Новости егэ человек и общество теория

Общество - 15 сентября 2023 - Новости Санкт-Петербурга - Задание 13 Теория ЕГЭ 2023 обществознание. В этим чек-листе ты сможешь найти все нужные темы, которые встретятся тебе в ЕГЭ по обществознанию. Раздел «Человек и общество».

Теория для сдачи егэ по обществознанию 2023

Теория раздела ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. • одобряются большинством людей и обществом • выражают представления о добре, зле, справедливости, любви, дружбе, хорошем и плохом • служат основой для формирования социальных норм • выполняют функцию оценки явлений окружающего мира. Пиши кодовое слово «СТАРТ» в сообщения группы? Что тебя ждет? Основные понятия блока Какие темы встретятся в ЕГЭ Подводные камни тем экономики Что тебе нужно знать на 100% Лайфхаки по выпол Смотрите видео онлайн «Основы обществознания: человек. Услуги репетитора. Какие темы добавили в ЕГЭ по обществознанию? Человек и общество Российское общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в. (вместо темы глобальные проблемы XXI века) Духовные ценности российского общества. Обществознание, Экзамены, ЕГЭ, ОГЭ, 11 класс, Конспект по разделу Человек и общество (подготовка к ЕГЭ).

ЕГЭ по обществознанию в 2023 году: три важных изменения и самые сложные задания

Новые темы ЕГЭ 2024 Человек и общество Теория и 3. Качественной теории в учебниках по этим темам мало или вовсе нет — придется выкручиваться, используя тот самый социальный опыт, знание которого часто требуется в формулировке заданий ЕГЭ. Особенности экзамена Изменения в ЕГЭ по обществознанию 2024 года Структура экзамена: первая и вторая части Советы по подготовке к ЕГЭ по обществу. 4) Теория внешнего вмешательства (палеовизита) – согласно этой теории, появление людей на Земле связано с деятельностью иных цивилизаций (люди – прямые потомки инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время). Духовный мир человека – это сложная система отношения человека к окружающему миру, обществу, людям, это его внутренние оценки и самооценки, мир интересов, склонностей, взглядов, идеалов, представлений. Теоретические конспекты всех необходимых материалов раздела «Человек и общество» для подготовки к ЕГЭ по обществознанию на 2024 учебный год.

Человек и общество егэ теория 2024

Человек и общество. Подготовка к ЕГЭ - презентация онлайн Решу ЕГЭ, ОГЭ Права человека и гражданина.
Задания ЕГЭ по обществознанию 2024 Общество — это совокупность всех форм объединения людей и способов их взаимодействия.
Человек и общество: обзор раздела Общество - 15 сентября 2023 - Новости Санкт-Петербурга -

Человек и общество егэ теория 2024

1. Человек и общество. Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Теоретические материалы и статьи для подготовки к ЕГЭ-2024 по Обществознанию с подробным объяснением тем и тестами для закрепления материала на сайте умной подготовки к ЕГЭ онлайн NeoFamily.
Человек и общество ЕГЭ В то же время, это один из самых сложных в плане подготовки предмет, потому что экзаменационные задания по обществознанию состоят из нескольких блоков разной направленности: человек и общество, экономика, социальные отношения, политика, право.
Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Природное и общественное в человеке (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.).

Теория ЕГЭ-2024: Обществознание

Вот 4 пункта, которым нужно следовать, чтобы подготовка к ЕГЭ была успешной: Сформулировать цель в общем виде, например так: «Сдать ЕГЭ на максимально высокий из возможных для меня баллов». Спланируйте и проведите подготовку так, чтобы на экзамене показать все, на что вы способны. Обязательно конкретизируйте для себя цель количество баллов, сроки подготовки , чтобы она соответствовала критериям достижимости. Проанализируйте свои ресурсы и достижения. Удается ли вам укладываться в заранее намеченные сроки? Если нет, пересмотрите подход к планированию. Не переоценивайте свои силы: если вам тяжело работать больше часа или двух в день, то не надейтесь, что ближе к экзамену сможете эффективно готовиться с утра до вечера.

Постарайтесь выявить не то, что знаете, а то, чего не знаете. Обязательно анализируйте каждую ошибку. Внимательно читайте условия заданий очень внимательно! Для эффективной работы необходимо еще раз внимательно изучить демонстрационный вариант , опубликованный на сайте ФИПИ. Знание формата ЕГЭ по обществознанию поможет сэкономить время на экзамене и избежать ошибок, связанных с нарушением требований, которые имеют условия заданий. Приведу несколько формулировок, на которые выпускники часто не обращают внимания.

В задании 1 надо указать две лишние позиции, но некоторые по привычке выбирают варианты, которые считают подходящими, а не выпадающими из общего ряда. В первой части задания 25 объяснения должны быть сформулированы в нескольких предложениях. Одно предложение, пусть верное и длинное, не будет засчитано из-за нарушения формальных условий. Обращайте внимание и на другие требования к ответу, как правило, выделенные курсивом. Слова, словосочетания и нераспространенные предложения вне зависимости от содержания не будут засчитаны в качестве объяснений связей, примеров, аргументов, характеристик в большинстве заданий с развернутым ответом. Лишние неверные элементы также могут привести к потере баллов.

При выполнении последних девяти заданий КИМ необходимо избегать двусмысленных формулировок. Например, изменения равновесной цены, спроса или предложения в задании 21 должны быть указаны однозначно в соответствии с критериями. Если в задании-задаче под номером 22 требуется назвать форму правления полностью, то ответ «республика» или «монархия» не будут засчитаны. В заданиях 3, 18 и 25. Именно задания 18 и 25 тяжелее всего дались участникам на единой городской контрольной работе в Москве в декабре этого учебного года. Задание 3 За задание 3, ориентированное на поиск соответствия, по темам раздела «Человек и общество» снизили максимальный балл с двух до одного.

Задание 18 Оно входит в группу из четырех заданий, основанных на фрагменте текста. Количество баллов за него осталось неизменным, но существенно изменилось условие. Общая формулировка «Объясните смысл понятия» в нынешнем году конкретизирована.

Свобода подразумевает самоопределение человека, свободу воли выбора , возможность поступать согласно волеизъявлению. Общество социум - в широком смысле обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира. Социальный институт — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, выполняющих определённые функции в обществе, урегулированная однородными законами, обычаями и др. Культура - в широком смысле комплекс постоянно обновляющихся форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности всех людей во всех сферах общественной жизни; в узком смысле — процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, передаются, потребляются духовные ценности; в наиболее узком смысле — совокупность норм, определяющих поведение человека; степень воспитанности человека. Субкультура — часть общей культуры народа, нации, система ценностей, присущая какой-либо социальной группе. Контркультура — направление развития современной культуры, противостоящее устоям духовной жизни народа, «официальной» культуре, традиционным субкультурам. Религия - в широком смысле — это вера в сверхъестественное, в бога; в узком смысле — система верований и обрядов, объединяющая людей, их признающих и поддерживающих, в единую общность конфессию. Анимизм — вера в существование душ, одухотворение материального мира, его предметов. Магия — вера в способность человека с помощью ритуальных действий влиять на силы природы. Табу - запреты на определённые, социально неприемлемые формы поведения. Тотемизм — поклонение какого-либо рода, племени животному или растению как своему мифическому предку, вера в покровительство какого-либо вида животных или растений. Фетишизм — вера в особые свойства, покровительство предметов, объектов материального мира.

Это отражение может происходить как на биологическом, так и на социальном уровне. Общественное сознание - сознание, присущее большим группам людей, обладающее рядом сходных для большинства этих людей идей, принципов, отношений, привычек, нравов, традиций. Выделяют первичную и вторичную социализацию. Первичная социализация - процесс становления личности, который охватывает период от рождения до формирования зрелой личности. Вторичная социализация - процесс развития социально зрелой личности, связанный главным образом с овладением профессии. Агенты социализации — это отдельные люди, группы или организации, которые влияют на освоение индивидом социальных ролей, участвуя в его личностном становлении. Агенты первичной социализации личности - ближайшее окружение, оказывающее на нее непосредственное воздействие: семья, родители, друзья, ровесники, учителя, тренеры и т. Вторичную социализацию осуществляют люди, связанные формально-деловыми отношениями, руководители учреждений, организаций официальные представители государства и его органов. Мировоззрение - совокупность взглядов и представлений человека об окружающем мире, обществе и месте человека в мире. Знание - результат познавательной деятельности. Познание - деятельность, направленная на получение знаний об окружающем мире, обществе и человеке. Научное познание — это вид познавательной деятельности человека, направленной на получение объективных, систематизированных, обоснованных и организованных знаний о природе, человеке и обществе.

Мировоззрение включает компоненты: 1. Мироощущение — эмоциональный опыт людей; эмоционально-психологическая сторона мировоззрения на уровне настроений, чувств; 2. Мировосприятие эмоционально-чувственное составляющее мировоззрения — мир образов, придающих наглядность нашим мировоззренческим установкам; 3. Миропонимание интеллектуальное составляющее мировоззрения, на рационально-теоретическом уровне представлено научными идеями — познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения; 4. Мироотношение формируется на основе мироощущения и миропонимания — совокупность ценностных установок человека по тем или иным жизненным вопросам. Менталитет — 1 специфический психологический склад, возникший на базе культуры, общественного и личного опыта, который проецируется на практическую деятельность; 2 совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта. Менталитет является результатом развития культуры и традиций; в большей степени, чем мировоззрение, связан с мышлением. Структура мировоззрения: знания, принципы, идеи, убеждения, идеалы, духовные ценности, установки. Субъекты носители мировоззрения: отдельный человек; группы людей социальные, национальные, профессиональные, религиозные ; общество в целом. Пути формирования: стихийный, осознанный. Классификация типов мировоззрения: А определяется эпохой и временем, в которых живет человек. В мировоззрении могут проявляться догматизм, скептицизм, разумный критицизм. Д по содержанию: научное и ненаучное; материалистическое и идеалистическое; атеистическое и религиозное; революционное и консервативное; прогрессивное и регрессивное и т. В мировоззрении выделяют два уровня: 1 рационально-теоретический, 2 жизненно-практический. Важнейшее содержательное различие заключается в том, что является оно гуманистическим человеколюбивым или негуманистическим человеконенавистническим ; выражает оно национальные и общечеловеческие идеалы или националистические и расистские. Мировоззрение может быть как всеобщим, массовым, определяющим общественное сознание, так и индивидуальным, свойственным отдельной личности. Развитая личность может превосходить своим мировоззрением ту эпоху, в которой живет. Такое мировоззрение прогрессивно, т. В противоположном случае индивидуальное мировоззрение может деградировать к предшествовавшим эпохам, носить суеверный характер, быть деструктивным например, у асоциальных субъектов, преступных элементов; у людей, по тем или иным причинам лишенных нормальных семейных отношений или человеческих условий существования. Прогрессивное мировоззрение современного человека должно содержать в себе нравственные и правовые нормы, социальные приоритеты и гуманистические ценности. Современное общество, основанное на правовых и демократических принципах, утверждает свободу совести и мировоззренческий плюрализм. Виды знаний Знание является единством чувственного и рационального познания. Знание — 1 проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека; 2 обладание опытом и пониманием, которые являются правильными в субъективном и в объективном отношении; 3 инструмент организации деятельности на различных структурных уровнях организации людей. В середине XIX в. Конт предложил концепцию развития человеческого знания, рассматривая три последовательно сменяющихся форм знания: религиозного основано на традиции и индивидуальной вере ; философского основано на интуиции, рациональное и умозрительное по своей сути ; позитивного научное знание, основанное на фиксации фактов в ходе целенаправленного наблюдения или эксперимента. Классификация форм человеческого знания М. Полани говорит о двух типах знаний у человека: явного выраженного в понятиях, суждениях, теориях и неявного не поддающегося полной рефлексии слоя человеческого опыта. Виды знаний: 1 Обыденное житейское — основано на повседневном опыте, согласовано со здравым смыслом и во многом с ним совпадает, сводится к констатации и описанию фактов. Обыденное знание носит эмпирический характер и является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. С помощью мифологического знания первобытный человек структурировал реальность, т. Результаты религиозного размышления формулируются в конкретных, наглядно-чувственных образах. Религия предлагает человеку абсолютные идеалы, нормы и ценности. Форма существования этого вида знания — художественный образ. В искусстве в отличие от науки и философии допускается вымысел. Поэтому тот образ мира, который предлагается искусством, всегда более или менее условен. Квазинаучное знание представлено в мистике и магии, алхимии, астрологии, паранауках, эзотерических учениях и т. Признаки научного знания: знание рациональное полученное при помощи разума, интеллекта ; оформленное в теории, принципах, законах; сущностное, повторяемое не всегда получается ; системное основанное на многом ; это знание, получаемое и фиксируемое научными методами и средствами; знания, стремящиеся к точности точные измерения, наличие терминологии ; знание, открытое для критики в отличие от религии, культуры, искусства и т. Ненаучное знание подразделяется на: а донаучное знание — знания, полученные до появления современной науки; б паранаучное знание — формы познавательной деятельности, возникающие как альтернатива или дополнение к существующим видам научного знания астрология, экстрасенсорные знания это знания, научные по форме, но ненаучные по содержанию — уфология , в вненаучное знание — сознательно искаженные представления о мире его признаки: нетерпимость, фанатизм; индивидуальное знание и пр. Процессы, связанные с знаниями: получение знаний, накопление знаний, хранение знаний, преобразование знаний, передача знаний, потеря знаний, визуализация знания. Знания необходимы человеку для ориентации в окружающем мире, для объяснения и предвидения событий, для планирования и реализации деятельности и выработки других новых знаний. Понятие истины, ее критерии Гносеология — философская наука, в которой изучаются проблемы природы познания и его возможности. Агностицизм — философское учение, отрицающее полностью или частично возможности познания мира. Гностицизм — философское учение, признающее возможности познания мира. Познание — 1 процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром; 2 процесс активного отражения и воспроизведения действительности в сознании человека, результатом которого является новое знание о мире. Субъект познания — носитель предметно-практической деятельности и познания индивид или социальная группа , источник активности, направленной на объект; активно действующее в познании творческое начало. Объект познания — то, что противостоит субъекту в его познавательной деятельности. В качестве объекта может выступать и сам субъект человек является объектом изучения многих наук: биологии, медицины, психологии, социологии, философии и др. Иерархия познавательных способностей человека Платон, Аристотель, И. Кант : а чувственное познание — является базовым, с него начинается все наше познание; б рациональное познание — осуществляется при помощи рассудка, способно устанавливать, открывать объективные связи причинно-следственные между явлениями, законы природы; в познание на основе идей разума — задает мировоззренческие принципы. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Сенсуализм — направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия — основа и главная форма достоверного познания. Рационализм — философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Формы источники, ступени познания: 1. Чувственное эмпирическое познание — познание с помощью органов чувств зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Особенности чувственного познания: непосредственность; наглядность и предметность; воспроизведение внешних свойств и сторон. Формы чувственного познания: ощущение отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств ; восприятие чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств ; представление чувственный образ предметов и явлений, сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия на органы чувств. Посредством языка происходит перевод представления в абстрактное понятие. Рациональное, логическое познание мышление. Особенности рационального познания: опора на результаты чувственного познания; абстрактность и обобщенность; воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений. Формы рационального познания: а понятие отображенное в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений ; б суждение форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами ; в умозаключение рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, называемое заключением, выводом или следствием. Виды умозаключений: дедуктивные путь мышления от общего к частному, от общего положения к особенному , индуктивные способ рассуждения от частных положений к общим выводам , традуктивные по аналогии. Чувственное и рациональное познание нельзя противопоставлять, абсолютизировать, так как они дополняют друг друга. С помощью воображения создаются гипотезы. Наличие воображения позволяет человеку осуществлять творчество. Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе. Особенности научного познания: объективность; развитость понятийного аппарата; рациональность доказательность, системность ; проверяемость; высокий уровень обобщения; универсальность исследует любой феномен со стороны закономерностей и причин ; использование специальных способов и методов познавательной деятельности. Методы эмпирического познания: наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент; 2. Методы теоретического уровня познания: идеализация метод научного познания, при котором происходит замена отдельных свойств изучаемого объекта символами или знаками , формализация; математизация; обобщение; моделирование. Формы ненаучного познания: миф; жизненный опыт; народная мудрость; здравый смысл; религия; искусство; паранаука. Интуиция является специфическим компонентом связи чувственного и рационального познания. Интуиция — способность человеческого сознания в некоторых случаях чутьем, догадкой улавливать истину, опираясь на прежний опыт, на приобретенные ранее знания; проницательность; непосредственное познание, познавательное предчувствие, познавательное озарение; сверхбыстрый мыслительный процесс. Виды интуиции: 1 чувственная, 2 интеллектуальная, 3 мистическая. Сартр, А. Камю, К. Ясперс и М. К познавательной сфере относят эмоции и чувства не ощущения человека. Эти переживания носят мировоззренческий и духовный характер. Мораль необходимо познавать, а ее наличие говорит о духовной развитости человека. Особенности: познает мир с точки зрения красоты, гармонии и целесообразности; не дается с рождением, а воспитывается; входит в число духовных способов познания и деятельности; не нацелено, в отличие от научного познания, на конкретную пользу; носит всецело творческий характер, не копирует действительность, а творчески воспринимает ее. Более того, оно может создавать свою, эстетическую реальность, которая способна духовно воздействовать на человека, преобразовывать, трансформировать и совершенствовать его природу. Истина — соответствие между фактами и высказываниями об этих фактах. Объективная истина — содержание знания, которое определяется самим изучаемым предметом, не зависит от пристрастий и интересов человека. Субъективная истина зависит от восприятия субъекта, его мировоззрения и установок. Относительная истина — неполное, ограниченное знание; такие элементы знания, которые в процессе развития познания будут изменяться, заменяться новыми. Относительная истина зависит от точки зрения наблюдателя, она носит изменчивый характер об этом говорит теория относительности. Абсолютная истина — полное, исчерпывающее знание о действительности; тот элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем. Истина абсолютная и истина относительная — разные уровни формы объективной истины. По форме истина может быть: житейской, научной, художественной, нравственной и т. Научную истину, например, отличает системность, упорядоченность знания, его обоснованность и доказательность. Духовная истина есть не что иное, как правильное, совестное отношение человека к себе, другим людям и миру. Заблуждение — содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину. Источники заблуждений: погрешности при переходе от чувственного к рациональному познанию, некорректный перенос чужого опыта. Ложь — сознательное искажение образа объекта. Дезинформация — это подмена из корыстных соображений достоверного недостоверным, истинного — ложным. Причины относительности человеческих знаний: изменчивость мира; ограниченность познавательных возможностей человека; зависимость возможностей познания от реальных исторических условий, уровня развития духовной культуры, материального производства и особенностей познавательной деятельности человека. Критерий истины зависит от формы и метода познания. Он может быть эмпирическим, т. В социологии основным критерием истины является практика, которая включает материальное производство, накопленный опыт, эксперимент, дополняется требованиями логической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний. Практика — материальная, целеполагающая деятельность людей. Функции практики в процессе познания: 1 источник познания потребностями практики вызваны к жизни существующие науки ; 2 основа познания благодаря преобразованию окружающего мира происходит наиболее глубокое познание свойств окружающего мира ; 3 практика является движущей силой развития общества; 4 практика — цель познания человек познает мир, чтобы использовать результаты познания в практической деятельности ; 5 практика — критерий истинности познания. Основные виды практики: научный эксперимент, производство материальных благ, социально-преобразующая деятельность масс. Структура практики: объект, субъект, потребность, цель, мотив, целесообразная деятельность, предмет, средства и результат. Мышление и деятельность Исследовать мышление начали античные философы и ученые Парменид, Протагор, Эпикур, Аристотель с позиций философии и логики.

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ

Персональные данные, собранные при регистрации или в любое другое время преимущественно используется для подготовки Продуктов или Услуг в соответствии с Вашими потребностями. Ваша информация не будет передана или продана третьим сторонам. Однако мы можем частично раскрывать личную информацию в особых случаях, описанных в данной Политике конфиденциальности. Рамки Политики конфиденциальности Настоящая Политика конфиденциальности далее — «Политика» применяется к информации, полученной через данный сайт, иные сайты, виджеты и другие используемые интерактивные средства, на которых есть ссылка на данную Политику далее — «Сайт» от пользователей Сайта далее — «Пользователи». Нижеследующие правила описывают, как Университет «Синергия» обращается с любой информацией, относящейся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу субъекту персональных данных далее — «Персональные данные» , для целей оказания услуг с использованием Сайта.

Пользователи включают в себя всех физических лиц, которые подключаются к Сайту и используют Сайт. Пользователи прямо соглашаются на обработку своих Персональных данных, как это описано в настоящей Политике. Обработка означает любое действие операцию или совокупность действий операций , совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с Персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение обновление, изменение , извлечение, использование, передачу распространение, предоставление, доступ , блокирование, удаление, уничтожение Персональных данных. Настоящая Политика конфиденциальности вступает в силу с момента ее размещения на Сайте, если иное не предусмотрено новой редакцией Политики конфиденциальности.

Социальный институт — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, выполняющих определённые функции в обществе, урегулированная однородными законами, обычаями и др. Культура - в широком смысле комплекс постоянно обновляющихся форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности всех людей во всех сферах общественной жизни; в узком смысле — процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, передаются, потребляются духовные ценности; в наиболее узком смысле — совокупность норм, определяющих поведение человека; степень воспитанности человека. Субкультура — часть общей культуры народа, нации, система ценностей, присущая какой-либо социальной группе.

Контркультура — направление развития современной культуры, противостоящее устоям духовной жизни народа, «официальной» культуре, традиционным субкультурам. Религия - в широком смысле — это вера в сверхъестественное, в бога; в узком смысле — система верований и обрядов, объединяющая людей, их признающих и поддерживающих, в единую общность конфессию. Анимизм — вера в существование душ, одухотворение материального мира, его предметов.

Магия — вера в способность человека с помощью ритуальных действий влиять на силы природы. Табу - запреты на определённые, социально неприемлемые формы поведения. Тотемизм — поклонение какого-либо рода, племени животному или растению как своему мифическому предку, вера в покровительство какого-либо вида животных или растений.

Фетишизм — вера в особые свойства, покровительство предметов, объектов материального мира. Церковь - социальный институт, религиозная организация, в основе которой лежит единый Символ веры принципы вероучения , который определяет содержание религиозной этики и деятельности, обрядов и культов. Мораль - форма общественного сознания, включающая ценности, правила, требования, регулирующие поведение людей; это принятые в обществе представления людей о правильном и неправильном аморальном поведении, о добре и зле.

В результате развития сельского хозяйства и промышленности удельный вес крестьянства в составе населения резко сокращается, происходит урбанизация. Появляются новые классы — промышленный пролетариат и буржуазия, укрепляются средние слои. Аристократия приходит в упадок. В духовной сфере наблюдается значительная трансформация системы ценностей. Человек нового общества автономен внутри социальной группы, руководствуется своими личными интересами. Индивидуализм, рационализм человек анализирует окружающий мир и принимает решения на этой основе и утилитаризм человек действует не во имя каких-то глобальных целей, а для определенной пользы — новые системы координат личности. Происходит секуляризация сознания освобождение от непосредственной зависимости от религии.

Человек в индустриальном обществе стремится к саморазвитию, самосовершенствованию. Глобальные изменения происходят и в политической сфере. Резко возрастает роль государства, постепенно складывается демократический режим. В обществе господствуют право и закон, а человек вовлекается во властные отношения в качестве активного субъекта. Ряд социологов несколько уточняют приведенную выше схему. С их точки зрения, основное содержание процесса модернизации — в смене модели стереотипа поведения, в переходе от нерационального характерного для традиционного общества к рациональному свойственному индустриальному обществу поведению. К экономическим аспектам рационального поведения относят развитие товарно-денежных отношений, определяющую роль денег как общего эквивалента ценностей, вытеснение бартерных сделок, широкий размах рыночных операций и т п.

Важнейшим социальным последствием модернизации считается изменение принципа распределения ролей. Ранее общество накладывало санкции на социальный выбор, ограничивая возможность занятия определенных социальных позиций человеком в зависимости от принадлежности его к определенной группе происхождение, родовитость, национальность. После модернизации утверждается рациональный принцип распределения ролей, при котором главным и единственным критерием для занятия той или иной позиции является подготовленность кандидата для выполнения данных функций. Таким образом, индустриальная цивилизация противостоит традиционному обществу по всем направлениям. К числу индустриальных обществ относят большинство современных промышленно развитых стран в том числе и Россию. Но модернизация породила множество новых противоречий, которые со временем превратились в глобальные проблемы экологический, энергетический и др. Разрешая их, поступательно развиваясь, некоторые современные общества приближаются к стадии постиндустриального общества, теоретические параметры которого были разработаны в 1970-е гг.

Беллом, Э. Тоффлером и др. Для этого общества характерно выдвижение на первый план сферы услуг, индивидуализация производства и потребления, увеличение удельного веса мелкосерийного производства при утере господствующих позиций массовым, ведущая роль науки, знаний и информации в обществе. В социальной структуре постиндустриального общества наблюдается стирание классовых различий, а сближение размера доходов различных групп населения ведет к ликвидации социальной поляризации и росту удельного веса среднего класса. Новая цивилизация может быть охарактеризована как антропогенная, в центре ее — человек, его индивидуальность. Иногда ее также называют информационной, что отражает все более возрастающую зависимость повседневной жизни общества от информации. Переход к постиндустриальному обществу для большинства стран современного мира является весьма далекой перспективой.

В процессе своей деятельности человек вступает с другими людьми в разнообразные отношения. Подобные многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами или внутри них , принято называть общественными отношениями. Все общественные отношения могут быть условно разделены на две большие группы — отношения материальные и отношения духовные или идеальные. Принципиальное отличие их друг от друга заключается в том, что материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека, вне сознания человека и независимо от него, а духовные отношения формируются, предварительно «проходя через сознание» людей, детерминируются их духовными ценностями. В свою очередь, материальные отношения подразделяют на производственные, экологические и отношения по делопроизводству; духовные на моральные, политические, правовые, художественные, философские и религиозные общественные отношения. Особым видом общественных отношений являются межличностные отношения. Под межличностными отношениями понимают отношения между отдельными индивидами.

При этом индивиды, как правило, принадлежат к разным социальным слоям, имеют неодинаковый культурный и образовательный уровень, но их объединяют общие потребности и интересы, лежащие в сфере досуга или быта. Известный социолог Питирим Сорокин выделял следующие типы межличностного взаимодействия: а между двумя индивидами муж и жена, учитель и ученик, два товарища ; б между тремя индивидами отец, мать, ребенок ; в между четырьмя, пятью и более людьми певец и его слушатели ; г между многими и многими людьми члены неорганизованной толпы. Межличностные отношения возникают и реализуются в обществе и являются общественными отношениями даже в том случае, если они носят характер сугубо индивидуального общения. Они выступают персонифицированной формой общественных отношений. Развитие взглядов на общество С давних пор люди пытались объяснить причины возникновения общества, движущие силы его развития. Первоначально такие объяснения давались ими в форме мифов. Мифы — это сказания древних народов о происхождении мира, о богах, героях и т.

Совокупность мифов называется мифологией. Наряду с мифологией свои ответы на вопросы о насущных общественных проблемах, об отношении мироздания с его законами и людей также пытались найти религия и философия. Именно философское учение об обществе на сегодняшний день является наиболее разработанным. Многие основные положения его сформулированы еще в древнем мире, когда впервые были предприняты попытки обосновать взгляд на общество как специфическую форму бытия, имеющую свои законы. Так, Аристотель определял общество как совокупность человеческих индивидов, которые объединились для удовлетворения социальных инстинктов. В средние века все объяснения общественной жизни опирались на религиозные догматы. Наиболее выдающиеся философы этого периода — Аврелий Августин и Фома Аквикский — понимали человеческое общество как бытие особого рода, как вид человеческой жизнедеятельности, смысл которой предопределен Богом и которая развивается в соответствии с волей Бога.

В период нового времени ряд мыслителей, не разделявших религиозные взгляды, выдвинули тезис о том, что общество возникло и развивается естественным путем. Они разработали концепцию договорной организации общественной жизни. Ее родоначальником можно считать древнегреческого философа Эпикура, который считал, что государство покоится на общественном договоре, заключенном людьми для обеспечения общей справедливости. Более поздние представители договорной теории Т. Гоббс, Д. Локк, Ж. Руссо и др.

В этот же период философами было выработано и понятие «гражданское общество». Гражданское общество рассматривалось ими как «система всеобщей зависимости», в которой «пропитание и благо единичного лица и его существование переплетены с пропитанием и благом всех, основаны на них и лишь в этой связи действительны и обеспечены» Г. В XIX в. Само понятие «социология» было введено в научный оборот французским философом и социологом О. Он же разделил социологию на две большие части: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает условия и законы функционирования всей общественной системы в целом, рассматривает основные общественные институты: семью, государство, религию, функции, которые они выполняют в обществе, а также их роль в установлении общественного согласия. Предметом изучения социальной динамики является общественный прогресс, решающим фактором которого, по мнению О.

Конта, выступает духовное и умственное развитие человечества. Новым этапом в разработке проблем социального развития стала материалистическая теория марксизма, согласно которой общество рассматривалось не как простая сумма индивидов, а как совокупность «тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу». Определяя характер процесса развития общества как естественноисториче-ский, со своими специфическими социальными законами, К. Маркс и Ф. Энгельс разработали учение об общественно-экономических формациях, определяющей роли материального производства в жизни общества и решающей роли народных масс в общественном развитии. Источник развития общества они усматривают в самом обществе, в развитии его материального производства, считая, что общественное развитие определяется его экономической сферой. Согласно К.

Марксу и Ф. Энгельсу, люди в процессе совместной деятельности производят необходимые им жизненные средства — тем самым они производят свою материальную жизнь, которая является основой общества, его фундаментом. Материальная жизнь, материальные общественные отношения, формирующиеся в процессе производства материальных благ, детерминируют все другие формы деятельности людей — политическую, духовную, социальную и т. А мораль, религия, философия являются лишь отражением материальной жизни людей. Человеческое общество проходит в своем развитии пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Под общественно-экономической формацией Маркс понимал исторически определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии. Основные положения материалистического понимания истории человеческого общества сводятся к следующему: 1.

Данное понимание исходит из решающей, детерминирующей роли материального производства в реальной жизни. Необходимо изучать реальный процесс производства и порожденную им форму общения, т. Оно показывает, как возникают различные формы общественного сознания: религия, философия, мораль, право и т. Оно считает, что каждая ступень развития общества задает определенный материальный результат, определенный уровень производительных сил, определенные производственные отношения. Новые поколения используют производительные силы, приобретенный предшествующим поколением капитал и одновременно создают новые ценности и изменяют производительные силы. Таким образом, способ производства материальной жизни обусловливает социальные, политические и духовные процессы, происходящие в обществе. Материалистическое понимание истории еще при жизни Маркса подвергалось различным интерпретациям, которыми сам он был очень недоволен.

В кон-е XIX в. Арон, Д. Белл, У. Ростоу и другие выдвинули ряд теорий, в том числе теории индустриального и постиндустриального общества, которые объясняли процессы, происходящие в обществе, не просто развитием его экономики, а конкретными изменениями техники, хозяйственной деятельности людей. Теория индустриального общества Р. Арон описывает процесс поступательного развития общества как переход от отсталого аграрного «традиционного» общества, в котором господствуют натуральное хозяйство и сословная иерархия, к передовому, промышленно развитому «индустриальному» обществу. Основные признаки индустриального общества: а широкое производство товаров массового потребления, сочетающееся со сложной системой разделения труда среди членов общества; б механизация и автоматизация производства и управления; в научно-техническая революция; г высокий уровень развития средств связи и транспорта; д высокая степень урбанизации; е высокий уровень социальной мобильности.

С точки зрения сторонников данной теории, именно эти характеристики крупной промышленности — индустрии — и обусловливают процессы во всех иных сферах общественной жизни. Данная теория была популярна в 60-е гг. В 70-е гг. Белла, 3. Бжезинского, А. Они считали, что любое общество проходит в своем развитии три стадии: 1-я стадия — доиндустриальная аграрная ; 2-я стадия — индустриальная; 3-я стадия — постиндустриальная Д.

Университет «Синергия» может обрабатывать следующие Персональные данные: «Как к Вам обращаться» в форме обратной связи, в случае если посетитель указывает свои полные ФИО или только часть; Электронный адрес; Номер телефона; Также на сайте происходит сбор и обработка обезличенных данных о посетителях в т. Вышеперечисленные данные далее по тексту Политики объединены общим понятием Персональные данные. Как эти данные используются На сайте используются куки Cookies и данные о посетителях сервисов Яндекс Метрика и других.

При помощи этих данных собирается информация о действиях посетителей на сайте с целью улучшения его содержания, улучшения функциональных возможностей сайта и, как следствие, создания качественного контента и сервисов для посетителей. Вы можете в любой момент изменить настройки своего браузера так, чтобы браузер блокировал все файлы cookie или оповещал об отправке этих файлов. Учтите при этом, что некоторые функции и сервисы не смогут работать должным образом. Как эти данные защищаются Для защиты Вашей личной информации мы используем разнообразные административные, управленческие и технические меры безопасности. Наша Компания придерживается различных международных стандартов контроля, направленных на операции с личной информацией, которые включают определенные меры контроля по защите информации, собранной в Интернет. Наших сотрудников обучают понимать и выполнять эти меры контроля, они ознакомлены с нашим Уведомлением о конфиденциальности, нормами и инструкциями.

Вход и регистрация

Теоретический материал Лекции для подготовки к ЕГЭ и урокам в школе по обществознанию.
ЕГЭ по обществознанию — 2024: структура и особенности экзамена За основу подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию взят кодификатор, который и является планом подготовки.
ЕГЭ по обществознанию - Человек и общество Общество в широком смысле — обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения, человечество в целом.
Как подготовиться к ЕГЭ по обществознанию ЕГЭ. ОГЭ. Теория.
Как изменится обществоведение на ЕГЭ для российских школьников - 15 сентября 2023 - ФОНТАНКА.ру Общество — это совокупность всех форм объединения людей и способов их взаимодействия.

Человек и общество - теория для ЕГЭ по обществознанию

Важно сохранять спокойствие и игнорировать негативные напутствия школьных учителей, которые твердят: «Ты не сдашь ЕГЭ! Начать подготовку прежде всего стоит с базы, на которой основан единый госэкзамен. Необходимо хорошо разбираться в каждом разделе и изучить всю терминологию. Знание понятий, классификаций даст тот самый фундамент, который будет весьма полезен. Следующий этап подготовки — «набить руку» на тесте. Важно не допускать ошибок в тесте, потому что он дает очень хорошее количество баллов, а терять их так просто никто не хочет. За время, пока школьник доведет решение тестов до совершенства, можно очень неплохо подтянуть теоретические знания. Задания с развернутым ответом требуют предельной внимательности, а также умения применить знания на практике. Если знание структурировано, то проблем возникнуть не должно. Не бойтесь ошибиться — разъясненная ошибка запоминается гораздо лучше, чем механически правильное выполнение заданий. Советы абитуриентам 2023 года Мы расспросили нашего преподавателя Елену Витальевну Саплину, старшего эксперта ЕГЭ, доцента кафедры гуманитарного образования Московского центра развития кадрового потенциала образования, обладателя грантов и почетного работника образования, чтобы узнать, что она думает о подготовке к ЕГЭ, выборе профессии, а также о том, кому пригодится ЕГЭ по обществознанию.

Самый главный совет — как можно меньше волноваться. Если правильно готовиться по всем темам и не переживать на экзамене, тогда результат будет очень хорошим. Многие выпускники сдают ЕГЭ хуже, чем ожидают, и виновником становится именно стресс, а не незнание. Регулярные курсы по подготовке к олимпиадам и ЕГЭ Поступаем в вуз мечты без проблем! Составьте таблицу тем, которые нужно повторить, каждый день маркером вычеркивайте те темы, которые готовы. Это очень мотивирует! На экзамене начинайте работу с первого номера и постепенно двигайтесь вперёд.

Фетишизм — вера в особые свойства, покровительство предметов, объектов материального мира. Церковь - социальный институт, религиозная организация, в основе которой лежит единый Символ веры принципы вероучения , который определяет содержание религиозной этики и деятельности, обрядов и культов.

Мораль - форма общественного сознания, включающая ценности, правила, требования, регулирующие поведение людей; это принятые в обществе представления людей о правильном и неправильном аморальном поведении, о добре и зле. Наука - это 1 социальный институт, представленный особыми учреждениями, производящими новые научные знания; 2 отрасль духовной деятельности, направленная на получение новых знаний для общества; 3 особая система знаний. Научная революция - коренное изменение системы научных знаний; смена научных парадигм. Научный закон — доказанная наукой закономерность, объективная, существенная, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями, фактами, процессами. Прогресс - развитие от менее совершенного к более совершенному, усложнение, улучшение. Революция - резкое, коренное изменение, приводящее к переворотам во всех сферах жизни общества. Регресс - переход от более совершенного к менее совершенному, упрощение, ухудшение. Реформа - как правило, медленное изменение, затрагивающее отдельные стороны общественной жизни. Google Sites.

Поэтому и получается: ФГОСы новые, а учебники ещё старые действуют. Новый «единый» учебник обещают нам выдать в 2024 году. Но что в нем будет — вопрос. Вот такую логику и преследует кодификатор. В нем темы, вы их выучили и уверены в том, что на экзамене попадутся именно они. Но в жизни, к сожалению, это всё так не работает. Есть кодификатор «де юре», а есть «де факто». Про предыдущую версию кодификатора, которая с незначительными изменениями существовала больше 10 лет, все довольно неплохо знали это «де факто». Сюрпризы были, но не так часто.

А вот теперь всё переписали. Плюс сборника тестов от авторов ЕГЭ мы ещё не видели. Плюс настоящего экзамена со всей новой «красотой» тоже не видели. Остается только писать вопрошающие письма в госорганы и гадать на кофейной гуще. Что из этого окажется более эффективным — время покажет. Или нужны дополнительные пособия? У нас есть «классические вопросы» «Что такое наука? Они как были, так и остались, что в учебниках, что в кодификаторе. И есть новые вопросы. К ним, во-первых, можно отнести вопросы про российские реалии.

Мы даже шутим с коллегами, что «Обществознание» превращается в «Россияведение». И, во-вторых, это, мягко говоря, странные вопросы, продиктованные актуальной повесткой.

Данное понимание исходит из решающей, детерминирующей роли материального производства в реальной жизни. Необходимо изучать реальный процесс производства и порожденную им форму общения, т. Оно показывает, как возникают различные формы общественного сознания: религия, философия, мораль, право и т. Оно считает, что каждая ступень развития общества задает определенный материальный результат, определенный уровень производительных сил, определенные производственные отношения.

Новые поколения используют производительные силы, приобретенный предшествующим поколением капитал и одновременно создают новые ценности и изменяют производительные силы. Таким образом, способ производства материальной жизни обусловливает социальные, политические и духовные процессы, происходящие в обществе. Материалистическое понимание истории еще при жизни Маркса подвергалось различным интерпретациям, которыми сам он был очень недоволен. В кон-е XIX в. Арон, Д. Белл, У.

Ростоу и другие выдвинули ряд теорий, в том числе теории индустриального и постиндустриального общества, которые объясняли процессы, происходящие в обществе, не просто развитием его экономики, а конкретными изменениями техники, хозяйственной деятельности людей. Теория индустриального общества Р. Арон описывает процесс поступательного развития общества как переход от отсталого аграрного «традиционного» общества, в котором господствуют натуральное хозяйство и сословная иерархия, к передовому, промышленно развитому «индустриальному» обществу. Основные признаки индустриального общества: а широкое производство товаров массового потребления, сочетающееся со сложной системой разделения труда среди членов общества; б механизация и автоматизация производства и управления; в научно-техническая революция; г высокий уровень развития средств связи и транспорта; д высокая степень урбанизации; е высокий уровень социальной мобильности. С точки зрения сторонников данной теории, именно эти характеристики крупной промышленности — индустрии — и обусловливают процессы во всех иных сферах общественной жизни. Данная теория была популярна в 60-е гг.

В 70-е гг. Белла, 3. Бжезинского, А. Они считали, что любое общество проходит в своем развитии три стадии: 1-я стадия — доиндустриальная аграрная ; 2-я стадия — индустриальная; 3-я стадия — постиндустриальная Д. Белл , или технотронная А. Тоффлер , или же технологическая 3.

На первой стадии основной сферой экономической деятельности является сельское хозяйство, на второй — промышленность, на третьей — сфера услуг. Каждой из стадий присущи свои, особые формы социальной организации и своя социальная структура. Хотя эти теории, как уже указывалось, находились в рамках материалистического понимания процессов общественного развития, они имели существенное отличие от взглядов Маркса и Энгельса. Согласно марксистской концепции, переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществлялся на основе социальной революции, под которой понимался коренной качественный переворот во всей системе общественной жизни. Что же касается теорий индустриального и постиндустриального общества, то они находятся в рамках течения, называемого социальным эволюционизмом: согласно им технологические перевороты, происходящие в экономике, хотя и влекут за собой перевороты в других сферах общественной жизни, но не сопровождаются социальными конфликтами и социальными революциями. Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества Наиболее разработанными в отечественной исторической и философской науке подходами к объяснению сущности и особенностей исторического процесса являются формационный и цивилизационный.

Первый из них принадлежит марксистской школе обществознания. Его ключевым понятием является категория «общественно-экономическая формация» Под формацией понимался исторически определенный тип общества, рассмотренный в органической взаимосвязи всех его сторон и сфер, возникающий на основе определенного способа производства материальных благ. В структуре каждой формации выделялись экономический базис и надстройка. Базис иначе он назывался производственными отношения ми — совокупность общественных отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ главными среди них являются отношения собственности на средства производства. Надстройка понималась как совокупность политических, правовых, идеологических, религиозных, культурных и иных взглядов, учреждений и отношений, не охватываемых базисом. Несмотря на относительную самостоятельность, тип надстройки определялся характером базиса.

Он же представлял собой основу формации, определяя формационную принадлежность того или иного общества. Производственные отношения экономический базис общества и производительные силы составляли способ производства, понимаемый часто как синоним общественно-экономической формации. В понятие «производительные силы» входили люди как производители материальных благ с их знаниями, умениями и трудовым опытом, и средства производства: орудия, предметы, средства труда. Производительные силы являются динамичным, постоянно развивающимся элементом способа производства, тогда как производственные отношения статичны и косны, не меняются веками. На определенном этапе возникает конфликт между производительными силами и производственными отношениями, разрешающийся в ходе социальной революции, слома старого базиса и перехода на новую ступень общественного развития, к новой общественно-экономической формации. Старые производственные отношения заменяются новыми, которые открывают простор для развития производительных сил.

Таким образом, марксизм понимает исторический процесс как закономерную, объективно обусловленную, ес-тественноисторическую смену общественно-экономических формаций. В некоторых трудах самого К. Маркса выделены только две большие формации — первичная архаическая и вторичная экономическая , которая включает в себя все общества, основанные на частной собственности. Третью формацию будет представлять коммунизм. В других работах классиков марксизма под общественно-экономической формацией понимается конкретная ступень развития способа производства с соответствующей ему надстройкой. Именно на их основе в советском обществознании к 1930 г.

Согласно этой концепции все общества проходят в своем развитии поочередно пять общественно-экономических формаций: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, первой фазой которой является социализм. Формационный подход основывается на нескольких постулатах: 1 представление об истории как о закономерном, внутренне обусловленном, прогрессивно-поступательном, всемирно-историческом и телеологическом направленном к цели — строительству коммунизма процессе. Формационный подход практически отри цал национальную специфику и своеобразие отдельных государств, акцентируя внимание на том общем, что было характерно для всех обществ; 2 решающая роль материального производства в жизни общества, представление об экономических факторах как базисных для других общественных отношений; 3 необходимость соответствия производственных отношений производительным силам; 4 неизбежность перехода от одной общественно-экономической формации к другой. На современном этапе развития обществознания в нашей стране теория общественно-экономических формаций переживает очевидный кризис, многие авторы выдвинули на первый план цивилизационный подход к анализу исторического процесса. Понятие «цивилизация» одно из самых сложных в современной науке: предложено множество его определений. Сам термин происходит от латинского слова «гражданский».

В широком смысле под цивилизацией понимают уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующий за варварством, дикостью. Используют это понятие и для обозначения совокупности уникальных проявлений общественных порядков, присущих определенной исторической общности. В этом смысле цивилизация характеризуется как качественная специфика своеобразие материальной, духовной, социальной жизни той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития. Известный российский историк М. Барг так определил цивилизацию: «…Это способ, которым данное общество разрешает свои материальные, социально-политические и духовно-этические проблемы». Различные цивилизации коренным образом отличаются друг от Друга, так как основываются не на схожей производственной технике и технологии как общества одной Формации , а на несовместимых системах социальных и духовных ценностей.

Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром. В современной теории цивилизаций распространены как линейно-стадиальные концепции в них под цивилизацией понимается определенная ступень мирового развития, противопоставляемая «нецивилизованным» обществам , так и концепции локальных цивилизаций. Существование первых объясняется европоцентризмом их авторов, представляющих мировой исторический процесс как постепенное приобщение варварских народов и обществ к западноевропейской системе ценностей и постепенное продвижение человечества к единой мировой цивилизации, на этих же ценностях основанной. Сторонники второй группы концепций употребляют термин «цивилизация» во множественном числе и исходят из представления о многообразии путей развития различных цивилизаций. Различными историками выделяется множество локальных цивилизаций, которые могут совпадать с границами государств китайская цивилизация или охватывать несколько стран античная, западноевропейская цивилизация. С течением времени цивилизации меняются, но их «ядро», благодаря которому одна цивилизация отличается от другой, сохраняется.

Абсолютизировать уникальность каждой цивилизации не следует: все они проходят через общие для мирового исторического процесса этапы. Обычно все многообразие локальных цивилизаций делят на две большие группы — восточные и западные. Для первых характерна высокая степень зависимости индивида от природы и географической среды, тесная связь человека с его социальной группой, низкая социальная мобильность, господство среди регуляторов общественных отношений традиций и обычаев. За падные цивилизации, напротив, характеризуются стремлением к подчинению природы власти человека приоритетом прав и свобод личности над социальными общностями, высокой социальной мобильностью, демократическим политическим режимом и правовым государством. Таким образом, если формация концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющемся, то цивилизация — на локально-региональном, уникальном, своеобразном. Эти подходы не исключают друг друга.

В современном обществознании идут поиски в направлении их взаимного синтеза. Общественный прогресс и его критерии Принципиально важно выяснить, в каком направлении движется общество, находящееся в состоянии непрерывного развития и изменения. Под прогрессом понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным. Понятию прогресса противоположно понятие регресс, для которого характерно обратное движение — от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям. Представление о развитии общества как прогрессивном процессе появилось еще в древности, но окончательно оформилось в трудах французских просветителей А. Тюрго, М.

Кондорсе и др. Критерии прогресса они видели в развитии человеческого разума, в распространении просвещения. Столь оптимистичный взгляд на историю сменился в XIX в. Так, марксизм усматривает прогресс в переходе от одной общественно-экономической формации к другой, более высокой. Некоторые социологи сутью прогресса считали усложнение социальной структуры, рост социальной неоднородности. В современной социологии.

Вико , предсказывая скорый «конец истории», либо утверждая представления о многолинейном, независимом друг от друга, параллельном движении различных обществ Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Так, А. Тойнби, отказавшись от тезиса о единстве всемирной истории, выделил 21 цивилизацию, в развитии каждой из которых он различал фазы возникновения, роста, надлома, упадка и разложения. О «закате Европы» писал и О.

Особенно ярок «антипрогрес-сизм» К. Понимая под прогрессом движение к какой-либо цели, он считал его возможным только для отдельного человека, но не для истории. Последняя же может быть объяснена и как прогрессивный процесс, и как регресс. Очевидно, что прогрессивное развитие общества не исключает возвратных движений, регресса, циви-лизационных тупиков и даже срывов. Да и само развитие человечества вряд ли имеет однозначно прямолинейный характер, в нем возможны и ускоренные рывки вперед, и откаты назад. Более того, прогресс в одной сфере общественных отношений может быть причиной регресса в другой.

Развитие орудий труда, техническая и технологическая революции — яркое свидетельство экономического прогресса, но они поставили мир на грань экологической катастрофы, истощили природные ресурсы Земли. Современное общество обвиняют в упадке морали, в кризисе семьи, в бездуховности. Высока и цена прогресса: удобства городской жизни, например, сопровождаются многочисленными «болезнями урбанизации».

Раздел "Человек и общество"

1. Нахождение двух выпадающих понятий 2. Выбор позиций из списка «Человек и общество» 3. Человек и общество. ЕГЭ 2024 обществознание: теория к экзамену. За основу подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию взят кодификатор, который и является планом подготовки. Лекции для подготовки к ЕГЭ и урокам в школе по обществознанию.

Обществознание. Вся теория для ЕГЭ в одном месте. ТЕМА № 2. «Человек».

В Минпросвещения считают, что обществознание рано давать в 5-8 классах, потому что «не соответствует возрастным особенностям учащихся и не способствует развитию критического мышления». Проект приказа о внесении изменений как раз сейчас проходит этап общественного обсуждения до 24 марта. Особенно все эти новости напрягают детей, которым выпускаться через год-два, и их родителей. Да и на большинство гуманитарных направлений в вузах третьим предметом после русского и истории ставят обществознание. И что же теперь - уберут его и из вступительных экзаменов?

Обществознание - это интегрированный школьный предмет. Вы изучите основы таких наук, как философия, социология, экономика, политология, правоведение и социальная психология. Поэтому скучать не придётся!

Существует два подхода в решении вопроса о соотношении природного и социального в человеке: а натуралистический — преувеличивает значение в нем природного начала, влияющего на его жизнь и поведение; б социологический — признание в нем только социального начала и игнорирование при этом биологической стороны его природы. Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству. Человек — явление природы, он зависим от нее, но в то же время он возвышается над природой в духовно-культурном отношении. Человек отличается от всего животного мира своим сознанием, и особенно осознанием самого себя, своей общественной роли, смысла своей жизни, пониманием конечности своего индивидуального бытия.

Человек обладает физической и духовной способностью к самосовершенствованию. Благодаря своей физически-духовной организации только человек может стать личностью, способной к осознанной деятельности, к творчеству, к целенаправленным и планомерным действиям, готовой к моральной ответственности. Таким образом: человек — существо уникальное открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное ; существо универсальное способное к любому виду деятельности ; существо целостное интегрирует соединяет в себе физическое, психическое и духовное начала. Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес.

Рамки Политики конфиденциальности Настоящая Политика конфиденциальности далее — «Политика» применяется к информации, полученной через данный сайт, иные сайты, виджеты и другие используемые интерактивные средства, на которых есть ссылка на данную Политику далее — «Сайт» от пользователей Сайта далее — «Пользователи». Нижеследующие правила описывают, как Университет «Синергия» обращается с любой информацией, относящейся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу субъекту персональных данных далее — «Персональные данные» , для целей оказания услуг с использованием Сайта. Пользователи включают в себя всех физических лиц, которые подключаются к Сайту и используют Сайт. Пользователи прямо соглашаются на обработку своих Персональных данных, как это описано в настоящей Политике. Обработка означает любое действие операцию или совокупность действий операций , совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с Персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение обновление, изменение , извлечение, использование, передачу распространение, предоставление, доступ , блокирование, удаление, уничтожение Персональных данных. Настоящая Политика конфиденциальности вступает в силу с момента ее размещения на Сайте, если иное не предусмотрено новой редакцией Политики конфиденциальности. Контролирующие и обрабатывающие лица Пользователи соглашаются с тем, что: Пользуясь Сайтом, и принимая условия использования, опубликованные на Сайте, пользователь заявляет о своем однозначном согласии с обработкой его Персональных данных способами, описанными в настоящей Политике.

С какой целью собираются эти данные Имя используется для обращения лично к вам, а ваш e-mail для отправки вам писем рассылок, новостей тренинга, полезных материалов, коммерческих предложений. Вы можете отказаться от получения писем рассылки и удалить из базы данных свои контактные данные в любой момент, кликнув на ссылку для отписки, присутствующую в каждом письме.

Основы обществознания: человек и общество | Обществознание ЕГЭ 2023| PARTA

Анализ экономического графика : график изменения спроса и предложения, равновесная цена 3 балла. Решение задания-задачи 4 балла. Составление плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса 4 балла. Рассуждение с привлечением актуальных реалий 6 баллов.

Для каждого задания второй части нужен свой подход, чтобы получить максимальные баллы. Но есть принципы, которые пригодятся для любого из них. Вот 5 правил, как записывать развернутые ответы в ЕГЭ по обществознанию — 2024.

Излагайте мысли структурированно, используйте нумерацию и проблемы между смысловыми частями. Не зачеркивайте записи, так как это загрязняет работу. Лучше сначала набросайте ответ на черновике, а потом перенесите его в чистовик.

Используйте вводные предложения перед ответом, чтобы ввести эксперта в курс дела. Делайте предложения лаконичными, следите, чтобы они относились к сути вопроса. Если рассуждения будут непонятными, эксперт может не разобраться в них и поставить низкий балл.

Поэтому скучать не придётся! Автором курса проработаны все темы кодификатора по пяти разделам. Всего 82 темы, рекомендуем вам изучать их одну за другой.

Мировоззрение, его виды и формы Мировоззрение — 1 совокупность взглядов человека на мир, который его окружает; 2 совокупность знаний, взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к окружающему миру; 3 целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, группы, общества. Мировоззрение включает также переживания, эмоции, чувствования и представления человека, носит систематизированный характер. Мировоззрение включает компоненты: 1. Мироощущение — эмоциональный опыт людей; эмоционально-психологическая сторона мировоззрения на уровне настроений, чувств; 2. Мировосприятие эмоционально-чувственное составляющее мировоззрения — мир образов, придающих наглядность нашим мировоззренческим установкам; 3. Миропонимание интеллектуальное составляющее мировоззрения, на рационально-теоретическом уровне представлено научными идеями — познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения; 4.

Мироотношение формируется на основе мироощущения и миропонимания — совокупность ценностных установок человека по тем или иным жизненным вопросам. Менталитет — 1 специфический психологический склад, возникший на базе культуры, общественного и личного опыта, который проецируется на практическую деятельность; 2 совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта. Менталитет является результатом развития культуры и традиций; в большей степени, чем мировоззрение, связан с мышлением. Структура мировоззрения: знания, принципы, идеи, убеждения, идеалы, духовные ценности, установки. Субъекты носители мировоззрения: отдельный человек; группы людей социальные, национальные, профессиональные, религиозные ; общество в целом. Пути формирования: стихийный, осознанный. Классификация типов мировоззрения: А определяется эпохой и временем, в которых живет человек. В мировоззрении могут проявляться догматизм, скептицизм, разумный критицизм. Д по содержанию: научное и ненаучное; материалистическое и идеалистическое; атеистическое и религиозное; революционное и консервативное; прогрессивное и регрессивное и т.

В мировоззрении выделяют два уровня: 1 рационально-теоретический, 2 жизненно-практический. Важнейшее содержательное различие заключается в том, что является оно гуманистическим человеколюбивым или негуманистическим человеконенавистническим ; выражает оно национальные и общечеловеческие идеалы или националистические и расистские. Мировоззрение может быть как всеобщим, массовым, определяющим общественное сознание, так и индивидуальным, свойственным отдельной личности. Развитая личность может превосходить своим мировоззрением ту эпоху, в которой живет. Такое мировоззрение прогрессивно, т. В противоположном случае индивидуальное мировоззрение может деградировать к предшествовавшим эпохам, носить суеверный характер, быть деструктивным например, у асоциальных субъектов, преступных элементов; у людей, по тем или иным причинам лишенных нормальных семейных отношений или человеческих условий существования. Прогрессивное мировоззрение современного человека должно содержать в себе нравственные и правовые нормы, социальные приоритеты и гуманистические ценности. Современное общество, основанное на правовых и демократических принципах, утверждает свободу совести и мировоззренческий плюрализм. Виды знаний Знание является единством чувственного и рационального познания.

Знание — 1 проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека; 2 обладание опытом и пониманием, которые являются правильными в субъективном и в объективном отношении; 3 инструмент организации деятельности на различных структурных уровнях организации людей. В середине XIX в. Конт предложил концепцию развития человеческого знания, рассматривая три последовательно сменяющихся форм знания: религиозного основано на традиции и индивидуальной вере ; философского основано на интуиции, рациональное и умозрительное по своей сути ; позитивного научное знание, основанное на фиксации фактов в ходе целенаправленного наблюдения или эксперимента. Классификация форм человеческого знания М. Полани говорит о двух типах знаний у человека: явного выраженного в понятиях, суждениях, теориях и неявного не поддающегося полной рефлексии слоя человеческого опыта. Виды знаний: 1 Обыденное житейское — основано на повседневном опыте, согласовано со здравым смыслом и во многом с ним совпадает, сводится к констатации и описанию фактов. Обыденное знание носит эмпирический характер и является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. С помощью мифологического знания первобытный человек структурировал реальность, т. Результаты религиозного размышления формулируются в конкретных, наглядно-чувственных образах.

Религия предлагает человеку абсолютные идеалы, нормы и ценности. Форма существования этого вида знания — художественный образ. В искусстве в отличие от науки и философии допускается вымысел. Поэтому тот образ мира, который предлагается искусством, всегда более или менее условен. Квазинаучное знание представлено в мистике и магии, алхимии, астрологии, паранауках, эзотерических учениях и т. Признаки научного знания: знание рациональное полученное при помощи разума, интеллекта ; оформленное в теории, принципах, законах; сущностное, повторяемое не всегда получается ; системное основанное на многом ; это знание, получаемое и фиксируемое научными методами и средствами; знания, стремящиеся к точности точные измерения, наличие терминологии ; знание, открытое для критики в отличие от религии, культуры, искусства и т. Ненаучное знание подразделяется на: а донаучное знание — знания, полученные до появления современной науки; б паранаучное знание — формы познавательной деятельности, возникающие как альтернатива или дополнение к существующим видам научного знания астрология, экстрасенсорные знания это знания, научные по форме, но ненаучные по содержанию — уфология , в вненаучное знание — сознательно искаженные представления о мире его признаки: нетерпимость, фанатизм; индивидуальное знание и пр. Процессы, связанные с знаниями: получение знаний, накопление знаний, хранение знаний, преобразование знаний, передача знаний, потеря знаний, визуализация знания. Знания необходимы человеку для ориентации в окружающем мире, для объяснения и предвидения событий, для планирования и реализации деятельности и выработки других новых знаний.

Понятие истины, ее критерии Гносеология — философская наука, в которой изучаются проблемы природы познания и его возможности. Агностицизм — философское учение, отрицающее полностью или частично возможности познания мира. Гностицизм — философское учение, признающее возможности познания мира. Познание — 1 процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром; 2 процесс активного отражения и воспроизведения действительности в сознании человека, результатом которого является новое знание о мире. Субъект познания — носитель предметно-практической деятельности и познания индивид или социальная группа , источник активности, направленной на объект; активно действующее в познании творческое начало. Объект познания — то, что противостоит субъекту в его познавательной деятельности. В качестве объекта может выступать и сам субъект человек является объектом изучения многих наук: биологии, медицины, психологии, социологии, философии и др. Иерархия познавательных способностей человека Платон, Аристотель, И. Кант : а чувственное познание — является базовым, с него начинается все наше познание; б рациональное познание — осуществляется при помощи рассудка, способно устанавливать, открывать объективные связи причинно-следственные между явлениями, законы природы; в познание на основе идей разума — задает мировоззренческие принципы.

Бэкон, Т. Гоббс, Д. Сенсуализм — направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия — основа и главная форма достоверного познания. Рационализм — философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Формы источники, ступени познания: 1. Чувственное эмпирическое познание — познание с помощью органов чувств зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Особенности чувственного познания: непосредственность; наглядность и предметность; воспроизведение внешних свойств и сторон.

Формы чувственного познания: ощущение отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств ; восприятие чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств ; представление чувственный образ предметов и явлений, сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия на органы чувств. Посредством языка происходит перевод представления в абстрактное понятие. Рациональное, логическое познание мышление. Особенности рационального познания: опора на результаты чувственного познания; абстрактность и обобщенность; воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений. Формы рационального познания: а понятие отображенное в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений ; б суждение форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами ; в умозаключение рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, называемое заключением, выводом или следствием. Виды умозаключений: дедуктивные путь мышления от общего к частному, от общего положения к особенному , индуктивные способ рассуждения от частных положений к общим выводам , традуктивные по аналогии. Чувственное и рациональное познание нельзя противопоставлять, абсолютизировать, так как они дополняют друг друга. С помощью воображения создаются гипотезы. Наличие воображения позволяет человеку осуществлять творчество.

Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе. Особенности научного познания: объективность; развитость понятийного аппарата; рациональность доказательность, системность ; проверяемость; высокий уровень обобщения; универсальность исследует любой феномен со стороны закономерностей и причин ; использование специальных способов и методов познавательной деятельности. Методы эмпирического познания: наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент; 2. Методы теоретического уровня познания: идеализация метод научного познания, при котором происходит замена отдельных свойств изучаемого объекта символами или знаками , формализация; математизация; обобщение; моделирование. Формы ненаучного познания: миф; жизненный опыт; народная мудрость; здравый смысл; религия; искусство; паранаука. Интуиция является специфическим компонентом связи чувственного и рационального познания. Интуиция — способность человеческого сознания в некоторых случаях чутьем, догадкой улавливать истину, опираясь на прежний опыт, на приобретенные ранее знания; проницательность; непосредственное познание, познавательное предчувствие, познавательное озарение; сверхбыстрый мыслительный процесс. Виды интуиции: 1 чувственная, 2 интеллектуальная, 3 мистическая. Сартр, А.

Камю, К. Ясперс и М. К познавательной сфере относят эмоции и чувства не ощущения человека. Эти переживания носят мировоззренческий и духовный характер. Мораль необходимо познавать, а ее наличие говорит о духовной развитости человека. Особенности: познает мир с точки зрения красоты, гармонии и целесообразности; не дается с рождением, а воспитывается; входит в число духовных способов познания и деятельности; не нацелено, в отличие от научного познания, на конкретную пользу; носит всецело творческий характер, не копирует действительность, а творчески воспринимает ее. Более того, оно может создавать свою, эстетическую реальность, которая способна духовно воздействовать на человека, преобразовывать, трансформировать и совершенствовать его природу. Истина — соответствие между фактами и высказываниями об этих фактах. Объективная истина — содержание знания, которое определяется самим изучаемым предметом, не зависит от пристрастий и интересов человека.

Субъективная истина зависит от восприятия субъекта, его мировоззрения и установок. Относительная истина — неполное, ограниченное знание; такие элементы знания, которые в процессе развития познания будут изменяться, заменяться новыми. Относительная истина зависит от точки зрения наблюдателя, она носит изменчивый характер об этом говорит теория относительности. Абсолютная истина — полное, исчерпывающее знание о действительности; тот элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем. Истина абсолютная и истина относительная — разные уровни формы объективной истины. По форме истина может быть: житейской, научной, художественной, нравственной и т. Научную истину, например, отличает системность, упорядоченность знания, его обоснованность и доказательность. Духовная истина есть не что иное, как правильное, совестное отношение человека к себе, другим людям и миру. Заблуждение — содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину.

Источники заблуждений: погрешности при переходе от чувственного к рациональному познанию, некорректный перенос чужого опыта. Ложь — сознательное искажение образа объекта. Дезинформация — это подмена из корыстных соображений достоверного недостоверным, истинного — ложным. Причины относительности человеческих знаний: изменчивость мира; ограниченность познавательных возможностей человека; зависимость возможностей познания от реальных исторических условий, уровня развития духовной культуры, материального производства и особенностей познавательной деятельности человека. Критерий истины зависит от формы и метода познания. Он может быть эмпирическим, т. В социологии основным критерием истины является практика, которая включает материальное производство, накопленный опыт, эксперимент, дополняется требованиями логической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний. Практика — материальная, целеполагающая деятельность людей. Функции практики в процессе познания: 1 источник познания потребностями практики вызваны к жизни существующие науки ; 2 основа познания благодаря преобразованию окружающего мира происходит наиболее глубокое познание свойств окружающего мира ; 3 практика является движущей силой развития общества; 4 практика — цель познания человек познает мир, чтобы использовать результаты познания в практической деятельности ; 5 практика — критерий истинности познания.

Основные виды практики: научный эксперимент, производство материальных благ, социально-преобразующая деятельность масс.

Для получения высокого результата экзаменуемый должен уверенно оперировать основными понятиями и терминами. Анализировать информацию, предоставленную в виде графики. Работать с текстом. Грамотно рассуждать в рамках поставленной проблемы, лаконично выражать свои мысли в письменном виде. Важный совет: при подготовке не следует использовать материалы и пособия для 2016 года и ранее, поскольку они потеряли соответствие обновленным заданиям.

Обществознание егэ человек и общество вся теория

Теория ЕГЭ по заданиям. Человек и общество ЕГЭ 2024: подготовка к экзамену + полезные материалы. Пробные экзамены и каталог заданий ЕГЭ по обществознанию с ответами и разборами.

Вход и регистрация

Смотрите также. Человек и общество ЕГЭ 2024: подготовка к экзамену + полезные материалы. Пиши кодовое слово «СТАРТ» в сообщения группы? Что тебя ждет? Основные понятия блока Какие темы встретятся в ЕГЭ Подводные камни тем экономики Что тебе нужно знать на 100% Лайфхаки по выпол Смотрите видео онлайн «Основы обществознания: человек. 2. Социальные науки (человек и общество, базовый понятийный аппарат социальных наук).

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий