Новости василий дмитриевич поленов ранний снег

«Ранний снег», Василий Дмитриевич Поленов. Ранний снег (1891) Картина дает широкое, обобщенное изображение пейзажа Оки.

10 знаменитых картин Василия Поленова

«Ранний снег» – так называется одна из самых любимых работ Василия Дмитриевича Поленова. Картина Василия Поленова «Ранний снег» является эмоциональным произведением искусства, которое вызывает у меня чувство умиротворения и тишины. Эскиз пейзажа был написан Поленовым в 1890 году в деревне Бёхово на Оке, когда в сентябре выпал ранний снег.

День за Днем

Подпишитесь на новости и акции и будьте в курсе всего! Я даю согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь с правилами обработки персональных данных. Эскиз пейзажа был написан Поленовым в 1890 году в деревне Бёхово на Оке, когда в сентябре выпал ранний снег. Вот и выпал первый, долгожданный снег.

10 знаменитых картин Василия Поленова

Поленов ранний снег Василий Дмитриевич Поленов Wassilij Dimitriewitsch Polenow.
Биография Василия Дмитриевича Поленова Василий Дмитриевич Поленов «Ранний снег», 1891.

Поиск по сайту

  • Early snow
  • Василий Дмитриевич Поленов - Ранний снег, 1891, 85×48 см: Описание произведения
  • Поленов ранний снег
  • Биография и информация (сайт www.artchive.ru)
  • Василий Поленов. ОТ ЗОЛОТОГО К СЕРЕБРЯНОМУ ВЕКУ

Early snow

Вскоре Василий Поленов стал постоянным учеником натурного класса Академии художеств. Учился он у Фёдора Антоновича Бруни 1799—1875 —выдающегося русского художника итальянского происхождения, представителя академического стиля и Тимофея Андреевича Неффа 1805-1875 — профессора портретной и исторической живописи. В 1867 году Василий Поленов окончил ученический курс в Академии художеств, получив серебряные медали за рисунки и этюд. Вслед за этим участвовал в двух конкурсах на золотые медали по избранному им классу исторической живописи.

В 1869 году за картину «Иов и его друзья» Поленов получил малую золотую медаль, а в 1871 году одновременно с Ильёй Репиным за конкурсную работу «Христос воскрешает дочь Иаира» — большую золотую медаль и звание классного художника. Окончив одновременно университетский курс по юридическому факультету в 1872 году, Поленов отправился в четырёхлетнее путешествие за границу в качестве пенсионера академии. Если в ранний период своего творчества, Поленов писал картины в основном на исторические темы и портретные работы, то знакомство с европейским искусством, в особенности французским, существенным образом повлияло на тематику его работ, расширив его художественные горизонты.

Художник серьёзно увлёкся пейзажем, пленэрной живописью. В 1878 году на VI выставке Товарищества Передвижников Василий Поленов представил свою первую пейзажную работу «Московский дворик» 1878 год. Поленов так описывал историю создания картины: «Я ходил искать квартиру.

Увидал записку, зашел посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его». То есть, Поленов написал первоначальный вариант «Московского дворика» в 1877 году, а уже впоследствии доработал его, «населил» людьми и несколько изменил композицию.

Отдавая «Московский дворик» Ивану Николаевичу Крамскому уже с людьми, он писал: «К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи. Мне хотелось выступить на передвижную с чем-нибудь порядочным. Надеюсь, в будущем заработать потерянное для искусства время».

Работа имела оглушительный успех, принеся её создателю лавры родоначальника «интимного» пейзажа. Вскоре после выставки картину для своей галереи приобрёл Павел Третьяков. За ней последовали, «Бабушкин сад» 1878 год «Заросший пруд» 1879 год , «Ранний снег» 1891 год , удивительно поэтичные картины, в которых художнику блестяще удалось соединить свежесть пленэрного восприятие с ощущением созерцательного покоя и уюта, столь характерного для лучших образцов русской пейзажной живописи.

Бёхово», 1891 находилась в коллекции Фёдора Терещенко , которая потом стала частью собрания Киевского музея русского искусства [9]. Другая картина под тем же названием находится в Ярославском художественном музее [5]. Отзывы[ править править код ] Искусствовед Элеонора Пастон так писала в своей монографии о творчестве Василия Поленова [4] : Особенная чуткость художника к жизни природы, желание запечатлеть едва уловимую изменчивость её состояния в переломные моменты дали себя знать в его пейзажах конца XIX — начала XX века и в полной мере проявились в картине «Ранний снег» 1891. По словам Поленова, он увидел «из окна своей мастерской в 1890 году: снег выпал совершенно неожиданно, когда лес еще не сбросил свой осенний убор и была еще настоящая «золотая осень». Художника поразило состояние застылости, оцепенения природы, ещё хранящей теплоту осенних дней, перед неожиданно надвинувшимся холодом, покрывшим землю снегом и остановившим течение реки.

Атмосфера спокойствия и уединения, присутствующая в данной композиции, позволяет зрителю в полной мере ощутить особую красоту зимней магии. Картина "Ранний снег" Василия Поленова имеет глубокий смысл и выражает идею о величии русской природы и поэзии сезона зимы. Каждая деталь полотна художником продумана с большой точностью и любовью, что придает ему особую эмоциональную и художественную ценность. Эта картина является не только образом необыкновенной красоты природы, но и своеобразной летописью русской зимы, неразрывно связанной с духовностью и национальностью нашей культуры. На картине В. Поленова изображен первый снег. Это видно не только из её названия, но и из того, что на ней изображено. Желтеет припорошённая снегом Ока.

Чёрное, корявое дерево сиротливо торчит на косогоре. Тучи тёмно-свинцовые закрывают холодное небо. И только красно-рыжий кустарник напоминает, что ещё вчера здесь была золотая осень. Снег выпал внезапно, рано, деревья и кусты ещё не успели сбросить листву. Река не успела замерзнуть, потому что ещё не было сильных морозов. И вода в реке кажется тёплой по сравнению со снегом, покрывшим её берега. День пасмурный, но светло от снега. Настроение покоя, умиротворения исходит от картины.

Первый снег — уникальное явление природы.

Татевосян в третьем ряду. Поленова Художник придерживался мнения, что «учить молодежь, прошедшую общие классы, больше нечего, надо давать только возможность продолжать учиться»[32]. Этот свободный взгляд позволил каждому из его учеников сохранить свою неповторимую живописную манеру. Поленов считал совершенно необходимым для молодых художников освоение достижений западноевропейской живописи. Коровин вспоминал о том, что он с Левитаном впервые от Поленова услышали о Фортуни, об импрессионистах и познакомились с их работами. Благодаря тесному общению с молодежью, резко отрицавшей «идейность» в искусстве и провозгласившей его самодовлеющую ценность, стало особенно ощутимо проявляться основное расхождение Поленова с передвижниками. Он не только никогда не поддерживал борьбы с лозунгом «Искусство для искусства», которую вело старшее поколение Товарищества, но в этом важнейшем теоретическом вопросе стоял в рядах противоположного лагеря. Очень быстро дом Поленова в Кривоколенном переулке стал для его учеников «своим». Небольшой поначалу художественный круг значительно расширился, когда в доме Поленовых регулярно стали собираться по четвергам, а потом по субботам на рисовальные и акварельные вечера.

На этих собраниях бок о бок работали «старшие» - В. Васнецов, В. Суриков, Н. Неврев, А. Киселев, ученики Поленова - К. Коровин, А. Головин, И. Левитан, А. Архипов, С. Иванов, С.

Виноградов и их друзья - И. Остроухов, В. Серов, М. Васнецов, М. Врубель и другие. Поленовой, была в том, что «собираются вместе люди одной специальности. Обмен впечатлений и мыслей важней самой работы»[33]. Пастернак, - вероятно, трудно себе представить, каким оазисом... Его же влиянию и активному участию обязаны памятные московские периодические выставки своим расцветом, достигшие довольно высокого уровня»[35]. В 1893 году в Москве было образовано Московское товарищество художников, в деятельности которого приняли участие многие ученики Поленова и сам художник.

Главное своеобразие направления выставок этого объединения заключалось в том, что интерес к импрессионизму сочетался в нем с поисками «декоративного элемента»[36]. Увлечение декоративными исканиями, основанными на интересе к национальным традициям, свойственное москвичам, восходит к деятельности Абрамцевского кружка, к первым работам в этом направлении Васнецова и Поленова. В 1897 году С. Дягилев, впервые увидев работы московских молодых художников на выставке передвижников, писал в рецензии о «молодой московской школе, влившей совсем новую струю в нашу живопись... Отсюда, из этой кучки людей, от этой выставки, - говорил критик, - надо ждать того течения, которое нам завоюет место среди европейского искусства»[37]. Поленова и другие уже участвовали в совместной с петербуржцами «Выставке русских и финляндских художников», организованной С. В художественную жизнь России вошло новое понятие - «молодая московская школа», и в этом была немалая заслуга художественной и педагогической деятельности Поленова. Левитан справедливо утверждал в письме к Василию Дмитриевичу: «Я уверен, что искусство московское не было бы таким, каким оно есть, не будь Вас»[38]. Готов был помочь Поленов не только своим ученикам. Известно, какими сложными перипетиями и драматизмом была наполнена история создания двух панно М.

