Новости нарты что такое

Как проходит северное многоборье, что такое тынзян и какими еще видами спорта занимаются эвены, коряки, эскимосы, ненцы, ханты, манси, чукчи и другие народы Севера.

Этнографический словарь

  • Нарты — Википедия. Что такое Нарты
  • Как используют нарты?
  • Значение слова «нарты»
  • Как используют нарты?
  • Что такое НАРТЫ? Значение слова

Что такое нарты?

В них охотились и воевали, пасли оленей и ездили в гости. В теплое летнее время нарты не используют по прямому назначению. На них коми-зыряне, ненцы и ханты, ведущие кочевой образ жизни, складывают теплую одежду, покрывают ее сверху шкурами и так хранят ее до первого снега.

Ещё предания эти воспевают храбрость горцев, их силу и удаль, красоту, добродетель, горячее сердце и верность горянок. Есть сказания и о сотворении мира, есть и мифы о его последнем дне. Нартский эпос прославляет Человека, могучего, как сам Кавказ, и мир, с которым он един.

Не зря все нарты, погибая, становятся горами. Так что, если ты спросишь, кто такие нарты, я отвечу: нарты, это древняя и вечно молодая душа Кавказа.

Сегодня нарты популярны по всему миру и являются одним из самых распространенных видов спорта на заснеженных территориях. Их используют и для активного отдыха, и для участия в соревнованиях различного уровня сложности. Особенности игры на нартах Игра на нартах — это интересное развлечение, в котором игрок использует специальные деревянные лыжи для передвижения по снегу. Эта игра имеет свои особенности, которые делают ее уникальной. Подготовка к игре.

Игра на нартах требует определенной подготовки. Во-первых, для игры нужно иметь нарты. Они могут быть разных размеров, в зависимости от роста и предпочтений игрока. Также важно правильно надеть специальные ботинки и фиксаторы, чтобы ноги были прочно закреплены на нартах. Техника передвижения. Одной из особенностей игры на нартах является техника передвижения. Игрок должен уметь правильно отталкиваться ногами от поверхности снега, чтобы двигаться вперед.

Сoврeмeнныe искусствоведы и широкая читательская аудитория знают его как основоположника осетинской школы живописи. Он стал «отцом — основателем» Цхинвальского художественного училища, которое носит его имя. Однако чуть меньше сегодня известно о публицистической и этнографической деятельности Махарбека Туганова. Мы предлагаем читателям ознакомиться с выдержками из его статьи, которая была опубликована в 1925 году, но заставляет нас задуматься и сегодня. В этом видимо еще одна тайна десницы мастера. Подобно старым башням, в которых гнездятся лишь совы да галки и которые рушатся день за днем, осыпаясь камнями и зарастая мхом и крапивой, забываются день за днем великие творения когда-то славного, культурного народа, уходя в могилу с каждым умирающим народным певцом или сказителем преданий, порастая мхом и крапивой новизны нахлынувшей борьбы за существование. Меж тем стыдно за интеллигенцию Осетии, которая привыкая мыслить и говорить на русском языке и обучая детей былинам об Илье Муромце, Добрыне Никитиче и др. Как больно бывает слышать от интеллигентного осетина: «Да вопрос еще: осетинского ли происхождения нартовские сказания, и не принадлежат ли они в сущности кабардинцам или, может быть, грекам и т.

Конечно, в области сомнений нет границ, но надо немного уважать не только самого себя, но и свой народ, его историю, прошлое. Только уважая свой народ, можно избегнуть пустого лабиринта сомнений и неуверенности. В области народной поэзии можно говорить лишь о влиянии какого-либо народа, и потому сомневаться в том, что сказания о нартах чисто осетинского происхождения, безусловно, не приходится. Характер передачи сказаний и обрисовка действующих героев, их обычаи, жизнь нартов от колыбели до смерти, с их радостями и горем, комизмом и трагедией — все это чисто осетинское. Фантазия осетина их родила, с ними жила и им же дала соответствующий конец. По внутреннему содержанию сказания о нартах философски глубокомысленны, по внешности они монотонно таинственны, напоминая широкий разлив морей и бесконечную ширь степей. Каждый стих, начавшись широко и гладко, заканчивается как бы глухим ударом, словно ветер широких степей, разгулявшись, ударился и разбился о груды скал. Не такова ли история осетинского народа, начавшего жизнь в широких степях на берегу Дона и Азовского моря, а может быть, Днепра и Днестра, развившего некогда свою самобытную культуру и загнанного затем в трущобы гор, разбитого и раздробленного вконец среди скал.

