В 1920–1930-е годы после закрытия храма Сошествия Святого Духа в Моногарове погост при нем пришел в запустение, и могила М. А. Достоевского была забыта. После литии владыка ректор обратился к студентам со словом, в котором отметил, что все произведения Фёдора Михайловича Достоевского содержат в себе глубокую христианскую.
В Оптиной пустыни открыли необычный памятник Достоевскому
11 ноября 2021 года, в день 200-летия со дня рождения Ф.М. Достоевского, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил литию на могиле великого русского. Осталось выяснить, кто такой Кашин, чья могила упоминается рядом с захоронением Михаила Михайловича Достоевского. Подробностями, как провести 200-летие Достоевского в Петербурге, недавно поделился MR7.
Могила сына Достоевского остаётся бесхозной
В Петербурге открыли отреставрированный памятник на могиле Федора Достоевского - ТАСС | История посмертного портрета Ф.М. Достоевского и его похорон. 9 февраля 1881 года преставился ко Господу Федор Михайлович Достоевский. |
Реставрация церкви и кладбища с захоронением отца Достоевского завершилась в Подмосковье | День памяти открыли возложением цветов к могиле Достоевского на некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавре. |
могила Достоевского. | Где похоронен Достоевский, Крылов, Ломоносов? |
В Санкт-Петербурге молитвенно почтили память Федора Михайловича Достоевского - Азбука новостей | В начале февраля 1881 года Петербург стал свидетелем необычайного похоронного шествия. |
Память о мастере. В Петербурге прошла панихида по Федору Достоевскому | В Санкт-Петербурге у могилы Ф.М. Достоевского совершена лития по случаю 200-летия со дня рождения писателя. |
Александр Беглов возложил цветы на могилу Достоевского
Работы по обновлению монумента организовал комитет по культуре Петербурга. В результате были отреставрированы бюст, ограда, гранитные блоки, вновь прописаны потускневшие тексты эпитафий. Надгробный памятник Достоевскому был установлен в 1883 году.
Художник В. Порфирьев, 1881 Критик Николай Страхов говорил, что похороны Достоевского были масштабнейшим явлением, и приводил в доказательство следующие цифры: в погребальной процессии, при выносе тела писателя из квартиры в Кузнечном переулке в церковь Сошествия Святого Духа в Александро-Невской лавре, насчитывалось 67 венков. То есть 67 различных учреждений и обществ пожелали почтить память Фёдора Михайловича. Пели 15 хоров певчих, а это значит, что 15 различных организаций и ведомств решили участвовать в похоронах писателя.
Удивительно, что всё это обширное шествие образовалось молниеносно, без приготовлений, так как смерть Достоевского стала для всех неожиданностью. Известно также, что во многих церквях и учебных заведениях Петербурга служились панихиды по умершему писателю по собственному желанию преподавателей и духовных лиц. Весь Невский проспект был заполнен народом. Это была величественная картина, процессия растянулась на огромное расстояние, более чем на версту, то есть около полутора километра. Чтобы проводить писателя на кладбище Александро-Невской лавры собралась более чем десятитысячная толпа из разных слоёв общества. Гроб с телом Достоевского всю дорогу несли на плечах почитатели его творчества.
Михаил Александров приводит случай о том, как простой люд удивлялся этому грандиозному шествию и интересовался, кого хоронят с такими почестями. Когда же узнали, что это не какой-нибудь генерал или начальник, а писатель, то был сделан такой вывод: — Стало быть, книги хорошие сочинил, — заключал свои расспросы уяснивший наконец себе простолюдин, что такое писатель, сочинитель. Листок с факсимиле Ф. Достоевского, раздававшийся участникам траурной процессии Процессия уже приближалась к Лавре, а толпа все росла. В большинстве учебных заведений отменили занятия: все учащиеся и воспитанники колоннами шли к Невскому и присоединялись к провожающим. Только к двум часам всем удалось дойти до места назначения, поэтому отпевание пришлось отложить на следующий день.
Вечером толпа почитателей уменьшилась, чтобы явиться на следующий день на отпевание и погребение.
После извлечения их из могилы при ликвидации кладбища они бесследно исчезают. Сохранился лишь могильный памятник. На нем выбита надпись-эпитафия из Н. Карамзина: «Покойся, милый прах, до радостного утра».
Памятник хранится в подвале Московского музея Ф. Потом ее череп отправили известному антропологу Михаилу Герасимову… Ученики М. Герасимова с восторгом вспоминают об этой работе. По их оценке, «прижизненный и живописный портрет Марии Достоевской был манерным и частично отходил от натуры»… Разве можно спокойно читать это: «Череп был фрагментирован, отсутствовала затылочная часть, разрушено основание черепа вероятно, при неосторожном изъятии из могилы. По окончании работы Герасимов узнал, что восстанавливал внешний облик матери Федора Михайловича Достоевского.
После этого череп и другие останки исчезают. Они не нашли упокоения на другом кладбище». Однако не прошло и года, как в апреле 2012 года на официальном сайте Московской епархии появилось краткое сообщение , озаглавленное "Перезахоронение останков матери Ф. Достоевского в Зарайске": «11 апреля состоялось значимое событие для зарайцев и всех поклонников и исследователей творчества великого русского писателя Федора Достоевского: гроб с прахом его матери доставлен в Иоанно-Предтеченский собор г. Зарайска… В середине 1930-х годов Лазаревское кладбище было уничтожено, а останки М.
В рамках долгосрочного партнерства «Память» по инициативе некоммерческого партнерства «Заповедное Даровое» при участии Московского государственного областного социально-гуманитарного института и при поддержке администрации Зарайского района и Зарайского благочиния была достигнута договоренность с руководством НИИ и Музея антропологии и МГУ о передаче останков Марии Федоровны Русской Православной Церкви. Это событие произошло с согласия потомков Ф. Достоевского и по благословению митрополита Ювеналия.
Богослужебные песнопения исполнил хор Александро-Невской лавры. Глава Санкт-Петербургской митрополии обратился к присутствовавшим со словом, в котором, в частности, отметил: «Промысл Божий послал Федора Достоевского нашей стране во второй половине XIX века, чтобы народ обратился ко Христу. Хотя Россия и оставались православной, но народ все больше отступал от Бога, и вот, нашелся человек, который засвидетельствовал, что без Христа Россию ожидают тяжелые времена, и показал на примере героев своих произведений, что ждет нас. Все его пророчества сбылись, и мы знаем, какие утраты понесла наша страна за то, что отступала от Бога, жила без веры под игом атеизма. Он все это предвидел, через него Господь нам указал, что нужно всем возвращаться ко Христу... И теперь, чтобы не отступать, надо идти ко Христу и призывать к этому нынешнее поколение.
На могиле Достоевского совершили литию по случаю 200-летия со дня рождения писателя
Простившись с малюткой, Достоевские уехали на старорусскую дачу, в уединение. И именно оттуда Федор Михайлович отправился сначала в Москву по издательским делам, а затем в Оптину пустынь за молитвенным утешением. Там состоялась его встреча с преподобным старцем Амвросием, которая подвела итог многолетним духовным и творческим исканиям писателя. Через два года после посещения святой обители был опубликован роман «Братья Карамазовы», вошедший в сокровищницу мировой литературы.
Автор монумента — скульптор, народный художник России Салават Щербаков. Место для памятника было выбрано неслучайно — его возвели на тропе, так называемом Пути покаяния — из ворот скитской башни монастыря к Иоанно-Предтеченскому скиту. Именно по этой дороге за ответами на свои вопросы Фёдор Михайлович ходил к старцу Амвросию во время пребывания в обители.
В результате были отреставрированы бюст, ограда, гранитные блоки, вновь прописаны потускневшие тексты эпитафий. Надгробный памятник Достоевскому был установлен в 1883 году. По информации:.
К его могиле в Некрополе мастеров искусств на Тихвинском кладбище возложили цветы губернатор Александр Беглов и председатель Заксобрания Александр Бельский. Священники провели у могилы поминовение. Также поминовение совершили в соборе Владимирской иконы Божией Матери, прихожанином которого был писатель.
Простившись с малюткой, Достоевские уехали на старорусскую дачу, в уединение. И именно оттуда Федор Михайлович отправился сначала в Москву по издательским делам, а затем в Оптину пустынь за молитвенным утешением. Там состоялась его встреча с преподобным старцем Амвросием, которая подвела итог многолетним духовным и творческим исканиям писателя.
Через два года после посещения святой обители был опубликован роман «Братья Карамазовы», вошедший в сокровищницу мировой литературы. Автор монумента — скульптор, народный художник России Салават Щербаков. Место для памятника было выбрано неслучайно — его возвели на тропе, так называемом Пути покаяния — из ворот скитской башни монастыря к Иоанно-Предтеченскому скиту. Именно по этой дороге за ответами на свои вопросы Фёдор Михайлович ходил к старцу Амвросию во время пребывания в обители.
К годовщине ухода: смерть и похороны Достоевского
Реставрация церкви и кладбища с захоронением отца Достоевского завершилась в Подмосковье Читать 360 в В деревне Моногарово в Зарайске завершилась реставрация объекта культурного наследия федерального значения «Духосошественская церковь, связанная с семьей Достоевских, и кладбище, где похоронен отец писателя». Представители Главного управления культурного наследия Московской области приняли выполненные работы. Обновление объекта проводились в период с 2019 по 2022 годы за счет средств бюджета РФ. В 1,5 километрах от Моногарова находится село Даровое.
Концерт ансамбля «Инъ роспевъ» Научно-исследовательской лаборатории русской музыкальной медиевистики им. Бражникова Санкт-Петербургской государственной консерватории Вход на мероприятия свободный. Можно посмотреть прямую трансляцию на ютубе В день памяти Ф. Достоевского в петербургских театрах можно будет увидеть постановки по его произведениям.
Он отметил, что героями романов Достоевского были люди, которые оказывались в трудных жизненных ситуациях, и сам писатель прожил непростую жизнь. Поэтому в своих произведениях он отразил одну из главных христианских заповедей - помощь ближнему, что сегодня, в условиях пандемии, крайне важно и необходимо. Проект Культурного марафона к 200-летию со дня рождения Достоевского предусматривает проведение образовательных мероприятий, посвященных жизни и творчеству писателя, в числе которых - лекции с привлечением ведущих исследователей, а также Глобальный диктант, посвященный его произведениям. Его инициаторами выступили фонд имени Погосяна и издательский дом "Аргументы и Факты - Петербург". Ранее в городском комитете по культуре сообщали, что в честь юбилея запланирована в том числе масштабная выставка в Михайловском замке, а в марте 2021 года откроется новая экспозиция Музея Достоевского. Достоевский родился в Москве 11 ноября 1821 года, умер в Санкт-Петербурге 9 февраля 1881 года.
Браузер Дорогие друзья Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник. Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим?
Могила сына Достоевского остаётся бесхозной
В заключение добавлю, что Федор Достоевский – это самый петербургский писатель, поэтому чествование, обращение к его памяти у отреставрированного надгробия. В течение всей своей жизни, всякий раз оказываясь на своей родине, в Москве, великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский неизменно навещал могилу матери на. В Некрополе Мастеров искусств на территории Александро-Невской лавры после реставрации открыли надгробный памятник и могилу писателя Федора Достоевского. а чё не могилу няни пушкина на волковском, который стоит покосившись? это ж могила! сколько бабла то ушло? наверно годовой бюджет вышнего волочка. Воздвижение памятника на могиле матери великого писателя — это некий старт празднования будущего 200-летнего юбилея Ф.М. Достоевского».
В Оптиной пустыни открыли необычный памятник Достоевскому
Достоевского в Некрополе Мастеров Искусств. Празднование, посвящённое памяти великого русского писателя, состоялось в очередной, двенадцатый раз. Прошли экскурсии по памятным местам города, связанным с романом «Преступление и наказание», действие которого как раз и начинается 3 июля.
В тот момент все действительно как-то ощутили веяние Божества, и верующие, и неверующие, это чувствовалось всеми, а чувство подчас является тоньше и прозорливее самого зрения глазами. У Владимирской церкви была отслужена лития, процессия на некоторое время остановилась. Я в это время встал в цепь вместе с двумя другими нашими учениками и все время до Лавры шел уже боком, держась за руки с соседями. Вокруг самого гроба род цепи составляли гирлянды из еловых ветвей, которую несли на палках, как один громадный венок, окружавший и гроб, и провожающих. День выдался исключительно теплый, точно по заказу для проводов Федора Михайловича. На другой же день настал опять мороз и задул ветер; ранее такого тепла также не было. Невский был буквально запружен народом. Экипажи могли двигаться только на узком пространстве для двух рядов, остальная часть проспекта была занята процессией и толпами народа, сплошною стеною стоявшего по сторонам… Процессия растянулась на огромное расстояние и походила на какое-то триумфальное шествие: гроб только что выносили на Невский, а первые венки подходили уже к Знаменью.
Тротуары, окна, балконы были покрыты зрителями. На остановленных вагонах конки вверху происходила форменная давка. Во время движения процессии к ней присоединились еще два венка из Москвы от студентов Московского университета и от Катковского лицея. Венок от русской драматической труппы несла вместе с Сазоновым М. Савина, и эта дань уважения к покойному пришлась многим по сердцу. Молодежь вела себя безукоризненно, вполне покойно и прилично если не считать курения, но в нем повинны и артисты, и многие из публики. У Знаменья была отслужена новая лития. На время литии наше пение замолкало и все останавливались; затем снова крики: «Вперед! На Лаврской площади я вышел из цепи и пропустил гроб и всю процессию. Перед гробом несли венки от литераторов и редакций разных журналов.
Венок «Русской речи» помещался на хоругви, которую, как говорили потом, поставили в Духовской церкви на хорах, и она красиво склонялась над толпою молящихся. Были венки от «Нового времени», «Петербургского листка», «Всемирной иллюстрации» и от некоторых других, которых я уже не помню. Сам гроб, вместе с провожавшим его народом, как я уже говорил, был очень красиво окружен зеленою гирляндой, тянувшейся от венка Славянского общества, несенного впереди самого гроба. Тут я земным поклоном простился с дорогим умершим и долго провожал глазами золотую, покрытую венками крышку гроба, которая высоко в воздухе как бы царила над окружающей толпой… Я повернулся и пошел домой. На углу против Лавры какой-то писатель продавал по полтиннику пятикопеечные Везенберговские карточки покойного. Михаил Александрович Александров: 1-го февраля 1881 г. Петербург был свидетелем необычайного похоронного шествия с останками писателя — частного человека, проводить которого в последнее жилище — на кладбище Александро-Невской лавры — собралась более чем десятитысячная толпа интеллигентного люда всех слоев общества. Несколько десятков депутаций от разных учреждений, петербургских и иногородных, с колоссальными венками, прикрепленными к шестам были расставлены впереди печального кортежа; они заняли собою более полуверсты протяжения. Затем следовали певчие и духовенство, за которыми должна была следовать колесница с гробом; но гроб с телом Федора Михайловича совсем не пришлось ставить на колесницу, так что она ехала позади, гроб же всю дорогу несли на плечах почитатели его, во множестве теснившиеся вокруг и наперерыв добивавшиеся сменить кого-либо из утомившихся доброхотных носильщиков, состоявших также из представителей всех классов общества. Этой чести удостоился и я… одновременно со мною, в числе носильщиков, я встретил П.
Быкова, известного поэта, в то время состоявшего еще ответственным редактором журнала «Дело», с которым обменялись несколькими замечаниями по поводу совершавшегося… В числе несших гроб долго видел я князя В. За колесницею шло множество частных лиц и воспитанников и воспитанниц средних учебных заведений. Шествие, по обыкновению, замыкалось вереницею пустых карет, так что все оно растянулось более чем на версту. Простой люд, останавливавшийся полюбоваться на эту грандиозную картину, разумеется, прежде всего осведомлялся о том, кого хоронят, и с удивлением узнавал, что то был не генерал или иной большой начальник, не знатный вельможа, а всего только писатель, то есть сочинитель нескольких книг. С каждым шагом процессии по направлению к Лавре толпа, сопровождавшая ее, становилась многолюднее. Во всех высших и в большинстве средних учебных заведениях были прекращены уроки, и собравшиеся на них студенты и воспитанники колоннами направлялись к Невскому проспекту и примыкали к процессии. В продолжение всего пути в группах студентов, примкнувших к своим официальным депутациям, раздавалось стройное пение «Святый Боже»… Между тем процессия подвигалась очень медленно и лишь около двух часов дня достигла места назначения. Любовь Федоровна Достоевская: Согласно обычаю, вдова и сироты следуют за гробом пешком. Так как путь до Александро-Невской лавры долгий, и наши детские силы были слишком незначительны, друзья семьи иногда сажали нас в экипаж и везли вдоль процессии. Когда, наконец, гроб приблизился к монастырю, из больших ворот вышли монахи и пошли навстречу моему отцу, который теперь должен был покоиться среди них.
Подобную честь они оказывали только царям; они оказали ее также знаменитому русскому писателю, верному и почтительному сыну православной церкви… Было слишком поздно начинать отпевание, и пришлось отложить его на следующий день. Гроб был установлен посреди церкви Святого Духа; после краткого богослужения мы вернулись домой, изнемогающие от усталости и волнения. Друзья отца остались на некоторое время наблюдать за толпой, стремившейся преклонить колени у гроба и помолиться. Наступил вечер, стемнело; постепенно рассеялась толпа почитателей и друзей отца, готовых вновь явиться на следующий день на отпевание. Но Достоевский не остался один. Петербургские студенты не покинули его; они решили бодрствовать рядом с обожаемым писателем последнюю его ночь на земле. Что делали они в церкви, рассказал нам позже петербургский митрополит, живший, как принято, в Александро-Невской лавре. Через несколько дней после погребения моя мать посетила его, чтобы поблагодарить за великолепные похороны, которые устроили монахи отцу, и взяла нас с собой. Митрополит благословил нас и рассказал моей матери о своих впечатлениях о ночном дежурстве студентов: «В субботу вечером я отправился в церковь Святого Духа, чтобы поклониться праху Достоевского. Монахи задержали меня у дверей и сказали, что в церкви, которую я считал пустой, полно людей.
Теснота была большая, но, несмотря на то, тишина была вполне благоговейная». Служба и отпевание продолжались очень долго. В церкви было сказано несколько речей.
Приходили молиться интеллигенты, разночинцы, студенты, дамы, священники, офицеры. Когда начали выносить, гроб пришлось передавать буквально по головам. То есть гроб двигался, а люди стояли.
Аллеи были запружены, люди взбирались на памятники и деревья, цеплялись за решётки. Каменная ограда, отделяющая старое Тихвинское кладбище — всё было усеяно пришедшими отдать последний долг писателю. Распоряжавшийся прощанием Дмитрий Григорович просил студентов очистить путь к могиле, расположенной рядом с захоронениями Николая Карамзина и Василия Жуковского, где также стояла толпа.
Русский народоволец Иван Попов рассказывал: «Мы с трудом это сделали и выстроили венки и хоругви шпалерами по обеим сторонам прохода. Многочисленное духовенство, александро-невские певчие и монахи проследовали к могиле, куда нам пробраться было уже невозможно. Речей я не слышал, но, взобравшись на дерево, видел ораторов».
Первым выступил драматург, поэт и романист Александр Пальм, петрашевец. Он вспомнил о молодых годах Достоевского, об аресте писателя, обряде казни, каторге, о его трудной жизни, сказал о том, что всё это ускорило гибель писателя. В других речах упоминаний об этом уже не было — видимо, чтобы не обострять ситуацию, друзьями сразу же были внесены коррективы в тексты выступлений.
Выступавшие говорили лишь об огромном таланте Достоевского, о том, что он своим творчеством внёс великий вклад в русскую культуру. Публика накрыла принесёнными венками гроб почти до верхней части могилы. Остальные венки разрывались на части, и присутствовавшие уносили листочки и цветки на память.
Говорилось много стихотворений, посвящённых памяти Фёдора Михайловича. Некоторые из них, а также высказывания ораторов, процитированы на сохранившемся в архиве фотомонтаже. Навстречу нам попадались группы людей, которые после службы шли отдать последний долг писателю.
Это поклонение памяти Достоевского продолжалось вплоть до 1 марта». Похороны в силу своей исключительности для России, жившей в разочаровании от половинчатых реформ Александра II, получили огромный общественный резонанс и энергично обсуждались в среде либеральной интеллигенции и студенчества. Скорбная, почти торжественная сторона проводов Достоевского, участие в них сановных лиц, внимательных людей не обманула, они справедливо увидели в событии провозвестника грядущих больших перемен в России.
Похороны обратили на себя внимание и иностранных посольств в Петербурге. Посол Франции генерал Антуан Эжен Альфред Шанзи сообщал: «Русское общество находится под глубоким впечатлением от события, на первый взгляд, лишённого политического значения, но которое тем не менее беспокоит руководителей этой страны как свидетельство новых веяний в России… Значительное большинство участников этой молчаливой манифестации собрались, чтобы почтить память скорее бывшего политического каторжанина, нежели писателя». Поведение министра внутренних дел графа Лорис-Меликова в этих обстоятельствах было, по мнению Шанзи, предельно разумным.
Он не поддался давлению тех, кто настаивал на запрещении манифестации, так как понимал необходимость дать выход искренним чувствам части молодёжи, и не вывел на улицы полицию и солдат. Больше того, Лорис-Меликов постарался придать манифестации полуофициальный характер. Один непреложный вывод со всей очевидностью проистекает из последнего события, — подчеркнул Шанзи.
Генерал-посол проиллюстрировал эту мысль сравнением проводов Достоевского с прошедшими похоронами видного царского сановника и дипломата, тайного советника барона Андрея Фёдоровича Будберга: «В тот же день и в тот же час высшие сановники империи отдавали последние почести барону Будбергу, бывшему послу в Париже. Уже в день погребения на углу против Александро-Невской лавры кто-то продавал по полтиннику маленькие пятикопеечные портреты писателя на визитном паспарту, ранее сделанные и распространявшиеся в Петербурге модной тогда фотографической фирмой «Везенберг и Ко». В Петербурге к началу 1880-х годов насчитывалось примерно три десятка фотографических заведений.
И, на мой взгляд, очень важно, что в преддверии юбилейного года надгробный памятник и могилу писателя отреставрировали. Это первое, что необходимо было сделать к знаменательной дате. На надгробии высечены любимые Достоевским евангельские слова: «Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода». И действительно — творчество Федора Достоевского смогло «пасть» на почву наших душ, нашей русской литературы да и всей нашей жизни!
Память о мастере. В Петербурге прошла панихида по Федору Достоевскому
В пресс-службе Смольного напомнили, что театры Петербурга подготовили постановки по произведениям Достоевского, в том числе для детей. Кирова, в Литературно-мемориальном музее. Библиотеки города проводят литературные чтения, круглые столы и конференции. Читайте также: Скверу возле Музея Достоевского снова грозит застройка 11 ноября в Пушкинском Доме открылась 46-я Международная конференция "Достоевский и мировая культура".
Бражникова Санкт-Петербургской государственной консерватории Вход на мероприятия свободный. Можно посмотреть прямую трансляцию на ютубе В день памяти Ф. Достоевского в петербургских театрах можно будет увидеть постановки по его произведениям.
Капитальную реставрацию памятника провели в преддверии 200-летнего юбилея Федора Достоевского. Данное событие стало первым мероприятием культурного марафона к 200-летию со дня рождения писателя, который будет проходить в течение всего предстоящего года. Наверное, первое, что необходимо было сделать, это привести в порядок это надгробие. Вот уже двести лет мы будем отмечать со дня его рождения, а его труды, его произведения, его творчество, его слово остаются для нас важными и актуальными и по сей день и, я думаю, что будут еще долго оставаться [таковыми].
На колокольне Владимирской церкви загудел колокол, и почти вслед за первым ударом рядом с нами раздалось торжественное «Святый Боже»: пел университетский хор, подкрепленный десятками голосов из окружающей, движущейся толпы. При первых звуках молитвы головы всех обнажились. Медленные печальные звуки «Святый Боже» так сильно хватали за душу, что у многих из нас к горлу подступили слезы… Хотя пение не умолкало до самой Лавры, но того потрясающего впечатления оно уже не производило. По мере движения и шапки при новом запевании «Святый Боже» стали сниматься все туже и туже, а в самой цепи на Невском стали и покуривать как будто нельзя было отходить на это время к панели. Вскоре и сами певцы перестали во время пения снимать шапки, и, в конце концов, молитва в шапках, под гул и разговоры окружавшей толпы, над которой носились облачка папиросного дыма, обратилась в какую-то холодную формальность, занимавшую разве одного только дирижера, который почему-то именно теперь яро размахивал руками, пятясь задом во время пения. Словом, теперь впечатление куда-то расплылось и точно испарилось, но первого момента «Святый Боже» на Кузнечном я не забуду никогда. В тот момент все действительно как-то ощутили веяние Божества, и верующие, и неверующие, это чувствовалось всеми, а чувство подчас является тоньше и прозорливее самого зрения глазами. У Владимирской церкви была отслужена лития, процессия на некоторое время остановилась. Я в это время встал в цепь вместе с двумя другими нашими учениками и все время до Лавры шел уже боком, держась за руки с соседями. Вокруг самого гроба род цепи составляли гирлянды из еловых ветвей, которую несли на палках, как один громадный венок, окружавший и гроб, и провожающих. День выдался исключительно теплый, точно по заказу для проводов Федора Михайловича. На другой же день настал опять мороз и задул ветер; ранее такого тепла также не было. Невский был буквально запружен народом. Экипажи могли двигаться только на узком пространстве для двух рядов, остальная часть проспекта была занята процессией и толпами народа, сплошною стеною стоявшего по сторонам… Процессия растянулась на огромное расстояние и походила на какое-то триумфальное шествие: гроб только что выносили на Невский, а первые венки подходили уже к Знаменью. Тротуары, окна, балконы были покрыты зрителями. На остановленных вагонах конки вверху происходила форменная давка. Во время движения процессии к ней присоединились еще два венка из Москвы от студентов Московского университета и от Катковского лицея. Венок от русской драматической труппы несла вместе с Сазоновым М. Савина, и эта дань уважения к покойному пришлась многим по сердцу. Молодежь вела себя безукоризненно, вполне покойно и прилично если не считать курения, но в нем повинны и артисты, и многие из публики. У Знаменья была отслужена новая лития. На время литии наше пение замолкало и все останавливались; затем снова крики: «Вперед! На Лаврской площади я вышел из цепи и пропустил гроб и всю процессию. Перед гробом несли венки от литераторов и редакций разных журналов. Венок «Русской речи» помещался на хоругви, которую, как говорили потом, поставили в Духовской церкви на хорах, и она красиво склонялась над толпою молящихся. Были венки от «Нового времени», «Петербургского листка», «Всемирной иллюстрации» и от некоторых других, которых я уже не помню. Сам гроб, вместе с провожавшим его народом, как я уже говорил, был очень красиво окружен зеленою гирляндой, тянувшейся от венка Славянского общества, несенного впереди самого гроба. Тут я земным поклоном простился с дорогим умершим и долго провожал глазами золотую, покрытую венками крышку гроба, которая высоко в воздухе как бы царила над окружающей толпой… Я повернулся и пошел домой. На углу против Лавры какой-то писатель продавал по полтиннику пятикопеечные Везенберговские карточки покойного. Михаил Александрович Александров: 1-го февраля 1881 г. Петербург был свидетелем необычайного похоронного шествия с останками писателя — частного человека, проводить которого в последнее жилище — на кладбище Александро-Невской лавры — собралась более чем десятитысячная толпа интеллигентного люда всех слоев общества. Несколько десятков депутаций от разных учреждений, петербургских и иногородных, с колоссальными венками, прикрепленными к шестам были расставлены впереди печального кортежа; они заняли собою более полуверсты протяжения. Затем следовали певчие и духовенство, за которыми должна была следовать колесница с гробом; но гроб с телом Федора Михайловича совсем не пришлось ставить на колесницу, так что она ехала позади, гроб же всю дорогу несли на плечах почитатели его, во множестве теснившиеся вокруг и наперерыв добивавшиеся сменить кого-либо из утомившихся доброхотных носильщиков, состоявших также из представителей всех классов общества. Этой чести удостоился и я… одновременно со мною, в числе носильщиков, я встретил П. Быкова, известного поэта, в то время состоявшего еще ответственным редактором журнала «Дело», с которым обменялись несколькими замечаниями по поводу совершавшегося… В числе несших гроб долго видел я князя В. За колесницею шло множество частных лиц и воспитанников и воспитанниц средних учебных заведений. Шествие, по обыкновению, замыкалось вереницею пустых карет, так что все оно растянулось более чем на версту. Простой люд, останавливавшийся полюбоваться на эту грандиозную картину, разумеется, прежде всего осведомлялся о том, кого хоронят, и с удивлением узнавал, что то был не генерал или иной большой начальник, не знатный вельможа, а всего только писатель, то есть сочинитель нескольких книг. С каждым шагом процессии по направлению к Лавре толпа, сопровождавшая ее, становилась многолюднее. Во всех высших и в большинстве средних учебных заведениях были прекращены уроки, и собравшиеся на них студенты и воспитанники колоннами направлялись к Невскому проспекту и примыкали к процессии. В продолжение всего пути в группах студентов, примкнувших к своим официальным депутациям, раздавалось стройное пение «Святый Боже»… Между тем процессия подвигалась очень медленно и лишь около двух часов дня достигла места назначения. Любовь Федоровна Достоевская: Согласно обычаю, вдова и сироты следуют за гробом пешком. Так как путь до Александро-Невской лавры долгий, и наши детские силы были слишком незначительны, друзья семьи иногда сажали нас в экипаж и везли вдоль процессии. Когда, наконец, гроб приблизился к монастырю, из больших ворот вышли монахи и пошли навстречу моему отцу, который теперь должен был покоиться среди них. Подобную честь они оказывали только царям; они оказали ее также знаменитому русскому писателю, верному и почтительному сыну православной церкви… Было слишком поздно начинать отпевание, и пришлось отложить его на следующий день. Гроб был установлен посреди церкви Святого Духа; после краткого богослужения мы вернулись домой, изнемогающие от усталости и волнения. Друзья отца остались на некоторое время наблюдать за толпой, стремившейся преклонить колени у гроба и помолиться. Наступил вечер, стемнело; постепенно рассеялась толпа почитателей и друзей отца, готовых вновь явиться на следующий день на отпевание.
Г. Я. Галаган Кончина и похороны Ф. М. Достоевског
Эта могила стала фактически бесхозной после смерти в 1968 году А.Ф. Достоевского, сына Ф.Ф. Достоевского. 13:00 Возложение цветов к могиле Ф. М. Достоевского. Эта могила стала фактически бесхозной после смерти в 1968 году А.Ф. Достоевского, сына Ф.Ф. Достоевского.