Новости пост в христианстве правила

Православные посты в 2024 году — даты, правила и запреты. Православные посты в 2024 году — даты, правила и запреты. Установленный в честь этого церковный праздник получил название Торжество Православия, отмечается он в первое воскресенье Великого поста (в этом году 25 февраля по новому стилю). Акцент делается именно на духовный пост, то есть на удаление, воздержание от всякого греха. Последнее воскресенье перед Великим постом (Прощеное воскресенье) в христианской традиции является кульминацией подготовительного периода.

Великий пост 2024: что категорически нельзя делать

О том, зачем православным нужен пост, какие есть посты в православии, как правильно поститься, Священное Писание о посте. Какие существуют посты в православии и в чём суть каждого из них. Правила для поста. В посте важно упражняться. Если вы поститесь в первый раз, то не нужно поститься долго. Возьмите пост на один день, или до трёх дней. Установленный в честь этого церковный праздник получил название Торжество Православия, отмечается он в первое воскресенье Великого поста (в этом году 25 февраля по новому стилю).

О христианском посте: что такое пост, когда начинаются и как соблюдать посты

Что можно и что нельзя в Великий пост? Великий пост — строгий, не благословляется не только мясная и молочная как в нестрогие посты , но и рыбная пища за исключением праздников Благовещения Пресвятой Богородицы и Входа Господня в Иерусалим. Детям, пожилым, больным, беременным и кормящим пост смягчают о том, как это можно сделать, лучше посоветоваться со священником.

Согласно Новому Завету, после 40-дневного поста Иисус встретил Сатану, который всячески его искушал, однако благодаря в том числе посту, который приблизил его к Отцу, Христу удалось одержать победу над Дьяволом. Впоследствии Будда рекомендовал своим ученикам воздерживаться от приема пищи после обеда с тем, чтобы не болеть и быть сильным. Пост в медицине В медицине пост известен как минимум с V века до н. Как и Будда в Индии, древнегреческий врач Гиппократ рекомендовал воздержание от пищи пациентам с определенными болезнями.

Известно, что в том числе с помощью воздержания от пищи боролись с инфекциями и аллергией. Последователи культа Асклепия бога медицины в Древней Греции практиковали пост и как лечебное средство, и как процесс, в ходе которого боги открывали им свои учения и знания через сны и видения.

Но если вы решите начать новое дело в первый день поста, это не будет неправильным или грешным по православному вероучению. Принято считать, что в Великий пост нельзя смеяться и шутить, это грех. Но в православии нет запрета на смех и шутки в этот период. Пост является временем духовного преображения, когда верующие стремятся сосредоточиться на молитве и покаянии, но это не означает, что нужно отказываться от юмора. Главное во время Великого поста — следовать духовным установкам и избегать греховных поступков, таких как клевета, злопыхательство, ложь, гнев. Однако умеренный смех и радость в кругу семьи и друзей не противоречат духу поста и не являются греховными поступками. В народе говорят, жениться во время поста — плохая примета, мол, такой брак счастливым не будет. Светские праздники, такие как дни рождения, именины и, конечно же, свадьбы, в это время действительно большей частью не справляются.

В православии существует запрет на венчание во время поста, так как это считается неуместным и не соответствующим духу подготовки к Пасхе. Отказ от светских праздников и церемоний в этот период помогает верующим сосредоточиться на духовном росте. Однако строгого запрета и на это нет: например, если необходимость свадьбы связана с особыми обстоятельствами, то, как говорится — пусть так и будет, однако отмечать событие рекомендуется не так шумно и широко, как в другое время года. В экстренных случаях венчание могут разрешить, но с соблюдением определенных ограничений, например, с сокращенным венчальным обрядом. Отдельная тема — зачатие ребенка в пост. В народе бытует страшилка, что такие дети родятся больными, психически неполноценными или обязательно станут грешниками. Но и это чистое суеверие. Православие не связывает зачатие ребенка с датами или любыми другими внешними обстоятельствами. Зачатие и рождение ребенка — это благословение от Бога, каждый ребенок является даром Божьим и уникальным творением. В православной церкви действительно существует требование воздерживаться от половой жизни во время Великого поста и других строгих постных дней, однако это связано не с «вселением демонов» в детей, зачатых в этот период, а с принципом воздержания и самоограничения.

Так, ряд богословов отмечает, что, если взглянуть на даты рождения некоторых святых, то получается, что они как раз зачаты во время великого поста. Но это не помешало им стать почитаемыми в христианстве личностями.

Постные периоды установлены как время подготовки к четырём великим праздникам: Светлого Христова Воскресения; Успения Пресвятой Богородицы ; Рождества Христова. В рамках духовной подготовки телесное воздержание выглядит вполне уместным. Ведь хозяева, ожидая встречи с дорогими гостями, не находят времени, чтобы поесть спокойно. Они ждут праздничное застолье и долгожданную встречу.

Так и христиане в приоритет своих жизненных целей ставят подготовку своей души ко встрече великих торжеств Церкви. Современный христианин постится, подражая посту апостолов, Божьей Матери и самого Господа Иисуса Христа. Однодневным постом обозначаются также особые вехи и события земной жизни Господа. В среду постятся, помня о дне, в который Господь был предан Иудой. В пятницу — в память о дне, когда Господь был распят и умер на Кресте.

Великий пост в 2024 году

Желающий получить духовную пользу от поста не должен выказывать себя постящимся перед другими людьми по возможности, скрывая свой духовные труды. Господь, видя тайное, воздаст явно. Пост как средство духовной работы У поста есть важнейшая аскетическая составляющая. Подвижники всегда указывали на телесное воздержание как на средство борьбы со страстью чревоугодия. Основной смысл жизни человека не должен скатываться до желания поесть вкусно, много и часто. Христианскими аскетами указывается прямая связь чревоугодия с блудной страстью. Замечено также, что разумно постящийся молится более сосредоточено, хранит «благоустройство ума». Телесный пост — средство для преодоления многословия и пустословия. Объедение именуется прп.

А на следующий день — еще один большой праздник — Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье. Последние шесть дней Великого поста, предшествующие пасхальному воскресенью, именуются Страстной седмицей. Принято вспоминать последние дни земной жизни Иисуса и его распятие. Каждая неделя Святой Четыредесятницы имеет свое название и символическое значение: верующие вспоминают какое-либо важное событие или подвиг святого человека. Церковь вспоминает византийскую императрицу Феодору Константинопольскую. Название она получила от особенностей службы: в воскресенье третьей недели священнослужители выносят из алтаря украшенный цветами крест для поклонений. Он находится посреди храма до пятницы четвертой недели Великого поста.

А те, кто соблюдают посты, — никогда этого не скажут, ибо они по личному опыту знают, что пост не только не вреден, но — положительно полезен для телесного здоровья. Врач высшей категории Владимир Николаевич Бекетов: «Соблюдать пост — это и есть польза для здоровья… Мясо, хотя и бывает полезно для мышц и мозга, несет в себе множество шлаков, которые оседают в кишечнике, почках, желчном пузыре. Пост с его сменой диеты вымывает шлаки из организма. Данные церковным уставом посты имеют в своей основе колоссальный заряд здравого смысла. Постящийся сохраняет и укрепляет здоровье, даже не думая об этом. Не надо особых диет, не надо искусственных добавок и витаминов. Соблюдай посты! Вот в чем физическая и медицинская суть постов. И в пост пища должна быть разнообразной: капуста, другие овощи, злаки, травы, те же самые щавели с дачи… Человеческий организм приспособлен ко всеядению… Никто не умирал от трехдневного голодания». Я его угощал великопостным кушаньем, а оно было очень скудное. У нас в академии для преподавателей пост без рыбы студентам дают рыбу кроме первой, четвертой и страстной недели, Среды и Пятницы. Мы по этому поводу шутили, не пойти ли нам в студенты на Великий пост. Он очень внимательно слушал, когда я ему рассказывал про Великий пост — сколько мы постимся, как часто бывает пост и прочее. Нам бы, медикам, тогда и делать было бы нечего». Врач, хирург, лауреат Сталинской премии, святитель Лука Войно-Ясенецкий : «Те из вас, кто усердно читает жития святых, знает, каким непостижимым для нас постом постились во множестве все преподобные отцы и жены. Они постились постом постоянным, для них не было скоромных дней. Очень многие вкушали только хлеб и воду, и больше ничего. Это, может быть, покажется вам опасным: как так, только хлеб и вода, а где же витамины? Великие преподобные никогда не слышали о витаминах, и тем не менее в таком тяжелом посте жили до ста лет и более, ибо благодать Божия поддерживала их тело гораздо могущественнее, чем наши изысканные яства. Они часто разрушают наше здоровье, служат причиной многих желудочных и кишечных заболеваний, часто вызывают головные боли, подагру. Болезней этих совсем не знали те преподобные, которые жили всегда в тяжелом, суровом посте. Итак, да не сомневается никто, что пост, с Богом проводимый, не повредит, а напротив, даст крепость и телу, и духу». Воздержно яждь, мало пий и здрав будеши. К сожалению, воздержание от скоромной пищи еще не пост, но невоздержание уже грех. Вы — строгий постник Можно подумать, Богу нужен наш пост! Дьявол явился Великому Антонию и говорит: «Ты мало ешь, а я совсем не ем; ты мало спишь, а я совсем не сплю. Не этим ты победил меня! А смирением ты победил меня». Сказал и ждет: не возгордится ли своим смирением Антоний? А мы попадаемся на удочку гордыни от выполнения с особой тщательностью церковных правил и установлений. Не думай, что ты по причине воздержания пасть не можешь; ибо некто, и ничего не вкушавший, был свержен с неба. Почему мы постимся, а Ты не видишь? Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Для больных, немощных и старых нет телесного поста, да и вреден он часто. Надо сделать ударение на душевный пост: воздержание зрения, слуха, языка, помыслов и прочее. Это будет истинный пост, полезный всем и всегда. Не надо только использовать болезнь как отговорку.

Без покаяния и очищения человеку невозможно пережить радость праздника. Вернее, он может испытать эстетическое удовлетворение, подъем сил, экзальтацию и т. Но это — только суррогат духовности. Истинная, обновляющая радость, как действие благодати в сердце, останется для него недоступной. Ряд постов посвящен скорбным событиям библейской истории: в среду Христос был предан Своим учеником — Иудой; в пятницу претерпел Распятие и смерть. Тот, кто не постится в среду и пятницу и говорит, что любит Бога, обманывает себя. Истинная любовь не будет насыщать свое чрево у гроба любимого. Те, кто постится в среду и пятницу, получают как дар способность более глубоко сопереживать Страданиям Христа». Святитель Лев Великий: «После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа. За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоволением. Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований... Исаак Сирин: Дух не покоряется [кресту], если прежде не покорится ему тело. Игнатий Брянчанинов : «Глава добродетелей — молитва; их основание — пост. Закон поста, будучи по наружности законом для чрева, в сущности есть закон для ума. Ум, этот царь в человеке, если желает вступить в права своего самодержавия и сохранить их, должен прежде всего подчиниться закону поста. Только тогда он будет постоянно бодр и светел; только тогда он может властвовать над пожеланиями сердца и тела; только при постоянной трезвенности он может изучать заповеди евангельские и последовать им. Основание добродетелей — пост. Несоблюдающий умеренности и должной разборчивости в пище, не может сохранить ни девства, ни целомудрия, не может обуздывать гнева, предается лености, унынию и печали, делается рабом тщеславия, жилищем гордости, которую вводит в человека его плотское состояние, являющееся наиболее от роскошной и сытой трапезы. Объядение и пьянство сообщают дебелость не только телу, но уму и сердцу, то есть вводят человека по душе и телу в плотское состояние. Плотской человек всецело погружен в греховные наслаждения. Он сладострастен и по телу, и по сердцу, и по уму, он не способен не только к духовному наслаждению и к приятию Божественной благодати, но и к покаянию. Он неспособен вообще к духовным занятиям: он пригвожден к земли, утонул в вещественности, заживо — мертв душою». Польза поста Святые отцы пишут о благотворном действии поста на душу христианина, созидающей себе постом господство над похотями тела, исцеление от страстей, очищение грехов и богообщение: Св. Иоанн Кронштадтский: K чему ведет пост и покаяние? Из-за чего труд? Ведет к очищению грехов, покою душевному, к соединению с Богом, к сыновству, к дерзновению перед Господом. Есть из-за чего попоститься и от всего сердца исповедаться. Награда будет неоценимая за труд добросовестный. Игнатий Брянчанинов : …пост вводит христианина в состояние духовное. Очищенный постом — смирен духом, целомудрен, скромен, молчалив, тонок по чувствам сердечным и мыслям, легок по телу, способен к духовным подвигам и умозрениям, способен к приятию Божественной благодати. Слово 5. Помысл чревообъядения. Под именем рая здесь должно разуметь благодатное молитвенное состояние, а под именем смерти состояние страстное. Благодатное состояние человека, во время пребывания его на земле, служит залогом вечного блаженства его в небесном Едеме; ниспадение во власть греха и в состояние душевной мертвости служит залогом ниспадения в адскую пропасть для вечного мучения. Иоанн Златоуст: Поэтому прошу… чтобы, зная пользу от поста, вы не лишились ее по нерадению, и при его наступлении не печалились, но радовались и веселились: потому что, как говорит блаженный Павел, если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется 2 Кор. В самом деле, пост есть пища для души, и как телесная пища утучняет тело, так и пост укрепляет душу, сообщает ей легкий полет, делает ее способной подниматься на высоту и помышлять о горнем, и поставляет выше удовольствий и приятностей настоящей жизни. Как легкие суда скорее переплывают моря, а обремененные большим грузом утопают, так и пост, делая ум наш более легким, способствует ему быстро переплывать море настоящей жизни, стремиться к небу и к предметам небесным и не уважать настоящее, но считать ничтожнее тени и сонных грез. Посмотри теперь на благотворные действия поста. Великий Моисей, проведя сорок дней в посте, удостоился получить скрижали закона; когда же сойдя с горы, увидел он беззаконие народа, то бросил эти скрижали, полученные с таким усилием, и разбил, почитая несообразным сообщить заповеди Господни народу, пьянствующему и почитающему беззаконие. Потому чудный этот пророк должен был поститься еще сорок дней, чтобы удостоиться опять получить свыше и принести народу скрижали, разбитые за его беззаконие см. И великий Илия постился столько же дней, и вот он избег владычества смерти, вознесся на огненной колеснице как бы на небо, а до ныне еще не испытал смерти см. И муж желаний [Даниил] уже после того, как провел в посте много дней, удостоился чудного видения; он же укротил и ярость львов и превратил ее в кротость овец, не переменив впрочем природы их, но изменив расположение, между тем, как зверскость их оставалась та же см. И ниневитяне постом отклонили определение Господне, заставив поститься вместе с людьми и бессловесных животных, и таким образом, отстав все от злых дел, расположили к человеколюбию Владыку вселенной см. Иона 3, 7-8. Но для чего мне еще обращаться к рабам можем ведь насчитать множество и других, которые прославились постом и в Ветхом и в Новом Завете , когда можно указать на всеобщего нашего Владыку? Ибо и Сам Господь наш Иисус Христос после уже сорокадневного поста вступил в борьбу с диаволом и собою подал всем нам пример, чтобы и мы вооружились постом, и, укрепившись им, вступали в борьбу с диаволом см. Но здесь, может быть, кто-нибудь — человек с острым и живым умом — спросит: почему Владыка постится столько же дней, сколько и рабы, а не больше их? Это сделано не без причины и не без цели, но премудро и по неизреченному Его человеколюбию, чтобы не подумали, будто Он явился на земле призрачно и не принял на Себя плоти или не имел природы человеческой, для этого Он постился столько же дней, а не больше, и таким образом заграждает бесстыдные уста охотникам до споров… Кто постится, тот становится легким и окрыляется, и бодрым духом молится, угашает злые пожелания, умилостивляет Бога и смиряет надменный свой дух. Потому-то апостолы всегда почти постились. Кто молится с постом, тот имеет два крыла, легчайшие самого ветра. Если жена могла преклонить жестокого начальника, который ни Бога не боялся, ни людей не стыдился, то тем более может преклонить Бога тот, кто непрестанно предстоит пред Ним, укрощает чрево и отвергает утехи. А общий всех нас Господь, как чадолюбивый отец, желая очистить вас от грехов, сделанных нами в какое бы то ни было время, и даровал нам врачевство в святом посте. Пост смиряет тело и обуздывает беспорядочные вожделения, душу же просветляет, окрыляет, делает легкою и парящею горе. Святой праведный Иоанн Кронштадтский: Kак велика сила поста и молитвы! Не мудрено: во время поста душа становится господствующей над похотями тела, вообще подчиняет его себе, а через плоть действует весьма часто диавол; постник побеждает, следовательно, и плоть, и диавола — значит, тогда он близок к Богу по нравственному своему состоянию и всего легче может делать силы Божии. Если к этому еще присоединяется молитва, которая низводит к нам благословение и помощь неба, тогда человек действительно может повелевать не только вещественной природой, но и падшими духами. Чем победил диавола Сам Господь? Постом и молитвой. Kто постится по-христиански, разумно, свободно, тот по неложному обещанию Господа удостаивается воздаяния за свой подвиг от Отца Небесного. Отец твой, сказал Спаситель об истинном постнике, видящий тайное, воздаст тебе явно Мф. А воздаяние это, без сомнения, всегда бывает щедрое, истинно отеческое, служащее к самой существенной нашей пользе. Если будешь с жадностью много есть и пить, то будешь — плоть, а если будешь поститься и молиться, то будешь — дух. Постись и молись — и совершишь великие дела. Сытый не способен к великому делу. Имей простоту веры — и совершишь великие дела: ибо «все возможно верующему» Мк. Имей тщание и усердие — и совершишь великие дела. Ефрем Сирин: Царствие Божие близко теперь ко всякому, кто служит Богу в правде; потому что настали дни чистого поста для того, кто действительно в чистоте постится. Итак, возлюбленные, будем содержать пост сей с ревностию и с чистым сердцем; потому что он сладостен и приятен для провождающих дни сии свято. Сей святой пост употребим на брань с диаволом; потому что без поста и молитвы никто не может победить лукавого. Сей пост употребим, возлюбленные, чтобы просить и молить милосердия у Всеблагого и Милосердого, Который не отвергает просящего. Сей пост, возлюбленные, отверзает дверь небесную, потому что подъемлет нас с земли и возносит на высоту. Сим святым постом человек прославляет Бога, и всякому, кто ревностно соблюдает пост, отверзает Он дверь милосердия». Амвросий Оптинский: Хотя свободно рассуждающие и думают, что мало различия, пить ли чай или настой мяты, а на самом деле это имеет немалое значение. Всякое лишение и всякое понуждение ценится пред Богом, по сказанному во Евангелии: «нудится Царствие Божие, и нуждницы восхищают оное» Мф. И дерзновенно и самовольно нарушающие правило поста называются врагами креста: «имже Бог чрево, и слава в студе их» Флп. И в псалмах сказано: «заблудиша от чрева» Пс. Разумеется, иное дело, если кто нарушает пост по болезни и немощи телесной. А здоровые от поста бывают здоровее и добрее и сверх того долговечнее бывают, хотя на вид и тощими кажутся. При посте и воздержании и плоть не так бунтует, и сон не так одолевает, и пустых мыслей в голову меньше лезет, и охотнее духовные книги читаются и более понимаются. Симеон Благоговейный: Мерное воздержание необходимо и для тех, кои прошли за средину подвигов и простираются к области высшего созерцания. Оно — мать здравия, друг целомудрия, сотоварищ смиренномудрия. Святитель Феофан Затворник: Пост представляется мрачным, пока не вступают в поприще его: но начни, — и увидишь, что это свет после ночи, свобода после уз, льгота после тягостной жизни... Каким должен быть пост Церковь учит, что телесный пост должен соединяться с постом духовным, с борьбой со страстями телесными и душевными , делами милосердия, с молитвой и смирением. Телесный же пост - это не только ограничение себя отдельными видами пищи, но и умеренность в питании, отказ от разносолов и роскошного пусть и постного стола, ради борьбы и над страстями и похотями плоти. Иоанн Кассиан Римлянин пишет о правильном основании подвига поста: «Мы не можем презреть удовольствия пищи, если ум, предавшись божественному созерцанию, не будет услаждаться любовью к добродетелям и красотою небесных предметов. И таким образом всякий будет презирать все настоящее, как скоропреходящее, когда непрерывно будет устремлять взор ума к непоколебимому и вечному, еще будучи в теле, будет созерцать блаженство будущей жизни». Варсонофий Оптинский говорит: "Второе [после молитвы] средство для получения спасения — это пост. Пост бывает двоякий: внутренний и внешний. Первый есть воздержание зрения, слуха и всех наших чувств от всего скверного и нечистого, второй — воздержание от скоромной пищи. Тот и другой пост неразрывно связаны друг с другом. Некоторые люди все внимание обращают только на внешний пост, совсем не понимая внутреннего. Приходит такой человек куда-нибудь в общество и в разговорах там сплошь и рядом принимает деятельное участие в осуждении ближних, и много похищает от их чести. Наступает время ужина. Ему предлагают скоромную пищу: котлеты, поросеночка. Он долго отказывается. Вот отчего так необходимо трезвение над собой и хранение своих мыслей и вообще всех чувств. Трудясь для своего спасения, человек мало-помалу очищает свое сердце, и вместо прежних зависти, ненависти и злобы в нем рождается любовь". Рафаил Карелин : По учению Церкви, телесный пост должен быть соединен с постом духовным: воздержанием от зрелищ, от пустых, а тем более нескромных разговоров, от всего, что возбуждает чувственность и рассеивает ум. Пост должен сопровождаться уединением и молчанием, размышлением о своей жизни и судом над самим собой. Пост по христианской традиции начинается взаимным прощением обид. Пост со злобой в сердце похож на пост скорпиона, который может оставаться без пищи дольше всех существ на земле, но при этом вырабатывает смертельный яд. Пост должен сопровождаться милостью и помощью бедным. Пост должен быть соединен с молитвой. Молитва — обращенность души к Богу, мистическая беседа творения со своим Создателем. Пост и молитва — два крыла, поднимающие душу к небу. Иоанн Златоуст: «И воздержание от пищи принято для того, чтобы ослабить силу плоти и этого коня сделать нам покорным. Постящемуся более всего нужно обуздывать гнев, приучаться к кротости и снисходительности, иметь сокрушенное сердце, изгонять нечистая пожелания, представлением того неусыпающего огня и нелицеприятного суда, быть выше денежных расчетов, в милостыне показывать великую щедрость, изгонять из души всякую злобу на ближнего. Вот это истинный пост, как и Исаия говорит от лица Божия: «Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Какой же, скажи? И когда это сделаешь, говорит, «тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет» ст. Видишь, возлюбленный, в чем состоит истинный пост. Такой-то пост будем совершать, не полагая его, подобно многим, в том только, чтобы пробыть без пищи до вечера. Не это главное, но то, чтобы с воздержанием от брашен соединили беседы на книгу Бытия мы и воздержание от вредного для души и показали великое попечение о совершении духовных дел. Постящемуся надлежит быть спокойным, тихим, кротким, смиренным, презирающим славу настоящей жизни. Как презрел он душу свою, так должен презреть и суетную славу, и взирать только на Того, Кто испытует сердца и утробы, с великим усердием творить молитвы и исповедания пред Богом, и, сколько возможно, помогать себе милостынею. Эта, эта именно добродетель особенно может изгладить наши грехи и исхитить нас из геенского огня, если мы будем исполнять ее щедро, а не на показ людям. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления». Иоанн Кронштадтский: Нужен ли пост, как воздержание от беспорядочных мыслей и движений сердца и неодобрительных поступков? Если хочешь быть с Богом, если хочешь быть вечно благополучным, то ты должен согласиться, что тебе надобно попоститься душой своею, собрать свой ум, помышления исправить, мысли очистить, вместо рубища дел неправедных украсить себя драгоценной одеждой добрых дел. Телесный пост установлен для того, чтобы легче было поститься душе. Или считают грехом съесть, даже по немощи телесной, в постный день что-либо скоромное и без зазрения совести презирают или осуждают ближнего, например, знакомых, обижают или обманывают, обвешивают, обмеривают, предаются плотской нечистоте. О лицемерие, лицемерие! О непонимание духа Христа, духа веры христианской! Не внутренней ли чистоты, не кротости ли и смирения требует от нас прежде всего Господь Бог наш? Не внутренние ли скляницы и блюда надо очистить, чтобы внешнее было чисто? Не в помощь ли внутренней добродетели дается наружный пост? Зачем же мы извращаем божественный порядок? Феофан Затворник: Пост — не есть досыта, а немножко голодною себя оставлять, чтоб ни мысль, ни сердце не были отягчены. Макарий Оптинский: Вот уже и преддверие святого поста! Приближился и почти наступил пост; как же мы будем поститься? Чувственного поста от брашен не можем сохранить так, как сохраняли оный отцы наши и учители; но хоть бы и сохранили оный, то что воспользует без поста духовного, о котором Церковь нам воспоминает: "постимся постом духовным, благоприятным Господеви" и прочее стихира Триоди. Итак, надобно стараться, воспоминая свои грехи: во-первых, иметь сердце сокрушенно и смиренно Пс. Желаю вам подвигом добрым подвизаться, "поститься духовно и телесно, постом приятным, богоугодным Господеви": затворяйте двери келлии от людей, дверь языка от глаголания и дверь сердца от лукавых духов. Воздерживаясь от брашен, должны воздерживаться и от страстей. В прибавлении правил на пост я с вами не согласуюсь, при слабом вашем здоровье, да и потому, что вы печетесь о выполнении только количества, а о качестве не имеете попечения; в оскудении обоих смирение да заменит оные. А при оных когда нет благоухания смирения, то нимало не воспользуется ими человек , но тщеславием и мнением еще и вред приимет. Игнатий Брянчанинов : "Пост есть постоянная умеренность в пище с благоразумною разборчивостью в ней. Чудное совокупление поста с молитвою! Молитва бессильна, если не основана на посте, и пост — бесплоден, если на нем не создана молитва. Пост отрешает человека от плотских страстей, а молитва борется с душевными страстями, и, победив их, проникает весь состав человека, очищает его; в очищенный словесный храм она вводит Бога. Кто, не обработав земли, засевает ее: тот погубляет зерна, и вместо пшеницы пожинает терние. Так и мы, если будем сеять семена молитвы, не истончив плоти: то вместо правды плодопринесем грех. Молитва будет уничтожаться и расхищаться различными суетными и порочными помышлениями и мечтаниями, оскверняться ощущениями сладострастными. Плоть наша произошла от земли, и, если не возделать ее подобно земле, никогда не может принести плода правды. Напротив, если кто обработает землю с великим тщанием и издержками, но оставит ее незасеянною: то она густо покрывается плевелами. Так, когда тело будет истончено постом, а душа не возделается молитвою, чтением, смиренномудрием: тогда пост делается родителем многочисленных плевелов — душевных страстей: высокоумия, тщеславия, презрения. Растительная пища есть наилучшая для подвижника. Она наименее горячит кровь, наименее утучняет плоть... Иоанн Кассиан Римлянин: "… один телесный пост не может быть достаточным для совершенства сердца и чистоты тела, если не будет соединен с ним и пост душевный. Ибо и душа имеет свою вредную пишу, насытившись которой, и без обилия телесной пищи впадет в сладострастие. Злословие есть пища ее и притом приятная; гнев есть также пища ее, хотя вовсе не легкая: на час насыщает душу несчастной пищей, а вместе с тем поражает и смертоносным вкусом. Зависть есть пища души, которая растлевает ее ядовитыми соками и непрестанно мучит ее, бедную, благополучием чужого успеха. Тщеславие есть пища ее, которая приятным вкусом на время услаждает, а после делает душу пустой, лишает всякой добродетели, оставляет бесплодной, лишенной всех духовных плодов: не только губит заслуги необычайных трудов, но еще навлекает большое наказание. Всякая похоть и блуждание непостоянного сердца есть корм души, питающий ее вредными соками, а после оставляет ее не причастной небесного хлеба. Итак, воздерживаясь при посте от этих страстей, сколько у нас есть сил, мы будем иметь полезный пост телесный. Труды плоти, соединенные с сокрушением духа, составят приятнейшую жертву Богу и достойную обитель святости в сокровенности чистого, благоукрашенного духа. Но если, постясь телесно, мы будет опутаны гибельными пороками души, то изнурение плоти не доставит нам никакой пользы, при осквернении драгоценнейшей части души , которая бывает жилищем Св. Ибо не столько тленная плоть, сколько чистое сердце бывает храмом Божиим и жилищем Св. Следовательно, постясь по внешнему человеку, нужно воздерживаться от вредной пищи и по внутреннему человеку, которого святой апостол особенно убеждает предстать чистым Богу, чтобы удостоиться принять в себя гостя — Христа Еф 3, 16, 17 ". Авва Дорофей: Мы не в пище только должны соблюдать меру, но и удерживаться от всякого другого греха, чтобы, как постимся чревом, поститься нам и языком, удерживаясь от клеветы, от лжи, от празднословия, от унижения, от гнева и, одним словом, от всякого греха, совершаемого языком. Также должно поститься и глазами, т. Так же и руки, и ноги должно удерживать от всякого злого дела. Святитель Василий Великий: При телесном посте тело постится от пищи и пития; при душевном посте душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Настоящий постник воздерживается от празднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия. Словом, настоящий постник тот, кто удаляется от всякого зла. Митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней: Принцип поста великолепно объяснял святитель Иоанн Златоуст: подсчитай, сколько денег у тебя уходит на скоромный стол. Подсчитай, во сколько тебе будет обходиться постная трапеза без мяса и молока. И разницу отдавай нищим. Если же с началом поста начинаются кулинарные изыски, а в итоге еда становится более дорогой и вкусной - то это извращение самой сути поста. Митрополит Филарет Вознесенский : Конечно, пост не есть только воздержание от телесной пищи. Церковь в дни поста поет: "постящиеся телесне, постимся и духовне... Дадим алчущим хлеб и нищия, безкровныя введем в домы... Истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления"... Так, для христианина пост - время воздержания и самовоспитания во всех отношениях. И потому-то надлежащий христианский пост дает верующим такое нравственное удовлетворение. Великий учитель светлого христианского аскетизма, Епископ Феофан Затворник, говорит о посте следующее: "Пост представляется мрачным, пока не вступают в поприще его: но начни и увидишь, что это свет после ночи, свобода после уз, льгота после тягостной жизни"... Игумен Никон Воробьёв : В наступившие дни святого поста приведи себя в порядок, примирись с людьми и с Богом. Сокрушайся и плачь о своем недостоинстве и гибели своей, тогда получишь прощение и обретешь надежду спасения. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит, а без этого никакие жертвы и милостыни не помогут тебе. Аще бы восхотел ecи жертвы — дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу — дух сокрушен. Почему искушения во время поста усиливаются Христиане знают, что во время поста всегда усиливаются искушения. Это происходит по нескольким причинам, о которых пишут богодухновенные святые отцы: 1 подвиг поста, очищая нас, выявляет все немощи нашей души, наши грехи и страсти, что должно стать для нас поводом не к отчаянию, а к борьбе с грехом, 2 духи зла ополчаются на христиан за делание, совершаемое ради Христа и спасения, за оставление их путей, - и пост, привлекающий к нам Божию благодать, показывает нам их злобу и коварство. Иоанн Кронштадтский: "Если бывает радость на небесах об одном грешнике кающемся Лк. И как много содействуют этой их радости священники, тщательно, отечески исповедующие своих духовных чад! Но, с другой стороны, для бесов нет печальнее времени, как время поста, потому-то они с особенной силой свирепеют во время поста и с особенной лютостью нападают на священников, содействующих искреннему раскаянию во грехах людей Божиих, и с особенной силой стужают в храме и на дому благочестивым христианам, ревнующим о молитве, посте и покаянии. Kто из благочестивых священников и мирян не знает бесовской ярости, на них устремляемой во время самого совершения Таинства Покаяния? Время Четыредесятницы — время борьбы, подвигов против врагов невидимых, против всяких грехов и страстей, обладающих нами. Таково оно должно быть по смыслу Церкви. Четыредесятница установлена по подражанию нашему Спасителю, давшему нам во всем образ и пример, а Он во время поста был искушаем от диавола и победил его Словом Божиим. Kто истинно постится, тот неизбежно должен терпеть скорбь плоти, упорную борьбу с нею духа и в довершение всего — козни диавола, действующего на нашу душу через разные помыслы, наводящие великую печаль, особенно тем, которые еще не тверды и несовершенны в христианской жизни". На этот вопрос святые отцы отвечают однозначно: христианин, верный сын Церкви Христовой, должен соблюдать посты, помня, что всё в Церкви устанавливается Самим Богом ради нашего спасения. Соблюдение поста христианином — не добродетель, но долг послушания Богу. А кто разумно постится, тот не думает, что он разумно совершает доброе дело, и не хочет, чтобы его хвалили, как постника». Макарий Оптинский: «Соблюдение постов и постных дней необходимо нужно. Он Церковь Свою облек такою властию, что ежели кто преслушает Церковь, буди тебе якоже язычник и мытарь Мф. То токмо одно покаяние может примирить нас с преступлением сим; а когда с презрением делается, то уже я и не могу ничего сказать. Это не есть добродетель, но долг. За добродетель бывает награда, а за неисполнение долга наказание». Однажды одна дама в разговоре со святителем Феофаном Затворником сообщила ему, что она не то в среду, не то в пятницу в пути выпила стакан молока. Святитель ей ответил: «Матушка, ты не стакан молока выпила, а пощечину Матери-Церкви дала! А кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец. Вот оно куда пошло дело-то, а ты говоришь — пустяки, неважная вещь! Феофан Затворник: "Где же это нашли такой устав о посте? Где говорится о посте духовном, там не помянуто, что о телесном нечего хлопотать, можно и без него обойтись, и напоминается только, чтоб не ограничиваться постом телесным одним. Великий пост и Успенский значительны, но из этого нельзя заключить, что прочие посты можно превращать в не посты. Надо быть исправными в церковном уставе вполне, без оговорок. Бедный пост! Сколько он терпит укоров, наветов, гонений! Но вот все, по милости Божией, стоит.

Как поститься впервые? Ответ священника

Тогда в правила питания включили горячую овощную пищу на масле и Великого поста 2023Великий пост – это время отрешения от мирских дел и общения с Богом. Пост в православии — это дни, когда люди очищаются в физическом и духовном плане. В понедельник, 18 марта, у православных начался Великий пост, который продлится до 4 мая.

Мирской пост. Для кого нужны послабления в посту?

Например, касательно вина: допустим, в какой-то праздник положено выпить две красовули вина, а это 454 миллилитра приблизительно! Почему-то этот пункт Типикона мы не исполняем, а вот там, где написано, что по средам и пятницам после Пятидесятницы рыбу вкушать нельзя, вот это мы уже исполняем. И всем это рекомендуем. Но рекомендуешь поститься таким методом, пиши и календарь красовуль. Таких календарей, к сожалению, еще не создали, а вот с запретами — где угодно найдешь. Так вот постишься ты по этому календарю и в ус не дуешь, а потом приходишь на следующий год, покупаешь другой календарь, а там все строже!

И как же понять, кто прав? Суть же в том, что для нас Типикон — это некоторая конституция духовная. Но как и с канонами — правило можно применить с точки зрения икономии и акривии, то есть с точки зрения снисхождения и с точки зрения исполнение закона со всей его строгостью. Поэтому каждый мирянин может сам себе определить меру строгости поста. Да и не только может, но и должен.

Не дергать батюшку за крест и за полы рясы: "Батюшка, батюшка, благословите пост не соблюдать! Пока строго пощусь, я христианин, а раз я уже старенькая, или беременная, или кормящая, то кранты духовной жизни. Конечно, так быть не должно. Так что основной мой совет — решите сами, чего вы не будете есть, и проводите свой пост с единомышленником. Желательно, чтобы он был более опытным, смотрел, как идет твой пост, и хвалил тебя.

В идеале, это батюшки в общине делать должны, конечно, но если они не могут, то ищите в других местах. Найти единомышленника, с которым вы вместе будете проводить пост и не только, вы можете в нашем сообществе " ОБЩИНА online " прим. Иеромонах Геннадий Войтишко Постящемуся впервые я бы, во-первых, задал вопрос: "Зачем вам это надо? С одной стороны, можно хотеть жить в ритме Церкви — и это очень хороший ответ. Но это еще не совсем про то, что это значит для моей личной жизни, для меня живущего здесь и сейчас в XXI веке в условиях мегаполиса или другого современного города, а может быть и не современного города.

В чем же разница? Да, покаянное состояние души может и должно возникать у православного человека не только во время поста. Однако в жизни Церкви есть и много радости. Вообще, призывы «не бойтесь» и «радуйтесь» встречаются в Евангелии гораздо чаще, чем призыв к покаянию.

И всему своё время. Готовясь к Пасхе, мы вспоминаем, какой ценой она далась человечеству, какие тяжелые испытания прошёл ради нас Христос. Без воспоминания об этой великой жертве мы не сможем в полной мере ощутить и радость праздника. Без Голгофы не было бы и Пасхи.

Так, без скорбей и покаяния, не будет и полной радости. Как поститься беременным и детям? Что делать человеку, которому по состоянию здоровья нельзя соблюдать пост, но у него есть такая духовная потребность? Это помогает нашему духу взять верх над нашим телом.

Потребности тела игнорировать невозможно: голод, жажду или симптомы болезней мы чувствуем сразу. Поэтому нередко люди пренебрегают потребностями своей души, непрерывно поднимая уровень своего комфорта и потребления. Так мы можем потерять себя, выбирая простую жизнь без подвигов, дел милосердия и даже простой практичности. Начинаем служить своему телу, игнорируя и совесть, и Заповеди Божии, и даже собственные принципы.

Чтобы обуздать потребности тела, подчиняя их высшим целям, мы добровольно ограничиваем себя в пище, веселье и комфорте. Однако такие подвиги подходят не всем. Беременным, больным, пожилым и детям тяжело ограничить своё тело, которое и так чем-то скованно и ограничено. Детям надо расти и полноценно питаться.

Беременные женщины и так претерпевают немало трудностей: их тело уже обеспечивает минимум двоих людей. Больные и пожилые люди тоже могут ослабить пост, заменяя телесные подвиги духовными: молитвой, чтением Священного Писания и духовной литературы, регулярным участием в богослужениях.

Кому разрешено не поститься Священнослужители рассказали, что в православии некоторым категориям верующих разрешено не держать пост, в том числе Великий. Маленькие детки, очень пожилые люди.

Они, конечно, могут пост не держать", — рассказали они. По их словам, если человек, который болен, но может сам прийти в храм, можно обратиться к священнику, чтобы он дал благословение не поститься. В свою очередь медики отмечают, что люди с ослабленным здоровьем должны очень серьезно подойти к вопросу соблюдения поста, особенно те, кто это будет делать в первый раз. Они отмечают, что если человек принял решение строго держать пост, ему нужно посоветоваться с лечащим врачом.

Особенно это касается людей, у которых есть проблемы с психикой, желудочно-кишечным трактом, сердечно-сосудистые заболевания. Службы Великого поста В это время церковь совершает особые богослужения. Всегда в воскресенье вечером накануне поста проводится вечерня с чином прощения. В первую неделю поста читается Великий покаянный канон святителя Андрея Критского — это очень длинный и самый древний канон, написанный в VII веке.

Вопрос неоднозначный. Сам по себе спорт на время Великого поста не запрещен. Однако некоторые представители Русской православной церкви считают, что в это время лучше заниматься душой, а физическую нагрузку можно и отложить. Если вы профессиональный спортсмен и это для вас прежде всего работа, то тренировки можно оставить. Если же вы приходите в фитнес-центры ради общения, красивых фото и развлечения, то здесь мнение однозначное: до окончания поста про это лучше забыть. А вот когда дело касается здоровья, например, реабилитации после операции или травмы, то физические нагрузки не запрещены. Нет, курение - это зависимость, потакание своим слабостям. Если вы заядлый курильщик, то начало Великого поста — самое время раз и навсегда отказаться от табакокурения. Что касается желания навестить усопших на кладбище во время поста, то строгих запретов нет.

Церковью отведены особые дни поминовения усопших, они называются "Родительские субботы". Они нужны также для того, чтобы живые не забывали о мертвых. У наших предков мясо не подавалось на стол каждый день. Это блюдо готовили по праздникам. Поэтому отказ от продуктов животного происхождения был для людей равен отказу от потакания своим слабостям.

Пост православный

Рыба в Великий пост разрешается только дважды — в праздник Благовещения (7 апреля) и Вербное воскресение (28 апреля). В православии существует запрет на венчание во время поста, так как это считается неуместным и не соответствующим духу подготовки к Пасхе. Наверняка, если бы основы поста придумывались в наше время, когда полки магазинов ломятся от десятков видов макарон, сотен видов печенья и прочих лакомств, не исключено, что ограничивать бы церковь предложила бы ввести пост на углеводы, или сахара.

Великий пост: Что можно и чего нельзя делать целых 48 дней

Как поститься, если вы в храме недавно? На какие календари ориентироваться? Нужно ли брать благословение на послабления? На все эти вопросы отвечают священники — гости нашего проекта. Епископ Феоктист Игумнов Тому, кто только начинает поститься, я бы посоветовал попытаться сосредоточиться, в первую очередь, на молитве и на том, чтобы избегать рассеяния. И уже во вторую, третью или еще какую угодно очередь — на еде. Вообще, когда мы говорим о посте, у людей первая ассоциации — это, конечно, пищевые ограничения и голодание. Какая-то натужная история, связанная с телом. Но, конечно, Церковь под постом имеет в виду, в первую очередь, не это, а молитву и сосредоточенность, отсечение всего того, что мешает нам быть с Богом. А мешает многое, и пища тут как раз не имеет такого превалирующего значения.

Конечно, в ограничениях в еде есть свой смысл, но он не первоочередной, потому что рассеиваемся мы чаще всего совершенно из-за других причин: социальные сети, медиа-повестка, ненужные разговоры и так далее, и так далее, и так далее. Вообще, я не люблю давать общие советы. Они нехороши тем, что всегда бывают слишком общими. Конечно же, если человек постится первый раз, то, наверное, ему будет их достаточно. Но потом, с течением времени, он сам для себя определить меру поста и сумеет вычленить те вещи, которые ему мешают. Может быть, даже поймет, каким образом их стоит отсекать в его конкретном случае. Что же касается пищевых ограничений, то здесь важно проговорить следующее. У нас традиционно есть такой календарь поста, где говорится о том в какие дни какую пищу можно есть. Этот календарь имеет своим источником устав, который пришел к нам из раннего средневековья.

Так вот из года в год, из календаря в календаре все ссылаются на него. Это, в общем-то, неплохо, потому что устав, пусть и монастырский, является для нас своего рода идеалом.

Ведь в следующий раз вы откажетесь уже и от молока, и от яиц, постепенно исключая из меню разные скоромные продукты. Но в любом случае, на послабление во время Великого поста нужно получить благословение священника. Стоит напомнить, что запреты касаются не только рациона, ведь это время прежде всего предназначено для очищения души. По словам святителя Иоанна Златоуста, поститься должны не только уста, но «и око, и слух, и руки, и ноги, и все наше тело». Главные цели поста — переосмысление верующими своей жизни, укрепление веры и самосовершенствование. Чтобы пост положительно отразился на духовном сознании человека, ему необходимо упорядочить свои чувства и мысли.

Что запрещено в пост перед Пасхой? Сквернословие, грубость, распространение негатива. Верующим не следует гневаться, сплетничать и желать плохого окружающим людям, осуждать тех, кто не придерживается правил поста. В течение семи недель нельзя бурно выражать свои эмоции, будь то печаль или радость. Святитель Тихон Задонский учил: воздерживаясь от мяса, «не кусай подобных тебе, не ешь людей»; не прикасаясь к животной пище, «не простирай свои руки на чужое, не зарься на не свое»; удерживаясь от лакомств, «воздержи и язык свой от злословия, клеветы, осуждения»; усмиряя аппетит, не разжигай в себе гнева, злобы и брани. Особенно важно соблюдать эти рекомендации перед светлым праздником Пасхи. Что еще нельзя делать, когда держишь Пасхальный пост? Категорически запрещены такие развлечения, как посещение ночных клубов, ресторанов, дискотек, шумные посиделки с друзьями.

Подобные мероприятия следует перенести на другое время, после завершения Пасхального поста. На протяжении Великого поста в православной церкви не проводится обряд венчания. Не разрешается в это время и играть свадьбы. Супругам рекомендуется по возможности воздерживаться от интимной близости. А вот запрета на проведения таинства крещения в этот период нет, хотя службы в дни поста длятся долго, поэтому желающим трудно будет выбрать время, чтобы крестить ребенка или взрослого. Верующим не следует гадать и выполнять различные магические обряды, ведь цель соблюдения поста — приближение к Господу, а не к Дьяволу. По мнению Церкви, все магические действия обращены к Сатане и отвращают людей от Бога, поэтому участие в подобных ритуалах всегда считалось в православии грехом. Поведение постящегося должно быть спокойным и уравновешенным.

Важно в этот день побывать в храме, так как пост — время для добрых дел, и забота о покойных — один из таких. Святые отцы учат: «есть дело весьма богоугодное и полезное — при Божественном и Преславном Таинстве совершать поминовение усопших в правой вере». День памяти 40 Севастийских мучеников Память Сорока Севастийских мучеников — 22 марта, но в 2024 году будет отмечаться 23-го, так как совпадает с кануном дня Феодора Тирона. Этот праздник всегда бывает в Великий пост, и на какой бы день недели он ни пришелся, совершается литургия. Обычно в будни служится литургия Преждеосвященных Даров, но в этом году служба, посвященная Севастийским мученикам, переносится на субботу, когда положена Литургия Иоанна Златоуста. Впрочем, помолиться древним мученикам, отдавшим свою жизни за Христа, можно в любой день. Существует народная традиция в день Сорока мучеников печь из постного теста жаворонков. Мучные птички стали не только символом встречи весны, но и символом движения души, которая, подобно жаворонку, то взмывает к небу, то в смирении падает вниз.

Благовещение Пресвятой Богородицы Благовещение Пресвятой Богородицы — один из главных христианских праздников. Он всегда отмечается 7 апреля и не всегда, но чаще всего выпадает на дни поста. Воздержание в этот день ослабляется: разрешается есть рыбу. Читайте также: Благовещение Пресвятой Богородицы. Коротко о празднике Четверток Великого канона Мариино стояние Четверток Великого канона в 2024 году — 18 апреля, а 17 апреля вечером в храмах будет Мариино стояние. Это удивительная служба, которая бывает лишь раз в году, на пятой неделе Великого поста. В среду вечером в храме целиком прочитывается весь Покаянный канон святого Андрея Критского, а вместе с ним житие древней святой, прославившейся своим подвигом покаяния. Длинная служба, на которой звучат проникновенные строки, полные сокрушения о своих грехах, и удивительная история о том, как величайшая блудница осознала свою нечистоту и, ища прощения Божьего, обрела святость, — это вершина великопостного покаянного пути.

На следующий день после этой службы, в четверг, совершается литургия Преждеосвященных Даров. Великий акафист «Похвала Богородице» — единственный из акафистов, вписанный в богослужебный устав, и единственный звучащий в храме в дни Великого поста. Традиция петь его в храме установилась в Константинополе, не раз спасаемом Богоматерью от беды, а позже распространилась повсеместно — ведь у каждого верующего наверняка найдется, за что поблагодарить Небесную Заступницу. Этот акафист всегда поется вечером накануне субботы пятой недели Великого поста, почему она и называется Субботой Акафиста. Акафисты — это радостные хвалебные тексты, и в дни покаяния их не принято читать в церкви, тем более и без них много особых великопостных богослужений. Но на пятой неделе Четыредесятницы, в пятницу вечером, в храме вдруг звучит «радуйся! Это удивительное богослужение дает огромную поддержку в момент, когда большая часть великопостного пути уже пройдена, и вот уже недалеко до Пасхи, но впереди самая трудная и ответственная часть пути — Страстная седмица. Лазарева суббота Лазарева суббота в 2024 году приходится на 27 апреля.

В пятницу шестой недели заканчиваются 40 дней поста — собственно Четыредесятница. Лазарева суббота — это праздничный день, в который по уставу положено пищевое послабление, но не отмена поста. Этот и следующий день — небольшая передышка перед самым сложным этапом. Лазарь был другом Христа, и, когда он умер, Спаситель оплакал его, а потом воскресил. Это было не первое подобное чудо, но теперь Он забрал человека из самых глубин загробного мира, когда даже тело его уже стало разлагаться и, казалось, нет пути назад, показав тем самым, что смерть бесповоротно будет побеждена Богом. Примечателен разговор Иисуса с Марфой, сестрой Лазаря. Она говорит, что верит в воскресение, а когда Спаситель спрашивает, верит ли она, что «всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек», отвечает: «Да, Господи! Этот диалог напоминает нам, что Бог ждет от нас только одного — веры и открытости Его воле, а дальше Он управит все Сам.

В один из главных церковных праздников верующие вспоминают, как радостно встречали Христа жители города, наслышанные о его чудесах. Но в то же время современные мы знаем, что совсем скоро из той же толпы зазвучали крики: «распни! Страстная седмица Страстная седмица в 2024 году продлится с 29 апреля по 4 мая. Святитель Феофан Затворник учит: пищевой пост, молитвенный труд, отказ от привычных занятий в пользу душеспасительных и «другое, сопряженное с выполнение говения, составляет первый шаг в следовании за Господом на распятие». Позади шесть недель поста, впереди — Страстная неделя, каждый день которой заставляет нас вспомнить в деталях путь Христа на Голгофу. И в эти последние перед Пасхой дни каждый христианин должен постараться быть максимально строг к себе и сосредоточен на молитве и желании быть рядом с Господом, страдающим за нас. Недели Великого поста Неделями Великого поста называются воскресные дни. Их от начала поста до Пасхи насчитывается шесть, каждый из них имеет свое особенное значение и задает настроение следующим за ним будням.

Первой седмице Великого поста особый покаянный настрой задает Прощеное воскресенье. В 2024 году оно приходится на 24 марта. Верующие вспоминают, как было побеждено иконоборчество. Сейчас мы привыкли к тому, что и дома, и в храме видим иконы. Второе воскресенье Великого поста Второе воскресенье посвящено памяти святителя Григория Паламы. В 2024 году оно приходится на 31 марта. Этот средневековый святой и богослов учил, что постоянная молитва и обращение к Богу, аскеза, стремление к тишине, очищение ума и сердца — это путь, ведущий человека к Господу. Третье воскресенье Великого поста Третье воскресенье — Неделя Крестопоклонная.

В 2024 году она совпадает с Благовещением, которое празднуется 7 апреля. Вечером в субботу из алтаря выносится крест, поклониться которому верующие смогут в течение всей следующей недели до пятницы. В середине поста Церковь для поддержания духовных сил верующих напоминает о том, что Крест стал главным орудием нашего спасения, символом не только смерти Христа, но и Его Воскресения, которое открыло людям путь в Царство Небесное. Четвертое воскресенье Великого поста В четвертое воскресенье верующие вспоминают преподобного Иоанна Лествичника. Оно приходится в 2024 году на 14 апреля. Именование этого святого происходит от главного труда его жизни — книги под названием «Лествица», в которой рассказывается о постепенном, как бы по ступенькам, восхождении души к Богу через борьбу с суетой и грехами, покаяние и молитву, обретение веры и любви. Пятое воскресенье Великого поста Пятое воскресенье посвящено преподобной Марии Египетской — великой грешнице, ставшей великой святой. В 2024 году Неделя Марии Египетской приходится на 21 апреля.

За несколько дней до этого в храмах вместе с каноном Андрея Критского читается ее житие. Ее пример показывает, что любовь Божья покрывает все грехи, когда человек искренне кается. Шестое воскресенье Великого поста Шестое — Вербное воскресенье, которое в 2024 году будет праздноваться 28 апреля. Другое название этого дня — Неделя ваий, то есть цветов или ветвей, которыми жители Иерусалима встречали Христа, входящего в город, незадолго до Его распятия. В наших широтах вместо цветов традиционно используют распустившиеся веточки вербы. Для верующих этот день — вступление в Страстную седмицу. Дела Великого поста О делах Великого поста очень точно сказал блаженный Августин: «Каждый в земной жизни должен творить милостыню, воздыхать о грехах и проливать слезы. Но если в этом нам часто мешают прелести мира, то по крайней мере в дни поста исполним сердца наши сладости закона Божия».

Оставьте вместе с пищей всякую ненависть, досаду и пререкание, сделайтесь во всём и ко всем тихими, кроткими, смиренными, благоснисходительными и любовными. Этого требует само время поста. Удалите вместе со снедями и все прочие страсти и прихоти плотские, которые наносят вред душе больший, чем пресыщение телу. И, наконец, если хотите поститься постом истинным, благоугодным Господеви, не забудьте украсить душу свою делами милосердия. Помогите по силам бедному, утешьте несчастного, навестите больного.

Опасны ли посты для здоровья? Преподобный Макарий Александрийский вкушал пищу один раз в неделю, а почил столетним старцем. Анфим, как и Симеон, кроме св. Некоторые отцы жили еще дольше: Павел Фивейский — 113, а св. Алипий — 118 лет.

Многие из подвижников нашего времени питались одной просфорой в день, другие принимали пищу только по воскресным дням, а их здоровье и долгожитие не вызывают сомнений. Ясно, что пост не только не вредит здоровью, но и укрепляет его. О «вреде» поста говорят только те люди, которые сами не постятся. А те, кто соблюдают посты, — никогда этого не скажут, ибо они по личному опыту знают, что пост не только не вреден, но — положительно полезен для телесного здоровья. Врач высшей категории Владимир Николаевич Бекетов: «Соблюдать пост — это и есть польза для здоровья… Мясо, хотя и бывает полезно для мышц и мозга, несет в себе множество шлаков, которые оседают в кишечнике, почках, желчном пузыре.

Пост с его сменой диеты вымывает шлаки из организма. Данные церковным уставом посты имеют в своей основе колоссальный заряд здравого смысла. Постящийся сохраняет и укрепляет здоровье, даже не думая об этом. Не надо особых диет, не надо искусственных добавок и витаминов. Соблюдай посты!

Вот в чем физическая и медицинская суть постов. И в пост пища должна быть разнообразной: капуста, другие овощи, злаки, травы, те же самые щавели с дачи… Человеческий организм приспособлен ко всеядению… Никто не умирал от трехдневного голодания». Я его угощал великопостным кушаньем, а оно было очень скудное. У нас в академии для преподавателей пост без рыбы студентам дают рыбу кроме первой, четвертой и страстной недели, Среды и Пятницы. Мы по этому поводу шутили, не пойти ли нам в студенты на Великий пост.

Он очень внимательно слушал, когда я ему рассказывал про Великий пост — сколько мы постимся, как часто бывает пост и прочее. Нам бы, медикам, тогда и делать было бы нечего». Врач, хирург, лауреат Сталинской премии, святитель Лука Войно-Ясенецкий : «Те из вас, кто усердно читает жития святых, знает, каким непостижимым для нас постом постились во множестве все преподобные отцы и жены. Они постились постом постоянным, для них не было скоромных дней. Очень многие вкушали только хлеб и воду, и больше ничего.

Это, может быть, покажется вам опасным: как так, только хлеб и вода, а где же витамины? Великие преподобные никогда не слышали о витаминах, и тем не менее в таком тяжелом посте жили до ста лет и более, ибо благодать Божия поддерживала их тело гораздо могущественнее, чем наши изысканные яства. Они часто разрушают наше здоровье, служат причиной многих желудочных и кишечных заболеваний, часто вызывают головные боли, подагру. Болезней этих совсем не знали те преподобные, которые жили всегда в тяжелом, суровом посте. Итак, да не сомневается никто, что пост, с Богом проводимый, не повредит, а напротив, даст крепость и телу, и духу».

Воздержно яждь, мало пий и здрав будеши. К сожалению, воздержание от скоромной пищи еще не пост, но невоздержание уже грех. Вы — строгий постник Можно подумать, Богу нужен наш пост! Дьявол явился Великому Антонию и говорит: «Ты мало ешь, а я совсем не ем; ты мало спишь, а я совсем не сплю.

О христианском посте: что такое пост, когда начинаются и как соблюдать посты

Иначе, такой пост бесполезен: «Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его. Не одни уста должны поститься, — нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и все наше тело... Пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления... Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, благоговеен и степен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой, и в изобилии даровал плоды покаяния». Иоанн Златоуст Но тогда получается, что пост - это дело избранных, так как по-настоящему высоконравственных людей сегодня единицы. А если злой, эгоистичный человек начнёт лишать себя удовольствия вкусно поесть большую часть года, то станет ли он добрей? Скорее всего наоборот, он станет ещё более раздражительным и злым. Так почему же по канонам церкви пост обязателен для всех? Может в то время, когда это правило писалось, те кто считали себя христианами были больше на них похожи?

До 12 века в постные дни нельзя было есть и рыбу, а потом разрешили. Может с этого времени пошло измельчание тех, кто называл себя христианами, и им было трудно совершать этот подвиг веры совсем без калорийной пищи? Вопрос интересный. Да и вообще, публичный пост мешает верующему человеку исполнять совет Иисуса, который он давал в отношении поста: А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Разве не будут другие заглядывать ему в тарелку через плечо, чтобы посмотреть, как он соблюдает пост? Тут вспоминается случай, который рассказывал известный юморист Михаил Задорнов. Однажды, на одном банкете, он увидел священника, который вкушал свинину. А на дворе был пост. Задорнов и спрашивает священника: - Батюшка, на дворе же пост, а вы свинину едите?

Тот не растерялся, посмотрел на кусок мяса, который был насажен на вилку, и произнёс заклинание: - Боже! Преврати парося в карася, - и дальше стал кушать запрещённый в пост продукт. Да, чуть не забыл: в пост нельзя употреблять алкоголь. Ну что, будем всех отлучать? Останутся одни язвенники, так как трезвенников в наш век практически нет. Ну а если учесть, что в пост нельзя курить и жить интимной жизнью, то кто же останется?

На литургии читается отрывок из Евангелия от Матфея с частью из Нагорной проповеди, где говорится о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного: "Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших". Последний раз поется 136-й псалом "На реках Вавилонских". В текстах службы отчетливо звучит напоминание о цели предстоящего поста — встрече Пасхи. На вечерне священники переоблачаются в одеяния черного цвета. Что можно есть Название недели "сыропустная" произошло от словосочетания "сыр отпускаю". В этот день последний раз перед Великим постом разрешается употреблять молочные продукты и яйца. Мясные продукты уже запрещены. В этот день пекут блины с сырными начинками и подают их со сметаной или сливками. Традиционные праздничные блюда — вареники, пироги с творогом, сырники. Семья должна садиться за стол семь раз, по количеству недель Великого поста. Пить алкогольные напитки за праздничной трапезой не рекомендуется. Вечером все остатки пищи необходимо выбросить или отдать домашним животным, после чего тщательно вымыть посуду. Как подготовиться к Великому посту Рекомендации священников Перед тем, как начать поститься, необходимо взять благословение у священника, рассказал председатель миссионерского отдела Казанской епархии, священник Александр Ермолин. По его словам, священник подскажет, какие правила следует соблюдать в каждом отдельном случае. Например, для людей со слабым здоровьем пост может быть менее строгим. Например, это касается ситуаций, когда человек отправился в санаторий на лечение, находится в военном училище или тюрьме. В таком случае тоже следует получить благословение", — подчеркнул Ермолин. Есть общие правила и рекомендации, которые надобно стараться выполнять в силу своих реальных возможностей, а не превосходить себя", — объяснил Авдюгин.

Как тело должно служить душе, так и пост телесный, должен прежде всего служить к обретению внутренних добродетелей, иначе он теряет свое первое непосредственное назначение: гневливого и памятозлобного постника-отшельника святые отцы сравнивают с ядовитым аспидом, гнездящимся в норе своей. Настоящий пост — это время покаяния и сокрушения о грехах своих, только тогда он приобретает истинный духовный смысл. Иоанн Златоуст. Еже сих умаление, пост есть истинен и благоприятен» Триодь Постная. Слово пастыря …Однажды весенней порой я шел в храм на службу. На улице темно, грязно. Неожиданно поскользнулся и провалился в грязь по колено. Выбрался из этой грязи и думаю: вот идешь в храм, преодолеваешь разные физические препятствия, ту же грязь, скажем. Из-за какой-то обыкновенной грязи и то трудно идти в храм. А вот как тяжело человеку преодолеть грязь семидесятилетнего безбожия… Трудно ему уже понять, для чего нужно молиться, почему нужно так строго пост соблюдать. Вот задает мне вопрос один такой пожилой человек: — Батюшка, ну для чего же вот так серьезно надо воздерживаться в посте от животной пищи, какая нам от этого польза? А я ему отвечаю: — Давай вспомним, Адам с Еввой в раю ели мясо? Только от одного древа запретил им вкушать Господь. И они это запрет нарушили. Так вот, чтобы подтвердить свое желание быть в раю, чтобы подчеркнуть свое стремление быть с Господом Богом, человек должен, пусть и не всегда, не всю свою жизнь, воздерживаться и довольствоваться растительной пищей. Тем самым он преодолевает последствие грехопадения прародителей в самом себе, преодолевает последствия собственных грехов. Чтобы заслужить сладость райских плодов, нужно в этой жизни чем-то пожертвовать. Вкушая плоды земные, человек подтверждает свой выбор: —Да, Господи, я хочу быть с Тобой в раю! А что делали Адам с Еввой в раю? Они общались с Богом. А как же нам в наших сегодняшних условиях общаться с Богом? Открыть Священное Писание, открыть Псалтырь псалмопевца и царя Давыда и призвать Бога в святой молитве.

За все дни поста только дважды можно позволить себе съесть рыбу — на Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля и в Вербное воскресенье 28 апреля. В Лазареву субботу 27 апреля можно употребить рыбную икру. Самые строгие ограничения в пище описываются в монашеском Типиконе, отметил священник. Однако не каждый сможет соблюдать именно этот устав. Конюхов выразил мнение, что каждый должен подобрать себе именно тот рацион, который не навредит, а, наоборот, принесет пользу. Исходя из реалий жизни можно всегда обсудить эти вопросы с духовником. Тут смысл в том, что не человек создан, чтобы соблюдать пост, а пост создан для человека, чтобы помочь ему», — пояснил собеседник ОТР. Если человек по состоянию здоровья или другим причинам не может отказать себе в том или ином продукте, который в пост под запретом, значит ему следует ограничить себя в других вещах, например, в осуждении других людей или просмотре телевизора. По словам священника, такой некий отказ от зависимостей тоже считается соблюдением поста. Беременным и кормящим женщинам, поститься нельзя рассказала «Аргументам и фактам» врач-эндокринолог Наталия Тананакина. Она пояснила, что из-за пищевых ограничений в организме образуется нехватка белка и жира, витаминов D, А, В12, железа, кальция и фосфора. Все это необходимо для полноценного и правильного развития плода. Но опять же, она может для себя с духовником определить какие-то другие вещи, чтобы, например, вечером долго не смотреть сериал, а вовремя ложиться спать.

Для чего нужен пост? Всё о православном посте

это добровольное воздержание от потребления еды и/или воды на определенный период времени. Пост – это добровольное аскетическое делание во славу Божию. В Библии описывается пост как возможность более ясно и четко определить для себя волю Божью.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий