В соцсетях были опубликованы снимки, указывающие на возможные акты вандализма в мечети Айя-София, в которую превратили древний собор Святой Софии в Стамбуле. С момента захвата Константинополя османами в 1453 году и до 1934 года Айя-София действительно была мечетью. Стоимость билета в мечеть Айя София (Святая София) является одной из самых высоких в Турции. Это был знаковый момент в истории Стамбула и Турции, когда 24 июля 2020 года собор Святой Софии отказался от своего статуса музея и был восстановлен в своей былой славе как Большая мечеть Айя-София. Посещение мечети Айя-София в Стамбуле станет платным для иностранцев с 15 января 2024 года.
В Стамбуле увеличивают сейсмоустойчивость мечети Айя-София
Святая София в Стамбуле снова стала мечетью. Решение президента Турции вернуть статус мечети собору Святой Софии в Стамбуле вызвало бурю протестов в христианском мире. Святая София в Стамбуле снова стала мечетью. Рассказываем историю важнейшего памятника культуры, в разные годы побывавшего храмом, музеем и мечетью. Посещение мечети Айя-София в Стамбуле станет платным для иностранцев с 15 января 2024 года. Начиная с 15 января 2024 года, иностранные посетители будут обязаны оплатить вход в знаменитую мечеть Айя-София в Стамбуле.
«Мы на пороге культурной катастрофы». Храм Святой Софии в Турции хотят превратить в мечеть
alt 2 ноября 2022 года Межпарламентская ассамблея Православия (МАП) призвала ЮНЕСКО объявить собор Святой Софии в Стамбуле памятником, находящимся в опасности. бывшего патриаршего православного собора, ранее называвшегося собором Святой Софии, сообщает во вторник агентство "Анадолу". Превращение Айя-Софии в мечеть настроит христиан против ислама?
Кому на самом деле принадлежит собор?
- Собор Святой Софии в Турции снова стал мечетью
- подписаться на новости
- 2. Этапы строительства
- ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
- Без учета мнения других стран
2. Этапы строительства
- Межпарламентская ассамблея Православия призывает спасти Айя-Софию от вандалов - Азбука новостей
- Делегация ПЕА посетила мечеть Айя-София в Стамбуле - ФОТО | | Новости
- Иностранцам запретят бесплатный вход в мечеть Айя-София
- Межпарламентская ассамблея Православия призывает спасти Айя-Софию от вандалов
Главный храм и мечеть Стамбула — собор Святой Софии
Середина широкого нефа, квадратная в основании, ограничена по углам четырьмя массивными столбами, подпирающими громадные арки, и покрыта довольно плоским куполом 31 м в диаметре, вершина которого отстоит на 51 м от пола [71]. Купол состоит из сорока радиальных арок; в нижних частях межарочных промежутков прорезаны арочные окна их также 40 , благодаря чему в нижней части купола создаётся ощущение сплошного светового пояса [72]. Купол связан с перекрываемым прямоугольным в плане пространством с помощью сферических треугольников — парусов, — которые в дальнейшем получили большое распространение в мировой архитектуре [71]. К подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши, из которых средняя, служившая алтарной апсидой , глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия; к западной большой нише примыкают также три ниши; из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод , содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы , впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесённый галереей с колоннами. Подкупольное пространство с северной и южной сторон сообщается с боковыми нефами с помощью арок, поддерживаемых порфировыми и малахитовыми колоннами , вывезенными из храмов Малой Азии и Египта [71] ; под этими арками идёт ещё по ярусу подобных же арок, которыми открываются в подкупольное пространство устроенные в боковых нефах галереи гинекея , а ещё выше — громадные арки, поддерживающие купол, заделаны прямой стеной с окнами, расположенными в три ряда.
Кроме этих окон, внутренности храма дают обильное, хотя и несколько рассеянное освещение 40 окон, опоясывающих основание купола, и по пяти окон в больших и малых нишах. Центральный неф собора, алтарная часть и главный купол Внутренняя отделка храма продолжалась на протяжении нескольких столетий и отличалась особой роскошью мозаики на золотом полу, 8 зелёных яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе. Стены храма также были полностью покрыты мозаиками как сюжетные композиции, так и орнаменты. Благодаря своей величественной архитектуре и убранству главное святилище всего государства внушало мысль о мощи Византийской империи и церкви.
Этому служили и размеры храма, рассчитанного на многотысячные людские толпы, и роскошь отделки интерьера цветным мрамором и декоративной мозаикой, и великолепие церемоний, происходивших в храме. Именно в здании нового типа, в купольной базилике св. Софии, наиболее последовательно выражены характерные для византийского искусства VI в. В 1935 году с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки.
