите его, расскажите о характеристиках, попытайтесь доказать воображаемому собеседнику, насколько важна и полезна эта вещь, как может быть использована. Все это необходимо проговаривать, очень полезно упражняться перед зеркалом — так вы сможете следить за своей мимикой и жестикуляцией. Вначале будет смешно и непросто, но постепенно вы научитесь. Когда начнете замечать, что 3-х минут недостаточно, увеличивайте время — занимайтесь 10, 15, 20 минут. От вещей можно переходить к более серьезным темам. Проговаривайте свои впечатления о прочитанной книге, услышанной мысли или идее.
Постепенно вы научитесь и сможете уверенно высказывать мнение по любому поводу, не повторяясь, не смущаясь и приводя новые аргументы. Избавляйтесь от слов паразитов Слова паразиты — самый коварный враг ораторского искусства. Они появляются в вашей речи незаметно, в моменты, когда вы взволнованы, спешите высказать мысли или затрудняетесь подобрать нужные слова. Но постепенно и незаметно для вас начинают звучать все чаще и в конечном результате — буквально в каждом предложении. Они режут слух собеседнику, но не заметны вам. Избавиться от слов паразитов сложно, но реально. Для начала возьмите за правило время от времени записывать свою речь в непринужденной и обычной обстановке — подойдет любой разговор с близким знакомым или родственником.
Какие-то глупости предлагает автор. Нет, не глупости, а вполне серьёзные вещи. Но не советую так поступать, ибо знаю, что вам опять не захочется молчать, вы снова перенесёте выполнение задания. Вы ведь решили заниматься. Вы верите мне, преподавателю. Поэтому постарайтесь не нарушать систему занятий. Но если только из-за этого задания вы готовы прекратить занятия в нашей школе — что ж, нет правил без исключений. Только не забудьте потом вернуться к нему. Это задание только с первого взгляда кажется сложным. На самом деле оно — одно из самых простых. И одновременно самых результативных. Итак, выберите два дня для молчания. Болтушкам надеюсь, на меня никто не обидится за это слово молчать придётся четыре дня. Сообщите шёпотом или напишите на листочке всем своим домашним, знакомым, коллегам по работе, что врач запретил вам разговаривать два дня. Считайте меня своим врачом. И молчите. Молчите во что бы то ни стало. Укрощайте свои эмоции. Ну представьте себе, что вы действительно лишились голоса, — жизнь ведь на этом не кончается! Конечно, если ваша работа связана с преподаванием, у вас лекции, семинары, тогда стоит заранее оговорить с руководством школы, института, что вам придётся два дня молчать, и именно на эти дни запланировать письменные работы. Если вы продавец, то опять-таки можно попросить разрешения два дня поработать на складе. Нет безвыходных ситуаций. Если необходимо что-то срочно сказать, спросить, прокомментировать, общайтесь с помощью записок, имейте с собой листок бумаги и ручку. При этом сообщайте в записке, что слушать вам можно, а говорить нельзя. Хочу, чтобы вы мне поверили на слово: это упражнение — одно из самых важных. Выполняя его, вы научитесь преодолевать трудности в общении, разбудите свою фантазию, разовьёте способность к импровизации. Каждый учитель мечтает о таких учениках: чтобы они сначала поверили ему, выполнили задание, анализировали процесс обучения, а уж потом — обсуждали, критиковали, отрицали. Увы, многие, чтобы не утруждать себя, готовы отстаивать своё право не выполнять задания лишь по той причине, что они им не нравятся. Не нравятся — и всё тут! В этом случае мой совет: не теряйте времени, поищите себе другого преподавателя, другой курс, другие книги. Если не верите мне, не тратьте зря времени. Не занимайтесь!!! Поставил три восклицательных знака. А если бы говорил, то повысил бы голос, произнёс бы слово по слогам, громко и медленно, особенно выделив отрицание не. Сколько угодно. Кстати говоря, посмотрите в словаре слово аргументы, дайте наиболее полное его толкование. Аргументированная речь, будь то обсуждение производственных