Новости фильмы про школу советские

Даже в 2023 году интересно пересматривать советские фильмы про школу, школьников и любовь подростков, и они на голову лучше, чем любое новое американское, корейское или зарубежное кино. 35 советских фильмов для детей, которые стали классикой и продолжают радовать маленьких зрителей своим волшебством и теплотой.

Злые розыгрыши, жестокие дети. Лучшие советские фильмы про школу

Фильм стал лучшим согласно опросу журнала «Советский экран» в 1969 году, получил Гран-при VI Международного кинофестиваля в Москве и Госпремию СССР. Перед началом учебного года Sputnik Таджикистан вспоминает самые знаменитые советские фильмы про школу, снятые на киностудии "Таджикфильм" и занявшие достойное место в истории таджикского кинематографа. Для тех, кто хочет вспомнить о своей школьной жизни с гладиолусами в руках и бантами в косичках, мы подобрали советские фильмы про школу. Фильмы про школу: Путёвка в жизнь. После распада Советского Союза коллективизм ушёл в прошлое, а с ним и необоснованно забыты и идеи воспитания Антона Семёновича Макаренко. 5 лучших советских фильмов про школу. Эти фильмы видел, наверное, каждый советский школьник, у которого дома был телевизор.

Молодёжь в СССР: топ-15 советских фильмов про подростков

Эволюция «школьного фильма» в советском кино | Уроки истории XX век 62ИНФО вспоминает самые трогательные отечественные фильмы разных десятилетий о школе и педагогах, которые можно посмотреть или пересмотреть в преддверии праздника.
Советские фильмы про школу и школьную любовь: список лучших картин Смотреть Советское кино про школу онлайн в подборке на KION. Теперь любимые фильмы и сериалы в хорошем HD качестве доступны бесплатно на всех устройствах без регистрации.
К доске! 10 советских фильмов про школу Советские фильмы про школу помогают разрушить стену непонимания между поколениями – если вдуматься, то освещённые в них проблемы актуальны во все времена!

Какие советские фильмы о школе можно посмотреть в преддверии Дня знаний

В соответствии с ним под крылом НКВД создаются особые подразделения по делам несовершеннолетних, а уголовной ответственности и всем видам уголовного наказания вплоть до расстрела теперь подлежат граждане, начиная… с 12-летнего возраста. Нет прямой связи между этим постановлением и, скажем, разгромом маршаковского детского отделения ОГИЗа, а также трагическими поворотами в судьбах режиссеров Николая Экка легендарная «Путевка в жизнь» и Маргариты Барской автор фильма «Рваные башмаки», разработавшая целую систему работы с ребенком-актером , или с «повышением в должности» Антона Макаренко, по сути положившим конец его педагогической утопии… Но история — великий мастак на непрямые контекстные рифмы. Первый фильм, в котором можно увидеть жанровый канон «школьного фильма», — это картина «Красный галстук», поставленная по сценарию Сергея Михалкова. Итак, в 1948-ом году выходит фильм «Красный галстук». У главного героя, малолетнего щекастого отступника — «темное пятно в биографии»: считая, что хорошей учебы достаточно, он манкирует общественной работой и за это лишается красного галстука. Пристыженный отцом-коммунистом, он просит восстановить его в пионерском звании, однако лучший друг выступает против и требует назначить испытательный срок. Одноклассники активно осуждают недостатки своего товарища, они же помогают ему встать на путь истинный. После того, как этот страшный индивидуалист и отщепенец под воздействием коллектива и лучшего друга, искренне раскаивается и в творческих муках создает школьную стенгазету, его торжественно возвращают в лоно пионерской организации. Мы начинаем разговор с «Красного галстука» по той причине, что именно в этом одиозном произведении возникает главный мотив «школьного фильма», на котором впоследствии будет строиться жанровый канон.

Этот мотив — мотив «белой вороны». Уже здесь возникает схема «белая ворона — стая — вожак», иными словами «личность — коллектив — наставник». Эта схема будет видоизменяться внутри — и по ее структурным рокировкам можно будет прочертить «след» глубинных процессов, происходящих в обществе — и на самом деле, это будет история распада империи. Типические черты «белой вороны» определены уже здесь — это сознание своей исключительности, противопоставление себя коллективу. Заметим между делом, что статус «белой вороны» и авторское отношение к ней будут меняться, но почти закрепленной характеристикой станет уже заявленная в «Красном галстуке» тема таланта. Здесь «белая ворона» — юный художник, состав преступления — требование свободы творчества он любит рисовать пейзажи, и не хочет — карикатуры; поэтому отказывается от стенгазеты. В 1948 году «белая ворона» — отрицательный персонаж, таковым он продолжает оставаться и в первые постсталинские годы. В фильме «Аттестат зрелости» 1954 «белая ворона» — в исполнении молодого дебютанта Василия Ланового — повзрослела и превратилась в шестнадцатилетнего «юношу бледного, со взором горящим», который носит подозрительную фамилию Листовский все фамилии на «-ский» в советских фильмах — подозрительные.

Сюжет почти дословно воспроизводит схему. На сей раз «белая ворона» не художник, а талантливый математик, который не желает, чтобы его отвлекали от подготовки к научной карьере, и потому пренебрежительно относится к своим комсомольским обязанностям. Его товарищ это уже сформированное каноном амплуа «лучшего друга» обличает его на комсомольском собрании и требует исключения из комсомола. Разумеется, высокомерная отповедь наглеца и выскочки встречает гнев коллектива: высшая мера наказания — исключение из комсомола — должна послужить ему хорошим уроком. И служит. Герой раскаивается и торжественно воссоединяется с «коллективным телом»: с точки зрения общественной нормы искомое совершенство наступает в тот момент, когда ты становишься как все. Интересно, что в обоих фильмах роль Вожака взрослого абсолютно условна. Финал «Красного галстука» напоминает финал «Падения Берлина» в миниатюре: Взрослый — это Герой Советского Союза, почти спускающийся с небес, чтобы провести Обряд инициации, слияния с телом коллектива прием в пионеры.

В «Аттестате зрелости» педагоги и комсомольские начальники исполняют роль то негодующей сцена комсомольского собрания , то одобряющей сцена экзамена массовки. И в том, и в другом случае они лишь присутствуют в кадре, но не являются сюжетообразующими. Ситуация меняется коренным образом в фильме «Друг мой, Колька». Фильм сделан по пьесе Александра Хмелика и после знаменитого спектакля поставленного Анатолием Эфросом в Центральном детском театре. В этом фильме схема «белая ворона» — коллектив — наставник претерпевает коренные изменения. Ситуация переворачивается: в фильме «белая ворона» — положительный персонаж. Есть коллектив детей. Есть мальчик, выбивающийся из него, — Колька Снегирев.

Но теперь он не отщепенец и эгоист, а наоборот — яркая индивидуальность, художник, человек, который хочет истины, а не формы, сущего, а не мнимого. Он требует от жизни дыхания, а от людей — искренности. Его явно любят авторы и зрители. Коллектив хочет ему помочь, избавить от неприятностей — но уже без намерений изменить его, уравнять со всеми. Его любят таким, каков он есть. Это не научная фантастика, это «оттепель» с ее прелестным умением выдавать желаемое за действительное, и делать это с такой страстной достоверностью, что у вас, дорогие дети, для которых «оттепель» это времена доисторические, может сложиться представление, что в конце 50-х именно так все и было. Во все времена все было примерно одинаково — и мы имеем дело, это важно помнить, не столько с действительностью, сколько с ее концепцией — с той системой координат и ценностной шкалой, что была присуща каждой конкретной эпохе. Мы не раз уже говорили о том, что проблема кино нашего времени — и состоит в отсутствии этой самой системы координат и ценностной шкалы.

Жанрового кино — во всяком случае. Но как не раз уже нам приходилось убеждаться в наших исторических экскурсах, чем лучше обстоят дела с жанром, чем крепче и мастеровитее его конструкции, тем больше энергии может черпать в его разрушении или размывании авторский кинематограф. Так, по-настоящему «авторский» фильм «Друг мой, Колька» опирается именно на жанровую схему. В основе фильма — напряженная сюжетная интрига, и ведут ее не школьники, а взрослые. С одной стороны, это старшая пионервожатая в исполнении Антонины Дмитриевой — чиновница, бюрократка, сухарь, требующая исполнения буквы закона. С другой стороны, это рабочий-наставник, откомандированный производством работать с детьми в исполнении Анатолия Кузнецова — он против трескучего формализма, начетничества и уравниловки. Конфликт этих взрослых в школьных стенах — классический конфликт либерала и консерватора, и поводом для этого конфликта становится ученик Колька Снегирев. Речь идет, конечно же, не о том, казнить Кольку, столь непохожего на других детей — или миловать.

Речь идет о том, что мерой вещей теперь становится человек. И, как мы теперь понимаем — на дистанции исторического опыта, сутью фильма является шестидесятническая утопия об идеальном обществе, о гармонии Частного и Целого. История шла очень быстро. Это сейчас мы живем, завалив ухо — он опять поспал немножко, и опять взглянул в окошко, а с платформы говорят…это, дорогие россияне, у нас все еще нулевые… А тогда что ни год, то погребали эпоху. Оттепель, начавшись в 1955-ом или 1956-ом году, закончилась уже в начале 60-х. Позорище с Пастернаком и голосованием писателей, выступление Хрущева в Манеже, процесс над Синявским и Даниэлем, высылка Бродского, «Застава Ильича» на полке — это мы только про культуру сейчас… Пришли люди в одинаковых шляпах и добротных макинтошах в пол — начался застой. Но прежде него на каких-то несколько лет дана была странная передышка — не то, что глоток воздуха, а словно форточку забыли прикрыть. В кино не было, пожалуй, периода более плодотворного и богатого на шедевры — достаточно назвать «Крылья» Шепитько, «Андрей Рублев» Тарковского, «Долгие проводы» Муратовой, «Июльский дождь» Хуциева, «Друзья и годы» Соколова, «В огне брода нет» Панфилова… И нужды нет, что «Комиссара» или «Скверный анекдот» не выпустили на экран; поразительно, что вообще попустили их снять и завершить!

И «Звонят, откройте дверь! Действие одного происходит в шестидесятые, второго — в двадцатые. Но оба фильма можно считать прощанием с шестидесятыми, а через них — и с двадцатыми. Как вы знаете, вся оттепель прошла под знаком рифмы с двадцатыми годами.

В Древней Греции педагогом называли раба, который водил детей в школу. Так за этой наукой и закрепилась одна из функций — вести за собой. Окунёмся в чарующий мир воспитания, и вспомним самые лучшие фильмы о педагогике.

Путёвка в жизнь. Потому телеканалы не часто включают картину в сетку вещания. События фильма разворачиваются в 1923 году, когда по всей стране орудуют банды беспризорников. Часть малолетних преступников, после ареста милицией, попадает в трудовую колонию, где они должны своим трудом обеспечить себя и стать полноправными гражданами. Это был первый советский звуковой фильм, а в 1932 году картина получила приз Первого Венецианского кинофестиваля. Республика ШКИД. Кинокартину сначала положили на полку, как порочащую советские принципы воспитания.

Но через год после премьеры он имел большой успех. В кинотеатрах его посмотрели свыше 32 миллионов зрителей. В отличие от повести, главным героем фильма стал Виктор Николаевич Сорока-Росинский, где он вместе с трудными подростками строит основы новой жизни. Доживём до понедельника. Да и между учителями нет согласия в приёмах и методах воспитания. В фильме показаны всего три дня жизни обычного 9 класса обычной советской школы. В эти три дня удалось вместить переживания первой влюблённости, сложные вопросы смысла жизни, романтика юношества.

Зритель знает, что всё закончится хорошо, но путь пройденный маленькой девочкой, главное волшебство этой истории. Вероника Лебедева, исполнившая главную роль, сыграла естественно и просто. Вся команда актеров заслуживает похвалы, каждый из них внес свой вклад в яркость и неповторимость истории. Фильм богат на забавные моменты и ставшие крылатыми уморительные фразы, к примеру в диалогах парочки Ляли и Мули, великолепно сыгранные Фаиной Раневской и Петром Репниным.

Думаю, ничего не надо вам рассказывать об этом фильме. Все вы прекрасно знаете эту историю о травле девочки одноклассниками Следующим фильмом мне вспомнился «Розыгрыш» Владимира Меньшова Фильм о дружбе и предательстве, о непонимании взрослыми проблем подростка «Доживём до понедельника» Станислава Ростоцкого Три дня из жизни обычной советской средней школы. Его герои не сильно отличаются от обычных школьников «Республика ШКИД» Геннадия Полоки ШКИД, конечно, не совсем обычная школа, а скорее интернат для беспризорников, но не вспомнить про него не получилось «Вам и не снилось» Ильи Фрэза Пожалуй, самая романтичная мелодрама восьмидесятых об удивительной любви двух школьников «Приключения Электроника» Константина Бромберга Хоть это и детская фантастика, но основа сюжета развивается в обычной советской школе, которую режиссёр снимал именно прислушиваясь к мнению детей-актёров «Гостья из будущего» Павла Арсенова Ещё одна детская фантастика, которую можно считать фильмом о советской школе и взаимной поддержке учеников «А если это любовь? Ведь от любви появляются дети… «Расписание на послезавтра» Игоря Добролюбова.

ТОП-20: Лучшие советские фильмы о школе 80-х годов

Естественно, практически каждый второй советский ребенок мечтал стать космонавтом. Школа, где по сценарию фильма «Москва-Кассиопея» отбирали ребят для полета в космос, на самом деле находилась в московском районе Свиблово. Она носила номер 297 и располагалась в 1-м Ботаническом проезде. Учебное заведение успешно работает до сих пор и входит в образовательный комплекс «Школа Свиблово». Школа во время съемок и много лет спустя. Эти же «родные» стены он выбрал и для съемок своего полнометражного фильма о подростках «Крыша». Учебное учреждение даже сотрудничает со ВГИКом. Снаружи здание мало изменилось — поменялись только входные двери, а также появился пандус для инвалидов.

Школа из фильма «Приключения Электроника» Многие из тех, чье детство пришлось на 1980-е годы, теперь признаются, что школа из фильма «Приключения Электроника» была предметом мечтаний практически любого ребенка, посмотревшего этот фильм. Еще бы, ведь это было очень необычное, красивое и современное по меркам тех лет здание, а внутри — не унылые советские классы, а просторные современные коридоры, невероятные мраморные холлы и лестницы. Да и преподаватели — не скучные советские училки, а фанаты своего дела, которые и на хоккейные турниры детей отправляют, и уроки ИЗО проводят не в обычном классе, а на внутреннем балконе, причем, позволяя детям рисовать, просто сидя на стульях, без всяких парт. Школа Лаздинай.

Чумовая пятница 2003 Доктор Тэсс Колман и ее 15-летняя дочь Анна не могут найти общий язык. Их жизненные взгляды и интересы различаются практически во всем. Это конфликтует не только в стилях одежды, прическах и музыке, но и в их предпочтениях в мужчинах.

Здесь есть место и для душевности, и для легкой грусти - в лучших традициях советского кино.

Юлий Райзман Представляю реакцию зрителей, посмотревших в 61-м году фильм к тому времени заслуженного советского классика Юлия Райзмана. Дети целуются в кадре! Мама проводит с дочерью беседу о половой жизни! Неужели в совестком кино было такое возможно? Сериал "Школа" можно было бы и не снимать... Конечно, фильм ценен не только откровенными сценами. Это настоящая трагедия подростковой любви в условиях спального района в большом городе. Всё на самом деле серьезнее: автор показывает нам не только реакцию общества на запретный тип отношений между школьниками, но и подчинение женского начала системе.

Девушка сознательно, хоть и под давлением окружения, отказывается от своей женственности и от любви вообще ради спокойного, незаметного существования. Обратите внимание, как она одета в последней сцене - типичный образ советской женщины, грубой, мужественной, непривлекательной. А она еще несовершеннолетняя! Так рано предопределила свою жизнь. Такие фильмы должны входить в золотой фонд советского кино, но обречены на низкую популярность в силу своей "детской" школьной тематики. В очередной раз мы видим, насколько несправедлив такой подход. Юрий Кара Исторически острый фильм о жизни школьников в депрессивное предвоенное время, в годы репрессий. Всё общество было заражено параноидальными настроениями.

Особенно тяжело приходилось подросткам, по натуре отзывывчивым и благородным, еще не успевшим ни на кого настучать, никого предать. Их протест против системы обречен на жестокое подавление. Поэтому это единственный фильм о школе, в котором дело доходит до реального самоубийства. Тяжелый, трагичный и, наверное, нужный фильм об одном из наших потеряных поколений... Илья Авербах Долго думал, включать ли это фильм в рейтинг. Все-таки "Чужие письма" - великолепная межличностная драма, но никак не фильм о школе. Хотя главные герои - школьница и ее учительница. У 9-классница Зины было трудное детство, жизнь ее сложилась так, что самым близким для нее человеком стала классный руководитель Вера Ивановна Ирина Купченко.

У Веры Ивановны свои жизненные трудности и вопросы, свои комплексы.

Новые одноклассники встречают девочку враждебно, а ее простодушие и наивность вызывают насмешки. С этого момента жизнь бесповоротно меняется — детство остается позади… Когда я стану великаном 1978 Жанр: мелодрама IMDb: 7. В своем чувстве он показывает себя благородным человеком, готовым на все ради счастья любимой. И даже когда Маша отдает предпочтение новенькому, Петя остается ее верным другом… Точка, точка, запятая… 1972 Жанр: комедия, семейный IMDb: 6. Однажды в его класс приходит новенькая Женя Каретникова Оля Рыжникова , дружба с которой помогает герою обрести уверенность в своих силах… Смотрите также лучшие советские сериалы на школьную тематику — «Большая перемена», «Приключения Электроника», «Гостья из будущего».

Банкет в учительской: Топ-5 лучших советских фильмов про школу

Тихоня Вася Петров и непоседа Петя Васечкин как магнитом притягивают к себе удивительные происшествия. В их компании зрителей ожидают приключения и волшебство, поединки и подвиги, а еще много веселья и музыки. Миниатюры в стиле « Ералаша » режиссер фильма Владимир Алеников он же один из авторов знаменитого киножурнала дополнил песнями и танцевальными номерами. Для тех, кто не сможет оторваться от увлекательных похождений двух друзей, есть продолжение, ничуть не уступающее первому фильму, — «Каникулы Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные». Ни до, ни после «Гостьи из будущего» в нашем кинематографе не было ни одной детской ленты, которая завоевала бы такую же феноменальную популярность. Стать одноклассником Алисы Селезневой из 2084 года и вместе с ней искать миелофон, сражаясь с космическими пиратами, в конце 1980-х мечтал каждый ребенок. Действие двух из пяти серий фильма разворачивается в школе, о которой тоже остается только мечтать: идеально доброй, веселой и дружной, где один за всех и все за одного даже под угрозой бластера. История о том, как троечник и недотепа Боря Збандуто «перевоспитался», сделавшись вожатым у первоклассников, на первый взгляд может показаться не слишком увлекательной для нынешних школьников. Однако фильм режиссера Ильи Фрэза сделан так талантливо, а юные актеры особенно 13-летний Андрей Войновский в главной роли настолько хороши, что покоряют всех с первых же кадров. Некоторые детали ребенку возможно придется пояснять для начала — что значит «октябренок» и «вожатый» , зато фильм станет отличным пособием по истории для детей и поводом поностальгировать о прошлом — для их родителей.

Трудно поверить в себя, когда тебе 14 лет, ты убежден в собственной никчемности и безответно влюблен в одноклассницу.

В большинстве случаев это вызывает негодование взрослых, а также негативно воспринимается одноклассниками и старшей сестрой девочки. Зрителям при просмотре фильма предстоит узнать, где проходить тонкая грань между детской ложью и неуемной фантазией. В ленте играет известная песня про лесного оленя. По сюжету главный герой предстаёт перед зрителями в амплуа застенчивого подростка.

С появлением в классе новенькой отличницы Жени всё меняется. Дружба между двумя одноклассниками помогает Леше перестать лениться и найти в себе несколько полезных качеств, которые приведут его к заветной мечте - признанию в школьном обществе. Ребята начинают взрослеть, оставаясь при этом под опекой взрослых. В картине затрагивается весь спектр проблем, знакомых и современным школьникам: конфликт поколений, потребность творческой реализации, проблема предательства и даже личных денег. Герои ленты подшучивают над учителем, срывают контрольную, борются за лидерство и просто живут.

Заметим между делом, что статус «белой вороны» и авторское отношение к ней будут меняться, но почти закрепленной характеристикой станет уже заявленная в «Красном галстуке» тема таланта. Здесь «белая ворона» — юный художник, состав преступления — требование свободы творчества он любит рисовать пейзажи, и не хочет — карикатуры; поэтому отказывается от стенгазеты. В 1948 году «белая ворона» — отрицательный персонаж, таковым он продолжает оставаться и в первые постсталинские годы. В фильме «Аттестат зрелости» 1954 «белая ворона» — в исполнении молодого дебютанта Василия Ланового — повзрослела и превратилась в шестнадцатилетнего «юношу бледного, со взором горящим», который носит подозрительную фамилию Листовский все фамилии на «-ский» в советских фильмах — подозрительные. Сюжет почти дословно воспроизводит схему. На сей раз «белая ворона» не художник, а талантливый математик, который не желает, чтобы его отвлекали от подготовки к научной карьере, и потому пренебрежительно относится к своим комсомольским обязанностям. Его товарищ это уже сформированное каноном амплуа «лучшего друга» обличает его на комсомольском собрании и требует исключения из комсомола. Разумеется, высокомерная отповедь наглеца и выскочки встречает гнев коллектива: высшая мера наказания — исключение из комсомола — должна послужить ему хорошим уроком.

И служит. Герой раскаивается и торжественно воссоединяется с «коллективным телом»: с точки зрения общественной нормы искомое совершенство наступает в тот момент, когда ты становишься как все. Интересно, что в обоих фильмах роль Вожака взрослого абсолютно условна. Финал «Красного галстука» напоминает финал «Падения Берлина» в миниатюре: Взрослый — это Герой Советского Союза, почти спускающийся с небес, чтобы провести Обряд инициации, слияния с телом коллектива прием в пионеры. В «Аттестате зрелости» педагоги и комсомольские начальники исполняют роль то негодующей сцена комсомольского собрания , то одобряющей сцена экзамена массовки. И в том, и в другом случае они лишь присутствуют в кадре, но не являются сюжетообразующими. Ситуация меняется коренным образом в фильме «Друг мой, Колька». Фильм сделан по пьесе Александра Хмелика и после знаменитого спектакля поставленного Анатолием Эфросом в Центральном детском театре.

В этом фильме схема «белая ворона» — коллектив — наставник претерпевает коренные изменения. Ситуация переворачивается: в фильме «белая ворона» — положительный персонаж. Есть коллектив детей. Есть мальчик, выбивающийся из него, — Колька Снегирев. Но теперь он не отщепенец и эгоист, а наоборот — яркая индивидуальность, художник, человек, который хочет истины, а не формы, сущего, а не мнимого. Он требует от жизни дыхания, а от людей — искренности. Его явно любят авторы и зрители. Коллектив хочет ему помочь, избавить от неприятностей — но уже без намерений изменить его, уравнять со всеми.

Его любят таким, каков он есть. Это не научная фантастика, это «оттепель» с ее прелестным умением выдавать желаемое за действительное, и делать это с такой страстной достоверностью, что у вас, дорогие дети, для которых «оттепель» это времена доисторические, может сложиться представление, что в конце 50-х именно так все и было. Во все времена все было примерно одинаково — и мы имеем дело, это важно помнить, не столько с действительностью, сколько с ее концепцией — с той системой координат и ценностной шкалой, что была присуща каждой конкретной эпохе. Мы не раз уже говорили о том, что проблема кино нашего времени — и состоит в отсутствии этой самой системы координат и ценностной шкалы. Жанрового кино — во всяком случае. Но как не раз уже нам приходилось убеждаться в наших исторических экскурсах, чем лучше обстоят дела с жанром, чем крепче и мастеровитее его конструкции, тем больше энергии может черпать в его разрушении или размывании авторский кинематограф. Так, по-настоящему «авторский» фильм «Друг мой, Колька» опирается именно на жанровую схему. В основе фильма — напряженная сюжетная интрига, и ведут ее не школьники, а взрослые.

С одной стороны, это старшая пионервожатая в исполнении Антонины Дмитриевой — чиновница, бюрократка, сухарь, требующая исполнения буквы закона. С другой стороны, это рабочий-наставник, откомандированный производством работать с детьми в исполнении Анатолия Кузнецова — он против трескучего формализма, начетничества и уравниловки. Конфликт этих взрослых в школьных стенах — классический конфликт либерала и консерватора, и поводом для этого конфликта становится ученик Колька Снегирев. Речь идет, конечно же, не о том, казнить Кольку, столь непохожего на других детей — или миловать. Речь идет о том, что мерой вещей теперь становится человек. И, как мы теперь понимаем — на дистанции исторического опыта, сутью фильма является шестидесятническая утопия об идеальном обществе, о гармонии Частного и Целого. История шла очень быстро. Это сейчас мы живем, завалив ухо — он опять поспал немножко, и опять взглянул в окошко, а с платформы говорят…это, дорогие россияне, у нас все еще нулевые… А тогда что ни год, то погребали эпоху.

Оттепель, начавшись в 1955-ом или 1956-ом году, закончилась уже в начале 60-х. Позорище с Пастернаком и голосованием писателей, выступление Хрущева в Манеже, процесс над Синявским и Даниэлем, высылка Бродского, «Застава Ильича» на полке — это мы только про культуру сейчас… Пришли люди в одинаковых шляпах и добротных макинтошах в пол — начался застой. Но прежде него на каких-то несколько лет дана была странная передышка — не то, что глоток воздуха, а словно форточку забыли прикрыть. В кино не было, пожалуй, периода более плодотворного и богатого на шедевры — достаточно назвать «Крылья» Шепитько, «Андрей Рублев» Тарковского, «Долгие проводы» Муратовой, «Июльский дождь» Хуциева, «Друзья и годы» Соколова, «В огне брода нет» Панфилова… И нужды нет, что «Комиссара» или «Скверный анекдот» не выпустили на экран; поразительно, что вообще попустили их снять и завершить! И «Звонят, откройте дверь! Действие одного происходит в шестидесятые, второго — в двадцатые. Но оба фильма можно считать прощанием с шестидесятыми, а через них — и с двадцатыми. Как вы знаете, вся оттепель прошла под знаком рифмы с двадцатыми годами.

Осуждение сталинизма и тоталитаризма проходило под знаменем возвращения к т. Шестидесятники одалживались смыслом и пафосом у двадцатых так же, как, скажем, Юрий Тынянов обращался за ними в двадцатые века девятнадцатого. Это потом Окуджава споет: Только топот мерный флейты голос нервный да надежды злые. А тогда еще надежды не были «злыми», и не нервный голос флейты, а труба из незапятнанного как тогда казалось прошлого звала в светлое будущее. В фильме «Звонят, откройте дверь! Как и в предыдущем фильме, здесь возникает пионерская тема. Но за прошедшие пять лет многое изменилось. Пионеры относятся к этому заданию как к докучливой обязанности.

Главная героиня озабочена не больше других, но влюблена в пионервожатого Сергей Никоненко. Поразительным образом двенадцатилетняя девочка исполняет сложнейшую сюиту усилий любви во всей ее полноте и глубине — первый восторг, желание заслужить взаимность, первое разочарование, готовность принять человека таким, как он есть, готовность принести себя в жертву и, наконец, окончательная утрата иллюзий. Человек, которого она любит, — герой нового времени. Это забегавшийся и суетливый юный карьерист, который усердно пытается исполнять обязательную программу «правильного» комсомольца: учеба, спорт, общественная нагрузка. Он издерган, ничего не успевает, а тут несчастное дитя с челкой и бездонными глазищами путается под ногами.

На современных школьников «Чучело» не производит сильного впечатления — мол, бывает и хуже.

Однако в то время фильм произвёл эффект разорвавшейся бомбы — никто не знал, какая жестокость будет впереди… Советские фильмы про школу — идеальный вариант для семейного просмотра. Взрослые ностальгируют, в то время как их чада с удивлением осознают, что их родители тоже когда-то были детьми и никакие школьные проблемы им не чужды. С помощью выставленных экспонатов можно легко понять, чем жила огромная многонациональная страна, носившая гордое название «Союз Советских Социалистических Республик». Наш музей — место, где оживают воспоминания людей, чьё детство и юность прошли в стране Советов, и место, где юные посетители могут увидеть относительно недавнее прошлое великой страны. Школа — воссозданный учебный класс времён СССР. Пионерский уголок со знаменитыми атрибутами эпохи.

Понравилась статья - поделись с друзьями!

Советские детские фильмы: список для детей т 7 до 12 лет (детское кино СССР)

В начале нового учебного года АНО «Право и Милосердие» предлагает своим подписчикам поностальгировать и вспомнить советские фильмы про 1 сентября и первоклассников. Список лучших советских фильмов про школу переносит на много лет назад. Среди кинолент легко найти и мелодрамы, и комедии. Пусть некоторые сюжеты могут показаться наивными, каждое кино несомненно имеет особенное очарование. Школьные драмы в советском кино.

Девять советских фильмов о школе, учениках и учителях

Советский кинематограф начал свое развитие в период Гражданской войны и после нее. В эти годы были созданы такие известные фильмы, как "Броненосец Потемкин" 1925 и "Октябрь" 1927 , которые стали классикой мирового кино. Они отличались высоким качеством съемки, смелыми экспериментами с монтажом и использованием новых технологий. В 1930-е годы советский кинематограф стал подвергаться цензуре и контролю со стороны государства. Фильмы стали отражать идеологию коммунизма и пропагандировать социалистические ценности. Однако, несмотря на это, в этот период были созданы такие шедевры, как "Чапаев" 1934 и "Весна на Заречной улице" 1956. В послевоенные годы советский кинематограф продолжал развиваться и процветать. Были созданы фильмы различных жанров — от драм и комедий до приключений и фантастики. Некоторые из них стали настоящими культовыми, например, "Иван Васильевич меняет профессию" 1973 и "Белое солнце пустыни" 1970. Советский кинематограф также славился своими актерами и режиссерами.

Это эпизод с бывшим учеником Борей, который «подвозит» учителя-пешехода в дождливую погоду на своей персональной машине с водителем. И эта машина, и какие-то оброненные в разговоре факты «командировка в Лондон», «в нашем департаменте умеют ценить кадры» недвусмысленно свидетельствуют о том, что это за департамент такой, в котором обустроился и был по достоинству оценен респектабельный Боря. Это пока еще только один эпизод, но уже через несколько лет, в фильме «Переступи порог» Ричарда Викторова новая Белая Ворона разумеется, талантливый математик, на голову выше своих одноклассников со спокойной откровенностью заявит завучу Юрий Визбор : «Я не хотел бы оказаться на Вашем месте». И без заминки разовьет свою мысль: «Надеюсь, что сумею найти своим способностям лучшее применение». И далее, цитирую дословно: «Вы ведь не думали, что окажетесь в школе, я надеюсь, что мне удастся избежать такой судьбы». Что же это за судьба такая, которой юный честолюбец надеется избежать? В другом фильме, о котором мы сегодня будем говорить, в «Дневнике директора школы» Бориса Фрумина, этот мотив станет одним из центральных. Исходную конфигурацию «Доживем до понедельника» вытащили из Прекрасного Советского Кино и, разместив ее в живой жизни, сняли заново — документальной камерой, с черновым звуком, со всей шелухой житейских подробностей и околичностей домашнего, школьного и городского быта, которые обычно не попадают в сценарий и на пленку. В самом деле, перед нами все та же диспозиция: Либерал, Консерватор и — Белая ворона как горячая точка их конфликта. Либерал директор школы Свешников — Олег Борисов , как и положено, проповедует либеральные идеи — «Я хочу научить их уважать чужое мнение и защищать свое». Консерватор завуч Валентина Федоровна — Ия Саввина , само собой, ему оппонирует — «У нас сплошной либерализм с некоторых пор. Кругом гении, спросить не с кого. Это же школа! Валентина Федоровна помолодела по сравнению со своей предшественницей, у нее все та же манера одеваться костюмчик, лодочки , все тот же стиль в отношениях с оппонентом — покровительственные нотки во вразумлениях и увещеваниях, подспудно — все та же безответная, невзаимная, несчастная любовь. Отношения Наставника-Либерала с Белой Вороной повторяет ту же линию «двойничества», «зеркального отражения»: «Я не знаю, гений он или нет, — ответствует Свешников напору Валентины, — может, просто способный парень. Но я не хочу, чтобы его терзали». По тому, как еле заметно играют желваки на его лице, и как всего лишь на четверть тона повышается голос, мы понимаем отчетливо, что в «способном парне» он видит самого себя, и про то, как «терзают» таких «гениев или нет» знает не понаслышке. Схема, как мы видим, до забавного узнаваема. Наполнение этой схемы принципиально другое. Начать с героев. У Свешникова нет ни старинной квартиры с аристократической мамой, ни девушки с влажными глазами, влюбленной в него, ни бархатного голоса, ни округлой жестикуляции, ни праведного гнева, ни гражданского пафоса… У него малогабаритная двушка на троих в новостройке, стареющая жена, хронический цейтнот и лицо человека, забывшего, когда он последний раз смотрел на себя в зеркало. У актера в «Дневнике…» почти нет крупных планов. Нет монологов — ни одного. Нет поступков, драматического действия, проблемы выбора, трудных решений. Какими средствами Олегу Борисову удается сыграть то, что без слов сыграть, кажется, невозможно? Человека, который уже отказал себе в праве драму. Человека, который живет той жизнью, какая есть, в том времени, какое отпущено — потому что другого ни жизни, ни времени уже не будет. Человека, который уже не предъявляет счетов ни к жизни, ни к времени, ни к людям — дай Бог оплатить свои. Он не ощущает себя героем, он выполняет свои обязанности. Это тихое стояние интеллигента перед лицом лживой эпохи. Да, но обязанности свои он хочет выполнять хорошо! Они уже не маленькие, и хорошо знают, что без «блата», которого нет в русском языке, ни в театр пойти, ни в гостиницу попасть, ни сапоги купить, ни билетов достать на поезд или самолет… Они уже многое знают про жизнь, которая со стороны только может показаться научной фантастикой, а на самом деле всецело подчинена закону двойного стандарта… Кто для них человек, отрицающий очевидное? Кто он для свирепого папаши толстощекого малыша, который не только не испугается директорского гнева «Вы его били? Как вы смеете бить ребенка? Не про то речь, что потерян престиж профессии — речь про то, что ты ничем не можешь помочь этому карапузу, разевающему рот как рыба на берегу, чтобы не заплакать. Что толку ему на тебя оглядываться? Для его отца ты никто, неудачник, пустое место… Бог с ними, с рассказами, которые когда-то писал. С иллюзиями, с их утратой. Но когда ты учишь детей тому, что не только не может пригодиться им в жизни, но наверняка причинит вред — с этим как быть? Ведь внушая детям «Не надо бояться, если ваше мнение идет вразрез с общепринятым» хорошо бы сопроводить эту максиму подробнейшей инструкцией по применению в реальных условиях…Ведь кто-нибудь из них может впоследствии вылететь из института, потерять работу; кто-нибудь — кто поверит… Но никто не поверит. Ни ему, щедро дарующему ученикам не только обязанности, но и права — в том числе право на самоопределение. Ни ретрограду Валентине Федоровне, с ее теорией обязаловки и уравниловки. На самом деле, их конфликт уже не имеет отношения ни к чему, кроме как к их собственной жизни — безнадежно отставшие от реальности, они равно беспомощны перед ней и равно бесправны. Вот здесь — болевая точка конфликта. Помните, монолог Быкова в финале «Звонят, откройте, дверь! На что должно «ухлопывать жизнь»? С точки зрения «отцов» — на смысл, с точки зрения «детей» — на саму жизнь. Устроиться в жизни, чтобы не быть ею униженным. Просчитать варианты, чтобы получить ощутимый результат. Они разные, эти «дети», и результаты им нужны разные, и слово «устроиться» они понимают по-разному. Как в любом поколении, в них намешано многое — есть карьеристы и мирные обыватели, честолюбцы и скромники, трудолюбивые муравьи и отпетые мошенники. Но одно их объединяет — они больше не живут со своей страной общей жизнью, и им в голову не придет воспринимать это как трагедию. Люди затянувшейся молодости», — говорит в начале фильма бывший одноклассник Свешникова. Вот этой «затянувшейся молодости» отцов и предъявляется счет, а конфликт из школьного пространства перемещается в пространство семейное. В чем суть счета, предъявленного «промотавшемуся» отцу? У него ничего нет, кроме его собственной судьбы. Кроме выстраданного им кодекса поведения, который не может быть передан по наследству — другое время, другая страна. Все вышесказанное, как вы, вероятно, поняли, имеет отношение лишь к герою-Наставнику определенного поколения — и трубач из «Звонят, откройте дверь», и Мельников из «Доживем до понедельника», и Свешников из «Дневника директора школы», и отец Олега в «Розыгрыше», и даже пусть метафорически , Викниксор в «Республике ШКИД» — это все не просто шестидесятники, а ранние шестидесятники. Это не значит, что у последующих поколений не было конфликтов с детьми — были, но мы все-таки дотянем сегодня до конца именно эту ниточку. К слову, когда описанную модель пытались примерить на людей других поколений, получалось, на мой взгляд, неубедительно. Например, почти одновременно с «Дневником…» на той же студии был сделан еще один «школьный» фильм — «Ключ без права передачи» Динары Асановой.

Но как бы сложно не было, за свое счастье надо не бояться бороться. Рома и Катя — это история советских «Ромео и Джульетты». Катя Шевченко переезжает в другой район и в новой школе знакомится с Романом Лавочкиным. Постепенно их дружба перерастает в любовь. Но выясняется, что мама Кати в юности была знакома с папой Романа и отвергла его любовь. Зная об этом, мама Ромы, Вера, не может допустить отношений между детьми, до сих пор ревнуя мужа к другой женщине. Она делает все, чтоб разлучить влюбленных, прибегая к самым крайним мерам. Но возникающие трудности и препятствия только укрепляют любовь двух школьников. Что узнали: любовь может победить все и всех — если не в жизни, то на экране точно. А песня из фильма стала хитом на долгие годы. Режиссер: Радомир Василевский. В школу приходит работать молодая учительница Татьяна Ивановна Колосова, и ее сразу назначают классным руководителем пятого «Б», который все учителя называют «пятым буйным». Оценив неопытность своего учителя, ученики берут ее под свое шефство, приготовив для Танечки череду испытаний. Но, сразу отказавшись от строгих методов в работе, она следовала лишь одному принципу: «от ласки и доброты, как от солнца, всё расцветает». Догадавшись, что ученики решили ее испытать, девушка активно вошла в игру и убедительно выиграла. Что узнали: учителя могут быть не только строгими, но и заботливыми. И иногда они могут принести для всего класса мороженное и съесть его с тобой на уроке. Культурный обозреватель, архитектор и театровед. Рассказывает о наиболее актуальных событиях Москвы и не только.

И даже когда Маша отдает предпочтение новенькому, Петя остается ее верным другом… Точка, точка, запятая… 1972 Жанр: комедия, семейный IMDb: 6. Однажды в его класс приходит новенькая Женя Каретникова Оля Рыжникова , дружба с которой помогает герою обрести уверенность в своих силах… Смотрите также лучшие советские сериалы на школьную тематику — «Большая перемена», «Приключения Электроника», «Гостья из будущего». Кроме того, мы собрали лучшие фильмы про подростковую любовь , которые придутся по душе зрителям любого возраста. Дарим joy-points за правильные ответы В каком году вышел фильм "Розыгрыш"?

«Больше свободы»: пять небанальных советских фильмов о детях

Дебютная работа режиссёра Марлена Хуциева прекрасно передаёт быт тех лет, хотя в ней мало о стремлении к идеалам коммунизма — это кино для людей и про людей. Вечерняя школа — обычное дело для той поры. Именно она стала тем местом, где встретились два мира, которым суждено было дополнить и обогатить друг друга. Выпущенную чёрно-белой, картину спустя полвека перевели в цвет. Снятая Станиславом Ростоцким история уже о почти взрослых старшеклассниках и учителе Илье Мельникове. Многие кинокритики сходятся во мнении, что это лучшая роль Вячеслава Тихонова. Картина, конечно, о любви в историка влюблена его бывшая ученица , но больше — о сложности и несовершенстве учебного процесса, а также о необъективности общественного мнения. Именно в этом фильме мы впервые услышали сакраментальное: «Счастье — это когда тебя понимают». Фильм Наума Бирмана состоит из трёх новелл.

Но особого внимания заслуживает третья, «Волшебная сила искусства» — она скорее не о школе, а о благодарности, о трепетном отношении к педагогу.

В комедийной мелодраме Лорана Тирара сюжет разворачивается в школе, где Николя учится. Уроки ему, конечно, не так уж интересны, поэтому вместе с друзьями мальчишка предпочитает погружаться в игру и мир фантазий. Впереди у ребят захватывающая миссия по спасению Николя от родительского произвола, встреча с гангстером и угон машины. Скучно не будет!

Истории с таким сюжетом по понятным причинам кажутся пугающими. Но этот фильм больше чем рассказ о запретной любви. Он о нравственных ценностях, смирении и укрощении гордыни, о жизни по совести. Философские подтексты, яркий актерский состав и атмосферность кадров сделали ленту триумфатором сразу нескольких премий. Картина собрала четыре статуэтки «Кинотавра», пять наград «Ники» и три «Золотых орла».

Впрочем, этот успех был достаточно предсказуем — в основе кинополотна лежит роман Алексея Иванова. Уральского писателя называют самым экранизируемым автором в России. Однажды по своей доброте она берет на себя чужую вину, и мгновенно становится изгоем для сверстников. Девочка получает обидное прозвище «чучело», переживает бойкот и травлю, но выходит из этих испытаний мужественно и благородно. Пронзительная история о школьном буллинге вышла на экраны почти 40 лет назад, когда зрители еще даже не знали такого термина.

Многие посчитали картину провокационной, ведь она «порочила светлый образ советских детей». Полная драматических коллизий лента с участием Кристины Орбакайте и Юрия Никулина — потрясающая киноадаптация одноименной повести Владимира Железникова. Однако наибольшую популярность сюжету принесла полнометражная экранизация Александра Птушко. Выдающийся режиссер превратил наивную волшебную историю в пугающее, но невероятно захватывающее фэнтези.

Пронзительная история подростков, которая точно придется по вкусу любому зрителю. Плюс одна из первых киноработ будущей звезды Андрея Миронова. Ключ без права передачи 1976 В одной из ленинградских школ работает классным руководителем 10-го «Б» молодая учительница Марина Максимовна. В отличие от других классных руководителей она применяет новейшие методики преподавания, заключающиеся в проведении выходных дней вместе с учениками, совместное обсуждение проблем и т. В итоге класс становится очень дружным, как между собой, так и с Мариной Максимовной. К сожалению, одна оплошность в итоге настраивает родителей школьников против учительницы. Назревает крупный скандал и тогда ситуацию в свои руки берет недавно назначенный директором школы Кирилл Алексеевич, которого невзлюбили из-за его солдафонских замашек… 4:0 в пользу Танечки 1982 В обычную среднюю школу приходит молодая выпускница педагогического училища Татьяна Колосова. Директор учебного заведения без промедления назначает ее классной руководительницей 5-го «Б». По словам завуча и директора, этот класс самый «буйный» в школе, а посему советуют молодому специалисту обходиться с учениками как можно строго. Однако девушка придерживается другой методики преподавания и, несмотря на многочисленные «проверки» со стороны учеников одерживает абсолютную победу!

Этого педагог не сделал: подстраиваясь под учеников, он, наоборот, терял свой авторитет. Татьяна Соцкова: «Найти общий язык — важный этап, но главное не уходить в панибратство. Это нарушение иерархии. Потому что потом, в конфликтной ситуации, учитель останется в проигрыше». Виктория Шиманская: «Частушки были элементом, благодаря которому дети обратили на него внимание, стали его слушать. Но педагог должен дальше управлять ситуацией. Этот учитель дальше первого этапа не пошёл». Юрий Кара Вика и Зина сидели в школе за одной партой. После смерти подруги Зина пересаживается — ей тяжело сидеть за партой, за которой они учились вместе. Учительница пытается заставить девочку сесть на прежнее место. Дети начинают с ней спорить, требуют относиться к ним как к взрослым и называть их на Вы. Права ли педагог и почему в итоге ей пришлось сдаться? Учительница повела себя жёстко и непедагогично, отдавая приказ в строгой форме и не думая о том, что чувствуют ученики. Виктория Шиманская: «Если за этим стоит страх потерять авторитет, то авторитет никогда не зарабатывается через приказ. Её бы больше уважали, если бы подростки знали, что их услышали, что учитель понимает их боль и горе после известия о смерти одноклассницы». Психолог Татьяна Соцкова отмечает: «Было бы правильно, если бы учитель выразила своё сочувствие и соболезнования. То есть время очень серьёзное, напряжённое, требующее от человека максимальной концентрации всех его внутренних ресурсов. Стратегия поведения героини Веры Алентовой обусловлена именно временем, в котором это всё происходит. Я уверена, что, если бы подобный фильм снимали в современных реалиях, поведение учительницы было бы выстроено иначе». Юлий Райзман Преподавательница немецкого языка на уроке отбирает письмо у школьницы, которая нашла послание на полу. В записке признание в любви. Будучи очень строгих нравов, учительница сначала несёт письмо директору, а затем поручает одной из учениц класса узнать, кем оно было написано. Имеет ли право педагог так себя вести? По мнению психолога Виктории Шиманской, это вторжение в личную сферу взаимоотношений между учениками: «Это грубое нарушение границ. Учитель может сделать замечание, чтобы дети не кидались записками, а занимались предметом. Можно поднять письмо, в закрытом виде оставить на столе и вернуть после урока. Но публично озвучивать содержание, выносить на суд директора школы — это неэтично и некорректно». Ролан Быков После того, как новенькая ученица берёт на себя вину за проступок одноклассника, ребята объявляют ей бойкот. Они издеваются над ней и избивают.

Лучшие фильмы и мультфильмы про школу

Советский четырёхсерийный фильм не про детей. Он про редко вспоминаемое сейчас явление — вечерняя школа. Отношения учеников и учителей, первая подростковая любовь, детский буллинг и настоящее насилие — как в советских фильмах показывали школу и школьников. Фильмография советских фильмов о школе и вузе 1919-1930. Зрителям при просмотре фильма предстоит узнать, где проходить тонкая грань между детской ложью и неуемной фантазией. Елена Кушнир рассказывает о советских детских фильмах, авторы которых словно бы всегда знали, что утопический мир Алисы мы увидим только в игре Atomic Heart.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий