Изменение климата в России происходит быстрее, чем в остальном мире, и в этом году страна начала предпринимать активные действия по сокращению выбросов парниковых газов и адаптации к росту температур. Основные причины изменения климата Земли в 2024 году с комментариями ученых. Здесь речь в основном ведется о необходимости сокращения причины изменения климата, то есть о сокращении выбросов парниковых газов.
Что такое изменение климата
- Риском можно управлять, а ущерб от изменения климата можно минимизировать
- Доклады по вопросам климата
- Время на исходе
- Изменение климата
- Что еще почитать
- Сокращение выбросов не замедлило изменение климата
Сокращение выбросов не замедлило изменение климата
В эфир НТВ программа выйдет в среду, 20 октября, в 23:55. На НТВ. Ru будет опубликована полная видеоверсия беседы. О горячих фактах Если по данным метеослужбы Великобритании, скорость потепления примерно 0,18 градуса за десять лет, то на территории России, по данным нашего института, эта величина составляет 0,51 градуса. Об изменении комплекса климатических параметров Под самым большим воздействием оказалась Республика Крым.
Упреждающая адаптация к изменению климата относится к приоритетам климатической политики. Российская Федерация в масштабе всей экономики предпринимает максимальные усилия, направленные на снижение выбросов парниковых газов, а также на увеличение абсорбции парниковых газов поглотителями и накопителями и иных климатически активных веществ. С этой целью принимаются меры, обеспечивающие: а повышение энергетической эффективности во всех отраслях экономики; б развитие использования возобновляемых и альтернативных источников энергии с низким уровнем выбросов парниковых газов; в осуществление климатических проектов, в том числе в области лесного хозяйства, направленных на сокращение предотвращение выбросов парниковых газов или увеличение их поглощения, повышение качества поглотителей и накопителей парниковых газов. Предложения о вкладе Российской Федерации в глобальное снижение выбросов парниковых газов вырабатываются с учетом национальных интересов и при участии всех заинтересованных российских организаций и гражданского общества. Эффективная климатическая политика призвана способствовать динамичной технологической модернизации экономики страны, укреплению ее позиций в международных экономических отношениях, повышению конкурентоспособности в первую очередь за счет рационального природопользования и повышения энергоэффективности. Российская Федерация будет способствовать исследованиям и разработкам в области энергоэффективности, использования возобновляемых источников энергии, технологий поглощения парниковых газов, а также развитию других инновационных экологически приемлемых и экономически эффективных технологий. Создание правовых основ и механизмов государственного регулирования, направленного на смягчение антропогенного воздействия на климат, и обеспечение их реализации относятся к приоритетам климатической политики. Российская Федерация участвует в выработке коллективных мер международного сообщества по смягчению антропогенного воздействия на климат и оказывает совместно с другими членами международного сообщества содействие развивающимся государствам, в том числе наиболее уязвимым к неблагоприятным воздействиям изменения климата, в реализации мер по адаптации и устранению последствий неблагоприятного воздействия изменения климата. При этом Российская Федерация исходит из того, что долгосрочное и всеобъемлющее решение проблемы изменения климата возможно только при участии всех государств, включая крупнейшие страны - эмитенты парниковых газов, на основе принципов Рамочной конвенции в том числе принципа общей, но дифференцированной ответственности и имеющихся возможностей с учетом различных национальных условий , предусматривающих справедливую нагрузку на государства сообразно с их уровнем социально-экономического развития и природно-климатическими особенностями, а также принципа недопустимости необоснованной дискриминации при принятии мер по борьбе с изменением климата, затрагивающих международную торговлю. Географические и иные особенности Российской Федерации при решении проблем изменения климата 45.
Значительная часть территории Российской Федерации находится в области наиболее интенсивного изменения климата, как происходящего, так и ожидаемого. Изменение климата оказывает существенное, преимущественно неблагоприятное воздействие на социально-экономическое развитие государства в целом, на жизнь и здоровье его граждан. К неблагоприятным для Российской Федерации последствиям ожидаемого изменения климата относятся: а повышение риска для здоровья граждан увеличение уровня заболеваемости и смертности , принадлежащих к отдельным социальным группам; б рост повторяемости, интенсивности и продолжительности периодов тепла и засух в одних регионах, экстремальных осадков, наводнений и опасного для сельского хозяйства переувлажнения почвы в других; в повышение пожароопасности в лесах; г деградация многолетней мерзлоты и горного оледенения; д нарушение экологического равновесия, в том числе вытеснение одних биологических видов другими; е распространение инфекционных и паразитарных заболеваний; ж увеличение расхода электроэнергии на кондиционирование воздуха в летний сезон для значительной части населения. К возможным положительным для Российской Федерации последствиям ожидаемого изменения климата, с которыми связан значительный потенциал эффективного отраслевого и регионального экономического развития, относятся: а сокращение расходов энергии в отопительный период; б улучшение ледовой обстановки и соответственно условий транспортировки грузов в арктических морях, облегчение доступа к арктическим шельфам и их освоения; в расширение зоны растениеводства; г повышение продуктивности бореальных лесов. По сравнению со многими государствами и регионами мира у Российской Федерации в целом более высокий адаптационный потенциал, который обусловлен: а большими размерами территории; б наличием значительных водных ресурсов; в относительно небольшой долей населения, проживающего в районах, особо уязвимых к изменению климата. Исключительное по сравнению с другими государствами разнообразие и масштабы изменения климата регионов Российской Федерации и последствий такого изменения для населения, экономики и окружающей среды являются естественным следствием значительных размеров территории и многообразия природных условий. При выработке климатической политики необходимо учитывать сочетание низкой средней плотности населения и значительных размеров территории, что приводит к повышению транспортных потребностей России, а также холодный климат, обусловливающий дополнительные потребности в отоплении зданий, производство и транспортировку значительных объемов топливно-энергетических ресурсов. Реализация климатической политики 52. Основными направлениями реализации климатической политики являются: а развитие нормативно-правовой базы и организация государственного регулирования в области климата; б совершенствование экономических механизмов, способствующих принятию мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат; в научное, информационное и кадровое обеспечение разработки и реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат; г международное сотрудничество в области разработки и реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат. Развитие нормативно-правовой базы в области климата является основной предпосылкой создания и эффективного функционирования механизма реализации климатической политики.
Организация работы федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации мер, направленных на предотвращение и преодоление угроз национальным интересам Российской Федерации в области климата, требует дальнейшего совершенствования законодательства Российской Федерации в указанной области и обеспечения его строгого соблюдения всеми хозяйствующими субъектами. При этом необходима гармонизация нормативно-правовой базы Российской Федерации в области климата с обязательными для Российской Федерации нормами международного права. Основные принципы климатической политики должны быть отражены также в законодательстве субъектов Российской Федерации. Эффективность реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат во многом зависит от различных экономических факторов и их финансового регулирования. Выбор экономических инструментов, способствующих снижению выбросов парниковых газов включая возможное использование рыночных механизмов, в том числе торговлю квотами на выбросы , будет определяться с учетом эффективности этих инструментов с использованием механизмов государственного и частного финансирования. При создании и совершенствовании национальных, экономических и финансовых механизмов, способствующих снижению выбросов парниковых газов, и их интеграции в соответствующие международные механизмы приоритетом является обеспечение защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от неблагоприятных воздействий изменения климата. Основной задачей научного обеспечения выработки и реализации климатической политики является обеспечение государства, бизнес-сообщества и граждан достоверной научной информацией для принятия соответствующих решений. Основной задачей кадрового обеспечения разработки и реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат является обеспечение проведения исследований и разработок в области климата и смежных областях, соответствующих мировому уровню. В этих целях осуществляются подготовка и повышение квалификации специалистов в области климата, изучение влияния климата на экономику, население и окружающую среду, а также разрабатываются и принимаются инженерно-технические и организационные меры по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат, включая: а подготовку научных кадров высшей квалификации; б обучение студентов старших курсов образовательных организаций высшего образования на базе ведущих научных организаций государства; в стажировку наиболее одаренных молодых ученых, специалистов, аспирантов и студентов старших курсов в ведущих мировых научных центрах; г подготовку дипломатических кадров, а также профессиональных консультантов для ведения международных переговоров и подготовки международных соглашений в области климата. Осведомленность всех заинтересованных сторон, в частности высших должностных лиц, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представителей деловых кругов, институтов гражданского общества и населения, в вопросах изменения климата и его влияния на человека, экономику и окружающую среду является одним из важнейших факторов выработки и эффективной реализации климатической политики в интересах нынешнего и будущих поколений.
ВМО Атлас смертности и экономического ущерба в результате экстремальных метеорологических, климатических и гидрологических явлений 31 августа 2021 года В новом всеобъемлющем докладе отмечается, что за последние 50 лет в среднем каждый день происходило одно стихийное бедствие, вызванное опасным метеорологическим, климатическим или гидрологическим явлением; вследствие этого ежедневно погибало 115 человек, а ущерб достигал 202 млн долл. США в день. Количество стихийных бедствий увеличилось в пять раз; экономический ущерб вырос в семь раз. Однако совершенствование систем раннего предупреждения, предотвращения бедствий и ликвидации их последствий позволило снизить смертность почти в три раза. В общей сложности, поступила информация о более чем 11 000 стихийных бедствий, повлекших за собой гибель немногим более 2 млн человек и ущерб в размере 3,64 трлн долл. На долю стихийных бедствий, вызванных опасными метеорологическими, климатическими или гидрологическими явлениями, пришлось 50 процентов от общего числа катастроф, а также почти половина смертей, 91 процент которых произошел в развивающихся странах.
Из 10 крупнейших стихийных бедствий наибольшие человеческие потери были вызваны засухами, штормами, наводнениями и экстремальными температурами. Штормы и наводнения стали причиной наибольшего экономического ущерба. При этом на три шторма, произошедших в 2017 году, пришлась треть всего экономического ущерба, нанесенного в результате 10 крупнейших стихийных бедствий за 50-летний период. Программа ООН по окружающей среде Доклад о разрыве в уровнях выбросов 2019 год 26 ноября 2019 года Сейчас, когда мир стремится к сокращению выбросов парниковых газов и ограничению изменения климата, крайне важно отслеживать прогресс в деле достижения согласованных на глобальном уровне целей в области борьбы с изменением климата. В Докладе ЮНЕП о разрыве в выбросах сравниваются полученные в течение десятилетия данные о том, куда направляются выбросы парниковых газов из мест, где они должны быть, и анализируются оптимальные пути устранения этого разрыва. В нем сделан вывод о том, что уровень глобальных выбросов растет, поскольку национальные обязательства по борьбе с изменением климата оказываются недостаточными.
Тем не менее растущий импульс со стороны частного сектора и неиспользованный потенциал инноваций и «зеленого» финансирования предлагают пути для преодоления разрыва в уровнях выбросов. Всемирный доклад ООН о состоянии водных ресурсов-2022 2 марта 2022 года Цель Всемирного доклада ООН о состоянии водных ресурсов ВДОВР-2022 заключается в том, чтобы обратить внимание на вопросы, связанные с подземными водами, подчеркнув их особую роль, проблемы и возможности в контексте оперативного и административного управления водными ресурсами и их развития в глобальных масштабах. В специальном докладе приводятся новые доказательства преимуществ ограничения глобального потепления до как можно более низкого уровня в соответствии с целями Парижского соглашения 2015 года. В нем также делается вывод о том, что значительное сокращение выбросов парниковых газов, защита и восстановление экосистем, а также тщательное рациональное использование природных ресурсов позволит сохранить океаны и криосферу. МГЭИК Специальный доклад «Океан и криосфера в условиях изменяющегося климата» 24 сентября 2019 года В специальном докладе МГЭИК особо подчеркивается неотложная необходимость уделять приоритетное внимание своевременным, амбициозным и скоординированным мерам реагирования на беспрецедентные и устойчивые изменения в океанах и криосфере. Доклад предупреждает, что если не изменить поведение человека радикальным образом, сотни миллионов людей могут пострадать от повышения уровня моря, частых стихийных бедствий и нехватки продовольствия.
Этот доклад является наиболее подробным обзором динамики, достигнутой со времени Парижского соглашения, и призван вдохновить и проинформировать участников Саммита Организации Объединенных Наций по действиям в связи с изменением климата, который состоится в Нью-Йорке 23 сентября. ЮНЕП Глобальная экологическая перспектива 2019 год 4 марта 2019 года В шестом издании подготовленного Программой ООН по окружающей среде доклада «Глобальная экологическая перспектива» 2019 год содержится призыв к лицам, принимающим решения, незамедлительно принять меры по решению насущных экологических проблем для достижения целей в области устойчивого развития, а также других согласованных на международном уровне целей в области окружающей среды, таких как Парижское соглашение. Доклады ГЭП, представляющие собой плод коллективного труда сотен ученых, рецензентов и сотрудничающих учреждений и партнерских организаций и основанные на достоверных научных знаниях, призваны предоставить правительствам, местным органам власти, деловым кругам и отдельным гражданам необходимую информацию, которая станет для общества подспорьем в деле построения подлинно устойчивого мира к 2050 году. МГЭИК Изменение климата и земля 2019 год 8 августа 2019 года Как отмечается в последнем докладе Межправительственной группы экспертов по изменению климата МГЭИК , земельные ресурсы уже испытывают растущую антропогенную нагрузку, усугубляемую изменением климата. ЮНЕП Выделение средств на природоохранную деятельность в докладе G20 26 января 2022 года Для того чтобы противостоять кризисному положению, сложившемуся в таких взаимозависимых областях, как климат, биоразнообразие и деградация земель, ежегодный объем инвестиций государств-членов «Большой двадцатки» необходимо увеличить до 285 млрд долл. США к 2050 году.
Однако в настоящее время расходы «Большой двадцатки» составляют всего лишь 120 млрд долл. США в год. Кроме того, как отмечается в недавно опубликованном докладе, разрыв в объеме средств, выделяемых странами, не входящими в «Большую двадцатку», гораздо более значителен и труднее поддается регулированию, при том что из вышеуказанных инвестиций в размере 120 млрд долл.
Научные исследования показали, что современное потепление происходит из-за повышения концентрации парниковых газов в атмосфере Земли. Его не объяснить только естественными природными циклами, оно связано в первую очередь с человеческой деятельностью: сжиганием ископаемого топлива — нефти, угля и газа — на электростанциях и в двигателях внутреннего сгорания, сокращением площади лесов, том числе из-за пожаров, разложением органических отходов на свалках, сельским хозяйством, особенно животноводством. Но настоящие опасения у учёных вызывает то, что за последние 35 лет климатические изменения резко ускорились, а самые жаркие годы за всю историю метеонаблюдений пришлись на последние шесть лет. И это только начало. Климатическая забастовка в Бангкоке, 2019. Мы выступаем за постепенный отказ от ископаемого топлива и переход на возобновляемые источники энергии без ложных решений: атомной энергетики и крупных ГЭС. Рассказываем о климатическом кризисе простым языком Климатический кризис — это не что-то далёкое, что нас никогда не коснётся. Это глобальная проблема, которая затронет всех людей, где бы мы ни жили. Чем больше людей знают о причинах и последствиях климатического кризиса, тем больше у нас шансов всем вместе справиться с его последствиями. Мы регулярно рассказываем о том, как климатический кризис проявляется, в чём его опасность для нас и для окружающей среды и как каждый может внести свой вклад в решение глобальной проблемы. Помогаем уменьшить личный углеродный след Мы убеждены, что маленькие дела имеют огромное значение для решения таких глобальных проблем, как климатический кризис. Чтобы помочь планете, не нужно переворачивать свою жизнь на 180 градусов. Мы регулярно публикуем инструкции и советы, которые помогут разобраться, что такое персональный углеродный след и какие экологические привычки могут уменьшить его и помочь в большом деле сохранения климата. А вы знали, что… FAQ об изменении климата В последнее время природные катаклизмы участились настолько, что игнорировать тему изменения климата стало просто невозможно. А значит — в ней стоит разобраться. В чём причина климатического кризиса, что мы можем сделать и как проверить, что всё это — не фантазии активистов? Мы собрали для вас ТОП-23 вопросов об изменении климата. Климат меняется, это правда? Сейчас в климатической системе Земли происходят видимые изменения, которые фиксируются измерительными приборами. Например, растёт среднегодовая температура планеты, тают ледники, повышается уровень моря, изменяется режим осадков. На сайте NOAA собраны девять ключевых климатических индикаторов, позволяющих доказать, что глобальное потепление действительно происходит. Помимо роста температуры рядом с поверхностью Земли, мы видим, что с возрастающей скоростью растёт уровень моря, сокращается масса ледников и снежный покров Северного полушария. Наиболее серьёзные изменения происходят с арктическим морским льдом. Толщина морского льда также уменьшилась. Все эти данные позволяют сделать вывод, что изменения климата реальны. Почему так стремительно сегодня меняется климат? Детальный научный анализ показал, что современное потепление — результат повышения концентрации парниковых газов в атмосфере Земли, и оно не может быть объяснено естественными циклами. В настоящее время существует научный консенсус о том, что деятельность человека — основная причина происходящего изменения климата. Научный консенсус означает, что группы учёных из разных стран мира независимо друг от друга пришли к единому выводу. Они доказали различными способами антропогенную причину изменения климата, а также неоднократно пытались опровергнуть этот тезис — что не получилось. То есть есть только один шанс на миллион, что современное изменение климата вызвано не человеком. С этой позицией согласен и Росгидромет: «…наблюдаемые изменения климата вызваны в первую очередь увеличением концентраций атмосферных парниковых газов вследствие хозяйственной деятельности человека». Поскольку теория антропогенного изменения климата давно и хорошо разработана в науке, она уже нашла отражение и в документах, принимаемых политиками. Рамочная конвенция ООН об изменении климата ставит цель «добиться стабилизации концентраций парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему». А в Климатической доктрине Российской Федерации сказано , что «хозяйственная деятельность человека, связанная прежде всего с выбросами парниковых газов в результате сжигания ископаемого топлива, оказывает заметное влияние на климат». Узнать подробнее о том, как конкретно учёные обосновывают антропогенное влияние на изменение климата, можно здесь. А это наглядная графика о том, какой вклад разные факторы внесли в нынешнее глобальное потепление на английском. Как учёные поняли, что причина — в деятельности человека? Учёные знают , что сегодняшнее изменение климата в значительной степени вызвано деятельностью человека, исходя из: понимания основных законов физики; сравнения наблюдений с компьютерными моделями; выявления специфических «отпечатков» человека в климатической системе. При этом учёные фиксируют изменение содержания различных изотопов углерода в атмосфере: снижается доля изотопов 14C и 13C изотоп — это разновидность атома какого-либо химического элемента, отличающаяся от других изотопов только количеством нейтронов в ядре. Это один из примеров «отпечатка» человека. Содержание других парниковых газов особенно метана и закиси азота также увеличивается в результате деятельности человека. Кроме того, фактическое повышение температуры планеты с 1900 года согласуется и с расчётами. Дело в том, что ожидаемые учёными изменения в климате из-за деятельности человека потепление поверхности Земли, увеличение содержания тепла в океане, повышение влажности атмосферы и уровня моря, усиление таяния наземного и морского льда основаны на научном понимании того, как парниковые газы удерживают тепло. Оно закладывается в климатические модели, чтобы узнать, что произошло бы с глобальной температурой, если бы на климат влияли только природные факторы. Расчёты климатических моделей показывают, что одних только естественных причин изменений орбиты и угла наклона оси Земли, извержений вулканов, внутренних колебаний климатической системы недостаточно для объяснения наблюдаемого сегодня изменения климата. Такие модели дают лишь небольшое потепление поверхности или даже некоторое похолодание в течение XX и XXI века. Только когда модели включают влияние человека, результаты расчётов соответствуют фактическим изменениям. Почему причина не в выбросах от вулканов? Достаточно крупные извержения вулканов, напротив, могут приводить к временному похолоданию. После извержения в атмосфере образуются сульфатные аэрозоли, которые могут оставаться в стратосфере до 3—4 лет. Поскольку они отражают часть солнечной радиации, это может понизить температуру в тропосфере, изменить характер атмосферной циркуляции и, как результат, повлиять на глобальный климат. Почему дело не в солнце? Потепление, которое мы наблюдаем в последние несколько десятилетий, слишком масштабно, чтобы быть результатом солнечной активности. По данным Межправительственной группы экспертов ООН по изменению климата МГЭИК , в настоящее время существует научный консенсус о том, что долгосрочные и краткосрочные изменения солнечной активности играют лишь очень небольшую роль в климате Земли. Потепление из-за выбросов парниковых газов, производимых человеком, во много раз сильнее, чем любые эффекты, связанные с солнечной активностью. Согласно расчётам , с 1750 года потепление, вызванное сжиганием ископаемого топлива, более чем в 50 раз превышает небольшое дополнительное потепление, исходящее от Солнца за тот же промежуток времени. Количество солнечной энергии, которую получает Земля, соответствует естественному 11-летнему циклу Солнца, состоящему из небольших подъёмов и спадов, но без какого-либо чистого увеличения получаемой энергии с 1950-х годов. Напротив, за тот же период глобальная температура заметно выросла.
климатический хаос
В 1990-е годы Российская Федерация внесла наиболее существенный вклад в достижение Сторонами Рамочной Конвенции одной из ее целей - возвращение к концу десятилетия 1990-х годов к прежнему уровню антропогенных выбросов парниковых газов. Российская Федерация участвовала в реализации первого периода действия Киотского протокола от 11 декабря 1997 г. Следующим большим шагом по смягчению негативных последствий изменения климата стало участие России в разработке Парижского соглашения от 12 декабря 2015 г. Стратегическая цель Соглашения заключается в удержании прироста глобальной средней температуры намного ниже 2 градусов Цельсия по сравнению с доиндустриальными уровнями 1850 - 1900 годы и приложении усилий по ограничению прироста глобальной средней температуры до 1,5 градуса Цельсия. Российская Федерация подписала Парижское соглашение в апреле 2016 г. Соглашение вступило в силу для России. Указом Президента Российской Федерации от 4 ноября 2020 г. Указанный целевой показатель является основой определяемого на национальном уровне вклада Российской Федерации в реализацию Парижского соглашения от 12 декабря 2015 г. По данным Национального доклада о кадастре антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов, не регулируемых Монреальским протоколом, за 1990 - 2020 годы, объем выбросов парниковых газов в 2020 году составил 1482,2 млн.
Россия намерена полностью выполнить взятые на себя международные обязательства по ограничению антропогенных выбросов парниковых газов. В Российской Федерации проводится активная работа по формированию условий для перехода к низкоуглеродной экономике. В рамках долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации предполагается достижение с учетом национальных интересов и приоритетов развития не позднее 2060 года баланса между антропогенными выбросами парниковых газов и их поглощением. Для достижения этой цели определены дополнительные меры по декарбонизации отраслей экономики и увеличению поглощающей способности управляемых экосистем. Реализация указанных мер позволит обеспечить к 2030 году объем выбросов парниковых газов на уровне 1673 млн. Цели, основные принципы и задачи климатической политики 20. Стратегической целью климатической политики является обеспечение безопасного и устойчивого развития Российской Федерации, включая институциональный, экономический, экологический и социальный, в том числе демографический, факторы, в условиях изменения климата и возникновения сопутствующих ему угроз. Ключевой долгосрочной целью климатической политики является достижение с учетом национальных интересов и приоритетов социально-экономического развития не позднее 2060 года баланса между антропогенными выбросами парниковых газов и их поглощением.
Интересы Российской Федерации, связанные с изменением климата, не ограничиваются ее территорией и носят глобальный характер. Это обусловлено как всеобъемлющим изменением климата, так и необходимостью учитывать в международных отношениях многообразие воздействия на климат и последствия его изменения в различных регионах мира. При выработке климатической политики следует принимать во внимание не только прямое, но и косвенное воздействие изменения климата на экономику, население, в том числе на различные социальные группы, и окружающую среду. К опосредованному воздействию изменения климата относится его влияние на миграционные процессы в результате глобального перераспределения природных, в том числе водных, ресурсов и снижения относительной комфортности проживания человека в отдельных регионах Российской Федерации и за ее пределами, а также на возможность и экономическую целесообразность осуществления различных видов хозяйственной деятельности. Изменение климата создает угрозы для безопасности Российской Федерации. Реагировать на эти угрозы необходимо с использованием средств, способных обеспечить желаемые экологические и экономические эффекты в долгосрочной перспективе. Также необходимо учитывать экономические риски в связи с введением другими государствами мер по борьбе с изменением климата, затрагивающих интересы Российской Федерации, и репутационные риски, возникающие вследствие непринятия достаточных мер по борьбе с изменением климата. Большое значение имеют самостоятельность в оценках и выводах, полученных на основе полных и достоверных сведений о происходящих и ожидаемых последствиях изменения климата для Российской Федерации и других государств, способность обеспечивать собственные технологические нужды для реагирования на угрозы, связанные с изменением климата, а также своевременное планирование мер по адаптации к изменению климата на отраслевом и региональном уровнях далее - меры по адаптации.
Российская Федерация признает необходимость широкого общественного обсуждения принципов формирования, задач и механизмов реализации климатической политики, в том числе с участием институтов гражданского общества и представителей деловых кругов. Политические решения в отношении климата и основанные на них правовые нормы следует ориентировать на обеспечение интересов Российской Федерации в долгосрочной перспективе, что обусловлено тенденциями изменения климата, целесообразностью принятия постоянных мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат. Несмотря на обширные и убедительные научные данные о происходящем и будущем изменении климата, сохраняется значительная неопределенность в оценках того, как именно будет меняться климат и как это повлияет на экономику, население и окружающую среду. Российская Федерация исходит из необходимости действий в условиях неопределенности оценок будущего изменения климата и его последствий и готова к ответственному участию в соответствующих международных инициативах. Меры по защите жизненно важных интересов личности, общества и государства от неблагоприятного воздействия изменения климата должны быть научно обоснованы.
Весь образ жизни людей в том или ином регионе приспособлен именно к существующему климату, каким бы он ни был.
А его изменения требуют больших дополнительных усилий и денежных затрат. Если говорить о других живых организмах кроме человека, то при современном интенсивном потеплении произойдет вымирание многих видов растений и животных, так как места их обитания изменятся быстрее, чем они смогут адаптироваться к новым условиям, тем более что они уже не смогут свободно мигрировать вслед за смещающимися границами природных зон из-за антропогенной фрагментированности последних. В океане почти нет такой фрагментированности, но изменения температуры и кислотности морской воды губительно повлияют на многие виды морских живых организмов например, при росте глобальной температуры на 1,5 град. О сокращении антропогенных выбросов парниковых газов В своем последнем докладе 2018 г. МГЭИК предсказала, что если не будет предпринято никаких мер и темпы глобального потепления останутся неизменными, то среднегодовая температура увеличится к 2030 или 2050 году минимум на 1,5 град. МГЭИК оценила потенциальные совокупные выбросы углекислого газа в будушем и представила расчеты, показывающие, насколько их надо сократить, чтобы ограничить рост температуры хотя бы величиной 1,5 град поскольку, как уже упоминалось выше, был сделан вывод, что изменения более чем на 2 град.
Такое ограничение потребует незамедлительных изменений в землепользовании, энергетике, промышленности, транспорте, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений и пр. Для этого в том числе необходимо разработать план по переходу на возобновляемые источники энергии и «экологически чистые» технологии — для начала по постепенному закрытию угольных электростанций и прекращению использования в качестве топлива мазута. МГЭИК признает, что если сократить или даже полностью прекратить выбросы углекислого газа в энергетическом секторе, то быстро снизить его концентрацию в атмосфере не удастся — на это уйдут десятки лет. Поэтому Земля не сможет избежать роста глобальной температуры приземного воздуха к середине XXI века на 1,5, а то и на 2 град. При этом температура в большей степени поднимется в Северном полушарии, особенно в Арктике. И человечеству в любом случае придется приспосабливаться к жизни в новых условиях уже в ближайшие десятилетия.
Но все-таки, если удастся замедлить потепление, то это снизит связанные с климатическими изменениями риски и даст людям и экосистемам больше времени на адаптацию. К применению других предлагаемых методов глобального воздействия на климат, или геоинжиниринга например, извлечения углерода из воздуха с его последующим захоронением, создания искусственного аэрозольного экрана в стратосфере, воздействия на облака с целью отражения части солнечного света в космос и др. Затраты могут оказаться слишком большими, а последствия — непредсказуемыми и опасными. Поэтому пока основные вопросы заключаются в том, как на деле достичь резкого сокращения антропогенных выбросов парниковых газов в мировых масштабах и кто за это будет платить. В этой связи противники борьбы с потеплением приводят, например, следующие цифры. А борьба с потеплением путем сокращения выбросов парниковых газов с целью ограничения потепления величиной 1,5 град.
Встречается мнение, что даже полное прекращение антропогенной эмиссии парниковых газов при огромных экономических убытках для ряда стран практически не поможет замедлению потепления, а лишь продемонстрирует «верность мирового сообщества экологическим идеалам». Кроме того, противники сокращения выбросов напоминают, что природоохранные мероприятия, в том числе связанные с форсированным переходом на альтернативные источники энергии, также требуют производственной деятельности и расхода ресурсов и энергии, что, в свою очередь, может вызвать нежелательные экологические последствия. Вместо того чтобы тратить силы и ресурсы на борьбу с неизбежным, они советуют оценить, не будет ли дешевле и безопаснее просто приспособиться к переменам и даже постараться извлечь из них выгоду, например за счет возможного увеличения площади сельскохозяйственных угодий и сокращения отопительного сезона в северных странах, удлинения судоходных периодов для северных рек и Северного морского пути и т. Некоторые возможные отрицательные и положительные последствия глобального потепления [30] Подобные споры многократно усиливаются тем, что исследования и решения, связанные с глобальными изменениями климата, могут быть выгодны или невыгодны тем или иным сторонам. Например, компаниям, которые участвуют в развитии атомной энергетики, в производстве ветрогенераторов или солнечных панелей, потепление климата и сокращение антропогенных выбросов парниковых газов за счет перехода на новые технологии сейчас выгодно. А тем, кто добывает горючие полезные ископаемые особенно уголь и владеет тепловыми электростанциями, это не просто невыгодно, а разорительно.
И вполне естественно, что представители бизнеса стараются влиять на решения чиновников, правительств, международных организаций и форумов и даже оказывать давление на ученых с целью искажения тех или иных научных результатов или сдерживания готовности работать в том или ином направлении подобные жалобы неоднократно поступали, например, от климатологов США. Отсюда и волны публикаций «за» и «против», в которых бывает очень трудно разобраться.
ВОЗ Специальный доклад об изменении климата и здоровье 11 октября 2021 года В специальном докладе, посвященном вопросам изменения климата и здоровья, предлагаются рекомендации мирового медицинского сообщества в отношении борьбы с изменением климата, основанные на растущем количестве исследований, которые устанавливают неразрывную связь между климатом и здоровьем. Доклад был официально представлен посредством открытого письма, которое подписали более двух третей работников мировой системы здравоохранения, а именно, 300 организаций, представляющих не менее 45 млн врачей и медицинских работников по всему миру. Они призвали руководителей стран мира и участников переговоров по климату к активизации действий, направленных на борьбу с изменением климата.
Беспрецедентные экстремальные погодные явления и иные виды климатического воздействия оказывают все более пагубное влияние на жизни и здоровье людей. Все более частые «волны жары», штормы и наводнения уносят тысячи жизней и нарушают жизнь миллионов людей, а также ставят под угрозу функционирование систем здравоохранения и медицинских учреждений именно тогда, когда они нужны больше всего. Кроме того, изменения погоды и климата ставят под угрозу продовольственную безопасность и способствуют росту распространенности заболеваний, передающихся с пищей, водой, а также через переносчиков инфекции, таких как малярия. Последствия изменения климата также негативно сказываются на психическом здоровье. ВМО Состояние услуг в области климата в 2021 году: вода 5 октября 2021 года В новом докладе содержится призыв к мировому сообществу осознать надвигающийся водный кризис.
Связанные с водой стихийные бедствия, такие как наводнения и засухи, усиливаются из-за изменения климата. Ожидается, что число людей, испытывающих дефицит воды, будет увеличиваться, что усугубляется ростом населения и сокращением ее доступности. Однако системы управления, мониторинга, прогнозирования и раннего предупреждения фрагментированы и неэффективны, а глобальные усилия по финансированию борьбы с изменением климата недостаточны. В докладе «Состояние услуг в области климата в 2021 году: вода» подчеркивается необходимость принятия срочных мер для улучшения совместного управления водными ресурсами, внедрения комплексной политики в области водных ресурсов и климата, а также наращивания инвестиций в этот ценный ресурс. Он является основой всех международных целей в области устойчивого развития, адаптации к изменению климата и снижения риска бедствий.
ВМО Климатические показатели и устойчивое развитие: раскрытие взаимосвязей 22 сентября 2021 года Достижение Целей в области устойчивого развития к 2030 году во многом зависит от решения проблемы антропогенного изменения климата. В новом докладе освещается связь между состоянием климата на планете и достижением этих целей. В нем подчеркивается необходимость более широкого международного сотрудничества в интересах как достижения ЦУР, так и ограничения глобального потепления 1,5 градусами Цельсия. На сюжетной карте выделены семь климатических показателей, оказывающих влияние на достижение глобальных целей: концентрация углекислого газа, температура, закисление океана, теплосодержание океана, площадь морского льда, баланс массы ледников и повышение уровня моря. В докладе рассматривается значение последних данных и научных исследований о состоянии мирового климата для устойчивого развития, и подчеркивается, что климат уже меняется таким образом, что это может помешать прогрессу в достижении ЦУР.
РКИКООН Определяемые на национальном уровне вклады по смыслу Парижского соглашения 17 октября 2021 года Обобщение информации, полученной из определяемых на национальном уровне вкладов, которые требуются в соответствии с Парижским соглашением, показывает, что, несмотря на явную тенденцию к сокращению выбросов парниковых газов с течением времени, странам необходимо срочно удвоить усилия по борьбе с изменением климата, чтобы предотвратить превышение глобальной температурой опасного порога в 1,5 градуса Цельсия. Новые или обновленные ОНУВ охватывают около 49 процентов мирового объема выбросов. Это важный шаг на пути к 45-процентному сокращению в 2030 году, необходимому для достижения цели в 1,5 градуса. Однако ОНУВ, представленные 191 Стороной, в совокупности предполагают значительное - на 16 процентов - увеличение мирового объема выбросов к 2030 году. Без принятия срочных мер это может привести к повышению температуры примерно на 2,7 градуса Цельсия к концу столетия.
ВМО Атлас смертности и экономического ущерба в результате экстремальных метеорологических, климатических и гидрологических явлений 31 августа 2021 года В новом всеобъемлющем докладе отмечается, что за последние 50 лет в среднем каждый день происходило одно стихийное бедствие, вызванное опасным метеорологическим, климатическим или гидрологическим явлением; вследствие этого ежедневно погибало 115 человек, а ущерб достигал 202 млн долл. США в день. Количество стихийных бедствий увеличилось в пять раз; экономический ущерб вырос в семь раз. Однако совершенствование систем раннего предупреждения, предотвращения бедствий и ликвидации их последствий позволило снизить смертность почти в три раза.
А в конце сентября на Московской бирже состоялись и первые в России торги, на которых 20 углеродных единиц были проданы по цене одна тысяча рублей за штуку. На сегодняшний день в реестре углеродных единиц зарегистрировано 4 климатических проекта. Выпуску подлежит 439 464 углеродных единицы. С сентября 2022 года в России начал работать реестр углеродных единиц Востребованность таких единиц на внутреннем рынке зависит от наличия у российских компаний климатических целей и потребностей в сокращении углеродного следа производимой продукции, рассказала "РГ" директор центра зеленой экономики и энергетики ЦСР Ирина Поминова. Она пояснила, что в значительной степени этот спрос формировали компании, ориентированные на западные рынки, но "зеленые" требования возникают и на Востоке, пусть и более медленно. Пока работа по сокращению выбросов парниковых газов не стала массовым явлением. Только у 14 процентов компаний есть климатические проекты на стадии реализации и у 3 процентов - на этапе планирования, отметила аналитик группы рейтингов устойчивого развития агентства "Эксперт РА" Анна Ларина. Климатические проекты в России, по словам Анны Лариной, могут быть самыми разными: лесоклиматические проекты, сохранение и реабилитация водно-болотных угодий и морских зон, использование возобновляемой энергетики, повышение энергоэффективности в промышленности и строительстве, внедрение методов захвата и хранения углерода, развитие экологически чистого транспорта. Израэля идет разработка российских методологий для реализации климатических проектов. По очередности их разработки можно судить об ожиданиях относительно наиболее перспективных для России проектов, - рассказала Ирина Поминова. Также, по словам эксперта, к наиболее перспективным климатическим проектам в России можно отнести лесные. Растения улавливают углекислый газ из воздуха, поэтому чем больше зелени, тем меньше СО2. По оценке Рослесинфорга, одна тысяча гектаров березово-осиновых насаждений способна ежегодно компенсировать 7,5 тысячи тонн CO2-эквивалента.
Основные положения документа
- Глобальные изменения климата. Часть 4. Что делать?
- Эколог рассказал о возможных последствиях изменения климата для России
- Возможны варианты
- Что еще почитать
- О проблеме
Риском можно управлять, а ущерб от изменения климата можно минимизировать
Главная» Новости» Изменение климата адаптация сокращение выбросов новости регионы. СПЧ проверил, как регионы сокращают выбросы парниковых газов и адаптируются к изменению климата 2 декабря состоялось специальное заседание Совета. Изменение климата в России может привести к смене регионов проживания, а также к вымиранию некоторые видов животных и растений. Изменение климата: адаптация, сокращение выбросов, новости, регионы. Изменение климата может привести к снижению урожайности сельскохозяйственных культур, особенно в регионах мира, наиболее нуждающихся в продовольствии.
АКТУАЛЬНЫЕ ТЕМЫ
- РСМД :: Риском можно управлять, а ущерб от изменения климата можно минимизировать
- Доклады по вопросам климата | Организация Объединенных Наций
- Сокращение выбросов не замедлило изменение климата
- Курсы валюты:
- Климатические проекты в России будут снижать выбросы парниковых газов
СПЧ проверил, как регионы сокращают выбросы парниковых газов и адаптируются к изменению климата
СПЧ проверил, как регионы сокращают выбросы парниковых газов и адаптируются к изменению климата 2 декабря состоялось специальное заседание Совета. Как изменение климата влияет на адаптацию, сокращение выбросов и новости регионов. Одним из примеров адаптации к изменению климата является строительство защитных сооружений на побережье, чтобы предотвратить наводнения и эрозию. Как изменение климата влияет на адаптацию, сокращение выбросов и новости регионов. При подготовке планов адаптации к изменениям климата регионы столкнулись с нехваткой данных. Изменение климата: адаптация, сокращение выбросов, новости регионов. Изменение климата: адаптация, сокращение выбросов, новости, регионы. Команда успешно защитила свои проекты и теперь готовится к реализации разработанных в рамках обучения проектов, направленных на снижение ущерба от климатических изменений и на. Изменение климата: адаптация и сокращение выбросов Адаптация к изменению климата включает в себя создание инфраструктуры, которая способствует адекватному реагированию на изменения.
Эколог рассказал о возможных последствиях изменения климата для России
Как изменение климата влияет на адаптацию, сокращение выбросов и новости регионов. Одним из примеров адаптации к изменению климата является строительство защитных сооружений на побережье, чтобы предотвратить наводнения и эрозию. Как изменение климата влияет на адаптацию, сокращение выбросов и новости регионов. В случае обводнения торфяников — это сокращение выбросов парниковых газов, адаптация к изменению климата и сохранение биоразнообразия. Как изменение климата влияет на адаптацию, сокращение выбросов и новости регионов. Одним из примеров адаптации к изменению климата является строительство защитных сооружений на побережье, чтобы предотвратить наводнения и эрозию. Современное изменение климата гораздо лучше объясняется антропогенным фактором: учёные уверены, что потепление планеты сегодня вызвано в первую очередь выбросами парниковых газов из-за деятельности человека (см. ответ на соответствующий вопрос).
климатический хаос
Изменение климата Земли в 2024 году | Все ли регионы страны подготовили планы по адаптации к изменениям климата, выясняли сенаторы на заседании профильного Комитета Совета Федерации. |
Всероссийская проектно-образовательная программа «Адаптация регионов России к изменениям климата» | Изменение климата в России может привести к смене регионов проживания, а также к вымиранию некоторые видов животных и растений. |
Риском можно управлять, а ущерб от изменения климата можно минимизировать
Подготовка Все ли регионы страны подготовили планы по адаптации к изменениям климата, выясняли сенаторы на заседании профильного Комитета Совета Федерации. Эта информация необходима, чтобы создать комплексную систему геотехнического мониторинга состояния окружающей среды в Арктической зоне. Находятся на согласовании в двух регионах - это Тверская область, ЛНР. На стадии разработки и адаптации числятся в 4 регионах - Воронежская, Омская область, Удмуртия, Мурманская область.
Новые технологии нуждаются в дополнительной проработке и поддержке в продолжении всего жизненного цикла», — подчеркнула Ледащева. Какие экономики возглавили топ-3 и какова роль России в борьбе с изменением климата Ранее, 16 февраля, в Институте исследований государственной политики IPPR заявили, что человечество не устраняет причины изменений климата, борясь только с их последствиями. По словам специалистов, такое поведение — это «петля гибели» и стратегический риск для возможности трансформировать общество и избежать катастрофических климатических и экологических изменений.
На первом этапе стояла задача создать методическую базу и планы адаптации секторов экономики России. Следующий этап этого процесса будет посвящен практическим действиям регионов. Издание станет обязательной научной базой для планирования мероприятий по адаптации к климатическим изменениям: в одних регионах — к засухам, в других — к штормовым ветрам, в третьих — к наводнениям. Доклад поможет в разработке мер по решению сложных проблем, проявления которых мы наблюдаем уже сегодня. Изменения климата наряду с активным освоением затапливаемых речных долин уже приводят к росту ущербов при учащении наводнений. Согласно приведенным оценкам, эта проблема может усугубиться.
Поэтому ученые считают эффект временным и приводят пример Азии, где уровень загрязнения почти вернулся к показателям прошлого года. По их мнению, краткосрочные меры не предотвратят изменение климата. Даже если предположить, что сокращение транспортного потока и социальное дистанцирование сохранятся до конца 2021 года, то через 10 лет это снизит темпы потепления в лучшем случае на 0,01 градуса. Выводы исследователей опубликованы в журнале Nature Climate Change.