Ю. С. ГАГЛОЙТИ. О происхождении термина нарт

Мы хотели помочь тем, кто делает добрые важные дела, рассказывать о своей работе. Актерское мастерство, основы режиссуры и сценарного мастерства, технические навыки - всем этим со слушателями делились профессионалы нашей медиагруппы. По итогам обучения НКО создали видеорассказы о своих проектах. А наша редакция выбрала семь лучших работ.

Нелишне напомнить, что чудесная чаша нартов сопоставлена с сорокаухим котлом, упоминаемым в каракалпакских и таджикских сказках и легендах, а также с наделенным магическими свойствами котлом древних саков, в котором приготовлялась жертвенная трапеза в дни равноденствия [Толстова 1984: 122, 200].

Как дает основание считать исследование Г. Большая часть эпоса посвящена их подвигам» [Дюмезиль 1976: 168]. Род Ахсартаггата считался самым лучшим из нартовских родов [Н, I: 79]. В этом плане им удалось настолько сильно потеснить своих соперников, что в некоторых сказаниях род Алагата не упоминается вовсе, а там, где упоминается, его роль почти незаметна.

Согласно одному сказанию, нарты платили дань qalon роду Ахсартаггата [НТХ: 46]. Следы названия этого рода сохранились в других национальных вариантах эпоса. В балкарских вариантах — это Схуртуклар, «Схуртуковы», в адыгских вариантах — «чужеземные нарты» — братья Шоген и Хамиш Ахснартуко, именуемые также «сыновьями и потомками Ахснарта», в вайнахских вариантах — «Архастой», или «Орхустой» — название части нартов [Дюмезиль 1976: 183, 184—186; Абаев ИЭСОЯ IV: 229—230: Гаглойти 1989а: 18, 19; Bailey 1980: 247]. Следует добавить, что, согласно ингушским сказаниям, нарт-орстхойцы были выходцами из Санибанского ущелья Северной Осетии.

От названия нарт-орстхойцев неотделимо название этнографической группы вайнахов-карабулакцев — «орстхойцы», которые еще в прошлом веке сохраняли определенную этническую индивидуальность [Гаглойти 1989а: 19]. В вайнахских сказаниях род Орстхойцев характеризуется как род храбрецов, что соответствует характеристике рода Ахсартаггата в осетинских сказаниях. Так, «сказитель Ганыж разделявший нартов и орстхойцев уверял, что орстхои были храбрее нартов» [Далгат 1972: 108]. Прежде чем перейти к характеристике следующего рода, остановимся на гипотезе П.

Произвольно связав имя героя Сирдона с древнеиндийским Индрой и приписав ему функции племенного бога «сираков-пандавов-иронов», а также связав имя Батрадза с древнеиндийским «Натараджа», якобы племенным богом «хурритов-кауравов», П. Козаев выдвинул необоснованную гипотезу, согласно которой «вражда кауравов и пандавов — Ахсартаггата и Алагата — воинов и жрецов — многочисленных против малочисленных есть отражение борьбы союзов племен, возглавляемых кавказцами-хурритами и индоариями-сираками» [Козаев 1989: 74]. Хотим подчеркнуть, что нет никаких оснований видеть в трехчастном делении нартов социально-этническую, а не социальную стратификацию. Борьба же индоариев с «кавказцами» нашла отражение в других сюжетах эпоса, о чем мы скажем ниже раздел «Нарты и страна луанцев».

He исключено, что основа bor в интересующем нас родовом названии является производной от др. Род Бората характеризуется также как самый многочисленный среди нартов. В других национальных вариантах род Бората не встречается, но упоминается герой по имени Бора: в адыгских — Бореж, букв. В адыгской народной песне встречаем словосочетание Борей хьэблэжъмэ «В старом квартале Борей» [Кумахов 1984: 224—225].

Возможно, этот факт свидетельствует о том, что адыги в прошлом знали деление нартовского села на три квартала, сохранившееся в осетинских сказаниях, одним из которых был «квартал Бората». В вайнахских сказаниях упоминается герой по имени «Чопа, сын Барата», или «Чопа Борган» [Далгат 1972: 261, 263, 275]. Подводя итоги сказанному, отметим, что следы трехчастного деления общества отчетливо сохранились и в этногонических преданиях осетин [Абаев ИЭСОЯ III: 102—103; Гаглойти 1989а], а также в общественном строе осетин-алагирцев первой половины XIX века [Бзаров 1987]. Co ссылкой на Э.

Грантовского Ю. Гаглойти пишет: «В скифском обществе лишь три основные социальные группы — военная аристократия, жречество и рядовые общинники — «были конструированы в культовой организации и ритуальных обрядах индоевропейской общины», хотя там существовали и другие группы населения, преимущественно, — неполноправные и зависимые. Остановимся на характеристике каждой фамилии в отдельности. В данном сказании Албеговы подменяют род Бората, так как «нартовское дерево» обычно растет в саду последнего рода.

В одном адыгском сказании сыном «старого Альбека» оказывается «пши Бадыноко» [там же: 247]. В абхазском эпосе встречается герой по имени «Алтар Толумбак» [ПНС: 200], или «сын Алтара Талумбакь» [Инал-Ипа 1977: 68], имя которого сопоставлено с именем Алумбега осетинских сказаний [Гаглойти 1969: 63—64]. Не исключено, что в абхазском эпосе род Албеговых совпал с родом Ацанов см. Бейли справедливо отметил, что в данном случае не может быть речи о связи с именем Ali, встречающимся в мусульманском мире [Bailey 1980: 241].

В то же время Г. Аланы испытали на себе большое влияние тюркских народов. Это влияние отразилось и на ономастике эпоса.

На них коми-зыряне, ненцы и ханты, ведущие кочевой образ жизни, складывают теплую одежду, покрывают ее сверху шкурами и так хранят ее до первого снега. Задать свой вопрос.

Появились нарты неспроста — их создали боги, чтобы навести на земле порядок и избавить людей от злых духов.

Многие нарты являются родственниками и прямыми потомками богов. Кое-кому из них посчастливилось получить от небожителей магический меч, доспехи или другой артефакт. А по некоторым исследованиям в 3 тысячелетии до н. Что совершенно точно, это было задолго до появления христианства и ислама. Интересно, что у разных народов нартский эпос — свой. У осетин, адыгов. И у каждой народности он разный, хотя и имеет общие черты с другими национальными разновидностями.

К примеру, у адыгов есть уникальный герой Адиюх, которого нет ни в одном другом эпосе. Здесь же присутствуют Ахомида и Бардыноко — герои, которых не встретишь в инородных сказаниях. У осетин уникальными героями являются Ахсар и Ахсартаг. Есть собственный нарт и у чеченцев - Пхармат. А у абхазов есть цикл преданий о Цвицве и Нарджхеу, которых не встретишь в других мифах. По нартским мифам можно получить и вполне реальные исторические сведения о жизни в древние эпохи.

Что такое нарты?

Нарты что такое Смотреть что такое НАРТЫ в других словарях.
Кто такие нарты? » АЛАНИЯинформ Смотреть что такое «Нарты» в других словарях: НАРТЫ — герои древних эпических сказаний многих кавказских народов осетин, абхазов, абазин, адыгов, убыхов, карачаевцев, балкарцев, чеченцев и ингушей.
Эпические нарты. Далекие и близкие » Газета «Республика» Раньше нарты использовались в основном для охоты и передвижения по снежным просторам, особенно в Северных странах.
Екатерина Трубицина. Время и пространство нартов - История Земли и человечества Тха дал нартам такое растение, которое они назвали нартским просо, откуда и произошло название натыф.
Значение слова НАРТЫ в Большом современном толковом словаре русского языка Нарты Ездовая нарта (чаще нарты) — узкие длинные сани, предназначенные для езды на упряжках из собак, северных оленей или (реже) передвижения муск.

Что такое нарты: определение и виды

Что такое Нарты Толковый словарь. Появились нарты неспроста – их создали боги, чтобы навести на земле порядок и избавить людей от злых духов. От названия нарт-орстхойцев неотделимо название этнографической группы вайнахов-карабулакцев — «орстхойцы», которые еще в прошлом веке сохраняли определенную этническую индивидуальность [Гаглойти 1989а: 19].

Что такое нарты

Слово «Нарты» Нарты представляют собой длинные деревянные или металлические полозья, оснащенные креплениями для обуви и тормозом для управления скоростью и направлением движения.
Кто такие нарты?. Официальный сайт Администрации Президента Республика Южная Осетия На средства ФПГ в течение 2021 года реализуется проект "Священные нарты", который направлен на сохранение традиций пяти коренных народностей.

Что такое нарты фото

И, в частности, тому, что у ненцев нарта является своеобразной единицей контроля времени и пространства. НАРТЫ, сани у народов Севера в собачьей или оленьей упряжке. Перейдем к подробностям доказательства, что нарты — это отошедшие в глубь веков древние осетины. Что такое слово «нарт»?

Екатерина Трубицина. Время и пространство нартов

Что такое нарты? Стихи? Игра? Обувь? Сани? Узнай правильный ответ на От названия нарт-орстхойцев неотделимо название этнографической группы вайнахов-карабулакцев — «орстхойцы», которые еще в прошлом веке сохраняли определенную этническую индивидуальность [Гаглойти 1989а: 19]. это отошедшие в глубь веков древние осетины. Что такое слово "нарт"? Но по косвенным данным, (например, то что нарты сидели с уаигами за одним столом и т.п.), такое предположение мне кажется вполне вероятным. Нарта — нарта ж.; = нарты I Толковый словарь Ефремовой. Что такое Нарты – на их исконной родине, то есть у осетин, и у их самых последовательных восприемников?

Физкульт-привет

Совсем просто нарты можно описать так: деревянный настил на паре длинных лыж, привязанный к собакам или оленям. Именно эти животные у коренных народов Севера были основной тягловой силой. Нарты для собак, как и для оленей, широко применялись в повседневной жизни чукчей, эскимосов, эвенков. На них перевозили нехитрую домашнюю утварь, кочуя со стадами оленей по тундре, использовали на охоте, рыбалке и даже в военном деле. Собачий транспорт незаменим в условиях тотального бездорожья. Собаки, питаясь местными кормами рыбой, мясом , обладая удивительной выносливостью и неприхотливостью к суровым условиям Севера, не имеют конкурентов в тягловой работе. Собачья упряжка за день налегке может пройти до 200 км. С грузом до 500 кг упряжка из десяти собак может ежедневно проходить до 80 км несколько дней подряд.

Олени не могут составить им конкуренцию в местах, где не растет ягель основной их корм , и в прибрежной зоне — на них по льду передвигаться весьма затруднительно. Для управления упряжкой оленей каюры использовали остол — специальный шест для управления нартами. С его помощью можно затормозить сани, повернуть их, подогнать тычком отстающее или ленивое животное. На стоянках остол втыкали между перекладинами нарт, используя его в качестве ручного тормоза. К собакам тоже применялся шест для управления нартами, но немного усовершенствованной конструкции. На его верхней части крепилось несколько металлических колец. Позвякивая ими, каюр давал направление движения упряжке, поворачивая ее в нужную сторону.

Гонки Трудные условия выживания в условиях крайнего севера и тяжелая работа требовали положительных эмоций. Именно гонки на собачьих упряжках стали прекрасным способом отвлечься от ежедневных забот и посмотреть, чьи собаки сильнее и выносливее. История гонок на собаках насчитывает не одну сотню лет, но известны они были только жителям Канады, США и России. Массовость и распространенность среди всего населения Земли им подарила золотая лихорадка. В крайне тяжелых условиях добычи золота надежной тягловой силой были только собаки. От их выносливости, способности тянуть тяжелый груз на большие расстояния зависела жизнь огромного количества людей. Сильная собачья упряжка ценилась на вес золота и была гордостью своего хозяина.

Далеко не все эти животные способны быть ездовыми. Лучшими породами для гонок считаются сибирский хаски, самоед, эскимосская лайка, аляскинский маламут, гренландская, чукотская ездовая собака и их помеси.

Длинные узкие сани, употр. Ехать на нартах. II прил. Нартовый путь. Нартенная упряжка.

Эта догадка подтверждается и тем, что Ацата считались большим родом и жили в больших селах см. Подобно тому, как вместо родового названия «Ахсартаггата» сказители часто употребляют термин «нарты», в данном случае вместо родового имени «Ацата» употреблено выражение «Большая Нарта», «большая группа нартов». Но если так, то Ацата противопоставляются всем остальным нартам, как большой род — менее крупным родам. Эта характеристика рода Ацата стоит в противоречии с другим утверждением сказителей: «Нет ацов, вымерли славные, некогда грозные ацы. Бог богов истребил их до единого. Лишь остался малютка маленький Ацамаз» [Туганов 1977: 208]. Исчезновение рода Ацата Алагата не случайно. Ведь и функциональное значение этого рода, по сравнению с другими, проявляется менее четко и объясняется это, возможно, тем, что «понятия «богатство» и «воинственность» представляются при определенных военных и экономических условиях более простыми и неизменными, чем религия, глубоко нарушенная обращением в ислам или в христианство» [Дюмезиль 1976: 173]. В какую эпоху стали тускнеть функции рода Алагата, сказать трудно. Показательно, что в ряде национальных вариантов эпоса родовое имя Алагата сохранилось. В адыгском эпосе коллективные пиршества нартов происходили в доме рода Аледжхер, Ал л ыджхьар «Алиджевых» [Дюмезиль 1976: 179]. Подобно осетинским Алагата, хранившим чудесную чашу «уацамонга», адыгские Алиджевы хранят «чашу для сана белого» сана — вино [Кумахов, Кумахова 1985: 157]. Там же, в доме Алиджа, проходил совет старейшин — хаса нартов [НКЭ: 166]. В адыгской топонимии сохранилось название каменных зданий за Кубанью — Эллигах-яунне «Дом Эллиговых» [Коков 1966: 153], связанное с названием нартовского рода Алагата. В цветовой символике индоиранцев белый цвет соответствует именно первой функции, представителями которой в эпосе являются Алагата. В адыгских вариантах сохранились и другие архаичные черты рода Алэджа, отражающие индоиранские представления о носителях первой функции, но потускневшие или вовсе исчезнувшие у осетин [Дюмезиль 1976: 180—182]. Этот же род известен балкарцам как «старший нартский род, что безгрешен», представителем которого является Алик. В доме Алика «на священной цепи» подвешен «чудесный котел» осет. В других балкарских сказаниях вместо рода встречается «семейство Алика» [Дебет: 22]. В одном балкаро-карачаевском сказании читаем: «И покуда в доме Алигата — в доме старшего над нартами рода, — на святой цепи котел висит прикован, будет крепко племя славных нартов» [КБФ: 427]. В сванских вариантах эпоса род Алагата скрывается под фамильным именем «Аликановы» [Дзидзигури 1986: 101; Гаглойти 1989а: 14]. По мнению Г. Бейли, сюда же относится название исторической области Алгети в Грузии, буквально означающее «страна народа Алг» [Bailey 1980: 247]. Несмотря на это, в абхазском эпосе упоминается «большой нартовский дом» — каменный или железный дом с железной иногда золотой большой балкой посередине, нa которой нарты подвешивали громадный общесемейный медный котел Нартаа ркуаб ду «на сто человек» [Инал-Ипа 1977: 48]. Нелишне напомнить, что чудесная чаша нартов сопоставлена с сорокаухим котлом, упоминаемым в каракалпакских и таджикских сказках и легендах, а также с наделенным магическими свойствами котлом древних саков, в котором приготовлялась жертвенная трапеза в дни равноденствия [Толстова 1984: 122, 200]. Как дает основание считать исследование Г. Большая часть эпоса посвящена их подвигам» [Дюмезиль 1976: 168]. Род Ахсартаггата считался самым лучшим из нартовских родов [Н, I: 79]. В этом плане им удалось настолько сильно потеснить своих соперников, что в некоторых сказаниях род Алагата не упоминается вовсе, а там, где упоминается, его роль почти незаметна. Согласно одному сказанию, нарты платили дань qalon роду Ахсартаггата [НТХ: 46]. Следы названия этого рода сохранились в других национальных вариантах эпоса. В балкарских вариантах — это Схуртуклар, «Схуртуковы», в адыгских вариантах — «чужеземные нарты» — братья Шоген и Хамиш Ахснартуко, именуемые также «сыновьями и потомками Ахснарта», в вайнахских вариантах — «Архастой», или «Орхустой» — название части нартов [Дюмезиль 1976: 183, 184—186; Абаев ИЭСОЯ IV: 229—230: Гаглойти 1989а: 18, 19; Bailey 1980: 247]. Следует добавить, что, согласно ингушским сказаниям, нарт-орстхойцы были выходцами из Санибанского ущелья Северной Осетии. От названия нарт-орстхойцев неотделимо название этнографической группы вайнахов-карабулакцев — «орстхойцы», которые еще в прошлом веке сохраняли определенную этническую индивидуальность [Гаглойти 1989а: 19]. В вайнахских сказаниях род Орстхойцев характеризуется как род храбрецов, что соответствует характеристике рода Ахсартаггата в осетинских сказаниях. Так, «сказитель Ганыж разделявший нартов и орстхойцев уверял, что орстхои были храбрее нартов» [Далгат 1972: 108].

Они занимаются и мирным трудом, земледелием. Существенно отличаются образы Нартов только в чечено-ингушском эпосе сохранившемся кстати фрагментарно. Исследователь Ч. Ахриев считал, что они подразделяются на две группы: высоконравственные нарты нярты и злые, коварные орхустойцы Асы и Ваны. Далгат его точки зрения придерживаются многие исследователи полагал, что наименования «нярты» и «орстхойцы» «орхустойцы» служат для обозначения одной и той же категории героев. Однако в ингушских вариантах эпоса нарт-орстхойцы вместе с ними охраняют ингушские земли от врагов, наступающих с равнин; роднятся с местными героями. В образе жизни Нартов отражены общественные отношения создателей и носителей эпоса — от родового строя до зачатков феодализма. В абхазской версии, как и в преданиях кельтов Ирландии, которые считают себя потомками богини Даны , ярче всего обнаруживаются следы матриархата. Большую семью Нартов из ста братьев и сестры Гун-ды — возглавляет их мать безмужняя Сатаней-Гуаша Се Таны-Даны кровь , обладающая неограниченным авторитетом упоминаемый в отдельных вариантах эпоса муж Сатаней-Гуаши ни в каких событиях участия не принимает. В осетинской и адыгской версиях мать Нартов Сатана Се Дана адыг. Сатаней , также играет важную роль, Нарты пользуются её мудрыми советами, но она ими не верховодит; решения по важным делам принимаются на мужском совете нихас у осетин, хаса у адыгов без её участия. В осетинской версии у Нартов, живущих родами Алаг-ата ата -отец ; Бор-ата— Бор у них праотец, соответствует германскому Бору, греческому Борею; Ахсартагк-ата , проявляются черты военной демократии Нарты входят в единую боевую дружину. В образах Нартов обнаруживаются черты мифологических персонажей. Нарты, воспринимаемые носителями эпоса как предки их народа, сопоставимы но не идентичны с племенем первых людей у семитских народов Адамом, Евой, Каином, и т. Век их существования, «героический век», — это мифическое время; так, в период создания неба и земли Сослан был мужчиной в зрелых летах, в период образования гор и рек — стариком, но ещё полным сил. НАРТЫ выступают как в роли прародителей людей, так и в роли культурных героев. Сос-лан, Сасрыква отнимает у чудовищ огонь; Пхар-мат похищает его у бога Селы Сивы у русских ; Сослан возвращает что равносильно добыванию семена проса, захваченные хтоническими существами, одаривает Нартов напитком сано; Сатана изобретает пиво, Сырдон Гвидон изготавливает для Нарт арфу; Кету-ан абх. С Сатаной связано появление первого коня и первой собаки. НАРТЫ борются с хтоническими чудовищами — драконами, великанами. Из книги «Сослан богатырь» 1959 год : «Нет у нартов ариев огня, Сослан увидел Свет во тьме, долго шёл туда, увидел дом семерых великанов. Они обрадовались нартам, сказали; что просящих огня не гонят с порога во тьму, заманили постепенно в дом всех нартов и приклеили их к скамьям волшебным клеем. Огромный «котёл» великанов кипит, и пышет паром, Великаны точат на алмазном точиле ножи. Ведь нарты, слышат страшный лязг стали, от страха замирают сердца у нартов. Только Сырдон не зашёл к великанам не сел к столу, «не приклеился». Затем перехитрил он великанов, перессорил их, они перебили друг друга. Сатана Сатаней-Гуаша способна изменять погоду; по просьбе Сатаней останавливается солнце; Сатана благодаря чудесному небесному зеркалу видит всё, что происходит на земле; Сасрыква сбивает с неба звезду, чтоб обогреть братьев; Сосруко насылает стужу, чтоб одолеть иныжа иных жителей, пришельцев великанов из темных миров , туман — чтоб победить Тот-реша; Сеска Солса ударом плети по тазовой кости великана оживляет его, он же способен превратить Терек в полноводную реку; Ацамаз игрой на чудесной свирели, полученной его отцом от небожителя Афсати, пробуждает природу; Ашамез с помощью свирели может не только возродить всё живое на земле, но и вызвать его гибель; Бидох адыг. Божественное Дыхание исцеляет своим дыханием; проклятие матери Хважарпыса абх. Многие НАРТЫ обладают даром перевоплощения, например, Сырдон оборачивается стариком, старухой, молодой девушкой, шапкой, Дзерасса осет. Джи-расса принимает облик голубя. НАРТЫ понимают язык птиц, животных. Помощники у этих героев — чудесные кони осет. Арфан, адыг. Например сказ «Как Сослан, спас Сатану»: «Полетел, Сослан в дальний поход на восток, чуть ниже облаков летит его конь равный буре в своей силе. А в тот год была в земле нартов засуха. И нарт Сырдон убедил мужчин, что это Сатана наслала засуху. И они сказали Сатане что если за неделю не будет дождя, то бросят её в озеро. Пошла Сатана к Камню, из которого родился Сослан.. И стала просить птиц, чтобы они полетели на восток и рассказали Сослану о том, что нарты хотят бросить Сатану в озеро и только ласточка пожелала помочь Сатане за спасённых птенцов, и рассказать Сослану, что его, мать хотят в пятницу бросить в озеро. Семь дней летел на своём буре-коне Сослан, и за одну ночь догнала его ласточка к восходу утренней звезды. Она всё рассказала буйному воителю Сослану и полетел он обратно. На пути его встречают разные ситуации, где он не мог, не вступится за Людей. И когда он вернулся, понял, что не успел, Сатана была уже в подземном мире. Тогда он пошёл к Борастыру повелителю этого мира и стал просить отпустить мать и вернул Борастыр Боры сын, Бора — бог скандинавских скифов её. За то, что он помогал людям, спеша на помощь матери. Вернулся сын с матерью в поселение нартов, и стали жить хорошо». На этом дело не закончилось и следующий сюжет «Как Сослан и Сырдон стали врагами» напоминает нам уже скандинавские предания: « Поставил Сырдон сына мишенью, для стрел нартов и если они не попадут в него до ночи, все участники должны были дать ему по барану. Нарты позвали тогда возвратившегося с охоты Сослана.

Что такое нарты: определение и виды

Нарты грузовые. Нарты Ханты. Нарта грузовая. Тлебица Нарты. Нарты ерыста. Нарты катчета. Нарты для собак. Сани-дровни и сани-розвальни. Сани конные дровни. Дровни крестьянские сани.

Зимние сани для лошадей. Эскимосские Нарты. Чукотские сани. Нарты волокуши чертежи. Сани конструкция. Ительменские Нарты. Нарты эвенков. Сани эвенков. Что обозначает слово нартах.

Нарты значение слова. Что такое Нарты Толковый словарь. Что означает слово Нарт. Нарта для собачьей упряжки. Тренировочные Нарты. Нарты для ездовых собак чертежи. Нарты для собак Размеры чертежи. Чертеж нарды для ездовых собак. Нарты Danler Hornet.

Спортивные Нарты. Нарты спортивные для ездовых собак. Нарты для собак чертежи. Нарты хантов и манси. Нарты народа манси. Ненецкие Нарты. Нарты средство передвижения. Ненецкая Нарта. Конструкция Нарт для собак.

Финские сани Esla t7. Финские сани из лыж. Волокуши на лыжах. Сани волокуши из лыж. Нарты Коряков. Чукотка Оленья упряжка.

Обсудить Редактировать статью Волокуши наверняка придумали раньше колеса.

Нарты - это своего рода усовершенствованная разновидность подобного приспособления. Совсем просто нарты можно описать так: деревянный настил на паре длинных лыж, привязанный к собакам или оленям. Именно эти животные у коренных народов Севера были основной тягловой силой. Нарты для собак, как и для оленей, широко применялись в повседневной жизни чукчей, эскимосов, эвенков. На них перевозили нехитрую домашнюю утварь, кочуя со стадами оленей по тундре, использовали на охоте, рыбалке и даже в военном деле. Собачий транспорт незаменим в условиях тотального бездорожья. Собаки, питаясь местными кормами рыбой, мясом , обладая удивительной выносливостью и неприхотливостью к суровым условиям Севера, не имеют конкурентов в тягловой работе.

Собачья упряжка за день налегке может пройти до 200 км. С грузом до 500 кг упряжка из десяти собак может ежедневно проходить до 80 км несколько дней подряд. Олени не могут составить им конкуренцию в местах, где не растет ягель основной их корм , и в прибрежной зоне — на них по льду передвигаться весьма затруднительно. Для управления упряжкой оленей каюры использовали остол — специальный шест для управления нартами. С его помощью можно затормозить сани, повернуть их, подогнать тычком отстающее или ленивое животное. На стоянках остол втыкали между перекладинами нарт, используя его в качестве ручного тормоза. К собакам тоже применялся шест для управления нартами, но немного усовершенствованной конструкции.

На его верхней части крепилось несколько металлических колец. Позвякивая ими, каюр давал направление движения упряжке, поворачивая ее в нужную сторону. Гонки Трудные условия выживания в условиях крайнего севера и тяжелая работа требовали положительных эмоций. Именно гонки на собачьих упряжках стали прекрасным способом отвлечься от ежедневных забот и посмотреть, чьи собаки сильнее и выносливее. История гонок на собаках насчитывает не одну сотню лет, но известны они были только жителям Канады, США и России. Массовость и распространенность среди всего населения Земли им подарила золотая лихорадка. В крайне тяжелых условиях добычи золота надежной тягловой силой были только собаки.

От их выносливости, способности тянуть тяжелый груз на большие расстояния зависела жизнь огромного количества людей. Сильная собачья упряжка ценилась на вес золота и была гордостью своего хозяина.

Например, об устройстве индоевропейского общества, как в эпосе у осетин. В их версии эпоса присутствует три главных семьи, что соответствует сословиям воинов, купцов и священнослужителей. В абхазо-адыгском эпосе ставка делается на любовь и верность родине. Балкарцы и карачаевцы больше уделяют внимания войнам и борьбе.

В их версии богатыри-нарты изначально созданы для борьбы против зла, но часто в роли зла воспринимают инородцев и охотно воюют с другими племенами. Нартский эпос Нартский эпос Главные герои Главным героем, объединяющим все циклы и национальные вариации, является Сослан — богатырь, рожденный из камня, имевший всего одно уязвимое место и от попадания в него погибший. Имена в разных версиях тоже отличаются - Сосруко Сасрыква. Но сам герой неизменно смел, силен и отважен, самоотверженно боролся он со злом, пока не умер. Героиня, кочующая из эпоса в эпос — вечно молодая красавица Сатана или Шатана. В некоторых версиях — жена родоначальника нартов Урузмага.

Она же мать всех нартов или нартиада. И, разумеется, неизменными персонажами нартских сказаний являются драконы, ведьмы, колдуны, великаны, циклопы и прочая нечисть. И не надо спорить чей нартский эпос. Каждому народу свой!!!.

Хочу выразить искреннюю благодарность каждому участнику этого проекта за их профессионализм и страсть к творчеству. Отдельные слова благодарности режиссеру Сослану Коцлову, хореографам Радиону Гуларову и Жанне Козаевой, композитору Мурату Плиеву, солистам ансамбля народного танца «Асмон» и ансамбля «Алан», нашим дорогим студентам Республиканского колледжа культуры и всем, кто вложил в этот спектакль частичку своей души. Огромное спасибо Изольде Гогичаевой, которая долгое время трудилась над невероятными и уникальными костюмами, придавшими каждому персонажу именно тот облик и характер, который отражен в сказаниях о Нартах. Спектакль — яркий пример профессионализма и плодотворного труда.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий