В 1919 году Валерий Чкалов впервые увидел аэроплан и, загоревшись мечтой об авиации, сумел все же уехать в Нижний Новгород.
ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ INFOX.RU
- Подвиг Валерия ЧКАЛОВА: след в сердцах камчатцев
- Памяти В.П. Чкалова
- Соединяя континенты: о полете Валерия Чкалова через Северный полюс
- Летчик чкалов краткий рассказ
Валерий Чкалов: лихая жизнь и странная смерть любимого «сокола» Сталина
«Подвиг» 3-й: «Чкалов совершил над Ленинградом 250 мёртвых петель подряд». Так Чкалов совершил свой последний подвиг. Пожертвовав жизнью, он спас неизвестную маленькую девочку от неминуемой гибели. Ровно 85 лет назад Герой Советского Союза Валерий Чкалов совершил легендарный сверхдальний перелёт из Москвы на тихоокеанский остров Удд.
Подготовка к полетам
Сегодня в его честь названы университеты, улицы, города и села. О том, какой путь проделал легендарный летчик и как оборвалась его жизнь, читайте в материале «Известий». Когда Валерию было шесть лет, его мать умерла. Воспитывался он отцом и его второй женой. В семь лет мальчик пошел в сельскую начальную школу. Учился он средне, но выделялся отличной памятью и математическими способностями. После окончания школы поступил в ремесленное училище в Череповце, куда его направил отец. Затем работал молотобойцем и кочегаром в Волжском пароходстве. Именно в это время 15-летний Чкалов познакомился с авиацией, которой «заболел» на всю жизнь.
По совету односельчанина, работавшего слесарем по ремонту и сборке самолетов в Канавинском авиационном парке в Нижнем Новгороде, юноша пошел в ученики в том же авиапарке. Тогда многие молодые люди мечтали связать свою жизнь с авиацией, новой и стремительно развивающейся отраслью. Но именно Чкалов получил направление на учебу в Егорьевскую военно-теоретическую школу военно-воздушных сил ВВС. Ему было всего 17 лет.
Не смотря на сложные метеорологические условия Чкалов вместе с товарищами благополучно поднялся в воздух и прибыл в американский город Ванкувер Вашингтон 20 июня. В Америке советские летчики, пролетевшие над Северным полюсом, удостоились теплого приема и в одночасье стали знаменитостями. За совершенный перелет все члены экипажа были награждены орденами Красного Знамени. В том же году жители села Василева добились того, чтобы их поселок переименовали в Чкаловск. Личная жизнь Когда Валерию было 23 года он взял в жены Ольгу Терехову, которая была школьной учительницей. В этом браке у пары родились сын Игорь и 2 дочери — Валерия и Ольга.
В будущем Игорь пойдет по стопам отца. За годы биография Чкалов написал нескольких книг, на страницах которых подробно изложил собственные впечатления о перелетах. Гибель Чкалова Валерий Чкалов погиб 15 декабря 1938 г. Важно отметить, что тестовый полет готовился в большой спешке, с нарушением почти всех мер безопасности. Интересен факт, что накануне запланированного полета в истребителе было обнаружено 190 серьезных дефектов. Тем не менее, Чкалов смог поднять в воздух самолет и провести несколько маневров. Однако при заходе на посадку двигатель «И-180» заглох. Валерий до последнего момента управлял машиной, планируя приземлиться в нежилой местности. Незадолго до посадки истребитель зацепился за электропровода, протаранил крылом электрический столб и, развернувшись, врезался в кучу дров. От мощного удара пилота выбросило из кабины на десятки метров.
В итоге он сильно ударился головой о металлическую стойку, что в конечном счете привело к его смерти. Легендарный летчик умер в стенах Боткинской больницы. Многие люди, включая родственников Чкалова, выдвигали альтернативные версии гибели Валерия Павловича.
До недавнего времени на всех самолетах, предназначенных для перелетов между континентами, ставили по четыре мотора: так было у советского Ил-62 на хвосте , у Ил-96 и у американского Boeing-747 на крыльях. Только совсем недавно моторы стали делать такими надежными, что их начали ставить всего по два, как на Boeing-777 или Airbus. Такую же схему хотят применить и на новом российско-китайском широкофюзеляжном лайнере. Это и сегодня непревзойденный подвиг.
Тот одномоторный самолет теперь стоит в Музее Чкалова в городе Чкаловск Нижегородской области. Со времени, когда у нас вышел тот материал, у нашей редакции завязались добрые отношения с потомками Валерия Павловича. И вот мы оказались там, где телекамеры не бывали давно. Как нам кажется, московская квартира Чкаловых, его кабинет на многое открывают глаза. Но сначала мы оказались на том месте, где в 1938 году Чкалов погиб. В тот день было так же морозно, как тогда, когда мы приехали туд. И хотя тогда здесь был дровяной склад, мимо уже шли электрические провода.
Только пролетала над ними не стайка птиц, а экспериментальная машина, истребитель И-180. После второго круга Чкалов идет на посадку. Вот место гибели. Отказывает мотор М-88. Как выяснила комиссия, до последнего момента он пытался посадить самолет там, где нет жилья. А здесь тогда ничего не было. Но в самый последний момент задевает за электрические провода.
Весной 1927 года после того, как Чкалов побывал на курсах повышения летного мастерства, командование предложило ему показать то, чему он научился. Валерий Павлович же решил продемонстрировать все фигуры, в том числе и те, которые мог выполнять в воздухе только он один. Таких полетов гатчинский аэродром еще не видел. При планировании на посадку Чкалов исполнил «замедленную бочку» и, успешно посадив самолет, радостный выскочил из него. Однако счастливое состояние вскоре померкло: комэск, поблагодарив за технику, сделал лишь положенные по инструкции замечания, а вот комбриг дал двадцать суток гауптвахты и на столько же дней отстранил от полетов. В 1927 году Валерий Чкалов женился на ленинградской учительнице русского языка и литературы Ольге Эразмовне Ореховой. Познакомились они в 1925 году, два года длился их роман, а когда девушка окончила институт, Валерий сделал ей предложение. Чкалову сказочно повезло с женой — Ольга Эразмовна все и всегда понимала правильно. В доме летчик бывал только наездами, за одиннадцать лет их брака вместе они прожили не более шести.
Обычно он не сообщал ей о своих командировках и планах, мог уехать или приехать в любой момент. Она не задавала лишних вопросов, всегда ждала его и гордилась им. В январе 1928 года у них родился сын Игорь. К этому времени Валерия Павловича уже перевели в Брянск, и оттуда он постоянно писал письма: «Лелик, выросли у сынки зубки?.. Как он сидит?.. Капризничает или нет?.. Как подрос?.. Вес, какой?.. Ты знаешь, как я хочу все знать!
Свою душу на бумагу не выложишь, ну да ты ее и так понимаешь». Кроме прочего он представил пятнадцать фигур высшего пилотажа своего собственного изобретения, в числе которых был полет вверх колесами и восходящий штопор. Байдуков так описывал представление в небесах: «Валерий, пикировал с высоты, заигрывал с землею, чуть не цепляя ее в двойных и учетверенных переворотах через крыло, затем, восстанавливая высоту, ввинчивался вверх, завершая подъемы прекрасными иммельманами или неожиданными, необычными полетами вниз головой…. По чистоте и резвой веселости его полет напоминал полеты стрижей в летнее время». В этот же день вечером Валерий написал домой: «Лелик, только представь, то, за что меня отправляют на гауптвахту, здесь отмечено денежной премией! После блестящего выступления Чкалов был поставлен командиром звена истребителей. Однако и в новой должности он по-прежнему занимался высшим пилотажем, и однажды это окончилось трагически — в ходе отработки бреющих полетов было разбито несколько самолетов его звена. К счастью, никто не погиб, однако по законам того времени Чкалов был взят под арест и предстал перед военным трибуналом. На нем Валерию припомнили все.
И пролет под Троицким мостом, и полеты вокруг Исаакиевского собора, и «гатчинские выкрутасы». Чкалова обвинили в многочисленных нарушениях дисциплины и воздушном лихачестве, в соответствии с приговором от 30 октября 1928 он был уволен из рядов Красной Армии и приговорен к одному году тюремного заключения. Его разместили в одиночной камере, расположенной на втором этаже Брянской тюрьмы. Летчику было разрешено держать у себя в камере карандаш и бумагу, Чкалов писал в импровизированном дневнике: «Дни проходят однообразно, камера небольшая, но теплая. Ночью не могу долго уснуть. Не дают покоя мысли о жене и сыне. Как они там в Ленинграде? Делать в тюрьме было решительно нечего, он перечитал все книги в местной библиотеке, слушал радио. Спал днем.
Проснулся, когда принесли обед. Лежал, сидел, ходил, все уже надоело», — написано также в его дневнике. Однако известность пилота была уже слишком велика в стране. Благодаря ходатайству бывших командиров, а также вмешательству ряда высокопоставленных особ наказание Чкалова заменили на условное. Всего в Брянской тюрьме летчик отсидел… девятнадцать дней. Хотя, когда читаешь его записи, то, кажется, что он находился там не меньше года. У Валерия Павловича вообще была такая особенность — он страшно торопился жить. Точно знал, что судьба ему отмерила совсем немного…. Вернувшись к семье в Ленинград, безработный Чкалов засел за учебники и книги.
Не надеясь на возвращение в армию, он решил пойти в институт. Однако тоска по аэродрому, по кабине самолета и голубому небу не давала ему покоя. Валерий с радостью принял предложение поработать летчиком-инструктором в местном отделении Осоавиахима. Он летал на прогулочном самолете, катал туристов и пассажиров, учил мальчишек летному мастерству. И снова благодаря вмешательству его бывших начальников было принято решение вернуть искуснейшего авиатора в истребительную авиацию в качестве летчика-испытателя НИИ ВВС. Ленинградский период его жизни закончился, в штат института Чкалов был зачислен 11 ноября 1930 года. В НИИ Валерию Павловичу пришлось заново учиться летать, в институте испытывались летательные аппараты самых различных конструкций и типов. На этом месте он проработал два года, освоив технику пилотирования примерно тридцати различных типов самолётов и совершив более восьмиста испытательных полётов. В частности, ему принадлежит честь проверки уникальнейшей «воздушной этажерки» В.
Вахмистрова — бомбардировщика, несущего два истребителя на крыльях. Перевод проходил в торжественной обстановке, превратившись в первый в стране воздушный парад. Свыше сорока самолётов колонной по три в ряд пролетели над Красной площадью. Во главе их находился бомбардировщик «ТБ-3», управляемый экипажем Чкалова. Сталин, Ворошилов, Каганович, Чкалов и Беляков. Встреча после перелёта на Дальний Восток. Щёлковский аэродром, 10 августа 1936 г. А в 1933 году Валерий Павлович был переведен на работу в Московский авиационный завод им.
Детство и юность
- Как погиб легендарный летчик Чкалов: тайна, о которой спорят уже много лет
- Великий и скандальный Чкалов. Жизнь и смерть любимого авиатора Сталина
- С позиции силы небесной. Перелёт Чкалова сделал Россию лидером в Арктике
- К рекордам готов
- 120 лет Валерию Чкалову — биография
- Лётчик-истребитель, лётчик-испытатель
Как погиб легендарный летчик Чкалов: тайна, о которой спорят уже много лет
Причина смерти Чкалова неотделима от того, что составляло ось его жизни – небо, самолеты, риск. Подвиг чкалова краткое содержание | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей. Оригинал взят у mamlas в Сталинский маршрут Валерия Чкалова: подвиг, о котором забыли Валерий Павлович Чкалов Справка Валерий Павлович Чкалов родился 2 февраля 1904 года в селе Василёво Нижегородской губернии (ныне г. Чкаловск) в семье котельщика. После смены социального строя Чкалов много и упорно трудился, учился, благодаря чему сумел стать летчиком и выдающимся человеком. Настоящее имя – Чкалов Валериан Павлович. В 1916 году окончил 4 класса школы в родном селе, в 1916-1918 годах учился в Череповецком ремесленном училище (ныне Вологодской области). Рассказываем о легендарном советском летчике Валерии Чкалове и важности его подвига — беспосадочного перелета в Америку через Северный полюс.
Чкалов Валерий Павлович
Тоннель намечали под Беринговым проливом. Синдикат предлагал соорудить на свои средства дорогу от мыса Дежнева до Иркутска длиной в 5 тысяч километров на таких условиях, что если бы договор на концессию был подписан, огромная территория русского северо-востока фактически отошла бы к Америке. Деятельность синдиката фактически направлял и контролировал финансовый и железнодорожный магнат Эдвард Гарриман отец известного поджигателя войны Аверелла Гарримана , хотя официально он не входил в состав концессионеров. Цели этой концессии были так прозрачно-ясны и многие русские общественные деятели так сильно возмущались наглостью американцев, что царское правительство вынуждено было отказаться от американских предложений. Однако и после провала концессии дельцы из США не успокоились. Русские просторы, русские богатства все еще казались им доступными, и они рассчитывали приобрести кое-что по сходной цене. Агент Рокфеллера, побывавший на Камчатке, внес предложение «купить Камчатку». Но возмутительный факт продажи царским правительством американцам русского полуострова Аляски с территорией, равной среднему европейскому государству, был слишком памятен, слишком глубоко взволновал русскую общественность, и «продажа» Камчатки не состоялась. Надежда закрепить за собой чужие северные земли снова вспыхнула у монополистов США в годы гражданской войны.
Американцы воспользовались тем, что крайний северо-восток России был тогда отрезан от остальной страны, и занялись «мирным» вторжением. На Чукотке до сих пор помнят Олафа Свенсона, бывшего золотопромышленника с Аляски. Посланные им шхуны побывали в каждой бухте Чукотского полуострова. Агенты американского капитала крепили дружбу с местными кулаками и под видом торговли обирали жителей Чукотки, Камчатки и других дальних северных районов. За шкуру белого медведя, например, они давали всего несколько пачек патронов, за винчестер требовали столько песцов, сколько их укладывалось от земли до мушки ствола. Цену назначал купец, а покупатель беспрекословно повиновался. Конкурентов у американских хапуг тогда не было, и жаловаться на них было некому. Грабеж под видом торговли продолжался до тех пор, пока советская власть не выгнала захватчиков.
Полярный исследователь Вильялмур Стефанссон направил на этот остров оккупационную партию под начальством некоего Аллана Крауфорда. Стефанссон предпринял это бесчестное дело в расчете на то, что остров Врангеля сможет стать местом добычи высококачественной пушнины, мамонтовой и моржовой кости. Влекли его туда и другого рода интересы. Он откровенно писал: «Фалькландские острова лежат у самых берегов Аргентины, но в то же время находятся во владении Англии. Эти острова в мирное время являются необходимостью коммерческой мощи империи, а в военное время должны служить базой для крейсеров. Нам нужно, чтобы остров Врангеля принадлежал Великобритании как территория для развития ее воздушных сил — дирижаблей и аэропланов, как Фалькландские острова служат нашим крейсерам и шхунам». В 1922 году Макензи Кинг, премьер-министр Канады, заявил с трибуны парламента, что остров Врангеля принадлежит Канаде. Происки Стефанссона и заявление Макензи Кинга вызвали справедливое возмущение советской общественности.
Но захватчики не унимались. Закон и справедливость были на стороне Советского государства. Остров Врангеля был впервые открыт русскими людьми и принадлежал России. На карте полярных областей, начерченной Михаилом Васильевичем Ломоносовым еще в 1763 году, был показан большой остров — Сомнительный, расположенный к северу от Чукотского полуострова и очень близко от острова Врангеля. Карта полярных областей была приложена к труду Ломоносова «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию». В разгар первой мировой войны — 4 сентября 1916 года министерство иностранных дел России обратилось к правительствам союзных и дружественных государств со следующей нотой: «Значительное число открытий и географических исследований в области полярных стран, расположенных к северу от азиатского побережья Российской империи, произведенное в течение столетий усилиями русских мореплавателей и купцов, недавно пополнилось новейшими успехами: закончилась деятельность флигель-адъютанта его императорского величества капитана II ранга Вилькицкого, начальника гидрографической экспедиции, которому в 1913—1914 годах было поручено исследование Северного Ледовитого океана. В течение 1914 года капитан Вилькицкий, сделав новые важные исследования, открыл другой новый остров близ острова Беннета; название «острова Новопашенного» [10] было дано этому острову. Императорское российское правительство имеет честь нотифицировать настоящим правительства союзных и дружественных держав о включении этих земель в территорию Российской империи.
Императорское правительство пользуется случаем, чтобы отметить, что оно считает также составляющими нераздельную часть империи острова Генриетта, Жанетта, Беннета, Геральда и Уединения, которые вместе с островами Новосибирскими, Врангеля и иными, расположенными близ азиатского побережья империи, составляют продолжение к северу континентального пространства Сибири. Императорское правительство не сочло нужным включить в настоящую нотификацию острова: Новая Земля, Вайгач и иные различных размеров, расположенные близ европейского побережья империи, ввиду того, что их принадлежность к территории империи является общепризнанной в течение столетий». Протестов не было. Ни одно правительство не возражало против этой ноты, и перечисленные в ней земли на всех географических картах Арктики стали закрашивать в цвета России. Казалось, теперь уже для всех ясно, кто именно обладает законными правами на русский сектор Арктики. И все-таки Стефанссон осенью 1923 года снова послал на остров Врангеля партию зимовщиков — четырнадцать человек. Тогда Советское правительство решило прекратить все попытки отторгнуть от СССР далекий полярный остров. Туда была отправлена на канонерской лодке «Красный Октябрь» экспедиция под руководством гидрографа-геодезиста Б.
Экспедиции было поручено поднять на острове Врангеля государственный флаг СССР, а также удалить оттуда граждан иностранного государства, занимавшихся незаконным промыслом зверя. Любители чужих территорий все же продолжали действовать. Американец Карл Ломен послал к острову Врангеля шхуну «Герман». Льды помешали шхуне достигнуть цели плавания, и американцы подняли тот самый флаг, который Ломен подготовил для острова Врангеля, на соседнем острове Геральд. На англо-советской конференции в 1924 году представители Советского Союза поставили вопрос об острове Врангеля.
Мать Арина Ивановна умерла, когда Валерию было шесть лет. К счастью, новая жена отца оказалась доброй и заботливой женщиной.
Дом-музей Валерия Чкалова в родном городе. В восемь лет мог переплыть Волгу, не раздумывая ввязывался в мальчишеские кулачные бои. Родные говорили, что мальчик пошел в деда. Тот был бурлаком и отличался суровым нравом. После окончания начальной школы в 1916 году Валерия отправили учиться в Череповецкое техническое училище. Но случилась революция, учреждение закрыли, и парень вернулся домой работать вместе с отцом. Знакомство с самолетами состоялось благодаря односельчанину, который работал бригадиром в авиационном парке в Нижнем Новгороде, а кроме того, был женихом сестры Чкалова.
Сосед замолвил слово за Валерия, и 15-летний юноша поступил работать сборщиком самолетов. Спустя два года пришли четыре путевки для поступления в Егорьевскую авиационную школу в Подмосковье ныне Егорьевский авиационный технический колледж имени В. Судьба улыбнулась юноше, он оказался в числе учащихся летного училища. Окончив его, он продолжил обучение в Борисоглебской военной авиационной школе. Во время учебы открылся его талант пилота. Молодой летчик «чувствовал» машину и ощущал себя в небе как хозяин. Бюст Чкалова в Санкт-Петербурге.
Там он осваивал истребители и технику воздушного боя. К 20 годам Чкалов был полностью подготовленным военным летчиком-истребителем. Окружающие отзывались о нем как о спокойном и уравновешенном человеке, а инструкторы не выявляли нарушений дисциплины. Дерзкие полеты Валерия Чкалова Проблемы с дисциплиной начались позже, когда Чкалов завершил обучение и «вышел в открытый полет». Летом 1924 года его для прохождения службы определили в эскадрилью истребителей в Ленинграде. Так начались без преувеличения увлекательные будни младшего военного летчика. Валерий Чкалов наслаждался возможностью летать, но строгие военные правила мешали его творческому подходу к делу.
Цену назначал купец, а покупатель беспрекословно повиновался. Конкурентов у американских хапуг тогда не было, и жаловаться на них было некому. Грабеж под видом торговли продолжался до тех пор, пока советская власть не выгнала захватчиков. Полярный исследователь Вильялмур Стефанссон направил на этот остров оккупационную партию под начальством некоего Аллана Крауфорда. Стефанссон предпринял это бесчестное дело в расчете на то, что остров Врангеля сможет стать местом добычи высококачественной пушнины, мамонтовой и моржовой кости. Влекли его туда и другого рода интересы. Он откровенно писал: «Фалькландские острова лежат у самых берегов Аргентины, но в то же время находятся во владении Англии. Эти острова в мирное время являются необходимостью коммерческой мощи империи, а в военное время должны служить базой для крейсеров.
Нам нужно, чтобы остров Врангеля принадлежал Великобритании как территория для развития ее воздушных сил — дирижаблей и аэропланов, как Фалькландские острова служат нашим крейсерам и шхунам». В 1922 году Макензи Кинг, премьер-министр Канады, заявил с трибуны парламента, что остров Врангеля принадлежит Канаде. Происки Стефанссона и заявление Макензи Кинга вызвали справедливое возмущение советской общественности. Но захватчики не унимались. Закон и справедливость были на стороне Советского государства. Остров Врангеля был впервые открыт русскими людьми и принадлежал России. На карте полярных областей, начерченной Михаилом Васильевичем Ломоносовым еще в 1763 году, был показан большой остров — Сомнительный, расположенный к северу от Чукотского полуострова и очень близко от острова Врангеля. Карта полярных областей была приложена к труду Ломоносова «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию».
В разгар первой мировой войны — 4 сентября 1916 года министерство иностранных дел России обратилось к правительствам союзных и дружественных государств со следующей нотой: «Значительное число открытий и географических исследований в области полярных стран, расположенных к северу от азиатского побережья Российской империи, произведенное в течение столетий усилиями русских мореплавателей и купцов, недавно пополнилось новейшими успехами: закончилась деятельность флигель-адъютанта его императорского величества капитана II ранга Вилькицкого, начальника гидрографической экспедиции, которому в 1913—1914 годах было поручено исследование Северного Ледовитого океана. В течение 1914 года капитан Вилькицкий, сделав новые важные исследования, открыл другой новый остров близ острова Беннета; название «острова Новопашенного» [10] было дано этому острову. Императорское российское правительство имеет честь нотифицировать настоящим правительства союзных и дружественных держав о включении этих земель в территорию Российской империи. Императорское правительство пользуется случаем, чтобы отметить, что оно считает также составляющими нераздельную часть империи острова Генриетта, Жанетта, Беннета, Геральда и Уединения, которые вместе с островами Новосибирскими, Врангеля и иными, расположенными близ азиатского побережья империи, составляют продолжение к северу континентального пространства Сибири. Императорское правительство не сочло нужным включить в настоящую нотификацию острова: Новая Земля, Вайгач и иные различных размеров, расположенные близ европейского побережья империи, ввиду того, что их принадлежность к территории империи является общепризнанной в течение столетий». Протестов не было. Ни одно правительство не возражало против этой ноты, и перечисленные в ней земли на всех географических картах Арктики стали закрашивать в цвета России. Казалось, теперь уже для всех ясно, кто именно обладает законными правами на русский сектор Арктики.
И все-таки Стефанссон осенью 1923 года снова послал на остров Врангеля партию зимовщиков — четырнадцать человек. Тогда Советское правительство решило прекратить все попытки отторгнуть от СССР далекий полярный остров. Туда была отправлена на канонерской лодке «Красный Октябрь» экспедиция под руководством гидрографа-геодезиста Б. Экспедиции было поручено поднять на острове Врангеля государственный флаг СССР, а также удалить оттуда граждан иностранного государства, занимавшихся незаконным промыслом зверя. Любители чужих территорий все же продолжали действовать. Американец Карл Ломен послал к острову Врангеля шхуну «Герман». Льды помешали шхуне достигнуть цели плавания, и американцы подняли тот самый флаг, который Ломен подготовил для острова Врангеля, на соседнем острове Геральд. На англо-советской конференции в 1924 году представители Советского Союза поставили вопрос об острове Врангеля.
Представители Англии заявили, что у правительства Соединенного Королевства нет никаких претензий на владение островом Врангеля и что туда посылались «спасательные экспедиции». Вскоре на острове Врангеля поселились 55 советских граждан — работники пушной фактории и полярной станции. Небольшой дружный коллектив русских, эскимосов и чукчей успешно боролся с трудностями освоения пустынного острова. Советские зимовки появились и на других полярных островах. Постепенно Арктика занимала все более и более важное место в народном хозяйстве страны. Советские полярники — работники созданного в декабре 1932 года Главного Управления Северного морского пути с творческой заинтересованностью изучали Крайний Север и его природные богатства. Одновременно они всеми силами старались помочь расцвету культурного и материального благосостояния местных народов, вместе с ними поднимали к жизни суровые ледяные просторы. Советские полярники-патриоты совершили немало подлинно героических подвигов.
Мужественные, самоотверженные люди поехали работать на далекие северные зимовки. Тяга в Арктику была огромная. Особенно стремились туда летчики. Там, в высоких широтах, самолет был единственным средством связи. Труд полярного летчика был овеян своеобразной романтикой. Над бесконечными льдами прокладывались все новые и новые воздушные трассы.
За полет, длившийся двое с половиной суток, в течение которого впервые было преодолено более девяти тысяч километров, всем трем частникам в экипаж Чкалова входили также летчики Беляков и Байдуков присвоили звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Протяженность маршрута составляла 8 504 км, а длительность полета — 63 ч 16 минут. Героический экипаж радостно встречали жители многих американских городов, также их принял у себя дома генерал Джордж Маршалл. За успешное осуществление этого задания весь экипаж был награжден орденами Красного знамени. Причиной его гибели стала неустранимая поломка мотора, которая привела к крушению. Совершая, по сути, еще один подвиг, Чкалов старался отвести падение от жилых построек, в результате чего врезался в высоковольтную опору. От полученных ран он скончался два часа спустя в Боткинской больнице. Существует множество версий того, что его гибель была неслучайна, поскольку на тот момент был разгар политических репрессий и острый на язык и несдержанный Чкалов мог быть неугодным для многих. Это в многочисленных интервью утверждали его сын и дочь. Как бы то ни было, известно, что при жизни Чкалов на хорошем счету у советского руководства. Сталин лично встречал экипаж Чкалова на Щелковском аэродроме в августе 1936 года по его возвращению из беспересадочного полета на Дальний Восток. Также, Чкалов неоднократно бывал приглашен Сталиным в Кремль на светский прием, а в личном общении советский вождь позволял фамильярное его отношение к себе. В советские годы, Чкалов стал одним из самых известных людей в Советском Союзе. В честь него назывались пионерлагеря, школы, станции метро, учебные заведения, предприятия и другие объекты.
Валерий Чкалов - биография, новости, личная жизнь
Валерий Чкалов прожил короткую, но очень насыщенную и яркую жизнь. Сейчас о жизни летчика Чкалова и его подвигах снимаются фильмы и сериалы. Один из них создан при поддержке Российского военно-исторического общества: документальный фильм «Жил был лётчик» рассказывает нам о жизни и истории успеха Валерия Чкалова. Выступая на митинге, губернатор подчеркнул, что подвиг экипажа Чкалова продолжает оставаться очень важным для всей страны. Валерий Чкалов родился 20 января (2 февраля) 1904 года в селе Василёво Балахнинского уезда Нижегородской губернии (ныне город Чкаловск). Чкалов Валерий Павлович краткая биография и подвиг.
Биография Валерия Павловича Чкалова
120 лет назад родился советский летчик-испытатель Валерий Чкалов, ФедералПресс вспоминает, чем прославился герой, а также как сейчас живут его потомки. Валерий Чкалов – Герой Советского Союза и кумир миллионов. В 1937 году легендарный летчик впервые совершил длительный перелет в Америку и сразу же стал мировой знаменитостью. По-настоящему широко известно имя Валерия Чкалова стало в 1936 году, когда он в компании летчиков Байдукова и Белякова совершил беспрецедентный перелет из Москвы на Дальный Восток. Валерий Чкалов прожил короткую, но очень насыщенную и яркую жизнь.
Подвиги Чкалова и его экипажа остаются непревзойденными
За полетом напряженно следил весь мир. Экипаж с энтузиазмом встречали разные горожане, более того, в Вашингтоне пилотов вышел приветствовать сам Франклин Рузвельт, чтобы высказать почтение их храбрости и выносливости. За этот не вызывающий сомнения героический подвиг, прославивший авиацию СССР на весь мир, на торжественной церемонии летчиков наградили орденами Красного Знамени, что еще более увековечило их в истории СССР и мировой авиации. Валерий Чкалов погиб зимой 1938 года. Истребитель И-180 из-за поломки в двигателе, которую невозможно было устранить, потерпел крушение. Пытаясь предотвратить жертвы среди мирного населения, Чкалов пожертвовал собой, изменил направление и столкнулся с линией проводов, находящихся под колоссальным напряжением. Валерия быстро доставили в госпиталь, где врачи отчаянно боролись за его жизнь, но там он скончался. Бытует мнение, что инцидент был подстроен. Вариант событий, что Чкалова хотели устранить намеренно, что он перешел кому-то дорогу, поддерживали, в частности, его жена и дочь. Валерий Павлович был достаточно резок в своих высказываниях, что в те времена было очень опасно из-за политических репрессий, из-за которых легко можно было угодить в немилость и сильно пострадать не только самому, но и подвергнуть свою семью смертельной опасности.
Но у этой версии событий есть существенные недостатки, мешающие принять ее за правду. Как было известно очень многим, советское руководство хорошо и уважительно относилось к Чкалову, причем настолько хорошо, что Иосиф Сталин встретил Чкалова и его экипаж после перелета на Сахалин. Благодаря своим заслугам Чкалов был не последним человеком в СССР, которого уважали и любили и среди обычного населения, из- -за чего ему могли бы простить даже какие-то резкие высказывания. В конечном итоге, далеко не каждый человек смог бы преодолеть несколько тысяч километров по воздуху безостановочно. Чкалов был настолько знаменитым человеком в СССР, что в его честь называли улицы, образовательные заведения, станции метрополитена и многие другие, самые разные объекты, включая малую Родину Чкалова — село Васильево.
Служба Чкалова начинается в Ленинграде. Он часто совершает рискованные полеты, один из самых знаменитых эпизодов в его биографии — пролет под Троицким мостом. За свои поступки и лихачества Чкалов неоднократно подвергался взысканиям и даже приговаривался к лишению свободы.
Но каждый раз у Чкалова находились заступники, взыскания снимались, наказания смягчались. Чкалов испытывает множество самолетов: истребителей, бомбардировщиков, штурмовиков, экспериментальных машин. В 1935 году его награждают орденом Ленина. Чкалов не только выполняет фигуры высшего пилотажа, но и разрабатывает новые. Чкалов стал всенародным героем. Еще при жизни Чкалова его родной поселок Василёво переименовывают в Чкаловск.
Так небольшая утечка масла из переполненного бачка сорвала грандиозный замысел. По возвращении в Москву, как известно, весь экипаж самолёта и авиаконструктор А. Туполев были вызваны на Политбюро. Там в присутствии Сталина, Молотова и Ворошилова Леваневский назвал Туполева вредителем и заявил, что отказывается летать на его самолётах. Однако Георгий Байдуков выступил в защиту Туполева, поскольку полагал, что только на его самолёте АНТ-25 можно совершить трансконтинентальный перелёт. И вот, наконец, в 1937 году два полёта через Северный полюс в Америку удались на самолёте Туполева, которого Леваневский оклеветал. Оставалось попросить прощения, на что Сигизмунд Александрович был не способен. Прославленному лётчику позволили осуществить перелёт через Северный полюс на понравившемся ему четырёхмоторном бомбардировщике ТБ-А. Вначале всё шло нормально, однако на второй день в районе Северного полюса четвертый мотор начал барахлить и тут, видимо, началось обледенение самолёта. Из-за тяжёлого коммерческого груза с пушниной, мёдом, русской водкой подняться выше облаков не удавалось. Бомбардировщик дальнего радиуса действия ДБ-А навсегда затерялся на пространствах Севера. В итоге всё руководство авиамоторного завода было арестовано. Однако жизнь продолжалась. К счастью, новый директор завода В. Дубов, разгрузив производство от случайных заказов, настоял на выпуске мощного мотора АМ-8 для одноместного штурмовика Ил-2. Это был смелый и дальновидный поступок. С самого начала войны самолёты Ил-2 зарекомендовали себя самым лучшим образом. На том же заводе предполагалось создать самый мощный в мире дизельный мотор для бомбардировщика дальнего радиуса действия. Главному металлургу И. Сидорину приходилось решать всё новые и новые задачи, которые выдвигал перед ним конструктор дизельных двигателей А. В отличие от своего предшественника дизеля М-30Б новый вариант двигателя оснащался двумя турбокомпрессорами ТК и приводным центробежным нагнетателем, заимствованным от мотора АМ-38, разработанного А.
Фестиваль «Русские крылья» в Чкаловске Спустя год Валерий Чкалов погибнет во время испытания истребителя И-180 конструкции Поликарпова. Подающему надежды летчику-испытателю навсегда останется 34 года. Трагическое происшествие изменило жизнь его семьи. Ольга Эразмовна осталась без мужа, а Игорь и Валерия лишились отца — опоры и защитника. Для Ольги это был особенно тяжелый удар, ведь она уже носила новую жизнь под сердцем. Он воспитал двоих сыновей, одного из которых назвал в честь отца. Внук легендарного летчика, в свою очередь, своего старшего сына назвал Игорем. Дочь летчика Валерия Валерьевна посвятила жизнь науке, прошла путь от рядового инженера до начальника сектора во Всесоюзном НИИ радиотехники. За свою жизнь посвятила отцу несколько книг, но, к сожалению, ее уже тоже нет среди живых. А вот самая младшая дочь Ольга Валерьевна здравствует, ей уже более 80 лет. Ее стезя — биология. В продолжение рода знаменитого летчика у нее на свет появилась дочь Мария, которая, так же как и другие родственники, тесно связана с наукой. Один из самых громких связан с домом и участком в поселке Серебряный Бор. Когда-то в далеком 1939 году землю потомкам авиатора подарила советская власть, дав право на бесплатное и бессрочное пользование дачей.
С позиции силы небесной. Перелёт Чкалова сделал Россию лидером в Арктике
85 лет назад, 15 декабря 1938 года, совершая испытательный полёт на истребителе И-180, погиб Валерий Чкалов. Вале́рий Па́влович Чка́лов, имя при рождении — Валериан — советский лётчик-испытатель, комбриг (1938), Герой Советского Союза (1936). По специальности Валерий Чкалов был настоящим ассом: военным летчиком-испытателем. Настоящее имя – Чкалов Валериан Павлович. В 1916 году окончил 4 класса школы в родном селе, в 1916-1918 годах учился в Череповецком ремесленном училище (ныне Вологодской области). «Подвиг» 3-й: «Чкалов совершил над Ленинградом 250 мёртвых петель подряд». Здесь Чкалов совершил первый самостоятельный полет, затем быстро совершенствовался в технике вождения самолета.