проблем, разговор о жизни, рассказ о себе, всегда точнее и убедительнее, нежели неаргументированное выступление; вы согласны? А может быть, слово аргументы заменить другим — доказательства? Поэтому ваше дурацкое упражнение делать не стану». При отрицании обычно никто выражений не выбирает. А в интернете, в говорилках, в переписке, в перепалках такое, бывает, прочтёшь. Так ответят любители демагогии, ибо каждый понимает нереальность ситуации: чтобы все люди в один день замолчали. Когда я вёл очные занятия и спрашивал, нравится или не нравится задание, то в ответ получал примерно такие объяснения: «Не нравится, а почему — объяснить не могу, не нравится — и всё тут! Теперь попробуйте спокойно отнестись к моим объяснениям. Молчать два дня трудно. Привыкший говорить без остановки молчание для него — пытка, при этом другому человеку он и слова не даёт вставить обнаружит, что, оказывается, без многих слов можно обойтись. Застенчивый после двух дней молчания отметит: некоторые окружающие его люди говорят гораздо хуже, чем он, — и ничего, живут спокойно, не краснеют, не стесняются; так чего же стесняться ему, если он может по тому или иному поводу высказаться лучше? Кто-то, пока будет два дня молчать, по-новому, как бы со стороны оценит коллег по работе.
Читайте далее: Секреты ораторского искусства и публичных выступлений Упражнения Ораторское мастерство помогает не просто контролировать ситуацию, но и управлять ею. От коммуникативных навыков оратора и правильно выстроенного диалога со слушателями зависит положительный исход любого дела. Красноречие — способность не врождённая, а приобретённая. Этот навык необходимо развивать и тренировать. Научиться свободно выражать свои мысли при помощи слов, говорить легко и непринуждённо, вызывать интерес и доверие у аудитории, можно, выполняя достаточно простые, но эффективные упражнения. При этом нужно менять тональность каждого предложения, переходя от громкого произношения к тихому и наоборот. Можно в подобной технике произносить протяжные гласные, при этом голос должен звучать ниже, чем обычно; Пересказ прочитанного Научиться формулировать мысли можно, регулярно пересказывая прочитанные тексты своими словами. При этом особое внимание необходимо уделять деталям, стараться запомнить и воспроизвести как можно больше информации; Поиск ключевых слов Поиск ключевых слов — помогает развить речевое мышление. Нужно определить, какие фразы и предложения являются ключевыми в тексте и постараться подобрать для них новые формулировки. При этом смысл и информативность слов должны сохраняться. Ещё один вариант упражнения предлагает, прочитав лишь первую часть предложения, завершить его своими словами; Перефразирование Это упражнение учит выделять основную мысль в тексте. Прочитав небольшую статью или сообщение, нужно передать содержащуюся в них информацию своими словами, при этом уменьшив размер текста до одного предложения; Простота речи Чтобы исключить частое использование одних и тех же слов слова «паразиты» , пересказываемый текст записывают на диктофон. Обнаружив при прослушивании предложения, содержащие такие слова, их необходимо проговорить несколько раз, но уже в правильной форме; Скороговорки С помощью скороговорок можно научиться говорить быстрее, сохраняя при этом отчётливое произношение; Чтение по складам Чтение по складам применяется для выработки свободного, отчётливого произношения. Необходимо медленно, по складам читать любой текст, обращая внимание на правильность и чёткость произносимых звуков. Это упражнение позволяет избавиться и еще от одного распространённого недостатка — торопливого произношения, при котором отдельные звуки или окончания слов теряются проглатываются , а речь получается скомканной и невнятной; Чтение стихов При чтении рифмованных произведений легче запоминается правильная постановка ударения в словах. Упражнения следует выполнять как можно чаще, но при этом важно делать перерыв и отдыхать, почувствовав утомление.
16 правил успешного публичного выступления
Ораторское искусство перешло на новую ступень развития, улучшились технологии, а публика стала более капризной. Какие упражнения помогут сделать речь четче и выразительнее, что поможет улучшить качество речи — в данном материале РИА ие голоса и дикции у взрослыхУмение владеть голосом добавляет человеку уверенности в себе. Сертифицированный тренер по ораторскому мастерству и технике речи, лектор Российского общества «Знание», член Ассоциации спикеров СНГ CISSA, рассказала про шесть действенных упражнений. Бесплатные Курсы Ораторское мастерство позволяют получить первое представление для новичков с нуля, для лучшего изучения рекомендуем Ораторское мастерство в онлайн-школах. 20 секретов публичного выступления от мастеров ораторского искусства.
Как развить красноречие или как стать великолепным оратором самостоятельно
Вместе с экспертом Татьяной Паниной и Анной Хамидуллиной расскажем, как овладеть искусством ораторской речи и какие уроки помогут взрослому научиться правильно и уверенно выражать свои мысли. Ораторское искусство для чайников не подлежит восприятию без всех вышеупомянутых правил и без специальной литературы по ораторскому мастерству, разработанных методик для начинающих. Ораторское искусство и техника речи Формат: видеоуроки с Youtube. Хорошая новость в том, что красивой, складной речи можно научиться.
Как овладеть ораторским искусством
Метафоры и предметы в выступлении — этот приему уже скорее из области искусства. Но если он получается, то речь сразу становится запоминающейся. Подготовка плана речи в виде интеллект-карт — изучаем, как визуально на одном листе отобразить содержание всей презентации. Как быстро сокращать и расширять план речи в зависимости от ситуации. Формулировка тезиса — как точно, ясно, понятно сформулировать тезис в выступлении, чтобы его было легко запомнить и понять.
В каких случаях лучше говорить расплывчато. Эмоциональные слайды — как через слайды передавать нужную эмоцию в зал. Как грамотно сделать слайд в виде «картинка плюс текст». Словесная импровизация — три приема, позволяющих импровизировать легко и красиво.
Изучаем несколько стратегий для импровизации. Зачины — проявляем ораторское искусство в создании ярких, нестандартных вариантов начала речи. Если хотим с самого начала привлечь внимание зрителей, то нужно начинать нестандартно. Невербальное воздействие — изучаем как то, что говорит наш язык тела, влияет на слушателей.
Как наше метасообщение может усилить или ослабить наше выступление. Сторителлинг — эта тема объединяет в себе курсы ораторского, актерского, сценарного мастерства. Учимся рассказывать истории. Изучаем сценарии, которые чаще всего используются в историях.
Дебаты — элемент из ораторского чемпионата. Соревновательный, яркий, запоминающийся блок тренинга. Как убеждать, когда тебе противостоит оппонент. Как грамотно вести спор.
Тосты — изучаем несколько стратегий создания тостов. Это то, без чего не обойтись во время праздничного застолья. Контакт глазами — как грамотно смотреть в зал, чтобы взглядом удерживать внимание слушателей. Каких ошибок важно избегать.
Визуализация цифровой информации — как грамотно переводить цифры из таблицы, в графики и диаграммы. Какая визуализация наилучшим образом подходит под тот или иной вид информации. Текстовые слайды — как грамотно сделать текстовый слайд, чтобы он не был перегруженным, сложным для восприятия.
На счёт два губа возвращается на место. На счёт три нижняя губа опускается и обнажает нижние зубы.
На счёт четыре губа возвращается. То есть губы, словно шторки: открываются и закрываются по очереди. Делайте медленно 10—15 раз. Затем, громко фыркая, выдохните со звуком: «Пффррр». Тянитесь кончиком языка по очереди к одному уху и к другому — 10 раз.
Старайтесь коснуться языком до носа, а затем до подбородка — 10 раз. И снова для сброса напряжения после тренировки изобразите фыркающую лошадку «Пффррр». Эти упражнения необходимо выполнять регулярно. А для закрепления эффекта хорошо подходит практика «говорение с препятствием». Можно зажать зубами простой карандаш или пробку от вина и проговаривать любые тексты как можно чётче.
Торопливость или, наоборот, медлительность выключают внимание собеседника. Поэтому старайтесь говорить в умеренном темпе. Для этого попробуйте переключить себя из режима «я говорю» на «я разговариваю»: то есть сфокусироваться на собеседнике и его словах. Проверяйте себя мысленно: понятно ли ему то, что вы говорите, верно ли он воспринимает вашу мысль. Возможно, следующая рекомендация покажется слишком банальной, но для развития речи действительно важно читать вслух.
Позволяет отточить интонацию, выразительность голоса и паузы. Для этого во время чтения важно обращаться внимание на знаки препинания. Запятые — это микропаузы, точки — более длинные паузы.
Можно даже в метро попробовать описать скамейку. Чем больше будет разных слов, тем лучше. Важно следить за логичным построением выражений. К примеру: «Лавка в метро рассчитана на троих. Для каждого человека есть жесткая подушка красного цвета. Корпус лавки сделан из серебристого металла.
Высота ножек примерно 40 см». И продолжать до тех пор, пока не станет сложно придумывать, о чем еще можно рассказать. Поиск синонимов. Для одного слова существует немало синонимов — близких по значению слов. Тренировать навык находить «замену» всем приходится в школе. И это важно для развития речи и красноречия. Достаточно хотя бы 3-4 слов в день, чтобы уже через неделю заметить улучшения. К примеру: «большой — значительный, громадный, великий, крупный, изрядный, порядочный, немаленький, обширный, безмерный и так далее». Маленькие устные сочинения или эпосы.
Полезное упражнение, помогающее научиться красноречиво говорить. Выбираете один предмет, человека или событие. И рассказываете о нем подробно в течение 5-20 минут. Мысли не должны повторяться. Лучше рассказывать кому-то, и отслеживать, слушает ли человек. Записи на диктофон. Столь полезный инструмент есть в любом смартфоне. При рассказе о предмете, поиске синонимов, эпосе стоит включить диктофон и потом прослушать, были ли повторения, через сколько закончились слова, когда стало сложно находить детали. По записям легче отследить результат домашней работы.
И конечно, не стоит забывать про книги. Художественная, научная, публицистическая литература помогает увеличивать словарный запас. Особенно в классической литературе можно найти множество логичных описаний разных деталей, найти большое количество синонимов и новых слов. Все это — основа развития красноречия. Полезная литература для развития красноречия Есть много полезных книг, как научиться красноречиво разговаривать. Предлагаем список из 5 произведений, полезных для всех: Х. Лиммерман «Учебник Риторики». Классический учебник по риторике от профессора Бременского Университета. В нем собрана теоретическая часть, описанная доступным и простым языком.
А также полезные упражнения для детей и взрослых. Карнеги «Как выступать публично». Известная книга от американского психолога и педагога. Эта книга — сборник наработок в области риторики и ораторского искусства, выпущенный в 1956 году. Кинг «Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно». Произведение известного тележурналиста, полностью посвященное умению общаться. Он помогает справиться с коммуникативными трудностями, дает самые простые пути развития речи.
Выпишите все буквы алфавита по вертикали. И возле каждой буквы, кроме «Ь», «Ъ» и «Ы», напишите по два слова, которые с нее начинаются. Затем, свяжите эти слова между собой одной ассоциацией.
К примеру: «кот» и «корабль» - волны, потому что кот, когда мурлыкает, выпускает звуковые волны, а корабль плавает по волнам. Составление цепочки ассоциаций. На листке пишите любое слово. И собираете к нему цепочку ассоциаций. Причем каждая следующая ассоциация — относится к предыдущему слову. Например, море — вода — жидкость — духи — запах — обоняние — нос — лицо — глаза — цвет — радуга. В итоге море ассоциируется с радугой. В эту игру можно играть коллективно. К примеру, для троих. Берете один лист.
Первый участник пишет слов — второй под ним ассоциацию и закрывает первое слово, завернув лист, третий — ассоциацию на ассоциацию. И в итоге смотрите, что получилось из первого слова. Развивать ассоциативное мышление легко в кругу друзей. Можно загадывать слово и просить участника описать его. Затем, по описанию следующий делает еще одно описание. А последний пытается угадать, что за слово было задумано. Улучшение словарного запаса Богатый словарный запас выручает даже в сложных ситуациях. К примеру, на выступлении с докладом лектору задали неудобный вопрос, не касающийся темы выступления. Диктор, благодаря начитанности, вежливости и большому запасу слов, ловко переводит беседу в нужном направлении, не выдавая личной информации и не обижая спрашивающего. Увеличить словарный запас помогут самые простые способы и упражнения: Поиск и запоминание редких слов.
Ежедневно находите редкие и практически вышедшие из употребления слова, понимаете их значение, можно погрузиться в происхождение. И запоминаете. Так, расширяется словарный запас и тренируется память. Подробное описание предметов, людей. Можно даже в метро попробовать описать скамейку. Чем больше будет разных слов, тем лучше. Важно следить за логичным построением выражений. К примеру: «Лавка в метро рассчитана на троих. Для каждого человека есть жесткая подушка красного цвета. Корпус лавки сделан из серебристого металла.
Высота ножек примерно 40 см». И продолжать до тех пор, пока не станет сложно придумывать, о чем еще можно рассказать. Поиск синонимов. Для одного слова существует немало синонимов — близких по значению слов. Тренировать навык находить «замену» всем приходится в школе. И это важно для развития речи и красноречия. Достаточно хотя бы 3-4 слов в день, чтобы уже через неделю заметить улучшения.
Основы успешного публичного выступления. Часть 1
10 лучших курсов ораторского мастерства для начинающих и опытных | Именно поэтому с 16 марта по 6 апреля лидерский отдел «Перспективы» организовал для подростков с инвалидностью онлайн-курс по ораторскому искусству «Говорить уверенно». |
Как не бояться говорить? 20 секретов публичного выступления от мастеров ораторского искусства | это умение четко выражать свои мысли, владеть вниманием публики и достигать поставленных целей. |
Курсы ораторского искусства или как стать мастером публичных выступлений
Если вы начинающий оратор и вам сложно представить, как рассказывать слушателям истории или их провоцировать, лучший способ, как завладеть вниманием аудитории — привести данные недавнего исследования. Советы по ораторскому искусству. Разбираем такие важные моменты публичного выступления как целеполагание, структуру успешного выступления, работу с аудиторией и полезную литературу. В этой статье мы собрали для вас 10 самых эффективных практических советов по ораторскому мастерству, которые позволят вам проводить вебинары с убедительной «начинкой». Сертифицированный тренер по ораторскому мастерству и технике речи, лектор Российского общества «Знание», член Ассоциации спикеров СНГ CISSA, рассказала про шесть действенных упражнений. 20 секретов публичного выступления от мастеров ораторского искусства.
Ораторское искусство для начинающих (7 упражнений)
Ораторское искусство – Watch videos online on My World. | Сегодня ораторское искусство изучать не только модно, но и во многих областях просто необходимо. |
С чего начать изучение ораторского искусства? | Ораторское искусство и как стать хорошим оратором. |
Ораторское искусство и техника речи | советы от руководителя школы ораторского искусства Алексея Соболева. |
Курс публичных выступлений и ораторского искусства | Как научиться говорить красиво: подборка видео по ораторскому искусству. |
6 упражнений по ораторскому искусству, которые из скучной речи делают великую
И здесь есть, чему учиться. Учиться нужно так же настойчиво, как читать и писать. Идти от слоя к слою. Ничто не заменит практики. Одно упражнение, сделанное со вдумчивым рассуждением, даст больше, чем десятки прочитанных книг.
Наберитесь терпения — это долгий путь. И третье. Всегда думайте о цели речи, о ее смысле. Что вы хотите донести, получить в результате?
Спросите себя. Вам будет проще, если вы будете думать о пользе для людей, к которым обращаетесь. Что вы хотите, чтобы они сделали, выйдя из зала? Сколько бы техник и приемов вы не изучили, дело не в красоте или форме слов, а в их содержании.
Как только вы ясно поймете свое «зачем», вы будете точно знать, что следует сказать. И даже без изучения науки речи, вы сможете стать убедительными, а ваша речь — сильной. Экономика образования Что такое ассертивность и как ассертивное поведение помогает в работе Где учиться ораторскому искусству Перед новичком, который только начал интересоваться ораторским мастерством, встает вопрос: где лучше заниматься, дома или с преподавателем. Александр Эпштейн рекомендует начинать обучение в группе в специальном центре, вживую, а потом добирать необходимые навыки самостоятельно.
Можно пробовать различные форматы, которые невозможно потренировать индивидуально. Допустим, провести дебаты и организовать выступления в жанре монолога с видеозаписью и последующим разбором. Аудитория и живое общение дают энергию, эмоции и обратную связь. Самостоятельно такую работу провести невозможно».
В группе можно освоить необходимую теорию, основанную на актерских или журналистских техниках, теорию с психологических факультетов. Поняв некоторую систему и методику публичных выступлений, пройдя это на практике в группе и получив обратную связь от компетентного тренера, в дальнейшем, имея эти инструменты, можно добирать навыки самостоятельно. Допустим, у человека появляется новый творческий вызов, нужно выступить на форуме или его повысили в должности. Он может обратиться за углубленными доработками, но уже имея базис, который был получен в группе.
Это идеальная картина мира. Экономика образования Что такое мастермайнд-группа и как ее организовать Практические упражнения Елена Полякова рекомендует упражнения для новичков, которые можно выполнять постоянно, не отрываясь от повседневных дел. Они направлены на развитие внутренних навыков человека — метанавыков. Читайте медленно.
Возьмите любой отрывок текста. Это может быть проза или стихи — не важно.
Если участники работают в группах, сменяйте лидеров каждой группы в течение мастер-класса. Тогда каждый сможет научиться большему и получит возможность побыть лидером. Предлагайте участникам обучить партнера тому, чему они только что научились. Это позволит закрепить навыки. Поощряйте участников делиться своими собственными историями и наблюдениями. Семинар это или мастер-класс — не захватывайте монополию на истории. Пусть люди делятся своими наблюдениями. Это создаст атмосферу дружеского общения, обсуждения и повысит отклик аудитории.
Моделируйте ситуации, о которых рассказываете. Например, вы ведете семинар по управлению персоналом, и рассказываете, как справляться с опозданиями. Покажите, как разговаривать с опаздывающими сотрудниками, на примере участника, который поздно вернулся с перерыва. Делайте это по-доброму, без насмешек. Перед началом семинара предупредите, что проведете такой опыт с каждым, кто будет опаздывать. Действуйте с добрым юмором. Разжигайте интерес, объявляя о том, что будет дальше. Перед каждым перерывом кратко скажите, чему люди смогут научиться после него. Например, вы ведете семинар по тайм-менеджменту. Перед перерывом скажите: «Вы когда-нибудь чувствовали себя беспомощным перед горой дел, которые не успеваете сделать?
После перерыва вы узнаете простую формулу из 5 шагов, которая поможет с этим справиться. Увидимся через 14 минут». Обратите внимание, что в примере сказано «14 минут», а не 15.
При этом соблюдается закон усиления, когда каждый следующий аргумент весомее и убедительнее предыдущего. Грамотный и выразительный язык. Ничто не убивает выступление так, как речь с грамматическими и орфоэпическими ошибками. Еще одна болезнь ораторов — слова-паразиты, которые способны довести слушателей до белого каления. Основа ораторской речи — ее чистота и грамотность. Объективная и полезная информация. Спикер имеет право на собственную точку зрения, которую он аргументированно доносит до аудитории, но информация должна быть проверенной, правдивой и объективной.
Баланс между эмоциями и фактами. Голые эмоции никому не внушают доверия, в то же время сухие факты и цифры слушать скучно даже подготовленной публике. Разбавляйте цифры эмоциями и интересными историями, это сделает выступление сбалансированным. Лаконичная речь. Длинный, путаный монолог с массой отклонений от темы в лучшем случае вызывает у слушателей скуку, а в худшем раздражение. Высший пилотаж, когда лаконичность сочетается с информационной емкостью. Про такие выступления говорят «каждое слово на вес золота». Научитесь жестко укладываться в регламент, так вы проявляете уважение к аудитории и тренируетесь говорить строго по делу. Уместные паузы. Особое место в устной речи уделяйте паузам.
Короткие остановки после ключевых тезисов или перед особо важной информацией задают определенный ритм, слушатель получает возможность обдумать услышанное, а спикер — собраться с мыслями. Не бойтесь пауз и не заполняйте их мычанием, эканьем и другими паразитными междометиями. Портрет аудитории. Любой оратор должен учитывать характер и состав аудитории, перед которой он выступает. Здесь тонкая грань: нужно приподнимать слушателей до своего уровня, но при этом говорить так, чтобы люди вас понимали. Сила слова в ораторском искусстве зависит от того, какое впечатление произвел на публику выступающий. Это и интонация, и внешний вид, и манера держаться. Нужно удерживать баланс, не опускаясь до панибратства или заискивания, но и не завышая планку требований к аудитории. Выступающий должен учитывать отклик аудитории. Спикер, не чувствующий «дыхание зала», никого ни в чем не убедит.
Одно из обязательных качеств хорошего оратора — гибкость, умение импровизировать. Для развития навыка импровизации нужно работать над логическим и образным мышлением, расширять кругозор и лексический запас. Чем больше вы погружены в тему выступления, тем естественней будет импровизация. Подготовленные шутки, цитаты, истории. Марк Твен. Чтобы оживить выступление, опытные спикеры делают «домашние заготовки», которые помогают разрядить обстановку, найти ключ к сложной аудитории, заполнить вынужденную паузу из-за технического сбоя. Это может быть забавная история, парадоксальный факт, шутка или анекдот в тему. Украшают речь цитаты признанных лидеров. Шутки не стоит зачитывать с листа, но чтение цитат вполне уместно. Чтобы усилить эффект от яркого изречения, выпишите его на карточку, в процессе выступления сделайте паузу, достаньте карточку и зачитайте цитату.
Дикция — залог того, что вас будут слушать внимательно. Чёткость речи обеспечивает её легкое восприятие. И в этом ключ: чем комфортнее вас слушать, тем больше внимания вы соберете на себя, тем лучше впечатление создадите. Сглатывание окончаний слов и беглое произношение делают речь сбивчивой и даже пренебрежительной. Кроме того, для красивой речи важно, насколько подвижна и раскрыта челюсть. Когда она зажата, возникает ощущение речи сквозь зубы: голос звучит тихо и невнятно. Чтобы отточить дикцию и поработать над раскрытием челюсти, необходимо уделить внимание артикуляционной гимнастике. Она поможет привести в тонус мышцы язык и губы, сделав их гибкими.
На счёт два губа возвращается на место. На счёт три нижняя губа опускается и обнажает нижние зубы. На счёт четыре губа возвращается. То есть губы, словно шторки: открываются и закрываются по очереди. Делайте медленно 10—15 раз. Затем, громко фыркая, выдохните со звуком: «Пффррр». Тянитесь кончиком языка по очереди к одному уху и к другому — 10 раз. Старайтесь коснуться языком до носа, а затем до подбородка — 10 раз.
И снова для сброса напряжения после тренировки изобразите фыркающую лошадку «Пффррр». Эти упражнения необходимо выполнять регулярно. А для закрепления эффекта хорошо подходит практика «говорение с препятствием». Можно зажать зубами простой карандаш или пробку от вина и проговаривать любые тексты как можно чётче.