Илья Репин был, пожалуй, самым востребованным советской пропагандой художником дореволюционной России.
Финский музей объяснил, почему назвал Илью Репина украинским художником
Обучение живописи в биографии Репина началось уже в тринадцатилетнем возрасте. А в 1863 году он переехал в Петербург, чтобы учиться в Академии Художеств. Во время обучения там прекрасно проявил себя, получив две золотых медали за свои картины. В 1870 году отправился путешествовать по Волге, выполняя тем временем этюды и наброски. Там же зародилась идея полотна «Бурлаки на Волге».
Затем художник переехал в Витебскую губернию, приобрел там имение. Автопортрет, 1878. Кроме написания картин, он в Академии Художеств руководил мастерской. Путешествия Репина по Европе повлияли на стиль художника.
В 1874 году Репин стал членом товарищества передвижников, на выставках которых представлял свои работы. Поселок, в котором жил Репин, после Октябрьской революции очутился в составе Финляндии. Там же Репин скончался в 1930 году. Творчество Репина Репин — один из немногих русских художников XIX века, в творчестве которых нашел свое выражение героизм русского революционного движения.
Репин умел необыкновенно чутко и внимательно увидеть и изобразить на холсте различные стороны русской социальной действительности того времени. Садко в подводном царстве, 1876. Под конвоем. По грязной дороге, 1876.
В 1878 году художник создал первый вариант картины «Арест пропагандиста», которая, на самом деле является остроумной реминисценцией сцены «Взятия Христа под стражу» из Нового Завета. Очевидно, неудовлетворенный чем-то в картине, Репин еще раз вернулся к той же теме. С 1880 по 1892 год он работал над новым вариантом, более строгим, сдержанным и выразительным. Картина вполне закончена композиционно и технически.
Он видел крестные ходы у себя на родине, в Чугуеве, в 1881 году ездил в окрестности Курска, где каждый год летом и осенью совершались знаменитые на всю Россию крестные ходы с Курской чудотворной иконой Божьей Матери.
Например, он не ел мясо, садился с прислугой за один стол или вовсе не держал ее, заставлял родных спать на морозе или с открытыми настежь окнами. Писатель Иван Бунин, известный гурман, вспоминал забавный случай. Однажды он приехал в имение Репина по приглашению хозяина. Художник предложил Бунину написать его портрет. Иван Бунин Я стал низко кланяться, горячо благодарить, забормотал, что завтра же приеду, но что сейчас должен немедля спешить назад, на вокзал — страшно срочные дела в Петербурге. И сейчас же вновь расцеловался с хозяином и пустился со всех ног на вокзал, а там кинулся к буфету, к водке, жадно закурил, вскочил в вагон, а из Петербурга на другой день послал телеграмму: дорогой Илья Ефимович, я, мол, в полном отчаянии, срочно вызван в Москву, уезжаю нынче же с первым поездом…» Во многом образ Репина, как чудака, сложился из-за его второй жены писательницы Натальи Нордман. Она бурно протестовала против мехов, наотрез отказываясь носить шубы. Корней Чуковский вспоминал, что в меню обеденного стола входили только вегетарианские блюда.
Прослышав, что отвары из свежего сена полезны для здоровья, Нордман ввела эти напитки в повседневный рацион. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Прислуга — позор человечества» и так далее. Чуковский по этому поводу писал: «Наталье Борисовне и в голову не приходило, что она наносит ущерб имени Репина. Она была уверена, что пользуется этим именем отнюдь не для собственных выгод, а исключительно ради пропаганды благотворных идей, которые должны принести человечеству счастье». Илья Репин, портрет Натальи Нордман Молва называла Илью Репина человеком прижимистым и скупым, но это было не совсем так. Он действительно предпочитал практически ничего себе не покупать. Экономил он и на близких людях. Однако исправно устаивал свои знаменитые среды, когда в дом к художнику мог прийти любой желающий. Хозяин неизменно приглашал всех к столу.
Позже Маяковский признался, что в тяжелое время репинские «среды» спасли его от голодной смерти. Илья Репин также не упускал возможности принять участие в благотворительных акциях. Так, артистам Малого театра он подарил портрет М. Щепкина, в пользу голодающих пожертвовал свою картину «Николай Мирликийский», дал родному городу Чугуеву большую сумму на устройство абиссинского колодца, направил десять тысяч рублей на нужды флота и так далее. Дурная молва Еще при жизни художника ходили слухи, что все натурщики Ильи Репина после написания полотна умирали. Писатель Корней Чуковский вспоминал: «Когда Репин писал мой портрет, я в шутку сказал ему, что, будь я чуть-чуть суевернее, ни за что не решился бы позировать ему, потому что в его портретах таится зловещая сила: почти всякий, кого он напишет, в ближайшие же дни умирает. Написал Мусоргского — Мусоргский тотчас же умер. Написал Писемского — Писемский умер. А Пирогов?
И чуть только он захотел написать для Третьякова портрет Тютчева, Тютчев в том же месяце заболел и вскоре скончался. Присутствовавший при этом разговоре писатель-юморист О. Все захохотали. Столыпин был в то время премьер-министром, и мы его ненавидели.
Такое решение было принято на основе церковного документа, где указано, что отец и дед Репина родились на территории современной Украины. В своем комментарии директор музея по связям с общественностью Анна Кари отметила, что теперь Репин будет представлен как украинский художник. Однако, решение вызвало негативную реакцию со стороны Российского посольства в Финляндии, которое назвало это русофобской акцией, противоречащей здравому смыслу.
В своей пропаганде Россия обвиняет музеи в принятии «политически мотивированных решений». Помимо Украины, свои права на культурное наследие начали заявлять и другие страны, ранее входившие в состав России и Советского Союза. Почему в России иначе? У музеев нет единого взгляда на вопрос национальности художников. По мнению Оксаны Семеник, важным основанием является культурный фон, хотя, например, у живших под властью Российской империи украинских художников было не так много выбора для получения образования. Они часто учились в России, потому что успех был возможен только в рамках имперской культуры. Талантливые мастера с колонизированных территорий сразу причислялись к русскому искусству. Такие примеры также найдутся в музыке, литературе и науке. Например, Николай Гоголь считается ключевой фигурой в русской литературе. Хотя Гоголь писал по-русски, он родился на территории Украины и большая часть его творчества основана на элементах украинской культуры. Сейчас украинские культурные учреждения пытаются сообща восстановить данные о деятелях культуры украинского происхождения. Например, готовится так называемое руководство по деколонизации международных музеев.
Новости по теме
- Музей "Атенеум": отец и дед Ильи Репина родились на территории нынешней Украины
- Финский музей объяснил, почему назвал Илью Репина украинским художником, 2 февраля 2024 года
- Новости по теме
- Ответы : какая национальность у Е. И. Репина?
Биография Репина
«Что касается переиначивания национальности Ильи Ефимовича Репина, то это русофобская ахинея на потребу конструкторам „глобуса Украины“, которые уверены, что чем больше они „найдут“ в русском мире уроженцев современной территории Украины, тем хуже будет России. Дий, сын Юрия и внук Ильи Репина, был моряком, но мечтал стать художником. Решение об "изменении национальности" Ильи Репина было принято, когда в "Атенеуме" готовилась выставка "Вопрос времени", включающая одну из работ художника.
Картина маслом: Репин и Айвазовский стали «украинскими художниками»
Современники отмечали, репинские картины до такой степени реалистичны, что производят неизгладимое впечатление на зрителей: одни стоят возле них, словно загипнотизированные, другие впадают в истеричное состояние. Люди боялись позировать художнику, потому что ходила молва, что изображенные им натурщики обречены на смерть. Неужели это правда? Илья Репин в молодости Илья Репин, как все гениальные люди, был человеком своеобразным и противоречивым. Например, он не ел мясо, садился с прислугой за один стол или вовсе не держал ее, заставлял родных спать на морозе или с открытыми настежь окнами. Писатель Иван Бунин, известный гурман, вспоминал забавный случай. Однажды он приехал в имение Репина по приглашению хозяина. Художник предложил Бунину написать его портрет. Иван Бунин Я стал низко кланяться, горячо благодарить, забормотал, что завтра же приеду, но что сейчас должен немедля спешить назад, на вокзал — страшно срочные дела в Петербурге.
И сейчас же вновь расцеловался с хозяином и пустился со всех ног на вокзал, а там кинулся к буфету, к водке, жадно закурил, вскочил в вагон, а из Петербурга на другой день послал телеграмму: дорогой Илья Ефимович, я, мол, в полном отчаянии, срочно вызван в Москву, уезжаю нынче же с первым поездом…» Во многом образ Репина, как чудака, сложился из-за его второй жены писательницы Натальи Нордман. Она бурно протестовала против мехов, наотрез отказываясь носить шубы. Корней Чуковский вспоминал, что в меню обеденного стола входили только вегетарианские блюда. Прослышав, что отвары из свежего сена полезны для здоровья, Нордман ввела эти напитки в повседневный рацион. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Прислуга — позор человечества» и так далее. Чуковский по этому поводу писал: «Наталье Борисовне и в голову не приходило, что она наносит ущерб имени Репина. Она была уверена, что пользуется этим именем отнюдь не для собственных выгод, а исключительно ради пропаганды благотворных идей, которые должны принести человечеству счастье». Илья Репин, портрет Натальи Нордман Молва называла Илью Репина человеком прижимистым и скупым, но это было не совсем так.
Он действительно предпочитал практически ничего себе не покупать. Экономил он и на близких людях. Однако исправно устаивал свои знаменитые среды, когда в дом к художнику мог прийти любой желающий. Хозяин неизменно приглашал всех к столу. Позже Маяковский признался, что в тяжелое время репинские «среды» спасли его от голодной смерти. Илья Репин также не упускал возможности принять участие в благотворительных акциях. Так, артистам Малого театра он подарил портрет М. Щепкина, в пользу голодающих пожертвовал свою картину «Николай Мирликийский», дал родному городу Чугуеву большую сумму на устройство абиссинского колодца, направил десять тысяч рублей на нужды флота и так далее.
Дурная молва Еще при жизни художника ходили слухи, что все натурщики Ильи Репина после написания полотна умирали. Писатель Корней Чуковский вспоминал: «Когда Репин писал мой портрет, я в шутку сказал ему, что, будь я чуть-чуть суевернее, ни за что не решился бы позировать ему, потому что в его портретах таится зловещая сила: почти всякий, кого он напишет, в ближайшие же дни умирает. Написал Мусоргского — Мусоргский тотчас же умер. Написал Писемского — Писемский умер. А Пирогов?
Эту сумму за Репина внёс покровитель - руководитель почтового департамента Фёдор Прянишников, к которому Илья Ефимович обратился за помощью. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём, и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине». В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина.
Своим непосредственным наставником он считал Крамского: Репин был своим человеком в созданной Иваном Николаевичем художественной артели, показывал ему свои ученические эскизы, прислушивался к советам. После смерти Крамского Репин написал воспоминания, в которых назвал художника своим учителем. Годы учёбы принесли Репину несколько наград, включая серебряную медаль за эскиз «Ангел смерти избивает всех перворожденных египтян» 1865 , малую золотую медаль за работу «Иов и его братья» 1869 и большую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира» 1871. Спустя годы, вспоминая историю «Воскрешения... Отчаявшись, воспитанник Академии создал жанровую картину о том, как студент, готовящийся к экзаменам, наблюдает в окно за девушкой из соседней квартиры. Илья Ефимович отнёс свою работу в магазин Тренти, отдал на комиссию и был удивлён, когда вскоре ему вручили немалую сумму: «Такого счастья я, кажется, не испытывал за всю свою жизнь! Полученных денег хватило на краски и холст, но их приобретение не избавило от творческих мук: сюжет «Дочери Иаира» не складывался. Сюжет первой из значительных картин Репина - «Бурлаки на Волге» - был подсказан жизнью. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков.
Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу, и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы». Полностью погрузиться в новую работу ему не давали академические обязательства, связанные с конкурсом на малую золотую медаль, однако, по признанию художника, ни во время игр с товарищами в городки, ни во время общения со знакомыми барышнями он не мог освободиться от зреющего замысла. Летом 1870 года Репин вместе с братом и друзьями-живописцами Фёдором Васильевым и Евгением Макаровым отправился на Волгу. Деньги на поездку - двести рублей - получил от богатых покровителей Васильев. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом; настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Комаринская» Глинки и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады». В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака» — человека по фамилии Канин на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей». К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу.
Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры - не хватало лишь «большого декоративного пятна». Художник Константин Маковский, к которому ранее обращался Пороховщиков, считал, что эти деньги не окупят всех трудозатрат, и просил 25 000 рублей. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды. В своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной». В работу вместе с Репиным включился и Стасов, который, хорошо разбираясь в музыке, собирал материалы в Публичной библиотеке и давал профессиональные советы. Для картины позировали Николай Рубинштейн, Эдуард Направник, Милий Балакирев и Николай Римский-Корсаков, изображения остальных композиторов, в том числе ушедших из жизни, Репин создавал на основе гравюр и фотографий, найденных Стасовым. В июне 1872 года состоялось открытие «Славянского базара». Представленная публике картина получила много комплиментов, а её автор - массу похвал и поздравлений.
Среди тех, кто остался недоволен, был Иван Тургенев: он сказал Репину, что не может «примириться с идеей этой картины». Позже в письме Стасову писатель назвал полотно Репина «холодным винегретом живых и мёртвых — натянутою чушью, которая могла родиться в голове какого-нибудь Хлестакова-Пороховщикова». Веру Шевцову, сестру своего товарища по рисовальной школе Александра, Илья Ефимович знал с детских лет: в доме их отца, академика архитектуры Алексея Ивановича Шевцова, часто собиралась молодёжь. Илья Ефимович и Вера Алексеевна обвенчались в 1872 году. Вместо свадебного путешествия Репин предложил молодой жене деловые поездки - сначала в Москву, на открытие «Славянского базара», а затем на этюды в Нижний Новгород, где художник продолжал искать мотивы и типажи для «Бурлаков». Поздней осенью того же 1872 года на свет появилась дочь, которую тоже назвали Верой. На крестинах девочки присутствовали Стасов и композитор Модест Мусоргский, который «много импровизировал, пел и играл». Первый брак Репина длился пятнадцать лет. Супружество, по мнению исследователей, сложно было назвать счастливым: Илья Ефимович тяготел к открытому дому, готов был в любое время принять гостей; его постоянно окружали дамы, желавшие попозировать для новых картин; Вере Алексеевне, сосредоточенной на воспитании детей, салонный образ жизни был в тягость.
Разрыв отношений произошёл в 1887 году. При разводе бывшие супруги поделили детей: старшие остались у отца, младшие перешли жить к матери. Семейная драма серьёзно повлияла на художника. В апреле 1873 года, когда старшая дочь немного подросла, семья Репина, имевшего право на заграничную поездку в качестве пенсионера Академии, отправилась в вояж по Европе.
К тому же американские искусствоведы сделали дополнительную надпись, в которой обвинили Россию в уничтожении музея Куинджи в Мариуполе. Ранее администрация музея Метрополитен изменила название картины Эдгара Дега «Русская танцовщица» на «Танцовщица в украинском платье», хотя в годы жизни французского художника Украины как государства даже не существовало. Картина дня.
Реклама Репин родился в Харьковской губернии Российской империи, территории нынешней Харьковской области. Айвазовский появился на свет в Таврической губернии, ныне именуемой полуостровом Крым. Это не первый случай, когда музей допускает смену национальности авторов или персонажей картин.
Генеалогия Репин статья Бучастая
Финский музей назвал русского художника Илью Репина украинцем | Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве Харьковской губернии. |
Музей Metropolitan «сменил» национальность Репину, Куинджи и Айвазовскому, сделав их украинцами | ИЛЬЯ РЕПИН ЗАПОРОЖЦЫ Если бы Илья Репин жил в наше время, то он точно считался бы украинцем по национальности, ведь родился он в Чугуеве под Харьковом, и предки его были из тех же мест. |
Илья Репин: мистический гений | Репин, как и несколько поколений его предков, родился в Чугуеве Харьковской области, то есть на территории современной Украины. |
Самая еврейская картина Репина | В 1854-1857 гг. Илья Репин учился черчению и рисованию в школе военных топографов в Чугуеве. |
Добро пожаловать!
- Самое популярное за месяц 😍
- Частые переезды
- Финский музей объяснил, почему назвал Илью Репина украинским художником
- Репин Илья биография Национальность
Особо резвым псевдоэкспертам, изменившим национальность художника Репина, дали совет
Крым, Украина) и Чугуеве (Харьковская губерния Российской империи, ныне - Харьковская область Украины) соответственно. Портрет и биография Ильи Репина, годы жизни, информация о самых известных произведениях художника с примерами. Связь с родным городом, Слобожанщиной и Украиной Илья Репин пытался сохранять до конца жизни, а украинские мотивы занимали важное место в творчестве художника.
Как великий русский художник Илья Репин оказался эмигрантом
За это время Илья Репин передал в Атенеум свои работы, а также произведения других художников: Поленова, Серова, Шишкина. Директор по связям с общественностью финского художественного музея «Атенеум» Анна Кари заявила, что сотрудники изменили национальность художника Ильи Репина с русской на украинскую из-за того, что его отец и дед родились на территории нынешней Украины. Великий Русский художник И.Е, Репин по воле укроповского дремучего депутата стал вдруг Великим УКРОМ.
В финском музее Илью Репина представили как украинского художника
Илья Репин - биография, новости, личная жизнь | Решение об "изменении национальности" Ильи Репина было принято, когда в "Атенеуме" готовилась выставка "Вопрос времени", включающая одну из работ художника. |
Илью Репина превратили в украинца… | Газета Ракурс | Политика, политические обзоры и комментарии | Художественный музей «Атенеум», расположенный в Финляндии, сменил обозначение национальности художника Ильи Репина с русской на украинскую. Об этом заявила РИА «Новости» директор по связям с общественностью Анна Кари. |
Илья Ефимович Репин, поменял национальность. | эти тургеневские слова Илья Репин сделал своим творческим кредо. |
Илью Репина превратили в украинца…
Такое решение было принято на основе церковного документа, где указано, что отец и дед Репина родились на территории современной Украины. В своем комментарии директор музея по связям с общественностью Анна Кари отметила, что теперь Репин будет представлен как украинский художник. Однако, решение вызвало негативную реакцию со стороны Российского посольства в Финляндии, которое назвало это русофобской акцией, противоречащей здравому смыслу.
Холст, масло Этюд «Еврей на молитве» был написан Репиным в 1875 году в Париже, куда художник приехал вместе с женой и маленькой дочерью Верой в ходе «пенсионерской поездки». Получали его обычно самые талантливые выпускники. Студенческие работы Репина, безусловно, отвечали этим критериям: при окончании Академии он был награжден первой золотой медалью.
В картине «Еврей на молитве» прослеживается влияние Рембрандта, точнее - произведений его позднего периода. В 1631 году обедневший Рембрандт переехал в еврейский квартал, где на тот момент уже около полутора веков жили 400 сефардских семей, перебравшихся в Голландию после изгнания из Испании и Португалии. Художник поселился недалеко от синагоги, завел дружбу с местными евреями и создал 15 портретов, моделями для которых ему служили пожилые сефарды, в частности, раввин местной общины. Колорит картины, ее акценты, манера исполнения сближает репинского «Еврея на молитве» именно с этими образами мудрых и печальных рембрандтовских раввинов, в частности, со знаменитым стариком в берете с «Портрета старого еврея».
Поселок, в котором жил Репин, после Октябрьской революции очутился в составе Финляндии. Там же Репин скончался в 1930 году.
Творчество Репина Репин — один из немногих русских художников XIX века, в творчестве которых нашел свое выражение героизм русского революционного движения. Репин умел необыкновенно чутко и внимательно увидеть и изобразить на холсте различные стороны русской социальной действительности того времени. Садко в подводном царстве, 1876. Под конвоем. По грязной дороге, 1876. В 1878 году художник создал первый вариант картины «Арест пропагандиста», которая, на самом деле является остроумной реминисценцией сцены «Взятия Христа под стражу» из Нового Завета.
Очевидно, неудовлетворенный чем-то в картине, Репин еще раз вернулся к той же теме. С 1880 по 1892 год он работал над новым вариантом, более строгим, сдержанным и выразительным. Картина вполне закончена композиционно и технически. Он видел крестные ходы у себя на родине, в Чугуеве, в 1881 году ездил в окрестности Курска, где каждый год летом и осенью совершались знаменитые на всю Россию крестные ходы с Курской чудотворной иконой Божьей Матери. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Изображая крестный ход — типичное явление старой России, художник в то же время показал широкую и многогранную картину русской жизни его времени со всеми ее противоречиями и социальными контрастами, во всем богатстве народных типов и характеров.
Наблюдательность и блестящее живописное мастерство помогли Репину создать полотно, поражающее жизненностью фигур, разнообразием одежд, выразительностью лиц, поз, движений, жестов, и одновременно грандиозностью, красочностью и великолепием зрелища в целом. В 1885 году была создана картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», отмечающая наивысшую точку его творческого горения и мастерства. Творчество Репина отличается необыкновенной плодотворностью, причем многие полотна он писал одновременно. Одна работа еще не была закончена, как создавалась другая и третья. Репин — выдающийся мастер портретного искусства. Его портреты представителей разных сословий — простого народа и аристократии, интеллигенции и царских сановников — своеобразная летопись целой эпохи России в лицах.
Он был одним из художников, с энтузиазмом откликнувшихся на идею основателя Третьяковской галереи — П. Третьякова о создании портретов выдающихся русских людей.
Лодыгина заметила ошибку и предоставила доказательства того, что информация неверна. Согласно выписке из церковной книги, отец и дед художника родились на территории нынешней Украины. YleФинляндия История финского Института имени Репина в Котке завершиласьФинский Институт имени Репина в Котке решено закрыть, преподавание классического изобразительного искусства продолжится лишь в профессиональном училище Eduko в Коуволе, сообщает Yle. Раньше в Институте работали преподаватели петербургской Академии художеств.
Сейчас связи с Россией разорваны. Украинский исследователь Оксана Семеник заметила во время стажировки в Художественном музее Циммерли в США, что довольно значительная часть русской коллекции музея состоит из работ художников с Украины или других бывших советских республик. Такая же ситуация сложилась и с онлайн-коллекциями многих других музеев. Семеник написала в различные учреждения культуры и объяснила, почему информацию о художниках необходимо исправить. Картина Эдгара Дега "Русские танцовщицы" также преобразилась в "Танцовщиц в украинских костюмах". Лондонская национальная галерея внесла аналогичные изменения.
Другие музеи обновили информацию о местах рождения художников. Эти перемены привлекли внимание России. Например, в блоге Семеник появились неприятные комментарии.
Финский музей изменил национальность Ильи Репина на "украинскую"
Другие музеи обновили информацию о местах рождения художников. Эти перемены привлекли внимание России. Например, в блоге Семеник появились неприятные комментарии. В своей пропаганде Россия обвиняет музеи в принятии «политически мотивированных решений». Помимо Украины, свои права на культурное наследие начали заявлять и другие страны, ранее входившие в состав России и Советского Союза. Почему в России иначе? У музеев нет единого взгляда на вопрос национальности художников. По мнению Оксаны Семеник, важным основанием является культурный фон, хотя, например, у живших под властью Российской империи украинских художников было не так много выбора для получения образования. Они часто учились в России, потому что успех был возможен только в рамках имперской культуры.
Талантливые мастера с колонизированных территорий сразу причислялись к русскому искусству. Такие примеры также найдутся в музыке, литературе и науке. Например, Николай Гоголь считается ключевой фигурой в русской литературе.
Люди боялись позировать художнику, потому что ходила молва, что изображенные им натурщики обречены на смерть. Неужели это правда? Илья Репин в молодости Илья Репин, как все гениальные люди, был человеком своеобразным и противоречивым. Например, он не ел мясо, садился с прислугой за один стол или вовсе не держал ее, заставлял родных спать на морозе или с открытыми настежь окнами. Писатель Иван Бунин, известный гурман, вспоминал забавный случай. Однажды он приехал в имение Репина по приглашению хозяина. Художник предложил Бунину написать его портрет.
Иван Бунин Я стал низко кланяться, горячо благодарить, забормотал, что завтра же приеду, но что сейчас должен немедля спешить назад, на вокзал — страшно срочные дела в Петербурге. И сейчас же вновь расцеловался с хозяином и пустился со всех ног на вокзал, а там кинулся к буфету, к водке, жадно закурил, вскочил в вагон, а из Петербурга на другой день послал телеграмму: дорогой Илья Ефимович, я, мол, в полном отчаянии, срочно вызван в Москву, уезжаю нынче же с первым поездом…» Во многом образ Репина, как чудака, сложился из-за его второй жены писательницы Натальи Нордман. Она бурно протестовала против мехов, наотрез отказываясь носить шубы. Корней Чуковский вспоминал, что в меню обеденного стола входили только вегетарианские блюда. Прослышав, что отвары из свежего сена полезны для здоровья, Нордман ввела эти напитки в повседневный рацион. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Прислуга — позор человечества» и так далее. Чуковский по этому поводу писал: «Наталье Борисовне и в голову не приходило, что она наносит ущерб имени Репина. Она была уверена, что пользуется этим именем отнюдь не для собственных выгод, а исключительно ради пропаганды благотворных идей, которые должны принести человечеству счастье». Илья Репин, портрет Натальи Нордман Молва называла Илью Репина человеком прижимистым и скупым, но это было не совсем так. Он действительно предпочитал практически ничего себе не покупать.
Экономил он и на близких людях. Однако исправно устаивал свои знаменитые среды, когда в дом к художнику мог прийти любой желающий. Хозяин неизменно приглашал всех к столу. Позже Маяковский признался, что в тяжелое время репинские «среды» спасли его от голодной смерти. Илья Репин также не упускал возможности принять участие в благотворительных акциях. Так, артистам Малого театра он подарил портрет М. Щепкина, в пользу голодающих пожертвовал свою картину «Николай Мирликийский», дал родному городу Чугуеву большую сумму на устройство абиссинского колодца, направил десять тысяч рублей на нужды флота и так далее. Дурная молва Еще при жизни художника ходили слухи, что все натурщики Ильи Репина после написания полотна умирали. Писатель Корней Чуковский вспоминал: «Когда Репин писал мой портрет, я в шутку сказал ему, что, будь я чуть-чуть суевернее, ни за что не решился бы позировать ему, потому что в его портретах таится зловещая сила: почти всякий, кого он напишет, в ближайшие же дни умирает. Написал Мусоргского — Мусоргский тотчас же умер.
Написал Писемского — Писемский умер. А Пирогов? И чуть только он захотел написать для Третьякова портрет Тютчева, Тютчев в том же месяце заболел и вскоре скончался.
Государственная Третьяковская галерея, Москва Инициатором знакомства Льва Толстого и Репина был Стасов, который начиная с 1870-х неустанно рассказывал писателю о появлении в русском искусстве «нового светила» [94].
Об этом художник подробно написал Стасову, отметив, что писатель «на портрет Крамского очень похож»: Я был так ошеломлён его посещением неожиданным и так же неожиданным уходом хотя он пробыл около двух часов, но мне показалось не более четверти часа , что я по рассеянности забыл даже спросить, где он остановился, надолго ли здесь, куда едет… Напишите мне, пожалуйста, его адрес, где можно найти [95] [96]. Знакомство было продолжено через год, когда Лев Николаевич, прибыв в Москву, остановился у Волконских. Как вспоминал впоследствии художник, вечерами, закончив работу, он нередко отправлялся на встречи с Толстым, стараясь приурочить их ко времени его вечерних прогулок. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния; иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж [97].
В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Ему достался участок в районе Смоленского рынка , включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов; подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие [98].
За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире, и в Ясной Поляне , создал несколько портретов Толстого самые известные — «Л. Толстой за письменным столом» 1887 , «Л. Толстой в кресле с книгой в руках» 1887 , «Л. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» 1891 , а также десятки зарисовок и набросков; многие из них остались в разрозненных альбомах [99].
Картина «Л. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы [100]. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Толстой работал без отдыха в течение шести часов; Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур» [101].
В сентябрьском номере издания «Новости и биржевая газета» за 1887 год появилась статья Стасова о том, что Толстой, изображённый Репиным, напоминает ему загорелых бурлаков: «То же выражение силы, преданности своему делу, тот же беспредельно национальный тип и склад». Особое внимание критик уделил лошадкам — по его мнению, каждая из них обладает своим характером: одна кротко «исправляет свою службу», другая демонстрирует живость и непокорность [102] [103]. В 1901 году Репин написал портрет «босоногого» Толстого. Писатель, редко ходивший босиком, был недоволен тем, что художник изобразил его без обуви.
Он говорил: «Кажется, Репин никогда не видал меня босиком. Недостаёт только, чтобы меня изобразили без панталон » [104]. Государственная Третьяковская галерея, Москва С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Композитор старался не пропускать выставок Ильи Ефимовича; тот, в свою очередь, бывал на премьерах его музыкальных произведений.
Как вспоминал композитор Борис Асафьев , порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле — художник любил слушать « Хованщину » [105]. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически» [106]. Художник немедленно выехал в столицу, чтобы навестить заболевшего товарища. В госпитальной палате Репин в течение четырёх дней — со 2 по 5 марта — писал портрет Мусоргского.
Мольберта для поездки в Петербург Илья Ефимович не взял, поэтому работа велась возле стола, за которым сидел композитор [107]. По мнению исследователей, художник не пытался скрыть «человеческих слабостей» композитора, но даже в больничном одеянии, с пристальным и в то же время отрешённым взглядом, Мусоргский выглядит человеком «красивым и духовно великим» [108]. На зрителей портрет композитора, скончавшегося через несколько дней после визита Репина, произвёл большое впечатление. Государственная Третьяковская галерея, Москва С меценатом и основателем Третьяковской галереи Павлом Третьяковым Репин познакомился ещё во время работы над «Бурлаками».
В 1872 году, прослышав об интересном материале, привезённом выпускником Академии художеств с Волги, Третьяков прибыл в петербургскую мастерскую Ильи Ефимовича и, представившись, долго и сосредоточенно изучал развешанные вдоль стен этюды. Его внимание привлекли две работы — портреты сторожа и продавца; назначенную Репиным цену предприниматель снизил вдвое и ушёл, пообещав прислать за этюдами посыльного [110]. В Москве деловые отношения, сложившиеся между Репиным и Третьяковым, постепенно переросли в дружеские. Меценат бывал дома у Ильи Ефимовича; при невозможности встретиться они обменивались письмами [110] или короткими записками: «Если у Вас найдётся свободный часок, заверните ко мне посмотреть портрет Аксакова.
Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Третьяков» [111]. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней.
Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь»; Репин в ответ объяснил, что не может согласиться со мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе [112]. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений; так, именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского — в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение» [113]. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически; в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым , Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея» [114]. Репин долгое время вынашивал мечту написать портрет самого Третьякова, однако меценат наотрез отказывался позировать.
Тем не менее зимой 1882 года совместная работа началась; она продолжалась вплоть до отъезда Ильи Ефимовича из Москвы и была завершена уже в Петербурге. Зная, что у родных Павла Михайловича были замечания к его портрету, Репин уже после смерти мецената создал второй вариант картины [115]. Прибыв в декабре 1898 года на похороны Третьякова, Илья Ефимович написал: Вот свалился дуб могучий, развесистый, под ветвями его широкими сколько жило и благоденствовало хороших русских художников… А вот как настанет временное оскудение, мелочь, тогда поймут ушедшую вдаль эпоху и удивятся её грандиозности, оценят и искусство, и собирателя [116]. Второй петербургский период 1882—1900 Накануне переезда в столицу Репин признавался в одном из писем, что Москва начинает утомлять его.
Наступившее пресыщение вкупе с настойчивыми уговорами Стасова и Крамского привели к тому, что осенью 1882 года 38-летний художник вернулся в город своей молодости. С собой он привёз немалый багаж, основу которого составляли наброски к начатым работам — «Запорожцы», «Арест пропагандиста», «Перед исповедью» в советском искусствознании картина именовалась «Отказ от исповеди» , «Иван Грозный», а также сотни рисунков и этюдов на самые разные темы [117]. Государственная Третьяковская галерея, Москва Рождению исторического полотна, созданного «по мотивам» одного из сюжетов « Истории государства Российского », предшествовало посещение Репиным концерта Римского-Корсакова. Как писал позже сам художник, «его музыкальная трилогия — любовь, власть и месть» показалась настолько впечатляющей, что захотелось и «в живописи изобразить что-нибудь подобное по силе его музыки» [118].
Работа началась с выбора натуры. Репин искал нужные лица везде — всматривался в прохожих на улицах, обращался к знакомым. Образ Ивана Грозного, по мнению Ильи Ефимовича, в чём-то совпадал с типажом живописца Григория Мясоедова , который, наряду со случайным человеком, встреченным на рынке, согласился позировать для новой картины [119]. Прообразами царевича стали несколько человек, в том числе пейзажист Владимир Менк и писатель Всеволод Гаршин.
Отвечая на вопросы о том, почему при написании профиля царевича выбор пал именно на Всеволода Михайловича, Репин отмечал: В лице Гаршина меня поразила обречённость: у него было лицо человека, обречённого погибнуть. Это было то, что мне нужно для моего царевича [120]. Картина была завершена в 1885 году и показана на 13-й выставке передвижников. В защиту полотна выступили многие деятели культуры; благодаря их хлопотам, а также стараниям художника Алексея Боголюбова запрет был снят [121].
Между 1884 и 1888. Государственная Третьяковская галерея, Москва История произведения «Не ждали», над которым Репин работал в 1883—1888 годах, началась с небольшой картины. На ней была изображена молодая курсистка появляющаяся в комнате после длительной отлучки [122]. Позже, развивая тему, художник заменил героиню мужчиной — «блудным сыном», который, входя в дом, приостанавливается и вопрошающе глядит на пожилую женщину — свою мать [123].
Сюжет изначально был построен только на «психологических характеристиках» персонажей, однако в первых вариантах, «не доверяя себе», Илья Ефимович включал в действие ещё двух персонажей — «какого-то старика» и отца героя [124]. Позже, поняв, что реакция матери, жены, детей и стоящей в дверях горничной воспроизведена точно, Репин решил обойтись без дополнительных «разъясняющих фигур» [125]. Интерьер квартиры украшен репродукциями, которые имеют значение для оценки политических настроений в семье и символики картины. Это портреты писателей-демократов Николая Некрасова и Тараса Шевченко, изображения императора Александра II, убитого народовольцами, на смертном одре, а также Христос на Голгофе — символ сострадания и искупления, связываемый интеллигентами-революционерами со своей миссией.
Квартирой для картины стала одна из комнат дачного домика в селе Мартышкино близ Петербурга, где семья Репина жила летом 1883 года. Дом был многолюдный, поэтому для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова [124]. По словам биографа Репина Софьи Пророковой, художнику долгое время не удавалось зафиксировать то выражение лица, которое бывает у близких людей в момент внезапной и долгожданной встречи, поэтому голову героя художник переписывал многократно. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению» [126].
Репин и Гаршин Портрет В. Метрополитен-музей, Нью-Йорк Знакомство Репина и Всеволода Гаршина произошло в зале Павловой на Троицкой улице , куда писатель пришёл в сопровождении студентов и курсисток. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече — Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Сеансы проходили в мастерской Репина, и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно, излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел» [127].
Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. В письме своему товарищу В. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности» — человек с сильным характером.
По словам директора по связям с общественностью Анны Кари, в музее постановили рассмотреть проблема национальности Ильи Репина на фоне подготовки к выставке «Проблема времени», где представлена его труд. Она отметила, что в «Атенеуме» опирались на то, что батька и дед художника были родом с территории нынешней Украины. В качестве ключа мы использовали божественный документ, из какого вытекало, что батька и дед Репина родились на территории современной Украины», — заявила Кари.
Биография Ильи Репина
Признание окончательно и бесповоротно пришло к Илье Репину после картины «Бурлаки на Волге». Финский художественный музей «Атенеум» наименовал русского живописца Илью Репина украинским художником, базируясь на божественном документе о месте рождения его родителей, сообщает Новости. Финский художественный музей "Атенеум" (Ateneum) изменил национальность русского художника Ильи Репина на украинскую под давлением активистов с Украины.
Курсы валюты:
- Особо резвым псевдоэкспертам, изменившим национальность художника Репина, дали совет - МК
- Илья Репин тоже «украинец»?
- Биография Ильи Репина
- Репин Илья Ефимович
- ВЛИЯНИЕ СТОЛИЦЫ
Илью Репина превратили в украинца…
Финский музей назвал русского художника Илью Репина украинцем Виктория Комарова В мире Предки живописца родились в Харьковской губернии Художественный музей «Атенеум», расположенный в Финляндии, сменил обозначение национальности художника Ильи Репина с русской на украинскую. Репина назвали украинцем в связи с местом рождения его предков. Так, в церковном документе было сказано, что что отец и дед Репина появились на свет на территории современной Украины.
Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния; иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж [97]. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Ему достался участок в районе Смоленского рынка , включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов; подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие [98]. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире, и в Ясной Поляне , создал несколько портретов Толстого самые известные — «Л.
Толстой за письменным столом» 1887 , «Л. Толстой в кресле с книгой в руках» 1887 , «Л. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» 1891 , а также десятки зарисовок и набросков; многие из них остались в разрозненных альбомах [99]. Картина «Л. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы [100]. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Толстой работал без отдыха в течение шести часов; Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур» [101]. В сентябрьском номере издания «Новости и биржевая газета» за 1887 год появилась статья Стасова о том, что Толстой, изображённый Репиным, напоминает ему загорелых бурлаков: «То же выражение силы, преданности своему делу, тот же беспредельно национальный тип и склад».
Особое внимание критик уделил лошадкам — по его мнению, каждая из них обладает своим характером: одна кротко «исправляет свою службу», другая демонстрирует живость и непокорность [102] [103]. В 1901 году Репин написал портрет «босоногого» Толстого. Писатель, редко ходивший босиком, был недоволен тем, что художник изобразил его без обуви. Он говорил: «Кажется, Репин никогда не видал меня босиком. Недостаёт только, чтобы меня изобразили без панталон » [104]. Государственная Третьяковская галерея, Москва С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Композитор старался не пропускать выставок Ильи Ефимовича; тот, в свою очередь, бывал на премьерах его музыкальных произведений. Как вспоминал композитор Борис Асафьев , порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле — художник любил слушать « Хованщину » [105].
Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически» [106]. Художник немедленно выехал в столицу, чтобы навестить заболевшего товарища. В госпитальной палате Репин в течение четырёх дней — со 2 по 5 марта — писал портрет Мусоргского. Мольберта для поездки в Петербург Илья Ефимович не взял, поэтому работа велась возле стола, за которым сидел композитор [107]. По мнению исследователей, художник не пытался скрыть «человеческих слабостей» композитора, но даже в больничном одеянии, с пристальным и в то же время отрешённым взглядом, Мусоргский выглядит человеком «красивым и духовно великим» [108]. На зрителей портрет композитора, скончавшегося через несколько дней после визита Репина, произвёл большое впечатление. Государственная Третьяковская галерея, Москва С меценатом и основателем Третьяковской галереи Павлом Третьяковым Репин познакомился ещё во время работы над «Бурлаками». В 1872 году, прослышав об интересном материале, привезённом выпускником Академии художеств с Волги, Третьяков прибыл в петербургскую мастерскую Ильи Ефимовича и, представившись, долго и сосредоточенно изучал развешанные вдоль стен этюды.
Его внимание привлекли две работы — портреты сторожа и продавца; назначенную Репиным цену предприниматель снизил вдвое и ушёл, пообещав прислать за этюдами посыльного [110]. В Москве деловые отношения, сложившиеся между Репиным и Третьяковым, постепенно переросли в дружеские. Меценат бывал дома у Ильи Ефимовича; при невозможности встретиться они обменивались письмами [110] или короткими записками: «Если у Вас найдётся свободный часок, заверните ко мне посмотреть портрет Аксакова. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Третьяков» [111]. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь»; Репин в ответ объяснил, что не может согласиться со мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе [112].
Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений; так, именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского — в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение» [113]. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически; в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым , Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея» [114]. Репин долгое время вынашивал мечту написать портрет самого Третьякова, однако меценат наотрез отказывался позировать. Тем не менее зимой 1882 года совместная работа началась; она продолжалась вплоть до отъезда Ильи Ефимовича из Москвы и была завершена уже в Петербурге. Зная, что у родных Павла Михайловича были замечания к его портрету, Репин уже после смерти мецената создал второй вариант картины [115]. Прибыв в декабре 1898 года на похороны Третьякова, Илья Ефимович написал: Вот свалился дуб могучий, развесистый, под ветвями его широкими сколько жило и благоденствовало хороших русских художников… А вот как настанет временное оскудение, мелочь, тогда поймут ушедшую вдаль эпоху и удивятся её грандиозности, оценят и искусство, и собирателя [116]. Второй петербургский период 1882—1900 Накануне переезда в столицу Репин признавался в одном из писем, что Москва начинает утомлять его. Наступившее пресыщение вкупе с настойчивыми уговорами Стасова и Крамского привели к тому, что осенью 1882 года 38-летний художник вернулся в город своей молодости.
С собой он привёз немалый багаж, основу которого составляли наброски к начатым работам — «Запорожцы», «Арест пропагандиста», «Перед исповедью» в советском искусствознании картина именовалась «Отказ от исповеди» , «Иван Грозный», а также сотни рисунков и этюдов на самые разные темы [117]. Государственная Третьяковская галерея, Москва Рождению исторического полотна, созданного «по мотивам» одного из сюжетов « Истории государства Российского », предшествовало посещение Репиным концерта Римского-Корсакова. Как писал позже сам художник, «его музыкальная трилогия — любовь, власть и месть» показалась настолько впечатляющей, что захотелось и «в живописи изобразить что-нибудь подобное по силе его музыки» [118]. Работа началась с выбора натуры. Репин искал нужные лица везде — всматривался в прохожих на улицах, обращался к знакомым. Образ Ивана Грозного, по мнению Ильи Ефимовича, в чём-то совпадал с типажом живописца Григория Мясоедова , который, наряду со случайным человеком, встреченным на рынке, согласился позировать для новой картины [119]. Прообразами царевича стали несколько человек, в том числе пейзажист Владимир Менк и писатель Всеволод Гаршин. Отвечая на вопросы о том, почему при написании профиля царевича выбор пал именно на Всеволода Михайловича, Репин отмечал: В лице Гаршина меня поразила обречённость: у него было лицо человека, обречённого погибнуть.
Это было то, что мне нужно для моего царевича [120]. Картина была завершена в 1885 году и показана на 13-й выставке передвижников. В защиту полотна выступили многие деятели культуры; благодаря их хлопотам, а также стараниям художника Алексея Боголюбова запрет был снят [121]. Между 1884 и 1888. Государственная Третьяковская галерея, Москва История произведения «Не ждали», над которым Репин работал в 1883—1888 годах, началась с небольшой картины. На ней была изображена молодая курсистка появляющаяся в комнате после длительной отлучки [122]. Позже, развивая тему, художник заменил героиню мужчиной — «блудным сыном», который, входя в дом, приостанавливается и вопрошающе глядит на пожилую женщину — свою мать [123]. Сюжет изначально был построен только на «психологических характеристиках» персонажей, однако в первых вариантах, «не доверяя себе», Илья Ефимович включал в действие ещё двух персонажей — «какого-то старика» и отца героя [124].
Позже, поняв, что реакция матери, жены, детей и стоящей в дверях горничной воспроизведена точно, Репин решил обойтись без дополнительных «разъясняющих фигур» [125]. Интерьер квартиры украшен репродукциями, которые имеют значение для оценки политических настроений в семье и символики картины. Это портреты писателей-демократов Николая Некрасова и Тараса Шевченко, изображения императора Александра II, убитого народовольцами, на смертном одре, а также Христос на Голгофе — символ сострадания и искупления, связываемый интеллигентами-революционерами со своей миссией. Квартирой для картины стала одна из комнат дачного домика в селе Мартышкино близ Петербурга, где семья Репина жила летом 1883 года. Дом был многолюдный, поэтому для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова [124]. По словам биографа Репина Софьи Пророковой, художнику долгое время не удавалось зафиксировать то выражение лица, которое бывает у близких людей в момент внезапной и долгожданной встречи, поэтому голову героя художник переписывал многократно. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению» [126]. Репин и Гаршин Портрет В.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк Знакомство Репина и Всеволода Гаршина произошло в зале Павловой на Троицкой улице , куда писатель пришёл в сопровождении студентов и курсисток. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече — Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Сеансы проходили в мастерской Репина, и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно, излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел» [127]. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. В письме своему товарищу В. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности» — человек с сильным характером. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению [128]. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко , был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге 1887 и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела» [129].
В середине XX века советские искусствоведы считали эту работу утраченной: так, Илья Зильберштейн писал, что следы картины затерялись в Киеве в начале 1920-х годов [130]. Тем не менее портрет Гаршина не пропал: в настоящее время он находится в США в Метрополитен-музее [131].
Да и сам художник спешил запечатлеть на своих полотнах уходящих людей. Портрет великого композитора Модеста Мусоргского, например, был написан Репиным всего за несколько дней до его смерти, но художник сам приехал в Николаевский военный госпиталь сразу после того, как узнал о смертельной болезни друга. Работа продолжалась четыре дня — со 2 по 4 марта 1881 года. Скончался композитор 6 марта.
Сомнительно, что Репин вообще собирался писать прижизненный портрет Мусоргского, ведь он не взял даже мольберта для поездки в Петербург. Илья Репин, портрет М. Мусоргского Готовый портрет произвёл большое впечатление на зрителей. Она даже не могла позировать сидя, поэтому Репин изобразил ее лежащей на кушетке. Кроме того, у художника было множество других портретов близких ему людей, которые впоследствии прожили долгую жизнь. Вопреки дурной молве он не боялся писать своих жен и детей.
Легендарное полотно: Иван Грозный убивает своего сына Рождению исторического полотна «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», созданного «по мотивам» одного из сюжетов «Истории государства Российского», предшествовало посещение Репиным концерта Римского-Корсакова. Как писал позже сам художник, «его музыкальная трилогия — любовь, власть и месть» показалась настолько впечатляющей, что захотелось и «в живописи изобразить что-нибудь подобное по силе его музыки». Репин очень тщательно, как и всегда, подошел к выбору натуры. Он искал нужные лица на улице, обращался к знакомым. Образ Ивана Грозного, по мнению художника, в чём-то совпадал с типажом живописца Григория Мясоедова, который, наряду со случайным человеком, встреченным на рынке, согласился позировать для новой картины. Прообразами царевича стали несколько человек, в том числе пейзажист Владимир Менк и писатель Всеволод Гаршин.
Репин отмечал: «В лице Гаршина меня поразила обречённость: у него было лицо человека, обречённого погибнуть. Это было то, что мне нужно для моего царевича». Мне минутами становилось страшно. Я отворачивался от этой картины, прятал ее. На моих друзей она производила то же впечатление. Но что-то гнало меня к этой картине, и я опять работал над ней».
Работа была завершена в 1885 году и показана на 13-й выставке передвижников, а затем и на московской выставке. Реакция на неё была бурной и неоднозначной. Иван Крамской восторгался: «Как написано, Боже, как написано! В самом деле, вообразите, — тьма крови, а Вы о ней и не думаете, и она на Вас не действует, потому что в картине есть страшное, шумно выраженное отцовское горе и его громкий крик, а в руках у него сын — сын, которого он убил! В защиту полотна выступили многие деятели культуры, и через три месяца запрет был снят. Новый показ картины в Третьяковской галерее произвёл фурор, люди шли на выставку только ради нее.
Для большего эффекта в помещении, где размещалось полотно, был постелен кроваво-красный ковёр. Меценат Третьяков описывал реакцию посетителей на картину так: «Люди рыдали, впадали в ступор, валились на землю».
Электронное периодическое издание «Парламентская газета» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор 05 августа 2011 года. Издается с 1997 года. Издание является официальным публикатором федеральных законов, постановлений, актов и других документов Федерального Собрания.