По окончании Литургии отец наместник поздравил всех участников богослужения с праздником, воскресным днем и обратился с пастырским словом, посвященном воскресному евангельскому чтению "Притчи о блудном сыне". На Литургии читается отрывок Лк 15:11—32 о блудном сыне, который покинул отчий дом, но затем раскаялся и вернулся. новости прихода. Темже прежде конца возопий Христу Богу / яко блуднаго приими мя сына, Боже, и помилуй мя. За Неделей о мытаре и фарисее следует вторая подготовительная Неделя — о блудном сыне.
Неделя о блудном сыне (03.03.2024)
Ты всегда со мною, и веемое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся». Мы встречаем образ блудного сына, где видим воочию, что случается с человеком, который покаялся, вернулся домой в глубоком раздумье о том, какова его жизнь перед лицом Божественной святости. Мы видим человека, который встречен Богом. Вы, наверное, обратили внимание на слова сегодняшнего Евангелия, где говорится о том, что когда блудный сын был еще далеко от отчего дома, отец его увидел и поспешил к нему навстречу, и пал ему в объятия, и целовал, и ласкал, и жалел его. В этой притче Иисус Христос рассказал о том как блудный блуждающий сын вернулся в свой отчий дом. Так и мы иногда уходим от Господа Бога, нашего Отца, а этим чтением Святая Церковь зовет нас вернуться к Нему и поучает нас надеяться на милосердие Божие, если мы искренно покаемся в своих грехах. Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю о блудном сыне Сегодня мы слышали евангельскую притчу о возвращении блудного сына Лк. Слово «блуд», которым именуется грех плотской нечистоты, разрушающий целомудрие человека, означает «заблуждение».
В результате заблуждения, потери жизненных ориентиров, разрушения нравственных ценностей человек начинает пренебрежительно относиться к своему телу, вступая в нечистые отношения с другими, наносит своему телу вред. В отстраненном от веры в Бога общественном сознании утвердилось мнение, что никакого вреда для человеческого тела блудный грех не приносит — за некоторыми исключениями, о которых все хорошо знают. Это неверно. А через блуд злая сила прикасается к человеку, потому что человеческое тело призвано быть храмом, вместилищем Святого Духа 1Кор. Человек повреждает себя блудной страстью и, в конце концов, становится неспособным войти в Царствие Божие, почему и говорит апостол: «блудники … Царствия Божиего не наследуют» 1Кор. Что же означает в свете этих грозных слов удивительная притча о блудном сыне, который, получив наследство от отца, пошел в страну далече и там расточил с блудницами все, что ему досталось?
Малышам я обычно разыгрываю эту притчу в куклах или крупно распечатанных цветных картинках. Иллюстрации и раскраски для урока в альбоме Детям среднего возраста пересказываю своими словами: У одного человека было два сына. Однажды младший захотел уйти из отцовского дома и жить своей жизнью. Он попросил отца разделить имение, тот его послушался. Сын забрал свою часть денег и уехал один в другую страну. Некоторое время он жил припеваючи: денег было много, он ни в чем себе не отказывал, не работал, только гулял и веселился. Вокруг него было много друзей и он ни в чем не нуждался. Вскоре деньги у него закончились. Друзья сразу куда-то пропали и, как назло в стране, где он теперь жил разразился страшный голод. Дела у младшего сына совсем пошли плохо, и чтобы не умереть с голоду, он устроился пасти свиней. Иногда свиньи не доедали свой обед и он с удовольствием съедал все остатки - так он был голоден. Однажды он подумал: «У моего отца в доме сейчас хлеба с избытком, а я тут погибаю! Пойду к нему в дом и стану ему слугой». Так он и поступил. Отец всё это время не переставал ждать своего сына. Он часто выходил из дома и всматривался вдаль - не идёт ли? Так же и в этот раз он стоял в ожидании у дома, поэтому ещё издали увидел возвращающегося сына и радостный выбежал к нему навстречу, стал обнимать и целовать его. Сын стал просить прощения, а отец приказал слугам принести лучшую одежду и устроить пир в честь его возвращения. Все были очень рады, кроме старшего сына. Во время пира он как раз возвращался домой с поля после работы. Он очень удивился и расстроился, когда узнал ,по какому поводу идёт пир. Ведь он всегда был рядом с отцом, помогал, никогда не предавал его! Но никогда для него, для старшего сына, отец не закатывал такого пира. На это отец ответил: "Сын мой! Что это значит? В этой притче под образом отца разумеется Бог, под сыном - грешный человек, который вёл недостойную жизнь, но раскаялся и, обратившись к Богу, решил исправиться. Бог - не грозный, а любящий Отец. Он любит нас даже тогда, когда мы обижаем Его несоблюдением заповедей, своими плохими делами. Вот, что хотел донести Христос для Фарисеев и людей своего времени. Тот, который потерял верный путь. Когда человек много обманывает, обижает других - грешит, он как будто сбивается с правильного пути и блуждает по неверным дорогам жизни. Может даже произойти так, что ему станет настолько стыдно, что и прощения просить не захочется, будет страшно вновь обращаться к Богу! Прежде всего за то, что нарушает Его Образ в себе, поступая дурно. Вспомните каждый про себя , когда вы очень сильно кого-то обидели. Вы знаете, что вы виноваты и вам очень стыдно. Но согласитесь, этого не достаточно, чтобы помириться? Ведь нужно всё же подойти и попросить прощения! Так же и человеку не достаточно просто знать о своих грехах и плохих поступках, нужно попросить за это прощения. С Богом мы примиряемся в таинстве исповеди. Власть прощать грехи сам Господь Иисус Христос передал своим ученикам и апостолам и от них получили ее наши священники. Так что всегда, когда мы чувствуем себя неправыми перед Богом, когда нам стыдно за свои дела, мы должны исповедоваться. Даже когда кажется, что уже прошло слишком много времени или что грех слишком велик. Никогда не поздно. Мы всё ближе продвинулись в Великому посту, чувствуем себя вернувшимися к Своему Родителю, а кто то еще собирается вернуться. Когда человек готовится отправиться в путь, он должен знать цель своего путешествия. Так бывает и с Постом. Великий Пост - это главным образом духовное путешествие, а цель его - Пасха, "Праздник из Праздников". Задолго до начала самого Великого Поста Церковь возвещает нам о нем и зовет нас вступить в приготовительный период. К каждому из важных событий церковного годового круга, к главным праздникам, Великому Посту, Церковь готовит нас - предпразднествами или приготовительными неделями к Великому Посту. Это характерная черта православной литургической традиции. Время Великого поста — это духовный экзамен, во время которого проверяется каждый христианин на верность Своему Спасителю. Это сложный путь к встрече с Воскресшим Христом, время усиленной духовной брани с невидимым «египетским фараоном», который не хочет нас просто так отпустить на свободу. Без подготовки достичь благих плодов в посте очень сложно. Поэтому Святая Церковь установила перед Великим постом подготовительные для нашей души воскресенья и недели. В этот период подготовки к предстоящим подвигам мы должны правильно настроить нашу душу, проложить на духовной карте спасительный «маршрут» нашего покаянного пути. Лучше всего для нас это сделать следуя тем важным урокам, которые в этот период на богослужениях предлагает Церковь на основании чтений из Библии и особых песнопений. Совсем весна. Морозов нет в помине, И солнце в талой плещется воде... И я как будто получил по роже, И враз во мне остыл весенний пыл: Ведь я совсем забыл, что сын я - Божий. Про Страшный Суд - тем паче позабыл. И если честно... По сути - что я за христианин... Вокруг меня весеннее сиянье, В душе - грехов сплошная чернота... Дай, Господи, мне сил на покаянье В святые дни Великого поста!... Церковь предлагает нашему вниманию в евангельском чтении притчу Спасителя о блудном сыне. И она касается непосредственно всех нас, так как в ней излагается история Божия домостроительства о спасении; отпадение человека от Бога в рабство страстей, собственным горьким опытом познающего гибельную силу греха. Она указывает нам и путь возвращения в обьятия Отчи. И как блудный сын, приклонив в покаянии главу, ожидает только прощения, так и всякий, пришедший от падения, не молит ли только об избавлении от геены огненной. Грешник ожидает немногого, а Бог дарует ему неиссякаемое богатство Своего благодеяния. Грешник только подумал о покаянии, а Отец уже спешит ему навстречу: «прежде, чем ты призовешь Меня, Я скажу: "се приидох". Так случилось с блудным сыном, так случается с нами по сей день. Принося покаяние, мы не слышим слов ответа от Бога, но почти тотчас видим человеколюбие Божие явленное на деле в нашей жизни. Прововедь Святителя Феофана Затворника. О чем ни говорит нам неделя блудного! Говорит и о нашем покое и довольстве в доме Отца Небесного, и о безумном нашем порыве из под блюстительства Отчего на свободу необузданную, и о богатстве наследия присвоенного нам, несмотря на непокорность, и о безрассудной растрате его на всякие непотребства, и о крайнем следствие того, - обеднении нашем. Но говорит затем и о том, как кто опомнивается и, в себя пришед, замышляет и решается возвратиться к Отцу многомилостивому, как возвращается, как любовно принимается и восстанавливается в первое состояние. И кто здесь ни найдет благопотребного для себя урока? В доме ли отчем пребываешь, не рвись вон на свободу. Видишь, чем кончился подобный опыт! Убежал ли и проматываешься, остановись поскорей. Промотал ли все и бедствуешь, решайся поскорей возвратиться, и возвратись. Там ждет тебя вся снисходительность, прежняя любовь и довольство. Последний шаг самый нужный. Но распространяться насчет его нечего. Все сказано коротко и ясно.
В пpитче и в стихиpах этого дня говоpится о покаянии человека, возвpащающегося из самовольного изгнания. Hам pассказывается о блyдном моpально заблyдившемся человеке, котоpый yшел в "далекyю стpанy" и там истpатил все, что он имел. Далекая стpана! Это единственное опpеделение состояния человека, котоpое мы должны пpинять и yсвоить, когда мы пpиближаемся к Богy. Человек, котоpый никогда зтого не испытал, хотя бы только немного, котоpый никогда не почyвствовал, что он изгнан от Бога, от настоящей жизни, никогда не поймет, о чем говоpит хpистианская веpа. И тот, кто чyвствyет себя совеpшенно "дома" в этом миpе, кто никогда не испытал мyчительной тоски но дpyгой Пpавде, никогда не поймет, что такое pаскаяние. Покаяние часто пpосто пpевpащается в pавнодyшное, объективное пеpечисление гpехов и пpегpешений, как пpизнание себя виновным пеpед законным обвинительным актом. Исповедь и pазpешение гpехов pассматpивается как что-то юpидически законное. Hо пpи этом забывается что-то сyщественное, без чего ни исповедь, ни pазpешение гpехов не имеют ни настоящего значения, ни силы. Это "что-то" и есть именно чyвство отдаления от Бога, от pадости общения с Hим, от настоящей жизни, созданной и данной нам Богом.
И не только прощает, но и награждает, велит заколоть тельца упитанного, а для людей, которые занимались скотоводством, заклание тельца обычно сопровождалось празднованиями. Сын именуется блудным, потому что заблудился в жизни: попросил у отца разделить имение, забрал всю ту часть, которая ему полагалась, ушел неизвестно куда и, как в народе говорят, промотал все добро. Жил греховно, распутствовал, тратил деньги на удовлетворение страстей — другими словами, душу свою погубил и, конечно, погубил результаты труда своего отца. И вот возвращается блудный сын домой, понимая, что единственная для него возможность спастись от голода и остаться живым — вернуться в дом отца, где, как он вспомнил, слуги живут лучше, чем он сейчас. И мы знаем, что отец принимает его, велит облачить в лучшие одежды, вручает ему перстень как знак не только сыновства, но и особой чести. Он возвышает своего блудного сына. За что? Ни за что — только за то, что блудный сын нашел в себе силы вернуться к отцу. И какая награда! Наравне со старшим сыном, добрым и хорошим, отец поставил сына блудного и дал ему даже более, что и породило ропот старшего, который не уходил из дома отца, был послушным и делал все, чтобы приумножить богатство и благосостояние семьи. Казалось бы, эта притча — о несправедливости. В самом деле, плохим был блудный сын: бросил семью, потратил все причитавшиеся ему деньги на грех, на распутство. С точки зрения справедливости он должен быть наказан, а отец не наказывает своего блудного сына.
12 ФЕВРАЛЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ПРАЗДНУЕТ НЕДЕЛЮ О БЛУДНОМ СЫНЕ
По окончании Литургии отец наместник поздравил всех участников богослужения с праздником, воскресным днем и обратился с пастырским словом, посвященном воскресному евангельскому чтению "Притчи о блудном сыне". Сегодняшнее подготовительное воскресенье к Великому посту именуется Неделей о блудном сыне, потому что именно в этот день мы читаем хорошо известную притчу о блудном сыне (Лк. Неделя о блудном сыне – часть подготовительного периода перед Великим постом. Эти два образа – блудного сына и старшего сына – соединяются где-то в глубинах наших сердец и держат прочную оборону от Господа, от Его благих намерений, слов и действий, которые стремятся войти в наше сердце и сделать из нас кающихся детей Божиих. В притче о блудном сыне Господь наш Иисус Христос представил пред нас икону истинной, Божественной любви, столь ясно написанную, что она трепещет пред нами живо, как этот мир, когда его после ночной тьмы осияет солнце. Стихира на хвалитех в Неделю о блудном сыне. В продолжение Подготовительных недель Церковь приучает верующих к подвигу Великого Поста постепенным введением воздержания: после сплошной седмицы она восстанавливает пост в среду и пятницу.
НЕДЕЛЯ О БЛУДНОМ СЫНЕ
- Особенности богослужения
- Что произошло в притче о блудном сыне?
- Подготовительные недели к Великому посту
- Боковое меню
- Что произошло в притче о блудном сыне?
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Она дает нам образ покаяния, которое невозможно без переосмысления пройденного пути, трезвой оценки своего состояния, желания оставить прежний образ жизни и начать меняться. Блудный сын, расточив все свое наследство, попал в трудное положение. Он практически отчаялся, но вспомнил об отце, о доме и решил радикально изменить свою жизнь.
О празднике За богослужением этого дня читалась притча о блудном сыне.
Она известна нам из Евангелия от Луки. В ней повествуется о юноше, который, истребовав у отца причитающуюся ему часть наследства, покинул дом и растратил всё в увеселениях на «стране далече». Но настал момент — деньги кончились, а вместе с ними иссякли удовольствия и исчезли друзья.
Блудный сын познал нищету, голод и презрение.
То есть сын, когда шел «на страну далече», конечно не желал грешить. Им располагали благие намерения.
Что-то может быть ему не нравилось в доме отчем, какие-то заповеди может быть, если перенести все на такой язык, касающийся сказанных притч. Во всех притчах под отцом подразумевается Бог, наш Отец Небесный. Поэтому мы ее с вами тоже будем немножко понимать, как положено иносказательно.
И вот, мы часто отходим от Бога тоже на эту «страну далече», вначале принимая какие-то помыслы умом, потом неотлагательная наша воля слагается с грехами. Ну, затем уже совершается и дело. Очень большой плюс, что в этих испытаниях, которые «на стране далече» были с блудным сыном, он все-таки пришел к выводу, что необходимо обратиться заново к отцу.
Вы помните, что он был полностью разорен, пас уже свиней и хотел питаться всяким свиным кормом. А под этим кормом святые отцы подразумевают грехи. Но и тут ему было запрещено питание этими рожцами.
И он возопил в себе: Господи, согрешил пред небом и Тобою и уже недостоин называться сыном Твоим, прими меня в качестве наемника уже. И он приходит к отцу с этими намерениями уже. Чувствуете, какое у него глубокое покаяние, осознание.
То есть он через вот эти испытания изменился. Сердце его стало совсем-совсем иным. Оно не гордое, не тщеславное, как в начале, когда он уходит на сторону, но именно смиренное, покаянное, желающего лишь одного — хоть какого-то соединения с отцом уже не в виде сына.
Он уже не видит свое достоинство, но уповает на милосердие Божие и ждет от отца, казалось бы, такой вот небольшой милости. То есть наемников у отца много, и чтобы отец его принял и каким-то образом простил. Святые угодники Божии, в частности Иоанн Златоуст пишет: Истинное покаяние не то, которое произносится лишь на словах, а то, которое утверждается делами и, исходя из самого сердца, истребляют скверну нечестия.
Иногда они даже начинают позиционировать себя людьми неверующими или неправославными. Мир с его соблазнами, от которых ограждали молодого человека родители до времени, становится для него доступным в полной мере. И нередко молодые люди начинают с жадностью этим соблазнам предаваться. В результате, грех уводит их из Церкви, а точнее, они сами уходят в страну далече к великой печали их родителей. Что здесь можно посоветовать? Прежде всего, не терять надежды! Надо молиться за своих детей, доверяя их Богу, помня, что Он любит их несравненно больше, чем любим его мы, родные люди.
И еще помнить, что Бог премудр, и что Его благой Промысл всегда направлен на спасение каждого человека. При этом со своей стороны, важно сохранить контакт с молодым человеком, не оказывать на него постоянного давления, проявить терпение, постараться его понять. Важно помнить, что все доброе, посеянное в детстве и отрочестве, непременно даст свои благие всходы. Возможно, через скорбные обстоятельства жизни, в испытаниях, молодой человек сделает уже осознанный выбор и вернется в Церковь. Это будет уже его собственный выбор Бога, не навязанный родными людьми, пусть и приобретенный через отрицательный опыт жизни вне Церкви. И Господь примет его покаяние, примет его, как сына! Сколь бы низко не пал человек, он не должен сомневаться в возможности Божьего прощения!
Бог любит нас всегда и неизменно! Для Бога не существует некоей массы людей, у Него есть только один человек! Этот человек — каждый из нас! И многие испытания и скорби, какие Господь попускает нам претерпеть, есть тоже проявления Его любви. Скорби иногда помогают нам, как и блудному сыну, «прийти в себя» и осознать, что подлинная жизнь — только у Бога. Что только Он может наполнить ее радостью и дать нам мир, который «превыше всякого ума» Флп.
Неделя о блудном сыне. Собор новомучеников и исповедников Российских.
За две седмицы (недели) до начала Великого поста Православная Церковь воспоминает евангельскую притчу о блудном сыне, изложенную в Евангелии от Луки (глава 15, стихи 11-32). Притча о блудном сыне – обращение ко всем нам, грешным, научиться признавать свои ошибки, уметь просить прощения и прощать. Когда же блудный сын обнищал и осознал свою греховность, то вернулся к отцу и смиренно признал свое недостоинство именоваться его сыном. Служба в неделю о блудном сыне раскрывает нам состояние отчуждения от Бога: «Иждих блудно отеческого имения богатство, и расточив, пуст бых, в страну вселився лукавых граждан». Когда же блудный сын обнищал и осознал свою греховность, то вернулся к отцу и смиренно признал свое недостоинство именоваться его сыном. Неделя о блудном сыне не сразу заняла привычное для нас место в подготовительном периоде.
Беседы с батюшкой. Неделя о блудном сыне. Протоиерей Михаил Зазвонов 12 февраля 2023
3 марта в Православной Церкви совершаются богослужения Недели о блудном сыне. это вторая подготовительная неделя к Великому посту. Как блудный сын, покинувший родной дом, теряет общение с отцом, так и человечество потеряло общение с Богом. «В притче о блудном сыне Господь наш Иисус Христос представил пред нас икону истинной, Божественной любви, столь ясно написанную, что она трепещет пред нами живо, как этот мир, когда его после ночной тьмы осияет солнце. 3 марта 2024 года, в Неделю о блудном сыне, на подворье нашей обители состоялось воскресное богослужение, которое совершил священнослужитель монастыря протоиерей Серафим Хайруллин.
Официальный сайт храма во имя преподобного и благоверного князя Олега Брянского
12 февраля 2023 года - Неделя о блудном сыне | С Недели о блудном сыне в храме на воскресной утрени хор начинает петь 136-й псалом «На реках вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона». |
Воскресная проповедь в неделю о блудном сыне | Покровский Хотьков монастырь | Этот день получил свое название потому, что на сегодняшней литургии читается отрывок из Евангелия с притчей о блудном сыне (Лк 15:11-32). |
Андрей Бондарев. Проповедь в Неделю о блудном сыне | Сегодня нашему вниманию предлагается притча о блудном сыне. |
Православная Церковь празднует 20 февраля Неделю о блудном сыне | Неделя о блудном сыне не сразу заняла привычное для нас место в подготовительном периоде. |
Новости - Неделя о блудном сыне | 3 марта 2024 года – Неделя о блудном сыне – вторая подготовительная неделя к Великому посту, в которую Церковь предлагает верующим для назидания евангельскую притчу о блудном сыне. |