Оперу «Хованщина» и концертную программу показал коллектив Мариинского театра в Псковской филармонии. — Центральным событием фестиваля станет показ оперы «Хованщина» Модеста Мусоргского в «золотомасочной» постановке МАМТ». В письмах Мусоргского первое упоминание работы над «Хованщиной» датируется летом 1872 года, хотя по мнению музыковедов он мог задумать новую оперу раньше.
Смута на Москве: опера "Хованщина" приехала из Санкт-Петербурга
Незавершенную работу после смерти Мусоргского закончил Николай Римский-Корсаков, в редакции которого опера исполнялась до 1950-х годов. В дальнейшем в репертуаре Мариинского театра опера представала с оркестровой партитурой Дмитрия Шостаковича, наиболее приближенной к первоисточнику. Изображение предоставлено «Собака.
Хор и оркестр Большого театра. За дирижерским пультом — маэстро Валерий Гергиев.
Знатоки и ценители оперного искусства, знающие до тонкостей историю оперы, все же в отношении оперы «Хованщина» вряд ли могут с уверенностью говорить о кардинальных различиях между версиями Модеста Мусоргского, творческой редакцией Николая Римского-Корсакова, научной редакцией Павла Ламма и оркестровкой Дмитрия Шостаковича… Подьячий — Андрей Зорин Обратившись к истории, вспоминаем, что опера «Хованщина» впервые была показана на сцене Мариинского театра в ноябре 1911 года в творческой редакции и оркестровке Римского-Корсакова. Исполнителем роли монаха-старообрядца Досифея и одновременно режиссером-постановщиком спектакля был Федор Шаляпин. Шаляпин-режиссер менее известен широкой публике и специалистам, нежели Шаляпин-певец, хотя за свою плодотворную и долгую, чрезвычайно успешную сценическую жизнь поставил более двадцати спектаклей, как в Большом и Мариинском театрах, так и в миланском театре Ла Скала. Выходят люди в соответственном эпохе одеянии — да и это не обязательно, выходят и поют: один — а—а—а, другой — о—о—о, третий — э—э—э, а хор зудит — у—у—у!
Это может быть сделано очень весело, очень страшно, очень скучно, — но это не имеет никакого отношения к тексту оперы и музыке Мусоргского». После проведения колоссальной репетиционной работы — ведь нужно было переломить статическую и шаблонную исполнительскую инерцию солистов и хора, малознакомого, а то и вовсе не знакомого до того с музыкой «Хованщины», Шаляпин вспоминал, что, начиная с генеральной репетиции, «опера имела огромный успех». Сама премьера привела его в «блаженное состояние»: «Помню, я говорил хористам какую-то речь, плакал от радости и, наконец, предложил отправиться в Казанский собор спеть панихиду по Мусоргскому. Отправились охотно, прекрасно спели, потом я отвез венки на могилу Мусоргскому и Стасову».
Сцена из спектакля Нам, нынешним слушателям и зрителям «Хованщины», в год 185-летия со дня рождения композитора даже и верится с трудом, что опера непостижимыми путями и невероятными усилиями мирового масштаба мастеров, объединенных идеей восстановления подлинного Мусоргского, с трудом буквально пробивала себе путь на театральную сцену. Однако только в исторической перспективе можно увидеть, насколько стремительным и ошеломительно быстрым за каких-то сто с небольшим лет! Многотрудная сценическая судьба сочинения, не законченного автором, привела и приведет в будущем к великому многообразию композиторских и дирижерских решений, научно-издательских подходов, постановочных идей и художественно-сценографических образов. В отношении «Хованщины» наиболее крупными вехами ее театральной судьбы следует назвать: — «избыточный» и «сокращенный» варианты М.
Мусоргского 1880 ; — творческую редакцию Н. Римского-Корсакова 1883 ; — сценическую версию С. Дягилева, М.
В последующие годы оперу поставили в различных театрах по всему миру. В 1958 году Дмитрий Шостакович создал свою версию оркестровки, а в 1959 году появился фильм-опера «Хованщина». В 2018 году в Ростовском музыкальном театре была постановка с финальной сценой, аранжированной Игорем Стравинским. Мусоргский использовал свои характерные методы в музыке и драматургии, включая индивидуализацию персонажей через музыку и введение народных песен. Опера объединяет жанры эпопеи, хроники и лирико-психологической драмы, что привело к использованию термина «монтажная структура» для описания ее построения.
Идея создания оперы «Хованщина» у Мусоргского могла возникнуть после завершения первой редакции «Бориса Годунова» или летом 1872 года.
В работе над творческим проектом участвовали более 600 человек: артисты, работники цехов, административный состав. Сделано более 450 сценических костюмов, сообщает пресс-службы регионального минкульта. Годичные кольца деревьев могут рассказать нам о катаклизмах прошлого - о засухах и пожарах, так и наши кольца показывают историю «Хованщины», — отметил режиссер-постановщик Константин Балакин. Постановкой оперного спектакля под открытым небом занимались дирижёр-постановщик Валерий Воронин, режиссёр-постановщик Константин Балакин, художник-постановщик Елена Вершинина, хормейстер-постановщик, заслуженный деятель искусств России Галина Дунчева, художник по свету Ирина Вторникова.
Работа над постановкой, по рассказам главного дирижёра оперного театра Валерия Воронина, началась год назад.
Вы точно человек?
В один из дней, завершающих астраханское жаркое лето, на Соборной площади кремля прошла пресс-конференция, посвященная премьерной постановке оперы Модеста Мусоргского “Хованщина”. Течение времени в драматургии «Хованщины» также имеет особенности: наряду с иллюзией его непрерывности («опера одного дня») возникает ощущение параллелизма происходящих событий, временных разрывов. Как известно, Мусоргский не успел закончить "Хованщину" и партитуры оперы практически не существует, отчего опера подвергалась многочисленным редакциям разных композиторов. Сегодня мы рассматриваем оперу М. П. Мусоргского "Борис Годунов" и "Хованщина". Идея создания оперы «Хованщина» у Мусоргского могла возникнуть после завершения первой редакции «Бориса Годунова» или летом 1872 года. опера Модеста Мусоргского в пяти действиях с подзаголовком "национальная музыкальная драма".
Северо-Осетинский информационный портал «REGION15.RU».
Как и в «Борисе Годунове», в опере «Хованщина» колоссальную роль играет хор. В хоровых сценах показан не некий абстрактный «народ», а множество социальных групп: стрельцы и стрелецкие жены, московский люд, раскольники. Их музыкальные характеристики, которые так же различны, как и «портреты» персонажей: упругие ритмы в духе плясовых и солдатских песен у стрельцов, интонации причитания у стрелецких жен, черты древнерусских песнопений у раскольников. С этими «коллективными» музыкальными сферами связаны и характеристики действующих лиц: Досифей и раскольники, Иван Хованский и стрельцы. Персонажи оперы «Хованщина» в основном отрицательные, по-настоящему обаятельными предстают только два действующих лица: Досифей и, в особенности, раскольница Марфа — единственный значительный женский образ в опере появившаяся мимоходом девушка Эмма из немецкой слободы играет роль второго плана.
Современному человеку поведение Марфы может показаться эгоистичным — она приводит к смерти неверного возлюбленного, но с позиции ее веры старообрядчества все выглядит совершенно иначе: бросив Марфу ради «лютерки» Эммы, Андрей не просто предает женщину, он отпадает от истинной веры, и только «в огне и пламени» он может найти спасение души не говоря уже о том, что самосожжение спасает его от более страшной участи — Марфа спасает Андрея несмотря на то, что он разбил ее сердце, ее любовь не мстительна, а жертвенна. Этот образ обрисован композитором с большой теплотой, в ее музыкальной речи немало прекрасных кантиленных мелодий. Опера «Хованщина» — произведение загадочное, оно ставит вопросы, однозначного ответа на которые нет до сих пор. Например, почему в уста коварного Шакловитого композитор вкладывает проникновенную арию «Спит стрелецкое гнездо…» , исполненную тревоги и печали о судьбе Руси?
Что это — тонкий психологический штрих, напоминающий, что нельзя судить о человеке по первому впечатлению?
Мусоргского «Хованщина» в кремле. Масштабное событие в Астрахани проходит благодаря национальному проекту «Культура», сообщает пресс-служба главы региона.
Главное действо спектакля развернулось в центре Соборной площади. Там установили большую сцену, на которой возвышаются огромные деревья и годичное кольцо дерева, символизирующее объединение героев и проецирующее смену периодов истории. В спектакле было задействовано более 600 человек: артистов, работников различных цехов, административный состав.
На сцене театра драмы разместились хор и оркестр, группа трубачей играла в верхнем ярусе зрительного зала, солисты пели на авансцене. Даже в концертном исполнении Подъячий выходил на сцену, что называется в образе, угодливо полусогнувшись и с огромным пером наготове. Сцену гадания Марфы во втором действии оперы великолепно спела Агунда Кулаева. Огромное значение в ней придается хорам, и сам народ понимается Мусоргским как некая историческая личность, «одушевленная единою идеею». Хоры прекрасно звучали на всем протяжении оперы — разудалых стрельцов и истовых староверов, сенных девушек и петровских «потешных». Настоящим открытием для многих слушателей явилась созвучность «Хованщины» сегодняшним российским проблемам.
Модест Петрович самостоятельно написал либретто оперы, постоянно советуясь со Стасовым по всем вопросам. Известно, что, ему же Модест Петрович и посвятил эту работу. Автограф Мусоргского: посвящение оперы «Хованщина» В. Стасову, 1872 год Автограф Мусоргского: посвящение оперы «Хованщина» В. Стасову, 1872 год Смерть помешала композитору довести сочинение до конца. Римский-Корсаков привел в порядок оставшиеся материалы, дописал последний акт, инструментовал оперу и в 1883 году предложил ее дирекции императорских театров. Однако предложение было отклонено. Страница из сочинений М. Мусоргского Издательство «В.
Оперу «Хованщина» покажут артисты Мариинского театра в Пскове
Правда, при внимательном рассмотрении обнаруживалась одна любопытная закономерность. Многие музыковеды отмечали наличие архаических черт в музыке оперы что, в общем-то, было и понятно — ибо сам сюжет составлен по событиям русской истории конца XVII века , но основное внимание уделялось ими и, похоже, уделяется по сей день только пресловутому новаторству в опере — не такому, так сякому, то гармоническому, то мелодическому, то необычным ходам, то необычной же обрисовке характеров. То есть — всё в духе известного стасовского призыва «к новым берегам». Здесь ново, там ещё новее, тут необычный гармонический ход, тут резкое столкновение характеров — да и вообще это уже вроде как не драматургия XIX века — а как минимум модернистского XX, а то и XXI. Старого там — только подлинные напевы. И на том спасибо. Признаться, автор этих строк стал просматривать клавир оперы именно из-за этих самых подлинных напевов, в первую очередь старообрядческих.
Из таковых там оказался только один, да и тот поздний — из духовного стиха, написанного никак не раньше 1840 г. Но собственно старины там, на мой взгляд, оказалось куда больше. Вся опера, при всех новаторских гармонических и прочих фокусах, оказалась в немалой степени наполнена стариной — да такой стариной, что, казалось бы, Стасову только и ругаться по поводу «ветхозаветности», «отсталости», «замшелости» и т. Причём эта старина оказалась сосредоточена в самых ключевых, драматургически предельно насыщенных местах оперы. А новшества рисовали нечто, мягко говоря, неприглядное, выдаваясь во всей красе там, где нужно было обрисовать спесь, тупость, злобу, склочность, руготню, пьяный разгул и всё такое прочее действующих лиц. Оно, конечно, выглядит до сих пор эффектно — но как-то получается, что стасовские «новые берега» оказались просто старым кабаком.
Невольно вспоминается известное выражение В. Розанова об определённой литературе, как о гениальной — но всё же плевательнице. При внимательном просмотре и иногда проигрывании первым делом сразу бросился — не в глаза, а скорее уж «в уши» — хор стрельцов «Батя, батя, выйди к нам», где они молят, оказавшись в тяжёлом и тревожном положении, выйти к ним начальника — кн. Хованского-старшего известного в реальной истории под прозвищем «Тараруй». Само гармоническое построение хора сразу вызвало в памяти композиции времён барокко — с цепочкой уменьшенных септаккордов и их разрешений: сперва ум. Эта «цепочка» вызывает в памяти множество барочных композиций — ну хотя бы знаменитое «Stabat Mater» Эм.
Асторги, композитора баховского времени — хотя, конечно, фактура у Мусоргского в разы примитивнее. Затем, уже в последнем действии, ариозо вождя старообрядцев Досифея, принявшего страшное решение о самосожжении. Фактура сопровождения весьма интересна — по большому счёту, скупое двухголосие, гаммообразные ходы баса, да ещё и с напряжёнными тритоновыми построениями, вызывающие в памяти аналогии с прелюдированием баховских времён, примитивизация фактуры — явная попытка сделать нечто ещё более архаическое по сравнению с баховским временем когда Римский-Корсаков в песне Веденецкого гостя в «Садко» употребил нечто похожее в сопровождении — его верный приспешник Ястребцев сравнил такую музыку с живописью прерафаэлитов, старавшихся, как известно, писать картины «под XV век». Опять трагический момент, ответственный, тяжёлый — и опять архаика. И далее — Досифей вопрошает старообрядцев, готовы ли они сжечь сами себя. В его партии — речитатив, иногда на одной ноте, иногда похожий на дьяконские возгласы.
А вот аккомпанемент — строгий, из простых аккордов, иногда с гармоническим «перекрашиванием» той или иной ступени, опять же похож на подобный речитатив с сопровождением у… Монтеверди, композитора аж начала XVII века!
Из-за девушки разгорается конфликт между Хованскими. Но Досифей останавливает их... Но всё это детали истории, которая перемалывает отдельные судьбы жерновами общего сюжета, который ведёт к единому сплочённому самопожертвованию.
И всё таки про характеры Композитор, работая над оперой, сумел подчеркнуть характеры персонажей музыкой. Серым кардиналом по сюжету выступает Досифей — старец-раскольник, в мирском прошлом князь Мышецкий. Когда-то в этом образе выходил на сцену Русской частной оперы Шаляпин. Теперь непростая партия легла на плечи баса Алексея Тихомирова.
Звучит он убедительно мощно, что регулярно отмечают зрители аплодисментами. Раскольница Марфа в исполнении Ксении Дудниковой предстаёт женщиной современной, стойко переживающей душевную драму — страсть князя к другой — и решившей действовать в сложившихся обстоятельствах путём интриг.
Сильные образы, они организм перестраивают. Уходишь в личину того человека, который в тебе живет, уже, по меньшей мере, этот образ с 87-го года», - Александр Морозов, солист Мариинского театра, заслуженный артист России, исполнитель роли Досифея. Модест Петрович настолько русский композитор. Люди должны гордиться тем, что настолько гениальный музыкант, которого чтит весь мир, пришел в этот огромный мир вот на этой земле», - Валерий Гергиев, художественный руководитель и директор Мариинского театра, генеральный директор Большого театра, Народный артист России.
Фестиваль «Гений места», который проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, уже прошел в Тихвине. Впереди гастроли в Воткинске, Смоленске и Ломоносове, — на родинах других великих русских композиторов. Не только Москва, Санкт-Петербург. Но обязательно регионы должны посещать такие знаменитые оркестры, особенно Мариинский театр.
Санкт-Петербург: Сударыня, 2006. Мусоргского: от источниковедения и текстологии к драматургическим концепциям и философии истории: автореферат дис. Москва: [б. Прошедшее, настоящее и будущее в «Хованщине» Мусоргского.
Ленинград: Музыка, 1974. Mussorgsky Author: Vladimir V. Petersburg, Russia, goryachih mail. Starting to work on the opera, M. Mussorgsky wrote to V. However, historical time which is interpreted in the opera as a sociopolitical and religious conflict and projected by the composer onto the contemporary era is only a part of the multi-layered temporal structure in Khovanshchina. The storyline time is marked in Khovanshchina not only by compressing the historical time, but also by symbolizing the time of the day. But to an even greater extent it is a symbolic space that actualizes the supra-plot plan.
Eschatological time compasses above all plot conflicts. Their actions can no longer affect the course of events, they have nothing to do but wait for the inevitable end. Thus, time becomes the central element of the plot and dramaturgy of Khovanshchina on both real and symbolic levels. Opera musicologica. In Russ.
Хованщина М.П. Мусоргский listen online
Путь «Хованщины» был еще более трудным, чем путь «Бориса»: нелегко было воплотить столь внушительный замысел, хорошо известны также методические просчеты Мусоргского в процессе поисков драматической и музыкальной новизны. Опубликовано: publisher Категория: Афиша, Новости Метки: Александр Лазарев, Александр Титель, Иван Хованский, МАМТ, Мусоргский, Россия-Культура, сезон 2018-2019, тв, Хованщина, Шостакович. 28 февраля на сцене малого зала БГТОиБ состоялась премьера оперы Модеста Петровича Мусоргского «Хованщина». Легендарная "Хованщина" в исполнении артистов Мариинки на родине Модеста Мусоргского. Величавый масштаб неоконченной оперы Мусоргского первым из композиторов распознал Римский-Корсаков, который оркестровал сочинение и дописал финальную сцену (долгое время «Хованщина» существовала именно в редакции Римского-Корсакова). В рамках долгосрочного проекта Государственной филармонии Костромской области «Русская национальная патриотическая опера на костромской земле» на этот раз прозвучала одно из величайших творений М.П. Мусоргского «Хованщина».
Меццо-сопрано Мариинского театра Зинаида Царенко дебютировала в "Хованщине" Модеста Мусоргского
В программу вошли сочинения Мусоргского: «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина», «Ночь на Лысой горе», цикл «Картинки с выставки». В программе возможны дополнения. Завершит «Гений места» в Пскове «Хованщина», последняя опера Мусоргского. В 17:00 в Большом концертном зале Псковской областной филармонии она прозвучит в исполнении солистов оперы, хора и Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Сюжет «Хованщины» объединяет события, которые в исторической действительности заняли семь лет: два стрелецких бунта второй из них возглавил Иван Хованский, поддержавший старообрядцев и приход Петра I к власти.
В данном случае была выбрана самая "характерная" версия Дмитрия Шостаковича, датированная 1960 годом.
И Валерий Гергиев особенно ее чувствует: каждая фраза обретает особую сакральную силу и глубину. И все же в паре мест - во втором акте и финале оперы - маэстро не идет за Шостаковичем, а смотрит в авторский первоисточник с оглядкой на вариант, сделанный Римским-Корсаковым. И знаменитый хор "Батя, батя, выйди к нам" врезается в память как самый яркий образ внешне музейно-живописного спектакля, под "красочным слоем" которого так много сказано про наш день сегодняшний. И вечный вопрос: "Ох ты, родная матушка Русь... Условно представленные составы исполнителей можно было поделить на "Мариинский" и "Большой".
На практике же "Хованщина" продемонстрировала первый пример коллаборации двух коллективов, что будет наверняка лежать в основе работы двух театров в ближайшие сезоны.
Мусоргский М. Мусоргский Модест Петрович очень дотошно и тщательно исследовал сюжет и характеры всех персонажей, каждому придав свою специфичность и неповторимость. Являясь сторонником «школы Пушкина», он разгадывал психологию людей, ночами сидел над историческими документами, создавая из разрозненных отрывков цельные законченные образы. При этом он отталкивался не только от «историчности» персонажа, но и глубоко раскрывал его внутренний мир, его переживания, дополняя их своим творческим воображением. Мусоргским была специально создана особая тетрадь, названная им «Хованщиной». В тетради композитор хранил выписанные данные из прочитанных книг, касающиеся интересующих его событий и исторических личностей. Изначально было девять основных источников, но затем композитор настолько расширил свои познания в этой области, что перестал делать записи, держа все в голове.
Материалы для либретто оперы «Хованщина» выписки из летописей. Вложен читательский билет М.
По приглашению Валерия Гергиева это событие 27. Его первым событием станет праздничный концерт в 26. Станиславского и Вл. В нем примут участие коллективы и солисты ведущих академических театров России, лауреаты Национальной оперной премии «Онегин», почетные гости из соседних стран и, конечно, певцы и музыканты из самой Рязани, — говорится в сообщении.
«Хованщина» — характеристика оперы М.П. Мусоргского
«Известия» посмотрели «Хованщину» и оценили последнюю оперу Модеста Мусоргского из репертуара Мариинки. Когда праздновалось 200-летие Петра I, Модест Петрович Мусоргский начал работу над оперой «Хованщина». Композиция «Хованщины» Мусоргского в кратком содержании проявляется наличием двух линий: рядом политических (государственных) событий и романтическими переживаниями героев. На Исторической сцене Большого театра с 13 по 17 марта Мариинский театр представил оперу «Хованщина» Мусоргского.
Оркестр Мариинского театра дал в Пскове оперу «Хованщина». ФОТО
Финальный хор, сочинённый не Мусоргским, исполняется в воздушной оркестровке Игоря Стравинского – третьего из выдающихся русских композиторов, при участии которых «Хованщина» стала великой оперой на все времена. Последняя опера Мусоргского «Хованщина» стала завершающим этапом фестиваля «Гений места». В любом случае тема «Хованщины» Мусоргского, оперы, проникнутой болью за русский народ, не теряет остроты, а в нынешние темные времена тем более. Опера "Хованщина" ЗАКРЫТИЕ 50-ГО ФЕСТИВАЛЯ РУССКОЙ МУЗЫКИ ИМЕНИ М. П. МУСОРГСКОГО И Н. А. РИМСКОГО-КОРСАКОВА. Как известно, Мусоргский не успел закончить "Хованщину" и партитуры оперы практически не существует, отчего опера подвергалась многочисленным редакциям разных композиторов. Мусоргский занялся этой оперой с жаром, изучение им раскольничьих древнерусских и вообще всяческих исторических источников XVII века было громадно.
Батя, батя, выйди к нам
Огромное значение в ней придается хорам, и сам народ понимается Мусоргским как некая историческая личность, «одушевленная единою идеею». Хоры прекрасно звучали на всем протяжении оперы — разудалых стрельцов и истовых староверов, сенных девушек и петровских «потешных». Настоящим открытием для многих слушателей явилась созвучность «Хованщины» сегодняшним российским проблемам. Происходящая на сцене схватка самолюбий между предводителем стрельцов Иваном Хованским и боярином Василием Голицыным и сегодня воспринимается абсолютно современной, а раздумья боярина Шакловитого Артем Гарнов о будущности России не потеряли своей насущности и в XXIвеке. В оперу Мусоргский включил подлинный гимн старообрядцев — «Враг человеков, князь мира сего восста». Исполняемый хором в один голос, насыщенный силой и внутренней страстностью, этот гимн прозвучал как приговор веку нынешнему, как страшный диагноз падения духовности в наши дни.
Рахманинова по классу композиции. Победитель конкурса композиторов «Пифийские игры» 2007. Член группы композиторов «Сопротивление материала» СоМа. Сооснователь ансамбля современной музыки InEnsemble. Федор Леднёв р. Окончил Санкт-Петербургскую консерваторию по классам хорового дирижирования 1995 и оперно-симфонического дирижирования 1998.
Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева выступил на сцене в Большом концертном зале Псковской областной филармонии. Зрители насладились сочинениями Мусоргского. Последняя опера Мусоргского «Хованщина» стала завершающим этапом фестиваля «Гений места». Свои партии со сцены исполнили солисты театра при участии хора. Завороженные зители слушали каждое выступление. Это у нас стало настоящей традицией», — рассказал горожанин Андрей В. Отметим, что во время концертного тура Валерией Гергиев побывал в Псковском кремле.
Все детально разработанные Мусоргским сюжетные коллизии объемлет собой время эсхатологическое. Наступление «последних времен» понимается в первую очередь в религиозном смысле линия Досифея и раскольников. Мотив ожидания «судьбы решенья», трагической развязки равно характеризует Досифея и Марфу, Василия Голицына, стрельцов и их вождя Ивана Хованского. Этим объясняется необычная — с точки зрения традиционной оперной драматургии — пассивность, бездеятельность главных героев «Хованщины». Их поступки уже не могут повлиять на ход событий, им остается только ждать неизбежного конца. Таким образом, время становится центральным элементом сюжета и драматургии «Хованщины», событийного и символического планов оперы. Статья поступила в редакцию: 12. Список источников [1] Блаженный Августин 2013 — Блаженный Августин. Сергеенко; отв. Санкт-Петербург: Наука, 2013. История государства Российского: в 12 т. Москва: Наука, 1989. Историзм художественного мышления М. Москва: Памятники исторической мысли, 2011. Литературное наследие: Письма. Орлова и М. Москва: Музыка, 1971.
Гергиев представил "Хованщину" Мусоргского в исполнении солистов Большого и Мариинского театров
В этом году гастрольный тур Пасхального фестиваля посвящен 79-летию Великой Победы, а также юбилеям композиторов Николая Римского-Корсакова, Модеста Мусоргского и Михаила Глинки. Либретто этой оперы, в отличие от других опер Мусоргского, не имеет литературного первоисточника и целиком написано самим композитором, причем сделано это в литературном отношении не менее талантливо, чем музыка оперы. Танец Персидок из оперы Мусоргского "Хованщина", исполняет заслуженная артистка России, солистка Мариинского театра, Александра Иосифиди, Mariisnky – 2012. Когда праздновалось 200-летие Петра I, Модест Петрович Мусоргский начал работу над оперой «Хованщина». В 2022 году 10-ти летие Русских опер в Астраханском кремле с постановкой оперы М.П. Мусоргского «Хованщина» также было ознаменовано победой в грантовом конкурсе. Опера «Хованщина» — одно из главных произведений Модеста Петровича Мусоргского, написанное им в период расцвета творчества.