Некоторым молодым читателям Достоевский кажется безумным певцом «мерзости», трущоб и пузырящихся обоев.
В Москве появился молодой Достоевский — фото
вся информация о книге на ReadRate. В лице юного Достоевского я совместил черты его детей – ведь дети всегда похожи на родителей – и «одел» его по моде того времени. Памятник молодому Достоевскому на Воздвиженке в Москве Фото: Komsomolskaya Pravda/Global Look PressПамятник молодому Достоевскому на Воздвиженке в Москве. Часть второй поездки по Европе летом 1863 года Достоевский провел с молодой эмансипированной особой Аполлинарией Сусловой.
Непостижимый Достоевский: 200 лет назад родился самый известный в мире русский романист
День Достоевского | Этот сюжет Достоевский хотел использовать в главе «У Тихона», в которой Ставрогин соблазняет совсем юную Матрешу. |
Достоевский Федор Михайлович | Со стенографисткой, которая была на 25 лет его моложе, Достоевский расплатился не гонораром, а предложением руки и сердца. |
"Ф. М. Достоевский":
Таким образом, школьники и студенты вновь получили отдельную площадку для научного обсуждения творческого наследия писателя. Напомним, что в 2019 году был изменён формат существовавших много-много лет Международных апрельских юношеских чтений «Произведения Ф. Достоевского в восприятии читателей XXI века». Организаторы чтений сняли возрастные ограничения, расширив, как они сказали «пространство и возможности для участников». Но то была палка о двух концах. Молодёжная часть аудитории, и без того трепещущая перед маститыми и титулованными исследователями, почувствовала себя ещё более скованной. И вот теперь Региональная детско-юношеская конференция в Старой Руссе становится тем местом, где школьники и студенты имеют возможность дебютировать со своими научными исследованиями. Не бояться ошибаться, не бояться вопросов из зала. Отвечайте, дискутируйте, не соглашайтесь. Всё это даст вам возможность подняться на новую ступень изучения творчества Фёдора Михайловича Достоевского, прийти к более глубокому пониманию истинных смыслов его произведений», — призвал участников ведущий научный сотрудник Новгородского музея-заповедника Леонид Шараков, который провёл конференцию.
В церемонии открытия приняли участие председатель отдела по религиозному образованию и катехизации Новгородской епархии Александр Ранне, благочинный Старорусского округа Амвросий Джиган.
В конце 1843 и начале 1844 года Достоевский переводил роман Эжена Сю «Матильда», и, немного позднее, роман Жорж Санд «Последняя из Альдини», одновременно начав работу над собственным романом «Бедные люди». Оба перевода не были завершены. В то же время Достоевский писал рассказы, которые не были закончены. Менее чем за год до увольнения с военной службы Достоевский в январе 1844 года завершил первый перевод на русский язык романа «Евгения Гранде» Бальзака.
Перевод можно считать вольным переложением, поскольку он содержит некоторые ошибки, пропуски, неточности, но также и некоторые дополнения от самого Достоевского. Перевод «Евгении Гранде» осуществлялся с самого раннего издания, вышедшего в 1834 году, и поэтому в некоторой степени отдалён от окончательной версии оригинала. Впервые перевод Достоевского был напечатан в журнале «Репертуар и пантеон» в 1844 году без указания имени переводчика. В конце мая 1845 года начинающий писатель завершил свой первый роман «Бедные люди». При посредничестве Д.
Григоровича с рукописью ознакомились Н. Некрасов и В. Достоевский был радушно принят в кружок Белинского и стал знаменитым до публикации романа Н. Некрасовым в январе 1846 года. Все заговорили о «новом Гоголе».
Однако следующее произведение «Двойник» было встречено непониманием. По словам Д. Григоровича восторженное признание и возведение Достоевского «чуть ли не на степень гения» сменилось разочарованием и недовольством. Белинский изменил своё первое благоприятное отношение к начинающему писателю. Критики «натуральной школы» писали о Достоевском как о новоявленном и непризнанном гении с сарказмом.
Белинский не смог оценить новаторство «Двойника», о котором М. Бахтин написал только спустя много лет. Кроме «неистового Виссариона» положительную оценку первым двум произведениям Достоевского дал только начинающий и многообещающий критик В. Близкие отношения Достоевского с кружком Белинского закончились разрывом после стычки с И. Тургеневым в конце 1846 года.
В то же время Достоевский окончательно рассорился с редакцией «Современника» в лице Н. Некрасова и стал публиковаться в «Отечественных записках» А. Громкая слава позволила Достоевскому значительно расширить круг своих знакомств. Многие знакомые стали прототипами героев будущих произведений писателя, с другими связала многолетняя дружба, близость идейных взглядов, литература и публицистика. В январе-феврале 1846 года Достоевский по приглашению критика В.
Майкова посещал литературный салон Н. Майкова, где познакомился с И. Алексей Николаевич Бекетов, с которым Достоевский учился в Инженерном училище, познакомил писателя со своими братьями. С конца зимы - начала весны 1846 года Достоевский стал участником литературно-философского кружка братьев Бекетовых Алексея, Андрея и Николая , в который входили поэт А. Майков, критик В.
Майков, А. Плещеев, друг и врач писателя С. Яновский, Д. Григорович и др. Осенью того же года члены этого кружка устроили «ассоциацию» с общим хозяйством, которая просуществовала до февраля 1847 года.
В кругу новых знакомых Достоевский нашёл истинных друзей, которые помогли писателю вновь обрести себя после размолвки с участниками кружка Белинского. Весной 1846 года А. Плещеев познакомил Достоевского с почитателем Ш. Фурье М. Но Достоевский начал посещать устраиваемые Петрашевским «пятницы» с конца января 1847 года, где главными обсуждаемыми вопросами были свобода книгопечатания, перемена судопроизводства и освобождение крестьян.
Среди петрашевцев существовало несколько самостоятельных кружков. Достоевский посещал литературно-музыкальный кружок С. Дурова, состоявший из участников «пятниц», которые разошлись с Петрашевским по политическим взглядам. Осенью 1848 года Достоевский познакомился с называвшим себя коммунистом Н. Спешневым, вокруг которого вскоре сплотилось семеро наиболее радикальных петрашевцев, составив особое тайное общество.
Достоевский стал членом этого общества, целью которого было создание нелегальной типографии и осуществление переворота в России. В кружке С. Дурова Достоевский несколько раз читал запрещённое «Письмо Белинского Гоголю». Вскоре после публикации «Белых ночей» ранним утром 23 апреля 1849 года писатель в числе многих петрашевцев был арестован и провёл 8 месяцев в заключении в Петропавловской крепости. Следствие по делу петрашевцев осталось в неведении о существовании семёрки Спешнева.
Об этом стало известно спустя много лет из воспоминаний поэта А. На допросах Достоевский предоставлял следствию минимум компрометирующей информации. Хотя Достоевский отрицал предъявленные ему обвинения, суд признал его «одним из важнейших преступников»: "Военный суд находит подсудимого Достоевского виновным в том, что он, получив в марте сего года из Москвы от дворянина Плещеева копию с преступного письма литератора Белинского - читал это письмо в собраниях: сначала у подсудимого Дурова, потом у подсудимого Петрашевского. А потому военный суд приговорил его за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского… лишить на основании Свода военных постановлений… чинов и всех прав состояния и подвергнуть смертной казни расстрелянием". Молодой Достоевский скорее страдал от избытка замыслов и сюжетов, чем от недостатка материала.
Сочинения первого периода творчества Достоевского принадлежали различным жанрам: юмористического рассказа «Роман в девяти письмах», 1845 , физиологического очерка фельетоны «Петербургской летописи», 1847 , рассказа «Господин Прохарчин» 1846 , «Ползунков» 1847 , «Честный вор» 1848 , святочного рассказа «Ёлка и свадьба», 1848 , повести «Хозяйка» 1847 , «Слабое сердце» 1848 , «Белые ночи» 1848 , романа - эпистолярный роман «Бедные люди» 1845 и незаконченный роман воспитания «Неточка Незванова» 1848-1849. В Алексеевском равелине Достоевский написал рассказ «Маленький герой» 1849. Многие творческие начинания и замыслы молодого писателя нашли своё более широкое воплощение в его последующем творчестве. Суд и суровый приговор к смертной казни 22 декабря 1849 года на Семёновском плацу был обставлен как инсценировка казни. В последний момент осуждённым объявили о помиловании, назначив наказание в виде каторжных работ.
Один из приговорённых к казни, Николай Григорьев, сошёл с ума. Ощущения, которые он мог испытывать перед казнью, Достоевский передал словами князя Мышкина в одном из монологов в романе «Идиот». Вероятнее всего политические взгляды писателя стали меняться ещё в Петропавловской крепости. Так петрашевцу Ф. Львову запомнились слова Достоевского, сказанные перед показательной казнью на Семёновском плацу Спешневу: «Nous serons avec le Christ» Мы будем с Христом , на что тот ответил: «Un peu poussiere» Горстью праха.
Во время короткого пребывания в Тобольске 10 января-20 января 1850 года на пути к месту каторги жёны сосланных декабристов Ж. Муравьёва, П. Анненкова и Н. Фонвизина устроили встречу писателя с другими этапируемыми петрашевцами и одарили каждого Евангелием с незаметно вклеенными в переплёт деньгами. Свой экземпляр Евангелия Достоевский хранил всю жизнь как реликвию.
Следующие четыре года Достоевский провёл на каторге в Омске. Кроме Достоевского ни один из русских писателей XIX века не прошёл через суровую школу каторги.
Но задаваться вопросом «кто я» уровень жизни позволяет не только в 15 лет, когда на летних каникулах у тебя есть дачный чердак и любимые книжки, но и в 30, и в 60 лет. Это одна из причин, по мнению Летт, по которой современная подростковая литература, в свою очередь, популярна и среди взрослых. К тому же мир приключений — это удобный «мир без ипотеки», куда легко сбежать от скучной реальности. В ее «Мире из прорех», который изначально задумывался как книжка про зомби, описано мрачноватое будущее: электричество под запретом, через прорехи в нашу реальность проникают чудовища, и подростки Кая и Артем отправляются в путешествие, чтобы найти оставшихся в живых ученых, понять загадку прорех и спасти человечество.
Чем не сюжет для фантастического фильма, на который с удовольствием придут зрители от 12 до 65? Работа над «Новыми правилами», первым романом трилогии, от идеи до публикации заняла примерно три года. Он писал 2000 слов в день, и я подумала: О! Я тоже буду писать 2000 слов в день. Так я написала черновик за 4 месяца. После этого я легла лицом в пол и не могла ничего писать еще какое-то время.
Так я поняла, что 2000 слов в день — это многовато. Еще 8 месяцев я редактировала текст, потом я привезла его на семинар, где мастер дал мне рекомендации: еще две правки заняли где-то полгода. Потом я отправила роман издательству».
Стала архитектором, но увлечение детства, говорит, никогда не оставит. Свой цикл стихотворений «Венок из горных трав» омичка представила на литературной премии имени Достоевского и стала лауреатом. Говорит, что такие конкурсы просто необходимы, особенно начинающим поэтам. Ты понимаешь, что ты как поэт — нужен», — поделилась Дарья Новгородцева. А Антон Коненков в подобных конкурсах принимает участие впервые, и сразу первое место в номинации «проза». Признаётся, долгое время своё творчество держал «в столе», но друзья настояли на публикациях. Омич пишет о родине, но в мистическом жанре.
Фактчек: 13 самых популярных легенд о Достоевском
Присутствовавший на открытии правнук писателя Алексей Достоевский не скрывал фамильной радости. Так, в «Гражданине» при Достоевском проблема воспитания молодого поколения заняла ведущее место. В 1843 г. Федор Достоевский в качестве полевого инженера-подпоручика был зачислен в Петербургскую инженерную команду.
А вы читали Достоевского? Новое искусство о классике русской литературы
Пять минут до расстрела На Семёновском плацу арестованным петрашевцам, включая Достоевского, зачитали смертный приговор, приготовили всё необходимое для расстрела, но в последний момент объявили о высочайшей милости. Казнь была инсценирована: Николай I заранее принял решение заменить её каторжными работами и ссылкой. Главным обвинением против писателя было чтение вслух знаменитого зальцбруннского письма Белинского Гоголю. Достоевский признался, что действительно читал его 15 апреля. Письмо Белинского, возмущённого православной и монархической книгой Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями», действительно содержало очень резкие места. Впрочем, власти, судя по всему, реагировали не на чтение письма само по себе. После волны революций, прокатившихся по Европе в 1848 году, российское правительство очень опасалось тайных заговоров. В этой обстановке полиции и Третьему отделению очень хотелось раскрыть хоть какую-нибудь тайную организацию, и петрашевцы прекрасно подошли на эту роль. Вся сцена произвела на Достоевского сильнейшее впечатление.
По воспоминаниям свидетелей, Достоевский «был несколько восторжен, вспоминал «Последний день осуждённого на смерть» Повесть французского писателя Виктора Гюго, опубликованная в 1829 году. Написана от лица человека, осуждённого на смерть. Вина приговорённого неизвестна, но по косвенным деталям можно предположить, что он отцеубийца. Произведение оказало большое влияние на Чарльза Диккенса и Фёдора Достоевского, исследователи подчёркивают параллели и с «Приглашением на казнь» Владимира Набокова. В 1846 году начал посещать собрания у Петрашевского и стал членом кружка Николая Кашкина. Оказал большое влияние на Фёдора Достоевского, которого тот называл «своим Мефистофелем». Подобно другим петрашевцам, был приговорён к смертной казни расстрелянием, но по императорской конфирмации отправлен в ссылку на каторжную работу в рудниках на 10 лет. Стал прототипом Николая Ставрогина, главного героя романа Достоевского «Бесы».
Свой личный опыт и впечатления от чтения Гюго сольются в знаменитом монологе князя Мышкина : Выходило, что остаётся жить минут пять, не больше. Он говорил, что эти пять минут казались ему бесконечным сроком, огромным богатством; ему казалось, что в эти пять минут он проживёт столько жизней, что ещё сейчас нечего и думать о последнем мгновении, так что он ещё распоряжения разные сделал: рассчитал время, чтобы проститься с товарищами, на это положил минуты две, потом две минуты ещё положил, чтобы подумать в последний раз про себя, а потом, чтобы в последний раз кругом поглядеть. Что, если бы воротить жизнь, — какая бесконечность! И всё это было бы моё! Я бы тогда каждую минуту в целый век обратил, ничего бы не потерял, каждую бы минуту счётом отсчитывал, уж ничего бы даром не истратил! Мемориальный дом-музей Фёдора Достоевского в Семипалатинске 6 февраля 1857 года. С будущей женой он познакомился ещё весной 1854 года, вскоре после окончания своих каторжных работ и освобождения из острога. Мария Дмитриевна в это время жила со своим мужем в Семипалатинске, где Достоевский, согласно приговору, должен был служить рядовым.
У неё был сын Павел, который станет пасынком писателя. Я походил на больного, который начинает выздоравливать после долгой болезни и, быв у смерти, ещё сильнее чувствует наслаждение жить в первые дни выздоровления. Надежды было у меня много. Я хотел жить. Что сказать тебе? Я не заметил, как прошёл первый год моей жизни здесь. Я был очень счастлив. Бог послал мне знакомство одного семейства, которое я никогда не забуду.
Это семейство Исаевых, о котором я тебе, кажется, писал несколько, даже поручал тебе одну комиссию для них. Это дама, ещё молодая, 28 лет, хорошенькая, очень образованная, очень умная, добра, мила, грациозна, с превосходным, великодушным сердцем. Участь эту она перенесла гордо, безропотно, сама исправляла должность служанки, ходя за беспечным мужем, которому я, по праву дружбы, много читал наставлений, и за маленьким сыном. Она только сделалась больна, впечатлительна и раздражительна. Характер её, впрочем, был весёлый и резвый. Я почти не выходил из их дома. Что за счастливые вечера проводил я в её обществе! Я редко встречал такую женщину.
С ними почти все раззнакомились, частию через мужа. Да они и не могли поддерживать знакомств. Она осталась на чужой стороне, одна, измученная и истерзанная долгим горем, с семилетним ребёнком и без куска хлеба. Даже похоронить было мужа нечем. Жить без неё я не могу, и потому, если только обстоятельства мои переменятся хотя несколько к лучшему и положительному, я женюсь на ней. Я знаю, что она мне не откажет. Но не могу же я теперь, не имея ничего, воспользоваться расположением ко мне этого благороднейшего существа и теперь склонить её к этому браку. С мая месяца, когда я расстался с ней, моя жизнь была ад.
Каждую неделю мы переписываемся. Александр II в своём кабинете в Зимнем дворце. Около 1880 года. Фотография Сергея Левицкого 17 апреля 1857 года. Достоевский помилован Выходит Высочайший указ о помиловании политических преступников, в том числе Достоевского: Желая явить новое милосердие подданным нашим, омрачившим себя политическими преступлениями и после того безукоризненным поведением доказавшим своё раскаяние, равно тем, которые ещё в прежнее время, до дня нашего коронования, возвращены из мест ссылки или иным образом помилованы... Вообще амнистии в честь коронации нового императора были для Российской империи обычным делом. Однако решение Александра II обладало особой важностью: возвращение из ссылки политических преступников, включая декабристов, воспринималось как отказ от наследия Николая I и один из шагов к решительным переменам в жизни страны. Через два года Достоевский воспользуется вновь обретённым правом на свободу перемещения и покинет Сибирь, а после вернётся в бурную общественную и литературную жизнь Санкт-Петербурга.
При этом Джоан Роулинг — больше не самый издаваемый детский автор в России. С первой строчки рейтинга ее вытеснили «наше все» в литературе для самых маленьких — Корней Чуковский и Александр Пушкин.
Некоторые знакомые говорили о ее уме, обаянии и доброте.
Но при этом женщина была склонна к вспышкам гнева и мнительности. Кроме того, как было сказано выше, она не испытывала к Достоевскому большой любви. Окружающим это было заметно. Ее пугали приступы эпилепсии у мужа.
Павел — сын Марии Дмитриевны — прохладно относился к отчиму. В общем, совместно молодая семья прожила совсем недолго. Затем супруги разъехались по разным городам. В 1860 году у Марии Дмитриевны обнаружили туберкулез.
Сначала болезнь пытались лечить с помощью перемены климата — Достоевский перевез жену во Владимир и нанял ей сиделок. Но состояние здоровья женщины быстро ухудшалось. Вскоре стало ясно, что хорошие врачи важнее хорошего воздуха. В 1863 году Мария Дмитриевна переезжает в Москву.
Однако усилия медиков были тщетными — в 1864 году первая жена писателя умерла. Общих детей у пары не было. Прототип Настасьи Филипповны — Аполлинария Суслова Источник Несчастливый брак не давал Достоевскому ни покоя, ни душевного тепла, которого он жаждал. В начале 1860-х писатель познакомился с молодой писательницей, активисткой и эмансипированной дамой Аполлинарией Сусловой.
По свидетельству дочери Федора Михайловича, Аполлинария сама искала внимания известного писателя, но он этого не замечал, пока девушка не послала ему трогательное письмо с признанием в любви. Сначала Федору Михайловичу показалось, что он нашел свое счастье. Но потом он горько разочаровался в любовнице. Их отношения были турбулентными: Аполлинария упрекала Достоевского в том, что он не хочет уйти от больной жены, писатель сетовал на крайний эгоизм и вспыльчивость возлюбленной.
Именно с Аполлинарии Достоевский списывал своих «роковых женщин», вроде Настасьи Филипповны из «Идиота». Когда умерла Мария Дмитриевна, Федор Михайлович предложил своей любовнице руку и сердце. Он надеялся, что официальный брак смягчит суровый нрав Аполлинарии. Но женщина ему отказала.
Некоторое время их неопределенные, крайне нервные и болезненные отношения продолжались, потом сошли на нет. Достоевский писал, что все еще любит ее, однако не хочет больше испытывать это чувство. Второй брак Говорят, если не везет в игре — повезет в любви. Достоевскому, казалось, не везло везде.
Он был страстным игроком, из-за чего деньги в его карманах надолго не задерживались, а в спутницы жизни он выбирал настолько пламенных натур, что ни о каком семейном уюте речи идти не могло. В 1866 году Федор Михайлович заваливал все сроки сдачи издателю романа «Игрок». Он посетовал другу, что замысел-то готов, но записать все сам он не успеет. Тогда друг рекомендовал писателю нанять стенографиста.
Достоевский прислушался к совету, и нанял на работу Анну Григорьевну Сниткину. Источник: fedordostoevsky. Она зачитывалась его романами с детства и всегда мечтала познакомиться с Федором Михайловичем лично. Молодая женщина младше писателя более чем на 20 лет пребывала в совершеннейшем восторге по поводу совместной работы со своим кумиром.
Завязался роман, который в 1867 году окончился свадьбой. И тут Достоевскому сказочно повезло: он встретил женщину, которая смогла сделать его счастливым и даже состоятельным. Поначалу из-за пристрастия к рулетке Федор Михайлович просаживал все деньги мгновенно, и даже закладывал приданое и одежду жены. Но в итоге он отказался от игры полностью.
Анна Григорьевна взяла на себя все денежные дела, и вскоре семейство Достоевских было свободно от долгов, а писательство начало приносить гораздо больший доход, чем раньше. Кроме того, Анна Григорьевна занималась изданием работ мужа — сама вела переговоры с издателями, следила за выходом романов в свет, короче, была и снова воспользуемся современным языком и продюсером, и менеджером, и директором. В этом браке родилось четверо детей: в 1968 году — Софья умерла во младенчестве , в 1869 году — Любовь, в 1871 году — Федор, и в 1875 году — Алексей прожил три года. Достоевский наконец-то был счастлив: свободен от долгов, женат, успешен.
Эти строки многое объясняют во взаимоотношениях супругов, в их характерах и свойствах психики. Невольно проводятся параллели между отцом Достоевского и сами Фёдором Михайловичем, а характер письма матери напоминает способность последней жены писателя, А. Сниткиной, успокаивать и понимать своего мужа. Но прежде чем встретить такое понимание, Достоевский испытал немало горестных разочарований. Первые чувства Анна Григорьевна Сниткина в своих воспоминаниях, отринув ревность, старалась объективно воспроизвести все любовные увлечения мужа. Отмечая, что в молодости у Достоевского «не было серьёзной горячей любви к какой-нибудь женщине» по причине того, что «он слишком рано начал жить жизнью умственной», и творчество, а затем и политика отодвинули личную жизнь на второй план, Анна Григорьевна всё же упоминает о той, кто пленил молодого писателя. Авдотья Панаева, красивая, умная, кумир многих молодых литераторов сороковых годов XIX века, покорила и молодого Достоевского. В письмах брату Михаилу, которому он поверял все свои тайны, писатель признавался: «Вчера я в первый раз был у Панаева и, кажется, влюбился в его жену. Она умна и хорошенькая, вдобавок любезна и пряма донельзя», «Я был влюблен не на шутку в Панаеву, теперь проходит, а не знаю ещё…» А.
Достоевская великодушно именовала это мимолётным увлечением и находила следующее, вполне правдоподобное оправдание: Панаева проявила сострадание к подвергавшемуся насмешкам со стороны литераторов Фёдору Михайловичу и «встретила за это с его стороны сердечную благодарность и нежность искреннего увлечения». Другое дело — первая жена писателя, Мария Дмитриевна Исаева Констант. Накал страстей был нешуточный, а взаимоотношения полны трагизма. Знакомство с семьёй Исаевых произошло после каторги, в Семипалатинске. Достоевский искренне к ним привязался, с трудом переживал разлуку, когда муж Марии Дмитриевны получил назначение в другой город. Вскоре овдовевшая молодая женщина осталась на чужбине без поддержки, с сыном на руках, и Достоевский рад был протянуть руку помощи. Он занимает деньги и пересылает ей, и счастлив, что она их приняла. В письме сестре он рассказывает о своих чувствах к М. Исаевой: «Я давно уже люблю эту женщину до безумия, больше жизни моей.
Если бы ты знала этого ангела, ты не удивилась бы. В ней столько превосходных, прекрасных качеств. Умна, мила, образованна, как редко бывают образованны женщины, с характером кротким, понимающая свои обязанности, религиозная». Но в браке супруги счастья не обрели: нужда, болезни, ревность, неудовлетворённость своим положением, ссоры и бесконечные выяснения отношений отравляли существование. Даже переезд в Петербург не помог, напротив, пагубно сказался на здоровье Марии Дмитриевны, и вскоре она погибла от чахотки. Эту любовь-страдание Достоевский описывал так: «Несмотря на то, что мы были с ней положительно несчастны вместе — по её страстному, мнительному и болезненно-фантастическому характеру, — мы не могли перестать любить друг друга; даже чем несчастнее были, тем более привязывались друг к другу». Эти сильные чувства нашли своё отражение и в творчестве писателя. Образ Катерины Ивановны в романе «Преступление и наказание» имеет портретное сходство с Марией Исаевой и частично воспроизводит её судьбу. Анна Григорьевна Сниткина, посвящённая во все подробности этого периода жизни Достоевского, отмечала, что «это было первое настоящее сильное чувство со всеми его радостями и муками».
Выдающиеся сестры В шестидесятые годы XIX столетия женщины России стали активно участвовать в общественной жизни и стремились получить образование, самореализоваться, заявить о своих талантах.
Достоевский, но в меру
Портрет Федора Михайловича Достоевского в молодости выполнен его однокашником по Николаевскому инженерному училищу Константином Александровичем Трутовским, в будущем. Именно там Достоевский поверил в Бога, а от социалистических мечтаний о справедливом переустройстве мира не осталось и следа. Достоевский стал одним из самых неоднозначных в современных оценках классиков русской литературы. Вторая жена Достоевского была на 24 года моложе его.
Молодой Достоевский
Через несколько месяцев он познакомился с семьей Исаевых. Глава семьи был добрым и скромным человеком, но имел пристрастие к алкоголю. Это вызывало недовольство у его жены, Марии Дмитриевны. Она была образованной женщиной, знала иностранные языки. Достоевский увлекся ею не на шутку. Летом 1855 года Исаевы уехали в Кузнецк. Федор Михайлович тяжело переживал разлуку и писал Марии "со всем пылом молодости": "Только об вас и думаю. Если бы вы знали до какой степени осиротел я здесь один! Право это время похоже на то, как меня первый раз арестовали в сорок девятом году и схоронили в тюрьме, оторвав от всего родного и милого.
Я к вам так привык". Писатель не оставлял попыток, и Исаева наконец сдалась. У жены оказался тяжелый нрав — ее мучили постоянные истерики и мигрени, после которых все валилось из рук. Кроме этого, она ревновала Достоевского без повода, устраивала сцены, упрекала в отсутствии средств, скептически относилась к его творчеству. Этот брак разрушила болезнь, а потом и смерть Марии Дмитриевны, которая скончалась весной 1864 года. Позже Достоевский признается : Несмотря на то, что мы были с ней положительно несчастны вместе по ее странному, мнительному и болезненно фантастическому характеру , — мы не могли перестать любить друг друга; даже чем несчастнее были, тем более привязывались друг к другу. Как ни странно это, а это было так. Эти образы женщин с бледными щеками, лихорадочным взором и порывистыми движениями навеяны той, кто был первой и большой любовью писателя.
На момент их встречи в 1861 году писателю было сорок лет, Сусловой — двадцать один. Полина, как ее звали домашние, не терпела намеков на свою красоту. Хотя ей было чем похвалиться: фигурка хрупкая, однако с плавными, соблазнительными формами, тонкий овал, чистые и правильные черты лица. Вскоре у Достоевского и его поклонницы завязался роман. Дальнейшие их отношения можно охарактеризовать как "любовь-ненависть". Федор Михайлович постоянно слышал от Аполлинарии упреки, требования развестись со "своей чахоточной женой". Эгоизм и самолюбие в ней колоссальны. Она требует от людей всего, всех совершенств, не прощает ни единого несовершенства в уважении других хороших черт, сама же избавляет себя от самых малейших обязанностей к людям", — писал Достоевский в письме Надежде Сусловой, сестре Аполлинарии.
Вместе с тем сам Достоевский оказался страшным ревнивцем и устраивал Сусловой сцены. Лицо его в моменты припадка ревности было отталкивающим, голос звучал визгливо и совершенно по-бабьи. Вслед за ней в Европу поехал и писатель, но нагонять любовницу не торопился: играл в рулетку. Она разорвала отношения письмом. Достоевский вернулся в Россию, к постели умирающей жены. Их переписка с Сусловой длилась еще много лет. Анна Корвин-Круковская В 1864 году в редакцию журнала "Эпоха" пришли две повести, переписанные женской рукой и подписанные именем Юрия Орбелова.
Ницше писал, что Достоевский дал ему «ценнейший психологический материал» и был «единственным психологом», у которого ему было чему поучиться. Считал себя виновным в смерти сына Младший сын Достоевского, Алеша, родился в августе 1875 года. Он рос веселым, умным мальчиком и был любимцем отца. Ребенок был здоров. Но в два с половиной года с ним неожиданно случился эпилептический припадок, который мальчик не смог пережить. Анна Достоевская вспоминала: «Федор Михайлович был страшно поражен этою смертию. Он как-то особенно любил Лешу, почти болезненной любовью, точно предчувствуя, что его скоро лишится. Федора Михайловича особенно угнетало то, что ребенок погиб от эпилепсии, — болезни от него унаследованной». Дети Ф. Слева — Алеша, справа — Федор и Любовь. Фото: Н. Лоренкович, 1878 г. Даля Некоторые исследователи приводят мнение крупнейшего педиатра, профессора Александра Клиорина, который не обнаружил серьезных оснований считать Алешу эпилептиком и предположил, что имела место молниеносная форма менингита. Как бы то ни было, Достоевский глубоко переживал эту смерть. Боль и потрясение от нее нашли свое отражение в его последующих творениях. Заставил плакать Тургенева Открытие памятника Пушкину в Москве в июне 1880 года было огромным событием, а пушкинская речь Достоевского стала апофеозом этого события. Федор Михайлович долго готовился к этому выступлению, которое начал словами Гоголя: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа». Достоевский говорил об уникальном качестве Пушкина — чувствовать душу любого, иногда даже совсем чуждого, народа, его гений. И, переходя к роли всего русского народа, Федор Михайлович особо выделял понятие «братства»: «Наш удел всемирность, и не мечом приобретенная, а силой братства и братского стремления нашего к воссоединению людей». Свидетели этой речи вспоминали, что она произвела колоссальное впечатление на слушателей: удивительным образом тут же произошло примирение людей совершенно разных направлений и взглядов. Тургенев, с которым у Достоевского было много разногласий, со слезами подошел к Достоевскому. Они обнялись. Никогда не жил в материальном достатке За печатный лист он зарабатывал 150 рублей. Для сравнения, Толстому за тот же объем платили 500 рублей. В финансовых делах Федор Михайлович был человеком совсем не практичным: вести бюджет, планировать расходы, копить он не умел. Долги были его почти всегдашними спутниками. Можно почти с уверенностью сказать, что если бы его вторая жена Анна не взялась основательно за «экономическую политику» семьи а об этом ее прямо попросил муж , то Достоевский мог бы скатиться до откровенного нищенства и уголовного преследования за невыплаченные долги. Дом Ф. Достоевского в Старой Руссе. Даля Вообще надо отметить, что приведенный «прайс-лист» совершенно уместен для создания портрета писателя. Выбор литературного поприща в то время — это не только желание послужить искусству и выразить свои мысли и идеи «вслух», но и вполне продуманная карьера. Романы пользовались большой популярностью, и издатели готовы были платить немалые деньги за «горячие» новинки. Сам Достоевский не только проецировал свои детские травмы и скрываемые переживания на плоскость художественного произведения, но и совершенно сознательно ориентировался на книжную конъюнктуру того времени. Он имел опыт издания журнала, а поэтому прекрасно понимал предпочтения читающей публики. Так что психологические лабиринты и детективная атмосфера — это не только отражение внутреннего мира писателя, но и осознанная литературная стратегия. На его похороны пришли 10 тысяч человек Федор Михайлович Достоевский умер на 60-м году жизни, 28 января 1881 года, от туберкулеза легких — вслед за своей матерью и первой женой. Достоевский успел исповедаться, причаститься и проститься со своими родными и близкими. Достоевский на смертном одре. Литография: А. Лебедев, 1881 г. Даля В последний путь писателя провожала необычайная похоронная процессия — более десяти тысяч человек. Николай Страхов вспоминал: «Похороны Достоевского представляли явление, которое всех поразило. Такого огромного стечения народа, таких многочисленных и усердных заявлений уважения и сожаления не могли ожидать самые горячие поклонники покойного писателя.
Пишет только ночью при свечах, не любит запаха керосиновой лампы. Сам он давно уже больше, чем автор. Яркий персонаж в массовой и даже поп-культуре. В этом высоком юноше не сразу узнаешь Федора Михайловича. Он — герое современных аниме-ильмов. Его персонажи в новых образах на страницах детективов и даже комиксов. Режиссеры по всему миру пытаются разгадать парадоксы той самой русской души. Не просто ведь итальянец Тонино Гуэрра после каждого разлада со своей русской женой вспоминал имя Достоевского. Евгения Литвин, историк культуры, литературовед: «Она запиралась у себя в комнате и рыдала. Тонино стучался в дверь со словами "Баста, Достоевский». То есть он хотел сказать, пожалуйста, не веди себя так, как это делают все русские, как вы любите, вы любите все усложнять». Знакомый нам как петербургский автор, он сам родился в Москве в семье больничного лекаря. До 16 лет жил с семьей в этом небольшом флигеле Марииинской больницы. А потом и сам, невольно, начал врачевать умы и души.
По сути, литература в жанре young adult ставит фундаментальные вопросы: кто я, зачем я живу, каковы мои ценности — и в этом ничуть ни отличается от русской классики. К такому выводу в ходе дискуссии пришли читатели и книжные блогеры, сравнив романы Достоевского с современной литературой для подростков. Яна Летт, писательница и преподавательница русского языка и литературы в старших классах, на собственном опыте убедилась: школьники любят «Преступление и наказание», «Евгения Онегина» и «Героя нашего времени» больше других. А герои этих произведений — очень молодые люди, которые как раз ищут ответы на главные вопросы, и их суждения подросткам понятны и близки. Но задаваться вопросом «кто я» уровень жизни позволяет не только в 15 лет, когда на летних каникулах у тебя есть дачный чердак и любимые книжки, но и в 30, и в 60 лет. Это одна из причин, по мнению Летт, по которой современная подростковая литература, в свою очередь, популярна и среди взрослых. К тому же мир приключений — это удобный «мир без ипотеки», куда легко сбежать от скучной реальности. В ее «Мире из прорех», который изначально задумывался как книжка про зомби, описано мрачноватое будущее: электричество под запретом, через прорехи в нашу реальность проникают чудовища, и подростки Кая и Артем отправляются в путешествие, чтобы найти оставшихся в живых ученых, понять загадку прорех и спасти человечество. Чем не сюжет для фантастического фильма, на который с удовольствием придут зрители от 12 до 65? Работа над «Новыми правилами», первым романом трилогии, от идеи до публикации заняла примерно три года. Он писал 2000 слов в день, и я подумала: О! Я тоже буду писать 2000 слов в день. Так я написала черновик за 4 месяца.
Достоевский наставлял детей императора, бешено ревновал жену и вечно жил в долг
Эту историю он отразил в романе «Идиот». Дебютом писателя стал первый в истории русскоязычный перевод романа Оноре де Бальзака «Евгения Гранде», а первым собственным произведением — роман «Бедные люди». Существует жуткий факт из биографии Достоевского. Его сестра Варвара частично повторила судьбу старухи-процентщицы из «Преступления и наказания».
Её ограбил и убил дворник. Когда умер старший брат Достоевского, писатель взял на себя его большие долги. Выплачивать пришлось практически всю жизнь.
За свои произведения писатель получал небольшую зарплату. Его гонорар за печатный лист составлял 150 рублей, а Льву Толстому платили 500 рублей. Современные исследователи биографии и творчества Достоевского считают, что у него не было эпилепсии.
Причиной припадка, по их мнению, могло быть другое заболевание. Тем не менее, по воспоминаниям современников, Фёдор Михайлович был впечатлительным человеком и мог упасть в обморок при виде красивой женщины. Достоевский был игроманом, а однажды проиграл в рулетку одежду и вещи жены.
Писатель боролся со своей зависимостью, иногда это получалось. Еще Фёдор Михайлович ввел в русский язык слово «стушеваться». Впервые он написал его в «Двойнике».
Это слово означает исчезнуть, удалиться. Стоит отметить, что в 19 веке взгляды людей на возраст отличались от современных. Взять хотя бы старуху-процентщицу.
Алёне Ивановне было всего 42 года. В «Преступлении и наказании» поклонники творчества насчитали 21 смерть, в «Идиоте» - 31, в «Бесах» - 15, в «Подростке» - 34, а в «Братьях Карамазовых» - 43. Но не всё было настолько мрачно.
Родился в больнице для неимущих Точное место рождения Достоевского — знаменитая Мариинская больница для неимущих на Божедомке. Сейчас эта улица в районе Марьина роща носит название в честь самого писателя — Достоевская. Фасад бывшей Мариинской больницы и памятник Ф. Фото: Семен Звонарев, 1989 г. В этой больнице работал отец будущего классика русской литературы, штаб-лекарь Михаил Достоевский. Она была одной из первых бесплатных клиник в стране. Был третьим ребенком в многодетной семье Семья Достоевских была многодетной.
Отношения с семьей и внутри нее довольно серьезно отразились на характере Федора Михайловича и, по мнению ряда исследователей, на физическом здоровье писателя. Например, считается, что его мать больше любила старшего Михаила — «видимым» проявлением чего стали болезни горла и груди Федора. Мать Достоевского и Александр Пушкин умерли с разницей в месяц В юности на Достоевского огромное впечатление произвели две смерти — матери и Пушкина, которые случились с разницей в месяц: 29 января 10 февраля 1837 года погиб поэт, а 27 февраля скончалась Мария Федоровна от туберкулеза. Спустя два года, в июне 1839 года, Федор Достоевский, студент Петербургского Главного инженерного училища, получил известие о скоропостижной смерти отца. Так семнадцатилетний юноша остался сиротой. Моглила М. Достоевской на бывшем Лазаревском кладбище в Москве.
Фото: А. Лебедев, 1934 г. ГМИРЛ им. Даля Михаил Алексеевич умер от апоплексического удара, спровоцированного, по одной из версий, конфликтом с крепостными крестьянами, которых он-де оскорбил в пьяном виде а в пьянство он впал по причине потери жены. У этой версии есть противники, но в любом случае уход отца стал еще одним неожиданным ударом для Федора. Некоторые называют это событие прямой причиной развившейся у писателя эпилепсии. Окончил инженерное училище — по настоянию отца Техническое образование совсем не соответствовало внутреннему устроению юноши, любившего литературу и вообще склонного к постоянной рефлексии.
Все свое свободное от занятий время Достоевский уделял чтению. Почти всего Пушкина будущий писатель знал наизусть. Ночи юный Достоевский проводил за первой пробой своего пера. Достоевский справа с этнографом Чоканом Валихановым. Фото: wikimedia commons Закончив учебное заведение, Федор Михайлович немного проработал по специальности, но вскоре вышел в отставку и больше никогда не возвращался к инженерному делу. Был помилован на эшафоте За участие в кружке петрашевцев Достоевский был приговорен к смертной казни. Руководитель кружка Михаил Буташевич-Петрашевский обвинялся в «замысле на ниспровержение государственного устройства».
Достоевский — «в распространении копии письма Белинского к Гоголю», где критик, «разбирая положение России и народа, сперва говорил о православной религии в неприличных и дерзких выражениях, а потом о судопроизводстве, законе и властях». Смертный приговор был вынесен двадцати одному участнику кружка. Несмотря на то, что было готово императорское помилование, власти приняли решение провести показательную акцию: осужденных привезли на площадь, где их стали готовить к расстрелу… «Казнь петрашевцев на Семеновском плацу». Рисунок: Б. Покровский, 1849 г. По процедуре к столбам выводили по трое. Достоевский был шестым.
Когда первую «тройку» облачили в саваны, а солдаты с заряженными ружьями встали напротив них, «вдруг» прискакал фельдъегерь и объявил помилование. Один из осужденных, Николай Григорьев, который ждал выстрела уже с мешком на голове, сошел с ума. В тот же день Федор Михайлович написал брату из Петропавловской крепости: «Ведь был же я сегодня у смерти, три четверти часа прожил с этой мыслью, был у последнего мгновения и теперь еще раз живу… Жизнь — дар, жизнь — счастье, каждая минута могла быть веком счастья…» Ощущения, которые Достоевский мог испытывать у эшафота, пронзительно передал герой романа «Идиот» князь Мышкин в одном из своих монологов. Провел четыре года на каторге в Омске Смертная казнь писателю была заменена ссылкой в Сибирь. Условия жизни в исправительно-трудовом лагере легко себе представить: там было больше причин умереть, чем выжить. Холод, недоедание, произвол со стороны надсмотрщиков и отъявленных преступников, тяжелый физический труд — все это, наложенное на ослабленное здоровье, могло уничтожить Достоевского в несколько месяцев. Однако тем удивительней, что Федор Михайлович не только выжил там, но и находил в себе силы поддерживать других.
Осмысление опыта, полученного во время пребывания на каторге, нашло отражение в «Записках из Мертвого дома».
Слишком многое Достоевский предчувствует в своем творчестве, в том числе характерное и для нашего времени. Правда, по большей части это тяжелые и даже жуткие вещи. Творчество каких писателей могло так повлиять на Достоевского? Это несомненно так. С довольно ранних лет колоссальное влияние на Федора Михайловича оказал, во-первых, Пушкин.
Существенно влияние Шиллера. Поэтика раннего Достоевского складывается в большой степени под влиянием французской литературы того времени. Здесь важен опыт знакомства с Бальзаком. Буквально отрабатывает перо на этом переводе. Для всего художественного мира писателя чрезвычайно существенна роль Сервантеса. Так, понимание сущности образа Мышкина немыслимо без проекции на «Дон Кихота» Сервантеса.
И это только часть имен, ими все не исчерпывается. Достоевский много читал. У него не было системного университетского гуманитарного образования, но он был человеком весьма образованным и жадно занимавшимся самообразованием. Показательно, с какой настойчивостью он просит присылать ему новые книги в ссылку. Причем, это серьезная литература. Это книги по античной истории, классической философии, по истории права.
Достаточно широкий и даже респектабельный диапазон книжных интересов. Прослеживаются ли эти события в его творчестве? В том числе и тем, что он никогда не пытался никому выставить счета, связанные с этим тяжелейшим трагическим опытом осуждения на смертную казнь, а затем каторги и ссылки. Достоевский считал, что для него это важный опыт. Он был ему благодарен. И когда некоторые его знакомые нарочито оппозиционных взглядов взывали к его самосознанию обиженного самодержавием человека, Федор Михайлович неизменно их осаживал.
Он считал, что для его души — это важнейший этап, без которого он просто не мог бы состояться как человек. В этом смысле весь зрелый Достоевский выходит из опыта каторги, тюрьмы. Именно тогда Достоевский переживает религиозный перелом. Хотя и до того он атеистом не был. Но глубинно религиозным человеком, для которого центром мироздания, центром самосознания является Христос, чье представление о человеке целиком христоцентрично, он становится именно там, на каторге и в ссылке. А это, собственно говоря, основа всего позднего Достоевского.
В чем истинный секрет этой актуальности? Я бы предложил один. Конечно, Достоевский реалист. Но неслучайно он настороженно относился к попыткам говорить о себе как о «реалисте», о собственной литературе как «реалистической». Он говорил о своем методе как об особом реализме, «реализме в высшем смысле». И этот реализм отличается от обычного реализма фактографии, изображения действительности, этакого ей подражания.
С этой точки зрения Достоевский, в общем-то, не особо в действительности верен. Его зачастую упрекали в том, что у него ненатуральные герои, что это люди вечной лихорадки, что обычная жизнь в творчестве Достоевского — бесконечный скандал. Институт мировой литературы им. Горького Российской академии наук Так вот, Достоевский сильно ориентирован на почву каждодневной жизни, некий гумус прозаической реальности. Он черпает свои сюжеты из сора, из криминальной хроники, из газет, из рассказов о том, как по соседству мастеровой жену зарезал. Или какой-то студентишка с мансарды старуху убил.
Вот этот «гумус» из газетных хроник он берет за основу сюжетов своих текстов. И дальше подвергает их такой возгонке, такой спиритуализации, что мы в конце концов получаем мистерию на основании криминальной хроники. Мистерию, которая превозмогает пределы времени и выходит к вечным смыслам. Достоевский любил повторять, что он привязан к текущей действительности, но его интересует, прежде всего, не она, а «начала» и «концы». Глубинная, духовная предпосылка исходящего и его окончательное следствие там, за пределами времени, в вечности, в мире непреходящих смыслов, метафизической ясности, Истины. Складывается ощущение, что город живет своей жизнью и, возможно, даже подталкивает героев к решениям или действиям?
Пространство у Достоевского, а уж особенно пространство Петербурга — живое, одушевленное начало. И именно это свойство позволяло некоторым ученым, в том числе академику Владимиру Николаевичу Топорову, говорить об особой мифопоэтической природе художественного мира Достоевского. Что он имел в виду? В древних эпосах художественное пространство не нейтрально, оно обязательно ценностно нагружено и связано по смыслу с аксиологическими аспектами сюжета. Скажем, фундаментальная битва героя с антигероем возможна только в свободном, открытом пространстве. А переход от дня к ночи — это пространство переходное в ценностном смысле.
Оно несет в себе переход от мира живых к миру мертвых. И переход от нормы поведенческой к нарушению нормы.
Алина Сапрыкина рассказала, что совпадение имени автора объекта с персонажем «Преступления и наказания» Пётр Лужин — жених Дуни Раскольниковой , — мистическая случайность.
Хотелось бы, чтобы этот образ и место стали символическими во всех смыслах, и это уже происходит само собой. Думаю, монумент скоро обрастет своими традициями и приметами. Предлагаю студентам такую: накануне экзамена прийти сюда, потереть томик Пушкина на удачу, и тогда все сдашь.
А если провалился, то кто виноват? Ведь именно его сочинение держит в руках Достоевский. Завершал церемонию главный гость открытия, которые специально приехал в Москву из Петербурга по случаю.
Алексей Дмитриевич Достоевский — праправнук классика. Здесь родилось семеро его детей. Отсюда семья уехала в Петербург, но Федор Михайлович всегда мечтал вернуться.
Во многих его произведениях Москва предстает матерью.
Читать Достоевского не скучно
НЕМНОГО О МОЛОДОМ ДОСТОЕВСКОМ, И ЕГО ЛИТЕРАТУРНЫХ ДНЕВНИКАХ | ВИКТОР КРУШЕЛЬНИЦКИЙ как выглядит. Памятник молодому Достоевскому на Воздвиженке в Москве Фото: Komsomolskaya Pravda/Global Look PressПамятник молодому Достоевскому на Воздвиженке в Москве. Фёдор Михайлович Достоевский мечтал стать писателем с детства.