Таким образом, в настоящее время на стенах храма можно видеть и изображения Иисуса Христа и Богоматери , и цитаты из Корана на четырёх больших щитах овальной формы. На перилах верхней галереи храма можно обнаружить граффити , оставленные на протяжении всей истории его существования. Наиболее древние из них покрыты прозрачным пластиком и считаются одной из охраняемых достопримечательностей см. Мозаичный цикл[ править править код ] Значительное число мозаик Святой Софии было выполнено во времена императора Юстиниана в VI веке.
Все сохранившиеся мозаики этого периода являются орнаментальными и расположены в нартексе , нефах , галереях и главной арке [74]. Сохранившиеся мозаики с изображением человеческих фигур и ангелов были созданы после окончания иконоборчества. Эти мозаики представляют собой пример византийского монументального искусства и были выполнены с середины IX века по XIV век. Мозаики апсиды и вимы[ править править код ] Мозаичное изображение Богородицы с Младенцем Иисусом Христом в апсиде Самыми первыми мозаиками македонской монументальной живописи являются мозаики апсиды и примыкающей к ней вимы.
Манера исполнения этих мозаик роднит их с живописью VII века [75]. В апсиде помещено тронное изображение Богородицы , держащей перед собой на коленях младенца Христа. На сводах вимы по сторонам от фигуры Богородицы были изображены два архангела [76] сохранилась только мозаика с архангелом Гавриилом. По краю конхи была помещена греческая надпись почти полностью утрачена со следующим текстом: «Изображения, которые обманщики здесь низвергли, благочестивые правители восстановили» [77].
Эти мозаики были раскрыты в 1935—1939 годах. Русский паломник Антоний Новгородский , посетивший Константинополь около 1200 года, сообщал, что мозаика апсиды была создана в IX веке иконописцем Лазарем , пострадавшим в период иконоборчества, но после Торжества Православия получившим широкое признание. Хокинс в 1965 году [78] , хотя ранее Манго относил эти мозаики к более позднему времени до XI века [79]. По мнению Манго и Хокинса 1965 год эти мозаики были выполнены в 867 году.
Академик Виктор Лазарев также датировал мозаику с изображением Богородицы IX веком и так характеризовал её [77] : Архангел Гавриил мозаика свода вимы Вместо того чтобы подчинить фигуру плоскости, мозаичист располагает её так, как будто она выступает из золотого фона. В подобной трактовке живо чувствуются пережитки того античного понимания формы, которое можно было бы назвать статуарным. И столь же сильны античные отголоски в прекрасном, полном женственности лике Марии. Мягкий овал, правильной формы нос, сочные губы — всё придаёт ему земной характер.
Но в то же время он подкупает своей одухотворённостью. Не менее высоко он оценил мозаику с архангелом Гавриилом на южном своде вимы: он считал, что «рядом с никейскими ангелами этот изумительный образ представляет одно из высших воплощений византийского гения» и датировал эту мозаику IX веком. Отмечают, что мозаичист передал в изображении порывистую духовную силу, но пропорции изображения являются вытянутыми и теряются правильные очертания изображения [75]. На мозаике левое плечо архангела, чуть меньше половины ореола, верхняя часть обоих крыльев и вершина посоха не сохранились [80].
Мозаики в помещении над южным вестибюлем[ править править код ] К первому периоду создания мозаичного украшения относятся изображения в сводчатом помещении в юго-западном углу над южным вестибюлем собора. Входная стена была украшена деисусом фигура Иоанна Крестителя не сохранилась. На своде были помещены 12 фигур, из которых сохранились и могут быть идентифицированы только пророк Иезекииль , первомученик Стефан в позе оранта и император Константин. В люнетах боковых стен помещены полуфигуры двенадцати апостолов и четырёх святых константинопольских патриархов периода иконоборчества: Германа , Тарасия , Никифора и Мефодия.
Лазарев отмечает низкий уровень данных мозаик и предполагает, что их создали мастера из монашеских кругов, а сам их период создания сразу после окончания периода иконоборчества обуславливает влияние на них народного творчества [77]. Святитель Иоанн Златоуст Около 878 года в южном и северном тимпанах собора были созданы мозаики с изображением шестнадцати ветхозаветных пророков и четырнадцати святителей. Из них полностью сохранились мозаики северного тимпана с изображением Игнатия Богоносца , Иоанна Златоуста и Игнатия, патриарха Константинопольского. Мозаики этих святителей были раскрыты в 1939—1948 годах.
В дальнейшем в северном тимпане были раскрыты остатки фигуры святителя Афанасия Александрийского. Остальные мозаики не сохранились. Уровень мозаичистов, работавших над их созданием, В. Лазарев оценивает как невысокий, но отмечает [77] : Фигуры широкие и приземистые, черты лица крупные, ещё лишённые характерной для позднейших мозаик сухости и заострённости, одеяния ниспадают спокойными складками, в которых нет ничего от каллиграфической измельчённости.
Розоватого тона лица обработаны зелёными тенями, палитра строится на светлых, главным образом серых и белых, оттенках, так что в ней отсутствуют плотность и насыщенность цвета, которые отличают мозаики XI века. Входная мозаика нарфика[ править править код ] Император Лев VI преклоняет колени перед Иисусом Христом В правление императора Льва VI 886—912 люнет нарфика был украшен мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием , открытом на словах «Мир вам. Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой. По сторонам от него в медальонах изображены полуфигуры Богородицы и архангела Михаила.
Слева от Иисуса изображён коленопреклонённый император Лев VI. Несмотря на то, что композиция несимметрична фигуре Льва не соответствует никакая фигура справа , мозаика обладает строгой уравновешенной композицией: «Она осуществляется за счёт широкой полосы внизу, на фоне которой помещена фигура, не составляющая таким образом, самостоятельного композиционного пятна. Эта полоса способствует утяжелению нижней части изображения, его прочному построению» [76]. Андрей Грабар отмечает, что данная композиция является весьма редкой для императорской иконографии [82].
Вероятно, она отражает некую торжественную религиозную церемонию [75]. Эта версия основана на описанной в сочинении Константина VII Багрянородного « О церемониях » торжественной встрече императора патриархом в нарфике храма Святой Софии. Император выслушивал от патриарха «молитву входа» и затем, прежде чем войти в неф собора, трижды склонялся перед этой дверью. Также находят параллели между сюжетом мозаики и стихотворением Льва VI, в котором он описывает Страшный Суд , припадает к ногам Христа и взывает о заступничестве к Богородице и небесным силам [77].
Академик В. Лазарев так охарактеризовал мозаику поклонения императора Льва Иисусу Христу [77] : По фактуре выполнения мозаика люнеты занимает промежуточное место между мозаиками апсиды и вимы и мозаикой вестибюля св. В фигурах есть ещё типичная для искусства IX века грузность: большие, довольно массивные головы, приземистые пропорции, крупные конечности.
При этом, как отмечают местные СМИ, власти не пытаются пресечь это. По мнению специалистов, если массовое посещение Софии десятками тысяч мусульман продолжится, к 2050 году собору грозит разрушение.
Именно в нем крестилась княгиня Ольга, и в этом храм пришли послы князя Владимира, когда он выбирал веру для себя и для всей Руси. Красота собора, по преданию, предопределила выбор в пользу восточного христианства - то есть православия.
Это резкий антихристианский выпад, последствия трудно прогнозировать, но ничего хорошего нет. Это скажется на отношении к Эрдогану, Турции, поток туристов из России резко сократится. Если бы передо мной стоял выбор, поехать или нет, в прошлом году я бы поехал, в этом - нет, раз такое отношение", - отметил протоиерей РПЦ отец Александр Ильяшенко. Вот и политологи в один голос утверждают: своим решением Эрдоган не "восстанавливает справедливость", а, наоборот, открывает ящик Пандоры, выпуская на волю целую серию скандалов, грозящих обострением и так неспокойной обстановки на Ближнем Востоке и в мире в целом. На наш взгляд, история здесь глубже, мы наблюдаем внимание Вашингтона к Православной церкви. Все те церкви, которые находятся на территории восточной южной Европы, все контролируются или пытаются контролироваться Госдепартаментом, всем известна история с представлением Томоса, расколом", - говорит замдекана факультета мировой экономики и политики ВШЭ Андрей Суздальцев.
А демонстративный отказ Эрдогана и Турецкой Республики от пути и стратегии, когда-то обозначенной «отцом нации» Мустафой Кемалем Ататюрком, который, превратив Святую Софию в музей, обозначил свой курс превращения Турецкой Республики в светское государство, которое стремится к объединению с Европой.
Статус Ататюрка в Турции сопоставим, условно говоря, со статусом Ленина в СССР, его портреты — на турецких деньгах и чуть ли не в каждом втором окне. Он — один из главных национальных символов. Намеченный им путь развития государства закрыт передачей Софии. Если не навсегда, то надолго. Подробнее Изменение статуса Святой Софии — карта в очень большой политической игре, которая разыгрывается конкретным человеком со вполне серьезными и далеко идущими целями. Для всего мира Святая София — это главный памятник византийской цивилизации. Главный христианский храм, причем не только в православном мире.
Аббат Сугерий, который в 40-е годы XII века придумал и построил на окраине Парижа первый готический собор в аббатстве Сен-Дени, писал, что видел в качестве великого образца именно храм Святой Софии. Хотя, казалось бы, он не похож на готические соборы. Видимо, аббат имел в виду уникальную драматургию света, которую мы видим в Софии Константинопольской. То, что потрясло послов князя Владимира в Х веке — уникальная свето-пространственная икона, которая создавалась этим единственным в своем роде зданием. Интересно, что Юстиниан пригласил в качестве главных архитекторов не профессиональных строителей, а самых знаменитых математиков и инженеров-оптиков — Анфимия из Тралл и Исидора из Милета. Световое кольцо создавалось под куполом 40 окнами днем и ночью, транслируя в купол свет либо солнца, либо луны и звезд. Под куполом постоянно создавалось светящееся облако, световая икона Славы Божьей.
Из-за того, что купол неоднократно перестраивался, в том числе из-за землетрясений, этот эффект сейчас практически не заметен. Своды Святой Софии. Интересно, что до победы иконопочитания в IX веке в храме не было фигуративных мозаик, поскольку образ Божий создавался при помощи световой драматургии и какие-либо «картины» на стенах и сводах были излишни.
Межпарламентская ассамблея Православия призывает спасти Айя-Софию от вандалов
Чтобы им пользоваться, потребуются наушники. Если их нет, за 100 лир можно купить на месте одноразовые. Внутри собора запрещена работа гидов. Теперь информацию можно получить только из приложения.
Напомним , туристам доступна только галерея собора. Потоки туристов и паломников теперь разделили — иностранцы могут попасть в мечеть через другой вход, расположенный у фонтана Ахмеда III.
Здесь иностранные туристы смогут осмотреть сверху первый этаж мечети, а также вблизи все иконы и мозаики византийской эпохи, после чего покинуть мечеть, спускаясь по рампе. Входы и выходы на первый и второй этажи мечети Айя София Святая София теперь полностью разделены. Посещение первого этажа мечети иностранными туристами будет запрещено.
Начиная с 15 января 2024, зарубежные туристы могут совершать свои визиты, не нарушая условий для богослужений в мечети. Иностранные посетители смогут получать информацию на 23 языках при помощи аудиогидов или в приложениях для чтения QR-кода в мобильных телефонах. Билетная касса была расположена недалеко от фонтана Ахмета, а точка входа - рядом с кассой. Оплатить стоимость входного билета в мечеть можно и турецкими лирами. На объявлении в кассе указано, что текущий курс обмена установлен 0.
Таким образом, стоимость билета для посещения мечети Святой Софии примерно равна 850 турецким лирам. Бесплатно в мечеть пускают детей иностранных посетителей в возрасте 0-8 лет. Билетная касса в мечеть Вход в мечеть для иностр.
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации.
Москва, ул.
В соцсетях были опубликованы снимки, указывающие на возможные акты вандализма в мечети Айя-София, в которую превратили древний собор Святой Софии в Стамбуле. Считается, что императорские врата собора сделаны из дерева от Ноева ковчега. Турецкие власти уже распорядились провести расследование и оценить причиненный ущерб.
Выложенные в соцсети фотографии вызвали широкое возмущение в связи с тем, что Турция не может защитить памятник, включенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Привести его в надлежащий вид и привлечь виновных в вандализме к ответственности призвала Греция, где, как сообщили в МИД, "потрясены и опечалены" произошедшим.
Курсы валюты:
- Посещение мечети Айя-София в Стамбуле стало платным для иностранных туристов
- В Турции отреставрируют мечеть Айя-София
- В Турции решили сделать платным вход в Айя-Софию для иностранцев
- Регистрация
- Новости Стамбула
Мечеть Айя-София в Стамбуле
В то же время сенатор Андрей Климов заверил, что допуск христиан, в том числе из России, на территорию объекта, будет продолжен. В организации отметили, что для изменений, касающихся объекта, входящего в список Всемирного наследия, необходимо для начала уведомить ЮНЕСКО и в случае необходимости попросить проверку у комитета Всемирного наследия. Днем ранее Госсовет Турции единогласно проголосовал за изменение статуса собора на мечеть.
Отныне Айя-София, один из крупнейших в мире архитектурных памятников христианства и символ золотого века Византии, спустя 86 лет снова стала мечетью. А по ним мусульманин не может молиться в христианских храмах, так как там есть изображения людей. А это значит, что под угрозой уникальные мозаичные изображения Христа Спасителя, Богоматери, Иоанна Крестителя и ангелов, а также другие фрески и настенная живопись, украшающая интерьер Святой Софии.
Власти Турции будут взимать плату с иностранных туристов за вход в мечеть Айя-София в Стамбуле , правило начнет действовать с 15 января следующего года, заявил глава Минкультуры и туризма республики Мехмет Нури Эрсой. Министр отметил, что данное решение обосновано рекомендацией ЮНЕСКО, которая попросила создать план управления посещениями стамбульской мечети. Кроме того, Эрсой подчеркнул, что с 15 января туристы и желающие совершить молитву будут входить в Айя-София через разные входы.
О стоимости билетов не сообщается. В 2020 году собор Святой Софии решили превратить в мечеть и начать там мусульманские богослужения. Первый намаз был совершён 24 июля 2020 года.
В сентябре 2023 года в мечети начались реставрационные работы для усиления сейсмоустойчивости, вход для верующих и туристов при этом не ограничен.
Посещение мечети Айя-София в Стамбуле стало платным для иностранных туристов
Власти Турции планируют превратить в мечеть храм Святой Софии в Стамбуле — один из главных памятников христианского искусства VI века. Храм Святой Софии в Стамбуле станет мечетью. Михраб в Айе Софии, который приспособили здесь после обращения в мечеть, сдвинут от главной оси, для того, чтобы четко указывать на Мекку.
Вход в Айя-Софию в Стамбуле теперь станет платным
Теперь пора подниматься на второй этаж. Идём во второй притвор и по лестнице рампе 2 поднимаемся на верхнюю галерею. Когда-то здесь несли императрицу, поднимая её в императорское ложе. Пройдите по периметру, рассмотрите сверху нижнюю часть собора. Одновременно поищите на парапетах каменных ограждениях надписи, сделанные скандинавскими рунами. Ищите их на парапетах с южной стороны собора. Руны — это письменность древних германцев. Надписи эти были выцарапаны варяжскими наёмниками, которые служили у византийского императора по найму.
В правом южном крыле второго этажа отыщите пустующую гробницу дожа Энрико Дандоло — правителя Венеции. Это ниша в полу, которая закрыта каменной крышкой с именем дожа. На самом деле, гробница пуста — останков правителя Венеции в ней нет. Энрико Дандоло «прославился» тем, что в возрасте 97 лет, будучи почти слепым, захватил Константинополь во время четвертого крестового похода. По иронии судьбы его гробница находится в том самом соборе, в разграблении которого она лично принимал участие. По легенде, султан Мехмед II Завоеватель Фатих приказал вынуть кости бывшего правителя Венеции и выбросить их на съедение собакам. Скандинавские руны, вырезанные на каменных парапетах.
Напротив гробницы находится мозаика Последний суд. Другие две мозаики расположены в дальней части южного крыла. И ещё четыре мозаики — в северной части второго этажа. Подробное описание всех мозаик и информацию о том, где их найти в соборе, читайте ниже. Здесь часто упоминалось императорское ложе. Оно находилось на втором этаже прямо над императорскими воротами 9. В этом ложе во время богослужений сидела императрица со своими фрейлинами.
В период раннего христианства женщины и мужчины находились в соборе раздельно друг от друга. Где в соборе искать мозаики Первые мозаики появились в соборе через три века после его строительства. Некоторые хорошо сохранились до сих пор, и вы их можете увидеть. Кстати, в Стамбуле есть целый музей мозаик, которые были найдены на месте раскопок Большого дворца сам дворец практически не сохранился. Расположение мозаик в Соборе Айя-София в Стамбуле. Находится во втором притворе над императорскими воротами 9. Это в западной части собора.
На мозаике изображен Христос, который сидит на троне. В руках Он держит книгу с надписью: «Мир тебе. Я свет миру». Пред Ним преклонился император Лев VI. Изображение символизирует вечную власть, которую Господь дал императорам. Есть мнение, что император Лев VI стоит на коленях потому, что просит прощение за свой четвертый неканонический брак. Из-за этого патриарх не пустил императора в собор и не стал венчать.
Находится в правой части второго притвора над первыми воротами во двор. На мозаике слева — император Юстиниан строитель собора. В руках у него — собор Святой Софии, который он преподносит Богоматери. Посередине — Богоматерь с ребенком на руках, она сидит на троне. Справа — император Константин основатель города. В его руках — Константинополь, который он преподносит Богоматери. Мозаика «Последний суд».
Находится на полусводе над михрабом в восточной части храма. Хорошо видна практически из любой части здания — не заметить её сложно. Находится на втором этаже собора южная часть напротив гробницы правителя Венеции Энрико Дандоло. На мозаике в самом центре изображен Христос, слева — Богоматерь, справа — Иоанн Креститель. Они просят Иисуса Христа о том, чтобы Он спас людской род. Считается, что часть мозаики была уничтожена крестоносцами. Фрагмент мозаики «Последний суд».
Лик Иисуса Христа. Находится на втором этаже в восточной части собора южной галереи. На мозаике в центре изображен Христос, слева — Константин Мономах муж Зои преподносит Ему дары мешочек с деньгами , а справа — императрица Зоя преподносит дарственную грамоту. При правлении пасынка Зои лицо императрицы на мозаике было сколото. Когда Зоя вновь взошла на трон, мозаику восстановили. Кстати, сначала на мозаике был изображен второй муж Зои, но когда она вышла в третий раз замуж за Константина Мономаха, лик второго мужа скололи, заменив его ликом третьего мужа. На мозаике слева изображен император Иоанн Комнин, справа — его супруга Ирина.
Посередине Богородица. Император преподносит дары мешочек с деньгами , а императрица — дарственную грамоту. Эти мозаики расположены в нишах с северной части храма. Рассмотреть их лучше всего с южной части второго этажа. Стоять надо примерно в центре южной галереи. Режим работы. Стоимость посещения Время работы: с 09.
Музей не работает по понедельникам. Стоимость посещения: 72 TL. Можно расплатиться банковской картой. Билеты прекращают продавать за час до закрытия. Дети до семи лет проходят бесплатно. При посещении этого музея можно сэкономить, если пользоваться музейной картой. Транспорт Стамбула до остановки Султанахмет.
Дальше 5 минут прогулочным шагом через парк Султанахмет. Схема: как идти от остановки трамвая Султанахмет до музея Айя-София в Стамбуле.
А это значит, что под угрозой уникальные мозаичные изображения Христа Спасителя, Богоматери, Иоанна Крестителя и ангелов, а также другие фрески и настенная живопись, украшающая интерьер Святой Софии. Турецкие власти обещают сохранить христианские мозаики, каким именно способом, не уточняется, но вариантов не много: мозаики можно завесить тканью, но тогда они станут недоступны для предполагаемых туристов, либо мозаики снимут, поместят на гипсовые подставки и выставят в одном музеев, после чего они, разумеется, не произведут того же эффекта, как находясь внутри. Также в администрации президента Турции отметили, что открытие Айя-Софии для молитв не изменит того факта, что собор — один из объектов мирового культурного наследия в Список всемирного наследия ЮНЕСКО здание музея было включено в 1985 году , и что его смогут посещать все желающие.
Мудрость Божья — это что-то вроде проводника между Господом и человеком. В Соборе живет самый главный кот Стамбула по имени Гли. Этот кот ведет себя в соборе как настоящий хозяин и любит сидеть у Императорского места. Он также прославился тем, что его гладил президент Америки Барак Обама.
Княгиня древнерусского государства Ольга крестилась в соборе Айя-София предположительно в 957 г. Она была первым правителем Руси, принявшим крещение. В Соборе Айя-София произошли события, которые дали начало раскола церквей на две ветви: Католическую и Православную. Это произошло в 1054 году, когда во время богослужения посланник Папы Римского вручил Патриарху отлучительную грамоту. Патриарх подумал пару дней и отлучил от церкви посланника Папы Римского. С этого всё и началось. Роспись арок на штукатурке. Москва — Третий Рим. После падения Константинополя Второго Рима и после того, как главный православный храм Айя-София был переделан в мечеть, в мире фактически исчез центр православия.
Очевидно было, что преемником православия становилось набирающее силу молодое Московское княжество, потому что другого православного центра не было. Именно эта идея привела к тому, что Москву стали называть Третьим Римом. Туринская плащаница, по одной из легенд, хранилась в Айя-Софии и во время четвертого крестового похода была похищена. По преданиям, в неё было завернуто тело Иисуса Христа. В 1898 году фотограф-любитель сфотографировал плащаницу и увидел на негативах человеческий лик. Сейчас плащаница хранится в одном из соборов города Турина Италия. В 2007 году влиятельные политики и бизнесмены США возглавили движение за возращение собора обратно церкви. Пока они ничего не добились. Считается, что собор обладает колоссальной энергетикой.
Мистика собора Айя-София «Плачущая колонна», основание которой покрыто медными пластинами. Её ещё называют колонной Святого Григория. В колонне есть небольшое углубление, с которым связано одно суеверие. Надо просунуть большой палец в углубление и три раза прокрутить ладонь по кругу, касаясь ей медных листов. Если при этом Вы ощутите влагу, то загадайте желание — оно якобы сбудется. Поверье это существует с XIII века: ещё Антоний Новгородец во время своего паломничества в Константинополь писал, что к плачущей колонне приходят люди и «трутся перстами… на исцеление болезням…». Ниша, из которой раздается легкий шум. По описаниям, находится она в южной части собора. Этот феномен связывали с ещё одной легендой.
Согласно ей, в то время, когда Константинополь пал под натиском турецких войск и они ворвались в собор, в нём шла служба. Захватчики уже готовы были убить священника, читающего молитву, но в этот миг стены расступились и спрятали за собой священника. По преданию, священник и сейчас находится там и явится вновь, когда собор опять станет христианским храмом. Холодное окно — ещё одна загадка собора Айя-София в Стамбуле. Из этого окна дует прохладный ветерок, даже когда на улице очень жарко. Это окно расположено на втором этаже южная часть собора и выходит на Голубую мечеть. Этот котлован перед входом в собор Айя-София — результат раскопок более древних построек, которые располагались здесь ещё до строительства храма. Тайны затопленного подземелья собора Айя-Софии Кроме видимой части собора, Айя-София в Стамбуле имеет ещё малоизученную подземную часть. Из летописей известно, что для того, чтобы сделать фундамент, будто бы выкопали 70-метровый котлован.
Так же различные источники сообщают, что под Айя-Софией есть огромные цистерны для хранения воды и множество туннелей. По всей видимости, цистерна должна напоминать огромную Цистерну Базилику , которая находится недалеко от собора. Добраться до затопленного подземелья попытались в 1945 году американцы. Для этого они решили выкачать оттуда воду. Но как бы они ни старались, уровень воды не понижался. В итоге от идеи отказались после того, как перегорели насосы. Более успешные попытки были у турецких исследователей. Но они сразу решили, что не будут откачивать воду, а совершили несколько успешных погружений в затопленную подземную часть собора. Последний спуск произошел в 2013 г.
Какие-то легенды подтвердились, а какие-то оказались просто преувеличением. Исследование подземной части собора Айя-София. Подводники нашли места, предназначенные для захоронения. Хорошо был исследован 12-метровый колодец у главного входа. А в колодце в центральной части храма были найдены обломки очень большого светильника. В стенах были обнаружены плотно закрытые двери, открыть которые они не пытались. Возможно, за этими дверьми находятся большие цистерны для сбора воды, о которых писали путешественники прошлого. Это подтверждает и сканирование пола собора на предмет пустот. Это сканирование показало, что под полом есть огромные пустые пространства!
Также был совершен спуск в сухой каменный туннель. Из коридора идут два хода: один к площади Ипподром, второй — к дворцу Топкапы. Эти коридоры раздваиваются, и некоторые рукава заканчиваются тупиками. Но один из рукавов имеет выход во двор дворца Топкапы. Туристы входят в собор через Императорские ворота. Рекомендации по посещению и осмотру Общие рекомендации Приходить лучше всего либо к открытию музея ранним утром, либо уже ближе к закрытию, вечером, потому что днем посетителей бывает очень много. Ещё лучше посещать музей в будни, так как в выходные, особенно в высокий сезон, просто не протолкнуться. В пик посещения очередь у касс в несколько десятков метров — обычное дело. После покупки билета надо пройти проверку: каждый турист проходит через рамку металлоискателя, а рюкзак проверяют, как в аэропорту, рентгеном.
Внутри уже давно идет реставрация: часть собора Айя-София в Стамбуле от пола до потолка закрывают строительные леса. Это несколько портит впечатление. Небольшая очередь у входа в музей Айя-София. Последовательность осмотра Осмотр начинаем с первого этажа. Сначала входим через большие ворота в первый притвор, а затем — во второй притвор. Притвор — это пристройка к храму.
В 2022 году храм посетили 13,6 млн человек. Официальных данных о ее посещении по итогам прошлого года местные власти пока не распространяли. Софийский собор - памятник византийского зодчества, который был возведен в 532-537 годах по указанию императора Юстиниана. После падения Византийской империи в 1453 году он был превращен в мечеть. В 1935 году, согласно декрету правительства Турции, подписанному основателем современного турецкого государства Мустафой Кемалем Ататюрком, собор стал музеем.
Межпарламентская ассамблея Православия призывает спасти Айя-Софию от вандалов
Сообщения и материалы информационного издания Daily Storm зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор 20. На информационном ресурсе dailystorm. Минина и Д.
Фонтан для омовения, внутренний двор мечети и площадь мечети были обработаны. После процесса очистки внутри и снаружи здания была распылена розовая вода — традиционный метод, восходящий к эпохе Османской империи. Ответственный за уборку Муниципальный чиновник Фатих Йылдыз сообщил, что мечеть убирала команда из 20 человек.
Каждый вечер в течение священного месяца в мечети будет распыляться розовая вода.
Турецкая газета Sabah сообщила, что были проведены исследования для того, чтобы подготовить собор Святой Софии в качестве мечети без ущерба для христианской мозаики, фресок и икон. По информации издания, будет разработан план, при котором собор Святой Софии будет одновременно и действующей мечетью, и туристическим местом. Туристы смогут полюбоваться христианскими фресками и мозаиками в любое время, кроме совершения намаза.
Более того, они смогут посещать собор Святой Софии бесплатно. Внутри будут установлены специальные туристические коридоры, чтобы туристы не испытывали затруднений при посещении собора. А на полу будет расстелен молельный ковер с антибактериальными свойствами, специально разработанный для собора Святой Софии. Глава Управления по делам религии Турции Али Эрбаш заявил, что решение о возвращении собору Святой Софии статуса мечети имеет важное символическое значение для всего исламского мира.
Кроме того, он добавил, что собор Святой Софии должен быть не только местом поклонения для мусульман, но и местом, где будет открыта исламская духовная семинария медресе. Собор Святой Софии оставался центром православного христианства до 1453 года. После взятия Константинополя, султан Мехмед II Завоеватель превратил византийскую церковь в мечеть, которая стала символом его побед и завоеваний. Несмотря на это, османский султан распорядился сохранить христианскую мозаику, но иконы и фрески приказал замазать штукатуркой.
Мир увидел их только после проведения реставрационных работ в соборе в XX веке, когда собор Святой Софии получил статус музейного комплекса. Прошлые преобразования Первая пятничная молитва состоялась в соборе Святой Софии после завоевания Константинополя в 1453 году. Следует отметить, что собор использовался в качестве мечети на протяжении 482 лет. Он считался жемчужиной исламского мира, известной как «Великая мечеть».
Кроме того, будут разделены входы в мечеть для иностранных туристов и граждан страны, приезжающих на богослужения. Пока информации, смогут ли на службы свободно приходить иностранцы, нет. Собор Святой Софии был возведен в 537 году.
После захвата Константинополя Османской империей, в 1453-м , он был преобразован в мечеть. С 1934 года до 2020-го находился в статусе музея. Сейчас это снова мечеть Айя-София , которая до 15 января будет доступна бесплатно для всех.
Но стоимость эксплуатации такого огромного здания очень велика и продажа входных билетов — это возможность решения проблем, возникших из-за этой трансформации в 2020 году. Комментирует историк Павел Котляр: Павел Котляр историк «Превращение в мечеть началось с введения определенных элементов, связанных именно со зданием, где отправляется исламский культ. А именно: полы все застелили коврами.
В итоге пространство визуально стало значительно меньше, потому что раньше мраморные византийские полы отражали свет, то есть все теперь стало совершенно по-другому. Был завешен ряд христианских мозаик, которым 1000 лет, потому что они не должны быть в мечети.
В РПЦ назвали превращение Айя-Софии в мечеть «пощечиной христианству»
Собор Айя-София – единственная мечеть, где можно увидеть культовые каллиграфические медальоны. Мечеть Айя-София была принята османами за образец, по которому строились другие великие мечети Стамбула (значительно превосходящие её по величине). Мечеть Айя-София стала образцом для строения других мечетей Стамбула, и вплоть до XIX века никаких реставрационных работ здесь не проводилось. В Стамбуле вход в Айя-Софию станет платным с 15 января. Михраб в Айе Софии, который приспособили здесь после обращения в мечеть, сдвинут от главной оси, для того, чтобы четко указывать на Мекку. Мечеть Айя-София стала образцом для строения других мечетей Стамбула, и вплоть до XIX века никаких реставрационных работ здесь не проводилось.
Первая молитва в Айя Софии за 86 лет: загадка двойного послания Эрдогана
С 15 января 2024 года туристы будут вынуждены платить за вход в мечеть Айя-София (собор Святой Софии). «Госсовет Турции отменил решение от 1934 года о превращении Айя-Софии в музей», — передает телеканал, отмечая, что теперь Айя-София может использоваться как мечеть. Михраб в Айе Софии, который приспособили здесь после обращения в мечеть, сдвинут от главной оси, для того, чтобы четко указывать на Мекку.