Врубеля «Принцесса Греза» на сюжет одноименной драмы Э. Они были предназначены для декоративного убранства интерьера Художественного отдела Всероссийской промышленно-художественной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде. Огромные панно были заказаны Врубелю С. Еще незавершенные, они были отвергнуты комиссией Императорской Академии художеств, поскольку живопись полотен была, по ее мнению, слишком новаторской. Савва Иванович, возмущенный решением академиков, приобрел панно и после окончания работы над ними выставил в специально выстроенном павильоне у входа на выставку. Заканчивали оба полотна по его просьбе художники Поленов и Коровин под наблюдением Врубеля это было условием Поленова , занятого в это время работой над декоративными панно для Морозовского особняка. Масса народа еще до посещения выставки могла познакомиться с работами талантливого, но не известного дотоле широкой публике художника. Василий Дмитриевич, уже тогда профессор, маститый художник, взялся за работу по завершению панно как рядовой исполнитель, потому что, как он писал жене: «Они [панно] так талантливы и интересны, что я не мог устоять»[39]. Поленов более других был открыт новому в искусстве, был готов учиться и учился у своих учеников и молодых художников - Серова, Коровина, Левитана, - оставаясь при этом всегда самим собой, сохраняя свое, «поленовское» настроение и мироощущение. Евангельская тема в живописи Поленова Раздел экспозиции, посвященный евангельской теме в творчестве художника, открывается картиной «Воскрешение дочери Иаира» 1871, Научно-исследовательский музей Российской академии художеств.

Решая поставленную перед ним задачу раскрыть евангельское событие с чудом исцеления, Поленов стремился придать изображению возвышенный характер. В воссоздании образа Христа он явно следовал величественному и монументальному образу на полотне А. Иванова «Явление Христа народу» 1837-1857. Но одновременно в картине можно наблюдать тягу Поленова к передаче реалистически точного психологического состояния присутствующих, стремление к «исторической» достоверности сцены, что уводило его от ивановской концепции трактовки евангельских событий в живописи. Еще в юношеские годы под впечатлением полотна А. Иванова у Поленова зародилась мечта стать продолжателем великого художника и «создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа»[40]. Чижова, жившего в Риме рядом с Ивановым и часто бывавшего в его мастерской. Вскоре произошла встреча с картиной «Явление Христа народу» в Академии художеств, которая произвела на четырнадцатилетнего мальчика неизгладимое впечатление. Сюжет картины соответствовал его желанию показать нравственную силу и торжество тех гуманистических идей, которые нес людям Христос, их красоту и истинность. Первые этюды и эскизы к ней были сделаны в 1872 и 1876 годах, во время пенсионерской командировки.

К мысли о создании картины он вновь вернулся в начале 1880-х годов, когда начал непосредственную работу над произведением, полностью захватившую художника на последующие шесть лет. Вслед за Эрнестом Ренаном, рассматривавшим Христа как реально жившего человека, он считал, что необходимо «и в искусстве дать этот живой образ, каким он был в действительности»[41]. Для воссоздания в картине исторически точной обстановки Поленов в 1881-1882 годах предпринял путешествие по Египту, Сирии, Палестине, заехав по пути в Грецию. Его подготовительные работы с самого начала переросли рамки обычных живописных «штудий». Задача сбора натурного материала в них как бы и не ставилась: каждый его этюд наделен особой образной силой - «Нил у Фиванского хребта» 1881 , «Первый нильский порог» 1881 , «Развалины Тель-Хум» 1882, все - ГТГ. В архитектурных этюдах Поленова интересовали целостность пластического образа, взаимосвязь памятника и окружающего пейзажа, его погруженность в световоздушную среду - «Харам-эш-Шериф» 1882 , «Храм Изиды на острове Филе» 1882, оба - ГТГ , «Храм Соломона в Иерусалиме» частное собрание. Этюды людей в его первую поездку на Восток занимали гораздо меньшее место по сравнению с пейзажными и архитектурными работами. Художник обращал внимание на характерность жестов окружающих его людей, манеру ношения одежды, ее красочные сочетания - «Арабский мальчик. Живописное мастерство Поленова обрело новые грани. Он работал чистыми красками, не смешивая их на палитре, прямо на холсте находил точные цветовые отношения, добиваясь небывалой силы звучания цвета.

Глубоко индивидуальное восприятие художником архитектурного или пейзажного мотивов, его способность наполнить их эмоциональной силой позволяли мастеру достичь в ряде этюдов почти символического звучания. Такова «Олива в Гефсиманском саду» 1882, ГТГ - причудливо разросшееся дерево, как бы воплощающее древнюю историю своей земли; таковы «Парфенон. Храм Афины-Парфенос» 1881-1882 и «Эрехтейон. Портик кариатид» 1882, оба - ГТГ , в которых ощущаются и специфически поленовское любование, и восхищение гармоничным и величественным миром античности. Олива в Гефсиманском саду. Этюды прямо с выставки приобрел П. Здесь он писал этюды римских евреев и прорабатывал эскизы. В 1885 году в усадьбе под Подольском, где Василий Дмитриевич проводил лето, был закончен угольный рисунок на холсте в размере будущей картины Музей-заповедник В. В тщательной отделке рисунка видно стремление мастера заострить драматизм сцены, что, собственно, могла дать именно графика с ее лаконизмом и точностью в отображении идеи произведения. Сама картина писалась в течение 1886-1887 годов в Москве, в кабинете Саввы Мамонтова в доме на Садовой-Спасской.

Таким образом, между первыми этюдами 1872 и окончанием полотна прошло пятнадцать лет. Христос и грешница. Перед глазами зрителей предстала сцена, основной смысл которой заключался в несении людям идеи добра и всепрощения. Согласно Евангелию люди, «обличаемы совестью», разошлись. Так Христом был преподан народу наглядный урок новой морали. Стремление быть исторически точным заставило художника обратить особое внимание на достоверность архитектуры, пейзажа, предметов материальной культуры, костюмов, переданных средствами реалистической живописи. Возникшая при этом необходимость уравновесить по колориту и линейно все части полотна путем сопоставления красочных пятен коричнево-красных, бирюзово-зеленых, золотисто-белых, в мерном чередовании которых исчезает глубина линейного построения привела его к стилистическим решениям, близким живописи модерна, - своеобразной плоскостности, «ковровости». Именно благодаря этим новым стилистическим приемам Поленовым была выражена основная идея картины — торжество истины, красоты и гармонии над яростно-злобной неуправляемой силой. Картина вызвала много споров и диаметрально противоположных мнений. Наиболее чуткой в понимании ее замысла и восприимчивой к ее живописным достоинствам оказалась молодежь.

Минченков, - необыкновенные, чарующие краски, прекрасная природа, послеполуденный зной, красивая композиция храма, толпа, грешница и сам Христос, новый по трактовке, без церковного нимба, мудрый и красивый в своей простоте. Картина точно переливалась перламутром и благоухала... То ценное, что было вложено в картину, самое важное в искусстве - ее красота - охватило меня и держало долгое время в очаровании»[42]. На Тивериадском Генисаретском озере. Во всем пустынном пейзаже разлита такая идеальная, вечная красота, он дышит такой величественной умиротворенностью, соотносящейся с глубокой сосредоточенностью погруженного в свои мысли путника, что при всем отсутствии сюжета значительность происходящего для зрителя не оставляла сомнения. Тот же метод в воссоздании образа Христа можно отметить и в полотне «Мечты На горе » вторая половина 1890-х - 1900-е, ГРМ. И в одной, и в другой картине красота евангельского повествования передана художником через зримую красочную красоту живописи. В картине «Среди учителей» 1896, ГТГ действие происходит в храме. Здесь царит атмосфера глубокой сосредоточенности: в полумраке величественного храма, в красоте его архитектурных форм, в точности поз беседующих, размышляющих и слушающих людей, в образе отрока Иисуса, захваченного «рассуждениями об идеальных принципах жизни». Пейзаж «входит» в пространство храма струями солнечного света, разрушающими полумрак интерьера, обогащая его цветовыми рефлексами.

Среди учителей. И какие бы замыслы ни обуревали художника, какие бы идеи ни увлекали его воображение, пейзаж как цельная картина мира всегда выступал на первое место. Так произошло и с задуманным Поленовым циклом картин «Из жизни Христа». Приступая к работе над ним, художник писал о стоящей перед ним задаче создания образа Христа: «Трудная задача передо мной - непосильная, но я не в состоянии от нее отказаться, слишком я охвачен величием этого человека и красотой повествования о нем... В евангельских сказаниях Христос есть настоящий живой человек, или сын человеческий, как он постоянно сам себя называл, а по величию духа Сын Божий, как его называли другие, поэтому дело в том, чтобы и в искусстве дать этот живой образ, каким он был в действительности»[43]. В картине «На Генисаретском озере» он остановился на том облике Христа, который был найден им в предыдущем полотне. Тот же восточный тип лица со спокойным и мудрым выражением, то же состояние самоуглубления, которое здесь особенно выразительно, поскольку обусловлено сюжетом картины. В конце 1890-х годов он решает приступить к созданию цикла картин «Из жизни Христа». Уже созданные им произведения на евангельские темы войдут в серию в уменьшенном варианте. Непосредственная работа над картинами начала сь в 1899 году, когда художник совершил вторую поездку на Восток.

Он снова привез из путешествия в основном пейзажные этюды. Показанные в Москве на XXXI Передвижной выставке 1903 года, они произвели на зрителей не менее сильное впечатление своей «свежестью» и «силой в красках», чем работы начала 1880-х годов. Теперь их роль в картинах цикла была более очевидна. Иногда художник как бы сознательно стирает грани между этюдом и картиной. Евангельские события в картинах «Мечты На горе », «Мария пошла в нагорную страну» 1900-е, Омский областной музей изобразительных искусств имени М. Врубеля , «Он учил» 1890-1900, ГТГ , «Утром вставши рано» частное собрание , «Крестились от него» ГТГ , «Самарянка» частное собрание , «Решил идти в Иерусалим» Самарский областной художественный музей , «Возвратился в Галилею в силе духа», «Иаков и Иоанн» все 1890-1900, ГРМ и других происходят среди пейзажей, наполненных светом ясной лазури неба, залитых ярким солнцем, с дальней синевой гор и голубизной рек, на фоне яркой зелени деревьев, освещенных сиреневато-розовыми отблесками предвечернего или утреннего восходящего солнца. Иногда в пейзаже появляется идеально прекрасная и величественная архитектура - «Марфа приняла его в дом свой» 1890-1900, ГРМ , «Пределы Тирские» 1911, Музей-заповедник В. В цикле «Из жизни Христа» Поленов создал образ «патриархального золотого века» Галилеи, где люди, погруженные в прекрасный мир природы, достигают высоты и равновесия духа - они мудры и не суетны. Атмосфера согласия в идеально прекрасной стране, гармония человеческих отношений среди гармонии природы - главная тема почти всех картин цикла. В 1908 году работа над картинами евангельской серии, которую Поленов считал «главным трудом своей жизни»[45], была закончена, и 58 картин цикла были показаны в феврале-марте 1909 года в Петербурге, а затем 64 картины экспонировались в Москве и других городах.

Выставки прошли с большим успехом. То «высокое настроение», которое владело художником во время работы, передалось зрителям. Учитель Поленова Чистяков, поздравляя художника с успехом выставки в Петербурге, рассказывал ему: «И много со мной художников ходило, и все молчат... Это верно! Мнению критика вторит высказывание Ф. Шаляпина о творчестве Поленова: «Этот незаурядный русский человек как-то сумел распределить себя между российским озером с лилией и суровыми холмами Иерусалима, горючими песками азиатской пустыни. Его библейские сцены, его первосвященники, его Христос - как мог он совместить в своей душе это острое и красочное величие с тишиной простого русского озера с карасями? Не потому ли, впрочем, и над его тихими озерами веет дух божества? В период создания картин евангельского цикла художник постоянно сочинял музыку. Им были созданы Всенощная и Литургия, в которых он, по его словам, «работая над евангельским кругом в образе и слове, пытался передать свое настроение и звуками»[49].

В свою очередь в картинах цикла ясно слышится иногда нежная, а порой возвышенно-торжественная духовная музыка. Необходимость использования словесного или музыкального творчества для более широкого и глубокого выстраивания образной системы произведений изобразительного искусства - выражения тайников своей души, своих грез, полифонии собственных переживаний, наиболее тонких впечатлений - испытывали многие художники-символисты на разных этапах эволюции романтико-символистского мировоззрения. Характерно, что Поленов прибегнул к смежным видам творчества в поисках образных решений наиболее захвативших его «несказанно» любимых евангельских повествований. Пейзажная живопись Поленова 1890—1910-х годов Уже в начале 1880-х годов в творчестве Поленова наряду с интимными лирическими пейзажами возникает тяготение к эпическим пейзажным образам. Художественные материалы для их осуществления предоставляла ему в первую очередь северная природа Олонецкого края, где располагалось родовое имение его родителей Имоченцы. Воспоминания, связанные с летней жизнью в усадьбе, оказались, по словам Василия Дмитриевича, самыми дорогими: «С ее чудных берегов [реки Оять. Живописными материалами, добытыми там, я пользуюсь до сих пор»[50].

Поленов Василий Дмитриевич

Савва Иванович, возмущенный решением академиков, приобрел панно и после окончания работы над ними выставил в специально выстроенном павильоне у входа на выставку. Заканчивали оба полотна по его просьбе художники Поленов и Коровин под наблюдением Врубеля это было условием Поленова , занятого в это время работой над декоративными панно для Морозовского особняка. Масса народа еще до посещения выставки могла познакомиться с работами талантливого, но не известного дотоле широкой публике художника. Василий Дмитриевич, уже тогда профессор, маститый художник, взялся за работу по завершению панно как рядовой исполнитель, потому что, как он писал жене: «Они [панно] так талантливы и интересны, что я не мог устоять»[39]. Поленов более других был открыт новому в искусстве, был готов учиться и учился у своих учеников и молодых художников - Серова, Коровина, Левитана, - оставаясь при этом всегда самим собой, сохраняя свое, «поленовское» настроение и мироощущение. Евангельская тема в живописи Поленова Раздел экспозиции, посвященный евангельской теме в творчестве художника, открывается картиной «Воскрешение дочери Иаира» 1871, Научно-исследовательский музей Российской академии художеств. Решая поставленную перед ним задачу раскрыть евангельское событие с чудом исцеления, Поленов стремился придать изображению возвышенный характер. В воссоздании образа Христа он явно следовал величественному и монументальному образу на полотне А.

Иванова «Явление Христа народу» 1837-1857. Но одновременно в картине можно наблюдать тягу Поленова к передаче реалистически точного психологического состояния присутствующих, стремление к «исторической» достоверности сцены, что уводило его от ивановской концепции трактовки евангельских событий в живописи. Еще в юношеские годы под впечатлением полотна А. Иванова у Поленова зародилась мечта стать продолжателем великого художника и «создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа»[40]. Чижова, жившего в Риме рядом с Ивановым и часто бывавшего в его мастерской. Вскоре произошла встреча с картиной «Явление Христа народу» в Академии художеств, которая произвела на четырнадцатилетнего мальчика неизгладимое впечатление. Сюжет картины соответствовал его желанию показать нравственную силу и торжество тех гуманистических идей, которые нес людям Христос, их красоту и истинность.

Первые этюды и эскизы к ней были сделаны в 1872 и 1876 годах, во время пенсионерской командировки. К мысли о создании картины он вновь вернулся в начале 1880-х годов, когда начал непосредственную работу над произведением, полностью захватившую художника на последующие шесть лет. Вслед за Эрнестом Ренаном, рассматривавшим Христа как реально жившего человека, он считал, что необходимо «и в искусстве дать этот живой образ, каким он был в действительности»[41]. Для воссоздания в картине исторически точной обстановки Поленов в 1881-1882 годах предпринял путешествие по Египту, Сирии, Палестине, заехав по пути в Грецию. Его подготовительные работы с самого начала переросли рамки обычных живописных «штудий». Задача сбора натурного материала в них как бы и не ставилась: каждый его этюд наделен особой образной силой - «Нил у Фиванского хребта» 1881 , «Первый нильский порог» 1881 , «Развалины Тель-Хум» 1882, все - ГТГ. В архитектурных этюдах Поленова интересовали целостность пластического образа, взаимосвязь памятника и окружающего пейзажа, его погруженность в световоздушную среду - «Харам-эш-Шериф» 1882 , «Храм Изиды на острове Филе» 1882, оба - ГТГ , «Храм Соломона в Иерусалиме» частное собрание.

Этюды людей в его первую поездку на Восток занимали гораздо меньшее место по сравнению с пейзажными и архитектурными работами. Художник обращал внимание на характерность жестов окружающих его людей, манеру ношения одежды, ее красочные сочетания - «Арабский мальчик. Живописное мастерство Поленова обрело новые грани. Он работал чистыми красками, не смешивая их на палитре, прямо на холсте находил точные цветовые отношения, добиваясь небывалой силы звучания цвета. Глубоко индивидуальное восприятие художником архитектурного или пейзажного мотивов, его способность наполнить их эмоциональной силой позволяли мастеру достичь в ряде этюдов почти символического звучания. Такова «Олива в Гефсиманском саду» 1882, ГТГ - причудливо разросшееся дерево, как бы воплощающее древнюю историю своей земли; таковы «Парфенон. Храм Афины-Парфенос» 1881-1882 и «Эрехтейон.

Портик кариатид» 1882, оба - ГТГ , в которых ощущаются и специфически поленовское любование, и восхищение гармоничным и величественным миром античности. Олива в Гефсиманском саду. Этюды прямо с выставки приобрел П. Здесь он писал этюды римских евреев и прорабатывал эскизы. В 1885 году в усадьбе под Подольском, где Василий Дмитриевич проводил лето, был закончен угольный рисунок на холсте в размере будущей картины Музей-заповедник В. В тщательной отделке рисунка видно стремление мастера заострить драматизм сцены, что, собственно, могла дать именно графика с ее лаконизмом и точностью в отображении идеи произведения. Сама картина писалась в течение 1886-1887 годов в Москве, в кабинете Саввы Мамонтова в доме на Садовой-Спасской.

Таким образом, между первыми этюдами 1872 и окончанием полотна прошло пятнадцать лет. Христос и грешница. Перед глазами зрителей предстала сцена, основной смысл которой заключался в несении людям идеи добра и всепрощения. Согласно Евангелию люди, «обличаемы совестью», разошлись. Так Христом был преподан народу наглядный урок новой морали. Стремление быть исторически точным заставило художника обратить особое внимание на достоверность архитектуры, пейзажа, предметов материальной культуры, костюмов, переданных средствами реалистической живописи. Возникшая при этом необходимость уравновесить по колориту и линейно все части полотна путем сопоставления красочных пятен коричнево-красных, бирюзово-зеленых, золотисто-белых, в мерном чередовании которых исчезает глубина линейного построения привела его к стилистическим решениям, близким живописи модерна, - своеобразной плоскостности, «ковровости».

Именно благодаря этим новым стилистическим приемам Поленовым была выражена основная идея картины — торжество истины, красоты и гармонии над яростно-злобной неуправляемой силой. Картина вызвала много споров и диаметрально противоположных мнений. Наиболее чуткой в понимании ее замысла и восприимчивой к ее живописным достоинствам оказалась молодежь. Минченков, - необыкновенные, чарующие краски, прекрасная природа, послеполуденный зной, красивая композиция храма, толпа, грешница и сам Христос, новый по трактовке, без церковного нимба, мудрый и красивый в своей простоте. Картина точно переливалась перламутром и благоухала... То ценное, что было вложено в картину, самое важное в искусстве - ее красота - охватило меня и держало долгое время в очаровании»[42]. На Тивериадском Генисаретском озере.

Во всем пустынном пейзаже разлита такая идеальная, вечная красота, он дышит такой величественной умиротворенностью, соотносящейся с глубокой сосредоточенностью погруженного в свои мысли путника, что при всем отсутствии сюжета значительность происходящего для зрителя не оставляла сомнения. Тот же метод в воссоздании образа Христа можно отметить и в полотне «Мечты На горе » вторая половина 1890-х - 1900-е, ГРМ. И в одной, и в другой картине красота евангельского повествования передана художником через зримую красочную красоту живописи. В картине «Среди учителей» 1896, ГТГ действие происходит в храме. Здесь царит атмосфера глубокой сосредоточенности: в полумраке величественного храма, в красоте его архитектурных форм, в точности поз беседующих, размышляющих и слушающих людей, в образе отрока Иисуса, захваченного «рассуждениями об идеальных принципах жизни». Пейзаж «входит» в пространство храма струями солнечного света, разрушающими полумрак интерьера, обогащая его цветовыми рефлексами. Среди учителей.

И какие бы замыслы ни обуревали художника, какие бы идеи ни увлекали его воображение, пейзаж как цельная картина мира всегда выступал на первое место. Так произошло и с задуманным Поленовым циклом картин «Из жизни Христа». Приступая к работе над ним, художник писал о стоящей перед ним задаче создания образа Христа: «Трудная задача передо мной - непосильная, но я не в состоянии от нее отказаться, слишком я охвачен величием этого человека и красотой повествования о нем... В евангельских сказаниях Христос есть настоящий живой человек, или сын человеческий, как он постоянно сам себя называл, а по величию духа Сын Божий, как его называли другие, поэтому дело в том, чтобы и в искусстве дать этот живой образ, каким он был в действительности»[43]. В картине «На Генисаретском озере» он остановился на том облике Христа, который был найден им в предыдущем полотне. Тот же восточный тип лица со спокойным и мудрым выражением, то же состояние самоуглубления, которое здесь особенно выразительно, поскольку обусловлено сюжетом картины. В конце 1890-х годов он решает приступить к созданию цикла картин «Из жизни Христа».

Уже созданные им произведения на евангельские темы войдут в серию в уменьшенном варианте. Непосредственная работа над картинами начала сь в 1899 году, когда художник совершил вторую поездку на Восток. Он снова привез из путешествия в основном пейзажные этюды. Показанные в Москве на XXXI Передвижной выставке 1903 года, они произвели на зрителей не менее сильное впечатление своей «свежестью» и «силой в красках», чем работы начала 1880-х годов. Теперь их роль в картинах цикла была более очевидна. Иногда художник как бы сознательно стирает грани между этюдом и картиной. Евангельские события в картинах «Мечты На горе », «Мария пошла в нагорную страну» 1900-е, Омский областной музей изобразительных искусств имени М.

Врубеля , «Он учил» 1890-1900, ГТГ , «Утром вставши рано» частное собрание , «Крестились от него» ГТГ , «Самарянка» частное собрание , «Решил идти в Иерусалим» Самарский областной художественный музей , «Возвратился в Галилею в силе духа», «Иаков и Иоанн» все 1890-1900, ГРМ и других происходят среди пейзажей, наполненных светом ясной лазури неба, залитых ярким солнцем, с дальней синевой гор и голубизной рек, на фоне яркой зелени деревьев, освещенных сиреневато-розовыми отблесками предвечернего или утреннего восходящего солнца. Иногда в пейзаже появляется идеально прекрасная и величественная архитектура - «Марфа приняла его в дом свой» 1890-1900, ГРМ , «Пределы Тирские» 1911, Музей-заповедник В. В цикле «Из жизни Христа» Поленов создал образ «патриархального золотого века» Галилеи, где люди, погруженные в прекрасный мир природы, достигают высоты и равновесия духа - они мудры и не суетны. Атмосфера согласия в идеально прекрасной стране, гармония человеческих отношений среди гармонии природы - главная тема почти всех картин цикла. В 1908 году работа над картинами евангельской серии, которую Поленов считал «главным трудом своей жизни»[45], была закончена, и 58 картин цикла были показаны в феврале-марте 1909 года в Петербурге, а затем 64 картины экспонировались в Москве и других городах. Выставки прошли с большим успехом. То «высокое настроение», которое владело художником во время работы, передалось зрителям.

Учитель Поленова Чистяков, поздравляя художника с успехом выставки в Петербурге, рассказывал ему: «И много со мной художников ходило, и все молчат... Это верно! Мнению критика вторит высказывание Ф. Шаляпина о творчестве Поленова: «Этот незаурядный русский человек как-то сумел распределить себя между российским озером с лилией и суровыми холмами Иерусалима, горючими песками азиатской пустыни. Его библейские сцены, его первосвященники, его Христос - как мог он совместить в своей душе это острое и красочное величие с тишиной простого русского озера с карасями? Не потому ли, впрочем, и над его тихими озерами веет дух божества? В период создания картин евангельского цикла художник постоянно сочинял музыку.

Им были созданы Всенощная и Литургия, в которых он, по его словам, «работая над евангельским кругом в образе и слове, пытался передать свое настроение и звуками»[49]. В свою очередь в картинах цикла ясно слышится иногда нежная, а порой возвышенно-торжественная духовная музыка. Необходимость использования словесного или музыкального творчества для более широкого и глубокого выстраивания образной системы произведений изобразительного искусства - выражения тайников своей души, своих грез, полифонии собственных переживаний, наиболее тонких впечатлений - испытывали многие художники-символисты на разных этапах эволюции романтико-символистского мировоззрения. Характерно, что Поленов прибегнул к смежным видам творчества в поисках образных решений наиболее захвативших его «несказанно» любимых евангельских повествований. Пейзажная живопись Поленова 1890—1910-х годов Уже в начале 1880-х годов в творчестве Поленова наряду с интимными лирическими пейзажами возникает тяготение к эпическим пейзажным образам. Художественные материалы для их осуществления предоставляла ему в первую очередь северная природа Олонецкого края, где располагалось родовое имение его родителей Имоченцы. Воспоминания, связанные с летней жизнью в усадьбе, оказались, по словам Василия Дмитриевича, самыми дорогими: «С ее чудных берегов [реки Оять.

Живописными материалами, добытыми там, я пользуюсь до сих пор»[50]. В самом деле, картины Поленова, раскрывающие своеобразие северной природы Олонецкого края, можно видеть и в 1880-е годы, и в 1890-е, когда Имоченцы из-за семейных обстоятельств были уже проданы 1884 , и в 1900-е годы. На основе этюдов, написанных в 1880 году на реке Оять, он создаст несколько картин, среди них «Река Оять» 1886, повторение 1915 года, обе - Музей-заповедник В. Поиски мотивов для пейзажей с широким пространственным разворотом будут продолжены в 1880-е годы и в Абрамцеве, и в Жуковке на Клязьме. В этих произведениях появляются основные характерные элементы сложившегося у художника образа национального пейзажа: река, мерно и величаво несущая свои воды вдоль холмистых, извилистых, покрытых лесами, с заводями и луговинами берегов; уходящие к самому горизонту дали. Реальную возможность для воплощения этого образа Поленов получил, поселившись в 1890 году в имении Бехово на Оке «Вид на Оку из Старого Бехова», 1891, Музей-заповедник В. Именно здесь родится своеобразный тип «поленовского» лирико-эпического пейзажа.

Новая тема в пейзажной живописи, связанная с широкими перспективами окских речных далей, придет к художнику не сразу. Созданное на основе небольших интимных абрамцевских этюдов, написанных в 1880-е годы, - «Лодка на Воре в Абрамцеве» Музей-заповедник «Абрамцево» , «Река Воря. Абрамцево» Музей-заповедник В. Поленова , это произведение своей строгой декоративно-ритмической организацией, тщательной выверенностью композиции в целом и отдельных ее деталей, разнообразием живописного строя, вобравшего в себя все богатство осенних красок природы, станет наиболее полным выражением особой любви художника к этому времени года. Переплетаясь, нарастая в своем эмоциональном напряжении, они образуют нечто вроде контрапункта, заставляющего вспомнить о музыкальном даровании художника и его опыте композитора. Рядом с великими минутами счастья, которые она мне дала, я нес, скажу прямо, целые годы тяжелого разочарования, прямо горя. А музыка давала мне только радость и утешение»[51].

Осень в Абрамцеве. Поленова Картина «Осень в Абрамцеве» наполнена ощущением драматизма и чувством примирения с печалями и горем, «снятия» страданий красотой и гармонией мира, которые читаются в «Больной». Когда у Поленова умер его двухлетний сын-первенец, он, тяжко страдая, часто приходил в Абрамцеве в полюбившийся ему уголок парка на берегу реки Вори, запечатленный им ранее в этюде «Речка Воря. Абрамцево» 1880. Судя по этюду, печальное настроение осенней природы соответствовало его тогдашним переживаниям. Но настроение законченного пейзажа в целом иное. Печально звучащий центр картины уравновешивается золотисто-оранжевым мажорным цветом берез и еще яркой зеленью стоящих по краям деревьев.

В их цветовой разработке разрешается та глубокая печаль, которая навеяна состоянием центральной части полотна. Музыкальными ассоциациями наполнена и картина Поленова «Золотая осень» 1893, Музей-заповедник В. В воспоминаниях Минченкова есть эпизод о том, как однажды, придя к художнику домой, он не стал заходить, чтобы не мешать ему музицировать. Иногда не удавался бас, Поленов повторял все сначала, улаживал контрапункт, и торжественные, светлые звуки высились и спокойно замирали. Чувствовался безмятежный покой, красивое созерцание мира. Стемнело, звуки замерли, и я постучал в дверь... Вот если б научиться так, как Бах писал, так бесстрастно и так возвышенно, отвлеченно, без этих житейских мелочей.

Как эта проза надоела, а у нас ее еще в искусстве превозносят»[52]. Именно такая «возвышенная» музыка звучит в поленовской «Золотой осени», в ее изумительно чистых красках ранней осени и линии горизонта, очерченной так мягко, что непонятно - небо ли является продолжением земли или земля есть продолжение неба. Беспредельность мира, где эта прекрасная, уютно-обжитая земля с церковкой является точкой отсчета, - вот основа для того созерцательного настроения, которое вызывает поленовский пейзаж, воссоздающий единство человеческого и космического как наиболее полную картину мира. В другом осеннем пейзаже мы попадаем в то место, где стоит изображенная в «Золотой осени» старая Троицкая церковь в Бехове. В 1906 году Поленов построил рядом с храмом, уже обветшавшим к тому времени, новую Троицкую церковь. В 1911 году он писал своему молодому другу Л. Кандаурову из «Борка» о тех мыслях, которые владели им, когда он размышлял над необходимостью постройки храма в Бехове: «Эстетика была во все времена одним из самых постоянных и могучих спутников религии.

Наша Церковь, которая признает и живопись, и музыку, и поэзию, наряду с Домом молитвы уже есть Храм искусства, и это ее огромная сила и значение как в прошедшем, так и в настоящем и будущем. Вот под влиянием каких дум я начинал созидать для наших соседей крестьян храм молитвы и искус- ства»[53]. Троицкая церковь, возведенная в селе Бехово по проекту Поленова и по большей части на его средства, стала и «Домом молитвы», и «Храмом искусства», как о том мечтал ее создатель, но еще и своеобразным памятником самому художнику. В 1907 году Поленов написал картину, на которой изобразил обе беховские церкви - старую деревянную Троицкую церковь 1799 года и рядом новую церковь Святой Троицы, или Троицы Живоначальной, построенную по его проекту «Церковь в Бехове» 1907, частное собрание. В картине он запечатлел исторический момент существования рядом обоих храмов. Удачно поставленные на высоком холме среди вольного окского простора, старая обветшавшая и новая, с ее ясностью и строгой упорядоченностью сложной конструкции, особой живописностью пластических объемов, производят особенно сильное и цельное впечатление на фоне голубизны неба, реки и лесных далей, среди золота осеннего убора земли. Для работ Поленова 1890-1910-х годов характерно особенное внимание к различным состояниям природы.

Об этом свидетельствуют сами названия картин, представленных Поленовым на выставках Московского товарищества художников в 1893-1900-х годах, среди них: «Парит», «Надвигает», «Стынет», «Снег при закате», «Снег тает», «Непогода», а также «Осенний серый день» 1909, Музей-заповедник В. Поленова , «Морозный день» 1910-е, частное собрание и другие.

Река кажется неподвижной. На полотне запечатлена пауза в жизни, вызванная резким и необычным изменением природы. Художник мастерски уловил это ощущение внезапного шока, который испытало все живое из-за неожиданно и очень рано выпавшего снега. Возможно, на следующий день потеплеет и снег быстро растает, но сейчас природа словно задумалась над тем, как же ей поступить дальше.

У картины интересная история.

Цветовая палитра картины включает следующие оттенки: желтый, оранжевый, светло- и темно-коричневый, черный и белый. В целом пейзаж не яркий и броский, а наоборот умиротворяющий и чистый, спокойный. Но в то же время очевидно, что акцент был сделан на белый снег, который во многом украшает, оживляет и дополняет общий фон картины. Общее впечатление от картины очень реалистичное. Кажется, будто чувствуешь этот легкий морозный воздух, наполненный первой свежестью зимы и смешанный с теплой прохладой осени. Снега хочется потрогать рукой, настолько естественно художнику удалось это изобразить.

В дальнейшем Поленову предстояло, овладев пленэрной живописью, добиться при этом полнозвучности и богатства красок, их эмоциональной насыщенности, что и было достигнуто в следующих за "Московским двориком" произведениях, написанных со всем блеском живописного мастерства - картинах "Бабушкин сад" и "Заросший пруд". В рецензии на выставку Стасов назвал "Бабушкин сад" в числе лучших вещей, отметив его отличающуюся "свежестью тонов" живопись. Бабушкин сад Картина, действительно, прежде всего покоряет именно своей живописью. Ее пепельно-серые с сиреневатым и голубоватым отливом, бледно-розовые, песочные, серебристо-зеленые всевозможных оттенков тона, гармонически сочетаясь друг с другом, образуют единую колористическую гамму. Эта гамма, благородная и изысканная, сразу же настраивает зрителя на поэтический лад. Образ, созданный в картине художником, лишен одноплановости; в нем естественно и гармонично сочетаются разные аспекты восприятия жизни, ее осмысления. Изображая старый барский особняк и его дряхлую владелицу, Поленов, в отличие от Максимова с его картиной "Все в прошлом", ничего не рассказывает зрителю о стиле этой жизни, не подчеркивает социальную принадлежность людей к определенному сословию. По заросшей тропинке сада в сопровождении прелестной юной девушки в розовом прогуливается горбившаяся, вся в черном, старушка. Это - само олицетворение старости, как ее спутница - юности и красоты. Как бы вторя смене поколений, вновь и вновь расцветает природа, изображенная художником. Это постоянное обновление природы тонко передано Поленовым. Пышно разросшаяся зелень сада занимает большую часть пространства картины, ибо в ней проявляется неистребимая созидательная сила жизни. Характерно, что Поленов главным образом показывает в картине именно молодую поросль, свежую и сочную, оставляя за пределами изображения старые, изуродованные временем деревья. От этого природа кажется вечно юной, никогда не стареющей и такой же прекрасной в своем цветении, как очаровательная молодая девушка в розовом, идущая по дорожке сада. Слияние человека с природой, которое показывает здесь Поленов, роднит изображенных с обитателями московского дворика. И те и другие живут тихо и естественно, одной жизнью с природой, что сообщает их существованию смысл и поэзию. Это ощущение гармонии и красоты жизни пробуждает в зрителе то светлое умиротворенно-радостное настроение, которым разрешается его элегическое раздумье над сценкой, запечатленной художником. В написанной два года спустя картине "Старая мельница" 1880, Серпуховской историко-художественный музей решается та же тема. Старая мельница Старая разрушенная мельница. Заброшенный уголок природы. Буйно разросшаяся зелень. В картине такое изобилие растительности, что, кажется, нет ни одного клочка земли, который был бы бесплодным. Кругом разлита тишина. Фигурка белоголового мальчика-рыбачка, притихшего у заводи в ожидании клёва, не вносит ничего своего в жизнь изображенного уголка; она только подчеркивает его уютность и царящую в нем тишину и почти теряется в пышной, залитой солнцем зелени. Природа, очень человечная в изображении художника, светлая и радостная, всегда значительнее для него, чем сам человек. Высокое мастерство Поленова-колориста обнаруживает картина "Заросший пруд", которая почти целиком построена на градациях одного зеленого цвета. Тонко разработанная в оттенках зеленая гамма отличается исключительной красотой и богатством нюансировки. Кажется, в пейзаже нет двух абсолютно одинаковых тонов, как нет в нем и той несколько нейтральной краски, которая сплошь покрывала отдельные куски холста в "Московском дворике". Заросший пруд Картина "Заросший пруд" завершала собой определенный этап творчества Поленова, знаменовала наступление творческой зрелости. В круг русских пейзажистов вошел еще один очень талантливый мастер, оказавший большое влияние на дальнейшее развитие пейзажной живописи. На его картинах, и прежде всего картинах конца 70-х - начала 80-х годов воспиталось младшее поколение художников-передвижников. У Поленова они учились правдивой передаче света и воздуха, тонкому видению цвета и красоте живописи, поэтическому восприятию жизни. Вы как бы заново открыли волшебное обаяние красок". Окончательно определившись в искусстве, Поленов привел в исполнение свое давнишнее намерение - связать свой жизненный путь с передвижниками и в 1878 году вместе с И. Репиным вступил в Товарищество передвижных выставок. Эти симпатии он сохранил на долгие годы, став одним из видных деятелей Товарищества. Московский дворик. Вариант картины для И. Тургенева В 1880 году состоялось знакомство Репина с Толстым; моральная проповедь Толстого и его уничтожающая критика существующих форм жизни буквально потрясли Репина. Поленов познакомился с Толстым значительно позже, в 1887 году, но трудно представить себе, что Репин, друг Поленова, не пересказывал ему во всех деталях свои беседы и встречи с писателем, которые в это время были довольно часты. Поэтому небезосновательно будет предположить, что именно влияние на Поленова взглядов Толстого и пробудило в художнике интерес к старой теме, теме Христа. Кроме того, в марте 1881 года Поленова постигло глубокое горе - умерла его любимая сестра Вера Дмитриевна Хрущова, которая перед смертью взяла слово с брата, что он начнет "серьезно" работать, то есть писать большую картину на давно задуманную тему "Христос и грешница". В семье Поленова настоящим большим искусством признавалась только историческая живопись, и потому занятиям художника пейзажем не придавалось серьезного значения. Вскоре после смерти сестры Поленов, узнав, что князь С. Абамелек-Лазарев и А. Прахов собираются предпринять путешествие в Египет, Сирию и Палестину, просил разрешения у Прахова присоединиться к ним и получил согласие. Путешествие началось в ноябре 1881 года и окончилось весной 1882 года. Лето 1882 года Поленов проводил уже в Абрамцеве. За время путешествия Поленов посетил Константинополь, Александрию, Каир, от Каира поднялся на пароходе вверх по Нилу до Ассуана, невдалеке от которого находится священный остров Филе с храмом Изиды, и, вернувшись в Каир, отбыл на поезде в Порт-Саид; оттуда морем добрался до Бейрута - порт в Сирии - и направился в Иерусалим; на обратном пути художник побывал в Греции. Своеобразным отчетом художника о путешествии, о всех увиденных и поразивших его достопримечательностях явились этюды, исполненные во время поездки. Они были показаны на Передвижной выставке 1885 года и прямо с выставки приобретены Третьяковым. Художественной общественностью восточные этюды Поленова 1881-1882 годов были восприняты как новое слово в живописи. Этюды большею частью не имели прямого отношения к картине. Это были яркие записи о поразивших художника красках Востока, кусочки лазурного моря, рдеющие в красках заката вершины южных гор, пятна темных кипарисов на синем глубоком небе и т. Это было нечто, полное искреннего увлечения красочною красотою, и в то же время разрешавшее красочные задачи совершенно новым для русского художника и необычным для него путем. Поленов в этих этюдах открывал русскому художнику тайну новой красочной силы и пробуждал в нем смелость такого обращения с краской, о котором он раньше и не помышлял". И действительно, яркие, чистые краски Востока произвели настоящий переворот в живописи Поленова, обратив художника к открытому интенсивному цвету. Правда, в дальнейшем эта гамма оказалась мало пригодной для передачи скромных красок среднерусского летнего и зимнего пейзажа, который преобладал в творчестве Поленова-пейзажиста в эпоху 80-х годов. Но опыт письма яркими и одновременно нежными, контрастными и вместе с тем тонко подобранными красками не пропал даром. Он очень пригодился при создании картины "Христос и грешница", цикла "Из жизни Христа" и помог несколькими годами позже овладеть звонкими, открытыми красками золотой русской осени, которая, начиная с 90-х годов, становится любимым временем года Поленова. Христос и Грешница Кто из вас без греха? История жизни Василия Дмитриевича Поленова Наибольший интерес среди пейзажей, привезенных из поездки по странам Востока представляют виды Египта и в их числе "Нил у Фиванского хребта" 1881 , "Первый нильский порог" недатированный , "Нил, вдали пирамиды" 1881 и др. Третьяковская галерея. В них прежде всего покоряют убедительно переданные дали - сказалось увлечение Поленова пространственными решениями, обнаружившееся в его творчестве в эпоху 80-х годов. Путешествие на Восток дало Поленову богатый запас наблюдений, познакомило его с природой и архитектурой Палестины, с жизнью восточных городов, с обычаями, обликом и одеждой их жителей. Все это, несомненно, помогло в дальнейшем Поленову представить евангельскую легенду о Христе и грешнице как реальную сцену, разыгравшуюся на площади перед Иерусалимским храмом. И в этом смысле восточное путешествие сыграло свою роль в создании картины. Но непосредственный подготовительный материал к картине был собран в недостаточном количестве - по-видимому, яркие впечатления от архитектурных памятников и природы Востока отвлекли художника от его замысла, поэтому родные Поленова склонны были считать путешествие не слишком удачным. Отзвук этих настроений ощущается в письме жены Поленова, написанном несколько позже, в марте 1884 года, в котором она выражает опасение, как бы с Поленовым в Риме не произошло того же, что и в Палестине - "... Эта "неурядица" с путешествием по Востоку заставила Поленова совершить вторичную поездку, на этот раз в Италию, где он надеялся найти подходящую натуру и написать для картины необходимые этюды. В 1882 году художник женился на Н. Якунчиковой - двоюродной сестре Е. Жена Поленова с большим сочувствием относилась к замыслу картины "Христос и грешница" и по мере своих сил пыталась помочь художнику в его работе. Она не только шила костюмы для картины, но, что самое главное, постоянно поддерживала в Поленове вдохновенное отношение к взятой теме, старалась направить его на путь углубленной ее разработки. Это было тем более необходимо, что сам Поленов зачастую чрезмерно увлекался внешним правдоподобием изображаемого. Это увлечение возникало у художника, как следствие навеянного Ренаном стремления представить Христа личностью, действительно существовавшей, исторической, а все приписываемые ему деяния и события его жизни - действительно имевшими место в далекие времена раннего христианства. Поиски внешней правдивости отвлекали Поленова от тех высоких идей, ради которых он и задумал написать свою картину. Поленова сестре художника Е. Екатерина Васильевна и Наталья Васильевна - дочери художника В начале 80-х годов художник впервые представил себе свою тему в ее полном охвате. Карандашный эскиз 1883 года Третьяковская галерея и явился ее подробной разработкой. В нем уже присутствуют все те персонажи, которые потом войдут в картину: фарисей и саддукей, разъяренная, глумящаяся над грешницей толпа, грешница, едущий на осле Симон Киринеянин, Христос, его ученики, торговки, зеваки и т. Их местоположение близко к картине.

Василий Дмитриевич Поленов - Ранний снег, 1891, 85×48 см: Описание произведения

Анализ картины Василия Дмитриевича Поленова Ранний снег Картина Василия Поленова «Ранний снег» является эмоциональным произведением искусства, которое вызывает у меня чувство умиротворения и тишины.
Описание картины - Ранний снег (1891) - Поленов Василий Дмитриевич (1844 - 1927) Home ⇒ Поленов Василий ⇒ Описание картины Василия Дмитриевича Поленова «Ранний снег». К снегу хочется прикоснуться рукой, настолько естественно удалось художнику его изобразить.
«Ранний снег», Василий Дмитриевич Поленов Василий Дмитриевич Поленов "Ранний снег".
Василий Дмитриевич Поленов . Ранний снег. 1891: ortorussia — LiveJournal Картина Василия Поленова «Ранний снег», написанная в 1891 г. По словам Поленова, он увидел из окна своей мастерской в 1890 г.

Ранний снег — Василий Поленов

Другая картина под тем же названием находится в Ярославском художественном музее [5]. Отзывы [ править править код ] Искусствовед Элеонора Пастон так писала в своей монографии о творчестве Василия Поленова [4] : Особенная чуткость художника к жизни природы, желание запечатлеть едва уловимую изменчивость её состояния в переломные моменты дали себя знать в его пейзажах конца XIX — начала XX века и в полной мере проявились в картине «Ранний снег» 1891. По словам Поленова, он увидел «из окна своей мастерской в 1890 году: снег выпал совершенно неожиданно, когда лес еще не сбросил свой осенний убор и была еще настоящая «золотая осень». Художника поразило состояние застылости, оцепенения природы, ещё хранящей теплоту осенних дней, перед неожиданно надвинувшимся холодом, покрывшим землю снегом и остановившим течение реки.

Ее колорит построен на контрасте теплых оттенков осенней листвы и чистых холодных красок снега, замерзающей воды в реке и нависшего тяжелыми снежными тучами неба. На полотне изображена глубокая панорама излучины реки с крутыми берегами, частично заросшими лесом. Над рекой повисло темное синее небо с низкими тучами, которые вот-вот раскроются и засыплют окрестности новой «порцией» снега. В воздухе буквально ощущается морозец, хотя теплые осенние краски листвы немного сглаживают это впечатление. В этой картине отлично видно высокое мастерство художника — кроме чудесно воспроизведенного глубокого пространства, удивляет тонкая проработка деталей, буквально каждого листика на деревьях. Лес застыл, оцепенев от внезапного холода, вся жизнь в нем как будто неожиданно остановилась.

Река кажется неподвижной. На полотне запечатлена пауза в жизни, вызванная резким и необычным изменением природы. Художник мастерски уловил это ощущение внезапного шока, который испытало все живое из-за неожиданно и очень рано выпавшего снега.

Воейкова всячески развивала увлечение внуков живописью, поощряла творческое честолюбие, устраивала среди детей конкурсы, присуждая, как в академиях, за лучшую работу «медаль». Наиболее одаренными среди детей Поленовых оказались двое: старший сын Василий и младшая дочь Елена, ставшие впоследствии настоящими художниками. Детям были наняты педагоги по живописи из Академии художеств. Встреча с наставником П.

Чистяковым стала судьбоносной для таланта Поленова. Чистяков обучал рисунку и основам живописи Поленова и его сестру в 1856-1861 годах, сам будучи ещё студентом Академии художеств. С самых первых занятий преподаватель требовал от учеников пристального изучения натуры.

Атмосфера спокойствия и уединения, присутствующая в данной композиции, позволяет зрителю в полной мере ощутить особую красоту зимней магии. Картина "Ранний снег" Василия Поленова имеет глубокий смысл и выражает идею о величии русской природы и поэзии сезона зимы. Каждая деталь полотна художником продумана с большой точностью и любовью, что придает ему особую эмоциональную и художественную ценность. Эта картина является не только образом необыкновенной красоты природы, но и своеобразной летописью русской зимы, неразрывно связанной с духовностью и национальностью нашей культуры. На картине В. Поленова изображен первый снег. Это видно не только из её названия, но и из того, что на ней изображено.

Желтеет припорошённая снегом Ока. Чёрное, корявое дерево сиротливо торчит на косогоре. Тучи тёмно-свинцовые закрывают холодное небо. И только красно-рыжий кустарник напоминает, что ещё вчера здесь была золотая осень. Снег выпал внезапно, рано, деревья и кусты ещё не успели сбросить листву. Река не успела замерзнуть, потому что ещё не было сильных морозов. И вода в реке кажется тёплой по сравнению со снегом, покрывшим её берега. День пасмурный, но светло от снега. Настроение покоя, умиротворения исходит от картины. Первый снег — уникальное явление природы.

Поленов Василий Дмитриевич(Polenov Vasiliy)

Василий Дмитриевич Поленов "Ранний снег", 1891 Эта будничная суета не нарушает безмятежной ясности и тишины, разлитых в пейзаже. ИнтернетРанний снег «Ранний снег» — картина русского художника Василия Поленова (1844—1927), написанная в 1891 году. 60 фото, смотреть в социальной сети Мой Мир.

Художник Поленов Василий Дмитриевич (1844 - 1927), «Ранний снег», 1891 г.

Он показал всю нелепость и в то же время красоту получившегося природного образа. На переднем плане в пейзаже видны кусты и небольшие деревья, которые еще не успели упасть красивая осенняя листва, но уже была покрыта сугробами. Художник очень тщательно прорисовывал мелкие детали: листья деревьев, стебли травы и стволы кустарников, мягкий неровный снежный покров. Вдалеке виднеется река, которая пока что покрыта лишь легкой дымкой льда и снега. Но она не замерзла. В верхней части изображения изображено низко нависшее хмурое осенне-зимнее небо, затянутое серыми тучами.

Кузнецов Н. Иванова очень ждали в доме Поленовых, поэтому громом среди ясного неба стала весть о его скоропостижной смерти. Причиной была не только холера, которой заболел художник, в большей степени неодобрение и осуждение, которое вызвала в обществе его картина. Биографы утверждают, что в те дни у юного Василия Поленова возникла идея создать полотно столь же значительное и масштабное, каким ему представлялось «Явление Христа народу». Впрочем, прошло не одно десятилетие, прежде чем художник взялся за свой евангельский цикл. Юрист по образованию, художник по призванию Для семьи было очевидно, что юношу тянет к живописи, но в 1863 году, когда пришло время определяться с профессией, отец потребовал от сына пойти по стопам прадеда, по юридической линии. При этом он не препятствовал юноше стать вольнослушателем факультета исторической живописи в Императорской Академии художеств. В 1871 году Василий Поленов получил сразу два диплома: юриста и художника. За блестящее исполнение заданной темы — «Воскрешение дочери Иаира» — Поленова наградили Большой золотой медалью. Это дало ему право отправиться в Европу на шесть лет за счет Академии, чтобы завершить художественное образование. Воскрешение дочери Иаира. Надо сказать, Поленов был не единственным, кто получил в тот год Золотую медаль. Ею был также награжден друг и однокурсник, работавший над той же темой в соседней мастерской — Илья Репин. Художники несколько раз писали портреты друг друга. Один из портретов Репина Поленов презентовал коллекционеру Третьякову. Внимательный зритель найдет ее в экспозиции. Нельзя сказать, что юридическое образование не оставило следа в жизни художника. Государственная Третьяковская галерея, Москва В сюжете, а он описывает право первой брачной ночи, которым пользовались феодалы, соединились для Поленова история и правоведение. Художник написал картину во время той самой пенсионерской поездки по Европе и выставил ее на парижском Салоне в 1874 году. Сам Поленов пишет в письме еще не видевшему картину профессору Фёдору Чижову, близкому другу своего отца: «Вышел он, хорошо пообедав, на дворик своего ястребиного гнезда посмотреть на девушек, приведенных к нему для ночлежного развлечения. Подбоченился и слегка усмехается, увидев, что девочки не совсем дурные и что стоит его баронской чести приложить некий труд для их просвещения. Крайняя девушка понимает, в чем дело, покраснела и потупилась; средняя стоит как бы выше своего положения и смотрит на него с легким презрением, а дальняя, еще глупенькая, не понимает. Мужья, матери, отцы, приведшие их, остались вдали, у ворот, их не пустили солдаты, а наверху на лестнице молодой приятель и капеллан замка пересмеиваются: не всех же трех он себе возьмет и на нашу долю будет». Не что-то порядочное, а шедевр Во Франции молодой художник познакомился с барбизонской школой. В Германии — с творчеством художников позднего романтизма и зарождающегося символизма. В Италии он осваивал азы пленэрной живописи. Годом позже, во время русско-турецкой кампании, был приглашен будущим императором Александром III в качестве официального художника штаба. Это была первая война, в которой участвовали военные корреспонденты, в том числе художники, которые должны были иллюстрировать события. Внешне спокойный и бесстрашный Поленов, который принимал участие в боевых действиях, не мог переносить на холст сцены изуверств, смерти, боли, страданий. Предпочитал пейзажные зарисовки с бытовыми сценками из жизни армии. Он даже писал родным, что, хотя перепробовал все жанры живописи — исторический, пейзаж, марину, портрет, — ближе всего ему все-таки пейзажный бытовой жанр. Василий Поленов. Заросший пруд, 1879.

Ее колорит построен на контрасте теплых оттенков осенней листвы и чистых холодных красок снега, замерзающей воды в реке и нависшего тяжелыми снежными тучами неба. На полотне изображена глубокая панорама излучины реки с крутыми берегами, частично заросшими лесом. Над рекой повисло темное синее небо с низкими тучами, которые вот-вот раскроются и засыплют окрестности новой «порцией» снега. В воздухе буквально ощущается морозец, хотя теплые осенние краски листвы немного сглаживают это впечатление. В этой картине отлично видно высокое мастерство художника — кроме чудесно воспроизведенного глубокого пространства, удивляет тонкая проработка деталей, буквально каждого листика на деревьях. Ранний снег.. История картин.

В воздухе буквально ощущается морозец, хотя теплые осенние краски листвы немного сглаживают это впечатление. В этой картине отлично видно высокое мастерство художника — кроме чудесно воспроизведенного глубокого пространства, удивляет тонкая проработка деталей, буквально каждого листика на деревьях. Ранний снег.. История картин. Василий Дмитриевич Поленов. История изобразительного искусства. Холст, масло.

Василий Дмитриевич Поленов (1844–1927)

This work is in the public domain in the United States because it was published or registered with the U. Copyright Office before January 1, 1929. This file has been identified as being free of known restrictions under copyright law, including all related and neighboring rights.

Почти ежедневно, едва заканчивались уроки в гимназии, он прибегал в Академию. Простаивал перед полотном часами, делая наброски и копируя фигуры.

Кузнецов Н. Иванова очень ждали в доме Поленовых, поэтому громом среди ясного неба стала весть о его скоропостижной смерти. Причиной была не только холера, которой заболел художник, в большей степени неодобрение и осуждение, которое вызвала в обществе его картина. Биографы утверждают, что в те дни у юного Василия Поленова возникла идея создать полотно столь же значительное и масштабное, каким ему представлялось «Явление Христа народу».

Впрочем, прошло не одно десятилетие, прежде чем художник взялся за свой евангельский цикл. Юрист по образованию, художник по призванию Для семьи было очевидно, что юношу тянет к живописи, но в 1863 году, когда пришло время определяться с профессией, отец потребовал от сына пойти по стопам прадеда, по юридической линии. При этом он не препятствовал юноше стать вольнослушателем факультета исторической живописи в Императорской Академии художеств. В 1871 году Василий Поленов получил сразу два диплома: юриста и художника.

За блестящее исполнение заданной темы — «Воскрешение дочери Иаира» — Поленова наградили Большой золотой медалью. Это дало ему право отправиться в Европу на шесть лет за счет Академии, чтобы завершить художественное образование. Воскрешение дочери Иаира. Надо сказать, Поленов был не единственным, кто получил в тот год Золотую медаль.

Ею был также награжден друг и однокурсник, работавший над той же темой в соседней мастерской — Илья Репин. Художники несколько раз писали портреты друг друга. Один из портретов Репина Поленов презентовал коллекционеру Третьякову. Внимательный зритель найдет ее в экспозиции.

Нельзя сказать, что юридическое образование не оставило следа в жизни художника. Государственная Третьяковская галерея, Москва В сюжете, а он описывает право первой брачной ночи, которым пользовались феодалы, соединились для Поленова история и правоведение. Художник написал картину во время той самой пенсионерской поездки по Европе и выставил ее на парижском Салоне в 1874 году. Сам Поленов пишет в письме еще не видевшему картину профессору Фёдору Чижову, близкому другу своего отца: «Вышел он, хорошо пообедав, на дворик своего ястребиного гнезда посмотреть на девушек, приведенных к нему для ночлежного развлечения.

Подбоченился и слегка усмехается, увидев, что девочки не совсем дурные и что стоит его баронской чести приложить некий труд для их просвещения. Крайняя девушка понимает, в чем дело, покраснела и потупилась; средняя стоит как бы выше своего положения и смотрит на него с легким презрением, а дальняя, еще глупенькая, не понимает. Мужья, матери, отцы, приведшие их, остались вдали, у ворот, их не пустили солдаты, а наверху на лестнице молодой приятель и капеллан замка пересмеиваются: не всех же трех он себе возьмет и на нашу долю будет». Не что-то порядочное, а шедевр Во Франции молодой художник познакомился с барбизонской школой.

В Германии — с творчеством художников позднего романтизма и зарождающегося символизма. В Италии он осваивал азы пленэрной живописи. Годом позже, во время русско-турецкой кампании, был приглашен будущим императором Александром III в качестве официального художника штаба. Это была первая война, в которой участвовали военные корреспонденты, в том числе художники, которые должны были иллюстрировать события.

Внешне спокойный и бесстрашный Поленов, который принимал участие в боевых действиях, не мог переносить на холст сцены изуверств, смерти, боли, страданий. Предпочитал пейзажные зарисовки с бытовыми сценками из жизни армии. Он даже писал родным, что, хотя перепробовал все жанры живописи — исторический, пейзаж, марину, портрет, — ближе всего ему все-таки пейзажный бытовой жанр.

Или иногда любил говорить: "Эх, Володечка, я сам все покупаю по ценам завтрашнего дня". Так вспоминала жена нашего великого "виртуоза Москвы" Владимира Спивакова о своих встречах с Григорием Павловичем. Странно, как порою судьба преследует достойных людей.

Снова вернемся к письму Белякова в Советский Фонд Культуры. Поленова "Ранний снег" должна находиться в постоянной экспозиции галереи в разделе, отведенном ею творчеству этого художника и не почить мертвым сном в пыли и сырости запасников ГТГ. Это не только мое условие и менее всего требование, а право самого произведения на достойное место в общение с людским потоком галереи. Это обстоятельство должно найти свое неброское отражение в каталогах, альбомах и репродукциях ГТГ и непосредственно гравированной пластинкой внизу рамы с надписью: Дар Г. Белякова — памяти сына, — ученого, педагога Бориса Григорьевича Белякова 1936 — 1989. Мне верится, что "Ранний Снег" по своим художественным достоинствам, величию, красоте и духу русской природы, воплощенной художником, найдет дорогу к сердцу каждого посетителя ГТГ и, может быть, глянув на эти строки, будут помянуты добрым словом люди, сохранившие этот шедевр от гибели и вывоза за рубеж".

Поразителен, конечно, пример подобной душевной щедрости и мужества — не каждый способен пережить такой удар судьбы. Следы первого авторского варианта "Раннего снега" нам удалось отыскать во Франции с помощью внука Поленова Александра Александровича Ламина, живущего в Париже. Он рассказал, что картина сегодня находится в кабинете директора "Комеди Франсез" и что ему удалось уговорить администрацию театра представить картину для выставки в музее Тургенева во французском городке Бужеваль в 1994 г. Еще Александр Александрович мечтает, чтобы поленовский шедевр наконец-то был выставлен в крупном музее, где им могли бы наслаждаться тысячи людей. Есть планы развернуть в знаменитом французском музее Орсе грандиозную выставку русского изобразительного искусства. И, может быть, хоть там мы снова увидим первый "Ранний снег".

Развалины храма Юпитера и храма Солнца — Василий Поленов Восточные этюды занимательны интерпретацией архитектурных мотивов. Изображая великие памятники древности, христианские святыни, развалины античных храмов,...... Она, как многие...... Картина написана в стиле сюрреализма. В довольно темной...... Тающий снег в лесу Фонтенбло — Поль Сезанн В 1879 г.

Сезанн обосновался в Мелене, откуда часто ездил в Париж. В окрестностях Мелена...... Портрет дочери Оли в детстве — Василий Суриков Здесь взору зрителя открывается необычайное умиление при лицезрении чудесного ребенка, дочери самого художника. Девочка на...... Последний снег — Константин Коровин Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Поленова, Тульская область.

Последний снег, как и......

Ранний снег. Бёхово

Подпишитесь на новости и акции и будьте в курсе всего! Я даю согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь с правилами обработки персональных данных. Василий Дмитриевич Поленов выдающийся русский художник, мастер пейзажей. Картина "Ранний снег" переносит нас в суровый месяц ноябрь, в предзимье. Василий Дмитриевич Поленов, как опытный пейзажист поймал прекрасный момент, который в точности не повторится, и перенёс его на полотно, искусно передавая краски природы. Home ⇒ Поленов Василий ⇒ Ранний снег — Василий Поленов. Первый покров пушистого снега лег на землю, сгладив ее очертания, сделав еще более ощутимой бескрайнюю ширь просторов. Картина "Ранний снег" Василия Поленова имеет глубокий смысл и выражает идею о величии русской природы и поэзии сезона зимы.

Василий Поленов. ОТ ЗОЛОТОГО К СЕРЕБРЯНОМУ ВЕКУ

Василий Дмитриевич Поленов, как опытный пейзажист поймал прекрасный момент, который в точности не повторится, и перенёс его на полотно, искусно передавая краски природы. Воскресный день» Музей» Каталог музея» Русская живопись» Поленов Василий Дмитриевич». Василий Дмитриевич Поленов был всесторонне одаренным человеком, он занимался архитектурой, музыкой, театром, преподаванием, кроме того был дипломированным юристом. ИнтернетПервый план пейзажа Василия Дмитриевича Поленова Ранний снег изображает кустарники и небольшие деревья, которые еще не успели сбросить свою. 60 фото, смотреть в социальной сети Мой Мир. 1927), «Ранний снег», 1891 г." Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь для того, чтобы увидеть его.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий