Новости антиордынское восстание в твери год

В данной статье рассмотрим антиордынское восстание в Твери: его предпосылки, ход и исторические последствия. Таким образом, антиордынское восстание в Твери было результатом непосредственной экономической эксплуатации Золотой Ордой, усиления влияния Московского княжества и осадного положения Тверского княжества. Читайте в нашей статье на почему произошло антиордынское восстание против Чолхана в Твери, кто был зачинщиком мятежа, итоги бунт. Антиордынское восстание в Твери. Предпосылки Тверского восстания. ВОССТАНИЕ 1327 в Твери, первое массовое вооруж. выступление против ордынского ига на Руси.

Тверское восстание в 1327 году: причины и итоги

Это было целенаправленное унижение для Александра, но князь стерпел. Кобыла дьякона Дудко А гости наглели с каждым днем. Обосновавшись в тереме хозяев, Щелкан со свитой вели себя нагло, могли и девку обесчестить, и русских торговых гостей обидеть. По Твери понеслись слухи, что ордынцы собираются перебить княжескую семью и сам Щелкан станет Тверским князем, обратив народ насильно в ислам. Этот ропот доходил и до Александра, который убеждал народ потерпеть и ничего не предпринимать. Но, когда готова бочка с порохом, достаточно одной искры. Такой искрой и стала несчастная кобыленка дьякона по имени Дудко, которую 15 августа 1327 года попытались отнять татары из свиты Щелкана. Дьякон свое достояние пытался защитить, тогда ордынцы начали избивать его самого, а там и понеслось.

Восстание Люди видели, люди в стороне стоять не стали, за дьякона заступились тверичи, началась потасовка, которая переросла в побоище и избиение ордынцев по всему городу. И свиту, и купцов ордынских, прибывших с посольским караваном. Щелкан с приближенными укрылся в княжеском тереме, надеясь затвориться и спастись.

Хасан 11 мая — 16 сентября 1939 г. Халхин-Гол 23 августа 1939 г. Сталинградская битва 25 июля 1942 г. Принятие Устава ООН 9 мая 1945 г. Черчилля 1946-1991 — период «холодной войны» 1946-1947 гг. Сталина 1953-1964 гг. Гагарина 1961 г.

Дудко позвал на помощь горожан, находившихся поблизости. Стычка дошла до кровопролития. Тверское владение в первой половине XIV века занимало территорию меньшую, чем в настоящее время. Однако там все было густо заселено, благодаря проходящим по нему торговым путям верхней Волги. В 1317 году возле Бортенево местный князь Михаил одержал победу в сражении с московским князем Юрием. Ход событий Жители города хотели удержать правление князя Александра. Целью Тверского антиордынского восстания было освободить город от монголо-татарских поработителей.

События развивались достаточно стремительно. Участники и руководители восстания В Твери стали бунтовать почти все жители города и близлежащих деревень независимо от сословия. На противостояние действительно вышел народ. Чолхан Щелкан До сих пор существуют сомнения по поводу того, кто возглавил это событие: В первой версии указывают князя Александра Михайловича. В некоторых источниках говорится, что он лично руководил поджогом Щелкана в княжеских хоромах. В других летописях указано стихийное возникновение восстания. Многие историки склоняются к тому, что события настолько накалились, что руководители не нужны были.

Народ, таким образом, выразил свой гнев и недовольство. Вряд ли он подталкивал людей к бунту. Главные участники в Твери были простые люди. Александр Михайлович симпатизировал повстанцам. После первого победного столкновения с ордынцами он позвал на помощь других русских князей. Только больше никто не захотел участвовать в этих событиях. Некоторые князья даже стали предателями и помогали монголо-татарам в подавлении восстания.

Основные моменты восстания В противостоянии 1327 года историки выделяют 3 ступени. Каждая из них связана с возрастанием повстанческого движения. Стадии Тверского восстания: Расправа над ордынцами «Федорчукова рать» Этот этап назван в связи с управлением княжества Щелканом Дудентьевичем. Произвол, который чинили его подчиненные, вызвал у горожан большое недовольство. Страсти накалялись на протяжении всего лета 1327 года. Разгневанные горожане княжеский дворец сожгли, а всех татар, которые находились в Твери, убили. Всю осень продолжались кровавые стычки.

Новгород откупился значительной суммой денег и тем, что не принял к себе бежавшего князя Александра Михайловича тот нашел убежище в Пскове. Итогами этого события стало полное изменение расстановки политических сил на Руси: 1. Великое княжение было разделено между верными слугами Орды. Иван Данилович Калита получил Новгород и Кострому. Опять же сказалось стремление Узбека не допустить концентрации всей власти в одних руках и начать противостояние Москва - Суздаль заменив Москва-Тверь. В 1331 году после смерти Александра Васильевича Иван Калита смог добиться всего великого княжения, что было связано с его дипломатическими способностями и политикой нового митрополита Феогноста. Тверь выбыла из борьбы за великое княжение и больше никогда не смогла стать главным княжеством Северо-Восточной Руси. Что не мешало ей в будущем поддерживать противников Москвы, например Литву.

Окончательно было упразднено баскачество сбор дани татарскими чиновниками - баскаками. Теперь дань собирали сами князья под контролем великого князя Владимирского, и отвозили в Орду. Эта функция станет основным экономическим рычагом усиления Москвы в руках Ивана Калиты и его сыновей. Новый митрополит не мог уже лавировать между Тверью и Москвой, и ему после восстания пришлось продолжить политику митрополита Петра Ратенского на союз с Иваном Калитой. Восстание в Твери 1327 года стало поворотным моментом в отношениях между Русью и Ордой, полностью изменило расстановку сил внутри русских княжеств и заложило основу для возвышения Москвы. Спасибо за внимание!

Подавление антиордынского восстания в Твери при каком князе

Тверское восстание 1327 года — первое крупное восстание русских против монголо-татарского ига. Жестоко подавлено Золотой Ордой при участии Москвы и Суздаля. Причины антиордынского восстания в Твери Страница летописи, повествующая о восстании в Твери Ордынский произвол. Решение: А) Антиордынскому восстанию в Твери соответствует убийство посла Чолхана.

АНТИОРДЫНСКОЕ ВОССТАНИЕ В ТВЕРИ В 1327 Г.

  • Из Википедии — свободной энциклопедии
  • Антиордынское восстание в Твери: история и причины
  • Восстание 1327. Антиордынское восстание в твери
  • Москва vs Тверь: борьба за лидерство в 14-м веке

Накануне Куликовской битвы - русские против русских, Тверь и Москва (кое-что о прошлом)

Он стал первым светским правителем в Твери после долгого периода прямого управления Ордой. Александр Михайлович продолжил борьбу за независимость и процветание города, заключил союзы с другими русскими княжествами, что позволило Твери сохранить свою самостоятельность. Правительство после победы над Ордой сильно изменилось. Был создан специальный совет, в который вошли представители различных видов общества — дворяне, купцы, духовенство. Они принимали решения о внутренней и внешней политике города и осуществляли контроль над казной. Таким образом, битва за Тверь и победа Александра Михайловича восстановили независимость города от Орды и заложили основы нового правительства. Это событие имело долгосрочные последствия для развития Твери — город стал одним из центров культуры и торговли, привлекал много мастеров и ремесленников из других регионов России. Последствия восстания и влияние на регион Антиордынское восстание в Твери оказало глубокое влияние на регион и оставило долгосрочные последствия для города и его обитателей. Прежде всего, восстание привело к значительному изменению политической обстановки в Твери и ее округе. Отделение от Золотой Орды сделало Тверь независимым государством, что способствовало развитию местных институтов власти и укреплению самоуправления города.

Восстание также способствовало укреплению военной мощи Твери. Местные военизированные отряды, сформированные в ходе восстания, стали ядром для создания постоянной военной силы в городе. Это продолжительное влияние военного духа способствовало укреплению обороноспособности Твери и обеспечило ее безопасность в последующие десятилетия. Последствия восстания также затронули экономическую сферу. Отделение от Золотой Орды позволило Твери развивать внешнюю торговлю и укрепить связи с другими крупными торговыми центрами. Это принесло значительные доходы городу и способствовало его экономическому процветанию. Социальные последствия восстания оказались также существенными. Восстание способствовало укреплению самосознания местного населения и нацеленности на защиту своих интересов. Возникновение и укрепление гражданского общества стало важным результатом восстания и сыграло значительную роль в последующей истории Твери.

Наконец, политический и культурный импульс, полученный во время восстания, оказал значительное влияние на развитие региона в целом. Тверь стала одним из центров русской культуры и науки, привлекая ученых и творческие личности со всей страны. Этот культурный вклад прослеживается во всех сферах жизни региона и делает его уникальным и значимым в истории России. Таким образом, последствия антиордынского восстания в Твери были глубокими и многогранными. Они затронули все аспекты жизни города и региона, включая политику, экономику, культуру и общество. Восстание стало важным этапом в истории Твери и помогло ей стать одним из ключевых игроков в развитии Российского государства. Изменение статуса Твери после победы После победы в антиордынском восстании Тверь получила новый статус и укрепила свою позицию в политической и социальной жизни Руси. Правительство города, ранее подконтрольное Москве, оказалось освобождено от негативного влияния Орды и смогло начать самостоятельную политику в отношении соседних земель. Следствием победы восставших в Твери стало провозглашение города новой столицей Тверского княжества.

Таким образом, Тверь стала сильным политическим, экономическим и культурным центром Руси в тот период.

Это, вероятно, скорее своеобразное обобщение самим летописцем тех актов убийства в Орде ряда русских князей, которые имели место в начале XIV в. Но, посылая в Тверь Чол-хана, золотоордынский хан, по-видимому, действительно имел в виду укрепить свою власть на Руси. Передача в управление могущественному ханскому баскаку одного из наиболее крупных политических пунктов Северо-Восточной Руси, выступавшего в это время в качестве возможного центра объединения русских земель, преследовала цель усиления золотоордынского влияния на русских князей, установления за их политикой контроля со стороны хана. Весьма правдоподобны сведения летописи о поведении Чол-хана, занявшего великокняжеский дворец и ставшего как бы над великим князем, хотя власть последнего никем не упразднялась. Столь же правдоподобны данные о том, что политика Чол-хана вызвала всенародное негодование «озлобление» , что сначала это негодование проявлялось лишь в форме жалоб князю — легальной форме выражения народом своего недовольства, — затем возбуждение стало накапливаться, и народ лишь выжидал удобного случая, чтобы выступить открыто против притеснителей.

Летописный текст позволяет предполагать, что если не было вполне продуманной, организованной подготовки восстания против золотоордынских ставленников, то во, всяком случае то, что произошло в городе 15 августа 1327 г. Почва для восстания уже имелась, к нему готовились, нужен был лишь сигнал к выступлению, причем таким сигналом могло послужить малейшее столкновение горожан с татарами. Можно сказать, что народ ждал повода для того, чтобы подняться на борьбу, потому что был готов сделать это и знал, что восстание произойдет. Показательна и позиция великого князя Александра Михайловича. Связанный тем, что над ним нависла чуждая власть, он проявляет политическую беспомощность, бездеятельность и устраняется от активного участия в надвигающихся событиях. Его тактика — это тактика выжидания: он воспользуется плодами восстания, если оно будет удачно, но он отведет от себя гнев хана в случае провала движения указанием на то, что он призывал народ к «терпению» и не принял участия в его действиях.

Переходим к рассмотрению самого движения 15 августа 1327 г. Оно началось рано утром, «как торг сънимается». И место восстания «торг» и время начало торговли очень показательны. Как раз там, где бывает больше всего горожан, и в те часы дня, когда замечается их особенный наплыв, должно было произойти решительное выступление против татар, которого многие, вероятно, ждали. Восстание вспыхнуло, казалось бы, по ничтожному поводу. Один дьякон, по прозвищу Дудко, вел лошадь «кобылицу младу и зело тучну» к Волге, чтобы напоить ее водой, татары отняли лошадь, дьякон закричал: «О, мужи тферстии, не выдавайте!

Весь этот рассказ полон непосредственности. Здесь, как почти можно быть уверенным, нет ничего выдуманного. И в этом простом и как бы протокольном описании событий содержится целая концепция восстания, которую не надо привносить исследователю. Вероятно, ни дьякон, спускавшийся к Волге, ни многие из тех, кто вышел в это утро на торг, не знали, что из-за его молодой кобылицы разыграется кровавая драма. Но призыв дьякона к тверским «мужам» прозвучал как набат и был ими воспринят как таковой именно потому, что все ждали чего-то такого, что должно поднять народ. Народное терпение было настолько истощено, что скрытый гнев мог прорваться в любой момент наружу.

К месту «сечи» подходили все новые люди «сътекошася человеци» , началось было смятение «смятошася людие» , но оно быстро сменилось в какой-то мере организованным народным выступлением. Это произошло потому, что зазвучали приведенные в ход чьими-то руками все имевшиеся в городе колокола «и удариша. И далее, судя по рассказу, действует уже не случайная кучка людей, привлеченная криком ограбленного дьякона, а выступает «град», как организация горожан, принявшая определенное решение на вече, как общенародном собрании «и сташа вечем, и поворотися град весь, и весь народ, в том часе събрася…». Разбираемый текст содержит, во-первых, рельефное противопоставление поведения татар, расцениваемого автором как полнейший произвол «самовластие» , и тверских горожан, дающих этому произволу единодушный отпор. Столь же рельефно показано нарастание событий и переход их в высшее качество. Если дело началось, со столкновения с иноземными насильниками части горожан, заступившихся за своего земляка, и это столкновение грозило перейти в стихийно ширившееся, но беспорядочное побоище, то в ходе движения оно принимает характер общенародного движения, направляемого вечем и проходящего под определенными лозунгами.

Эти лозунги, подготовленные, как можно думать, еще раньше, а сейчас выдвинутые на вечевом собрании, призывали к уничтожению всех татар, вплоть до самого Чол-хана. Из приведенных слов ясно, что избиение татар было делом не просто возбужденной, разошедшейся и не знавшей удержу толпы. Автор описания тверских событий 15 августа 1327 г. И производилась расправа, как можно судить по приведенному тексту, не беспорядочно, а в соответствии с каким-то, хотя и в весьма общих чертах, намеченным планом, «по ряду», т. Этот план, конечно, повторяю, лишь в самых грубых контурах определявший линии восстания, предусматривал, чтобы в конце концов не осталось никого из татар, кто мог бы сообщить в Орду о случившемся «не оставиша и вестоноши». И только пастухи, пасшие конские стада в окрестностях Твери, воспользовавшись наиболее быстроходными конями, ускакали на них в Орду и Москву, принеся туда весть об убийстве Чол-хана «…иже на поли пастуси стадо коневое пасущей, тии похватавше лучшей жеребци, и скоро бежаша на Москву и тамо возвестиша кончину Шевкалову».

На этом заканчивается рассказ современника о тверском восстании 15 августа 1327 г. Другой автор, включивший этот рассказ в текст летописного свода, говорит о последующих событиях на Руси. Из Золотой орды была прислана «на землю Русскую» карательная экспедиция «рать» во главе с пятью «темниками», из которых особенный страх внушал народу «воевода» Федорчук. Множество русских людей было перебито татарами, некоторые взяты в плен, Тверь и города Тверской земли сожжены. Тверской великий князь Александр, «не трьпя безбожныя их [татар] крамолы», бежал с семьей в Псков, «оставль княжение Русское и вся отъчствиа своя». Тогда же в Орде был убит князь Иван Ярославич рязанский.

Сокрушаясь по поводу всех этих несчастий, обрушившихся на Русь, летописец в то же время видит в них результат антитатарского восстания тверских горожан, не послушавшихся своего князя, который «трьпети им веляше». Религиозно-моралистический аспект летописного повествования осложняется определенной политической тенденцией в той его части, где автор говорит о Москве и московском князе Иване Даниловиче Калите. Умалчивая об участии последнего в действиях карательной экспедиции, прибывшей из Золотой орды, летописец пишет: «великыи же Спас, милостивыи человеколюбець господь своею милостию заступил благоверного князя великаго Ивана Даниловича и его град Москву и всю его отъчину от иноплеменник, поганых татар». Из летописного контекста следует, что здесь перед нами не просто молитвенное обращение к господу богу, а определенная политическая формула под религиозной оболочкой. Слова «великий милостивый Спас» указывают на Спасский собор в Твери и олицетворяют Тверское княжество как одну из богом хранимых русских земель. На мой взгляд, в приведенном выше тексте, если сопоставить его с введением к рассказу о тверском восстании, можно уловить примерно такую мысль: бог наказал за грехи русских людей Тверскую землю; тверичи не захотели терпеть этого наказания и восстали; за это их земля еще раз была предана огню и мечу со стороны иноплеменников; но тем самым Тверь искупила грехи русского народа, приняла на себя весь божий гнев, обрушившийся на нее в лице «Федорчуковой рати», и спасла от возмездия всевышнего другие русские земли и прежде всего Москву.

В рассматриваемом летописном тексте мы можем вскрыть и религиозную философию, и политическую концепцию. Мы можем найти в нем и осуждение правда, в спокойно-повествовательном тоне инициативы народа, учинившего избиение татар, и косвенное хотя и весьма завуалированное оправдание действий Ивана Калиты, выступившего вместе с татарскими темниками против своих же соотечественников о чем прямо вообще не говорится. Наконец, чувствуется защита летописцем своего собственного тверского князя Александра Михайловича от возможных обвинений и со стороны Орды — в противодействии ей доказывается его непричастность к антитатарскому восстанию и даже отрицательное к нему отношение , и со стороны русских людей — в измене национальному делу указывается, что он не мог. Наконец, внимание летописца устремляется на деятельность тверских князей Константина и Василия Михайловичей по восстановлению Твери после татарского погрома. В его повествовании здесь опять звучит мотив о Твери как богохранимом городе, о том, что милость «великого Спаса» распространяется на тех, кто «избыл от безбожных татар» и вернулся «по своим местом». Люди, понесшие наказание и теперь «преставшеот тугы», думают о возведении божиих церквей, «дабы в них молитва опять была»[1628].

Когда и в каких кругах могла сложиться такая концепция восстания 1327 г.? Думаю, что при дворе тверских князей, вскоре после того, как Иван Данилович Калита получил ярлык на великокняжеский стол, а Тверь несколько оправилась от татарского погрома. Политические позиции тверских князей были слабы. Им надо было ладить и с Москвой и с Ордой. Эта политическая неустойчивость нашла отражение и в той оценке восстания в Твери, которая дана в Рогожском летописце и в Тверском сборнике. Но ценность этих двух памятников летописания заключается в том, что при всей их тенденциозности они воспроизводят наиболее близкую к реальной действительности версию о тверском восстании 1327 г.

Указанные летописные памятники довели до нас живой и яркий рассказ современника, полный интересных деталей, позволяющих воссоздать конкретную, социально и политически насыщенную картину антитатарского выступления тверских горожан. Картина эта далеко не укладывается в ту схему русско-татарских отношений, которая создана летописцем, своей жизненностью она разрывает сеть морально-религиозных сентенций, им сплетенных. В связи с рассказом Рогожского летописца и Тверского сборника о событиях 1327 г. Таким памятником устного народного творчества является песня о Щелкане Дюдентевиче, сохранившаяся в четырех вариантах: 1 одном наиболее раннем и наиболее полном «Сборник Кирши Данилова» середины XVIII в. Гильфердинга 70-х годов XIX в. Лишь в полном варианте песни говорится о деятельности Щелкана в Твери и его убийстве, в вариантах сокращенных конец песни утрачен.

Седельников предполагал, что песня о Щелкане Дюдентевиче возникла в годы царствования Ивана Грозного, а сюжетом для нее послужили те насилия, которые чинил в Твери в 1569 г. Но точка зрения А. Седельникова не принята в советской исторической науке и ряд более поздних исследователей Н. Воронин, И. Будовниц и др. Анализ песни о Щелкане Дюдентевиче в основу которого должен быть положен наиболее полный ее текст, с дополнительным привлечением сокращенных вариантов убеждает в том, что в ней прежде всего нашло отклик тверское восстание 1327 г.

Это вызывало недовольство среди местного населения и способствовало росту протестов и восстаний. Последствия: Антиордынское восстание в Твери оказало значительное влияние на дальнейшую историю России. Во-первых, оно стало сигналом для других городов и областей, что существующая власть не всем приемлема, и возможно сопротивление. В результате возникли новые восстания и бунты, которые поколебали власть ордынского ига. Во-вторых, восстание способствовало формированию национальной идентичности русского народа. Жители Твери проявили единство и силу в борьбе против монгольского ига, что позволило им сохранить культурные и религиозные традиции и прочувствовать себя единым народом. Также результатом восстания стало сокращение контроля ордынской власти над Тверью.

Впоследствии, в 1327 году, город был освобожден от ига Монгольской империи. Важным последствием восстания стало и возникновение династии Тверских князей. Успешное сопротивление власти ордынцев привело к подъему влиятельности Твери и ее правителей, которые в последующие годы смогли укрепить свою позицию в России. Таким образом, антиордынское восстание в Твери оказало значительное влияние на историю России, способствуя ослаблению власти ордынцев, формированию национальной идентичности и укреплению позиции Твери в регионе. Распространение: После начала антиордынского восстания в Твери в конце 14 века, новость о борьбе против монгольской оккупации быстро распространилась в других областях Руси. Участники восстания выражали свою ненависть к орденским контролирующим силам и призывали к объединению сил для освобождения от монгольского ига. Антиордынское движение не ограничилось только Тверью.

Если традиционные древнерусские центры — Суздаль, Владимир, Ростов, разрушенные полчищами Батыя , — потеряли своё былое значение, то новые города Северо-Восточной Руси, благодаря выгодному расположению и природным богатствам, напротив, вступили в пору расцвета. Ещё в середине 13-го века Москва и Тверь оформились в самостоятельные владения, а в начале 14-го столетия эти города выступали уже в качестве основной политической и хозяйственной силы раздробленного русского государства. Упорная и затяжная борьба между Москвой и Тверью началась в 1304 году со смертью великого князя Андрея Александровича. На освободившийся великокняжеский престол претендовали два кандидата: тверской князь Михаил Ярославич и московский князь Юрий Данилович. Московское и Тверское княжество имели выгодное геостратегическое положение, что уравнивало соперников в их шансах на лидирующий статус среди прочих русских земель. Правители противоборствующих сторон использовали все возможности для укрепления собственного положения и получения от монголов ярлыка на великое княжение.

Масштабный карательный набег 1293 года, известный как Дюденева рать, закончился разорением 14 городов Северо-Восточной Руси, в том числе Владимира и Москвы. В 1305 году ярлык оказался у тверского князя Михаила Ярославича, который пообещал хану выплачивать больший размер дани, чем предложил московский правитель Юрий Данилович. Окрылённый успехом, Михаил III решился на осаду Москвы, правда, неудачную, что вскоре усугубляется присоединением к Москве Нижнего Новгорода вследствие решения, принятого после смерти бездетного городецкого князя. Первые два десятилетия 14-го века тверской князь провёл в военных столкновениях с войсками Великого Новгорода за обладание Торжком, которые заканчились получением от новгородцев значительного откупа. Стремясь воспользоваться преимуществом, московский князь отправляется в военный поход против Твери, заручившись поддержкой ордынского военачальника Кавгадыя и новгородцев. В 1317 году недалеко от деревни Бортенево тверской князь одерживает решительную победу, захватив в плен жену и брата московского правителя Кончака вскоре умирает в тверской неволе.

Тверской князь, разгневавший хана своеволием, был вызван в Орду, где принял смертную казнь. Важной вехой в соперничестве двух княжеств стала проблема расположения кафедры митрополита — фактического центра православия в условиях раздробленного русского государства. Безусловно, присутствие и поддержка главы церкви немало способствовало росту авторитета государственной власти.

События 1327года

Антиордынское восстание в твери Какое событие произошло в 1327 году. Таким образом, антиордынское восстание в Твери оказало значительное влияние на историю России, способствуя ослаблению власти ордынцев, формированию национальной идентичности и укреплению позиции Твери в регионе. В 1327 г. в Твери вспыхнуло антиордынское восстание. Тверское антиордынское восстание произошло в 1327 году в Твери. Тверское восстание 1327 года стало следствием недовольства населения Руси гнётом монгольского ига. Месть за гибель Чол-хана и подавление антиордынского восстания в Твери.

Тверское восстание 1327

Тверское восстание 1327 года — первое крупное восстание русских против монголо-татарского ига. Жестоко подавлено Золотой Ордой при участии Москвы и Суздаля. Антиордынское восстание в Твери. Предпосылки Тверского восстания. 15 августа 1327 года в Твери вспыхнуло одно из крупнейших антиордынских восстаний.

jan 8, 1327 - Антиордынское восстание в Твери

Калита получил право сбора дани и доставки ее в орду. Дмитрий Донской 1359-1389 Ярлык переходит в Суздальско-Нижегородское княжество. Но московские бояре поддерживают Дмитрия. Воспитатель ДД, митрополит Алексий ходатайствует хану о возвращении ярлыка в свое время Алексий вернул зрение жене хана Сергий Радонежский закрыл все церкви в Н. НО никто не признает его великого княжения. Соотношение сил на Руси — в пользу Московского княжества.

Орда открыто поддерживает противников Москвы. XIV в. Пьянь, московская рать разбита. Войско мурзы Бегича разбито.

Причины и повод Причиной восстания в Твери в 1327 году стал конфликт между местными жителями и ордынским ставленником Щелканом. В сентябре 1326 в Орде был казнен тверской князь Дмитрий Грозные Очи, а ярлык на княжение передан следующему по старшинству брату — князю Александру Михайловичу. Около года он смог править относительно благополучно. Но летом 1327 года в Тверь приехал с огромной свитой двоюродный брат хана Узбека Чол-хан. В русских источниках чаще всего в его отношении используют имя Щелкан, но встречаются и другие варианты: Шевкал, Чолхан, Щелкан Дудентьевич или Дюденевич. Монгольский Хан Щелкан со своими помощниками поселились в княжеском дворце, вели себя вызывающе, грабили и избивали местное население. По городу распространились слухи, что Щелкан хочет сместить тверского князя, а сам занять его место. Кроме того, местные жители опасались, что их силой начнут переводить в ислам. Непосредственным поводом, то есть «спусковым крючком» к началу восстания стал инцидент с дьяконом Дудко, произошедший 15 августа 1327. Летописи гласят, что он повел поить свою кобылицу на Волгу. Там он был замечен одним из членов свиты Щелкана, который попытался отнять у него лошадь. Дьякон призвал на помощь горожан, между ордынцами и местными жителями произошло первое кровавое столкновение. Ход восстания В восстании 1327 года обычно выделяют 3 этапа. Они связаны с динамикой развития повстанческого движения. Этапы Тверского восстания: «Щелкановщина». Название этот период получил по имени ставленника хана Узбека в Твери Щелкана Дудентьевича. Это предварительный этап, в ходе которого копилось недовольство горожанами действиями ханских баскаков. Длился на протяжении лета 1327.

Они были сожжены вместе с другими полчищами. Участники и руководители восстания В Тверском восстании В нем приняли участие все жители города и его окрестностей, независимо от их статуса. Это был действительно популярный восстание. И кто руководил восстание, существовало два противоположных мнения: Князь Александр Михайлович. Согласно этой версии, сам тверской князь из династии Рюриковичей встал во главе повстанческого движения. В некоторых летописных источниках указывается, что он лично поджигал Щелкана в княжеской резиденции. Стихийный характер восстания. Многие историки считают, что именно лидер народа был наиболее активен в борьбе против города. Есть много лидеров, которые считают, что лидеров не было. В пользу этой версии говорит тот факт, что князь Александр не мог не заметить, как самоубийство восстание против многократно превосходящих сил Золотой Орды. Даже если Александр Михайлович не обращался к народу напрямую, факт остается фактом. Летописи сообщают, что после расправы над ордынцами он обратился за помощью к другим русским князьям. Никто не ответил на его обращение. Более того, некоторые князья встали на сторону Ордеи и приняли участие в разгроме повстанцев. Подавление восстания Московский князь Иван Калита сыграл активную роль в разгроме восставших тверичей. Воспользоваться ситуацией решил старый политический соперник Александра Михайловича. Калита лично отправился к хану Узбеку и предложил свою помощь. Он согласился и предоставил князю армию в 50 000 человек во главе с пятью темниками — военачальниками из ордынской знати. По пути к ним присоединилось войско суздальского князя Александра. Во главе объединенного войска стоял командующий Ордой Федорчук, набожный христианин. Сражаться против такой большой армии было абсурдно. Александр Тверской бежал сначала в Новгород, а затем в Псков. Тем временем объединенная армия провела настоящую карательную акцию. Была разрушена и сожжена не только Тверь, но и все окрестные пригороды и деревни.

Цитата из «История России с древнейших времен» Соловьева С. Узбек очень рассердился, узнав об участи Шевкаловой, и, по некоторым известиям, послал за московским князем, но, по другим известиям, Калита поехал сам в Орду тотчас после тверских происшествий и возвратился оттуда с 50000 татарского войска. Присоединив к себе еще князя суздальского, Калита вошел в Тверскую волость по ханскому приказу; татары пожгли города и села, людей повели в плен и, просто сказать, положили пусту всю землю Русскую, по выражению летописца; но спаслась Москва, отчина Калиты, да Новгород, который дал татарским воеводам 2000 серебра и множество даров. Александр, послышав о приближении татар, хотел бежать в Новгород, но новгородцы не захотели подвергать себя опасности из-за сына Михаилова и приняли наместников Калиты; тогда Александр бежал во Псков, а братья его нашли убежище в Ладоге. В следующем 1328 году Калита и тверской князь Константин Михайлович поехали в Орду; новгородцы отправили туда также своего посла; Узбек дал великое княжение Калите, Константину Михайловичу дал Тверь и отпустил их с приказом искать князя Александра. И вот во Псков явились послы от князей московского, тверского, суздальского и от новгородцев уговаривать Александра, чтоб ехал в Орду к Узбеку; послы говорили ему от имени князей: «Царь Узбек всем нам велел искать тебя и прислать к нему в Орду; ступай к нему, чтоб нам всем не пострадать от него из-за тебя одного; лучше тебе за всех пострадать, чем нам всем из-за тебя одного попустошить всю землю». Александр отвечал: «Точно, мне следует с терпением и любовию за всех страдать и не мстить за себя лукавым крамольникам; но и вам недурно было бы друг за друга и брат за брата стоять, а татарам не выдавать и всем вместе противиться им, защищать Русскую землю и православное христианство». Александр хотел ехать в Орду, но псковитяне не пустили его, говоря: «Не езди, господин, в Орду; что б с тобою ни случилось, умрем, господин, с тобою на одном месте». Надобно было действовать силою, но северные князья не любили действовать силою там, где успех был неверен; они рассуждали: «Псковичи крепко взялись защищать Александра, обещались все умереть за него, а близко их немцы, те подадут им помощь». Придумали другое средство, и придумал его Калита, по свидетельству псковского летописца: уговорили митрополита Феогноста проклясть и отлучить от церкви князя Александра и весь Псков, если они не исполнят требование князей. Средство подействовало, Александр сказал псковичам: «Братья мои и друзья мои! Псковичи поцеловали крест и отпустили Александра в Литву, хотя очень горьки были им его проводы: тогда, говорит летописец, была во Пскове туга и печаль и молва многая по князе Александре, который добротою и любовию своею пришелся по сердцу псковичам.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий