Санкционное давление не остановило развитие российской науки, заявил ТАСС министр науки и высшего образования России Валерий Фальков. новостей науки России и мира, научным практикам и экспертное мнение на ключевые темы научной повестки. негосударственный институт развития, миссией которого является содействие росту национального человеческого капитала России путем формирования благоприятных условий для создания новых технологий и продуктов. Главная Наша деятельность Новости Председатель совета молодых учёных при Президенте Никита Марченков: Развитие российской науки остановить невозможно.
ТАСС Наука в соцсетях
Для развития науки, по словам парламентария, в первую очередь нужно исполнить указы Президента РФ в части ее финансирования. 2022-2031 годы объявлены Десятилетием науки и технологий в России. Здесь мы рассказываем о важнейших достижениях и самых интересных открытиях российских ученых, а также объясняем, как принять участие в мероприятиях Десятилетия. В Московском физико-техническом институте (МФТИ) и Университете науки и технологий МИСиС впервые в России создали четырехкубитный квантовый вычислитель. Постатейный рост: что мешает стабильному развитию российской науки Ситуация с научными исследованиями в России улучшается, но качество государственного регулирования по-прежнему препятствует практическому внедрению достижений ученых. Фундаментальная наука – прочный каркас науки прикладной, на которой строится новая промышленность России. Российская наука.
27 апреля 2024
- 27 апреля 2024
- Продолжая традиции российской науки
- ИИ помог врачам диагностировать психические расстройства
- Национальный проект «Наука и университеты»
Наука России ушла на экспорт: число докторантов за 12 лет сократилось в 5 раз
Кроме этого, проводится работа по строительству и модернизации научно-исследовательского флота, совершенствованию цифровой инфраструктуры, а также созданию комфортных условий для школьников, студентов, научных работников и педагогов. Национальный проект «Наука и университеты» включает в себя 4 федеральных проекта: Развитие человеческого капитала в интересах регионов, отраслей и сектора исследований и разработок; Развитие масштабных научных и научно-технологических проектов по приоритетным исследовательским направлениям; Развитие интеграционных процессов в сфере науки, высшего образования и индустрии; Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров. Развитие человеческого капитала в интересах регионов, отраслей и сектора исследований и разработок КАДРЫ Задача: повышение привлекательности российской науки и образования для ведущих российских и зарубежных ученых, молодых исследователей и обучающихся. Мероприятия направлены на: создание сбалансированной системы воспроизводства кадров для сектора исследований и разработок; повышение уровня квалификации управленческих кадров в сфере науки и высшего образования. В 2024 году: 362 500 бюджетных мест для очного обучения по программам бакалавриата и специалитета. Мероприятия направлены на: достижение значимых результатов по приоритетам стратегии научно-технологического развития России; повышение привлекательности российской науки и образования за счет создания мировых и региональных тематических центров. Сеть из 3 биоресурсных центров. Разработан НПА для создания и развития агробиотехнопарков.
Международные научные исследования на уникальной научной установке класса «мегасайенс» — Международный центр нейтронных исследований на базе высокопоточного реактора ПИК и в Комплексе сверхпроводящих колец на встречных пучках тяжелых ионов NICA. Мероприятия направлены на: создание интеграционных научно-образовательных и научно-производственных структур мирового уровня; повышение уровня региональных систем высшего образования и науки за счет консолидации ресурсов заинтересованных сторон, в том числе и регионов. В 2024 году: Поддержка научно-производственной кооперации 104 вузов, научных учреждений и производственных предприятий для реализации комплексных проектов по созданию высокотехнологичных производств. Сеть из 8 специализированных учебных научных центров по подготовке высококвалифицированных кадров на базе ведущих университетов. Нормативно-правовая база для реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». Методика учета доли трудоустроенных выпускников образовательных организаций высшего образования ООВО. Механизм привлечения и учета внебюджетных источников финансирования в сектор исследования и разработок.
Это хороший показатель. Сейчас очень популярна тема технологического суверенитета. Что нужно, чтобы обеспечить технологический суверенитет в науке в нашей стране? В России очень много регистрируется различных патентов и идей.
Если провести глубокий патентный поиск, то можно найти много различных технологий, не имеющих аналогов в мире. Но, к сожалению, не всегда получается развить определенные тематики и помочь определенным группам. О многих никто попросту не знает. Ученые — это такие люди, которые зачастую замкнуты в своей научной среде.
Они могут разработать не то что самолет, а ракету, но они не будут громко заявлять об этом. Мы просто можем не знать, что есть у нас в стране, что разработано. Если мы на это обратим внимание, начнем такие группы выискивать и реализовывать их наработки, то мы добьемся технологического суверенитета в стране. Он будет.
Чтобы вы пожелали или посоветовали школьникам, которые хотят связать свою жизнь с наукой? Учеба — она никогда не заканчивается. Мы должны развиваться всегда. Если мы останавливаемся в своем развитии, то все!
Это конец! Это первое. Второе — не бояться делать что-то новое, выходить из зоны комфорта. Когда мы выходим из нее, то начинаем более усиленно развиваться, и это приводит к совершенно новым идеям, нашему развитию, к определенному толчку.
В-третьих, заниматься тем, что нравится, искать то, что нравится. Необходимо развиваться в той области, которая вам по душе.
Будьте в курсе событий Десятилетия науки и технологий! Десятилетие науки и технологий в России Российская наука стремительно развивается. Одна из задач Десятилетия — рассказать, какими научными именами и достижениями может гордиться наша страна.
Десятилетие науки и технологий в России Российская наука стремительно развивается.
Одна из задач Десятилетия — рассказать, какими научными именами и достижениями может гордиться наша страна. В течение всего Десятилетия при поддержке государства будут проходить просветительские мероприятия с участием ведущих деятелей науки, запускаться образовательные платформы, конкурсы для всех желающих и многое другое.
Новости по теме: российская наука
Запуск Сибирского кольцевого источника фотонов положит начало новой вехи в истории российской науки. Запуск Сибирского кольцевого источника фотонов положит начало новой вехи в истории российской науки. В этот день в 1724 году по велению Петра I была создана Российская академия наук. День российской науки: какой вклад молодые ученые «Сириуса» вносят в развитие науки. Обсудили сегодня выявленные недостатки в развитии науки и высшего образования, а также при реализации инновационной политики и технологического развития. ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ. 23 апреля 2024.
New-Science.ru
По его словам, в 2020 году в ведущих «квартильных», журналах из базы Web of Science Core Collection число статей, в которых главный вклад принадлежит российским ученым, составило примерно 27 тыс. Из них только 20 тыс. Это издательство базируется в Швейцарии , контролируется китайским бизнесом и имеет противоречивую репутацию, отметил вице-президент РАН. Он отметил, что статьи в журналах с открытым доступом оплачиваются авторами из своих грантов, либо организациями, где они работают. По его словам, именно поэтому Российская академия наук уже несколько лет ставит вопрос о создании Российского академического издательского дома, основной целью которого был бы выпуск лучших российских журналов в режиме Open Access включая русскоязычную и англоязычную версии. В этом случае бюджетные деньги пойдут на развитие системы российских журналов высокого качества, а не на оплату услуг зарубежных издательских компаний, добавил он. Одно из направлений исследований посвящено ученым и лауреатам Нобелевской и Филдсовской премий. Согласно докладу, по итогам 2020 года Москва расположилась на 10-м месте среди мировых городов по численности лауреатов Нобелевской и Филдсовской премий. Такие данные приводятся в Стратегии молодежной политики в РФ на период до 2030 года, опубликованной на сайте Минобрнауки. Как сообщает « Интерфакс » со ссылкой на этот документ, его авторы считают снижение количества молодых ученых предпосылкой для сокращения научного потенциала страны и может вести к отставанию в высокотехнологичных отраслях экономики.
Данная тенденция в перспективе является предпосылкой для сокращения научного потенциала и может вести к отставанию в высокотехнологичных отраслях экономики, уменьшению темпов достижения «цифровой зрелости» в различных сферах, - говорится в проекте стратегии, выдержки из которого приводит агентства. Там же отмечается, что молодые ученые демонстрируют высокий уровень научной квалификации. По данным авторов стратегии, в среднем, каждый седьмой из них имеет ученую степень. Серьезным препятствием к достижению технологической независимости является дефицит квалифицированных научных, инженерных и рабочих кадров. Общая численность персонала, занятого исследованиями и разработками в России, за последние 20 лет сократилась на четверть, - заявил он в конце октября 2023 года. Менделеев играет в шахматы с художником А. Куинджи в присутствии А. Менделеевой — жены учёного. Санкт-Петербург, Россия, 1904 год.
Фото 1880 г. Австралия 1878 Николай Миклухо-Маклай с мальчиком-слугой Ахматом, сопровождавшим его в 1870-х. Впоследствии это изобретение было забыто, и токарно-винторезный станок с механическим суппортом и гитарой сменных зубчатых колёс был заново изобретён около 1800 года британцем Генри Модсли. Родился в Москве в 1693 году. Точное происхождение его неизвестно. Предполагается, что он был из посадских людей. С 1709 года работал токарем в Московской школе математических и навигацких наук. В 1712 году Пётр I вызвал его в Петербург , где определил, как высококвалифицированного токаря, в собственную дворцовую «токарню». В это время Нартов разработал и построил ряд механизированных станков для копирования барельефов и произведений прикладного искусства.
Около 1718 года царь послал Нартова в путешествие в Пруссию, Голландию, Францию и Англию для совершенствования в токарном искусстве и «приобретения знаний в механике и математике», а по возвращении из-за границы поручил ему заведовать своей токарней, которую тот вскоре расширил и пополнил новыми машинами, вывезенными и выписанными им из-за границы. Отношения Нартова с Петром Первым были очень близкими: токарня была рядом с царскими покоями и часто служила царю кабинетом. Андрей Константинович Нартов скончался 16 27 апреля 1756 года в Петербурге.
Но последние исследования ученых показали, что свет, падая на водную поверхность, способен испарять молекулы воды непосредственно, без ее нагрева до определенной температуры. Как сообщает издание... Пятница, 26 Апреля 2024 16:45 » Миронова Любовь Раздел: Наука Искусственный интеллект указал точное место захоронения легендарного Платона Сотрудники итальянской исследовательской группы из Пизанского университета заявили о том, что искусственный интеллект вычислил точное место захоронения в Афинах философа Платона. Как сообщает Arkeonews, это удалось сделать в ходе нового анализа древних папирусов,... Пятница, 26 Апреля 2024 16:04 » Миронова Любовь Раздел: Наука Биологи проследили происхождение суставов до наших похожих на акул предков Если спросить пожилого человека, где болит при артрите, и большинство из них укажут на его суставы — колени, бедра и пальцы. Это потому, что с возрастом эти суставы теряют хрящ и вязкую жидкость, известную как синовиальная жидкость, которая поддерживает их эластичность. Согласно порталу Science Daily, используя инновационный инструмент...
Пятница, 26 Апреля 2024 08:01 » Ваган Григорян Раздел: Наука Обнаружены вирусы, атакующие смертоносного паразита человека Naegleria fowleri Исследователи из Center for Microbiology and Environmental Systems Science at the University of Vienna объявили о важном открытии в борьбе с Naegleria fowleri, одним из самых смертоносных паразитов для человека. В своих последних исследованиях, опубликованных на... Ученые обнаружили нечто удивительное: характерные "паукообразные" следы, разбросанные по южному полярному региону Красной планеты. Несмотря на свое название,...
Президент РАН Геннадий Красников подтвердил, что классификация институтов тормозит развитие российской науки, и заверил, что работа по ее отмене сейчас ведется с Правительством РФ.
Также развиты технологии, связанные с платежными системами, транспортными и интернет-технологиями, интернетом вещей, ID-документами. Я сейчас говорю о стратегическом вооружении, которое гарантирует нам неприкосновенность. Там используются серьезные отечественные микросхемы, способные выдерживать все факторы воздействия на аппаратуру. В этой области мы лидируем и тоже очень хорошо себя чувствуем», — сказал академик РАН в интервью « Известиям ». При этом специалист уверен, радиационно-стойкие микросхемы для ВПК, космоса и другие критически важные для безопасности страны направления тоже необходимо и нужно развивать. Эта отрасль занимается выпуском и проектированием специального технологического оборудования, которое применяется для производства полупроводниковых приборов, интегральных микросхем и другой электроники», — добавил он.
Василий Колташов. Реформа российской науки, условия для бизнеса и отношения ЕС с Россией
Мы пишем интересные свежие новости России, мира и Большого Урала. Мы хотим напомнить вам, на какие открытия российской науки обратила внимание редакция Hi-Tech в 2023 году. Новости науки, техники, образования и медицины, последние открытия и исследования, актуальные комментарии экспертов. В России завершается второй год объявленого президентом Десятилетие науки и технологий. Президент России Владимир Путин отметил ценность труда ученых и объявил 2021 год Годом науки и технологий. Совместно с Российской академией наук Ростех ведет разработки инновационных продуктов и реализует амбициозные научные проекты.
Что произошло в российской науке в 2023 году: топ-10 событий
Здесь также основана единственная в стране научная школа авиационно-космического мониторинга, которую возглавляет генеральный конструктор концерна, член-корреспондент РАН Владимир Верба. Фото: «Росэлектроника» Предприятия Объединенной двигателестроительной корпорации продолжают работу по созданию современных авиадвигателей, основываясь на традициях отечественной конструкторской школы, одним из основоположников которой был Архип Люлька. Решением Военно-промышленной комиссии Российской Федерации приоритетное для страны технологическое направление «Технологии двигателестроения» возглавляет заместитель генерального директора Объединенной двигателестроительной корпорации Валерий Гейкин, профессор, доктор технических наук. Новейший отечественный двигатель мирового уровня ПД-14, разработанный под руководством Александра Иноземцева, корреспондента Российской академии наук РАН , заместителя генерального директора ОДК, является первой силовой установкой, созданной в новейшей российской истории. Первый полет российского пассажирского самолета МС-21 с двигателями ПД-14 состоялся в 2020 году. Создатель отечественной лазерной промышленности Митрофан Стельмах был основателем и первым директором НИИ «Полюс», входящего в холдинговую компанию «Швабе». Сегодня институт является крупнейшим лазерным центром страны и носит имя своего выдающегося основателя. Приоритетное технологическое направление по технологиям оптоэлектроники и фотоники в холдинговой компании с 2019 года возглавляет заместитель генерального директора АО «Швабе» по НИОКР доктор технических наук Сергей Попов. Автор свыше 450 научных трудов и более 300 изобретений, он руководит аспирантурой и является председателем диссертационного совета по защите докторских диссертаций в АО «РПКБ». Его работы в области создания теории и методов проектирования средств навигации с использованием физических полей Земли, автономных и корректируемых систем авионики способствовали созданию современных, высокоэффективных ударных авиакомплексов. С 40-х годов XX века концерн «Автоматика» является ведущим разработчиком и производителем средств криптографической защиты информации.
Значимые проекты по созданию автоматизированных систем управления спецназначения в концерне были созданы под руководством Сергея Букашкина, который возглавлял предприятие два десятилетия. За годы его руководства было разработано около 50 комплексов специальной связи с применением технологии киберзащиты. Сегодня Сергей Букашкин занимает должность генерального конструктора концерна по направлению «Квантовые сенсоры».
Как финансируется российская наука Никто не будет спорить с тем, что 90-е годы прошлого века были не лучшим временем для российской науки. НИИ оставались представлены сами себе и часто начинали заниматься коммерческой деятельностью , наука в университетах пришла в упадок, а ученые ради более высокого заработка занимались неквалифицированным трудом или уезжали за границу. Государство начало больше тратить на науку только с начала 2000-х годов, но и это назвать серьезным ростом нельзя — если общая сумма затрат выросла более чем на порядок, то в постоянных ценах финансирование не увеличилось даже вдвое: То, насколько эффективно государство управляет наукой, определяют по нескольким показателям. И почти по всем Россия отстает от мировых лидеров: величина внутренних затрат на исследования и разработки по ППС национальной валюты в России составляла в 2016 году около 40 миллиардов долларов.
Но из расчета на 10 000 занятых в экономике Россия сильно отстает — страна занимает 34 место в мире; величина затрат на одного ученого — в России это всего 93 тысячи долларов, что дает стране 47 место в мире. Как видно, Россия тратит на науку меньше других стран, в ней занято не так много людей, а большая часть финансирования идет от государства вспоминаем университетскую «науку». Однако это только экономические показатели, тогда как более важную роль играют непосредственно научные достижения. Эти достижения тоже можно посчитать и сравнить с другими странами. И они ожидаемо не такие уж высокие: библиометрические показатели. Чем лучше дела с наукой — тем больше научных публикаций выходит в серьезных журналах. Занимая по расходам на науку 10 место в мире, Россия тратит подает в 16 раз меньше патентных заявок, чем США, и в 38 раз меньше, чем Китай.
Хуже всего ситуация в самых актуальных науках вроде робототехники, современным материалам и т. Что касается научных статей, в России принято брать количеством, а не качеством. Дело в том, что любой аспирант обязан опубликовать определенное количество научных работ, касающихся темы его исследования. При этом тема исследования может быть не очень широкой, поэтому статьи выходят однообразными и малоинформативными. Также обязаны публиковать работы и те, кто получает степень магистра — там глубина исследования будет совсем небольшой а статья — слегка переписанные другие источники. Еще один интересный показатель — число так называемых «триадных» патентных семей, когда заявки на регистрацию патента подаются в ведомства сразу нескольких стран. В России таких заявок очень мало, если сравнивать с другими странами, и виной всему то, что авторы изобретений сильно ограничены в деньгах регистрация патента может обойтись в крупную сумму.
В целом, аналитические обзоры оценивают результативность российской науки не очень высоко. И причин тому масса: сложности с получением финансирования от государства. И вообще государственное финансирование — «токсичное» для науки, потому что предполагает ответственность за нецелевое расходование средств и избыточную отчетность; проблемы с экономикой — частный бизнес не готов вкладываться в науку в условиях постоянной неопределенности; государство слишком мало финансирует фундаментальные исследования, тогда как бизнесу они вообще неинтересны; почти половина расходов на науку проходит по линии Министерства высшего образования и науки, но университетская наука по своей эффективности оставляет желать лучшего. И тем удивительнее тот факт, что даже в таких сложных условиях российская наука работает — и даже добивается чего-то, что признают на мировом уровне.
В День российской науки, который отмечается 8 февраля, Фальков отметил главный итог 2022 года — система отечественных исследований адаптировалась к новым условиям довольно успешно.
Фальков подчеркнул, что успешно завершено строительство крупнейшей установки класса мегасайенс.
Профильные ФУМО разрабатывают и обсуждают с академическим сообществом примерные учебные планы для всех направлений бакалавриата и специальностей. Эти учебные планы носят рекомендательный характер. Затем необходимо определиться с ответами на некоторые отдельные вопросы, в частности: — на какой стадии студент должен осуществить окончательный выбор направления специальности в рамках УГСН? О магистратуре. Заявление об одногодичной магистратуре — не просто дань запросам времени. В Минобрнауки пояснили, что такой механизм позволит студентам выстроить индивидуальную образовательную траекторию, расширить полученные знания в будущей сфере профессиональной деятельности. Скорее всего, предложение о сокращении срока обучения в магистратуре обрадует ту часть студенчества, которая после бакалавриата уже трудоустроена. Магистерское образование в этом случае рассматривается как шаг в дальнейшем карьерном росте. Почему, кстати, люди вообще выбирают магистратуру?
Во-первых, это часто просто необходимое продолжение обучения для студентов, которые оканчивают бакалавриат. В некоторых международных и российских компаниях, например на экономические или юридические специальности, кандидатов без наличия степени магистра даже не рассматривают, какими бы навыками, знаниями и умениями они ни обладали. Во-вторых, магистратура дает возможность получить дополнительные углубленные знания в той предметной области, которую изучали на бакалавриате. И создать тем самым необходимый фундамент для поступления в аспирантуру. Неотъемлемый компонент обучения в магистратуре — научная деятельность студентов. Нужно готовить выпускную квалификационную работу, писать другие научные работы, участвовать в различных научно-исследовательских мероприятиях. В-третьих, в магистратуре к работе привлекается большое количество практиков, чьи знания и опыт помогают студентам развить критическое и системное мышление, освоить актуальные компетенции, соответствующие запросам работодателей. А, кроме того, с такими лекторами можно поговорить о трудоустройстве и наладить личный контакт. И, наконец, в магистратуре собирается круг единомышленников. Все-таки на бакалавриате часто учатся еще и те, кто не уверен до конца в своем выборе.
И в том, что будет работать именно по этой специальности. А вот магистратура — это уже осознанный выбор студента, что определяет и круг лиц, с которыми он будет учиться. Сегодня учебные планы магистерских программ очной формы обучения рассчитаны на двухлетний период обучения. Но фактический период освоения программ подготовки из-за организационных моментов, как правило, короче. Поэтому потеря одного года не будет остро ощутима. Добавьте сюда оптимизм по поводу будущего трудоустройства у тех, кто окончил магистратуру. Ситуация выглядит так, что части российских компаний придется взять на себя работу, которую выполняли ушедшие международные организации. Это повлечет за собой необходимость расширения штата. В сложные времена всегда востребованы более квалифицированные специалисты, которые обладают глубокими знаниями в конкретной области. На это и рассчитывают выпускники магистратуры.
Добавьте ко всему вышеперечисленному радость по поводу уменьшения финансовых затрат на обучение. В целом одногодичный срок мог бы сделать вторую ступень обучения более желанной. Но… Все зависит от нюансов. В том числе и от тех людей, кто организуют магистратуру. Насколько точно они почувствуют запросы населения. Руководству университетами придется хорошенько задуматься над тем, какие программы можно предложить будущим магистрантам. У них теперь больше простора для творчества. Срок обучения в магистратуре будет зависеть от запросов отрасли и от индивидуальной образовательной траектории. По словам министра науки и высшего образования, максимальные сроки обучения потребуются на сложных направлениях, в основном связанных с исследовательской деятельностью, — например, генетикой и ядерной физикой. А в IT "нормой" может стать годичная магистратура: Фальков рассказал, что представители этой отрасли неоднократно обращались в министерство с просьбой сократить срок обучения в магистратуре, поскольку сфера очень динамичная и там "быстро выходят на рынок труда".
Одного года достаточно и по ряду других программ, "особенно если это трек: человек получил высшее образование, поработал на производстве достаточно продолжительное время, ему надо углубленные профессиональные знания в узкой какой-то области получить — и он идет в магистратуру". А чтобы увязать продолжительность обучения с потребностями работодателей, "реальный сектор" собираются привлекать к разработке учебных программ». В новой системе образования у российских вузов появится возможность разрабатывать программы магистратуры совместно с потенциальными работодателями. Об этом сообщил министр Минобрнауки Валерий Фальков. По его словам, сегодня такой практики в принципе нет. Так, университеты могут договариваться и с компаниями, и с отраслевыми объединениями. Напомним, ранее глава Минобрнауки заявил, что по ряду специальностей срок обучения в магистратуре может быть сокращен до одного года. Например, для ИТ-специальностей, а также для инженеров. Глава Минобрнауки России Валерий Фальков принял участие в расширенном заседании Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию в рамках подготовки к отчету Правительства РФ. Он отметил: «Последний год мы очень активно обсуждаем, что важно дать все, что просит регион и университеты, чтобы их запросы были очень четко связаны с тем, что имеет система общего образования.
Проще говоря, количество бюджетных мест с определенным перечнем ЕГЭ соотносилось с тем, какое количество выпускников соответствующее ЕГЭ выбирает и сдает». О конкуренции или коллаборации вузов и колледжей. В недавнем интервью на портале "Ректор говорит" и. Это же просто разные траектории захода на рынок труда, разные типы профессий. Вопрос-то не в том, что лучше выбрать: вуз или колледж. Речь о том, что вместе эти уровни образования существенно повышают карьерные перспективы. Только через многоуровневое профессиональное образование можно стать действительно хорошим специалистом. Пора начинать смотреть в эту сторону: перестать конкурировать, начинать создавать коллаборации с вузами, работать вместе». Здесь можно подискутировать. Во-вторых, те, кто поступают в вузы, выбирают чаще всего заочную форму обучения, которая, согласитесь, для университета сегодня второстепенна.
Наконец, еще один серьезный фактор. Мой личный преподавательский опыт свидетельствует о том, что большинство выпускников колледжей имеют достаточно слабую общую подготовку по школьным дисциплинам. Сейчас ситуация в этом плане станет ещё более сложной, так как запущен проект "Профессионалитет", предполагающий ускоренную подготовку специалистов в системе СПО. Вероятно, более всего пострадают как раз именно школьные дисциплины. Кстати, в вышеупомянутом интервью на вопрос по этому поводу Н. Золотарева ответила так: «Что касается сокращения часов на какие-то дисциплины, то не надо забывать, что общеобразовательная подготовка в колледжах сохранена. Оптимизация идет за счет исключения неактуальных предметов или дублирующих модулей и за счет применения технологий, которые позволяют повысить интенсивность учебного процесса. Да, формально то, что в школе изучают два года, в техникуме осваивают за год. Но общеобразовательные элементы присутствуют и в общепрофессиональных дисциплинах». Таким образом, речь идет о том, что большинству выпускников колледжей в университете с серьезными требованиями к уровню фундаментальной подготовки учиться будет сложно.
Возвращаюсь к вопросу, который вынесен в заголовок: на мой взгляд, сегодня речь все-таки идет о конкуренции за будущего абитуриента. Отдельные примеры удачной коллаборации вузов и организаций СПО являются скорее исключением, чем правилом. Минобрнауки поступательно формирует нормативно-правовую базу для полноценного вхождения организаций, ППС, студентов и слушателей, сотрудников административных служб вузов и НИИ в российские процессы. Одна из задач — составление списков эквивалентов по должностям, направлениям и уровням подготовки и т. В условиях боевых действий и нежелании украинской стороны обеспечивать гуманитарные нормы поведения в вооруженных конфликтах, постоянно встает вопрос о невозможности получения нужных документов. Президент РФ Владимир Путин не раз подчеркивал: нужно говорить с людьми, входить в их ситуации, а не прятаться за бюрократическими отговорками. В частности, Минобрнауки разработало механизм проведения государственной итоговой аттестации — то есть государственных экзаменов и опционально защиты дипломов. Это можно будет сделать бесплатно в любом из университетов. Если у студента нет подтверждения освоения образовательной программы судя по всему, тут подойдет даже зачетка , — университет будет устанавливать соответствие через различные процедуры. По итогам успешной сдачи ГИА будет выдан диплом о высшем образовании.
Проблема с ГИА касается двух очень разных категорий студентов. Все они в 2022-м году должны были бы завершать свои образовательные программы. Затем — после вхождения в состав России — была проведена демобилизация, а теперь постепенно урегулируются вопросы, связанные с прохождением итоговой аттестации. С другой стороны, студенты Запорожской и Херсонской областей избежали мобилизации, но это не отменяет аналогичных проблем по формальному завершению освоения образовательных программ. Есть основания полагать, что на базе нескольких вузов как в новых регионах, так и в ЮФО будут открыты центры ГИА, чтобы обеспечить системную работу по проведению аттестации и выдаче дипломов. Для студентов из ДНР и ЛНР, которые были мобилизованы, а затем смогли вернуться к учебе, были анонсированы значительные льготы. Одна из основных — возможность перехода с платного на бесплатное обучение. Много высоких чинов включая и президента подчеркивали, что такое право обязательно будет дано. Однако финансово-бюрократические реалии в итоге оказываются совсем иными. Минобрнауки утвердило порядок перехода — он возможен лишь при наличии свободных бюджетных мест в образовательной организации.
С точки зрения равноправия — вопросов нет, новые регионы ничем не отличаются от всех остальных субъектов федерации. Если же говорить по совести — то Минфину стоит изыскать средства не столь и большие для того, чтобы каждый студент из ЛНР и ДНР смог перейти на бюджет. Появление ChatGPT породило широкий круг дискуссий об изменении в образовании. ИТ-технологии далеко не первый раз порождают изменения в образовании. Предыдущий цикл изменений был вызван появлением открытых поисковых систем Google, Яндекс и др. Тем не менее, эта информация была не структурирована сплошной поток , учитель требовался для упорядочивания и анализа. Изменения, связанные с появлением открытых поисковых систем, до сих пор полностью в образовательный процесс не внедрены. В этом контексте ChatGPT приводит лишь к одному: ранее бессистемная информация из поисковиков теперь оказывается систематизированной по определённому протоколу. Но это, казалось незначительное изменение, окажет сильнейшее влияние на образовательный процесс, лишив "знающих" монополии на структурирование информации. Что мы должны делать в связи с этим в университетах?
Критическое и оригинальное мышление — главное, что должен давать университет. Мышление и раньше было во главе угла любого настоящего университета, теперь его значение вырастет ещё сильнее. Образованный человек тот, кто способен создать нечто оригинальное, отличное от возможностей ИИ. Другой аспект "критического" мышления — понимание того, что ответ машины зависит, как от вопроса, так и от технологии её создания. Машина не может отличить ложь от правды, а значит, будучи обученной на неверных фактах, машина будет эти факты выдавать как истинные. Широта кругозора — необходимый элемент для работы с машиной. А значит, роль "гуманитарной" компоненты для инженера и "инженерной" компоненты для гуманитариев только растёт. Непрофильный блок не требуется понимать как профильный, но требуется узнать все необходимые факты для того, чтобы правильно интерпретировать то, что говорит машина. Практические занятия в реальном мире должны стать основной формой обучения в университете с первых дней пребывания в нём.
10 главных достижений российской науки за 2022 год
В Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации прошла церемония награждения победителей Всероссийского конкурса «Золотые Имена Высшей Школы», во время которого вручили награды, подвели итоги проекта и поговорили о планах на будущее. 8 февраля отмечается День российской науки. 2022-2031 годы объявлены Десятилетием науки и технологий в России. Здесь мы рассказываем о важнейших достижениях и самых интересных открытиях российских ученых, а также объясняем, как принять участие в мероприятиях Десятилетия. «Тридцать лет тяжелой работы по продвижению и развитию российской науки — усилий ученых и администраторов — псу под хвост», — написал он в своем Facebook. В Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации прошла церемония награждения победителей Всероссийского конкурса «Золотые Имена Высшей Школы», во время которого вручили награды, подвели итоги проекта и поговорили о планах на будущее. Последние новости науки и космоса. Научные открытия и изобретения отечественных и зарубежных ученых, современные научные достижения России и мира, изучение космоса, исследования.
Что хотите найти?
Лента новостей журнала «Наука и жизнь»: новости и события российской и зарубежной науки и техники. Фундаментальная наука – прочный каркас науки прикладной, на которой строится новая промышленность России. 2022-2031 годы Указом Президента РФ объявлены в России Десятилетием науки и технологий. Академик РАН Красников рассказал, как западные санкции повлияли на развитие российской науки.