Новости кто такой кощей бессмертный

На самом деле Баба-яга и Кощей Бессмертный только позже стали персонажами русских сказок.

Откуда появился Кащей Бессмертный?

Искренне считал, что сказка о Кощее Бессмертном и Василисе Прекрасной является отечественным вариантом античного мифа об Аиде и Персефоне. От кельтско-британско-ирландских мотивов мы можем проследить цепочку, в которой Кощей Бессмертный может быть прародителем царской династии Романовых. Анатомия Кощея: кем может быть бессмертный сказочный злодей с точки зрения науки. Актуальность моего исследования обусловлена тем, что Кощей Бессмертный является одним из загадочных персонажей в русских народных сказках.

Кто такие Баба Яга и Кощей Бессмертный?

Существует ошибочное мнение о том, что Кощей Бессмертный являлся Богом, представляющим подземное царство. кощей Бессмертный-ттт СПОСОБНОСТИ: Чернобог способен изменять течение времени: останавливать его, ускорять и поворачивать вспять. Кащей Бессмертный является одним из самых загадочных персонажей русских волшебных сказок. Теперь рассмотрим его кощей или кащей славянский бог славянская мифология.1 фигуру в сугубо языческом ракурсе. Кощей Бессмертный, фотокоторого по ряду причин не представляется возможным вам продемонстрировать (только рисунки) как фольклорный вымышленный персонаж наделен многими полномочиями.

Откуда взялся Кощей: гипотезы происхождения

  • Исследовательская работа "Кощей Бессмертный-кто он?" • Наука и образование ONLINE
  • СУДЬБА КОЩЕЯ ТРЕПЕТОВИЧА БЕССМЕРТНОГО
  • Папу Кощея звали Боря | Статьи | Известия
  • Больше, чем персонаж детских сказок
  • Почему Кощей бессмертный
  • Откуда пошли Личи из современного фэнтези, и при чём тут Кощей Бессмертный ​ - Аргументы Недели

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ

  • Кощей - персонаж сказок
  • Легенды и мифы — Кощей (14.04.2024) - смотреть онлайн в хорошем качестве на РЕН ТВ
  • Больше, чем персонаж детских сказок
  • Комментарии:
  • Кощей Бессмертный: кем он был на самом деле
  • Легенды и мифы — Кощей (14.04.2024)

О Кощее Бессмертном и победе над смертью (+ Видео)

Он играет роль злодея и одного из главных антигероев, в борьбе с которым главный герой получает возможность проявить удаль молодецкую, а также храбрость, мужество и отвагу. Согласно моей реконструкции в русском мифе Кощей играет роль осеннего бога , то есть персонажа, олицетворяющего осеннее Солнце. На мой взгляд, именно эта роль является ключом к его огромной популярности. Обусловлено это тем обстоятельством, что осень в климатических условиях России - крайне неприятное время года, особенно в северных регионах. Связано это с затяжными холодными дождями и туманами, способствующими развитию различных простудных заболеваний, а также с ранними ночными заморозками, приносящими большой вред сельскому хозяйству.

В этот период Кощею есть где разгуляться, поскольку он, очевидно, как любая нежить, питается жизненной энергией людей и поэтому, очень радуется, когда люди страдают и болеют, поскольку в именно в таком состоянии они наиболее уязвимы для воздействия темных чар злодея и пакостника. Однако, день его рождения, очевидно, должен приходиться на время его наибольшей слабости. Очевидно, что в этот момент года младенец-Кощей совершенно безвреден и даже забавен. В современном русском языке этот корень сохранился в глаголе пакостить.

Таким образом, наши предки считали, что Кощей буквально портит им жизнь, укорачивая лето и зачастую превращая осень в самое неприятное время года. Поскольку в славянских языках термин касть созвучен слову кость , то в имени Кащея звук "а" постепенно перешел в "о", а самого пакостника и злодея стали изображать костлявым стариком. При этом, согласно традиции, главным оружием Василиска является особый парализующий ВЗГЛЯД, вызывающий насколько сильный приступ панического страха, что любое существо, имевшее неосторожность заглянуть в глаза Василиску, немедленно умирает. Таким образом, можно предположить, что отцом Кощея является именно Василиск.

А вот бессмертные они потому, что какой бы силой не обладал добрый молодец, не сможет он добраться да злодея, ведь у него и злато, и слуги, и дива-дивные. Вот и остается горевать да на чудо наедятся. Но только появится у героя меч разящий, заберет он девицу свою, и разрубит то яйцо со смертью лютой, каким бы крепким оно не было. Вот этими кощеями и пугали наших девиц. Ведь что может быть хуже для молодой, полной сил и желания девушки, чем заточение в замок c рыхлым стариком. Родившись свободным, человек того времени, больше всего ценил этот подарок судьбы. Утратить свободу, было страшнее утраты жизни, так как обрекался человек на долгие страдания.

В Сицилии, в Пиана-деи-Гречи, участники после торжественной процессии поджигают огромный стог листвы растения ампелодезма. В другой провинции было принято сжигать факелами траву у обочины дороги, по которой шла процессия. Отголоском древних ритуалов с зеленью следует считать обряд сооружать в день успения триумфальные арки из трав, среди которых обязательно должен присутствовать базилик.

День Кощея, он же Касьянов день, приходится на 29 февраля. Если следовать правилу славянского земледельческого календаря, что каждому дню года имеется супротивный двойник, то мы заметим удивительное совпадение: день Кощея зимнего соединяется остью с днём Консуса Кощея? Остаётся добавить, что кощеев цвет — зелёный цвет растительности , Кощей набирается сил от воды об этом чуть позже , а огонь, по поверьям многих народов, обладает плодоносной силой например, во Франции, купальский костёр принято давать разжигать жениху и невесте или молодожёнам, чтобы огонь наделил их детородной силой. Вернёмся к облику Кощея. Практически скелет, смердящий от остатков гниющей плоти — пакость, грязь, логично продолжить, что это и перегной, чернозём — то, что станет питательной средой для растений, которые были упрятаны силою ли ветра, или пахаря в землю, и произрастут новыми побегами жизни. Вспомним, что в сказках Кощей получает богатырскую силу только после того, как выпьет большое количество воды после таянья снега или орошения? И ни заслуга ли его в том, что весной всё зазеленеет Кощеевым цветом — ведь это он сохранил семена?! Так не сохраняющая ли это некая сила — хранительница в таком неприглядном облике?! И если это так, то почему именно сгнивший труп — образ такого необходимого для жизни божества? Ответ, мне кажется, напрашивается сам.

Культ предков — важнейшая составляющая ведической культуры и верований. Предки — хранители и защитники, духи предков - посетители Яви в определённые циклические праздники, когда для них открываются ворота Нави, предки — такой же объект поклонения, как и само Солнце. Даже боги, по мнению некоторых исследователей культуры древних славян, несут, скорее, имена знаменитых пращуров, основателей родов и героев. К месту упомянуть, что Кощей также Кошькей, с диалектным новгородским чтением -щ- как -шьк- встречается как личное имя в берестяных грамотках XII века из Новгорода и Торжка. Поэтому не будет невероятным предположить, что Кощей — это символический собирательный божественный образ предков, прах которых служит делу сохранения и возрождения жизни после смертельно опасного периода — долгой зимы. Характерно, что символ Солнца, конь, неизменно присутствует в сказах про Кощея и Царевича. Заметим, только тогда Царевич одолевает Кощея, когда его конь становится сильнее коня противника. То есть соответственно, когда конь — Солнце весны, светит ярче и длительнее зимнего Солнца, наступает перелом в их поединке. Солнцу всегда помогал младший брат, огонь.

Афанасьев считал, что оно происходит то ли от «кость», то ли от «кощуны» — колдовства. Другие ученые, склонные видеть в русских словах заимствования из языков соседних народов, считали, что имя живого скелета происходит от тюркского слова, означающего «раб, слуга». Если раб, то — чей? Ведь в русских сказках не упоминается хозяин Кощея. Этот живой скелет может оказаться в плену у Марьи Моревны, но как прикованный цепями к стене пленник, вовсе не слуга. Как у русского Кощея могло оказаться тюркское имя? Что означает его смерть, покоящаяся в ларце то ли под заветным дубом, то ли на дне морском? При чем тут звери-помощники?.. Словом, вопросов возникает множество, а ответов однозначных нет. Может, все-таки прав был Афанасьев, когда возводил имя Кощея к кощунам, то есть называл его, таким образом, волшебником. Ну действительно, кто еще смог бы продлить свою жизнь настолько, чтобы люди стали его величать Бессмертным? Конечно, всемогущий маг. Или человек, который обратился за помощью к демоническим силам, как, скажем, Фауст. Но Кощей в сказках вовсе не волшебник и не человек, он сам, скорее всего, относится к демоническому миру. Так что и объяснение Афанасьева страдает приблизительностью и неточностью. Быть может, самой интересной догадкой является предположение Л. Алексеевой, которая в «Полярных сияниях в мифологии славян» написала: «Несомненно, к единому миру мертвых и холода относится Карачун. Его предположительно считают зимним славянским божеством, сохранившим черты олицетворения смерти. При этом белорусские верования уточняют, что Карачун сокращает жизнь и является причиной внезапной смерти в молодом возрасте. Для нас важно, что этот образ связан с объективным и четким природным фактором: Карачун — не только имя злого духа, но еще и название зимнего солнцеворота и связанного с ним праздника. Для слежения за Солнцем нужна определенная научная квалификация если не всех, то хотя бы некоторых членов общества волхвов. Кроме того, имя божества вводит нас в круг развернутых сюжетов восточнославянской волшебной сказки: Карачун — это одно из наименований Кощея Бессмертного». То есть, по Алексеевой, Кощей — это бог смерти от холода, и бог, или, скорее, демон, очень древний. Чтобы его одолеть, нужно как бы раскрутить колесо времен вспять, вернуться к самому началу мира, когда и появился на свет Бессмертный. Тогда понятно, отчего в сказке последовательно появляются: бурый медведь — властелин лесов, затем птицы — ястреб и утка, которую часто можно увидеть в северной тундре. Вслед ними, обитателями земли и воздуха, появляется водная жительница, рыба, в данном случае — щука. Может быть, когда-то давным-давно это была не щука, а совсем другая рыба? Скажем, белуха, живущая в приполярных областях.

Кощей Бессмертный: "змеиный" богатырь

Кощей | Фантастические существа вики | Fandom Того, кто хранил эти бессмертное наследие, называли «КОщеем».
Кощей Бессмертный – языческий бог славянской мифологии или сказочный герой? Кощей Бессмертный Происхождение Кощея Кощей Бессмертный — один из самых известных персонажей русского фольклора, но его происхождение и история не так просты, как кажется.

Читайте также

  • Добрый день!
  • Кощей Бессмертный — Неолурк, народный Lurkmore
  • Кощей Бессмертный, ты кто?
  • Кощей Бессмертный: кем он был до того, как стал живым мертвецом

Родословная Кощея бессмертного

Неуспешный дамский угодник Как правило, все активности Кощея строятся вокруг молодых девушек. Кощей использует в завоевании их любви одну и ту же провальную тактику: сначала он эффектно похищает девушку, затем безуспешно старается добиться близости, а, не добившись, превращает сказочных красавиц в лягушек или змей. Кощей Галантный Правда, был единственный случай, когда Кощею дама ответила взаимностью. В былине «Об Иване Годиновиче» Бессмертный с экзотическим отчеством Трипетович предстает галантным, куртуазным кавалером, сватаясь к черниговской княжне Марье Дмитриевичне. Его соперником выступает вероломный Иван Годинович, который похищает невесту Кощея и увозит в чисто поле. Нагнав похитителя, Кощей Трипетович вновь просит Прекрасную Марью стать его законной супругой. И она соглашается. Счастливая пара привязывает вероломного Ивана к дубу, а сами уходят предаваться любовным утехам в шатер. Затем прилетает ворон и начинает каркать влюбленным, что быть Марье Дмитриевичне не Кощеевой женой, а супругой Ивана Годиновича.

Главная героиня Марья Моревна в сказке предстает могучей воительницей, а Ивану-царевичу помогают его родственники по женской линии — мужья сестер. Однако чаще всего сказочный Кощей обитает в своем царстве — царстве мертвых.

Традиционно злодей крадет девушку, чтобы жениться на ней. Смерть происходит оттого, что дух-похититель возлюбил живого и унес его в царство мертвых для брака. Пропп, как и многие другие исследователи, считал Кощея своеобразной вариацией сказочного змея, который так же живет в пещере, в горах, в подземелье или в Тридесятом царстве, так же «налетает вихрем» и крадет красавиц. Кощей Бессмертный и Змей Горыныч часто исполняют в сказках одну и ту же функцию. Эти персонажи — повелители загробного мира, куда, по древнейшим представлениям, должен был спуститься человек, чтобы обрести магические способности. У первобытных племен существовали ритуалы инициации, которые сводились к «путешествию» в потусторонний мир. Юноша, прошедший этот обряд, считался вернувшимся с того света и получал право жениться. Особую инициацию проходили и девушки, ее отголоски также сохранили волшебные сказки. В более ранних материалах она отбита у змея женихом. Таким образом она имеет как бы два брака: один насильственный со зверем, другой — с человеком, царевичем.

Владимир Пропп, «Исторические корни волшебной сказки» До наших дней дошли тексты, в которых похищенную Кощеем женщину выручает ее сын.

Так он и жил — богатство копил, с соседями ссорился да экономил на всем. Однажды к дому Кощея тогда ещё Иннокентия, а попросту — Кешки пришёл древний старик и попросил приюта на ночь. На удивление, Кешка пустил старика к себе ночевать, даже сухарями угостил. Утром старик спросил у хозяина: — Благодарствую за ночлег. Чём благодарить тебя? А вечной жизнью не одаришь? Да золотом? Будешь жить вечно, богатство своё копить, да в одиночестве!

Зачем мне кто-то? С ними же делиться надо! Захочешь отказаться от моего дара — вот тебе ларец хрустальный, в нем ключ, по нему меня и найдёшь коли сильно надо будет. А не найдёшь — значит и не надо, — и старик протянул Кешке хрустальную шкатулку. Как звать — то тебя? Вечность меня звать, — хихикнул старик и пропал с глаз долой. Спустя сотню лет Кеше прозванному Кощеем за жадность, пришлось уехать из родного городка, так как нестареющий сосед вызывал массу суеверных слухов и подозрений. Ещё сотню лет Кощей перемещался с места на место, пока не пришёл к выводу, что жить среди людей ему будет очень сложно. Он нашёл в глухом лесу пещеру и начал делать из неё себе удобное жилище, благо времени и денег у него было в избытке, так как ни от того, ни от другого он, при всем желании, не мог избавиться.

Все попытки открыть хрустальный ларец были бесполезны — ларец не открывался и не разбивался. К тому времени, когда Кощей превратил свою пещеру в огромный дворец, он пришёл к выводу, что богатство не имеет ценности само по себе. Он давно стал нормально есть, но так и оставался худым как щепка, заводил себе животных, в том числе и диких, но все они убегали от него. Грустно было Кощею и одиноко. Утешение он находил в книгах, которые скупал по всему миру, читал их все, выучил все известные языки, включая язык зверей и птиц. Периодически, нарушая тоскливое однообразие, приходили «добры молодцы» «Кощея воевать». Кощей с радостью принимал гостей, угощал, просвещал тех, кто пришёл за богатством, чем это грозит. Тем, кто хотел учиться, Кощей щедро давал денег на учёбу, звал в гости ещё. На четвёртом столетии Кощей нашёл в лесу сироту Василису.

Поговорил, позвал к себе жить.

В общем, всё равно супружеское счастье для костлявого остаётся недостижимым. Обряд инициации У большинства древних народов существовали обряды посвящения подростков во взрослую жизнь. Часто они были очень суровыми и символизировали ритуальную смерть молодого человека.

Таким образом он должен был умертвить в себе свои слабости, страхи, недостатки, чтобы доказать право на создание семьи, способность заботиться о ней, продолжать свой род и приносить общине пользу. Конечно, самые сложные испытания выпадали на долю молодых парней. Их зарождающаяся мужская сила, необузданная ярость, дух соперничества и непреодолимый инстинкт размножения нуждались в суровой огранке. Во многих славянских племенах подростков лишали всех благ цивилизации и изгоняли в лес.

Там подростки сбивались в общины и учились обеспечивать себе кров, еду, одежду, приспосабливались выживать в суровом мужском обществе, выстраивать иерархию. Сочтя, что достигли взрослости, они могли вернуться к людям, но снова проходили суровое испытание. Если выдерживали, то удостаивались звания мужчины и могли жениться. Девушек часто тоже вывозили в отдалённые лесные избушки.

Но их инициация проходила мягче и была связана с ведением хозяйства. Так молодые люди символически умирали в своих детских ипостасях и возрождались во взрослых. В сказках этот переход получил несколько классических сценариев. Смерть любящих родителей и появление злой мачехи, которая устраивает испытания.

Негативные обстоятельства — засуха, падеж скота. Они заставляют идти за помощью. Вмешиваются злые люди или колдуны, вынуждают пройти испытания. На пути обязательно появляются непроходимые дремучие леса, огненные реки и другие проблемы.

Персонаж сталкивается с охранниками входа в царство мёртвых: Бабой Ягой или перевозчиком на лодке через реку. Или с тем же Кощеем. Герою помогают волшебные помощники — звери и люди. Они символизируют силу рода и предков, которые охраняют своих потомков.

Используются волшебные предметы. Это дары, таланты, которые человек учится применять себе во благо. Не такой уж бессмертный Постер к фильму «Последний богатырь» 2017. Фото: Kinopoisk.

Несколько веков злодею удаётся мучить людей исключительно потому, что его смерть находится отдельно от тела. А где — не знает никто. Кроме самого повелителя мёртвого царства. Всё вместе и делает его в глазах людей неубиваемым.

Кощей Бессмертный - кто он? Теории происхождения народного антигероя

кощей Бессмертный-ттт СПОСОБНОСТИ: Чернобог способен изменять течение времени: останавливать его, ускорять и поворачивать вспять. Кащей Бессмертный является одним из самых загадочных персонажей русских волшебных сказок. Роли Кощея Бессмертного и Бабы Яги в них сыграл замечательный русский актер театра и кино Георгий Францевич Милляр (1903—1993). Мой проект «Кто такой Кощей Бессмертный» посвящён личности Кощея Бессмертного в русском фольклоре.

Кощей Бессмертный: кем он был до того, как стал живым мертвецом

Веб Рассказ. Кто такой Кощей Бессмертный? | Блоги на Разумей.ру Существует ошибочное мнение о том, что Кощей Бессмертный являлся Богом, представляющим подземное царство.
Кто такой кощей бессмертный Кощей Бессмертный (Кащей Бессмертный) — отрицательный персонаж русских сказок и в русском фольклоре.

Бог, колдун и раб: кем на самом деле был Кощей Бессмертный в фольклоре

А как Кощей стал бессмертным? Может, просто Кощей с помощью обряда или более могучих сил получил своё бессмертие путём того, что душа Кощея заперта в игле. То есть, душа бессмертного не может отойти на тот свет. И старое тело мумифицировалось без души, но разрушиться дальше оно не может, поскольку душа Кощея по-прежнему на земле. И что тогда выходит? А то, что чёрствость Кощея и озлобленность связаны с тем, что сам он неполноценен по причине разделения своей сущности, на составляющие. Это цена за бессмертие для самого Кощея. Смерть, которая лежит отдельно от бессмертного хозяина - Ахиллесова пята.

Если попытаться составить сказочный хронометраж, то получится, что Кощей был неким колдуном, в некоторых гипотезах его ассоциирует с Карачуном. Карачун — это чёрная смерть. Давайте примем, что Карачуном Кощей был до принятия своего бессмертия. Карачун — маг, ставший на тёмную сторону. Карачун, картинка из сети Этот маг стремился обрести могущество любым путём? Думается мне, что обретя некоторую силу, колдун разорвал связи с близкими людьми, быть может, принёс их в жертву и потерял часть своей души - сострадание. Это как человек, предавший Родину за домик у моря и счёт в швейцарском банке.

Только Карачун получил не временные материальные блага, а силу - колдовство. Но прошло время, и понял Карачун главное, что как ни копи мощь и знания, главного не хватит, а именно — жизни — она коротка. Даже власть с собой не заберёшь на тот свет. И здесь сам он вышел на более мощную сущность, или на него вышли, но Карачуну предложили бессмертие. Предложивший попросил от Карачуна плату. Нет не душу, сущность в качестве платы предложила Карачуну за службу бонус - бессмертие. Служба состояла в том, чтобы быть хранителем мёртвых.

Так что и объяснение Афанасьева страдает приблизительностью и неточностью. Быть может, самой интересной догадкой является предположение Л. Алексеевой, которая в «Полярных сияниях в мифологии славян» написала: «Несомненно, к единому миру мертвых и холода относится Карачун. Его предположительно считают зимним славянским божеством, сохранившим черты олицетворения смерти.

При этом белорусские верования уточняют, что Карачун сокращает жизнь и является причиной внезапной смерти в молодом возрасте. Для нас важно, что этот образ связан с объективным и четким природным фактором: Карачун — не только имя злого духа, но еще и название зимнего солнцеворота и связанного с ним праздника. Для слежения за Солнцем нужна определенная научная квалификация если не всех, то хотя бы некоторых членов общества волхвов. Кроме того, имя божества вводит нас в круг развернутых сюжетов восточнославянской волшебной сказки: Карачун — это одно из наименований Кощея Бессмертного».

То есть, по Алексеевой, Кощей — это бог смерти от холода, и бог, или, скорее, демон, очень древний. Чтобы его одолеть, нужно как бы раскрутить колесо времен вспять, вернуться к самому началу мира, когда и появился на свет Бессмертный. Тогда понятно, отчего в сказке последовательно появляются: бурый медведь — властелин лесов, затем птицы — ястреб и утка, которую часто можно увидеть в северной тундре. Вслед ними, обитателями земли и воздуха, появляется водная жительница, рыба, в данном случае — щука.

Может быть, когда-то давным-давно это была не щука, а совсем другая рыба? Скажем, белуха, живущая в приполярных областях. Если это так, то в сказке мы движемся не только в пространстве с юга на север, из зоны дремучих лесов через тундру в приполярные моря, но и вспять во времени — в обратном направлении по тому пути, которым когда-то прошли наши далекие предки, спасающиеся от наступления Великого оледенения. Проще говоря, сказочные животные указывают нам на север — туда, где некогда существовала прародина всех арийских народов, Арктида.

Возможно, там отдавали дань жертвами злому богу лютой стужи Карачуну, который появился на свет в самом начале творения мира — из золотого яйца, снесенного чудо-курочкой Рябой. Потом Карачун вышел из повиновения — холода становились все нестерпимее, уносили все больше жизней, и пришло время, покинув родину, которая на глазах покрывалась льдами, уйти вслед за рыбами, вслед за птицами на далекий материк и идти все дальше, спасаясь от движущегося по пятам Карачуна-Кощея. Идти следовало в леса, под защиту деревьев, и южные поля, где мороз был не так силен. Это был исход с прародины, с крыши мира, где небо и земля едва не соприкасаются друг с другом, где зародился миф о Золотом Яйце.

Поэтому поход с севера на юг означал еще и движение из далекого прошлого в настоящее и будущее. Наши предположения вовсе не так фантастичны, как может показаться на первый взгляд. Согласно многочисленным легендам, из золотого яйца появилось все: не только Небо и Земля, но и подземные глубины; не только ясный День, но и темная Ночь, не одно лишь Добро, но и Зло также. Следуя логике мифа, нужно вернуться к самому началу времен, чтобы поразить Зло в его зародыше, при этом разломав… иглу.

Почему — иглу? В уже названной книжке Алексеева предполагает, что речь идет о копье — главном орудии северных народов, которым били морского зверя и белого медведя. Да и на китов по сю пору охотятся не иначе как гарпунами — большими копьями, или, если угодно, иглами. Хотя бессмертный демон стужи, конечно, — не медведь, не морж и даже не кит.

В уже названной книжке Алексеева предполагает, что речь идет о копье — главном орудии северных народов, которым били морского зверя и белого медведя. Да и на китов по сю пору охотятся не иначе как гарпунами — большими копьями, или, если угодно, иглами. Хотя бессмертный демон стужи, конечно, — не медведь, не морж и даже не кит. Его обычным гарпуном не возьмешь, тут нужно нечто помощнее. Например, магический жезл — та самая волшебная палочка, о которой говорится едва ли не во всех сказках. И снова вопрос — почему же этот магический жезл не обратить против Кощея, чтобы, произнеся заклинания, лишить его жизни? Почему жезл надо сломать?

Да по той простой причине, что жезл этот, судя по всему, принадлежал если не самому Кощею, то верховному жрецу его культа. Только уничтожив жезл, можно оборвать нить жизни древнего, но отнюдь не бессмертного демона. Что и проделал Иван в сказке, хотя Кощей был уверен, что тому не дано дойти своим умом до подобных премудростей. Бессмертный был уверен, что русские люди позабыли, откуда они пришли в леса. Ан нет, не позабыли: вспомнили в нужный момент, и тут Кощею пришел «карачун» — то есть конец. Есть и другое предположение о том, что же представляет собой заветная Кощеева игла. Бессмертный не вполне живой, но и не совсем мертвый, он находится будто бы на середине пути между тем и этим светом, то есть является практически тем же, что и ходячие мертвецы; их тела были преданы земле, но они поднимаются из могил и привидениями приходят в свой дом, чтобы тревожить родственников.

Обезопасить себя от назойливых мертвецов можно было единственным известным способом: в полночь разрыть их могилу, найти невидимую «навью» косточку и уничтожить ее, сломав, а еще вернее было сжечь ее. И тогда мертвец успокаивался, умирал окончательно. Если иглу, спрятанную в яйце, считать «навьей» косточкой самого Кощея, то понятно, отчего его настигала смерть. Возможно, в древности существовал какой-то ритуал, который обещал человеку обретение бессмертия. Во всяком случае, в раскопанной археологами могиле основателя города Чернигова не забудем, что чернигами называли на Руси служителей Чернобога , князя Черного, найдена изображенная в сказке сцена: смертельная игла в яйце, яйцо — в утке, утка — в зайце, заяц — в заветном ларце. И здесь мы подходим к пониманию того, чем же, собственно, является бессмертие. Наказание ли это или благо?

Сам ритуал обретения бессмертия давно забыт, но сохранился его символ — цветы бессмертники, о которых, вспоминая родное село Антоновку, писал Миролюбов: «В Антоновке принято было сеять на могилках бессмертники, особые шероховатые, сухие на ощупь цветы, желтоватые, красноватые и, кажется, голубоватые, которые можно было сорвать и поставить в стакан с водой, и они могли стоять так месяцами; если же их ставили в вазу без воды, они тоже стояли месяцами. Жизнь в них, видимо, была, но как бы и не была. Но почему именно их предпочитают крестьяне сеять на кладбище. Старая Трембочка, баба на селе, как бы знахарка, объясняла иначе: «Та те ж цветы цветут в яме! Они из ямы, и все, кого яма забирает, через те цветы с нами сообщаться могут. Эти цветы меж нами и ими, как черта граница , и мы до них дотрагиваемся здесь, а они — там. Смерть их не берет.

Ан нет, не позабыли: вспомнили в нужный момент, и тут Кощею пришел «карачун» — то есть конец. Есть и другое предположение о том, что же представляет собой заветная Кощеева игла. Бессмертный не вполне живой, но и не совсем мертвый, он находится будто бы на середине пути между тем и этим светом, то есть является практически тем же, что и ходячие мертвецы; их тела были преданы земле, но они поднимаются из могил и привидениями приходят в свой дом, чтобы тревожить родственников.

Обезопасить себя от назойливых мертвецов можно было единственным известным способом: в полночь разрыть их могилу, найти невидимую «навью» косточку и уничтожить ее, сломав, а еще вернее было сжечь ее. И тогда мертвец успокаивался, умирал окончательно. Если иглу, спрятанную в яйце, считать «навьей» косточкой самого Кощея, то понятно, отчего его настигала смерть.

Возможно, в древности существовал какой-то ритуал, который обещал человеку обретение бессмертия. Во всяком случае, в раскопанной археологами могиле основателя города Чернигова не забудем, что чернигами называли на Руси служителей Чернобога , князя Черного, найдена изображенная в сказке сцена: смертельная игла в яйце, яйцо — в утке, утка — в зайце, заяц — в заветном ларце. И здесь мы подходим к пониманию того, чем же, собственно, является бессмертие.

Наказание ли это или благо? Сам ритуал обретения бессмертия давно забыт, но сохранился его символ — цветы бессмертники, о которых, вспоминая родное село Антоновку, писал Миролюбов: «В Антоновке принято было сеять на могилках бессмертники, особые шероховатые, сухие на ощупь цветы, желтоватые, красноватые и, кажется, голубоватые, которые можно было сорвать и поставить в стакан с водой, и они могли стоять так месяцами; если же их ставили в вазу без воды, они тоже стояли месяцами. Жизнь в них, видимо, была, но как бы и не была.

Но почему именно их предпочитают крестьяне сеять на кладбище. Старая Трембочка, баба на селе, как бы знахарка, объясняла иначе: «Та те ж цветы цветут в яме! Они из ямы, и все, кого яма забирает, через те цветы с нами сообщаться могут.

Эти цветы меж нами и ими, как черта граница , и мы до них дотрагиваемся здесь, а они — там. Смерть их не берет. Сорваны они или нет, но жизнь для них, как и смерть — одно и то же.

Цветы эти без смерти». Другая баба, жившая у моста через речку Желтые Воды, говорила: «Оттож, коли Бог свет делал, так взял и стал творожить землю, а смерть не хотела. Тогда Бог сел на коня и стал смерть на бой звать, а она вооружилась всякими ножами, когтями железными, дубинками, ружьем и пошла против Бога.

Бой длился целую вечность. То Бог поборяет, а то она, треклятая, и пока Бог бился против смерти, Он творил урывками, то — то, то — другое. Бог сделает, а смерть разрушит!

Наконец, Бог подстерег смерть, когда та зазевалась, и убил ее. Но, падая, Смерть хваталась за кусты, травы, ветки, а за что схватится, то и посохнет. Схватилась она и за бессмертники да и начала рвать их с корнями.

Бог сказал им расти крепче, чтобы она их вырвать не могла, а цветы выросли вокруг лежащей смерти только настолько, что закрыли ее наполовину, и Бог не мог ударить смерть так, чтобы она перестала двигаться!

Презентация "Кощей Бессмертный"

Кащей Бессмертный является одним из самых загадочных персонажей русских волшебных сказок. Помощником Кощея Бессмертного был его конь, который являлся не живым и не мёртвым, а его доспехи имели колдовскую силу. Кто такой Кощей Бессмертный из русских сказок? Кощей ведет себя как Аид, который похитил Персефону, дочь Деметры. Сундук Кощея Бессмертного является ярким примером филактерии. В русских народных сказках Кощей Бессмертный — самый страшный персонаж.

Бог, колдун и раб: кем на самом деле был Кощей Бессмертный в фольклоре

В самых древних дошедших до нас текстах Кощея называют Кошем, то есть господином. А в «Слове о полку Игореве» «кощеями» называют пленников: «Ту Игорь князь высьдъ из сьдла злата, а в сьдло кощиево», то есть в седло рабское. Специалисты склоняются к тому, что изначально повелитель Тридесятого царства назывался Кошем — господином, а позднее стал Кощеем — тем, кто принадлежит Кошу, то есть рабом. Некоторые сюжеты сохранили память о временах древнего матриархата. Например, в сказке «Марья Моревна» Иван-царевич впервые повстречал Кощея в плену у своей жены: В сказках встречаются два варианта имени этого популярного персонажа: Кащей и Кощей. Просит Кощей у Ивана-царевича: — Сжалься надо мной, дай мне напиться! Десять лет я здесь мучаюсь, не ел, не пил — совсем в горле пересохло! Главная героиня Марья Моревна в сказке предстает могучей воительницей, а Ивану-царевичу помогают его родственники по женской линии — мужья сестер. Однако чаще всего сказочный Кощей обитает в своем царстве — царстве мертвых.

Традиционно злодей крадет девушку, чтобы жениться на ней. Смерть происходит оттого, что дух-похититель возлюбил живого и унес его в царство мертвых для брака. Пропп, как и многие другие исследователи, считал Кощея своеобразной вариацией сказочного змея, который так же живет в пещере, в горах, в подземелье или в Тридесятом царстве, так же «налетает вихрем» и крадет красавиц. Кощей Бессмертный и Змей Горыныч часто исполняют в сказках одну и ту же функцию.

На стене мощного бревенчатого сруба висит карта допотопного мира. Отчётливо виден остров Посейдон, где Кащей был один из главных служителей Чернобога. Теперь служитель Нави обитает где-то в глубинах сибирской тайги.

Тайна имени Самая распространенная версия происхождения имени «Кощей» — от слова «кость» и означающая худосочного человека — сегодня не в моде среди лингвистов. Современные исследователи русского фольклора находят однокоренные слова в нижнелужицком «ko? В тоже время слово «кощей» в XII веке означало раба, пленника; в Слове о полку Игореве термин упомянут дважды: Игорь, попав в плен к Кончаку, садится «в седло кощеево»; автор «Слова» говорит, что если бы против половцев явился на помощь Всеволод Юрьевич Большое Гнездо, то чага рабыня была бы по ногате, а кощей по резане мелкие денежные единицы. В этом же значении кощей фигурирует в Ипатьевской летописи. В берестяных грамотах XII века из Новгорода и Торжка Кощей также Кошькей, с диалектным новгородским чтением -щ- как -шьк- встречается как личное имя. В белорусском языке «кашеваць» означало раскинуть стан ; впрочем, А. Кто такой Кащей?

Картина Андрея Клименко Как ни странно, и по этому вопросу до сих пор ученые не пришли к однозначному выводу. Одни видят в Кощее интерпретацию славянского бога смерти от холода Карачуна, другие — русскую версию германского бога Одина, третьи — несколько отмороженного волхва с прокачанными магическими способностями. Многие современные фольклористы вообще призывают реабилитировать Кащея, заявляя, что никакой он не злодей, а некая ролевая модель участника мистерии посвящения молодой девушки, которую выполняет отец посвящаемой. Антрополог Джеймс Джордж Фрезер провел параллель между Кощеем и библейским сюжетом. Ученый предположил, что антагонист, одновременно исполняющий роль и злодея, и жертвы, имеет схожие черты с Самсоном. Преступления Кащея Борис Васильевич Зворыкин. Иллюстрация к сказке "Марья Маревна" В русских сказках Кащей предстает мощным колдуном.

Причем весьма изощренным в своих магических решениях. Так, Ивана Царевича в сказке «Елена Прекрасная» он превращает в орех, царевну из «Царевны-лягушки» он «наряжает» в кожу земноводного, а в сказке «Иван Соснович» легко расправляется с целым царством, превратив его в камень. Сам злодей предпочитает оборачиваться вороном. Неуспешный дамский угодник Васнецов В. Кащей Бессмертный. Как правило, все активности Кащея строятся вокруг молодых девушек. Кащей использует в завоевании их любви одну и ту же провальную тактику: сначала он эффектно похищает девушку, затем безуспешно старается добиться близости, а, не добившись, превращает сказочных красавиц в лягушек или змей.

Кащей Галантный Правда, был единственный случай, когда Кащею дама ответила взаимностью. В былине «Об Иване Годиновиче» Бессмертный с экзотическим отчеством Трипетович предстает галантным, куртуазным кавалером, сватаясь к черниговской княжне Марье Дмитриевичне.

Это злодей, который набирается сил, стоит ему только выпить много воды, и он постоянно похищает красавиц. Ну ведь не просто так, со скуки он это делает. Должна же быть веская причина, которая сподвигала бы Кощея на подобные злодеяния. Итак, давайте пойдём немного иным путём. Красавицы, от слова краса.

Это сила юности, жизни, плодородия. А всё это в себе воплощают богини Лада, Леля и Жива, что приходят весной, чтобы вдохнуть жизнь в землю, скованную зимней стужей. Итак, Кощей напивается воды и похищает красавиц в свою тёмную обитель. А если представить, что речь идёт о природных явлениях?! Осенью земля впитывает в себя всю влагу, словно набирает силы для длительного перехода, и наступает зима. То есть похищение Кощеем красна девиц, можно рассматривать как наступление осени и затем зимы. Если вспомнить образ, который навязывается этому языческому персонажу, то это гниль и растлённое тело, то есть, то что получается при разложении плодов и растений осенью.

В этом покрове хранятся зёрна. Что прорастут с наступлением весны Кощеевым цветом, зелёным. Итак, Кощей похищает красна девиц и всячески пытается помешать царевичам, которые ринулись спасать своих невест. Хотя если присмотреться, Кощей практически не наносит царевичам никакого урона, так мелкие шалости, с которыми герои легко справляются. А что если Кощей не похититель, а хранитель?! Не похищает он красоту весны и тепло её, а хранит её богатства в недрах матушки земли?! Да, да мы говорим о зёрнах и корнях, что скрываются под снегом зимой.

И козни Кощея, это вовсе не палки в колёса героев, а ворчливая отеческая забота?! Интересная точка зрения не так ли?! Не забывайте, что у наших предков не было понятий абсолютного, беспричинного зла. Зло, древними славянами рассматривалось, как нечто столь же естественное, как и добро. Зло есть, потому что есть добро-это равновесие. Поэтому злодеи в русских сказках и не злодеи вовсе, а просто герои исповедующие другую сторону добра. Ведь по сути они совершали злодеяния, для того чтобы всякие царевичи могли совершить добрые дела.

Странно, дико, но ведь в такое поверить возможно. И давайте вспомним, царевич на коне, побеждает Кощея на коне. Конь — это символика солярных богов, ведь именно на колеснице, запряжённой лошадьми, солнце проносится по небосводу. Битву между Кощеем и царевичем можно интерпретировать, как победу весеннего солнца над зимним.

Повторялись эти действия каждую субботу августа, и сопровождались весёлыми гуляньями, при которых было принято обрызгивать друг друга водой. В Сицилии, в Пиана-деи-Гречи, участники после торжественной процессии поджигают огромный стог листвы растения ампелодезма. В другой провинции было принято сжигать факелами траву у обочины дороги, по которой шла процессия. Отголоском древних ритуалов с зеленью следует считать обряд сооружать в день успения триумфальные арки из трав, среди которых обязательно должен присутствовать базилик.

День Кощея, он же Касьянов день, приходится на 29 февраля. Если следовать правилу славянского земледельческого календаря, что каждому дню года имеется супротивный двойник, то мы заметим удивительное совпадение: день Кощея зимнего соединяется остью с днём Консуса Кощея? Остаётся добавить, что кощеев цвет — зелёный цвет растительности , Кощей набирается сил от воды об этом чуть позже , а огонь, по поверьям многих народов, обладает плодоносной силой например, во Франции, купальский костёр принято давать разжигать жениху и невесте или молодожёнам, чтобы огонь наделил их детородной силой. Вернёмся к облику Кощея. Практически скелет, смердящий от остатков гниющей плоти — пакость, грязь, логично продолжить, что это и перегной, чернозём — то, что станет питательной средой для растений, которые были упрятаны силою ли ветра, или пахаря в землю, и произрастут новыми побегами жизни. Вспомним, что в сказках Кощей получает богатырскую силу только после того, как выпьет большое количество воды после таянья снега или орошения? И ни заслуга ли его в том, что весной всё зазеленеет Кощеевым цветом — ведь это он сохранил семена?! Так не сохраняющая ли это некая сила — хранительница в таком неприглядном облике?!

И если это так, то почему именно сгнивший труп — образ такого необходимого для жизни божества? Ответ, мне кажется, напрашивается сам. Культ предков — важнейшая составляющая ведической культуры и верований. Предки — хранители и защитники, духи предков - посетители Яви в определённые циклические праздники, когда для них открываются ворота Нави, предки — такой же объект поклонения, как и само Солнце. Даже боги, по мнению некоторых исследователей культуры древних славян, несут, скорее, имена знаменитых пращуров, основателей родов и героев. К месту упомянуть, что Кощей также Кошькей, с диалектным новгородским чтением -щ- как -шьк- встречается как личное имя в берестяных грамотках XII века из Новгорода и Торжка. Поэтому не будет невероятным предположить, что Кощей — это символический собирательный божественный образ предков, прах которых служит делу сохранения и возрождения жизни после смертельно опасного периода — долгой зимы. Характерно, что символ Солнца, конь, неизменно присутствует в сказах про Кощея и Царевича.

Заметим, только тогда Царевич одолевает Кощея, когда его конь становится сильнее коня противника. То есть соответственно, когда конь — Солнце весны, светит ярче и длительнее зимнего Солнца, наступает перелом в их поединке.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий