Новости эмоции и эмоциональный интеллект

О том, как управлять чувствами и эмоциями, рассказывает тренер по эмоциональному интеллекту Эвелина Леви.

Эмоциональный интеллект: как использовать негативные чувства во имя собственного блага

По мнению соавторов Килдаффа, эмоциональный интеллект помогает людям ради личной выгоды скрывать определенный набор эмоций и демонстрировать другой набор. Эмоциональный интеллект (EI) определяется как способность воспринимать, использовать, понимать эмоции, управлять ими и справляться с ними. Эмоциональный искусственный интеллект (Emotion AI) — это ИИ, который позволяет компьютеру распознавать и интерпретировать человеческие эмоции и реагировать на них. Конечный продукт эмоционального интеллекта — принятие решений на основе отражения и осмысления эмоций, которые являются дифференцированной оценкой событий, имеющих личностный смысл [11].

Понятие эмоционального интеллекта

  • Что такое эмоциональный интеллект и как его развивать
  • Что такое эмоциональный интеллект и как его развить
  • Понятие эмоционального интеллекта
  • 9 ступеней

Как эмоциональный интеллект влияет на жизнь и карьеру: статистика и тренды 2023 года

Первый, по мнению научных исследований, дан нам с рождения, второй — можно развивать и повышать в любом возрасте. Мы что-то чувствуем, но не всегда понимаем, распознаем точные эмоции. Плюс в наследие от прошлого поколения людям среднего возраста достались запреты на проживание и проявление эмоций, что приводит к эмоциональным блокам и психологическим трудностям. При этом возможность замечать и распознавать свои эмоции, дружить с ними, может спасти от эмоционального выгорания, необдуманных поступков под действиями сильных переживаний, защитить себя и свое здоровье от большого количества стресса. Например, эмоциональный интеллект нужен при конфликтах. Когда вы понимаете собственные эмоции и эмоции партнера, можно предотвратить конфликты в семье, коллективе и в любых коммуникациях. Особое внимание важно уделять гневу. Динамичный ритм жизни, большое количество информации, людей и диалогов заставляет «закипать» от переизбытка всего, что давит на нас. И гнев, как реакция сопротивления, лидирует среди самых ярко выраженных эмоций. Умение управлять гневом — главная способность человека, которая помогает сберечь здоровье и сохранить отношения с окружающими. Эмоциональный интеллект также пересекается с темой страха, который незаметно руководит нашими решениями, заставляет сомневаться в себе, отказываться от жизни мечты, бояться рисковать.

Екатерина Рюмцева, психолог онлайн-школы «Коалиция» Мало кто задумывается, почему люди с низкими интеллектуальными способностями бывают успешнее и счастливее тех, кто имеет высокие показатели IQ. Это можно увидеть по результатам исследований, которые показывают, что люди становятся успешными не только благодаря уму, но и умению понимать намерения, мотивацию и желания других людей, чтобы решать важные жизненные задачи, распознавать свои эмоции и управлять ими. Эти способности и называются эмоциональным интеллектом. Человек с развитым эмоциональным интеллектом реагирует на причины, а не на эмоции. Это помогает рационально воспринимать критику, мнение других людей, понимать их и отвечать адекватной реакцией, даже если он с чем-то не согласен. Допустим, вы спорите с другом или руководителем.

Чтобы осознать свои чувства, есть простое упражнение: записывайте каждый день наблюдения за своими эмоциями, отмечайте, как вы реагируете на окружающих и как они реагируют на ваши действия.

Со временем вы сможете перестроить свои модели взаимодействия и научитесь более эффективно и дружелюбно общаться с окружающими. Что еще поможет развить свой эмоциональный интеллект и прокачать навыки жизнестойкости? Позитивный и оптимистичный взгляд на ситуацию. Нужно принимать изменения как часть нашей жизни, при этом обязательно делать объективную оценку рисков и перспектив. Нужно определить свои большие и маленькие цели и планомерно двигаться к ним. Важно всегда проявлять любопытство и искать возможности для саморазвития. Нужно верить в собственные силы и в себя, при этом четко определять свои сильные и слабые стороны.

Эффективный способ — попросить других людей рассказать о вас по этим критериям.

В профессиях, требующих внимания к эмоциям, он, действительно, улучшает показатели. Продавцы, риэлторы, работники колл-центров и консультанты работают лучше, если они умеют считывать и регулировать эмоции. Они лучше справляются со стрессовыми ситуациями и обслуживают клиента с улыбкой. Однако для профессий, для которых эмоции не столь важны, результаты оказались обратными. Чем выше был эмоциональный интеллект у работников, тем ниже были их рабочие показатели. Механикам, ученым и бухгалтерам эмоциональный интеллект, по-видимому, скорее, мешает, чем помогает. Хотя, чтобы объяснить эти результаты, необходимы дополнительные исследования, можно предположить, что такие работники тратят внимание на эмоции вместо того, чтобы фокусироваться на своих задачах. Если твоя работа — анализировать данные или чинить автомобили, выражения лиц, интонации и язык тела окружающих могут сильно отвлекать.

Возможно, предполагая, что эмоциональный интеллект необходим на работе, мы запрягаем телегу впереди лошади. Нам следовало бы перестать считать эмоциональный интеллект полезным в любой ситуации и задуматься о том, когда и где он бывает важен. В ходе исследования, которое я проводил недавно в одной фармацевтической компании, я предложил ее сотрудникам заполнить тест, посвященный управлению эмоциями и контролю над ними, а затем попросил менеджеров оценить, сколько времени эти сотрудники тратят на помощь коллегам и клиентам. Связи между эмоциональным интеллектом и помощью я не выявил. Помогать другим нас подталкивают наши побуждения и ценности, а не способность понимать и контролировать эмоции. Однако эмоциональный интеллект сказывается на другом поведенческом факторе — на готовности бросать вызов статус-кво и выступать со своими идеями и предложениями. Сотрудники с более развитым эмоциональным интеллектом выступают с ними чаще и эффективнее. Когда с коллегами обходятся несправедливо, они тоже чувствуют праведное негодование, но могут обуздать его и аргументировать свою позицию. Когда они рискуют выступить за гендерное равенство, эмоциональный интеллект помогает им держать страх под контролем.

Когда они предлагают начальству новаторские идеи, их способность выражать энтузиазм позволяет им не выглядеть угрожающе. Короче говоря, они — в намного меньшем масштабе — следуют примеру Мартина Лютера Кинга-младшего: раскачивают лодку, но не переворачивают ее. Почему же мы так долго подходили к ней прямолинейно?

Но оставим романтику и перейдём к работе. Коэффициент EQ расскажет вам не только о вас самих, но и о других людях.

То есть вы рискуете стать немножечко экстрасенсом и научиться читать мысли на расстоянии. Никаких магических шаров для этого покупать не нужно. Скорее стоит посмотреть сериал «Обмани меня». Там главный герой Кэл Лайтман определял эмоции человека по мельчайшим изменениям мимики его лица. Вот он.

Когда я смотрела этот сериал, у меня постоянно возникало желание взять ручку и записывать все секреты, которыми делился Кэл. Но простая человеческая лень оказалась сильнее этого желания. Так что большинство полезной информации прошло мимо меня. Пока я не приступила к тренировке своего EQ. Кстати, вы тоже можете проверить свой эмоциональный интеллект и пройти бесплатный тест на сайте «Викиум».

Он чем-то смахивает на Кэла Лайтмана, подумала я. Так что не сомневайтесь — всё очень и очень серьёзно. Вот, кстати, и сам Калиничев. В течение первых семи уроков он объяснял мне, как определить на лице семь базовых эмоций. Самые лёгкие: радость, презрение и отвращение.

Радость легко узнать по улыбке, поднятым щекам и морщинкам в углах глаз. Отвращение — по сморщенному носу и приподнятой верхней губе. А презрение — по оттянутому в одну сторону уголку рта. Дальше — сложнее. Страх отличается от удивления более широко открытыми глазами, растянутым вдоль а не приоткрытым ртом и морщинами только в центре лба а не по всей его длине.

Гнев чаще всего можно определить по опущенным и сведённым бровям, взгляду исподлобья и поджатым губам. Печаль выражают поднятые вверх уголки бровей и опущенные вниз уголки губ. Однако проблема определения человеческих эмоций всегда кроется в том, что мало кто отчётливо проявляет свои чувства а часто и вовсе пытается их от нас скрыть. Следующие 13 уроков курса были посвящены определению эмоций, которые выражены неярко, появляются и исчезают очень-очень быстро. Кстати, уловить микровыражения, как их называет Калиничев, очень непросто.

Чтобы понять, насколько это действительно сложно, вот пример не самого «эмоционального» человека, чувства которого мне и пришлось угадывать по ходу курса. Вот его нейтральное выражение лица. А теперь найдите десять отличий от этой картинки.

Почему эмоциональный интеллект – это навык будущего

Использование эмоций в когнитивной деятельности. Например, для решения задач и проблем или для обучения. В частности, эмоции помогают: смотреть на вещи под разными углами зрения: эмоции нередко противоречат рациональному восприятию и это расширяет наши представления о вещи; фокусировать внимание на определенном предмете, действии, человеке — чем больше эмоций они у нас вызывают, тем дольше мы искренне интересуемся ими; лучше запоминать информацию: эмоции играют важную роль в работе памяти, поэтому все, что связано с ними, мы запоминаем быстрее — и помним дольше. Понимание эмоций. Оно включает в себя способность воспринимать эмоции во всей их полноте и сложности, улавливать мельчайшие нюансы в них, видеть взаимосвязь эмоций друг с другом. Это дает возможность: предсказать поведение человека в будущем на основе его текущего эмоционального состояния; верно определять ситуации, которые могут вызвать бурную эмоциональную реакцию. Управление эмоциями. Оно подразумевает способность: контролировать свои эмоции для достижения результата; включать положительные и отключать отрицательные эмоциональные реакции; принимать и проживать негативные эмоции; влиять на эмоциональное состояние окружающих.

Человеком с высоким эмоциональным интеллектом считается тот, у кого хорошо развиты все четыре его компонента. На основе концепции Мэйера — Сэловея — Карузо появились и другие модели эмоционального интеллекта. Одну из них предложил журналист Дэниел Гоулман, который и популяризировал это понятие, серьезно его расширив. С его подачи к эмоциональному интеллекту начали причислять любые социальные навыки и личностные черты, например: душевную теплоту, способность к командной работе, инициативность, — многие из которых напрямую не относятся к интеллектуальной обработке эмоциональной информации. Мэйер, Сэловей и Карузо критиковали такой подход за недостаточную научную обоснованность. Смысл их концепции состоял в четком взаимодействии между интеллектом и чувствами.

Например, переключитесь на другую эмоцию или усильте позитивную эмоцию. Управляйте эмоциями с помощью дыхания: сделайте глубокий вдох и медленный выдох — и так несколько раз. Можно использовать физическую активность: сделайте зарядку или поприседайте. Найдите положительное в событии, которое породило негатив: какой опыт вы приобрели, чему научились, как будете смотреть на это через несколько лет. Работать с эмоциями других людей в разы сложнее. Для этого следует внимательно наблюдать за ними и пытаться понять, что у них на душе. В этом нам поможет оценка факторов коммуникации: вербальных слова, тема разговора , невербальных мимика, жесты, позы и паравербальных темп речи, интонация, громкость, длина предложений. Также мы можем воздействовать на эмоциональный мир человека, добавляя к уже имеющимся «простым» эмоциям еще какие-то, получая «сложные эмоции». Способы повышения эмоционального интеллекта Сознательное управление эмоциями. Люди, которым недостает этой способности, постоянно сражаются с мучительным беспокойством, тогда как люди, ею обладающие, умеют гораздо быстрее приходить в норму после жизненных неудач и огорчений. Понимание и анализ своих эмоций. Люди, более уверенные в своих чувствах, оказываются лучшими лоцманами своей жизни, меньше сомневаясь в правильности личных решений. Понимание и анализ эмоций других людей. Эмпатия, способность сопереживать, быть настроенным на социальные сигналы делают любое общение эффективнее. Использование эмоций для повышения эффективности. Например, полезно умение привести себя в состояние вдохновения: люди, которые умеют это, оказываются более продуктивными и успешными во всем, за что бы ни взялись Поддержание взаимоотношений. Такие способности укрепляют популярность, лидерство и эффективность межличностного общения. Для руководителей эмоциональный интеллект особенно важен. Если они могут влиять на эмоции своего коллектива, то могут сделать его более продуктивным и счастливым. Это форма мышления, содержащая информацию, не являющаяся случайной или хаотичной. Не игнорируйте ваши эмоции. Успешные люди всегда находятся в приподнятом настроении.

Простыми словами — способность сопереживать другому, не оставаясь в стороне от его эмоций. Попробуйте вновь поставить себя на место другого и почувствовать его боль или радость. Постарайтесь выражать свое сочувствие и поддержку искренне — если же вы не чувствуете в себе способность это сделать, можно просто поговорить о ситуации или дать собеседнику выговориться. Следите за соответствием слов и мимики Отчасти этот способ развития EQ относится к предыдущему. Если вы не чувствуете какой-то эмоции, не нужно пытаться ее изобразить. Лучше прямо сказать собеседнику о том, что вы чувствуете — например, вы устали и расстроены, поэтому не можете в полной мере его поддержать. Станьте открытым к диалогам с другими людьми Постарайтесь стать внимательным собеседником и относиться к другим непредвзято. Слушайте людей, пытайтесь понять их чувства и аргументацию. Научитесь прямо говорить и о своих эмоциях — это поможет выстраивать более успешные коммуникативные стратегии. Практика «Немой телевизор» Интересная практика, направленная на умение распознавать эмоции других людей. Включите фрагмент незнакомого вам фильма или сериала без звука. Понаблюдайте за героями — как вам кажется, что они чувствуют в данный момент? Какие невербальные способы выражения эмоций они используют? Как меняется их мимика? Если практика вам понравится, можете сравнить фильмы и сериалы разных стран и десятилетий. Практика «Общественный транспорт» Смысл тот же, что и в предыдущей практике, но этот вариант не требует специально выделенного свободного времени. Если вы ездите на общественном транспорте, понаблюдайте за окружающими — что они испытывают в данный момент? Если пассажиры едут вдвоем, какие между ними отношения? Если один рассказывает второму историю, какая она — веселая, грустная или, может быть, страшная? Практика «Телесные методы» Как уже было сказано выше, наши эмоции тесно связаны с телом. Найдите для себя способ, при помощи которого вы могли бы расслабиться в эмоционально напряженной ситуации — например, несколько раз сжать и разжать кулаки, пройтись быстрым шагом, несколько раз встать на цыпочки. Практика «Проблемы» Вспомните проблемы, которые актуальны для вас в настоящий момент, и составьте список. Следующая задача — переформулировать их в цели, но позитивно: убрать все «не», «перестать», «бросить» и другие слова с негативной коннотацией. Попытайтесь формулировать цели корректно, назначая для каждой срок, к которому ее хотелось бы достичь. Обратите внимание на свое состояние — как вы себя чувствовали, когда начинали писать список? А как чувствуете сейчас? Помимо аналитических способов работы над уровнем EQ есть еще и психологические практики. Они также могут помочь в осознании эмоций — своих и чужих, — в повышении самооценки и прокачивании эмпатии. Если вас интересует карьерный рост, практики могут дать вам понимание того, как лидеру эффективно использовать эмоциональный интеллект и зачем вообще он нужен на работе.

Есть один закон работы с эмоциями: если эмоция замечена, осознана или названа, то у нее есть тенденция снижать свою интенсивность. То есть, она более понятна, объяснима, принимаема и с ней можно что-то делать, в том числе, выражать. Знайте, какие бывают эмоции. Часто люди затрудняются их назвать, например, у той же агрессии много оттенков: недовольство, раздражение, ярость, гнев. И это все разные чувства, которые базируются на одной эмоции. Если вы чувствуете, что вам сложно называть эмоции свои и окружающих , используйте справочники эмоций и чувств, например, «Колесо эмоций» Роберта Плутчика. Придется тренироваться, чтобы научиться называть то, что с вами происходит. Анализируйте, какая потребность стоит за эмоцией. Так, осознав «я злюсь», хорошо бы разобраться, почему это происходит. В результате самоисследования может выясниться, что злость приходит из-за какой-то неудовлетворенной потребности. Зная ответы на эти вопросы, вы сможете двигаться дальше, не переживать долго из-за ссоры, испытывать стыд после неудачи или злиться. Самоконтроль — это способность находить формы для выражения эмоций, иногда сдерживать себя если это может помешать взаимодействию , умение не слишком отвлекаться на эмоции других, когда они рядом. Существует мнение, что эмоциями можно управлять. Я с ней не согласен, считаю, что с эмоциями можно дружить, но не управлять ими. Дружить — значит уметь их выражать и переживать. Тогда может появиться и навык иногда их сдерживать. Ни в коем случае не подавлять, не поддаваться искушению убрать какие-то эмоции из своей жизни, потому что они все равно проявятся. Не выразил злость на работе — сорвался на близких, а если даже нет, то психосоматику никто не отменял, может появиться заболевание. Смотрите также: Коммуникации в управлении Для самоконтроля важно: Разрешить себе выражать эмоции и найти для этого подходящую форму. Потому что, не выражая их, человек пробуксовывает в старых переживаниях. Хорошая форма при этом — та, в которой человек чувствует себя выраженным. Разозлившись на работе, но не выплескивая на коллегу злость, всегда можно прокричаться в уединенном месте, побить руками стену. Если на работе почувствовали обиду или бессилие, найдите время проработать это дома. Даже суровым мужчинам-бизнесменам нужно выражать эмоции. А, например, для печали самый очевидный способ — слезы. При этом необязательно выражать эмоции тому, кому они адресованы. Использовать техники безопасного выражения эмоций другим людям. Например, существуют три способа выразить злость потому что это эмоция, с которой бывает сложно. Второй: «Ты меня бесишь». Третий: «Я на тебя злюсь». Какая из формулировок быстрее приведет к разрыву отношений? На мой взгляд, третья. Когда в диалоге вы говорите только о своих эмоциях, это воспринимается менее болезненно, не как обвинение: «Я злюсь. Я в растерянности.

Зачем нужен эмоциональный интеллект и как его развить

Например, по отношению к вам продемонстрировали неприемлемое поведение. Ваша ответная реакция может быть оскорблением или объяснением своей позиции с предложением вести себя иначе. В- третьих, значение — то, каким смыслом вы наделяете действие. Оно также может быть комплиментарным или неблагоприятным. Например, вы задали коллеге вопрос, а он не ответил. Позитивное значение — коллега не услышал вопрос, негативное — игнорирование вас и, как следствие, обида. Управление отношениями Следующий способ является эффективным в развитии социальной компетентности: вспомните несколько паллиативных ситуаций и попробуйте разложить их по этой формуле.

Найдите позитивные намерения в ваших значениях и действиях. Четвертый компонент — управление отношениями. Это способность распознавать как собственные чувства, так и чувства оппонента для построения адекватного взаимодействия. Принято выделять спектр навыков, связанный с умением управлять эмоциональной сферой партнера по общению. Определите важные для вас формальные и неформальные отношения. Для личных отношений выберите период — неделя, для деловых — один-два месяца.

Зафиксируйте в левом столбце все ваши действия, которые улучшали состояние вашего партнера, например, улучшали его настроение. В правом — ухудшали его. Проанализируйте, какое влияние вы оказали на свое эмоциональное равновесие в этих отношениях за этот период. Удалось ли вам сохранить его на прежнем уровне или улучшить? Если в левой колонке представлено большое количество положительных действий, проанализируйте, не нарушается ли баланс и в этом случае? Возможно, вы очень активно включены в процесс взаимодействия, достаточно ожидаете и получаете взамен?

В обеих ситуациях составьте план действий, которые помогут вам поддерживать баланс. Такой анализ позволяет управлять отношениями.

Столкнувшись с ситуацией, которая вызывает у нас негативные чувства гнев, печаль , мы должны быть в состоянии найти положительную обратную сторону этой эмоции, чтобы направить ее в нашу пользу, а не против нас. Почему важен эмоциональный интеллект Люди с высоким эмоциональным интеллектом имеют более низкий уровень тревоги, потому что они способны регулировать негативные чувства и не увлекаться ими. Хороший эмоциональный интеллект должен позволить нам распознавать негативные эмоции в себе и сосредоточиться на их положительной стороне, потому что она всегда есть. Преобразование страха в благоразумие Страх необходим, чтобы предупредить нас, что мы сталкиваемся с опасной ситуацией и можем реагировать должным образом.

К слову, стрессы и депрессии вызывают нарушения эмоционального интеллекта. Обучение — это не тяжкая ноша, а поиск новых возможностей, которые обязательно откроются с увеличением багажа знаний и умений. Вопросы спикеру Какие навыки еще очень важны, помимо эмоционального интеллекта? Эмоциональный интеллект и коммуникативные навыки тесно взаимосвязаны. Это лидерство, харизма, умение общаться с людьми.

Следующий момент — стрессоустойчивость. Дело в том, что в современном мире крайне много факторов, которые могут выбить из колеи. Также Наталья порекомендовала работать над творческими способностями. Для этого подойдут специализированные тренинги и литература. Сколько нужно времени, чтобы развить эти навыки?

По мнению гостьи, soft skills — не бег на короткую дистанцию, а длинный марафон. Для формирования таких навыков существуют специальные курсы и упражнения. В дополнение к теме Что такое эмоциональный интеллект Что такое эмоциональный интеллект emotional intelligence? Определение эмоционального интеллекта звучит, как способность управлять своими эмоциями, распознавать собственные эмоциональные состояния, а также и понимать эмоции других людей. Это также связано с высокими социальными компетенциями, например, в коммуникации с другими людьми, чтении языка тела, понимании мотивов поступков собеседников.

Эмоциональный интеллект определенно важен в различных сферах жизни, таких какое развитие. Наибольшие шансы на успех имеют люди, обладающие высоким уровнем эмоционального интеллекта. Точное распознавание и чтение сигналов, исходящих от эмоций, может повлиять на принятие лучших жизненных решений, повысить эффективность решения проблем и конфликтов и позволить более эффективно общаться с другими. Модели эмоционального интеллекта разные, однакопоэтому социальные компетенции, относящиеся к в области отношенийям с другими людьми, такиеявляются важной ксак работа, семья, установление близких отношений, с другими людьми являются важной или личноставляющей личности человека. Они включают пять способностей.

Анна Хегай рассказала о современных мета анализах, которые подтверждают, что развитие эмоционального интеллекта тесно связано с повышением успеваемости не только в школе, но и в высших учебных заведениях. В сентябре участники обучающего курса представят индивидуальные проекты тренингов развития эмоционального интеллекта для различных целевых групп и получат дипломы о повышении квалификации. Все вебинары курса можно посмотреть на нашем канале в ютуб.

Проект «Развитие. Перспектива: ищем ресурс вместе!

Эмоциональный интеллект: Почему он важнее, чем эрудиция и профессиональные навыки

Постепенно наш внутренний мир дифференцируется: человек с развитым эмоциональным интеллектом испытывает не только интенсивные эмоции, но и те, которые только зарождаются. Эмоциональный интеллект — это умение разобраться в своих чувствах, проследить, как и почему они возникли, и решить, дать им волю или нет. это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей для. Эмоциональный интеллект — это умение разобраться в своих чувствах, проследить, как и почему они возникли, и решить, дать им волю или нет. По мнению соавторов Килдаффа, эмоциональный интеллект помогает людям ради личной выгоды скрывать определенный набор эмоций и демонстрировать другой набор.

Разум и чувства: почему важно развивать эмоциональный интеллект

До начала частной практики работал инженером-разработчиком, руководил департаментом продаж IT-проектов, формировал команды для реализации IT-проектов. Aletheia Digital Практики и мышление руководителя для реализации цифровых проектов.

Ирина Муромцева: Я думаю, в первую очередь это про понимание себя. Потому что мы люди, мы состоим из эмоций, всё рождает у нас реакцию. Когда мы учимся с детьми идентифицировать их, понимать, тогда мы воспитываем эмоциональный интеллект. Если человек чувствует себя и понимает свои чувства, он может считать эмоции другого человека и отреагировать определённым образом. Вообще понять: это имеет отношение к нему или нет. Мы многие эмоции научились в детстве подавлять, а про какие-то даже не можем рассказать другому человеку. Как ты считаешь, есть ли какие-то ограничения в этой теме? Есть какие-то чувства мамы и папы, которые они не должны с детьми обсуждать? Ирина Муромцева: В любом случае, обозначать свои эмоции необходимо, потому что дети воспринимают этот мир через нас.

Бывает, что происходят события, которые не нужно объяснять ребёнку. В этом случае можно сказать совсем немного о своих переживаниях: «Я устала» или «Был такой трудный день», и этого будет достаточно для того, чтобы не выливать то, что внутри, на своих самых близких людей. Нужно учиться работать с своими эмоциями. Анна Шнайдер: Давай учиться прямо сейчас. Я хочу пригласить экспертов присоединиться к нашему разговору. Они — ведущие специалисты в области эмоционального интеллекта. Виктория Шиманская — психолог и автор запатентованной методики развития эмоционального интеллекта, Александр Колмановский преподает в МГУ и тоже специализируется на эмоциональном интеллекте. Я знаю, что уже не первое десятилетие существует этот термин, но правда ли, что есть разные концепции в этой тематике, и они иногда друг другу противоречат? Объясните нам, пожалуйста. Виктория Шиманская: Давайте попробуем объяснить самым простым языком.

Эмоциональный интеллект — это когда эмоции становятся нашими друзьями, когда наши чувства являются нашим помощником для нашего разума, потому что и наши эмоции, и тело дают нам сигнал о том, что что-то произошло вокруг. Этимология слова «эмоции» — это движение. А эмоциональный интеллект — это когда мы понимаем, на что это движение мы можем отправить. То есть почему пришла эта эмоция, почему я встревожен, почему я напуган, почему я такой радостный и как я могу дальше это использовать в мышлении, в принятии решений, в приятной коммуникации. Я думаю, что Александр ещё продолжит. Ведущий российский эксперт в области развития эмоционального интеллекта детей Виктория Шиманская Александр Колмановский: Эта замечательная трактовка очень содержательная, а кроме неё к термину можно подойти следующим образом: эмоциональный интеллект — это реальное понимание эмоциональных причин чужого поведения. Психика так устроена, что она сначала что-то воспринимает в «чуже». И только вполне в этом разобравшись, человек постепенно переносит это на себя. Развивая у ребёнка эмоциональный интеллект, нужно объяснять ему, почему другие люди так себя ведут. И чем более безразличны для него эти люди, тем легче он понимает эти объяснения.

Анна Шнайдер: А не означает ли это, что у него проблемы с эмоциональным интеллектом, если ему безразличны эти люди? Александр Колмановский: Нет-нет, просто какие-то незнакомые. Я вспоминаю крохотный эпизод многолетней давности. Я был в гостях в одной семье, и четырехлетний ребёнок пришёл домой и рассказал с каким-то изумлением, что какой-то там дядька проехался мотоциклом по песочнице. И он сказал об этом без осуждения, просто не понимая. И я машинально говорю: «Знаешь, наверно у него было плохое настроение, его кто-то обидел, и он ехал, не разбирая дороги», а мама говорит: «Да никто его не обидел, просто злой дядька». И вот от этого объяснения расходятся две разные жизненных траектории. В одном случае ребёнок будет относиться к чужому поведению с содержательным понимаем, а в другом случае — оценочно. Эмоциональный интеллект — это понимание эмоциональных причин чужого поведения. Ведущий эксперт по эмоциональному интеллекту, преподаватель МГУ имени Ломоносова Александр Колмановский Анна Шнайдер: Александр, какие существуют этапы осознания эмоций?

В статье описаны паттерны дыхания, которые объективно зафиксированы в психофизиологических экспериментах по проживанию людьми одинаковых эмоций — радости, ярости, страха, грусти. Этот психофизиологический эксперимент проводился с использованием специальной аппаратуры, фиксирующей амплитуду дыхания, глубину вдоха и другие физиологические параметры. Было выяснено, что паттерны дыхания четко дифференцированы между этими эмоциями. Это значит, что человек, испытывающий радость, дышит особым образом. Протестируйте себя, вспомните момент из жизни, когда радовались или были испуганы, и постарайтесь воспроизвести это дыхание. Почувствуйте разницу. Ощутите это состояние, представьте себя в приятном месте, дарящем спокойствие: кабинете, даче, лесу, морском берегу. Спокойный выдох приносит облегчение, а эта практика —подспорье в управлении негативными эмоциями. Добавлю, что в 2017 году в журнале Human Neuroscience вышла статья «Как управление дыханием может изменить вашу жизнь», авторы которой провели метаанализ 2461 статьи из базы Medline крупнейшая библиографическая база статей по медицинским наукам, созданная Национальной медицинской библиотекой США.

В результате был сделан вывод, что основные эффекты техники дыхания регулируют вегетативную центральную нервную систему, а также психологический статус. Выражение эмоций в российской культуре Многим гораздо проще вспомнить как дышит другой человек, чем вспомнить как дышит в тех или иных ситуациях и состояниях он сам. Нам будто трудно дышать, мы скрываем дыхание. И это не удивительно — в нашей истории много трагедий, войн, потерь и утрат. Когда человек теряет близких, имущество, Родину, конечно, блокируется дыхание. Вспомните расхожую фразу: «Не могу дышать». Это национальное свойство, обусловленное психотравмами наших предшественников. Или вот еще фраза: «Задержу дыхание, буду держать себя в руках» или, когда кто-то испытывает сложности, говорят: «Держитесь! Но в этот момент не держаться нужно, а рыдать, выплескивать эмоции.

Традиции богаты практиками, которые можно называть лечебными или терапевтическими. Например, хоровое пение, когда деревней собираются за столом и начинают петь песни. В этом случае пение выступает, как способ разрешения начать дышать.

Например, переключитесь на другую эмоцию или усильте позитивную эмоцию.

Управляйте эмоциями с помощью дыхания: сделайте глубокий вдох и медленный выдох — и так несколько раз. Можно использовать физическую активность: сделайте зарядку или поприседайте. Найдите положительное в событии, которое породило негатив: какой опыт вы приобрели, чему научились, как будете смотреть на это через несколько лет. Работать с эмоциями других людей в разы сложнее.

Для этого следует внимательно наблюдать за ними и пытаться понять, что у них на душе. В этом нам поможет оценка факторов коммуникации: вербальных слова, тема разговора , невербальных мимика, жесты, позы и паравербальных темп речи, интонация, громкость, длина предложений. Также мы можем воздействовать на эмоциональный мир человека, добавляя к уже имеющимся «простым» эмоциям еще какие-то, получая «сложные эмоции». Способы повышения эмоционального интеллекта Сознательное управление эмоциями.

Люди, которым недостает этой способности, постоянно сражаются с мучительным беспокойством, тогда как люди, ею обладающие, умеют гораздо быстрее приходить в норму после жизненных неудач и огорчений. Понимание и анализ своих эмоций. Люди, более уверенные в своих чувствах, оказываются лучшими лоцманами своей жизни, меньше сомневаясь в правильности личных решений. Понимание и анализ эмоций других людей.

Эмпатия, способность сопереживать, быть настроенным на социальные сигналы делают любое общение эффективнее. Использование эмоций для повышения эффективности. Например, полезно умение привести себя в состояние вдохновения: люди, которые умеют это, оказываются более продуктивными и успешными во всем, за что бы ни взялись Поддержание взаимоотношений. Такие способности укрепляют популярность, лидерство и эффективность межличностного общения.

Для руководителей эмоциональный интеллект особенно важен. Если они могут влиять на эмоции своего коллектива, то могут сделать его более продуктивным и счастливым. Это форма мышления, содержащая информацию, не являющаяся случайной или хаотичной. Не игнорируйте ваши эмоции.

Успешные люди всегда находятся в приподнятом настроении.

«Эмоциональный интеллект»: становление понятия в психологии

По словам одного из свидетелей, убедительность Гитлера опиралась на его способность целенаправленно выражать эмоции. Он «распахивал свое сердце», и поток эмоций захлестывал слушателей, заставляя их «поддаться чувствам и перестать критически мыслить». Лидеры, умеющие управлять эмоциями, могут лишать нас способности думать. Если их ценности расходятся с нашими, последствия оказываются ужасными. Данные исследований демонстрируют, что в ситуациях, когда у людей есть эгоистические интересы, эмоциональный интеллект превращается в инструмент для манипулирования окружающими. Затем группа Коте оценила, как часто эти сотрудники осознанно подставляют коллег. Оказалось, что сильнее всего склонны к вредоносному поведению макиавеллисты с высоким эмоциональным интеллектом. Они используют свои навыки работы с эмоциями, чтобы дискредитировать и ставить в неловкое положение других ради собственной выгоды. В компьютерной компании, изучавшейся профессором Тель-авивского университета Гидеоном Кундой Gideon Kunda , один из менеджеров признал, что выражает коллеге «восхищение его деятельностью», но при этом старается дистанцировать свое подразделение от его проекта, чтобы, когда этот проект рухнет, вся вина легла на коллегу.

Исследовательская группа во главе с профессором Университетского колледжа Лондона Мартином Килдаффом Martin Kilduff пытается пролить свет на эту темную сторону эмоционального интеллекта. По мнению соавторов Килдаффа, эмоциональный интеллект помогает людям ради личной выгоды скрывать определенный набор эмоций и демонстрировать другой набор. Носители развитого эмоционального интеллекта «осознанно формируют свои эмоции, создавая благоприятное впечатление о себе, — сообщает группа в одной из статей. Разумеется, не все люди используют эмоциональный интеллект в неблаговидных целях. Чаще всего эмоциональные навыки — просто инструмент для выполнения неких задач. Изучая подход к эмоциям в косметической компании Body Shop, исследовательская группа стэнфордского профессора Джоан Мартин Joanne Martin выяснила, что основатель Body Shop Анита Роддик Anita Roddick использовала эмоции как рычаг, чтобы подталкивать сотрудников жертвовать на благотворительность. Сама Роддик говорила: «Когда мы хотели убедить сотрудников поддержать некий конкретный проект, мы всегда старались разбить им сердца». При этом Роддик также советовала сотрудникам стратегически использовать выражение эмоций.

Однажды, заметив, что одна из сотрудниц «часто плачет от расстройства», Роддик отметила, что плакать можно, но «это нужно использовать» и плакать в определенные моменты совещания. Если рассматривать Роддик как образец лидера с высоким эмоциональным интеллектом, становится очевидным, что грань между мотивированием и манипуляцией очень тонка и пройти по ней крайне непросто. Там, где эмоции не в ходу, у эмоционального интеллекта обнаруживаются другие скрытые издержки.

В транзактном анализе есть понятие «запретов» — вербальных или невербальных посланий родителей, ограничивающих поведение или чувства ребенка: «хорошие девочки не злятся» или «мальчики не плачут». Привычка не показывать все или определенные эмоции создает много напряжения и мешает быть естественными. Продолжением блокировки может быть изображение другого переживания, одобряемого окружением: «девочкам нельзя злиться, но можно печалиться» или «мальчикам нельзя плакать от боли, но можно злиться».

Происходит перекладывание на эмоции ответственности за происходящее в своей жизни, оправдывание своих слов и поступков «а мне было плохо». Навязчивое желание во что бы то ни стало все время пребывать в позитивном эмоциональном настрое «позитивно мыслить». Заставлять себя быть приветливым, казаться жизнерадостным, веселым. Происходит потеря связи с реальностью, разочарование, истощение. Возмещение эмоционального ущерба Люди периодически совершают ошибки в отношениях, как большие, так и маленькие. Признание своих ошибок и просьба о прощении сродни искусству.

Нередко извинение ассоциируется с унижением, потерей достоинства, слабостью. Не все могут признаться в неправоте себе, а уж тем более другим. Тем не менее, эмоционально зрелый человек признает промахи, извиняется и компенсирует причиненный вред. Есть ряд внутренних препятствий, мешающих признать свою ответственность и извиниться: трудно признаться себе в совершении ошибки мы становимся уязвимыми ; страшно признаться другим в совершенной ошибке мы боимся, что к собственной критике добавятся разочарование и гнев других людей ; возникает беспокойство, что осознание вреда, который нанесло наше поведение, позволит увидеть чувства другого печаль, боль, стыд и это усилит собственные переживания. Изменение образа действий подразумевает ежедневную работу над собой в виде отказа от обидных форм поведения, предполагает заглаживание вины и возмещение ущерба, который был нанесен.

Яковлевой, которая утверждала, что осознание собственной индивидуальности есть не что иное как осознание собственных эмоциональных реакций и состояний, указывающих на индивидуальное отношение к происходящему [27]. Современные исследования эмоционального интеллекта представлены в работах И.

Андреевой, Д. Ушакова, Д. Люсина, С. Деревянко, О. Гулевич, В. Овсянниковой, Е. Сергиенко, Т.

А, Сысоевой, О. Белоконь и многих других [16]. Андреева показывает, что уровень развития эмоционального интеллекта в юношеском возрасте взаимосвязан с индивидуальными проявлениями самоактуализации. Также этот автор отмечает, что высокоразвитый внутриличностный эмоциональный интеллект способствует естественности эмоциональных проявлений и позитивному самоотношению, которые, в свою очередь, дают возможность устанавливать глубокие и тесные взаимоотношения с другими людьми [6]. Ушаков указывает на то, что при проведении исследования эмоционального интеллекта следует использовать не опросники, которые лишь затуманивают измеряемые конструкты, а тесты, оценивающие переработку эмоциональной информации в реальном времени [25]. Как и зарубежные психологи, отечественные исследователи часто изучают эмоциональный интеллект в связи с возможностью его влияния на лидерские качества. Так, работы О.

Белоконь показывают, что имеется связь между эмоциональным интеллектом и деловым стилем лидерства. Лидеры с высоким эмоциональным интеллектом не только способны создавать благоприятный психологический климат в коллективе, но и, в первую очередь, мотивировать сотрудников на выполнение задач организации [8]. Далее остановимся на отечественной модели эмоционального интеллекта, предложенной Д. Этот автор определяет «эмоциональный интеллект» как совокупность способностей для понимания своих и чужих эмоций и управления ими [15]. И способность к пониманию, и способность к управлению эмоциями могут быть направлены как на собственные эмоции, так и на эмоции других людей. Таким образом, можно говорить о внутриличностном и межличностном эмоциональном интеллекте. Эти два варианта предполагают актуализацию разных когнитивных процессов и навыков, однако должны быть связаны друг с другом [15].

По мнению Д. Люсина, способность к пониманию эмоций и управлению ими очень тесно связана с общей направленностью личности на эмоциональную сферу, т. Поэтому «эмоциональный интеллект» можно представить как конструкт, имеющий двойственную природу и связанный, с одной стороны, с когнитивными способностями, а с другой — с личностными характеристиками. Следовательно, «эмоциональный интеллект» — это психическое свойство, формирующееся в ходе жизни человека под влиянием ряда факторов, которые обусловливают его уровень и специфические индивидуальные особенности [13]. Модель, предлагаемая Д. Люсиным, принципиально отличается от смешанных моделей тем, что в конструкт не вводятся личностные характеристики, которые являются коррелятами способности к пониманию и управлению эмоциями. Допускается введение только таких личностных характеристик, которые более или менее прямо влияют на уровень и индивидуальные особенности эмоционального интеллекта.

Не представляется также возможным отождествить эту модель с трактовкой эмоционального интеллекта как черты. Для измерения предложенного конструкта могут использоваться задачи, характерные для интеллектуальных тестов, и опросники. Для измерения внутриличностного эмоционального интеллекта больше подходят опросники, поскольку сомнительно, что внутренний рефлексивный опыт человека можно оценить с помощью задач, имеющих правильные и неправильные ответы. При измерении межличностного эмоционального интеллекта использование задач более уместно, хотя при этом возникают сложные методические вопросы, связанные с определением правильных и неправильных ответов [15]. Дальнейшее развитие концепции эмоционального интеллекта должно способствовать пониманию и детальному рассмотрению таких научно-практических проблем, как профилактика, коррекция и реабилитация девиантного поведения, эмоционального выгорания, развитие творческих способностей, социализации личности, повышение стрессоусойчивости и уровня жизни индивида в целом. Литература Андреева И. Демократия: Материалы 5-й Междунар.

Минск, 2003. Андреева И. Брест, 2004. Минск, 2004. Смоленск: В 2 ч. Смоленск, 2004. Люсина, Д.

Бабаева Ю. Белоконь О.

Я не расстраиваюсь, когда меня критикуют. Я прекрасно понимаю, что делаю хорошо, а что — плохо. Я не избегаю общения с людьми, чтобы уклониться от конфликта. Мне нравится организовывать и проводить мероприятия у себя дома или на работе. Я умею контролировать свой гнев. Мне становится не по себе, когда я вижу бездомных на улице.

У меня нечасто меняется настроение. Мне легко начать разговор. Мои друзья могут мне доверять. Теперь сложите баллы 15 ответов. Если получилось от 1 до 25, вам нужно усердно работать над своим эмоциональным интеллектом. Между 26 и 50 — у вас средний эмоциональный интеллект. Небольшое усилие с вашей стороны может заметно изменить жизнь к лучшему. Между 51 и 75 — у вас высокий эмоциональный интеллект.

Зачем вообще развивать эмоциональный интеллект Без сомнения, именно эмоции придают смысл нашей жизни. Мы постоянно реагируем с разной степенью интенсивности, и избежать этого нельзя. Но всем ли в равной степени важно познать свои эмоции? Гелб рассказывал об исследовании, в котором участвовали тысячи лидеров со всего мира. Большинство из них представляли деловые круги, но также были и участники из духовной, политической и общественной сфер. Все лидеры отвечали на пятьдесят очень разных вопросов. К удивлению исследователей, ответ на один из вопросов был одинаковый. Участников исследования попросили назвать, исходя из их собственных критериев и управленческого опыта, вид интеллекта, необходимый хорошему лидеру.

Эмоциональный интеллект: как управлять собой, своими эмоциями и другими людьми

Эмоциональный интеллект – это способность идентифицировать и управлять своими эмоциями и эмоциями других, отмечает спикер и соучредитель SyncLX Райан Дженкинс. Психолог Трэвис Бредберри, один из современных исследователей эмоционального интеллекта и автор книги «Эмоциональный интеллект 2.0», отмечает, что на долю ЭИ приходится 58% успеха во всех видах деятельности. Эмоциональный искусственный интеллект (Emotion AI) — это ИИ, который позволяет компьютеру распознавать и интерпретировать человеческие эмоции и реагировать на них. Научный взгляд на то как контролировать эмоции, при чем здесь медитация и эмоциональный интеллект. Эмоциональный интеллект (ЭИ) — это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий