Новости бажов интересные факты

Павел Петрович Бажов (1879 — 1950) — русский писатель, фольклорист и революционер, автор легендарного сборника «Малахитовая шкатулка». Бажов Павел Петрович (1879-1950) – русский писатель, фольклорист, журналист, публицист, революционер. Павел Петрович Бажов родился 27 января 1879 года в селе Сысерть Пермской губернии в обычной крестьянской семье. Интересные факты из жизни Бажова расскажут вам о главных качествах и достижениях талантливого писателя. Среди наиболее интересных фактов Бажова следует отметить его страсть к путешествиям, которые охватили весь Российский империйский простор.

Бажов: кровавый большевик, жертва режима или солнце уральской литературы?

Валентина Александровна в свою очередь говорила что любила мужа в последний день его жизни так же сильно, как в день свадьбы. Она пережила супруга на 20 лет, посвятив это время упорядочиванию архивов писателя. В последние годы жизни Валентина Александровна покинула родной дом, чтобы подарить его государству в статусе музея Бажова. Из семерых детей четы Бажовых порог совершеннолетия перешагнули лишь четверо, а до зрелого возраста дожили только трое дочерей: сын Алексей погиб в результате несчастного случая в 19 лет. Исполнилось 145 лет со дня рождения автора знаменитых уральских сказов.

Все, на что Бажовы могли претендовать, — одна комнатка, в которой им предлагалось разместиться с детьми, там же и работать. Новые жильцы были настроены решительно, и доказывать свои права хозяевам пришлось через суд. Возможно, и суд бы ничего не смог сделать, если бы не заслуги Павла Петровича перед революцией и советской властью. Больше Бажовы места своего жительства не меняли, оставаясь по прежнему адресу. В Екатеринбурге жизнь пошла, как обычно: журналистская работа в «Крестьянской областной газете», в отделе крестьянских писем, публикации практически на любую тему, школа селькоров, доклады, выступления, организация курсов… Но кое-что новое все же было. В 1924 году были изданы «Уральские были» — первая художественная проза Бажова.

Сам он в шутку отзывался о своем «литературном почине» так: «Согрешил книгой «Уральские были», впервые со мной случилось. Показалось удивительно легко. Над словом не думал. Запас слов был. Писать так, как у нас говорят. Когда пишешь на материнском и отцовском языке да о том, что сам видел, — легко работать». Тот особенный язык, который мы привыкли связывать с Бажовым, еще не проявился. Это живые, яркие очерки о жизни рабочих до революции, скорее, напоминающие рассказы Мамина-Сибиряка. Разумеется, эти «воспоминания» далеки от мемуаров. Их цель совершенно ясна: показать «вот, что было в прежние годы, когда не было свободы».

Личная интонация здесь не только не нужна, но и неуместна, «Уральские были» — это высокохудожественная агитка, таковой она и была. Но самое главное в них — то удовольствие, которое неожиданно для себя испытал Бажов, казалось бы, за столько лет поточной работы приучивший себя выдавать столько текстов, сколько надо, работавший в газете, как в забое. Следующие книги — «За Советскую правду», «Пять ступеней коллективизации» и т. Но никаких сказов, никакой демонологии нет и в помине. Сказка считалась чем-то избыточным, подозрительным, вредным. Сам Бажов вспоминал: демонологию вполне могли приравнять к религиозному дурману. Поп в книге мог быть только глупым, жадным и хитрым. Религиозные воззрения — вредным и тупым пережитком. Между прочим, Горький, которому в Сорренто попались в руки очерки Бажова, написал автору, чтобы тот перестал размениваться на журналистскую поденщину и занимался уже своим прямым делом — литературой. Иллюстрация к сказке Малахитовая шкатулка Летом 1930 года в газете произошли определенные перемены, отдел Бажова упразднили, а сам он был назначен цензором в Облит.

Ни одна книга, брошюра или плакат не проходили мимо него, требовали его одобрения. Еще через два года он был переведен в качестве полит. Михаил Степанович Кашеваров, участник боев Гражданской войны, работавший сперва милиционером, а потом поступивший в Шадринский архив, представил рукопись «История Шадрина». Бажов, прочитав рукопись, «не согласился на выпуск его густо-черносотенной «Истории Шадрина» и вообще протестовал против издания там политически безграмотных краеведческих сборников». Михаил Степанович дважды писал на Бажова доносы, и дважды Бажов был по их результатам ошельмован, вычищен из партии и уволен с занимаемой должности. По данным исследовательницы Нины Кузнецовой, уничтожением одного только Бажова Кашеваров не ограничивался, донося и на других людей — и на организации. Сам же Кашеваров напечатал пару статей в журнале «Уральский следопыт», был отмечен как составитель сборника «Песни уральского революционного подполья» и, по результатам работы в Шадринском архиве, составил описание Далматовского боя 11 июля 1918 года. В 1947 году Кашеваров сам был репрессирован. Но в 1933 году он обвинил Бажова в махинациях с партийным стажем. Членом партии Бажов стал лишь в 1918 году, но партийной работой занимался существенно раньше — с Февральской революции, о чем и было указано в его партбилете.

Кашеваров в своем доносе подверг критике и сомнению этот факт. Доносу был дан ход: начиналось время чисток. Бажов был снят со всех своих должностей, изгнан из партии и фактически ошельмован. Через некоторое время, впрочем, его восстановили, ограничившись строгим выговором и снятием дореволюционного стажа. Для Павла Петровича это было глубоким ударом. Но худшее было впереди. В 1935 году Бажову было поручено написать книгу об истории Камышловского полка 29-й дивизии, в которой он и состоял как редактор «Окопных известий». Материалом для нее послужили опубликованные воспоминания, роль Бажова сводилась к литературной их обработке, общему сведению и проверке фактов. Он был выбран, потому что был, как говорят, «в материале». К тому времени, когда книга была написана, история опять оказалась пересмотрена.

Теперь бывшие герои, руководители 29-й дивизии М. Васильев и В. Грушецкий, и другие деятели этого периода оказались разоблаченными и изобличенными врагами-троцкистами, прославлять их было ни в коем разе нельзя — и весь труд Бажова тоже оказывался чрезвычайно антисоветским, троцкистским и вредным. Очевидно, М. Кашеваров пристально следил за своим обидчиком, удар был нанесен исключительно вовремя. Бажов опять остался без работы и без партбилета, который у него буквально вырвали из рук; он был выброшен отовсюду, несмотря на славное революционное прошлое а может, и благодаря ему. Такой подарок под новый, 1938 год припасла ему судьба. В 1938 году Бажов вспомнил, как «проветривали» его отца. Работы для него не было. Из дома он старался не выходить, да и к Бажовым гости теперь не заглядывали.

Вся немалая семья жила на скромную зарплату библиотекаря — сестры Валентины Александровны, да на то, что приносил огород, вскопанный и перекопанный хозяином. Как и его отец, он почел за лучшее не пытаться добиваться справедливости, привлекать к себе внимание, пытаться доказать, что он ни в чем не виноват. Возможно, это было наилучшей стратегией. Бажов уже видел, как раскручивается маховик репрессий, и понимал, что лучше всего не делать ничего. В этот год он, махнув на все рукой, занимался хозяйством и писал сказы. Так появилась на свет «Малахитовая шкатулка». Говор дедушки Слышко, рассказывавшего сказки и бывальщины сысертским ребятишкам между прочим, реальный дедушка Слышко, Василий Хмелинин, приходился Бажову троюродным дедом , зазвучал в полную силу. Еще до этого Бажов попробовал было перейти от бытописательных очерков и полуприключенческих повестей из собственной жизни и затронуть пласт фольклора. Собирал он свою «коллекцию народных сокровищ» с детства — еще Смородинцев приучил его относиться к этому «даровому золоту» с уважением и вниманием. К сожалению, все наработки и карточки с диалектными словами, над которыми он работал, еще будучи учителем, погибли в Гражданскую, и теперь приходилось все начинать снова.

Да он и сам был плотью от плоти этих удивительных мастеров, творцов каменной красоты, истории и легенды эти хранил в себе. И не только Сысерть, Полевая — Алтай тоже подарил ему своё золото. Урал, Сибирь, Алтай гармонично дополняли друг друга. В 1934 году на Первом Всесоюзном съезде советских писателей провозгласили, что фольклор — — часть литературы и перед ним стоят те же задачи, что и перед литературой, а значит, можно и нужно руководить фольклорным процессом. Сам М. Горький призвал собирать, изучать и пропагандировать фольклор народов СССР, поскольку после революции малые народы обрели все условия для подлинного творчества. Начался настоящий фольклорный бум. Как вспоминал Бажов, в Свердловске как к тому времени уже назывался Екатеринбург к печати готовился сборник «Дореволюционный фольклор на Урале», и тут литредактор Елизавета Максимовна Блинова «поставила вопрос: почему же нет рабочего фольклора? Владимир Павлович [Бирюков, ураловед, фольклорист, исследователь] ответил, что он его нигде не может найти. Меня это просто задело: как так, рабочего фольклора нет?

Я сам сколько угодно этого рабочего фольклора слыхал, слыхал целые сказы. И я в виде образца принес им «Дорогое имячко». Сказ не вошел в сборник, поскольку Блинова посчитала его уж слишком авторским, а вскоре Блинова и Бирюков рассорились окончательно — Елизавета Максимовна уволилась из издательства, и второй предполагавшийся том так и не вышел. Но начало сказам было положено, а вскоре «Дорогое имячко» и ряд других появились в печати — в журнале «Красная новь». Художник Детгиза Вл. Лебедев, прочитавший их в рукописи, был буквально очарован — и увез их в Москву. Бажов был в литературе все еще персоной нон грата, так что сказы были опубликованы под псевдонимом П. Вокруг сказов разгорелся литературный скандал: что это — «фэйк-лор» или попытка «зачерпнуть из народного источника» и получить гонорар? И вот во время своего вынужденного затворничества Бажов, без оглядки на кого бы то ни было, писал свои сказы так, как душа велела. Первое чтение «Хозяйки Медной горы» прошло дома, под зацветшей липой, 16 июля.

Это была серебряная свадьба Бажовых — и вечером, за скромным праздничным столом, чуть конфузясь, Павел Петрович принес тетрадку и прочитал своим домашним сказ, посвятив его жене. Всего в этом своем «великом сидении» Бажов написал 14 сказов. Это был совершенно другой, ни на что не похожий Урал. Здесь рядом с людьми постоянно присутствовали добрые или неблагие хранители мест, горные хозяева, сторожи кладов и вся та порою кромешная жуть, порою — покровители и защитники, превращающие Урал в место силы. Здесь тяжелейший барский гнет ничего не мог поделать с изначальной внутренней свободой гения, а веселые мастера ни в чем не уступали бессмертным духам Урала. В легендах оживала и другая, альтернативная история этих мест, «стары люди», разбрасывающие золотые слитки, казацкий атаман Ермак и его лебедушка-невеста, запертая в горе красавица, вечно оплакивающая своего мертвого жениха, в ожидании, пока родится поколение, свободное от жажды наживы… «Малахитовая шкатулка» открывала для людей такую родину, за которую не жаль было и умереть. В сущности, воссоздавая народный, насквозь пронизанный чудесным и при этом абсолютно естественный мир — мир былин, легенд, Бажов подарил нам сказку для взрослых, в которой оставалась высшая справедливость, где уважения был достоин не знатный или богатый, а достойный, и можно было в самой отчаянной ситуации обрести внезапное спасение, где потусторонние силы вставали на твою сторону, если ты был этого достоин. И, конечно, в сказах, не сказках этих вставала сырая, неотразимо притягательная, опасная и прекрасная магия — и самой сильной магией была верность, красота и любовь. Маятник потянуло в обратную сторону — и «перегибы на местах» было велено исправлять. Бажова восстановили в партии поскольку под молот попали те, кто его карал , а сказы «Малахитовой шкатулки» пошли в печать, появляясь в различных журналах и даже газетах.

Они имели феноменальный успех, вскоре была издана отдельная книга — притом вопрос, подлинно ли народное это творчество — или все же авторское, оставался. Так, Демьян Бедный, генералиссимус советской поэзии, был свято убежден, что Бажов выступает всего лишь как литературный обработчик, а раз так, то, отдавая должное его искусству, особенно церемониться тут нечего. И на протяжении почти двух лет, пока сохранялась интрига, он бережно, насколько мог, сохраняя обороты бажовской речи, перекладывал его сказы в довольно неуклюжие вирши. Получалось нечто в этом роде: Мастеров знали мраморских все: А работа у них по красе Где еще поискать-то на свете на белом? Только все ж в Полевой Были тож мастера с головой, Шла молва и об их мастерстве знаменитом — Вся различка от мраморских та, что они Обращались не с мрамором, а с малахитом. А Фомич между ними — ни с кем не сравни: Если речь шла о новом о чем, не избитом, Знали все, что работа, мол, та по плечу Одному Фомичу. Зачем он это делал — бог весть, потому что мог и полагал, что имеет право. Демьянова убежденность оказала Бажову хорошую услугу: в крайне иерархичной структуре советской литературы Д. Бедный был барином-покровителем. Но и более высокое покровительство не заставило себя ждать.

После тяжелого испытания бедностью, заброшенностью и одиночеством Бажова ждал совершенно оглушительный успех, а немного спустя орден Ленина и Вторая Сталинская премия. Тем не менее шестидесятилетний автор внезапного бестселлера был уже слишком стар, мудр и опытен, чтобы резко менять свою жизнь.

Однако по ее окончании он не пошел в священнослужители, а заинтересовался политикой: вступил в эсеры, а позже в партию большевиков. Стал подпольщиком и красным партизаном, возглавлял профсоюзные организации, а через много лет, уже будучи в солидном возрасте, даже был избран депутатом Верховного Совета СССР. Писатель в студенческие годы. Всю жизнь Бажов посвятил красоте русского языка и писательской деятельности. Еще с юных лет он изучал народный фольклор и собирал интересные истории в уральских деревнях. Любовь к литературе косвенным образом и поспособствовала его знакомству с будущей женой.

Это было еще до того, как Бажов увлекся социалистическими идеями. Окончив семинарию, он преподавал русский, церковнославянский и литературу в Екатеринбургском епархиальном женском училище. Молодой и красивый педагог покорил сердца многих юных учениц, однако никогда в общении с ними он не позволял и намека на какие-либо вольности. Павел Петрович всегда держал дистанцию и на уроках был очень строг. Также скрупулезно он подходил и к оценке работ. Одна из его учениц, Валя Иваницкая, как и ее подружки, не раз получала замечания за свои школьные сочинения, который педагог нещадно критиковал. Ведь он так любил русский язык и требовал к нему такого же трепетного отношения! Павел Бажов на фото стоит слева с коллегами-педагогами по училищу.

Бажов со своими ученицами на фото справа, рядом с ним стоит Валя, будущая жена.

В 1943 году благодаря этой книге Бажов получил Сталинскую премию. А в 1944 году был награжден орденом Ленина за плодотворное творчество. Павел Бажов создал множество произведений, на основе которых были поставлены балеты, оперы, спектакли, сняты фильмы и мультфильмы.

Жизнь писателя оборвалась 3 декабря 1950 года. Какая она — Хозяйка Медной горы? Хозяйка Медной горы — могущественная и справедливая волшебница, хранительница драгоценных пород и камней. Перед людьми она предстает то в виде прекрасной женщины с неподвижной косой, то в виде ящерицы с короной на голове.

Платье на ней из шелкового малахита то блестит, будто стекло, то полиняет, то алмазной россыпью засверкает, то медным станет, то зеленым шелком. Медной горы Хозяйка повелевает камнем и металлами. Недаром она хозяйка именно Медной горы. Повелевает Малахитница и живыми существами - ящерками — и зелеными, и голубыми, и синими, и коричневыми, и песочного цвета с золотыми крапинками, и цвета поблекшей травы, и узорами изукрашенными.

Ящерки ей служат: на стол накрывают, еда обыкновенная, питье не хмельное, а силу придает. И сама Малахитница может оборачиваться в ящерицу с зелеными лапами, черной полоской по хребту и с человечьей головой. Может любую руду обратить в пустую породу, в обманку. Слезы ее превращаются в редкостный, дорогой камень — медный изумруд.

А сама она состоит из живого камня...

Полосатая жизнь Павла Бажова

Писатель Павел Петрович Бажов оставил после себя богатое литературное наследие в виде замечательных сказов. Интересный факт 2017-05-26 07:47:14. Работая в газетах, Бажов использовал целый ряд псевдонимов. Павел Петрович Бажов родился 27 января 1879 года в селе Сысерть Пермской губернии в обычной крестьянской семье.

145 лет Бажову. Почему автор "Малахитовой шкатулки" стал одним из символов своей родины

Какую тайну раскрывает нам Бажов и зачем ему борода Павел Бажов — интересные факты. П. П. Бажов известен многим людям с самого детства как «уральский сказочник».
Биография Бажова: творчество и личная жизнь писателя В заключение перечислим ещё ряд интересных фактов из жизни замечательного уральского писателя.
Интересные факты из жизни Павла Бажова Бажов интересные факты из жизни Павел Бажов родился на Урале в рабочем посёлке уральских мастеровых.
Биография Бажова Прежде чем стать писателем, Бажов побывал школьным учителем, городским главой, главным редактором газеты, подпольным красным партизаном.

Павел Бажов: трудный путь к «Малахитовой шкатулке»

Лучшими произведениями являются следующие сказы Бажова: «Голубая змейка», «Горный мастер», «Каменный цветок», «Малахитовая шкатулка», «Медной горы Хозяйка», «Огневушка-поскакушка» и другие. Любят читать дети и такую интересную сказку, как «Серебряное копытце», где рассказывается о том, как старик Кокованя решил приютить у себя сиротку Даренку. Однажды рассказал он девочке историю о необыкновенном козле. Стали они жить в одной избе, а вечерами дедушка рассказывал девочке сказки. А однажды он взял девочку с собой на охоту, оставил ее в избушке лесника, а когда вернулся, то вся избушка была завалена драгоценными камнями, которые козлик своим серебряным копытцем набил. Интересны читателям и такие сказы Бажова, как «Солнечный камень», «Травяная западенка», «У старого рудника», «Хрупкая веточка», «Чугунная бабушка», «Шелковая горка» и другие. Сказ «Каменный цветок» Сказ «Каменный цветок» Бажовым был написан в 1937 году. Он вошел в известный сборник «Малахитовая шкатулка». По сюжету старик Прокопьич был лучшим резчиком по малахиту, но вот учеников он всегда учил плохо, так как не видел в них способности к своему делу.

А вскоре и вовсе отправлял их обратно. Однажды Прокопьичу отдали сироту Данилку Недокормыша, которому было двенадцать лет. В господском доме Данилка так ничего и не научился делать, лишь рассматривал картины, а когда коров пас, то они у него разбегались в разные стороны. Прокопьич не только пожалел парнишку, но вскоре привязался к нему всей душой. Быстро тот стал учиться и всем премудростям малахитного дела. А когда он вырос, то настоящим красавцем стал. Прокопьич с ним о невесте стал разговаривать, а тот пока лишь о своем деле говорил, мечтая стать настоящим мастером. Барин однажды, чтобы проверить умения Данилки, заказал ему малахитовую чашу на ножке.

И остался доволен результатом работы. Решил барин женить Данилку на Кате Летеминой. Но вот только не нравилась самому юноше чаша, которую он изготовил: парень считал, что в ней нет жизни, что камень он не прочувствовал. И тут от старого мастера он услышал легенду о каменном цветке, который дает понять силу камня. Захотел Данилка увидеть этот цветок. И перед самой свадьбой молодой резчик по малахиту отправился на Змеиную гору за малахитом, где и повстречался с Хозяйкой Змеиной горы. Долго он уговаривал ее показать каменный цветок, но она предупредила резчика, что прежней жизни у него после этого не будет. А затем отвела в свой сад, где и был этот прекрасный каменный цветок.

Вернулся Данилка домой, весь вечер грустил, а ночью убежал куда-то и больше никто его не видел. Но ходили слухи о том, что его взяла к себе в мастера Хозяйка Змеиной горы. Она просит Степана, чтобы он передал начальнику местного рудника сообщение о том, чтобы тот оставил в покое этот рудник. За это она обещает выйти замуж за Степана. Когда Степан передает требования Хозяйки Медной горы своему начальнику, то тот не верит и приказывает наказать Степана. Главного героя сажают на цепь в рудник и требуют добыть много малахита. И вот тут снова является Хозяйка Медной горы, которая хвалит Степана за смелость и помогает добыть ему малахит, а также она показывает свое приданое. Она сообщает, что готова исполнить обещание и стать женой молодого человека.

Первый свой сказ посвятил жене В июле 1936 года супруги вместе с дочками сидели в саду и пили чай. Отмечали серебряную свадьбу Бажовых и вспоминали всю историю их жизни — начиная со дня венчания. Валентина была в светлом платье. Играла для любимого мужа на гитаре, пела. Вдруг Павел Петрович встал и ушел в дом. Вернулся он с тетрадкой.

Ненмого смущенно поясянил, что кое-что написал. И начал читать близким «Хозяйку медной горы». Он пояснил, что посвящает это свое произведение ей — любимой Вале. Ни он, ни супруга даже не подозревали тогда, что это произведение, как и другие уральские сказы вскоре сделают писателя знаменитым на всю страну. А у себя на родине он даже получит прозвище «Уральский Гомер». Писатель держит в руках первое издание уральских сказов «Малахитовая шкатулка».

Привезли его с тех мест, которые описывал Бажов в своих сказах о мастерах каменного дела. Значимое место для всех влюбленных на Урале. Его можно увидеть еще издалека, на подъезде к деревне.

Барин однажды, чтобы проверить умения Данилки, заказал ему малахитовую чашу на ножке. И остался доволен результатом работы.

Решил барин женить Данилку на Кате Летеминой. Но вот только не нравилась самому юноше чаша, которую он изготовил: парень считал, что в ней нет жизни, что камень он не прочувствовал. И тут от старого мастера он услышал легенду о каменном цветке, который дает понять силу камня. Захотел Данилка увидеть этот цветок. И перед самой свадьбой молодой резчик по малахиту отправился на Змеиную гору за малахитом, где и повстречался с Хозяйкой Змеиной горы.

Долго он уговаривал ее показать каменный цветок, но она предупредила резчика, что прежней жизни у него после этого не будет. А затем отвела в свой сад, где и был этот прекрасный каменный цветок. Вернулся Данилка домой, весь вечер грустил, а ночью убежал куда-то и больше никто его не видел. Но ходили слухи о том, что его взяла к себе в мастера Хозяйка Змеиной горы. Она просит Степана, чтобы он передал начальнику местного рудника сообщение о том, чтобы тот оставил в покое этот рудник.

За это она обещает выйти замуж за Степана. Когда Степан передает требования Хозяйки Медной горы своему начальнику, то тот не верит и приказывает наказать Степана. Главного героя сажают на цепь в рудник и требуют добыть много малахита. И вот тут снова является Хозяйка Медной горы, которая хвалит Степана за смелость и помогает добыть ему малахит, а также она показывает свое приданое. Она сообщает, что готова исполнить обещание и стать женой молодого человека.

Но Степан не может на ней жениться, так как у него уже есть невеста. Для сиротки Настеньки Хозяйка Медной горы передает в подарок малахитовую шкатулку с драгоценностями. Свои слезы прощания со Степаном она отдает ему, чтобы он смог их продать и разбогатеть. Вскоре рудник закрывают, Степан женится на Насте, и оба получают освобождение от крепостного права. Но вот счастья он так и не обретает.

Теперь он ходит все время грустный и посещает закрытый рудник, где якобы охотится, но добычи никогда никакой не приносит. Однажды его находят на этом руднике мертвым, а в его руке были зажаты медные изумруды. Это были слезы Хозяйки Медной горы, которые он хранил всю жизнь. Личная жизнь Что известно о личной жизни Павла Бажова, биографию которого мы описываем? Долгое время он даже не пытался ухаживать за женщинами, хотя часто им нравился.

Писатель вел размеренную жизнь холостяка до тридцати лет. Он не только был увлечен литературой, но ждал, когда же в его жизни появится настоящая и искренняя любовь. Поэтому-то в 32 года он и сделал предложение Валентине Иваницкой. Та сразу же согласилась. Валентине Александровне на тот момент было всего лишь девятнадцать лет, и она была его бывшей ученицей.

Этот брак продлился всю жизнь.

Семья После того как Павел Петрович приобрел работу учителя русского языка в духовном училище, он также параллельно работал в Екатеринбургском епархиальном училище для девушек. Там-то он и повстречался со своей первой и единственной любовью всей жизни. Этот писатель увлекался своей ученицей с последнего класса В. По завершению ею учёбы Бажов принял решение о женитьбе. В скором времени после свадьбы в семье начали рождаться дети Бажова. Сначала у писателя появилось 2 прелестных девочки. Немного позже в семье появился ещё один ребёнок, а в тяжёлые времена Первой мировой войны писатель с собственной женой переехали к её родителям — в небольшой городок с названием Камышлов. Там супруга родила Бажову четвёртого ребёнка. Творчество Павел Петрович Бажов создал особенный жанр в литературе с названием «советский литературный сказ».

В 1924 году удалось опубликовать его первый сборник «Уральские были», который в себе содержал очерки про жизнь уральских горняков. В 1939 году в свет вышла книга Бажова «Малахитовая шкатулка», что состояла из 14 сказов. Она приобрела огромный успех. В 1943 году за ее написание писателя наградили Сталинской премией. За всю свою жизнь автор смог создать 56 сказов. Первый создатель нового жанра советского литературного сказа Бажова всегда тянуло к творчеству и литературе, а на протяжении своей жизни он часто собирал услышанные им в деревнях сказания. Сам же он смог создать литературный жанр, который получил название «советский литературный сказ».

Хозяин Малахитовой шкатулки

Детство и юность Оглавление Друзья дали Паше прозвище Колдунков, потому что фамилия Бажов образована от местного уральского простонародного слова «бажить», что значит «колдовать». В память об этом, Павел Петрович в более зрелые годы взял себе один из литературных имён «Колдунков Егорша». В школе он отличался от других учеников своими способностями. Однажды выучил наизусть весь сборник стихов А. После школы Бажов обучался в духовном училище, а затем в духовной семинарии, которую закончил в числе трёх лучших учеников. На лето из Екатеринбурга Павел приезжал домой к родителям. Вместе с друзьями по вечерам они слушали рассказы сторожа Василия Хмелинина. Это так увлекло Бажова, что потом он всю жизнь собирал народные легенды, сказки, предания.

Дед Василий стал прототипом «дедушки Слышко» из сказа «Малахитовая шкатулка». Зрелые годы Почти 20 лет преподавал русский язык. Бажов души не чаял в детях, и они отвечали ему взаимной любовью и уважением. На своём уроке Павел Петрович мог заинтересовать даже закоренелых двоечников.

Впрочем, какая разница, есть ли кольца, когда между ними такая любовь!

Писатель не раз говорил и детям, и друзьям, что Валенька — единственная любовь в его жизни. Он была ему и любящей женой, и поддержкой, и верным товарищем. А еще он очень любил, когда Валенька надевает светлые платья. Первый свой сказ посвятил жене В июле 1936 года супруги вместе с дочками сидели в саду и пили чай. Отмечали серебряную свадьбу Бажовых и вспоминали всю историю их жизни — начиная со дня венчания.

Валентина была в светлом платье. Играла для любимого мужа на гитаре, пела. Вдруг Павел Петрович встал и ушел в дом. Вернулся он с тетрадкой. Ненмого смущенно поясянил, что кое-что написал.

И начал читать близким «Хозяйку медной горы». Он пояснил, что посвящает это свое произведение ей — любимой Вале. Ни он, ни супруга даже не подозревали тогда, что это произведение, как и другие уральские сказы вскоре сделают писателя знаменитым на всю страну. А у себя на родине он даже получит прозвище «Уральский Гомер».

Бажовы по-товарищески делились молоком с нуждающимися. Попал в плен и совершил побег Павел Бажов в течение жизни дважды был исключен из Коммунистической партии, но оба раза его спустя какое-то время восстанавливали в ее рядах. В это время как раз были репрессии, и те люди уже были врагами народа. Соответственно, получалось, что он писал не о том, о чем нужно. Его исключили, а потом восстановили в партии, — рассказала историк. В годы Гражданской войны Бажов добровольно вступил в отряд «Красных орлов», преследовавших священнослужителей и гражданских лиц, не скрывавших своей религиозности. Он шел на войну не для того, чтобы убивать попов, а для того, чтобы дать лучшие условия людям, которые не имели никаких прав, из среды которых он вышел. С детства он видел крайнюю бедность и несправедливость. У представителей его среды было крайне мало шансов как-то улучшить свою жизнь. Ему вынесли смертный приговор, но он смог сбежать из тюрьмы в тайгу. В 1919 году, получив первую тайную весточку от отца, извещавшего, где он находится и как его можно разыскать, моя мать, не прислушиваясь к охам и ахам родных, только выйдя из больницы и похоронив сына, собрала трех своих детей — восьмилетнюю Ольгу, семилетнюю Елену и трехлетнего Алексея — и отправилась в дорогу, не зная точно, где находится отец и жив ли он. Только к шестидесяти добился того, чтобы его услышали Павел Бажов смог стать известным писателем только в 60 лет. На вопрос, почему так поздно, ответила его дочь: — Наверное, потому, что большая часть его жизни протекала в бурное время трех революций, свидетелем и участником которых он был. Он не стоял в стороне от жизни страны: был добровольцем Красной армии, партизаном, революционером-подпольщиком, журналистом первого советского призыва, общественным деятелем.

Великий Полоз — змей, образ которого восходит и к языческим змеям разных культур, символизирующим плодородие, бесконечность мира Уроборос , домашний очаг, мудрость, и к христианской культуре искушение. У Бажова полоз изначально предстает нейтральным существом, также, как и Хозяйка Медной горы, охраняющим свои владения: «Не любит, вишь, он, чтобы около золота обман да мошенство были, а пуще того, чтобы один человек другого утеснял». Полоз мудр, сразу распознает на что падок Костька, но суров и мстителен. Как и любому духу, ему чужды человеческие чувства, поэтому он и преследует одну из своих дочерей, Золотой волос, за то, что та посмела выйти замуж за башкирского богатыря Айлыпа. Интересны и дочери Полоза: змеевки. Во-первых, уже упомянутая Золотой Волос — женщина с прекрасными волосами, может соотноситься с другим мифологическим существом — Медузой Горгоной, также восхищавшей окружающих своей внешностью до тех пор, пока Афина не превратила ее в чудовище. Во-вторых, образ женщины-змеи присутствует во многих эпосах, оттуда он перекочевал и в сказки. Один из самых известных подобных персонажей — Серпентина из сказки Гофмана. В произведениях Бажова присутствует еще один змей — Дайко, натура которого также двойственна. С одной стороны, Дайко одаривает золотом Глафиру с Перфилом, с другой, именно из-за золота исчезает староверческая община на Урале. Бабка Синюшка — еще один персонаж, отражающий женское агрессивное начало. Перед удалыми и сильными бабка оборачивается «красной девкой», пытаясь их погубить, так что с одной стороны этот персонаж родственен сиренам. С другой — Синюшка, персонификация болотного газа, отождествляется с Бабой Ягой — персонажем, нередко выступающим в роли волшебного дарителя против своей воли: «Сживи Синюшку с места, и откроется полный колодец золота да дорогих каменьев». Олень Серебряное Копытце — сказочный персонаж, который, кажется, целиком выдуман Бажовым.

Герои Павла Бажова: миф или авторский вымысел?

Этот неопровержимый факт, как считал Бажов, говорил лишь об одном – нет и никогда не было никакого «уральского языка», а существует смесь различных говоров единого русского языка, горячо писателем любимого. 5. В 1930-х годах Бажова дважды исключали из ВКП(б), но потом вновь восстанавливали. Павел Петрович Бажов (1879 — 1950) — русский писатель, фольклорист и революционер, автор легендарного сборника «Малахитовая шкатулка». Представляем интересные факты о Бажове. 1. Бажов всегда тяготел к литературе, и на протяжении жизни собирал услышанные им в деревнях сказки.

Детские годы

  • Библиография
  • Интересные факты о Бажове
  • Рождение и детство Павла Петровича Бажова
  • Бажов Павел Петрович (1879-1950) - биография, жизнь и творчество писателя
  • Писатель для взрослых
  • Хранитель уральских сказов. К 145-летию со дня рождения Павла Бажова

Хранитель уральских сказов. К 145-летию со дня рождения Павла Бажова

— Герои видеороликов «Открой Бажова» признавались, что участие в проекте побудило их освежить в памяти произведения писателя. Павел Бажов интересные факты из жизни русского и советского революционера, писателя, фольклориста, публициста и журналиста изложены в этой статье. Бажова с ним связывали не только общие интересы в области истории Урала, но и музыка: Анфиногенов хорошо играл на гитаре и пел.

Интересные факты о Павле Бажове

Писать Бажов начал довольно поздно, первая его книга "Уральские были" вышла, когда ему было уже за 45, а к сказам он обратился только в 1936, когда писателю стукнуло 57. Весь ужас заключался в том, что рабочего фольклора как такового просто не оказалось, и тогда было принято решение - создать….

Уроженец поселения Сысертский завод Екатеринбургского уезда, сын рабочего, выпускник Екатеринбургского духовного училища и Пермской духовной семинарии, работавший учителем русского языка и литературы, служивший уездным комиссаром просвещения, ответственным редактором и секретарем редакции ряда газет, а также главным редактором журнала «Уральский современник», Бажов самую известную свою книгу, чудесную «Малахитовую шкатулку», принесшую ему известность, отмеченную в 1943 году Сталинской премией второй степени, напишет в шестьдесят лет. Не поздно ли? Да, поздновато, тем более что проживет он после ее издания всего одиннадцать лет, бывших, пожалуй, в творческом отношении для него самыми плодотворными. Почему же так поздно написал Бажов, этот невысокого роста, с большой окладистой бородой уральский сказочник, свое лучшее произведение? Да, Бажову многое в жизни пришлось пережить. Посему, думается, читателями так достоверно и воспринимался волшебный фон его сказов, что сказовая манера повествования никогда не заслоняла в них реального, основанного на глубоком знании жизни содержания, черпаемого Павлом Петровичем из хорошо, даже досконально изученной им уральской мастеровой среды, где творили его излюбленные «каменных дел мастера» — гранильщики и камнерезы. Те самые мастера, которые из малахита и яшмы талантливо, артистически, с любовью к своему непростому делу, вытачивали каменные фигурки, становившиеся прообразами для героев его произведений, воспевавших, как известно, беспокойную пытливость рабочего человека. Ну а в сам волшебный мир уральских сказ Бажов погружал уже живых русских людей, наделенных земной недюжинной силой, способной побеждать условность сказочной волшебности. Собственно, именно так, как, помнится, земная любовь простой русской девушки однажды победила волшебную силу хозяйки Медной горы.

Долгие годы Бажов занимался народным фольклором, сбором легенд, сказов и других устных народных творений, передавшихся на Урале из поколения в поколение. И придавал Павел Петрович этой деятельности огромное значение. Либо это его желания, мечты, либо отзвук каких-то давно прошедших событий, либо попытка по-своему объяснить недоступные ему тайны природы, а иногда все вместе. Дело литератора, фольклориста — отыскать это зерно, правильно понять, объяснить его. Сказки не для одной забавы складывались. В настоящей, нефальсифицированной, сказке обязательно есть народная мудрость и скрытый смысл, по-ученому — подтекст». Подробно изучал он и известную Азов-гору, всегда занимавшую видное место в устном народном творчестве Урала. В старину именно через Азов шла тропа в Сибирь.

Бажов любил и хорошо знал живую русскую народную речь.

Он рассматривал ее в движении, в непрестанном развитии, внимательно изучал, что и как в ней отсеивается или закрепляется великим художником - народом. Работе по расширению словарного состава сказов, по использованию всех речевых возможностей народного русского языка писатель придавал большое значение. Среди получивших эту премию был, например писатель Алексей Иванов с его, нашумевшей и шокирующей публику книгой Ебург. Псевдоним Чипонев означал «читатель поневоле». Использовались также фамилии Хмелинин, Осинцев и Старозаводский. Самые известные из них — кинофильм «Каменный цветок», опера К. Молчанова «Каменный цветок» балет С. Прокофьева «Сказ о каменном цветке», симфоническая поэма А. Муравьева «Азов-гора».

Те самые мастера, которые из малахита и яшмы талантливо, артистически, с любовью к своему непростому делу, вытачивали каменные фигурки, становившиеся прообразами для героев его произведений, воспевавших, как известно, беспокойную пытливость рабочего человека. Ну а в сам волшебный мир уральских сказ Бажов погружал уже живых русских людей, наделенных земной недюжинной силой, способной побеждать условность сказочной волшебности. Собственно, именно так, как, помнится, земная любовь простой русской девушки однажды победила волшебную силу хозяйки Медной горы. Долгие годы Бажов занимался народным фольклором, сбором легенд, сказов и других устных народных творений, передавшихся на Урале из поколения в поколение. И придавал Павел Петрович этой деятельности огромное значение.

Либо это его желания, мечты, либо отзвук каких-то давно прошедших событий, либо попытка по-своему объяснить недоступные ему тайны природы, а иногда все вместе. Дело литератора, фольклориста — отыскать это зерно, правильно понять, объяснить его. Сказки не для одной забавы складывались. В настоящей, нефальсифицированной, сказке обязательно есть народная мудрость и скрытый смысл, по-ученому — подтекст». Подробно изучал он и известную Азов-гору, всегда занимавшую видное место в устном народном творчестве Урала.

В старину именно через Азов шла тропа в Сибирь. А во временна Грозного этот путь связывал Сибирь с Уфой. По этой тропе двигалась и камско-чусовская вольница. Несомненно, что видимый издалека профиль Азова был приметным пунктом на этом историческом пути через завоеванные, но не освоенные еще земли, покрытые дремучими лесами и таившие на каждом шагу немало опасностей. Вероятно, на Азове некоторые из удальцов находили себе и временный приют.

Все это в результате и порождало новые сказания и легенды об этой знаковой горе. Безусловно, интересно и само ее название — Азов, более характерное для южных земель России, нежели для Урала.

Хранитель уральских сказов. К 145-летию со дня рождения Павла Бажова

Бажова с ним связывали не только общие интересы в области истории Урала, но и музыка: Анфиногенов хорошо играл на гитаре и пел. Бажов интересные факты из жизни Павел Бажов родился на Урале в рабочем посёлке уральских мастеровых. К 145-летию Павла Бажова вспоминаем малоизвестные факты из его работы депутатом. Кто хочет окунуться в эпоху того времени, тому интересна будет книга «Павел Петрович Бажов в воспоминаниях». Сказочник Павел Бажов и его ученица: Кем на самом деле была Хозяйка медной горы.

Интересные факты про Бажова Павла Петровича

  • Читайте также:
  • Три династии
  • Павел Петрович Бажов: биография, семья, творчество, лучшие произведения
  • Полосатая жизнь Павла Бажова
  • 4​5 интересных фактов о Павле Бажове — Общенет
  • 14 интересных фактов о Павле Бажове

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий