Среди других постов церковного года Великий пост выделяется в первую очередь своими богослужениями. На первой Пассии Великого поста читают главы 26 и 27 Евангелия от Матфея.
Неделя 5-я Великого поста. Прп.Марии Египетской
В первые четыре дня первой седмицы Великого поста (с понедельника по четверг, 18 марта – 21 марта) вечером в храмах читается Великий покаянный канон Андрея Критского. установное богослужение по окончании первой седмицы Великого поста. Пост первой седмицы великой Четыредесятницы строже других по уставу.
Первая седмица Великого поста
В понедельник первой седмицы Великого Поста митрополит Каширский Феогност совершил чтение канона преп. Первая седмица Великого Поста (в двух томах). Чтобы поддержать Вас, дорогие наши читатели, редакция сайта Сретенской семинарии подготовила избранные песнопения, которые исполнялись семинаристами на монастырских богослужениях первой седмицы Великого поста.
Начался Великий пост: особенности богослужения
Первая неделя шесть дней Великого поста считается самой строгой, а ее основная тема - это покаяние. Поэтому в первые пять дней поста, по Иерусалимскому типикону уставу , в православных церквях читается Великий канон большая молитва Андрея Критского. Канон Андрея Критского, богослова и святого VIII века в целом никак не связан с Великим постом, однако его тема - необходимость покаяться, пока есть время - коррелирует с тематикой первой седмицы Великого поста. Верующим в первую неделю поста предписывается покаяться за все совершенные за последний год с прошлой Пасхи грехи и подготовить себя к преодолению соблазнов на духовном пути.
В народе первый день Великого поста называется Чистый понедельник. В этот день издревле запрещалось есть скоромную животную пищу, которая осталась после Масленицы, а хозяйки делали в доме тщательную уборку. Считалось, что как первый день поста, так и вся неделя, которая носит название Федоровой недели, посвящена очищению: многие ходили в баню, чтобы смыть с себя грехи, в том числе предыдущей масленичной недели.
Молится в эту неделю полагалось великомученику Феодору Тирону. Кто такой Феодор Тирон?
А По Уставу, их должно совершать во 2-м часу дня, то есть в 8 часов утра по нашему времени. После паремий читаются Апостол Коринф. После Евангелия - сугубая ектения, «Рцем вси…», «Сподоби, Господи…», просительная ектения и стиховные стихиры. На «Слава, и ныне» поется стихира: «Тебе одеюща-гося светом, яко ризою…» В это время отверзаются царские врата, и настоятель совершает каждение вокруг Плащаницы трижды. Затем бывает обычное окончание великой вечерни.
Диакон: «Премудрость», хор: «Благослови» и прочее. Этот трогательный канон составлен в Х веке Симеоном Логофетом. Канон полный, по уставу, читается на малом повечерии, по прочтении Символа Веры. Хор: «Слава, и ныне» и бывает малый обычный отпуст. После чего все прикладываются к Плащанице и лежащему на ней Евангелию. Елеем в это время не помазывают. Согласно указу Святейшего Синода в 1855 г.
Повечерие начинается как обычно, но по прочтении «Верую» открываются царские врата и поется стихира: «Тебе одеющагося…» каждение вокруг Плащаницы лежащей на престоле. Затем - проповедь, целование Плащаницы и положенный на повечерии канон о распятии Господа и «На плач Пресвятой Богородицы». По распоряжению митрополита Филарета в 1855 г. Затем - «Буди имя Господне», 33-й псалом и прочее литургийное окончание и отпуст см. Основные воспоминания дня Великой Субботы выражены в тропаре часов следующего дня - Святой Пасхи: «Во гробе плотски то есть телесно , во аде же с д ушею яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй то есть наполняяй Неописанный». Богослужения, совершаемые в этот день: утреня с 1-м часом, часы 3-й, 6-й и 9-й с чином изобразительных, литургия св. Священнослужители в это время выходят из алтаря царскими вратами к Плащанице.
Настоятель, раздав свечи сослужащим, совершает каждение вокруг Плащаницы, алтаря, народа и всего храма. По окончании тропарей поются «непорочны», то есть стихи 17-й кафизмы, и после каждого стиха- краткие песнопения, или «похвалы» в честъ Господа, «в мертвецех вменившагося». В практике стихи кафизмы поются хором, а тропари читаются священником. В это время молящиеся стоят с зажженными свечами, «… Похвалы представляют в своем содержании дивное соединение высоких догматических созерцаний и сердечных чувств плача и радости. Начало и конец каждой статии по обычаю поется. Сразу после 3-й статии поются воскресные тропари: «Ангельский собор удивися…» и совершается каждение всего храма. Припев к тропарям канона: «Слава Тебе Боже наш, слава Тебе», При пении канона священнослужители входят в алтарь.
Здесь настоятель облачается во все священные одежды, а другие священники - только в фелонь и епитрахиль. По 8-й песни вместо «Честнейшую» поется ирмос 9-й песни. После канона и ектении поется: «Свят Господь Бог наш» и стихиры на хвалитех, на «И ныне» - «Преблагословенна еси. Богородице Дево… «. В это время священнослужители выходят из алтаря к Плащанице. Когда хор закончит пение Трисвятого, настоятель, стоя под Плащаницей, возглашает перед царскими вратами: «Премудрость, прости». Хор пост один раз тропарь: «Благообразный Иосиф…».
В это время Плащаница полагается с Евангелием на прежнее место и совершается вокруг нее каждение трижды. Далее произносятся сугубая и просительная ектения. Диакон «Премудрость» и бывает особый отпуст - тот же, что на великих часах и на великой вечерни в Великую Пятницу. После отпуста - целование Плащаницы при пении стихиры: «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго…» в это время елеем не помазывают и читается 1-й час. Отпуст 1-го часа малый: «Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святих помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец» См. Часы 3-й, 6-й и 9-й с изобразительными совершаются вместо «поскору», без пения. После изобразительных совершается литургия св.
Она начинается возгласом: «Благословено Царство…». На вечерни, после глубокосодержательных стихир на «Господи, воззвах» воскресных и Триоди и догматика 1-го гласа, совершается вход с Евангелием. По окончании пения «Свете тихий», диакон сразу произносит: «Премудрость» а прокимна не бывает и читается 15 паремий у Плащаницы , в которых заключаются прообразы страданий, смерти и воскресения Христа и пророчества о наступлении благодатного Царства Господа и славе новозаветной Церкви. По прочтении 6-й паремии о чудесном переходе евреев через Чермное море поется при открытых царских вратах песнь Моисея: «Поим Господеви, славно бо просЛавися». Священнослужители в алтаре и хор поют многократно припев: «Славно бо прославися», а чтец читает стихи этой песни. По прочтении последней паремии о чудесном избавлении от огня трех отроков в пещи Вавилонской, прообразовавших невредимое исшествие Христа из гроба и ада поется песнь трех отроков: «Господа пойте и превозносите Его во веки», а чтец читает стихи этой песни. Царские врата при этом открыты.
После паремии следует малая ектения, возглас: «Яко свят еси…» Вместо Трисвятого поется: «Елицы во Христа крестистеся…» - в воспоминание древнего обычая Крещения оглашенных в субботу перед Пасхой, Затем прокимен и чтение Апостола Рим. После Апостола вместо «Аллилуиа» поются стихи 81-го псалма с припевом: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех». Во время пения этого припева великопостные, черные одежды священнослужителей, а также облачения престола и жертвенника меняются на белые - в знак небесного света и славы воскресшего Господа и в напоминание о светлых ангелах, возвестивших мироносицам о Воскресении Христовом. В евангелии Мф. Далее литургия св. Вместо Херувимской песни поется тропарь: «Да молчит всякая плоть человека, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: «Царь бо: царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным.
Вечером в 17. Андрея Критского. Он читается по частям в течение 4х первых вечеров Великого Поста. Еще раз, но уже сразу и полностью все 4 части Канона будут читаться за один вечер на 5й седмице. Помоги нам, Господи, с пользой провести начало Великого Поста и не оставить усилий до самого Светлого Христова Воскресения!
В каноне собраны и изложены все побуждения к посту и покаянию, — и Святая Церковь повторяет его теперь в полном составе, чтобы вдохнуть в нас новые силы к успешному завершению поста. Служба «Стояние Марии Египетской» — одна из самых глубокомысленных и красивых служб Великого поста, которая утешает страждущих и вместе с тем побуждает верующих продолжать подвиг поста и покаяния. В пятницу вечером, в канун субботы 5-й седмицы Великого поста, — праздника Похвалы Пресвятой Богородицы Субботы Акафиста , — совершена утреня с чтением акафиста Пресвятой Богородице, — торжественная служба Похвала Пресвятой Богородицы, на которой поется Акафист Пресвятой Богородице — молебное благодарственное пение, посвященное Той, Которая родила Спасителя всем миру.
Первая неделя Великого поста-2024: как называется, правила и запреты
Вечернее время гораздо удобнее для тех, кто работает днем. Но если посещать храм не получается, то можно попробовать читать канон дома или слушать храмовую трансляцию, коих достаточно много в мире современных технологических возможностей. Целиком канон будет прочитан за богослужением в среду вечером или в четверг утром, в зависимости от решения настоятеля храма на пятой седмице поста. Эта служба получила название «Марииного стояния», поскольку совершается накануне Недели преподобной Марии Египетской и, одновременно, символизирует покаянный подвиг святой, проведшей в молитве среди пустыни многие десятилетия.
Многих путает слово «неделя», которое в церковнославянском языке имеет значение «воскресенье», русское же слово неделя переводится на язык предков как «седмица». Литургия Преждеосвященных Даров — 9 и 11 марта среда и пятница В будние дни Великого поста Божественной Литургии не положено! И богословы называют именно это ограничение важнейшим для христианина в дни Четыредесятницы.
Взамен христианам на службе и не каждый день предлагаются Святые Дары, освященные ранее на литургии.
Во всем. И, конечно, в воздержании в пище. Думая о вечном, верующие сводят употребление постных продуктов до самого минимума, только для поддержания физических сил, чтобы продолжать день за днем возвращаться в храм на «духовную трапезу». Но и те, кто на первой неделе не может регулярно бывать на службах, обычно в эти дни меняют свой привычный образ жизни.
К деяниям мы должны отнести нашу жизнь, которую мы проживаем для того, чтобы вечное спасение наследовать. А зрение — это то, что дает нам возможность видеть в мире Промысл Божий, воспринимать то, что нас окружает, не только как средство услаждения, но и как Божественный зов. Поставим вопрос: если Праздник Пасхи является образом нашего невечернего вечного и блаженного бытия, то чем тогда является Великий пост, который вводит нас в этот Праздник, подготавливает к нему? Скудость света и цвета в этом периоде нашей жизни, ограничения, которые мы на себя накладываем, подводят к мысли о том, что Великий пост является символом подготовки человека к вечности, включая подготовку к смерти, к тому, что мы будем испытывать в тот момент. Мы пришли в этот мир, в состояние самосознания не по своему желанию и уйдем из этого мира тоже не по своей воле. Как это происходит, ни один человек из живущих на этой земле не знает и не сможет на своем опыте, к сожалению, заблаговременно узнать.
Но знает об этом Святая Церковь. Она есть столп и утверждение Истины, Она сохранила богатейший опыт свидетельств о том, как это происходит, и, как чадолюбивая мать, дает каждому из нас возможность узнать, что это такое и что нужно сделать, как нужно готовиться, чтобы в вечность блаженную войти. Итак, Великий пост является образом и в тоже время частью тотальнейшей подготовки человека к вечности. Конечно, мир, окружающий нас, часто играет с нами злые шутки: отвлекся, увлекся, развлекся — и сразу духом охладел, и сразу то, что Святая Церковь предлагает, кажется каким-то очень потусторонним и ненужным, каким-то приветом с духовной луны.
Впереди еще шесть недель для телесного подвига и покаяния. Всем православным христианам мы желаем с максимальной пользой провести это время, не теряя понапрасну драгоценные дни поста. Чтобы поддержать Вас, дорогие наши читатели, редакция сайта Сретенской семинарии подготовила избранные песнопения, которые исполнялись семинаристами на монастырских богослужениях первой седмицы Великого поста. Хор Сретенской духовной семинарии - Вкусите и видите Тихое. Запись с богослужения Хор Сретенской духовной семинарии - Да исправится молитва моя Д.
Службы первой седмицы Великого поста. Службы Страстной седмицы. В 4-х книгах
Первая седмица Великого поста отличается особенной строгостью, ибо прилично иметь ревность к благочестию при начале подвига. Книга служб первой седмицы чрезвычайно полезна не только для использования в храме, но и для прихожан: на слух тексты не всегда хорошо воспринимаются. В конце службы отец игумен, поздравив братию с наступлением Великого поста и пожелав всем душевного спасения, кладёт начало чтению псалтири. Расписание Богослужений в монастыре Оптина Пустынь на шестой седмице великого поста 2024 г. (седмица ваий) (22 — 27 апреля 2024 г.). Понедельник первой седмицы Великого Поста. Песнь 1. Ирмос: Помощник и Покровитель бысть мне во спасение, Сей мой Бог, и прославлю Его, Бог Отца моего, и вознесу Его: славно бо прославися. Так богослужение первой седмицы вводит нас в Великий пост, воспитывает, вдохновляет, увещевает, направляя на постный подвиг.
Богослужения первой седмицы Великого поста. Материалы в помощь молящимся
Первая седмица и первая неделя великого поста. Дни первой недели Великого поста — наиболее важные. В четверг, 21 марта 2024 года, в храме в честь святого благоверного князя Феодора Новгородского Александро-Невской Лавры братией обители были совершены уставные богослужения первой седмицы Великого поста. Завтра, во вторник первой седмицы Великого поста, Высокопреосвященнейший Владыка возглавит чтение покаянного канона в Андреевском соборе. В четверг, 21 марта 2024 года, в храме в честь святого благоверного князя Феодора Новгородского Александро-Невской Лавры братией обители были совершены уставные богослужения первой седмицы Великого поста. Седмица Первая Поста.
Первая неделя Великого поста
Священник Павел Гумеров, клирик храма святителя Николая на Рогожском кладбище г. Москвы: — Когда я учился в семинарии, в нашей бурсацкой среде были очень популярны песни иеромонаха Романа Матюшина. Нельзя сказать, чтобы это было очень легко: службы поста весьма продолжительны, да и от трудовых послушаний во время первой седмицы не освобождают, но воспоминания у меня об этом времени остались самые светлые. Ведь даже приходской священник обычно не служит всю первую неделю утром и вечером каждый день. Конечно, далеко не у всякого мирянина есть такая уникальная возможность — проводить полностью это благодатное время в молитве: у всех работы, заботы, неотложные дела и учеба. Но всем православным нужно во время поста замедлить сумасшедший бег повседневной жизни, освободить время для души. Ведь «пост и молитва душу отогреют», зябко ей, бедной, в современном холодном мире, грустно и одиноко в нем. А в храме на службе мы отогреваемся, как бы распрямляемся. Еще пост называют «весной души», и неслучайно самый главный пост всегда весной. Природа освобождается от снега и холода, расцветает. И душа наша должна цвести постом.
Так что пост — время не унылое, а радостное, конечно, если мы правильно постимся и должным образом настроены на пост. Великий учитель поста преподобный Ефрем Сирин говорит: «Чревоугодник называет пост временем плача, а воздержанный и в посте не смотрит уныло». Какую радость и пользу можно получить, слушая в храме канон преподобного Андрея Критского, молясь за вечерним богослужением! Очень помогла мне понять смысл этого великого произведения книжка с параллельным переводом на русский язык и с комментариями. Думаю, что подобную брошюру легко приобрести в церковных лавках. Ее можно брать с собой прямо на службу. Великий канон — это вообще кладезь духовной мудрости, и просто внимательно читая его, можно повторить и вспомнить всю Библию. Почти во всех храмах Великий канон начинается обычно в 18:00, чтобы люди успели после работы в церковь. Но бывают ситуации, когда нет никакой возможности все вечера быть в храме. Например, мешают неподходящий график работы или попечения о грудных детях.
Тогда очень полезно и хорошо будет читать канон дома. Когда дети были очень маленькие, моя супруга не всегда могла ходить на канон и читала его с детьми сама. Как правильно проводить пост? Не ограничиваться только телесным постом. Совершенно пустое дело не есть колбасу и сосиски и при этом не ограничивать себя в привычных утешениях телевизоре, компьютере, газетах, журналах и тому подобном. Получается лицемерие — внешняя форма без содержания. Не только тело, но душа должна поститься. Сейчас у меня нет телевизора, но раньше, когда он был, я постом прекращал его смотреть и просто поражался тому, сколько свободного времени высвобождалось. К примеру, за посты обычно удается прочитать больше книг, чем за весь год, и переделать кучу дел. Особенно внимательно нужно отнестись к первой седмице.
Она, как камертон, задает тон всему посту. Первая неделя своей строгостью помогает войти в ритм поста, взять правильный старт. Так, начиная долгий заплыв или забег, необходимо правильно взять дыхание. Тогда нетрудно будет пройти всю дистанцию. Дай Господь, чтобы грядущий пост был благоприятен для нас, помог нам заглянуть в глубь себя, стать лучше, справиться с нашими грехами. Будем поститься «постом приятным»! Иерей Димитрий Шишкин, клирик храма Трех святителей г. Симферополя: — Пост — это время сознательных усилий, которые помогают нам приобрести иное видение мира — то, что Господь называет Царствием Божиим внутри нас. Известно, что греческое слово «метанойя» — «покаяние», буквально означает «изменение сознания». Человек призван к преображению собственной жизни, не случайно евангельская проповедь Иисуса Христа начинается словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» Мф.
Но мы порой не вполне понимаем, что такое покаяние. Нам кажется, что это краткое событие внутренней жизни, момент сокрушения о грехах, за которым тянутся дни обыденности и привычной рутины. Конечно, и такое «внезапное» покаяние — это дар Божий, и оно способно перевернуть строй души человека. Но можно еще понимать покаяние как путь постепенного, терпеливого преображения жизни. И этот путь невозможен без поста. Вот что важно понять: пост — это не только и даже не столько воздержание от скоромной пищи. Есть люди, которые мясо не едят вовсе, есть те, кто воздерживается от пищи ради телесной красоты, а есть и такие, кто питается скудно по скудости средств. Последние обычно так и говорят: «О, у меня вся жизнь — сплошной пост! Нас пленяют вещи, на которые мы зачастую просто не обращаем внимания. Для кого-то выключить на пару месяцев телевизор, перестать играть в компьютерные игры или слушать музыку — это подвиг ничуть не меньший, а может и больший, чем отказ от мяса.
И у каждого есть свои слабости и пристрастия, которые не просто расслабляют душу, а привязывают ее к земле. Душа теряет вкус духовной жизни и становится, если можно так выразиться, «плотской». Она привыкает к множеству уютных сластей и в этих сластях теряет память о себе и о своем небесном призвании. Обычно в начале поста люди несут на исповедь длинные «свитки» грехов, выписанных из покаянных книг. Но кроме такой пространной исповеди, хорошо бы каждому определить несколько основных своих грехов — то, что особенно мешает приблизиться к Богу. Это может быть гневливость или склонность к осуждению, пустословие… У каждого свое. Отметив эти грехи, обратив на них особенное внимание, можно с Божией помощью начать и борьбу с ними. Любая борьба с грехом начинается с внимания к себе, к своей внутренней жизни. Когда Господь призывает нас «бодрствовать» Мк. Сатана проявляет себя в человеке через греховные движения в душе, называемые прилогами.
Если человек внимателен к себе и знает, с чем он намерен бороться, то эти моменты вспышек в душе греховных мыслей и чувств он не пропустит. А дальше начинается самая настоящая война. Нужно эти прилоги решительно отвергать, не соглашаться с ними, говорить в душе: это не я так думаю, а ты, сатана; отойди от меня! Причем чем сильнее «нападение» греховных мыслей и чувств, тем внимательнее и усерднее должна быть молитва. В таких сильных страстях, как гнев, блуд, гордость, все происходит очень быстро, в долю секунды воспламеняется душа греховным чувством. Святой праведный Иоанн Кронштадтский советует: «Быстроте вражеского нападения противопоставляй быстроту умственного и сердечного воззрения к Богу, ни на мгновение не позволяй себе увлекаться его обманом, но зри выну ко Господу». В такие моменты нет места рассуждению, надо просто молиться, и лучше всего подходит молитва краткая, например «Господи, помилуй! Вообще при воспламенении души греховным чувством или при буре греховных помыслов нужно всецело предавать себя в руки Божии. Часто от нападения греховных мыслей и чувств человек впадает в уныние. Но нужно знать, что в самом появлении в душе прилогов, какими бы безумными и мерзкими они ни были, греха еще нет.
Так действует на душу сатана. И если человек решительно отвергает эту мерзость — греха нет, как бы долго это насилие над душой ни продолжалось и каким бы свирепым оно ни было. Эта внутренняя брань необходима для очищения души, для утверждения в вере и доступна человеку везде, где бы он ни находился: дома ли, на работе или на улице.
Канон этот назван Великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству содержащихся в нем тропарей — около 250 в обычных канонах их около 30. Для чтения на первой седмице поста канон разделяется на четыре части, по числу дней. В среду и четверг к Великому канону прибавляется несколько тропарей в честь преподобной Марии Египетской, пришедшей из глубокого духовного падения к высокому благочестию.
Великий канон завершается тропарями в честь его творца — святого Андрея Критского.
Тема: «Святитель Алексий Московский и благоверный князь Димитрий Донской» В игре приняли участие команды Западного викариатства: «Рудненцы», команда храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском; «Георгиос», команда храма Всех Святых […] Представители молодёжных объединений Западного викариатства приняли участие в в работе профильной итоговой конференции 8 декабря 2021 года в храме преподобного Андрея Рублева в Раменках состоялось итоговое совещание ответственных за молодёжное служение на приходах Западного викариатства. Календарь новостей.
Оно закрепилось в культуре — в этот день делали уборку в доме после Масленицы. Вся неделя отличается особой строгостью поста в пище и продолжительными богослужениями. Весь пост, кроме суббот и воскресений, в храмах читается молитва святого Ефрема Сирина. В эти дни она включается и в домашнее молитвенное правило. В первые четыре дня первой седмицы Великого поста с понедельника по четверг, 18 марта — 21 марта вечером в храмах читается Великий покаянный канон Андрея Критского.
Части канона, которые будут читаться в этот день, отмечены в специальном издании — эту небольшую книжечку можно приобрести в церковной лавке или скачать в интернете и следить за службой по ней. Необходимо заранее узнать о времени начала богослужения в вашем храме — оно может варьироваться в промежутке от 16 до 19 часов вечера.