Баку сообщил на днях об аресте 12 азербайджанцев, обвиняемых в шпионаже в пользу Ирана. Азербайджанцы в Иране составляют азербайджанскую диаспору в количестве более 32 миллионов человек. Главная» Новости» Иран и азербайджан новости.
Возглавит ли Иран азербайджанец?
До начала армяно-азербайджанского конфликта азербайджанонаселённые пункты существовали во многих регионах Армении, включая Ереван, где они до Октябрьской революции составляли крупнейшую этническую группу, превышая по численности армян [47]. В конце XIX века 77 тыс. В Турции азербайджанцы традиционно заселяют приграничные с Арменией районы: провинции Карс, Игдыр и округ Шенкая провинции Эрзурум. В постсоветскую эпоху в результате эмиграции из Азербайджана азербайджанцы расселились во многих городах Турции и США.
В Туркмении азербайджанцы наиболее компактно проживают в городах Туркменбаши Красноводск и Ашхабад [49].
Что происходит в Иране и к чему может привести усиление националистических настроений в обществе, разбиралась «Лента. Зыбкий баланс Недовольство иранцев чрезмерным вмешательством духовенства в их частную жизнь накапливалось последние двадцать лет. Но до недавнего времени теократическому режиму все же удавалось находить общий язык с людьми, требующими больших светских свобод. Экс-президент страны Хасан Рухани , позиционировавший себя как реформатор, шел на уступки людям и выступал за отмену чрезмерно жестких религиозных правил. Удавалось не все. Духовный лидер Ирана, Аятолла Али Хаменеи , обладающий всей полнотой власти рахбар , блокировал президентские реформы. Однако сам факт, что прогрессивный президент выступает на стороне общества и спорит с духовенством, внушал людям оптимизм. Кроме того, Рухани поддерживал расширение прав национальных меньшинств Ирана. При нем проживающие на севере страны азербайджанцы — самое многочисленное иранское нацменьшинство — получили возможность изучать родной язык в начальной школе в качестве факультативного предмета.
Власти много лет проводили политику ассимиляции курдов, белуджей, азербайджанцев, арабов, и это им в целом удавалось. Независимо от этноса, жители Ирана определяли себя прежде всего как иранцы, а уже потом упоминали принадлежность к той или иной этнической группе. Время от времени недовольство вызывало то, что они ограничены в культурных и образовательных правах, и это выливалось в протесты. Однако власть оставалась глуха к ним. Реформы Рухани так и не коснулись фундаментальных принципов иранской государственности. Полиция нравов по-прежнему контролирует частную жизнь людей, а этнические меньшинства ограничены в правах быть представленными в политических институтах, бизнесе и культуре. В августе 2021-го, когда пост президента занял Ибрахим Раиси — друг и единомышленник аятоллы Хаменеи — консерватизм снова взял вверх над светскостью, и преобразования предыдущего главы государства заморозили. Раиси прочат в преемники Верховного лидера — Аятолла Хаменеи стар и слаб здоровьем и в любой момент может отойти от дел. Раиси использует свои президентские полномочия для ужесточения норм шариата в стране, что усиливает недовольство в обществе, особенно среди жителей городов. Первыми возмутились иранские женщины.
Сначала они снимали видео, как отрезают волосы и сжигают хиджабы, а затем вышли на массовые акции протеста. Но постепенно демонстрации перекинулись на северо-запад Ирана, где проживает курдское меньшинство. Зазвучали призывы не только наказать виновных в гибели Амини. Толпа потребовала отставки правительства, а на похоронах Махсы скандировала «Смерть диктатору». Этот лозунг в последние пару лет используется в отношении верховного лидера аятоллы Али Хаменеи. Чтобы пресечь провокации, полиция открыла огонь по толпе, но часть подразделений перешла на сторону протестующих. Кроме того, демонстрантов поддерживает Фарах Пехлеви — вдова бывшего иранского монарха Резы Пехлеви — и все представители бывшей правящей династии. Постепенно демонстрации распространились на другие регионы Ирана и захлестнули 20 провинций из 31-й, а что самое главное — приобрели националистический характер.
Сегодня в мире насчитывается около 35 млн. Самое интересное так это то, что подавляющее большинство азербайджанцев проживает не в самом Азербайджане 10,1 млн. Но как так получилось, что в соседнем Иране азербайджанцев проживает больше, чем в самом Азербайджане? Карта района проживания азербайджанцев. В соседнем Иране азербайджанцев проживает в 3 раза больше, чем в самом Азербайджане изображение взято из открытых источников Карта района проживания азербайджанцев. В соседнем Иране азербайджанцев проживает в 3 раза больше, чем в самом Азербайджане изображение взято из открытых источников Азербайджанский народ сформировался на рубеже 15 и 16 веков в результате ассимиляции тюркских кочевников и местного персидского населения. В этот же период после падения империи Тимуридов к власти приходит Исмаила I, так возникает династия Сафевидов, которая образует империю с одноименным названием. Одной из особенностей Сафевидского государства так это то, что в нем было два ведущих и государствообразующих этноса: азербайджанцы и персы иранцы. Но на рубеже 18 и 19 веков Персидское государство ослабевает и проигрывает войны со своим северным соседом Россией. Так в ходе русско-персидской войны 1804-1813 гг Персия подписывает Гюлистанский договор в результате которого передаёт России свои северные территории Восточная Армения, Восточная Грузия, Дагестан и Северный Азербайджан. После русско-персидской войны 1828-1829 гг. Согласно Туркманчайскому договору граница между двумя империями прошла по реке Аракс, в результате этого раздела Северный Азербайджан населенный преимущественно азербайджанцами , оказался в составе России, а южный Азербайджан остался за Персией. Так один народ азербайджанский народ оказался разделенным между двумя государствами. Но в 1829 году в результате бунта персидских фанатиков Грибоедов трагически умирает изображение из открытых источников кстати в разработке Туркманчайского договора принимал русский дипломат и писатель А.
Но приверженность Ирана тому, что суверенитет Азербайджана распространяется и на Нагорный Карабах с чем официально соглашается и Армения, и Россия , не означает, что Тегеран занимает проазербайджанскую позицию. Прямо в разгар острой фазы конфликта, 19 сентября, министр иностранных дел Ирана Хосейн Амир Абдоллахиян провел встречу с армянским коллегой Араратом Мирзояном на полях сессии Генассамблеи ООН. Согласно короткому заявлению на сайте МИД Армении, два дипломата обсудили и ситуацию в Нагорном Карабахе, но детали их беседы не приводились. Значительное влияние Ирана в регионе признают и в Ереване. Президент Ирана Эбрахим Раиси и Пашинян созванивались 9 сентября. Они обсудили скопление войск Азербайджана вокруг Нагорного Карабаха и согласились, что споры нужно решать с помощью дипломатии, а не оружия. Во время переговоров Базрпаш сказал, что участие сторонних сил в разрешении кризиса между Арменией и Азербайджаном не нужно, а страны региона должны справиться сами. Содействие иностранцев извне, по его словам, только «усугубит существующие проблемы». Какие именно страны нужно считать инородными для региона, он не уточнил. Но на фоне сентябрьского военного обострения, которое продлилось два дня, риторика иранских политиков и дипломатов изменилась. Он обвинил Азербайджан в стремлении изменить границы в регионе «совместно с сионистским режимом так в Иране нередко называются Израиль — прим. Борьба за торговые пути «Любая серьезная война, которая может произойти на Кавказе, это война против Ирана. Мы готовы», — заявляли в КСИР 15 сентября. Судя по всему, иранцы, признающие Карабах азербайджанским, решили тем самым предостеречь Баку от прямого конфликта с Арменией. Иран, в отличие от Турции и Пакистана, не разорвал дипломатические отношения с Арменией, но при этом поддержал территориальную целостность Азербайджана. Также Иран не присоединился к экономической блокаде Армении, благодаря чему часть потребностей страны обеспечивалась за счет маршрутов через иранскую территорию. Армянский дипломат Гегам Гарибджанян, работавший тогда послом в Тегеране, даже окрестил этот путь «дорогой жизни». Во время Второй Карабахской войны 2020 года Иран оставался нейтральным и заявлял, что судьба Карабаха должна решиться путем переговоров, посредником в которых он может выступить. В июле 2022 года верховный лидер Ирана Али Хаменеи заявил , что Иран «рад возвращению Карабаха в состав Азербайджана». Но при этом Иран выступает против любой блокировки границы с Арменией, добавил он. Иран опасается, что Азербайджан хочет занять Сюникскую область, которую в Азербайджане называют южной частью исторической области Зангезур, поясняла Лана Раванди-Фадаи. Это регион на юге Армении, который соединяет ее с Ираном и разделяет Азербайджан с его эксклавом — Нахичеванской автономной республикой. Но Сюникская область важна не столько с точки зрения территориально-этнических противоречий, сколько как важный транспортный коридор. Страны региона стремятся развивать собственные варианты маршрута из Азии в Европу, каждый из которых конкурирует друг с другом. Так, Армения и Иран через Сюникскую область хотят построить коридор «Персидский залив — Черное море», который должен стать частью торгового маршрута из Индии в Европу.
Иранские азербайджанцы - Iranian Azerbaijanis
Там проживают азербайджанцы и это известно, еще в советское время в сборниках указывалась цифра в 3 тысячи азербайджанцев, проживающих в Ираке. (В 2006-м посол Ирана в Азербайджане Афшар Сулеймани отмечал, что в настоящее время в Иране проживает более 35 миллионов азербайджанцев). На территории собственно Ирана за сепаратистскую пропаганду периодически арестовываются азербайджанцы, однако среди них значительную часть составляют не столько даже жители азербайджанских провинций Ирана, сколько выходцы из суверенного Азербайджана.
Сколько азербайджанцев живёт?
Азербайджанцы в Иране проживают преимущественно в северо-западных провинциях Азербайджанской республики Иран, таких как Ардебиль, Захедан и Вест-Азербайджан. Где живут азербайджанцы. Азербайджанский паспорт переместился с 74-го на 72-е место Индекса из-за изменений в позициях других стран. Табаар восстанавливает историю отношений между Ираном и Азербайджаном за последние годы и отмечает, что напряженность между Баку и Тегераном стала нарастать после победы Азербайджана в 44-дневной Второй Карабахской войне. Азербайджанцы в Иране преимущественно проживают в северо-западных провинциях: Восточный и Западный Азербайджан, Ардебиль и частично Зенджан. Табаар восстанавливает историю отношений между Ираном и Азербайджаном за последние годы и отмечает, что напряженность между Баку и Тегераном стала нарастать после победы Азербайджана в 44-дневной Второй Карабахской войне.
Какие народы живут в Иране….
Сепаратизм Однако, не все азербайджанцы ассимилировались с иранской культурой. В отдельных районах Ирана имеют место сепаратистские тенденции, негласно поддерживаемые Азербайджаном и Турцией. По мнению многих, в Иране все еще имеет место притеснение тюркской культуры. В 2003 по северо-западу Ирана прокатилась волна массовых демонстраций азербайджанцев. С тех пор позиция иранских властей в отношении националистических организаций стала заметно жестче. В июле того же года была показательно казнена 19-летняя студентка-азербайджанка, принимавшая участие в протестах.
Проживают также в Куме, Меркези ,Керманшахе. Крупные азербайджанские общины имеются Кередже, Мешхеде.
Очень сложно дать точную оценку населения, так как сообщалось, что иранские власти вмешиваются в официальную статистику. Северо-запад современного Ирана и территория Азербайджанской Республики является родиной азербайджанцев.
Об этом Oxu. Az сообщает со ссылкой на Modern. По неофициальным данным, больше всего азербайджанцев за пределами Азербайджана проживает в Иране — 30 миллионов человек, Турции — 3 миллиона человек и России — 2 миллиона человек.
Несколько тысяч спаслись бегством, эмигрировав в СССР. С автономией иранского Азербайджана было покончено. В азербайджанском кризисе новый шах Ирана Мохаммад Реза Пехлеви показал себя решительным сторонником идеи своего отца — Реза-шаха отречённого от престола и передавшего бразды правления сыну в 1941 г. После Второй мировой войны постепенно в шахском Иране стала формироваться идеология, которую можно определить как «пехлевизм» - то есть персидский национализм, источником и вдохновителем которой объявлялась эпоха Великой персидской империи династии Ахеменидов VI — IV века до н. И в этой идеологии мест для азербайджанского этноса не предусматривалось. Именно в период правления М. Пехлеви наиболее активно происходил процесс ассимиляции азербайджанцев в «персидский мейнстрим». Это не в последнюю очередь было связано с реформами «Белой революции», начатой шахом в начале 1960-х годов в целях ускоренного развития промышленности, современного сельского хозяйства, в целом - капитализма в стране. Под воздействием шахских реформ азербайджанцы в Иране, говоря условно, расслоились на три, если так можно сказать, фракции. Это сельские жители северных, азербайджанских районов страны, приверженцы традиционного образа жизни; азербайджанцы — жители крупных городов, в том числе интеллигенция и образованные люди, продолжающие идентифицировать себя как азери; и, наконец, значительная масса людей, «растворившаяся» в титульной нации, считающих себя иранцами. В такой, или приблизительно в такой, ситуации встретили иранские азербайджанцы исламскую революцию в Иране. Стоит напомнить, что идеологи и практики исламской революции в Иране отрицали национальный вопрос, поскольку в принципе отрицали такое явление, такое понятие как нация, по сути, заменяя его религиозной идентичностью. Поэтому в основополагающих документах ИРИ нет термина «национальное меньшинство». Все граждане Исламской Республики — иранцы, некоторые из которых принадлежат к официальным «религиозным меньшинствам» - христианам армяне , зороастрийцам и иудеям евреи. Азербайджанцы — это братья — шииты, которые говорят на другом языке. При этом именно иранские азербайджанцы были в авангарде широкой антишахской коалиции, которая привела к свержению шахского режима. Исламская революция началась в январе 1978 года с расстрела шахской полицией в Куме демонстрации студентов в поддержку аятоллы Хомейни. На сороковой день гибели людей в феврале вспыхнуло восстание в азербайджанском Тебризе, в котором приняло участие около 100 тысяч человек и привело к массовым жертвам. Призывая к автономии, азербайджанцы требовали демократии, свободы мнений и освобождения от иностранного влияния, которое было персонифицировано в самом шахе. С начала революции в Иранском Азербайджане очень сильны были либеральные и левые группировки, в особенности Организация моджахединов иранского народа ОМИН или Моджахедин-э Халк. В решении национального вопроса среди левых не было единства. Часть из них выступала за развитие национально-демократической революции в масштабах всей страны и считали, что с её победой будут разрешены национальные проблемы. Другие своей первоочерёдной задачей видели создание национальных автономий и проведение в рамках них социальных преобразований. Обострение же обстановки в Иранском Азербайджане было связано не столько с движением за автономию, сколько с политической борьбой за власть между некоторой частью азербайджанских финансово-предпринимательских и местных религиозных кругов с «персидским» духовенством и поддерживавшей их персидской то есть неазербайджанской буржуазией. Правящей религиозной элите в Тегеране был противопоставлен свой местный религиозный лидер - великий аятолла Мохаммад Казем Шариатмадари - выходец из азербайджанской среды. Пока лидер исламской революции аятолла Хомейни находился в эмиграции, Шариатмадари считался главным религиозным авторитетом в Иране. Большая часть верующих азербайджанцев относилась к числу его последователей. После победы исламской революции отношения между двумя великими аятоллами Шариатмадари и Хомейни приняли натянутый характер. Шариатмадари открыто не разделял концепцию Хомейни велайат-е факих, лёгшую в основу государственной власти ИРИ. Разногласиями между Хомейни и Шариатмадари попытались воспользоваться азербайджанские националисты, пытавшиеся установить в Иранском Азербайджане местную автономию. Противоборство между Шариатмадари и Хомейни достигли своего апогея в декабре 1979 года и январе 1980 года, когда в Куме и Тебризе произошли столкновения между последователями обоих аятолл. На массовых демонстрациях, прошедших в декабре 1979 года в Тебризе, было выдвинуто требование предоставление автономии азербайджанцам и другим этническим меньшинствам. Поскольку Шариатмадари придерживался религиозного принципа решения межнациональных проблем, то он не стал лидером автономистов. Сам он в конечном итоге оказался под домашним арестом и был обвинён в причастии к государственному перевороту. Одной из важнейших причин отсутствия в Иранском Азербайджане массового движения за автономию являлось то, что при исламском режиме представители азербайджанцев получили доступ к высшим эшелонам власти. Многие ключевые позиции в политической системе Ирана находились в руках лиц азербайджанского происхождения. Некоторые азербайджанцы прямо заявляли, что они менее заинтересованы в своём участии в самоуправлении в Азербайджане, чем в управлении всей страной. В 1981 года президентом и премьер-министром Ирана стали азербайджанцы Али Хаменеи нынешний верховный лидер и Мир-Хосейн Мусави соответственно. В Тебризе проходили митинги под лозунгами «Будем бороться с любым проявлением сепаратизма», «Азербайджанский народ душой и телом поддерживает шиитское духовенство». Не стоит забывать, что во время ирано-иракской войны 1980 — 1988 гг. В настоящее время азербайджанцы в Иране считаются этнической группой, составляющей неотъемлемую часть иранской нации. Как писал в 1987 году в своей статье «От шаха до Хомейни» посол СССР в Иране Виноградов, «благодаря своей многочисленности, экономической и культурной развитости, азербайджанцы с течением времени органически вросли в иранское общество и не стали там так называемым «национальным меньшинством». В Тегеране — центре политической, экономической и культурной активности — было около полутора миллионов азербайджанцев». После провозглашения независимости бывшего Советского Азербайджана 1991 г.
Азербайджанцы — народ без названия, но с древними корнями
Многие ключевые позиции в политической системе Ирана находились в руках лиц азербайджанского происхождения. Некоторые азербайджанцы прямо заявляли, что они менее заинтересованы в своём участии в самоуправлении в Азербайджане, чем в управлении всей страной. В 1981 года президентом и премьер-министром Ирана стали азербайджанцы Али Хаменеи нынешний верховный лидер и Мир-Хосейн Мусави соответственно. В Тебризе проходили митинги под лозунгами «Будем бороться с любым проявлением сепаратизма», «Азербайджанский народ душой и телом поддерживает шиитское духовенство». Не стоит забывать, что во время ирано-иракской войны 1980 — 1988 гг. В настоящее время азербайджанцы в Иране считаются этнической группой, составляющей неотъемлемую часть иранской нации. Как писал в 1987 году в своей статье «От шаха до Хомейни» посол СССР в Иране Виноградов, «благодаря своей многочисленности, экономической и культурной развитости, азербайджанцы с течением времени органически вросли в иранское общество и не стали там так называемым «национальным меньшинством». В Тегеране — центре политической, экономической и культурной активности — было около полутора миллионов азербайджанцев». После провозглашения независимости бывшего Советского Азербайджана 1991 г. При этом традиционно-исторические этно-религиозные проблемы оставались и даже разрастались, наполняясь новым политическим содержанием. Первый год, после распада Советского Союза, были открыты границы, и сотни семей по обе стороны начали активно навещать друг друга.
Расширились связи между азербайджанцами двух стран во всех аспектах. Первоначально иранские власти приветствовали контакты по обеим сторонам границы, надеясь на распространение своего шиитского влияния на новорожденную Азербайджанскую Республику. Однако вскоре они осознали, что АР не восприимчива к религиозной пропаганде[6], более того, влияние происходит в обратном направлении. И к концу 1992 года начали ставить препятствия на пути контактов и с целью их сокращения. Так, например, в отличие от своей политики в отношении беженцев из Афганистана и Ирака, иранские власти отказались принять азербайджанских беженцев спасающихся из районов боевых действий с Арменией, опасаясь интенсивного общения между беженцами и «своими» азербайджанцами. Несомненно, эти войны послужили источником вдохновения для массы иранских азербайджанцев, чтобы попытаться вернуть отношения со своими «северными братьями» на прежний уровень после десятилетий взаимной изоляции. Аналогичным образом, экономический и политический подъем Турции, её активность в поддержке Баку заставил многих иранских азербайджанцев заново открыть свои этно-лингвистические и культурные корни и пересмотреть отношение к своему тюркскому наследию, как к источнику гордости. В результате, примерно за последние 25 лет, гораздо больше иранских азербайджанцев стали больше уделять внимания и гордиться своим тюркским культурным наследием. Именно после провозглашения АР, после первой армяно-азербайджанской войны азербайджанскому вопросу в Тегеране стали уделять особо пристальное внимание. Тем более число оппозиционных азербайджанских группировок возрастало.
По данным материалов, подготовленных по заказу Отдела международной защиты Управления Верховного комиссара ООН по правам человека, Австрийским центром исследований и документации в сфере информации о странах происхождения и по вопросам убежища АККОРД , которые приводятся в сборнике 2015 г. Выступления иранских азербайджанцев с разной интенсивностью происходят практически ежегодно. В 2003 году по северо-западу Ирана прокатилась волна массовых демонстраций азербайджанцев. В июле того же года была показательно казнена 19-летняя студентка-азербайджанка, принимавшая участие в протестах. В 2006 году разгорелся новый скандал вокруг высмеивающей азербайджанский язык карикатуры, напечатанной в государственной газете, вылившийся в тысячные акции протеста в городах Ирана с преимущественно азербайджанским населением. Иранские службы безопасности жестко подавили демонстрации, убив, как минимум четырех человек, ранив сорок три человека и арестовав сотни азербайджанцев. В 2011 массовые общеиранские антиправительственные выступления мотивировали даже политически индифферентных иранских азербайджанцев к протестам. Они были обеспокоены тем, что государство допускает дискриминацию азербайджанцев, неуважительное отношение к их наследию, а также экологическим проблемам. С тех пор позиция иранских властей в отношении националистических организаций стала заметно жестче. Представители азербайджанской оппозиции подвергаются тюремному заключению или даже казни.
Однако, объективно говоря, хотя «азербайджанский вопрос» неоднозначная проблема для Тегерана, но всё же национальное движение азербайджанцев в ИРИ, несмотря на множество различных группировок и организаций, несмотря на иногда массовые выступления, громкие заявления своих лидеров, не столь значительно и влиятельно. Рассмотрим здесь численность иранских азербайджанцев, которая чрезвычайно приблизительна и вряд ли поддаётся точному подсчёту. По данным переписи 2016 года, на всей территории ИРИ проживает 16,5 млн. В отчете Государственного департамента США от 2015 года упоминается о 13 млн. Для них верность иранскому шиитскому государству важнее их этно-лингвистических корней и региональной идентичности. Аналогичные позиции, правда, уже с ирано-националистическим оттенком разделяют, с одной стороны, лица, признающие себя азери, занимающие самые различные должности в иранском истеблишменте, и, конечно, ассимилировавшиеся «бывшие» азербайджанцы. Поэтому националистический азербайджанский флаг держат, прежде всего, часть ирано-азербайджанской интеллигенции и студенчества. В заключении можно констатировать, что «азербайджанский вопрос» в ИРИ — это «вечная» историческая проблема для Тегерана, затрагивающая напрямую его нынешнюю внутреннюю и внешнюю политику. В то же время, сегодня иранские власти уверенно контролируют все направления, все проявления национально-азербайджанского движения в стране. Пресекаются все акции, все протесты националистически настроенных азербайджанцев, осуществляются жесткие меры, проводятся аресты активистов.
В настоящее время широкомасштабные акции иранских азербайджанцев за свои национальные права, против существующего режима маловероятны. Однако в случае подъема общеиранского движения вследствие ухудшения социально-экономического положения всего населения ИРИ вполне возможно использование со стороны азери этой протестной волны для отстаивания азербайджанской автономии в стране. Влияние азербайджанского фактора на внешнюю политику ИРИ также очевидно.
В XIX веке представителей этой этнической группы называли «кавказскими татарами», «кавказскими турками», «кавказскими мусульманами» или просто «мусульманами», а начиная с 30-х годов прошлого века официально вошло в употребление обозначение «азербайджанцы» - по названию нового гособразования, в котором они оказались в данном случае неважно, обосновано это название исторически или нет. Однако процесс консолидации этого в одночасье объявленного титульным тюркоязычного конгломерата - несмотря на огромные усилия властей Азербайджанской ССР и Республики Азербайджан - до сих пор нельзя считать завершенным. Подтверждение тому - наличие большого количества локальных кланов и субэтнических групп, а также тот показательный факт, что в течение почти двух веков у этой тюркоязычной массы так и не возникло собственного этнонима. Ведь даже сейчас активный поиск приемлемого названия наряду с поиском генезиса продолжается, хотя и превалирует термин «азербайджанцы». Народ же, проживающий на северо-западе Ирана и говорящий в обиходе на тюркских диалектах часть которого, кстати, все еще сохраняет свой исконный иранский язык, имевший хождение до языковой тюркизации края , имеет исключительно иранское самосознание. Весь ареал обитания данной тюркоязычной группы входит в историческую провинцию Большого Атурпатакана, который и являет собой настоящий Азербайджан.
Разумеется, в результате целенаправленной работы азербайджанских властей, СМИ и многочисленной щедро финансируемой агентуры, посредством создания декоративных организаций типа «Всемирной организации азербайджанцев», объединяющей якобы 50 млн. Но совершенно очевидно - и в свое время это было отмечено даже таким ярым поборником «азербайджанского единства», как бакинский академик Зия Буниатов, - что тюркоязычные граждане северо-западных провинций Ирана абсолютно безучастны к тому, что они составляют якобы часть разделенного Араксом народа под названием «азербайджанцы». И, действительно, если до сих пор не завершен сам процесс этнической консолидации титульной нации Азербайджанской Республики, как можно утверждать, что она является частью народа, находящегося в составе другого государства, причем народа автохтонного и тысячелетиями пребывающего в совершенно другом общественно-политическом, культурном и даже цивилизационном пространстве? Я опускаю тот факт, что сегодняшняя титульная нация Республики Азербайджан фактически сформирована на северотатском иранском субстрате общеизвестно, что во время присоединения к России в конце 30-х годов XIX века Дербент, весь Апшеронский полуостров и даже весь Ширван были по большей части татоязычными. Население же северо-западных провинций Ирана, то есть азербайджанцы исконные, иранские, всегда были оплотом иранской государственности. Достаточно сказать, что паниранизм как культурное течение, противостоящее тюркизму, возник именно здесь.
Живут также в провинциях Гилян , Курдистан , Кум и Тегеран. В основном — мусульмане - шииты. Иранские азербайджанцы являются потомками тюрок-огузов, смешавшихся с местным, в основном ираноязычным населением в XI—XVII веках. До Исламской революции 1979 иранские азербайджанцы сталкивались с ограничениями в правах. В частности, Пехлеви запретили использование азербайджанского языка в образовании, прессе и делопроизводстве. Однако, идеология Хомейни основывалась на единении мусульманских народов, и с тех пор азербайджанцы практически не испытывали притеснений по национальному признаку.
Подписывайтесь на наш канал в WhatsApp , и будьте в курсе главных новостей!
Смогут ли азербайджанцы Кавказа и Ирана объединиться?
Баку сообщил на днях об аресте 12 азербайджанцев, обвиняемых в шпионаже в пользу Ирана. Табаар восстанавливает историю отношений между Ираном и Азербайджаном за последние годы и отмечает, что напряженность между Баку и Тегераном стала нарастать после победы Азербайджана в 44-дневной Второй Карабахской войне. В азербайджанских провластных СМИ практически сразу стали обсуждать версию о причастности иранских спецслужб. азербайджанцев проживают в Иране (четверть населения страны). Обучение в школах Ирана возможно только на фарси. страна, которая живет под санкциями больше сорока лет.
Foreign Policy Association: Большую часть населения Иревана составляли азербайджанцы
Верующие главным образом мусульмане-шииты, на севере Азербайджана и юге Дагестана есть также сунниты ханафитского мазхаба. Кому генетически близки азербайджанцы? Какой расе относятся азербайджанцы? Антропологически большая часть азербайджанцев относится к каспийскому подтипу европеоидной расы.
Сюда же включают кумыков, цахуров, татов-мусульман, талышей, а также часть курдов и туркмен.
Помимо этого они населяют районы области Кахетия 40 тыс. Часть азербайджанцев проживает в Тбилиси 11 тыс. До начала армяно-азербайджанского конфликта азербайджанонаселённые пункты существовали во многих регионах Армении, включая Ереван, где они до Октябрьской революции составляли крупнейшую этническую группу, превышая по численности армян [47]. В конце XIX века 77 тыс. В Турции азербайджанцы традиционно заселяют приграничные с Арменией районы: провинции Карс, Игдыр и округ Шенкая провинции Эрзурум.
Они подразделяют провинцию Азербайджан на две административные единицы — западную, с центром в Мараге, и восточную, с центром в Ардабиле арм. В более поздний период, однако, место Ардабиля занимает Табриз арм. Население Азербайджана до инфильтрации тюркских племён было исключительно ираноязычным. С середины XII века тюрки постепенно начинают заселять Азербайджан и прилегающие к нему с севера области Закавказья, изобилующие пастбищами для их многочисленных стад. В результате, уже к началу XVI века эти области, за исключением Армении, в значительной степени становятся тюркоязычными 13. С 1502 года Азербайджан становится оплотом вновь образовавшегося иранского государства Сефевидов — выходцев из Ардабиля и говоривших на местном иранском наречии азари, древнем языке населения Азербайджана, который сохранился вплоть до XVI века и находился в близком родстве с прикаспийскими иранскими диалектами — талышским, южнотатским, гилянским, мазандаранским, гурани и заза. По преданию, основатель династии Шейх Сафи-ад-дин Ардабили писал стихи на своём родном языке. Судя по всему, этот конгломерат диалектов так и не трансформировался в единый язык и исчез с исторической арены. В такой форме существовал и язык древних кавказских албанцев. Точно в такой системе функционирует и язык нынешних курдов — массив диалектов, довольно разрозненных и порою весьма далёких друг от друга. Часть этих языковых островков, известных под общим названием южнотатский, ещё и поныне существует в Азербайджане. Schwartz, Iran im Mittelalter nach den arabischen Geographen, Bd. Наряду с косвенными историческими данными о языке азари, сохранились и прямые текстовые свидетельства в виде отдельных вкраплений цитаций в произведениях, написанных по-персидски, образцов поэтического творчества, в том числе больше десятка стихотворных отрывков, приписываемых тому же Шейх Сафиаддину — родоначальнику Сефевидов. Указанные тексты, называемые фахлавийат-е азари, вкупе с данными исторической диалектологии, позволяют в точности определить место этого исчезнувшего иранского диалекта в контексте окружающих его близкородственных наречий 14. Слово можно перевести как «азербайджанец», «азербайджанский». Оно употребляется и для обозначения тюркских диалектов этого края, а также — вследствие близости к ним диалектов, распространенных на смежных территориях севернее Аракса, — и по отношению к последним. Асатрян, «Заметки об азари, исчезнувшем языке Азербайджана», К освещению проблем истории и культуры Кавказской Албании и восточных провинций Армении, Ереван, 1991, сс. Однако, в качестве этнонима для населения бывшей советской республики термин азари или азери раньше никогда не применялся. Такое словоупотребление только недавно вошло в обиход, в том числе и в нашей печати. Употребляемый же в русской простонародной речи по отношению к гражданам Азербайджанской Республики термин азер и его ненормативный вариант азик — просто сокращенная форма от «азербайджанец», никак не связанная с термином азари в его историческом измерении. Демографическая картина провинции Азербайджан в Иране даже после нашествия тюрков не претерпела существенного изменения: население осталось на месте, произошла лишь смена языка — точно по такой же схеме, как в случае с языковой иранизацией доарийского населения Ирана, описанной мною в начале этого повествования. Большинство путешественников X—XIV вв. Насир Хосров, Марко Поло, Ибн Баттута выделяют в рассматриваемой области в основном иранский этнический элемент. Переход к тюркской речи приобрёл массовый характер только после XVI века. Проведённое недавно иранским учёным Вахидом Рашидвашeм уроженцем Мараге антропометрическое кефалометрическое и генетическое исследование населения Азербайджана Атурпатакана показало, что азарийцы Ирана, несомненно, являются автохтонной популяцией местности и почти не отличаются от других региональных групп страны, в частности «персов» и курдов. Полученные результаты показывают, что они относятся к грацильному варианту Переднеазиатского антропологического типа южноевропеоидной ветви 15. Один из в высшей степени показательных признаков иранской атрибуции Азербайджана — топонимия края, которая — не считая поздних тюркских элементов с топоформантами —ли, -кенди, -пинар и т. Понятно, если название городов Табриз или Ардабиль имеют однозначно иранскую этимологию, то очевидно, что население этих мест в старину не могло быть тюркским. Разумеется, тюркская речь была привнесена сюда позднее, а обитатели этих городов по всем прочим параметрам — иранцы или, скорее, автохтоны региона, принадлежащие к доиранскому этническому корпусу северо-западных областей Иранского плато. Местная топонимия, действительно, подтверждает эту истину и наличием в ней урартских элементов, то и дело проскальзывающих в мощном иранском топонимическом слое. Diakonoff, S. Арутюнян, Топонимика Урарту, Ереван, 1985, с. Асатрян, «Заметки о топонимии Талышистана», Orientalia, том 11, Ереван, 2011, сс. И значение композита в целом остаётся непонятным. Ясно, что мы имеем дело с тюркской адаптацией более раннего иранского топонима. Это слово отмечено и в гидронимии региона ср. Доиранская, в частности хуррито-урартская топонимия в регионе, в том числе в Атурпатакане, насколько мне известно, до сих пор не была объектом специального исследования 17. То же самое относится и к изучению субстратных этнотопонимов и гидронимов типа Хар-хар, Гар-гар и т. Минорским 18. Достаточно сказать, что в целом в серьёзной работе Г. Гейбуллаева 19 этот пласт топонимов на территории Ширвана и Аррана вообще не рассматривается. В армянских источниках, начиная с Хоренаци V в. Но точный денотат этого древнего племенного обозначения до сих пор не установлен.
Кроме того, режим проводил широкую социальную политику. В Иране около 5 млн студентов, бесплатные или дешевые образование и медицина. Все это способствовало росту лояльности населения, включая нацменьшинства. Но проблема не исчезла. В настоящее время симпатии иранцев к режиму утрачены. Из-за неэффективной экономической системы в Иране государство играет ключевую роль в экономике, многие государственные предприятия являются низкодоходными или убыточными и американских санкций потребление в Иране в последние годы уменьшилось на четверть, выросли безработица и инфляция. К структурным кризисам добавились пандемия и ее последствия. Блеск официальной идеологии померк на фоне растущей бедности. Во время общенациональных протестов в 2018 г. Общество искало замену исламизму. На первый план вышел персидский национализм. Стихийные массовые собрания у гробницы Кира, основателя Персидской империи, вызвали удивление наблюдателей и репрессии со стороны сил безопасности.
Иранский Азербайджан и армянский след
Иран считает Нагорных Карабах частью Азербайджана, но призывает решать проблемы региона путем диалога. Так, в июле 2001 года военные самолеты Ирана пролетели над проводившими геологоразведочные исследования в азербайджанском секторе Каспийского моря кораблями и угрожали применением силы в случае, если азербайджанцы не остановят работы. страна, которая живет под санкциями больше сорока лет. Количество азербайджанских граждан, покинувших страну, в период с января по июль текущего года возросло на 19,8% — до 993,5 тысяч человек. Роль азербайджанцев в Иране демонстрируют все вышеперечисленные инциденты, и сегодня следует громко заявить, что каждый азербайджанец – иранец, а каждый иранец – азербайджанец. Баку сообщил на днях об аресте 12 азербайджанцев, обвиняемых в шпионаже в пользу Ирана.