Липкин экономической взаимопомощи и современные тренды в изучении ХХ века: к 70-летию образования СЭВ / К 70-летию образования СЭВ». Образование СЭВ Восточноевропейские страны, не участвовавшие в плане Маршалла, образовали группу государств социалистической системы кроме Югославии. Несмотря на его ликвидацию, наработанный СЭВ интеграционный опыт впоследствии использовался таким объединением как Европейский союз. Дело в том, что в те зимние дни по инициативе товарища Сталина был создан СЭВ — Совет Экономической Взаимопомощи.
Мировая система социализма_ глобальные и региональные аспекты. К 70-летию образования СЭВ..mp4
В настоящее время в стране сложился дефицит грамотных кадров для эффективного управления во всех сферах и отраслях государства образование, медицина, силовые структуры, администрирование, сфера экономики, производства, торговли и другие сферы Наша Академия, имея огромный опыт в подготовке таких кадров, с успехом реализует задачу по подготовке высококлассных специалистов-управленцев среднего и высшего уровня. Для реализации этой задачи нам нужны десятки и сотни тысяч новых слушателей. Обучение рассчитано на слушателей с любым уровнем образования, например, выпускник обычной средней школы.
Mark J. The Socialist World in Global History. London — New York, 2019. Вопрос закономерен не только потому, что на протяжении первых двух десятилетий своего существования СЭВ не имел должной нормативной основы устав организации был принят в 1959 г. Видение данной организации и наделение ее конкретными задачами и смыслами зависело во многом от стадии развития глобального противостояния и от логики внутренних процессов в Восточном блоке.
По оценкам М. Липкина, в послевоенной ситуации СЭВ первоначально под другим названием задумывался руководителями СССР как центр притяжения для всей Европы, а не только для государств советской сферы влияния с. Несмотря на малое количество, а иногда и полное отсутствие подтверждающих документов, многое говорит в пользу того, что структуры экономической координации планировалось использовать для поставок в Европу ресурсов на привлекательных условиях, что дало бы советской экономике дополнительные импульсы развития и позволило бы вывести западноевропейские страны из-под влияния США. После смерти И.
Западные страны, стремясь ослабить зависимость от импорта сырья и топлива, оперативно перестраивали народнохозяйственные структуры путём внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий таких, например, как производство микропроцессоров и биотехнологий[ источник не указан 1484 дня ][ уточнить ], а неисчерпаемые по тогдашним представлениям запасы ресурсов в СССР плюс неповоротливая система ценообразования во взаимной торговле лишали страны СЭВ всяческих стимулов к таким новациям. Это обернулось серьёзнейшим отставанием на ключевых направлениях научно-технического прогресса. Проблемы, вставшие перед СЭВ, требовали изменения форм его деятельности.
В 1971 году была принята Комплексная программа социалистической экономической интеграции. Ставилась задача развития высших форм экономической интеграции — производственной кооперации и специализации, научно-технического сотрудничества, координации планов экономического развития, совместной инвестиционной деятельности. В 1970-е годы роль СЭВ в хозяйстве социалистических стран несколько возросла. В 1972—1974 годах создаются Международная экономическая организация «Интерэлектро», хозяйственные объединения «Интератомэнерго», «Интертекстильмаш», «Интерхимволокно», «Интератоминструмент». Целью создания СЭВ провозглашалось содействие экономическому развитию стран-участников, повышение уровня индустриализации, уровня жизни, производительности труда и так далее. Органы СЭВ принимали решения и рекомендации по различным экономическим и научно-техническим вопросам; однако эти решения не имели обязательной юридической силы и принимались только с согласия заинтересованных стран-членов СЭВ и не распространялись на страны, заявившие о своей незаинтересованности в данном вопросе. Деятельность СЭВ имела ряд важных позитивных результатов: в странах, входящих в эту организацию, с помощью других членов СЭВ создавалась развитая индустрия, осуществлялось строительство, проводилось научно-техническое сотрудничество.
СЭВ способствовал интеграции экономических систем стран-участников, их прогрессу в экономическом и техническом развитии. Через СЭВ координировалась клиринговая бартерная торговля между странами-участницами, проводилось согласование и взаимная привязка народнохозяйственных планов.
В 1950-1960 гг.
СЭВ ставил перед собой задачу помощи странам народной демократии в импортозамещающей индустриализации. Задачами деятельности СЭВ в тот период являлось содействие развитию взаимной торговли, оказание материальной помощи, стимулирование развития научно-технического обмена на безвозмездной или льготной основе, стимулирование инвестиций в страны СЭВ, наиболее пострадавшие после Второй мировой войны. Уже в 1955 г.
Рисунок 1. Рисунок 2. От взаимопомощи к интеграции К 1970-м гг.
Предпосылками стали социально-экономические причины и быстрый рост западноевропейской экономической интеграции в рамках «Общего рынка». Для этого была принята Комплексная программа научно-технического прогресса стран-членов СЭВ до 2000 г. В 1949 г.
Рисунок 3. Опыт социалистической интеграции Положительный эффект от деятельности СЭВ можно проследить исходя из темпов роста основных показателей рис. Рисунок 4.
75-лет назад был создан Совет Экономической Взаимопомощи
- Совет экономической взаимопомощи: опыт прошлого, полезный для будущего
- Тематика конференции
- СЭВ: опыт сотрудничества, который нужно изучать
- Создание СЭВ (Совет экономической взаимопомощи) - Хронтайм
- Сервис электронных ведомостей (СЭВ)
Совет экономической взаимопомощи
Одной из основных причин создания СЭВ был бойкот западными странами торговых отношений с социалистическими государствами. В середине 70-х годов на долю стран — членов СЭВ приходилась треть мирового промышленного производства, хозяйственный потенциал этих государств вырос в несколько раз. По словам Михаила Михайловича, опыт СЭВ вполне можно осмыслить в современных терминах. Решения СЭВ не имели для стран-членов обязательного характера (за исключением решений по организационным и процедурным вопросам), носили рекомендательный характер. История СЭВ многим нашим современникам, особенно молодому поколению, почти не известна.
СЭВ: опыт сотрудничества, который нужно изучать
СЭВ: опыт альтернативного мироустройства | Действовал секретариат СЭВ — экономический и исполнительно-административный орган, располагался в Москве, работой секретариата руководил секретарь СЭВ (главное должностное. |
Совет экономической взаимопомощи: опыт прошлого, полезный для будущего | Сервис электронных ведомостей (СЭВ) – компонент цифровой экосистемы БГУ реализующий возможности заказа индивидуальных ведомостей. |
VI международная конференция SORUCOM-2023, Нижний Новгород | В том числе можно говорить о СЭВ у старшеклассников. |
Расскажем подробно что такое сэв, и как с ним бороться? об этом знает психолог светлана ботыгина | Для устранения СЭВ необходимо учитывать личные качества человека и фазу нарушения. |
Успехи и неудачи ЕЭС и СЭВ (1950-1970-е гг.) | историко-художественном музее «СЭВ: равноправие, выгода и взаимопомощь», приуроченной к 75-летию образования Совета Экономической Взаимопомощи (1949 г.). Выступление. |
Синдром эмоционального выгорания у старшеклассников (СЭВ)
Совет Экономической Взаимопомощи. Как въехать в рай на чужих плечах СССР | СЭВ, или Совет экономической взаимопомощи, был создан в 1949 году и просуществовал до 1991 года. |
Видео: Ценности и жизненные цели. Их влияние на профилактику СЭВ | Одной из основных причин создания СЭВ был бойкот западными странами торговых отношений с социалистическими государствами. |
26 апреля 2024
- Совет Экономической Взаимопомощи. Как въехать в рай на чужих плечах СССР | Аргументы и Факты
- Когда появился Совет экономической взаимопомощи - Парламентская газета
- Создание СЭВ
- Эмоциональное выгорание: причины, последствия
5 января 1949 года был создан Совет экономической взаимопомощи (СЭВ)
Совет экономической взаимопомощи (СЭВ, наиболее часто употребляемая англоязычная аббревиатур. После смерти И.В. Сталина вопросы статуса и перспектив развития СЭВ превратились в поле борьбы членов «коллективного руководства» за власть. К 70-летию образования СЭВ., Мировая система социализма и глобальная экономика в 1950-х — 1970-х годах. По словам Михаила Михайловича, опыт СЭВ вполне можно осмыслить в современных терминах. Действовал секретариат СЭВ — экономический и исполнительно-административный орган, располагался в Москве, работой секретариата руководил секретарь СЭВ (главное должностное. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам.
Программа «Усть-Илимский ЛПК: стройка СЭВ»
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) часто встречается у тех, кто слишком много работает. Разработка содержит анализ диагностики эмоционального выгорания педагогов и тренинг по профилактике СЭВ. Страны СЭВ с 1964 года начали активно взаимодействовать в масштабной системе банковских взаиморасчетов. СЭВ — совет экономической взаимопомощи — межправительственная экономическая организация.
Успехи и неудачи ЕЭС и СЭВ (1950-1970-е гг.)
СЭВ: опыт альтернативного мироустройства | В данной статье вы рассмотрите практику функционирования ЕЭС и СЭВ, а также успехи и провалы их деятельности в 1950-1970 годах. |
Создание СЭВ (Совет экономической взаимопомощи) | Если вам понравилось бесплатно смотреть видео мировая система социализма: глобальные и региональные аспекты. к 70-летию образования сэв. |
Мировая система социализма: глобальные и региональные аспекты. К 70-летию образования СЭВ.
Советский Союз экспортировал в другие страны СЭВ больше, чем импортировал из них. За период 1975—1985 гг. Были, конечно, и проблемы в СЭВ, которые решались не всегда вовремя и не всегда в полной мере. Исследование базируется на обширных архивных материалах. Хотя позиции Советского Союза в рамках альянса были доминирующими, однако Москва своим положением не злоупотребляла. Для нее единство в рамках Совета а также в рамках военной организации Варшавского договора, созданной в 1955 году было важнее, чем коммерческие и финансовые выгоды. Они добивались решений и соглашений, которые были, как выше отмечено, не «взаимопомощью», а «односторонней помощью» со стороны Советского Союза. Некоторые страны считали, что членство в СЭВ ограничивало их суверенитет. В том числе лишало их возможности активно сотрудничать с Западом. По этой причине Югославия так и не решилась получить статус полноценного члена Совета, оставаясь лишь его ассоциированным членом. С некоторыми социалистическими странами обострились политические и идеологические противоречия.
В частности, албанские коммунисты во главе с Энвером Ходжой восприняли действия Хрущёва особенно его так называемое «разоблачение культа личности Сталина» на ХХ съезде КПСС как противоречащие марксистско-ленинскому учению. В декабре 1961 года произошел полный разрыв отношений между странами. В это же время Албания также покинула СЭВ. В это же время Китай также по политическим и идеологическим причинам отказался от статуса ассоциированного члена хотя до кризиса советско-китайских отношений в конце 1950-х годов Пекин заявлял о своей готовности стать первым неевропейским полноценным членом Совета. Интеграция в рамках СЭВ затормозилась с середины 70-х годов. В немалой степени этому способствовал мировой энергетический кризис, который привел к четырехкратному росту цен на «черное золото». В руководстве СССР были силы, которые ратовали за то, чтобы максимально использовать благоприятную конъюнктуру на мировых рынках углеводородов. Советский экспорт нефти и природного газа стал быстро расти причем не только в соцстраны, но также в капиталистические страны. Это безусловно замедлило развитие обрабатывающей промышленности в Советском Союзе, возникли первые еще очень неявные признаки превращения СССР в «экономику трубы». Начались попытки со стороны стран-членов Совета искать более выгодных и интересных партнеров на стороне, в первую очередь в группе экономически развитых стран Запада.
Во-первых, начатые им реформы стали постепенно ослаблять советскую экономику, и она стала утрачивать былую привлекательность для партнеров по Совету. Они все больше начинали засматриваться на Запад, который обещал странам Восточной Европы «сладкие пряники».
В январе 1949 г. Одной из основных причин создания СЭВ был бойкот западными странами торговых отношений с социалистическими государствами. В феврале к СЭВ присоединилась Албания вышла в 1961 г. Основной задачей НАТО являлось укрепление стабильности в Североатлантическом регионе и противостояние «коммунистической угрозе». Таким образом, Европа оказалась разделенной на две противоборствующие части.
Германский вопрос Раздел Европы особенно тяжело сказался на судьбе Германии. На Ялтинской конференции 1945 г. Столица Германии — Берлин — была также поделена на четыре зоны. Западная Германия в 1948 г. Таким образом, объединение страны становилось невозможным, поскольку в разных частях страны образовались разные экономические системы. В июне 1948 г. Западный Берлин оказался в полном окружении.
Между бывшими союзниками возник первый серьезный конфликт, получивший название Берлинского кризиса. Сталин хотел использовать ситуацию с блокадой западного Берлина, чтобы оккупировать всю столицу Германии и добиться уступок со стороны США. Но США и Великобритания организовали воздушный мост для связи Берлина с западными секторами и сорвали блокаду города. В мае 1949 г. Западный Берлин становился автономным самоуправляемым городом, связанным с ФРГ. В октябре 1949 г. Конец ядерной монополии США Советское руководство понимало, что обладавшие ядерным оружием США могут позволить себе говорить с ним с позиции силы.
Тем более что, в отличие от США, Советский Союз вышел из войны экономически ослабленным и, следовательно, уязвимым. Поэтому в СССР велись форсированные работы по созданию собственного ядерного оружия. В 1948 г. В августе 1949 г. Советский Союз успешно провел испытание ядерного оружия. США утратили монополию на атомное оружие, что резко умерило пыл американских стратегов. Знаменитый немецкий исследователь Отто Ган, открывший процесс деления атомного ядра, узнав об испытании первой советской атомной бомбы заметил: «Это хорошая новость, так как опасность войны теперь значительно уменьшилась».
Надо признать, что на достижение этой цели СССР был вынужден направлять колоссальные средства, что наносило серьезный ущерб производству предметов потребления, сельскохозяйственному производству и социально-культурному развитию страны. Такие планы разрабатывались в США и Великобритании сразу же по окончании войны. Но только после образования НАТО в 1949 г. В 1977 г. Согласно документу, 1 января 1957 г. Естественно, «из-за акта агрессии со стороны СССР и его сателлитов». В соответствии с этим планом на СССР должно было быть сброшено 300 атомных бомб и 250 тыс.
На втором этапе войны должна была последовать оккупация. Все эти зоны были поделены на 22 подзоны ответственности, где должны были дислоцироваться воинские контингенты НАТО. Расширение социалистического лагеря Сразу же после начала «холодной войны» страны Азиатско-Тихоокеанского региона превратились в арену ожесточенной борьбы между сторонниками коммунистического и капиталистического путей развития. С созданием КНР военно-политическая обстановка в мире радикально изменилась, поскольку коммунисты победили в одном из самых многонаселенных государств мира. Социалистический лагерь существенно продвинулся на восток, и Запад не мог не считаться с огромной территорией и мощным военным потенциалом социализма, включая советское ракетно-ядерное вооружение. Однако последующие события показали, что в раскладе военно-политических сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе не было однозначной определенности.
Поддержка принципов командного подхода в работе позволяет разрешить ряд проблем. Профилактические, лечебные и реабилитационные мероприятия должны направляться на снятие действия стрессора: Снятие рабочего напряжения. Повышение профессионального уровня, в первую очередь регулярным обучением. Правильная организация работы персонала. Со стороны администрации нужна система поощрений, должны использоваться методы психологической разгрузки. Необходимо обратить внимание на улучшение условий труда — характер складывающихся взаимоотношений в коллективе. Отработка личных проблем. Соблюдая перечисленные рекомендации, можно не только предотвратить возникновение СЭВ, но и достичь снижения степени его выраженности. В целях направленной профилактики СЭВ следует: Стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки. Учиться переключаться с одного вида деятельности на другой. Проще относиться к конфликтам на работе. Не пытаться быть лучшим всегда и во всем. Конечно, легко говорить или писать о том, что своим эмоциям не стоит придавать должного внимания и ко многим вещам необходимо относиться проще. Кому-то подвластно с собой справиться, кто-то, наоборот, долго не может отпустить ту или иную ситуацию и постоянно «зависает» на ней, мы все разные… Но едино одно — наше здоровье зависит только от нас самих. И если кому-то необходимо несколько минут в день, для того чтобы уравновесить свое эмоциональное состояние, то для другого важно больше времени отводить на этого. Возможно, это время нужно провести в полном одиночестве или достаточно просто прослушать расслабляющую музыку. Для кого-то необходима психоэмоциональная коррекция, которую можно получить на психологических тренингах либо во время индивидуальной беседы с психологом. Важно уметь отслеживать свои эмоции, признавать, что устал, стал раздражителен или просто все надоело.
СССР оказал огромную помощь в восстановлении и развитии китайской экономики. На льготных условиях КНР был предоставлен кредит для закупки советской техники и оборудования. В Китай направлялись специалисты для проведения геологоразведочных и проектных работ, обучения кадров. В советских вузах обучались тысячи китайских студентов. Советско-китайские отношения казались безоблачными. Но Мао Цзэдун руководствовался прежде всего собственными интересами и видением роли в международном коммунистическом движении. Он лишь временно соглашался видеть в Советском Союзе и Сталине «старшего брата». После вывода оккупационных войск с Корейского полуострова, отношения между двумя режимами накалялись. В июне 1950 г. СССР, который мог бы воспользоваться своим правом вето как постоянный член Совета безопасности, бойкотировал его заседания в знак протеста против признания гоминьдановского правительства Тайваня представителем Китая в ООН. Основную часть этих войск составляли американские военнослужащие. В октябре 1950 г. Но практически разгромленная северокорейская армия получила мощную поддержку. Но негласно в КНДР поставлялась военная техника, оказывалась финансовая помощь. Подбитые северокорейские танки Т-34-85. Фотография неизвестного американского солдата Советские военные специалисты прибывали в Северную Корею под видом корреспондентов ТАСС или китайских добровольцев. КНР также официально в корейской войне не принимала участия. Регулярные китайские войска, которые были направлены в КНДР, формально считались соединениями так называемых «народных добровольцев». Ситуация в Корее снова кардинально изменилась. Военные действия к концу 1950 г. Активное участие в боях принимала советская авиация. Численность направленного в Корею 64-й истребительного корпуса к 1952 г. Возглавлял его прославленный ас Иван Кожедуб. Многие советские лётчики были участниками Великой Отечественной войны. Всего они сбили более 1 300 самолётов противника при собственных потерях в 335 самолётов. Знаков различия никаких. Над китайскими аэродромами сбрасывались листовки, в которых лётчику-перебежчику гарантировалась премия в 100 тыс. Но это было ещё не всё. Вскоре нам огласили приказ: в бою разговаривать только по-китайски! Всем выдали блокноты с основными командами, обычно отдаваемыми в воздушном бою, и мы принялись учить говорить их по-китайски. Толку от этого было мало, тогда командование разрешило брать эти блокноты с собой в полёт и пользоваться ими для подсказки. Вспоминая это сейчас, не могу удержаться от смеха, но тогда мы должны были выполнять приказ. А это было нелегко — чтобы отдать распоряжение своим пилотам, командир должен был продумать, как оно будет звучать покороче, затем, взглянув в блокнот мысленно перевести его на китайский язык и произнести вслух. Получив приказ, лётчики должны были выполнить всё в обратной последовательности. На это уходило довольно много времени, что в условиях быстро меняющейся обстановки воздушного боя, на практике — неприемлемо. Вскоре наши мучения кончились. Что уж там кривить душой — бои были тяжелейшие…» Свернуть В мае 1951 г. Ситуация зашла в тупик. Добиться окончательной победы той или иной стороне сколь-нибудь разумной ценой не представлялось возможным. Летом 1951 г. Перемирие было подписано лишь в июле 1953 г. Резко сокращалось производство вооружений. Например, годовое производство артиллерийских орудий в 1946 г. Но в то же время велась активная разработка новых видов оружия, прежде всего ядерного. Непосредственно к созданию атомной бомбы советские учёные приступили с 1943 г. Большую роль в продвижении проекта сыграла внешняя разведка СССР. Были добыты подробные сведения о работах по созданию атомной бомбы в США, в Манхэттенский проект — группу по разработке ядерного оружия в США — удалось внедрить советского агента. Из книги Павла Судоплатова «Спецоперации. Лубянка и Кремль. Обаятельная и общительная, она легко устанавливала дружеские связи в самых широких кругах. Элегантная женщина классической красоты, натура утонченная, она как магнит притягивала к себе людей, не только мужчин, но и женщин. Лиза была одним из самых высококвалифицированных вербовщиков агентуры. Её главной заслугой явилось внедрение в мозговой центр Манхэттенского проекта выдающегося физика, завербованного советской военной разведкой, Клауса Фукса, который был передан на связь супругам Зарубиным. Став своими в семье научного руководителя проекта, советские разведчики уговорили его добиться перевода в Лос-Аламос Клауса Фукса, который и стал главным источником научно выверенной информации для Москвы. Но и, кроме того, Лиза близко сошлась с ещё одним крупнейшим учёным в атомном проекте, Силардом, и убедила его допустить в этот проект несколько завербованных специалистов…» Свернуть 29 августа 1949 г. Но с 1947 г. Эта бомба была испытана в сентябре 1951 г. Она была почти в два раза легче копии американской и в два раза мощнее её.
Валентин Катасонов: СЭВ — уникальный опыт, который не раз еще пригодится
Созывается ежегодно, поочерёдно в столицах стран — членов СЭВ в порядке названий стран по русскому алфавиту. Исполнительный комитет создан в 1962 — главный исполнительный орган СЭВ, состоящий из представителей стран-членов на уровне заместителей глав правительств по одному от каждой страны. Руководит совокупностью работ, связанных с реализацией задач, стоящих перед Советом, в соответствии с решениями Сессии, осуществляет систематическое наблюдение за выполнением странами — членами СЭВ обязательств, вытекающих из принятых ими рекомендаций органов СЭВ, руководит работой комитетов, постоянных комиссий и др. Комитет СЭВ по сотрудничеству области плановой деятельности образован в 1971 , состоит из председателей центральных плановых органов. Его цель — содействовать расширению сотрудничества в области плановой деятельности стран — членов СЭВ, направленной прежде всего на осуществление Комплексной программы социалистической экономической интеграции. Главная задача Комитета — выявление важнейших проблем сотрудничества в основных областях народного хозяйства, требующих комплексного рассмотрения на многосторонней основе и разработки эффективных путей их решения. Постоянный рабочий орган Комитета — Бюро в составе заместителей председателей центральных плановых органов стран — членов СЭВ.
Комитет СЭВ по научно-техническому сотрудничеству образован в 1971 на базе Комиссии по координации научных и технических исследований , состоит из председателей комитетов, министров, руководителей ведомств по науке и технике. Организует многостороннее научно-техническое сотрудничество стран — членов СЭВ в целях наиболее полного и эффективного использования их научно-технических потенциалов. Комитет СЭВ по сотрудничеству в области материально-технического снабжения образован в 1974 , его основная задача — развитие и углубление экономического и научно-технического сотрудничества в области материально-технического снабжения, направленного прежде всего на осуществление Комплексной программы социалистической экономической интеграции, организации многостороннего сотрудничества в целях улучшения использования материальных ресурсов, снижения материалоёмкости продукции и повышения на этой основе эффективности общественного производства в каждой стране. Постоянные комиссии СЭВ по экономическому и научно-техническому сотрудничеству между странами — членами СЭВ в отдельных отраслях народного хозяйства. Первые постоянные комиссии созданы на основе решения Сессии СЭВ 7-е заседание, май 1956. Состоят из делегаций стран — членов СЭВ, возглавляемых, как правило, соответствующими министрами и руководителями ведомств.
В СЭВ более 20 постоянных комиссий: по электроэнергии, использованию атомной энергии в мирных целях, чёрной металлургии, цветной металлургии, нефтяной и газовой промышленности, угольной промышленности, машиностроению, химической промышленности, сельскому хозяйству, транспорту и др. Совещания руководителей, представителей компетентных органов стран — членов СЭВ. В рамках СЭВ ведут работу совещания руководителей водохозяйственных органов, представителей фрахтовых и судовладельческих организаций, министров внутренней торговли, представителей стран — членов СЭВ по правовым вопросам, руководителей ведомств по изобретательству, по ценам, государственных органов по труду. Секретариат СЭВ — экономический и исполнительно-административный орган Совета, состоит из отраслевых и функциональных отделов. Руководящий персонал и специалисты Секретариата комплектуются из граждан стран — членов СЭВ. Местопребывание — г.
В составе СЭВ имеются институт стандартизации и Международный институт экономических проблем мировой социалистической системы. Коммунистические и рабочие партии стран — членов СЭВ направляют деятельность органов Совета на разработку общетеоретических, методологических и идеологических вопросов, определяющих сущность процесса социалистической экономической интеграции и составляющих её элементов, создание и совершенствование высокоразвитого международного механизма экономического и научно-технического сотрудничества. Формы и методы деятельности СЭВ постоянно совершенствуются в соответствии с задачами, выдвигаемыми коммунистическими и рабочими партиями на каждом этапе социалистического и коммунистического строительства.
Следовательно, целью его деятельности было оказание помощи с целью повышения темпов развития стран Европы, совершенствование системы управления социально-экономической сферы, восстановление производственных мощностей и так далее.
Когда в 1949 г. В 1950 г. Основной целью деятельности СЭВ являлось содействие развитию стран-участниц через интеграцию усилий, направленных на углубление и совершенствование экономического и производственного сотрудничества, планомерное экономическое развитие, развитие научно-технического прогресса, выравнивание уровней экономического развития. Согласно договору об утверждении сметы расходов на 1949 г.
В 1947-1957 гг. В 1950-1960 гг. СЭВ ставил перед собой задачу помощи странам народной демократии в импортозамещающей индустриализации. Задачами деятельности СЭВ в тот период являлось содействие развитию взаимной торговли, оказание материальной помощи, стимулирование развития научно-технического обмена на безвозмездной или льготной основе, стимулирование инвестиций в страны СЭВ, наиболее пострадавшие после Второй мировой войны.
Уже в 1955 г. Рисунок 1. Рисунок 2. От взаимопомощи к интеграции К 1970-м гг.
По решению Сессии СЭВ 11-е заседание Сессии, май 1959 года была организована параллельная работа объединенных энергосистем «Мир». В 1962 году образовано Центральное диспетчерское управление объединенных энергосистем Прага. В этом же 1962 году были одобрены «Основные принципы международного социалистического разделения труда». Сотрудничество в области координации народно-хозяйственных планов стран — членов СЭВ еще более углубилось. Для организации сотрудничества в конкретных областях экономики были созданы международные экономические организации типа «Интерметалл». В октябре 1963 года было подписано Соглашение о многосторонних расчетах в переводных рублях и организации Международного банка экономического сотрудничества. Сессия СЭВ 1969 года приняла решение о разработке Комплексной программы дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран — членов СЭВ. Сессия СЭВ 1975 года поручила Комитету и Секретариату СЭВ организовать в 1975—1977 годах разработку проектов долгосрочных целевых программ сотрудничества на период до 1990 года. Программы были разработаны для совместного решения проблем, носящих комплексный характер: обеспечения экономически обоснованных потребностей стран — членов СЭВ в основных видах энергии, топлива и сырья; согласованного на двусторонней и многосторонней основе развития машиностроения на базе глубокой специализации и кооперирования производства; удовлетворения потребностей в продовольствии, а также потребностей в товарах народного потребления. Страны СЭВ участвовали в совместных строительствах крупных промышленных предприятий, магистральных газопроводов, линий электропередачи и других объектов.
Это были наиболее сложные объекты, например заводы по производству металлорежущих станков с программным управлением. Соглашения охватывали свыше 3 800 наименований сложной продукции. В 1972—1974 годах страны — члены СЭВ создали международную экономическую организацию «Интерэлектро», хозяйственные объединения «Интератомэнерго», «Интертекстильмаш», «Интерхимволокно», «Интератоминструмент». Китай и Северная Корея не входили в число стран — членов СЭВ, но являлись социалистическими странами, и с учетом промышленного производства в указанных странах очевидно, что социалистические страны уже в 1974 году, несмотря на принесенную войнами разруху, произвели продукцию, которая составляла почти половину мирового производства промышленной продукции. За счет больших масштабов капитального строительства возросли основные производственные фонды. Объем продукции машиностроительной и металлообрабатывающей отраслей увеличился в 2,5 раза, электроэнергетической и топливной — в 1,7 раза и химической — в 2,2 раза.
В функции СЭВ входило содействие объединению и координации сотрудничества в планомерном развитии хозяйства, экономического и научно-технического прогресса, выравниванию уровней экономического развития стран-членов организации. Штаб-квартира СЭВ находилась в Москве. На сессии определялись направления деятельности и обсуждались вопросы, входящие в компетенцию СЭВ. Активная деятельность СЭВ началась около 1960 года, когда руководство СССР пыталось сделать своего рода социалистическую альтернативу ЕЭС Европейское экономическое сообщество или «общий рынок», предшественник Евросоюза.
Состоялось инструктивно-методическое совещание по организации летней инклюзивной смены
Действовал секретариат СЭВ — экономический и исполнительно-административный орган, располагался в Москве, работой секретариата руководил секретарь СЭВ (главное должностное. историко-художественном музее «СЭВ: равноправие, выгода и взаимопомощь», приуроченной к 75-летию образования Совета Экономической Взаимопомощи (1949 г.). Выступление. Действовал секретариат СЭВ — экономический и исполнительно-административный орган, располагался в Москве, работой секретариата руководил секретарь СЭВ (главное должностное. -Подготовиться на всех уровнях обновленного государственного управления к серьезным климатическим потрясениям, прогнозируемым ННА СЭВ в XXI веке.
Начало холодной войны
- Новая и новейшая история :: Выпуск 3 :: Новый взгляд на феномен СЭВ
- 28 июля 1991 года был распущен СЭВ — "Совет экономической взаимопомощи"
- Опыт Совета экономической взаимопомощи для ЕАЭС: взгляд из Беларуси | Евразия эксперт
- Владимир Путин: главная задача России – благополучие семей ::Первый Севастопольский
- Когда появился Совет экономической взаимопомощи
Успехи и неудачи ЕЭС и СЭВ (1950-1970-е гг.)
Задачей организации также было укрепление сотрудничества между социалистическими странами Европы и Азии. С Китаем укреплению связей помешало ухудшение отношений, начавшееся с 1961 года. Югославия входила в СЭВ с 1964 на правах ассоциированного члена. Куба вступила в организацию в 1972 году.
В рамках сотрудничества члены организации иногда производили какую-то советскую продукцию, например, в Болгарии собирали автомобили «Москвич».
В 1942 г. Но СССР отказался выполнять эти договорённости.
На севере Ирана была образована Демократическая Республика Азербайджан, а на нейтральной территории между британской и советской зонами оккупации — курдская Республика Махабад. Советские войска поддерживали эти государственные образования и препятствовали иранской армии в установлении контроля над регионом. На севере Ирана советские геологи нашли перспективные месторождения нефти.
Хотя для СССР получение ещё одного нефтяного источника не было актуальным, но добиться от иранского правительства передачи концессии на разработку этих месторождений Советскому Союзу, а не американским или английским компаниям, было важной геополитической задачей. Включение Ирана в орбиту внешней политики СССР способствовало бы безопасности южных границ советского государства. В марте 1946 г.
Это вызвало жёсткую реакцию западных стран и негативное отношение со стороны международной общественности. Между Москвой и Тегераном было достигнуто соглашение, по которому советские войска выводились из Ирана в обмен на создание смешанного советско-иранского общества, которому передавались права на разработку нефтяных месторождений на севере Ирана. В одностороннем порядке советское правительство денонсировало договор 1925 г.
Также было выдвинуто требование ввести режим совместного контроля на Черноморских проливах Босфор и Дарданеллы и разместить там советскую военно-морскую базу. Переговоры между двумя странами зашли в тупик. Советское руководство начало приготовления к военным действиям.
Некоторые историки именно этот кризис считают началом холодной войны. Турция как и Греция стала первым получателем военной и финансовой помощи от США для «сдерживания коммунизма» в соответствии с доктриной Трумэна. От территориальных претензий к Турции и требованиям по проливам СССР отказался вскоре после смерти Сталина, в мае 1953 г.
Наиболее явно оно проявилось при обсуждении плана Маршалла 1947 г. Суть плана Маршалла заключалась в предоставлении американской экономической помощи пострадавшим от войны странам Европы. Предполагалось, что часть кредитов будет в дальнейшем списана.
Первоначально интерес к получению этой помощи проявил и СССР. Но попытки советской стороны добиться отказа от увязывания экономической помощи от политических условий её предоставления не увенчались успехом. Важнейшим из этих условий было удаление коммунистов из правительств тех стран, которые получали помощь по плану Маршалла.
В качестве компенсации был увеличен объём советской экономической помощи странам социалистического блока. Демонстрация в Восточном Берлине против присоединения к плану Маршалла. Фотография из коллекции globallookpress.
Берлинский кризис 1948—1949 гг. Летом 1948 г. Единственным доступным путём доставки продовольствия в Западный Берлин стал «воздушный мост».
Однако и советское руководство предприняло меры для того, чтобы предотвратить массовый голод в городе. Перемещение гражданских лиц из западных секторов в Восточном Берлине было запрещено только в первые пять дней блокады. По своим продуктовым карточкам за деньги, имевшие хождение в советском секторе, жители Западного Берлина могли купить продовольствие по нормам, установленным советской оккупационной администрацией.
В 1948 г. На границе с западным сектором открывались продовольственные магазины. В мае 1949 г.
В августе 1949 г. Военное противостояние в Европе стало свершившимся фактом. Основан 4 апреля 1949 года в США с целью защиты Европы от советского влияния.
Предполагалось, что им понадобится определённый переходный период перед началом непосредственно социалистических преобразований. Во всех этих странах, кроме Албании и Югославии, действовали коалиционные правительства, включавшие в том числе и представителей буржуазных партий. Проводились аграрные реформы с передачей крупных землевладений крестьянским хозяйствам.
Национализация не имела всеобщего характера, в собственность государства переходили, в основном, предприятия коллаборационистов — лиц, активно сотрудничавших с оккупантами. Ситуация изменилась в 1947 г. Ряд стран — Чехословакия, Венгрия, Польша — были заинтересованы как в получении помощи, так и в восстановлении экономических связей со своими довоенными европейскими партнёрами.
Но это привело бы к ослаблению влияния на них со стороны Советского Союза, чего Сталин не желал допускать. Под нажимом советского руководства представители восточноевропейских государств покинули Парижскую конференцию министров иностранных дел, на которой обсуждалось присоединение к плану Маршалла. В сентябре 1947 г.
На первой же конференции представляющий ВКП б А. Жданов заявил о том, что в странах народной демократии так было принято называть государства Восточной Европы уже созданы условия для немедленного перехода к строительству социализма. Чтобы обеспечить форсированные темпы строительства социалистического общества, необходимо было вывести из коалиционных правительств представителей наиболее влиятельных некоммунистических партий.
Для этого использовались ресурсы силовых ведомств, которые находились под контролем коммунистов. Принимались новые конституции, в которых закреплялась руководящая роль компартий. Коминформбюро — Информационное бюро коммунистических и рабочих партий, международная коммунистическая организация в 1947—1956 гг.
До 1947 г. Здесь ускоренными темпами проводились социалистические преобразования. Белград — столица Югославии — был избран местом пребывания Коминформбюро.
Портреты Сталина и Тито на первомайской демонстрации 1946 г. Фотография неизвестного автора Поводом для конфликта Белграда с Москвой стало намерение главы Югославии Иосипа Броз Тито и лидера болгарских коммунистов Георгия Димитрова создать Балканскую федерацию.
По решению Сессии СЭВ 10-е заседание Сессии, декабрь 1958 совместными усилиями стран осуществлено строительство крупнейшего в мире нефтепровода «Дружба» свыше 4,5 тыс. Строительство нефтепровода и возрастающие поставки советской нефти способствовали удовлетворению потребностей братских стран в топливе и созданию большой нефтехимии. По решению Сессии СЭВ 11-е заседание Сессии, май 1959 была организована параллельная работа объединённых энергосистем «Мир». В 1962 образовано Центральное диспетчерское управление объединённых энергосистем Прага.
Третий этап 1962—69 начался с Совещания первых секретарей ЦК коммунистических и рабочих партий и глав правительств стран — членов СЭВ июнь 1962 , наметившего дальнейшие пути экономического и научно-технического сотрудничества, Основой деятельности СЭВ стали одобренные Совещанием «Основные принципы международного социалистического разделения труда». Этот этап характеризовался углублением сотрудничества стран в области координации их народно-хозяйственных планов — основного метода деятельности СЭВ и главного средства формирования международного социалистического разделения труда. Для организации сотрудничества в конкретных областях экономики были созданы международные экономические организации Интерметалл 1964 , Общий парк грузовых вагонов 1964 , Организация сотрудничества подшипниковой промышленности 1964. В целях содействия развитию внешней торговли стран — членов СЭВ, а также расширения их сотрудничества с др. Начало новому этапу сотрудничества стран — членов СЭВ положено на 23-м специальном заседании Сессии Совета апрель 1969. В её работе участвовали первые генеральные секретари ЦК коммунистических и рабочих партий и главы правительств стран — членов СЭВ.
Отметив огромные достижения в развитии производительных сил стран социалистического содружества, Сессия приняла решение о разработке Комплексной программы дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран — членов СЭВ. Разработанная коллективными усилиями всех государств — членов СЭВ, эта программа, рассчитанная на 15—20 лет, единодушно принята в июле 1971 на 25-м заседании Сессии СЭВ. Её реализация является главным содержанием экономического и научно-технического сотрудничества, представляет собой магистральный путь совершенствования международного социалистического разделения труда, мощное средство интенсификации общественного производства каждой страны — члена СЭВ и всего содружества стран, ускоренного развития научно-технического прогресса. Придавая большое значение укреплению плановых основ сотрудничества и органичной увязке мероприятий Комплексной программы с народно-хозяйственными планами стран — членов СЭВ, Сессия Совета 29-е заседание, нюнь 1975 одобрила подготовленный Комитетом СЭВ по сотрудничеству в области плановой деятельности с участием Комитета СЭВ по научно-техническому сотрудничеству «Согласованный план многосторонних интеграционных мероприятий стран — членов СЭВ на 1976—1980 гг. Разработка такого плана — качественно новый этап углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции. Сессия СЭВ 29-е заседание, июнь 1975 поручила Комитету СЭВ по сотрудничеству в области плановой деятельности с участием соответствующих постоянных комиссий и Секретариата СЭВ организовать в 1975—77 разработку проектов долгосрочных целевых программ сотрудничества на период до 1990 для совместного решения проблем, носящих комплексный характер: обеспечения экономически обоснованных потребностей стран — членов СЭВ в основных видах энергии, топлива и сырья; согласованного на двусторонней и многосторонней основе развития машиностроения на базе глубокой специализации и кооперирования производства; удовлетворения потребностей в продовольствии, а также потребностей в товарах народного потребления.
Реализуя Комплексную программу, органы СЭВ подготовили, а страны — члены СЭВ заключили ряд важных многосторонних соглашений, направленных на удовлетворение их потребностей в топливе, энергии и сырье. Заключены соглашения о совместном строительстве в СССР Усть-Илимского целлюлозного 1972 , Киембаевского горно-обогатительного асбестового комбинатов 1973 , о создании мощностей по производству химических средств защиты растений 1973 , предприятий по производству железосодержащего сырья и отдельных видов ферросплавов 1974 , о сотрудничестве в освоении Оренбургского газоконденсатного месторождения и строительстве магистрального газопровода из района Оренбург — западная граница СССР длина 2750 км 1974 , строительстве 1974 линии электропередачи напряжением 750 кв Винница СССР — Альбертирша ВНР. Подписано Генеральное соглашение 1975 о многостороннем сотрудничестве в создании новых мощностей по производству никель-кобальтсодержащей продукции в Республике Куба и др. Сессия СЭВ 28-е заседание, июнь 1974 приняла решение о проведении подготовительных работ по созданию Единой электроэнергетической системы заинтересованных европейских стран — членов СЭВ на базе мощных электростанций и межгосударственных линий электропередачи высокого и сверхвысокого напряжения. В осуществлении этой важнейшей интеграционной проблемы будет сотрудничать также и СФРЮ. Решение топливно-энергетической проблемы совместными усилиями стран — членов СЭВ — яркий пример эффективности сотрудничества этих стран, особенно в условиях переживаемого капиталистическим миром т.
С конца 60-х гг. На 16—18-м и 23-м заседаниях Сессии делегации стран возглавлялись первыми генеральными секретарями ЦК коммунистических и рабочих партий стран — членов СЭВ. Сессия рассматривает основные вопросы сотрудничества, доклад Исполнительного комитета о деятельности Совета за период между заседаниями Сессии и определяет главные направления работы СЭВ. Созывается ежегодно, поочерёдно в столицах стран — членов СЭВ в порядке названий стран по русскому алфавиту.
Исполнительный комитет создан в 1962 — главный исполнительный орган СЭВ, состоящий из представителей стран-членов на уровне заместителей глав правительств по одному от каждой страны. Руководит совокупностью работ, связанных с реализацией задач, стоящих перед Советом, в соответствии с решениями Сессии, осуществляет систематическое наблюдение за выполнением странами — членами СЭВ обязательств, вытекающих из принятых ими рекомендаций органов СЭВ, руководит работой комитетов, постоянных комиссий и др. Комитет СЭВ по сотрудничеству области плановой деятельности образован в 1971 , состоит из председателей центральных плановых органов. Его цель — содействовать расширению сотрудничества в области плановой деятельности стран — членов СЭВ, направленной прежде всего на осуществление Комплексной программы социалистической экономической интеграции.
Главная задача Комитета — выявление важнейших проблем сотрудничества в основных областях народного хозяйства, требующих комплексного рассмотрения на многосторонней основе и разработки эффективных путей их решения. Постоянный рабочий орган Комитета — Бюро в составе заместителей председателей центральных плановых органов стран — членов СЭВ. Комитет СЭВ по научно-техническому сотрудничеству образован в 1971 на базе Комиссии по координации научных и технических исследований , состоит из председателей комитетов, министров, руководителей ведомств по науке и технике. Организует многостороннее научно-техническое сотрудничество стран — членов СЭВ в целях наиболее полного и эффективного использования их научно-технических потенциалов.
Комитет СЭВ по сотрудничеству в области материально-технического снабжения образован в 1974 , его основная задача — развитие и углубление экономического и научно-технического сотрудничества в области материально-технического снабжения, направленного прежде всего на осуществление Комплексной программы социалистической экономической интеграции, организации многостороннего сотрудничества в целях улучшения использования материальных ресурсов, снижения материалоёмкости продукции и повышения на этой основе эффективности общественного производства в каждой стране. Постоянные комиссии СЭВ по экономическому и научно-техническому сотрудничеству между странами — членами СЭВ в отдельных отраслях народного хозяйства. Первые постоянные комиссии созданы на основе решения Сессии СЭВ 7-е заседание, май 1956. Состоят из делегаций стран — членов СЭВ, возглавляемых, как правило, соответствующими министрами и руководителями ведомств.
В СЭВ более 20 постоянных комиссий: по электроэнергии, использованию атомной энергии в мирных целях, чёрной металлургии, цветной металлургии, нефтяной и газовой промышленности, угольной промышленности, машиностроению, химической промышленности, сельскому хозяйству, транспорту и др. Совещания руководителей, представителей компетентных органов стран — членов СЭВ. В рамках СЭВ ведут работу совещания руководителей водохозяйственных органов, представителей фрахтовых и судовладельческих организаций, министров внутренней торговли, представителей стран — членов СЭВ по правовым вопросам, руководителей ведомств по изобретательству, по ценам, государственных органов по труду. Секретариат СЭВ — экономический и исполнительно-административный орган Совета, состоит из отраслевых и функциональных отделов.
Руководящий персонал и специалисты Секретариата комплектуются из граждан стран — членов СЭВ. Местопребывание — г.